Особенности допроса несовершеннолетнего: свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого

2.3 Особенности допроса несовершеннолетнего

Особенности допроса несовершеннолетнего: свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого

Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших имеет некоторые особенности, обусловленные возрастом, социально-демографическими, нравственно-психологическими особенностями допрашиваемых.

К особенностям, определяющим специфику допроса несовершеннолетних, относятся: меньший, чем у взрослых, объем знаний и опыта; меньшая способность к сосредоточенному вниманию; повышенная внушаемость; меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого; тенденция к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональность суждений и действий.

Правила производства допроса несовершеннолетних лиц закреплены в трех статьях УПК РФ (ст.ст. 191, 280, 425). Однако они раскрывают особенности проведения шести разновидностей данного следственного действия в зависимости от субъекта допроса и стадии уголовного процесса. Ими являются:

– допрос несовершеннолетнего потерпевшего на предварительном следствии;

– допрос несовершеннолетнего свидетеля на предварительном следствии;

– допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого);

– допрос несовершеннолетнего потерпевшего в суде;

– допрос несовершеннолетнего свидетеля в суде;

– допрос несовершеннолетнего подсудимого.

Обратите внимание

Интерес в уголовно-процессуальной науке вызывает вопрос допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), регламентируемый нормами ст. 425 УПК РФ. Рассмотрим нормы о допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) подробнее.

В ч. 1 ст. 425 УПК РФ указывается время непрерывного допроса несовершеннолетнего (2 часа) и в целом в течение дня (4 часа). Это общее правило надо рассматривать как допустимый лимит, особенно когда речь идет о допросе без перерыва.

Оно должно корректироваться в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и уровнем физического и психического развития подростка, сложностью дела. Допрос подростков младших возрастных групп необходимо делать с более частыми перерывами.

При допросе несовершеннолетнего, особенно младшего возраста или отстающего в психическом развитии, необходимо использовать простой язык с доходчивыми понятиями, избегая сложной юридической терминологии. Участие защитника в допросе несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого для всех случаев его допроса обязательно.

В ч. 3 ст. 425 УПК РФ включено положение об обязательном участии педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Для учета психологических особенностей личности несовершеннолетних необходим психолог. Отставание в развитии, особенно у правонарушителей младшей возрастной подгруппы, профессионально ближе педагогу.

Процессуальное положение педагога и психолога сходно с процессуальным положением специалиста, но не идентично ему. Педагог, психолог приглашаются не только для помощи лицу, ведущему расследование, в формулировке профессионально правильных вопросов.

Уголовно-процессуальный закон дает им право задавать вопросы допрашиваемому с разрешения ведущего допрос, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать по нему замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

Эти права свидетельствуют о большей профессиональной активности и свободе действий педагога и психолога по сравнению с теми, которые закон предоставляет специалистам в рамках уголовного процесса.

Важно

Пример может послужить следующая ситуация. Гр. Б подал апелляционную жалобы на нарушение его прав в ч. 3. ст. 425 УПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы осужденного Богуславского А.А. о нарушении его права на защиту при допросе в качестве подозреваемого и обвиняемого, проведенных без педагога или психолога, суд апелляционной инстанции признает несостоятельными, поскольку требования ч.3 ст.

425 УПК РФ, обязывающие проводить допрос подозреваемого и обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста либо достигшего его, но страдающего психическим расстройством или отстающего в развитии, с обязательным участием педагога или психолога, на осужденного не распространяются, так как на момент допроса Богуславского А.А.

в качестве подозреваемого и обвиняемого он являлся совершеннолетним.

По смыслу закона, обязательное участие педагога или психолога требуется именно при допросе несовершеннолетних лиц, страдающих психическим расстройством с целью обеспечения правильности ведения их допроса с точки зрения педагогики и психологии, недопустимости постановки наводящих вопросов, а также для разъяснения в случае необходимости такому лицу существа заданных вопросов. Ходатайств о предоставлении Богуславскому А.А. психолога или педагога при даче им показаний в качестве подозреваемого или обвиняемого от адвоката и непосредственно Богуславского А.А. следователю не поступало.

Доказательств наличия у Богуславского А.А. психического заболевания ни на предварительном следствии, ни в судебном заседании не предоставлено, в связи с чем, у суда первой инстанции не возникали вопросы, связанные с вменяемостью подсудимого либо наличия у последнего психического заболевания, не исключающего вменяемости.

Сведения о наличии у Богуславского А.А.

эмоционально-неустойчивого расстройства личности импульсивного типа, компенсированного состояния, на которые указывает в жалобе осужденный, содержатся в заключении судебно-психиатрической комиссии экспертов ГБУЗ «Краевая психиатрическая больница №» от ДД.ММ.ГГГГ №, изложенные в описательно-мотивировочной части Апелляционного определения суда от 01.12.2015г., копия которого имеется в материалах уголовного дела.

Особенности допроса несовершеннолетних (обвиняемых, подозреваемых, свидетелей и потерпевших)

Особенности допроса несовершеннолетнего: свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 10Следующая ⇒

При подготовке к допросу несовершеннолетних учитывается процессуальное положение допрашиваемого, а также данные, характеризующие его личность. И то и другое значимо для определения круга участников допроса, места, времени и наиболее целесообразных тактических приемов его проведения, о способе вызова на допрос.

В соответствии с законом несовершеннолетний свидетель в возрасте до 14 лет допрашивается только в присутствии педагога, выступающего в данном случае в роли специалиста.

По усмотрению следователя педагог может присутствовать и при допросе свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет. Указанное положение распространяется и на допрос несовершеннолетних потерпевших.

Совет

При допросе обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста, педагог может присутствовать по усмотрению следователя или прокурора, а также по ходатайству защитника

Вызов несовершеннолетних на допрос осуществляется, как правило, через их родителей или законных представителей. Если же у следователя имеются достаточные основания полагать, что эти лица причастны к преступным действиям подростка или способны склонить его к отрицательной линии поведения, то реализуются иные варианты.

Следователь может вызвать подростка через посыльного, приехать в школу (профтехучилище, на работу) и допросить его в привычной обстановке. Нежелательно вызывать телефонограммой, так как это повлечет ненужную огласку.

Крайне нежелательно доставлять подростка приводом, так как это может его травмировать и затруднит установление психологического контакта.

Многое в тактике допроса определяется процессуальным положением несовершеннолетнего.

Допрос подозреваемого несовершеннолетнего.

Необходимо собрать хотя бы минимальную информацию о подростке, допросив его родителей, учителей (бригадира или мастера), соседей. Запросить участкового инспектора по делам несовершеннолетних, нет ли у него нужных сведений.

При выборе момента и тактики допроса необходимо учитывать психологическое состояние подростка. Обычно это — эмоциональное возбуждение в сочетании с угнетенностью от непривычной обстановки. К этому добавляется страх перед наказанием, перед родителями, перед разоблачением.

В такой момент важно побудить подростка к осознанию серьезности его положения и важности допроса, целесообразности сотрудничества со следствием.

Обратите внимание

Для этого необходимо постараться снять (хотя бы частично) его нервное напряжение, успокоить, принять меры к установлению психологического контакта.

Первый допрос очень важен. Нередко он остается основным и решающим, если в ходе допроса удалось получить объективные и полные показания. Начать следует с. беседы об условиях жизни, учебы (работы) и воспитания подростка, о круге его интересов, увлечений.

Подросток может охотно рассказывать о себе и своих друзьях, полагая, что эти вопросы не имеют отношения к совершенному преступлению.

После подробной беседы по биографическим данным ему необходимо очень подробно и доходчиво объяснить, в совершении какого преступления он подозревается.

Очень важно правильно формулировать вопросы. Они должны быть конкретны, не сложны и не содержать фактических данных, способных что-то подсказать подростку. Не следует забывать о такой его черте, как внушаемость.

Если подозреваемый признается в совершенном преступлении и готов подробно рассказать об этом, необходимо, постоянно анализируя его показания, допросить по каждому из обстоятельств. При этом желательно максимально детализировать излагаемые им факты и по возможности дословно занести их в протокол.

Полученные подобным образом сведения позволят в дальнейшем установить, насколько они правдоподобны, действительно ли подросток совершил преступление или почерпнул информацию из других источников.

В случае достоверности показаний они помогут установить новые сведения, отыскать похищенное, орудия преступления, выявить сообщников.

Немаловажным при допросе будет демонстрация следователем своей осведомленности об обстоятельствах совершенного преступления. Однако это должны быть подлинные сведения, полученные из протокола осмотра места происшествия, показаний очевидцев и т. п.

Важно

Использование элемента внезапности при предъявлении подозреваемому пусть не очень значительного, но убедительного доказательства способно склонить к необходимости говорить правду.

Вместе с тем, предъявляя подростку те или иные доказательства, не следует забывать, что он в силу своего возраста и развития не всегда способен оценить их по достоинству. Поэтому целесообразно разъяснять ему истинное значение предъявляемых фактических данных.

При ссылке на алиби следует учитывать, что подростки обычно заранее его не подготавливают. Поэтому детализирующие вопросы и ответы на них подозреваемого о месте, времени, свидетелях, совместных действиях и т. п. сведения, зафиксированные в протоколе допроса, помогут в дальнейшем выявить несостоятельность его ссылок на алиби.

При допросе подозреваемого (14—16 лет) может присутствовать педагог, однако решать этот вопрос всегда надлежит с учетом многих факторов: характер преступления, роль подозреваемого в его совершении, личностные качества подростка и многое другое. В отдельных случаях присутствие педагога, которого знает и уважает подросток, поможет снять напряжение, успокоить допрашиваемого.

В других случаях, например при расследовании половых преступлений, участие педагога, знакомого подозреваемому, нецелесообразно. Лучше пригласить его из другой школы (училища). Что касается родителей, то на этой стадии их присутствие нежелательно.

Как показывает практика, подозреваемый несовершеннолетний, допрашиваемый в присутствии родителей, испытывает повышенное чувство стыда, теряется, замыкается.

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого.

К моменту предъявления обвинения следователь должен иметь все необходимые сведения о несовершеннолетнем (от родителей, учителей, наставников, лиц из окружения подростка, из запросов и характеристик). Таким образом, готовясь к допросу, следователь располагает его нравственно-психологической и социально-демографической характеристикой.

Добавим, что к этому моменту позиция подростка уже известна, поэтому, планируя допрос, следователь учитывает его отношение к обвинению. Перед допросом следователь может ознакомить педагога и защитника с психологической характеристикой подростка, чтобы они могли учитывать ее, участвуя в этом действии.

Что касается допуска родителей, то так же, как в ситуации с подозреваемым, их участие на данной стадии нецелесообразно.

Совет

Перед допросом следователь оглашает постановление о привлечении несовершеннолетнего в качестве обвиняемого. После этого подростку в доступной форме необходимо разъяснить сущность предъявленного обвинения, обоснованность квалификации, содержание процессуальных норм, упомянутых в постановлении, его права как обвиняемого, значение смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

В соответствии с УПК следователь в начале допроса выясняет, признает ли обвиняемый себя виновным в предъявленном обвинении. Отрицательный ответ сразу фиксировать нецелесообразно, так как в ходе допроса подросток может изменить свою позицию под влиянием доказательств.

Если подросток признает свою вину, допрос все равно должен быть проведен детально, без спешки, обстоятельно.

Тактическими приемами такого допроса является максимальная детализация обстоятельств преступления и роли каждого из участников.

Для этого должны быть выявлены обстоятельства, предшествовавшие преступлению, действия каждого из участников, их взаимоотношения, когда и как возник преступный умысел, кто был его инициатором.

Если подросток, признавая свою вину, путается в деталях, то необходимо особо разобраться в том, происходит ли это в силу его психофизиологических свойств (эмоциональное возбуждение, отсталость в развитии и др.) или он сообщает сведения, известные ему из других источников.

О необходимости выяснить роль взрослых подстрекателей или иных соучастников следует помнить на протяжении всего допроса. Обращать для этого внимание на различные обстоятельства свободного рассказа подростка, задавать вопросы, заранее подготовленные, а также формулируемые по ходу допроса, касающиеся взрослых лиц, их взаимоотношений и взаимодействия с подростком.

Если несовершеннолетний не признает себя виновным, то помимо тактических приемов, используемых при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, могут быть использованы и другие.

В первую очередь необходимо доходчиво раскрыть подростку общественную опасность совершенного преступления, отношение к этому людей, ущерб, который он причинил семье, близким.

Обратите внимание

Показать при этом, к чему может привести отрицание вины и как важно для него дать правильную оценку происшедшему, чистосердечно раскаяться и активно сотрудничать со следствием; объяснить, что это будет иметь значение как смягчающее обстоятельство.

Второй тактический прием — порядок предъявления доказательств. Особенность этого действия при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, отрицающего свое участие в преступлении, будет заключаться в том, что доказательства целесообразнее, предъявлять по нарастающей, в логической последовательности и без большого разрыва во времени. При этом значение каждого доказательства необходимо разъяснять

Не следует излагать его показания не свойственным подросткам языком.

Несовершеннолетних, отличающихся развязным, хулиганским поведением, целесообразно допрашивать в официальной обстановке. Лучше, если следователь при этом будет одет в форму. Это дисциплинирует подростка, помогает изменить манеру поведения.

Свидетелей и потерпевших, не характеризуемых отрицательным поведением, целесообразнее допрашивать в привычной для них обстановке. Это будет меньше травмировать их, способствовать установлению психологического контакта.

Свидетелю (потерпевшему), не достигшему 16 лет, до начала допроса разъясняется необходимость давать правдивые показания, но они не предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ или уклонение от дачи показаний. Свидетели (потерпевшие) старше 16 лет предупреждаются по полной форме.

Тактика допроса несовершеннолетнего свидетеля.

При подготовке к допросу целесообразно по возможности выяснить некоторые индивидуальные его качества: отношение к сверстникам (чувство товарищества, нечестность, доброжелательность, злость), черты характера (лживость, упрямство, скрытность и т. п.), интересы, увлечения, взаимоотношения с участниками события.

Очевидцы преступления или лица, ставшие свидетелями каких-либо связанных с ним событий, обычно дают правдивые показания. Данная категория свидетелей обычно доверяет Следователю и, может быть и бессознательно, готова помочь в установлении истины.

Вместе с тем это доверие и такая готовность чреваты возможностями подтвердить все, о чем его спрашивают. Поэтому вопросы, задаваемые несовершеннолетнему свидетелю (очевидцу), формулируются очень продуманно.

Они должны быть краткими, четкими и не содержать в себе никакой подсказки, никакого внушения.

При допросе несовершеннолетних свидетелей, участвовавших в общественно опасных деяниях, дело в отношении которых прекращено, может быть применена та же тактика допроса, что и в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, с которым они весьма близки по содеянному.

Важно

При допросе свидетелей из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого следует учитывать факт их дружеских отношений. Нередко они образуют устойчивые группы, сформировавшиеся по признаку совместного проживания, по месту учебы (работы), проведению досуга.

Свидетели данной категории связаны настоящей круговой порукой. Их необходимо убедить в том, что их «дружба», возникшая на почве нездоровых интересов, праздного времяпрепровождения, ничего общего не имеет с подлинной, когда человеку по-настоящему не безразлична судьба его друга и он готов ему помочь.

Следует учитывать и то, что проявляемая свидетелем скрытность может быть результатом запугивания его обвиняемым или иными членами группы. Свидетель может «отмалчиваться и потому, что опасается возмездия за совершенные им проступки, которые еще не известны следствию.

Все эти скрытые до поры до времени обстоятельства необходимо иметь в виду при допросе, стараясь проверить обоснованность таких предположений. Если в ходе допроса будут выявлены факты противоправного поведения свидетеля, следователь должен разъяснить ему, что хотя в его действиях нет состава преступления, но к нему могут быть применены меры воспитательного воздействия.

Полезно при этом показать свидетелю на примере обвиняемого, к чему может привести подобное поведение.

Дети до'14 лет, несмотря на склонность к фантазированию и повышенную внушаемость, очень наблюдательны. Они часто видят и запоминают такие подробности, которых не замечает взрослый человек. Это качество используют, обращая внимание допрашиваемого на детали и подробно фиксируя их в протоколе для последующей проверки.

Допрашивать малолетних свидетелей необходимо в привычной для них обстановке в присутствии педагога (воспитателя детского сада) и родителей, если последние не заинтересованы в исходе дела. Допрос ведется в форме беседы самим следователем или по его поручению педагогом (воспитателем).

Допрос потерпевших.

Несовершеннолетние потерпевшие обычно объективны в своих показаниях. Однако, готовясь к допросу и осуществляя его, необходимо помнить, что они заинтересованы в исходе дела, так как им причинен моральный, физический или имущественный вред.

Совет

К тому же на правдивость показаний может влиять то обстоятельство, что в момент преступного посягательства они находились в состоянии стресса, испытывали чувство страха, неадекватно воспринимали происходящее.

К тому, же они думали не о том, как запомнить происходящее, а о самообороне и защите от посягательства.

Если было совершено половое преступление, то потерпевшая(ший) может умалчивать о некоторых обстоятельствах или даже отрицать их.

Нельзя не учитывать также и то, что на потерпевшего оказывают влияние (угрожают, стараются подкупить) родные, близкие, друзья обвиняемого. Все это определяет формулировки задаваемых ему вопросов и помогает наметить пути последующей проверки его показаний.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Особенности допроса несовершеннолетних

Особенности допроса несовершеннолетнего: свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого

Поиск Лекций

Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, свидетелей

и потерпевших имеет некоторые особенности, обусловленные возрастом,

социально-демографическими, нравственно-психологическими

особенностями допрашиваемых.

К особенностям, определяющих специфику допроса несовершеннолетних, относятся: меньший, чем у взрослых, объем знаний и опыта; меньшая способность к сосредоточенному вниманию; повышенная внушаемость; меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого; тенденция к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональность суждений и действий.

Несовершеннолетние уступают взрослым и в способности осознать

событие в целом и не всегда могут выделить главное, обращая внимание

лишь на те явления (факты), которые им интересны или произвели сильное

эмоциональное впечатление.

Несовершеннолетние чаще взрослых допускают ошибки при

определении расстояний, отрезков времени, последовательности действий и

событий.

Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события (факты,

явления) и в то же время исключительно точно воспринимают и прочно

удерживают в памяти те события (факты, явления), которые их

заинтересовали.

Несовершеннолетние обладают повышенной эмоциональной

возбудимостью, некоторой неуравновешенностью характера, им присущи

быстрые смены настроения и форм поведения, что сказывается на их

показаниях.

Поведение несовершеннолетнего во время допроса нередко обусловлено стремлением к демонстрации и отстаиванию своей зрелости и

самостоятельности, гипертрофированным представлением о дружбе,

боязнью отрицательной оценки со стороны ближайшего окружения.

Поскольку перечисленные и другие особенности физического и

психического развития несовершеннолетних находят свое одинаковое

проявление в их поведении на допросе, постольку их допрос имеет общие

черты независимо от процессуального положения.

Вызов на допрос лица, не достигшего шестнадцати лет, производится

через законных представителей либо через администрацию по месту его

работы или учебы. Иной порядок допускается лишь в случаях, когда это

вызывается обстоятельствами уголовного дела (ч. 4 ст. 188 УПК РФ).

Вызов несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, не

находящегося под стражей, производится через его законных

представителей, а если несовершеннолетний содержится в

специализированном учреждении для несовершеннолетних, через

администрацию этого учреждения (ст. 424 УПК РФ).

Если несовершеннолетний вызывается повесткой, то повестка

адресуется законному представителю несовершеннолетнего с указанием

его фамилии, имени и отчества.

Процессуальный порядок допроса несовершеннолетних в основном не

отличается от порядка допроса взрослых, за исключением того, что

свидетели и потерпевшие, не достигшие 16-летнего возраста, не

предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от отдачи

показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении

процессуальных прав несовершеннолетнему свидетелю и потерпевшему

следователь указывает им на необходимость говорить правду (ч. 2 ст. 191

УПК РФ).

Личность допрашиваемого удостоверятся путем предъявления

документов лично допрашиваемым, либо это делают участвующие в

допросе законные представители, которые сообщают следователю

необходимые анкетные данные и дают пояснения о взаимоотношениях

несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего с подозреваемым или

обвиняемым.

На подготовительной стадии допроса, как уже отмечалось, следователь

должен установить психологический контакт с допрашиваемым.

Некоторые особенности имеют последующие стадии допроса:

свободного рассказа и ответов на вопросы.

Желательно, чтобы несовершеннолетний давал показания в форме

свободного рассказа. Однако следует иметь в виду, что свободный рассказ

несовершеннолетних обычно отрывочен, сбивчив и непоследователен. От

следователя в данном случае требуется умение применять тактические

приемы, направленные на то, чтобы помочь допрашиваемому не терять

нить изложения. Для этого следователь с максимальной осторожностью, не

допуская постановки наводящих вопросов, должен направлять рассказ

несовершеннолетнего в нужное русло.

Особое значение для получения показаний от несовершеннолетнего

имеет стадия ответов на вопросы, в которых следователь путем постановки

уточняющих, напоминающих и дополняющих вопросов получает

интересующую информацию. Содержание и направленность вопросов в этой

стадии зависят от характера полученных показаний и процессуального

положения допрашиваемого.

Несовершеннолетнему, который дал правильные, хотя и неполные,

неточные показания, следователь задает уточняющие, дополняющие и

напоминающие вопросы. При этом вопросы должны быть несложными,

четкими, понятными, конкретными недвусмысленными и не содержать

терминов, недоступных пониманию допрашиваемого. В ряде случаев на

показания несовершеннолетнего может оказать влияние интонация, с

которой задан вопрос. Если, задавая вопрос, следователь интонацией

демонстрирует свою уверенность, твердое убеждение, достоверное знание

определенных фактов, то тем самым он оказывает внушающее психическое

воздействие, которое может привести к даче недостоверных, не

соответствующих действительности показаний. При постановке

детализирующих вопросов следует помнить, что несовершеннолетние

запоминают выборочно события (факты, явления) и поэтому полностью

устранить пробелы в их показаниях иногда не представляется возможным.

Слишком настойчивые попытки добиться желаемого результата,

основанные на постановке напоминающих вопросов, могут привести к

тому, что недостающие детали в показаниях окажутся вымышленными.

Для несовершеннолетних зачастую бывает легче узнать тот или иной

объект (предмет, место и т.п.) и вспомнить связанные с ним события, и

поэтому эффективным способом получения более полных и точных

показаний является допрос несовершеннолетнего в том месте, где он

воспринимал событие (факт, явление), по поводу которого ему необходимо

дать показания.

В ходе допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего

следует обращать внимание на соответствие изложения показаний уровню

психического развития допрашиваемого. Гладкость, заученность показаний,

употребление формулировок и оборотов, не свойственных возрасту

подростка, противоречия между показаниями, которые были даны в ходе

свободного рассказа и стадии ответов на вопросы, и некоторые другие

признаки могут свидетельствовать о том, что несовершеннолетний дает

показания под чьим-то влиянием. Поэтому следователь должен выяснить,

кто расспрашивал подростка или с кем он общался и обсуждал

обстоятельства, по поводу которых давал показания, обсуждались ли эти

обстоятельства в его присутствии другими лицами, не подсказывал ли ему

кто-либо ответы, которые он должен давать на допросе, и т.п.

Если несовершеннолетний уклоняется от дачи показаний или дает

заведомо ложные показания, то следователь обязан выяснить причины

(чувство товарищества, страх, стыд, угрозы со стороны соучастников и т.п.)

и с учетом установленных обстоятельств, применять тактические приемы,

направленные на изменение позиции, занятой несовершеннолетним на

допросе. При этом должно соблюдаться непременное условие: применяемые

тактические приемы должны быть основаны только на методах убеждения

или переубеждения.

Следует иметь в виду, что на процесс формирования показания

несовершеннолетних свидетелей также влияют объективные и

субъективные факторы (свойства восприятия и памяти, направленность

внимания свидетеля, патологические дефекты психики и нервной системы,

обстановка восприятия события и т. д.). Если в показаниях несовершеннолетнего свидетеля обнаруживается неполнота и неточность,

следователь должен выяснить, не являются ли причиной этого дефекты

органов чувств, нервное потрясение от увиденного и другие факторы,

которые могли оказать негативное влияние на восприятие и запоминание

свидетелем того или иного события (факта, явления).

В ходе допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого,

впервые совершившего преступление, наибольший эффект достигается

применением такого тактического приема, как использование

положительных свойств личности допрашиваемого. Это предполагает

постановку вопросов, рассчитанных на стимулирование известных

следователю положительных качеств допрашиваемого. В следственной

практике встречается немало случаев, когда следователь, используя

смелость, правдолюбие, стремление быть первым и другие качества

несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, получает от них

полные и правдивые показания.

Акцентирование следователем (дознавателем) внимания без особой в

том необходимости на отрицательных сторонах жизни

несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), как правило,

приводит к тому, что допрашиваемый замыкается в себе и отказывается

давать показания.

Рекомендуемые страницы:

Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого

Особенности допроса несовершеннолетнего: свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого

В данной статье автор рассматривает особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого. Рассмотрены процессуальные правила и тактические приемы допроса. Были изучены обстоятельства, характеризующие личность несовершеннолетнего допрашиваемого.

Ключевые слова: допрос, подозреваемый, несовершеннолетний, личность, следственное действие.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого — это вербальное, коммуникативное следственное действие, основанное на методе расспроса, процессуальных правилах и тактических приемах, специально разрабатываемых в криминалистике, заключающееся в получении на основе общения следователя с несовершеннолетним допрашиваемым и закреплении в установленной законом форме его показаний по поводу предъявленного обвинения и других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Практика показывает, что производство этого следственного действия нередко сопровождается процессуальными нарушениями, а действующее уголовно-процессуальное регулирование допроса несовершеннолетнего требует усовершенствования.

Следует также отметить, что после принятия УПК РФ в науке не проводились глубокие исследования исключительно процессуальных особенностей допроса несовершеннолетнего; кроме того, в науке уголовно-процессуального права не было комплексных исследований, посвященных такой особенности, как участие педагога и использование педагогических знаний в допросе несовершеннолетнего.

Для эффективного обеспечения допроса, установления психологического контакта с несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым, получения правдивых показаний по существу дела необходима тщательная подготовка к производству данного следственного действия. Основу такой подготовки составляют такие элементы, как:

1)      изучение материалов уголовного дела

2)      изучение личности несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого

3)      обеспечение участников допроса.

Некоторые авторы включают сюда и техническую оснащенность допроса и составление плана действий, которые, безусловно, являются неотъемлемыми атрибутами такого следственного действия, как допрос несовершеннолетнего.

При изучении материалов уголовного дела речь идет о целевом и углубленном изучении материалов уголовного дела, а так же сведений полученных оперативным путем. По степени ознакомления с делом, выстраивается тактика допроса, а у допрашивавемого создается впечатление о том что следователю (дознавателю) уже все известно.

Практика показывает что около 93 % уголовных дел, в которых подозреваемый, а в последствии обвиняемый — несовершеннолетнее лицо, расследуется не одним, а двумя, и даже тремя следователями (дознавателями). Этому служат различные причины.

Но этот факт подтверждает то, что при изучении уголовного дела, следователь (дознаватель) должен, полно и всестороннее углубленно ознакомится со всеми деталями и событиями уголовного дела [1, c. 49].

Обратите внимание

Согласно нормам уголовного законодательства следователь может вызвать для участия в допросе несовершеннолетнего других участников уголовного процесса: педагога или психолога, защитника, а так же законного представителя.

Педагог или психолог, будучи участником уголовного судопроизводства, является и субъектом уголовно-процессуальных отношений, и субъектом уголовно-процессуальной деятельности. Педагог или психолог — это «иной» участник уголовного судопроизводства, выполняющий в уголовном процессе вспомогательную функцию.

Они не являются субъектами доказывания, это лица, не имеющее собственного интереса в доказывании и выполняющее удостоверительную функцию в процессе доказывания.

По специфической функции, осуществляемой участником в процессе извлечения информации следователем, педагог и психолог входит в группу лиц, использующих свои специальные знания для оказания содействия следователю в обнаружении, изучении и закреплении доказательственной информации. По процессуальной роли психолог или педагог занимают особое место, т.

 к. в одних случаях они является обязательными участниками допроса несовершеннолетнего, в других — факультативными. Цель участия их в допросе несовершеннолетнего лица — максимально полное установление обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу при строгом соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетнего.

Эта цель достигается посредством решения основной задачи — содействовать получению полных и достоверных показаний несовершеннолетнего. В свою очередь основная задача решается через решение конкретных задач, которые необходимо ставить перед педагогом:

1)      установление психологического контакта; создание непринужденной обстановки допроса;

2)      обеспечение оптимального эмоционального состояния подростка;

3)      оказание помощи в формулировке педагогически корректных вопросов, составлении плана допроса;

Важно

4)      определение оптимальной его продолжительности; предварительная беседа с несовершеннолетним;

5)      оказание содействия следователю в фиксации показаний и т. д.

Также нужно уточнить, что как к педагогу, так и к психологу предъявляются следующие требования: наличие специальных знаний, приобретенных в ходе получения специального образования (средне-специального или высшего) и/или практического опыта работы с подростками соответствующей возрастной группы не менее трех лет; отсутствие обстоятельств, исключающих участие в уголовном судопроизводстве, кроме заинтересованности в исходе дела.

Некоторые специалисты говорят о том, что следователь вполне сам может получить достоверные и правдивые сведения от несовершеннолетнего, в следствии того, что иногда присутствие педагога или психолога, могут помешать созданию доверительной атмосферы, сковывать допрашиваемого, подвергнуть стеснению и т. д.

Одним из важнейших критериев осуществления законности при допросе несовершеннолетнего служит участие защитника. Обязательность его участия обуславливается тем, что несовершеннолетний в силу своего возраста не может самостоятельно в полном объеме осуществлять защиту своих прав и законных интересов.

Так же одной из гарантий реализации прав несовершеннолетних лиц является участие в уголовном судопроизводстве законных представителей. В п.12.

ст 5 УПК РФ говориться о том, кто является законным представителем, а именно: родители, усыновители, опекуны, попечители обвиняемого, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится обвиняемый.

В отличии от участия психолога или педагога, участие законного представителя при допросе несовершеннолетнего обвиняемого является обязательным и не зависит от чьей то воли. Это вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Основной целью и задачей лица, участвующего в уголовном дела в качестве законного представителя, является защита и отстаивание им прав и интересов несовершеннолетнего.

Не стоить забывать, что уголовно — процессуальным законодательством установлена недопустимость причинения законным представителем ущерба интересов обвиняемого, в этом случае следователь вправе отстранить его от участия в деле [2, c. 31].

Изучение обстоятельств, характеризующих личность несовершеннолетнего допрашиваемого, имеет важнейшее значение, так как они могут повлиять на степень и характер ответственности.

Следователь прежде всего руководствуется нормами уголовного и уголовно — процессуального законодательства, требованиями судебной психологии, криминалистики, следственной этики, психологии, педагогики и. т.д.

Совет

Значение данных, характеризующих психологию несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, имеет основополагающее значение.

Прежде всего оно необходимо чтобы установить контакт с допрашиваемым, определить методы воздействия на него, предугадать его поведение, возможные варианты его защиты, особенности его поведения в зависимости от той или иной ситуации. Каждый человек имеет свои особенности.

Трудность при допросе подростка заключается в его возрасте. Не устоявшаяся жизненная позиции, недостаточность жизненного опыта, неуравновешенность иные личные качества, такие как характер, воля, эмоциональные особенности, привычки, темперамент, мировоззрение и. т.д, — все это создает определенные трудности для следователя при изучении личности несовершеннолетнего, по сравнению с допросом взрослого, которые в этих вопросах более менее устоявшийся [13, c. 103].

Уголовно-процессуальный закон предусматривает, что если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый совершил это преступление впервые и его исправление может быть достигнуто без применения наказания, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора, вправе вынести постановление о прекращении уголовного дела и возбуждении перед судом ходатайства о применении в отношении несовершеннолетнего принудительных мер воспитательного воздействия.

В результате выполнения всех требований и рекомендаций, получается полная картина о тактических и психологических особенностях при допросе несовершеннолетнего лица. На протяжении рассмотрения данного вопроса мы говорили о важности того, что необходимо привлекать педагога и (или) психолога.

Это объясняется рядом факторов, которые существенно влияют на процесс и результаты допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого.

Так же наряду с участием психолога и педагога, важно участие защитника, главной задачей которого является защита прав несовершеннолетнего, который в силу своего возраста не может осуществлять в полном объеме. В уголовно — процессуальном кодексе закреплено обязательное участие законного представителя. Об этом идет немало споров.

Я считаю, что при допросе нужно участие законного представителя, так как он как никто другой может повлиять на несовершеннолетнего, он лучше всякого психолога и педагога знает его. Конечно, это не касается такой категории лиц, как алкоголики, наркоманы и иные категории лиц, ведущий подобный образ жизни.

Обратите внимание

Они вряд ли могут внести положительный вклад в проведение допроса несовершеннолетнего. Исходя из этого мое мнение такого, что привлечение на допрос законного представителя, должно зависеть от следователя, который, при его привлечении, должен руководствоваться прежде всего тактическими соображениями.

Вся трудность при допросе заключается в возрасте допрашиваемого, который характеризуется неопределенностью и неустойчивостью его жизненной позиции, взглядов и других личностных качеств. Поэтому при допросе следователь должен вести себя безошибочно как тактически, так и с точки зрения законности его проведения.

Итак, из вышесказанного следует, что следователь должен оказывать воспитательную функцию, с целью повлиять на допрашиваемое лицо.

При рассмотрении вопроса о психологических особенностях видно, что все вопросы, касающиеся психологической составляющей, тесно связаны с тактическими и поэтому из разрыв актуален только на стадии теоретического изучения, на практике же, все тесно переплетается.

Изучение обстоятельств, характеризующих личность несовершеннолетнего допрашиваемого, имеет важнейшее значение, так как они могут повлиять на степень и характер ответственности. Следователь прежде всего руководствуется нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства, требованиями судебной психологии, криминалистики, следственной этики, психологии, педагогики и. т.д.

Литература:

1. Михальчук Ю. П. Допрос обвиняемого на предварительном следствии, КРУ МВД РФ, г. Краснодар, 2007. — 122 с.

2. Михальчук Ю. П. Основные уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты допроса несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии: Учебное пособие. Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2014. — 142 с.

Основные термины (генерируются автоматически): законный представитель, допрос, следователь, следственное действие, уголовное судопроизводство, педагог, психолог, обвиняемый, несовершеннолетнее лицо, подозреваемый.

Ст. 425 УПК РФ. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Особенности допроса несовершеннолетних :

Особенности допроса несовершеннолетнего: свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого

К сожалению, нередко в качестве подозреваемых и обвиняемых к уголовному делу привлекаются несовершеннолетние. Законодательство отдельно регламентирует вопросы, касающиеся их допроса. Общие правила установлены в ст. 425 УПК РФ. Рассмотрим особенности ее применения.

Содержание статьи

В соответствии с 425 статьей УПК, допрос несовершеннолетнего подозреваемого не может продолжаться более 2-х часов без перерыва. В общей сложности его продолжительность не должна превышать 4-х часов. Аналогичные ограничения установлены и для допроса несовершеннолетнего обвиняемого.

При взятии показаний у субъекта может участвовать его защитник. Адвокат вправе задавать допрашиваемому вопросы. По завершении процедуры защитник вправе ознакомиться с протоколом допроса, сделать замечания о полноте и правильности записей в нем. Следователь обязан их зафиксировать письменно.

Участие педагога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого либо обвиняемого, не достигшего 16 л., обязательно. Вместо педагога может присутствовать психолог.

Важно

Участие педагога или психолога также обязательно в случае, если проводится допрос несовершеннолетнего подозреваемого/обвиняемого, достигшего 16 л., но страдающего психическими расстройствами или отстающего в развитии.

Следователь/дознаватель обязан обеспечить их привлечение по ходатайству защитника или по своей инициативе.

Подготовка

При подготовке к процедуре взятия показаний следователь/дознаватель обязан учитывать процессуальный статус гражданина, информацию, характеризующую его личность. Эти сведения имеют значение при определении круга лиц, допускаемых к участию в процессуальном действии, времени, месте допроса, а также наиболее подходящих тактических приемах и способах вызова.

Уполномоченный служащий должен собрать хотя бы минимальные данные о подростке. Для этого опрашиваются законные представители несовершеннолетнего подозреваемого – родители, усыновители, опекуны. Важные сведения могут предоставить соседи, педагоги. В некоторых случаях опрашивается участковый уполномоченный.

Вызов

Как правило, на допрос несовершеннолетний подозреваемый вызывается через законных представителей. Однако при наличии у следователя достаточных оснований полагать, что они могут быть причастны к преступлению или могут склонить подростка к противоправному поведению, используются другие варианты извещения.

Уполномоченный служащий может приехать на место учебы/работы и допросить несовершеннолетнего непосредственно там. Нежелательно использовать привод, поскольку это может травмировать подростка и осложнить установление контакта.

Особенности допроса несовершеннолетних

Подростки достаточно тяжело переживают процедуру взятия показаний. При выборе тактики и момента допроса несовершеннолетнего особенности его эмоционального состояния имеют огромное значение.

Подростки, как правило, эмоционально возбуждены, но вместе с тем на них угнетающе действует незнакомая обстановка (если беседа проводится в кабинете следователя/дознавателя).

Кроме того, несовершеннолетний испытывает страх перед возможным наказанием, перед родителями, боится разоблачения.

При допросе несовершеннолетнего подозреваемого важно побудить его к пониманию серьезности и необходимости сотрудничества с правоохранительными органами. Для этого нужно попытаться снять нервное напряжение, успокоить подростка, принять меры для установления психологического контакта.

Первая беседа

Она может стать основной и решающей, если служащему удастся получить полные и объективные сведения о происшествии.

Начинать допрос несовершеннолетнего подозреваемого целесообразно с вопросов об условиях жизни, особенностях учебы или работы, круге интересов, увлечениях. Подросток, думая, что эта информация не относится к делу, может охотно отвечать на них.

Совет

После выяснения биографических данных следователь должен подробно и понятно объяснить несовершеннолетнему, в каком преступлении он подозревается.

Необходимо правильно формулировать каждый вопрос. В них не должно быть фактических сведений, которые могут что-то подсказать несовершеннолетнему. Вопросы должны быть простыми и конкретными.

Детализация сведений

Если в ходе следствия несовершеннолетний признается в деянии и готов рассказать о нем подробно, следователь должен выяснить каждое обстоятельство и проанализировать всю информацию, которую получает от подростка. Необходимо максимально детализировать факты. По возможности их следует дословно зафиксировать в протоколе допроса.

Сведения, полученные в ходе беседы, должны быть проверены. Следователь/дознаватель должен однозначно определить, действительно ли виновен подросток в преступлении или он придумал сведения. Если показания окажутся достоверными, они позволят установить новые данные, отыскать имущество, похищенное при преступлении, соучастников, орудия и пр.

Элемент внезапности

Немалое значение при допросе имеет демонстрация следователем осведомленности об обстоятельствах происшествия. Но сведения, которые он озвучит, должны быть достоверными. Их источниками могут быть протокол осмотра места преступления, показания свидетелей и пр.

Применение элемента внезапности при предъявлении допрашиваемому даже незначительного, однако убедительного доказательства позволит склонить его к необходимости сказать правду.

Вместе с тем нужно помнить, что подросток, в силу своего развития и возраста, не всегда способен оценить информацию адекватно. В связи с этим целесообразно разъяснить ему действительное значение фактических сведений.

Алиби

При ссылке на него нужно учесть, что подростки заранее не подготавливают объяснения. Следовательно, конкретизирующие вопросы и ответы на них о времени, месте, совместных действиях, свидетелях и прочие данные, отраженные в протоколе, помогут впоследствии установить несостоятельность ссылки на алиби.

Присутствие педагога или психолога

При допросе несовершеннолетнего преподаватель или психолог выступает в качестве специалиста. По закону, если гражданину не исполнилось 16 лет или исполнилось, но он имеет некоторые расстройства психики или отставание в развитии, привлечение этих лиц обязательно.

При решении вопроса об участии педагога/психолога в допросе необходимо учитывать несколько факторов:

  • Роль подростка в совершенном деянии.
  • Характер преступления.
  • Индивидуальные особенности несовершеннолетнего и пр.

Зачастую педагог, которого подросток знает и уважает, может помочь успокоить его, снять напряжение. В отдельных случаях участие преподавателя нецелесообразно (к примеру, при совершении посягательств на половую неприкосновенность). В таких ситуациях лучше пригласить педагога из другого образовательного учреждения или психолога.

Присутствие родителей при допросе также нежелательно. Дело в том, что несовершеннолетний начинает теряться, замыкаться, потому что чувствует стыд, страх перед наказанием.

Подготовка к допросу обвиняемого подростка

На момент предъявления обвинения у следователя должна быть вся необходимая информация о несовершеннолетнем. Как выше говорилось, сведения можно получить от учителей, соседей, родителей, работодателя.

Перед допросом, таким образом, у следователя в распоряжении будет нравственно-психологическая и социально-демографическая характеристика подростка.

С ней служащий может ознакомить самого несовершеннолетнего и его защитника.

Допуск родителей к допросу, как и в предыдущем случае, нецелесообразен.

Специфика процессуального действия

Перед допросом следователь должен огласить постановление о привлечении подростка к делу в статусе обвиняемого. Затем в доступной для понимания форме ему разъясняется суть обвинения, содержание норм, указанных в постановлении, обоснованность квалификации деяния, права, значение обстоятельств, отягчающих или смягчающих наказание.

В начале допроса выясняется, признает ли несовершеннолетний себя виновным. Если ответ отрицательный, то фиксировать его в протоколе сразу нецелесообразно. Дело в том, что в ходе беседы несовершеннолетний может изменить позицию под воздействием предъявленных доказательств.

Если же допрашиваемый признал вину, то допрос на этом завешать не следует. Необходимо выяснить детали, обстоятельства происшествия.

Особенности тактики

Одним из тактических приемов является максимальная конкретизация обстоятельств деяния и соучастников. Для этого следователь выясняет обстоятельства, имевшие место до совершения посягательства, действия участников, особенности их взаимоотношений. Важно установить момент возникновения умысла, определить инициатора.

Если несовершеннолетний признал вину, однако путается в деталях, нужно разобраться, почему это происходит. Причиной могут быть особенности психофизиологических свойств. Часто подростки путаются в показаниях в силу сильного эмоционального возбуждения, отсталости в развитии и пр. В некоторых случаях несовершеннолетний сообщает информацию, ставшую ему известной из других источников.

В ходе допроса необходимо определить роль взрослых либо других соучастников. Для этого следователю надлежит акцентировать внимание подростка на разных обстоятельствах, задавать вопросы, подготовленные заблаговременно и формулируемые в течение беседы, связанные с взаимоотношениями со взрослыми.

Другие приемы

Если несовершеннолетний вину не признает, кроме тактических методов используются и другие способы выяснения информации. Следователь должен доходчиво разъяснить подростку опасность его действий для общества, охарактеризовать отношение к нему окружающих. Немалое значение имеет описание ущерба, который несовершеннолетний причинил не только потерпевшему, но и своим близким.

Следователь должен показать, к чему может привести отрицание вины, важность правильной оценки подростком своего поведения, последствий, необходимость сотрудничества со следствием. Следует объяснить несовершеннолетнему, что чистосердечное признание является фактором, смягчающим наказание.

Права несовершеннолетних

До начала допроса подростку разъясняется необходимость говорить правду. Несовершеннолетние до 16 лет не предупреждаются об ответственности за ложные показания.

На стадии возбуждения дела и предварительного следствия предусмотрены следующие права несовершеннолетнего:

  • Знать, в чем он подозревается/обвиняется.
  • Воспользоваться помощью защитника.
  • Знакомиться с протоколами процессуальных действий, осуществленных с его участием.
  • Заявлять ходатайства или отводы, приносить жалобы на решения, действия/бездействия сотрудников правоохранительных структур, прокурора.
  • Давать показания на родном языке, при необходимости пользоваться услугами переводчика.

При допросе подростков действуют положения Конституции. В частности, согласно 51 статье Основного Закона, никто не обязан свидетельствовать против себя или своих родственников. Следовательно, несовершеннолетний вправе отказаться от дачи показаний.