Вся правда о сталинских высотках

Содержание

Сталинские высотки: малоизвестные факты о легендарных московских небоскрёбах! — Мономах

Вся правда о сталинских высотках

 
Огромные помпезные здания, дома-легенды, выполненные в сложной комбинации стилей русского барокко и готики, так называемом сталинском ампире, построенные с 1947 по 1953 годы, известны как «семь сестёр». Они и сегодня гордо красуются в столице, напоминая об ушедшей эпохе. И у каждого из этих зданий своя захватывающая история.

Послевоенное время требовало перемен во всем. Нужно было показать Западу, что у страны, победившей фашизм, есть сила и ресурсы. В честь победы и в ознаменование 800-летия Москвы было решено построить в Москве 8 высотных зданий. Интересно, что все сталинские высотки были заложены в один день – 7 сентября 1947 года.

Краткая история жизни Георгия Ефимовича Распутина

В этот день праздновали 800-летие Москвы. Над созданием облика этих высотных зданий трудились лучшие архитекторы того СССР. Перед ними ставилась задача создать высотки, отличающиеся от западных небоскребов.

И архитекторам все же удалось создать оригинальный архитектурный стиль, получивший в дальнейшем название сталинский ампир или советский монументальный классицизм.

«Семь сестёр» — семь высотных зданий, построенных в Москве в конце 1940-х — начале 1950-х годов.

Дворец Советов

Первой высоткой в Москве должен был стать Дворец Советов, гигантский небоскреб высотой 415 м, на котором планировалось разместить еще и 100-метровую статую Ленина.

Так должен был выглядеть по проекту Дворец Советов.

Заложили его в 1931 году, взорвав для этой цели Храм Христа Спасителя, однако в связи с началом войны строительство прекратили, каркас разобрали. После войны достраивать грандиозное здание не стали, построили на этом месте бассейн, а сегодня здесь вновь красуется отстроенный заново Храм.

Вид на храм Христа Спасителя до разрушения.

В 1947 году в честь 800-летнего юбилея столицы, по указанию Сталина, одновременно были заложены восемь огромных небоскребов (но возведено было семь из них). Все проекты утверждал лично Сталин.

Здание МГУ на Воробьевых Горах

Здание МГУ на Воробьевых Горах.

1 сентября 1953 года 36-этажный небоскреб на Воробьевых горах принял первых студентов.

Будучи самым высоким (240 метров) и красивым зданием среди “сестер”, до 1990 года оно оставалось и самым высоким в Европе. Архитектором этого проекта был Лев Руднев.

Из-за огромного масштаба строительства в качестве рабочих привлекали заключенных Гулага, для сокращения транспортных расходов некоторые из них здесь и проживали некоторое время.

Гостиница «Украина»

Гостиница «Украина». Сегодня отель “Radisson Royal”.

Второе по высоте (206 м) среди семи “сестер” здание гостиницы построили уже после смерти Сталина в 1957 году, при Хрущеве. Авторы проекта Аркадий Мордвинов и Вячеслав Олтаржевский.

По распоряжению Хрущева первоначальное название «Дорогомиловская» изменили и назвали новую гостиницу «Украина». В 2005 — 2010 годы высотка претерпела капитальную реконструкцию, и теперь здесь расположен один из крупнейших фешенебельных отелей Европы «Radisson Royal», имеющий 505 номеров.

Советскую символику — звезды, серпы, молоты и обрамляющие их венки, давно утратившую свой былой политический пафос, сохранили, как изюминку декора.

Высотка без звезды

Здание МИД РФ было возведено в 1953 году, его высота 172 метра. За строительство этого 27-этажного небоскреба отвечали архитекторы Гельфрейх и Минкус.

Первоначально здание было спроектировано и построено без шпиля, добавили его по указанию Сталина уже на последнем этапе строительства.

Для уменьшения дополнительной нагрузки, на здании соорудили легкий, декоративный шпиль, на котором вместо тяжелой звезды появился герб.

Самая «миниатюрная» высотка, отель «Hilton Ленинградская»

Гостиница «Ленинградская».

 Гостиница «Ленинградская», построенная в 1952 году по проекту Л. М. Полякова и А.Б. Борецкого, является самой маленькой, «миниатюрной» среди всех «сестер». За ее элегантным наружным декором скрывается великолепный роскошный интерьер, в котором элементы храмовой архитектуры соседствуют с московским барокко. Впоследствии эта ее архитектурная роскошь подверглась жесткой критике со стороны Н. Хрущева, а архитекторов гостиницы даже лишили Сталинских наград. С 2008 года здесь находится 5-звездочный отель «Hilton».

Дом на Котельнической набережной

Знаменитый «Дом артистов» на Котельнической набережной.

Для этого небоскреба было выбрано очень красивое место — слияние Москва-реки и Яузы. Здание, построенное в 1952 году (арх.

Чечулин и Ростковский), выдержано в неоготическом стиле, в качестве украшений для него использовали обелиски и барельефы. Многие квартиры в нем занимали представители творческих профессий.

Поскольку новое здание присоединили к дому, в котором проживали чекисты, они и курировали строительство. К работе здесь также привлекались заключенные.

Дом Авиаторов

Дом Авиаторов на Кудринской площади.

В конце 1954 года семейство московских небоскребов пополнилось еще одним зданием на Кудринской площади высотой 156 метров с роскошной, утонченной отделкой (архитекторы Посохин и Мндоянц).

Центральный его корпус состоял из 24 этажей, а прилежащие боковые – из 18. В народе его назвали Дом Авиаторов, поскольку проживали здесь в основном летчики-испытатели и другие работники, связанные с авиацией, а также представители номенклатуры.

Именно в этом доме снимали сцены в профессорской квартире в фильме «Москва слезам не верит».

Дом у Красных ворот

Высотка на Красных воротах.

Высотка у Красных Ворот, спроектированная Алексеем Душкиным, является самой низкой из всех “сестер” (всего 133 м). Центральный корпус с 24 этажами использовался как административный, а в боковых корпусах находились квартиры.

При сооружении этого здания для того, чтобы не закрывать выход из метро, применили уникальное инженерное решение. Котлован под его фундаментом заморозили, и здание возвели с некоторым расчетным отклонением, в дальнейшем, при усадке дома, все пришло в норму.

 Восьмая высотка в Зарядье.

Когда умер Сталин, все работы с высотками были прекращены, поскольку Хрущев разгромил сталинскую идею по возведению “свадебных тортов”, как он называл высотки. Поэтому проект последнего и самого высокого восьмого небоскреба (275 м) по проекту архитектора Д. Чечулинане так и не был реализован. Вместо этого Москва стала застраиваться “хрущевками”.

Сталинские высотки в Москве – Мифы и Реальность

Вся правда о сталинских высотках

7 высоток Москвы

Уважаемые читатели,этой статьей я продолжаю серию публикаций о Москве, буду и дальше наполнять журнал различной интересной информацией об истории и жизни нашего города.В свою очередь надеюсь на вашу поддержку, также буду рад вашим материалам по тематике журнала.

Если материал понравился,не стесняйтесь комментировать и ставить плюсы, это поможет сделать журнал более читаемым.

Эпоха послевоенного восстановления Москвы характеризуется невероятными архитектурными решениями и грандиозными стройками. Сталинские высотки в Москве стали символом этого строительства.

Обратите внимание

Идея Сталина о превосходстве Советского Союза над всеми капиталистическими странами запечатлелась в архитектурном стиле того времени. Все Сталинские высотки в Москве были построены за десять лет (1947-1957 гг.).

Всего построили семь Сталинских высоток в Москве:

МИД на Смоленской площади

Смоленская-Сенная пл., д. 32/34, м. Смоленская

1948-1953 гг.

В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус

27 этажей, 172 м

Гостиница «Ленинградская»

Каланчевская улица, д. 21/40, м. Комсомольская

1949-1954 гг.

Л.М. Поляков, А.Б. Борецкий

17 этажей, 136 м

Дом на Баррикадной

Кудринская площадь, д. 1, м. Баррикадная

1948-1954 гг.

М.В. Посохин, А.А. Мндоянц

24 этажа, 156 м

Гостиница «Украина» — «Radisson Royal Hotel»

Кутузовский проспект, д. 2/1 стр. 1, м. Киевская

1953-1957 гг.

А.Г. Мордвинов, В.К. Олтаржевский

34 этажа, 206 м

Административное строение возле «Красных ворот»

Садовая-Спасская улица, д. 21, м. Красные ворота

1947-1952 гг.

А. Н. Душкин, Б.С. Мезенцев

24 этажа, 138 м

Жилой дом на Котельнической набережной

Котельническая набережная, д. 1/15, м. Таганская

1948-1952 гг.

Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский

26 этажей, 176 м

Главное здание МГУ им. Ломоносова

Воробьевы горы, д. 1, м. Университет

1949-1953 гг.

Б.М. Иофан, Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, другие

32 этажа, 240 м

В начале 20-го века американские небоскребы были символом свободы и эпохи зарождающихся рыночных отношений.

Манхэттен, Эмпайр-стейт-билдинг, улицы и авеню, пересекающиеся строго под прямым углом, и сейчас являются символом капитализма.

Москва в 20-е годы с каменными аристократическими особняками, деревянными купеческими домиками, бараками и хитровским рынком совсем не подходила на роль столицы молодого советского государства.

Власть, к началу 30-х годов отчетливо понимала, что новому государству нужен новый прогрессивный город, отражающий как политическое устройство страны, так и отвечающий всем потребностям строителей коммунизма. Все это привело к началу масштабного строительства высотных строений в Москве, которые получили название «Сталинские.

Сколько Сталинских высоток в Москве должно было быть

Однозначно ответить на вопрос, сколько Сталинских высоток было запланировано построить, сложно. Исторически установлено Иосиф Сталин хотел, чтобы в Москве были сооружены восемь грандиознейших высотных сооружения, символизирующих 800-летие города героя. Осенью 7 сентября 1947 г. в 13.00 в разных местах Москвы приступили к закладке «первого камня» в основания восьми советских небоскребов.

Дата была выбрана не случайно. По астрологическим прогнозам именно эта дата и время сулило сооружения особую энергетику. Однако, возвели только семь. Работы над восьмой Сталинской высоткой было решено остановить сразу после смерти вождя, а на уже возведенном фундаменте в районе Зарядье позднее появилась Гостиница Россия, демонтированная в 2007 г.

Городские легенды гласят, что московские высотки – это только часть мечты Сталина о городе будущего, с величественными административно-жилыми комплексами и идеально ровными гранитными набережными. Эти легенды подтверждаются конкурсными проектами разных архитекторов. Глядя на эти макеты с трудом можно представить, что именно так могла бы выглядеть Москва.

Важно

Сталин хотел сделать из Москвы «пионера», а после все остальные города приняли бы аналогичный облик. Таким образом, выражение «Сталинские высотки» могло стать популярным во всем мире и олицетворять всю силу и мощь Советского Союза.

Дворец Советов – Гигант СССР

С трудом можно представить, но памятник Ленину можно было бы увидеть с расстояния 70 км.

Проект строительства восьми небоскребов в Москве являлся частью грандиозного плана по возведению монументальных сооружений во всех областных центрах и столицах республик СССР.

Самым значимым, из уже запланированных архитектурных объектов, должен был стать Дворец Советов, так называемая девятая высотка, строительство которого стартовало еще в 1939 г. вместо разрушенного до основания Храма Христа Спасителя.

Дворец Советов планировался как самое высокое строение своего времени (415 м + 100 м высота статуи Ленина) и должен был стать центром всего Советского государства. К сожалению или к счастью, но Сталинские высотки появились ограниченной партией и далее не получили должного развития.

Архитекторы Сталинских высоток

В конкурсе, проводимом для отбора проектов, участвовало немало известных и заслуженных архитекторов. Победителями же стали молодые, талантливые архитекторы, задачу перед которым ставил лично И. Сталин.

Как позднее писали современники, ему нужна была команда градостроителей готовых беспрекословно выполнять его пожелания и реализовывать самые амбициозные замыслы.

О причинах такого внимания со стороны вождя к проектам небоскребов Москвы до сих пор спорят историки.

Совет

Архитекторами Сталинских высоток были очень разные люди, их судьбы сложились по-разному.

Наиболее странной была судьба одного из первых архитекторов Главного здания МГУ на Воробьевых горах, Бориса Иофана (ему же принадлежит авторство других не менее известных проектов сооружений Москвы).

Борис учился в римском институте изящных искусств и после его окончания спроектировал не мало советских сооружений, но и итальянских. К слову сказать, именно итальянские зодчие спроектировали Московский Кремль.

В начале 30-х годов он был автором грандиозного проекта Дворца Советов и считался «придворным» архитектором Иосифа Сталина. Однако, его проект здания МГУ, возведение которого было запланировано на Ленинских (Воробьевых) горах вызвал жесткую критику. По официальной версии, И.

Сталина не устраивало выбранное Б. Иофаном место для будущего здания МГУ из-за нахождения в этом месте объектов правительственной связи. По другой версии, предложенное Б.

Иофаном место не вписывалась в концепцию, основанную на магнитных полях, что должно было связать все восемь сооружений.

Сейчас достоверно невозможно установить в чем была суть конфликта между вождем и архитектором, но МГУ сместили на несколько сотен метров от запланированного, а Б. Иофана сместили с поста главного архитектора. Предложенный и реализованный проект МГУ основан на чертежах Б. Иофана, но его имя по указанию И. Сталина вычеркнули со всех документов.

Сталинские высотки в Москве, мистика и легенды

Легенды вокруг высоток начали появляться еще на этапе проектирования, начиная с самой идеи их строительства и заканчивая изображением древних символов на фасадах: масонских, языческих и христианских.

Обратите внимание

Закладка фундамента всех московских небоскребов по приказу вождя происходила ровно в 13.00 7 сентября 1947 г., дата и время были основаны на астрологических прогнозах.

В этот день в Москве, также по указанию сверху, были запрещены все строительные работы.

Архитектурные формы сооружений скрывают под собой пирамиды, пропорции которых аналогичны египетским пирамидам. Пирамида, как известно, символизирует превосходство, власть, знание, энергию и силу.

Сталинские высотки в Москве отличаются особо прочным металлическим каркасом.

И большинство эзотериков сходятся во мнении, что наличие металлических арматуры и шпилей предполагает использование зданий как грандиозных передатчиков энергии.

В рассекреченных архивах КГБ практически нет фотографий хода строительства высоток, так как строили их заключенные, и публично данный факт афишировать не стоило. Жильцы этих домов, хорошо знали о том, кто и каким трудом возводил эти стены, но предпочитали эту тему не обсуждать.

Существует множество легенд и слухов о технологиях заморозки грунта, которые к тому времени действительно активно применялись, но только для строительства метро.

Большинство таких легенд похожи на главы из романов будущего: про использование для заморозки грунта жидкого азота, который кстати, превращает металл и бетон в пыль, про 3-й подвал МГУ, где находятся громадные холодильные установки, которые поддерживают грунт под зданием в твердом состоянии, и если их отключить, то МГУ сползет в Москву-реку за одну неделю. А еще истории о том, что все сооружения имеют прямой выход к туннелям метро.

Квартиры в Сталинских высотках Москвы и их жильцы

Заселение строений часто происходило по прихоти судьбы. Квартиры получали как известные политические деятели, так и звезды кино, художники, писатели и доктора наук. Одной из примет времени было то, что получившие квартиру в высотке, нередко, меняли это роскошное жилье на камеру в застенках КГБ или койку в лагерном бараке на севере.

Важно

Жильцам роскошных квартир Сталинских небоскребов в Москве запрещалось менять или передвигать мебель без особого на то разрешения надлежащего органа, так как могла пострадать аппаратура, установленная для прослушивания и записи разговоров.

Подвалы и бункеры под Сталинскими высотками до сих пор будоражат фантазию как профессиональных историков, так и любителей экстремальных путешествий. Никто доподлинно не знает куда ведут туннели за ржавыми металлическими дверями в подвалах, замки которых открыть даже специальной техникой не всегда возможно.

Сколько Сталинских высоток в Москве

В планах советского правительства было возведение одного дома высотой 32 этажа, двух домов высотой 26 этажей и пяти домов высотой 16 этажей.

Самым высоким зданием, согласно первоначальному проекту, должна была стать гостиница для трудящихся на Воробьевых горах. Главным зданием МГУ, с высотой в 36 этажей, она стала позднее.

Никаких парков, фонтанов и смотровой площадки также не предполагалось, добавлены в архитектурный ансамбль они были также позднее.

Все Сталинские высотки в Москве были возведены по единой концепции: широкое основание, ступенчатая пирамида, остроконечные шпили и мотивы кремлевских башен.

Участки под строительство советских небоскребов выделялись огромные, что ощутимо отличало их от американских, где плата за аренду участка под строительство не просто большая, а очень большая и пирамидальное постройка, в условиях рыночных отношений, считалось непозволительной роскошью.

Некоторые из архитектурных решений были продиктованы не только эстетикой, но и особенностями Московского грунта. Если Манхеттен стоит на скалистой и твердой местности, то Москва стоит на холмах и болотах.

Совет

Следствием этого, и стали удивительные технологии, использованные при строительстве сталинских небоскребов. Еще одной проблемой для архитекторов была категоричная позиция вождя по вопросу выбора мест под строительство.

В его кабинете все строящиеся небоскребы были отмечены на карте, и предложения архитекторов перенести здания в другое более благоприятное место для сооружения отвергались.

Сталинская высотка на Смоленской площади

Первой была возведена высотка на Смоленской площади для Министерства иностранных дел. Архитектура здания МИД отличается сдержанностью и является единственной Сталинской высоткой, на которой отсутствует пятиконечная звезда, так как непрочный шпиль здания не смог бы выдержать ее вес и ветровые нагрузки на 172-ух метровой высоте.

Сталинская высотка на Комсомольской

Следом появилась самая маленькая Сталинская высотка – Гостиница «Ленинградская», дополняющая концепцию Комсомольской площади. Ее внутреннее убранство было исполнено в стиле московского барокко. Архитектурная роскошь «Ленинградской» в последующие годы очень критиковалась со стороны Н. Хрущева. Сталинских наград были лишены архитекторы гостиницы.

Сталинская высотка на Котельнической набережной

Затем архитектурный облик Москвы дополнился Сталинской высоткой на Котельнической набережной. Здание гармонично вписалось в ландшафт на стрелке Москвы-реки и Яузы. За счет примыкания к зданию возведенного ранее жилого дома общее количество квартир достигло 700. Высотка на Котельнической разместила в себе кинотеатр, почта, парикмахерская, множество кафе и магазинов.

Сталинская высотка на Баррикадной

Сталинка на Кудринской площади в Москве получила прозвище «Гастроном». Здесь также, как и в здании на Котельнической, разместились магазины, кинотеатр, гаражи. Фасад здания в декорирован множеством скульптур и барельефов.

Высотка на Красных воротах

Выход из метро «Красные Ворота» расположен в еще одной высотке, возведенной на Садовом кольце. В советские годы это здание занимало министерство транспортного строительства. В Сталинской высотке находились как рабочие кабинеты работников министерства, так и жилые квартиры. Три корпуса дома не связаны ни наземными переходами, ни чердаками, общим для них является только подвал.

Сталинская высотка на Кутузовском

Московская высотка гостиница «Украина» расположилась в начале Кутузовского проспекта. Место для строительства небоскреба выбрано очень удачное: начало проложенного как раз в послевоенные годы Кутузовского проспекта, и набережная Москвы-реки с причалом. Стратегическое расположение гостиницы делало ее крайне привлекательной для гостей столицы, а интерьер поражал своим великолепием.

Сталинская высотка на Воробьевых горах

Обратите внимание

Самая высокая среди Сталинских высоток – главное здание Московского государственного университета на Воробьевых горах. Силуэт МГУ виден на большом расстоянии и стал одним из символов Москвы.

Парки, фонтаны и смотровая площадка привлекают на Воробьевы горы как горожан, так и туристов. Экскурсия по высоткам в Москве неизменно привлекает массу слушателей.

Многое из истории проектирования и строительства московских небоскребов послевоенной эпохи остается тайной и сейчас.

Тайны Московских высоток

Мы можем только догадываться какой могла быть Москва, если бы Сталин сумел реализовать свой грандиозный план по возведению всех высоток и других сооружений. Но мы можем с уверенностью говорить, что облик Москвы был бы навсегда изменен.

Сталин приказал архитекторам построить пирамиды и скрыть их под архитектурной «шелухой». Все генеральные планы и координаты Сталинских высоток были строго засекречены.

По сути, это были такие же пирамиды как и в древнем Египте, которые должны были стать своего рода энергетическими накопителями.

Говорят, эти пирамиды (Сталинки) могли бы концентрировать огромное количество энергии, что в итоге могло открыть путь к бессмертию. Возможно это слухи, а может и нет.

Важно

Восемь пирамид (высоток) должны были замыкаться на девятой, центральной (самой высокой среди них) пирамиде, что позволило бы вырабатывать огромную жизненную энергию.

Месторасположение каждого сооружения Сталин определял лично, но странное дело — все Сталинские высотки в Москве стоят на геологических разломах.

Почему 9 высоток в Москве

Всего должно было быть 9 небоскребов, ровно столько планет в солнечной системе. Каждая олицетворяет определенную планету. К примеру, сооружение на Котельнической может быть соотнесено с планетой Венера (красота).

Венера означает, что это может быть одно из самых красивых зданий и эстетически выдержанных и, что там могут жить представители искусства, как оно действительно и происходит. Здание на Кудринской площади соотносится с планетой Марс (эмоции). Здание МИДа соотносится с Юпитером (энергия двигательная).

Здание МГУ имеет отношение к планете Меркурий (образование). Таким образом, Сталинские высотки представляют собой пирамиды и у каждой свое предназначение.

Где пересекаются все высотки

Здания имеют пересечение в одном месте, именно там, где должна была быть девятая высотка (Дворец Советов), сейчас находится Храм Христа Спасителя. Пересечение всех линий создает знак, очень похожий на знак в пустыне Наска в Перу. Дворец Советов начали строить в конце 30-х годов.

Был залит огромный бетонный фундамент, сделан металлический каркас, построено несколько этажей, внизу был готов зал заседаний политбюро и, конечно же, к этому сооружению проходили ряд туннелей, но началась Великая Отечественная война и строительство заморозили, а каркас разобрали на производство танков.

Пожалуй, стройка высоток была единственной, строителей которых не торопили, а станции метро, к примеру, в то время, обязаны были вводить к каждой красной дате. Было всего лишь два ограничения по строительству — запрещалось передвигать стройку даже на один сантиметр и каждая высотка должна иметь шпиль.

Если у вас есть какие-либо интересные сведения об этих уникальных памятниках той эпохи, пишите,всем будет интересно .

Сталинские высотки. легенды и правда об их строительстве

Вся правда о сталинских высотках

?matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
2016-01-04 10:01:00matveychev_oleg
matveychev_oleg
2016-01-04 10:01:00Сталинские высотки — пожалуй, самые известные постройки XX века в Москве. Вокруг них сложено множество легенд, но куда более невероятна сама история их строительства.

Как нашей стране удалось в послевоенной разрухе построить семь небоскребов за семь лет, какие новые технологии и невероятные инженерные решения применялись и насколько правдивы легенды о строительстве “Семи сестер” — узнаете на нашей автобусной экскурсии “Сталинские высотки. Легенды и правда об их строительстве”.

Купить билет

Сталинские высотки — не только символы Москвы, но и символы быстрого развития советского строительства в годы послевоенной разрухи. Семь небоскребов, выросшие по всей Москве за семь лет, стали настоящей выставкой достижений нашей страны в области архитектуры и инженерной мысли.Но эту выставку надо уметь читать.

“Москва глазами инженера” научит вас этому! На нашей автобусной экскурсии “Сталинские высотки. Легенды и правда об их строительстве” вы увидите почти все высотки и узнаете, как они строились и какая интереснейшая инженерная начинка скрывается за их роскошными фасадами.

Итак, в программе:

  • Каким должен был стать Дворец Советов, едва ли не самый амбициозный проект в истории советского гражданского строительства?
  • Как на здании МИДа появился шпиль?
  • Что стало с “восьмой сестрой” — высоткой в Зарядье?
  • Как высотка на Красных воротах строилась под углом, а после встала на место?
  • Держат ли огромные холодильники фундамент под Главным зданием МГУ?и многие другие легендарные и правдивые истории из строительства самых знаменитых зданий Москвы

Экскурсия пройдет на комфортабельном автобусе, оборудованном громкой связью с салоном. На каждом объекте мы будем выходить из автобуса и рассматривать его в деталях.

Место встречи: м. Кропоткинская, у выхода в начале Гоголевского бульвара, под аркой
Продолжительность: 3 часа
Место окончания: Высотка МГУ (м. Университет)

Стоимость:

  • Взрослый: 950 рублей
  • Льготный (студенты и пенсионеры): 750 рублей
  • Предварительная покупка билета строго обязательна!

По всем вопросам звоните 8 (499) 322 23 25

  • «Зашел я в гастроном посмотреть, что продают. Пока стоял, подошел ко мне человек и начал что-то говорить. Ну, я по-русски ни слова не знаю,…
  • Первое в истории кровавое агентство открылось в Беларуси Гродненский Центр «ПОРА» и PR-консультант Михаил Лис открыли первое…

10 интересных фактов и пугающих мифов о сталинских высотках

Вся правда о сталинских высотках

Семь сталинских высоток выросли в столице В 1950-х годах. Хотя планировалось строительство восьми зданий — в честь 800-летия Москвы. Создание последней, восьмой «сестры» — как называют высотки экскурсоводы — остановили из-за смерти Сталина в 1953 году. Со временем на месте спроектированного административного здания возникла гостиница «Россия».

Согласно легенде, шпиль на вершине здания МИДа — прихоть Иосифа Виссарионовича. После смерти вождя архитектор Минкус попросил Хрущева убрать нежелательную для него деталь, которой не было в проекте. Никита Сергеевич ответил отказом и оставил шпиль в качестве «памятника великой глупости товарища Сталина».

Все здания были заложены в один день, 7 сентября 1947 года, когда Москва праздновала свой день рождения. Вот что писал по этому случаю журнал «Огонек»: ««В 13 часов дня происходит закладка многоэтажных зданий в разных пунктах Москвы.

Совет

Вся душа советской страны проходит перед нами в течение этого часа: далекое прошлое Руси, воин на коне, в шлеме и кольчуге, указывающий рукою вниз: «Здесь быть Москве», — и гигантские, многоэтажные дома, построенные по последнему слову техники для людей социалистического общества, для строителей коммунизма, для новых людей».

Издалека шпиль, звезда и колосья на главном корпусе МГУ кажутся позолоченными, но это не так: тонкий слой металла не выдержал бы натиска ветра, солнца и дождя. На самом деле фигуры изнутри покрыты алюминием, а снаружи — желтыми стеклянными пластинами.

По официальным данным, подвал в МГУ имеет всего три уровня. Если верить мифам, то под университетом раскинулась целая сеть тайных проходов и коридоров, которые в общей сложности во много раз превышают площадь самого здания. Кроме того, говорят, что под одним из КПП проложена линия метро специального назначения, ведущая от Кремля к аэропорту Внуково.

Еще одна легенда про здание на Воробьевых горах. Студенты поговаривают, что где-то в подвалах их альма-матер замурована бронзовая статуя Сталина. Фигура вождя или Ломоносова и правда фигурировала в первоначальном проекте и должна была находиться на вершине постройки вместо шпиля, но от идеи, как нетрудно заметить, отказались.

Сталинские высотки — заметные и колоритные здания — не раз появлялись в кинолентах разных лет. Лидером является постройка на Котельнической набережной — она «снялась» как минимум в 15 картинах. Среди них: «Москва слезам не верит», «Каникулы Кроша», «Покровские ворота», «Ералаш», «Брат 2», «Бригада», «И всё-таки я люблю…», «Стиляги», «Следствие вели…», «Последний из Магикян» и другие.

К сталинским высоткам также приравнивают здания в других странах, похожие на наших «сестер» визуально. Это Академии наук в Риге, главный корпус челябинского ЮУрГУ, гостиница «International» в Чехии, Дом свободной прессы в Бухаресте и Дворец культуры и науки в Варшаве. Последний, кстати, местные жители именуют «сувениром Сталина».

Высотки строили по образу американских небоскребов 1920-1930-х годов. Однако русские архитекторы имели четкое указание: не копировать, а превзойти по красоте и масштабу зарубежные постройки, дабы наглядно показать силу и превосходство Советского Союза.

Здание на Красных Воротах отличается паранормальной энергетикой, якобы здесь обитает немало привидений и призраков бывших жильцов. Одна из сказок посвящена хохочущему чиновнику. Некогда в высотке жил рядовой служащий транспортного строительства, влюбленный в жену известного высокопоставленного работника.

Чтобы добиться ее внимания и улыбки, рассказал мужчина даме анекдот — смешной, но политический. А та в свою очередь пересказала шутку супругу. Только вот последний не смеялся, а упек мелкого чиновника в психиатрическую клинику, где несчастный влюбленный, сойдя с ума, провел остаток дней.

Вернулся к себе домой он уже в другом виде — бестелесного призрака.

интересные историиинтересный фактисториямиф

Сталинские высотки: 10 мифов и фактов

Вся правда о сталинских высотках

Шпиль высотки МИДа разбирают, чтобы на его месте построить точно такой же новый, из современных металлоконструкций. Примерно на полгода знаменитое здание простоит перед москвичами «с непокрытой головой».

«Вопросу реконструкции этого шпиля, наверно, лет пятнадцать. Данная методика была защищена в том числе и в среде профессиональных архитекторов и реставраторов, всеми принята, и сейчас этот проект реализуется», — сказал журналистам и.о. директора департамента капитального строительства и собственности МИД РФ за рубежом Владимир Потапкин.

Оказывается, на то, чтобы отложить этот вопрос, была веская, но очень милая причина. «У нас жила пара соколов, семья, — пояснил Потапкин. — Мы пообщались с орнитологами, они залезали на шпиль, смотрели, где они живут.

Мы, собственно, и не начинали демонтаж, пока не вывелись птенцы и не улетели. Предположительно, они перелетели на бывшую гостиницу «Украина». Они кочуют так в Москве по высоткам.

Обратите внимание

Наша пара улетела, орнитологи нас заверили, что они обязательно сюда вернутся».

По этому случаю мы решили вспомнить несколько интересных фактов обо всех московских высотках.

Все в один день

Все они были заложены в один день – в день восьмисотлетия столицы 7 сентября 1947 года. По мнению Сталина, это было очень символично. Кстати, считается, что почти у всех «семи сестер» есть старшие «братья-двойники» в США. Так, прототипом дома на Котельнической набережной считают Wrigley Building.

Шпили не предполагались

По первоначальным проектам, опубликованным в 1949 году, большинство зданий не должны были иметь шпилей.

На вершине МГУ предполагалось установить статую, здание МИДа имело плоскую крышу, дом на Площади Восстания заканчивался бы цилиндрическим восьмигранником, и так далее.

Ходит легенда, что Сталин, проезжая мимо высотки на Смоленской (она была построена раньше остальных) выругался и велел добавить шпиль. Указание было выполнено, для чего пришлось вносить изменение в планировку пяти верхних этажей.

И кстати, здание МИД — единственная высотка, не украшенная пятиконечной звездой. Специалисты утверждают, что тому есть разумная причина: слишком массивная звезда серьёзно бы увеличила нагрузку на конструкции здания.

Тайны подвалов МГУ

Существует легенда, что где-то в подвалах главного здания МГУ и по сей день замурована бронзовая статуя «вождя народов», которую должны были установить вместо шпиля, но передумали после его смерти. Это, конечно, выдумка: работы по устройству фундамента были окончены ещё до начала 1951 года, когда Сталин был жив-здоров, а 1 сентября 1953 года МГУ уже распахнул двери для студентов.

Фигура на башне могла бы иметь высоту 35-40 метров. Тогда университет выглядел бы гигантским пьедесталом, как и непостроенный Дворец советов. Поэтому «вождя народов» уменьшили в размерах, изменили его позу на более прозаическую и установили в сквере у фонтанов.

А после постройки высотного здания МИД СССР на Смоленской площади стало ясно, что сделать здания абсолютно пропорциональными можно только одним способом: выполнив завершения в виде шпилей.

Получив вместо скульптуры золотой шпиль со звездой высотой 58 метров, здание МГУ значительно выиграло.

Яшмовые колонны и немецкие трофеи

И снова об МГУ. Существует легенда, что при строительстве химического факультета МГУ были использованы яшмовые колонны из храма Христа Спасителя, которые сохранились после его сноса.

А ещё в здании есть фрагменты от самых разных разрушенных памятников архитектуры, например, обломки Рейхстага. Крошечная доля правды в этом есть: факультет действительно когда-то был оборудован трофейными немецкими вытяжными шкафами.

А вот колонны из яшмы вряд ли стояли даже в самом храме Христа Спасителя — во всяком случае, историки тому подтверждений не нашли.

Призрак гипостильного прошлого

Станция «Кропоткинская» мало того, что одна из самых больших в московском метрополитене, так ещё и построена по образцу гипостильных подземных храмов, распространённых в архитектуре народов Древнего Востока (Египет, Иран).

Классический пример — храм в Карнаке (Египет): обширное крытое помещение (зал храма или дворца), потолок которого опирается на многочисленные, часто поставленные колонны. Казалось бы, причём тут сталинские высотки? Дело в том, что станция метро должна была стать подземным вестибюлем непостроенной и, пожалуй, самой монументальной из них — Дворца Советов.

Под него даже вырыли котлован, но перед войной строительство прервалось. В итоге там сделали бассейн «Москва», а позже восстановили храм Христа Спасителя.

Элитное жильё на месте тараканьего гнезда

Сейчас цена двухкомнатной квартиры в высотке на Котельнической набережной может доходить до 30, 40 и даже 50 млн рублей (данные сайта sob.ru).

Однако мало кто помнит, что первые знаменитые жильцы этого дома страдали от нашествия тараканов — высотку построили на месте мучных складов.

Вот так, например, поэт Евтушенко отзывался о своей беде: «Только Зыкина запела, / с потолков / подпевать пошла капелла/ прусаков». Учитывая, что Зыкина жила в стометровой трёхкомнатной квартире, получается просто экологическая катастрофа.

История потерь «Украины»

Гостиницу «Украина» строили быстро, но сложно и мучительно. Сначала она потеряла название (по замыслу Сталина она должна была стать «Дорогомиловской», но у Никиты Хрущёва было другое мнение на сей счёт). Потом потеряла часть номеров — тот же Хрущёв решил сделать в здании 250 квартир.

Существует легенда, что верхние этажи «Украины» сделаны хуже, чем нижние: шпиль строили заключённые, а начальство опасалось подниматься к ним на такую высоту.

Ещё одна легенда отчасти может объяснить обрушение одной из башен гостиницы в 2007 году: якобы для того, чтобы поскорее достроить здание и принять делегатов VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года, в бетон подмешивали соль.

Важно

Но гостинице есть, чем похвастаться — в ней собрана уникальная коллекция живописи и скульптуры советских мастеров.

А ещё новые владельцы купили и отреставрировали единственную в своём роде диораму Москвы «Москва – столица СССР», которая была создана специально к Нью-Йоркской выставке в 1977 году. Говорят, её хотел купить астронавт Нил Армстронг, но ему отказали.

В правом углу нарисована ныне снесенная гостиница «Россия», возведенная на месте фундамента несостоявшейся восьмой сталинской высотки. Сегодня это её единственное настолько подробное изображение.

«Большой брат» на Баррикадной

Некоторые историки утверждают, что, когда неподалёку от Баррикадной открылось посольство США, верхние два этажа центрального корпуса высотки на Кудринской площади были расселены. И там, при помощи спецаппаратуры, КГБ осуществлял прослушку и наблюдение за деятельностью «врага».

Любимица парапсихологов

Высотку на площади Красных ворот очень любят парапсихологи и вообще поклонники всего сверхъестественного. Они рассказывают истории о тамошних привидениях, и самая известная из них — история о хохочущем призраке. Это был мелкий чиновник, служивший в расположенном здесь в советское время Министерстве транспортного строительства.

Он пытался добиться расположения жены одного высокопоставленного номенклатурного работника и как-то рассказал любимой анекдот. Политический. Дама посмеялась и пересказала его мужу, но тот почему-то не порадовался, а насильно отправил незадачливого ухажёра в психушку, где у того поехала крыша и так и не вернулась на место до самой смерти.

А после призрак решил поселиться в родном министерстве.

Парапсихологи утверждают, что число призраков людей, пусть уже и скончавшихся, во всех высотках будет только расти. Им просто некуда деваться — недостроенное здание Дома Советов в рамках этого энергетического комплекса так и не замкнуло цепь.

Трущобы Зарядья

Сейчас в Зарядье обустраивается огромный ландшафтный парк. Но на этом месте могла бы стоять восьмая высотка — Наркомат тяжёлого машиностроения СССР. Его высота вместе со шпилем составила бы аж 275 метров. Но стройка остановилась со смертью Сталина — уже готовый стилобат законсервировали, а в 1964—1967 годах на этом месте была построена гостиница «Россия».

И кстати, до начала стройки район этот считался крайне неблагополучным, несмотря на близость к Кремлю — настоящие трущобы. Там в весьма сомнительных лачугах жила ещё более сомнительная публика, и археологи до сих пор раскапывают свидетельства активной тамошней жизни.

Сталинские высотки: 10 мифов и фактов интересная Москва, интересные места в Москве, история москвы, сайт Москвы, адреса Москвы

Фальшивая история человечества. Сталинские высотки

Вся правда о сталинских высотках

         Более ста лет мы безоговорочно верили всему, что вещали нам СМИ со страниц газет и экранов телевизоров и рассказывали школьные учебники. Но настала пора просыпаться. Человечество существует на этой планете не более 200 лет и не имеет никакого отношения не только к египетским (и другим) пирамидам, но и к городам, в которых оно живет.

Все наши эпохальные научные открытия-это набор баек. Посудите сами: Ньютону на голову упало яблоко и он открыл Закон Всемирного Тяготения,  Архимед принимал ванну и открыл (О! Эврика!) Закон Архимеда, Менделеев спал и увидел Периодическую Таблицу Элементов и т.д. Вы считаете, что машинный язык, язык программирования и персональный компьютер придумали люди? Сильно в этом сомневаюсь.

Все, что мы знаем о Земле, Солнечной Системе и Вселенной заставляет предположить, что, возможно, мы существуем в выделенном объеме мироздания, капсуле пространства-времени, т. н. реальности и законы этой реальности, возможно, отличаются от законов остального мироздания. Мы не знаем где проходит граница нашей реальности . Может наша реальность занимает часть, а может весь объем мироздания.

 А  вдруг,  Вселенная-это просто рисунок на оболочке нашей реальности. Не отсюда ли метания космологической научной мысли: от темной материи до темной энергии ( похоже, что эти термины позаимствовали из «Звездных Войн»). У нашей реальности и у человечества есть Творец. Да, это логический тупик, но ничем не хуже Сингулярности и Большого Взрыва или Библейского Божественного Сотворения.

Вся человеческая история выдумана и, по сути, является нагромождением Абсурда. Просто невероятно: как мы во все это верили столько лет? И 99% людей продолжают верить! Им так проще. Кто-то или Что-то регулярно подправляет нашу реальность извне, вбрасывая нам новые научные идеи и технологии на уровне готовых производств, и задавая вектор развития человечеству.

Если с наукой и техникой какая-то ясность прослеживается, то что происходит с нашей ментальностью укрыто сумраком. Мы перестали понимать, что происходит с миром людей и к чему все идет. Все перемешалось: нравственные ориентиры, человеческие ценности.

Это результат стороннего вмешательства, или наше сознание  просто не поспевает за стремительным научно- техническим прогрессом? В частности: это  нелепое противопоставление русского мира остальному. Вы думаете, это естественный ход событий, или наши лидеры играют роли в только им известном спектакле (а может они об этом и не догадываются)? Лично я склоняюсь ко второму.

Совет

Достаточно внимательно присмотреться к поведению ввп (он уже давно к российской реальности не имеет никакого отношения). От людей на этой планете никогда ничего не зависело и возможность выбора-всего лишь иллюзия. Будем надеяться, что все обойдется и катастрофа нас минет.

          Да, это всего лишь мои мысли, и я не призываю безоглядно им верить, но лишь критическим взглядом посмотреть вокруг себя и задуматься….

            Реальность, в которой мы существуем, нелинейна. Я не могу объяснить точно, что это такое (да и вряд ли кто-то может). Упрощенно это означает то, что ее развитие  во времени не происходит поступательно от прошлого к будущему и с постоянной скоростью.

 Возможно, она дискретна во времени и нарезана на  лоскуты, которые не обязательно складываются в логическую картину, т.е. причинно-следственные связи могут нарушаться. А ее пространство не подчиняется Закону сохранения энергии и вещества (ведь мироточат иконы, рождая вещество из ничего).

 Образно нашу реальность можно представить как извилистую дорогу, которая, если оглянуться, скрывается от нас за поворотом и вновь возникает, но уже другая, та, которой мы никогда не проходили.

 В жизни мы ощущаем это как некоторое удивление, когда вдруг обнаруживаем, что наша память о каком-то, хорошо известном нам событии, неожиданно  отличается (пусть в незначительных деталях) от его официальной версии или от памяти других свидетелей этого события. Обычно мы списываем это на забывчивость.

Но что просходит с человеческим сознанием, когда оно попадает в причинно-следственный разрыв, когда вдруг стыкуются два отрезка реальности, не связанные между собой тканью времени, а порой и логикой? Замечаем мы это? Или это видно лишь последующим поколениям, как мы видим белые пятна в нашей недавней истории? Быть может именно тогда появляются «очевидцы» событий, которые в реальности не происходили?

            Я хочу привести пример такого  изменения нашей реальности на основе событий 1947-1953 годов. Речь идет о строительстве в Москве семи Сталинских высоток.

Обратите внимание

Это грандиозное событие в истории советского градостроительства и архитектуры воспринимается нами как совершенно естественное, но, при внимательном рассмотрении, никогда не происходило.

Идею их строительства приписывают Сталину, но так ли это?

Какой лидер (в здравом уме) государства, половина которого лежит в руинах после тяжелейшей войны, в которой потеряно более 20-ти миллионов трудоспособного и активного населения, а половина населения недоедает и живет в землянках и бараках, вместо того, чтобы бросить все силы и средства на восстановление народного хозяйства (не забывайте и о долге по Ленд-Лизу) и облегчение жизни народа-победителя, вдруг займется украшательством собственной столицы и возведением никому не нужных небоскребов (хотя очень напоминает и мост на о. Русский, и Сочинскую Олимпиаду)?

А ведь это стоит огромных денег и человеческих трудозатрат. Да, есть документальный фильм о том, как строился МГУ (думаю, потому, что он строился в чистом поле а не посреди города), есть воспоминания архитекторов, участвовавших в строительстве и тех кто получал квартиры в этих фантастистических новостройках, рассекречены даже документы как распределялись эти квартиры среди советской элиты.

Все это есть и все это, наверное, правда (за документальный фильм не уверен) за исключением одного: сами здания никто не строил.

При существовавшем на тот момент уровне советской архитектурной мысли, технологиях, строительных материалах, общей ситуации в стране это было попросту невозможно. Вы можете себе представить, что значит изъять из народного хозяйства 20 миллионов пар рабочих рук погибших в войне сограждан? По-моему-  это крах самого народного хозяйства…

Вся эта стройка покрыта тайной. Почему? Если не считать фильма о строительстве МГУ, нескольких фотографий и воспоминаний «очевидцев», как, например: одну высотку строили под наклоном на предварительно искусственно промороженном грунте, после оттаивания которого она заняла вертикальное положение (очень похоже на американскую лунную одиссею),  нам больше об этом ничего не известно. 

    Выводы:

     Сталинские высотки появились на свет в результате изменения реальности. Каков механизм этого явления? Мы об этом можем только догадываться.

Люди участвовали в строительстве и думали, что они действительно все это строят или только наблюдали как за забором стройки растут этажи?

Важно

А возможно самой части реальности со строительством не существует и здания появились мгновенно, а люди просто «помнят», что строили? И, удивительно, они стоят вот уже 60 лет в нашем климате и лишь облицовка кое-где отваливается, скульптуры ветшают, да коммуникации требуют замены, а гостиница «Россия» (ее, видимо, действительно строили люди) уже через 40 лет пришла в негодность и была снесена (кроме фудамента, поскольку он, видимо, тоже не человеческих рук дело).  

А внутренняя отделка высоток (особенно гостиниц)? Могли мы такое сделать в 1953 году силами заключенных (как гласит история)? Вам решать.

Еще про безумную стоимость сталинских высоток и зачем их строил Сталин

Вся правда о сталинских высотках

?Gosh100 (gosh100) wrote,
2017-02-25 20:28:00Gosh100
gosh100
2017-02-25 20:28:00Category:В предыдущем посте я показал что одна только высотка  МГУ сопоставима по стоимости с целым городом, как видно по затратам материалов.

Но есть официальные данные непосредственно по стоимости квадратного метра, они еще более шокирующи.В частности, есть такой документ —  стенографический отчет Всесоюзного совещания архитекторов 1954 года

В нем приводятся следующие данные (сэнкс http://dmitrij-sergeev.

livejournal.com/420737.html) :

Итак, 1 квадратный метр гостиницы Лениградская обошелся 32 000 рублей.

Всего один метр! 32 000 рублей.

Общая площадь этой гостиницы — 25 000 кв. метров.Возможно, что в совещании имеют ввиду все же полезную площадь, тогда она будет — 2 500 * 0.22 =  5500  кв. метров.И это кстати самая маленькая из семи сталинских высоток.

Для справки, 32 тысячи рублей в те годы — это стоимость  двухквартирного кирпичного коттеджа:

[постановление Совета Министров]СОВЕТ МИНИСТРОВ СССРПОСТАНОВЛЕНИЕот 20 октября 1948 г. N 3905О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВДЛЯ ПРОДАЖИ РАБОЧИМ, ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМИ СЛУЖАЩИМ ПРЕДПРИЯТИЙ, СТРОЕК И УЧРЕЖДЕНИЙб) установить до 1 января 1949 года следующую сметную стоимость строительства (с учетом удорожания против цен 1945 г.) индивидуальных жилых домов для продажи:Индивидуальные жилые дома, сооружаемые по типовым проектам:1. Деревянный, рубленый, одноквартирный,   двухкомнатный дом (проект N 1)                     10800 рублей2. Каменный, одноквартирный, двухкомнатный дом

   (проект N 2)                                       13700 -«-

3. Деревянный, рубленый, одноквартирный,   трехкомнатный дом (проект N 3)                     12700 -«-4. Каменный, трехкомнатный, одноквартирный дом

   (проект N 4)                                       16300 -«-

5. Деревянный, рубленый, двухквартирный дом с   двухкомнатными квартирами (проект N 5)             22200 -«-6. Каменный, двухквартирный дом с двухкомнатными   квартирами (проект N 6)                            28700 -«-7. Деревянный, рубленый, двухквартирный дом с   трехкомнатными квартирами (проект N 7)             28000 -«-8. Каменный, двухквартирный дом с трехкомнатными   квартирами (проект N 8)                             34000 -«-.

______________________________________________________

Одна гостиница — минус 5000 двухквартирных домов.Инженеры, рабочие обойдутся, Сталину важнее буржуев и элиту пошикарнее заселять.Мне особенно понравился момент в этом постановлении:

За 9 месяцев 1948 года годовой план строительства индивидуальных жилых домов для продажи выполнен всего на 26%.

Такое неудовлетворительное выполнение плана строительства индивидуальных жилых домов для продажи является результатом отсутствия должного внимания этому важному мероприятию со стороны ряда министерств, ведомств и руководителей предприятий и строек, необеспеченностью указанного строительства рабочей силой, материалами, транспортом и наличием значительного разрыва между стоимостью строительства жилых домов и продажной ценой на них.

От жеж блин, а куда в сталинской сверхдержаве транспорт с материалами девались, и внимание министерств??? Какая незадача!И еще очень показательно, чем мотивировал Сталин решение о постройке этих высоток ( см Николай Николаевич КружковВысотки сталинской Москвы.

Наследие эпохи):В январе 1947 года, после обсуждения в Совнаркоме вопроса о 800-летнем юбилеегорода, И.В.

Сталин предложил подумать над дальнейшей реконструкцией столицы, сказавпри этом: «Ездят у нас в Америку, а потом приезжают и ахают – ах, какие огромные дома!Пускай ездят в Москву, также видят, какие у нас дома, пусть ахают»19Эта фраза вождя стала известна нам благодаря тому, что 20 января 1947 года прозву-чала в изложении Г. М. Попова на совещании о строительстве многоэтажных домов, прохо-дившем в Московском городском комитете партии.————————————-19 Стенограмма совещания в МГК ВКП(б) по вопросу «О строительстве 16-, 26– и 32-этажных жилых домов в г.Вот тут с вниманием ведомств все  было в полном порядке:

Сам Г.М. Попов был председательствующим. Минула всего неделя с момента подписания правительственного постановления, а от чиновников вовлеченных министерств и ведомств уже были затребованы отчеты о проведенной подготовительной работе.

Ай молодцы!Я еще раз напомню что это пир во время чумы, это годы послевоенной разрухи и страшного голода. Когда люди надрывались от тяжелейшей работы и жили в нечеловеческих условиях.Знаете как сталинисты это комментируют?

спасибо, поржал) больше хрущоб для быдла надо было строить, вот ,блядь, Сталин то и не знал…печалька