Девочка из блокадного ленинграда, покорившая весь мир.

Девочка из блокадного Ленинграда, покорившая весь мир

Девочка из блокадного ленинграда, покорившая весь мир.

Война, голод, блокадный Ленинград. Пережить войну, остаться в живых, чтобы однажды покорить весь мир.

Людмила Савельева — советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран», признана лучшей актрисой 1966 года.

Большинство зрителей помнит ее совсем юной — широкую известность актрисе принесла роль Наташи Ростовой в «Войне и мире» Сергея Бондарчука. Первая большая роль и всемирная слава. Об этом мечтают все начинающие актрисы.

Обратите внимание

Людмила Савельева родилась 24 января 1942 г. в пик голода в блокадном Ленинграде. В 1962 году окончила Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой и была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр).

Как очень дешево организовать свой отдых в израиле?

Карьера балерины у девушки складывалась неплохо. Вскоре состоялось и первое появление ее на экране. В 1964 году была сделана экранизация балета «Спящая красавица», в котором она принимала участие. Однако здесь внес свои изменения в планы Людмилы случай…

На очаровательную балерину обратила внимание помощник режиссера Сергея Бондарчука, который вел подготовку к съемкам фильма «Война и мир». Людмилу, не имевшую совершенно никакого опыта в кино, пригласили в Москву на кинопробы. Ей предстояло сыграть, ни много ни мало, саму Наташу Ростову.

На роль Наташи Ростовой пробовалось много актрис, среди которых были: Анастасия Вертинская, Наталья Кустинская, Наталья Фатеева…. Первоначально Савельева Бондарчуку не понравилась, как он признавался: «Вначале ей даже отказали в фотопробе: столь невыразительной и «не Наташей» показалась она внешне. Я ее принял, в сущности, для того, чтобы смягчить горечь отказа».

Предложенную сцену Людмила Савельева зачитала как-то невразумительно. Но видимо все же что-то Сергея Бондарчука зацепило, поскольку он предложил девушке прийти на следующий день.

Первая неудача очень разозлила Людмилу. Собрав все силы и волю в кулак, она явилась на следующий день на пробы. Стоило девушке переодеться и загримироваться, как она волшебным образом преобразилась.

Съемки «Война и Мир»

Людмила Михайловна вспоминает: «А ведь ничего общего у меня с Наташей не было: маленькая, белобрысенькая, глаза не чёрные, как у героини романа, а синие… И вообще какой-то гадкий утёнок… Но когда на меня надели парик, панталончики, я вдруг почувствовала себя Наташей. Сцена была несложная, и всё получилось».

Мнение Сергея Бондарчука об актерских способностях Людмилы Савельевой изменилось уже после первой пробы, но потребовалось еще много просмотров и репетиций, чтобы ее окончательно утвердили на роль.

О своих впечатлениях от работы с легендарным режиссером Людмила Михайловна рассказывает: «Сергей Фёдорович создал такую атмосферу, что мне казалось: я действительно сама всё делаю. Пробовалась я очень долго, с разными актёрами.

Важно

Последняя проба оказалась самой сложной — нужно было сыграть сцену объяснения с князем Андреем, когда тот предлагал расстаться на год. Наташа должна заплакать, а я не представляла, как это сделать. В горле пересохло…

Смоктуновского в то время уже утвердили на Гамлета, и он не мог играть Андрея Болконского, на которого пробовался, но интересовался, как у нас идут дела, и здорово помог мне».

Артисты Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой и Василий Лановой в роли Анатоля Курагина на съемках.

В картине был задействован весь цвет советского кино: Вячеслав Тихонов, Василий Лановой, Олег Ефремов, Анатолий Кторов, Анастасия Вертинская, Владислав Стржельчик, Олег Табаков, Ирина Скобцева.

Снялся и сам режиссер, сыграв Пьера Безухова. Не затерялась в этой звездной компании и Людмила Савельева.

Надо сказать, что когда начались съемки, Людмила еще продолжала выступать на сцене. Однако долго это не могло продолжаться. Закончилось это «раздвоение» физическим истощением. Девушка стала падать в обмороки и на уроках классики, и на съёмочной площадке. Возможно, сказалось и голодное детство — Люда ведь родилась в блокадном Ленин­граде.

Когда обмороки стали случаться и в репетиционном зале Мариинки, Людмиле пришлось сделать выбор. Балет остался в прошлом.

Позже у нее спрашивали – не жалеет ли она об этом, ведь вполне возможно, что в балете ее ждала блестящая карьера. «Поначалу, может быть, и жалела, — признается актриса. — А когда окончательно «вросла» в Наташу, всё в моей судьбе решилось».

Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой в фильме «Война и мир».

Бондарчука часто за глаза называли деспотом, непримиримым, но Людмила научилась с ним договариваться.

Она объяснила мэтру, что репетициями заниматься не намерена, так как после нескольких повторений одного и того же у неё, непрофессиональной актрисы, пропадает естественность. И мэтр даже не по­спорил.

Совет

А на одном из просмотров неожиданно заявил: «А ты, Люсенька, играешь лучше меня! Поедешь в Италию с отснятым материалом».

Здесь стоит отметить тот факт, что немногим раньше американцы экранизировали роман «Война и мир». Когда у наших еще и сценария не было. Руководство КПСС поставило задачу: «Снять лучше!» Позже, этот фильм назовут «реваншем».

Так вот, Наташу Ростову в той картине прекрасно сыграла Одри Хепберн, и представить другую актрису в этой роли никто не мог.

Но, после того как зритель увидел Людмилу Савельеву, сомнений не осталось: русская Наташа затмила всех и вся.

IV Международный кинофестиваль. Советские актеры, перед демонстрацией фильма «Война и мир» в Кремлевском Дворце съездов: Анастасия Вертинская, Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов, Людмила Савельева, Борис Захава и Ирина Скобцева 1965 год

Но самое главное – это неподдельная любовь зрителей всего мира. Легендарные Федерико Феллини и Джульетта Мазина выражали ей своё восхищение. Газеты и журналы выходили с портретом хрупкой русской балерины на обложках. В Европе случился настоящий бум — многие мамы называли своих новорождённых дочек Наташами. Впрочем, дочку актриса назвала тоже Наташей.

Итальянский режиссёр Витторио Де Сика заявил журналистам, что хотел бы видеть Савельеву в своей картине «Подсолнухи». Так русская Людмила попала на одну съёмочную площадку с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. А затем уже со всей съёмочной группой отправилась представлять заморскую картину в Японию.

Кстати, 1970 год был объявлен в Японии Годом Людмилы Савельевой.

На съемках фильма «Подсолнухи»: София Лорен, Марчелло Мастрояни и Людмила Савельева

Из воспоминаний Людмилы Савельевой

Обратите внимание

Людмила Михайловна призналась, что совершенно не жалеет о своем уходе из балета. «Жизнь танцовщицы короткая, а сниматься в кино можно довольно долго», — пояснила актриса. При этом она спокойно воспринимает тот факт, что ее имя прежде всего ассоциируется с ролью Наташи Ростовой, хотя на счету актрисы более 20-ти фильмов.

«Эта роль дала мне очень многое, за те пять лет, пока снималось это эпохальное произведение, я сжилась со своей героиней, стала очень на нее похожа, — рассказала Савельева. — Кстати, мой партнер по ленте Вячеслав Тихонов всякий раз переживал, что зрители, встречая его, сразу вспоминали Штирлица из «17 мгновений весны». «Я ведь и князя Андрея играл», — с обидой говорил он.

Людмила Михайловна напомнила, что вместе с этим фильмом объездила весь мир. «Ее показывали и в Америке, причем люди стояли в огромных очередях, чтобы увидеть советскую ленту, — продолжила она. — И это при том, что несколькими годами ранее Голливуд выпустил свою картину»…

Так сложилось, что именно Савельева получала «Оскар» за киноэпопею Бондарчука. «Сам режиссер находился тогда в Италии на съемках своего нового фильма «Ватерлоо», а я была с картиной в Аргентине, — поведала актриса.

— И вдруг мне позвонили и сказали: «Срочно вылетайте в Лос-Анджелес». Я ужасно нервничала до последнего момента.

Помню, одна американка, делая мне перед церемонией прическу, сказала: «Если ваша «Война и мир» не получит «Оскар», значит, нет справедливости».

«Я сидела в зале, дрожала, и когда объявили, что премию получает наш фильм, взлетела на сцену и думала, что непременно упаду оттуда, — с улыбкой рассказала Людмила Михайловна.

Обратите внимание

После столь громкого успеха Савельева очень тщательно относилась к выбору ролей. Следующую роль в кино Людмила сыграла лишь через несколько лет — в фильме «Бег» Владимира Наумова и Александра Алова.

Возникает естественный вопрос – неужели не было предложений со стороны режиссеров?

Людмила Михайловна рассказывает: «Предложениями засыпали. Но для меня много значила литературная основа. Пока снималась у Бондарчука, спала с томиками «Войны и мира» под подушкой. Поэтому, когда мне предлагали какие-то поделки, роли розовых барышень, отказывалась. Хотелось сыграть героиню, совершенно не похожую на Наташу».

Людмила Савельева — «Бег»

Режиссеры Алов и Наумов предложили Савельевой роль Серафимы Корзухиной в фильме «Бег» по Михаилу Булгакову. Съёмки происходили в турецком квартале в Пловдиве и в Севастополе.

Здесь Людмиле посчастливилось подружиться с женой великого писателя, которая консультировала фильм. Посмотрев отснятый материал, она заплакала и сказала, что Михаил Афанасьевич был бы доволен.

Для Людмилы Савельевой это было высшей оценкой проделанной работы.

В том же году Савельева сыграла Нину Заречную в картине Юлия Карасика «Чайка». Фильм был отмечен Призом «Серебряный Хьюго» за лучшую экранизацию классического произведения и мастерство актерского ансамбля на Международном кинофестивале в Чикаго в 1973 году.

Далее были роли во французско-итальянской драме «Подсолнухи» вместе с Софи Лорен и Марчелло Мастрояни, с Олегом Видовым в картине «Всадник без головы» и с мужем Александром Збруевым в ленте «Шел четвертый год войны». Среди других ее работ — «Юлия Вревская», «Успех» и «Нам не дано предугадать».

После долгого перерыва Людмила Михайловна вернулась в кинематограф, снявшись в 1999 году в философской притче Владимира Наумова «Тайна Нардо, или Сон белой собаки», а потом в его же фильме «Часы без стрелок». Сотрудничала Савельева и с Сергеем Соловьевым — в 1989 году снималась в картине «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» , а потом в лентах «Нежный возраст» и «Анна Каренина».

В ближайшем будущем зрители вряд ли увидят актрису в новом фильме.

«Война и мир» в личной жизни

«Война и мир» сыграла решающую роль и в личной жизни Людмилы Савельевой. Во время съёмок первого бала Наташи Ростовой у неё начался роман с Александром Збруевым. «Я была влюблена в Сашу ещё с тех пор, как вышел фильм «Мой младший брат», — признавалась актриса.

Збруев же потерял голову, когда увидел Людмилу на «Мосфильме» в гриме Наташи Ростовой. «В Саше всегда было эдакое мальчишеское озор­ство, чем он меня и покорил, — рассказывала Людмила Савельева.

— Я же в те времена была совершенно романтичной барышней, которая верила в сказочную любовь».

Девочка из блокадного ленинграда, покорившая весь мир

Девочка из блокадного ленинграда, покорившая весь мир.

Оригинал взят у aloban75 в Девочка из блокадного ленинграда, покорившая весь мирСергей Бондарчук долго сомневался: стоило ли брать балерину Савельеву на роль Наташи Ростовой. А в итоге его героиня покорила весь мир.Война, голод, блокадный Ленинград. Пережить войну, остаться в живых, чтобы однажды покорить весь мир.

Людмила Савельева — советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран», признана лучшей актрисой 1966 года.Большинство зрителей помнит ее совсем юной — широкую известность актрисе принесла роль Наташи Ростовой в «Войне и мире» Сергея Бондарчука. Первая большая роль и всемирная слава.

Об этом мечтают все начинающие актрисы.Людмила Савельева родилась 24 января 1942 г. в пик голода в блокадном Ленинграде. В 1962 году окончила Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой и была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр).Карьера балерины у девушки складывалась неплохо.

Важно

Вскоре состоялось и первое появление ее на экране. В 1964 году была сделана экранизация балета «Спящая красавица», в котором она принимала участие. Однако здесь внес свои изменения в планы Людмилы случай…На очаровательную балерину обратила внимание помощник режиссера Сергея Бондарчука, который вел подготовку к съемкам фильма «Война и мир».

Людмилу, не имевшую совершенно никакого опыта в кино, пригласили в Москву на кинопробы. Ей предстояло сыграть, ни много ни мало, саму Наташу Ростову.На роль Наташи Ростовой пробовалось много актрис, среди которых были: Анастасия Вертинская, Наталья Кустинская, Наталья Фатеева….

Первоначально Савельева Бондарчуку не понравилась, как он признавался: «Вначале ей даже отказали в фотопробе: столь невыразительной и «не Наташей» показалась она внешне. Я ее принял, в сущности, для того, чтобы смягчить горечь отказа».Предложенную сцену Людмила Савельева зачитала как-то невразумительно.

Но видимо все же что-то Сергея Бондарчука зацепило, поскольку он предложил девушке прийти на следующий день.Первая неудача очень разозлила Людмилу. Собрав все силы и волю в кулак, она явилась на следующий день на пробы. Стоило девушке переодеться и загримироваться, как она волшебным образом преобразилась.

Людмила Михайловна вспоминает: «А ведь ничего общего у меня с Наташей не было: маленькая, белобрысенькая, глаза не чёрные, как у героини романа, а синие… И вообще какой-то гадкий утёнок… Но когда на меня надели парик, панталончики, я вдруг почувствовала себя Наташей. Сцена была несложная, и всё получилось».

Мнение Сергея Бондарчука об актерских способностях Людмилы Савельевой изменилось уже после первой пробы, но потребовалось еще много просмотров и репетиций, чтобы ее окончательно утвердили на роль.О своих впечатлениях от работы с легендарным режиссером Людмила Михайловна рассказывает: «Сергей Фёдорович создал такую атмосферу, что мне казалось: я действительно сама всё делаю.

Пробовалась я очень долго, с разными актёрами.Последняя проба оказалась самой сложной — нужно было сыграть сцену объяснения с князем Андреем, когда тот предлагал расстаться на год. Наташа должна заплакать, а я не представляла, как это сделать. В горле пересохло…Я пробовалась тогда с замечательным актёром Иннокентием Смоктуновским, он мне подыгрывал.

Когда я произнесла фразу «Год, неужели целый год?», то вдруг увидела — по лицу Смоктуновского катятся слёзы. И тоже заплакала. Тогда я впервые поняла, что такое актёрское братство.Смоктуновского в то время уже утвердили на Гамлета, и он не мог играть Андрея Болконского, на которого пробовался, но интересовался, как у нас идут дела, и здорово помог мне».

Артисты Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой и Василий Лановой в роли Анатоля Курагина на съемках.Съемки фильма «Война и мир» продолжались 5 лет. Интерес к нему был огромен – еще не закончились съемки, но фильм уже купили для кинопроката Америка и Япония. Бондарчук оправдал ожидания, создав поистине эпохальное произведение.

Совет

 В картине был задействован весь цвет советского кино: Вячеслав Тихонов, Василий Лановой, Олег Ефремов, Анатолий Кторов, Анастасия Вертинская, Владислав Стржельчик, Олег Табаков, Ирина Скобцева. Снялся и сам режиссер, сыграв Пьера Безухова. Не затерялась в этой звездной компании и Людмила Савельева.

Надо сказать, что когда начались съемки, Людмила еще продолжала выступать на сцене. Однако долго это не могло продолжаться. Закончилось это «раздвоение» физическим истощением. Девушка стала падать в обмороки и на уроках классики, и на съёмочной площадке. Возможно, сказалось и голодное детство — Люда ведь родилась в блокадном Ленин­граде.

Чтобы малышка не умерла от истощения, её приходилось кормить… столярным клеем. Шоколадку впервые в жизни Люда попробовала в 3 года. И попала в больницу с тяжелейшим пищевым отравлением: её организм просто не умел переваривать такие деликатесы… Когда обмороки стали случаться и в репетиционном зале Мариинки, Людмиле пришлось сделать выбор. Балет остался в прошлом.

Позже у нее спрашивали – не жалеет ли она об этом, ведь вполне возможно, что в балете ее ждала блестящая карьера. «Поначалу, может быть, и жалела, — признается актриса. — А когда окончательно «вросла» в Наташу, всё в моей судьбе решилось».
Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой в фильме «Война и мир».

Бондарчука часто за глаза называли деспотом, непримиримым, но Людмила научилась с ним договариваться. Она объяснила мэтру, что репетициями заниматься не намерена, так как после нескольких повторений одного и того же у неё, непрофессиональной актрисы, пропадает естественность. И мэтр даже не по­спорил.

А на одном из просмотров неожиданно заявил: «А ты, Люсенька, играешь лучше меня! Поедешь в Италию с отснятым материалом».Фильм с огромным успехом прошел по всему миру, а в Америке его ждал настоящий триумф – жюри американской киноакадемии было повержено, и советскому фильму был присужден «Оскар».

На Московском кинофестивале юная Савельева получила сразу две награды — за лучший дебют и приз зрительских симпатий.Здесь стоит отметить тот факт, что немногим раньше американцы экранизировали роман «Война и мир». Когда у наших еще и сценария не было. Руководство КПСС поставило задачу: «Снять лучше!» Позже, этот фильм назовут «реваншем».

Так вот, Наташу Ростову в той картине прекрасно сыграла Одри Хепберн, и представить другую актрису в этой роли никто не мог. Но, после того как зритель увидел Людмилу Савельеву, сомнений не осталось: русская Наташа затмила всех и вся.
IV Международный кинофестиваль.

Советские актеры, перед демонстрацией фильма «Война и мир» в Кремлевском Дворце съездов: Анастасия Вертинская, Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов, Людмила Савельева, Борис Захава и Ирина Скобцева 1965 годНо самое главное – это неподдельная любовь зрителей всего мира. Легендарные Федерико Феллини и Джульетта Мазина выражали ей своё восхищение. Газеты и журналы выходили с портретом хрупкой русской балерины на обложках. В Европе случился настоящий бум — многие мамы называли своих новорождённых дочек Наташами. Впрочем, дочку актриса назвала тоже Наташей.Итальянский режиссёр Витторио Де Сика заявил журналистам, что хотел бы видеть Савельеву в своей картине «Подсолнухи». Так русская Людмила попала на одну съёмочную площадку с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. А затем уже со всей съёмочной группой отправилась представлять заморскую картину в Японию.Кстати, 1970 год был объявлен в Японии Годом Людмилы Савельевой.
На съемках фильма «Подсолнухи»: София Лорен, Марчелло Мастрояни и Людмила Савельева

Из воспоминаний Людмилы Савельевой

Обратите внимание

Людмила Михайловна призналась, что совершенно не жалеет о своем уходе из балета. «Жизнь танцовщицы короткая, а сниматься в кино можно довольно долго», — пояснила актриса. При этом она спокойно воспринимает тот факт, что ее имя прежде всего ассоциируется с ролью Наташи Ростовой, хотя на счету актрисы более 20-ти фильмов.

«Эта роль дала мне очень многое, за те пять лет, пока снималось это эпохальное произведение, я сжилась со своей героиней, стала очень на нее похожа, — рассказала Савельева. — Кстати, мой партнер по ленте Вячеслав Тихонов всякий раз переживал, что зрители, встречая его, сразу вспоминали Штирлица из «17 мгновений весны».

«Я ведь и князя Андрея играл», — с обидой говорил он.Людмила Михайловна напомнила, что вместе с этим фильмом объездила весь мир. «Ее показывали и в Америке, причем люди стояли в огромных очередях, чтобы увидеть советскую ленту, — продолжила она.

— И это при том, что несколькими годами ранее Голливуд выпустил свою картину»…Так сложилось, что именно Савельева получала «Оскар» за киноэпопею Бондарчука. «Сам режиссер находился тогда в Италии на съемках своего нового фильма «Ватерлоо», а я была с картиной в Аргентине, — поведала актриса. — И вдруг мне позвонили и сказали: «Срочно вылетайте в Лос-Анджелес».

Я ужасно нервничала до последнего момента. Помню, одна американка, делая мне перед церемонией прическу, сказала: «Если ваша «Война и мир» не получит «Оскар», значит, нет справедливости».«Я сидела в зале, дрожала, и когда объявили, что премию получает наш фильм, взлетела на сцену и думала, что непременно упаду оттуда, — с улыбкой рассказала Людмила Михайловна.

После столь громкого успеха Савельева очень тщательно относилась к выбору ролей. Следующую роль в кино Людмила сыграла лишь через несколько лет — в фильме «Бег» Владимира Наумова и Александра Алова.Возникает естественный вопрос – неужели не было предложений со стороны режиссеров?Людмила Михайловна рассказывает: «Предложениями засыпали.

Но для меня много значила литературная основа. Пока снималась у Бондарчука, спала с томиками «Войны и мира» под подушкой. Поэтому, когда мне предлагали какие-то поделки, роли розовых барышень, отказывалась. Хотелось сыграть героиню, совершенно не похожую на Наташу».

Людмила Савельева — «Бег»Режиссеры Алов и Наумов предложили Савельевой роль Серафимы Корзухиной в фильме «Бег» по Михаилу Булгакову. Съёмки происходили в турецком квартале в Пловдиве и в Севастополе. Здесь Людмиле посчастливилось подружиться с женой великого писателя, которая консультировала фильм.

Посмотрев отснятый материал, она заплакала и сказала, что Михаил Афанасьевич был бы доволен. Для Людмилы Савельевой это было высшей оценкой проделанной работы.В том же году Савельева сыграла Нину Заречную в картине Юлия Карасика «Чайка».

Фильм был отмечен Призом «Серебряный Хьюго» за лучшую экранизацию классического произведения и мастерство актерского ансамбля на Международном кинофестивале в Чикаго в 1973 году.

Далее были роли во французско-итальянской драме «Подсолнухи» вместе с Софи Лорен и Марчелло Мастрояни, с Олегом Видовым в картине «Всадник без головы» и с мужем Александром Збруевым в ленте «Шел четвертый год войны». Среди других ее работ — «Юлия Вревская», «Успех» и «Нам не дано предугадать».

После долгого перерыва Людмила Михайловна вернулась в кинематограф, снявшись в 1999 году в философской притче Владимира Наумова «Тайна Нардо, или Сон белой собаки», а потом в его же фильме «Часы без стрелок». Сотрудничала Савельева и с Сергеем Соловьевым — в 1989 году снималась в картине «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» , а потом в лентах «Нежный возраст» и «Анна Каренина».В ближайшем будущем зрители вряд ли увидят актрису в новом фильме.«Кино — это искусство для молодых, — с грустью замечает Людмила Михайловна. — Сериалы мне неинтересны, люблю сниматься у своих режиссеров, которых я знаю, но их становится все меньше. Я бы снялась в художественной кинокартине, если бы для меня написали хороший сценарий, но никто ж не пишет, так что пока никаких планов нет».

«Война и мир» в личной жизни

«Война и мир» сыграла решающую роль и в личной жизни Людмилы Савельевой. Во время съёмок первого бала Наташи Ростовой у неё начался роман с Александром Збруевым. «Я была влюблена в Сашу ещё с тех пор, как вышел фильм «Мой младший брат», — признавалась актриса. Збруев же потерял голову, когда увидел Людмилу на «Мосфильме» в гриме Наташи Ростовой. «В Саше всегда было эдакое мальчишеское озор­ство, чем он меня и покорил, — рассказывала Людмила Савельева. — Я же в те времена была совершенно романтичной барышней, которая верила в сказочную любовь».
Супруги Людмила Савельева и актер театра имени Ленинского комсомола Александр Збруев гуляют в сквере около кинотеатра «Россия». 1966 год.Людмила признавалась: «К быту я не приспособлена с детства. Дома меня звали баронессой. Люблю, чтобы было красиво, чисто, и порядок не ленюсь наводить. Но терпеть не могу готовить. Слава Богу, мои родные в этом отношении непритязательны. Иногда просматриваю женские журналы — всё так красиво: изумительные пирожки, тортики. Но у меня они не получаются.Мой муж, Александр Збруев, любит жареную картошку с тушёнкой. Будь моя воля, ела бы одни бутерброды. А вот без книг жить не могу. И в творческой жизни вроде бы всё пока нормально. Недавно снялась у Владимира Наумова и у Сергея Соловьёва. Но иногда бывает страшно — что дальше, неизвестно. Вдруг больше ничего не удастся сыграть?..»

В сокращении. Полностью читать здесь http://moiarussia.ru/devocika-iz-blokadnogo/

Людмила Савельева: девочка из блокадного Ленинграда, покорившая мир

Девочка из блокадного ленинграда, покорившая весь мир.

Сергей Бондарчук долго сомневался: стоило ли брать балерину Савельеву на роль Наташи Ростовой. А в итоге его героиня покорила весь мир.24 января Народной артистке РСФСР Людмиле Савельевой исполняется 72. Но большинство зрителей помнит ее совсем юной — широкую известность актрисе принесла роль Наташи Ростовой в «Войне и мире» Сергея Бондарчука.

Смоктуновский плакал

Американцам тогда всё же удалось обогнать СССР — они сняли свою экранизацию «Войны и мира» Льва Толстого в 1956-м, а у наших ещё даже сценария готового не было. Руководство КПСС поставило задачу: «Снять лучше!» Фильм-«реванш» поручили Сергею Бондарчуку.Для фильма собрали лучший актёрский состав. Но одной из самых главных загвоздок стала… Наташа Ростова.

Бондарчук никак не мог найти подходящую актрису. Пробовал признанных красавиц — и Вертинскую, и Кустинскую, и Фатееву. Всё не то! И тогда помощница режиссёра предложила посмотреть «одну балерину». А у Бондарчука по поводу балетных было стойкое предубеждение: актрисы из них никудышные, да и балетное искусство он как-то не жаловал.

Однако вконец отчаявшийся Бондарчук согласился и на балерину. Но, увидев Савельеву возле съёмочного павильона «Мосфильма», тут же пожалел об этом. Перед ним стояла маленькая хрупкая блондинка, которая ну никак не ассоциировалась с образом Наташи Ростовой. «И кого вы привели?!» — воскликнул мэтр.

Важно

Людмила Савельева, режиссер Сергей Бондарчук, Андрей Семин и Антонина Шуранова во время подготовки к съемке сцены из художественного фильма «Война и мир». 1966 год.

Но на пробу Савельеву Бондарчук всё же пропустил. И опять пожалел. Диалог Наташи с юным кадетом, в котором она, девчонка, пытается предстать роковой соблазнительницей, у балерины никак не выходил.

Она была уже сама не рада, искала возможность, как бы повежливее попрощаться — и назад в Ленинград. Тем более что изначально особых иллюзий не строила, понимая, что даже внешне не похожа на героиню: маленькая, белобрысенькая, глаза не чёрные, как у Наташи в романе, а синие… Но упрямая помощница всё же уговорила режиссёра дать молодому дарованию ещё один шанс.

Этот шанс Люся уже не упустила. На следующий день ей выдали «платье Наташи», надели на голову парик. Увидев себя в зеркале, Савельева и внутренне преобразилась. «Я действительно почувствовала себя Наташей Ростовой!» — вспоминала актриса. И Бондарчук это преображение разглядел. Последняя её проба была самой ответственной.

Савельевой нужно было сыграть прощальную сцену Наташи и князя Андрея, которым был… Иннокентий Смоктуновский. К тому времени Смоктуновский уже отказался от роли князя Болконского ради роли Гамлета, но иногда забегал на съёмочную площадку к Бондарчуку. А тот попросил его выручить — подыграть в эпизоде…

Савельева вспоминала: когда она, глядя в глаза Болконскому-Смоктуновскому, произнесла: «Год, неужели целый год?», — по щеке актёра покатилась слеза. И она заплакала вслед за ним. Сцена была сыграна на все сто.

Артисты Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой и Василий Лановой в роли Анатоля Курагина на съемках кинофильма по роману Льва Толстого «Война и мир». Режиссер Сергей Бондарчук. 1965-1967 годы.После проб Люся отправилась в родной Ленинград ждать решения кинематографистов.

Через несколько дней принесли телеграмму: «Поздравляем Наташу!»«Войну и мир» снимали 5 лет. Первое время Людмила разрывалась между двумя городами: с балетных спектаклей мчалась на поезд в Москву, с вокзала, не заезжая в гостиницу, — на съёмки. Такой график даром не прошёл — актриса несколько раз падала в обморок прямо на площадке.

Возможно, сказалось и голодное детство — Люда ведь родилась в блокадном Ленин­граде. Чтобы малышка не умерла от истощения, её приходилось кормить… столярным клеем. Шоколадку впервые в жизни Люда попробовала в 3 года. И попала в больницу с тяжелейшим пищевым отравлением: её организм просто не умел переваривать такие деликатесы…

Совет

Когда обмороки стали случаться и в репетиционном зале Мариинки, Людмиле пришлось сделать выбор. Балет остался в прошлом.Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой в фильме «Война и мир». 1966 год.Бондарчука часто за глаза называли деспотом, непримиримым, но Людмила научилась с ним договариваться.

Она объяснила мэтру, что репетициями заниматься не намерена, так как после нескольких повторений одного и того же у неё, непрофессиональной актрисы, пропадает естественность. И мэтр даже не по­спорил. А на одном из просмотров неожиданно заявил: «А ты, Люсенька, играешь лучше меня! Поедешь в Италию с отснятым материалом».

Заграница встретила Людмилу Савельеву с распростёртыми объятиями. Легендарные Федерико Феллини и Джульетта Мазина выражали ей своё восхищение. Именно Савельевой доверили получить главную мировую кинематографическую награду — «Оскар». Газеты и журналы выходили с портретом хрупкой русской балерины на обложках.

В Европе случился настоящий бум — многие мамы называли своих новорождённых дочек Наташами. Итальянский режиссёрВитторио Де Сика заявил журналистам, что хотел бы видеть Савельеву в своей картине «Подсолнухи». Так русская Людмила попала на одну съёмочную площадку с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен.

А затем уже со всей съёмочной группой отправилась представлять заморскую картину в Японию.IV Международный кинофестиваль. Советские актеры, перед демонстрацией фильма «Война и мир» в Кремлевском Дворце съездов: Анастасия Вертинская, Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов, Людмила Савельева.

Семья навсегда

«Война и мир» сыграла решающую роль и в личной жизни Людмилы Савельевой. Во время съёмок первого бала Наташи Ростовой у неё начался роман с Александром Збруевым. «Я была влюблена в Сашу ещё с тех пор, как вышел фильм «Мой младший брат», — признавалась актриса. Збруев же потерял голову, когда увидел Людмилу на «Мосфильме» в гриме Наташи Ростовой. «В Саше всегда было эдакое мальчишеское озор­ство, чем он меня и покорил, — рассказывала Людмила Савельева. — Я же в те времена была совершенно романтичной барышней, которая верила в сказочную любовь».Супруги Людмила Савельева и актер театра имени Ленинского комсомола Александр Збруев гуляют в сквере около кинотеатра «Россия». 1966 год.Людмила всегда признавалась, что к быту она совершенно не приспособлена, порядок наводить любит, но вот готовить совсем не умеет. Хорошо, с мужем повезло — он из всех блюд предпочитает картошку с тушёнкой. Збруев никогда не упрекал жену в отсутствии кулинарного таланта, она же любила мужа таким, какой он есть. «Семья для меня стала центром жизни, как у моей Наташи», — говорила Савельева.

Но в 1990-х гг. в актёрской среде поползли слухи об измене Збруева и нарушили семейную идиллию. Первая жена Александра, Валентина Малявина, заявляла: «Саша — хороший человек, но он запутался в своих женщинах»…

Говорят, Людмила Савельева узнала о другой женщине — Елене Шаниной, звезде «Ленкома», знаменитой Кончите из «Юноны» и «Авось» — тогда, когда та была уже беременна от Збруева. Савельева публичных скандалов не уст­раивала — предпочла сохранить семью.

Супруги смогли договориться, но после этой истории Савельева не хочет больше ни с кем обсуждать ни свою работу, ни свою жизнь. Внебрачной дочери Александр не дал свою фамилию — она не Збруева, а Шанина.

Обратите внимание

Сегодня Савельева по-прежнему сосредоточена в основном на своей семейной жизни, в кино соглашается сниматься крайне редко. Когда у неё спрашивают, как Збруев общается с другой своей дочерью, Татьяной, Савельева отвечает: «У него одна семья. И дочь у нас одна — Наташа. Про других я ничего не знаю»…

источник

Блокада глазами 4-летней девочки

Девочка из блокадного ленинграда, покорившая весь мир.

Фото: pskov.aif.ru

В конце января группа псковичей и великолучан, бывших детей блокадного Ленинграда, побывала в городе на Неве, чтобы принять участие в мероприятиях, посвященных 74-й годовщине полного снятия блокады.

Темно и страшно

Одна из них — Маргарита Георгиевна Ганушова. К осени 1941 года, когда Ленинград оказался в кольце врагов, маленькой Рите было всего четыре с половиной года. Поэтому у неё сохранилось немного воспоминаний о том страшном времени. Но есть один эпизод, который накрепко врезался в её память.

«Мы жили неподалёку от Мариинского театра и одноимённой площади, а там недалеко Мойка протекает, возле которой под землёй находилось наше бомбоубежище. Помню овальные стены, вдоль которых стояли лавки, похожие на садово-парковые — старые, чуть ли не до блеска отполированные.

На них сидели женщины с детьми. И когда в Мойку попала бомба, взрывной волной в бомбоубежище выбило дверь, и погас свет. Я в это время спала рядом с мамой. Женщины от испуга закричали, я проснулась, смотрю — темно! И тоже испугалась.

А потом несколько лет заикалась, пока в школу не пошла», — бесхитростно рассказывает она.

Всю суровую голодную зиму 1941 года Рита и её семья провели в осаждённом городе. Их эвакуировали лишь в апреле 1942-го, причём везли по легендарной Дороге жизни — проложенной по льду Ладожского озера единственной транспортной магистрали, которая тогда соединяла Ленинград со страной.

«Я сидела в кабине машины на коленях у мамы, и на наших глазах машина, которая шла впереди, ушла под лёд. Мы её объехали и поехали дальше. С нами ещё была моя бабушка, но в дороге она умерла. Её выгрузили на станции Бабаево Вологодской области и похоронили там вместе с другими трупами», — это ещё одно из детских воспоминаний, которое Маргарита Георгиевна не может забыть до сих пор.

Несмотря на все опасности и потери, Рита и её мама вскоре оказались на Северном Кавказе. Их определили на постой в семью местных колхозников, которые очень тепло отнеслись к ленинградцам и, ужасаясь тому, что тем пришлось пережить, усиленно их кормили.

«Сначала я была очень слабая. Через дорогу от нас жили детки моего возраста, и мы ходили друг к другу в гости. Но когда я переходила дорогу, чтобы с ними поиграть, то всегда падала и разбивала коленки в кровь. А мне же надо было к ним идти и потом обратно возвращаться. И каждый раз — коленки в кровь!», — до сих пор удивляется наша собеседница.

Никогда не выбрасывать

Но спокойная и почти безмятежная жизнь в кавказском колхозе продолжалась недолго. Фашисты продолжали наступать, и Риту с мамой вместе с другими беженцами эвакуировали дальше вглубь страны.

Этот сложный и полный опасностей путь из осаждённого врагом Ленинграда закончился для нашей героини лишь в Казахстане, в небольшом местечке под Алма-Атой. Там она и окончила школу, а потом поехала поступать в институт на свою малую родину — в большой Ленинград.

А ещё она говорит, что от блокадного детства осталась у неё на всю жизнь одна привычка — никогда не выбрасывать никаких остатков еды и обязательно съедать всё, что лежит в тарелке.

А вот семейных фотографий того периода у неё нет ни одной.

«Некому было снимать», — почти виновато объясняет Маргарита Георгиевна.

«Никто не забыт», часть 2: Любовь Соколова, Галина Вишневская, Алиса Фрейндлих, Лариса Лужина, Людмила Савельева в блокадном Ленинграде

Девочка из блокадного ленинграда, покорившая весь мир.

4

Знаменитые мамы, Обзоры Автор: Анна 16 Май, 2014

Сегодня мы продолжаем рассказ, приуроченный к Дню Победы — об известных женщинах, которые волею судьбы оказались в годы войны в осаждённом Ленинграде, кто-то в юные годы, кто-то — будучи совсем крохой.

Это было давно, и они уже давно взрослые, у всех есть дети, у многих — внуки, но это было, сейчас у нас есть возможность сопереживать, осмысливать и делать выводы.

И — помнить Рассказ наш — из двух частей, часть первая опубликована неделей ранее, сегодня вашему вниманию — вторая часть.

Несколько историй знаменитых женщин – матерей, переживших блокаду Ленинграда — продолжение

«…никто не забыт и ничто не забыто» Ольга Берггольц

Любовь Фёдоровна Соколова

Эта актриса известна в кино как «общая мама» — так много мам она сыграла. Если кому-то ничего не говорит эта фамилия, то вы сразу вспомните её лицо – одна из её знаменитых мам – мама Нади из «Иронии судьбы». И таких ролей у нее было множество. А в 1941 году ей было 20 лет.

Она родилась в Иваново, а в предвоенные годы училась в Ленинграде — совмещала учебу в педагогическом институте и в актерской школе.

А чтобы как-то прожить, она еще умудрялась подрабатывать на вокзале – носила чемоданы! Там же в актерской школе Любовь Соколова встретила свою любовь в лице студента Георгия Араповского.

«Как он за мной ухаживал! – рассказывала Любовь Сергеевна. — На шестой этаж на руках поднимал». В мае 1941 года они поженились.

Важно

Всё складывалось прекрасно: и учёба, и личная жизнь. Когда началась война, Любовь Соколова пошла работать на авиационный завод слесарем по обработке деталей к двигателям самолётов. Мужа по зрению в армию не взяли, он и свекровь также устроились на завод.

Любови Сергеевне чудом удалось пережить дни блокады. А вот её мужу и свекрови – нет. Они погибли от голода, разделив участь тысяч ленинградцев…

В феврале 1942 года Любовь Соколова вместе с другими ленинградцами была эвакуирована под бомбёжками и обстрелами по льду Ладожского озера. Некоторое время она ухаживала за ранеными на эвакуационном пункте при «Дороге жизни». Затем перебралась в Иваново, а оттуда – в Москву.

Тогда как раз вышло постановление о том, что ленинградские блокадники имеют право поступать в любое учебное заведение без экзаменов. Соколова попросилась во ВГИК (который находился в эвакуации в Алма-Ате), и летом 1942 года она была зачислена на 2-й курс актёрского факультета. Потом была ещё длинная жизнь, роли она играла небольшие, но запоминающиеся и было их около 200.

Её мужем стал Георгий Данелия, с которым они прожили около 26 лет, в 1959 году у них родился сын — Николай Данелия-Соколов, режиссёр, поэт, умерший в 26 лет.

Галина Павловна Вишневская

Великой русской оперной певице было в 1941 году 15 лет. Почти всё детство она провела в Кронштадте. И до войны жизнь Галины не была сладкой. Борьба за жизнь началась для неё в шесть недель от роду, когда мать взвалила груз воспитания на бабушку.

Родители, по словам Вишневской, всегда оставались для неё чужими: отец, уезжая из блокадного Ленинграда с новой женой, оставил дочь замерзать, а мать после 13-ти лет разлуки попросту не узнала её при встрече.

Детство Вишневской, как оно описано в её автобиографии — бесконечная череда страшных испытаний, физических и психологических. И всякий раз следовало чудесное спасение, дававшее силу жить дальше. Все 900 дней блокады Галина Вишневская провела в Ленинграде.

Девочка выжила, потеряв единственного близкого человека — бабушку. Об этом она подробно пишет в свой книге «Галина. История жизни», написанной в 1984 году.

О возвращении к жизни:

Находясь в дивизии местной противовоздушной обороны, она уже выступала с концертами, пела песни из репертуара К. Шульженко, которую очень любила: слушала её по радио, на пластинках, выучивала её песни и пела. Г.П. Вишневская говорила в интервью:

В 1943–44 годах Галина в течение полугода училась в ленинградской Музыкальной школе для взрослых им. Н. А. Римского-Корсакова в классе сольного пения.

Имея от природы поставленный голос, в 1944 году она поступила в Ленинградский областной театр оперетты в хор, затем стала исполнять сольные партии.

Совет

В первом браке была замужем за военным моряком Георгием Вишневским, с которым развелась через два месяца, но сохранила его фамилию (до этого была Ивановой). В 1945 году уже во втором браке у неё родился сын и умер двухмесячным от пищевого отравления.

Так восемнадцатилетняя женщина познала материнское горе. Потом был Большой театр (несмотря на отсутствие консерваторского образования), карьера и известность, счастливая жизнь более 50 лет в браке со знаменитым виолончелистом Мстиславом Ростроповичем, и две их дочки – Ольга и Елена.

А ещё позже – гонения, высылка из страны: за поддержку и помощь А. И. Солженицыну Г. Вишневская и М. Растропович были лишены советского гражданства и государственных наград — «за действия, порочащие звание гражданина СССР».

До конца своих дней Галина Вишневская прожила со швейцарским паспортом, хотя сразу после событий 1990 года супруги вернулись в Россию, и награды им были возвращены. Галина Вишневская умерла в конце 2012 года.

Ольга Ростропович — виолончелистка, возглавляет музыкальный фонд Ростроповича, который поддерживает молодых музыкантов и проводит ежегодные фестивали. У Ольги двое сыновей.

Елена Ростропович — пианистка, возглавляет международный медицинский фонд Ростроповича — Вишневской, который занимается вакцинацией детей по всему миру. Под её руководством находится ещё и ассоциация Ростроповича-Вишневской. Эта ассоциация реализует гуманитарные музыкальные программы. У Елены четверо детей.

Алиса Бруновна Фрейндлих

В 1941 году ей исполнилось 7 лет. Предки по отцовской линии переехали в Санкт-Петербург из Германии ещё в XVIII веке, а мама, когда познакомилась с отцом Алисы (известным актером), тоже жила в Ленинграде.

Вскоре после рождения девочки молодая семья обосновалась в коммунальной квартире, из окон которой открывался вид на Исаакиевский собор, а неподалёку от дома располагался Медный всадник.

Незадолго до начала войны родители Алисы расстались, девочка осталась жить с матерью. В 1941 году Алиса пошла в первый класс. Школа находилась прямо в центре города, который подвергался самым массивным обстрелам.

Обратите внимание

Вскоре началась блокада. Школы фактически не имели возможности обучать детей… С чего бы ни начинался урок, когда в промерзший класс приходила обессилевшая учительница и голодные дети, укутанные в платки и тёплую одежду, разговор уже через несколько минут сворачивал на тему о еде, о воспоминаниях об обедах и ужинах мирной поры… Позже Алиса Бруновна вспоминала:

И далее:

После войны была учёба, и уже долгая и прекрасная жизнь в искусстве театра и кино. В браке с режиссером И. Владимировым у Алисы Бруновны родилась дочь Варвара Владимирова, тоже ставшая актрисой. Сейчас уже взрослые и внуки – Анна и Никита.

В актёрской судьбе А. Фрейндлих был спектакль «Рождены в Ленинграде», поставленный в августе 1961 года — преддверие 20-летия начала блокады.

Зрители, среди которых были едва ли не одни блокадники, хотели убедиться в том, что спектакль смог запечатлеть часть их общей судьбы и общих воспоминаний. Это была история простой человеческой жизни.

В главной героине легко узнавалась сама блокадная муза Ольга Берггольц, а в девушке Маше (её играла А. Фрейндлих) — младшая сестра поэтессы Мария Федоровна Берггольц.

Простая человеческая история без излишнего пафоса, без официоза… Но — житейское мужество, бытийная глубина, высота духа, стойкость в испытаниях… Видимо, это и подкупало зрителей спектакля, а значит, молодая актриса Алиса Фрейндлих смогла выразить в своей роли главное, передать существо личности Марии Берггольц. Александра Дельвин вспоминает:

Спектакль «Рождены в Ленинграде» шёл на сцене несколько лет. Но я хорошо помню, что премьерные показы проходили едва ли не в гробовой тишине… Казалось, зрители забывали о том, что актёров полагается провожать аплодисментами. Заканчивался спектакль — люди стояли молча.

Люди плакали, а некоторые — навзрыд. Плакали и мы, когда после премьеры Ольга Фёдоровна Берггольц пригласила нас на банкет.  Он начался около 10 часов вечера. Мы вошли в тёмное помещение ресторана. На столах стояли зажжённые свечи (как в блокадные вечера).

И угощение было тоже «блокадным» — печёная картошка, водка и хлеб…

Лариса Анатольевна Лужина

Известная советская и российская актриса кино, народная артистка РСФСР, именно ей Владимир Высоцкий посвятил песню: «Куда мне до неё, она была в Париже». Л. Лужина родилась в Ленинграде в 1939 году. То есть на годы войны и блокады пришлось её раннее детство. Водном из интервью она рассказывала:

Маленькую Ларису с мамой вывезли в Кемеровскую область в город Ленинск-Кузнецкий, хотя блокада тогда уже закончилась. Они долго ехали поездом. На каждой станции выходили на перрон, где блокадников разбирали по домам местные жители. На измождённую женщину с маленькой девочкой спроса не было:

Вообще,

То, что Л. Лужина испытала во время войны, пережив в детстве ленинградскую блокаду, осталось с ней навсегда. Актриса всегда знала, что только добротой, лаской и силой духа можно сопротивляться злу. И ещё из недавних интервью:

Лариса Лужина вырастила сына Павла. Он звукорежиссер, женат, у него трое детей.

Людмила Михайловна Савельева

Её называют «девочка из блокадного Ленинграда, покорившая мир» — это киноактриса, оставшаяся в памяти нескольких поколений замечательной Наташей Ростовой из оскароносного фильма «Война и мир» режиссёра С. Бондарчука.

Людмила Савельева родилась в блокадном Ленинграде в 1942 году. Отец прошёл финскую войну и был на фронте. В семье уже было 2 дочки, и мама боялась рожать. Роды приняла бабушка.

Чтобы малышка не умерла от истощения, её приходилось кормить киселём из столярного клея. Шоколадку впервые в жизни Люда попробовала в 3 года.

Важно

И попала в больницу с тяжелейшим пищевым отравлением: её организм просто не умел переваривать такие деликатесы…

В январе 1942 года в Ленинграде родилось 4056 детей, умерло в возрасте до одного года — 7199.

В детстве Люсенька (как называли Людмилу друзья и родные) постоянно улыбалась и танцевала. Откуда в этой маленькой ленинградке, перенёсшей чудовищные месяцы блокады и еле вырвавшейся из когтей смерти, было столько света и оптимизма, не понимали даже самые близкие — родители и сёстры. В одиннадцать лет начала заниматься балетом.

Людмила Савельева считает, что, наверное, именно пережитое тяжелое военное время закалило её. Она не останавливается перед трудностями, всегда идёт к своей цели. Людмила училась в Ленинградском училище хореографии. По окончании учёбы была зачислена в труппу театра оперы и балета. Тогда это был Ленинградский театр, сегодня же он зовётся Мариинский.

«Войну и мир» снимали 5 лет. Первое время Людмила разрывалась между двумя городами: с балетных спектаклей мчалась на поезд в Москву, с вокзала, не заезжая в гостиницу, — на съёмки.

Такой график даром не прошёл — актриса несколько раз падала в обморок прямо на площадке. Возможно, сказалось и голодное детство.

Когда обмороки стали случаться и в репетиционном зале Мариинки, Людмиле пришлось сделать выбор. Балет остался в прошлом.

«Война и мир» стала первой советской картиной, получившей «Оскара» (в номинации «иностранный фильм»).  Л. Савельева поехала за премией в Америку. И была в шоке от славы, обрушившейся на неё на Западе. Вся зарубежная пресса была в восторге от естественной красоты, обаяния, шарма, внутреннего достоинства Людмилы Савельевой. А в России никакой награды фильму не дали.

Людмила Савельева замужем за известным актёром Александром Збруевым, у них дочь — Наташа.

Вместо заключения

Их становится всё меньше — переживших блокаду и живущих ещё сегодня женщин, поднявших детей (или уже потерявших их),  помогающих растить внуков и правнуков.

У них есть общие воспоминания, но у каждого осталось что-то своё. Наверное, самое главное общее — то, что некоторые из них называют «синдром белки»- стремление всё запасать и ни в коем случае не выбрасывать.

Да и у многих пожилых людей, переживших не ужас блокады, а просто войну и послевоенные, скажем мягко, несытые годы, этот синдром есть. Не стоит смеяться над ними, не разрешайте смеяться своим детям. Покажите им те ужасные фото, которых в сети полно, но здесь я их размещать не стала.

Совет

И очень хорошо, что хотя бы к юбилейным датам собирают, записывают и публикуют хотя бы небольшую часть рассказов этих хвативших лиха людей.

Помните! И хотя бы раз в год рассказывайте об этом своим детям!

Обзор подготовила Анна

Потомки блокадников рассказали историю побега из Ленинграда

Девочка из блокадного ленинграда, покорившая весь мир.

В сентябре 1941 года, когда перед блокадой шла эвакуация из Ленинграда, сотни детей были отправлены в Краснодарский край. Однако вырваться смогли не все. Историю Валентины Ваулиной, ей тогда было 16, узнала Ксения Ермолаева.

Девочку не эвакуировали вместе со всеми, но ее спасла мама. Она понимала, что дочь вряд ли выживет, если останется в городе. Ее необходимо отправить подальше от Ленинграда. Лучше всего в Киров, к родственникам. Это случилось за пару дней до начала блокады. На железной дороге стоял единственный поезд. Это был последний рейс из северной столицы.

Черно-белые фотографии в потертом альбоме — главная память о тех, кого уже нет. После войны Валентина Ваулина и ее муж обосновались в Горячем Ключе. Сейчас в их доме живет одна из их дочерей Лидия Демидова. История спасения из блокадного Ленинграда и настоящей любви, которую удалось пронести через всю жизнь — это история ее семьи.

«Стоит поезд. К поезду никого не подпускают. Больше поездов никаких нет. Бабушка видит, что идет офицер. Она — к нему и умоляет: спаси мою дочку, вывези ее, а дальше она сама пойдет. У него был паек на двое суток в чемодане и сменная одежда. Чемодан был практически пустой. Он продукты питания отдал бабушке и спрятал меня в чемодан», — вспоминает дочь Валентины Ваулиной Лидия Демидова.

Легендарный чемодан, в принципе, не очень тяжелый. Но если сюда положить 16-летнюю девушку, то даже представить невозможно, как молодой парень мог его нести, да еще и чтобы никто ничего не понял.

Дмитрий Третьяков, именно так звали спасителя, в свои 26 лет уже был политруком на бронепоезде. Тайком, рискуя жизнью, он привез незнакомую девочку в Киров, а сам поехал воевать в Сталинград. Там его догнала фашистская пуля. Дмитрия отправили в госпиталь. Жена решила, что он погиб, и вновь вышла замуж.

Молодой офицер остался совсем один. И тут к нему в больницу пришла та самая девочка из чемодана. Пешком. Из другого города. Она его практически выходила. После жизнь их вновь раскидала. Когда война закончилась, уже Дмитрий отыскал Валентину, и они поженились. Их историю хранят двое детей, двое внуков и четверо правнуков.

А вот о войне в этом доме говорить не любят.

«Когда мы отца о чем-то спрашивали, он говорил: вас не должно это касаться, вы не должны этого видеть, это не для вас», — рассказала дочь Валентины и Дмитрия Третьяковых Лидия Демидова.

Только бабушка — та самая, что когда-то уговорила военного увезти дочь Валю из Ленинграда, а сама осталась в блокаде, рассказывала, как это было. Страшнее бомбежек и обстрелов был только голод.

Обратите внимание

В ноябре 41-го, согласно документам, норма выдачи хлеба на рабочего была 250 граммов в день, а на детей и иждивенцев — 125 граммов. Больше не давали ничего. От голода и сильнейших морозов люди замертво падали на улицах. В первую блокадную зиму каждый день погибали около 4 тыс.

человек. Бабушки и дедушки давно нет, но хлеб в этой семье никогда не выбрасывают.

«У нас нельзя было выкидывать хлебные крошки со стола. Хлебные крошки нужно было собрать и отдать кому-нибудь из животных», — рассказала внучка Валентины и Дмитрия Третьяковых Татьяна Демидова.

Старый, потрепанный чемодан берегут как зеницу ока, хотя бабушка Валентина несколько раз порывалась его сжечь. Не хотела, чтобы хоть что-то напоминало о тех страшных годах. Но внуки не позволили его уничтожить.