Уникальные панорамные фото старой москвы, часть 2

Старейшие фотографии Москвы

Уникальные панорамные фото старой москвы, часть 2

Итак, старейшие фотографии Москвы! Издание второе, дополненное и исправленное.

Старейшее известное фото Москвы. Представляет собой раскрашенный и отретушированный дагерротип Леребура, сделанный в 1842 году. На фотографии виден начальный этап строительства Большого Кремлевского дворца. 1842 год.

Первые дагерротипные снимки Москвы были сделаны ещё в 1839 году: «5 июля 1839 года в прибавлении №53 к газете «Московские ведомости» москвичи прочитали удивительное сообщение владельца магазина Карла Андреевича Беккерса: ДАГЕРРОТИП.

Сия машина, изобретенная г-ном Даггером в Париже, посредством коей не умеющий рисовать может снимать всякие виды с удивительной точностью, уже везде известна по многочисленным описаниям во всех газетах и журналах; магазину братьев Беккерс на Кузнецком мосту препоручено (одному в Москве) принимать подписки на сию машину. Цена всему аппарату с наставлением – 550 руб.

Обратите внимание

асс., кроме пошлины и провозу из Парижа в Москву, с платою половины денег вперед; она получится еще до конца навигации…».

Один из старейших дагерротипов с изображением Москвы. На изображении ещё нет колокольни церкви Николая Чудотворца на Берсеневке (её построят в 1854 году). На сайте французского Музея фотографии этот снимок датируется 1842 годом.Раскрашенный дагерротип Ноэля Леребура 1842 года, первый известный снимок храма Покрова на Рву.

Квантунская армия – уникальные факты

В оригинальном издании под снимком видна подпись «Daguerreotype Lerebours».Фотография Роджера Фентона 1852 года, на которой запечатлен Большой Каменный мост XVII века. Этот уникальный памятник архитектуры допетровской Москвы уничтожили в 1858 году со стандартной формулировкой «за ветхостью».

На остатках старых опор построили новый железный мост, который в 1938 году заменили на ныне существующий.Одна из первых фотографий Кремля, 1852 год.Одна из первых фотографий Большого театра. Фото сделано уже после пожара 1853 года и последующей реставрации.Панорама Театральной площади перед коронацией Александра II, 1856 год.

По периметру площади построены декорации по проекту Альберта Кавоса для предстоящих торжеств и иллюминации.На Красной площади тоже иллюминационные конструкции в честь коронации.Вознесенский монастырь (разрушен в 1929 году) и Спасская башня, тогда ещё белая.Вид на Красную площадь, 1870-1888 годы. Спасская башня уже красного цвета.Ильинка. Биржевая площадь в 1864 году.

Воскресенская площадь (ныне площадь Революции), 1870-1875 годы.Торговля Челнокова у Воскресенских ворот, 1874 год.Панорама Москвы из Кремля, 1856 (кликабельна!). Одна из первых видовых фотографий города.Вид со Спасской башки, 1860-1863 годы.Вид с колокольни Ивана Великого в сторону Швивой горки, 1860 год.

Стены Кремля ещё белые, а прясло ремонтируют: на этом участке стены был переделан цоколь и заново переложены 58 зубцов.Вид на Кремль от Швивой горки. Фентон, 1852 год.

Вид с только что отстроенной колокольни церкви Николы на Берсеневке. Из комментариев: «Древние набережные палаты при церкви (с кокошниками, на переднем плане) в перестроенном виде стоят и сейчас.

Справа – первоначальный Большой Каменный мост (постройки 80-х годов XVII века). В 1857-59 он будет заменён новым, который, в свою очередь, простоит до 1938. Крупные, значимые городские объекты ещё не тонут в плотной застройке. Слева направо на горизонте: портик гимназии Кирпичниковой по Знаменке, 12 (теперь – муз. школа им. Гнесиных); правее – дворовый фасад д.

Важно

9 на той же Знаменке (перестроен); ещё правее – собор и колокольня Крестовоздвиженского женского монастыря (если кто не знает – стоял напротив Военторга, Воздвиженка, 7); в центре кадра – Пашков дом и перед ним – колокольня ц. Николы Стрелецкого; затем – ц. Знамения на Шереметевом дворе; у правого края – комплекс зданий Университета – Моховая, д.

9 (ещё с боковым портиком) и Моховая, 11 (виден только купол). Пречистенская набережная застроена домишками так тесно, что даже не читается (как и соседняя Ленивка). Над парапетом моста – ныне существующий особняк по Кремлёвской наб., 1 (только с первоначальным, более приличным мезонином)».

Вид на южную часть Кремля.

«Вид из-за Москвы-реки (от Устьинского моста) в сторону Таганки. На фотографии распознаны (слева направо): усадьба Тутолмина; несохранившаяся церковь Космы и Дамиана, а возле нее – усадьба Шапкиных/В.П. Щукина/М.Ф.

Михайлова; затем (на переднем плане) идет Мазуринская богадельня, и за ней – церковь Св. Николая в Котельниках; несохранившаяся церковь Спаса Всемилостивого в Чигисах; несохранившаяся церковь Воскресения Христова в Гончарах; Новоспасский монастырь».

Купола церквей в Кремле. Снова Фентон и снова 1852-й. Из комментариев: «В отличие от дагерротипов Леребура 1842 г., эта фотография была сделана по новой тогда технологии – на вощеной бумаге, а не на посеребренной металлической пластине. Время выдержки существенно сокращалось, но четкость изображения была значительно хуже, чем у дагерротипов».

Фотография Фентона «Внешние стены Кремля, Москва». Храм Христа Спасителя ещё не достроен.Строительство храма Христа Спасителя. Фентон, 1852-й.В 1860 году наружные леса были разобраны, и храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте.1869 год.

Румянцевский музей, 1850-1880. Перед зданием, похоже, видны тачки водовозов.Страстной монастырь, 1855. Сейчас на этом месте Пушкинская площадь. Кстати, какое-то время памятник Пушкину (он был установлен в 1880 году) стоял перед надвратной церковью.

Вот что вспоминал Валентин Катаев:

«Памятник [Пушкину] в то время ещё стоял на своем законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, и удивительно подходил к его маленьким золотым луковкам.

[Мы] привыкли также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склоненной курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря».

С приходом советской власти монастырь был превращён в Центральный антирелигиозный музей Союза безбожников СССР, а в 1937 году все постройки монастыря были снесены при реконструкции ул. Горького (Тверской) и Пушкинской площади.

Со времён империи сохранилось лишь название Страстной бульвар.

Трубная площадь, 1855-1860-е. Из комментариев на Pastvu: «Если верить очень «сочному/смачному» бытописателю Москвы XIX века В.А.

Гиляровскому, которому случалось, между прочим, ошибаться и в датах, и в московской географии (см. книга «Москва и москвичи», глава «На Трубе»), то тут перед нами на этом фото пока ещё т.н.

«Афонькин кабак», на месте которого после реформ 1861 года Александра II был возведён ресторан «Эрмитаж Оливье» по взаимной договоренности купца Пегова и повара из Франции Люсьена Оливье».

Совет

Кулишки, 1860-1870. Рядом с храмом Всех Святых сейчас вход в метро «Китай-город».Мэрия Москвы ) Так выглядел дворец генерал-губернатора до реконструкции и возведения надстройки в 1940-х годах.Гостиница «Дрезден» в Столешниковом переулке.Кузнецкий мост от Большой Дмитровки.Давайте посмотрим на Москву, которую больше нигде наблюдать нельзя.

На фотографии – временный Народный театр на Китай-городе, представленный Отделом попечения о нравственном улучшении рабочих. Это один из экспонатов Политехнической выставки 1872 года.Павильон Петра Великого, построенный к Политехнической выставке 1872 года.

Собственно, к юбилею первого российского императора (200 лет со дня рождения) эта выставка и была приурочена. На выставке одновременно были представлены сельскохозяйственные, промышленные, научные, военные и культурные достижения Российской империи. За три летних месяца её в общей сложности посетили 750 тыс.

человек, а часть экспонатов потом разместилась в Историческом и Политехническом музеях.Сухарева башня, 1861-1872. Башня стояла «в устье» Сретенки с 1695 года, но в 1934-м её разрушили при реконструкции Сухаревской площади (вернее, сразу двух площадей, Большой и Малой). Сейчас на её месте стоит стела в память о башне.

Триумфальные ворота Бове тогда находились на Тверской заставе, возле Брестского (сейчас Белорусского) вокзала. В 1936-м они были разобраны при реконструкции площади. На Кутузовском проспекте сейчас стоит их копия из более современных материалов.Красные ворота, 1855-1860.

В декоре присутствуют вензели Николая I с коронами, позднее заменённые на вензели Екатерины без корон. Кстати, снести ворота собирались ещё в 1854 году, но их отстоял инженер-генерал Дельвиг, двоюродный брат поэта. В итоге арка была уничтожена при расширении Садового кольца в 1927 году.

Ещё на Красной площади когда-то стояло здание Земского приказа, оно же – здание Главной аптеки и первое здание Московского университета. Но в 1874 году его разобрали, а на его месте построили Исторический музей.

«Видъ Красной площади въ 1872 г., снятый фотографически до сломки зданiя присутственных мѣст, находившагося на мѣстѣ, на которомъ построен Историческiй музей».

Начало строительства Исторического музея, 1875 год.Много фотографий Москвы третьей четверти XIX века посвящено железной дороге. На этом снимке – станция Крюково в 1855-1864 годах. Тут была одноимённая деревня, позже образовался одноимённый посёлок железнодорожников.

Обратите внимание

В 1938 году их объединили в посёлок городского типа, который затем вошёл в состав Зеленограда.Станция Химская в 1855-1862 годах. 17,4 версты (18,56 км) от Москвы, а именно от Николаевского вокзала. Кстати, расстояние с тех пор почти не изменилось. Зато изменилось название.

Паровозное депо и Водонапорная башня Николаевской железной дороги. Из комментариев: «Первое в Москве паровозное депо было построено в 1847-49 годах по проекту Константина Тона. Здание имеет круглую форму, в его середине располагался поворотный круг, предназначенный для разворота паровозов и направления их в нужное стойло.

Всего было 20 стойл или, как их сейчас называют, канав. Вместо ещё одного стойла был устроен сквозной тоннель для проезда паровозов внутрь здания. Над поворотным кругом был устроен купол из металлических конструкций.

Такая планировка паровозных зданий просуществовала относительно недолго – уже к концу XIX века стали строить прямоугольные, а затем и веерные здания. Всего было построено девять круглых депо, в Москве такое здание – единственное».

В 2011 году депо было выкуплено РЖД, а в 2013-м – частично снесено. Суд по заявлению «Архнадзора» приостановил его снос, в 2014 году представители РЖД заявляли о реконструкции Кругового депо, но что в итоге с ним будет, неизвестно.На будущей площади Трёх вокзалов вокзал пока только один, Николаевский.

Ярославский (изначально Троицкий) и Казанский (изначально Рязанский) начнут работать с 1862 года, но «таксисты» тут уже дежурят )Полустанок «Люблино». Раскрашенная фотография из альбома видов Московско-Курской железной дороги. По одним данным, альбом вышел в 1878-м году, по другим – в 1885-м.

Полустанок «Бутово»Железнодорожный мост через Москву-реку на месте нынешних Верхнего и Нижнего Сабуровских мостов.Андроников виадук (железнодорожный) через реку Яузу, построенный в 1865 году.Вокзал Курской железной дороги. Станция находилась недалеко от нынешнего Курского вокзала, но несколько севернее, в районе Путейского тупика, где сейчас стоят огромные стеклянные офисы.

Пробежимся по окраинам. Пасека на территории нынешнего Измайловского парка.

Дорогомиловский мост, 1860-1867, фототипия Шерер, Набгольц и Ко. Из комментариев: «Деревянный мост, разбиравшийся на время половодья, простоял до 1864 года.

Этот мост был куда ниже последующих металлического и каменного мостов, отчего левый берег («Гора Варгуниха», «Варгунихина гора») сильно возвышается над ним. Теперь рельеф не так заметен (хотя всё же ощущается). Над мостом – храмы Иоанна Предтечи в Кречетниках (левее) и Николы на Щепах (правее)».

Строительство Перервинской плотины Первая система шлюзования на Москве-реке была сооружена в 1874-1877 годах акционерным обществом «Товарищество Москворецкого туерного пароходства». Плотины сделали Москву-реку судоходной на протяжении 154 км, от Перервинской плотины до устья.Московский зоосад.

Фотография сделана до 1890-х годов, когда Малый пруд окончательно отделился от Большого. Раньше это был единый водоём.Вид на нынешнее Медведково из нынешних Мытищ.Вид от усадьбы Кунцево на село Крылатское, 1865-1877.

«Вид Преображенского с западной стороны в настоящее время.

Важно

Изображение выполнено от места бывшего Нагорного Дворца Его Императорского Высочества в Ново-Преображенском», 1879 год. Из комментариев: «Позади Генеральной (Электрозаводской) улицы видны улицы Буженинова, Суворовская, 9-й Роты. Фотограф стоял на здании мануфактуры Жан-Пьера Мусси-Жиро.

Проглядывают колокольня и надвратный храм на Преображенском валу, во владении №25, и Успенская моленная, башни и дом с львиными воротами во владении №17 по валу».

Оказывается, уже тогда в Москве были маршрутки! Эта линейка например, снята в Серебряном Бору.

Из очерка Петра Богатырёва «Московская старина»: «Линейки – это достопримечательность тогдашней Москвы.

Никакой жестокий инквизитор не мог бы выдумать более мучительной пытки, как езда в этих экипажах, но терпеливые москвичи ездили и платили ещё деньги за свою муку. Такого безобразия, как эти линейки, вряд ли где можно найти.

Линейки эти были до невозможности грязные, с постоянно звенящими гайками, с расшатанными колёсами, с пьяными дерзкими ямщиками, часто с искалеченными лошадьми, худыми и слабосильными до того, что они шатались на ходу». А должно было быть, как водится, несколько иначе – из газеты «Московские ведомости» за 1847 год: «…

с сентября сего 1847 года у нас открывается езда в публичных экипажах и при том на следующих основаниях; вмещая от 6-ти до 10-ти пассажиров, каждый экипаж будет возим двумя сильными, красивыми лошадьми…».

Вот выдержка из правил работы линеек: «Экипаж не дожидается полного числа пассажиров, но отправляется тотчас, если займёт место хотя бы один только человек; во время следования, по данному кондуктором знаку, экипаж тотчас останавливается и принимает пассажира. Каждый пассажир, доехав до того места, до которого ему нужно, имеет право остановить экипаж и выйти…».

Кстати, линейки катались не только по окраинам, но и в самом центре. Например, «маршрутки» парковались прямо у собора Василия Блаженного!

Большинство фотографий для этого поста взяты с сайта Pastvu, крупнейшего архива исторических снимков.

Фотографии старой Москвы в высоком разрешении. Часть 9

Уникальные панорамные фото старой москвы, часть 2

4 сентября 20132013-09-04T19:40:00Z2013-09-04T19:40:00Z Продолжаем разглядывать большие старые фотографии Москвы. Как обычно, в конце поста ссылка на архив с оригиналами. Все фотографии подходят для печати, так что можете украсить ими свой офис или квартиру.

Все довоенные фотографии не подпадают под закон об авторских правах (70 лет), так что их можно использовать и в коммерческих целях.

Недавно я к вам обращался с просьбой поддержать мой проект с архивными фотографиями, который теперь работает по адресу PastVu.com (ПастВью).

Мы собираем деньги на создание регионального деления, чтобы можно было загружать снимки не только Москвы и Питера, но и других городов России, да и вообще всего мира. На сегодняшний день мы собрали 118 700 рублей из 200 000.

Совет

До конца собро остается немного времени, так что очень важно, чтобы вы зашли на сайт Планеты и поддержали развитие проекта со старыми фотографиями. Проект финансируется исключительно за счет ваших пожертвований, так что дальнейшая его судьба в ваших руках. Не проходите мимо.

В предыдущих выпусках:

Первая часть

Вторая часть
Третья часть
Четвертая часть
Пятая часть
Шестая часть
Седьмая часть
Восьмая часть

А теперь, новая подборка:

01. Вид с колокольни Ивана Великого, 1890 год02.03. Вид со Швивой горки, 1889 год04.05. Вид на Храм Христа Спасителя, 1929 год06.07. Воскресенские ворота Кремля, 1898 год08. Немного раскрашенных чб фотографий09.10.11.12.13.14. Никольская улица15.16.17. Лубянская площадь18. Наводнение. Апрель 1908.19. Панорама Китай-города, сделанная с лесов дома Хлудова, который был перестроен в начале 1930-х годов.20.21. Еще Китай-Городо22. 1890-е Улица Арбат23.24.25.26. Красные ворота27. Это Общий вид здания Московского военного госпиталя, 1907 год, сейчас здесь пересечение ТТК и Яузы28. Панорама с Водонапорной башни на ТСХА, 1930

Ссылка на загрузку! 46 мб счастья.

———————————————

Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:Советую также подписаться на мои странички в:

 Фэйсбук

 ВКонтактик
 Основной Твиттер
 Спам Твиттер 

Реклама в этом блоге

Чем я занимаюсь
За что я баню
Хотите дать совет? Вам сюда!
Я в других социальных сетях

  • Приходите наблюдать!
  • С Новым годом!

Популярные посты по тегу

  • 1 февраля 2019, 16:50
  • 28 января 2019, 12:50
  • 29 января 2019, 12:30
  • 28 февраля 2017
  • 11 декабря 2018
  • 20 октября 2017

Панорамный фоторепортаж: Москва 2014 года с высоты полета — 1

Уникальные панорамные фото старой москвы, часть 2

Часть 1. Эти 34 сногсшибательные профессиональные фотографии великолепной Москвы мы публикуем с любезного разрешения их автора – Степанова Славы из Новосибирска (gelio.livejournal.com). Любая фотография станет немного больше в деталях, если вы кликните на ней.

Москва – столица Российской Федерации. Это крупнейший по численности населения город России, в котором по официальной статистике проживает более 12 млн человек. По этому показателю она входит в десятку самых больших городов мира.

Это финансовый, транспортный, логистический, деловой, культурный и туристический центр страны. Здесь сосредоточены важные достопримечательности, среди которых Кремль, Красная площадь, Большой театр, Сталинские высотки и многие другие знаковые объекты.

Москва – город с монументальной архитектурой: понять реальный масштаб широких многополосных улиц, многоярусных развязок и небоскребов можно только с высоты.

Московский Кремль – географический и исторический центр Москвы. Это наиболее древняя часть города, в настоящее время являющаяся резиденцией высших органов государственной власти Российской Федерации и одним из главных историко-художественных комплексов страны.

Кремлёвская набережная и Большой Каменный мост.

Панорама Кремля. Существующие стены и башни были построены в 1485-1495 гг. Общая протяженность стен – 2235 м.

Вдоль стен расположено 19 башен, а еще одна – Кутафья башня вынесена за стены. 3 башни, стоящие на углах, имеют круглое сечение, остальные – квадратное.

Самая высокая башня – Троицкая, она имеет высоту 80 метров.

Большой Кремлёвский дворец. Построен в 1838-1849 годах по повелению императора Николая I группой русских архитекторов под руководством К. А. Тона. В настоящее время используются для государственных и дипломатических приемов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации.

Обратите внимание

Покровский собор (храм Василия Блаженного) – одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих он является символом Москвы, России.

Собор построен Бармой и Постником при царе Иване Грозном в 1555–61 гг. в память о покорении Казани.

Перед собором размещается бронзовый Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Музей В. И. Ленина.

Государственный Исторический музей. Собрание музея отражает историю и культуру России с древнейших времен и до наших дней, является уникальным по численности и содержанию экспонатов.

Манежная площадь.

Фонтан «Часы мира». Главный купол подземного торгового комплекса «Охотный ряд».

Улица Тверская – центральная улица Москвы.

Государственный академический Большой театр – один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета.

Бронзовая квадрига над входным портиком. Большой театр изображен на сторублевых банкнотах.

«Дом на набережной». Жилой комплекс ЦИК-СНК СССР занимает площадь в три гектара. 25 подъездов выходят на две улицы – Серафимовича и Берсеневская набережная. В истории Дома как в зеркале отразилась история страны. Судьба многих жителей Дома трагична.

В годы «Большого террора» почти треть его обитателей пострадали от репрессий, исчезли в тюрьмах и лагерях. В Доме жили выдающиеся военачальники, герои, артисты, журналисты, писатели, академики, деятели партии и правительства, работники Коминтерна.

ГУМ (Главный универсальный магазин). Крупный торговый комплекс, который занимает целый квартал Китай-города и выходит главным фасадом на Красную площадь. Памятник псевдорусской архитектуры федерального значения. Находится в аренде до 2059 года у российской компании розничной торговли Bosco di Ciliegi, которая специализируется на продаже предметов роскоши.

ЦУМ (Центральный универсальный магазин).

Госдума (Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Здание было построено в 1938 году для Совета труда и обороны. Впоследствии в нём размещалось советское правительство (Совет народных комиссаров, потом Совет Министров СССР), а затем Госплан СССР. Госдума заседает здесь с 1994 года.

«Белый дом» – Дом правительства Российской Федерации. «Белый дом» сильно пострадал в ходе октябрьских событий 1993 года, когда войска, вызванные президентом Ельциным, открыли огонь из танков по зданию, оборонявшемуся сторонниками распущенных Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации.

Важно

Слева: бывшая территория кондитерской фабрики «Красный Октябрь». По центру: памятник Петру Первому, работы Церетели.

Новый Арбат.

Садовое кольцо.

Бородинский мост через Москву-реку. Смоленская набережная и набережная Тараса Шевченко.

«Сталинские высотки» – семь высотных зданий, построенных в Москве в конце 1940-х – начале 1950-х годов. Высотные здания являются вершиной послевоенного «советского ар-деко» в городской архитектуре. Все сталинские высотки были заложены в один и тот же день – 7 сентября 1947 года, когда праздновали 800-летие Москвы. Это было символом нового этапа в жизни древней столицы.

Главное здание МГУ – самое масштабное и высокое из всех сталинских высоток. В нем 36 этажей, а высота со шпилем достигает 240 метров. Здание являлось самым высоким административно-жилым зданием в Москве по шпилю на протяжении долгих лет, с 1953 г. до декабря 2003 года.

Жилой дом на Котельнической набережной. Дом строился в 1938-1940, 1948-1952. Центральный корпус насчитывает 26 этажей (32 вместе с техническими этажами) и имеет высоту 176 м. В высотке расположены 540 квартир.

Высотное здание на площади Красных Ворот. При строительстве основания высотного здания на Лермонтовской площади был применен прием, не имевший аналогов по технической смелости и инженерному искусству. Дело в том, что дом высотой 138 метров строили одновременно со станцией метро «Красные ворота».

Проектировщики столкнулись с непростой проблемой: какое-то время многоэтажное здание будет находиться на самом краю котлована, следовательно, грунт осядет неравномерно и высотка накренится. Поэтому решено было специально строить с наклоном. Перед этим грунт по периметру ямы искусственно заморозили по технологии строительства метро.

Когда затем он растаял, здание просело и приняло строго вертикальное положение. Такой способ больше никогда и нигде не применялся из-за сложности расчетов.

Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 41

Уникальные панорамные фото старой москвы, часть 2

                  Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 41. Последняя.

Нечетная сторона. Часть 1 — Часть 19.

    Четная сторона.  Часть 20. Часть 21. Часть 22. Часть 23. Часть 24. Часть 25. Часть 26. Часть 27. Часть 28. Часть 29. Часть 30. Часть 31. Часть 32. Часть 33. Часть 34. Часть 35. Часть 36. Часть 37. Часть 38. Часть 39. Часть 40.                                                                                        Четная сторона.

   Последний отрезок Ленинградского проспекта хорошо виден на старых фотографиях и мы можем разобрать что было и что стало практически с каждым домом (речь пойдет только о домах вдоль проспекта, а постройках в глубине я расскажу в посте «Село Всехсвятское и его постройки») , сравним старые карты и фото.

   Фото 1939 — 1940 гг.Крайний правый кирпичный домик стоит на стороне бывшего завода «Изолятор» (у него я поставила крестик на карте), далее идет безымянный пер, который ныне на некоторых картах именуется Проектируемый проезд №6097, Прежнее название переулка еще дореволюционное, Ромазинский — по домовладельцу Рамазину, в доме которого раньше находился деревянный магазин «Красный Труженик». Напомню, в прошлой части я писала, что  как пишет Токмаков, именно у крестьянина Рамазина Сорохтин в 1894 г. приобрел участок для будущего завода «Изолятор». Правда, написание разное РОмазин и РАмазин, но так как речь идет об одном и том же месте, очевидно, это один и тот же человек. Так вот,  магазин этот находился перед белым одноэтажным домиком справа, но, видимо, обветшал и был снесен. Фото 1926 г.
    Этот деревянный магазин находился на углу дома №74 корп.1, там, где сейчас аптека на Соколе.    Далее, за белым одноэтажным домиком с 4-мя окошками, на 1-м фото, где в центре стоит будка с надписью «Фото», как определили знатоки на сайте «ПастВью» — это Гуськовский переулок, а на противоположном его углу выстроен новый  магазин (лабаз, как его обозвал один из участников того же сайта, куда он с мамой ходил за керосином). К магазину мы еще вернемся. Крайний левый домик на фото вдоль проспекта (шоссе) стоит на углу Сучковского переулка. Дорожка на противоположной стороне шоссе — это Песчанная улица. Все это видно на плане 1952 г.    На следующем фото 1933 г. виден следующий отрезок шоссе. Крайний правый домик тот же, что на первом фото — крайний левый. За ним идет Сучковский переулок, далее два дома, а за ними Головановский пер. На том же сайте «ПастВью» обсуждалось, почему троллейбусные провода идут поперек шоссе, ответ они не нашли, а он прост, раньше в Головановском пер.размещался 1-й троллейбусный парк, он имел всего одну смотровую канаву, вмещавшую одну машину. на нынешнюю территорию парк переехал в 1935 г. Строительство первой троллейбусной линии в Москве завершилось в ноябре 1933 г. Троллейбус шел от Белорусского вокзала по Ленинградскому и Волоколамскому шоссе до моста Окружной жд. На всем 7-ми километровом маршруте имелись только три остановки: «Ипподром», «Аэропорт» и «Село Всехсвятское».

    Далее виднеется одноэтажная застройка (для ориентира, там, где шагающий человек с ребенком на дальнем плане), сейчас там вестибюль ст. м. Сокол.

    Еще на одной старой фотографии 1954 — 1955 гг. можно увидеть бывший Гуськовский пер., в центре на переднем плане, слева от переулка тот же, т.н. новый магазин, который виден и на 1-м фото.   На следующем фото 1954 — 1955 гг. виден Головановский переулок, частично сохранившийся до наших дней с прежним названием, за ним одноэтажный и двухэтажный домики и слева станция метро «Сокол».
   Одноэтажный домик в центре (второй от метро) можно рассмотреть крупнее.
   Через два- три года почти все эти домики снесли и место стало выглядеть так.
   А вскоре здесь выстроили стандартный дом №74к1 с двумя арками, правая арка на месте Гуськовского переулка, с левой стороны которого находился новый магазин, а левая на месте Сучковского переулка.
   В новом доме весь первый этаж занимали магазины и службы быта. В правом углу аптека, сохранившаяся до наших дней, далее сберкасса, за ней часовая мастерская, сохранившаяся со стороны двора в сильно урезанном виде, за мастерской рыбный магазин «Маяк», потом «Минеральные воды», куда за водичкой приезжали и жители отдаленных районов и где можно было выпить в разлив как минералки так и сока,  и на другом углу дома магазин «Кинолюбитель».   «Маяк» славился разнообразным ассортиментом, в отличии от рыбных отделов в продуктовых магазинах, поэтому здесь всегда были очереди, мне почему-то больше всего запомнилась копченая треска и креветки «больше» в коробке за 2р.10к., еще были «маленькие» за 1р.70 к. Справа от входа был кафетерий, с дешевыми бутербродами из банок и с дорогими с семгой и осетриной горячего и холодного копчения, на которые у меня обычно не хватало денег.   В магазине «Кинолюбитель» был приобретен мой первый фотоаппарат «Смена», а позднее «Зенит-Е».
   Далее первый вестибюль станции метро «Сокол» (тот, что на противоположной стороне был построен в 1949 г.), построенный в 1938 г по проекту архитекторов братьев Яковлевых К.Н. и Ю.Н.
   Они эффектно оформили пролёты между опорами в виде вертикальных цилиндров, завершенных плоскими куполами. Как видим окончательный вариант несколько отличается от проекта, нет ваз на крыше, стела заменена фонтаном.
    В то время это была конечная остановка Горьковско-Замоскворецкой линии. О самой станции подробно рассказывать не буду, о ней есть прекрасная статья в Википедии, а приведу лишь некоторые старые фото.    Проект кассового зала вестибюля.    Станция метро «Сокол» Фото 1938 г.   Хотя я и родилась, когда вестибюль на противоположной стороне был уже построен, однако, этот переход я отлично помню, правда, на сайте ПастВью утверждается, что он был ликвидирован в 1949 г., но это не так, просто он был чуть сдвинут в сторону дома №75. Меня по нему водили в детский сад и обратно.
   На фото 1958 г. хорошо видна старая застройка за метро. В старых справочниках встречается информация, что когда-то где здесь проходил Бальный переулок, который получил свое название в 1922 г. по дому, в котором в XVIII в. происходили бальные вечера, он тянулся от Ленинградки до 2-й ул. Усиевича (сейчас ул. Авиаконструктора Яковлева). Меня всегда удивляло, как большевики могли назвать пер. по дому, который уже не существовал, а вот если он сохранялся, тогда ситуация меняется. Узнать, что это за дом не представляется возможным, но мне удалось выяснить, что, например, дом, где была музыкальная школа №18 в Головановском пер. — это старинный особняк, об этом написано в книге «Северный округ Москвы». Так может  в 1970-х годах снесли дом XVIII века? Просьба, пришлите фото школы, может у кого оно сохранилось. А напротив школы виднеется еще один двухэтажный дом, он и вовсе стоит в бывшем Бальном пер., возможно, это он?
   К Олимпиаде-80 здесь появится летняя Олимпийская столовая, которую впоследствии превратят в круглогодичную пивнушку. Фото 1989 г.    Ну а затем пивнушку снесут и выстроят очередной торговый и жилой комплекс. Сейчас это место выглядит так.   На фотографии 1959 года видны домики, стоявшие справа от метро.    В результате с обеих сторон метро появятся два однотипных здания — дом №74 и дом №78, в последнем будет кафе, фотостудия и книжный магазин. Фото 1967 — 1973 г.
   Последнее здание на Ленинградском проспекте НПО «Алмаз» было построено в 1952 г. Архитекторы В.С.Андреев и Г.М.Вульфсон решили его в духе знаменитых высотных зданий – только без башенной части.
   Но еще какое-то время рядом с домом № 78 и НПО «Алмаз» сохранялась старая застройка. Фото 1952 — 1954 гг.   Фото 1952 — 1954 гг.    А вот так выглядела площадь перед развилкой в начале 1950-х годов.    Ну и напоследок, фотография проспекта 1965 г. в таком виде, как его видела я в годы своего детства. На развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе стали строить высотное здание Гидропроекта, помню, как при его строительстве, учась в школе напротив мы спорили сколько же всего будет этажей, но это уже другая история.   Вот и закончилась моя прогулка по когда-то самому красивому и зеленому проспекту города. который сейчас, к сожалению, изуродован до неузнаваемости.

   На некоторое время я покину эту часть города, добавлю новый пост о Новинском бульваре, т.к. по нему появилось много новой информации о его прошлом, а затем, вернусь сюда и расскажу об окрестностях и постройках села Всехсвятского (см.здесь) и Петровского парка.

    Другие достопримечательности. Оглавление.

    Использованы материалы: http://krasnaya-moskva.ru/leningr-sokol.html ; https://pastvu.com ;