Фото михаила лермонтова

Лермонтов Михаил Юрьевич — биография поэта и писателя, личная жизнь, фото, портреты, стихи, книги

Фото михаила лермонтова

Михаил Лермонтов — один из самых известных русских поэтов, и признание к нему пришло еще при жизни. Его творчество, в котором сочетались острые социальные темы с философскими мотивами и личными переживаниями, оказало огромное влияние на поэтов и писателей XIX–XX веков. «Культура.РФ» рассказывает о личности, жизни и творчестве Михаила Лермонтова.

Московская юность

Михаил Юрьевич Лермонтов родился ночью со 2 на 3 октября (15 октября по новому стилю) 1814 года в доме напротив площади Красных Ворот — той самой, где сегодня стоит самый известный в России памятник поэту.

Матери Лермонтова на тот момент не было и семнадцати, а отец имел репутацию привлекательного, но легкомысленного человека. Настоящая власть в семье была в руках бабушки поэта — Елизаветы Арсеньевой. Именно она настояла, чтобы мальчика назвали не Петром, как того хотел отец, а Михаилом.

Молодой Лермонтов не отличался ни крепким здоровьем, ни веселым нравом.

Редкие фото медведева

Художник неизвестен. Портрет Михаила Лермонтова. 1820–1822. Институт русской литературы, Санкт-Петербург

Все детство он болел золотухой. Субтильный мальчик с расстройством питания и сыпью по всему телу вызывал у сверстников пренебрежение и насмешки.

«Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе…» — писал Лермонтов в одной из автобиографических повестей. Чем чаще недомогал Лермонтов, тем более усиленно бабушка занималась его лечением и образованием.

Обратите внимание

В 1825 году она привезла его на Кавказ — так в жизни Лермонтова возник самый важный для него топоним. «Горы кавказские для меня священны», — писал поэт.

С сентября 1830 года поэт учился в Московском университете — сначала на нравственно-политическом, а затем на словесном отделении. Позже вслед за Кавказом Лермонтов назовет и Университет своим «святым местом».

Правда, дружбы сокурсников Михаил не искал, участия в студенческих кружках не принимал, споры манкировал. Среди «проигнорированных» Лермонтовым был и Виссарион Белинский: впервые они пообщались значительно позже — во время первого ареста поэта.

В конце второго курса на репетиции экзаменов по риторике, геральдике и нумизматике, Лермонтов продемонстрировал начитанность сверх программы и… почти полное незнание лекционного материала. Возникли пререкания с экзаменаторами.

Так в записях администрации напротив фамилии Лермонтова появилась пометка на латыни: consilium abeundi («посоветовано уйти»). После этого юноша переехал в Петербург.

Петербургское студенчество

Город на Неве Лермонтов невзлюбил, и это чувство оказалось взаимным. Санкт-Петербургский университет отказался засчитывать Лермонтову два московских года обучения — ему предложили снова поступать на первый курс. Лермонтов оскорбился и по совету друга выдержал экзамен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Накануне поступления Лермонтов написал стихотворение-кредо «Парус». Однако вместо «бури» поэта в школе ждали только муштра и рутина. Здесь «не позволялось читать книг чисто литературного содержания». Лермонтов называл годы учебы «страшными» и «злополучными».

В Школе подпрапорщиков поэт получил прозвище Маюшка (по созвучию с французским «doigt en maillet» — «кривой палец»). Лермонтов действительно был сутул, но точность прозвища заключалась не только в этом. Второе его значение — отсылка к персонажу романов по имени Мае — цинику и остряку.

Важно

На курсе поэт действительно держался независимо и дерзко, при этом в учебе был среди лучших студентов.

В записях сокурсника Николая Мартынова (того самого, который вызвал поэта на последнюю дуэль) Лермонтов характеризуется как человек, «настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно».

В петербургский период поэт начал исторический роман на тему пугачевщины («Вадим»), писал лирику (стихотворения «Молитва», «Ангел»), поэму «Боярин Орша», работал над драмой «Маскарад».

27 января 1837 года на Черной речке состоялась дуэль Александра Пушкина с Жоржем Дантесом. Еще до его гибели по Петербургу распространились слухи о смерти поэта — они дошли и до Лермонтова. Уже 28 января первые 56 стихов «Смерти поэта» были кончены, и сочинение стало стремительно распространяться в списках.

Литературный критик Иван Панаев писал: «Стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми».

7 февраля Лермонтов написал 16 заключительных строк стихотворения (начиная с «А вы, надменные потомки // Известной подлостью прославленных отцов»), в которых наряду с «убийцей» виновными в смерти поэта называл высший петербургский свет и приближенных к «трону».

В конце февраля Лермонтова взяли под арест. Разбирательство проходило при личном участии императора Николая I.

Совет

За Лермонтова вступились пушкинские друзья (прежде всего Василий Жуковский) и бабушка самого Лермонтова, также имевшая светские связи.

В результате его «с сохранением чина» перевели в Нижегородский драгунский полк, действовавший тогда на Кавказе. Из Петербурга Лермонтов уезжал скандальной знаменитостью.

Литературная слава

Первая Кавказская ссылка Лермонтова длилась всего несколько месяцев, но была богатой на события: работа над «Мцыри» и «Демоном», знакомство со ссыльными декабристами, посещение Пятигорска с его «водным обществом» и поездка в Тифлис. Во время ссылки юношеская веселость поэта почти исчезла, он стал еще более замкнутым, часто пребывал в «черной меланхолии».

Хлопотами бабушки в 1838 году Лермонтов снова вернулся в петербургский свет. Его приняли в круг литературной элиты: Петр Вяземский, Василий Жуковский, Николай Карамзин. Лермонтов стал одним из самых популярных писателей столицы. Почти каждый номер журнала «Отечественные записки» Андрея Краевского выходил с новыми стихотворениями поэта.

Однако уже через два года, после очередного участия в дуэли — с сыном французского посла Эрнестом де Барантом, — Лермонтов снова оказался на Кавказе. Ему предписали находиться в действующей армии. Лермонтов принял новое наказание с азартом: он участвовал во многих сражениях, в том числе битве на реке Валерик. Этому бою он посвятил стихотворение «Валерик».

На Кавказе поэт работал над романом «Герой нашего времени», первые главы которого были созданы за несколько лет до этого. Произведение печатали отрывками в журнале «Отечественные записки», а позже выпустили отдельной книгой — раскупили ее очень быстро. В том же, 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений Лермонтова.

В начале февраля 1841 года Лермонтов добился короткого отпуска в Петербург.

В записной книжке поэта в тот момент уже были записаны хрестоматийные «Утес», «Сон», «Пророк», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой» и «Выхожу один я на дорогу».

В столице Лермонтов хлопотал о публикации поэмы «Демон» и обдумывал план издания собственного журнала. Однако этим проектам не суждено было сбыться: в апреле поэт получил приказ в течение 48 часов выехать из города обратно в полк.

Ссора с Николаем Мартыновым случилась по пути поэта на Кавказ, в Пятигорске. Находясь в самом язвительном и меланхоличном своем настроении, Лермонтов вечер за вечером дразнил отставного майора — и тот вызвал его на дуэль.

Она состоялась 27 июля 1841 года у подножия горы Машук вблизи Пятигорска. По свидетельствам очевидцев, во время дуэли поэт демонстративно выстрелил в воздух. Однако Мартынов был слишком обижен, чтобы проявить такое же великодушие.

Михаил Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет.

Единственным прижизненным сборником Лермонтова стали «Стихотворения М. Лермонтова», опубликованные в 1840 году тиражом 1000 экземпляров. В сборник вошли две (из 36) поэмы автора и 26 (из 400) стихотворений.

Михаил Юрьевич Лермонтов – биография, портрет, личная жизнь, женщины, смерть поэта, рост

Фото михаила лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов – классик русской литературы, мыслитель, основоположник отечественного психологического романа, духовный преемник Александра Пушкина, умноживший и обогативший его наследие, один из самых мистических русских писателей, в 16 лет предсказавший революцию, Гражданскую войну и собственную смерть, ярко проявивший себя также как художник. За свою короткую жизнь он написал множество бессмертных творений – «Герой нашего времени», «Смерть Поэта», «Мцыри», «Тамара», «Бородино», «Пророк», «Кавказский пленник», «Парус».

Его творчество, сочетавшее глубокую идейность, силу чувств и высокого мастерства, оказало огромное влияние на поэтов, писателей, музыкантов и послужило вдохновением для других художников, создавших фильм-балет «Маскарад», оперу «Демон», кинофильмы «Княжна Мери», «День ярости», «Фаталист», «Ашик-Кериб» и пр.

Будущий гениальный литератор появился на свет 15 октября 1814 года в Москве, в семействе отставного красавца-капитана Юрия Петровича и Марии Михайловны, дочери Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (до замужества Столыпиной). По семейному преданию, со стороны отца он являлся потомком древнего шотландского рода Лермóнтов.

Мать – добрая, музыкально одаренная, хрупкая и болезненная женщина – умерла от чахотки, не дожив до 22 лет. Трехлетний Миша согласно завещанию остался на попечении бабушки (ее муж умер еще до рождения внука). Елизавета Арсеньева была умной, деятельной и энергичной особой, безмерно любящей, но властной и строгой.

Обратите внимание

В истории она осталась как «самая известная бабушка русской литературы». Рос Мишель, как звали его близкие, в бабушкином имении в Пензенской губернии, в разлуке с отцом, которого теща недолюбливала. Мальчик не отличался ни веселым нравом, ни крепким здоровьем, был одиноким и угрюмым ребенком.

Усилиями бабушки он получил дома великолепное начальное образование: играл на пианино, флейте и скрипке, владел тремя языками, отлично рисовал, был силен в шахматах и математике. Для укрепления здоровья внука Елизавета возила его на кавказские Минеральные Воды.

Свои чувства и восторг от этих поездок поэт позже выразил в стихах «Утес», «Кавказ», «Песнь Казбича», «Кинжал», «Черкесы» и пр. В 1827-м бабушка вместе с 13-летним Мишей перебралась в Москву с целью подготовки внука к поступлению в Университетский пансион. С сентября следующего года он начал учиться в этом заведении – одном из самых лучших в стране.

Уже осознавая свое творческое призвание, подросток, кроме стихов, сочинил несколько поэм, включая начальную редакцию «Демона», «Корсар», «Два брата». По мнению критиков, в них прослеживалось влияние его кумира Байрона. Кроме английского романтика воображение Лермонтова в тот период волновали Шекспир и немецкий драматург Шиллер – он читал их в подлиннике.

В 16 лет юный поэт стал студентом Московского Университета, вначале учился на нравственно-политическом отделении, затем перевёлся на словесное. Этот период жизни стал вершиной раннего творчества Лермонтова.

Он освоил множество литературных жанров, создавая элегии, песни, посвящения, драмы, включая известное произведение антикрепостнической направленности «Странный человек», а также мрачное и пророческое «Предсказание».

Юноша обладал поражающими окружающих способностями. Его сокурсник Виссарион Белинский восхищенно отмечал, что Михаил знал наизусть почти всего Байрона и Гете. Позже литературный критик писал:

«На горизонте нашей поэзии взошло новое яркое светило и тотчас оказалось звездою первой величины».

В университетские годы Михаил абсолютно не был склонен к общению – ни с кем не дружил, дискуссии игнорировал, в общества и кружки не вступал, а профессорам дерзил. В конце второго года обучения он вызвал очередное недовольство преподавателей пренебрежением к лекционному материалу при вольнодумии и знаниях сверх утвержденной программы и в итоге ушел из вуза.

В 1832-м молодой человек прибыл в Петербург, рассчитывая продолжить занятия в столичном университете. Однако там отказались принять его на 3-й курс (с учетом двух лет обучения в Москве). Он оскорбился и кардинально поменял планы – пошел в Школу гвардейских прапорщиков.

Важно

Гуляя у Финского залива, Лермонтов создал свое знаменитое произведение изящной словесности, ставшее его поэтическим кредо – «Парус». Но вместо воспетой «бури, побега и счастья» в учебном заведении его ожидали два «злополучных», по его словам, года казарменной муштры и запрета на чтение художественной литературы.

В учебе он был среди лучших студентов, держался вызывающе и независимо, продолжал творить, но пережил момент спада творческой активности.

В 1834-м 20-летний выпускник Школы начал службу в гвардейском Гусарском полку, располагавшемся в Царском Селе. Наконец ощутив себя свободным, он окунулся в светскую жизнь столицы, работал над «Маскарадом», «Боярином Оршей», над романом «Вадим». Дебютом поэта в печати оказалось стихотворная повесть «Хаджи-Абрек». В 1835-м ее передал в издание «Библиотека для чтения» Николай Юрьев.

В 1837-м молодого литератора потрясло сообщение о гибели Александра Пушкина. Он создал сделавшее его знаменитым в 23 года сочинение «Смерть поэта», выразив скорбь и гнев прогрессивного русского общества и прямо указав на убийц. Его политическая острота и широкое распространение вызвало беспокойство властей.

Автора, написавшего к тому времени более 300 стихов, несколько пьес, поэм и показавшего себя зрелым мастером, мыслителем и патриотом, взяли под арест. Сидя в камере, он написал сажей на оберточной бумаге: «Узника», «Молитву», «Желанье».

После суда, проходившего при участии Николая I, благодаря Жуковскому и светским связям бабушки молодой человек был избавлен от участи заключенного и отправлен в драгунский Нижегородский полк, охранявший Лезгинскую кордонную линию.

На пути к месту назначения он остановился в Москве, готовящейся к празднованию 25-летнего юбилея Бородинской битвы, и создал «Бородино» (переработав текст своего юношеского стиха «Поле Бородино»). На Кавказе он познакомился с декабристами, включая Александра Одоевского, посещал Пятигорск, Тифлис.

Кавказские мотивы нашли отображение во многих его литературных произведениях, включая «Героя нашего времени», а также в картинах и зарисовках. Однако Лермонтова все чаще одолевали чувства скептицизма и рефлексии.

Стараниями Жуковского и Елизаветы Алексеевны в 1838-м он вернулся в Петербург, где вошел в число литературной элиты, включавшей Петра Андреевича Вяземского, Николая Михайловича Карамзина, Ивана Сергеевича Тургенева. Он часто посещал поэтические собрания, бывал в театре и у своего покровителя Василия Андреевича, печатал новые стихи в «Современнике» и в журнале «Отечественные записки».

Совет

В 1840-м после ссоры с атташе французского посольства Эрнестом де Барантом и последовавшей дуэли стихотворец снова оказался на Кавказе. Новое назначение Михаил воспринял как должное: с отвагой участвовал во многих сражениях, включая битву на речке Валерик, посвятив событию одноименное стихотворение.

В том же году был выпущен единственный прижизненный сборник его сочинений, содержавший две поэмы из 36 написанных и 26 стихов из существовавших более четырех сотен. Спустя год в феврале Михаил получил отпуск и приехал в Северную Пальмиру. Он занимался подготовкой к публикации «Демона», планировал издание собственного журнала, мечтал уйти в отставку.

Однако его прошение, как и представление командования к награде, было отклонено. Вместо этого в апреле ему вручили высочайшее предписание покинуть Петербург и следовать в свой полк на Кавказ. Поэт женат не был, но трижды был безнадежно влюблен. Первый раз безответное чувство он испытал в 16 лет. Предметом его воздыханий была очаровательная Екатерина Сушкова, соседка по имению брата его бабушки Столыпина, которую в светском обществе называли на английский манер «Miss Black-Eyes» – за выразительные черные очи. Первая встреча Михаила и Екатерины произошла в 1830 году в доме баронессы Хюгель. Девушка была старше поэта на 2 года. В своих дневниках она описывала первое впечатление о Лермонтове так:

«Неуклюжий косолапый мальчик с красными, но умными выразительными глазами, вздёрнутым носом, язвительной улыбкой».

Юношу, не являвшегося образцом классической физической красоты, очень ранило нежелание девушки оценить по достоинству его богатый духовный мир. Осенью 1830 года они расстались и не виделись до 1934, когда от влюбленности поэта не осталось и следа.

Лермонтов отомстил бессердечной кокетке в духе героев своего кумира Байрона – влюбил в себя, притворившись вновь страстно любящим, и расстроил ее свадьбу со своим университетским приятелем. Следующей избранницей юного поэта стала Варвара Лопухина, с семьей которой он соседствовал в Москве.

Девушка, первая встреча с которой состоялась в 1831 году, ответила поэту взаимностью, но её родители не дали согласия на брак, и судьбы молодых людей на время разошлись.

Затем у него были романтические отношения с Натальей, дочерью драматурга Федора Иванова.

Возлюбленная, вначале ответившая на его чувства, вскоре предпочла ему другого, более богатого и опытного соперника. Он мучительно пережил их разрыв, посвятив своему «бесчувственному, холодному божеству» цикл из тридцати стихов, ключевой темой которых была проблема неверности.

В 1835 году Варенька Лопухина стала женой старшего ее на 17 лет, но богатого помещика Николая Бахметева. Известие об этом браке, явно заключенным по расчету, Михаил Лермонтов встретил, по рассказам очевидцев, изменившись в лице и побледнев. В мае 1841 года по пути к месту службы Лермонтов прибыл в Пятигорск, заболел и пробыл там на лечении два месяца, не прекращая писать – «Спор», «Утес», «Листок». В свободное время он общался с друзьями, включая отставного майора, давнего приятеля и партнера по фехтованию в Школе юнкеров Николая Мартынова. Находясь в крайне язвительном настроении, Михаил часто отпускал в его адрес ядовитые шутки. На одном из вечеров в доме Верзилина произошла их последняя роковая стычка. Не выдержав насмешек, Николай вызвал его на дуэль. Всерьез их ссору никто не воспринял, как и сам Михаил – он выстрелил вверх. Но обиженный противник не проявил ответное великодушие. В правом кармане у поэта лежала золотая заколка, которую он на счастье взял у кузины перед дуэлью. Вещица отклонила траекторию пули в невыгодное для Михаила направление. Грудная клетка Лермонтова оказалась пробита насквозь. Михаил Юрьевич скончался от кровопотери в тот же день, 27 июля (15 июля по старому стилю) у подножия горы Машук. Могила литератора находилась на Пятигорском кладбище, пока его бабушка не добилась разрешения на перезахоронение в семейном склепе в Тарханах. На месте гибели поэта установлен памятник.

Михаил Лермонтов (Mihail Lermontov). Биография. Фотографии

Фото михаила лермонтова

↓ раскрыть

ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич [3 (15) октября 1814, Москва 15 (27) июля 1841, подножье горы Машук, близ Пятигорска — похоронен в селе Тарханы Пензенской области], русский поэт.

Неведомый избранник

Брак родителей Лермонтова богатой наследницы М. М. Арсеньевой (17951817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (17731831) был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой Е. А. Арсеньевой тяжело сказались на формировании личности поэта.

Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка).

Обратите внимание

Романтический культ отца и соответствующая трактовка семейного конфликта отразились позднее в драмах Menschen und Leidenschaften («Люди и страсти», 1830), «Странный человек» (1831).

Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном основоположнике его рода шотландском поэте Томасе Лермонте. К сильным впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ (1820, 1825).

С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе (сентябрь 1828 март 1830), позднее в Московском университете (сентябрь 1830 июнь 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении.

https://www.youtube.com/watch?v=nU7g1SOiU7E

Ранние поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном чтении предромантической и романтической словесности: наряду с Дж. Г. Байроном и А. С. Пушкиным для него важны Ф. Шиллер, В. Гюго, К. Н. Батюшков, философская лирика любомудров; в стихах масса заимствованных строк (фрагментов) из сочинений самых разных авторов от М. В.

Ломоносова до современных ему поэтов. Не мысля себя профессиональным литератором и не стремясь печататься, Лермонтов ведет потаенный лирический дневник, где чужие, иногда контрастные формулы служат выражением сокровенной правды о великой и непонятой душе. Пережитые в 1830-32 увлечения Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой, В. А.

Лопухиной становятся материалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный, трагический конфликт.

Одновременно идет работа над романтическими поэмами от откровенно подражательных «Черкесов» (1828) до вполне профессиональных «Измаил-бея» и «Литвинки» (обе 1832), свидетельствующих об усвоении Лермонтовым жанрового (байроновско-пушкинского) канона (исключительность главного героя, «вершинность» композиции, «недосказанность» сюжета, экзотический или исторический колорит). К началу 1830-х гг. обретены «магистральные» герои поэтической системы Лермонтова, соотнесенные с двумя разными жизненными и творческими стратегиями, с двумя трактовками собственной личности: падший дух, сознательно проклявший мир и избравший зло (первая редакция поэмы «Демон», 1829), и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий о свободе и естественной гармонии (поэма «Исповедь», 1831, явившаяся прообразом поэмы «Мцыри»). Контрастность этих трактовок не исключает внутреннего родства, обеспечивающего напряженную антитетичность характеров всех главных лермонтовских героев и сложность авторской оценки.

Смутное время

Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834.

Место высокой поэзии занимает непечатное стихотворство («Юнкерские поэмы»), место трагического избранника циничный бретер, сниженный двойник «демона».

В то же время идет работа над романом «Вадим» (не закончен), где ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство «ангела» и «демона», «поэзия безобразности», языковая экспрессия) сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона (восстание Пугачева).

«Демоническая» линия продолжается в неоконченном романе из современной жизни «Княгиня Лиговская» (1836) и драме «Маскарад». Последней Лермонтов придавал особое значение: он трижды подает ее в цензуру и дважды переделывает.

Поэт поколения

Важно

К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворения (среди них признанные в будущем шедеврами «Ангел» p;

К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворения (среди них признанные в будущем шедеврами «Ангел», 1831; «Парус», 1831; «Русалка», 1832; «Умирающий гладиатор», 1836; поэма «Боярин Орша», 1835-36) в печать не отданы, романы не закончены, «Маскарад» не пропущен цензурой, опубликованная (по неподтвержденным сведениям без ведома автора) поэма «Хаджи Абрек» (1834) резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет (значима «невстреча» с Пушкиным). Слава к Лермонтову приходит в одночасье со стихотворением «Смерть поэта» (1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.

Ссылка продлилась до октября 1837: Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло знакомство со ссыльными декабристами, в том числе поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским); изучал восточный фольклор (запись сказки «Ашик-Кериб»). Публикация в 1837 стихотворения «Бородино» упрочила славу поэта.

С апреля 1838 по апрель 1840 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку, уверенно завоевывая «большой свет» и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А.

Жуковским (благодаря посредничеству последнего в «Современнике» в 1838 печатается поэма «Тамбовская казначейша») и А. А. Краевским (публикация «Песни про царя Ивана Васильевича…

» в редактируемых Краевским «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду», 1838; систематическое сотрудничество с возглавленным Краевским в 1839 журналом «Отечественные записки»). Лермонтов входит в фрондерско-аристократический «кружок шестнадцати».

В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества безвольного, рефлексирующего, не способного на деяние, страсть, творчество.

Не отделяя себя от больного поколения («Дума», 1838), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас («Поэт», 1838; «Не верь себе», 1839; «Журналист, читатель и писатель», 1840), скептически оценивая жизнь как таковую («И скучно, и грустно…», 1840), Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом («Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича…», где демонический герой-опричник терпит поражение от хранителя нравственных устоев), в народной культуре («Казачья колыбельная песня», 1838), в чувствах ребенка («Как часто пестрою толпою окружен…», 1840) или человека, сохрани вшего детское мировосприятие («Памяти А. И. О

В 1838-40 написан роман «Герой нашего времени»: первоначально составившие его разножанровые новеллы печатались в «Отечественных записках» и, возможно, не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного человека; тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру Лермонтова.

Появление отдельного издания романа (апрель 1840) и единственного прижизненного сборника «Стихотворения М. Лермонтова» (октябрь 1840; включены «Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича…

», 26 стихотворений) стали ключевыми литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику, особое место в которой принадлежит статьям Белинского.

Неожиданный финал

Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву (встречи со славянофилами и Н. В.

Совет

Гоголем на его именинном обеде) поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик, описанное в стихотворении «Я к вам пишу случайно, право…»), за что представляется к наградам (вычеркнут из списков императором Николаем I).

В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах.

Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся гениальные стихотворения (в. т. ч. указанные выше).

↑ свернуть

Михаил Лермонтов – биография, список книг, отзывы читателей

Фото михаила лермонтова

15 октября 1814 г.Москва, Россия27 июля 1841 г.Ламвер; Гр. Диарбекир; Lerma

15 октября 1814 года в России в городе Москве в семье отставного военного появился на свет Михаил Юрьевич Лермонтов, известный писатель и непревзойденный поэт.

В семье Лермонтовых постоянно не хватало денег, мать Михаила часто болела, ее болезненный вид провоцировал отца Лермонтова на ссоры, что создавало неблагоприятный климат для ребенка. Вскоре после очередной ссоры, мать Миши умерла, и отец отдал его на воспитание бабушке.

Начальное обучение поэта проходило в домашней обстановке.

Однако позднее он попал в московский университетский пансион, где его любимым предметом стала литература. Михаил активно участвовал в издательстве пансионного журнала «Утренняя звезда», там и издалось его первое творение «Индианка».

В жизни Михаила Лермонтова не сложилось с высшим образованием: обладая дерзким нравом, он был отчислен за неуспеваемость в Московском университете, а в Петербургский университет он самостоятельно отказался поступать, так как считал это потерей времени.

Позже он проводил время в школе гвардейских прапорщиков и юнкеров, однако после двух кошмарных лет пребывания получил чин корнета и отправился в Царское село. Там он первый раз печатается. С легкой руки друга его произведение «Хаджи-Абрек» попадает в печать.

Убийство Александра Сергеевича Пушкина сильно затронуло душу поэта и вызвало негодование. Именно это послужило толчком к написанию «Смерть поэта» и «И на устах его печать», что спровоцировало сильные волнения в аристократических кругах, и поэта отправляют в ссылку на Кавказ.

Тогда же Лермонтов пишет «Бородино», посвященное годовщине сражения. Можно сказать, ссылка только позитивно повлияла на Михаила, ведь его творчество просто раскрылось еще больше, кроме литературы он начинает увлекаться живописью.

Обратите внимание

После того как его бабушка выходила ему возвращение из ссылки, прошло немного времени и Михаил снова попадает в переплет, поругавшись с сыном посла Франции, его снова отправляют в ссылку, где он принимает участие в военных баталиях.

Именно тогда появились на свет такие произведения, как: «И скучно, и грустно», «Выхожу один я на дорогу», «Дума». Михаил так же принимал участие в военных походах, и был отличен наградой за храбрость – золотой саблей.

Дождавшись долгожданного отпуска, Михаил Лермонтов решает ехать в Петербург, где встречает старых товарищей, среди которых был и майор Мартынов. Между товарищами произошла продолжительная ссора, которая послужила поводом для дуэли.

27 июля 1841 года Михаил Юрьевич скончался от смертельного ранения на дуэли. Поводом послужили постоянные насмешки Лермонтова над внешним видом отставного майора (Мартынов очень любил черкесские вещи и практически постоянно ходил в национальном черкесском костюме).

Несмотря на неоднократные просьбы Мартынова прекратить издевательства, Лермонтов постоянно его дразнил и, в конце концов, поэт поплатился за свою слишком буйную фантазию и веселый нрав.

Мартынов искренне сожалел о содеянном, но как человек чести не видел другого выхода из сложившейся ситуации, нежели дуэль.

Биография Лермонтова раскрывает перед нами все взлеты и падения поэта. Однако его произведения остаются одними из лучших произведений того времени: «Мцыри», «Бородино», «Герой нашего времени», «Маскарад», «Демон», «Узник». Книги Лермонтова до сих пор несут силу духа, романтический индивидуализм и запоминаются уже после первого прочтения.

Княжна Мери

Нет ничего парадоксальнее женского ума: женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами.

ПечоринКняжна Мери

Женщины! Женщины! Кто их поймёт? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает… То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намёков…

ГрушницкийКняжна МериВажно

Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается.

ПечоринГерой нашего времени

“- Заметьте, любезный доктор, – сказал я, – что без дураков было бы на свете очень скучно… Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заранее, что обо всем можно спорить до бесконечности, и потому не спорим;”

ПечоринГерой нашего времени

я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!

Печорин
Помоги Ридли!

Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.

Религиозность Михаила Юрьевича Лермонтова

Фото михаила лермонтова

15 октября исполнилось  200 лет со дня рождения поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.
Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831) был среднего роста, редкий красавец и прекрасно сложён; в общем, его можно назвать в полном смысле слова изящным мужчиной; он был добр, но ужасно вспыльчив.

Перед женитьбой на Марии Михайловне Арсеньевой Юрий Петрович вышел в отставку в чине пехотного капитана. У Юрия Петровича Лермонтова были сёстры, проживавшие в Москве.
Мать поэта, Мария Михайловна Арсеньева родившаяся ребенком слабым и болезненным, и взрослою все еще выглядела хрупким, нервным созданием.

…В Тарханах долго помнили как тихая, бледная барыня, сопровождаемая мальчиком-слугою, носившим за нею снадобья, переходила от одного крестьянского двора к другому с утешением и по­мощью, – помнили, как возилась она и с болезненным сыном. … Мария Михайловна была одарена душою музыкальною.

Посадив ребенка своего себе на колени, она заигрывалась на фортепиано, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу, и слезы катились по его личику.

Важно

Дед поэта по материнской линии, Михаил Васильевич Арсеньев (1768—1810), отставной гвардии поручик, женился в конце 1794 или начале 1795 года в Москве на Елизавете Алексеевне Столыпиной (1773—1845), после чего купил «почти за бесценок» у Нарышкина в Чембарском уезде Пензенской губернии село Тарханы, где и поселился со своей женой.

Михаил Васильевич Арсеньев был среднего роста, красавец, статный собой, крепкого телосложения; он происходил из хорошей старинной дворянской фамилии». Любил развлечения и отличался некоторой экзальтированностью: выписал себе в имение из Москвы карлика, любил устраивать различные развлечения.

После покупки Арсеньевыми села Тарханы именно он занимался строительством и благоустройством усадьбы, в которой провел детство Лермонтов. Памятником Михаилу Васильевичу до наших дней в Тарханах остались сады и парк.
Елизавета Алексеевна, бабушка поэта, была «не особенно красива, высокого роста, сурова и до некоторой степени неуклюжа». Обладала недюжинным умом, силой воли и деловой хваткой. Происходила из знаменитого рода Столыпиных. Её отец несколько лет избирался предводителем дворянства Пензенской губернии. В его семье было 11 детей. Елизавета Алексеевна была первым ребёнком. Один из её родных братьев, Александр, служил адъютантом Александра Суворова, двое других — Николай и Дмитрий, вышли в генералы, один стал сенатором и дружил со Сперанским, двое избирались предводителями губернского дворянства в Саратове и Пензе. Одна из её сестёр была замужем за московским вице-губернатором, другая за генералом.

После рождения 17 (28) марта 1795 года единственной дочери, Марии, Елизавета Алексеевна заболела женской болезнью.

Вследствие этого Михаил Васильевич сошёлся с соседкой по имению, помещицей Мансырёвой, муж которой длительное время находился за границей в действующей армии.

2 (14) января 1810 года, узнав во время рождественской ёлки, устроенной им для дочери, о возвращении мужа Мансырёвой домой, Михаил Васильевич принял яд. Елизавета Алексеевна, заявив: «собаке собачья смерть», вместе с дочерью на время похорон уехала в Пензу.

Елизавета Алексеевна Арсеньева стала сама управлять своим имением. Своих крепостных, которых у неё было около 600 душ, она держала в строгости, хотя, в отличие от других помещиков, никогда не применяла к ним телесные наказания.

Самым строгим наказанием у неё было выбрить половину головы у провинившегося мужика, или отрезать косу у крепостной.

Замуж за Юрия Петровича вышла Марья Михайловна, которой не было ещё и 17 лет, как тогда говорили, «выскочила по горячке».

Совет

После свадьбы семья Лермонтовых поселилась в Тарханах. Однако рожать свою, не отличавшуюся крепким здоровьем, молодую жену Юрий Петрович повёз в Москву, где можно было рассчитывать на помощь опытных врачей. Там в ночь с 2 (14) октября на 3 (15) октября 1814 года в доме напротив Красных ворот   на свет появился будущий великий русский поэт.

11 (23) октября в церкви Трёх святителей у Красных ворот крестили новорождённого Михаила Лермонтова. Крёстной матерью стала бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она же, недолюбливавшая зятя, настояла на том, чтобы мальчика назвали не Петром, как хотел отец, а Михаилом в честь деда Михаила Васильевича Арсеньева.

Семейное счастье Лермонтовых было недолгим.

«Юрий Петрович охладел к жене по той же причине, как и его тесть к тёще; вследствие этого Юрий Петрович завёл интимные отношения с бонной своего сына, молоденькой немкой, Сесильей Фёдоровной, и, кроме того, с дворовыми… Буря разразилась после поездки Юрия Петровича с Марьей Михайловной в гости, к соседям Головниным… едучи обратно в Тарханы, Марья Михайловна стала упрекать своего мужа в измене; тогда пылкий и раздражительный Юрий Петрович был выведен из себя этими упрёками и ударил Марью Михайловну весьма сильно кулаком по лицу, что и послужило впоследствии поводом к тому невыносимому положению, какое установилось в семье Лермонтовых. С этого времени с невероятной быстротой развилась болезнь Марьи Михайловны, впоследствии перешедшая в чахотку, которая и свела её преждевременно в могилу. 

После смерти жены в 1817 году Юрий Петрович уехал в Кро­потово, оставив маленького Мишеля у Елизаветы Алексеевны. Право безраздельно распоряжаться судьбой внука она за­крепила завещанием, в котором объявляла его своим единственным наследником при условии фактически полного отказа зятя участвовать в воспитании сына. Юрий Петрович вынужден был пойти на эту жертву, т.к. не мог обеспечить будущее сына.С сыном Юрий Петрович виделся в Кропотове в 1827 г., затем ежегодно в Москве. Разлука тяжело переносилась и отцом, и сыном, а краткие свидания кроме радости общения оставляли еще и чувство непроходимой горечи.
Ребёнок с самого начала должен был осознавать противоестественность этого положения. Его детство протекало в поместье бабушки, Тарханах, Пензенской губернии; его окружали любовью и заботами — но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было. Пятнадцатилетним мальчиком он сожалеет, что не слыхал в детстве русских народных сказок
.
Лермонтов родился болезненным и всё детство страдал золотухой; но болезнь эта развила в ребёнке необычайную нравственную энергию. Болезненное состояние будущего поэта требовало так много внимания, что бабушка, ничего не жалевшая для внука, наняла для него доктора Ансельма Левиса (Леви) — еврея из Франции, главной обязанностью которого было лечение и врачебный надзор за Михаилом.
Духовный рост поэта был огромным, отношение к вере уважительным и искренним.

С детства Лермонтов жил в усадьбе бабушки Е.А. Арсеньевой, Тарханы, где царило настоящее русское благочестие. Всегда горящая лампада, библия на столе, паломнические поездки в Лавру.

После смерти дочери, Елизавета Алексеевна, с маленьким внуком поехала в Киев на богомолье в Киево-Печерскую лавру, а через год она вторично посетила ее вместе с Мишелем.

Только там Елизавета Алексеевна могла найти утешение, молясь о душе своей дочери.

Лермонтов помнил, когда он был мальчиком, бабушка возила его и в Нижеломовский монастырь за 70 км от Тархан к Чудотворной иконе.
Через три года после безвременной кончины Марии Михайловны Лермонтовой в Тарханах была освящена церковь во имя Святой Преподобной Марии Египетской, построенной Арсеньевой на месте бывшего барского дома. Среди множества икон был образ ангела-хранителя Михаила Юрьевича Св. архистратига Михаила – предводителя небесного воинства в последней битве Апокалипсиса.

Любимой книгой Лермонтова было «Откровение Иоанна Богослова», книга давала ему надежду в неутихающей борьбе ангела и демона, которое всю жизнь раздирало его душу.

Поэт считал, что так на него действует безбожный век, а бабушка предполагала, что темные силы не дают покоя ее внуку из-за проклятого рокового наследства предка в 7м поколении поэта , шотландца Томаса Лермонта, который наверняка, продал душу дьяволу и предсказывал будущее.

Возможно, что дар прозорливости Лермонтов действительно унаследовал от своего далекого предка, написав в 16 лет «Предсказание», в котором говорит о неизбежности революции.

«Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет,

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь».

1830 год.

К вопросам морали и отношения к православию Елизавета Алексеевна была строга и требовательна. В ее доме соблюдались все посты, религиозные праздники. С детства Лермонтов был восприемником, т.е.

крестным отцом многих крестьянских ребятишек, о чем свидетельствуют документы государственного архива Пензенской области. Во время учебы в Москве с 1828 по 1832 годы, в дни Великого поста, поэт бывал с бабушкой на исповеди в церкви Ржевской иконы Божией Матери.

Важно

Михаил Лермонтов много писал о духовном, о церквях, монастырях и нищих у церквей людях.

«У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку

Так я молил твоей любви

Слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою.»».

Это знаменитое стихотворение «Нищий» было написано шестнадцатилетним мальчиком-поэтом, сумевшим проникнуть в духовный мир личности.

В этом эпизоде Лермонтов увидел соединение бессердечности с лицемерием, ведь жестокость свершилась у «врат обители святой», где все должны проявлять добро и милосердие.

Обратите внимание

Так факт обмана нищего стал как бы и символом самого поэта, обманутого любимой девушкой в своих лучших надеждах. Стихотворение написано о зле, царящем в мире.

Еще раньше Михаил Юрьевич побывал в Воскресенске (ныне г. Истра) в старом монастыре, основанном Патриархом Русской церкви Никоном в 1656 году. Под впечатление посещения монастыря юный поэт написал стихотворение «Оставленная пустынь предо мною».

На рукописи отметил, что стихи написаны были «на стенах жилища Никона 1830 года». Он увидел старинное заброшенное здание, где когда-то жили монахи, где пахло жилым духом. Возможно, уже тогда у него возник замысел написать «записки молодого монаха 17 лет».

Этот замысел впоследствии был воплощен в поэмах «Исповедь», «Боярин Орша», «Мцыри».

Все эти биографические данные говорят о духовной стороне жизни Лермонтова, поиске спасительного пути к Богу.

В Петербурге М.Ю. Лермонтов бросился в большой свет, но очень скоро ему все наскучило. Не смог он поехать с бабушкой в Тарханы на освящение новой церкви летом 1839 года, построенной Елизаветой Алексеевной в память небесного покровителя Михаила Юрьевича Архистратига Божия Михаила. Поэт не поехал и бабушку не отпустил, т.к. в ее отсутствие чувствовал себя очень одиноким

Лермонтов знал грех своего времени – это грех равнодушия. Это была современная болезнь, которую он называл болезнью своего времени.

ОднаждыЛермонтов и Столыпин, будучи проездом в Воронеже, сказали друг другу, что пойдут побродить в одиночестве и неожиданно, представляясь оба неверующими, встретились в соборе, куда каждый пошел втайне от другого. «Столыпин принял удивленный вид и спрашивает: «Как ты сюда попал?» А Лермонтов смутился так и говорит: «Да бабушка велела Угоднику здешнему молебен отслужить! А ты зачем?» И когда Столыпин ответил, что и ему тоже бабушка велела, оба отвернулись. Так все же сильно это было тогда!».

Лермонтов читал и знал Библию и неоднократно обращался к ней в своих произведениях.

15 (27) июля 1841г. на дуэли с Н.С. Мартыновым оборвалась жизнь М.Ю. Лермонтова. Пятигорский священник В. Эрастов, приравняв дуэль к самоубийству, отказался отпевать поэта, поэтому в метрической выписке о смерти Лермонтова записано: «Погребение пето не было».

А.А. Столыпин понимал, что Е.А. Арсеньева никогда не простит ему, если Михаила Юрьевича похоронят без христианского обряда. Он обратился к священнику П.М. Александровскому.

  Эмилия Александровна Шан-Гирей (Клингенберг) вспоминала: «Наконец, приехал отец Павел, но, увидев на дворе оркестр, тотчас повернул назад; музыку мгновенно отправили, но зато много усилий употреблено было, чтобы вернуть Павла.

Наконец все уладилось, отслужили панихиду и проводили на кладбище; народу было много, и все шли за гробом в каком-то благоговейном молчании…»

Важно

После похорон была составлена «Опись имения оставшегося после убитого на дуэли Тенгинского Пехотного полка поручика Лермонтова, учиненного 17.07.1841г.»

Среди вещей поэта под № 1-5 названы иконы:

  1. Образ маленький Св. Архистратига Михаила;

  2. Образ небольшой Св. Иоанна Воина;

  3. Таковой же побольше Св. Николая Чудотворца;

  4. Образ маленький (неизвестно какого святого);

  5. Крест нательный серебряный, вызолоченный с мощами

Известие о гибели Лермонтова пришло в Петербург через месяц. Что же стало с Е.А. Арсеньевой, когда до нее дошло это страшное известие. Ее родственница Е.А. Верещагина сообщила об этом печальном событии дочери: «Сие несчастье так нас всех, можно сказать, поразило, я не могла несколько ночей спать, все думала, что будет с Елизаветой Алексеевной…Она сама догадалась и приготовилась, и кровь ей прежде пустили. Никто не ожидал, чтобы она с такой покорностью сие известие приняла, теперь все Богу молится и собирается ехать в деревню…».
Восемь месяцев покоилось тело Лермонтова на пятигорской земле, впоследствии Е.А. Арсеньева добилась разрешения о перезахоронении тела поэта, которое состоялось 23 апреля 1842 года в Тарханах. Там же и отпевали Лермонтова. Разве могли отказать Елизавете Алексеевне священники, которым она постоянно материально помогала. Сохранились документы о том, что в Церкви Св. Михаила Архистратига в Тарханах, священники не проводили на Пасху обязательной праздничной службы, т.к. в селе по оплаченному  заказу бабушки поэта был траур, за что и получили выговор от епископа.

А бабушка все глаза выплакала, отмаливая у Бога своего Мишеньку, и ушла из жизни в 1845 году с тайной надеждой, что душа его была спасена.

Проходят годы, время не властно над поэтом, чем больше проходит перед нами поколений, которые примеряют к себе его бессмертную «Думу», тем больше восхищаемся мы высокодуховными творениями Лермонтова: «И скучно, и грустно», «Выхожу один я на дорогу», «Завещание», «Молитва странника»:

Ночь тиха, пустыня внемлет Богу
И звезда, звездою говорит.

Такие стихи мог написать, несомненно, религиозный человек, который знал, что «Спит земля в сиянье голубом…»

И сколько бы не прошло лет, гений М.Ю. Лермонтова живет, и будет жить вне времени и вне пространства.

Но стихнет боль, угаснут страсти,Господь найдет душе покой.Поправит блудный парус снасти,

Вернется к гавани родной.