Кружевное искусство на руси

Кружевное искусство на Руси

Кружевное искусство на руси

Кружевоплетение имеет богатую многовековую историю и в наш механизированный век вызывает к себе неподдельный, живой интерес

Историки и искусствоведы констатируют, что уже в IX–XVI веках прикладное искусство на Руси было насыщено разнообразными видами кружев. А в начале XX столетия русское кружевное искусство стало уже своеобразным брендом. В Российском государстве насчитывалось около 20 уникальных центров кружевоплетения.

В. А. Тропинин. Кружевница. 1823. Третьяковская галерея, Москва

С начала XIX века производство кружевных узоров было поставлено на поток, то есть мастерицы-кружевницы стали создавать свои творения не только для себя, но и с целью их продажи.

Обратите внимание

Было положено начало развитию фабричного изготовления кружевных изделий. Во многих губерниях помещики организовывали производство кружев в своих поместьях.

Вологда. Плетение кружев

В межвоенное время XX века преобладал экспортный характер производства кружев. Наибольшее распространение в то время получили мерные или численные кружева.

Но, несмотря на простоту и незамысловатость этого приёма, уже в то время можно говорить о существовании своего уникального узора практически в каждом «кружевном» центре России.

Кружевной кокошник, елецкое кружево.

Мерные кружева того времени могут похвастать большим разнообразием рисунков, а также методов плетения. Мастерицы украшали кружевом постельное и столовое белье, а также плели покрывала, накидки и другие большие по объёму вещи.

Доминирующим направлением кружевоплетения в то время являлся стиль модерн. Его характерными особенностями можно назвать замысловатые очертания и растительные мотивы.

Большой вклад в развитие кружевоплетения в России внесло появление и деятельность специальных профессиональных школ. А после Парижской выставки 1937 года, где работы елецких мастериц были удостоены высших наград, мировая история искусства обогатилась понятием «русское кружево».

Таким образом, можно отметить, что на Руси сложилось два типичных образца плетения кружева. К ним специалисты-историки и искусствоведы относят сколочное или сцепное и мерное или численное.

Сколочное кружево плетётся по основному рисунку (сколку), нанесённому на бумажную основу. Узор выполняется частями, которые затем соединяются.

Для выполнения же мерного кружева берётся определённое количество петель, из которых набирают симметричные узоры в виде типичных геометрических форм.

Какие же «кружевные» центры существовали на Руси?

Кацман Е. А «Калязинские кружевницы» 1927 г

Впервые кружевоплетение стало промыслом благодаря мастерству Калязинских мастериц ещё в начале девятнадцатого века. Они украшали узорами головные уборы. Такой вид кружева стали называть фантажным.

Также создавали тюлевые и сцепные кружева. Образец Калязинского кружевоплетения – это довольно массивный рисунок, выполненный на общем фоне.

Он использовался в основном для украшения простыней или полотенец, а также подушек.

Важно

В отличие от Калязинского кружева, излюбленным узором Елецких мастериц были лёгкие, воздушные мотивы, из которых плелись блузы, жилеты.

Елецкие кружевницы

Характерной особенностью Мценского кружевного узора специалисты называют появившийся в конце 1800-х годов модный для того времени гипюровый рисунок.

Свадебные гипюровые платья всегда в тренде.

Уникальным в своём роде было искусство кружевоплетения в городе Михайловске, где самым распространённым материалом был лён. На основе мерного кружева кружевницы создавали на своих полотнах городки, мысы, фестоны, бубенцы и другие узоры.

Льняное кружево

В Ростове кружевоплетением занимались как крепостные девушки, так и послушницы монастырей. Распространённым материалом был лён и шёлк. Узоры создавались в технике сцепного многопарного плетения.

Любимым мотивом Ростовских мастериц был сканый узор на разнообразном фоне.

А также Ростовское кружево известно наличием своего особого рисунка – Ростовского креста, который можно встретить довольно часто.

Отличительной особенностью Вологодской школы можно назвать выполнение узора полотнянкой с наличием плотной цветной скани. Основные элементы Вологодского кружева – это веера, гребешки, разнообразные растительные мотивы.

Русское кружево

Кружевное искусство на руси

Кружево — это текстильное изделие без тканой основы, в котором ажурный орнамент и изображение образуются в результате переплетения нитей (шелковых, хлопчатобумажных, металлических и других).

Безусловно, кружево — выдающееся явление народной культуры, волшебный мир невесомой изысканности и воздушности.

Слово кружево имеет два значения: одно из них происходит от слова «окружать» — им определялись разные отделки в виде каймы на воротниках, подолах и рукавах; в другом значении этим словом называют узорное ажурное изделие — самостоятельный вид украшения одежды или предметов.

Кружево во все времена являлось социальным символом его владельца, его достоинства и власти. Кружева касались не только рук царственных особ, кружево было и остается культурой, доступной людям всех социальных сословий.
 

Содержание

Когда же зародилось кружевоплетение? Находки костяных иголок относятся к эпохе позднего палеолита, а челноки для плетения и коклюшки встречаются при раскопках на территориях Египта, Китая, России и других государств. Самым древним вязальным инструментом являются спицы. Первые челноки были придуманы рыбаками для плетения сетей.

Существует мнение, что о кружеве, как элементе одежды, упоминается в Ветхом Завете. Кружева находили среди коптских изделий (V век до н.э.). Древний Восток первым признал эстетическую ценность кружева и стал использовать его в качестве украшения. В Европе кружево получило распространение c конца  X века.

От второй половины XVI столетия сохранились многочисленные памятники плетеного кружева. Тогда и появился термин, обозначающий кружево в языках разных стран, которые до сих пор оспаривают друг у друга называться Родиной кружева.

Совет

Именно с развитием коклюшечного кружева связано все разнообразие типов, известных по местам их создания: «брюссельское», «малин», «валансьен».

Первое упоминание о кружевах в России содержится в Ипатиевской летописи: летописец сообщает о событии, произошедшим в 1252 году, когда венгерский король встретился с князем Даниилом Галицким (1201, по др. данным 1204-1264 гг.

); и здесь летописец подробно описывает одежду князя, где упоминает, что он был одет в кожух, который был обшит золотыми плоскими кружевами. В России уже в XII веке славился кружевами город Торжок Тверской губернии.

В XVII-XVIII веках широкое распространение в России получило сложное изысканное кружевное шитье. Узоры из серебра и золота на придворных парадных костюмах русской знати изумили британского посла Чарльза Хэнбери-Уильямса (1708-1759 гг.), посетившего Россию в 1755 году.

Он был знаком со многими царскими дворами, но такой ослепительной роскоши и изобилия золотого и серебряного кружева не видел нигде. Об этом свидетельствует его отзыв «О путешествии в Россию». Вышитые иголкой и металлическими нитками кружевные сюжеты можно было сравнить с шедеврами художников-графиков.

Причем у каждого мастера был свой, только ему присущий почерк. Но кружевные шедевры легко было подделать. Во всем мире кружево признавалось одним из видов декоративно-прикладного искусства.    

Русское кружевоплетение не только сохраняло, но и развивало лучшие традиции мастериц европейских стран, и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приемов и, главным образом, в изобразительном характере орнамента, свойственном всему русскому народному искусству. В XVIII веке уже можно говорить о проявлении ярких особенностей, характерных для отдельных мест его производства, таких как Галич, Ростов Великий, Калязин, Торжок, Рязань и Михайлов, Балахна, Орел и Елец и других.
 

Огромную роль в создании кружевного изделия играют нитки. Золотые и серебряные появились намного раньше, чем льняные, канитель, сканье, трунцал, нитки из агавы и алоэ, крапивы и каучука, хлопка, мулине и другие. Часто золото заменялось вызолоченным серебром.

Существовало поверье, что от прикосновения женских рук золотая нить тускнеет, поэтому с золотыми нитями когда-то работали только мужчины. Женщинам приходилось работать с нитями из более дешевых и простых материалов.

Обратите внимание

В создании кружева большая роль отводится именно шелковым нитям, но кроме этого существуют нити из пуха камыша и из человеческого волоса. В настоящее время для окрашивания нитей используются химические красители.

В старину же красили природными красителями, такими как  березовые листья, еловые шишки, шелуха лука, листья брусники, щавель, корень ольхи, болотная руда и другие.
 

Во все времена создание народной одежды зависело от умения мастериц, от их фантазии, от национальных особенностей и жизненного пространства их создателей. Особым изяществом при оформлении народных одежд отличались тонкие линейно-графические узоры. Кружевом украшались различные элементы одежды. При украшении головных уборов у мастериц были свои секреты.

Важны были символы и особые знаки отличия, подтверждающие сан владельца, а порой и национальную принадлежность. Например, кружевные короны, венцы, шляпы, шишаки, сороки, кокошники создавались в разных техниках и украшались золотом, жемчугом. С древних времен известен кружевной веер-опахало. Первыми веерами считались плоские листы из бумаги, поначалу они не складывались.

В России веер являлся принадлежностью быта.

В старину все женщины от княжны до крестьянки должны были уметь создавать узорные пояса-обереги. Кружевной или тканый пояс являлся обязательной принадлежностью приданого невесты и служил главным оберегом, как для мужчин, так и для женщин.

Ходить без пояса, а особенно молиться без него считалось неприличным. Узор на кружевных поясах состоял из переплетения разноцветных нитей, чаще всего семи цветов, т.к.

семь — число особенное, имеется в виду семь оберегов (от сглаза, от пожара, от измены, от бедности, от болезней, от войн и от природных бедствий).

Кружева на платочках свидетельствовали о творческой индивидуальности и умениях рукодельниц. Простые крестьянки и знатные дамы сами создавали предметы своего туалета. У каждой был свой неповторимый узор. Сейчас утрачены традиции украшать платочки монограммами городов, местами проживания, семейными метками и знаками отдельных персон или тематическими событиями.

Накрахмаленный кружевной воротник был в почете во всем времена. Обувь, перчатки, украшенные кружевами, с давних пор дополняли одежду и подчеркивали социальное положение или религиозную принадлежность человека. Когда-то обязательным аксессуаром для дамских нарядов служили кружевные сумочки.

Полотенца обязательно украшались кружевами. Именно кружевные оплеты и вышивки сообщали, к какому событию готовилось то или иное полотенце.

В приданом к свадьбе, как правило, было семь полотенец, которые были созданы руками невесты. Первое полотенце дарилось через сватов жениху в знак согласия на брак и называлось посылальным.

Важно

Края такого полотенца шились иглой или обвязывались крючком по строгому геометрическому орнаменту.

Второе полотенце — рукопятное или рукобитное, невеста его дарила сватам в случае окончательного согласия на венчание. Края полотенца имели широкие кружевные оплеты. Третье полотенце — короткое, парное. Украшалось традиционными узорами трилистников, цветами, птицами.

Вместе  с четвертым — подарочным полотенцем дарилась вышитая рубаха, кисет и пояс-оберег, полотенца для родственников жениха и сватов. Пятое — зеркальное украшалась традиционными мотивами, а также бабочками, зайцами. Шестое полотенце — для дорогого и почетного гостя. Седьмое — венчальное было длинным, символизируя долгую дорогу к счастью для будущей семьи.

По краям его украшали кружевом в нескольких техниках. В узоре присутствовали цветы, фигурки птиц.

В дохристианские времена кружевные узоры зачастую несли в себе важную информацию. Например, беременные женщины создавали оберег. Зачастую в нем присутствовали кресты.

При рождении ребенка в узор креста продевалась красная нить или тесьма. В дальнейшем этой красной нитью перевязывали больные места и ранки.

Кружевные изделия подтверждают, что человеческой природе свойственно стремление украшать не только культовые места, но и свой быт и одежду.

Существует великое множество техник создания кружевных изделий: вязание крючком (кружева, выполненные в технике вязания крючком, являются самыми распространенными в мире); вязание на спицах (существует несколько приемов такого вязания: витковый ряд, вязание веревочкой, прутиком, розочкой и другие); плетение коклюшками (особенность плетеного кружева заключается  в виртуозности рисунков и многообразии географических названий, например: валансьен, брабант, малин, вологодское, елецкое, рязанское, орловское,  торжокско-тверское, калязинское или монастырское. Лучшими плетеями были послушницы в монастырях, их узоры отличались трогательной наивностью и аккуратностью); филе по сетке (для этого кружева характерно слияние четких линий узора и грунта. Филейное кружево отличается простым ритмическим рядом ажурной сетки, украшенной легкой сквозной узорочью в виде мелких цветочков или петлевых горошинок); макраме (узелковое кружево); фриволите (плетение челноками); мережка (игольное кружево. Служило украшением ритуальных одеяний. Мережки бывают узловые и штопанные, переплетенные в столбик или в раскол); чипке (классическое игольное кружево), вышивка по тюлю (плетение с помощью нитки и иглы тончайшей сеточки — фона для различных узоров) и другие.

В кружевных изделиях изображались определенные рисунки — символы, которые имели для человека важное значение. В истории человечества древний солярный или солнечный символ почитали уже с каменного века. Культовая солярная символика зафиксирована в древнеевропейской, древнеперсидской, эгейской культурах, у народов Юго-Восточной Азии, на Алтае и в Тибете.

В кружевном творчестве символ обладает неисчерпаемой многозначностью. Люди с помощью знаков и символов, иногда и целых сюжетных полотен сообщали разного рода сведения. Символы в кружевах помогали определять бытующие в народе приметы и поверья. Огромное количество толкований из славянской символики переместились в другие культуры. Например, простые гребенчатые ромбы, квадраты.

Ромб — знак солнца, неба и земли. В кружевах у этого знака огромное количество вариаций. Можно, например, увидеть птиц с ромбовидной формой хвоста, причем в два ряда, т.е. земной и небесный. Очень распространен мотив дерева. Например, кружевные узоры у северян заполнены листьями ясеня.  Дерево жизни, как культ, у многих народов существует и по сей день.

Совет

Листья дубовые, кленовые, листья инжира, виноградной лозы изобилуют в кружевах. Например, листья винограда или инжира несут в себе пожелания счастья и благополучия жениху и невесте. Орел — символ власти и пожеланий на удачную охоту, хотя у древних славян толковался как символ небесного огня.

Баба — объект культового поклонения земле, тайна зарождения новой жизни, к которой причастна женщина. Она воспринималась как некая божественная сила, отождествлявшаяся с тайной плодоносящей земли. Очень важную роль на рисунке играли руки, их положение. Руки, поднятые вверх, значили торжество в доме, обычно к свадьбе, а опущенные руки, если рядом нет креста, означали покой в доме.

Еще один мотив — олень. Олень — знак звездного неба, удачного брака, обильной жизни. Изображение оленя всегда присутствовало на одном из ритуальных подарков жениха невесте — на прялках, шкатулках. В кружеве изображение оленей чаще всего можно видеть на отделках полотенец вместе с изображением птиц, деревьев, людей.

В кружевах часто встречаются изображения синкретических существ, например, грифона — символа соединения неба с землей; крылатого кентавра; человека-лебедя — символа покровительства поэзии и музы истории.

Сердце — символ добродетели. Часто встречается в свадебных кружевных узорах, в ритуальных свадебных оберегах и полотенцах, подзорах.

Венок — символ доброго существования. Им украшали жертвенное животное. Встречается на кружевных украшениях, шкатулках, сумках.

Зонт — символ защиты от эпилепсии и головной боли. Довольно часто встречается в кружевных узорах.

Ключ — символ вечной важности. В древности был эмблемой молчания, тайной для непосвященных.

Ладья — великое светило, солнце. Это изображение присутствует в кружевах на ритуальных полотенцах. Ладья, крест и кони изображались на погребальных полотенцах.

Лестница — символ, который скрывает в себе тайны, понятные посвященным.

Мельница — символ пожелания богатства. Встречается на кружевных сувенирах.

Дракон или змея — символ мифических чудовищ, либо оккультные силы и мудрость.

Единорог — символ девственной чистоты и целомудрия, романтической любви и возвышенных устремлений, воплощение добродетели, силы и победы. Единороги изображаются на краях полотенец, на наволочках.

Финист — ясный сокол, птица-воин. Провожая мужей на войну, этим символом женщины украшали кисеты, пояса, рубахи.

Крест — символ защиты, знак верности и торжества закона.

Колесо — символ победы.

Круг — символ бесконечности, единства.

Вишня — символ Христа, богатства, здоровья. Этим узором украшали скатерти.

Клевер-трилистник — символ единства души, духа, жизни. В христианском учении соответствует догмату о Святой Троице. Встречается на полотенцах, фартуках.

Лилия — символ любви и плодородия.

Лотос — символ чистоты, творческой энергии и целомудрия.

Репейник — символ мученичества и исцеления.

Роза — символ совершенства, любви.

Обратите внимание

Тюльпан — символ величия и достоинства. В кружевных узорах этот цветок изображается как оберег на совершеннолетие юношам.

Фиалка — символ смирения и справедливости. Встречается на кружевах ритуального характера.

Аист — символ весны и начала новой жизни.

Бабочка — символ рождающейся красоты.

Баран — символ энергии размножения. Встречается на свадебных полотенцах, подзорах и сувенирах.

Барс — символ защиты жениха от злых сил. Кружевные барсы украшали кисеты, пояса женихов и воинов.

Жук — символ жизни.

Заяц — символ деторождения и благополучия. Обычно изображались на свадебных полотенцах и сувенирах на именины.

Козел — символ силы и защиты.

Козерог — символ добродетели.

Корова — символ добродетели.

Крокодил — символ беды, опасности.

Лев — символ защиты, мудрости, милосердия.

Лягушка — символ благополучия семья. Обычно встречается на кошельках, мешках.

Павлин — символ мудрости. Главный оберег для женщин.

Петух — символ солнца, утра и духовного возрождения. Кружевные петухи украшали одежду, полотенца, дарились женихам в качестве оберегов.

Рыба — символ воды.

Черепаха — символ здоровья, покоя и мудрости.

Булава — символ власти, боевое оружие. Встречается на мужских рубахах, кисетах.

Классические кружевные изделия в настоящее время — явление редкое. Традиция их создания постепенно исчезает. Уже в конце XIX века появилась имитация кружева. Даже модная одежда от кутюрье стала украшаться кружевными элементами машинного производства. Теперь знаменитые некогда кружева можно встретить в музеях или в частных коллекциях, где их берегут как произведение искусства.

Кружева: история появления и распространения на Руси

Кружевное искусство на руси

Кружева с давних времен считаются символом изысканности и благородности, а качественное кружевное белье — это то, что женщина бережно хранит в ящике комода для особых случаев.

Кружево – это легкая воздушная ткань из тончайших нитей, переплетенных в ажурный узор. Само слово означает «окружать», т. е. обшивать по кругу.

По технике исполнения выделяют три вида кружева:

  • шитое иглой;
  • вязаное крючком или спицами (ирландский вариант);
  • плетеное на коклюшках (самое распространенное и самобытное в России).

Кружево на Руси

Каждая страна имела свои кружевные приемы и традиции. Не стала исключением и Россия. Первое упоминание в летописи относится к XIII в. (Ипатьевская летопись, 1252 г.)

Кружево плели на коклюшках тремя способами: парным, численным и сцепным. Изначально его создавали из золотых и серебряных нитей («золотное» кружево). Такой тканью, как правило, украшали богатую светскую одежду и церковные облачения. Позже в качестве материала использовали камни, перья, мишуру, жемчуг. В XVIII веке появились кружева из цветных шелковых и льняных нитей.

Важно

В царской России было несколько центров кружевоплетения, впоследствии некоторые из них стали промыслами.  Известно, например, елецкое, вологодское, киришское, михайловское, галицкое, балахинское, рязанское, ярославское, московское и другие. Каждое из них отличается самобытностью и характерным стилем.

Широкое распространение получило вологодское кружево, узор которого напоминает иней на стекле или тончайшую паутину.

Большое значение имела символика. Традиционно на Руси кружную ткань использовали в качестве оберега, поэтому каждый узор и цвет имел определенный смысл.

К сожалению, в советские времена кружевные производства были почти полностью уничтожены, т. к. богатые и изысканные изделия не вписывались в образ скромного советского человека.

Но они продолжали «жить» благодаря домашнему рукоделию, навыки которого бережно передавались из поколения в поколение.

В настоящее вҏемя самые известные центры кружевоплетения находятся в Вологде, Ельце, Кировске и Михайловске.

Сегодня кружево является модным трендом, не сходящим с подиумов уже несколько сезонов подряд.

Современные модельеры активно используют русские традиции кружевоплетения в своих коллекциях – на вечерних платьях, деловых костюмах, демократичных пуловерах, дамских сумочках, изысканном нижнем белье.

Как никогда сейчас в тренде винтажное кружево, а атласные и шелковые халаты женские с кружевной отделкой смотрятся особенно роскошно.

История рукоделий: кружево в России

Кружевное искусство на руси

Фото. Василий Тропинин «Кружевница», 1823 г.

Автор: Наталия Горюшкина

Кружево — искусство поистине интернациональное. В прошлой статье мы уже обсуждали, что у каждого народа, в каждой стране существовали свои кружевные приемы и кружевные традиции… Не стала исключением и Россия. И хотя влияние Европы заметно и в развитии русского кружевного мастерства в разные эпохи его существования, все же русские кружева имеют самобытный национальный характер.

Русское слово «кружево» (в старину говорили «круживо») произошло, скорей всего, от слов «круг», «кружить» — что означало «окружать», «обшивать по кругу». Ведь в те времена кружевные мотивы использовались преимущественно для отделки одежды.

Но есть и другая версия, что слово «круживо», «кружить» произошло от техники работы, потому что во время работы кружево выплетали вокруг круглой подушки, «кружили».

Слово «кружево» на Руси впервые упоминается в XIII веке, в Ипатьевской летописи: там говорится о князе Данииле Галицком, на котором при свидании с королем венгерским был надет «кожух оловира грецкаго и круживы златыми плоскими ошит» (1252 г), а в записи, датированной 1288 годом рассказывается, что после смерти знаменитого Владимира Галицкого «омывше и увиша и (его) оксамитом с круживом, – яко же достоит Царем, и возложиша и на сани, и повезоша».

Совет

До наших дней дошло несколько образцов кружев XV века, в частности, кружево, нашитое на покров к мощам преподобного Сергия Радонежского, находящееся в ризнице Троице-Сергиевой лавры, и образец из церкви Рогожского погоста бывшего Рогожского-Преображенского монастыря. Русские кружева тех времен были сплетены из золотых и серебряных нитей и состояли расположенных на сетке ромбов и петель, с прямыми краями, украшенными маленькими зубчиками.

Фото. Василий Верещагин «Кружевница», 1890-е гг.

Но больше всего исторических документов и образцов относится к XVII веку, с тех времен сохранились церковные облачения, княжеские и царские наряды, богато украшенные кружевными мотивами.

Кружевные техники XVII века носили очень красивые и интересные названия, из которых становится понятны их назначение и технология изготовления: круживо ткано в кружки, круживо ткано в цепки, круживо ковано золото, круживо прядено, круживо низано жемчугом, круживо петельчатое, решетчатое, цепковое, колесчато, делано в кружки (т.е. вокруг изделия), в проём, в городы, зубчатое и т.п. Кстати, название «в городы» применялось мастерицами вплоть до XIX века и служило для обозначения отделки, заканчивающейся большими фигурными зубцами.

А вот насчет происхождения этого вида рукоделия историки не могут прийти к единому мнению. Так исторически во многих районах Сибири и в Пермском крае «кружевом» называли вышитые на полотне по выдернутым нитям ажурные участки.

Хотя в были и местности, например Мценский и Елецкий уезды (территория нынешней Орловской области), где кружевные техники было очень развиты, но собственно слово «кружево» не употреблялись никогда.

Вместо него использовали слова «край» и «прошивка»: «амчанский край», «елецкий край», «елецкая прошивка» и т. д.

Нетрудно догадаться, что словом «край» обозначался кружевной мотив, как правило с зубчатым или фестончатым краем, которым украшали края изделия. «Прошивка» — это кружевное полотно с прямыми краями, которое вставляли между кусками материи.

Фото. Василий Тропинин «За прошивками», 1830-е г.

Из всего этого понятно, что кружево, хотя и берет свои начало от традиционной русской счетной ажурной вышивки, но уже с XV — XVII веков складывается в самостоятельный вид рукоделия, выполняемый отдельно от основного изделия и позже нашивавшийся на него. Получается, что корни русского кружева вряд ли могут происходить из средневековой Европы. Не исключено, что его предтечей стали вышивки и плетения из Египта коптского периода (IV — VII вв).

Обратите внимание

Очень интересен необычный опыт, проведенный в конце XIX века в Мариинской практической школе кружевниц, которую возглавляла Софья Александровна Давыдова (урожд.

фон-Гойер, 1842-1915) – большой знаток русского прикладного художественного творчества и автор книги «Русское кружево и русские кружевницы». В школу были доставлены коллекции вышивок, тканей и ажурных изделий, добытых из коптских гробниц и хранящихся в Эрмитаже.

В их числе была и разновидность особых плетеных головных уборов, техника которых внешне напоминала плетеное кружево.

Ученицы под руководством преподавательниц попытались воспроизвести плетения на коптских головных уборах при помощи коклюшек на обычной кружевной подушке — именно эти инструменты традиционно применялись в те годы всеми кружевницами. В результате получилось кружево очень схожее с оригиналом.

Но еще большего сходства удалось достичь, использовав для работы не подушку, а раму (или пяльцы), на которых выполнялись вышивки.

В ходе этого необычного «опыта» были подробно изучены приемы коптских мастериц: Например, что вся работа выполнялась в одну сторону, справа налево, что особыми переплетами ниток можно получить и плотную дорожку, и ровные прозрачных решетки, и дырочки разных размеров — а именно из этих элементов и состояло коптское плетение.

Но главное — что получить двухстороннее коптское кружево можно только работая коклюшками (любые другие техники -вязания на спицах и крючком, шитья — позволяют получить изделия, имеющие две стороны, лицо и изнанку). Так что не исключено, что кружевное мастерство пришло в Россию из Египта одновременно с Европой.

Фото. Евгений Кацман «Калязинские кружевницы», 1928 г.

Историки отмечают, что ни в одной стране не было столь разнообразных кружев, как в России. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона об этом сказано так: «Нигде мы не находим такого богатства и разнообразия материала для кружева, как у нас в России.

В него входило и волоченое золото, и серебро немецкое, и отчасти турское, сканое и пряденое с шелком, золотая и серебряная бить или канитель, трунцал или струнцал, картулин или картулен и разные рода так наз. блествок, звездок, пелепел, площаков и гиночков и пр.

Было еще кружево …с мишурой и фигурными штучками…» Еще упоминается кружево украшенное камнями, жемчугом и перьями, с пухом и горностаем, с разным шелком, мишурой и даже бархатильное.

Кстати, многие исторические документы доказывают, что кружево в России не было достоянием только высшего класса. Кружева на Руси носили как цари и князья, так и купцы и крестьяне. И само кружевоплетение в России не подвергалось никаким запретам и ограничениям, как это было во многих странах Европы.

Важно

Однако кружевное производство в стране претерпело значительные изменения при Петре I. Его указы, начиная с 1699 г., запрещали старинные народные одежды и наряды, предписывая носить европейское, преимущественно немецкое платье. Вместе с ним пришла мода и на европейские кружева.

Россия, как и другие страны, не могла позволить себе роскоши ввозить из-за границ «розоватые брабантские манжеты», поскольку это подрывало сельское хозяйство и развитие собственных мануфактур. В связи с этим Император издал указ о развитии в стране кружевных промыслов, но … по европейским образцам.

Фото. Н. М. Ширякин «Портрет кружевницы А.С. Брантовой из кружевной артели колхоза «Правда», 1947 г.

В Москве долгое время ходило предание, что в 1725 г. император Петр I выписал из брабантских монастырей лучших кружевниц для обучения прядению и плетении кружев специально набранных бездомных детей в мастерских Новодевичьего монастыря.

Считается также, что именно по указу Петра в Кадоме возникла кружевная артель, куда были приглашены монахини из Венеции для обучения местных женщин «плести иглой узоры». Так в те годы называли кадомский вениз — уникальную игольную вышивку белым по белому.

Жены придворных, видя такое расположение государя к кружевному искусству, сами начали осваивать новый вид рукоделия и распространять его среди своих крепостных. Но и традиционные русские техники не были утрачены — они сохранялись и развивались в монастырях и крестьянских семьях.

Про крестьян над сказать особо — в течение многих лет кружевное производство в России было популярно и востребовано исключительно благодаря бесплатному крепостному труду в помещичьих усадьбах. Не удивительно, что после освобождения крестьян кружевное ремесло в стране стало постепенно приходить в упадок.

Фото. Н. П. Тимофеев «Кружевница».

Новый толчок развитию кружевного производства дала, основанная в 1883 году уже упоминавшаяся Мариинская практическая школа кружевниц, находившаяся под Августейшим покровительством императрицы.

Изделия учениц школы заслужили немало похвальных отзывов и медалей на многих выставках. Ими даже был придуман особый вид кружева, которое получило за границей название «point de Moscou».

Именно в те годы кружево стало постоянной статьей экспорта.

Совет

Советская власть, к сожалению, в первые годы почти полностью искоренила кружевные производства, ведь эти тонкие ажурные, богатые изделия совершенно не вписывались в скромный советский быт. Но кружева не исчезли — они стали домашним рукоделием, продукцией крохотных артелей, мастерством, бережно передаваемым от бабушек внучкам.

И, не смотря на столько лет забвения, фраза, к примеру, «вологодское кружево» и в наши дни остается национальным брендом и символом России.

А вы знаете, что такое вологодское кружево?

История кружевоплетения

Кружевное искусство на руси

Введение

 Кружевоплетение – это художественный вид прикладного искусства, часть русского народного промысла, это ручная работа, которой хоть и не легко овладеть, но она доставляет людям разных возрастов творческое наслаждение.

Техника плетения кружев не так уж и проста, однако изучение кружевоплетения все-таки не представляет больших трудностей. Работа эта требует к себе, прежде всего, внимания, упорства, аккуратности, кропотливого труда и усидчивости – главное – любовь к искусству кружевоплетения.

I.1. Национальные традиции кружевоплетения

Вязание существует издавна, с библейских времён. Оно было известно ещё до того, как ирландские рыбаки начали кутаться в тёплые вязанные свитера.

Первое упоминание о русском кружеве относится к XIII веку: летописец Ипатьевской летописи сообщает о событии произошедшим в 1252 году, когда венгерский король встретился с князем Даниилом Галицким; и здесь летописец подробно описывает одежду князя, где упоминает, что он был одет в кожух, который был обшит золотыми плоскими кружевами.

Вначале кружево было доступно только особому кругу людей  — богатому, зажиточному населению. Подтверждением этому, сообщение в одной из летописей XIII  века: князь Владимир Галицкий, умерший в 1288 году, перед погребением был увит кружевом.

Первое кружево на Руси плелось тесьмой, лентой, которой обшивали, украшали одежду. Отсюда и стала происходить версия – почему нитяное плетённое украшение получило название «кружево»: в старину одежда и предметы бытового употребления по концам украшались узорной вышивкой и плетением – «окружением», узор кружился. Отсюда возникло слово «кружево». Такое предположение весьма вероятно.

Судя по сохранившимся образцам кружев XV века, они плелись из золотых и серебряных нитей сцеплением ромбов на сетке; такие кружева были прямыми, лишь с маленькими зубчиками по краям.

Кружев, относящихся к XVI веку, не сохранилось, но, по имеющимся кратким сведениям, они употреблялись для украшения кожухов и были сажены жемчугом. При этом если богатые женщины делали кружево из серебряных и золотых нитей и украшали его жемчугом, то крестьянки украшали жемчугом кружево, сделанное из простых нитей.

Обратите внимание

Особенно богат кружевом был XVII век. В этом веке, в России производились разнообразные сорта кружев. Кружевом считались ювелирные украшения из металлических (серебряных и золотых) прутьев. Таким кружевом был украшен трон Ивана и Петра (будущего Петра I), изготовленный около 1684 года: трон был обит золотым кованым кружевом.

Кружева не только покупались в «рядах» у иноземных купцов, но и изготовлялись специальные станки, имелись специальные мастера и художники (знаменщики), которые составляли рисунки кружев. Для изготовления металлических кружев в Москве был заведён стан для волочения золота и серебра и основана фабрика по производству металлических нитей.

Таким образом, кружевоплетение получало всё большую популярность  в Российском государстве и уже к XVIII веку русское кружевоплетение выделяется в самостоятельную отрасль народного прикладного искусства.

С момента появления кружева оно стало очень популярным на Руси. В русском кружеве преобладают чисто русские национальные узоры, фантастические, геометрические и растительные орнаменты.

Приблизительно в таком же стиле плелось кружево XVII — XIX веков. При царском дворе кружева пользовались исключительно большим спросом. Они употреблялись для украшения головных уборов, верхней одежды, занавесей, тронов и сидений, шкатулок и ящиков, чулок и женской обуви.

В это время в России появляется новый вид кружева, который заслужил своё почётное место при императорском дворе, — нитяное кружево с шёлком. К тому же меняется само понятие «кружево»: если в прошлые века кружевами считались самые разнообразные отделки, то в XVIII веке кружевом называлось только плетение из шёлка, бумажных и металлических нитей.

Все прочие кованые отделки стали именоваться галунами и позументами.

Так мужской и женский костюм начала XVIII века обильно украшался кружевом из металлических нитей, оно играло большую роль в декоре костюма того времени. Наряду с привозным с Запада, использовали и русские кружева. Значительное количество их в XVIII веке поставляли монастыри.

Особо славились работы мастеров Страстного и Ивановского монастырей в Москве. Ассортимент плетёных кружев был очень богат.

Важно

Ко двору поставляли кружева, плетённые изо льна и шёлковых нитей, наряду с простыми белыми и чёрными, серебряные с белым шелком, золотые с битью, серебряные с фиолетовым шёлком и даже кружева со стеклярусом.

В начале XIX века в связи с распространением стиля ампир, когда женщины одевались в платья из тончайшей ткани, с большими декольте и маленькими рукавами-фонариками, большую популярность получили шали. И в сегодняшнее время шаль не утратила своего значения. Это изысканное ажурное чудо мгновенно преобразует наряд и нежно согреет в холодное время года. Романтично и женственно!

В течение всего XIX  века и в начале XX века кружево было одним из основных средств украшения женского платья, костюмы этого времени отличались оригинальностью использования кружева: парадное платье императрицы Александры Фёдоровны.

I.2. Шали в России

Первоначально в Россию шали привозили с Востока, а уже в первые годы XIX века  их начинают производить в Европе и в России. Шали ткали нитью из пуха тибетских коз и сайгаков, прядённой тоньше волоса.

Это была сложная техника двухстороннего ткачества, при которой лицевая сторона и оборотная абсолютно совпадали. Центральная часть могла быть гладкой – белой, голубой, красной, либо составлялась из ярких полос, разделённых узкими лентами растительного узора.

Кайма – из пышного цветного орнамента ткалась отдельно. Яркие и красочные, эти замечательные шали поражали современников богатством орнаментальных форм и виртуозностью исполнения и придавали особую привлекательность костюмам той поры.

Они получили большую известность и неоднократно отличались медалями на художественно–промышленных выставках в России. Ценились эти шали очень дорого, иногда по нескольку тысяч  рублей, и были доступны немногим.

Известен такой факт: когда один известный писатель XIX  века, живший в России, чтобы купить своей жене шаль в подарок продал один из своих домов.

II. Способы вывязывания изделий

II.1. Техника вязания крючком

Вязание крючком – это вид рукоделия с многогранной техникой. Крючком можно связать самые разнообразные вещи – и толстые свитера, и тонкие кружева. Работу очень просто взять с собой в дорогу, так как для неё требуется всего на всего крючок и клубок ниток.

Как и при вязании спицами, изделие вяжут из ниток, но работают только одной «иглой» и каждая очередная петля «заканчивает» вязание.

Совет

Большими крючками и толстыми нитками можно вязать шляпки и свитера, а маленьким крючком и тоненькими нитками можно делать такую филигранную работу, которая будет соперничать с плетёнными кружевами.

Можно связать комплект салфеток достаточно оригинальных по внешнему виду и в технике исполнения: состоит он из мотивов квадратов, обвязанных по кругу. Геометрический рисунок очень прост в исполнении. Используя его, можно связать не только салфетки под каждого гостя, но и столовую дорожку, скатерть и даже покрывало.

В такой же  технике – вязание изделий из отдельных мотивов – можно связать и шаль.

Вязание крючком – древнейший вид рукоделия, известный во всех странах. Почти все из них вяжутся по кругу, от центра, за исключением некоторых: зелёная салфетка вяжется по горизонтали, а затем обвязывается по кругу. Эта салфетка связана в технике филе. Сетки филе образуются путём чередования воздушных петель и столбиков с накидами. Чередование пустых и заполненных клеток образует узор.

II.3. Вологодское кружево

С годами из простых приёмов искусные кружевницы придумали интереснейшие узоры, характерные для определённой деревни или местности, а со временем женщины стали плести кружево и на продажу. Как, например, это связано с историей вологодского кружева, которое плетётся при помощи коклюшек.

Кофта изготовлена в конце XIX века для девушки из купеческой семьи Тамбовской губернии. «Пыльник» выполнен в технике вологодского кружева, которое было очень модно, популярно во второй половине XIX – начале XX веков.

Первые сведения о появлении такого кружева относятся к началу XVIII века, когда вологодская помещица  Засецкая по примеру других помещиков задумала организовать производство кружев в своём имении, недалеко от Вологды. Засецкая  была большой любительницей всякого рода женских рукоделий.

Особенно ей нравилось плетёное кружево, и она решила завести плетение кружев в своём поместье, для чего использовала крепостных девушек, которых отправляла в соседнюю губернию для обучения мастерству кружевоплетения.

На протяжении всего XVIII — XIX  столетий мастерские по производству вологодского кружева то появлялись, то прекращали свою деятельность, так как основатели этого дела часто терпели убытки. Но вологодское кружево было настолько популярно в России, что это распространилось и за пределы России: из Лондона и Парижа поступали заказы на изготовление этого кружева.

Обратите внимание

И сегодняшние мастерицы продолжают традиции русского кружевоплетения, которое напоминает старинное плетёное кружево наших бабушек, — кружево в технике фриволите изготавливается при помощи одного или нескольких челноков, наложением узлов.

Кружево фриволите можно плести в любых условиях: дома перед телевизором, в вагоне поезда, на отдыхе у речки.

Простота и доступность технологии в сочетании с высоким качеством изделий привлекают многих рукодельниц и никого не оставляют равнодушным.

III.1. Назначение кружевных изделий: салфетки, сувениры

В настоящее время  кружево стало особенно универсальным: при помощи клубка ниток и крючка можно изготовить даже сувениры, украсив их ажурным узором или затейливым рисунком вязки, который не так сложен, как кажется на первый взгляд.

Таким образом, кружевом украшают одежду или отделывают предметы домашнего обихода. Техника кружевоплетения постоянно совершенствуется. При имеющемся сегодня богатом выборе изысканных моделей и разнообразии ниток не удивительно, что вязание крючком, коклюшками, челноком, остаётся для многих любимым занятием.

Украсить одежду, дом можно своими руками, связав покрывало, шторы, салфетки, которые  выглядят, как лёгкая паутинка на столе, или, связав вазы и накрахмалив, придать им нужную форму. Такие прекрасные вещи могут украсить и наполнить дом светом и теплом.

Заключение

Такие вещи, созданные своими руками, всегда будут уникальными, и будут нести тепло и уют в тот дом, для которого они предназначены.

Важно

Самое ценное в кружевоплетении заключается в том, что оно сохранило в себе традиции, преемственность и бытовую полезность самого кружева.

Народ не рассматривает кружево, как малопригодное бытовое украшение, а видит в нём необходимую принадлежность, украшающую наш быт.

Прикладное искусство, созданное талантливыми народными мастерами, всегда выражал лучшие стремления, чаяния и черты характера русского народа: мужество и стойкость, любовь и признательность Родине, пытливый ум и художественную одарённость.

Елена Краснова.

https://rascras.wordpress.com

Добавить в избранное

Русское кружево

Кружевное искусство на руси

Многовековые традиции национального искусства широко представлены в одном из интереснейших промыслов — русском кружеве.

Русские узоры, орнаменты, рисунки в стиле народных сюжетов украшали и украшают до сих пор предметы одежды, домашней утвари и быта, создавая неповторимый колорит.

Свадебные наряды невест, головные уборы купчих, полотенца, простыни, покрывала, шарфы и носовые платки обязательно имели кружевные отделки и обрамления.

Оригинальность и неповторимость русского стиля как нельзя лучше проявлялись в кружевах, созданных искусными мастерицами. Кружева со сложными, замысловатыми узорами были главным украшением приданого невесты. Подобные произведения декоративного искусства девушки создавали иногда по полтора — два года.

С чего же начинается история русского кружева, как развивался и совершенство­вался этот промысел? Самые ранние образцы русского кружева относятся к XVII в. Тогда на Руси почиталось кружево, плетен­ное из золотых и серебряных нитей. Оно являлось признаком богатства, роскоши и позволительно было только для украшения одежды царей, бояр и служителей церкви. Такое кружево даже на вес продавали.

Нитяное кружево развивается во второй половине XVIII и особенно в XIX вв. Женщины разных сословий использовали его для украшения одежды, полотенец, простыней, подзоров. Именно в это время кружевоплетение становится промыслом. Женщины, создававшие столь дивные узо­ры, принадлежали, как правило, к самым бедным слоям населения. Труд их был нелегким, а стоил очень дешево.

Кружево плели деревянными палочками-коклюшками. Рисунок-сколок прикрепляли к специальной подушке-валику. Такие кружева назывались сколочнымн.

Совет

Если же узор создавался без сколка, а только по числу переплетений, его называли численным. Узор мог выплетаться единой полосой-орнаментом.

На некоторых изделиях удивительно красивая и неповторимая карги на создана отдельными сюжетами одновременно с про­зрачным фоном из решетки или тюля.

Мотивы кружевоплетения совершенно разные. Это и геометрические фигуры (простые и гребенчатые ромбы, квадраты, треугольники, волнистые полосы-«речки»), п растительные узоры (особенно кружевницы любили изображать тюльпан), и птицы (павы, двуглавые орлы), и звери (кони, барсы), и древо жизни.

Русское народное кружево выплетали из разных нитей: суровых и тонких, льняных, хлопчатобумажных, чаще белых, иногда использовали цветной шелк.

Центральная часть России являлась центром развития кружевного промысла. Галич и Вологда, Елец и Мценск, Нижегородская, Ярославская и Вятская губернии, города Калязин и Рязань — основные области развития русского национального кружева.

Казалось бы, при общих народных традициях оно не должно сильно отличаться от места производства. Но нет каждая область, город находили свое оригинальное решение. И сейчас мы говорим о вологодском кружеве, ярославском или елецком.

В этом и заключается неповторимость русской души, оригинальность каждой вещи, выполненной русским мастером.

Вологодское кружево отличается своей приверженностью к старинным русским узорам. Оно представляет в основном рас­тительные мотивы: елочки, пышные цвето­вые орнаменты,

Обратите внимание

ноголепестковый цветок. По бокам цветущего дерева стоят птицы (этот узор называется «пава и древо»). Здесь наблюдаются спокойные, мягкие линии изгибов. Такие узоры использовали в качестве орнамента на северных головных уборах — кокошниках и девичьих венцах.

Среди старинных вологодских кружев особо выделяются «сетчатые» кружева с орнаментом из ромбов, треугольников, зигзагообразных полос-«речек», выплетенных сеткой. Очень характерен для вологодского кружева и пяти- или семи-лепестковый округлый цветок. Именно его выплетали на свадебных нарядах невест.

Вологодское кружево плели из льняных белых ниток, иногда добавляли цветной шелк.

Кружевной промысел в Рязанской губернии развивался главным образом в Михайловском уезде. Наиболее широко он существовал в XIX в. Узоры этого кружева имеют только геометрическое решение.

Треугольники, прямоугольники, простые и волнистые полосы образуют орнаменты плотно­го плетения из толстых суровых или хлопчатобумажных ниток, обязательно красного и синего цветов.

Это кружево чаще использовалось в крестьянской среде для отделки одежды и тканей.

Елецкое кружево имеет узоры растительно-орнаментальные с обилием решеток, входящих в узор. Плели его из белой хлопчатобумажной или тонкой льняной нити. В рисунке использовали бель. Елецкое кружево отличается легкостью и нежностью узора.

Русское кружевоплетение, имея долгую и богатую историю, переживая подъемы и спады, является нашим национальным достоянием, продолжающим развивать лучшие традиции русского тканого искусства. Золото-серебряное кружево восхищает своим великолепием и замысловатыми узорами, нитяное кружево отличается сюжетны ми мотивами, легкостью и неповторимостью каждого узора.

Впервые русское кружево продемонстрировали на Всемирной выставке в Вене -в 1873 г., где оно получило золотую медаль и Гран-при. Особенно модными считались изделия из кружева — дамские пальто, платья, шарфы, покрывала и накидки — в конце XIХ-начале XX вв.

Традиции русского кружевоплетения развиваются и поныне. Создаются новые приемы, узоры, школы. Важно, чтобы этот про­мысел существовал и далее, демонстрируя самобытность и особую красоту русского национального искусства.

Хотелось бы, чтобы мастериц, создающих дивные узоры из нитей, стало больше.

Важно

Ведь современное развитие этого промысла способно не только создать новые образцы кружева, но и возродить и совершенствовать целые направления русского кружевоплетения.

История кружева

Кружевное искусство на руси

Кружево всегда привлекало внимание прекрасных модниц и практически никогда не теряло актуальности.

Присутствие кружева в нарядах издревле считалось признаком высокого социального положения как у женщин, так и у мужчин. Судя по многочисленным модным показам и искусно подобранным коллекциям haute couture, кружева и по сей день остаются среди самых актуальных трендов.

Хочется представить читательницам небольшую подборку интересных фактов из истории кружева и кружевоплетения, дабы наши модницы наряжались не только со вкусом, но и с истинным знанием дела.

Историки и по сей день затрудняются дать четкий ответ на вопрос – где и когда зародилось кружево. Ажурные ткани с похожим орнаментом были найдены в древнеегипетских захоронениях, но полноценное кружевоплетение как техника появилось лишь в эпоху Возрождения.

Первые кружева появились в Италии на рубеже XV и XVI веков – само слово означает «стежок в воздух».

Почему? При плетении кружева игла создает петельный шов не на тканой основе, а по нарисованному на бумаге узору, то есть, по большому счету — по воздуху.

Изначально кружево использовали исключительно для декоративной отделки одежды знатных и богатых персон, постепенно вытесняя вышивку – ведь кружево позволяло легко видоизменять любую одежду, соответствующую модным тенденциям.

Совет

Вы удивитесь, но, несмотря на исторический факт зарождения кружева в Италии, его родиной принято считать… Бельгию! Все дело в том, что по мере возрастания популярности кружев и увеличения количества техник плетения огромное количество новшеств появилось именно там. Самые красивые кружева Бельгии делались в старинном городе Брюгге, что расположен в западной части страны. А Фландрия некогда славилась самым тонким и воздушным кружевом.

Еще один интересный факт – долгое время мастерицы, которые плели кружева, работали в подвалах. Делалось это для того, чтобы кудель была влажной, а нить эластичной и тонкой. Да, шикарное кружево для вельмож и аристократов изготавливали простые бедняки, вынужденные заниматься этим кропотливым и трудоемким ремеслом.

Королева Елизавета I была большой поклонницей кружевных воротников – причем чем больше был воротник, тем лучше. А в Европе XVII столетия кружево было настолько популярным, что им украшалось практически все – от одежды и до дверных ручек!

XVII век подарил миру такой вид кружева, как гипюр – министр финансов Франции организовал в своем замке настоящую мастерскую по производству кружева, привезя для этих целей венецианских мастериц, хранительниц секрета искусного плетения.

В начале XVII века кружева появились и в России – на первых порах их делали в качестве очень дорогих украшений из серебра и золота, но со временем мастерицы научились использовать для создания элегантного изделия лен, шелк и хлопчатобумажные нити.  Изготовляя кружева, многие российские губернии прославились – каждый край внес в этот процесс свою неповторимую изюминку.

Пик моды на кружево пришелся на начало XVIII века, а потом начался спад, продлившийся до середины XIX-го. Сегодня ручное кружевоплетение с каждым днем становится все более престижным делом – кружевницы предпочитают создавать собственные, сложные и изысканные узоры и мотивы, отдавая предпочтения трудоемкой ручной работе перед машинной штамповкой.

Искусство кружевоплетения, пожалуй, остается одной из важнейших частей культурного наследия Европы. И сегодня на подиумах то и дело мелькают шикарные и где-то даже торжественные кружевные изделия. Это, конечно, уже не то кружево, каким оно было сотни лет назад – но это не мешает ему оставаться поистине прекрасным.