10 «православных» мифов о медицине

Cвященник Игорь Райкевич,

10 «православных» мифов о медицине

Здоровье, как и сама жизнь, – дар Божий, который не ценится до тех пор, пока не утрачен. Болезнь ставит нас в неудобное положение, она всегда некстати, не говоря уже о том, что болезнь – это боль, это несвобода, это реальная возможность умереть, в том числе и от лечения.

Принято считать, что здоровье является нормой человеческого существования, а болезнь нарушает эту норму. Православие по-иному рассматривает проблему болезни и здоровья. Святые отцы полагали, что болезни и скорби могут послужить духовному возрастанию человека, помочь ему приблизиться к Богу.

С православной точки зрения, болезнь является уделом человека на земле, поскольку в грехопадении прародителей Адама и Евы человеческая плоть изменила свои качества – стала немощной, склонной к болезням и старости, смерти и тлению.

Болезнь – закономерное явление еще и потому, что человек вольно или невольно впадает в грехи, которые также ведут к болезням.

«Причина болезни – грех, своя собственная воля, а не какая-либо необходимость», – утверждал преподобный Ефрем Сирин.

Известно, что и святые имели болезни, часто неизлечимые. Апостол Павел, например, пишет: «… дано мне жало в плоть.., чтобы я не превозносился». Некоторые святые молили Бога, чтобы им была послана болезнь как испытание, дающее возможность совершения сугубого духовного подвига.

Девочка из блокадного ленинграда, покорившая весь мир.

Обратите внимание

Таким образом, святые отцы не считали болезнь местью за грехи, а только средством исправления грехов.

В ХХ веке болезнь стала пониматься узко, обычно только как телесное страдание.
Это является выражением общего неправильного отношения к человеку как к сгустку мыслящей материи, или к жизни как только к движению материи. Православное понимание болезни шире медицинского.

«Болезную, братие, вместе с вами, – говорит св.Киприан. – Нисколько не утешает меня в болезнях моих то, что я сам здоров и невредим. Ибо пастырь уязвляется в язве своего стада…».

Не только грех, но и беременность, например, еще в прошлом веке называлась болезнью, а с другой стороны, деторождение для женщины спасительно так же, как для мужчины труд в поте лица.

В Ветхом Завете часто рядом стоят «труд и болезнь», а в величании святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову церковный народ поет: «…и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове…

» Значит, и болезнью можно послужить проповеди Евангелия.

Особой болезнью, даже и с медицинской точки зрения, является старость как процесс постепенного физического одряхления человека с общим ослаблением всех телесных функций.

Часто в этом состоянии выявляются особым образом свойства личности (души и духа человека), которые могут в противоположность физической дряхлости иметь необыкновенную силу, привлекательность и красоту: перед нами не старик, а старец, вызывающий благочестивое чувство. Таких христиан с иконописным ликом чаще всего можно встретить именно среди православных.

Благообразие, однако, не приходит само собой, а является следствием их трудов и терпеливо понесенных болезней. Внешняя и внутренняя красота таких личностей заставляет думать о их святости и о истинности православных путей спасения души.

Мы веруем, что смерть христианина является переходом к новому существованию, новой реальности – вечной жизни человеческой души с Богом. Какое значение имеет телесное здоровье во временной, земной жизни человека с точки зрения его вечного предназначения?

Важно

С православной точки зрения, телесное здоровье является меньшей ценностью, чем здоровье духовное, ибо очевидно то, что при неразвитости христианского мировоззрения телесное здоровье может быть гибельным для души, так как некоторые заповеди Закона Божия легче нарушать, будучи здоровым, нежели немощным. Телесное здоровье, безусловно, благо, и мы призваны его сохранять.

Ветхозаветный мудрец советует нам: «Прежде болезни заботься о себе…»(Сир. 18, 19). Но в православном понимании и болезнь является благом, ибо может послужить спасению души человека, совершив в нем нравственный переворот, обратив его к Богу.

Для неправославных или неверующих во Христа Спасителя оценка «пользы или вреда» переносимых страданий находится за пределами человеческого разумения.

В рассказе «Живые мощи» («Записки охотника») И.С.Тургенев описал человека, которого неизлечимая болезнь постепенно привела к внутреннему обновлению.
Крестьянка Лукерья, умница и первая красавица, оказалась прикованной к постели.

Сначала, по ее собственному признанию, ей было «очень томно», затем она «привыкла, обтерпелась» и даже стала расценивать свое положение лучшим по сравнению с теми, у кого нет пристанища, кто слеп или глух.

Она благодарит Бога за то, что видит, слышит, чувствует запахи цветов и трав, за то, что у нее есть всегда «припасенная ключевая вода». В своем убогом положении она приходит к выводу: Бог лучше знает, что ей нужно. «Послал Он мне крест – значит, Он меня любит…

» – это убеждение позволяет ей сохранить внутренний мир и терпеть страдания Христа ради. «Рассказывали, – пишет И. С. Тургенев, – что в самый день кончины она все слышала колокольный звон… Впрочем, Лукерья говорила, что звон шел не от церкви, а «сверху». Вероятно, она не посмела сказать: с неба».

Болезнь может служить духовному росту человека, но только тогда, когда она становится вольным страданием – подвигом, в котором больной человек сознательно, в соответствии с Божественной волей соглашается переносить страдания.

Тем самым человек обнаруживает добродетель терпения, смирения и послушания, которая не остается без награды: во-первых, Господь по молитвам болящего и его близких облегчает страдания больного вплоть до чуда исцеления; во-вторых, Господь посылает врача.

Стремление выздороветь должно включать духовный подвиг – молитву, пост (немало болезней лечатся ограничением тех или иных видов пищи или даже голодом), а также обращение болящего к Таинствам Исповеди, Елеосвящения, Причащения Тела и Крови Христовых.

Некоторые больные этим и ограничивают свое желание поправить здоровье, отказываясь от врачебной помощи, полагаясь во всем на волю Божию. Такое решение, если оно принято без ведома духовника, является греховным, так как в отношении себя мы не всегда правильно понимаем волю Божию.

Кроме того, существованием врачей и методов врачевания уже обозначена воля Божия: «Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется от тебя, ибо он нужен.» (Сир. 38, 12). Итак лечиться необходимо, важно другое – как и у кого.

10 «православных» мифов о медицине

10 «православных» мифов о медицине

1) «Православная медицина». Православной медицины не существует, как не существует православной математики, химии, православной фармации.

Религия и медицина пользуется разным понятийным аппаратом, имеют разные цели, а лекарственное вещество в организме движется по законам фармакологии.

Конечно, известно, что современная медицина испытала на себе большое влияние Церкви, например, больницы, как таковые появились как форма благотворительности, можно говорить о вероисповедании врача, но не о православной медицине. Тем не менее, вера ободряет человека и помогает ему исцелиться.

Совет

2) Монастырские травники, православные травники. Это новое сословие предпринимателей, которые используют прикрытие религиозных учреждений для занятий медицинской практикой без лицензии.

Они могут быть плохими или хорошими, помогать или не помогать больным, но надо понимать, что занятие медициной, изготовление лекарственных средств и их продажа, постановка диагноза и назначение лечения не входит в задачи ни монастырей, ни приходских храмов.

  Конечно, монастыри и храмы иногда ведут предпринимательскую деятельность, например, могут заготавливать дрова, продавать пирожки, утварь, сувениры, но современная медицина высокотехнологична, а также требует лицензирования в виде диплома медработника и сертификата качества лекарственного средства.

В результате незаконного предпринимательства в монастыре, например, могут продавать «лекарство от рака» или от всех болезней вместе взятых.

3) Гомеопатия. Многие верующие уверены, что гомеопатия — исключительно православный метод лечения, Даже самого поверхностного взгляда на гомеопатическую литературу, хорошо видно, что этот антинаучный метод замешан на оккультизме и научных ошибках.

Действительно, небольшое число святых, канонизированных РПЦ, были сторонниками гомеопатии, это Иоанн Кронштадский, Феофан Затворник и Серафим Чичагов. Но ни один из них не был врачом и прославлены в лике святых они были не за правильные взгляды на фармакологию, а за святость жизни.

Кроме того, гомеопатия была обычным методм лечения для того времени, когда фактически еще не появилась доказательная медицина.

В дальнейшем гомеопатия была опровергнута рядом клинических испытаний и было убедительно доказано, что в шариках отсутствует какое-либо лекарственное вещество, а метод  действует благодаря внушению. Греческая Православная Церковь, кстати, осуждает гомеопатию как оккультный метод.

Обратите внимание

4) Миф о вреде дрожжей. По какой-то причине среди православных получило распространение мнение, что дрожжи несут какую-то угрозу для здоровья человека. Это тем более странно потому, что для главного таинства Православной Церкви  — Евхаристии используется два дрожжевых продукта: вино и дрожжевой (квасной) хлеб.

Дрожжевой хлеб был всегда распространен на Руси и наоборот, бездрожжевого у нас просто не знали. Дрожжи используются при выпечке хлеба как в виде закваски (кусочек теста от предыдущего замеса берут для закваски следующего), так и с помощью искусственной, специально приготволенной на заводе и высушенной культуры дрожжей.

И те и другие — хлебопекарные дрожжи с почти одинаковым конечным результатом, причем дрожжи гибнут еще в начале выпечки при температуре выше 60 гградусов и в готовом хлебе их нет. Никто и нигде  не показал человека, отравившегося дрожжевым хлебом.

Возможно, этот миф возник под влиянием иудаизма, где используют бездрожжевой хлеб  — мацу, но не по медицинским, а по религиозным соображениям. Использовать бездрожжевое вино и бездрожжевой хлеб для евхаристии запрещено в «Известии учительном». Возможно, путаница возникла из-за разных терминов.

Так, в церковно-славянских текстах используется термин «квас», как синоним слова «дрожжи». В прошлом, когда составлялись эти тексты, не было микроскопов и о природе брожения мало что было известно.

5) Отказ от лечения. Некоторые считают, что если Богом установлено, что человеку нужно умереть, то так оно и будет, а врачи и «химия» от лукавого.

На самом деле нет ни одного официального церковного документа, предписывающего отказ от лечения, а также нет такого учения у святых отцов. Мало того, иногда отказ от лечения  можно приравнять к попытке суицида, что, несомненно, есть грех.

Лечиться или не лечиться — личное дело каждого, но если Бог открыл человеку мудрость, как можно избавиться от страдания и продлить активную жизнь — грех этим не воспользоваться.

Важно

6) Святая вода. Святая вода — не есть лекарство в буквальном смысле этого слова, она действует не фармакологически, а через веру, покаяние и молитву.

7) Серебро как лекарство. Существует мнение, что серебро обеззараживает воду.

В действительности, растворимость серебра в воде ничтожна, а в обычных условиях все серебряные предметы покрыты тонким слоем соединений и грязи, которые не дают соприкасаться металлу с водой.

Мало того, если серебро перевести в растворимую форму, то оно ядовито. Данные о токсичности серебра общеизвестны и доступны в открытых источниках. Для обеззараживания воды достаточно ее попросту прокипятить.

8) Прививки. Некоторые считают, что вакцинация есть опасное вмешательство природу и аткой взгляд распространен среди верующих. Действительно, прививки могут быть плохими и хорошими, некачественными или качественными, могут принести пользу или вред, но это не связано с религией. Вакцинация проводится на добровольной основе и каждый вправе выбирать прививать ребенка или нет.

9) Пост как лекарство. Доказано, что пост полезен для здоровья. Но есть разница — поститься с целью укрепеления здоровья или с целью соблюдения церковного устава. В первом случае такой пост будет называться диетой. Иногда рекомендуется ослаблять пост при некоторых показаниях, например, разрешать молочное или рыбу.

10) «Найдите мне православного врача«. С такой просьбой прихожане часто обращаются к священнику.

В такой стране, как Россия, большинство врачей и так православные, но догматы веры и медицинские технологии относятся к очень разным сферам жизни. Возможно, с врачом-единомышленником пациенту будет комфортнее.

Но если Вам важен результат, а не процесс, обращайте в первую очередь вимание на квалификацию врача.

При перепечатке этой статьи просьба ссылаться на orthomed.ru, Православный медицинский сервер

Православие и медицина

10 «православных» мифов о медицине

Православие и медицина

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое.

В медицине в настоящее время имеется технологический бум, технологический прорыв.

С одной стороны, впечатляющи достижения медицины последнего столетия в борьбе с инфекционными заболеваниями; в проведении сложных, тончайших и часто малотравматичных операций внутренних органов и даже у внутриутробного пациента; в трансплантации органов; изумляют генетические эксперименты и достижения в диагностике патологических процессов; созданы великолепные лекарства по лечению гипертонии, сахарного диабета, злокачественных опухолей, бесплодию супружеских пар и т.д.

Но, с другой стороны, одной из существенных черт, характеризующих современное состояние России, является процесс депопуляции, т.е. естественная убыль населения, принимающая катастрофический характер. Ее основные слагаемые: низкая рождаемость и высокая смертность, как вследствие заболеваний, так и насильственная.

То есть, одновременно есть громадные усилия по борьбе с заболеваниями и есть неуклонный рост заболеваний. Что же это за противоречие? Православный человек ответит: мир погружается во грех, потому и страдания человека увеличиваются.

Совет

Всемирная организация здравоохранения описывает значимость разных факторов в поддержании здоровья. По ее сведениям, от усилий специалистов медицины зависит только 12-15% в излечении больного и сохранении здоровья, львиная доля (50-60%) принадлежит образу и условиям жизни, 30% генетике (наследственности).

Все перечисленные факторы прямо влияют на физическое здоровье. В смысле профилактики заболеваний — вот поле для приложения усилий Церкви. Однако перед вами стоит врач, и поэтому я буду говорить обо все тех же 12-15%. Православие видит человека состоящим из плоти и души.

Тело предназначено служить душе, а душевные силы и способности, преображаясь благодатью Святаго Духа, устремляться к конечной цели и предназначению человека — обожению. Порабощение греховным страстям ведет к искажению природы человека, неподчинению природе, следствием которого являются болезни.

Таким образом, у заболеваний есть духовные основы.

Хотя «Нет богатства лучше телесного здоровья» (Сир. 30, 16) читаем мы в книге сына Сирахова. Однако же многие дни люди проводят в болезни. Основной причиной заболевания и смерти является первородный грех, который исказил природу человека: Адаму в раю Господь заповедал не вкушать от дерева познания, иначе он «смертью умрет» (Быт. 2, 17).

Но произошла потеря цельности и переворот на 180° иерархии «дух-душа-тело», это явилось благоприятным условием для развития заболеваний. Настоящее несчастье же составляет не сама болезнь тела, а причина ее — болезнь души — страсти и грех. Назначение болезней, как пишет о.

Иоанн Кронштадтский: «Суть наказание Божие за грехи; они очищают, примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его». Как лекарство приносит пользу телу, так болезнь — душе. Бывает, что болезнь схватывает, чтобы пробудить душу уснувшую. Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы.

Но слабое болезненное состояние тела характерно и для носителей высокого Духа. Господь сказал ап. Павлу: «Сила Моя совершается в немощи». Святые отцы считали вообще избыток физической силы препятствием для духовной жизни.

При посещении заболеваний святые отцы советуют загладить свои грехи, смириться и смягчить свою душу, одуматься, сознать свою немощь и вспомнить о Боге, поблагодарить Его, даровавшего тебе ближайшее средство к спасению.

Обратите внимание

В практике любого врача есть примеры, события которых заставляют восклицать не верующих или «сочувствующих» людей: «И ведь поверишь же в Бога!». Например, сделан аборт в 17 лет; проходят годы, затем устраивается жизнь, создана семья, но нет детей, наступает период длительного безрезультатного лечения бесплодия.

Все напрасно. Дали прочитать брошюру об аборте, поговорили, что надо сделать, прежде чем продолжать лечение. Пришло искреннее покаянное чувство, женщина сходила на исповедь, причастилась и через 6 мес. появился в утробе долгожданный ребенок.

Другой пример: молодая девушка, 24 лет, имела заболевание, природу ко¬торого установить специалистами крупнейшей больницы края так и не удалось, и буквально таяла на глазах. Она уже ни ела, жизнь поддерживалась только препаратами, вводимыми в вену. О ней говорила заведующая отделением: «Умирающая больная».

В среду ее крестил в больнице отец Вячеслав, в четверг состояние стабилизировалось, а в пятницу произошел перелом в сторону исцеления. Домой, в Рубцовск, она уехала через неделю. Как исцелял Господь наш Иисус Христос? В Евангелии есть много таких случаев.

Исцеление слуги римского сотника, двух слепых, исцеление кровоточивой женщины, десяти прокаженных, расслабленного, слепорожденного и другие.

Для исцеления в этих случаях предлагается иметь выраженную сердечную и твердую веру во всемогущество Иисуса Христа, веру смиренную, веру, соединенную с любовью к ближнему. Молитва об исцелении должна быть неустанной, неотступной, усердной, потому что Господь говорит: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 27).

Но надо помнить, что есть еще одна обязанность христиан — благодарить Бога за исцеление. «Не десять ли очистились? Где же девять?» (Лк. 17, 12-19) вопрошает Господь.

Не будем же забывать всегда благодарить Господа за Его великие милости и благодеяния к нам, грешным, в особенности же милости духовные — за прощение и очищение наших грехов и беззаконий, за все дары благодати Божией, за надежду спасения, данную нам Иисусом Христом Господом нашим; да будем благодарить и за самые страдания и печали, ибо и они суть милость нам от Господа, который ведет нас в Царствие Божие (Деян. 14,22). Во всех этих описаниях выполнены условия: надежда и смирение, вера и покаяние.

Важно

Многие болезни исцеляются Господом через врачей, но есть и такие, на излечение которых Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее спасения. Тогда православный христианин должен положиться на всеблагую волю Божию, помня, что смысл бытия не ограничивается земной жизнью, которая является приготовлением к вечности.

И, действительно, старые, известные заболевания стали более тяжелыми, длительно-текущими, с частыми повторными атаками (рецидивы), при их лечении часты осложнения, побочные эффекты (аллергия, вылечил одно — появилось заболевание в другом месте), а в исходах — инвалидность.

Все чаще отмечаются непредсказуемость течения заболевания и бессилие врачей.

А наша «цивилизация», которую святые отцы называют мельницей смерти, подбрасывает все новые заболевания, в основе которых, если присмотреться, часто лежит разжигание страстности в человеке.

Чего только стоят наркомания и алкоголизм; осложнения от использования контрацепции, начисто лишающие женщину чувства материнства и, предоставляющей простор для страсти похоти; погружение в мир компьютера и игромания; описаны заболевания, связанные с использованием электроприборов и прослушиванием плееров, патология, обусловленная модой (персинг, мужская одежда у женщин, так называемая одежда «не с плеча»); болезни, вызванные современным употреблением пищи. Последняя проблема связана как с перееданием, так и изменением качества пищи (использованием красителей, заменителей, стабилизаторов и консервантов). Возникает ситуация, которую остроумно называют «голодом среди изобилия». Но и об этом было предупреждено человечество более 2 тысяч лет назад: если пища не благословенная, то «Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь» (Агг. 1,6). И, наоборот, когда Господь благословляет, то и 5 хлебами можно накормить 5 тысяч людей, а когда нет благословения, то у хлеба сытость отнимается. Разнообразие пищи также будит желания в человеке, но «от пресыщения многие умерли, а воздержанный прибавит себе жизни» (Сир. 37, 34). И, наконец, тяжкое заболевание, характерное для пресыщенного общества, когда страсти, казалось бы, максимально удовлетворены, возникает депрессия, которая сопровождается парадоксом — «одиночеством среди толпы» и связана с высокой частотой самоубийств как потери смысла жизни.

А теперь давайте посмотрим на современного больного. В целом стали довольно отчетливо проявляться некоторые характерные черты, которые не могут не вызывать беспокойства.

Речь идет о часто присутствующем страхе потерять здоровье и перед любым заболеванием; неумением переносить болезнь (раздражение, капризность); поиске добиться результата в лечении любыми силами и средствами (отсутствие смирения); недоверии и неуважении к врачу.

Поэтому мы видим рост судебных исков и претензий к нему; поощрении и разжигании в пациенте гордыни путем широкого рекламирования так называемых «прав пациента»; неблагодарности к оказавшему тебе помощь; частом обращении к экстрасенсам, «бабушкам», гадалкам. Добром это никогда не заканчивается.

Таким образом, поведение пациента, эмоциональное переживание, осмысление нравственного урока, данного в виде болезни — все не соответствует предписаниям Церкви, а потому и результаты становятся все печальнее.

Совет

Между тем, в Библии изложено множество практических правил сохранения здоровья, в основе которых лежит воздержание: «немногим довольствуется человек благовоспитанный, и потому он не страдает одышкою на своем ложе» (Сир. 31, 21).

И не может человек переносить страдания, если не будет иметь в уме своем смертный исход, бесконечные мучения и радость Царствия Небесного. Некий святой говорил, «что есть три подвига, равные между собой.

Я видел пустынника, который изнурял свою плоть в посте, видел послушника, который отвергал свою волю, и видел больного, благодарящего Бога за свою болезнь. Три эти делания равны, но если бы меня спросили, чего я хочу, я выбрал бы третье из них».

А что же врачи? В Библии сын Сирахов говорит, что Бог создал врача, и мудрый не пренебрегает им (Сир. 38, 4). Господь благословил труд врача, в основе которого лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Вспомним земских врачей, которые заложили основы отношения к больному, их девиз: «лечить не болезнь, а больного».

Примером может служить доктор Гааз, который был знаменит в Москве в XVIII веке: он лечил и состоятельных горожан, и посещал тюрьмы, был принимаем в генеральских домах и сопровождал каторжан на мучительных этапах. Именно он продумал изменение устройства колодок и добился их использования вместо старых, которые мучили ноги несчастных.

Яркие представители бескорыстного служения, огромной любви к людям, желания помочь, облегчить страдания больного, не взирая на тяжесть и опасность для себя такой помощи, утешить — врачи такого рода были всегда, есть и сейчас. Врачи лечили не только примочками, травами, ножом, но и словом, которое питалось мудростью врача, ходящего под Богом.

«Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует» (Притч. 12, 18).

Потеря Православия в среде врачей делает их страдательными лицами.

Они участвуют в заболевании эмоционально, не понимая истоков заболевания, выходящих за пределы известного науке причинного фактора; часто принимают неблагоприятный исход в лечении вольного только на свои счет; вольно или невольно участвуют в демонических или сомнительных программах по «коррекции» Божиего Промысла (планирование семьи, ЭКО, «суррогатное материнство», эвтаназия, трансплантация органов, «кодирование» при алкоголизме, использование йоги при ожирении, психотерапия при наркомании; психологическая подготовка с использованием мантр, оценка «перспективности» того или иного ребенка, находящегося внутриутробно). Все это не может не влиять на врача. Поэтому среди них высокая заболеваемость и смертность, особенно среди врачей, работающих в реанимации, скорой помощи; у врача, проводящего аборты, т.е. что ты делаешь и как ты к этому относишься, имеет значение лично для тебя.

Еще одна беда — увлечение технизацией в медицине, что ведет к увеличению расстояния между врачом и больным. Одним из следствий ее является «обнищание души при увеличении информации», т.е. потеря контакта со своим внутренним миром, с самим собою.

И последнее, отсутствие духовности создает основу для того, что спасительный для души труд милосердия заменяется оказанием платной услуги: речь идет о коммерциализации в медицине. В ординаторской очень часто идут разговоры о том, сколько делаем для больных, а они уходят не поблагодарив.

Как помочь врачу, когда он эмоционально не удовлетворен? Никак не поможешь, если он не осмыслит свой труд в свете Христовом. Это было у Господа «Не десять ли очистились? Где же девять?». Так почему же у тебя должны все десять придти? В больнице врач — соработник Богу. «Блаженны милостивии, яко тии помиловании будут» (Мф. 5, 7).

Обратите внимание

Если заботиться и иметь попечение о нуждах больных, ибо это вменяется в служение Самому Господу и непременно воспомянется на Страшном Суде. Вот какая милость Божия — быть врачом! Равную награду получают больной, и кто служит ему, говорит преподобный Пимен Многоболезненный.

Все то, что мы читаем в Библии, о чем говорят в нашей Церкви, имеет непосредственное отношение к нашей жизни, вплетается в ее практику и нам необходимо иметь рассудительность, чтобы воспользоваться этим руководством (Святым Писанием и Святым Преданием).

А новые научные открытия все время только подтверждают все то, что уже написано в Библии и потому вызывают восторг, трепет и благоговение. Как врач я скажу, что Промысел Божий реализует свое действие через изменение физиологических процессов. Приведу примеры: открыто явление апоптоза, которое подтверждает, что грех есть смерть. И с грехом в жизнь входит смерть.

Доказаны генетические причины отклонений до 3-4 поколения — как следствие греха родителей.

Сделан аборт и специалисты трех разных областей в Гарвардском университете открыли механизм повреждения, а правильнее «умирания»: биофизики увидели, что происходит микровзрыв в яичнике; генетики — наблюдали повреждение ДНК будущего ребенка; гинекологи — высокую частоту неразвивающейся беременности (нет жизни в ребенке).

Так преступления закона Божия оборачиваются страшными мучениями и бедствиями. «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иер. 31, 29). И все же есть ли «свет в конце туннеля»? Есть. Уже сейчас имеются замечательные примеры, как можно вместе священнику и врачу «сотвористе единому сих братии Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25. 40).

Примеров много: крепнущее сестричество; иконы в АККБ (на входе, в отделении патологии беременности); присказки перед операцией одних врачей (ну, что «Господи, благослови!») и искренняя молитва других (как не вспомнить святителя Луку!); в Новосибирске в областной больнице есть выделенная комната, где пациенты исповедуются, причащаются, молятся, советуются со священником, покупают православную литературу; исполнение треб в наших больницах (крещение в гинекологии и в реанимации); строится часовня при кардиоцентре в г. Барнауле; показало свою несравненную эффективность лечение наркозависимых в душепопечительном центре священника Анатолия Берестова, который является профессором, доктором медицины; есть опыт «системного» подхода в оздоровлении беременных женщин, когда совместно на всех этапах женщина «питается» от священника и от врача — модель профессора Жаркина в Саратове; судя по публикациям, активная работа врачей г. Москвы и г. СПб. Опыт излечения больных с помощью Православия есть почти у каждого врача. Православный врач — это врач с особой позицией по отношению к больному и коллеге: он берется лечить, не взирая на «политические» вопросы.

Мой педагогический и врачебный опыт наполнен общением с большим количеством врачей и больных, и он позволяет сделать вывод — есть готовность и у больных и у врачей к принятию Православия, и врачи и больные идут в Церковь, начинают задумываться о происходящих событиях, о жизни и смерти, о Церкви.

Важно

Иначе и не может быть, ведь «душа человека по природе христианка». Но важно, чтобы они не относились к этому как к магическому ритуалу (поставил свечу, заказал молебен, не присутствуя на нем — все дела сделал).

Поэтому их (и тех и других, это очень важно!) надо направить, встретить, научить, соответственно их уровню.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, мы должны знать, что тело то сейчас поправишь, но если душа больна (тут важно все — о чем думаешь, как поступаешь, к чему тебя влечет), то пройдет совсем немного времени — все рушится, и необходимо начинать лечить снова. Почему? Потому что Бог ограничивает твою телесную плоть, заботясь о тебе, как любящий Отец.

Хочешь выздороветь? В Евангелии есть 10 законов, которые являются основой для создания здоровья. Выполняй их, и Бог тело поправит, если это спасительно для тебя. Верь, проси, кайся. У Господа ни одна просьба не остается без внимания.

Для тех православных, молодых людей, которые решили посвятить себя медицине, следует знать, что есть в этой области жизни твердая почва, на которую мы можем опереться, чтобы спасти души людей, но необходимо иметь рассудительность, чтобы находить в новых условиях пути решения проблемы.

Все не так сложно и запутано, как пытаются представить, Бог все тот же и ни одна буква не прейдет в Его законе. Но пока, как показано, мы идем путем гордых.

Вся христианская жизнь человека должна, говоря словами архимандрита Рафаила, иметь «чувства: вера в милосердие Божие, упование на Него и в то же время ощущение своего духовного бессилия, достоинства, и желание покаяться и изменить свою жизнь — есть, то что приближает нас к Богу и делает достойными Его милости». Слава Богу за всё!

«Алтайская Миссия», №2 (февр.2007)

Елена Васильевна Харченко, врач-гинеколог, г. Барнаул

В минздрав рассказали в мифах медреформы

10 «православных» мифов о медицине

МОЗ выдает происхождение десятка распространенных мифов о медицинской реформе. В последнее время распространяется много мифов и «страшилок» о медицинской реформе в Украине.

Мы собрали 10 самых популярных и написали правду об изменениях, которые произойдут с украинской системой здравоохранения, после того, как Парламент примет правительственные законопроекты.

Миф 1.

Медицина станет платной и очень дорогой

Бесплатной медицины в нашей стране не существует. 90% лекарств покупаются за личные средства граждан. По данным исследований, каждый второй пациент отказывается от лечения или откладывает его из-за нехватки денег. Поэтому говорить, что медицина станет платной и очень дорогой неправильно. Она УЖЕ сейчас платная и очень дорогая.

Реформа вводит новые четкие правила в медицинской системы, одинаковые для любого гражданина. Для каждой медицинской услуги будет четко известно — оплачена она государством или нет, оплачена она полностью или частично?Появится четкий список услуг, которые будут полностью, на 100% профинансированы государством.

Да, всегда бесплатной для пациента будет первичная помощь — услуги семейных врачей, терапевтов, педиатров.Бесплатной будет также экстренная помощь — если вы попадете в больницу в результате резкого ухудшения состояния здоровья (сердечный приступ, инсульт, острый аппендицит и т.д.), после ДТП или бытовой травмы.

Бесплатной со стороны пациента будет и паллиативная помощь, которую оказывают смертельно больным (прежде всего адекватное обезболивание).Всегда будет на 100% оплаченное ведения беременности, роды и лечение детей. Этого требуют международные Конвенции о правах ребенка и о защите материнства, ратифицированные Украиной.

Совет

Лечение в части услуг вторичного (специализированного) и третичного (высокоспециализированного) уровня также будут оплачиваться государством, но за отдельные из них возможна небольшая сооплаты пациента. Она будет меньше, чем то, что мы платим сейчас.

Будут понятны четкие механизмы каким образом ее можно покрыть для тех людей, для которых даже небольшие средства является проблемой. Такими механизмами являются отдельные программы, например, медицинские субсидии, программы по лечению отдельных заболеваний.

Для дорогостоящего лечения, как и сегодня, будут существовать целевые программы, никуда не денутся программы по лечению онкологии, гепатитов, СПИДа и др.

Миф 2. Медреформа приведет к закрытию больниц и освобождения медиков

В законопроектах о медреформе нет ни слова о закрытии лечебных учреждений или сокращение медперсонала. На первом этапе реформы договоры Национальной службы здоровья будут заключены со ВСЕМИ больницами, чтобы никто не остался без медицинской помощи.

Но со временем конкуренция и принцип «деньги следуют за пациентом» приведут к упорядочению сети медучреждений — маломощные, плохо оснащены и главное — мало загружены больницы, в которых просто опасно лечиться, будут перепрофилированы под реальные потребности населения, например, на реабилитационные, диагностические центры, хосписы, которые будут получать средства за конкретные услуги.Лучшие больницы будут дополнительно технически и кадрово усиленные, чтобы каждый, кто к ним обращается, имел возможность получить качественную медицинскую помощь.Что касается возможного увольнения врачей, то без работы могут остаться только те, кому не захотят идти люди. Хороший врач всегда будет поток пациентов и достойные деньги за свою работу! Реформа будет способствовать тому, что врачи будут конкурировать за пациента.Следует подчеркнуть, что благоустройством сети лечебных учреждений заниматься местные власти.Именно общины должны решить, какие из них нужно усилить, а какие перепрофилировать, государство выставляет только технические требования, предъявляемые к проезда в больницу и ее минимально нагрузки (количество родов, оперативных вмешательств).Благодаря децентрализации местные бюджеты имеют достаточно средств для того, чтобы улучшить сеть медучреждений, создать надлежащие условия для работы врачей, отремонтировать дороги в больницы, оплачивать дополнительные медицинские услуги для жителей общины. Государство со своей стороны выделяет целевую инвестиционную субвенцию на усиление опорных учреждений и перепрофилирование слабых и малозагруженных.

Миф 3. Села останутся без врачей

В селах людей больше беспокоит судьба фельдшеров и ФАПов. ФАПы никуда не исчезнут. Фельдшеры НЕ заменять работу врача, но станут его сателлитами, помощниками для того, чтобы доступ к медицинской помощи был в самых отдаленных селах.В 2018 году средняя выплата на первичном звене составит около 370 грн на одного пациента, в 2019-м — 450 грн.

На 2000 пациентов это создаст годовой доход в 740 000 грн в 2018 и 900 000 грн в 2019 году. В этот бюджет входит аренда, работа врача, фельдшера и медсестры, простые расходные материалы и частичное покрытие по анализам. Лекарства в этот бюджет не входят.

До сих пор в деревне никогда не было таких средств в медицине — и мы рады, что реформа позволяет наконец развернуть прямое финансирование.У местного самоуправления будут свои возможности для повышения качества жизни врача.

Обратите внимание

Например, если община построит качественную амбулаторию и жилье для врача, которое сдаст в аренду за 1 грн, будет значительно легче найти и пригласить врача на работу.Размер финансирования, которое будет выделяться из госбюджета на медицинское обслуживание одного пациента, одинаковый на всей территории страны.

Однако жизнь в сельской местности дешевле, чем в городе, а значит при условии обслуживания одинакового количества пациентов, сельский врач будет лучше материальное положение, чем городской. Кроме того, в отличие от врача в городе, сельский фактически не будет конкурентов.

Выбирать его будут всем миром и декларацию с врачом заключат все жители села — а врач будет получать деньги за их медицинское обслуживание. Впрочем, это не означает, что в селах смогут работать непрофессиональные врачи и в жителей не будет альтернативы — общество может отказаться от плохого врача и пригласить другого.

Миф 4. Придется платить дважды: официально в кассу и взятку врачу

Поскольку будет определен тариф на услугу, который будет известен, то основания давать взятки исчезнут. Государство напрямую оплатит все необходимые расходы для предоставления конкретной услуги.Ежегодно государство официально информировать граждан о количестве и стоимости услуг, которые она будет покрывать на 100%, а частично.

Все сооплаты будут официальными, прозрачными и открытыми. Отказ врача оказать помощь или лекарства, входящие в гарантированного пакета медицинских услуг, или любые требования со стороны медперсонала оплатить дополнительные неофициальные средства — преступление, за которое предусмотрена ответственность, в том числе уголовная.

В случае неправомерных действий врача, пациент всегда сможет пожаловаться в Национальной службе здоровья, которая будет осуществлять контроль за соблюдением врачами и медицинскими учреждениями условий контрактов на обслуживание населения. НСЗУ вправе расторгнуть контракт с врачом или медучреждением на обслуживание пациентов в случае нарушения условий контракта.

Миф 5. В врача-специалиста можно будет только через семейного врача

Не соответствует действительности. Каждый человек в случае необходимости сможет обратиться к любому врачу-специалисту без направления семейного врача и получить помощь.

Но в этом случае пациенту придется оплатить полную стоимость услуг врача и лечения.

Если вы обращаетесь к нему по направлению семейного врача, стоимость вашего лечения и необходимых медицинских средств полностью или с небольшим сооплаты возместит государство.

Миф 6. Реформа противоречит Конституции

Важно

Благодаря медреформы государство наконец начнет выполнять статью 49 Конституции Украины. Этот вопрос был урегулирован благодаря разграничению понятий медицинская помощь и медицинская услуга. Ведь компонент медицинской помощи в тарифе услуги будет всегда оплачен государством, как того и требует Конституция.

Это подтвердило Министерство юстиции Украины, отмечает:Проект Закона «О государственных финансовые гарантии предоставления медицинских услуг и лекарственных средств» разработан в соответствии со ст. 49 Конституции Украины в системной связи ст. 95 Конституции Украины.В ст.

49 Конституция Украины устанавливает, что государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания.В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно.

Бесплатность, согласно решению Конституционного Суда Украины от 29 мая 2002 No 10- рп / 2002 означает, что лицо не должно возмещать стоимость медицинской помощи ни в виде каких-либо платежей, ни в любой другой форме, независимо от времени предоставления медицинской помощи.

Не запрещает указанное положение возможности предоставления гражданам медицинских услуг, которые выходят за пределы медицинской помощи, за отдельную плату.Согласно Законопроектом о государственных финансовые гарантии, медицинская помощь всегда и в полном объеме предоставляется гражданам за счет средств государственного бюджета.

На первичном уровне и при наступлении экстренной ситуации государство будет оплачивать 100% всего необходимого лечения и, что важно, медикаментов согласно детализированным описанием. Это будет покрывать около 80% всех обращений за медицинской помощью.

На вторичном и третичном уровнях государство гарантирует 100% оплату медицинской помощи и частичную оплату других медицинских услуг и лекарственных средств, входящих в состав лечения.Законопроект не предусматривает взыскание с граждан никакой платы за необходимую им медицинскую помощь.

Медицинские услуги, выходящие за рамки медицинской помощи, на вторичном и третичном уровне могут спивоплачуватись государством и самим гражданином (например, за счет добровольного медицинского страхования).Например, медицинская помощь во время родов всегда покрывается государством.

Совет

Вместе с тем, спивоплатаможе взиматься за улучшенную одноместную палату или вызов персонального врача. Таким образом, сооплаты НЕ БУДЕТ барьером для получения помощи.Согласно Законопроектом пациенты смогут получать необходимое им лечение за счет бюджетных средств у поставщиков медицинских услуг по всей Украине, независимо от места регистрации по принципу «деньги следуют за пациентом» (в отличие от существующей системы, где человек может получить бесплатную медицинскую помощь только в тех заведениях, в которых она «прикреплена»). Это будет способствовать повышению доступности медицинского обслуживания для населения.

Миф 7. реформу не хватит денег

Конечно реформы не бывают бесплатными. Нужны будут инвестиции на перестройку, переоборудование и перепрофилирование больниц. Нужны будут отдельные инвестиции в переобучение врачей.Владельцы больниц и других медучреждений — города, районы, ОТГ — уже сейчас заинтересованы в развитии своей медицинской инфраструктуры.

Поэтому Правительство решило выделить на цели переоборудования и перепрофилирования заведений отдельную инвестиционную субвенцию.Кроме того, Минздрав Украины рассчитал прогнозные объемы расходов на здравоохранение в соответствии с Календарным планом реформы, предусматривающий пошаговые изменения в течение 2018-2020 гг ..

Согласно прогнозируемым данным, в течение этого периода ожидается устойчивый рост валового внутреннего продукта Украины в среднем на 3,19% в год.

Введение официальной сооплаты за медицинские услуги предлагается начать постепенно, с поэтапным увеличением доли соответствующих поступлений по мере расширения услуг вторичной (специализированной) и третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи, предоставляемых по новому принципу.

Согласно проведенным расчетам, доля расходов за счет официальной сооплаты НЕ БУДЕТ превышать 13,3% от общего объема расходов отрасли в 2020 году.

По оплате самого лечения, самое важное то, что сейчас в нашей системы такой высокий уровень неэффективности, что запуск денег за услугу для реального пациента, позволит создать тех же деньги гораздо больше здоровья, лечения, профилактики, чем сейчас.Но также важно и увеличение средств на лечение, выделяемых из бюджета.

Миф 8. Реформа углубит кадровый голод, врачей еще больше не хватает

Реформа наоборот создаем финансовую мотивацию для молодежи идти в профессию врача. По статистике, в Украине насчитывается 31 врач на 10 тыс населения, сопоставимо с показателями европейских стран. Вместе с тем, действительно есть определенный дисбаланс в специализации.

Да, есть избыток стоматологов, акушеров-гинекологов и дефицит семейных врачей и тому подобное. Медицинская реформа урегулирует эту проблему, ведь оплата за услугу и существенное повышение зарплаты на первичном звене позволит убрать этот дисбаланс на рынке труда.

Миф 9.

НСЗУ — это финансовый «монстр», который будет распоряжаться 80 млрд грн

НСЗУ не обладает этими средствами. Деньги аккумулируются в государственном бюджете и хранятся на казначейских счетах. Национальная служба здоровья является оператором, контрактуют закупку медицинских услуг и подписывает договоры с медицинскими учреждениями и врачами-ФОТ.

Обратите внимание

Из всех возможных вариантов модель Национальной службы здоровья имеет наименьшие коррупционные риски, поскольку она, как центральный орган исполнительной власти, будет подконтрольна контролирующим органам таким, как Счетная палата, КРУ, а также антикоррупционным органам НАБУ и Назка.

В законе выписана прозрачная процедура выбора руководителя через конкурс, аналогичную к выбору руководителя НАБУ. Это предохранителем того, чтобы НСЗУ возглавил человек с сомнительной репутацией

Миф 10.

НСЗУ не может предоставлять услуги и одновременно контролировать их качество

Это не так. Контроль качества услуг может быть различным — на уровне качества медицинской помощи и на уровне соблюдения условий договора. Если речь идет о врачебной ошибке, то в этом случае контроль остается за органом, который предоставляет лицензию — за Минздравом.

Если речь идет о качестве обслуживания, то это компетенция НСЗУ.

Например, вместо 4-местной палаты, как это прописано в договоре, пациента положили в 6-местную, или сказали, что нет лекарств, хотя они должны быть, поскольку за них уплачены бюджетные средства и они входят в стандарты лечения.

То есть НСЗУ заключает договор и проверяет его выполнения, так же как страховая компания проверяет выполнение условий страхового договора.

Отношение Церкви к медицине

10 «православных» мифов о медицине

Добрый день, дорогие посетители нашего Православного островка!

Наверняка многим из Вас хотелось бы узнать официальное отношение Православной Церкви к медицине. Ведь в народе можно услышать разные толки на эту непростую тему.

Ниже представлен ответ иеромонаха Иова (Гумерова), с которым мы Вам и рекомендуем ознакомится.

─ Болезнь является результатом разрушительного действия греха, ─ отвечает о. Иов. ─ Поэтому в Священном Писании говорится, что истинным Врачом является Бог: Я Господь, целитель твой (Исх. 15: 26).

Любой болящий должен прежде всего обратиться к Богу, чтобы очиститься от грехов и исправить жизнь. Без этого помощь медицины может оказаться недейственной. Поэтому умер царь Аса, который в болезни своей взыскал не Господа, а врачей (2 Пар. 16: 12).

Важно

Святые отцы руководствовались библейским учением: «Кто создал душу, Тот сотворил и тело, и Кто исцеляет бессмертную душу, Тот может уврачевать и тело от временных страданий и болезней» (преподобный Макарий Великий).

Однако обращение к врачу не только не запрещено, но и необходимо, ибо Господь чаще всего исцеления подает прикровенно, через врачей. Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его (Сир. 39: 1).

Тот же благочестивый и мудрый Иисус Сирах говорит: Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его (Сир. 39: 6–7).

Когда в IV веке среди части христиан появились мнения, что обращение к земным врачам есть признак несовершенства и неполноты веры, то святитель Василий Великий и другие святые отцы выступили против таких взглядов. «Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду.

Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, или вверяем кормило кормчему, а молим Бога, чтобы спас нас от потопления, так, вводя к себе врача, когда дозволяет сие разум, не отступаемся от упования на Бога» (святитель Василий Великий).

В числе доводов за то, чтобы обращаться к врачу, делалась ссылка на лекарственные растения: Творец наделил сугубо некоторые растения целительными свойствами.

Говоря о пользе врачей, святые отцы не упускали возможности указать на главную цель — здоровье души. «Иногда для грешников лучше болеть, чем быть здоровыми, когда болезнь содействует им ко спасению.

Ибо болезнь притупляет и врожденные побуждения у человека ко злу, и тем, что человек переносит страдания, связанные с болезнью, она, как бы уплачивая долг за соделанные грехи, делает человека способным к принятию сначала здравия души, а затем и телесного здоровья.

В особенности это бывает тогда, когда больной, понимая, что здравие зависит от Бога, доблестно переносит беду и с верою припадает к Богу и делами, насколько это позволяют его силы, умоляет о милости» (Григорий Палама , святитель. Беседы (Омилии). М., 1994. Т. 1. С. 99).

Совет

Рассказывается о преподобном Кирилле Белозерском: «Один поселянин просил Кирилла Белоезерского помолиться о его больном товарище, у которого из уст и ноздрей текла кровавая пена. Но старец, милостивый ко всем, на этот раз, по духу прозорливости, не позволил больному находиться даже за оградой обители.

Другу же, радевшему, сказал: «Поверь мне, чадо, что болезнь эта приключилась в наказание за его прелюбодейство. Если пообещает исправиться, верую, что Господь его исцелит, если же нет, то еще горше пострадает». Когда передано было это больному, он устрашился обличения и обещал исправиться.

От чистого сердца исповедал он все свои согрешения святому и, по его молитве, исцелился не только телесно, но и душевно, приняв епитимию для очищения грехов» (Отечник проповедника).

Необходимо благодушно принимать и переносить болезни: «Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы» (Феофан Затворник , святитель. Собрание писем. Вып. 5. М., 1899. С. 100).

Наше духовное совершенство определяется умением искренне благодарить Бога за все, в том числе и за болезни. «Одр болезни бывает часто местом Богопознания и самопознания.

Страдания тела бывают часто причиною духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости о Боге.

Во время болезни сперва надо себя принудить к благодарению Бога, когда же душа вкусит сладость и покой, доставляемые благодарением, — сама спешит в него, как бы в пристанище. Спешит она туда от тяжких волн ропота, малодушия, печали» (Игнатий (Брянчанинов ), святитель. Письма к мирянам).

 >

Мифы о Православии

10 «православных» мифов о медицине

?matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
2016-03-07 20:01:00matveychev_oleg
matveychev_oleg
2016-03-07 20:01:00Category:После 70 лет узаконенного атеизма, который так ругают «монархисты», опять начали открываться новые церкви, реставрироваться старые, начало активно проповедоваться как Православие, так и куча других религий. Только вот парадокс — уже 25 лет как узаконенного атеизма не существует, а знания людей о многовековой вере нашего народа стали за эти 25 лет гораздо хуже. Православие успело обрасти такой кучей дурацких мифов, которых не было в СССР, что только диву даёшься. Ну ладно долбославы или там воинствующие русофобы, называющие себя «атеистами», так ведь и обычные нейтральные люди порой ведутся на этот бред.Разберём основные мифы о Православии, созданные и продвигаемые различными сектантами и платными троллями на западные деньги:

Миф: православные священники гребут бабло с прихожан.

Правда: никто ни от кого ничего в церкви не требует. Любой может легко убедиться в этом сам. Приходите в церковь, стоите службу, уходите. Делаете так сколько угодно раз.

Свечки никто покупать не заставляет, с шапкой по кругу никто не ходит и турникета, в который надо кидать деньги, на входе тоже нет. Основные таинства Церкви — Исповедь и Причастие — никак не связаны с деньгами.

Можно ходить в храм всю жизнь, исповедоваться и причащаться, не потратив ни копейки. Хорошая исповедь, между прочим, не уступает приёму у грамотного психолога, который стоит кучу денег.

Обратите внимание

За что действительно рекомендуется платить — это за работу священника вне храма: освящение квартир, машин и т.д. Это работа, которую священник выполняет в своё свободное время, почему он должен делать её бесплатно? И опять же, никто не заставляет вас освящать свою машину или квартиру.

Особенно если вы долбослав или воинствующий атеист.Впрочем, было дело, предлагали таким умникам спор на солидную сумму денег. Суть спора заключалась в следующем. Берём дорогую машину, заезжаем в три ЛЮБЫХ храма и просим освятить без денег — нет, мол, денег, а освятить уж очень хочется.

Если ХОТЬ В ОДНОМ откажут — «атеисты» выигрывают спор. Никто из тех, кому это предлагали, не согласился. :-)А за причащение на дому больного человека, который не может придти в храм, священники вообще не возьмут денег, даже если предлагать. Им это запрещено, Причастие — всегда бесплатно.

Миф: священники все богатые и на мерседесах.

Правда: большинство православных священников живёт более чем скромно. Уж точно скромнее мулл и раввинов, состояние которых тех же долбославов — вот чудо! — не интересует вовсе. Они считают деньги исключительно в карманах православных священников.

Безусловно, есть состоятельные священники. Это или представители самой верхушки Церкви, или известные в широких массах своими проповедями и содержательными интервью. А почему, интересно, они должны быть нищими? Деньги им платят не диванные критики и не госбюджет.

Более того — дорогие машины у некоторых священников, которые вызывают такие корчи у долбославов и «атеистов», в подавляющем большинстве случаев им дарят. Возможно, кто-то будет удивлён, но православные — это не только древние бабушки. Есть среди глубоко верующих прихожан люди с такими деньгами и возможностями, что долбославам с «атеистами» и не снилось.

Бывают верующие, приезжающие в храм на автомобилях ценой в половину самого храма. 🙂 И пожертвования они делают соответствующие. А представьте: у такого человека, например, сын наркоман, которого батюшка вытащил из этой ямы. Да, православная Церковь весьма успешно борется с алкоголизмом, наркоманией и другими пороками нашего общества.

В благодарность такой человек может ему не только мерседес подарить, а и коттедж построить. И вас, сектанты и другие интернетные критики, это никаким боком не касается.А вот о том, что Церковь организовала более 300 благотворительных фондов, где кормят, одевают и дают жильё неимущим — она, согласно своему же учению, особо не распространяется.

Важно

Но кому надо, те знают. Именно на эти благие дела и идут «копейки бабушек», за которые так трясутся ненавистники Церкви.Помню, как летом, в жару, зашёл в магазин батюшка и долго приценивался к мороженому. Охранник посоветовал ему хорошее мороженое, а он, посмотрев на цену, сказал: «Нет, такое не по карману». И взял более дешёвое. А приехал он на «Калине».

И это не какой-то деревенский священник, это в городе-миллионнике. Вот вам и «попы на мерседесах».

Миф: в церкви вам промоют мозги.

Правда: в церкви вообще никто с вами не заговорит без вашей инициативы. Проверьте сами. Придите в храм, простойте всю службу целиком. Никто вам слова не скажет. Вы просто стоите, слушаете молитвы священника и церковный хор, молитесь о чём-то своём, если считаете нужным.

Православные ценят личную свободу. Можно годами ходить в храм, не обмолвившись ни словом ни с одним человеком. А вот в протестантских собраниях к вам подойдут сразу же, постараются записать ваш телефон, а лучше адрес, и после этого просто так не отстанут.

Но этот факт критиков Православия опять же почему-то не волнует.

Миф: все попы дремучие и не знают ничего, кроме церковной службы.

Правда: вы будете удивлены, узнав, сколько среди православных священников людей с учёными степенями, профессоров и академиков. Сама по себе духовная семинария — весьма серьёзное гуманитарное образование, уровень изучения истории и литературы там может посоперничать со многими гуманитарными вузами.

А ведь у большинства священников семинария — это второе высшее образование. Есть среди них квалифицированные врачи, инженеры и даже учёные, которые продолжают писать диссертации без отрыва от служб в храме. Или семинария — первое образование, после которого они получили ещё одно. Тоже обычная практика. Так что среднестатический священник — человек с двумя высшими.

Пусть вас не смущает его «несовременная» борода или часто встречающиеся интонации «под старину» — они вырабатываются непроизвольно от постоянного чтения молитв на церковнославянском языке. Большинство священников весьма разносторонне развиты и могут поддержать разговор на любую тему.

Другое дело, что они не тратят время на пустые разговоры, стараясь максимально использовать его для своей основной деятельности — службы Богу.

Миф: православная церковь — это бизнес.

Совет

Правда: «бизнес», в котором значительная часть полученных денег идёт не на дальнейшее развитие и не в карман организаторам, а на благотворительность — это уже не бизнес в классическом понимании. Цель бизнеса — получение прибыли.

Православная же церковь, если уж выражаться языком экономики — это скорей некоммерческий благотворительный фонд. Или просто сообщество людей, которые помогают друг другу, по желанию скидываются деньгами и доверяют руководителям этого сообщества, на что их потратить.

Иными словами, если вы по своей воле что-то принесли в Церковь — это ваш личный выбор. Если нет — значит, ваших денег там нет и дела других людей вас не касаются.

Миф: всё Православие — ложь.

Правда: как минимум существование таких личностей, как Иисус Христос, Иоанн Креститель, апостол Андрей (который, кстати, проповедовал на Руси) и других значимых фигур Нового Завета — исторический факт.

Тем более отлично известно о жизни православных святых, таких как Николай Угодник, Георгий Победоносец, Александр Невский, наконец. А факты из жизни Серафима Саровского до сих пор передаёт из уст в уста народная память, даже без книг — не так уж много времени прошло.

И если Александр Невский был ещё крупной политической фигурой, то, например, Серафим Саровский стал известным исключительно благодаря своей православной вере.

Да, православные верят, что Иисус был Сын Божий, мусульмане — что он был пророк Иса, а представители некоторых других течений — что это был просто очень мудрый странствующий философ. Хотя даже они признают, что нигде не учившийся 30-летний философ, который буквально парой слов ставил в тупик любых мудрецов, не мог не обладать какими-то сверхъестественными способностями.

Во что верить — это личное дело каждого. Но утверждать, что ВСЁ христианство, и в частности Православие, ложь, глупо. В Библии описаны вполне себе исторические факты, подтверждённые множеством других научных, ни разу не религиозных, источников. Вас никто не заставляет верить, что Иисус, скажем, ходил по воде и одним словом останавливал бурю.

Но с тем, что такой человек жил примерно в те самые времена — спорить глупо. Следовательно, всё христианство ложью быть никак не может.Надо заметить, что те же долбославы, отрицая всё написанное в Библии, сами приводят цитаты из неё же, паразитируя на известности и авторитетности этого учения.

Миф: в Православии всё просто и неинтересно, а вот в восточных практиках или в «древнем язычестве» есть всякие таинственные колдунства.

Обратите внимание

Правда: как раз в Православии, если заниматься им серьёзно, всё очень сложно. И того, что кажется обывателю «таинственными колдунствами», там более чем достаточно.

Как вам, например, такая практика православных монахов, как «трезвение» — постоянный контроль каждой своей мельчайшей мысли, чувства, любого малейшего движения души? Йоги и буддисты с их остановкой внутреннего диалога — просто младшая группа детского сада. 🙂 Попробуйте хотя бы молиться час без перерыва — не тупо бубнить текст, а с душой и чувством обращаться к Богу.

С первого раза ни у кого не получится. Ах да, сначала придётся выучить ещё церковнославянский язык. Попробуйте соблюдать все посты — не тупо в виде ограничения в пище, а полноценно, так, как предписывает Православие, и вскоре поймёте, что ограничение в пище — как раз самое простое в посте.

Попробуйте подготовиться к Причастию, как положено, и причаститься — с посещением всех служб в дни подготовки, с предварительной исповедью (скорее всего, не одной) последующим прочтением благодарственных молитв… Тяжеловато? А православные это делают минимум раз в год, а в основном гораздо чаще — раз в месяц, например.

И именно эти практики, при их многолетнем соблюдении, и влекут за собой все те «таинственные колдунства», которые некоторые ищут и не находят в неоязычестве.

В монастырях, например, обычное дело — 80-летний монах, питающийся одной крупой и хлебом, который по физическим возможностям даст фору молодому мужику, питающемуся мясом. Официальная наука и медицина не могут этого объяснить. И это только верхушка айсберга.

Есть священники, к которым приходишь на исповедь — а он сам тебе все твои грехи говорит. При том, что видит тебя в первый раз. Есть таинственные странники, живущие то в одном монастыре, то в другом — подходит к тебе такой и даёт мудрый жизненный совет, заходит за угол, ты за ним — а его нигде нет.

И потом узнаёшь, что он ещё вчера уехал и быть его здесь не могло. Никто не знает, как они это делают и что ещё умеют. Но такие чудеса в православной жизни — дело обычное. А уж необъяснимых наукой исцелений от смертельных болезней, а также мгновенного излечения сумасшедших — не сосчитать.

Важно

Много ли таких случаев достоверно известно в восточных учениях? Где хоть один такой случай в неоязычестве?

Миф: православные священники активно лезут в светскую жизнь, «промывают мозги» посредством телевидения, в школах и т.д.

Правда: уж за что действительно часто критикуют Церковь разумные люди — так это за очень слабое развитие миссионерства. Почти никакое. Что касается выступлений с телевидения — там сейчас почти 200 каналов, не нравится — переключите и смотрите боевики про ментов и бандитов, или шоу с полуголыми девками.

В школы священников приглашают редко, по согласованию с учительским коллективом и родительским комитетом. В исторически мусульманских регионах муллы бывают в школах куда чаще. А, например, в Израиле учебный процесс без участия синагоги вообще трудно представить.

Так почему бы батюшкам не бывать в школах там, где Православие является традиционной религией народа?

Разве вам когда-нибудь звонил в дверь православный священник, как это делают сектанты? Разве подходил он к вам на входе в супермаркет, всучивая свои брошюрки? Разве верующие бабушки останавливали вас на улице, приглашая в церковь на воскресную службу? Никогда такого не было и не будет. А вот сектанты именно так и делают. Но они критиков Церкви, опять же, не волнуют.

Миф: Православие учит не давать сдачи, «подставлять вторую щёку» и т.д.

Правда: Православие учит беспощадно бороться против врагов своей семьи, своего народа, своей страны, но прощать личных врагов. И прощают в Православии только того, кто сам раскаялся и просит прощения.

Тот, кто не раскаялся и прощения не просит — прощению не подлежит, и если продолжает причинять вред — легко может выхватить от православного так, что мало не покажется. Изречение про «щёку», которое так любят долбославы, разобрано уже, наверно, миллион раз.

Кому надо — давно знают, кому не надо — не услышат.