Владимир семенович высоцкий

Владимир Высоцкий биография, фото, жизнь, творчество и смерть Высоцкого, слушать песни онлайн

Владимир семенович высоцкий

Владимир Семенович Высоцкий – знаковая личность своего времени, поэт, актер и автор песен, исполняемых на семиструнной гитаре. Он был кумиром миллионов в нашей стране, и до сих пор его песни знают и любят. Он награжден посмертно Государственной премией СССР.

Владимир Высоцкий родился в Москве, в большой коммунальной квартире на 1-ой Мещанской улице. Его отец был родом из Киева, полковник и ветеран Великой отечественной войны. Мама работала переводчиком-референтом.

В возрасте четырех лет, когда началась война, Владимир вместе с мамой уехал в Оренбургскую область, где они прожили два года. После эвакуации, Владимир Высоцкий с Урала вернулся в Москву. Через два года после окончания войны родители Владимира Семеновича развелись, прожив в браке всего 5 лет.

Отец снова женился, и в 9-летнем возрасте вместе с отцом Владимир попал в оккупированную послевоенную Германию. Впечатления артиста даже издалека не напоминали жизнь его сверстников в послевоенной столице. Здесь он брал уроки игры на фортепьяно.

Арарат — гора гигант

Мама музыканта также вышла замуж во второй раз.

Обратите внимание

Владимир Высоцкий общался и с отчимом, и с мачехой. Однако отношения с первым сложились хуже, чем со второй. В 1949 году, вернувшись из Германии, Владимир Семенович поселился в центре Москвы с новой супругой отца на Большом Каретном переулке.

Там то Высоцкий и «спелся» с компанией городской молодежи 50-х годов, чье детство протекало в военные годы. В юности Высоцкого в моде была блатная романтика. В каждой дворовой компании была гитара и под нее пели душещипательные песни о Воркуте, Колыме, Мурке. И именно в это время у Высоцкого начался «роман» с гитарой.

10-классник Владимир Высоцкий начал ходить в драматический кружок в Доме учителя. Но он не сразу понял, что хочет стать актером. После школы будущий артист поступил в Московский Инженерно-Строительный институт, и бросил его через полгода. Неожиданное решение он принял в новогоднюю ночь 1956 года.

Он вместе со школьным другом Игорем Кохановским решил встретить Новый год за рисованием чертежей, без которых они не смогли бы сдать сессию. Сразу после боя курантов студенты принялись за дело и за два часа покончили с чертежами. И тут Высоцкий внезапно стал поливать тушью свои бумаги со словами: «Все.

Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это – не мое…».

Владимир Высоцкий поступил в Школу-студию при МХАТе на актерское отделение. Через три года он сыграл свою первую роль в учебном спектакле «Преступление и наказание» и впервые попал на телеэкран. Он сыграл небольшую роль в картине «Сверстницы».

После окончания МХАТА Высоцкий работал в театре имени Пушкина. Правда недолго. Потом он перешел в Театр миниатюр. Играл в эпизодах, массовке и особой радости от сцены не получал.

Он также пытался пробиться в театр «Современник» «Свой» театр Владимир Семенович нашел в 1964 году. Им стал Театр на Таганке. Именно в этом театре Владимир Семенович проработал до самой смерти.

Юрий Любимов вспоминал, как Высоцкий пришел к нему устраиваться на работу.

Артист предложил послушать несколько своих песен и Любимов, вместо плановых пяти минут, слушал барда полтора часа.

Важно

На Таганке Высоцкого ждала целая палитра образов – Гамлет, Пугачев, Галилей, Свидригайлов. В театре, впрочем, дела шли не очень гладко. Любимов часто по-отечески закрывал глаза на проступки Высоцкого, чему завидовали коллеги.

Но здесь у него были и друзья – Валерий Золотухин, Леонид Филатов и Алла Демидова. Вместе с актерами Театра на Таганке Высоцкий ездил с гастролями за границу: в Болгарию, Венгрию, Югославию (БИТЕФ), Францию, Германию, Польшу.

За неделю до своей смерти Владимир Высоцкий сыграл свою последнюю роль – образ Гамлета в одноименной постановке по Шекспиру.

Владимир Семенович считал своим учителем Булата Окуджаву. Именно его творчество пробудило у Высоцкого интерес к авторской песне. После он посвятит Окуджаве «Песню о Правде и Лжи». Первые композиции артист написал в начале 60-х. Это была «дворовая романтика». Ее не воспринимал всерьез ни сам Высоцкий, ни первые слушатели.

Считается, что первая песня, написанная Высоцким, была «Татуировка». Год ее создания – 1961, место – Ленинград. Но только через несколько лет после этого творчество музыканта приобрело более зрелые формы.

В 1965 году певец написал свою знаменитую песню «Подводная лодка», которая, по заявлению его друга Игоря Кохановского, ознаменовала окончание творческой юности поэта.

Владимир Высоцкий написал множество песен к кинофильмам, в которых снимался.

Как человек разносторонний и творческий он принимал активное участие в создании кинолент. Его песни звучат в таких фильмах как «Вертикаль», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Опасные гастроли», «Я родом из детства» и другие.

Репертуар Владимира Высоцкого состоит из более 600 песен и 200 стихов, которые до сих пор остаются популярными и не теряют актуальности. На его концерты приходило огромное количество людей.

Он заряжал всех своей энергетикой, искренностью, его песни были близки почти всем слоям общества и не оставляли никого равнодушным. Он для всех был «своим человеком», в его песнях отражались разные темы – военные, блатные, юмористические, сказочные, романтические и лирические, песни сказки или песни-диалоги.

Совет

При жизни артиста было выпущено всего 7 мини-альбома по 4 песни, а так же где-то 11 пластинок со сборниками песен разных исполнителей, на которых были записаны и его композиции, в основном саундтреки к фильмам.

Уже после смерти Владимира Семеновича с 1987 года была выпущена серия грампластинок «На концертах Владимира Высоцкого» на 21 диске. А в 1993-1994 годах компания «Апрелевка Саунд Инк» записала 4 пластинки с редкими и ранее не издававшимися песнями.

Кино и театр шли в жизни Высоцкого параллельно. В 1961 году Владимир Семенович сыграл небольшую роль в картине «Карьера Димы Горина». В то время актеру доставались небольшие серые роли второго плана, пустые и скучные.

Утешение Высоцкий начал находить в пьянстве. Это стало причиной разлада на работе и в семье.

Успех пришел к Высоцкому в 1967 году. На экраны вышла картина «Вертикаль».

Особенно полюбились зрителям песни из фильма, написанные артистом.

Владимир Высоцкий в конце 60-х годов много снимался. Он работал над фильмами «Короткие встречи», «Интервенция», «Служили два товарища», «Хозяин тайги», «Опасные гастроли». В это время по СССР начали распространяться магнитофоны. Неофициальные записи Высоцкого стали появляться практически в каждом доме.

Артист стал настоящим кумиром, но он стал неугоден советской власти. Высоцкого часто не утверждали на роли, а песни не допускались на радио. Поэтому в 70-е годы Высоцкий снимался мало.

Но все же на экранах можно было услышать его песни и песни на его стихи: в драме «Сыновья уходят в бой», фильмах «Контрабанда» и «Одиножды один», драме «72 градуса ниже нуля». Были и роли в кино: «Плохой хороший человек», «Сказ про то, как царь Петр Арапа женил».

В театре на Таганке Высоцкому то достаются главные роли, то выгоняют с работы за пьянку. Артист не раз побывал на волоске от смерти – он попадает в реанимацию из-за напряженной нервной деятельности, больного сердца и злоупотребления алкоголем.

Самую значительную роль Владимир Высоцкий сыграл в 1979 году. Это был Глеб Жеглов в сериале «Место встречи изменить нельзя». Это была и самая любимая роль актера. Однако от нее Владимир Семенович отказывался, говоря, что ему мало осталось и не хочется тратить год жизни на Жеглова.

Кстати, в «Месте встречи» Высоцкий попробовал себя и в качестве режиссера. Он занял место Станислава Говорухина, когда тот уехал на фестиваль. В этом фильме Владимир Семенович не поет, хотя изначально хотел. Против был режиссер, который считал, что образ певца затмит образ оперативного работника.

Обратите внимание

У Владимира Высоцкого достаточно не сыгранных ролей. Так, он мог бы сыграть Степана в «Андрее Рублеве» Андрея Тарковского. Когда режиссер собирал информацию о Рублеве, то узнал, что он учился иконописи в монастыре Высоцком. Тарковский любил мистические совпадения и решил снимать в картине Высоцкого.

Однако, этого не случилось. По одной версии, не разрешили чиновники Госкино, по другой – Высоцкий запил.

Не утвердили Высоцкого и на роль в картинах «Над Тисой» и «Аннушка». В 1969 году Высоцкий сам попросился к Эльдару Рязанову в «Сирано де Бержерак».

Однако тот отказал, ссылаясь на то, что ему надо снимать поэта, а не актера.

Пытался Высоцкий попасть и в картину «Софья Перовская», приключенческий фильм «Дерзость» и мелодраму «Дорога домой». Режиссеры разными способами пытались пробить в Госкино разрешение снимать актера. Однако чиновники боялись артиста как огня.

На первом курсе Владимир Семенович познакомился со студенткой Изой Жуковой. Она стала его первой женой, они поженились весной 1960 года. Правда брак был недолгий, с супругой артист поссорился, и она покинула Москву. Через год Высоцкий на съемках фильма познакомился с актрисой Людмилой Абрамовой.

Она стала его второй женой и родила Высоцкому двоих детей – Аркадия и Никиту. В 1968 году они разошлись.

Третьей супругой Владимира Высоцкого стала Марина Влади (Марина-Катрин Владимировна Полякова-Байдарова). Она появилась в жизни артиста в 1967 году. Владимир Семенович влюбился в нее после фильма «Колдунья».

Смотрел ленту несколько раз в день и мечтал об актрисе многие годы.

Знакомство произошло в ресторане ВТО, куда Высоцкий пришел после спектакля. Молча взял руку Марины Влади, сел напротив и не сводил глаз с возлюбленной. Через несколько лет, в 1970 году они поженились. И были вместе 10 лет.

Марина Влади ввела супруга в круг европейских знаменитостей. На западе Высоцкий выпустил несколько пластинок. Она была его музой и надежной опорой.

Жизнь Владимира Семеновича неожиданно оборвалась 25 июля 1980 года в 4:10 утра. Артист умер во сне, в своей московской квартире. Точная причина смерти не установлена до сих пор, потому что не было произведено вскрытие по просьбе близких.

По одной версии причиной смерти был инфаркт миокарда, по другой — асфиксия, удушье, как следствие чрезмерного применения седативных средств. В это время в Москве проходили летние Олимпийские игры, поэтому были напечатаны всего лишь две статьи о смерти артиста.

Важно

Над окошком театральной кассы было вывешено объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». Актер похоронен на Ваганьковском кладбище. Казалось, на кладбище пришла вся Москва, люди собирались у театра, чтоб проститься со своим кумиром. Как это зачастую бывает, признание к Высоцкому пришло уже после его смерти.

В 1986 году Владимиру Семеновичу было посмертно присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. А еще через год присуждена Государственная премия СССР за образ Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен.

В 1989 году было принято решение открыть музей Владимира Высоцкого в Москве при поддержке Советского фонда культуры, Министерства культуры СССР, Мосгорисполкома и общественности.

Владимир Высоцкий. Биография

Владимир семенович высоцкий

Владимир Семенович Высоцкий (1938 – 1980) – советский поэт и писатель, актер, исполнитель песен под семиструнную гитару. Является одним из кумиров в России, лауреат Государственной премии СССР посмертно.

Детство и юность

День рождения Высоцкого Владимира Семеновича – 25 января 1938 года. Будущий кумир миллионов родился в 9 часов 40 минут в Москве в роддоме № 8 Дзержинского района Москвы на 3-й Мещанской улице (теперь ул. Щепкина, дом 61/2).

Его семья жила на 1-ой Мещанской улице в коммунальной квартире, мать Нина Максимовна (урожденная Серегина; 1912—2003) работала переводчиком-референтом, отец Семен Владимирович (Вольфович) Высоцкий (1915—1997) – полковник и ветеран Великой Отечественной войны, родом из Киева.

Когда Владимиру исполнилось 4 года, началась война, и они с мамой эвакуировались в Оренбургскую область (село Воронцовка), где прожили два года, после чего вернулись в Москву. В 1945 году Высоцкий пошел в первый класс 273-й школы Ростокинского района Москвы.

После войны родители Высоцкого развелись и завели новые семьи. Владимир остался с отцом, и в 9 лет с его новой женой (армянкой Евгенией Степановной Высоцкой-Лихалатовой (урожденной Мартиросовой) (1918—1988)) попал в оккупированную Германию. Здесь будущий музыкант учился кататься на велосипеде и брал уроки фортепиано.

С мамой Женей, так называл свою мачеху Владимир, у него сложились очень хорошие отношения. В 1949 году Высоцкие вернулись в Москву и поселились на Большом Каретном переулке. Владимир пошел в 5-й класс мужской средней школы № 186.

В апреле 1952 года он был принят в комсомол. А с 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым.

В те времена у будущего музыканта завязывается «роман» с гитарой. Он дружил с компанией городской молодежи, чье детство прошло в военные годы.

В моде была блатная романтика, из каждого двора доносились душераздирающие песни под гитару про Мурку, Колыму и Воркуту.

Образование

После окончания школы в 1955 году  по настоянию родственников, Владимир поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, из которого ушел после первого семестра.

С 1955 по 1963 годы Высоцкий жил у матери, сначала на 1-й Мещанской, а позднее в построенном в 1956 году на этом месте новом доме, на проспекте Мира. При этом он много времени проводил на Большом Каретном переулке в компании друзей.

Неожиданное решение о том, чтобы оставить учебу в техническом вузе, Владимир принял в новогоднюю ночь 1956 года. Под бой курантов вместе со школьным другом Игорем Кохановским Высоцкий рисовал чертежи для сдачи сессии. Готовые чертежи, он внезапно стал поливать тушью со словами: «Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это – не мое…».

Творчество Владимира Высоцкого

Театр

В том же 1956 году Владимир Высоцкий поступил в Школу студию при МХАТе на актерское отделение. Он занимался у Б. И. Вершилова, затем у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова.

На первом курсе Высоцкий познакомился со своей первой женой – Изой Жуковой, свадьба с которой состоялась в 1960 году.

Через три года он сыграл свою первую роль в учебном спектакле «Преступление и наказание» и впервые попал на телеэкран. Он сыграл небольшую роль в картине «Сверстницы».

Совет

С 1960 по 1964 год Высоцкий с перерывами сотрудничает с Московским драматическим театром имени А.С. Пушкина, Театром миниатюр, но играет эпизодические роли.

В 1961 году познакомился со своей второй женой Людмилой Абрамовой на съемках фильма «713-й просит посадку». Брак официально был зарегистрирован в 1965 году.

«Свой» театр Владимир Семенович нашел в 1964 году. Им стал Театр на Таганке. Именно здесь он сыграл Гамлета, Свидригайлова, Пугачева, Галилея. Здесь Высоцкий подружился с Валерием Золотухиным, Аллой Демидовой, Леонидом Филатовы. С актерами Театра на Таганке Высоцкий ездил с гастролями за границу: в Болгарию, Венгрию, Югославию (БИТЕФ), Францию, Германию, Польшу.

В Театре на Таганке В. С. Высоцкий проработал до конца жизни, хотя его отношения с руководителем театра Ю. П. Любимовым на протяжении всего этого периода складывались очень непросто. При этом Любимов часто по-отечески закрывал глаза на проступки Высоцкого, чему завидовали коллеги.

Кино

Параллельно с театром Высоцкий снимался и в кино. В 1961 году Владимир Семенович сыграл небольшую роль в картине «Карьера Димы Горина». В то время актеру доставались небольшие серые роли второго плана, пустые и скучные. Утешение Высоцкий начал находить в пьянстве. Это стало причиной разлада на работе и в семье. 

В июле 1967 года Владимир Высоцкий познакомился с французской актрисой русского происхождения Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой (декабрь 1970 года) и сыгравшей большую роль в жизни актера.

В 1968 году состоялся развод со второй супругой, в то время Владимира Высоцкого уже знала вся страна по песням из кинофильма «Вертикаль», в котором он снимался.

Песни Высоцкого

Интерес к авторской песне, который возник у Высоцкого под влиянием Булата Окуджавы, вылился в написание собственных авторских произведений. Свои первые песни Высоцкий пишет в начале 60-х годов. Одной из них была песня «Татуировка» 1961 года.

Владимир Высоцкий написал множество песен к кинофильмам, в которых сам играл роли. Его песни звучат в таких фильмах как «Вертикаль», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Опасные гастроли», «Я родом из детства» и другие.

Всего за свою жизнь Высоцкий написал более 600 песен и 200 стихов. Его произведения до сих пор остаются очень популярными и не теряют своей актуальности, они обладают потрясающей энергетикой, они искренни. Каждая песня Высоцкого находит своего слушателя, ведь тематика обширна – военные, лирические, юмористические, романтические, блатные, песни-сказки и песни-диалоги.

При жизни Высоцкого было выпущено всего 7 альбомов (миньонов):

  1. 1968 г. «Песни из кинофильма Вертикаль»
  2. 1972 г. «Песни Владимира Высоцкого»
  3. 1972 г. «Песни Владимира Высоцкого»
  4. 1974 г. «Песни Владимира Высоцкого»
  5. 1974 г. «Владимир Высоцкий. Песни»
  6. 1975 г. «В.Высоцкий. Песни»
  7. 1975 г. «Песни Владимира Высоцкого»

Роли Высоцкого

В конце 60-х годов Владимир Высоцкий играл много ролей в кино. Можно вспомнить такие фильмы, как «Интервенция», «Служили два товарища», «Короткие встречи», «Хозяин тайги», «Опасные гастроли».

Самая известная роль Высоцкого – Глеб Жеглов в сериале «Место встречи изменить нельзя». Эту роль 1979 года любил и сам артист, хотя сначала и отказывался от нее, утверждая, что ему немного осталось и не хотелось бы тратить год жизни на Жеглова. Но все-таки он снялся в сериале и даже пробовал в нем себя в качестве режиссера, когда Станислав Говорухин уезжал на фестиваль.

Несмотря на большую известность и любовь поклонников, Высоцкий стал неугоден советской власти. Ролей в 70-х годах стало гораздо меньше, но все же песни его по-прежнему появлялись в кинолентах. А почти в каждом доме звучали его пластинки, из распространявшихся повсеместно в то время магнитофонов.

В театре на Таганке дела были также не очень, Высоцкому то достаются главные роли, то выгоняют с работы за пьянку. Артист не раз побывал на волоске от смерти – он попадает в реанимацию из-за напряженной нервной деятельности, больного сердца и злоупотребления алкоголем.

Смерть Высоцкого

Жизнь Высоцкого оборвалась неожиданно 25 июля 1980 года в 4.10 утра в Московской квартире во время сна. Причина смерти не установлена, так как вскрытие не производилось.  Но есть две версии: первая – это инфаркт миокарда, вторая – асфиксия, удушье, как следствие применения седативных средств.

Хотя, по словам Марины Влади и В. Перевозчикова, Высоцкий был обречен и в начале 1980 года ему предрекали скорую смерть из-за проблем со здоровьем, которые появились вследствие чрезмерного употребления табака и алкоголя, а в конце жизни и наркотических средств, которые артист употреблял в лечебных целях, приобретя стойкую зависимость.

Похороны Высоцкого

Смерть Высоцкого пришлась на время Олимпийских игр, проходящих в Москве. Поэтому о ней сообщили всего две газеты, а над окошком театральной кассы было вывешено простое объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». Но у Театра на Таганке в день похорон собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней .

28 июля 1980 года в здании Театра на Таганке прошла гражданская панихида, церемония прощания и похороны на Ваганьковском кладбище Москвы (участок № 1, справа от входа).

Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва. Марина Влади уже в автобусе, направившемся в сторону Ваганькова, сказала одному из друзей мужа — Вадиму Туманову: «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!…»

Личная жизнь

Высоцкий был трижды женат.

Первая жена – Изольда Константиновна Высоцкая (урожденная Мешкова, по первому браку — Жукова). Родилась 22 января 1937 года. Свадьба была 25 апреля 1960 года. Дата развода неизвестна. Сын Изы Константиновны Глеб, родившийся в 1965 году, носит фамилию Высоцкий, будучи на самом деле сыном другого человека.

Вторая жена – Людмила Владимировна Абрамова. Родилась 16 августа 1939 года. Свадьба состоялась  25 июля 1965 года, развод – 10 февраля 1970 года. В браке родилось двое сыновей.

Дети Владимира Высоцкого

  • Аркадий Владимирович Высоцкий (29 ноября 1962, Москва) — российский актер и киносценарист.
  • Никита Владимирович Высоцкий (8 августа 1964, Москва) — советский и российский актер театра и кино, режиссер, директор ГКЦМ В.Высоцкого.
  • Анастасия Владимировна Иваненко (1972 года рождения), внебрачная дочь, ее мать — актриса театра на Таганке Татьяна Иваненко.

Третья жена – Марина Влади, известная французская актриса кино, театра, телевидения, писатель. Родилась 10 мая 1938 года.

Женаты с 1 декабря 1970 года по 25 июля 1980 года.

Фильмография

  • 1959 — Сверстницы — студент Петя (эпизод)
  • 1961 — Карьера Димы Горина — монтажник-высотник Софрон
  • 1962 — 713-й просит посадку — американский морской пехотинец
  • 1962 — Увольнение на берег — матрос Пётр, друг Валежникова
  • 1963 — Штрафной удар — гимнаст Юрий Никулин
  • 1963 — Живые и мёртвые — весёлый солдат (эпизод)
  • 1965 — Наш дом — радиотехник
  • 1965 — На завтрашней улице — бригадир Пётр Маркин
  • 1965 — Стряпуха — Андрей Пчёлка
  • 1966 — Саша-Сашенька — певец с гитарой (эпизод)
  • 1966 — Я родом из детства — капитан-танкист Володя (также исполняет песни)
  • 1967 — Вертикаль — радист Володя (также исполняет 5 песен)
  • 1967 — Короткие встречи — геолог Максим (также исполняет 3 песни)
  • 1967 — Война под крышами — полицай на свадьбе (также исполняет 2 песни)
  • 1968 — Интервенция — подпольщик Мишель Воронов / Е. Бродский (также исполняет песню «Как все мы веселы бываем и угрюмы…»)
  • 1968 — Служили два товарища — поручик-белогвардеец Александр Брусенцов
  • 1968 — Хозяин тайги — бригадир сплавщиков Иван Рябой (также исполняет 2 песни)
  • 1969 — Опасные гастроли — Жорж Бенгальский, Николай Коваленко (также исполняет 3 песни)
  • 1969 — Белый взрыв — капитан
  • 1972 — Четвёртый — Он
  • 1973 — Плохой хороший человек — зоолог Николай фон Корен
  • 1974 — Единственная дорога — шофёр Солодов (в советской версии фильма также исполняет песню «В дорогу живо − или в гроб ложись!…»)
  • 1975 — Бегство мистера Мак-Кинли — уличный певец Билл Сигер (также исполняет 2 песни)
  • 1975 — Знаки зодиака (сценарий; музыка, текст и исполнение песни «Неправда, над нами не бездна, не мрак…»)
  • 1975 — Единственная — руководитель хорового кружка Борис Ильич (также исполняет песню «Погоня»)
  • 1976 — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил — Ибрагим Ганнибал
  • 1977 — Их двое — камео
  • 1979 — Место встречи изменить нельзя (сериал) — капитан МУРа Глеб Жеглов (также исполняет фрагмент песни А. Вертинского «Лиловый негр»)
  • 1979 — Маленькие трагедии (сериал) — Дон Гуан

Автор: Высоцкий Владимир Семенович

Владимир семенович высоцкий

Влади́мир Семёнович Высо́цкий — русский советский поэт и автор-исполнитель песен, актёр, автор прозаических произведений. Лауреат Государственной премии СССР (1987 — посмертно).

Владимир Высоцкий родился в Москве, “Дом на Первой Мещанской, в конце” – согласно его же свидетельству из песни “Баллада о детстве”.

После пребывания в эвакуации на Урале, а затем вместе с отцом в послевоенной Германии, Высоцкий поселяется в Большом Каретном переулке (“Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном…

“), где и сложился дружеский круг, которому Владимир Семенович показывал свои первые песни.

Высоцкий не сразу определил, что хочет быть актером. После окончания школы он поступает в московский инженерно-строительный институт, но проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год.

Они с Игорем Кохановским, школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы.

Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и стал поливать ее остатками свой чертеж. “Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это – не мое…”, – сказал тогда Владимир Семенович.

Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий до сих пор остается немеркнущей звездой. Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет “Песню о Правде и Лжи”, посвященную Окуджаве.

Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле “дворовой романтики” и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями.

Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую “Подводную лодку”, о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: “Подводная лодка – это было уже всерьез.

И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась.”

Обратите внимание

Примерно в это время Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него “своим театром”. “Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек.

Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: “Я несколько своих песен написал, послушаете?” Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа”, – вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке.

Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов – целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким – прощание Владимира Семеновича со зрителями…

Однако в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое отношение Юрия Любимова к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему проступки, вызывали зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей Высоцкого – Золотухина, Демидовой, Филатова.

Параллельно с работой в театре были киноработы. Самая известная и самая любимая роль – Жеглов в телесериале “Место встречи изменить нельзя”. Тем не менее, этой роли могло и не быть… Майским вечером 78-го года, на даче в Одессе Высоцкий, Влади и Говорухин собрались, чтобы обсудить сценарий будущего фильма.

И вдруг Марина Влади со слезами на глазах берет Говорухина за руку и уводит из комнаты. “Отпусти Володю, снимай другого артиста!”. Ей вторил Высоцкий: “Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль.” “Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер”, – вспоминает Говорухин.

И действительно, персонаж получился очень реалистичным. Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов – не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: “МВД, капитану Жеглову”.

А потом пришла Любовь. Марина Влади вошла в его жизнь в 1967 году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма “Колдунья”. Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. И вот, наконец, она состоялась. Первое знакомство произошло в ресторане ВТО – Высоцкий пришел туда после спектакля.

“Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему.

Важно

Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это – ты”, – так описывает свое первое знакомство с Высоцким Марина Влади. Через несколько лет они поженились.

Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет. “Я жив, двенадцать лет тобой храним…” – успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого.

“Работать надо!” – была его любимая поговорка. Если бы он мог, он работал бы круглые сутки. Сон – 3-4 часа, остальное – работа. Песни свои он писал в основном ночью.

Приходил домой после спектакля, и садился за работу. Марина ставила перед ним чашку с обжигающим чаем, и тихо садилась в углу.

Иногда она засыпала, и тогда, уже под утро, Высоцкий будил ее, чтобы прочесть строки, написанные за ночь.

Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский… Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях.

Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал в песнях. Люди, слушавшие его песни “с криминальным уклоном”, были уверены, что он сидел.

Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики – все считали его своим. В каждой песне была правда жизни.

Сам Высоцкий так говорил об авторской песне: “Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью.”

…25 июля 1980 года. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было – в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: “Умер актер Владимир Высоцкий.” Ни один человек не сдал обратно билет – каждый хранит его у себя как реликвию…

“Кому сказать спасибо, что – живой!” – написал Высоцкий в своем известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями…

Высоцкий Владимир Семенович

Владимир семенович высоцкий

Жизнь и творчество Владимира Семеновича Высоцкого

Владимир Высоцкий родился в Москве, “Дом на Первой Мещанской, в конце” – согласно его же свидетельству из песни “Баллада о детстве”.

После пребывания в эвакуации на Урале, а затем вместе с отцом в послевоенной Германии, Высоцкий поселяется в Большом Каретном переулке (“Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном…

“), где и сложился дружеский круг, которому Владимир Семенович показывал свои первые песни. 

Владимир Высоцкий на концерте

Высоцкий не сразу определил, что хочет быть актером. После окончания школы он поступает в московский инженерно-строительный институт, но, проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год.

Они с Игорем Кохановским, школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы.

Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и стал поливать ее остатками свой чертеж. “Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это – не мое…”, – сказал тогда Владимир Семенович. 

Москва, Большой Каретный переулок, 15. Задняя часть дома, в котором Владимир Высоцкий жил в 1949—1955 г. Видны табличка и барельеф.

Он не был бардом в узком смысле этого слова, но среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий до сих пор остается немеркнущей звездой. Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет “Песню о Правде и Лжи”, посвященную Окуджаве. 

Владимир Высоцкий в детстве

Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле “дворовой романтики” и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями.

Совет

Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую “Подводную лодку”, о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: “Подводная лодка – это было уже всерьез.

И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась.” 

Владимир Высоцкий в роли Гамлета на сцене Театра на Таганке 

Примерно в это время Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него “своим театром”. “Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек.

Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: “Я несколько своих песен написал, послушаете?” Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа”, – вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке.

Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов – целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким – прощание Владимира Семеновича со зрителями… 

Музей В. С. Высоцкого в Екатеринбурге. Оборотная сторона рекламной карточки со II частью текста последнего стихотворения поэта

Однако в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое отношение Юрия Любимова к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему проступки, вызывали зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей Высоцкого – Золотухина, Демидовой, Филатова. 

Параллельно с работой в театре были киноработы. Самая известная и самая любимая роль – Жеглов в телесериале “Место встречи изменить нельзя”. Тем не менее, этой роли могло и не быть…

Майским вечером 78-го года, на даче в Одессе Высоцкий, Влади и Говорухин собрались, чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Марина Влади со слезами на глазах берет Говорухина за руку и уводит из комнаты. “Отпусти Володю, снимай другого артиста!”.

Ей вторил Высоцкий: “Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль” 

“Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер”, – вспоминает Говорухин. 

И действительно, персонаж получился очень реалистичным. Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов – не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: “МВД, капитану Жеглову”. 

История жизни Владимира Семеновича Высоцкого

А потом пришла Любовь. Марина Влади вошла в его жизнь в 1967 году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма “Колдунья”. Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. И вот, наконец, она состоялась.

Первое знакомство произошло в ресторане ВТО – Высоцкий пришел туда после спектакля. “Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание.

Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему.

Владимир Высоцкий и Марина Влади

Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы.

Я знаю, что это – ты”, – так описывает свое первое знакомство с Высоцким Марина Влади. Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет. “Я жив, двенадцать лет тобой храним…” – успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка.

Обратите внимание

И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого. 

“Работать надо!” – была его любимая поговорка. Если бы он мог, он работал бы круглые сутки. Сон – 3-4 часа, остальное – работа. Песни свои он писал в основном ночью.

Приходил домой после спектакля, и садился за работу. Марина ставила перед ним чашку с обжигающим чаем, и тихо садилась в углу.

Иногда она засыпала, и тогда, уже под утро, Высоцкий будил ее, чтобы прочесть строки, написанные за ночь. 

Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский… Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях.

Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал в песнях. Люди, слушавшие его песни “с криминальным уклоном”, были уверены, что он сидел.

Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики – все считали его своим. В каждой песне была правда жизни. 

Сам Высоцкий так говорил об авторской песне: “Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью.” 

…25 июля 1980 года великого человека не стало. Это была его последняя смерть. Несколько лет ранее в Узбекистане он уже умер, но врачи спасли его. В 1980 году – не смогли. 

В этот день как всегда в ресторане ВТО после концертов и спектаклей отдыхали актеры и певцы. Как обычно в разных залах ресторана отдельно пили и ели драматические актеры из театра Ленком, МХАТа и актеры театра Ромен.

В зал вошел Андрей Макаревич и тихо сказал: «Умер Высоцкий».

Зал на минуту притих, что-то пытались уточнять, потом оба зала непримиримых «врагов» сдвинули столы, и тихо стали поминовать рано ушедшего друга и для кого-то – просто хорошего человека. 

Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было – в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: “Умер актер Владимир Высоцкий” Ни один человек не сдал обратно билет – каждый хранит его у себя как реликвию… 

Пощание с Владимиром Высоцким

В тот день в Лужниках шел сборный концерт. В конце выступала Алла Борисовна Пугачева. Еще не Примадонна, но уже ИМЯ.

Она прервала концерт и вместо запланированных песенок о любви и счастье, она просто сказала залу, что умер Высоцкий, и что она будет петь сегодня только его песни.

40 минут она пела песни Владимира Семеновича Высоцкого, вместо запланированных 3 песенок. В то время – это был очень смелый поступок. 

Ваганьковское кладбище. Могила Владимира Высоцкого
в 1983 году

“Кому сказать спасибо, что – живой!” – написал Высоцкий в своем известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями… 

Высоцкий Владимир Семенович

Владимир семенович высоцкий

(1938-1980) русский актер театра и кино, один из основателей авторской песни

Владимир Семенович не вошел, а буквально ворвался в искусство в начале шестидесятых годов. Это было время возрождения русской поэзии, выплеснувшейся в массы.

Именно тогда среди интеллигентов шли споры, кто важнее – физики или лирики? Впрочем, пели и читали стихи все – и физики, и лирики. И тогда же все увлекались искусством бардов, сами поэты пели песни на свои стихи.

Первыми были Булат Окуджава и Михаил Анчаров, за ними пришло поколение Юрия Визбора и Юлия Кима.

Следующим стал Владимир Высоцкий. Однако, в отличие от многих других, он имел специальное актерское образование.

Некоторые критики полагают, что именно это обстоятельство помогло Высоцкому завоевать такую поразительную популярность и стать совестью целого поколения. Но актерская подготовка здесь ни при чем.

Владимир Семенович Высоцкий был уникальной личностью. Он создавал и пел песни своим сердцем, всей своей больной совестью.

Важно

Трудно сказать, что сформировало Высоцкого именно таким, каким он был. Казалось, его детство и все последующие годы были вполне благополучными.

Он родился в семье офицера и какое-то время после войны жил с отцом и мачехой в Германии. В этой семье он был любимым ребенком, не меньше любила его и мать, к которой он потом переехал в Москву.

Здесь Владимир закончил школу и поступил в технический вуз. Но очень скоро понял, что его истинное призвание в другом.

Владимир Высоцкий выдержал конкурс в Школу-студию МХАТ и после ее окончания стал работать в Московском драматическом театре им. Пушкина. Потом, когда в 1964 году открылся театр драмы и комедии на Таганке под руководством Ю. П. Любимова, молодой актер пришел туда и проработал в этом театре до конца жизни.

Высоцкий не затерялся среди молодых талантливых артистов Таганки, с которыми Любимов начинал свой необычный для тех времен, публицистический театр. Несмотря на то что Владимир Высоцкий сначала играл в театре небольшие эпизодические роли, зрители сразу же приметили талантливого актера. Признали его и коллеги.

Уже после первого спекталя – «Павшие и живые» по пьесе В. Розова – Владимир Семенович Высоцкий вошел в число ведущих артистов театра. Прошло совсем немного времени, и зрители пошли в театр «на Высоцкого». Они ночами стояли за билетами, чтобы посмотреть актера в роли Галилея, Хлопуши, Гамлета.

Своей игрой Высоцкий ниспровергал все каноны, его герои жили на сцене, боролись и страдали. Первой его большой ролью в театре стал сложный и противоречивый образ Галилея в спектакле «Жизнь Галилея» по пьесе Бертольда Брехта.

Как и любой живой, неравнодушный человек, Галилей Владимира Высоцкого был сильным и слабым одновременно, он боролся не только с невежеством людей, но и с самим собой.

Совет

В марте 1968 года Владимир Семенович Высоцкий получил одну из первых премий за роль Хлопуши в спектакле «Пугачев» по произведениям Сергея Есенина. Вершиной театрального творчества Высоцкого стала роль Гамлета в одноименном спектакле. В 1976 году актер получил за нее Гран-при на Белградском международном фестивале.

Фактически ни один спектакль, поставленный Ю. Любимовым, не обходился без песен Владимира Высоцкого – остропублицистических, сатирических, драматических. Он писал их не только для своего театра, но и для других театров и для кинофильмов.

В кино Владимир Высоцкий сделал меньше, чем в театре. Впервые он снялся в фильме «Сверстницы», где сыграл роль студента Пети. Но это была небольшая роль, которая не оставила яркого следа ни в творческой биографии актера, ни в сознании зрителей.

Зато другая его роль – радиста Володи в фильме «Вертикаль», который вышел на экраны в 1967 году, – запомнилась надолго. Многие отождествляли этот образ мужественного и надежного парня с личностью самого Высоцкого. Здесь он пел свои песни, которые специально написал к этому фильму.

И до сих пор фильм «Вертикаль» помнят только потому, что в нем снимался Владимир Семенович Высоцкий.

Правда, случалось и так, что песни, написанные им, озвучивал в кино другой актер или певец, как, например, в фильме «Стряпуха».

В конце 60-х годов, Владимир Высоцкий сыграл несколько ролей в историко-революционных фильмах – «Опасные гастроли», «Интервенция», в которых также звучали его песни. Правда, картину Г. Полоки по пьесе Л. Славина «Интервенция» зрители увидели много позже.

Сразу после съемок она угодила на пресловутую «полку», куда складывались опасные, по соображениям цензуры, произведения. В этом фильме будто бы не так показали революцию.

Обратите внимание

В другом фильме – «Служили два товарища», где Владимир Высоцкий сыграл белогвардейского офицера Брусенцова, – слишком уж явственно прозвучал мотив бессмысленности гражданской войны и трагической судьбы лучшей части народа. Поэтому, как и первый, второй фильм к зрителям попал не сразу.

И тем не менее в кино происходило то же самое, что и в театре. Многие фильмы привлекали зрителей только потому, что в них играл Высоцкий.

От него ждали какого-то откровения, и он никогда не обманывал надежд, даже если играл роли отрицательных персонажей, как в фильме «Хозяин тайги», где сыграл роль браконьера Рябого. В исполнении Владимира Высоцкого и белогвардейский поручик Брусенцов, и браконьер Рябой – люди отчаявшиеся и опустошенные, которых обстоятельства вынуждают поступать именно так, а не иначе.

И все-таки, вспоминая фильмы с участием Владимира Семеновича Высоцкого, трудно назвать среди них такой, где бы актер в полной мере показал всю глубину своего дарования. Так получилось, что в кино у него сложилось определенное амплуа – жесткого, бескомпромиссного героя, которое режиссеры во многом эксплуатировали.

Это и Фон Корен в фильме 1973 года «Плохой хороший человек», Дон Гуан в «Маленьких трагедиях», Ибрагим в «Сказе про то, как царь Петр арапа женил».

Самой, пожалуй, удачной ролью Высоцкого в кино стала его последняя роль – капитана Жеглова в четырехсерийном приключенческом фильме «Место встречи изменить нельзя», который зрители увидели в 1979 году.

Поэтому можно со всей уверенностью сказать, что главную популярность Владимиру Высоцкому принесли не фильмы, хотя их было довольно много, а песни, которые расходились в записях по всей стране и далеко за ее пределами.

Люди переписывали их, запоминали несложные мелодии и пели сами под гитару у костров, на студенческих вечеринках. В ту пору в газетах существовал такой штамп – «победным маршем», который часто использовали в сообщениях об ударном труде в честь какой-либо революционной даты.

Что касается ударного труда, то его во многом придумывали, а вот песни Высоцкого действительно «шагали по стране победным маршем».

Важно

Рассказывают, как однажды Театр на таганке приехал на гастроли в один из сибирских городов, и когда Владимир Высоцкий шел по улице, окна всех домов были открыты и оттуда доносились записанные на магнитофон его песни. Такой популярности, пожалуй, никогда не имел ни один, даже самый знаменитый певец.

Объяснение такой всенародной любви к песенному творчеству Владимира Высоцкого содержится в словах Аллы Демидовой, актрисы Театра на Таганке, которая говорила, что в его творчестве каждый узнавал себя. Он жил в своем времени, чувствовал его, пел о нем.

Песни Владимира Семеновича  Высоцкого – это была сама жизнь, которая у всех тогда была одинаковой. Одна из главных тем, о чем пел Высоцкий, – это отношение художника к миру, осмысление своего места в нем.

Для Высоцкого судьба поэта в современном мире чаще всего трагична: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души…» – поет он в одной из песен.

Очень много песен Владимира Высоцкого посвящено Великой Отечественной войне, которую он пережил ребенком и много запомнил о событиях этого времени из рассказов отца и его друзей. Для Высоцкого война – это время, которое ярче всего проявляет характеры людей и их жизненную позицию.

Хотя его песни о нашем времени, через призму военного он оценивает сегодняшний мир, поступки людей и самого себя. Поскольку Владимир  Высоцкий пел о времени и о себе, темы его песен были всегда злободневны. В них много сатиры, иногда откровенной издевки и даже злости, но еще больше надрыва, страдания.

И почти всегда в них присутствует лирический герой – это сам Высоцкий, его отношение к миру, к людям, к друзьям. Его лирический герой – мужественный, щедрый, сильный и великодушный человек, который всегда придет на помощь и выручит из беды. Именно таким друзья вспоминают и самого Высоцкого.

«Он прежде всего был яростным романтиком. Он не уставал взывать к мужеству и человеческому достоинству, даже если самому было худо…Не жаловаться на судьбу и несчастья, а преодолевать! И потому для всех, для людей самых разных характеров, профессий, положений он был верным…другом».

Так пишет о нем кинодраматург Эдуард Володарский.

Вокруг имени Владимира Семеновича Высоцкого ходило много слухов и легенд еще и потому, что зрителям и слушателям было трудно поверить, что сам он никогда не воевал, не летал в космос, не был шахтером или не сидел в тюрьме, – ведь все, о чем он пел, было так убедительно, как будто автор все это пережил сам.

Совет

При жизни о Высоцком писали мало, но теперь критики вспоминают: «Когда он пел или играл, всегда казалось, что идет какой-то бой. В этом голосе можно было расслышать лязг металла, скрежет тормозов, торжественный трубный звук и предсмертный стон – все в этом бою звучит вокруг человека и внутри его.

Этот бой, эта сверхнапряженная, непрекращающаяся работа над собой и была главной тайной человеческого излучения Высоцкого».

И вот такие его песни стали у нас в стране опасными. Во всяком случае, так считали люди у власти. Владимиру Высоцкому не разрешали устраивать вечера в больших залах, и он пел в небольших аудиториях научно-исследовательских институтов, в расположенных на окраинах Домах культуры.

Но люди как-то узнавали о его выступлениях и шли, ехали туда отовсюду. Часто он пел по нескольку часов не переставая, забегая за кулисы только для того, чтобы сорвать с себя свитер и наскоро вытереть лицо.

В конце вечера его голос уже хрипел, но слушатели требовали еще и еще песен, и он пел, стараясь не смотреть на первые ряды, где, как правило, сидели сотрудники органов госбезопасности.

Поразительно, но те люди, которых обязывали надзирать за певцом, сами были большими его поклонниками, и, формально выполняя свой служебный долг, они имели записи его песен, знали их наизусть и пели среди своих, старательно копируя его неповторимый голос.

Конечно, такая жизнь «в подполье» угнетала артиста.

Он чувствовал, что может сделать еще больше, чем делал в театре, кино, песенном творчестве, но приходилось постоянно буквально прорываться сквозь запреты, доказывая право художника работать в полную силу своего таланта.

Он этого права так и не получил. Наблюдая за его борьбой, люди судачили о том, что Владимир Высоцкий много пьет, что у него несдержанный характер, что он озлобился.

Обратите внимание

У него действительно был непростой характер. А почему он должен был быть простым? У него действительно были запои. Но на это были и причины. У Высоцкого была сложная личная жизнь, но зато остались наследники.

В браке со второй женой, Людмилой Абрамовой, у Владимира Высоцкого родились два сына – Аркадий и Никита.

Старший, Аркадий, закончил сценарный факультет ВГИКа и работает на телевидении, а младший, Никита, как и отец, стал актером.

Третьей и последней женой Высоцкого стала французская актриса Марина Влади, которую русские зрители впервые узнали по фильму «Колдунья». Актер познакомился с ней в конце 60-х годов, и вскоре они поженились. После этого Владимир Высоцкий несколько раз выезжал во Францию, где отдыхал, выступал с концертами, записывал пластинки.

Но до родины они доходили с большим опозданием. Вместе с Театром на Таганке он выезжал также в страны Восточной Европы, в частности в Болгарию. Для этих гастролей был снят на пленку спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б. Брехта.

Но в России пленку не сохранили и только через несколько лет после смерти актера с сожалением вспомнили, что это была единственная съемка Высоцкого в спектакле.

Сегодня начался своеобразный ажиотаж вокруг его имени. В Москве ему поставлен памятник, создан музей его памяти, издано полное собрание его сочинений, песен, стихов, рассказов, готовится полная антология его песен. В свое время, не надеясь на реабилитацию своих песен в России, Высоцкий записал альбом во Франции.

Но французские продюсеры «обволокли» голос певца такими вычурными инструментальными аранжировками, что превратили его звучание в некое подобие ресторанного шансона. Высоцкому же вполне хватало одной гитары.

Важно

Его хрипловатый голос в сопровождении простых гитарных аккордов создавал тот неповторимый эффект, который делал выступления Владимира Семеновича Высоцкого еще более своеобразными.

Певец как будто чувствовал, что долго ему не жить. Поэтому он и спешил, хотел успеть сделать побольше. Хотя одних только песен Высоцкий за двадцать лет создал более шестисот. В одной из них есть пророческие слова:

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!

Умоляю вас вскачь не лететь.

Но что за кони мне попались привередливые!

И дожить – не успел, и допеть – не успеть…

В заключение хотелось бы привести слова Булата Окуджавы, с которым у Высоцкого всегда сохранялись теплые отношения: «Высоцкий был поэт – со своей темой, своим голосом. В нем много было…от природы, от бога, это разрывало его. Страдание было главным в его творчестве, страдание и способ его выражения…Он был очень одаренный человек».