Братья вайнеры: о преступлении и наказании

Содержание

Братья Вайнеры: творчество, книги, лучшие произведения :

Братья вайнеры: о преступлении и наказании

Братья Вайнеры – соавторы произведений детективного жанра, а также сценариев к фильмам, большинство которых вошли в золотую коллекцию отечественного кино. Как складывался творческий путь писателей? Какие книги братьев Вайнеров были экранизированы?

Братья Вайнеры – это псевдоним авторов детективного жанра. Прежде чем перечислить произведения писателей, созданные ими совместно, следует рассказать о жизненном пути каждого из них.

Аркадий Вайнер

Старший из авторов, создававших прозу и киносценарии под знаменитым псевдонимом «братья Вайнеры», родился в 1931 году в Москве. В 1953-м окончил юридический факультет МГУ. Аркадий Вайнер был членом КПСС, входил в Союз писателей и Российскую академию кинематографических искусств. Также являлся кавалером Ордена Дружбы.

Максим галкин – уникальные факты

Георгий Вайнер

Младший брат писателя, биография которого вкратце изложена выше, появился на свет также в Москве. Год рождения Георгия Вайнера – 1938-й. Подобно старшему брату, окончил юридический факультет.

Также был членом КПСС и других союзов, принадлежность к которым открывала возможности для творчества, самореализации и счастливой, безбедной жизни. Но, в отличие от Аркадия, Георгий в 1990 году эмигрировал.

Последние годы прожил в США.

Произведения

Братьев Вайнеров всегда привлекал в литературе криминально-приключенческий жанр. Впрочем, присутствуют в их библиографии и книги, претендующие на интеллектуально-философскую прозу. Но и в них не обходится без преступления и логично следуемого за ним наказания.

Первой книгой, изданной совместно писателями под псевдонимом «братья Вайнеры», стал роман «Часы для мистера Келли». Затем в свет вышло произведение «Я, следователь…». Братья Вайнеры, книги которых издавались в Советском Союзе, вряд ли знали о том, что такое творческий кризис. Большая часть их сочинений была благополучно перенесена на экран.

Очень популярными и востребованными в кино сценаристами являлись братья Вайнеры. Книги же их в общей сложности достигли миллионного тиража. Прежде чем подробнее рассказать о самых знаменитых творениях, следует привести их список:

  1. «Ощупью в полдень».
  2. «Визит к минотавру».
  3. «Эра милосердия».
  4. «Гонки по вертикали».
  5. «Лекарство для Несмеяны».
  6. «Город принял!».
  7. «Потерпевшие претензий не имеют».
  8. «Завещание Колумба».
  9. «Петля и камень в зеленой траве».
  10. «Нелюдь».

«Я, следователь…»

Это произведение написали в 1968 году братья Вайнеры. Фильмы, созданные по нему:

  1. «Я, следователь» (1971 г.).
  2. «Следователь Тихонов» (2016 г.).

Премьера второй экранизации состоялась в апреле 2016 года. По книге братьев Вайнеров был снят сериал. Главную роль в нем исполнил Михаил Ефремов.

«Визит к Минотавру»

Этот роман – одно из самых известных их произведений. Написали его в 1971 году братья Вайнеры. Фильмы, которые были сняты по мотивам романа, – «Ночной визит» и «Визит к Минотавру».

В 1974 году на экраны вышел одноименный сериал по книге Аркадия и Георгия Вайнеров. Главным героем, как и в предыдущем произведении, является следователь Тихонов. В книге две сюжетные линии.

В одной речь идет о событиях восемнадцатого столетия, о тех временах, когда жил гениальный скрипач Страдивари.

Обратите внимание

В другой же местом действия служит СССР, изображены семидесятые годы: советский следователь пытается найти похитителя антикварной скрипки.

Другие книги, в которых фигурирует опытный сотрудник МУРа, – «Гонки по вертикали», «Завещание Колумба», «Город принял!». Но какое произведение является самым известным и любимым читателями и зрителями из тех, которые написали братья Вайнеры? Фильмы по их книгам экранизированы были десятки раз.

Но самой известной кинолентой, созданной по их сценарию, является «Место встречи изменить нельзя». Возможно, первоисточник уступает фильму-экранизации.

Ведь именно телесериал о работе сотрудников МУРа в послевоенные годы вспоминается каждому российскому зрителю, когда он слышит литературный псевдоним «братья Вайнеры».

«Эра милосердия»

Именно так называется роман, по которому был снят знаменитый фильм о захвате банды «Черная кошка». Действие происходит в год окончания войны. Фронтовик Шарапов возвращается домой и приступает к службе в милиции.

О том, что произошло дальше с героем романа Вайнеров, известно каждому, даже тому, кто не читал книгу.

Сериал, снятый в 1980 году, произвел такой фурор, что, согласно милицейской статистике, в часы показа каждой серии количество совершенных преступлений сокращалось в несколько раз.

Романы братьев Вайнеров всегда пользовались у читателей популярностью. Но о книге «Эра милосердия» и о том, как впоследствии создавался фильм, рассказано так много, как ни об одном произведении писателей. Безусловно, популярность сериала «Место встречи изменить нельзя» объяснятся не столько сюжетом, сколько режиссурой и участием Владимира Высоцкого.

«Лекарство для Несмеяны»

По этой книге в 1989 году был создан фильм «Вход в лабиринт». События произведения происходят в восьмидесятые годы. Главный герой – следователь по фамилии Муромцев.

Расследуя преступления, связанные с изобретением чудо-препарата, якобы избавляющего от чувства страха, он раскрывает дело о мошенниках, орудующих с помощью милицейского удостоверения. В этой книге, как и в «Визите к Минотавру», присутствует две сюжетных линии.

Одна повествует о современных событиях. В другой речь идет о враче и философе Парацельсе.

«Завещание Колумба»

В этом произведении, изданном в 1988 году, опять же рассказывается о приключениях доблестного следователя Тихонова. Одна из частей сериала, премьера которого не так давно состоялась, снята по мотивам «Завещания Колумба».

«Двое среди людей»

В более поздних произведениях братьев Вайнеров присутствует психологичность. Авторы отдают предпочтение раскрытию внутреннего мира преступника. Главные герои романа «Двое среди людей» – подростки. В их воспитании была, видимо, совершена ошибка, и не одна. Повествование ведется от первого лица одного из юных преступников.

Герои книги совершают убийство не в состоянии аффекта, а потому, что им нужны деньги. Заработать их они не могут и не хотят. А потому отобрать их у другого человека кажется будущим уголовникам вполне естественным поступком.

Подростки совершают убийство. Преступление быстро раскрывают. Казалось бы, в чем проблематика произведения? Преступники найдены и понесут наказание.

Но быть может, виновны не только они, а еще и окружающее их с детства равнодушие?

«Петля и камень в зеленой траве»

Книга вышла в печать в 1991 году. Главный герой – русский писатель, склонный, как и полагается людям творческим, к самокопанию и хандре.

Однажды он знакомится с интеллигентной женщиной, влюбляется в нее, а затем узнает страшную тайну о причине смерти ее отца. В сюжете играет немаловажную роль история загадочной гибели Соломона Михоэлса.

Отец Суламифь – возлюбленной главного героя – умер при невыясненных обстоятельствах вместе со знаменитым актером и общественным деятелем в 1948 году.

Важно

Но быть вместе дочери погибшего еврея и русскому писателю не суждено. Ее отправляют за границу. Он постепенно спивается, наблюдая гнетущую картину советской действительности.

Эта книга братьев Вайнеров существенно отличается от предыдущих. В ней не много криминала, но широко раскрыта социально-политическая тема.

«Евангелие от палача»

Роман является продолжением книги «Петля и камень на зеленой траве». В нем не встречаются герои предыдущего произведения.

Однако основной сюжетной линией являются также исторические события конца сороковых и начала пятидесятых годов.

Согласно мнению читателей, в этой книге, как и в предыдущей, чересчур сгущены краски в обсуждении национального еврейского вопроса. А также преувеличены масштабы сталинских репрессий.

В статье рассмотрены почти все книги, которые написали братья Вайнеры. Собрание сочинений этих авторов было издано впервые еще в советские времена. Пожалуй, не было в те годы писателя со столь счастливой творческой судьбой. А потому удивительно, сколь мрачно они изображают в своих произведениях советскую действительность.

Книга «Евангелие от палача»

Братья вайнеры: о преступлении и наказании

Противоречивое произведение. Насколько хорошо написано, настолько в книге нагромождено лжи, передергивания, откровенной русофобии, подтасовки исторических фактов. Сюжет и его подача небанальны: бывший сотрудник госбезопасности Паша Хваткин ушел в отставку и доживает свой век на пенсии.

Но его настигает прошлое в лице потомка одного из замученных им несчастных евреев, желающего, разумеется, отомстить. Этот потомок заставляет гэбиста «поностальгировать» и вспомнить славные моменты своей карьеры.

Ну, и как бы мы должны проникнуться ужасом от реалий общественно-политической жизни послевоенного времени в СССР. Книга продолжает традиции, заложенные в «Петле и камне в зеленой траве» — еврейское сообщество доблестно противостоит засилью русско-советского тоталитаризма.

Совет

Ну, здесь в общем-то больше мужественно страдает, чем противостоит. Главный герой во время бурной молодости самолично (!) разработал антисемитский заговор и раскрутил «дело врачей», донес идею до верхов, инициировал массу репрессий.

Мало того, ГГ совершил такие невероятные подвиги как участие в ликвидации Берии, арест всесильного министра госбезопасности Абакумова, повешение Власова, Краснова (причем повесил их в ОДИН ДЕНЬ!!!). Я так впечатлен его деяниями, что многие, возможно, позабыл.

Еще он присутствовал при вскрытии трупа Сталина, давал советы бывшим и будущим вождям Советского Союза… Он был ВЕЗДЕ и делал ВСЕ. Мало того, его еще забрасывали за рубеж ликвидировать особо опасных иностранных граждан! Наверно, намек на то, что к убийству Кеннеди он мог иметь отношение — я бы этому совершенно не удивился.

Автора не волнует то, что Власов был убит в 1945, а Краснов в 1947, и они не могли быть повешены в один день. И то, что Лидия Тимашук (главный свидетель по «делу врачей», выведенная в романе под вымышленной фамилий Ковшук) не была ликвидирована по приказу властей, а спокойно прожила до старости.

И еще множество, казалось бы, мелочей, но из этих мелочей складывается особый полуфэнтезийный мир Вайнеров, чем-то напоминающий такой же полувыдуманный псевдоисторический мир Акунина конца 19-начала 20 века.

Вроде бы домохозяйки поверят, но начнешь разбираться — то целый исторический персонаж на самом деле не существовал, то даты перепутаны, то где-то вообще личное мнение автора, а не реальное положение дел.

Предвижу, что кто-нибудь из поклонников творчества Вайнеров скажет: «Ну, зато благодаря им я вот почитал википедию и чему-то научился!». Ну, флаг им в руки, только большинство не будет читать википедию, а будут сплетничать на исторические темы и распространять заведомую ложь, очерняя и без того оболганную и обосранную репутацию вождей того времени.
Кульминацией этого литературного паскудства являются не описания пыток, преступлений режима и подлостей Павла Хваткина — а личная моральная оценка Вайнерами истории жизни и смерти Якова Джугашвили. О, я даже залюбовался этим эпическим либеральным лицемерием! Напомню тем, кто не знает, подоплеку той истории, очень упрощенно. Сын Сталина, Яков, воевал как все. Попал в плен. Немцы предложили его обменять на Паулюса (ну, эту фамилию все обязаны знать). Сталин отказался, сказав, что маршалов на рядовых не меняют. Благородный поступок во всех отношениях. Властитель огромной державы жертвует своим родным сыном (пусть он его не любил и все прочее, допустим) на благо Родины. Других оценок тут быть не может. Или НЕТ?! Вот что пишут Вайнеры, цитирую не полностью

Вы только оцените эту неприкрытую злобу, ядовитый сарказм, это презрение к «совкам» — какие же они все «бла-ародные», как можно даже подумать о том, чтобы не сдаться в плен живым, не спасти свою драгоценную шкуру! Как можно не выручить своего сыночка, возвратив нацистским подонкам ценнейшего пленника! Ведь это же твой сын, как же так, ай-яй-яй… Бьюсь об заклад, что если бы Иосиф Виссарионович поступил именно так, совершив этот позорный и малодушный обмен — эти же Вайнеры, и Коганы, и Шендеровичи — все-все-все — смешали бы его с дерьмом по самую макушку. Если бы Сталина волновало мнение этих личностей, можно было бы сказать, что он угодил в классический цугцванг. Что не сделай — тебя найдут, за что втоптать в грязь. На самом деле именно непоколебимая позиция советского народа в этой войне и раздражает братьев Вайнеров до глубины души. Бескомпромиссная стойкость перед лицом общей опасности, готовность жертвовать и своей жизнью, и чужой ради жизней миллионов простых советских людей — это так противоречит тому шкурному мировоззрению, которое сквозит в каждой строчке их произведений. Даже киношный образ прямолинейного и непоколебимого в своей правоте Жеглова, считавшего, что «вор должен сидеть в тюрьме» вызвал у его литературных создателей невыносимую душевную боль! Как же так, они-то хотели, чтобы Жеглов был показан типичным совком-убийцей, а вышел кумир миллионов советских людей и их потомков. И не надо спихивать эти слова на личное мнение Хваткина. Нет, устами Хваткина говорят сами авторы. Он выплескивает тонны грязи на «совок», но эта авторская грязь, а главный герой для нее всего лишь проводник, канализационная труба или, с позволения сказать, анальный проход, через который она на читателя выливается.

Поступок Сталина, словно рентген, просвечивает души. Человек, ответственный за самую огромную страну в мире, показал подлинное величие души. Он мог лично расстрелять миллиард ни в чем не повинных людей, его могут называть параноиком, тираном, отражением Гитлера и пр., но к этому случаю грязь не липнет (если, конечно, не впитывать в себя все, что написано Вайнерами).

На фоне такого потока лжи как-то даже в сторону отошел авторский пиетет перед еврейской национальной идеей. Богоизбранный народ — главный потерпевший в книге. Вот уж кто страдает, так страдает.

Обратите внимание

По мнению главного положительного героя, того, который пришел отомстить главному отрицательному герою, советская власть лишь немногим уступает в плане антисемитизма Гитлеру:

Можно списать это на личные счета самого «Магнуста», но в этой книге ничего просто так не написано.

Авторы на полном серьезе считают, что СССР был антисемитской страной не хуже гитлеровской Германии.

Еще раз повторю — СССР был антисемитской страной! Как тут не заматериться! В стране, где жило несколько миллионов евреев, которые ПОКОЛЕНИЯМИ жили там, получали хорошие должности — врачей, ученых- оказывается, процветал антисемитизм?!
Причем антисемитизм примерно на том же уровне, что и в Германии — где из миллионов евреев делали мыло и пепел!
Авторы, вы в край охренели!
Нет документального официального подтверждения, что в СССР готовилось массовое переселение евреев. Не было массового антисемитизма. Были отдельные преследования, но, черт побери, пусть в меня бросит первым камень тот, кто скажет, что от репрессий евреи пострадали больше, чем даже русские!

Кстати, авторам неплохо было бы разобраться в вопросе — «дело врачей» свернули сверху по указанию Сталина. Ага, того самого главного антисемита, коллеги Гитлера. Про это в книге не упоминается. Авторы все сваливают на Берию. Сталина в книге как бы нет, все происходит вообще без его ведома (но при этом он во всем виноват).

Причем заговор против Берии, также описанный в книге, возник благодаря главному герою, который так и заявил своим непосредственным начальникам что-то в духе: «При Берии евреев оставят в покое — как мы можем такое допустить? Давайте его свергнем!».

Почему после смерти Берии евреев все равно оставили в покое, также не объясняется…

Хорошо, что я читал книгу с телефона, была бы бумажная — в огонь бы кинул.

Двойка!

Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы («Легенда о великом инквизиторе»)»

Братья вайнеры: о преступлении и наказании

Последняя вершина творчества писателя – «Братья Карамазовы» — это его духовная биография, его путь от атеизма (Иван Карамазов) до верующего человека (Алеша Карамазов). “Великий инквизитор” Ф.М.Достоевского находится в романе “Братья Карамазовы” во второй части, пятой книге. ”. Эта глава — разговор двух братьев. Один из них — Иван, атеист. Второй — Алеша, напротив, верующий.

Нравственная идея романа, борьба веры с неверием («дьявол с богом борется, и поле битвы – сердца людей», — говорит Дмитрий Карамазов) выходит за пределы семейства Карамазовых. Но прежде, чем пересказывать содержание этой главы, стоит обратиться к главе предыдущей, а именно “Бунт».

Иван говорит о том, что истинное лицо человека любить невозможно. Для того, чтобы любить, жалеть, сострадать нужно понимать страдание ближнего. Но простой человек не в силах оценить меру страдания другого. Ему чужды страдания другого.

Далее Иван не останавливается на общечеловеческом страдании, а переходит к страданию одних детей. Детей можно любить даже вблизи, они заслуживают любви к себе.

Важно

И Иван спрашивает у брата: сможет ли он, ради счастья людей, принять мучения только одного ребенка, и приняв, ждать от людей, что они останутся навек счастливыми? Алеша вдруг проговорил, засверкав глазами: “Брат, ты сказал сейчас: есть ли во всем мире Существо, которое могло бы и имело право простить? Но Существо это есть, и оно может все простить. Всех и вся и за все. Ты забыл о Нем, а на Нем-то и зиждется здание, и это ему воскликнут: “Прав ты, Господи, ибо открылись пути твои”. Иван, и вместо ответа предлагает брату рассказать одну легенду.

Отрицание Иваном бога порождает зловещую фигуру Инквизитора. Великий инквизитор под предлогом и во имя любви к слабым людям отбирает у них свободу, дав взамен спокойную, безответственную жизнь.

У его подданных улыбки лучезарны, совесть спокойна, дружба искренняя, а слезы непритворны. Они живут в детском неведении о свободе. Они — рабы, не подозревающие о своем рабстве.

Ради их спокойствия Великий инквизитор обещает казнить, распять сына Божьего, носителя истины о свободе. Великий инквизитор символом всеобщей несвободы, духовной тирании

Можно резюмировать речь Великого инквизитора — обвинения Христу:

— Ты предложил свободу, но слабый человек, вечно порочный и неблагодарный, принесет ее к нашим ногам со словами: “лучше поработите нас, но накормите нас”. Ты не любишь людей: “ вместо того, чтобы овладеть их свободой, Ты, наоборот, умножил муки…”

— Тебе дороги только избранные, десятки тысяч великих и сильных, а остальные миллионы — лишь материал для них. Инквизитор жалеет эти миллионы, желая и для них счастливого будущего. “Нет, нам дороги и слабые.” Это бунтовщики, которые, рано или поздно, придут к нам и будут дивиться нам, и сочтут за богов нас.

А мы, избранные, “взвалив на себя бремя свободной воли, станем во главе их и будем господствовать, обманывать их именем Твоим”. Говорит только Инквизитор. Пронзительна его откровенность. Но каждое его слово – тяжелый камень в возводимой им непреодолимой стене отчуждения от Христа, и потому это – слово безнадежности человека, оставленного с самим собой… Без Бога…

Христос ничего не говорит ему. Молчалив ответ Его, но горит Его поцелуй на устах Инквизитора..

«Легенда о Великом Инквизиторе» — величайшее создание Достоевского. Смысл ее в том, что Христос любит каждого, в том числе и того, кто его не любит. Он пришел спасти грешников.

Поцелуй Христа есть призыв высочайшей любви, последний призыв грешников к покаянию! В этом идея Достоевского, всю жизнь волновавшая его заветная тема о страданиях и счастье человечества, которое возможно только через постижение христианских идеалов.

На первый взгляд поэма наполнена лишь безысходным трагизмом, духом обреченности…

Совет

Где есть опека над людьми, кажущаяся забота об их счастье, соединенная с презрением к людям, с неверием в высшее происхождение и предназначение, где «счастье» предпочитается свободе, где утверждают, что истина не нужна для людей, что можно хорошо устроиться; не зная смысла жизни — там жив дух Великого инквизитора, дух воплощения в истории злого начала.

Роман “Преступление и наказание” написан в 1866 году. Но он не потерял своей актуальности и сегодня. Изменилось только время действия и формы общения между людьми. Мысли и чувства людей не изменились. Их стремления почти такие же, как и в XIX веке.

Сейчас многих людей волнуют те же вопросы, какие задавал себе Родион Раскольников, главный герой романа “Преступление и наказание”. В своем произведении Достоевский подробно описывает вопросы, которые мучили Раскольникова. В романе Достоевского видны условия, из-за которых Раскольников попал в такое ужасное положение. Его унижали, оскорбляли; он был “тварью дрожащей”.

Но человек не может жить в таком состоянии. Достоевский показывает весь ужас положения таких людей. Они очень измучены, им тяжело жить. И каждый стремится выбраться из такого состояния. Это стремление человека к свободе естественно. И Достоевский показывает попытку вырваться из такого состояния на конкретном примере.

Роман “Преступление и наказание” — это произведение, посвященное истории о том, как мятущаяся человеческая душа шла через страдания и ошибки к постижению истины. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему. В этом романе Достоевский рассматривает преступление Раскольникова с этой точки зрения.

Для Достоевского преступление Раскольникова — это игнорирование христианских заповедей. Сам Раскольников является грешным человеком. Под этим Достоевский подразумевал не только грех убийства, но и гордыню, мысль о том, что все — “твари дрожащие”, а он, возможно, “право имеющий”. Раскольников решил подняться “над этим муравейником”.

Он решил убить старуху, ограбить ее и получить достаточно средств для достижения своих целей. Но его мучает один вопрос: имеет ли он право преступить юридические законы? Если обратиться к его теории, то можно увидеть, что Раскольников имеет право перешагнуть через любые препятствия, если это необходимо для достижения его целей.

Убив старуху, Раскольников отнес себя к разряду людей, к которому не принадлежат ни “квартальные поручики”, ни сестра, ни мать, ни Разуми-хин, ни Соня. Раскольников “отрезал” себя от людей “как будто ножницами”. И для него это стало трагедией. Раскрыв поступок Раскольникова, Достоевский показывает результат. Человек не может жить без общения с людьми.

Поэтому у Раскольникова начинается раздвоение личности. Раскольников верит в непогрешимость своей теории. Но в то же время он страдает от невозможности общаться с матерью и сестрой. Раскольников старается не думать о них. По логике его теории они должны попасть в разряд “низших людей”. Это значит, что топор другого Раскольникова может в любую минуту опуститься на их головы.

Обратите внимание

И Раскольников должен отступиться от тех, за кого страдает. Он должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит. Раскольников не может этого перенести. Он очень страдает от всего этого: “Мать, сестра, как я люблю их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить…” В этом монологе выявляется весь ужас его положения.

Достоевский не показывает нравственного воскрешения Раскольникова. Но он показывает ему путь для возрождения к новой жизни. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни — вот краеугольный камень философии Достоевского. Философские вопросы, над разрешением которых мучился Родион Раскольников, занимали умы многих мыслителей, например Наполеона, Шопенгауэра.

Ницше создал теорию “белокурых бестий”, “суперчеловека”, которому все разрешается. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая, став господствующей идеологией третьего рейха, принесла многочисленные бедствия всему человечеству. Поэтому гуманистическая позиция Достоевского имела и имеет огромное общественное значение.

Мне кажется, что роман Достоевского “Преступление и наказание” должен прочитать каждый человек. Его действие происходит в XIX веке, но и сейчас многие люди пытаются разрешить проблему, которую поставил перед собой Родион Раскольников. Этот роман полезен всем людям. Те, кто еще не столкнулся с такой проблемой, увидят последствия поступка главного героя романа и постараются не совершить подобной ошибки. А те люди, которые попали в похожую ситуацию, найдут в романе выход из создавшегося положения.

Мне этот роман очень помог. Когда я его прочитал, то смог глубже понять смысл жизни. Этот роман предостерег меня от ошибок, которые я мог бы совершить. Я думаю, что это очень интересная, полезная книга, которую должен прочитать каждый человек, не просто прочитать, а задуматься над теми проблемами и вопросами, о которых хотел предупредить человечество Достоевский.

Толстой «Воскресение»

Екатерина Михайловна Маслова – дочь незамужней дворовой женщины прижитая от проезжего цыгана. В три года, после смерти матери, Катюша была взята в господский дом двумя старыми барышнями – помещицами, и выросла у них, — по определению Толстого, — «полугорничной, полувоспитанницей».

Когда ей минуло шестнадцать лет, Катюша влюбилась в молодого студента, племянника помещиц, князя Нехлюдова, приехавшего погостить к своим тетушкам. Через два года, по дороге на войну, Нехлюдов вновь заехал к тетушкам и, пробыв четыре дня, накануне своего отъезда соблазнил Катюшу, сунув ей в последний день сторублевую бумажку.

Узнав о своей беременности и потеряв надежду на то, что Нехлюдов вернется, Маслова наговорила помещицам грубостей и попросила расчета. В доме деревенской вдовы-повитухи она родила. Ребенка отвезли в воспитательный дом, где, — как сказали Масловой, — он тотчас, по приезде умер.

Оправившись после родов, Маслова нашла место в доме у лесничего, который выждав подходящую минуту овладел ею. Жена лесничего, однажды застав его с Масловой, бросилась бить ее. Маслова не далась и произошла драка, вследствие которой ее выгнали, не заплатив за житое.

Тогда Маслова перебралась в город, где после ряда неудачных попыток найти себе подходящее место, оказалась в доме терпимости. Чтобы усыпить свою совесть, Маслова составила себе такое мировоззрение, при котором она могла не стыдиться положения проститутки.

Мировоззрение это состояло в том, что главное благо всех без исключения мужчин, состоит в половом общении с привлекательными женщинами. В доме терпимости провела Маслова семь лет. На седьмом году пребывания в нем, она была помещена в острог, — по подозрению в отравлении с целью похитить деньги своего клиента, — где пробыла, в ожидании суда, шесть месяцев.

Важно

Дмитрий Иванович Нехлюдов – князь, человек из высшего общества В юности, Нехлюдов, мечтающий сделать всех людей счастливыми, думает, читает, говорит о Боге, правде, богатстве, бедности; считает нужным умерять свои потребности; мечтает о женщине, только как о жене и видит высшее духовное наслаждение в жертве во имя нравственных требований.

Такое мировоззрение и поступки Нехлюдова, признаются окружающими его людьми странностью и хвастливой оригинальностью.

Когда же, достигнув совершеннолетия, он, отдает крестьянам имение, наследованное от отца, потому что считает несправедливым владение землею, то этот поступок приводит в ужас его мать и родных, и делается постоянным предметом укора и насмешки над ним всех его родственников.

Сначала Нехлюдов пытается бороться, но бороться оказывается слишком сложно и, не выдержав борьбы, он сдается, делаясь таким, каким хотят его видеть окружающие и совершенно заглушив в себе тот голос, который требует от него чего-то другого. Затем, Нехлюдов поступает в военную службу, которая по Толстому «развращает людей».

И вот, уже таким человеком, по пути в полк, он заезжает в деревню к своим тётушкам, где совращает, влюблённую в него Катюшу и, в последний день перед отъездом, суёт ей сторублёвую бумажку, утешая себя тем, что «все так делают». Выйдя из армии в чине гвардии поручика, Нехлюдов селится в Москве, где ведет праздную жизнь скучающего эстета, утонченного эгоиста, любящего только свое наслаждение.

В окружном суде с участием присяжных заседателей слушается дело о похищении денег и отравлении – повлекшем смерть, купца Смелькова. Среди троих обвиняемых в преступлении предстает мещанка Екатерина Маслова, занимающаяся проституцией. Маслова оказывается невиновной, но в результате судебной ошибки ее приговаривают к четырем годам каторги в Сибири.

На суде, в числе присяжных заседателей, присутствует князь Дмитрий Нехлюдов, который узнает в подсудимой Масловой девушку, около десяти лет назад, соблазненную и брошенную им. Чувствуя свою вину перед Масловой, Нехлюдов решает нанять для нее известного адвоката, подать дело к кассации и помочь деньгами.

Поразившая Нехлюдова несправедливость в суде и отношение к этому чиновников вызывают в нем чувство гадливости и отвращения ко всем людям с которыми ему в этот день, после суда, приходится видеться и, особенно, к представителям того высшего общества которое окружает его.

Совет

Нехлюдов вспомнив как однажды уже давал ей деньги совершив подлость и деньгами откупившись от нее.

Теперь, вспоминая свою жизнь, Нехлюдов чувствует себя мерзавцем и негодяем, и начинает сознавать, что всё то отвращение к людям, которое он испытывал весь этот день, по сути было отвращением к самому себе, к той праздной и скверной жизни которую он вёл и, естественно, находил для себя общество людей ведущих такую же жизнь как и он. Он решает покаяться перед Катюшей, сделать всё, чтобы облегчить её судьбу, просить прощения «как дети просят», и если нужно будет, тогда жениться на ней.

В таком состоянии нравственного прозрения, душевного подъема и желания каяться, Нехлюдов приходит в острог на свидание с Катюшей Масловой, но к удивлению и ужасу своему видит, что та Катюша которую он знал и любил давно умерла, ее «не было, а была одна Маслова» — уличная девка, которая смотрит на него, как на одного из своих клиентов, просит у него деньги.

«В его душе, на мгновение, просыпается «искуситель», который говорит ему, что уже ничего он с этой женщиной не сделает и надо лишь дать ей денег и оставить ее.

Но это мгновение проходит; Наняв адвоката, Нехлюдов составляет кассационное прошение в сенат и уезжает в Петербург, чтобы самому присутствовать при рассмотрении дела.

Но несмотря на все его усилия, кассация отклоняется, голоса сенаторов разделяются и приговор суда остаётся без изменения.

Через несколько дней, вслед за партией заключенных с которой этапируется Маслова, он отправляется в Сибирь.

На время продвижения по этапам, Нехлюдову удается выхлопотать перевод Масловой из отделения уголовных заключенных, к политическим. Этот перевод улучшает ее положение во всех отношениях; а сближение с некоторыми из политических заключенных оказывает на Маслову «решительное и самое благотворное влияние».

В течение всего повествования Толстой постепенно «воскрешает» души своих героев. Ведет их по ступеням нравственного совершенствования возрождая в них «духовное существо» и вознося его над «животным». Это «воскресение» открывает для Нехлюдова и Масловой новое миропонимание, делая их участливыми и внимательными ко всем людям.

В конце романа, партия Масловой, пройдя около пяти тысяч вёрст, прибывает в крупный сибирский город, с большой пересыльной тюрьмой.

Обратите внимание

В почтамт этого города стекалась вся почта которая шла из центра России Нехлюдову (находясь в постоянном движении по этапам, он просто не мог получать писем). Разбирая почту Нехлюдов находит письмо своего друга юности Селенина.

Вместе с письмом Селенин высылает Нехлюдову копию официальной бумаги с помилования Масловой, согласно которой каторжные работы заменяются ей поселением в Сибири.

С известием о помиловании Нехлюдов приходит на свидание с Масловой. На этом свидании он говорит ей, что как только получится официальная бумага, они смогут решить где поселиться. Но Маслова отказывает Нехлюдову.

За время своего пребывания с политическими заключёнными, она близко познакомилась с ссылаемым в Якутскую область – Владимиром Симонсоном, который влюбился в неё.

И несмотря на то, что Нехлюдов был и оставался единственным мужчиной которого она по-настоящему любила, Маслова, не желая более жертвы Нехлюдова и боясь, что она испортит ему жизнь, выбирает Симонсона.

Простившись с Масловой, Нехлюдов обходит тюремные камеры острога вместе с путешествующим англичанином, в качестве его переводчика, и только поздним вечером, в уставшем и подавленном состоянии возвращается в номер своей гостиницы.

Оставшись один, Нехлюдов вспоминает всё виденное им за последние месяцы: то «страшное зло которое он видел и узнал в кабинетах чиновников, в судах, в тюрьмах и на этапах; зло которое «торжествовало, царствовало, и не виделось никакой возможности не только победить его, но даже понять, как победить его».

Всё это теперь поднимается в его воображении и требует разъяснения. Устав думать над этим, Нехлюдов садится на диван и «машинально» открывает Евангелие, подаренное ему англичанином.

Важно

Читая Евангелие Нехлюдов не спит всю ночь, «как губка воду впитывая «в себя, то нужное, важное и радостное, что открывалось ему в этой книге» и находя для себя ответы на все мучавшие вопросы. Таким образом, заканчивая свой роман, в последней главе его, Лев Толстой, устами Дмитрия Нехлюдова, высказывает свой взгляд на Христианское учение.

Толстой разрешает свободное толкование Евангелия, но не признаёт остальных книг Библии. Важнейшими признаются слова Евангелия «Возлюбите врагов ваших» и Нагорная проповедь. Одним из основополагающих тезисов является тезис о «непротивлении злу силою

Предыдущая123456789101112Следующая

Рекомендуемые страницы:

Следователи в кино: смотреть «Берегись автомобиля», «Расследование», «Визит к Минотавру»

Братья вайнеры: о преступлении и наказании

Мы решили вспомнить самых знаменитых следователей из нашего кино.

«Преступление и наказание» — Порфирий Петрович (Иннокентий Смоктуновский)

В картине Льва Кулиджанова, снятой в 1969 году, образ хитроумного Порфирия Петровича, так ловко разоблачившего убийцу старушки Раскольникова, сыграл Иннокентий Смоктуновский. Великий актер был невероятно убедителен в этой роли, поистине он не оставлял бедному Родиону (Георгий Тараторкин) никаких шансов. За эту работу актер в 1971 году получил Государственную премию РСФСР.

«Приключения Кроша» — Сергей Крашенинников (Николай Томашевский)

Это первый фильм, где на экране появляется будущий следователь, а пока еще только школьник Сергей Крашенинников (Крош). Здесь он расследует свое первое дело — кражу с автосклада. В этой картине Кроша сыграл Николай Томашевский. Потом обаятельный Крош появится в картине «Каникулы Кроша», здесь в этой роли уже Василий Фунтиков.

Он же сыграет его в картинах «Неизвестный солдат» и «Воскресенье, половина седьмого». В «Воскресенье» Крош проявляет себя уже вдумчивым, серьезным следователем. Несмотря на то что он пока всего лишь практикант, Крош блестяще проводит расследование гибели молодой девушки на пикнике.

Стоит добавить, что автором всех историй о Кроше является писатель Анатолий Рыбаков.

«Гонки по вертикали» — Станислав Тихонов (Андрей Мягков)

Этот фильм был снят по бестселлеру братьев Вайнеров, мастеров детективно-криминального жанра. А у них, как известно, и преступники были не промах, и следователи были на высоте. Здесь в роли умного следователя — Андрей Мягков. А его сильного противника, преступника Батона, сыграл Валентин Гафт. Наблюдать за их словесными дуэлями — исключительное удовольствие.

«Визит к Минотавру» — Станислав Тихонов (Сергей Шакуров)

И снова сюжет братьев Вайнеров, снова полюбившийся зрителям следователь Станислав Тихонов. Только в этой картине его уже играет Сергей Шакуров.

Причем здесь ему достались сразу две сложнейшие роли, потому что действие фильма протекает в двух временных плоскостях — в 80-е годы XX века в СССР и в Италии XVII–XVIII веков.

Так вот, Шакуров здесь и современный следователь, и одновременно гениальный скрипичный мастер Антонио Страдивари. Тихонов расследует кражу в квартире известного скрипача. Украли, естественно, скрипку Страдивари.

«Берегись автомобиля» — Максим Подберезовиков (Олег Ефремов)

«Эта нога — у того, у кого надо нога», — строго заявляет следователь Максим Подберезовиков (Олег Ефремов) вору и спекулянту Диме Семицветову (Андрей Миронов). На самом деле Максим — добрый и отзывчивый человек, настоящий друг.

Кроме того, он еще и артист, его тонкая душа жаждет творчества, и он занимается в драмкружке, играет в «Гамлете». Разочаровал его друг и партнер по театру Деточкин — тот оказался угонщиком машин. Но когда Подберезовиков узнает о благородных мотивах новоявленного Робин Гуда, то готов даже ради него пойти на должностное преступление.

Деточкин не уступает Максиму в благородстве и идет под суд. Можно не сомневаться, что теперь они друзья на всю жизнь.

«Расследование» — Ермилов (Андрей Мягков)

В роли следователя Ермилова, расследующего дерзкое ограбление в крупном московском универмаге, — Андрей Мягков. Надо сказать, что уж очень хорошо Андрею Васильевичу Мягкову удавались роли врачей и следователей. Именно к такому умному и всепонимающему врачу и хотелось бы попасть на прием. И только с таким следователем хотелось бы иметь дело в сложной ситуации.

«Профессия — следователь» — Борис Антонов (Георгий Бурков)

В советские годы были чрезвычайно популярны многосерийные детективы.

Когда начиналась очередная демонстрация такого телесериала, улицы в городах пустели, все сидели у телеэкранов и с неослабевающим интересом следили за перипетиями криминальных сюжетов.

Так было и в июне 1984 года, когда по телевидению впервые показывали многосерийный фильм «Профессия — следователь», где главную роль — следователя Антонова — сыграл блистательный Георгий Бурков.

«И это всё о нем» — Александр Прохоров (Евгений Леонов)

Огромной зрительской любовью пользовался и шестисерийный телефильм «И это всё о нем», снятый по одноименному роману Виля Липатова. Здесь образ хорошего, справедливого, мудрого следователя создал Евгений Леонов.

Его герой — Александр Прохоров приезжает в сибирский поселок, чтобы расследовать загадочную гибель молодого красавца Евгения Столетова (Игорь Костолевский). Все подозрения падают на Аркадия Заварзина (Эммануил Виторган), недавно освободившегося из заключения. Но все не так-то просто.

Как оказалось, в этом небольшом поселке кипели поистине шекспировские страсти.

«Следствие ведут знатоки» — Знаменский, Томин, Кибрит (Георгий Мартынюк, Леонид Каневский, Эльза Леждей)

Вспоминая советских киноследователей, никак нельзя обойти вниманием популярную троицу из сериала «Следствие ведут знатоки» — следователя Павла Знаменского (Георгий Мартынюк), инспектора Уголовного розыска Александра Томина (Леонид Каневский) и эксперта-криминалиста Зиночку Кибрит (Эльза Леждей). Этот сериал выходил с 1971 по 1989 год. Он был создан по инициативе Министерства внутренних дел СССР, чтобы показать положительный образ следователя. Затея удалась, зрители горячо и искренне полюбили обаятельных героев.

Список героев романа «Преступление и наказание»: краткое описание персонажей (таблица)

Братья вайнеры: о преступлении и наказании

Роман «Преступление и наказание» Достоевского подарил мировой литературе множество ярких образов.

В числу самых известных героев «Преступления и наказания» входит бедный студент Раскольников, девушка «непристойной профессии» Соня Мармеладова, пьяница-чиновник Мармеладов, подлец Лужин и др.

В этой статье представлен список героев романа «Преступление и наказание»: краткое описание главных и второстепенных персонажей в таблице.

Смотрите: 

Все материалы по «Преступлению и наказанию»Все материалы о Раскольникове

ГеройКраткое описание героя
РаскольниковРодион Романович Раскольников — бывший студент юридического факультета. Красивый, умный, образованный, гордый, но бедный молодой человек 23-х лет. Он приехал в Петербург учиться 3 года назад из провинции. Несколько месяцев назад он бросил учебу из-за бедности. Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы с целью проверить свою теорию об обыкновенных и великих людях. Подробнее о Раскольникове >>
Старуха-процентщицаАлена Ивановна, 60-летняя старуха-процентщица, вдова коллежского секретаря. Злая, жадная, бессердечная женщина. У себя дома она держит что-то вроде «ломбарда». Люди закладывают у нее свои вещи взамен на деньги. Старуха платит мало и берет высокие проценты, пользуясь нуждой клиентов. Раскольников также является клиентом старухи. Подробнее о процентщице >>
МармеладовСемен Захарович Мармеладов, 50-летний бывший чиновник, пьяница. Добрый, благородный мужчина. Он начал пить несколько лет назад, когда впервые потерял работу. Из-за его пьянства семья Мармеладовых впала в нищету.  Подробнее о Мармеладове >>
Соня МармеладоваСофья Семеновна Мармеладова, или Соня, дочь чиновника Мармеладова. Девушка около 18 лет. Кроткая, робкая, самоотверженнная девушка. Из-за нищеты она вынуждена заниматься «непристойной работой», чтобы прокормить детей своей мачехи Катерины Ивановны. Соня становится другом Раскольникова и его возлюбленной. Подробнее о Соне >>
Пульхерия АлександровнаПульхерия Александровна Раскольникова, мать Раскольникова, красивая, умная и добрая женщина 43 лет. Живет в бедности вместе с дочерью Дуней. Изо всех сил помогает сыну Родиону Раскольникову. Она осталась вдовой много лет назад, безумно любит сына и дочь. Спустя 3 года разлуки с сыном приезжает в Петербург, чтобы выдать замуж дочь Дуню за Лужина и избавиться от нищеты.Подробнее о героине  >>  
Дуня РаскольниковаАвдотья Романовна Раскольникова, или Дуня — младшая сестра Раскольникова, красивая, умная, образованная, гордая девушка с твердым характером. У Дуни с братом очень теплые отношения. Дуня Работала в доме Свидригайловых, где перенесла много обид и неприятностей. Дуня собирается выйти замуж за состоятельного господина Лужина, чтобы помочь матери и брату выбраться из нищеты. Брак не состоялся.Подробнее о Дуне >>
Катерина ИвановнаКатерина Ивановна Мармеладова — жена чиновника Мармеладова и мачеха Сони Мармеладовой. Женщина около 30 лет, умная, образованная, из хорошей семьи. Судя по всему, дворянка по происхождению. У нее есть трое детей от первого брака. Она вышла замуж за Мармеладова около 4 лет назад не по любви, а из-за бедности. Она тяжело страдает от пьянства мужа и вечной нищеты. Последнее время она болеет чахоткой.Подробнее о Катерине Ивановне >>
ЛужинПетр Петрович Лужин — мужчина в возрасте около 45 лет. Носит чин надворного советника. Лужин — деловой человек с деньгами. Он собирается открыть в Петербурге свою адвокатскую контору. Лужин хочет жениться на бедной Дуне Раскольниковой, чтобы чувствовать себя ее властелином и спасителем. Лужин – жадный, расчетливый, подлый и мелочный человек. В конце концов свадьба Лужина и Дуни отменяется.Подробнее о Лужине >>
РазумихинДмитрий Прокофьевич Разумихин (настоящая фамилия Вразумихин) — молодой человек, студент, друг Раскольникова, добрый, открытый и благородный человек, деловой, трудолюбивый мужчина. Разумихин влюбляется в Дуню Раскольникову и становится ее мужем. Подробнее о Разумихине >>
СвидригайловАркадий Иванович Свидригайлов — развращенный деньгами и бездельем помещик в возрасте около 50 лет. Бывший шулер. Вдовец, был женат на помещице Марфе Петровне. Свидригайлов влюблен в Дуню, но та не отвечает ему взаимностью. Свидригайлов — сумасброд, самодур, намерения которого не всегда благородны и чисты. В последние дни жизни совершает «нетипичные», благородные поступки, а затем совершает самоубийство.Подробнее о Свидригайлове >>
Марфа ПетровнаМарфа Петровна Свидригайлова — жена господина Свидригайлова. Она старше мужа на 5 лет. Умирает в возрасте около 55 лет при странных обстоятельствах. В ее смерти многие подозревают ее мужа, Свидригайлова. Марфа Петровна – эмоциональная, взбалмошная женщина. В своем завещании она оставляет Дуне 3000 рублей в наследство. Эти деньги спасают бедную Дуню от нищеты.Подробнее о Марфе Петровне >>
ЛебезятниковАндрей Семенович Лебезятников — молодой человек, чиновник, друг Лужина. Лужин является его бывшим опекуном. Лебезятников служит в министерстве. Он якобы придерживается «прогрессивных взглядов», пропагандирует коммунизм, равенство   полов и т.д., но делает это непоследовательно и нелепо. Подробнее о Лебезятникове >>
ЛизаветаЛизавета, или Лизавета Ивановна — сводная сестра старухи-процентщицы по отцу (у них были разные матери). Лизавете было 35 лет, жила вместе с сестрой. Она была нескладная, некрасивая и, судя по всему — умственно отсталая, но добрая, кроткая, безответная. Ее любили окружающие. Старуха-сестра ее била и использовала как прислугу. Лизавета была постоянно беременна – вероятно, из-за своего слабоумия она была «легкой добычей» для мужчин.Подробнее о Лизавете >>
ЗосимовЗосимов — приятель Разумихина, молодой доктор, который занимается «лечением» Раскольникова. Зосимов — полный высокий молодой человек 27 лет, медлительный, важный и томный. По специальности он является хирургом, но при этом интересуется «душевными болезнями». Окружающие считают его тяжелым человеком, но признают в нем хорошего доктора. Подробнее о Зосимове >>
ЗаметовАлександр Григорьевич Заметов — знакомый Разумихина, письмоводитель (секретарь) в местной конторе. Ему 22 года. Одевается по моде, носит перстни. По словам Зосимова, Заметов берет взятки на работе. Заметов и Раскольников знакомится в конторе, куда последний приходит по заявлению хозяйки квартиры. Между Раскольниковым и Заметовым происходит серьезный разговор с Заметовым об убийстве старухи в трактире. Подробнее о Заметове >>
Никодим ФомичНикодим Фомич — квартальный надзиратель (полицейский) в районе, где живет Раскольников. Никодим Фомич — умный, серьезный, но при этом добродушный и открытый человек. Судя по всему, он служил в одном полку со своим помощником Ильей Петровичем.Раскольников знакомится с Никодимом Фомичом, когда приходит в контору по заявлению хозяйки квартиры. Подробнее о Никодиме Фомиче >>
Порфирий ПетровичПорфирий Петрович – следователь по делу об убийстве старухи-процентщицы и ее сестры. Порфирию Петровичу 35 лет. Это умный, в чем-то хитрый, но при этом благородный человек. У него свой, «психологический» подход к расследованию дел. Его можно назвать талантливым следователем. Порфирий давит на Раскольникова психологически, не имея против него официальных доказательств. По совету Порфирия Раскольников делает явку с повинной. Подробнее о Порфии Петровиче >>
Илья ПетровичИлья Петрович (по прозвищу «Порох») — помощник квартального надзирателя Никодима Фомича. Судя по всему, Илья Петрович и Никодим Фомич служили вместе в одном полку. Взрывной и эмоциональный Илья Петрович был при этом является добрым и благородным человеком. Он женат и имеет детей.Несмотря на свой взрывной характер, Илья Петрович — человек с принципами и считает себя прежде всего гражданином, а потом уже чиновником. Придя в контору с повинной, Раскольников застает там именно Илью Петровича, которому и признается в убийстве.Подробнее об Илье Петровиче >>
Амалия ИвановнаАмалия Ивановна Липпевехзель — хозяйка квартиры, в которой живет семья Мармеладовых. По происхождению Амалия является обрусевшей немкой. Это вздорная и беспорядочная женщина.Она плохо говорит по-русски, за что Катерина Ивановна язвительно называет ее Амалией Людвиговной, на что та очень обижается.   
НастасьяНастасья является служанкой в доме, где снимает жилье Родион Раскольников. В обязанности Настасьи входит уборка в комнате Раскольникова и приношение ему еды, которую готовит хозяйка. Настасья — добрая, простая женщина.
МиколкаМиколка (он же Николай) становится обвиняемый в убийстве старухи-процентщицы и ее сестры. Миколка работает маляром в доме, где живет процентщица. 

Это был список героев романа «Преступление и наказание»: краткое описание главных и второстепенных персонажей в таблице.

Смотрите: 

Все материалы по «Преступлению и наказанию»Все материалы о Раскольникове

Преступление и наказание

Братья вайнеры: о преступлении и наказании

60-е годы XIX в. Бедный район Петербурга, примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь.

На обратном пути он заходит в одну из дешёвых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым.

Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок — послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.

На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесённых его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни.

Жених — расчётливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете.

Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу — никчёмную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей.

Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

Продолжение после рекламы:

И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина.

Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень.

Совет

Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.

Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать…»

Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчуждённости с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора.

Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мёртвым» для их любви и грубо прогоняет их.

Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютную заповедь Соней.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорблённый Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.

Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле — рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы.

Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей».

Обратите внимание

Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие».

«Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями».

Таким образом, не признавая библейских заповедей («не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» — «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона — и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведёт его к признанию в содеянном.

Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин 

Аудиокнига «Преступление и наказание». Слушайте дома или в дороге. Бесплатный отрывок:

Купить и скачать аудиокнигу

189 ₽ · 26 ч · реклама Литреса

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.

Во время обеда в дешёвых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение.

Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учёбу.

Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.

Важно

Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне. У неё, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока.

Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестёр), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни.

Герою не удаётся увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своём закладе. Вроде бы отвлечённый разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдаёт себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублёвой ассигнации.

«Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку.

Клеветник посрамлён, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрёк, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», — не соглашается он с Соней.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У неё начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берётся оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: «теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни — Бога, творца единого по природе человечества, — и тем самым обрекает своего пленника на смерть. «Вам теперь 

Совет

Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним — пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни — единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.

Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убеждён в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.

Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие.

Кошмар отчуждённости продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью.

Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убеждённость в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в