Как производится постановка граждан на воинский учет

Содержание

Постановка на воинский учет по временной регистрации (оформление пописки) – в 2018 году, нужно вставать, оформление документов, обязан явиться, штраф

Как производится постановка граждан на воинский учет

Как производится постановка граждан на воинский учет

Оформление регистрации по месту пребывания является обязательным для каждого гражданина, который собирается находиться вне своего постоянного места прописки на протяжении более трех месяцев.

Экскурсии в Йошкар-Олу

Но при этом стоит отметить тот факт, что военнообязанным мужчинам нужно не просто получить свидетельство о временной прописке, но еще и разобраться в том, как осуществляется постановка на воинский учет по месту временной регистрации в 2018 году.

Зачем это нужно

Институт временной регистрации изначально вводился исключительно для того, чтобы граждане, которые прибывают на новое место проживания, могли:

При этом стоит отметить тот факт, что если гражданин не выполняет установленные действующим законодательством нормы, и не регистрируется на протяжении 90 дней с момента пребывания на свое место временного проживания, на него будет наложен административный штраф.

Главные уточнения

Для того, чтобы понять особенности оформления на воинский учет по месту временного пребывания, стоит разобраться в том, как эта процедура регулируется законом и в чем заключаются ее особенности.

Нормативы закона

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона, регулирующего воинскую обязанность и порядок ведения военной службы, граждане должны после прибытия по новому месту жительства обратиться в военный комиссариат для того, чтобы стать на воинский учет, если они собираются находиться на территории текущего места проживания на протяжении более трех месяцев.

При этом стоит отметить тот факт, что в соответствии с нормами, указанными в приказе Министра Обороны №400, изданном 2 октября 2007 года, гражданин должен лично обратиться в свой военный комиссариат для того, чтобы сняться с воинского учета, и потом подать заявление по новому месту пребывания с указанием причины снятия.

Если указанные требования не будут выполнены, на гражданина будет наложена соответствующая административная ответственность, предусмотренная статьей 21.5 Кодекса об административных правонарушениях.

Образец свидетельства о регистрации по месту пребывания

Необходимые документы

В соответствии с действующим законодательством устанавливается следующий перечень документов, которые нужно подавать в военкомат для того, чтобы встать на воинский учет:

  • оригинал и копия паспорта или свидетельства о рождении;
  • справка, полученная в учебном учреждении, подтверждающая прохождение обучения призывником;
  • справка о регистрации;
  • документ, указывающий информацию о семейном положении;
  • шесть фотографий, размер каждой из которых должен быть 3х4 см;
  • документ, подтверждающий наличие образования;
  • медицинская карта, предварительно оформленная в ближайшей поликлинике;
  • документы, подтверждающие факт прохождения курсов повышения квалификации;
  • квалификационное удостоверение, подтверждающее наличие определенного звания или же спортивного разряда;
  • удостоверение, подтверждающее факт прохождения военно-патриотической подготовки.

Важные подробности

Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется в военных комиссариатах, и проводится данная процедура в период с начала года по март, в преимущественном большинстве случаев данное мероприятие организовывается вместе с различными учебными заведениями.

Педагоги образовательных учреждений предварительно составляют характеристику каждого будущего призывника, и полученная информация впоследствии будет использоваться в процессе определения, насколько молодой человек годен и готов к прохождению службы.

При постановке на воинский учет в обязательном порядке должен присутствовать уполномоченный представитель образовательного учреждения, а также по необходимости возможно и присутствие родителей, которые должны будут уточнить факт наличия определенных хронических заболеваний.

Как совершить постановку на воинский учет по временной регистрации

Процедура оформления регистрации граждан в миграционной службе может быть временной или постоянной.

Последняя предусматривает указание определенной отметки в паспорте гражданина, которая не будет иметь срока действия, в то время как временная может представлять собой соответствующий штамп с отметкой о регистрации, имеющей определенный срок действия, или же справку-вкладыш, в которой будет указываться адрес прописки и срок ее действия.

Если военнообязанный человек собирается сменить свое место жительства или получить временную регистрацию на территории другого населенного пункта, ему нужно в обязательном порядке сняться с военного учета в своем военкомате, расположенном по основному месту жительства.

После этого нужно будет получить временную регистрацию по новому месту пребывания и стать на учет в военкомате, расположенном территориально по месту временной регистрации.

Возможные проблемы

В зависимости от определенных обстоятельств можно столкнуться с разными проблемами, поэтому лучше заранее ознакомиться с ними, чтобы постараться исключить их всеми доступными способами.

Нарушения и ответственность

Несоблюдение норм, установленных действующим законодательством, в конечном итоге оборачивается определенными последствиями, и если гражданин вовремя не явился по полученной повестке или для постановки на учет, ему нужно будет заплатить штраф, сумма которого достигает 500 рублей. Вся информация должна отправляться в комиссариат в полном соответствии с установленными сроками, и в особенности это касается тех лиц, которых будут призывать в будущем.

При этом стоит отметить тот факт, что на практике в основном пристально следят только за теми гражданами, которые находятся в призывном возрасте, и если человек уже проходил срочную службу, ему вовсе не обязательно регулярно посещать комиссариат, чтобы оповещать их о своих перемещениях.

Меры наказания

Для граждан, которые уже оформили временную регистрацию, руководителями организаций должна быть обеспечена своевременная связь с военкоматами, а в противном случае на них будет наложено соответствующее наказание:

Несвоевременное оповещение сотрудников военкомата о прибывающих гражданах1 000 рублей.
Лишение работников возможности своевременно обратиться в комиссариат1 000 рублей.
Отсутствие информации о поступивших на работу гражданах, которые являются военнообязанными1 000 рублей.

Таким образом, суммы штрафов являются довольно скромными, а учитывая хлопоты, которые ложатся на руководство при взаимодействии с военкоматом, нередко встречается ситуация, когда подобное сотрудничество отсутствует в принципе.

Как сняться

Чтобы сняться с учета в своем военкомате, нужно будет написать заявление, в котором указываются причины, по которым проводится данная процедура. В данном случае в качестве основания можно указать причины, указанные выше, то есть смену места проживания на достаточно длительный промежуток времени.

В преимущественном большинстве случаев процедура снятия с учета растягивается до того момента, как будет проводиться общий призыв и вручение повестки гражданину.

Первоначальная постановка на воинский учет

Как производится постановка граждан на воинский учет

ПодробностиАвтор: юрист Юлия ДидухКатегория: Военная служба и образование (увольнение) Опубликовано: 08 августа 2015 Просмотров: 30797

Все мероприятия, связанные как с первоначальной, так и с повторной постановкой граждан на воинский учет в Российской Федерации регулируются нормами статьи 9 Федерального закона  “О воинской обязанности и военной службе”.

Первоначальная постановка граждан РФ на воинский учет проходит в период с 01 января по 31 марта в год достижения семнадцати лет для юношей и на протяжении всего календарного года для девушек, которые получили военно-учетную специальность. Как правило, это происходит централизовано.  Юношей и девушек приводят для этого в военкомат целыми классами или группами из школ или других средних учебных заведений.

Однако если будущий призывник или его родители не хотят проходить такие мероприятия групповым порядком, необходимо написать заявление на имя директора школы и другого учебного заведения, о том, что постановка на воинский учет будет пройдена самостоятельно с участием родителей.   

Также в течение года должны стать на учет в военкомате граждане, которые отбывали наказание в местах лишения свободы (если незаконно использовали фирменное наименование), лица, приобретшие российское гражданство, граждане, вернувшиеся из-за рубежа для постоянного жительства на территории РФ, а также граждане, которые по каким-то причинам пропустили первоначальный вызов для постановки на воинский учет.

Должностные лица учреждения или организации, где работает или проходит обучение гражданин, подлежащий учету, должны обеспечить его явку в военкомат для последующей постановки на воинский учет.

Лицам, подлежащим воинскому учету, необходимо прибыть по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование и пройти комиссию. При себе нужно иметь установленный перечень документов.

 Документы для постановки на первоначальный воинский учет 

– Паспорт гражданина РФ; – 4 фотографии установленного вида; – Документы об образовании (и их копии) (если имеется);

– Медицинские документы призывника (если имеется).

 Что происходит в военкомате при постановке на первоначальный воинский учет? 

В военкомате заседает специальная призывная комиссия. В состав которой входят: председатель, избираемый из числа должностных лиц военкомата, председатель местной администрации, специалист, который квалифицируется на психологическом отборе, секретарь и врачи. Основная задача комиссии – оценить пригодность юноши к военному призыву.

Поэтому основной задачей допризывников является прохождение медицинской комиссии. 
При этом, не ранее, чем за месяц до медицинского освидетельствования юноши и девушки, подлежащие постановке на воинский учет, должны пройти диагностическое исследование по направлению воинского комиссариата.

Оно включает в себя лабораторный анализ крови и мочи, измерение веса и роста и рентген- исследование.

В пункте 6 статьи 9 Федерального закона  “О воинской обязанности и военной службе” сказано: “Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана … принять решение о постановке гражданина на воинский учет, либо внести на рассмотрение призывной комиссии (выделено нами) вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.”

Поэтому, еще до начала процедур в военкомате по постановке юноши на первоначальный воинский учет его родителям не будет лишним самостоятельно узнать о состоянии его здоровья и иметь достоверные и актуальные медицинские документы о его заболеваниях.

  При медицинском освидетельствовании юноши в военкомате он сможет обратить внимание призывной комиссии на имеющиеся хронические заболевания.

Для их подтверждения нужно будет  предоставить копии медицинских заключений гражданских врачей о состоянии здоровья призывника.

Как встающие на воинский учет юноши 17 лет, так и их родители должны знать и понимать, что решение комиссии при постановке на первоначальный воинский учет о категории годности гражданина к военной службе не является окончательным.

Такое решение даже фактически не учитывается при решении вопроса о призыве юноши на военную службу, по достижении им возраста 18 лет.   Ведь через год после первоначальной постановки на воинский учет будет проведена призывная медицинская комиссия.

Именно на ней призывнику нужно будет подтвердить свою категорию пригодности к военной службе.

 Годен – не годен 

Категории годности призывников к воинской службе , как при постановке на первоначальный воинский учет,  так и при проведении призыва, регламентируются Положением о военно-врачебной экспертизе и определяются на основании выводов медицинской комиссии о состоянии здоровья призывника: >>Категория «А» — годен к военной службе; >>Категория «Б» — годен к военной службе с незначительными ограничениями; >>Категория «В» — ограниченно годен к военной службе; >>Категория «Г» — временно не годен к военной службе; >>Категория «Д» — не годен к военной службе.

>>Полный перечень заболеваний, определяющих категории годности призывников к воинской службе и дополнительные требования к состоянию здоровья для несения службы по отдельным военно-учетным специальностям приведен в Приложении к Положению о военно-врачебной экспертизе. Этот перечень ежегодно изменяется и дополняется.

При первоначальной постановке призывников на воинский учет председатель комиссии по постановке на воинский учет  имеет право также принять решение о пригодности будущего призывника к обучению в военном учебном заведении по военно-учетным специальностям и управлению им транспортными .

Такое решение комиссии будет крайне важным, если юноша собирается поступать в военное училище или институт.

Если военная медицинская комиссия не может самостоятельно принять решение о пригодности юноши или девушки к прохождению воинской службы, она направляет допризывника на дополнительное амбулаторное или даже стационарное медицинское обследование в специализированную медицинскую организацию.

После прохождения медицинского освидетельствования председатель комиссии по постановке на первоначальный воинский учет или секретарь комиссии объявляет призывнику ее решение и разъясняет дальнейшие обязанности. При несогласии с решением военной комиссии,  граждане, подлежащие воинскому учету, могут его обжаловать.

Как сами призывники, так и их родители должны знать,  что итогом решения комиссии о постановке гражданина на первоначальный воинский учет в любом случае должно стать вручение ему «Удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу»,  или, иначе говоря, – «приписное удостоверение» Именно в приписном удостоверении проставляется отметка о постановке гражданина на воинский учет и указывается категория его годности к военной службе. Кроме того, в нем проставляется дата следующей явки призывника в военкомат для проведения призывных мероприятий. Военкомат не имеют права не выдать приписного удостоверения, если он прошел комиссию. Даже если он не принес каких-либо справок, он все равно должен получить приписное.  

Если у гражданина призывного возраста отсутствует приписное удостоверение, то у него могут возникать проблемы в дальнейшем: к примеру, он не сможет поступить в колледж или ВУЗ. Ведь  так  в приемную комиссию любого учебного заведения кроме аттестата о среднем образовании необходимо представлять приписное свидетельство о постановке на воинский учет.

Как осуществляется первоначальная постановка на воинский учет? :

Как производится постановка граждан на воинский учет

В Российской Федерации первоначальная постановка на воинский учет определяется федеральным законом от 28.03. 1998 г. номер 53 “О воинской обязанности и военной службе” (с последними изменениями и дополнениями от 13.07. 2015 г.) и “Положением о воинском учёте”, утвержденным 27.11.2006 года.

Воинский учет в Российской Федерации

Воинский учет (ВУ) – это государственная система регистрации и анализа призывных и мобилизованных граждан, которые имеются в стране. Он делится на специальный и общий.

Первый вид учета включает в себя регистрацию военнообязанных, которые закреплены за организациями, учреждениями и федеральными или местными органами власти, на время войны и в период мобилизации.

А также на специальном ВУ состоят граждане, проходящие службу в ОВД, Противопожарной Государственной службе, структурах уголовно-исполнительной системы, государственных учреждениях по контролю над оборотом наркотиков и психотропных веществ в должностях рядовых или руководящего состава. Все остальные военнообязанные лица состоят на ВУ общего типа.

Жизнедеятельность системы воинского учета обеспечивают Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Служба внешней разведки, органы ФСБ РФ и органы исполнительной власти на региональном и местном уровнях.

Неподлежащие воинскому учету граждане

Граждане Российской Федерации обязаны состоять на ВУ, все кроме:

  • женщин, которые не имеют военно-учетные специальности, такого рода профессии закреплены в приложении к Положению о ВУ;
  • лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы;
  • граждан, проходящих воинскую службу;
  • людей, которые постоянно проживают не на территории России.

Лица, живущие за пределами страны, желающие проходить службу по военному призыву на воинских должностях, которые замещаются солдатами и матросами, старшинами и сержантами в Вооруженных Силах РФ, иных войсках, воинских формированиях и учреждениях, могут быть поставлены на ВУ в определенные перечнем Головного штаба Вооруженных Сил РФ комиссариатах на территории России.

Обязанности граждан РФ по воинскому учету

Лица, подлежащие ВУ в Российской Федерации, обязаны:

  • Быть зарегестрированными в военном комиссариате по месту жительства, в органах местного самоуправления в населенных пунктах, где нет комиссариатов, в Службе внешней разведки России или органах ФСБРФ в случае, если гражданин является офицером или пребывает в запасе данных структур. Для становления на ВУ обычных граждан производится первоначальная постановка на воинский учет в 16 лет.
  • Являться по вызову в орган, реализующий воинский учет, в назначенное время, взяв с собой военный билет или удостоверение лица, подлежащего призыву на службу, паспорт и водительские права (при их наличии).
  • В случаях увольнения в запас явиться в комиссариат по месту проживания для постановки на ВУ на протяжении 2-х недель с момента отчисления из списков граждан, входящих в личный состав воинской части.
  • Сообщать в орган, производящий воинский учет, сведения о смене семейного положения, места работы, занимаемой должности, образования, места проживания в пределах района, города, не имеющего районного деления или муниципального образования, не позднее 2-х недель с момента их наступления.
  • Производить снятие с ВУ при переезде на другое место жительства или пункт пребывания на срок более 3-х месяцев, при выезде заграницу на период более 6-ти месяцев, а также становиться на учет на территории нового места нахождения не позднее 2-х недель с момента прибытия или возвращения в Россию.
  • Сохранять военный билет в хорошем состоянии, а в случае его утраты на протяжении двух недель обратиться за его восстановлением в комиссариат.

Первичный ВУ и первоначальная постановка на ВУ

Изначальный (первичный) ВУ производится структурными подразделениями военных комиссариатов, а в случае отсутствия таковых, органами местного самоуправления.

Местные органы власти, наделенные соответствующими полномочиями, должны ежегодно до первого октября предоставлять комиссариату списки лиц мужского пола, которые достигли 16-ти лет, а до первого ноября – перечнь граждан, которым будет необходима первоначальная постановка на воинский учет в последующем году.

При проведении первичного ВУ компетентными на то органами производится сбор всей необходимой о гражданине информации, которая хранится и обрабатывается согласно порядку, установленному законодательством РФ в сфере защиты персональных данных, а также Положением о ВУ.

Сведения собираются до прибытия гражданина в комиссариат, а также и во время того, как производится первоначальная постановка на воинский учет. Документы ВУ должны содержать сведения:

  • ФИО гражданина;
  • дата рождения;
  • вес, рост, окружности грудной клетки, живота и т.д;
  • место пребывания или жительства;
  • место работы;
  • образование;
  • семейное положение;
  • владение иностранными языками;
  • пригодность к службе по состоянию здоровья;
  • профпригодность к изучению военно-учетных специальностей и к службе на воинских должностях;
  • имеющиеся военно-учетные и гражданские специальности;
  • имеющиеся спортивные разряды, звания;
  • наличие возбужденных или прекращенных уголовных дел;
  • наличие судимости;
  • прохождение военных сборов;
  • прохождение службы военной или альтернативной гражданской;
  • не прохождение службы по призыву без законных на то оснований;
  • постановление гражданина на специальный ВУ;
  • нахождение в мобилизационном резерве.

Кто производит первоначальную постановку на ВУ

Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется военным комиссариатом через свои региональные (местные) подразделения на местах жительства призывников. А также в пунктах их пребывания в случае, когда человек прибыл на место нахождения на срок более трех месяцев или проходит там альтернативную службу гражданского характера.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола проводится комиссией, создаваемой решением вышестоящего должностного лица субъекта страны по представлению военного комиссара в городском округе, муниципалитете, районе или на внутригородской территории населенных пунктов федерального значения.

Сроки проведения первоначального учета

В случае когда граждане работают или обучаются, руководители соответствующих организаций обязаны обеспечить возможность своевременной явки в военный комиссариат по повестке. А те лица, которые не имеют места работы (обучения) обязаны при получении соответствующей повестки лично прибыть в указанное время и место для изначальной регистрации в соответствующих органах.

Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется в период с 1-го января по 31-е марта того года, в котором будущему защитнику родины исполняется 17 лет.

В ситуации когда человек, относящийся к категории лиц неподлежащих воинскому учету, меняет свой статус (например, женщина получает военно-учетную специальность или человек без гражданства получает его), комиссариат вправе вызвать данное лицо для первоначальной постановки на учет на протяжении всего календарного года.

Состав комиссии

Первоначальная постановка на воинский учет граждан реализуется специальной комиссией, в состав которой входят:

  • председатель комиссии, которым является должностное лицо из соответствующего военного комиссариата;
  • представитель администрации местного уровня;
  • профессионал в области отбора людей по психологическим критериям;
  • секретарь;
  • врачи-специалисты (хирург, психиатр, невролог, терапевт, окулист, лор, стоматолог и другие специалисты в случае необходимости).

Обязанности комиссии по постановке на учет

В обязанности комиссии, с помощью которой производится первоначальная постановка на воинский учет, входят:

  • организация медицинского освидетельствования людей для выявления их пригодности к службе военного типа по состоянию здоровья;
  • проведение процедур по профессиональной психологической выборке граждан для выявления их годности к обучению по специальностям военного профиля;
  • принятие решения о постановке на военный учет.

Во время проведения медицинского обследования специалисты изучают все документы, предоставленные предпризывником, касающиеся его состояния здоровья, проводят самостоятельный осмотр гражданина, оценивая в том числе его физическое развитие.

Решение комиссии

Завершается первоначальная постановка на воинский учет граждан вынесением и оглашением решения комиссии, которое производится председателем или секретарем, вместе с объяснениями предпризывнику его обязанностей в данной области.

Вынесенный вердикт может быть следующим:

  • поставить гражданина на воинский учет;
  • направить решение на рассмотрение призывной комиссии о зачислении в запас человека, который признан ограниченно годным к службе;
  • направить решение на рассмотрение призывной комиссии об освобождении от выполнения воинской обязанности лица, признанного негодным к службе военного характера.

Первоначальная постановка на воинский учет позволяет государству обладать информацией о количестве годных к воинской службе граждан, грамотно распределять их среди имеющихся воинских подразделений.

А также дает возможность гражданам заранее быть осведомленными о своем статусе в данной области и в случае несогласия с решением комиссии заблаговременно его опротестовать, обратившись с жалобой не позже 3-х месяцев с момента вынесения вердикта комиссией в вышестоящее подразделение комиссариата, прокуратуру или районный суд.

Воинский учёт. Обязанности граждан по воинскому учёту

Как производится постановка граждан на воинский учет

 

Федеральным законом (далее по тексту – ФЗ) от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлена обязанность граждан состоять на воинском учёте.

Воинский учёт представляет собой форму учёта призывных и мобилизационных людских ресурсов. Порядок осуществления воинского учёта определяют ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. ст.

8 – 10), Положение о воинском учёте, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719, иные нормативно-правовые акты.

Воинский учёт по общему правилу осуществляется по месту жительства или месту пребывания (в отношении граждан, прибывших на место пребывания на срок более трёх месяцев) граждан военными комиссариатами. За состояние воинского учёта отвечают военные комиссары.

Следует различать постановку граждан на воинский учёт и первоначальную постановку граждан на воинский учёт1. Они различаются:

  • по кругу подлежащих постановке на учёт лиц. Первоначальная постановка осуществляется только в отношении граждан в год достижения ими семнадцати лет;
  • по сроку проведения мероприятий. Если постановка граждан на воинский учёт может осуществляться круглогодично, то первоначальная постановка – только в период с 1 января по 31 марта;
  • по органу, осуществляющему постановку на учёт. Первоначальная постановка граждан на воинский учёт осуществляется комиссиями по постановке граждан на воинский учёт, а не военными комиссариатами.

В рамках осуществления постановки на воинский учёт военный комиссариат совершает юридически значимые действия – ставит граждан на воинский учёт. В рамках первоначальной постановки на воинский учёт принимается решение комиссии по постановке граждан на воинский учёт. Комиссия, согласно п. 6 ст. 9 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», принимает следующие решения:

  • о внесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе;
  • о внесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе;
  • о постановке на воинский учёт – в отношении всех прочих подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт граждан.

Таким образом, граждане, которым присвоена категория годности «В» или «Д», на воинский учёт ставиться не должны. Между тем, п.

34 Положения о воинском учёте идёт вразрез с требованиями закона и наделяет комиссию по постановке граждан на воинский учёт полномочиями по постановке на воинский учёт граждан, признанных ограниченно годными к военной службе.

В условиях коллизии норм права действует та, которая установлена более высоким актом в иерархии нормативно-правовых актов. Следовательно, норма п. 34 Положения о воинском учёте не подлежит применению.

Также непонятно, каким образом призывная комиссия, перед которой ставятся на разрешение вопросы в отношении ограниченно годных и не годных граждан, сможет принять в отношении них какое-либо решение. В силу п. 1 ст.

22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыву подлежат лишь граждане, состоящие или обязанные состоять на воинском учёте.

То есть, граждане, не состоящие и не обязанные состоять на воинском учёте, призыву не подлежат, и призывная комиссия не может вынести в отношении них никакого решения.

Однако стоит отметить, что один и тот же гражданин может быть признан не годным к военной службе 31 марта комиссией по постановке граждан на воинский учёт, а уже 1 апреля военным комиссариатом поставлен на воинский учёт в рамках различных мероприятий. Таким образом, противоречие, возникшее в силу несовершенства законодательства, снимается.

Оповещение граждан о явке на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учёт, производится повестками военного комиссариата.

Если причины неявки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учёт не являются уважительными, на гражданина может быть наложено административное взыскание: предупреждение или административный штраф в размере от ста до пятисот рублей.

Комиссия по постановке граждан на воинский учёт обязана организовать медицинское освидетельствование граждан и определить категорию годности гражданина к военной службе.

Определение гражданину конкретной категории годности при первоначальной постановке на воинский учёт не означает, что при призыве на военную службу гражданину будет определена та же категория годности.

При решении вопроса о призыве в рамках медицинского освидетельствования будет вновь выноситься заключение о годности к военной службе исходя из состояния здоровья призывника на день проведения освидетельствования.

Разумеется, при постановке на воинский учёт гражданина, подлежащего призыву на военную службу, категория годности не будет определяться дважды: заключение о годности будет дано в ходе проведения одного медицинского освидетельствования.

При постановке гражданина на воинский учёт выдаётся документ воинского учёта. Для граждан, зачисленных в запас, таким документом является военный билет, а для подлежащих призыву – удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Если призывник освобождён от призыва на военную службу, то его зачисляют в запас и выдают военный билет.

Призывник, имеющий отсрочку от призыва, не зачисляется в запас, а потому подлежит призыву. Ему военный билет не выдаётся до зачисления в запас в связи с освобождением от призыва, достижением 27-летнего возраста и т.п.

Утверждение организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» о том, что «удостоверение утрачивает свою силу после достижения 18-летнего возраста»2, ошибочно и не должно вводить в заблуждение.

Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, согласно п.

17 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 400 от 2 октября 2007 года (далее по тексту – Инструкция от 2 октября 2007 года), выдаётся гражданину под личную роспись в день прохождения комиссии по постановке граждан на воинский учёт.

Согласно п. 12 Порядка формирования картотеки личных дел призывников (приложение № 9 к Инструкции от 2 октября 2007 года), выдача военного билета гражданам, зачисленным в запас, осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения призывной комиссией или получения выписки из протокола призывной комиссии субъекта РФ.

Очевидно, что законодатель предполагал производить отсчёт десяти рабочих дней со дня принятия решения призывной комиссией субъекта РФ, но сконструировал норму так, что предоставил гражданину, зачисленному в запас решением призывной комиссии, требовать выдачи военного билета по истечение 10 рабочих дней со дня принятия указанного решения, даже если решение не прошло установленную процедуру утверждения. Налицо несовершенство юридической техники.

Отсутствие у гражданина документа воинского учёта, вопреки распространённому заблуждению, не препятствует:

  • Регистрации по месту пребывания и по месту жительства. Изначально Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, содержали требования о предоставлении при регистрации по месту жительства документа воинского учёта. Однако Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 года № 599 эти требования были отменены.
  • Поступлению в государственные ВУЗы, учреждённые федеральными органами исполнительной власти. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления при поступлении, дан в разделе IV Порядка приёма граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2009 года № 442. Согласно указанному нормативному акту, предоставление документа воинского учёта может осуществляться лицами, проходившими военную службу по призыву и уволенными с военной службы, имеющими право в течение года после увольнения с военной службы использовать результаты ЕГЭ, сданного ими в течение года до призыва на военную службу.
  • Получению или замене паспорта гражданина РФ. Пункты 34.5., 35.4. Административного регламента ФМС по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учёту паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ, утверждённого Приказом ФМС России от 7 декабря 2009 года № 339, обязывает граждан, имеющих военный билет, представить его в соответствующий орган или подразделение Федеральной миграционной службы России, но не обязывает делать это лиц, не имеющих военного билета. Требование о предоставлении удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, Административным регламентом не заявляется.
  • Получению так называемого загранпаспорта. Согласно п. 34 Административного регламента ФМС по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами территории РФ, и по исполнению государственной функции по их учёту, утверждённого Приказом ФМС России от 3 февраля 2010 года № 26, проживающие на территории РФ лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет для подтверждения достоверности сведений о том, что гражданин на не призван на военную службу или не направлен на альтернативную гражданскую службу, представляют в соответствующие подразделения ФМС либо военный билет с отметкой об окончании прохождения военной службы по призыву, либо справку военного комиссариата по месту жительства.

При этом документ воинского учёта необходим при поступлении на работу по трудовому договору – военнообязанным и лицам, подлежащим призыву на военную службу (ст. 65 Трудового кодекса).

Призывники, согласно ст. 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», обязаны:

  • Состоять на воинском учёте по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трёх месяцев, – по месту их пребывания) в военном комиссариате.
  • Явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учёт.
  • Сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учёт, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
  • Явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учёт, снятия с воинского учёта и внесения изменений в документы воинского учёта при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трёх месяцев либо выезде из РФ на срок более шести месяцев или въезде в РФ. В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока3 обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, для оформления регистрации по месту пребывания. Регистрация производится в трёхдневный срок, без снятия гражданина с регистрационного учёта по месту жительства, и завершается выдачей гражданину свидетельства о регистрации по месту пребывания. Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница – приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом – интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение. Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию. О регистрации по месту жительства, в отличие от регистрации по месту пребывания, делается отметка в паспорте гражданина. Граждане могут быть зарегистрированными по месту жительства только в одном жилом помещении. Гражданин, выезжающий за пределы РФ, обязан сдать в военный комиссариат удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Удостоверение приобщается к личному делу призывника. По достижении призывником, постоянно проживающим за пределами РФ, 27-летнего возраста, его личное дело уничтожается. Правовые последствия выезда за пределы РФ и возвращения в РФ нуждаются в детальном рассмотрении. В настоящей работе им посвящён отдельный раздел.
  • Бережно хранить документ воинского учёта, в случае утраты документа в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учёт, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных. Такие деяния, как умышленные порча или уничтожение документа воинского учёта, либо небрежное хранение, повлекшее его утрату, являются основаниями для привлечения гражданина к административной ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 21.7. КоАП РФ).
  • Лично сообщать о выезде в период проведения призыва на срок более трёх месяцев с места жительства или места пребывания в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учёт.

Данный перечень обязанностей не является исчерпывающим.

По мнению автора, первоначальная постановка на воинский учёт не имеет практического смысла и является рудиментом законодательства. Представляется, что в ходе эволюции отечественной правовой системы этот пережиток прошлого будет изъят из законодательства.

Виленская Е.Ю., Полякова Э.М., Подольский С.А. Защита прав призывника. Издание 10-е, переработанное. – СПб, 2002, с. 61, с. 63.

Указанные сроки были установлены Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2004 года № 825.

Ранее действовавшая редакция Правил… обязывала гражданина обращаться в орган регистрационного учёта в 3-дневный срок со дня прибытия к месту временного проживания.

Таким образом, законодательно закреплено право гражданина на проживание в помещении, не являющимся местом постоянного проживания, без регистрации по месту пребывания в течение 90 дней

Постановка на воинский учет

Как производится постановка граждан на воинский учет

  • Статьи и полезная информация о призыве
  • Законы, документы и нормативные акты
  • Определение годности и права на отсрочку
  • Помошь в освобождении от армии
  • добавочный номер – 229

Постановка граждан на воинский учет осуществляется с целью иметь данные о количестве и местоположении военнообязанных молодых людей. Делается это с целью поддержания общей боеготовности на случай войны или военного положения в каком-либо регионе Российской федерации или во всей стране.

Граждане мужского пола должны в обязательном порядке состоять на учете, за исключением тех случаев, когда они освобождены от воинской обязанности. Здесь важно понимать, что они должны быть освобождены именно от воинской обязанности, а не от призыва в армию. Это разные вещи.

От призыва могут освободить человека с категорией годности В, но при этом он состоит на учете и в случае боевых действий его могут призвать в нестроевые части ВС РФ. От воинской обязанности освобождаются люди, у которых здоровье полностью не позволяет им проходить службу в армии. Их не призывают даже во время войны.

Также в обязательном порядке проходят постановку на воинский учет граждане женского пола, которые имеют военно-учетную специальность — например, специальность врача или медсестры.

Не должны состоять на учете граждане:

  • Проживающие в другом государстве на постоянной основе;
  • Освобожденные от исполнения воинской обязанности;
  • Женского пола, у которых нет военно-учетной специальности (ВУС);
  • Находящихся в местах лишения свободы.

Осуществляют постановку граждан на воинский учет военные комиссариаты. Они организуют свою работу через собственные структурные подразделения. То есть создается областной военкомат и в каждом районе данной области организуются районные военкоматы.

Если в каком-либо муниципальном образовании отсутствует отделение военного комиссариата, то полномочия по постановке граждан на военный учет передаются местным органам самоуправления – то есть администрации муниципального образования (деревни, села или города).

Порядок постановки граждан на воинский учет следующий — сначала в военном комиссариате определяют, являетесь ли вы военнообязанным человеком или нет.

Для этого в органах местного самоуправления собираются сведения:

  • О вашем месте проживания;
  • О Наличии жены и детей;
  • Об образовании и наличии военно-учетных специальностей;
  • О вашей работе;
  • О прохождении вами военной службы или АГС;
  • О наличии у вас судимостей;
  • Об уклонении вами от прохождения службы в армии.

Далее, если все в порядке, то вас поставят на воинский учет. Фактически вас просто запишут в реестр, как военнообязанного и при мобилизации в связи с военными действиями могут призвать вас в армию с учетом вашей категории годности к военной службе.

Обязанности граждан, связанные с воинским учетом

Граждане, поставленные на воинский учет, должны соблюдать некоторые правила:

Первое: Нужно состоять на учете в военном комиссариате (или органе его заменяющем) по месту проживания. В случае поездки в другое место проживания на срок более трех месяцев, вы должны зарегистрироваться в военкомате того места, куда приехали. 

Второе: Для первоначальной постановки на воинский учет гражданин обязан явиться в военный комиссариат в случае вызова по повестке.

Третье: В течение 2-х недель оповещать в специальный отдел военкомата в случае:

  • Женитьбы или развода;
  • Изменения места своего проживания;
  • Получения вами нового образования (например, высшего);
  • Изменения места вашей работы.

Четвертое: Если вы собираетесь сменить место проживания, выехать за пределы РФ на 6 месяцев и более, или выехать за пределы своего места проживания более чем на 3 месяца, то вы обязаны прийти в военкомат по месту жительства для снятия с учета. Далее, вы должны встать на учет на новом месте пребывания (если оно в пределах РФ). После возвращения, процедура повторяется в обратном порядке.

Пятое: Хранить личные документы воинского учета, такие как военный билет и приписное свидетельство. В течение 2-х недель сообщать в свое отделение военного комиссариата об утере вышеуказанных документов, для замены на новые. Подробнее о документах:

Воинский учет

Как производится постановка граждан на воинский учет

Воинский учет представляет собой государственную систему учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных ресурсов.  Воинский учет организуется в соответствии с ФЗ «О Воинской обязанности и военной службе» ст.8-10  и Положением о воинском учете, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719.

Персональный Воинский учет граждан осуществляется Военными комиссариатами по месту жительства граждан, а граждан, прибывших на место прибывания на срок более 3-х месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, — по месту их прибывания. За состояние воинского учета отвечают военные комиссары.

Чем отличается постановка граждан на воинский учет и первоначальная постановка на воинский учет

  1. По кругу лиц, подлежащий постановке на учет. Первоначальная постановка осуществляется только в отношении граждан в год достижения ими семнадцати лет, а воинскому учету подлежат граждане мужского пола от 18 до 27 лет.
  2. По срокам проведения мероприятий.

    Это значит, что первоначальная постановка на учет осуществляется в период с 1 января по 31 марта, а постановка граждан на воинский учет происходит круглогодично.

  3. По органу, осуществляющему постановку на учёт.

    Первоначальная постановка граждан на воинский учёт осуществляется комиссиями по постановке граждан на воинский учёт, а не военными комиссариатами.

Оповещение граждан о явке на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учёт, производится повестками военного комиссариата.

Если причины неявки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учёт не являются уважительными, на гражданина может быть наложено административное взыскание: предупреждение или административный штраф в размере от ста до пятисот рублей.

Уважительные причины неявки в военкомат по повестки

Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:

  • заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом

Действия граждан при первоначальной постановке на воинский учет

В год достижения 17 лет, Вы обязаны лично прибыть по вызову в военный комиссариат (призывной пункт) и иметь при себе следующие документы;

— паспорт, свидетельства о рождении и их копии.

— справку с места жительства и о семейном положении (при необходимости)

— справку с места работы или учебы

— фотографии 3*4  6 штук.

— медицинские документы о состоянии здоровья, т.е результаты прохождения профилактических медицинских осмотров.

Далее Вас встретит дежурный по призывному пункту из числа офицеров или прапорщиков военного комиссариата. Они разъяснят Вам ваши обязанности и сделают отметку в списках о днях явки.

После этого с Вами будет проведена беседа, в ходе которой установят, желаете ли вы обучаться в образовательном учреждении, или военном образовательном учреждении профессионального образования. Ваше отношения к военной службе, семейное положение, состояние здоровья и другие вопросы, которые будут отражаться в листе изучения призывника.

Далее у Вас проверят наличие вышеуказанных документов которые вы должны были принести с собой. На их основании техническими работниками будет заполнено личное дело и учетная карта призывника.

Следующие действия потребуют о Вас большей ответственности, так как с Вами проведут мероприятия по профессиональному психологическому отбору. Итоги по Вашей профессиональной пригодности занесут в учетную карту.

После этого Вас направят на медицинское освидетельствование. Оно будет проводиться врачами – специалистами, терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, стоматологом и другими специалистами. По результатам мед. освидетельствования врачи- специалисты дают заключения о годности к военной службе по следующим категориям.

«А» — годен к военной службе

«Б» — годен к военной службе с незначительными ограничениями

«В» — ограниченно годен к военной службе

«Г» — временно не годен к военной службе

«Д» — не годен к военной службе

Следует обратить внимание, что при первоначальной постановке гражданина на воинский учет заключение о временной негодности к военной службе выносится на срок до 12 месяцев.

Воинский учет граждан женского пола и исполнение ими воинской обязанности в запасе

Как производится постановка граждан на воинский учет

Воинский учет граждан женского пола и исполнение ими воинской обязанности в запасе

Л.Е. Иванова, майор юстиции, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации

Интерес к воинскому учету и исполнению обязанностей военной службы в запасе имеется как у женщин-военнослужащих, так и у женщин гражданских, имеющих военно-учетную специальность. Автор не преследует цели рассмотреть все тонкости этих вопросов. Основная задача – в ознакомительном порядке и в обобщенном виде рассмотреть положения действующего законодательства.

Воинский учет представляет собой систему учета и анализа имеющихся в государстве призывных и мобилизационных ресурсов.

Организация воинского учета осуществляется на основании Конституции РФ, федеральных законов “Об обороне”, “О воинской обязанности и военной службе”, “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации” и Положения о воинском учете (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1541).

При организации воинского учета важную роль играет сбор в полном объеме сведений, которые характеризуют количественное и качественное состояние мобилизационных людских ресурсов.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный.

Общий – включает граждан, которые не забронированы за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время.

Специальный – включает граждан, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время.

Ст. 8 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” обязывает состоять на воинском учете лишь тех граждан женского пола, которые имеют военно-учетную специальность. В соответствии со ст.

3 Положения о воинском учете такому учету подлежат граждане женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет.

На воинский учет принимаются граждане женского пола, получившие подготовку в образовательных учреждениях профессионального образования, других учреждениях, а также в организациях или в ходе практической работы по следующим специальностям:

1) связь – телефонисты, телеграфисты, радисты, радиотелефонисты, радиотелеграфисты, радиометристы, радиомеханики, радиооператоры, телеграфные механики, фототелеграфисты, фоторадиотелеграфисты;

2) оптические и звукометрические средства измерения и метеорология – мастера, механики, метеонаблюдатели, гидрометеонаблюдатели;

3) картография, топогеодезия, фотограмметрия и аэрофотослужба – фотограмметристы, фотолаборанты, операторы, мастера, граверы, топогеодезисты, цинкографы, теодолитчики;

4) вычислительная техника – мастера, механики, операторы;

5) полиграфия – граверы, цинкографы, мастера и наладчики полиграфических машин;

6) медицинский профиль – врачи всех специальностей, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал;

7) радиомеханика – кинорадиомеханик.

Первичная постановка на учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также женщин, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года: как мы видим, закон лояльно относится к женщинам и временные границы для постановки на воинский учет определяет для них все-таки большие.

На практике иногда необходимо знать состав комиссии по постановке граждан на воинский учет (например, для проверки какого-то документа). Она включает:

– военного комиссара района, города без районного деления или иного равного им муниципального (административно-территориального) образования либо заместителя военного комиссара – председателя комиссии;

– специалиста по профессиональному психологическому отбору;

– секретаря комиссии;

– врачей-специалистов.

Перечень врачей-специалистов, которые проводят освидетельствование граждан для первичной постановки на воинский учет, определен в ст.

17 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г.

№ 390, и включает в себя: хирурга, терапевта, невропатолога, психиатра, окулиста, оториноларинголога, стоматолога, при необходимости – врачей других специальностей.

Утверждается комиссия главой органа местного самоуправления (местной администрации).

Комиссия по постановке граждан на воинский учет выносит решение о постановке граждан на воинский учет. По поручению комиссии секретарь обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.

Женщинам необходимо знать свои обязанности по воинскому учету. Их определяет ст. 10 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”:

– состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, в населенном пункте, где нет военных комиссариатов, – в органах местного самоуправления, а гражданам, имеющим воинские звания офицеров и пребывающим в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, – в указанных органах;

– явиться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания (В соответствии со ст.

20 Гражданского кодекса РФ местом жительства гражданина, подлежащего воинскому учету, признается место, где он постоянно или преимущественно проживает.

Для граждан, находящихся под опекой, местом жительства признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов);

– при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;

– сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования;

– сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех лет), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или возвращении в Российскую Федерацию;

– бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопросов о получении документов взамен утраченных.

Имеются особенности воинского учета граждан, характер и условия работы которых связаны с выездами с постоянного место жительства, или они работают в отдаленных местах. Эти особенности закреплены в гл.

VII Положения о воинском учете, и связаны они с тем, что законодатель создает гражданам наиболее благоприятные условия для исполнения обязанностей по воинскому учету.

Контроль за ведением воинского учета в организациях в таких случаях осуществляется военным комиссариатом совместно с органами самоуправления.

У граждан женского пола могут быть и иные обязанности, установленные Положением о воинском учете.

Однако женщин часто интересуют обязанности и в области мобилизационной подготовки и мобилизации. В соответствии со ст. 10 Федерального закона “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации” от 26 февраля 1997 г. это следующие обязанности:

– являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения в период мобилизации в военное время;

– выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров;

– предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В период мобилизации и в военное время граждане могут привлекаться к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также могут быть зачислены в установленном порядке в специальные формирования.

Граждане, получившие мобилизационные предписания или повестки военного комиссариата, обязаны выполнять изложенные в них требования.

Обязанности женщин по воинскому учету неразрывно связаны с исполнением воинской обязанности в запасе, не следует отождествлять пребывание в запасе с прохождением военной службы.

Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации регламентируется разд. VIII Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”.

В запас зачисляются женщины:

– уволенные с военной службы с зачислением в запас;

– прошедшие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

– имеющие военно-учетную специальность.

После успешного завершения обучения на военных кафедрах одновременно с зачислением в запас женщинам присваивается воинское звание офицера.

Солдатам, матросам, сержантам, старшинам, прапорщикам и мичманам запаса, получившим высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по гражданской специальности, родственное по профилю подготовки соответствующей военно-учетной специальности, может быть присвоено воинское звание офицера запаса после проведения их аттестования в порядке, определенном Положением о порядке прохождения военной службы.

Пребывая в запасе, граждане проходят медицинское освидетельствование для определения их годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной комиссии.

Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда. Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду:

– имеющие воинское звание офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет;

– остальные – до достижения ими возраста 45 лет.

По достижении предельного возраста пребывания в запасе или в случае признания в установленном порядке не годной к военной службе по состоянию здоровья, женщина переводится военным комиссариатом либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку и снимается с воинского учета.

Рассмотрим вопрос о том, проходит ли военнообязанная женщина военные сборы. В соответствии с п. 1 ст. 55 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” граждане женского пола от военных сборов освобождаются.

Это естественное следствие положения п. 1 ст. 54 указанного Закона, согласно которому граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы для подготовки к военной службе.

Проведение военных сборов в иных целях не допускается.

Здесь следует обратить внимание на то, что Закон освобождает женщин от военных сборов, но не содержит запрета на их прохождение гражданам женского пола.

В каком случае у женщины, имеющей военно-учетную специальность, может появиться интерес к прохождению военных сборов? В том случае, если у нее не хватает выслуги лет для назначения пенсии по Федеральному закону “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”.

Несмотря на то, что согласно п. 1 ст.

23 Федерального закона “О статусе военнослужащих” военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Законом, тем не менее нельзя исключить из жизни те случаи, когда до полной выслуги для назначения пенсии может не хватать нескольких месяцев.

Продолжительность военного сбора не может превышать двух месяцев, периодичность этих сборов – не чаще одного раза в три года, общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев. Как мы видим, теоретически не исключается возможность на законных основаниях дослужить до требуемой выслуги, притом на достаточно продолжительный срок – 12 месяцев.

Безусловно, причины увольнения из Вооруженных Сил у женщины, могут быть разные. Вероятней всего, что такие случаи могут быть исключительными. Но, допуская все же такие случаи, не следует забывать еще одно условие, определяющее право на пенсию за выслугу лет, – по п. “б” ст.

13 указанного Закона (при общем трудовом стаже 25 лет, из которых не менее 12,5 лет составляет военная служба, притом увольнение по предельному возрасту пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями) – это увольнение перед пенсией именно из Вооруженных Сил, а не с предприятия, организации или учреждения.

Механизм выполнения данного условия как раз и представляет сложность, поскольку Законом он явно не предусмотрен. По мнению автора, последнее условие может поставить граждан, имеющих выслугу 12,5 лет и общий трудовой стаж 25 лет, но уволенных не из Вооруженных Сил, в сложное положение.

И только потому, что военная служба (12,5 лет) не является последней в 25-летнем общем трудовом стаже. Совершенствование законодательства в этом направлении могло бы усилить социальную защиту женщин, которые в большинстве своем успешно сочетают исполнение воинской обязанности с материнством.

А возможности для них, теоретически существующие в Законе по прохождению военных сборов даже в настоящее время, могли бы стать частью механизма по социальной защите в этом направлении.

И еще хочу обратить внимание на один момент исполнения воинской обязанности в запасе – это присвоение рассматриваемой категории граждан воинских званий. Регулируется этот вопрос ст. 57 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” и ст. 24 Положения о порядке прохождения военной службы.

Гражданам, пребывающим в запасе, очередные воинские звания могут быть присвоены по представлению должностного лица, руководившего военными сборами, только после прохождения военных сборов и сдачи зачетов, установленных Министром обороны РФ, но не более двух раз за время пребывания указанных граждан в запасе:

– солдату, матросу, сержанту, старшине, прапорщику и мичману:

до старшин, главного корабельного старшины включительно – военным комиссаром;

до старшего прапорщика, старшего мичмана включительно – военным комиссаром субъекта Российской Федерации;

– офицеру:

до майора, капитана 3 ранга включительно – командующим войсками военного округа;

до полковника, капитана 1 ранга включительно – Министром обороны РФ.

Гражданам, пребывающим в запасе и не имеющим воинского звания офицера, успешно сдавшим при прохождении военных сборов зачеты по программе подготовки офицеров запаса, воинское звание может быть присвоено Министром обороны РФ.

Пребывающим в запасе сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов, а также лицам, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, воинские звания присваиваются Министром обороны РФ в аттестационном порядке с учетом имеющихся у них специальных званий.

Гражданам, пребывающим в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ, воинские звания присваиваются в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.

Нами были рассмотрены вопросы воинского учета женщин, которые позволили определить порядок исполнения ими обязанностей военной службы после получения военно-учетной специальности, при зачислении в запас. Представляется, что проблема увеличения выслуги лет за счет прохождения военных сборов женщинами нуждается в обсуждении специалистами, занимающимися вопросами пенсионного обеспечения военнослужащих.