Внешняя и внутренняя политика александра 3

Содержание

Внутренняя и внешняя политика императора Александра 3: кратко про основные реформы и контрреформы, итоги правления

Внешняя и внутренняя политика александра 3

После гибели императора Александра II в марте 1881 года править Россией стал его второй сын. Изначально он должен был сделать карьеру в военной сфере, но после смерти наследника (старшего брата) Николая о военной карьере пришлось забыть и занять место на престоле.

Историки рисуют этого правителя типичным русским могучим мужиком, который склонен был скорее к войне, нежели к тонкому и тщательному планированию государственного курса. Особенности его правления заключаются в сохранении самодержавия и подписании мирных соглашений.

«краткость сестра таланта» — 3 самых коротких рассказа а. п. чехова

Основные события

Правление Александра 3 запомнилось как одно из самых мирных, ведь император стремился сохранить дружеские отношения со всеми соседями и по возможности выступить миротворцем в конфликтах. Хотя не обошлось и без военных побед. Основные события правления императора по годам кратко выглядят следующим образом:

  • 1881: взятие Ашхабада, возобновление работы «Союза трех императоров»;
  • 1882: А.Ф. Можайский сконструировал и запустил в первый полет самолет, разрабатывается фабричное законодательство;
  • 1883: создание Плехановым группы «Освобождение труда» в Женеве;
  • 1884: введение нового устава университетов и открытие приходских школ в селах;
  • 1885: присоединение Средней Азии и русско-афганский конфликт;
  • 1887: заключен русско-германский мирный договор;
  • 1888: открыт университет в Томске;
  • 1889: упразднены должности судей в сельских округах, введена должность земского начальника;
  • 1891: начало строительства Великого Сибирского пути;
  • 1891-1892: поволжский голод;
  • 1892: принят новый Таможенный устав, утверждено новое «Городское положение», заключена тайная русско-французская военная конвенция;
  • 1893: принят закон «О таможенном тарифе», начало русско-германской «таможенной войны».

Основные события показывают, что деятельность царя была направлена в основном на контрреформы его отца.

Важно! Реформы Александра 3 были сконцентрированы на выравнивании государственного курса и укреплении самодержавия. Он выступал за власть монарха и дворян и стремился уничтожить в корне дух революции, чем вызвал недовольство среди народа.Годы царствования Александра III

Внутренняя политика

Россия при Александре 3 была разделена на сторонников двух партий: либеральной, выступающей за реформы, и монархической, выступающей против демократии. В отличие от своего отца сын принял курс на усиление самодержавия и отверг саму модель конституциональной России.

Штурм киева 1943 года кратко

Основные направления

В России сохранилась административная регламентация социальной сферы общества. Все враги монаршей власти преследовались, арестовывались и высылались. Несмотря на контрреформы, государство динамично развивалась, а ее социальные и экономические показатели росли. Основными направлениями внутренней политики Александра 3 стали:

  1. Налогообложение – были введены новые повышенные пошлины на импортные товары, прямые налоги, а ставки старых выросли. Был введен налог на наследство и повышен налог на промышленные предприятия, землю и недвижимость, что затронуло в первую очередь состоятельных людей. В свою очередь для крестьян были введены серьезные послабления: снижен размер ежегодных выкупных, отменена подушная подать, учрежден Крестьянский поземельный банк.
  2. Социальная сфера – поощрение промышленной индустрии увеличило количество рабочих на фабриках, выросло число наемных рабочих.
  3. Рабочее законодательство – в 1882 г. была создана Фабричная инспекция, принят закон о детском труде (он стал запрещен до 12 лет), введено уменьшение рабочего дня для подростков, запрет на ночные работы несовершеннолетних. Были утверждены акты о правилах приема на работу и об отношениях рабочих в коллективе. Были урегулированы отношения работодателя и рабочего путем обязательно подписания рабочего договора и выплат по расчетной книжке.
  4. Местное самоуправление – земства и города были наделены большими правами, земский начальник становился одновременно и мировым судьей.
  5. Судопроизводство – не разрешалось присутствовать на судебных заседаниях малолетним и учащимся. Запрещалось публиковать стенограммы и отчеты, а также пускать публику на разбирательства, в которых могли быть оскорблены религиозные и нравственные чувства. Тяжелые преступления отправлялись на рассмотрение в судебные палаты.
  6. Образование – у университетов отобрали право быть автономными ввиду частых революционных взглядов и движений, которые зарождались именно здесь. Стала действовать новая редакция Университетского устава.
Кот шрёдингера – уникальные факты

Таким образом, основные направления внутренней политики Александра сводились к урегулированию социальных вопросов, налогообложения и образования.

Задачи

Многие прогрессивные граждане России видели в царе того, кто продолжит реформы и приведет Россию к конституции. Однако реформы Александра 3 разрушили эти надежды. Первое выступление его ознаменовалось тем, что царь заявил о бессмысленности конституциональных планов, что явственно указало на курс самодержавия.

Он поставил перед собой задачи по предотвращению развития революционного движения в России.

Император не признавал реформ, уволил некоторых чиновников, которые выступали за реформы, и принял Манифест о самодержавной власти.

Обратите внимание

Российские губернаторы при этом наделялись особыми правами в борьбе за императорскую власть. Не менее важной задачей было и введение контрреформ земского толка и судейства.

Политика самодержавия и реакционных реформ коснулась и образовательной сферы. По принятому циркуляру детям лакеев и прочих слуг запрещалось посещать гимназии, а школы в селах заменялись церковно-приходскими учреждениями. Велась строгая цензура всех печатных изданий.

Важно! Жесткие реформы внутренней политики Александра 3 стали основной причиной глубокого недовольства в российском обществе, что создало прекрасную почву для роста и обострения социальных противоречий.

Контрреформы

Все реформы предыдущего императора были направлены на конституциональную политику и наделяли большими правами крестьян и прочих простых людей. Его сын был категорически против подобных изменений в обществе, и как только занял престол, стал проводить контрреформы, среди которых:

  • Земская – вводится позиция земского начальника, они назначаются министром внутренних дел. Такую позицию имели право занимать только люди дворянского происхождения, а работа их заключалась в контролировании крестьян по административной части.
  • Городская – количество избирателей сокращается из-за повышения имущественного ценза, а любой закон думы должен быть одобрен губернатором. Количество заседаний думы было ограничено, что по сути приводило к управлению города правительством.
  • Судебная – присяжные должны были иметь достаточный образовательный ценз для занятия подобной позиции, что увеличило число дворян среди них.
  • Печатная и образовательная – введен жесткий контроль над учебными заведениями, запрещается автономия университетов, учебный состав был подконтролен правительству. Была создана специальная полиция по надзору за школьниками и студентами.

Таким образом, экономические реформы, принятые законы, акты и манифесты привели Российскую империю на уровень 1861 года, что не могло благоприятно сказаться на настроениях в обществе.

Памятник Александру III в Петербурге у Мраморного дворца

Внешняя политика

Мирная внешняя политика Александра 3, несмотря на короткий срок его правления, привела к закреплению за ним неофициального звания «Миротворец».

Главной внешней задачей он ставил поддержание мира с соседями и другими государствами, а также поиск и укрепление отношений с предполагаемыми союзниками. Несмотря на мирный курс, император планировал усилить влияние России по всем направлениям.

Основные направления

Основные направления внешней политики Александра 3 сконцентрировались на нескольких направлениях, что отчетливо видно в таблице.

НаправленияДействия
ЕвропаЗаключен мирный договор с Германией в 1887 году и начата таможенная война с ней же в 1890 году.Мирный договор с Францией в 1891 году.Русско-французская конвенция в 1892 году и оформление официального союза в 1893 году.
БалканыПоддержка Болгарии после объявления о ее независимости в 1879 году.Тайные отношения Румынии и Болгарии привели к разрыву всех дипломатических отношений с последней.Восстановление союза с Турцией.Подписание мирного договора с Австрией и Германией, который через год превратится в Тройственный союз.Начало сближения с Францией для предотвращения войны с Германией в конце 1880-х.
АзияПлощадь государства была увеличена за счет присоединения Казахстана, Хивинского и Кокандского ханства, а также Бухарского эмирата более чем на 400000 кв. км.
ВостокИз-за предстоящих договоров и объединения ряда стран против Японии Российская империя превращается в ее врага на Дальнем Востоке. Чтобы нарастить мощь и в случае опасности противостоять агрессивной Японии, Россия начинает прокладывать Сибирскую магистраль.

Мирные действия России не всегда заканчивались успешно, однако не из-за неправильных действий, а из-за враждебно настроенных соседей. Основные направления внешней политики Александра 3 привели к увеличению площади государства мирным путем и 13 мирным годам страны.

Внешняя политика Александра 3

Итоги правления

Александр 3 был назван «самым русским царем», который все силы положил на защиту русского народа, укрепление окраин и государственного единства. Правление его было недолгим, всего 14 лет, поскольку он умер в 49 лет от почечной недостаточности. Плюсы и минусы правления Александра дают возможность дать оценку его деятельности на престоле.

Плюсы и минусы правления

Итоги правления Александра включают в себя и достоинства, и недостатки, как и любая другая политика. К плюсам правления этого императора следует отнести:

  • предоставление крестьянам множественных льгот и возможности брать займы и кредиты;
  • создание фабричного законодательства;
  • начало работы Крестьянского банка;
  • резкий рост промышленности;
  • рост рубля и укрепление его курса;
  • восстановление значения и авторитета православной церкви;
  • мирная внешняя политика и укрепление государственной мощи;
  • расширение государства за счет присоединения азиатских ханств.

К минусам относят:

  • контрреформы Александра 3, которые перечеркнули все достижения Александра II;
  • сохранение самодержавия;
  • жесткое ограничение власти местного самоуправления;
  • цензура печати, отсутствие гласности;
  • ограничения в сфере образования.

Александр III. Личность. Внутренняя и внешняя политика России в 1881 — 1894 гг.

Видеоурок по истории «Внешняя политика Александра III»

Вывод

Внутренняя и внешняя политика Александра, несмотря на их мирный курс, обеспечили зарождение революционного духа в народе, что в итоге и привело к Октябрьской революции. Россия при Александре 3 сделала шаг назад в своем общественном развитии.

Внутренняя и внешняя политика Александра 3

Внешняя и внутренняя политика александра 3

13.12.2016 Категория: Образование и наука Подкатегория: История Популярность

В 1845 г. у Александра II и Марии Александровны родился второй сын, будущий император Александр III.

Изначально наследником престола был Николай Александрович, старший брат Александра. Великий князь, как водится, готовился к военной службе. Но цесаревич рано умер и судьба его брата изменилась. Учителями великого князя были историк С. Соловьев, литературовед Я. Грот, законовед К. Победоносцев.

Внутренняя политика Александра 3

Александр 3 не разделял либеральных взглядов отца, что усугубилось покушениями на императора. После трагической гибели Императора либералы и консерваторы вступили в ожесточенную схватку за правительственные места.

Молодой император принял составленный Победоносцевым «Манифест о незыблемости самодержавия». Итогом такого шага стало то, что либерально настроенные чиновники, в том числе великий князь Константин Николаевич, ушли в отставку.

МВД возглавил славянофил Игнатьев. Правительство нового императора было направлено на политику контрреформирования. Основными введениями стали:

  • ликвидация автономии высшей школы,
  • возвращение ограничения на поступление в гимназии выходцев из низших сословий,
  • крестьянское самоуправление ушло под подчинение земским начальникам,
  • ограничение прав избирателей из низших слоев,
  • увеличение число церковно-приходских школ,
  • репрессии на старообрядцев и сектантов,
  • ограничение инородцев в правах,
  • русский язык вводился повсеместно, на всей территории завоеванных и присоединённых государств.

Помимо этого в период правления Александра Александровича проводились и такие изменения, как:

  • усиление полицейского режима,
  • введение налога на наследство,
  • введение налога на процентные бумаги,
  • увеличение сословных привилегий дворянства, снижение выкупных платежей,
  • выкуп наделов крестьян стал обязательным,
  • возможность крестьян получить ссуду на покупку надела в земельном банке,
  • отмена подушной подати,
  • ограничение на фабричный труд малолетних и ночную работу женщин.

При Александре 3 построили 114 военных судов, русский флот занял 3-е место в мире, уступив только Англии и Франции. В стране спал революционный пыл, уменьшилась активность террористов. В 1891 г. было начато строительство знаменитой железнодорожной линии – Великой Сибирской магистрали от Челябинска через Омск, Иркутск, Хабаровск во Владивосток.

Внешняя политика Александра 3

Россия при Александре 3 не вступала в войны, поэтому император получил прозвище «Миротворец».

Внешняя политика Александра 3 характеризуется:

  • укреплением позиций России на Балканах,
  • поиском надежных союзников,
  • оформлением четких границ со Средней Азией.

Поделиться в соцсетях:

Случайная статья

Александр III. Личность. Внутренняя и внешняя политика России в 1881 — 1894 гг.. Видеоурок. История России 10 Класс

Внешняя и внутренняя политика александра 3

Будущий император Александр III (рис. 1) родился 26 февраля 1845 г. в семье Александра II и Марии Александровны Романовой.

Поскольку он был вторым сыном в императорском семействе и вряд ли мог рассчитывать на занятие престола, ему была уготована чисто военная карьера.

Однако, несмотря на это обстоятельство, он получил блестящее военное и основательное общее образование по курсу Академии Генерального штаба и юридического факультета Петербургского Императорского университета.

Поэтому оскорбительные измышления ряда современных историков (Н. Троицкий, П. Зырянов) о том, что он был «умственным пигмеем» и «венценосным Митрофанушкой» лишены каких-либо серьезных оснований.

Рис. 1. Александр III (Источник)

Главным воспитателем будущего императора был генерал-адъютант В.А. Перовский, а образованием заведовал известный экономист А.И. Чивилев. Академик Я.К. Грот преподавал Александру всеобщую историю и географию, видный военный теоретик, генерал М.И.

Драгомиров – тактику и военную историю, великий русский ученый, академик С.М. Соловьев – русскую историю. Но особенно большое влияние на юного Александра оказал выдающийся русский мыслитель и правовед К.П.

Победоносцев, который преподавал будущему наследнику престола историю и теорию права.

В 1865 г. в Ницце скончался его старший брат, цесаревич Николай Александрович, и совершенно неожиданно 20-летний Александр стал наследником престола и получил официальный титул цесаревича. В 1868 г.

он стал членом Государственного Совета и Комитета Министров, постоянно принимая участие в их заседаниях. А затем был назначен верховным атаманом всех казачьих войск Российской империи и командующим гвардейскими полками, расквартированными в Петербурге. В ходе русско-турецкой войны 1877–1878 гг.

наследник престола командовал Восточным (Рущукским) отрядом и показал себя незаурядным тактиком и стратегом.

Александр III всегда интересовался музыкой и изобразительным искусством, но его истинной страстью была история. Именно он был инициатором создания и первым председателем Русского исторического общества, занимался коллекционированием предметов старины и реставрацией культурных и исторических памятников России.

Будущий российский венценосец обладал необычайной силой и хорошей физической подготовкой.

Важно

Был примерным семьянином, и, в отличие от своего отца и дяди, не заводил бурных романов на стороне, не любил интриганов и льстецов, был скромен и неприхотлив в быту, сдержан и немногословен, и не транжирил государственную казну на развлечения и прихоти собственного семейства и многочисленной своры великих князей и княгинь и их прихлебателей и фаворитов.

По своим политическим взглядам и философским воззрениям Александр III был прирожденным консерватором, особо почитавшим многовековые исторические и национальные традиции России и ее народа. Однако он не был реакционером и ретроградом, как это преподносили в советской и до сих пор преподносится в постсоветской историографии.

Идеологическая и организационная подготовка контрреформ

После убийства и похорон Александра II, 8 марта 1881 г. в Комитете Министров под председательством Александра III состоялось обсуждение конституционного проекта М. Лорис-Меликова (рис. 2).

В поддержку этого проекта выступили председатель Государственного Совета, Великий князь Константин Николаевич, председатель Комитета Министров П.А. Валуев, военный министр Д.А. Милютин, министр юстиции Д.Н.

Набоков и министр финансов А.А. Абаза, которые считали, что верховная власть должна пойти навстречу либеральной оппозиции и привлечь ее на свою сторону.

Однако с резкой критикой этого проекта выступили сам Александр III, обер-прокурор Святейшего СинодаК.П. Победоносцев, министр путей сообщения К.Н. Посьет и члены Государственного СоветаС.Г.

Строганов и Л.С. Маков. В результате участники совещания приняли решение передать данный проект на рассмотрение Особой комиссии, которая так ни разу и не собралась.

Рис. 2. Конституционный проект Лорис-Меликова (Источник)

10 марта 1881 г.

Исполнительный комитет «Народной воли» предъявил Александру IIIписьмо-ультиматум, в котором предлагал российскому самодержцу добровольно отказаться от престола и даровать России конституционное правление.

В противном случае они обещали развернуть новую, еще более мощную волну террора.

В этой ситуации Александр III выехал из Петербурга под усиленный караул в Гатчину и, по совету главы Комитета Министров графа П.А. Валуева, на случай непредвиденных обстоятельств назначил своим регентом родного брата Владимира Александровича. Было видно, что власть напугана революционным террором и пока не знает, что предпринять.

3 апреля 1881 г. в Петербурге были казнены наиболее видные «первомартовцы», и власть стала с ужасом ждать новых покушений. Но прошло несколько недель, а революционный лагерь так и не предпринял каких-либо решительных акций и Александр III воспрянул духом.

29 апреля 1881 г. был обнародован написанный К. Победоносцевым царский Манифест«О незыблемости самодержавия», в котором было заявлено, что новый император будет всячески «утверждать и охранять для блага народного самодержавную власть от всяких на нее поползновений».

Одновременно с изданием Манифеста отставку получили министр государственных имуществ А.А. Ливен и министр народного просвещения А.А. Сабуров. А на следующий день в отставку подали все выдающиеся представители «либеральной бюрократии» М. Лорис-Меликов, П.

Валуев, Д. Милютин и А. Абаза. Новым военным министром стал П.С. Ванновский, министерство финансов возглавил Н.Х. Бунге, главой министерства государственных имуществ был назначен М.Н.

Совет

Островский, а новым министром внутренних дел и председателем Комитета Министров стал граф Н.П. Игнатьев.

Тогда же в отставку был отправлен Великий князь Константин Павлович, известный своими либеральными взглядами, и новым председателем Государственного Совета стал Великий князь Михаил Николаевич.

Непродолжительный период правления графа Н.

Игнатьева историки традиционно называют «эпохой лавирования», когда вокруг трона противоборствовали две партии – «мягких» и «твердых» консерваторов – и когда сам царь еще не решил, кому из них отдать предпочтение.

Первая партия, возглавляемая самим Н. Игнатьевым, считала, что наряду с ужесточением борьбы с революционным подпольем необходимо предпринять целый ряд мер, направленных на привлечение либеральных слоев общества на сторону правительства.

Вторая партия, лидерами которой являлись К. Победоносцев (рис. 3), М. Островский и М. Катков, была сторонницей предельно жестких мер в отношении революционеров и выступала против любого заигрывания с либеральной общественностью.

Рис. 3. К.П. Победоносцев (Источник)

В связи с этим обстоятельством во внутренней политике самодержавия проявлялось постоянное блуждание. С одной стороны, в августе 1881 г.

вышло правительственное распоряжение «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», по которому министру внутренних дел и всем руководителям губерний было дано право объявлять на вверенных им территориям чрезвычайное положение, приостанавливать деятельность уездных земств и городских дум, закрывать любые торговые и промышленные предприятия и органы печати, арестовывать и предавать военному трибуналу всех неблагонадежных лиц, подозреваемых в антигосударственной деятельности, и т. д.

С другой стороны правительство Н. Игнатьева осуществило ряд важных начинаний либерального толка. В частности, в ноябре 1881 г.

распоряжениемправительствабыла учреждена Особая комиссия для составления проекта преобразований местного управления под председательством члена Государственного СоветаМ.С. Каханова. В мае 1882 г. Н.

Игнатьев представил Александру III проект созыва совещательного Земского Собора, приуроченного к коронационным торжествам в Москве, намеченным на май1883 г. Однако под давлением К.

Победоносцева и М. Каткова этот проект был отвергнут, а сам генерал Н. Игнатьев отправлен в отставку, и новым министром внутренних дел и председателем Кабинета Министров был назначен граф Д.А. Толстой.

Обратите внимание

Таким образом, в июне 1882 г. к власти в стране пришла партия твердых консерваторов, лидерами которой были сам Д. Толстой, его заместитель, генерал И.Н. Дурново, обер-прокурор Святейшего Синода К.

Победоносцев и редакторы двух влиятельных правительственных газет – «Московских ведомостей»М. Катков и «Гражданина»В. Мещерский.

Именно этот квинтет и определял внутреннюю политику самодержавия в первые годы правления Александра III.

Рис. 4. Городовой (открытка) (Источник)

Надо сказать, что в советской исторической науке (А. Зайончковский, Н. Троицкий, В.

Чернуха) политический курс нового правительства традиционно называли продворянским иутверждали, что он отвечал только интересам дворян-крепостников, которые открыто требовали восстановления крепостного права и отмены всех либеральных начинаний предыдущего царствования. Однако в настоящее время целый ряд авторов (П.

Савельев) справедливо полагает, что подобная оценка политического курса Александра III не соответствует действительности, поскольку сам император исходил из принципа отеческого попечительства над всеми сословиями.

В 1885 г.

в журнале «Русский вестник» была опубликована статья «Современное состояние России и сословный вопрос» предводителя дворянства Симбирской губернииА.Д.

Пазухина, в которой прямо заявлялось о необходимости восстановления всех сословных привилегий дворянства и проведения новой реформы земских и городских учреждений на сословных началах.

Граф Д. Толстой сразу обратил внимание на эту статью, и вскоре А. Пазухин, возглавив канцелярию Министерства внутренних дел, получил поручение начать разработку проектов новых реформ, в частности нового «Положения о земствах».

21 апреля 1885 г.

, в день столетнего юбилея екатерининской «Жалованной грамоты дворянству», Александр III обнародовал высочайший рескрипт, адресованный благородному российскому дворянству, в котором были официально изложены все основные положения новых преобразований, получивших в либеральной (А. Корнилов) и советской историографии (П. Зайончковский) название контрреформ.

Надо сказать, что в советской историографии (П. Зайончковский, Ю. Соловьев, В. Чернуха) в это понятие традиционно вкладывался сугубо отрицательный смысл и ставился знак равенства между понятием «контрреформы» и «реакция». Однако, по мнению ряда современных авторов (П.

Важно

Савельев), данная трактовка контрреформ не вполне корректна, поскольку не во всем и не всегда правительство Александра III отрицало то, что было сделано в эпоху Великих реформ.

В одних сферах (местное управление, судебная система)произошел определенный откат назад, но в других сферах (военное строительство, государственная безопасность, экономика, финансы) наблюдался заметный прогресс.

При этом необходимо учесть, что это были не спонтанные шараханья из стороны в сторону, а продуманная программа консервативных реформ, имевшая под собой теоретическую базу.

В частности, в основу новой реформы местного управления вместо прежней «общинной» теории была положена теория «государственного самоуправления», авторами которой были известные немецкие правоведы И. Гнейст и Г. Штейн. Вместе с тем, в настоящее время ряд авторов (А. Боханов), будучи откровенными панегиристами и апологетами Александра III, вообще отрицают само понятие политики контрреформ.

Контрреформы 1889–1892 гг. и их содержание

1. Первым законом в программе контрреформ стало «Положениео земских участковых начальниках», которое должно было нейтрализовать главный результат Великих реформ – отмену крепостного права. Многие статьи этого «Положения» были настолько консервативны, что из 52 членов Государственного Совета

Александр Третий: внутренняя и внешняя политика :

Внешняя и внутренняя политика александра 3

1 марта 1881 года членами российской революционной организации «Народная воля» был убит император Александр Второй. Этот террористический акт привел к краху всех реформ, задуманных правителем. Новым царем стал Александр Третий, который прослужил Отечеству верой и правдой с 1881 по 1894 год.

Консервативный диктатор

В ленту исторических событий Александр Третий вошел под прозвищем «Миротворец». Всё потому, что его политические взгляды раскрывали суть его добрососедской линии поведения по отношению к другим странам.

Внешняя политика Александра Третьего знаменовалась четкой позицией против войн и международных конфликтов. Именно поэтому при Александре Третьем Российская империя ни разу ни с кем не воевала.

В этот период внутренняя политика Александра Третьего отличалась глубоким консерватизмом.

8 марта 1881 года Советом министров Российской империи было принято решение об отказе от конституции в редакции Лорис-Меликова. Это означало, что стремление прошлого императора к конституционному ограничению самодержавия было разрушено. По этому случаю 29 апреля 1881 года Александр Третий провозгласил манифест «О незыблемости самодержавия».

Александр Третий: кратко о карьерном росте

Александр Третий родился 10 марта 1845 года по старому календарю в городе Санкт-Петербурге. Его родителями были Александр Второй и императрица Мария Александровна. Царь Александр Третий был в семье вторым ребенком.

Будущий император России, как и все великие правители, выучился на военно-инженерную специальность и получил соответствующее образование. Сохранилось редкое фото Александра Третьего со своим отцом и братьями.

В 1865 году Александр Третий получил официальный статус цесаревича, после этого начались его первые шаги на политическом поприще. Наставниками юного Александра были такие известные лица того времени, как историк С. Соловьев, историк литературы Я. Грот, полководец М. Драгомиров и другие.

До того как взойти на престол, будущий царь Александр Третий был наказным атаманом казачьих войск. Командовал военным округом Петербурга и Гвардейским корпусом. С начала 1868 года он был назначен советником государственного аппарата и Кабинета министров.

Совет

После убийства отца, Александра Второго, в 1881 году началась карьера нового правителя.

Внешняя политика Александра Третьего отличалась проницательностью и дальновидностью, это был самый толерантный правитель за все время истории России.

Именно в годы его правления Российская империя отказалась от практики тайных договоров с иностранными государствами, которые неблагоприятно влияли на национальные интересы страны.

Внутренняя политика АлександраТретьего

В августе 1881 года было принято «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия». Опираясь на данное постановление, в империи появилась возможность объявлять ЧП в любой местности, при этом каждый её житель также мог быть подвергнут аресту.

Местные административные власти имели привилегированные права на закрытие учебных заведений, различных предприятий, органов местного самоуправления, и даже государственных печатных изданий. Вступившее в силу положение действовало три года, по окончании этого срока его возобновляли согласно установленному регламенту.

Так Российская империя жила до 1917 года. Дополнения к реформам 1882-1893 годов разрушили все положительные аспекты из принятых реформ 1863-1874 гг. Контрреформы ограничили свободу печати в государстве, а также создали запрет на местное самоуправление и демократические взгляды.

В конце XIX века стало ясно, что император Александр Третий упразднил почти все демократические институты в стране.

Россия в период проведённых реформ

Реорганизационная деятельность 1860-1870 годов дала толчок к развитию капиталистического строя в Российской империи. Рынок развивался благодаря дешевизне рабочей силы, что параллельно привело к росту численности рабочего класса. Вторая половина XIX века ознаменована в истории России тем, что население страны возросло на 51%.

В пореформенный период стремительно развивалась предпринимательская деятельность. Такой стремительный рост предпринимательства объяснялся тем, что появлялось много частников.

Обратите внимание

Люди занимались торговлей, промышленностью, железнодорожным строительством и другими видами бизнеса. Города благоустраивались, улучшалась их инфраструктура. Создание сети железных дорог повлияло на процветание внутреннего рынка государства.

Благодаря этому осваивались новые места для торговли, Зарождались условия для единого народнохозяйственного комплекса.

Появление коммерческих организаций

Одной из отличительных особенностей пореформенного периода в Российской империи стало развитие коммерческих организаций. В 1846 году был открыт первый акционерный банк в Санкт-Петербурге.

Уже в 1881 году количество активных коммерческих структур насчитывало более 30 единиц.

Общее финансовое состояние коммерческих предприятий составляло 97 миллионов рублей, что вскоре привело к тому, что начали действовать страховые сообщества и биржи.

Промышленная составляющая России развивалась неравномерно, как в районах сосредоточения, так по отдельным отраслям. Промышленность определялась высокой степенью концентрации производства.

В конце 70-х годов в Российской империи насчитывалось 5% больших предприятий, которые давали 60% всей промышленной валовой продукции. На данном этапе стало очевидно, что страна обретает финансовую независимость.

В период с 1866 по 1890 год число предприятий выросло вдвое, количество работающих возросло втрое, а общий объем готовой продукции — впятеро.

Правление Александра Третьего с точки зрения протекционизма

У инвесторов из-за рубежа был огромный интерес к России в пореформенный период. Ведь здесь очень много ресурсов, сырья, а самое главное – дешевой рабочей силы. Иностранные капиталовложения с 1887 по 1913 год составили около 1758 миллионов рублей.

Однако эти потоки инвестиций неоднозначно повлияли на экономический рост страны. На первый взгляд, огромный финансовый поток положительно влиял на капиталистическое развитие государства. Однако, с другой стороны, нужно было идти на какие-либо жертвы и уступки.

Важно

К сожалению, иностранные капиталовложения не смогли заметно повлиять на рост российской экономики. Российская империя не стала колонией и даже полуколонией.

Такое характерное ведение политики привело к тому, что капитализм развивался в основном за счет активности отечественных предпринимателей.

Зарождение капиталистических обществ

В результате реформ, проведенных Александром Третьим, резко увеличивается капитализация сельскохозяйственных отраслей. Однако темп сдерживаются пережитками феодализма.

В Российской империи сложились две основных категории капиталистов. В первую входили монополисты, успех которых заключался в развитии семейных фирм.

В ходе экономических реформ они перерождались в акционерные общества с ограниченным количеством владельцев промышленными паями.

Одним словом, это было потомственное предпринимательство. Наиболее успешными предпринимателями были люди из светской буржуазии, которые принимали активное участие в Московском торгово-промышленном рынке.

Зарождение нового класса

На слуху были такие предпринимательские семьи, как Прохоровы, Морозовы, Рябушинские, Кнопы (в народе их называли «хлопковые короли»), община Вогау и другие.

Некоторые семейные кланы давали своеобразные названия своим компаниям, что невзначай уже подчеркивало, какие интересы они представляют. Организация «И. Коновалов с сыном» занималась выпуском и продажей нижнего белья и прочей одежды.

Московская фирма «Братья Крестовниковы» специализировались на прядильном и химическом производстве. Организация «Абрикосов и его сыновья» была связана с производством сладостей.

Следующая категория предпринимателей представляла собой небольшой круг лиц финансовой олигархии. Сюда входили преимущественно петербуржцы. Все эти люди были выходцами из управлений крупных коммерческих банков и монополий.

В список олигархов входят такие имена, как Иван Евграфович Ададуров – один из главных представителей правления российским Торгово-промышленным банком; Эдуард Евдокимович Вахтер – представитель правления частного банка в Петербурге; Эрик Ермилович Мендес – голова правления Банка России для внешней торговли.

Буржуазия на государственном уровне

В Российской империи существовали и провинциальные представители капиталистов, которые также занимались торговлей.

В период промышленных реформ в конце 80-х годов XIX века в империи сформировалось два класса капиталистического общества – буржуазный и рабочий. Промышленная буржуазия была всегда на несколько порядков выше, чем рабочий класс.

Буржуазное общество вытеснило на второй план ранее сформировавшееся и состоявшее из представителей торгового капитала.

Совет

В начале XX века количество крупных промышленников составляло 1,5 миллиона, и это в то время, когда общее население имперской России насчитывало 126,5 миллиона человек.

На самую малую часть населения, а именно буржуазию, приходилось около 75% прибыли от всего финансово-промышленного оборота страны. Эта прослойка общества было свидетельством неравенства и экономического господства крупного капитала.

При всем при этом класс буржуазии не имел достаточного влияния на политику государства.

Борьба противоположностей

Так как правление страной все еще строилось на принципах абсолютизма, торговые предприятия находились под четким контролем государственного аппарата.

За долгие годы взаимоотношений они сумели найти общий язык между собой, поэтому эволюция капитализма в России по-прежнему имела место. Буржуазные сообщества довольствовались тем, что их банки и промышленные предприятия находились под государственным обеспечением.

Это означало, что именно госаппарат производил различные промышленные заказы и указывал рынки сбыта, а также вел контроль за дешевой рабочей силой.

В итоге это приносило баснословную прибыль обеим сторонам. Царская власть всеми способами защищала буржуазию от революционно настроенного рабочего класса. Это происходило на уровне всех надлежащих структур. Таким образом, крестьянское общество и пролетариат долгое время жили под репрессивным гнетом царской власти.

Консолидация буржуазного класса

Общее положение страны на пореформенный период привело к тому, что вскоре свершилась консолидация буржуазного класса. Этот факт закрепился в таком ключе, что объединение буржуазного общества, как отдельного класса, обрело незыблемую историческую важность и роль, которая определена политическим консерватизмом и инертностью.

Невзирая на то, что в конце XIX века Россия по-прежнему считалась страной преимущественно аграрной (свыше 75% всего населения занимались сельским хозяйством), капитализация стремительно набирала обороты. В начале 80-х годов закончился промышленный переворот, результатом которого послужило формирование индустриально-технической базы российского капитализма.

С этих пор царская Россия стала страной с уклоном на внешнеэкономический протекционизм. Такой существенный политический ход предвещал еще большее укрепление царизма и буржуазии в 90-е года XIX века.

Внутренняя и внешняя политика Александра III

Внешняя и внутренняя политика александра 3

— Вступление на престол 1 марта 1881 г.

— Проблемы:политические— реформ 60-70-х гг.; — последствия русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг.; — деятельность радикальных и террористических органи­заций; — крестьянское недовольство;
экономические— финансы и бюджет; — сельское хозяйство; — замедление промышленного роста.

Для выхода из кризисного состояния предлагается сменить либеральный правительственный курс (отставка М.Т. Лорис-Меликова (министр внутренних дел), усиление позиций К.П. Победоносцева (обер-прокурор Синода).

29 апреля 1881 г. Александр III выступил с манифестом «О незыблемости самодержавия» (основные направления внутренней и внешней политики правительства):

— неограниченность самодержавия; — лозунг «Россия для русских»; — принципом поддержания мира со всеми государствами.

Основные направления внутренней политики:

— Первоочередные меры правительства были направлены на предотвращение революции: министром внутренних дел назначен Н.П. Игнатьев, 14 августа 1881 г. им было издано «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»:

— любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении; — губернаторы и местная администрация получали право арестовывать в административном порядке на срок до 3 мес., штрафовать на сумму от 500 до 5000 руб.; — передавать дело на рассмотрение военного суда; — закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати.

-Политика в области цензуры. После отставки Н.П. Игнатьева министром внутренних дел стал Д.А. Толстой. Одновременно он был назначен и шефом жандармов. 27 августа 1882 г. были утверждены новые «Временные правила о печати»:

— правительство создавало Особое совещание четырёх министров — внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора Синода, которое устанавливало строгий административный надзор над газетами и журналами; — редакторы по требованию министра внутренних дел должны были сообщать имена авторов статей, печатающихся под псевдонимами; — любой печатный орган после трёхкратного предупреждения мог быть закрыт решением Особого совещания.  

— Политика правительства в области просвещения. В 1884 г. был отменён либеральный университетский устав:

— отменялась выборность ректоров, деканов, профессоров; — автономия университетов; — введено назначение ректоров и профессоров министром просвещения; — организован надзор за поведением студентов, вновь вводилась форменная одежда; — плата за обучение в университетах повысилась с 10 руб. до 50 руб. в год; — в случае неповиновения студента исключали из университета, и он оказывался по закону о всеобщей воинской повинности в армии в качестве рядового.

В 1887 г. был издан циркуляр, получивший название указа «о кухаркиных детях»:

— предписывалось не принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат»; — резко повышалась плата за обучение в гимназиях; — реальные училища были преобразованы в технические школы, окончание которых не давало право поступления в университет.

— Правительство предприняло меры к укреплению государственной власти на местах. В 1889 г. было издано «Положение о земских участковых начальниках»:

— в 40 губерниях России создавалось 2200 земских участков во главе с земскими начальниками; — земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства из местных потомственных дворян – землевладельцев; — земский начальник мог отменить любое решение схода, получал право суда над крестьянами, по своему усмотрению мог подвергать крестьянина телесным наказаниям, арестовывать без всякого суда сроком до 3 дней и штрафовать его на сумму до 6 руб., давал разрешение на раздел семьи, на передел земли; — земский начальник также назначал членов волостного суда из предложенных крестьянами кандидатур, мог отменить любое решение волостного суда, а самих судей арестовывать, подвергать телесным наказаниям, штрафовать; — постановления и решения земских начальников считались окончательными и не подлежали обжалованию.

— Изменения в области местного управления и суда. В 1890 г. было утверждено новое «Положение о губернских и земских учреждениях»:

— для дворян снижался избирательный ценз вдвое, число гласных землевладельческой курии ещё более увеличивалось, соответственно число гласных по другим куриям — городской и сельской – уменьшалось; — крестьяне фактически лишались земского представительства. Теперь они могли выбирать только кандидатов в земские гласные, список же этот рассматривал уездный съезд земских начальников; — резко повышался избирательный ценз для городской курии, вследствие этого более половины городских жителей лишались права участвовать в выборах в земства; — губернатор мог отменить любое постановление земства и внести на рассмотрение земства любой вопрос, исходя из принципа целесообразности. Таким образом: правительство попыталось усилить роль дворянства в земствах и ограничить в них представительство недворянских элементов, ограничить компетенцию земств и поставить земства под жёсткий контроль правительства.

В 1892 г. было издано новое «Городовое положение»:

— был значительно повышен избирательный ценз, вследствие чего избирательных прав были лишены мелкая буржуазия, мелкие торговцы, приказчики и т.д.; — городские думы были поставлены под контроль местного губернатора; — городские головы и члены городских управ отныне стали считаться государственными чиновниками.

— Частичным изменениям подверглось судопроизводство:

— в 1881 г. существенно ограничивалась гласность в судопроизводстве по политическим делам, прекратились публикации отчётов о политических процессах; — в 1887 г. был издан указ, согласно которому министру юстиции предоставлялось право запрещать публичное рассмотрение в суде любого дела; — в 1889 г. был издан указ, по которому ограничивалась роль присяжных заседателей (повышался ценз для присяжных).

— Национальная политика правительства была направлена на укрепление официального православия, на русификацию окраин и на стеснение в правах некоторых национальностей:

— появился лозунг «Россия для русских и православных», на территории России началось усиленное строительство православных храмов. За 11 лет правления Александра III было построено 5000 церквей; — в религиозной политике правительство стало преследовать последователей христианских неправославных сект, старообрядцев, католиков; — бурятам и калмыкам было запрещено строительство буддистских храмов; — в 1882 г. были изданы «Временные правила», согласно которым евреи были лишены права селиться вне городов и местечек, определённых «чертой оседлости» (черта оседлости, в пределах которой им разрешено было проживание, включала Польшу, Литву, Белоруссию, Правобережную Украину, Бессарабию, Черниговскую и Полтавскую области), им также запрещалось приобретение и аренда недвижимого имущества; — в 1887 г. для евреев была определена процентная норма при приёме в высшие учебные заведения — 3% в столицах, 5% — вне черты оседлости; — с 1889 г. был приостановлен приём евреев на должности присяжных поверенных (адвокатов); — правительство проводило активную политику по «обрусению» Польши. На все важные посты в Польше назначались русские, русский язык усиленно насаждался в школе и в делопроизводстве польских административных учреждений; — в то же время автономия Финляндии была существенно расширена. Великое княжество Финляндское вошло в состав Российской империи в 1809 г. По традиции оно обладало самой широкой автономией: имело свой сейм, свои войска, свою денежную систему. Финский сейм при Александре III получил право законодательной инициативы, которого он добивался два десятка лет.

— Экономическая политика правительства. В 80-е гг. XIX вв. России начался спад экономического роста. Поэтому с самого начала правления Александр III поставил перед правительством задачу — вывести российскую экономику из кризисного состояния:

— Финансы. В мае 1881 г. на пост министра финансов был назначен выдающийся учёный-экономист, ректор Киевского университета Н.Х.Бунге:

— на 1 января 1881 г. государственный долг составлял 6 млрд. руб.; Н.Х. Бунге решил оздоровить финансы страны путём реформирования системы сбора налогов: — в 1887 г. в России была отменена подушная подать (прямой налог); — в 1881 — 1886 гг. вводятся косвенные налоги: акцизные сборы на водку, сахар, табак, нефть; — увеличены поземельный налог, с недвижимости в городах, с золотодобывающей промышленности, раскладочные сборы с торгово-промышленных предприятий, с доходов от денежных капиталов, были введены налоги на наследство и на заграничные паспорта (перераспределение налогового бремени); — с 1882 по 1885 гг. на 30% были увеличены таможенные пошлины, это автоматически уменьшало импорт товаров в Россию, но увеличивало ввоз капиталов (возможность роста местной промышленности); — правительство отказалось от прямого финансирования большинства предприятий, число опекаемых предприятий резко сократилось, но продолжало поддерживать стратегически важные производства — горные и оружейные заводы, паровозостроение; — правительство усиливало государственный контроль над оборотами железных дорог для прекращения крупных спекуляций, выкупало наименее доходные частные железные дороги; — Н.Х. Бунге выступал против льгот поместному дворянству, был сторонником частного капитала, выступал за сокращение вооружённых сил; — по инициативе Н.Х. Бунге начал издаваться «Вестник финансов, промышленности и торговли», где впервые начались публикации государственного бюджета.

1 января 1887 г. министром финансов стал крупнейший учёный — математик, предприниматель И.А. Вышеградский, основная цель — ликвидировать дефицит бюджета, ужесточением налоговой политики:

— резко увеличены прямые налоги: государственный поземельный, с городских недвижимых имуществ, торговые и промысловые; — резко были повышены косвенные налоги на предметы первой необходимости: на спички и осветительные масла, питейный акциз; — усилил протекционистское направление таможенной политики: в 1891 г. был издан новый таможенный тариф, который был больше прежнего уже на 1/3; — значительно увеличен экспорт хлеба и других продовольственных товаров; — правительство установило ещё более жесткий контроль над деятельностью частных железно — дорожных компаний, скупало частные железные дороги. К 1894 г. государству уже принадлежало 52% всех железных дорог (особое внимание железнодорожной отрасли – экономический мультипликатор). В результате: И.А. Вышнеградскому удалось увеличить доходную часть бюджета с 958 млн. до 1167 млн. руб. Дефицит бюджета был ликвидирован, доходы даже несколько превысили расходы. И.А. Вышнеградский создал золотой запас свыше 500 млн. руб., начал подготовку винной и табачной монополий. На посту министра финансов своё личное состояние удвоил и довёл до 25 млн.

— Правительство предприняло важные меры для привлечения отечественного капитала в промышленность. В 90-е гг. начинается заметное оживление всех отраслей экономики, особенно металлургической, машиностроительной, химической, текстильной, пищевой:

— В правление Александра III уделялось большое внимание развитию транспорта, особенно железнодорожного.

— Новым вопросом в экономической политике становится рабочий вопрос, и было положено начало рабочему законодательству:

— рабочий день малолетних детей от 12 до 15 лет ограничивался 8 часами; — труд детей до 12 лет вообще запрещался; — был принят закон о штрафах (штрафы регламентировались и не могли превышать 1/3 зарплаты, причём штрафные деньги должны были расходоваться на нужды рабочих); — вводились фабричные инспекции. Российское рабочее законодательство вскоре опередило западноевропейское.

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство продолжало оставаться отсталой отраслью экономики:

— в 1885 г. был создан Дворянский банк, он выдавал помещикам ссуду на срок от 11 до 66 лет из расчёта 4,5% годовых (ситуация с колхозами); — в целях обеспечения помещичьих хозяйств рабочей силой в 1886 г. были установлены строгие наказания за уход батраков от помещика раньше намеченного срока; — правительство предпринимало меры к снижению налогообложения крестьянства, в 1881 г. были понижены выкупные платежи за землю и прощены крестьянам накопившиеся по выкупным платежам недоимки; — в 1893 г. был принят закон о пресечении постоянных переделов земли в общинах, так как это вело к росту напряжённости в деревне; — в 1882 г. был создан Крестьянский банк. Он предоставлял крестьянам на выгодных условиях кредиты и ссуды для совершения операций с землёй.  

Общий вывод: правительство предприняло ряд мер, направленных на ограничение характера и действия реформ 60-х — 70-х гг. Происходила корректировка либерального курса Александра II с учётом российских реалий.

— Итоги и значение либеральных реформ в России для ее дальнейшего исторического развития. Создание условий для определенной экономической, социальной и политической стабильности в обществе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: