Александр трифонович твардовский

Александр Твардовский биография

Александр трифонович твардовский

Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971) – известный советский писатель, поэт, лауреат Ленинской и Сталинских премий, Государственной премии СССР, а также обладатель многих орденов и наград.

Родился Александр 8 (21) июня 1910 года в Смоленской губернии Российской империи.

Удивительно, что в биографии Твардовского первое стихотворение было написано столь рано, что мальчик не мог его даже записать, ведь был не обучен грамоте.

Любовь к литературе появилась в детстве: отец Александра любил читать дома вслух произведения известных писателей Александра Пушкина, Николая Гоголя, Михаила Лермонтова, Николая Некрасова, Льва Толстого и Ивана Никитина.

Уже в 14 лет им было написано несколько поэм и стихотворений на злободневные темы.

Когда в стране проходила коллективизация и раскулачивание, поэт поддержал процесс (утопические идеи высказал в поэмах «Страна Муравия»(1934-36), «Путь к социализму»(1931)). В 1939 году, когда началась война с Финляндией, А.Т.

Обратите внимание

Твардовский, как член коммунистической партии, участвовал в соединении СССР и Белоруссии. Затем же обосновался в Воронеже, продолжал сочинять, работал в газете «Красная Армия».

Самым известным произведением Александра Трифоновича Твардовского стала поэма «Василий Теркин». Автору поэма принесла большой успех, поскольку была очень актуальна в военное время.

Дальнейший творческий период в жизни Твардовского был наполнен философскими мыслями, которые прослеживаются в лирике 1960-х годов.

Твардовский начал работать в журнале «Новый мир», полностью пересмотрел свои взгляды на политику Сталина.

В 1961 году под впечатлением от выступления Александра Твардовского на XXII съезде КПСС, Александр Солженицын передал ему свой рассказ «Щ-854» (позже названный «Один день Ивана Денисовича»). Твардовский, будучи в то время на посту редактора журнала, оценил рассказ чрезвычайно высоко, пригласил автора в Москву и стал добиваться разрешения Хрущева на публикацию данного произведения.

В конце 60-х годов в биографии Александра Твардовского произошло значимое событие – началась кампания Главлита против журнала «Новый мир». Когда же автора вынудили покинуть редакцию в 1970 году, вместе с ним ушла и часть коллектива. Журнал был, кратко говоря, разгромлен.

Умер Александр Трифонович Твардовский от рака легких 18 декабря 1971 года, и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Именем знаменитого писателя названы улицы в Москве, Воронеже, Новосибирске, Смоленске. В его честь названа школа и установлен памятник в г. Москве.

Важно

После прочтения краткой биографии Твардовского обязательно попробуйте ответить на вопросы:

Будь в числе первых на доске почета

Биография Александра Твардовского

Александр трифонович твардовский

Перед вами краткая биография Твардовского. Из нее вы поймете, почему этот человек был таким популярным народным любимцем. Впрочем, читать биографии любых выдающихся людей, вне зависимости от времени и места их рождения, чрезвычайно интересно.

Александр Трифонович Твардовский относится к числу самых знаковых писателей советской эпохи. Его перу принадлежит бессмертная поэма «Василий Теркин», которая после своего появления сразу же и навсегда завоевала любовь советских граждан.

Краткая биография Твардовского

Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года на хуторе Загорье Смоленской губернии России. Мальчик рос в простой рабочей семье.

Глава семейства был кузнецом, однако, несмотря на это являлся весьма образованной личностью. Он увлекался русской литературой, из-за чего в доме часто читали произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Гоголя, Некрасова и прочих писателей.

Детство

Детство Твардовского проходило в послереволюционный период истории России. В подростковом возрасте он воочию увидел и почувствовал последствия коллективизации, ведь в 1930-е годы его отца раскулачили и выслали из деревни.

Первые стихотворения Александр начал писать еще в детстве. В 1925 г. он стал работать корреспондентом в сельской газете. Благодаря этому, ему удавалось публиковать там свои сочинения, которые были первыми в его биографии.

На следующий год, подающий большие надежды юноша уже сотрудничал с городскими издательствами. Вскоре в одном смоленском издании напечатали несколько стихов 17-летнего поэта.

В 1927 г. Александр Твардовский принял решение остаться в Смоленске. В 1929 г. он отправил свои стихотворения в Москву, где позже их опубликовали в журнале «Октябрь».

Не рассчитывая на такой успех, он испытал подлинную радость от того, что его творчество не осталось незамеченным. В результате Твардовский решил поехать и попытать счастья в Москве.

Однако там, наряду с финансовыми проблемами, его ждали и другие трудности. И хотя ему периодически удавалось печататься в каких-то изданиях, устроиться на хорошую работу он все же не смог.

Образование

Недолго пробыв в столице, ему пришлось снова вернуться в родной Смоленск. Там он поступил в Смоленский педагогический институт. В это учебное заведение его согласились зачислить без экзаменов, но с условием выучить и сдать за год все школьные предметы.

Прилежный и ответственный ученик не подвел преподавателей, и сдержал данное им обещание.

Творчество Твардовского

Во время учебы он продолжал сочинять стихотворения, и вскоре из-под его пера вышли такие произведения как «Снег стает, отойдет земля», «Братья» и «Лес осенью».

С начала 30-х годов он переживал творческий подъем. Одна за одной печатались его поэмы и повести. В 1936 г. он издает поэму «Страна Муравия», в которой отображались все трудности и несчастья крестьян после Октябрьской революции.

Вслед за этим, были изданы еще несколько сборников его стихов.

Окончив 2 курса педагогического института в Смоленске, Александр Трифонович захотел поступить на 3-й курс Московского института истории, философии и литературы.

Совет

Творчество Твардовского получало все большее признание на территории Советского Союза. С данного времени у него не возникало никаких проблем с печатаньем своих сочинений.

В 1939 г., сразу же после окончания учебы, Александра Трифоновича призвали в армию.

За шесть лет службы, он прошел несколько войн, работая военным журналистом. Увидев и испытав на себе все тяготы фронтовой жизни, ему удалось собрать большой объем материала на военную тематику.

В результате, из-под его пера вышел сборник стихов «В снегах Финляндии». Одновременно с этим он написал бессмертную поэму «Василий Теркин», так полюбившуюся всем советским гражданам. На ее написание ушло около 4 лет.

После окончания войны в своих сочинениях он описывает людей, постепенно возвращающихся к нормальному укладу жизни.

Не давая себе времени на отдых, писатель долго и усердно трудится над поэмой «По праву памяти». В ней он в прямой и правдивой форме представляет читателю ужасы коллективизации, не забывая при этом упомянуть о примере своего отца.

Однако советская власть не могла допустить, чтобы данное произведение попало в руки обычных граждан, поэтому оно не было напечатано сразу, а несколько десятилетий пролежало на полке.

В 1947 г. он написал книгу, посвященную прошедшей войне и получившую название «Родина и чужбина».

Обратите внимание

Работы Твардовского были высоко оценены литераторами и отмечены разными почетными наградами. В 1939 г. ему присвоили орден Ленина, а в 1941 г. он удостоился Государственной премии СССР.

В 1961 г. Твардовский стал лауреатом Ленинской премии за поэму «За далью – даль».

В 1950-1954 гг. он занимал должность секретаря правления Союза писателей СССР. В 1963-1968 гг. был вице-президентом Европейского сообщества писателей.

В течение 1950-1970 гг., являлся редактором в издательстве «Новый мир». Пожалуй, это было лучшее время его биографии.

Однако его жизнь нельзя назвать спокойной и комфортной, поскольку Твардовский далеко не всегда придерживался «правильных» взглядов.

Так, например, когда в 1961 г. он разместил в журнале повесть опального Солженицына «Один день Ивана Денисовича», он сразу же подвергся сильному давлению со стороны органов власти.

Это привело к тому, что в 1970 г. его уволили, а редакцию закрыли.

Свое увольнение Твардовский перенес тяжело и болезненно. Александр Трифонович стал жаловаться на здоровье и вскоре перенес инсульт.

По этой причине он решил на время оставить писательскую деятельность и немного отдохнуть у себя на даче в Подмосковье. Именно там ему было суждено прожить остаток жизни.

18 декабря 1971 года Твардовский скончался в поселке Красная Пахра в Московской области.

Важно

Он был женат на Марии Гореловой, которая родила ему 2 дочерей – Ольгу и Валентину. Можно смело утверждать, что Твардовский имел насыщенную, богатую и яркую биографию.

Если вам понравилась краткая биография Твардовского – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся интересные факты вообще и биографии известных людей в частности – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Твардовский Александр Трифонович

Александр трифонович твардовский

(1910-1971) русский поэт

Твардовский Александр Трифонович никогда не жаловался на судьбу и даже писал в одном из своих стихотворений:

Нет, жизнь меня не обделила,

Добром своим не обошла.

Всего с лихвой дано мне было

В дорогу — света и тепла.

Но так же, как и многие его современники, он прожил очень непростую жизнь, которая пришлась на самые тяжелые для России годы.

Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленской земле. Его отец в прошлом был кузнецом, возможно, от этого и пошло то сочетание своеобразной основательности и непоколебимой принципиальности, которое всегда было свойственно характеру Твардовского. Трифон Гордеевич, отец поэта, был человеком незаурядным.

Тяжким трудом он сумел скопить небольшую сумму денег, которой едва хватило, чтобы сделать первый взнос в банк и купить в рассрочку болотистый участок земли.

Стремление вырваться из нищеты, знание грамоты и даже определенная начитанность выделяли его из среды крестьян, которые то шутливо, то иронически называли Трифона Гордеевича «паном».

Детство поэта пришлось на первые послереволюционные годы, а в юности ему довелось на своей собственной судьбе познать, как проводилась коллективизация. В тридцатые годы его отец был «раскулачен» и выслан из родной деревни.

Об этих тяжелых годах ярко рассказал в своих мемуарах брат поэта Иван Трифонович.

Новые хозяева жизни не посчитались даже с тем, что Трифон Гордеевич вместе с семьей сам обрабатывал землю и не нищенствовал только благодаря своему трудолюбию.

Будущий поэт стал активным сельским комсомольцем, а с 1924 года начал посылать заметки в редакции смоленских газет. Он писал в них о комсомольских делах, о разных злоупотреблениях, которые допускали местные власти, что создавало ему в глазах сельских жителей ореол защитника.

А в 1925 году в газете «Смоленская деревня» появилось и первое стихотворение Александра Твардовского — «Новая изба». Однако писать стихи он начал еще раньше и однажды показал их своему учителю, который, таким образом, стал первым критиком будущего поэта.

Как впоследствии вспоминал сам Твардовский, учитель весьма неодобрительно отозвался о его стихотворных опытах по той причине, что стихи очень понятны, тогда как современные литературные требования диктуют, чтобы «ни с какого конца нельзя было понять, что и про что в стихах написано».

Совет

Мальчику очень хотелось соответствовать литературной моде, и он упорно старался писать так, чтобы было непонятно, о чем написано. К счастью, ему не удалось этого добиться, и он в конце концов решил писать так, как получалось.

Первое опубликованное стихотворение Александра Твардовского, конечно, было далеко от совершенства, однако в нем уже проявились те черты, которые характерны для всей его поэзии. Он писал просто и доходчиво о том, что ему было близко. В двадцатые годы он находился под влиянием поэзии Н. Некрасова, что как бы предопределило гражданский пафос его первых стихов.

Окрыленный успехом, Александр Трифонович Твардовский собрал все свои, как ему казалось, «подходящие» стихи и отправился в Смоленск, к поэту Михаилу Исаковскому, который в то время работал в редакции газеты «Рабочий путь».

Их первая встреча стала началом большой творческой и человеческой дружбы, которая продлилась до конца жизни обоих поэтов. Тогда в Смоленске собралась целая группа молодых поэтов, которые пришли в областные газеты из разных деревень.

Михаил Исаковский был старше их всех, к тому же он был уже признанным в области поэтом и как мог старался помочь своим молодым коллегам в их творчестве.

Впоследствии, Александр Твардовский отмечал, что писал он тогда очень плохо, его стихи были беспомощны и подражательны. Но самым губительным для него и для других его сверстников-поэтов был недостаток общей культуры и образования. Когда Твардовский приехал в Смоленск, ему было уже восемнадцать лет, а образование — только неполная сельская школа. Вот с таким багажом он и вступил в поэзию.

После того, как в журнале «Октябрь» появилось несколько его стихов и кто-то из критиков отметил их в своем обзоре. Твардовский приехал в Москву, однако реальность оказалась не такой блестящей, как это представлялось издалека.

В Москве, как и в Смоленске, было трудно устроиться на работу, и редкие публикации не спасали положения. Тогда Александр Твардовский вернулся в Смоленск и решил серьезно заняться своим образованием.

Обратите внимание

Его приняли в педагогический институт без вступительных экзаменов, но с обязательством за год изучить и сдать все предметы за среднюю школу. Он не только выполнил свое обязательство, но и в первый же год догнал своих однокурсников.

В смоленский период Александр Трифонович Твардовский очень живо вникал во все процессы, которые происходили в то время в деревне. Уже шла коллективизация, его семья пострадала, но, сочувствуя родителям, он не сомневался в необходимости перемен.

Александр Твардовский часто ездил в колхозы в качестве корреспондента газет, собирал материал, писал статьи, рассказы. Тогда же он задумал написать большое произведение, и вскоре появилась его поэма «Путь к социализму», озаглавленная так по названию колхоза, о котором шла речь.

Несмотря на то, что по рекомендации Эдуарда Багрицкого поэма была издана в «Молодой гвардии» и получила положительные отзывы критики, она была откровенно неудачной. Как признавал сам Твардовский, эти стихи были как «езда со спущенными вожжами, утрата ритмической дисциплины стиха, проще говоря, не поэзия».

Эту и вторую свою поэму «Вступление», которая была издана в Смоленске в 1932 году, он впоследствии рассматривал как неизбежные ошибки юности.

Первой же большой и по-настоящему удачной работой становится его лирический цикл «Сельская хроника», которым Твардовский и заявил о себе в литературе как о талантливом перспективном поэте.

Однако известность к нему пришла только после публикации в 1936 году поэмы «Страна Муравия». Сюжет поэмы напоминает историю Дон-Кихота, только у Александра Твардовского вместо странствующего рыцаря в путешествие отправляется мужик, не желающий вступать в колхоз.

Он едет по стране на своей лошаденке в надежде найти место, где нет колхозов. Такого места он, конечно, не находит и, насмотревшись на счастливую жизнь колхозников, возвращается домой уверенный, что нет и не может быть хорошей жизни вне колхозов.

Важно

Трудно сказать, кривил ли Твардовский душой, когда создавал этот миф о новой деревне и возросшем благосостоянии крестьян, — ведь он не мог не видеть и отрицательное, что сопутствовало коллективизации. Однако в поэме все выглядит пристойно и благополучно.

Даже сама природа в его стихах радуется и вносит свой щедрый дар в коллективный труд:

Дышат грудью запотелой

Желтогривые овсы.

За распахнутым окном.

На просторе луга

Лошадь сытая в ночном

Отряхнулась глухо.

Теперь Александр Трифонович Твардовский приезжает в Москву уже как признанный поэт. К этому времени он успел закончить два курса педагогического института в Смоленске и поступил на третий курс Московского института истории, философии и литературы (МИФЛИ).

Его стихи и поэмы охотно печатают журналы, их одобрительно воспринимает критика, и поэт вполне доволен своей жизнью. К чести Твардовского следует отметить, что он и раньше, и теперь не прерывает связей со своей семьей, часто бывает в родном доме, хотя и рискует получить ярлык «сына врага народа».

Однако эта участь его каким-то образом миновала.

В 1939 году поэт заканчивает МИФЛИ, и его призывают в армию. В то время он еще не знал, что снимет шинель только после Победы. За шесть лет своей армейской жизни Александр Трифонович Твардовский прошел несколько войн. Он принимал участие в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, после этого — в финской войне и, наконец, в Великой Отечественной.

С 1940 года и до самой Победы поэт не прерывает своих литературных занятий и работает над «Фронтовой хроникой». Ее герой — еще не солдат, а тот же крестьянин, волей судеб попавший на войну. Из этого цикла и выросла поэма «Василий Теркин».

Ее замысел возник у Александра Твардовского еще во время финской войны, когда он вместе с группой других писателей, работавших в газете «На страже Родины», решил завести в газете «уголок юмора» и придумал фельетонный персонаж — Васю Теркина, который имел у бойцов огромный успех. Но только пройденные им тяжелые военные дороги превратили Теркина в настоящего народного героя.

Интересно отметить, что новая поэма Твардовского заслужила похвальный отзыв даже такого взыскательного критика, как Ивана Алексеевича Бунина, который к тому же был категорично настроен против советской власти.

Военные впечатления легли в основу и следующей поэмы Александра Твардовского — «Дом у дороги», которая вышла в 1946 году. В противоположность «Теркину» в ней звучит мотив неизбывной печали и скорби о потерях. В том же, 1946 году поэт создает своеобразный реквием погибшим — стихотворение «Я убит подо Ржевом».

Совет

В послевоенное время Александр Твардовский продолжает работать над крупными произведениями и создает свою главную в этот период поэму — «За далью — даль». В ней поэт стремится к честному разговору с читателем, но уже прекрасно понимает, что это невозможно.

С 1954 года он начинает работать над следующей своей поэмой — «Теркин на том свете», пародийным продолжением «Василия Теркина», которую заканчивает в 1963 году. Она была опубликована и получила первые отзывы, но потом о ней замолчали, как будто ее и не существовало.

Аналогичная судьба постигла и другую поэму Твардовского — «По праву памяти», которая была завершена в 1969-м, но в СССР опубликована лишь в 1987 году. Понимая, что рассказать правду о прошлом ему не дадут, Твардовский прекратил работу над этой поэмой. Последние годы жизни он посвятил лирической поэзии.

Однако и в ней чувствуется, что он намеренно уходит от когда-то любимой им социальной темы и не пишет о том, что его волнует, только потому, что его мысли все равно не дойдут до читателя. Поэт чувствует, что он не в состоянии что-либо изменить в этом мире, и ощущает свою ненужность.

Военные и послевоенные годы во многом изменили мировоззрение Александра Трифоновича Твардовского, другой стала и его гражданская позиция. Он увидел, каким стало то будущее, которое в двадцатые-тридцатые годы представлялось ему светлым и справедливым. И поэт как мог пытался отстаивать свои идеалы и свою позицию.

В 1950 году Александр Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир», но уже через четыре года его сняли, а еще через четыре, в 1958 году, вернули обратно. Именно в это время «Новый мир» становится центром, вокруг которого группировались писатели, стремившиеся к честному изображению действительности.

Тогда же Твардовский сумел напечатать знаменитую повесть «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына и добивался публикации его романа «Раковый корпус».

Несмотря на то, что Александр Твардовский и сам имел немалую власть и влияние (был и членом правления Союза писателей СССР, и кандидатом в члены ЦК КПСС), ему постоянно приходилось испытывать на себе все усиливающееся давление консервативных сил.

Обратите внимание

В 1970 году он был в очередной раз снят с должности главного редактора, да и сама редакция подверглась фактическому разгрому. Всего через полтора года после этого поэт умер. Как писал позже один из историков, «смерть Твардовского стала поворотным пунктом целого периода культурной жизни страны».

Александр Твардовский – биография, информация, личная жизнь, фото, видео

Александр трифонович твардовский

Александр Трифонович Твардовский. Родился 8 (21) июня 1910 года на хуторе Загорье (ныне Смоленская область) — умер 18 декабря 1971 года в посёлке Красная Пахра Московской области. Русский советский писатель, поэт, журналист.

Александр Твардовский родился 8 (21 по новому стилю) июня 1910 год на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо. Ныне это Смоленская область России.

Отец – Трифон Гордеевич Твардовский (1880-1957), кузнец.

Мать – Мария Митрофановна Твардовская (в девичестве – Плескачевская) (1888-1972), происходила из однодворцев (военизированных землевладельцев, живших на окраинах Российской империи и несших охрану пограничья).

Младший брат – Иван Трифонович Твардовский (1914-2003), русский писатель и литератор, краснодеревщик, резчик по дереву и кости, диссидент.

Также у него были братья Константин (1908-2002), Павел (1917-1983), Василий (1925-1954) и сестры Анна (1912-2000), Мария (1922-1984).

Дед – Гордей Твардовский, был бомбардиром (солдатом-артиллеристом), служившим в Польше, откуда привёз прозвище «пан Твардовский», перешедшее к его сыну. Это прозвище, которое в реальности не связано с дворянским происхождением, заставляло Трифона Гордеевича воспринимать себя скорее как однодворца, нежели крестьянина.

О месте своего рождения Твардовский писал: “Земля эта — десять с небольшим десятин — вся в мелких болотцах и вся заросшая лозняком, ельником, берёзкой, была во всех смыслах незавидна.

Но для отца, который был единственным сыном безземельного солдата и многолетним тяжким трудом кузнеца заработал сумму, необходимую для первого взноса в банк, земля эта была дорога до святости.

Нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, скупой, но нашей земле — нашему «имению», как в шутку и не в шутку называл он свой хутор”.

Важно

Как вспоминал Александр Трифонович, его отец любил читать, к чему приучил и его. В их крестьянском доме по вечерам читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, Толстого, Никитина, Ершова и других классиков русской литературы.

С ранних лет начал сочинять стихи – еще даже когда не умел читать и писать.

Александр Твардовский в молодости

В 15 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты, а затем, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского. В 1931 году была опубликована его первая поэма «Путь к социализму».

В 1935 году в Смоленске, в Западном областном государственном издательстве, вышла первая книга «Сборник стихов» (1930—1936).

Учился в Смоленске в педагогическом институте, который бросил на 3-м курсе. Осенью 1936 года стал учиться в Московском институте истории, философии и литературы, оконичл в 1939 году.

В 1939—1940 годах в составе группы писателей Твардовский работал в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». 30 ноября 1939 года в газете были опубликованы стихи Твардовского «Час настал».

В 1939 году Твардовский был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. Во время начала войны с Финляндией Твардовский получил офицерское звание, и служил в должности специального корреспондента военной газеты.

Стихотворение «На привале» было напечатано в газете «На страже Родины» 11 декабря 1939 года. В статье «Как был написан “Василий Тёркин”» А. Твардовский сообщил, что образ главного героя был придуман в 1939 году для постоянной юмористической рубрики в газете «На страже Родины».

В поэмах «Путь к социализму» (1931) и «Страна Муравия» (1934—1936) изобразил коллективизацию и мечты о «новой» деревне, а также скачущего на коне Сталина как предвестника светлого будущего.

Совет

Несмотря на то, что родители вместе с братьями Твардовского были раскулачены и сосланы, а его хутор был сожжён односельчанами, сам он поддержал коллективизацию крестьянских хозяйств.

Одно время родители находились в ссылке в Русском-Туреке, куда и приезжал сам Твардовский.

Поэма «Василий Тёркин»

В 1941—1942 годах работал в Воронеже в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия». Поэма «Василий Тёркин» (1941—1945), «книга про бойца без начала и конца» — самое известное произведение Твардовского. Это цепь эпизодов из Великой Отечественной войны.

Поэма отличается простым и точным слогом, энергичным развитием действия. Эпизоды связаны друг с другом только главным героем — автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть.

По мере написания главы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда» и были невероятно популярны на передовой.

Авторство создания этого героя не принадлежало одному Твардовскому.

Сам поэт впоследствии рассказывал историю появления Василия Тёркина: «Но дело в том, что задуман и вымышлен он не одним только мною, а многими людьми, в том числе литераторами, а больше всего не литераторами и в значительной степени самими моими корреспондентами. Они активнейшим образом участвовали в создании «Теркина», начиная с первой его главы и до завершения книги, и поныне продолжают развивать в различных видах и направлениях этот образ.

Я поясняю это в порядке рассмотрения второго вопроса, который ставится в еще более значительной части писем, – вопроса: как был написан «Василий Теркин»? Откуда взялась такая книга? Что вам послужило материалом к ней и что – отправной точкой? Уж не был ли автор сам одним из Теркиных? Об этом спрашивают не только рядовые читатели, но и люди, специально занимающиеся предметом литературы: студенты-дипломники, взявшие темой своих работ «Василия Теркина», преподаватели литературы, литературоведы и критики, библиотекари, лекторы и т. п. Попробую рассказать о том, как «образовался» «Теркин».

«Василий Теркин», повторяю, известен читателю, в первую очередь армейскому, с 1942 года. Но «Вася Теркин» был известен еще с 1939-1940 года – с периода финской кампании. В то время в газете Ленинградского Военного Округа «На страже Родины» работала группа писателей и поэтов: Н.Тихонов, В.

Саянов, А.Щербаков, С.Вашенцев, Ц.Солодарь и пишущий эти строки. Как-то, обсуждая совместно с работниками редакции задачи и характер нашей работы в военной газете, мы решили, что нужно завести что-нибудь вроде «уголка юмора» или еженедельного коллективного фельетона, где были бы стихи и картинки.

Затея эта не была новшеством в армейской печати. По образцу агитационной работы Д.Бедного и В.Маяковского в пореволюционные годы в газетах была традиция печатания сатирических картинок со стихотворными подписями, частушек, фельетонов с продолжениями с обычным заголовком – «На досуге», «Под красноармейскую гармонь» и т. п.

Обратите внимание

Там были иногда и условные, переходящие из одного фельетона в другой персонажи, вроде какого-нибудь повара-весельчака, и характерные псевдонимы, вроде Дяди Сысоя, Деда Егора, Пулеметчика Вани, Снайпера и других.

В моей юности, в Смоленске, я имел отношение к подобной литературной работе в окружной «Красноармейской правде» и других газетах».

Поэма «Василий Тёркин» стала одним из атрибутов фронтовой жизни, в результате чего Твардовский сделался культовым автором военного поколения.

Помимо прочего, «Василий Тёркин» выделяется среди других произведений того времени полным отсутствием идеологической пропаганды, упоминаний о Сталине и партии.

Приказом ВС 3-го Белорусского фронта №: 505 от: 31.07.1944 года поэт редакции газеты 3-го БФ «Красноармейская правда», подполковник Твардовский А. Т.

награждён орденом Отечественной войны 2-й степени за написание 2-х поэм (одна из них — «Василий Теркин», вторая — «Дом у дороги») и многочисленных очерков об освобождении белорусской земли, а также выступления во фронтовых частях перед бойцами и офицерами.

Твардовский Александр Трифонович

Александр трифонович твардовский

Твардовский Александр Трифонович (1910–1971), русский советский поэт.

Родился 8 (21) июня 1910 в д. Загорье Смоленской губ. Отец Твардовского, крестьянин-кузнец, был раскулачен и сослан. Трагическая судьба отца описана Твардовским в поэме По праву памяти (1967–1969, опубл. 1987).

Твардовский писал стихи с детства. В 1931 была опубликована его первая поэма Путь к социализму.

Учась в Смоленском педагогическом институте, а затем в Московском институте философии, литературы и истории (МИФЛИ), который окончил в 1939, Твардовский писал также статьи.

Известность ему принесла поэма Страна Муравия (1936, Государственная премия, 1941), повествующая о поисках крестьянином Никитой Моргунком страны всеобщего счастья.

После выхода Страны Муравии один за другим были изданы сборники стихов Твардовского Стихи (1937), Дорога (1938), Сельская хроника (1939), Загорье (1941).

В 1939–1940 Твардовский служил в армии в качестве военного журналиста, участвовал в походе на Польшу и в финской кампании. В годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом различных газет.

Свою лирику военных лет поэт называл «фронтовой хроникой», определяя этим названием ее содержание и стилистические особенности.

Важно

В 1941 Твардовский начал работать над поэмой Василий Теркин, которой дал подзаголовок Книга про бойца. Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 в газете «Красноармейская правда», в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой.

Окончательный вариант был завершен в 1945. В статье Как был написан «Василий Теркин» Твардовский писал о том, что образ главного героя был придуман в 1939 для постоянной юмористической рубрики в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины».

Случайно найденный образ, писал Твардовский, «захватил меня без остатка».

Первоначальный юмористический замысел приобрел формы эпического повествования, поэма стала для автора «моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю».

В поэме «просто парень сам собой» Василий Теркин стал главным героем народной войны.

Как и всем героям мирового эпоса, ему даровано бессмертие (не случайно в поэме 1954 Теркин на том свете он попадает в загробный мир, напоминающий своей мертвечиной советскую действительность) и одновременно – живой оптимизм, делающий его олицетворением народного духа.

Поэма имела огромный успех у читателей. Василий Теркин стал фольклорным персонажем, по поводу чего Твардовский заметил: «Откуда пришел – туда и уходит».

Книга получила и официальное признание (Государственная премия, 1946), и высокую оценку современников. И.Бунин писал о ней: «Это поистине редкая книга.

Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературного слова!»

Совет

Определяя главное направление своего творчества, Твардовский писал: «Лично я, наверное, во всю свою жизнь уже не смогу отойти от сурового и величественного, бесконечно разнообразного и так мало приоткрытого в литературе мира событий, переживаний и впечатлений военного периода».

Поэтическим воплощением этой мысли стали его знаменитые лирические стихотворения Я убит подо Ржевом… и Я знаю, никакой моей вины…

Военной теме посвящена и поэма о трагической судьбе солдата Сивцова и его семьи Дом у дороги (1946), которую Твардовский назвал «лирической хроникой».

В 1950 Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир», но в 1954 был смещен с поста за демократические тенденции.

В 1958 Твардовский снова возглавил «Новый мир», пригласив в него своих единомышленников – критиков и редакторов В.Лакшина, И.Виноградова, А.Кондратовича, А.Берзер и др. Благодаря его усилиям в «Новом мире», ставшем средоточием и символом «оттепели», были опубликованы произведения В.Овечкина, В.Быкова, Ф.Абрамова, Б.Можаева, Ю.Трифонова, Ю.Домбровского и др.

В 1961 Твардовскому удалось опубликовать повесть А.Солженицына Один день Ивана Денисовича.

В 1970 Твардовский был смещен с поста главного редактора.

Это обострило тяжелую душевную ситуацию, в которой он находился, будучи, с одной стороны, крупной фигурой в партийно-советской иерархии, а с другой – «неофициальным оппозиционером».

Несмотря на официальное признание поэмы За далью даль (1950–1960, Ленинская премия, 1961), поэмы Твардовского По праву памяти и Теркин на том свете не были опубликованы.

Умер Твардовский в Красной Пахре близ Москвы 18 декабря 1971.

«Знамя» (журнал)

Литература

Турков А. Александр Твардовский. М., 1970

Твардовский А. Собрание сочинений, тт. 1–6. М., 1976–1983

Воспоминания об Александре Твардовском. М., 1982

Твардовский А. Письма о литературе. 1930–1970. М., 1985

Творчество А.Твардовского. Исследования и материалы. М., 1989

Твардовский А. Избранные произведения, тт. 1–3. М., 1990

Твардовский Александр Трифонович

Александр трифонович твардовский

Твардовский Александр Трифонович – советский поэт. Чтобы составить собственное мнение о творчестве писателя, прочитайте ниже биографию Александра Твардовского.

В течение 16 лет он проработал главным редактором одного из старейшего в России журнала «Новый мир». Кроме того Твардовский стал известен благодаря поэме, получившей всенародное признание «Василий Теркин». Иное название поэмы – «Книга про бойца».

8 июня 1910 года поэт появился на свет в Смоленской губернии. Его отец был образованным человеком, хотя и работал кузнецом.  Вследствие этого с самого детства Александр Твардовский имел доступ к книгам, которые были в их доме. Поэтому у писателя зародилась любовь к стихам.

Обратите внимание

Ему нравилось читать таких известных поэтов, как Гоголь (читайте биографию Николая Гоголя), Пушкин (читайте биографию Александра Пушкина), Лермонтов (читайте биографию Михаила Лермонтова). Они сыграли важную роль в биографии Александра Твардовского, потому что благодаря этому с самого детства он стал писать стихи.

В подростковом возрасте Твардовский стал отправлять в окрестные газеты свои заметки. Когда некоторые из них стали публиковаться, он решил отправлять и свои стихи. В то время в смоленской газете «Рабочий путь» в редакции работал М. Исаковский. Он заметил талант юного поэта.

В тот момент он сыграл большую роль в формировании Твардовского, как поэта.  Также с его помощью Твардовский стал более регулярно печататься.

После завершения обучения в школе он принял решение поехать в Смоленск. Но в Смоленске, а позже и в столице, он столкнулся с большими трудностями. Поскольку у него не было специальности, его не хотели брать ни на работу, ни даже на учебу. Это был трудный период в жизни еще юного поэта. Зарабатывал он копейки за счет публикации стихов и заметок в газетах.

В возрасте 20 лет Твардовскому удалось поступить в Смоленске в педагогический институт. Проучившись в нем до третьего курса, он ушел доучиваться в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ). Уже в конце жизни он вспоминал эти годы обучения и называл их важнейшими в становлении его, как поэта.

В 1931 году была напечатана первая поэма Твардовского «Путь к социализму», а в 1935 году появилась первая книга «Сборник стихов». Позже большое признание получила его поэма “Страна Муравия”, появившаяся в 1936 году.

В 1939 году Твардовский вступил в Красную армию, а когда началась война с Финляндией, он служил в роли специального корреспондента военной газеты. За определенные заслуги  уже тогда он имел звание офицера.

Поэма «Василий Тёркин» удостоилась всеобщего признания. Она была написана в годы Великой Отечественной Войны. Части поэмы были связаны одним и тем же главным персонажем. Во время войны главы поэмы печатались в газете и были очень популярны на линии фронта. Благодаря этому Твардовский стал знаменитым автором военного поколения.

Важно

Александр Твардовский писал не только стихи, но и прозу. Например, в 1947 году появилась его книга о войне “Родина и чужбина”.

Умер поэт в Московской области 18 декабря 1971 года от рака легких.

Если вы уже прочитали биографию Александра Твардовского, вы можете поставить свою оценку поэту вверху страницы.

Также посетите раздел Биографии на нашем сайте, чтобы прочитать о жизни и творчестве других писателей.

Твардовский Александр Трифонович – Российский Писатель

Александр трифонович твардовский

Российский писатель. Поэт. Журналист. Главный редактор журнала «Новый мир».

Александр Твардовский родился 21 июня 1910 года в деревне Загорье, Смоленская губерния. Первое знакомство с творчеством Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова состоялось дома, когда зимними вечерами читались вслух эти книги. Стихи мальчик начал писать очень рано. Учился в сельской школе.

     В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них оказались напечатаны. Тогда отважился послать и стихи. Исаковский, работавший в редакции газеты «Рабочий путь», принял молодого человека, помог ему напечататься и сформироваться как поэту, оказал влияние своей поэзией.

     После окончания сельской школы юный поэт уехал в Смоленск, но не мог устроиться не только на учебу, но и на работу, потому что у него не оказалось специальности. Пришлось существовать «на грошовый литературный заработок и обивать пороги редакций». Когда в московском журнале «Октябрь» Светлов напечатал стихи Твардовского, тот приехал в Москву.

     Зимой 1930 года вернулся в Смоленск, где провел шесть лет. Именно в этот период Твардовский «рождался» как поэт. Далее поступил в педагогический институт, но с третьего курса перевелся в Московский институт истории, философии и литературы.

     Сам Александр Трифонович считал, что только с поэмы о коллективизации «Страна Муравия» начал совершенствоваться как литератор. Поэма имела успех у читателей и критики. Выход этой книги изменил жизнь поэта. В это время окончательно переехал в Москву. В 1939 году окончил Московский институт истории, философии и литературы.

     В 1939 году поэта призвали в ряды Красной Армии и Твардовский участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании, работал в должности специального корреспондента военной газеты.

     Bo время Великой Отечественной войны создана поэма «Василий Теркин», яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства. Почти одновременно с «Теркиным» и стихами «Фронтовой хроники» поэт начал законченную уже после войны поэму «Дом у дороги».

Совет

     В конце 1950-ых годах написана поэма «За далью – даль», а вскоре закончил поэму «По праву памяти», где рассказана правда о судьбе отца поэта, ставшего жертвой коллективизации, запрещенная цензурой, опубликованная только в период перестройки.

     Наряду со стихами Твардовский всегда писал прозу. В послевоенный период выходит книга: «Родина и чужбина». Проявил себя и как глубокий, проницательный критик: книги «Статьи и заметки о литературе», «Поэзия Михаила Исаковского», статьи о творчестве Маршака, Бунина.

     Многие годы Твардовский являлся главным редактором журнала «Новый мир», мужественно отстаивая право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию. Его помощь и поддержка сказались в творческих биографиях таких писателей, как Абрамов, Быков, Айтматов, Залыгин, Троепольскцй, Молсаев, Солженицын.

     Умер Александр Трифонович Твардовский 18 декабря 1971 года от рака легких. Писатель скончался в местечке Красная Пахра, что находится в Московской области.

Тело писателя захоронено на Новодевичьем кладбище. Александр Твардовский прожил насыщенную и яркую жизнь и оставил после себя огромное литературное наследие.

Многие его произведения вошли в школьную программу и остаются популярны по сей день.

Твардовский александр трифонович

Александр трифонович твардовский

(1910-1971) русский поэт

Твардовский никогда не жаловался на судьбу и даже писал в одном из своих стихотворений:

Нет, жизнь меня не обделила,

Добром своим не обошла.

Всего с лихвой дано мне было

В дорогу — света и тепла.

Но так же, как и многие его современники, он прожил очень непростую жизнь, которая пришлась на самые тя­желые для России годы.

Твардовский родился на смоленской земле. Его отец в прошлом был кузнецом, возможно, от этого и пошло то сочетание своеобразной основательности и непоколеби­мой принципиальности, которое всегда было свойствен­но характеру Твардовского. Трифон Гордеевич, отец по­эта, был человеком незаурядным.

Обратите внимание

Тяжким трудом он су­мел скопить небольшую сумму денег, которой едва хвати­ло, чтобы сделать первый взнос в банк и купить в рассроч­ку болотистый участок земли.

Стремление вырваться из нищеты, знание грамоты и даже определенная начитан­ность выделяли его из среды крестьян, которые то шутли­во, то иронически называли Трифона Гордеевича «паном».

Детство поэта пришлось на первые послереволюцион­ные годы, а в юности ему довелось на своей собственной судьбе познать, как проводилась коллективизация. В трид­цатые годы его отец был «раскулачен» и выслан из родной деревни.

Об этих тяжелых годах ярко рассказал в своих мемуарах брат поэта Иван Трифонович.

Новые хозяева жизни не посчитались даже с тем, что Трифон Гордеевич вместе с семьей сам обрабатывал землю и не нищенство­вал только благодаря своему трудолюбию.

Будущий поэт стал активным сельским комсомольцем, а с 1924 года начал посылать заметки в редакции смолен­ских газет. Он писал в них о комсомольских делах, о раз­ных злоупотреблениях, которые допускали местные вла­сти, что создавало ему в глазах сельских жителей ореол защитника.

А в 1925 году в газете «Смоленская деревня» появилось и первое стихотворение Твардовского — «Но­вая изба». Однако писать стихи он начал еще раньше и однажды показал их своему учителю, который, таким об­разом, стал первым критиком будущего поэта.

Как впос­ледствии вспоминал сам Твардовский, учитель весьма неодобрительно отозвался о его стихотворных опытах по той причине, что стихи очень понятны, тогда как совре­менные литературные требования диктуют, чтобы «ни с какого конца нельзя было понять, что и про что в стихах написано».

Мальчику очень хотелось соответствовать литературной моде, и он упорно старался писать так, что­бы было непонятно, о чем написано. К счастью, ему не удалось этого добиться, и он в конце концов решил пи­сать так, как получалось.

Первое опубликованное стихот­ворение Твардовского, конечно, было далеко от совершен­ства, однако в нем уже проявились те черты, которые ха­рактерны для всей его поэзии. Он писал просто и доход­чиво о том, что ему было близко. В двадцатые годы он на­ходился под влиянием поэзии Н.Некрасова, что как бы предопределило гражданский пафос его первых стихов.

Окрыленный успехом, Твардовский собрал все свои, как ему казалось, «подходящие» стихи и отправился в Смоленск к поэту Михаилу Исаковскому, который в то время работал в редакции газеты «Рабочий путь».

Их пер­вая встреча стала началом большой творческой и челове­ческой дружбы, которая продлилась до конца жизни обо­их поэтов. Тогда в Смоленске собралась целая группа мо­лодых поэтов, которые пришли в областные газеты из раз­ных деревень. М.

Важно

Исаковский был старше их всех, к тому же он был уже признанным в области поэтом и как мог старался помочь своим молодым коллегам в их творчестве.

Впоследствии Твардовский отмечал, что писал он тог­да очень плохо, его стихи были беспомощны и подража­тельны. Но самым губительным для него и для других его сверстников-поэтов был недостаток общей культуры и образования. Когда Твардовский приехал в Смоленск, ему было уже восемнадцать лет, а образование — только не­полная сельская школа. Вот с таким багажом он и всту­пил в поэзию.

После того, как в журнале «Октябрь» появилось не­сколько его стихов и кто-то из критиков отметил их в сво­ем обзоре. Твардовский приехал в Москву, однако реаль­ность оказалась не такой блестящей, как это представля­лось издалека.

В Москве, как и в Смоленске, было трудно устроиться на работу, и редкие публикации не спасали положения. Тогда Твардовский вернулся в Смоленск и решил серьезно заняться своим образованием.

Его при­няли в педагогический институт без вступительных экза­менов, но с обязательством за год изучить и сдать все пред­меты за среднюю школу. Он не только выполнил свое обя­зательство, но и в первый же год догнал своих однокурс­ников.

В смоленский период Твардовский очень живо вникал во все процессы, которые происходили в то время в де­ревне. Уже шла коллективизация, его семья пострадала, но, сочувствуя родителям, он не сомневался в необходи­мости перемен.

Твардовский часто ездил в колхозы в качестве коррес­пондента газет, собирал материал, писал статьи, расска­зы. Тогда же он задумал написать большое произведение, и вскоре появилась его поэма «Путь к социализму», озаг­лавленная так по названию колхоза, о котором шла речь. Несмотря на то.

что по рекомендации Э.Багрицкого по­эма была издана в «Молодой гвардии» и получила поло­жительные отзывы критики, она была откровенно неудач­ной. Как признавал сам Твардовский, эти стихи были как «езда со спущенными вожжами, утрата ритмической дис­циплины стиха, проще говоря, не поэзия».

Совет

Эту и вторую свою поэму «Вступление», которая была издана в Смолен­ске в 1932 году, он впоследствии рассматривал как неиз­бежные ошибки юности.

Первой же большой и по-насто­ящему удачной работой становится его лирический цикл «Сельская хроника», которым Твардовский и заявил о себе в литературе как о талантливом перспективном поэте.

Однако известность к нему пришла только после пуб­ликации в 1936 году поэмы «Страна Муравия». Сюжет поэмы напоминает историю Дон-Кихота, только у Твар­довского вместо странствующего рыцаря в путешествие отправляется мужик, не желающий вступать в колхоз.

Он едет по стране на своей лошаденке в надежде найти мес­то, где нет колхозов. Такого места он, конечно, не нахо­дит и, насмотревшись на счастливую жизнь колхозников, возвращается домой уверенный, что нет и не может быть хорошей жизни вне колхозов.

Трудно сказать, кривил ли Твардовский душой, когда создавал этот миф о новой де­ревне и возросшем благосостоянии крестьян, — ведь он не мог не видеть и отрицательное, что сопутствовало кол­лективизации. Однако в поэме все выглядит пристойно и благополучно.

Даже сама природа в его стихах радуется и вносит свой щедрый дар в коллективный труд:

Дышат грудью запотелой

Желтогривые овсы.

За распахнутым окном,

На просторе луга

Лошадь сытая в ночном

Отряхнулась глухо.

Теперь Твардовский приезжает в Москву уже как при­знанный поэт. К этому времени он успел закончить два курса педагогического института в Смоленске и поступил на третий курс Московского института истории, филосо­фии и литературы (МИФЛИ).

Его стихи и поэмы охотно печатают журналы, их одобрительно воспринимает кри­тика, и поэт вполне доволен своей жизнью.

К чести Твар­довского следует отметить, что он и раньше, и теперь не прерывает связей со своей семьей, часто бывает в родном доме, хотя и рискует получить ярлык «сына врага наро­да». Однако эта участь его каким-то образом миновала.

Обратите внимание

В 1939 году поэт заканчивает МИФЛИ, и его призы­вают в армию. В то время он еще не знал, что снимет ши­нель только после Победы. За шесть лет своей армейской жизни Твардовский прошел несколько войн. Он прини­мал участие в походе Красной Армии в Западную Бело­руссию, после этого — в финской войне и, наконец, в Ве­ликой Отечественной.

С 1940 года и до самой Победы поэт не прерывает своих литературных занятий и работает над «Фронтовой хроникой». Ее герой — еще не солдат, а тот же крестьянин, волей судеб попавший на войну. Из этого цикла и выросла поэма «Василий Теркин».

Ее замысел возник у Твардовского еще во время финской войны, ког­да он вместе с группой других писателей, работавших в газете «На страже Родины», решил завести в газете «уго­лок юмора» и придумал фельетонный персонаж — Васю Теркина, который имел у бойцов огромный успех. Но толь­ко пройденные им тяжелые военные дороги превратили Теркина в настоящего народного героя.

Интересно отме­тить, что новая поэма Твардовского заслужила похваль­ный отзыв даже такого взыскательного критика, как И.А.Бунин, который к тому же был категорично настро­ен против советской власти.

Военные впечатления легли в основу и следующей поэмы Твардовского — «Дом у дороги», которая вышла в 1946 году. В противоположность «Теркину» в ней звучит мотив неизбывной печали и скорби о потерях. В том же. 1946 году поэт создает своеобразный реквием погиб­шим — стихотворение «Я убит подо Ржевом».

В послевоенное время Твардовский продолжает рабо­тать над крупными произведениями и создает свою глав­ную в этот период поэму — «За далью — даль». В ней поэт стремится к честному разговору с читателем, но уже пре­красно понимает, что это невозможно.

С 1954 года он на­чинает работать над следующей своей поэмой — «Теркин на том свете», пародийным продолжением «Василия Тер­кина», которую заканчивает в 1963 году. Она была опуб­ликована и получила первые отзывы, но потом о ней за­молчали, как будто ее и не существовало.

Аналогичная судьба постигла и другую поэму Твардовского — «По пра­ву памяти», которая была завершена в 1969-м, но в СССР опубликована лишь в 1987 году. Понимая, что рассказать правду о прошлом ему не дадут, Твардовский прекратил работу над этой поэмой. 

Важно

Последние годы жизни он посвя­тил лирической поэзии. Однако и в ней чувствуется, что он намеренно уходит от когда-то любимой им социальной темы и не пишет о том, что его волнует, только потому, что его мысли все равно не дойдут до читателя. Поэт чув­ствует, что он не в состоянии что-либо изменить в этом мире, и ощущает свою ненужность.

Военные и послевоенные годы во многом изменили мировоззрение Твардовского, другой стала и его граждан­ская позиция. Он увидел, каким стало то будущее, кото­рое в двадцатые-тридцатые годы представлялось ему свет­лым и справедливым. И поэт как мог пытался отстаивать свои идеалы и свою позицию.

В 1950 году Твардовский был назначен главным ре­дактором журнала «Новый мир», но уже через четыре года его сняли, а еще через четыре, в 1958 году, вернули об­ратно. Именно в это время «Новый мир» становится цен­тром, вокруг которого группировались писатели, стремив­шиеся к честному изображению действительности.

Тог­да же Твардовский сумел напечатать знаменитую повесть «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына и доби­вался публикации его романа «Раковый корпус».

Несмот­ря на то, что Твардовский и сам имел немалую власть и влияние (был и членом правления Союза писателей СССР, и кандидатом в члены ЦК КПСС), ему постоянно прихо­дилось испытывать на себе все усиливающееся давление консервативных сил.

В 1970 году он был в очередной раз снят с должности главного редактора, да и сама редакция подверглась фактическому разгрому. Всего через полто­ра года после этого поэт умер. Как писал позже один из историков, «смерть Твардовского стала поворотным пун­ктом целого периода культурной жизни страны».