Что такое профессионализм

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Что такое профессионализм

специальное слово или выражение, характерное для какой-то профессиональной группы, напр.

, “на-гора” (у шахтеров), “вира”, “майна” (у грузчиков), “автоматчик”, “моторщик”, “шассист” (работник автоматного цеха, моторного цеха, цеха шасси у автомобилестроителей), “квантовый переход” у физиков, “фонема”, “морфема” у лингвистов, “полевое исследование” у социологов, “собачка” (листок со спецификацией публикуемого материала в редакциях газет и журналов) и т. д. Некоторые П. попадают в фонд общей речи, напр., “накладка” в значении “ошибка” (из языка актеров). Ср. ЖАРГОН, ЖАРГОНИЗМЫ, СЛЕНГ.

высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности.

П. дает возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий. П.

специалиста проявляется в систематическом повышении квалификации, творческой активности, способности продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, 1996). П.

Сергей прокофьев: возвращение мастера

конфликтолога проявляется, во-первых, в его умении предупреждать конфликты в личной жизнедеятельности, а если они все же возникли – в конструктивном их разрешении. Во-вторых, в способности его в роли третьего лица оказать помощь в профилактике реальных конфликтов, их конструктивном урегулировании.

Обратите внимание

В-третьих, в знании методологии, теории, методов и методик конфликтологии, прежде всего отечественной, умении проводить эффективные исследования реальных конфликтов.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

специфические особенности произношения,характерные обороты,нелитературные формы речи,свойственные для группы,объединенной профессиональной деятельностью.

высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности.

Профессионализм дает возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий.

Профессионализм специалиста проявляется в систематическом повышении квалификации, творческой активности, способности продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры.

Профессионализм Профессионал Профессиональный

Что такое профессионализм

       Профессионализм как качество личности –  способность систематически, стабильно и надежно выполнять сложную деятельность в любых условиях,  проявлять высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное, профессиональное исполнение своей работы.

      Однажды на одной из английских фабрик вышел из строя паровой генератор. Каких только специалистов не приглашал фабрикант, но никто не смог его починить. И вот однажды пришел незнакомый человек и сказал, что может починить генератор. Фабрикант удивился, но решил дать мастеру шанс.

Аккуратно и методично тот начал простукивать различные участки машины, внимательно прислушиваясь к звукам, которые издавала металлическая поверхность. За десять минут он простучал датчики давления, термостаты, подшипники и соединения, где, как он предполагал, находится повреждение.

Затем он подошёл к одному из коленчатых соединений и нанёс несильный удар молотком. Эффект был мгновенным. Что-то сдвинулось, и паровой генератор заработал. Фабрикант долго благодарил мастера и попросил его прислать счет, где были бы расписаны все виды работ. Вот что было написано в счете: За десять минут простукивания — 1 фунт.

За знание того, куда нужно ударить — 9999 фунтов. Итого: 10000 фунтов. Мораль: профессионализм — это не умение ударить, а умение ударить именно туда, куда нужно.

       Профессионализм – это стабильность мастерства.   Лучиться профессионализмом может лишь тот, кто посвятил своему занятию не менее 15 лет.  Об этом критерии профессионализма говорит философ Вячеслав Рузов.

  Если мы хотим достичь успеха в какой-то деятельности, нужно стараться действовать максимально стабильно. Например, если мы хотим достичь успеха в какой-то деятельности, в какой-то специальности, по этой специальности нужно поработать не меньше 15 лет. Это закон профессионализма.

Профессионал — это тот, кто проработал не меньше 15 лет. Вот этого человека можно считать профессионалом. Профессионал — это тот, кто знает все минусы, все побочные явления, у которого есть большой опыт того, как все плохо заканчивается. Это 15 лет. Если человек меньше проработал, он не профессионал.

Важно

Он, так или иначе, не знает, как некоторые моменты могут заканчиваться. Поэтому стать профессионалом трудно. И только через 15 лет человек может сказать, что он поработал на этой специальности. До этого он не может сказать, он просто еще экспериментирует, он еще только пробует.

15 лет такой срок достаточно серьезный. Поэтому если мы поступаем куда-то на работу, мы должны решить для себя, что я готов проработать в этом направлении 15 лет.

     Многие развлекаются на работе.  Это некоторый метод развлечения. Так же семья. Вспомните семью. То есть, что обещают мужчины и женщины друг другу, вступая в семью? И в радости и в горе, и в болезни и в здоровье, и в бедности и в богатстве быть что? Верными друг другу. Быть всегда вместе. То есть семья так же создается на этой основе.

То, что нам сначала нравится, потом разонравится. Но если мы хотим достичь успеха в семье, нужно просто продолжать оставаться вместе. Вот также и на работе, если мы хотим достичь успеха в своем профессионализме мы должны просто продолжать. Через некоторое время мы будем востребованы в любом месте.

То есть, если человек в чем-то становится профессионалом, он всегда востребован. Всегда востребован, он уже может быть спокоен, он профессионал. Он будет оценен, он будет востребован. Это факт. Если мы не профессионалы, то по законам жизни мы не будем востребованы.

Поэтому если хотя бы в чем-то у нас есть опыт, мы можем быть спокойны, у нас уже есть эта некоторая гарантия стабильности.

    Часто говорят: — Всё гениальное просто.  Это истина. Людям кажется, что их проблемы должны решаться необычайно сложно. Профессионализм начисто опровергает это заблуждение.  Например, как отмечает Вячеслав Рузов, профессионализм в гуманитарных науках – это «очень просто отвечать на очень сложные вопросы. Вот это профессионализм.

А профанация, это когда мы очень сложно отвечаем на очень простые вопросы. Наверное, многие подмечали, что настоящие профессионалы очень просто отвечают на заданные им вопросы. И людям сразу все становится понятно. Поэтому настоящий профессионализм — это в очень сложной проблеме увидеть очень простое решение. Оно всегда есть. Простое решение.

Совет

Не сложно решать легкие проблемы, а легко решать сложные проблемы. Вот это профессионализм.

    Есть еще один хитрый критерий профессионализма. Настоящего профессионала не раздражает непрофессионализм окружающих. Его не будут нервировать разговоры дилетантов о проблемах его профессии. Когда человек непрофессионал, его будет нервировать непрофессионализм другого человека.

Профессионал уверен и спокоен.  Он осознаёт, что должны быть дилетанты, что не обойтись без разных уровней профессионализма, что никуда не деться от невежд, глупцов и карьеристов, считающих себя корифеями в том, в чём ничего не смыслят.

Какой смысл растрачивать силы в доказывании их непрофессионализма?

      Профессионализм предполагает дружбу с интуицией. Когда человек становится профессионалом, он начинает реально понимать, как сделать лучше. У него появляется профессиональное видение – интуиция. То есть ему уже не нужны какие-то дополнительные факты, доводы, формулы.

Он просто начинает видеть истину.  В этом нет никакой мистики и волшебства. Это просто реальная стадия профессионализма. Например, к врачу  приходит пациент, и он сразу видит – сердечник, почечник. Говорят: — Хороший врач по стуку в дверь должен понять, чем болеет человек.

Если это действительно профессионал.

    Вячеслав Рузов отмечает, что всё это развивается не за неделю, не за год, даже не за 10 лет. Говорится, первичная профессиональная интуиция приходит через 21 год профессиональной деятельности. Кто у нас сейчас 21 год на одном рабочем месте сидит?  Это уже монстры.

Им уже можно медаль давать за боевые заслуги на рабочем месте. Это уже редкость. Сейчас все сразу же перебегают с места на место при первых же трудностях. Т.е. человек работает, и он постоянно ищет новое место работы. Постоянно. Он уже работает. И он все равно ищет другое место работы, на всякий случай.

Поэтому, нет этой концепции, династии, поэтому, к сожалению, мы находимся в мире, где все, немножечко непрофессионально.

Обратите внимание

Повара немножечко не профессиональны, можно отравиться, врачи немножечко не профессиональны, могут залечить до смерти, водители немножечко не профессиональны, могут на встречную полосу играючи выехать. Все немножко не профессиональны. Немножко. Поэтому и жизнь такая, немножечко опасная.

Поэтому, мы все время напряжены. Мы просто чувствуем, что все немножко непрофессионально. Все немножко непрофессионально и как-то опасно все немножко. Нужно перепроверять, перепроверять, за каждым. Конечно, будет какое-то депрессивное состояние, ну что делать, такова реальность.

   К сожалению, сейчас такая культура, т.е. нет династии. Это приходит от того, что разрушается наследственность. Дети не идут по стопам своих родителей, никто не работает долго на одном месте, никто не становится профессионалом, поэтому династии разрушаются, соответственно нет этой культуры – продолжать дело, которое мне дано по моей природе.

Мы не просто так рождаемся вместе. У нас есть эта взаимосвязь. Но, мы стали гордыми. Поэтому мы говорим – папа с мамой пусть занимаются, чем хотят, у меня своя жизнь. Поэтому династии разрушаются – соответственно нет профессионалов. Потому, что только в династийной системе могут быть профессионалы.

Если династии нет – чрезвычайно трудно стать профессионалом.

      В законах кармы говорится – человек становится профессионалом на третью жизнь. Невозможно с первой жизни стать профессионалом, если я ее только начал. Поэтому, скажем так грубо, в первой жизни мне просто нравится музыка. Но, к сожалению, я где-то спал в лесу, и стадо медведей пробежало по моим ушам. Поэтому, я ничего не понимаю, просто мне нравится музыка.

Итак, мне нравится музыка всю мою жизнь. На следующую жизнь, когда я рождаюсь, у меня уже появляется слух какой-то. И меня отдают в церковно-приходскую школу, я занимаюсь три года по классу баяна и пою в хоре: «Степь да степь кругом» еще что-то. Т.е. как-то я к этому приобщаюсь. И потом на свадьбах я подыгрываю на гармошке.

Итак, я занимаюсь этим всю жизнь, и на третью жизнь я уже рождаюсь в семье музыкантов, на фортепьяно прямо, на рояле уже рождаюсь, или за кулисами где-то рождаюсь прямо, на концерте, уже прямо в семье музыкантов. И мои родители уже музыканты, и все мое окружение музыканты, все что я с самого детства слышу – это музыка, я к ней привыкаю, и поэтому становлюсь профессионалом.

На третью жизнь только становлюсь. Так описывается в законах кармы.

    Соответственно, если династии нет, если все это разрушается с самого начала, то нет профессионалов, т.е. мы все время с первой жизни все начинаем.

Важно

Все время начинаем все с первой жизни, поэтому нет этой прирожденности, нет этой действительно, высокопрофессиональной интуиции. Обычно интуиция воспринимается как нечто неосознанное. В действительности это не так.

В действительности, интуиция – это стадия профессионализма.

Петр Ковалев 2014 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Что такое профессионализмы

Что такое профессионализм

Профессионализмы – что это такое и откуда они пошли?

Кроме слов широкого обихода, используемых в повседневной жизнедеятельности, существуют жаргонизмы, которыми оперируют люди определенной профессии.

Эти слова, нередко понятные только им, называются профессионализмами.

Однако в отличие от терминов, обладающих официальным статусом в науке, технике, искусстве и имеющих право на включение в официальные документы, профессионализмы допустимы только в устной речи.

Например, строители называют шуруповерт «шуриком», а полицейские словом «пакуй» заменяют целую фразу: «одевай на него наручники и вези в отделение».

Хотя профессионализмы понятны всем, кто, так или иначе, причастен к соответствующей профессии, они никогда не употребляются в официальных источниках.

Дело в том, что они представляют некую смесь специальной лексики и просторечья, а подобная терминология в формальном русском языке недопустима.

Специфика неформального языка профессий

Профессионализм зарождается как неформальное понятие в узком кругу специалистов. По своей сути он очень близок к жаргонизму, что еще раз подтверждает ограниченные рамки его использования.

У каждого круга специалистов свои профессионализмы. Часто они строятся на ассоциации с исходным термином или явлением. Это может быть смысловое, внешнее, функциональное сходство.

Так, военные называют вертолет вертушкой, потому что лопасти вращаются (вертятся). «Убитый» автомобиль – это автомобиль настолько изношенный, что на нем невозможно ездить.

Совет

Буханка – старый, давно снятый с производства мини автобус УАЗ, действительно похожий на буханку хлеба.

Специфика некоторых профессионализмов доступна только посвященным. Для простых людей такие слова имеют совершенно другое значение.

Понятное нам всем слово «крот» для профессионального контрразведчика вовсе не мохнатое обитающее под землей существо – для него это надежно замаскировавшийся предатель.

Когда офисные сотрудники обсуждают какого-то Гену, постороннему слушателю и в голову не приходит, что это не кто иной, как Генеральный директор.

Характерные особенности и применение

Эмоциональная окраска некоторых профессионализмов еще раз выдает их принадлежность к устной речи.

Яркие, емкие понятия «глухарь» и «висяк», обозначающие бесперспективное для раскрытия уголовное дело, наглядный тому пример. Есть профессионализмы, построенные на негативных моментах в работе, ошибках.

Это такие, как вошедшие в лексикон многих профессий слова «косяк» (ошибка) и «накосячить» (ошибиться).

Рука об руку профессионализмы шествуют с просторечиями. Иногда их невозможно отличить. Монтажники широко используют такое понятие, как тройник, произнося его «трайник» (с ударением на первом слоге), а фланец для них – флянец. Согласитесь понять, профессионализмы это или просторечия невозможно.

Какие профессионализмы существуют в разных профессиях

Использование профессионализмов среди различных профессий достигло такого уровня, что люди употребляют их в повседневной работе, даже не осознавая, что это неофициальная лексика. У преподавателей популярно слово «окно», означающее отсутствие урока в расписании.

Очень любят профессионализмы компьютерщики. Клава, комп, моник. Непонятно? А ведь все очень просто: клавиатура, компьютер, монитор. Более того, в официальных СМИ широко используются (теперь уже всем понятные) термины «отмывание денег», «книжный развал», «черный нал».

Наш язык переполняется иностранными словами. Однозначности в том, положительное это явление или нет, не сформировалось. На бытовом уровне иностранная лексика, доминирующей, безусловно, не станет, но процесс идет. И вот мы уже свободно обращаемся с заимствованными профессионализмами: генерация – поколение, контент – содержание, лизинг – сдача внаем, маркетинг – изучение рынка.

Употребление в устном общении

Профессионализмы изучены крайне слабо.

Эту тему предпочитают не затрагивать, возможно, ввиду ее неофициального статуса, а, может, просто потому, что такие термины тяжело поддаются формализации, а вписать их в какие-то лексические рамки практически невозможно.

Правда, определенную, хотя и скудную, литературу по этому вопросу найти можно. Есть даже словари, использование которых помогает понять суть дела и лучше ориентироваться в узких значениях таких понятий.

Связанные с профессионализмами проблемы

Одна из проблем – непонимание значений профессионализмов простыми не вовлеченными в данный процесс производства людьми. Даже представители одной профессии могут по-разному истолковывать то или иное понятие, что может привести к нарушениям и даже срывам в процессе работы.

Просторечия вперемежку с профессионализмами, используемые рабочим персоналом, порой вводят в заблуждение менеджеров компании и представителей руководства, предпочитающих использовать в служебной деятельности официальный язык.

Что такое профессионализм?

Что такое профессионализм

Много лет назад началось повальное увлечение компаний прописыванием ценностей и миссий. Не миновала чаша сия и DataArt. Сразу оговорюсь, что процесс не сошелся и был заброшен тоже много лет назад. Но до сих пор я помню одно слово, которое все время появлялось в списке, и каждый раз оказывалось, что для каждого оно означает что-то свое. И слово это — «профессионализм».

Лирическое отступление про ценности для любопытных

Собственно, почему мы забросили затею с ценностями? Потому что с практической точки зрения ценности — это то, что объединяет сотрудников компании, компанию и клиентов, поставщиков, партнеров… Разделяемые глубокие убеждения. У нас, как ни крути, первой ценностью выпадала «толерантность». А все последующие ей противоречили, как и сама идея ценностного отбора.

Если ты способен делать работу и терпим к окружающим — ты наш. Поскольку толерантность и вправду «наше все», то естественно, что по всем остальным кандидатам в ценности единодушия не наблюдалось. Можно было, конечно, увековечить себя, любимых, добавив в список «разнообразие», «открытость» и все такое, но ведь это не ценности, оно просто так получилось…

Последним рывком пытались зацепиться за то, что работу делать надо, и делать хорошо, мы же тут не в клубе по интересам, а в бизнесе. Тут как раз и вылез «профессионализм», о котором вся эта статья.

А со временем и саму затею с ценностями я разлюбил: у подавляющего большинства компаний, украсивших свои сайты разделом «наши ценности», он похож то ли на рекламу, то ли на пустые лозунги.

Спросите кого угодно, кому нужна помощь: «Хотели бы вы работать с истинными профессионалами?» Ответ будет очевиден.

Однако замените слово «профессионалами» на «юристами», «консультантами», «админами», «программистами», «сантехниками», «стоматологами», «киллерами» и… тень сомнения ляжет на лицо отвечающего.

«Что, вы, собственно, имеете в виду?» Слово «профессионал» у нас имеет удивительно позитивную коннотацию, на грани неадекватности. А вот стереотипы конкретных разновидностей профессионалов далеки от однозначности.

Ну да оставим киллеров со стоматологами и разберемся с программистами и компанией. Подавляющее большинство работающих в индустрии инженеров считает себя профессионалами. Но под профессионализмом коллеги понимает совсем не одно и то же. На этой почве возникают конфликты, внутренние и внешние, отбирающие силы, так необходимые клиентам и коллегам.

Лирическое отступление про ценностные конфликты

Ценности в бизнесе можно рассматривать в трех ипостасях. Самое простое и утилитарное проявление ценностей — нравственные ориентиры, список морально значимых вещей, важных для всей компании. Это не вредит, но их легко игнорировать, а игнорирование, в свою очередь, обесценивает.

Если не игнорировать, то надо вводить ценностные фильтры, например, при приеме на работу и аттестациях.

«Вы, коллега, не всегда превосходите ожидания клиентов и недостаточно привержены идее качества, прощайте!» В условиях дефицита кадров такое не могут позволить себе даже самые фанатичные компании.

Максимум, используются анти-ценности — мы, например, не берем кандидатов с явными признаками чрезмерной агрессивности, т. к. поставить их на место в толерантной компании некому.

Обратите внимание

Наконец, можно идентифицировать разделяемые в организации ценности de facto, т. е. глубокие убеждения, истинность которых в данной культуре не подлежит сомнению или обсуждению.

Сделать это на практике можно только в небольшой и монокультурной фирме или группе руководства (в случае компании большой).

Это полезное упражнение, но зачастую польза от него парадоксальна — в результате оказывается возможным обсудить «очевидное» и понять, что «очевидность» эта требует или доказательства, или последовательно насаждения.

На самом деле, сейчас я пишу уже седьмое окончание статьи. Похоже, рекорд, и десятки удаленных страниц — цена неспособности хоть как-то просто объяснить непростые вещи, которые кажутся мне важными.

На очередные мысли навел меня вчерашний просмотр мультика в кино с ребенком (в российском прокате — «Секретная служба Санта-Клауса» или как-то так). Чудесная иллюстрация ценностного конфликта — два брата делают работу Санты по доставке подарков.

Один — технократ, ориентированный на эффективное обслуживание огромных масс детей. Второй — сентиментальный чудик, неэффективный во множестве аспектов, но для которого даже один ребенок без подарка — катастрофа.

Понятно, что второй без первого — ничто, но симпатии авторов и зрителей на стороне чудика, он показывает ценностный уровень, на котором пренебрежение стотысячной долей процента недопустимо. И именно внимание чудика к этой ценности удерживает всю организацию от распада.

Важно

Посмею утверждать, что ценности как глубокие разделяемые в организации убеждения непрактичны в повседневных операциях, но с ними обязательно надо считаться, когда они есть. И, кстати, становится чудаковатый брат «стратосферным» топом, а технократ — типа исполнительным директором… И все счастливы — это же мультик. 😉

Среди IT-специалистов доминируют два видения профессионализма. Я обрисую полярные типы, чтобы подчеркнуть ширину возможной пропасти. К счастью, в мире куда больше сбалансированных переходных типажей, но «чистые типы» прекрасны в своем образе, и, конфликтуя, поляризуют окружающих довольно быстро.

Первое видение основано на образе профессионала-эксперта, всегда правого и безусловно-авторитетного вне своего круга. В своем кругу иерархия основана на статусе, косвенно проистекающем из опыта, достижений, знаний, мощности интеллекта и силы характера. Деньги для такого профессионала — лишь вознаграждение, редко достойное его крутизны.

Номинал зарплаты, место в офисе и на парковке, любые атрибуты статуса важны сами по себе, вне связи с извлекаемой из них практической пользой. Такие профи обладают почти неисчерпаемой мотивацией к изучению нового, к решению задач все возрастающей сложности, но вот работа на уровне и, тем более, ниже их квалификации быстро вгоняет в депрессию.

Профессионалы второго типа считают, что они тоже решают задачи, но, в отличие от любителей, делают это за деньги. Знания и навыки для них — всего лишь средство достижения целей, одно из многих. Результат для них значит заметно больше, чем процесс.

Но в основе их мотивации лежит не сумма вознаграждения, а сам факт получения приза, «зачет».

Без четко поставленной цели такой профи редко вписывается в изучение нового, его мало интересует статус сам по себе, но он гордится своим умением достичь нужного эффекта минимальными средствами и из самой невыгодной позиции.

Очень хорошо видна разница между типами во время аврала по внесениям изменений за день до релиза.

Нетрудно понять, почему почти все успешные специалисты по QA ближе к первому типу, а яркие представители второго типа часто мигрируют в продажи или менеджмент.

Совет

Очевидно, что эти два типа нужны друг другу, как и умеренные, сбалансированные коллеги. О том, как добиться синергии и помочь им увидеть пользу друг от друга, написано уже немало. Но полярные персоны раздражают друг друга, часто ведут беспредметные споры и тратят массу сил и времени.

И, защищая позицию, доходят уже до разрушительных крайностей. У нас работал (понятно, недолго) разработчик, поправивший в выходные код за себя и коллег, чтобы «все было по паттёрнам».

А коллеги, реализующих свой кусок интерфейса или базы данных в полном отрыве от «обозов» бизнес-логики знакомы, думаю, всем, как и менеджеры, виртуозно мобилизующие команду на строительство «потемкинской деревни».

Терапия от конфликтов и впадения в крайности делится на два слоя.

Первый слой — гигиена, поддержание баланса на уровне организации, когда продвигаются наверх только гармоничные коллеги, а корпоративные «кнуты» и «пряники» адресуют оба типа полярного поведения.

Надо подчеркивать уместность и неуместность тех или иных действий, но не объявлять их безусловно плохими или хорошими.

Цениться должны и усилия, и результат, а более того — вклад в общее дело и командная работа.

Второй слой — попытка придать этому самому профессионализму какой-то смысл.

Тут мы подходим к ответу на ключевой вопрос — кто же такой профессионал «на самом деле»? Когда стоматолог приходит к программисту, а юрист вызывает печника, он вынужден довериться ему.

Он не может доверять, как доверяет друзьям или коллегам по цеху — на основе отношений, знаний, сравнения с индустриальными стандартами, интуиции, наконец. Нет, он вынужден довериться, броситься c головой в омут чужой компетентности.

Всегда оправдывать доверие невозможно, невозможно даже всегда делать то, что пообещал (в конце концов, люди внезапно смертны). Но даже несколько простых вещей сделают нас заметно лучше:

  • Убеждаться, что отвечающие поняли вопрос.
  • Убеждаться, что сами правильно поняли то, чего от нас хотят.
  • Не давать пустых обещаний, осознавать свои личные и групповые ограничения.
  • Делать то, что просят, а не то, что интереснее, удобнее, быстрее и т. д.
  • Отдавать достижению цели клиента себя целиком, и показывать это клиенту.

Принципы кажутся банальными, но от этого не становится легче им следовать.

А становится легче, когда напоминаешь себе, что профессионалы не существуют без клиента, ведь профессионал — просто человек, который знает и умеет что-то, чего не знают и не умеют другие, и этим живет.

И опять лирическое отступление про ценности и DataArt для любопытных

Есть ли у нас ценность «доверие» — после всего написанного выше? Про ценность не знаю, а доверия очень много.

Что такое профессионализм?

Что такое профессионализм

Обновление содержания и структуры педагогического образования – объективная потребность начала ХХI века. Все мы хорошо понимаем, что речь идет о достижении нового качества подготовки, отвечающего особенностям исторического периода, переживаемого Россией, и тенденциям современного развития мировой цивилизации.

Качество образования, как мы все знаем, зависит прежде всего от тех людей, которым доверено обучение и воспитание. Учебные программы, даже самые хорошие, могут принести пользу или вред в зависимости от того, в чьи руки они попадут.

В наше время учитель многое определяет в жизни страны, ибо школа осталась одним из реальных механизмов воздействия на молодое поколение. Не решив проблему качественной подготовки учителя, мы не сможем обеспечить страну высококвалифицированными врачами, инженерами, технологами, строителями, учеными во всех областях знаний.

Обратите внимание

Поэтому когда мы разрабатывали программу, то в первую очередь стремились понять, как должна измениться подготовка учителя в условиях реформирования общей средней школы и в целом системы высшего образования.

Модернизация общего среднего образования имеет для нас особое значение, поскольку мы видим, как непросто, порой противоречиво, разворачивается этот процесс. Особенно тревожит нас тот факт, что по целому ряду концептуальных вопросов добиться общественного согласия не удается до сих пор.

Как мы знаем, идет дискуссия о Базисном учебном плане основной и профильной школы, о стандартах общего среднего образования. Отклики, поступающие из вузов, свидетельствуют, что в регионах возникает немало вопросов по содержанию и количеству часов, отводимых на предметы учебного плана школы.

Это относится к математике, истории, естественно-научным предметам, литературе. Мы понимаем, что создание Базисного учебного плана и стандартов общего образования – объективно трудная задача, что при столкновении разных интересов и представлений нелегко найти компромисс, но убеждены, что обновление будет успешным, если опираться на систему традиционных основ и ценностей образования.

Мы прекрасно понимаем, что нужно работать на опережение процесса модернизации школьного образования, решая целый комплекс задач, связанных с улучшением качества подготовки педагогов.

В этой связи во многих педвузах успешно идут работы по созданию внутривузовских систем качества, например, Тульский госпедуниверситет в 2002 году стал дипломантом Всероссийского конкурса внутривузовских систем оценки качества образования, а МПГУ около двух десятилетий начал и ведет научные разработки, связанные с использованием тестирования как одного из новых средств оценки знаний.

Мы – свидетели того, как создавались и создаются вариативные системы учреждений образования, вариативные учебники, авторские школы и многое другое.

Здесь очень много нерешенных проблем, нам нужно думать, как готовить в педвузах педагогов, которые будут востребованы в этих новых условиях, при существующем до сих пор разрыве между различными ступенями образования, частой нестыковке программ среднего и высшего педобразования.

Идут споры о том, кто будет готовить учителей для профильной школы. Ответы, построенные на противопоставлениях «специалист или магистр», «педагогические вузы или классические университеты», уводят от главного.

Работа в профильной школе потребует от учителя глубоких научных знаний по своему предмету и смежным областям, сформированных научно-исследовательских навыков, умения самостоятельно создавать программы и учебные курсы, работать в условиях многообразия учебной литературы, использовать новейшие образовательные технологии.

Качественно подготовить такого учителя по всем педагогическим специальностям смогут только те вузы, которые имеют сильные научные школы, аспирантуру, докторантуру, ведут инновационную деятельность в области образования. Сейчас в России из общего числа студентов примерно 80 процентов – специалисты со сроком обучения 5 лет.

Важно

В педагогическом образовании этот процент еще выше, так как подавляющее большинство выпускников – учителя, поскольку специалист именно с такой квалификацией в первую очередь нужен школе. Специалисты, подготовленные так, как это делалось многие годы, тоже могут успешно преподавать в профильной школе.

Говоря о фундаментальности, хочу подчеркнуть, что мы поддерживаем принципиальную политику Минобразования РФ, которое запланировало целый ряд научных проектов, позволяющих нам решать проблемы, связанные с модернизацией средней и высшей школы.

Я думаю, что это хороший научный подход, который поможет нам создать новую систему подготовки педагогов и найти ответ на вопрос, что же мы хотим получить в результате. Не секрет, что, увлекаясь новыми подходами, новаторы не всегда четко понимают, что строят, на каком фундаменте, что хотят в результате получить. Тут большую роль нужно отводить экспериментальной работе. В прошлом ведущим педвузам доверяли вести экспериментальную работу для отработки нововведений и новаций, и у них есть такой опыт.

Сегодня далеко не теоретический характер приобретает дискуссия о принципах, на которых должно быть построено современное содержание педагогического образования.

В качестве важнейшего из них в последнее время часто называют компетентностный подход, на который предлагается перевести педагогическое образование, заменив им принципы научности и фундаментальности.

Как математик, я привык оперировать точными определениями, но не так давно на заседании президиума РАО было отмечено, что до сих пор нет точного определения понятий «компетенция», «компетентностный подход».

Сама по себе подготовка к решению определенных профессиональных задач не вызывает сомнения, так же как необходимость серьезного усиления практической направленности обучения в педвузах.

Недопустимо, когда, как отмечала Госинспекция по результатам аттестации некоторых вузов, студенты выпускных курсов – будущие учителя русского языка допускают много ошибок в диктантах школьного уровня, а будущие учителя математики не справляются с задачами школьной программы.

Совет

Но при этом нельзя противопоставлять практическую подготовку, «натаскивание» на определенные функции фундаментальному образованию. В условиях быстро изменяющейся социокультурной среды лишь основательная научная подготовка может обеспечить профессиональную мобильность педагога. Резкий крен от фундаментальности и научности в сторону прагматизма грозит серьезными последствиями. Мы убеждены, что профессионализм педагога включает в себя три важнейшие составляющие: фундаментальные научные знания, мощную психолого-педагогическую и методическую подготовку, высокую общую культуру и личностные качества будущих педагогов.

последние годы педвузы испытывали серьезные трудности с организацией практики и ее оплатой. В этом смысле заслуживает распространения опыт Московского департамента образования и Московского городского педуниверситета, которые проводят аттестацию и присвоение более высоких разрядов молодым педагогам на основании годичной стажировки студентов в столичных школах.

Одна из самых острых и актуальных задач – создание в образовательных учреждениях современной материально-технической базы. Для этого необходима корректировка лимита государственных инвестиций на развитие ресурсной базы педвузов и других учреждений системы непрерывного педобразования.

Ректоры педвузов всерьез обеспокоены тем, что сегодня речь приходится вести не столько о развитии, сколько о сохранении учебных корпусов, оборудования, лабораторий, общежитий и библиотек.

Не будет преувеличением сказать, что в современных условиях укрепление и дальнейшее развитие материальной базы системы непрерывного педобразования становится первостепенной задачей государственной важности.

Министр говорит о том, как мы будем модернизировать начальную школу, вводить там изучение иностранных языков, компьютерной грамотности, но, наверное, не все знают о том, что многие педагогические вузы зачастую укомплектованы компьютерной техникой слабее, чем гимназии, лицеи и даже школы.

Нужны средства не только для приобретения современной компьютерной техники, но и на комплектование библиотек современными учебниками. Во многих педвузах отсутствуют наборы учебников из федеральных комплектов.

Я помню публикацию в «Учительской газете», автор которой совершенно справедливо спрашивал: «А что же мы будем делать дальше, если в педвузах нет необходимых условий для того, чтобы выдавать учителю полноценный диплом на выпуске, может быть, лишить их этого права?» Я думаю, что все-таки лучше пойти иным путем, ориентируясь не на внутренние ресурсы педвузов, которые уже в значительной степени исчерпаны, а на комплекс мер по укреплению материально-технической базы вузов, колледжей и так далее. Это для нас жизненно важное дело, и мы надеемся на выделение необходимых для этого средств. Тем более что впервые за многие годы мероприятия по модернизации педобразования уже стали подкрепляться реальным финансированием в рамках средств федерального бюджета и научных программ. За счет ФПРО подготовлена поставка аппаратно-программных средств на факультеты начальных классов педвузов (таких факультетов 62), в текущем году вузы получат также комплекты электронных изданий учебного назначения, которые уже используются в школах, началась апробация учебных изданий по педагогике и психологии, на основе конкурса определен перечень педвузов, в которые поставят лабораторное оборудование. Надеемся, что эти меры позволят сдвинуть с «мертвой точки» решение острейшей проблемы совершенствования материально-технической базы, на которой должна вестись подготовка педагогов нового поколения.

рограмма модернизации педобразования создавалась как документ оперативного реагирования на проблемы, накопившиеся в подготовке педагогических кадров и резко обострившиеся с началом мероприятий по модернизации образования в России.

Обратите внимание

Система педагогического образования – единственная в своем роде, потому что она непосредственно работает на всю систему образования, такой системы нет больше ни в одной стране мира.

Мы не должны потерять эту систему, а это может произойти при передаче педвузов на региональный бюджет (понимая это, Министерство образования поддержало предложения Совета по педагогическому образованию, Ассоциации педвузов и воздержалось от передачи более чем двадцати педагогических вузов на уровень субъектов Федерации), при изменении статуса педагогических вузов. Есть определенные тенденции, о которых мы хорошо знаем, сокращения педвузов, слияния, растворения их в других высших учебных заведениях и так далее. За последние год-полтора в классические университеты перешли высшие учебные заведения в Московской области, Астрахани, Карачаево-Черкесии, Курске. Когда к нам в Совет приходят письма с просьбой поддержать изменение статуса, мы всегда задаем коллегам важнейший, на наш взгляд, вопрос: став классическим университетом, сумеете ли вы сохранить в числе задач первостепенной важности подготовку учителей? Опыт преобразований показывает: как только вуз ослабляет внимание к подготовке педагогов, через некоторое время регион начинает испытывать дефицит учителей. Один из примеров я приводил на съезде ректоров: как только Ставропольский педуниверситет стал классическим, сразу возникли проблемы с педагогами дошкольного и начального звеньев.

Говоря о структурных преобразованиях, не могу не отметить, что интеграционные процессы в нашей системе идут уже многие годы.

Одной из организационных форм интеграции стали учебно-научно-педагогические комплексы, в которых объединены по вертикали однопрофильные образовательные учреждения – от детского сада до системы повышения квалификации, а центром стал педагогический вуз.

В стране уже работают около 80 таких комплексов, которые реализуют принципы непрерывности и преемственности педагогического образования. Думаю, этот опыт, который стал результатом инициативы на местах, должен быть изучен и поддержан.

Сейчас же нередко при создании университетских комплексов объединение ведут по горизонтали, соединяя разнопрофильные вузы и ссузы, при этом непременно поглощается педагогический вуз. Совсем недавно Совет по педагогическому образованию поддержал предложение Коми пединститута создать республиканский педагогический образовательный округ на базе существующего свыше 7 десятилетий педагогического института.

Сегодня мы отчетливее, чем когда бы то ни было, понимаем, какие задачи стоят перед нами, какие проблемы нам предстоит одолеть, нас не пугает, что их много и самых разнообразных, мы надеемся, что программа модернизации педагогического образования поможет решить многие из них.