Сергей прокофьев: возвращение мастера

Искусство

Сергей прокофьев: возвращение мастера

Начало

Квартира на Садовой улице, счастливое одиночество

Мать поселилась с сыном на съёмной квартире на Садовой улице, пересекающей, точнее опоясывающей весь центр Петербурга – от Летнего сада и Марсова поля до устья Фонтанки, что у Старо-Калинкина моста: в той её части, что была не так уж и далеко от Крюкова канала, на котором прошло детство Стравинского, – в

доме за № 90.

Город прямых летящих линий и широких, просторных проспектов – запруженная пешеходами, торговая Садовая была исключением, – опрокидывающей сознание архитектуры, величественной и музыкальной одновременно, прекрасных общественных садов, лучших в тогдашней России музеев и театров, судоверфей и передовых заводов, высокого неба, имперского величия и славы, заселённый заносчивым высшим чиновничеством, родовой и промышленной аристократией, артистической богемой и профессурой мирового класса, военными всех званий и рангов, ремесленным и рабочим людом, пришедшими на сезонные работы крестьянами, Санкт-Петербург был возведён как воплощённое будущее, путём невероятных усилий, в совершенно непригодном для города месте, противопоставлен остальной России и в этом противопоставлении одновременно вбирал и отражал её, и, отражая страну, был плодом русского гения в наивысшем его проявлении, через открытость чужому

Ценой собственной жизни: как 3 водолаза спасли миллионы людей

умеющего довыразить и достроить своё.

Влияние Петербурга на творческое сознание Прокофьева огромно. Именно в таком требующем всего тебя, без остатка, месте он и стал,

сопротивляясь его колоссальному силовому полю, самим собой.

Обратите внимание

Ведь Петербург был не только воплощением людьми для людей разумно и властно, просторно и захватывающе организованного пространства; он ни на минуту не переставал быть пределом физического, культурного и эстетического напряжения, сдерживающего внешнее давление стихийно-природного. Нева с её разливами и

широким течением не давала ни на минуту забыть о близости стихии.

От петербургской разлётной просторности и широкой вычерченности – идёт уверенная ясность прокофьевских музыкальных построений; недаром уже первых слушателей его музыки поражала традиционность форм в эмоционально и колористически взрывных композициях.

От сопротивления силовому полю Петербурга – дикой энергии напор его сочинений, заключённый при этом в жёсткую структуру; недаром петербургский критик Каратыгин сравнивал их с ледоломом на Неве – мощным и неостановимым, «когда кажется, что не глыбы льда движутся навстречу нашему взору, а мост

плывёт против течения» _ 1.

Прокофьеву повезло, что на первых порах его ничто не отвлекало. В атмосфере заботы, созданной Марией Григорьевной, он мог целиком отдаться тому, ради чего оставил степную Солнцевку –

изучению теории композиции. Он поначалу был настолько переполнен

этим, что даже не замечал отсутствия друзей, даже того, что отец, продолжавший управлять донецким имением, больше не жил с ними, пожертвовав ради благополучия сына единством семьи, и, конечно, всего, что происходило вокруг в столичном городе. Зато концентрация на избранном деле была полнейшая. И

слава Богу.

Занятия в Консерватории: преподаватели и наставники

Вера Алперс, будущая близкая приятельница юного Серёжи, запомнила появившегося в консерваторских классах осенью 1904 тринадцатилетнего Прокофьева «ярко выраженным блондином с живыми глазами, с хорошим цветом лица, с яркими крупными губами, очень

аккуратно одетым и аккуратно причёсанным» _ 2.

Преподаватели Консерватории, ведшие у совсем ещё юного студента, либо присматривавшие за его успехами и развитием, были звёздами первой величины, или входили в такой «второй ряд»

знаменитостей, который составил бы честь любой национальной традиции.

Важно

Новый директор Консерватории Александр Глазунов – после отставки на волне революционных протестов довольно левого Римского-Корсакова – никаких предметов у Прокофьева не вёл, зато не раз вмешивался на стороне ершистого вундеркинда в принимаемые относительно него решения.

Он вообще постоянно защищал студентов: то материально помогал бедствующим, деля между ними своё жалование, – в деньгах Глазунов, унаследовавший от отца издательское дело, не нуждался; то ходатайствовал перед полицией за приехавших учиться из «черты оседлости»; то намекал, что то или иное студенческое сочинение неплохо бы исполнить на проходивших за стенами Консерватории концертах. Композитор необычайного мастерства и благородства, «русский Брамс», пусть и не ведавший об интеллектуально-звуковых глубинах, открытых Мусоргскому, и никогда не погружавшийся в психологические бездны, присущие Чайковскому, Глазунов высоко и с достоинством держал голову вождя академической школы в нашей музыке. Джентльмен во всём – от бытового поведения до эстетических вкусов – Глазунов был увенчан признанием русской музыкальной общественности и почетными докторскими степенями Оксфордского и Кембриджского университетов, широко и с достоинством глядел на вещи, уча этому юных консерваторцев. Они же его боготворили. И то, что Глазунов признавал огромный композиторский талант мальчика из Солнцевки, и, пусть и не во всём одобряя, во всём ему покровительствовал, раз и навсегда определило положение Прокофьева-студента. Во всяком случае, о таком отношении директора Консерватории знали все. (Через много лет Глазунов отнесётся с таким же исключительным пониманием к

другому гениальному вундеркинду и студенту его Консерватории –

Дмитрию Шостаковичу). Чисто творчески влияние Глазунова сказывалось в том, что его музыка частенько проигрывалась студентами Консерватории при домашнем музицировании. Прокофьев и значительно старший его одноклассник Николай Мясковский, по первому образованию военный, исполняли в четыре руки Пятую и

Шестую симфонии благородного мастера _ 3, дома у Алперс Сергей

частенько игрывал на пару с Верой и другие выдающиеся

симфонии директора Консерватории – Седьмую и Восьмую _ 4, прозванную

Николаем Слонимским «Ормузд и Ариман». Мясковскому, без сомнения, пошло на пользу раннее увлечение Глазуновым; Прокофьев же, как он ни стремился отрицать любые влияния, с годами всё больше демонстрировал зависимость от того, что глубоко прочувствовал в ранние годы.

Как ни парадоксально, самая конструктивно совершенная и зрелая, самая музыкально цельная и самая характерно прокофьевская из его симфоний – Пятая одновременно и самая «глазуновская»: в первую очередь по возвышенному благородству тематических линий и формы.

Есть в ней и

прямые аллюзии на Глазунова.

Количество же раз, когда Глазунов помог юному Прокофьеву вниманием и добросердечием просто неисчислимо. Вот два выдающиеся в своём роде примера.

Когда в абонементе Мариинского театра на сезон 1907/1908 годов собирались давать «Кольцо Нибелунгов», то Прокофьев попросил на репетицию «Золота Рейна» величайшую ценность консерваторской библиотеки – партитуру оперы, выдававшуюся на руки только самому Глазунову да Римскому-Корсакову.

Понимая, какое огромное образовательное значение может иметь для юноши прослушивание Вагнера с партитурой в руках, Глазунов лично поручился за то, что студент возвратит её в целости и сохранности.

А в 1909 Прокофьеву, уже окончившему обучение по композиции, но продолжавшему занятия по фортепиано, Глазунов решил уступить половину времени на репетиции своей новой вещи с Придворным оркестром под управлением Гуго Варлиха – с тем, чтобы тот же оркестр прочитал в присутствии Прокофьева его новую симфонию. Иной возможности услышать это произведение в оркестре больше не представилось. В 1907 аналогичным образом поступил Римский-Корсаков, устроив с Придворным оркестром Варлиха прослушивание частей юношеской симфонии

Игоря Стравинского.

Совет

В отличие от Глазунова, Николай Римский-Корсаков вёл классы контрапункта и инструментовки, но заинтересовать инструментовкой схватывавшего всё на лету и стремительно развивавшегося Прокофьева не удалось.

У того на всю жизнь осталось впечатление от занятий с Римским-Корсаковым как от чересчур поверхностных и потому безразлично-суховатых (классы были переполнены, особого внимания каждому уделить не получалось), странно не соответствующих занимавшей воображение музыке, писавшейся преподавателем.

Студент с увлечением слушал только что поставленную на сцене Мариинского театра мистическую оперу Римского-Корсакова – из времён монгольского нашествия – «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Его собственная музыка к историческому кинодейству Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» возникла из переосмысления корсаковского «Китежа», особенно же занимавшей юного Прокофьева Сечи при Керженце. Но ещё больше, чем героический «Китеж», воображение юноши занимала лирическая опера-мистерия Римского-Корсакова из

языческих времён «Снегурочка» _ 5. Прокофьеву очень хотелось большего

личного и композиторского контакта с прославленным мастером, но его, увы, не складывалось. Поэтому учеником

Римского-Корсакова Прокофьев себя никогда не считал.

Ещё хуже было отношение к классам по контрапункту у Анатолия Лядова.

Тот имел значительную репутацию как композитор, но имел также склонность к симфонической миниатюре, а не к развёрнутым полотнам, как Глазунов, и уж решительно оказывался не способен написать хоть одно сценическое действо, подобное тем, что выходили с завидной регулярностью из-под пера Римского-Корсакова.

Лядов не скрывал от студентов, что занимается с ними от отсутствия иного источника к существованию. Приученный с детства к упорному труду, Прокофьев считал профессора за феноменального лентяя. Действительно, если была хоть малейшая возможность увильнуть от проведения классов, Лядов просто не являлся на службу. Благо бы освободившееся время шло на сочинительство.

Вовсе нет. Когда Сергей Дягилев договорился с Лядовым о написании им музыки к балету «Жар-птица», который в хореографии Фокина должен был идти в Париже, а, значит, обещал и приличный гонорар, – чем не источник к существованию! – то к сроку сдачи партитуры Лядов передал Дягилеву и Фокину, что дело скоро сдвинется с мёртвой точки, ибо он даже уже

приобрёл нотную бумагу _ 6. Кончилось всё тем, что вместо него

Творчество С.С.Прокофьева — произведения, жанры, анализ

Сергей прокофьев: возвращение мастера

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953), вошедший в историю русской музыки как великий композитор, новатор, мастер музыкального театра, создатель нового музыкального языка и ниспровергатель старых канонов, всегда оставался истинно русским художником.
М. Тараканов отмечает, что в этом – главное историческое значение Прокофьева, продолжившего в данном направлении дело Пушкина и Глинки; его

В то же время, продолжая идти в некотором смысле по пути А. Бородина и М. Мусоргского, он привносит в музыку натиск, динамику, энергию, наполненные глубокими идеями и светлым оптимизмом.

Музыкальный театр Прокофьева

С.С.Прокофьев в 1918 году

Непрерывный творческий процесс работы композитора в данном русле обусловлен развитием музыкально-сценической драматургии в связи с тремя основными линиями (выделяет Л. Данько):

  • комедийно-скерцозная, отмеченная связью с традициями народного ярмарочного представления, сказочно-пародийных спектаклей (например, балет «Шут», опера «Любовь к трем апельсинам»);
  • конфликтно-драматургическая, берущая начало от оперы «Игрок»  – вплоть до оперы «Война и мир»;
  • лирико-комедийная (опера «Дуэнья», балет «Золушка»).

Четвертая линия, связанная с народной песенностью, формируется в последние годы жизни композитора (опера «Повесть о настоящем человеке», балет «Сказ о каменном цветке».

Оперы С.С.Прокофьева

Тематика оперных сюжетов охватывает образцы русской и европейской классической литературы; временной диапазон от эпохи Средневековья вплоть до периода Советского Союза. Помимо завершенных, немало оперных замыслов осталось нереализованными; некоторые приводит в пример Н. Лобачевская:

  • «Рассказ о простой вещи» (по повести Б. Лавреньева), существующий в виде краткого плана оперы;
  • «Расточитель» (по пьесе Н. Лескова), представляющий собой пространное изложение сюжета;
  • «Вас вызывает Таймыр» (по пьесе А. Галича и К. Исаева) – здесь разработаны отдельные характеры и сцены;
  • замыслы опер «Хан Бузай» и «Далекие моря» (сохранилась 1-я картина).

Среди завершенных опер:

  • «Пир во время чумы», родившийся в результате занятий композитора с Глиэром;
  • «Маддалена» (1911, 2-я ред. 1913) – одноактная лирико-драматическая опера;
  • «Игрок» (1916, 2-я ред. 1927), где зарождается тип конфликтной драматургии;
  • «Любовь к трем апельсинам» (1919), восходящая к традициям dellarte;
  • «Огненный ангел» (1919-1927/1928, по одноименному роману В. Брюсова), сочетает черты камерной лирико-психологической оперы и социальной трагедии;
  • «Семен Котко» (1939), сочетающий черты любовной драмы, комедии, социальной трагедии;
  • «Дуэнья» (или «Обручение в монастыре», 1946) – синтезирует жанры лирической комедии и социальной сатиры;
  • «Война и мир» (1941-1952) – опера-дилогия по роману Л. Толстого;
  • «Повесть о настоящем человеке» (1948, 2-я ред. 1960) — посвящена одной из важнейших проблем советского искусства: национальный характер в период Великой Отечественной войны.

В целом для оперного творчества Прокофьева характерно господство игровой стихии, тенденция к усилению роли оркестровых эпизодов, стремление  воплотить  современные идеалы и  отразить особенности воссоздаваемой в конкретном сюжете исторической эпохи.

Прокофьев в музыкальных текстах своих произведений – сторонник рационального использования музыкально-выразительных средств; как драматург, обновляет оперный жанр введением в него элементов драматического театра и кинематографа. Так, специфику прокофьевской монтажной драматургии  охарактеризовал М.

Друскин: «прокофьевская драматургия – это не простая смена «кадров», не калейдоскоп чередующихся эпизодов, а музыкальное перевоплощение принципов то «замедленной», то «убыстренной» съемки, то «наплыва», то «крупного плана».

Обратите внимание

Также оперы Прокофьева отличают многоплановость образов и сценических ситуаций, полярность в отражении действительности.

Балеты Прокофьева

Характерная для русского балета ХХ в. тенденция к симфонизации возводит балетный жанр не только в ранг одного из ведущих, но и делает его серьезным конкурентом оперы. Во многом она (тенденция) связана с именем С. Дягилева, по заказу которого были созданы практически все ранние балеты Прокофьева.

  • композитор продолжает и завершает балетную реформу, начатую П. Чайковским, доводя ее до той вершины, где балет из хореографического спектакля превращается в музыкальный театр;
  • из трех ведущих линий советского балетного театра (героико-историческая, классическая, сатирическая) именно классическая, имеющая лирико-психологическую природу, оказывается основополагающей для балетов Прокофьева;
  • симфонизация балетного жанра, важная роль оркестра, развитая лейтмотивная система.
  • «Ала и Лоллий» (1914), в основе которого – скифский сюжет. Его музыка также известна как «Скифская сюита»; дерзкий, острый, смелый «Шут», или «Сказка про шута семерых шутов перешутившего» (1915 – 1920), поставлен в Париже.
  • Балеты 20-30х годов: («Трапеция», 1924; «Стальной скок», 1925; «Блудный сын», 1928; «На Днепре», 1930, памяти С. Дягилева).
  • Три балета – шедевры, созданные по возвращении на родину («Ромео и Джульетта», 1935; «Золушка», 1940-1944; «Сказ о каменном цветке», 1948-1950).

Инструментальное творчество Прокофьева

Симфонии

  • №1 (1916 – 1917) «Классическая», где композитор обращается к бесконфликтному типу симфонизма добетховенского периода (гайдновский тип симфонизма);
  • №2–4 (1924, 1928, 1930) – симфонии зарубежного периода. Симфонию №2 Асафьев назвал симфонией «из железа и стали». Симфонии №3 и №4 – на материале оперы «Огненный ангел» и балета «Блудный сын»;
  • №5–7 (1944, 1945 – 47, 1951 – 1952) – написаны в поздний период. Героико-эпическая симфония №5 отразила дух военного времени; симфония №7, завершенная менее чем за год до смерти композитора, исполнена, тем не менее, оптимизма и радости жизни.
  • С. Слонимский к симфониям также относит симфонию-концерт для виолончели b—moll (1950 – 1952).

Фортепианное творчество Прокофьева

композиторов-кучкистов, с другой – к представителям западной музыкальной культуры. Так, бодрый тон творчества, стройность музыки, приемы гармонического развития (органные пункты, параллелизмы и т.д.

), ритмическая четкость, лаконичность в изложении музыкальной мысли роднят его с Григом; изобретательность в области гармонии – с Регером; изящество тарантелльных ритмов – с Сен-Сансом (отмечает Л.

 Гаккель).

7 произведений Прокофьева

Сергей прокофьев: возвращение мастера

Сергей Прокофьев — композитор, пианист и дирижер, автор опер, балетов, симфоний и множества других сочинений, известных и популярных по всему миру и в наше время. Читайте истории о семи важных сочинениях Прокофьева и слушайте музыкальные иллюстрации от фирмы «Мелодия».

Опера «Великан» (1900)

Музыкальные способности у будущего классика русской музыки Сергея Прокофьева проявились еще в раннем детстве, когда он в возрасте пяти с половиной лет сочинил свою первую пьесу для фортепиано — «Индийский галоп». Ее записала нотами мать юного композитора Мария Григорьевна, а все последующие свои сочинения Прокофьев записывал уже самостоятельно.

Весной 1900 года под впечатлением от балета «Спящая красавица» Петра Чайковского, а также опер «Фауст» Шарля Гуно и «Князь Игорь» Александра Бородина 9-летний Прокофьев сочинил свою первую оперу «Великан».

Несмотря на то что, как вспоминал сам Прокофьев, «умение записывать» у него «не поспевало за мыслью», в этом наивном детском сочинении в жанре комедии дель арте уже был виден серьезный подход будущего профессионала к своей работе.

В опере была, как и положено, увертюра, каждый из персонажей сочинения имел свою выходную арию — своеобразный музыкальный портрет.

В одной из сцен Прокофьев даже применил музыкальную и сценическую полифонии — когда главные герои обсуждают план борьбы с Великаном, сам Великан проходит мимо и поет: «Они хотят убить меня».

Услышав отрывки из «Великана», известный композитор и профессор консерватории Сергей Танеев рекомендовал юноше всерьез заняться музыкой. А сам Прокофьев с гордостью включил оперу в первый список своих сочинений, который он составил в возрасте 11 лет.

Опера «Великан»Дирижер — Михаил ЛеонтьевАвтор восстановления оркестровой версии — Сергей Сапожников

Премьера в Михайловском театре 23 мая 2010 года

Первый фортепианный концерт (1911–1912)

Подобно многим молодым авторам, в ранний период своего творчества Сергей Прокофьев не нашел любви и поддержки критиков. В 1916 году в газетах писали: «Прокофьев садится за рояль и начинает не то вытирать клавиши, не то пробовать, какие из них звучат повыше или пониже».

А по поводу первого исполнения «Скифской сюиты» Прокофьева, которым дирижировал сам автор, критики высказались так: «Прямо невероятно, чтобы такая лишенная всякого смысла пьеса могла исполняться на серьезном концерте… Это какие-то дерзкие, нахальные звуки, ничего не выражающие, кроме бесконечного бахвальства».

Однако в исполнительском таланте Прокофьева никто не сомневался: к тому времени он успел зарекомендовать себя как виртуозный пианист.

Важно

Исполнял Прокофьев, впрочем, в основном собственные сочинения, среди которых слушателям особенно запомнился Первый концерт для фортепиано с оркестром, получивший благодаря энергичному «ударному» характеру и яркому запоминающемуся мотиву первой части неофициальное прозвание «По черепу!».

Концерт №1 для фортепиано с оркестром ре-бемоль мажор, соч. 10 (1911–1912)Владимир Крайнев, фортепианоАкадемический симфонический оркестр МГФДирижер — Дмитрий КитаенкоЗапись 1976 года

Звукорежиссер — Северин Пазухин

1-я Симфония (1916–1917)

В пику консервативным критикам, желая, как он сам писал, «подразнить гусей», в том же 1916 году 25-летний Прокофьев написал совершенно противоположный по стилю опус — Первую симфонию. Ей Прокофьев дал авторский подзаголовок «Классическая».

Скромный по составу оркестр гайдновского образца и классические музыкальные формы намекали, что если бы «папаша Гайдн» дожил до тех дней, то он вполне мог бы написать такую симфонию, приправив ее смелыми мелодическими оборотами и свежими гармониями. Созданная сто лет назад «назло всем», Первая симфония Прокофьева до сих пор звучит свежо и входит в репертуар лучших оркестров мира, а «Гавот», ее третья часть, стал одной из самых популярных классических пьес ХХ века.

Сам Прокофьев впоследствии включил этот гавот в качестве вставного номера в свой балет «Ромео и Джульетта». У композитора была еще и тайная надежда (в этом он сам впоследствии признавался), что из противостояния с критиками в конечном счете победителем выйдет именно он, особенно если с течением времени Первая симфония в самом деле станет классической. Что, собственно, и произошло.

Симфония №1 «Классическая», ре мажор, соч. 25Государственный академический симфонический оркестр СССРДирижер — Евгений Светланов

Запись 1977 года

I. Allegro

III. Gavotte. Non troppo allegro

Сказка «Петя и волк» (1936)

До конца своих дней Прокофьев сохранил непосредственность мировосприятия. Будучи отчасти ребенком в душе, он хорошо чувствовал детский внутренний мир и неоднократно писал музыку для детей: от сказки «Гадкий утенок» (1914) на текст сказки Ханса Кристиана Андерсена до сюиты «Зимний костер» (1949), сочиненной уже в последние годы жизни.

Первым сочинением Прокофьева после возвращения в Россию в 1936 году из долгой эмиграции стала симфоническая сказка для детей «Петя и волк», написанная по заказу Наталии Сац для Центрального детского театра.

Сказка юным слушателям полюбилась и запомнилась благодаря ярким музыкальным портретам персонажей, которые до сих пор знакомы на слух многим школьникам не только в России, но и за рубежом. Для детей «Петя и волк» выполняет образовательную функцию: сказка представляет собой своеобразный путеводитель по инструментам симфонического оркестра.

Совет

Этим произведением Прокофьев предвосхитил написанный почти на десять лет позже и аналогичный по задумке путеводитель по симфоническому оркестру для молодежи (Вариации и фуга на тему Пёрселла) английского композитора Бенджамина Бриттена.

«Петя и волк», симфоническая сказка для детей, соч. 67Государственный академический симфонический оркестр СССРДирижер — Евгений Светланов

Запись 1970 года

Балет «Ромео и Джульетта» (1935–1936)

У признанного шедевра ХХ века, многие номера из которого возглавляют международные хит-парады классической музыки, — балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» — была непростая судьба.

За две недели до назначенной премьеры общее собрание творческого коллектива Кировского театра постановило спектакль отменить во избежание, как все считали, полного провала.

Возможно, такие настроения в артистах отчасти поселила статья «Сумбур вместо музыки», вышедшая в газете «Правда» в январе 1936 года, которая жестко раскритиковала театральную музыку Дмитрия Шостаковича.

И театральное сообщество, и сам Прокофьев восприняли статью как нападки на современное искусство в целом и решили, что называется, не лезть на рожон. В то время в театральной среде даже распространилась злая шутка: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете!»

В результате премьера «Ромео и Джульетты» состоялась лишь два года спустя в Национальном театре города Брно в Чехословакии.

А отечественная публика увидела постановку только в 1940 году, когда балет все-таки поставили в Кировском театре.

И несмотря на очередной приступ борьбы правительства с так называемым «формализмом», балет «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева был даже удостоен Сталинской премии.

«Ромео и Джульетта», балет в четырех актах (9 картинах), соч. 64Симфонический оркестр Государственного академического Большого театра СССРДирижер — Геннадий РождественскийЗапись 1959 года

Звукорежиссер — Александр Гроссман

Действие I. Картина первая. 3. Улица просыпается

Действие I. Картина вторая. 13. Танец рыцарей

Действие I. Картина вторая. 15. Меркуцио

Кантата к 20-летию Октября (1936–1937)

В 1936 году Сергей Прокофьев, эмигрант первой послереволюционной волны, зрелый, успешный и востребованный композитор и пианист, вернулся в Советскую Россию. Большое впечатление произвели на него перемены в стране, которая стала совсем другой.

Игра по новым правилам потребовала и некоторых корректив в творчестве.

И Прокофьев создал ряд произведений, на первый взгляд, откровенно «придворного» характера: Кантату к 20-летию Октября (1937), написанную на тексты классиков марксизма-ленинизма, кантату «Здравица», сочиненную к 60-летию Сталина (1939), и кантату «Расцветай, могучий край», посвященную уже 30-летию Октябрьской революции (1947). Правда, учитывая своеобразное чувство юмора Прокофьева, то и дело проявлявшееся в его музыкальном языке, до сих музыкальные критики не могут дать однозначного ответа на вопрос, написал композитор эти произведения искренне и всерьез или же с определенной долей иронии. Например, в одной из частей кантаты «К 20-летию Октября», которая называется «Кризис назрел», сопрано поют (а точнее — пищат) в самом высоком регистре «Кризис назрел!», спускаясь по полутонам. Это звучание напряженной темы кажется комичным — и такие неоднозначные решения встречаются в «просоветских» произведения Прокофьева на каждом шагу.

Кантата к 20-летию Октября для двух смешанных хоров, симфонического и военного оркестров, оркестра аккордеонов и шумовых инструментов, соч. 74 (сокращенный вариант)

Обратите внимание

Государственная хоровая капеллаХудожественный руководитель — Александр ЮрловСимфонический оркестр Московской филармонииДирижер — Кирилл КондрашинЗапись 1967 года

Звукорежиссер — Давид Гаклин

Тексты Карла Маркса и Владимира Ленина:

Вступление. Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма

Философы

Революция

Музыка к фильму «Александр Невский» (1938)

Композиторам первой половины ХХ века многое приходилось делать впервые, и созданные ими образцы нового искусства сейчас считаются хрестоматийными. Это в полной мере относится и к музыке для кино.

Всего семь лет спустя после появления первого советского звукового фильма («Путевка в жизнь» 1931 года) в ряды деятелей киноискусства влился и Сергей Прокофьев.

Среди его сочинений в жанре киномузыки выделяется масштабная симфоническая партитура, написанная для фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938), переработанная впоследствии в кантату под тем же названием (1939).

Многие образы, заложенные Прокофьевым в этой музыке (скорбная сцена «мертвого поля», бездушная и механическая по звучанию атака крестоносцев, радостная контратака русской конницы), и по сей день являются стилевым ориентиром для кинокомпозиторов всего мира.

«Александр Невский», кантата для меццо-сопрано, хора и оркестра (на слова Владимира Луговского и Сергея Прокофьева), соч. 78

Лариса Авдеева, меццо-сопрано (Поле мертвых)Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. ЮрловаХормейстер — Александр Юрлов Государственный академический симфонический оркестр СССРДирижер — Евгений СветлановЗапись 1966 года

Звукорежиссер — Александр Гроссман

Мемория. Сергей Прокофьев — ПОЛИТ.РУ

Сергей прокофьев: возвращение мастера

23 апреля 1891 года родился Сергей Прокофьев, композитор, пианист и дирижер.

Личное дело

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891—1953) родился в имении Сонцовка Екатеринославской губернии (ныне село Красное Донецкой области Украины). Его отец был ученым-агрономом, управлял имением. Мать была хорошей пианисткой и начала заниматься с сыном музыкой, когда ему не исполнилось еще и пяти лет.

Сергей рано проявил интерес к сочинительству, написав циклы маленьких фортепианных пьес, а в девять-десять лет уже сочинил оперы «Великан» и «На пустынных островах». В 1902 и 1903 годах в летние месяцы учился теории и композиции у Рейнгольда Глиэра, тогда только окончившего Московскую консерваторию.

Благодаря этим занятиям создал оперу «Пир во время чумы», симфонию и несколько пьес.

Важно

В 1904 году тринадцатилетний Сергей Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию. Его наставниками были Николай Римский-Корсаков (инструментовка), Анатолий Лядов (композиция), Анна Есипова (фортепиано) и Николай Черепнин (дирижирование).

Окончил консерваторию по классу композиции в 1909 году, а в 1914 году — по классу фортепиано. Уже во время учебы в консерватории давал концерты — с 1908 года исполнял собственные произведения в качестве пианиста. В 1914 году сыграл с оркестром свой Первый фортепианный концерт и получил почетную премию имени Антона Рубинштейна — рояль. Продолжал занятия в консерватории по классу органа.

В конце 1917 года задумался об отъезде из России, писал в дневнике: «Ехать в Америку! Конечно! Здесь — закисание, там — жизнь ключом, здесь — резня и дичь, там — культурная жизнь, здесь — жалкие концерты в Кисловодске, там — Нью-Йорк, Чикаго. Колебаний нет».

В мае 1918 года Сергей Прокофьев выехал из Москвы в Токио. После получения американской визы в августе отплыл в США. После гастролей в Америке, в 1922 году, перебрался в Германию, а с 1923 года — в Париж, где провел десять лет. Как пианист и дирижер много выступал с концертами по Европе и США.

В 1921 году в Чикаго состоялась премьера оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». В Париже прошли постановки балетов «Стальной скок» (1927) и «Блудный сын» (1928). В 1925—1931 годах сочинил Вторую, Третью и Четвертую симфонии, Четвертый и Пятый фортепианные концерты.

В 1927 и 1929 годах приезжал с концертами в СССР. В 1930 году написал оперу «Семен Котко» по повести Валентина Катаева и балет «На Днепре» для театра «Гранд-Опера».

В 1933 году окончательно вернулся на родину. Тогда же написал музыку к постановке по повести Пушкина «Египетские ночи» в московском Камерном театре.

Вел занятия по композиции в школе высшего мастерства при Московской консерватории, получил звание почетного профессора консерватории.

Во время Великой Отечественной войны в эвакуации создал грандиозную оперу по роману Льва Толстого «Война и мир». В тот период также много работал над балетом «Золушка», Пятой симфонией, сонатами для фортепиано.

Совет

В 1947 году был удостоен звания Народного артиста РСФСР, а в 1948 году подвергся нападкам за «формалистический» стиль музыки и симпатии к «вырождающемуся искусству Запада». Тогда же была арестована и приговорена к двадцати годам лагерей за шпионаж его первая жена, испанка Каролина Кодина-Любера (1897—1989).

Сергей Прокофьев скончался от кровоизлияния в мозг 5 марта 1953 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В память о композиторе на доме в Камергерском переулке, где он жил, установлена мемориальная доска.

Чем знаменит

Сергей Прокофьев — музыкальный вундеркинд, один из наиболее значительных русских композиторов XX века, сочинивший одиннадцать опер, семь балетов, столько же симфоний, восемь концертов и музыку к кино («Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1944—1945).

Прокофьев также был известным пианистом, дирижером и музыкальным педагогом. Лауреат шести Сталинских премий (1943, 1946 — трижды, 1947, 1952) и Ленинской премии (1957). Народный артист РСФСР (1947).

Сергей Прокофьев считается новатором музыкального языка, обогатившим его в области гармонии. В его произведениях выделяют так называемую «прокофьевскую доминанту». Типичные для композитора звучания достигаются на основе диссонанса медных духовых инструментов и сложных полифонических узоров струнной группы.

О чем надо знать

Новаторство композитора не всегда находило понимание у слушателей и чиновников. Так, на премьере Скифской сюиты зал опустел наполовину. Среди ушедших с премьеры был и директор Петербургской консерватории Александр Глазунов.

В 1948 году Прокофьева ругали в советской прессе за формализм. Его Шестая симфония (1946) и опера «Повесть о настоящем человеке» были названы не соответствующими концепции соцреализма. Однако со временем Шестая симфония была признана шедевром.

В первый раз Прокофьев женился в 1923 году, в браке родились два сына — Святослав (1924) и Олег (1928). Брак распался в 1941 году, когда Прокофьев ушел к Мире Мендельсон.

Обратите внимание

В 1948 году его первая супруга Каролина Кодина-Любера была арестована по обвинению в шпионаже и сослана — сначала в Абезь (Коми АССР), затем в мордовские лагеря. В 1956 году она была реабилитирована, позднее покинула СССР.

За рубежом основала Фонд Прокофьева, который позднее разросся до Архива и Ассоциации Прокофьева.

Прямая речь:

О музыкальном даре: «К трем годам относится мое первое воспоминание. Я кувыркаюсь на постели моего отца. Вокруг стоят родные. В передней звонок, приехали гости. Все бегут встречать. Я продолжаю кувыркаться и, слетев с постели, ударяюсь лбом о железный сундук. Нечеловеческий рев, все бегут обратно.

Удар был здоровенный — шишка на лбу осталась на все детство и юность и сравнялась лишь к тридцати годам. Когда, уже молодым человеком, я дирижировал в Париже, художник Ларионов трогал ее пальцем и говорил: «А может, в ней-то весь талант!»».

О знакомстве с оперой: «В Москве меня взяли на оперу, на «Фауста». Когда мы очутились в ложе театра Солодовникова (после революции — филиал Большого театра), мать дала мне несколько предварительных объяснений.

— Ты понимаешь, жил-был Фауст, ученый. Он уже старик, а все читает книги. И вот приходит к нему черт и говорит: «Продай мне душу, тогда я сделаю тебя снова молодым». Ну, Фауст продал, черт сделал его молодым, и вот они начинают веселиться…

Я насторожился. Пришли мы в театр задолго до начала, я скучал в ожидании, не вполне понимая, куда и зачем привели, а тут вдруг такая интересная перспектива: приходит черт, и потом они начинают веселиться!».

О поступлении в консерваторию: «Вступительный экзамен прошел довольно эффектно. Передо мной экзаменовался мужчина с бородой, принесший в качестве всего своего багажа романс без аккомпанемента. Я вошел, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес. «Это мне нравится!» — сказал Римский-Корсаков, который вел экзамен».

О зарубежье: «Воздух чужбины не возбуждает во мне вдохновения, потому что я русский и нет ничего более вредного для человека, чем жить в ссылке, находиться в духовном климате, не соответствующем его расе.

Важно

Я должен снова окунуться в атмосферу моей родины, я должен снова видеть настоящую зиму и весну, я должен слышать русскую речь, беседовать с людьми, близкими мне.

И это даст мне то, чего так здесь не хватает, ибо их песни — мои песни».

О предназначении: «Композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать ее. Он прежде всего обязан быть гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему».

7 фактов о Сергее Прокофьеве:

  • Страстью композитора были шахматы. Он же предложил «девятерные» шахматы, для которых используется доска с полем 24х24, а игра ведется сразу девятью комплектами фигур. Однажды Прокофьев играл партию с экс-чемпионом мира по шахматам Эмануэлем Ласкером и смог свести ее к ничьей.
  • В 1936 году написал для Центрального детского театра симфоническую сказку «Петя и волк», получившую широкую известность. Также составил сборник фортепианных пьес «Детская музыка» (1935).
  • Прокофьев сам написал бо́льшую часть либретто к свои операм. Он писал и рассказы, которые были опубликованы в 2003 году. В СССР и России не раз переиздавалась «Автобиография» Прокофьева, написанная им после возвращения на родину.
  • «Дневники» Сергея Прокофьева легли в основу документальной ленты «Прокофьев: Неоконченный дневник», снятой режиссером из Канады Иосифом Фейгинбергом.
  • Композитор скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке. Так как он умер в один день со Сталиным, кончина осталась почти незамеченной, а близкие столкнулись с большими трудностями при организации похорон.
  • В 2009 году в Государственном музее им. А. С. Пушкина была показана «Деревянная книга Сергея Прокофьева — симфония родственных душ». Книга является собранием высказываний известных людей. Прокофьев задавал им один и тот же вопрос: «Что вы думаете о солнце?». В альбоме свои мысли оставили 48 человек.
  • Согласно завещанию Прокофьева, в год столетия со дня его смерти, в 2053 году, будут открыты все его архивы.

Материалы о Сергее Прокофьеве:

Статья о Сергее Прокофьеве в Википедии

Биографическая справка РИА Новости

Биография на сайте To-name.ru

Да здравствует развод — 6. Не по закону, но по справедливости, или две вдовы Сергея Прокофьева

Сергей прокофьев: возвращение мастера

?Oadam (oadam) wrote,
2014-02-03 10:01:00Oadam
oadam
2014-02-03 10:01:00Categories:    Продолжаю об интересных разводах в истории.

В советские учебники по семейному праву и международному частному праву этот случай не вошел, хотя среди юристов он получил название «казус Прокофьева» – после смерти великого советского композитора Сергея Прокофьева, у него осталось две законные вдовы-наследницы.

Лина Кодина-Немысская-Прокофьева в 1912 (?), 1924, 1948 и 1983 году.     8 октября 1923 года в ратуше германского города Этталь (Бавария) был заключен брак между советским композитором Сергеем Прокофьевым и испанской оперной певицей Каролиной Кодина-Немысской (которую знакомые называли просто Лина).

Лина была дочерью испанского тенора Хуана Кодина и российской певицы с польскими и французскими корнями Ольги Немысской.

     Этот брак был заключен что называется «по залёту» – несмотря на то, что будущие супруги к тому времени уже пять лет жили вместе (с 1918 го по 1936 год, Прокофьев постоянно обитал за границей и с СССР бывал лишь наездами), композитор не спешил связывать себя узами Гименея. И лишь когда Лина забеременела, то Прокофьев, как честный человек, посчитал обязанным на ней жениться.

Лина Прокофьева с сыновьями Святославом и Олегом. 1930 год. Предместье Парижа     27 февраля 1924 года у супругов родился сын Святослав, а 14 декабря 1928 года второй сын Олег. В 1936 году семья Прокофьевых вернулась в СССР, Лина и дети получили советское гражданство, но семейная жизнь Прокофьевых не заладилась.

     Певицей Лина оказалась весьма посредственной, супругой довольно стервозной, и к жизни в сталинском СССР адаптироваться так и не смогла.

Вся семейная жизнь Прокофьева свелась к вечным скандалам с требованием вернуться на Запад.

Но легко было Лине что-то требовать от Прокофьева, и сложнее было Прокофьеву потребовать того же самого от Сталина – с момента возвращения в СССР композитор отпускался в зарубежные гастроли лишь дважды, и без семьи.

Семья Прокофьевых перед возвращением в СССР. 1936 год.     В конце концов, в 1938 году в кисловодском санатории 47-летний Сергей Прокофьев познакомился с 23-летней Мирой Мендельсон, которая мозги ему ничем не «компостировала», просто окружив великого композитора заботой и любовью. В марте 1941 года Прокофьев ушел из семьи, вскоре началась война, и вопрос о разводе не поднимался.     Сразу после войны Прокофьев начал процедуру развода, но менее чем за год до её окончания, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года, этот процесс усложнился – вводилась сложная двухступенчатая процедура развода с необходимостью публикации в газетах объявлений о предстоящих судебных разбирательствах.     К тому же решение этого вопроса натолкнулось на яростное сопротивление Лины – она была согласна на развод только при условии своего с детьми отъезда за границу. А поскольку она владела пятью языками, была завсегдатаем на приёмах в иностранных посольствах и имела множество знакомых среди иностранных дипломатов и журналистов, то этот развод Прокофьева обещал скандально прогреметь на весь мир.

     И тогда кто-то подсказал композитору сделать юридический «ход конем» – не разводиться, а признать заключенный за границей брак недействительным.

Сергей Прокофьев с Мирой Мендельсон. 1941 год     Чтобы не углубляться в юридические дебри, постараюсь кратко. В СССР признавались браки, заключенные советскими гражданами за границей, в двух случаях:     1) Браки между гражданами СССР, если они зарегистрированы в советских посольствах или консульствах;     2) Браки между гражданами СССР и иностранными гражданами, если они зарегистрированы с соблюдением процедуры заключения брака по законодательству страны его совершения.

     В обоих случаях эти браки считались в СССР действительными, но только до принятия 15 февраля 1947 года Указа Президиума Верховного Совета СССР «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами» (отмененного впоследствии 26.11.1953г.). Этот Указ содержал лишь один краткий пункт «Воспретить браки между гражданами СССР и иностранцами», который можно было трактовать как угодно.

Сергей Прокофьев. Как музыка может разойтись по миру?

Сергей прокофьев: возвращение мастера

 — Императору не доносить. Считать подпоручика Киже в живых. Назначить в караул… Когда писарь переписывал приказ, подпоручик Киже был ошибкой, опиской, не более. Ее могли не заметить, и она потонула бы в море бумаг, а так как приказ был ничем не любопытен, то вряд ли позднейшие историки даже стали бы ее воспроизводить
(Ю. Тынянов. «Подпоручик Киже»).

Но «позднейшим историкам» пришлось, тем не менее, часто иметь дело с поручиком Киже. И не только историкам. С несуществующим поручиком имеют дело на данный момент многие — например, зарубежные рок-музыканты.

«Поручик Киже» — персонаж исторического анекдота, впоследствии — герой книги Ю. Тынянова, затем — герой одноименного фильма 1934 года и фильма «Шаги императора» 1990 года.

Суть этого анекдота, несколько измененного писателем, проста: из-за ошибки писаря на свет появляется несуществующий человек. Музыку к фильму 1934 года написал Сергей Прокофьев. Поразительным образом мелодии из старого советского фильма оказались востребованы и разошлись по миру с невероятной быстротой.

Вдруг выясняется, что песня Стинга «Russians» — это собственно романс Прокофьева из того же кинофильма «Поручик Киже».

Саундтрек английского кинофильма «Устами художника» (в оригинале «The Horse’s Mouth») — целиком перепев прокофьевской киномузыки.

Совет

И в фильме «Перекресток Дэлэнси» звучит, и во французском кино «La Gloire de mon père» (1990 г.), и в американской комедии 1991 года «Доктор Голливуд». И в «Симпсонах», конечно.

Но и это еще не все. Мелодия «Тройки» из «Поручика Киже» стала проглядывать сквозь многие поп- и рок-песни, а также джазовые аранжировки. Не менее десятка песен всевозможных американских групп базируются на прокофьевских мелодиях из этого фильма. Перечислить полностью невозможно при всем желании.

А в комедийном фильме Вуди Аллена «Любовь и смерть» (1975 г.) прозвучит одновременно и мелодия из «Поручика Киже», и «Марш из «Любви к трем апельсинам» (и то, и другое — музыка Прокофьева). Этот Марш также можно услышать в самых неожиданных вариантах по всему миру. По заимствованиям и цитатам музыка Прокофьева занимает одно из лидирующих мест в массовой культуре.

Что же делает музыку Сергея Прокофьева столь популярной? Попробуем разобраться.

«Солнечный богач»

(Бальмонт о Прокофьеве)
Сравнение с Солнцем прозвучало не раз. Знаменитый пианист Артур Рубинштейн пошутил: «Вы, мой дорогой Прокофьев, могли бы сказать: «Солнце — это я». Солнечные «брызги» сверкают во всех сочинениях композитора. А наследие Прокофьева огромно.

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в семье агронома, на территории нынешней Украины (село Красное Донецкой области).

В начале 20 века еще не сформировалась сегодняшняя трехступенчатая система музыкального образования. Талантливых детей везли сразу в консерваторию — Петербургскую или Московскую. Экзамен у маленького Прокофьева принимал Н. Римский-Корсаков.

«Это мне нравится!» — развеселился он, когда увидел тринадцатилетнего мальчика, сгибающегося под тяжестью нескольких папок со своими сочинениями (4 оперы, симфония, сонаты).

Багаж сочиненного в раннем детстве был способен потрясти и самых маститых и не менее гениальных людей.

Закончив учебу, Прокофьев много путешествует. Первый раз — по Европе, где знакомится с Дягилевым и И. Стравинским. Для Дягилева были написаны балеты «Сказка про шута, семерых шутов перехитрившего», «Стальной скок», «Блудный сын», «На Днепре».

Второй раз — путешествие охватывает и Японию, и США. В Чикаго с блеском проходит первая постановка оперы «Любовь к трем апельсинам». Ирония была особенно свойственна и Прокофьеву-человеку, и Прокофьеву-музыканту.

А сказка Гоцци с его музыкой пришлась по душе и американцам, и впоследствии советским слушателям (в постановке Мейерхольда). Кроме главных героев, действующими лицами являются Комики, Трагики, Лирики Пустоголовые и Чудаки.

На протяжении всего действия оперы они требуют разного: то «Скорби! Стенаний! Убийств!», то «Оздоровляющего смеха», «Бодрящей атмосферы!». И смех в этой опере — главное действующее лицо.

Обратите внимание

В СССР Прокофьев окончательно вернулся только к 1935 году, гастроли затянулись на полтора десятка лет. На родине также создаются шедевры: оперы (в том числе «Война и мир» по роману Толстого), симфонии, сонаты, музыка к кинофильмам Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный», балеты «Золушка», «Сказ о каменном цветке» и многие другие произведения.

Были в жизни композитора и черные полосы. Одна из них касается личной жизни — бывшую жену осудили на 20 лет лагерей «за шпионаж». Вторая связана с гонениями на музыку после известного постановления Политбюро Ц К ВКП (б) «Об опере „Великая дружба“ В. Мурадели».

«Речь идет о композиторах, придерживающихся формалистического, антинародного направления. Это направление нашло свое наиболее полное выражение в произведениях таких композиторов, как тт. Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, В. Шебалин, Г. Попов, Н.

Мясковский и др., в творчестве которых особенно наглядно представлены формалистические извращения, антидемократические тенденции в музыке, чуждые советскому народу и его художественным вкусам».

(Газета «Правда», Постановление Политбюро Ц К ВКП (б), 1948 год).

Напомню, что через 10 лет вышло другое постановление ЦК КПСС, отменяющее предыдущее («Талантливые композиторы тт. Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, В. Шебалин, Г. Попов, Н. Мясковский и др., в отдельных произведениях которых проявлялись неверные тенденции, были огульно названы представителями антинародного формалистического направления» — 1958 год).

Так лауреат шести Сталинских премий оказался в опале у власти. Предстояло пережить непростые годы со всеми нервными перегрузками, но здоровье С. Прокофьева было к тому времени уже подорвано. Сергей Сергеевич был серьезно болен. Умер композитор 5 марта 1953 года, в один день со Сталиным.

Однако, несмотря на то, что последние годы жизни были омрачены тяжелыми испытаниями, которые С. Прокофьев прошел вместе со всей страной, композитор продолжает сочинять — и музыка эта светлая. Свет и «солнечные брызги» прорываются во всех сочинениях Прокофьева, на протяжении всего творческого пути. Солнечные лучики, зайчики, блики, солнечное тепло.

Пионер Петя

Пионер Петя покорил весь мир без исключения. Уолт Дисней создал мультфильм на основе детской симфонической поэмы С. Прокофьева «Петя и волк». Леонард Бернстайн записал музыку, выступив в качестве дирижера и рассказчика.

Аудиоверсии записывали бесчисленное количество раз — от Питера Устинова и Шэрон Стоун до М. Горбачева и Билли Клинтона с Софи Лорен. На основе этой музыкальной сказки была создана рок-опера в Англии.

Перечисление всех вариантов исполнений, использования музыки «Пети и волка» в различных постановках и фильмах займет несколько страниц.

«Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете»

Шутка, приписываемая первым исполнителям балета «Ромео и Джульетта».

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» — так у Шекспира. А вот Сергей Прокофьев решил сделать не «печальную повесть», а балет со счастливым концом. В этой задумке тоже ясно просматривается парадоксальность мышления композитора. Но от идеи пришлось отказаться. («Счастливую» редакцию, с разрешения родных, несколько лет назад поставили в Нью-Йорке).

«Музыка Прокофьева в балете» оказалась столь хороша, что обречена на вечную жизнь в любой редакции. Это один из самых исполняемых в мире балетов, в котором главная героиня, по словам Г. Улановой — средоточие «света, гуманизма, духовной чистоты и возвышенности».

И в этом — весь Прокофьев. Сквозь жесткость, стихийность, «дикарство», диссонансы и гротеск — свет.

Суховатая, дерзкая и рельефная моторика, упругая ритмика, кажущаяся внеэмоциональность, «могучесть», подчеркнутая театральность и зрелищность — черты стиля композитора.

И пробивающаяся сквозь весь этот нарочитый антиромантизм — внезапная лиричность. В этом — парадоксальность музыки Прокофьева и секрет ее невероятной мировой популярности.

(В комментариях можно посмотреть Танец рыцарей из «Ромео и Джульетты» (постановка в Париже), Вальс из «Войны и мира», Марш из «Трех апельсинов»).

Прокофьев. Скрипичный концерт No. 2 (Violin Concerto No. 2 (g-moll), Op. 63)

Сергей прокофьев: возвращение мастера

Второй скрипичный концерт — последнее произведение Сергея Прокофьева, созданное перед окончательным возвращением в СССР. В это время композитор разъезжал с гастролями по миру и одновременно сочинял концерт — главная тема первой части была написана в Париже, первая тема второй части — в Воронеже, окончательно закончен концерт был в Баку, и премьера была дана в Мадриде.

Концерт полон счастливых мелодических находок — это типично прокофьевское творение, как в смысле эмоционально-образной направленности — от тончайшей лирики до озорства, гротеска, сарказма, так и в смысле использованных средств (характерная интервалика, неистощимая ритмическая изобретательность, темброво-колористические новшества, гармоническая терпкость, четкость формы). Музыка концерта поистине театральна — некоторые его моменты напоминают поздние балеты Прокофьева, особенно «Золушку». Концерт начинается с простой мелодии скрипки, связанной с русской народной музыкой, вторая часть — замечательное Анданте, в финале заметные испанские мотивы — главная тема рондо сопровождается при каждом своём появлении треском кастаньет.

Премьера концерта состоялась в Мадриде 1 декабря 1935 года. На премьере присутствовал сам автор, скромно сидевший в первом ряду зала местного музыкального общества.

Важно

Симфоническим оркестром Мадрида дирижировал Эдуардо Фернандес Арбос, известный в те годы испанский маэстро, солировал на скрипке друг композитора Робер Соэтан, которому, кстати, и было посвящено это сочинение.

Едва стихли аплодисменты, маэстро Арбос пригласил на сцену русского композитора. Сергей Сергеевич явно не ожидал приглашения. Он заметно смутился.

Но, справившись с охватившим его волнением, встал, машинально дотронулся до галстука, словно проверяя, на месте ли он, медленно, будто нехотя, поднялся на сцену. В зале снова вспыхнули аплодисменты. Раздались возгласы: «Браво! Браво!» Прокофьев умоляющим жестом тщетно пытался успокоить публику.

Второй концерт для скрипки с оркестром написан Сергеем Прокофьевым для французского скрипача Робера Соэтана, который прожил ровно 100 лет и 88 из них концертировал.

Прокофьев вспоминал в «Автобиографии»: «Писался концерт в самых разных странах, отражая тем мою кочевую концертную жизнь: главная партия первой части написана в Париже, первая тема второй части – в Воронеже, инструментовка закончена в Баку, первое исполнение состоялось в декабре 1935 года в Мадриде».

Композитор и скрипач вместе объездили с гастролями немало стран, включая Португалию, Марокко, Алжир и Тунис.

Кочевая жизнь не сказалась на цельности музыкальной композиции. Концерт написан в новом тогда для Прокофьева неоклассическом стиле, с явно выраженным стремлением к простоте и ясности.

Оркестровка прозрачна, даже аскетична: первая часть открывается мелодией скрипки, лишенной всякого аккомпанемента. Романтическая вторая часть напоминает волшебные балетные Adagio Прокофьева.

Совет

Виртуозный финал отличается энергией и юмором: в коде соло скрипки сопровождают… контрабасы и большой барабан. В конце этой части Прокофьев ввел кастаньеты – вероятно, подумав о приближавшейся мадридской премьере.

Анна Булычева,

  • Прокофьев. Первый скрипичный концерт →

Публикации