Зачем политикам юмор?

Скульптура с чувством юмора: зачем Петер Ленк раздел политиков

Зачем политикам юмор?

Каждая работа этого немецкого скульптура – скандал. Талантливые и безобразные скульптуры обожают туристы, и с трудом терпят немцы. Но Петер Ленк – не просто эстетический хулиган. Он не устает бросать вызов обществу, критиковать современные нравы, политику и искать подлинную жизнь.

Петер Ленк принципиально против музеев, закрытых выставок. Место его сатирико-политической скульптуры – на улице городов, в живом пространстве. Многие его работы финансируются государством, невзирая на их «оппозиционность».

* * * * *

Петер Ленк считает, что деньги затмили богов прошлого. Поэтому сатира в его творчестве направлена не только на власть, но и на современное общество в целом, его мораль и ценности.
Требования о демонтаже скандальных скульптур неизбежно возникают.

Вахтанг кикабидзе: биография и личная жизнь актера, песни и музыка, фильмы

Обратите внимание

Возможно, причина резкого неприятия авторского взгляда, запечатленного в скульптуре, в привычке видеть идеализированных исторических деятелей на пьедесталах городских площадей, а также привычке к классической скульптуре, прекрасным человеческим формам, которые к тому же не обнажены.

Совет

Фигуры Ленка гротескны, его юмор развенчивает мифы, демонстрирует обратную сторону вещей и явлений.

В любом путеводителе по Германии обязательно упоминается город Констанц, в котором установлена скандальная скульптура Петера Ленка «Империя». Двух крошечных человечков, олицетворяющих церковную и светскую власть, держит на руках огромная обнаженная дева-куртизанка.

Тематика скульптуры связана с рассказом Оноре де Бальзака «Красавица Империя», в котором описываются события XVI Вселенского собора в Констанце. В центре истории оказалась средневековая блудница. Именно она манипулирует католическим клиром и влияет на принятие исторических решений.

Скульптор с помощью пропорций иронично подчеркнул, кто на самом деле обладает властью. «Властители» — шуты, возомнившие себя на вершине мира.

«Магическая колонна», установленная в немецком городе Меесбург на берегу живописного озера, – сатирическая энциклопедия истории края в портретах. Здесь и старая дева, и средневековый врач-экзорцист, и ученые.

Скульптура Наполеона находится в городе Юберлинген. Надпись повторяет слова, начерченные на одной из колонн его загородного дома, и гласит: «Везде счастливый Наполеон»

* * * * *

* * * * *

Радольфцелль – небольшой немецкий городок. Но Петер Ленк рискнул нарушить его покой, провокационно изобразив Европу и борющихся за нее политиков. Среди важных политических лиц самое «выгодное» место Европы заняла руководитель МВФ Кристин Лагард.

И все-таки на некоторые выходки знаменитого скульптора власти не могут закрыть глаза. Так, в 2010 году в городе Констанц была демонтирована скульптура обнаженного Папы Мартина V. Петер Ленк объяснил это решение давлением консервативных кругов и провинциальностью чиновников.

«Они шутят над своими, а в России — над чужими»

Зачем политикам юмор?

Центр стратегических коммуникаций НАТО StratCom опбуликовал доклад о юмористических программах на российском телевидении, как о «мощном инструменте пропаганды».

Проанализировав политический юмор, в частности, то — как высмеивают лидеров разных стран, StratCom приходит к выводу, что российское телевидение открыто дискредитирует западных политиков. Шутки про лидеров Европы и США как правило, представляют их лжецами с низким интеллектом и проблемами в личной жизни.

Особое внимание в докладе уделено выпускам КВН на Первом канале. Бессменный ведущий КВН Александр Масляков, говорится в докладе, имеет тесные связи с Кремлём: несколько лет назад у программы появился собственный концертный зал в Москве.

Важно

Высокопоставленные чиновники, в том числе и президент Владимир Путин регулярно бывают на играх, а сам Масляков получил от Путина орден «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени.

В докладе подробно разобрано и содержание программ «Вечерний Ургант», «Прожекторперисхилтон».

При подготовке доклада о российском политическом юморе, аналитики Центр стратегических коммуникаций НАТО особое внимание обращали на программы Первого канала и канала «Россия».

О том, почему НАТО вдруг заинтересовалось политическим юмором в России, мы поговорили с журналистом Андреем Архангельским:

— Все-таки интересно, почему НАТО уже заинтересовалось юмором в России? То есть это пропаганда? Почему?

— У нас тут часто смеются, первая реакция официальная на все это был, значит, смех. Кстати говоря, многие люди, которые разделяют ценности свободы, демократии, они тоже считают, что это смешно, что НАТО занимается не совсем своим делом.

— Но это, похоже, действительно уже не смешно.

— Это местами и смешно, но каков результат. И вот в этом смысле я должен сказать, что НАТО совершенно право, это действительно часть идеологической машины. Другое дело, что эти люди все не отдают себе отчета в том, что они являются частью этой машины. Они просто шутят. Я хочу объяснить еще раз этот парадокс.

Сами эти люди не отдают себе отчета, они не способны абстрагироваться, они не способны понять, что они совершают что-то не то. В их понимании они ведут себя так, как должен себя вести достойный гражданин.

Но дело в том, что вся эта машина, которая учит нас высмеивать Запад, которая учит смеяться над любой оплошностью любого лидера, кроме нашего, которая фактически помещает все, что не Россия, все остальное пространство, в пространство сарказма, в пространство неестественности, в пространство ненадежности.

И поскольку этот юмор ангажирован, поскольку он всегда направлен против других – против Запада, против Америки, против Европы – естественно, он таким образом формирует определенное отношение у зрителей. Дело в том, что вообще-то сама по себе природа юмора приучает человека смотреть на себя со стороны и замечать собственные недостатки.

Так вот в этом смысле юмор, производимый КВН, в первую очередь, в общем-то, Comedy Club тоже соблюдает эти правила игры и, соответственно, «Прожекторперисхилтон» и так далее, это юмор, который, напротив, приучает людей не смотреть на себя со стороны, а надсмехаться над чужими недостатками.

Кто, как и когда шутит о политике на российском телевидении:

— Это изобретение исключительно российское? В Украине, например, если сравнивать, что происходит с юмором в качестве политического оружия?

— Вы знаете, я не настолько хорошо знаю украинскую эстраду, украинский юмор.

Я знаю, что там есть программы, которые регулярно выходят, но человеку, который 5 минут посвятил бы просмотру украинской юмористической программы, она известна всем, ее можно смотреть в YouTube и так далее, в течение этих 5 минут про своих украинские юмористы пошутили бы 165 раз. Я примерно, конечно, цифру говорю, я утрирую.

Но я хочу сказать, что основная часть шуток, которые звучат в украинском эфире, в американском юмористическом шоу, в любом европейском юмористическом шоу, все эти шутки касаются в первую очередь собственных недостатков.

Про Порошенко, условно говоря, украинский юморист шутит множество-множество раз, вся система юмора украинского построена на том, чтобы высмеивать, в первую очередь, собственные недостатки. Чьи-то другие – возможно, да, но это, условно говоря, 5-7%.

И, в общем-то, это процентное соотношение естественно, его нельзя навязать, это было бы глупо. Юморист – человек по определению социально активный, обладающий живым умом, естественно, он в первую очередь видит собственные недостатки. И он шутит об этом, потому что это естественно, потому что это нормально для юмориста и человека. В этом смысле доклад НАТО говорит: российская система юмора не нормальна, потому что она в первую очередь шутит не о себе, а о других.

Как воспринимают политический юмор в Украине, и считают ли эксперты шутки на телевидении инструментом влияния на аудиторию?

На американском телевидении шутки над политиками — это традиционно обязательная часть каждого вечернего комедийного шоу. Как это выглядит и реакции на шутки первых лиц страны:

Скульптура с чувством юмора: зачем Петер Ленк раздел политиков — В МИРЕ

Зачем политикам юмор?

Каждая работа этого немецкого скульптура – скандал. Талантливые и безобразные скульптуры обожают туристы, и с трудом терпят немцы. Но Петер Ленк – не просто эстетический хулиган. Он не устает бросать вызов обществу, критиковать современные нравы, политику и искать подлинную жизнь.

Триптих «Наследие Людвига»

Петер Ленк принципиально против музеев, закрытых выставок. Место его сатирико-политической скульптуры – на улице городов, в живом пространстве. Многие его работы финансируются государством, невзирая на их «оппозиционность».

Фонтан Ленка

Скульптура «Карьерная лестница»

Петер Ленк считает, что деньги затмили богов прошлого. Поэтому сатира в его творчестве направлена не только на власть, но и на современное общество в целом, его мораль и ценности.
Требования о демонтаже скандальных скульптур неизбежно возникают.

Обратите внимание

Возможно, причина резкого неприятия авторского взгляда, запечатленного в скульптуре, в привычке видеть идеализированных исторических деятелей на пьедесталах городских площадей, а также привычке к классической скульптуре, прекрасным человеческим формам, которые к тому же не обнажены.

Совет

Фигуры Ленка гротескны, его юмор развенчивает мифы, демонстрирует обратную сторону вещей и явлений.

Скульптура «Империя» (1993)

В любом путеводителе по Германии обязательно упоминается город Констанц, в котором установлена скандальная скульптура Петера Ленка «Империя». Двух крошечных человечков, олицетворяющих церковную и светскую власть, держит на руках огромная обнаженная дева-куртизанка.

Тематика скульптуры связана с рассказом Оноре де Бальзака «Красавица Империя», в котором описываются события XVI Вселенского собора в Констанце. В центре истории оказалась средневековая блудница. Именно она манипулирует католическим клиром и влияет на принятие исторических решений.

Скульптор с помощью пропорций иронично подчеркнул, кто на самом деле обладает властью. «Властители» — шуты, возомнившие себя на вершине мира.

«Магическая колонна», город Меесбург

«Магическая колонна», установленная в немецком городе Меесбург на берегу живописного озера, – сатирическая энциклопедия истории края в портретах. Здесь и старая дева, и средневековый врач-экзорцист, и ученые.

Скульптура, посвященная Наполеону

Скульптура Наполеона находится в городе Юберлинген. Надпись повторяет слова, начерченные на одной из колонн его загородного дома, и гласит: «Везде счастливый Наполеон»

В курортном городе Радольфцелль на Боденском озере находится 13-метровая скульптура «Борьба за Европу»

Нижний план скульптуры «Борьба за Европу»

Верхний план скульптуры «Борьба за Европу»

Радольфцелль – небольшой немецкий городок. Но Петер Ленк рискнул нарушить его покой, провокационно изобразив Европу и борющихся за нее политиков. Среди важных политических лиц самое «выгодное» место Европы заняла руководитель МВФ Кристин Лагард.

Фотопортрет Петера Ленка, современного немецкого скульптора

И все-таки на некоторые выходки знаменитого скульптора власти не могут закрыть глаза. Так, в 2010 году в городе Констанц была демонтирована скульптура обнаженного Папы Мартина V. Петер Ленк объяснил это решение давлением консервативных кругов и провинциальностью чиновников.
Источник

Юмор в политике (1-ая ч.)

Зачем политикам юмор?

«Причём здесь политика? — воскликнете вы. – Ведь юмор принципиально внеполитичен!» По идее, ваша претензия не лишена смысла. Но что есть идея? – Это уже мы вас спрашиваем. «То, что нельзя потрогать, — могли бы ответить вы, — ну слишком уж абстрактна и обща она, эта ваша идея».

Не будем лукавить: вы чертовски правы.

Но одно дело – в след за Платоном отвлечённо оперировать идеальными сущностями, выстраивать их иерархию, предпочитая одну – другой.

Иное дело – рассуждать более приземлёно, исходя из практического опыта и непосредственных наблюдений. Ведь совершенно очевидно, что на практике никакая из идей не овеществляется в чистом виде.

Напротив, имеет место их взаимопроникновение и переплетение, иногда гармоничное и творческое, иногда — кривое и убогое.

Обратите внимание

Смотрите: на стыке современной науки, технологии и искусства появился достойный феномен sci-art, открывающий поистине широкие перспективы для реализации творческих потенций человека.

Вместе с тем, на стыке науки и мистики (а также идеологии, религиозных представлений, публицистики…) появляются химерические образцы мифотворчества, зачастую опасные для человеческой жизни. В текущей современности всё более и более обнаруживаются самые разные синтетические образования.

Дело не только в сложных, противоречивых процессах глобализации/регионализации, стимулирующих вживление в общемировое информационное пространство всевозможных идейных тканей (как проблематизирующих, так и обосновывающих друг друга). Также немаловажную роль играют кризисные моменты в развитии общества.

Когда одна социокультурная система (политика, идеология, мораль…) даёт сбой в решении насущных проблем, т.е. проявляет неадекватность вызовам сегодняшнего дня, она ищет костыль, подпорку или помощи у других систем.

Вступает с ними в специфические отношения, порождая тем самым новые формы своей реализации в надежде на исправление ситуации, придание ей приемлемого вида. При этом можно констатировать, что различные идеи, осуществляемые в эмпирическом контексте, могут соотноситься друг с другом как ключик с замком. Иногда же – как Сахара со снегом, как Гитлер с библией в руках…

Наша задача здесь: постараться узнать, каким образом могут взаимодействовать юмор и политика? И что из этого получается (может получиться)? В качестве исходного пункта примем тезис, согласно которому идея юмора (или «эйдос», в платоновской терминологии) иноприроден эйдосу политики.

В самом деле, две интересующие нас «стихии» не тождественны. Одно не есть другое. Каждое обладает логикой собственного развития. Развивается «из себя». Прогрессирует (или регрессирует) более или менее автономно. С этим всё ясно.

Непраздные вопросы возникают тогда, когда становится отчётливо видно, что, невзирая на некоторую степень суверенности юмора и политики в отношении друг к другу, они, тем не менее, прибегают к своеобразному контакту, если не сотрудничеству.

Так, анализ выступлений английских и американских политиков даёт знать, что зачастую они используют фразы и приемы, рассчитанные на то, чтобы индуцировать у слушателей позитивное расположение духа. В частности, за счёт пассажей, вызывающих смех.

Важно

Нынешние политики вовсе не брезгуют обращаться к арсеналу языковых средств, характерных скорее какому-нибудь заштатному комику, чем классическому государственному мужу. Кстати, уже давно не является секретом, что в планетарном масштабе политика всё больше сращивается с шоу-бизнесом.

Причём на это указывают не только отдельные представители последнего, но и серьёзные исследователи. «Политика – это большой шоу-бизнес» — констатирует И. Лагутенко. Отечественный историк А. И.

Фурсов утверждает, что она (политика) превращается (и делает это в мировом масштабе) «в коктейль из шоу-бизнеса и административного ресурса».

Поскольку в нашей стране «шоу-биз» представлен не только разнокачественными эстрадными звёздами (среди которых попадаются и однодневки, и бриллианты), но и известными сообществами комиков, постольку имеет смысл полагать, что юмор знаком с политикой и эстрадой вовсе не шапочно, не понаслышке. А потому взаимоотношения с соответствующими областями ему не чуждо.

Более того, — тот, кто начинал вчера, как комик, сегодня (и это не большая редкость) перевоплощается. Он вдруг конвертируется в типично эстрадного, хотя и модернизированного по сравнению с прошлым веком представителя (иногда удачно, иногда – нет). Вероятно, это – мировой тренд. Во всяком случае, для стран, в которых процветает настоящий капитализм.

Или хотя бы такая его вариация, как у нас.

Совсем не удивительно, что и политики позволяют себе неполитические акции, к чему, заметим, не следует относиться категорично плохо или категорично хорошо. Ведь умный и честный (не смейтесь, и такое бывает!) политик делает всё по-умному и по-честному. Ну и наоборот…

Но вернёмся к «неполитическим акциям».

Что имеется в виду? В связи с юмором это, в первую очередь, забавные истории, смешные сравнения и образы, иронические высказывания, развесёлые анекдотцы и проч… Исследователи замечают, что стенограммы публичных выступлений (например, Б. Обамы) наводнены вставочками типа «[laughter]», что в переводе означает «смех». Неизвестно, насколько искренними шутниками являются политики и политиканы.

Однако гораздо больше известно о т.н. «перлокутивном эффекте».  Пожалуй, стоит «разнаучить» это понятие. Его синонимом служит оборот «вынуждение к сочувствию». Иными словами, этот солидно одетый политический остряк перед вами… он как бы говорит вам: «Эй! Да я ведь отличный парень, ей богу! Вот, умею шутить. Поэтому я талантлив не только как политик.

Ведь так? О, я слышу (и вижу), что так!»

Продолжение Юмор в политике ч.2

3. Функции юмора

Зачем политикам юмор?

Явной функцией юмора можно назвать одну: вызвать смех. Остальные, существующие одновременно, или постоянно меняющиеся, косвенные: преподнести нормы морали, научить, защититься или напасть, наладить контакт, изменить чужое мнение. Невозможно строго разграничить функции юмора, так как они действительно постоянно пересекаются в различных примерах.

Отражение действительности. Актуализация проблем

Юмор, как проявление массового сознания, встречает каждое событие в различных проявлениях: анекдоты, частушки, шутки. Следовательно, есть юмор актуальный — имеющий популярность после происшествия определенного события, и вневременной юмор, который будет актуален независимо от происходящего в мире, так как имеет в себе более глубокие, так называемые, «вечные истины».

Иными словами, «актуальный» юмор — нечто иное, как возможность отражения современной действительности. Пока событие на слуху, о нем говорят, о нем шутят. Со временем событие стирается из памяти и надобности шутить о нем нет.

Совет

Исключением являются те события, которые связаны с известными историческими личностями, которые в той или иной мере повлияли на ход мировой истории.

Здесь можно привести множество примеров исторических политических деятелей: Ленин, Сталин, Черчилль, Муссолини и т.д.

Сплоченность с группой

Когда человек не понимает над чем смеются остальные, он автоматически не попадает либо отделяется от группы. Следовательно, чтобы использовать юмор в межличностных коммуникациях, необходимо обладать общим опытом в каких-то вопросах, т.е.

идентифицировать себя с определенной группой. Не случайно ведь отделяют профессиональный юмор, «тонкий» английский юмор и тому подобные вариации. Здесь можно говорить о юморе определенных групп, и даже народов.

При этом подобные группы так же могут быть временными и постоянными, расформировываться и воссоздаваться вновь.

Образование групп, так или иначе, приводит к дальнейшему делению на «своих» и «чужих». Психологические исследования утверждают, что шутки и смех, вызванный как общая реакция на юмористическое, сближают и объединяют участников коммуникации.

Однако, существуют такие предметы освещения юмора, которые напротив определяют и усугубляют положения «свои» и «чужие».

В качестве примера можно привести этнические шутки и анекдоты, основным назначением которых является сохранение дистанции, контроль этнического большинства над меньшинством.

Обратите внимание

Впрочем, наличие шуток внутри одной группы о членах другой группы говорит о признании существования этой самой другой «чужой» группы. Характер шуток может показывать отношение этих групп друг к другу.

Снятие напряжения.

Если вернуться к теориям юмора, а конкретнее, к теории облегчения, можно рассмотреть подробнее снятие напряжения с помощью юмора. В вышеупомянутой теории уже говорилось о замене гнева, печали или злобы на радость, смех, но не говорилось о причине таких замен.

Как говорит известный афоризм, «человек привыкает ко всему». Одним из механизмов приспособления к ограничениям и внутренним, и внешним является ирония, юмор. Да, остроумие не способно устранить конфликт, но порой оно может ослабить его остроту.

При невозможности повлиять на ситуацию, у человека всегда есть возможность выплеснуть свою агрессию через смех, самоиронию, юмористическую критику самой ситуации.

В политике, в подобных ситуациях, юмор является своеобразным методом поиска компромисса между властью и социумом.

Определение зла.

Для определения этой функции можно взять узкую направленность юмора, такую как карикатуры, гротески и шаржи. Как правило, они иллюстрируют и преувеличивают изъяны, но не только с целью показать превосходство одной стороны над другой.

Они мотивируют публику на поднятие духа, и самое главное: визуализируют ситуацию. Таким образом в памяти аудитории остается не просто образ негативного, но образ, с явно подчеркнутыми раздражающими, злыми или агрессивными чертами.

Политическая социализация.

Порой, родители, сами того не замечая, приводят механизм политической социализации ребенка в действие. Ведь уже с трех- четырехлетнего возраста ребенок способен эмоционально оценивать политические события, личностей, факты.

Важно

Дети, как не странно, очень любят рассказывать анекдоты, и порой героями таких анекдотов становятся не только «Вовочки», Чебурашки и прочие мифическо-юмористические существа, но и вполне известные политические деятели.

У детей не так сильно развито ассоциативное мышление: если ребенок слышит слова «школа» или «образование» — он представит себе учителя, директора школы; если услышит слово «политика» — то вероятнее всего в его голове возникнет образ какого-то политика.

Но дети — не единственные объекты политической социализации через юмор. Это явление происходит в течение всей жизни, юмор лишь подкрепляет или усугубляет определенные позиции человека.

Место иронии и юмора в некоторых политических жанрах

Зачем политикам юмор?

Горностаева А.А.

Кандидат филологических наук, Московский государственный лингвистический университет

Место иронии и юмора в некоторых политических жанрах

     Аннотация

Статья посвящена рассмотрению места и роли иронии и юмора в таких политических жанрах как публичное выступление, политическое интервью, политический анекдот.

Автор анализирует высказывания современных российских, британских и американских политических деятелей и говорит о допустимости и важности употребления иронии и юмора для достижения успешного воздействия на аудиторию.

В статье приводится анализ современных политических анекдотов как материала, отражающего новейшие тенденции в обществе и в языке. Результаты исследования могут быть использованы в рамках изучения политического дискурса, для развития теории и практики межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: ирония, юмор, политический дискурс, функции, механизмы иронии.

Gornostaeva A.A.

PhD in Philology, Teacher, Moscow State Linguistic University

THE PLACE OF IRONY AND HUMOUR IN SOME POLITICAL GENRES

     Abstract

The article is devoted to the analysis of the place and role of irony and humour in such genres of political discourse as public speech, political interview, political anecdote.

The author analyses the speeches of Russian, British and American politicians and argues the importance of irony and humour in ensuring the influence on the audience. Modern political anecdotes are studied as the material reflecting the latest trends in society and language.

The results of the study can be used in political discourse research, in theory and practice of intercultural communication.

Keywords: irony, humour, political discourse, functions, mechanisms of irony.

Совет

    Вопрос об уместности иронии и юмора в политике долгое время оставался без внимания. Понятие «политический юмор» в отечественной науке стало разрабатываться сравнительно недавно. Юмор был определен как родовое понятие, включающее в себя сатиру, иронию, шутку, пародию, и т.д.

[3], были выделены основные направления и содержание социологии политического юмора, его основные объекты и субъекты, приемы, социальные функции.

  Дальнейшие исследования подтвердили основную функцию политического юмора как желание человека уйти от неприятной ему реальности, освободиться не только от внешней цензуры, но прежде всего от внутреннего цензора, от страха перед авторитарным запретом, перед властью [4].

     Британские ученые отмечают, что роль юмора в жизни современного общества намного больше, чем это ранее представлялось различными социальными теориями, что подтверждается возрастающим интересом к юмору и иронии как научным объектам. Исследователи указывают на значительное количество недавних научных работ, посвященных этим явлениям, появление методики обучения юмору [7].

     Исследователи современного американского политического юмора указывают, что отношение к нему в обществе неоднозначно. С одной стороны, юмор считается источником удовольствия, средством и панацеей от стресса.

Но юмор может оказывать разное влияние: сообщать достоверную или ложную информацию, вызывать любовь или ненависть, выявить или скрыть проблему [9].

Это противоречие привело к тому, что на американской политической арене в течение нескольких последних десятилетий происходит борьба между намеренным внедрением юмора в политический дискурс и сопротивлением ему.

     Помимо десакрализации власти, политический юмор обеспечивает комфортное общение между политиком и его аудиторией, минимизирует вертикальную дистанцию, а также помогает наилучшим образом донести идею до собеседников.  Ирония, являющаяся разновидностью юмора и в то же время имеющая свою область значения (подробнее об иронии и смежных явлениях см. [2]), более критична и более направлена  на определенный объект.

      В современном политическом дискурсе ирония используется наряду с другими стилистическими приемами для воздействия на собеседника, а также для поддержания интереса аудитории.

Политический дискурс, освещающий события и факты в ироническом ключе, ориентирует аудиторию на активное переосмысление политических реалий, на отказ от политического конформизма; из пассивного потребителя информации  адресат превращается в активного интерпретатора.

Применяя деление первичных и вторичных речевых жанров к жанрам политического дискурса, исследователи выделяют жанры институциональной коммуникации, составляющие основу собственно политической деятельности (речи, заявления, дебаты, переговоры, декреты, конституции, партийные программы, лозунги и т.д.) и жанры бытового общения, т.е.  «разговоры о политике», которые носят респонтивный характер и представляют собой комментирование, обсуждение, интерпретацию, одним словом, реакцию на действия [5].

     Следует упомянуть о фольклорном понимании политического дискурса [1], то есть распространении его в самых разных социальных и профессионально-бытовых слоях общества.

Действительно, даже те жанры, которые изначально не относились к политическому дискурсу, могут включать в себя политическую информацию и оценки политических деятелей.

Обратите внимание

     Для данного исследования представляют интерес те разновидности политического дискурса, которые предполагают широкое использование иронии и юмора. Прежде всего, это публичное выступление, политическое интервью, политический анекдот и некоторые другие.

Публичное выступление политического деятеля – это речь, произнесенная перед аудиторией в условиях непосредственного контакта между оратором и слушателями. В современном мире любое значимое событие становится предметом трансляции в средствах массовой информации.

Однако политическая речь, передаваемая в СМИ, обладает своими отличительными особенностями и дополнительными параметрами воздействия.

За счет средств массовой коммуникации привлекается более широкая аудитория, на которую направлена речь; использование обширного потенциала технических средств является значительным мультиплицирующим фактором массового воздействия.

Существенные отличия связаны и с процессом визуального восприятия: человек, находящийся непосредственно в аудитории и слушающий оратора, оценивает его через призму собственного субъективного отношения, под своим углом зрения, в то время как показ публичного выступления по телевидению уже означает монтаж и интерпретацию реального события, что влечет за собой расстановку дополнительных акцентов.

     Несмотря на то, что аудитория сохраняет молчание и напрямую не высказывается, публичная речь относится к разряду политической коммуникации, которая, предполагает участие в речевой деятельности не только говорящего или пишущего, но и слушающего или читающего.   В целом основное содержание политических речей заключается в том, чтобы сформулировать цели, ценности и общественно-политическую стратегию определенной политической группы по отношению к избирателям, а также по отношению к своим политическим оппонентам.

     В качественной публичной речи непременно учтен баланс между серьезной и развлекательной составляющей, что подразумевает отступление  от темы, введение в текст иронических и юмористических высказываний, анекдотов, ссылок на курьезные исторические эпизоды.

     Например, как в лекции, прочитанной советником президента России, академиком РАН С.Ю. Глазьевым для студентов магистратуры факультета государственного управления МГУ:

    Кажется, что управление деньгами подвластно только небожителям. Люди, которые этим занимаются, считаются носителями тайного знания и, вместо того, чтобы что-то объяснять, наводят тень на плетень. Постараемся разобраться, где собака зарыта [YouTube. С.Ю. Глазьев Лекция №6 ФГУ МГУ 30.03.2015].

     В выступлении С.Ю. Глазьева используются фразеологизмы и ирония абсурдного утверждения. Эти приемы речи помогают раскрепостить аудиторию, настроить ее на дружеское общение и создать комфортную атмосферу. В ситуации выступления известного государственного деятеля перед студентами – это весьма действенный способ сократить дистанцию и повысить внимание зала.

     Приведем еще несколько примеров. Одним из лидеров политического остроумия можно назвать президента РФ В.В. Путина. Вот некоторые из его иронических  высказываний:

Чем ЧК отличается от ЦК? ЧК чикает, а ЦК цыкает.

Я самый богатый человек не только в Европе, но и в мире. Я собираю эмоции.

Кто не жалеет о распаде Советского Союза, у того нет сердца. А кто хочет его восстановить в прежнем виде – у того нет головы.

Важно

Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, что вместе продули они (о спортивных состязаниях).

Россия может подняться с колен и как следует огреть.

 [http://www.pravda-tv.ru/2015/04/05/136679].

     Высказывания российского президента остроумны, точны и полны иронии, что делает его речь интересной, острой, захватывающей внимание публики.

    В некоторых из высказываний ирония основана на игре слов – обыгрывание слов с похожим звучанием, иное прочтение известных фраз. В процитированных примерах ирония выполняет функции насмешки, критики, нападения. В данном списке есть значительное количество самоироничных высказываний. Умение иронизировать над собой – очень важный показатель успешности политика.

     Самоирония необходима, например, при высказывании отношения к пародии на самого себя. Министр иностранных дел России С.В. Лавров реагирует именно так: В целом я должен поблагодарить создателей сериала «Мультличности», потому что наши отношения с Хиллари показаны намного более целомудренными, чем отношения других персонажей. [«Вечерний Ургант», Первый канал, 59 выпуск, 24.10.12].

     Надо признать, что найдется не много политиков, которые снисходительно и с юмором относятся к карикатурам на себя. Чаще ирония используется в адрес политических противников, с целью выразить насмешку, критику. Так, в современной предвыборной кампании в США используется немало язвительной иронии, направленной на кандидатов на пост президента:

Смех заразителен, или Почему вашей маркетинговой стратегии просто не обойтись без юмора

Зачем политикам юмор?

Что объединяет сайты fishki.net, yaplakal.com и pikabu.ru? Правильно, все они содержат разного рода юмористический контент: начиная с анекдотов и демотиваторов, заканчивая мемами. Но кроме этого, у них есть еще одна общая черта: они пожирают наше драгоценное время, которое мы могли бы потратить на выполнение своих служебных обязанностей.

Ну, признайтесь, наверняка вы частенько зависаете на данных сайтах в рабочее время, думая про себя: «Хоть бы шеф меня не застукал!» А некоторые вообще сидят там сутками напролет.

Эти развлекательные сайты подобны наркотику: посещая их, вы теряете связь с реальностью, и все происходящее вокруг перестает вас интересовать.

Совет

Вы не замечаете, как пролетает время: вам кажется, что вы находитесь на сайте всего час, а за окном уже 4 утра… Единственное, что портит ваше настроение на следующий день – это ужасная боль в челюсти. Неудивительно, ведь вы смеялись как сумасшедший всю ночь…

Если вам знакома вышеописанная ситуация, наверняка вы согласитесь, что юмор, действительно, обладает невероятно притягательной силой.

Достаточно взглянуть на трафик вышеуказанных сайтов, и все станет ясно. Согласно статистике Rambler Top 100, среднее количество просмотров сайта fishki.

net равно почти 2-м миллионам, а на сайте yaplakal.com данный показатель уже перевалил за 2 миллиона. Впечатляет?

На самом деле, данные сайты весьма полезны для специалистов по контент-маркетингу и копирайтеров.

Они наглядно показывают, что юмор может придать тексту изюминку и сделать его ярче, живее, интереснее.

Причем, в итоге все останутся в выигрыше: посетители вашего сайта получат заряд положительных эмоций, а вы – более высокую прибыль, поскольку за счет юмора ваши посты станут еще более популярными.

Далее приведены пять причин, которые объясняют, почему юмор так важен для контент-маркетинга и как он может превратить ваш контент в «конфетку».

1.При наличии юмора текст становится более живым и интересным

Помните, как в школе вас заставляли изучать классику, например произведения Уильяма Шекспира или Льва Толстого? Признайтесь, что многие из вас читали их из-под палки – лишь бы получить нормальную оценку по литературе.

Безусловно, и Шекспир, и Толстой являются одними из самых выдающихся писателей в истории человечества. Однако мало кто читает их произведения с удовольствием, поскольку они написаны сложным языком и содержат крайне мало юмора.

То же самое происходит и с вашим контентом.

Люди не хотят тратить свое время на чтение текстов, которые кажутся им слишком формальными и сложными для понимания (конечно, с учетом того, что это не научная статья или какой-либо другой жанр литературы, который изначально не предполагает наличие юмора и разговорных фраз). Они хотят побольше фана в статьях: понятного и живого языка, юмора и иронии. Не отказывайте им в этом, и результаты не заставят себя ждать.

2. Юмор интереснее политики

Практика показывает, что смешной контент привлекает больше внимания.

Например, в мире Твиттера вы приобретете большую популярность, если будете делиться с читателями веселым и прикольным контентом, а не новостями политики и экономики.

Не случайно у Михаила Галустяна число подписчиков в Твиттере почти в пять (!) раз больше, чем у агентства РИА-новости – 1 521 849 и 321 602 соответственно.

Рассмотрим еще один показательный пример. Вы наверняка слышали о том, как учетная запись компании Burger King в Твиттере подверглась хакерской атаке в феврале этого года. Мошенник, взломавший аккаунт известной закусочной, не только заявил, что отныне владельцем сети ресторанов Burger King является компания McDonald's, но и написал ряд непристойных твитов.

Обратите внимание

Данная новость вызвала ажиотаж у пользователей интернета – причем не только в Америке, но и во всем мире. А все почему? Потому что она показалась всем неожиданной и смешной. В итоге, данная ситуация сыграла на руку компании Burger King: число ее подписчиков в Твиттере возросло на целых 30 тысяч! Сразу вспоминается фраза: не было бы счастья, да несчастье помогло.

3. Юмор увеличивает скорость распространения контента

Наверняка, ваши однокурсники частенько снимали вас на видеокамеру во время учебы в университете, чтобы сохранить эти записи на память.

Среди них обязательно найдется видео, на котором вы получились, мягко говоря, не совсем удачно: возможно, в тот злополучный день у вас порвались штаны или вы вели себя по-дурацки.

Вы даже забыли о существовании данной видеозаписи, и вдруг ваш «приятель» откуда-то откапывает ее и решает загрузить на Фейсбук. К вашему великому ужасу, данный ролик набирает невероятно огромное количество расшариваний, лайков и комментариев всего за какую-то пару часов.

Вы просто вне себя от ярости, вы реально готовы «убить» своего друга, но уже поздно… Если вам удалось избежать данной участи, то вы счастливчик. Однако некоторым людям везет меньше, и им не удается избежать позора на весь интернет.

Так почему же подобные ролики разлетаются по просторам интернета за считанные минуты? Секрет прост: в них есть что-то особенное, из-за чего людям невольно хочется нажать на кнопку «Поделиться» или «Ретвитнуть» (так называемый эффект виральности). Возможно, данная видеозапись является необычной, непристойной или безумной, но одно остается неизменным: практически во всех случаях она вызывает улыбку или смех.

Разумеется, мы не рекомендуем вам снимать себя на камеру в неприличном виде и делиться этим видео в социальных сетях, чтобы получить как можно больше «лайков». Все намного проще: создавайте интересный и уникальный контент с элементами юмора, и тогда вы точно приобретете желаемую популярность в сети.

4. Юмор способствует запоминанию информации

Знаете ли вы о том, что существует профессия нюхателя подмышек (!), или о том, что пост мэра в одном из городков Аляски занимает кот? Лично мы понятия не имели об этом, пока не заглянули на сайт fishki.net.

Почему же эти факты так прочно засели в нашей памяти? Тому есть две причины: во-первых, данные сведения являются интересными и увлекательными; во-вторых, они преподносятся таким образом, что их просто невозможно не запомнить (во многом, благодаря картинкам).

Можно смело судить об эффективности стратегии контент-маркетинга по тому, насколько легко интернет-аудитория запоминает ваши посты. Итак, что же мы можем вам порекомендовать? Исследования, исследования и еще раз исследования.

Важно

Людям всегда нравится читать о чем-то интересном и таинственном. Выберите тематику, способную повысить их интерес к продуктам или идеям, которые вы хотите продвигать. Затем приступите к написанию самого текста.

При этом не забывайте о том, что он должен быть необычным, интересным и слегка комичным.

5. Юмор всегда актуален

Если вы создадите инфографику, используя изображения зомби, то вы привлечете только людей, которые интересуются этими монстрами. Если вы напишете статью, так или иначе, связанную с рок-н-роллом, то вы завладеете вниманием лишь фанатов рок-музыки. При выборе узкой тематики контента ваши посты просматривает лишь ограниченный круг читателей, а не вся интернет-аудитория.

С юмором дела обстоят иначе – он всегда оказывается кстати. Люди постоянно нуждаются в новых, необычных и креативных поводах для смеха. Именно поэтому песня Gangnam Style стала мировым хитом, несмотря на то, что она исполняется на корейском языке, а неудачные фото Бейонсе превратились в новый интернет-мем, невзирая на меры предосторожности ее агента.

Заключение

Итак, мы выяснили, что использование юмора повышает эффективность контент-маркетинговой стратегии. Смешной контент увеличивает охват аудитории и повышает шансы стать популярным в сети. Так что, начинайте веселить своих клиентов, и вы точно останетесь довольны результатами!

Адаптация материала Кимберли Гриммс From Lolcats to Memes: 5 Reasons to Use Humor In Your Content Marketing Strategy.

smekh-zarazitelen-ili-pochemu-vashey-marketingovoy-strategii-prosto-ne-oboytis-bez-yumora