Великий комбинатор: кем на самом деле был прототип остапа бендера

Великий комбинатор: кто был прототипом Остапа Бендера

Великий комбинатор: кем на самом деле был прототип остапа бендера

Вот уже на протяжении почти целого века не теряют своей популярности произведения Ильфа и Петрова о похождениях великого комбинатора.

За этот период романы «12 стульев» и «Золотой теленок» пережили несколько экранизаций, а фразы из них уже давно стали крылатыми. Мало кто знает, что Остап Бендер не собирательный персонаж.

У него был реальный прототип — инспектор одесского уголовного розыска Остап Шор, жизнь которого сложилась не менее захватывающе, нежели у его литературного собрата.

Писатели Илья Ильф и Евгений Петров

Обратите внимание

Весной 1927 года в редакцию газеты «Гудок» вошел импозантный мужчина средних лет. Он направился к двум молодым репортерам, фамилии которых были Ильф и Петров. Евгений Петров фамильярно поприветствовал вошедшего, т. к. это был его брат Валентин Катаев.

Советский писатель заговорщицки подмигнул обоим и заявил, что хочет их нанять в качестве «литературных негров». У Катаева зародилась идея для книги, а молодым репортерам предлагалось облечь ее в литературную форму. Согласно задумке писателя, некий предводитель уездного дворянства Воробьянинов пытался отыскать драгоценности, зашитые в один из двенадцати стульев.

Остап Шор и Андрей Миронов в роли Остапа Бендера

Творческий тандем тут же приступил к работе. Литературных героев Ильф и Петров «списывали» из своего окружения. Практически у каждого был свой прототип.

Одним из эпизодических героев стал общий знакомый писателей, некий инспектор уголовного розыска Одессы, которого звали Остап Шор. Имя авторы решили оставить, а вот фамилию сменили на Бендер.

По мере написания книги этот эпизодический персонаж то и дело выходил на передний план, «расталкивая локтями остальных героев».

Когда Ильф и Петров принесли рукопись Катаеву, тот понял, что произведение получилось совершенно иным, чем он предполагал первоначально. Валентин Петрович решил убрать свое имя из списка авторов, но потребовал от Ильфа и Петрова напечатать на первой странице изданного романа для него посвящение.

Осип Вениаминович Шор

Когда роман приобрел огромную популярность, поклонники стали искать прототип главного персонажа.

Некоторые арабские ученые всерьез утверждали, что Остап Бендер был сирийцем, их узбекские оппоненты придерживались точки зрения относительно его тюркского происхождения. Только в конце ХХ века стало известно имя реального Остапа Бендера.

Важно

Им был Осип Вениаминович Шор. Друзья называли его Остапом. Судьба этого человека сложилась не менее захватывающе, чем у его литературного персонажа.

Арчил Гомиашвили в роли Остапа Бендера

Остап Шор родился в 1899 году в Одессе. В 1916-м он поступил в Петроградский политехнический институт, но закончить его молодому человеку не судилось. Произошла Октябрьская революция.

Путь домой занял у Остапа около года. За это время ему приходилось скитаться, попадать в переделки, скрываться от преследователей.

Некоторые приключения, о которых потом Шор рассказывал друзьям, нашли свое отражение в романе.

После революции власть за три года в Одессе сменилась 14 раз

Когда Остап Шор добрался до Одессы, она изменилась до неузнаваемости. Из процветающего города предприимчивых дельцов и итальянской оперы он превратился в место, где хозяйничали преступные группировки. Это было и неудивительно, т. к. за три года после революции в Одессе власть менялась четырнадцать раз.

Жители города объединялись в народные дружины для борьбы с преступностью, а наиболее рьяным бойцам за справедливость присваивали звания инспекторов уголовного розыска. Именно им и стал Остап Шор. Рост в 190 см, недюжинная сила и обостренное чувство справедливости сделали Шора грозой для преступников Одессы.

Натан Шор, брат Остапа Шора

Несколько раз его жизнь висела на волоске, но, благодаря острому уму и молниеносной реакции, Остапу всегда удавалось улизнуть. Чего не скажешь о его брате.

Натан Шор был известным писателем, работавшим под псевдонимом Натан Фиолетов. Он собирался вот-вот жениться.

Совет

Натан выбирал со своей невестой мебель для будущей квартиры, когда к нему подошли три человека и, спросив его фамилию, выстрелили в упор. Преступники попросту перепутали Остапа с его братом.

Некролог о смерти Натана Шора

Остап Шор очень болезненно воспринял смерть брата и через некоторое время он ушел из УГРО и отправился в Москву. Из-за своего импульсивного характера Остап постоянно попадал во всяческие переделки.

Выражение литературного персонажа: «Мой папа был турецкоподданым» принадлежит именно Шору. Когда вставал вопрос о воинской повинности, Остап часто произносил эту фразу.

Дело в том, что дети иностранцев освобождались от службы в армии.

Чтобы намекнуть на работу реального Остапа в уголовном розыске, Ильф и Петров несколько раз конкретными фразами в романе указывали на то, что их главный герой — неплохой сыщик. В главе «И др.» Остап Бендер деловито составляет протокол с места происшествия: «Оба тела лежат ногами к юго-востоку, а головами к северо-западу. На теле рваные раны, нанесенные, по-видимому, каким-то тупым орудием».

Ильф и Петров

Когда книги «12 стульев» и «Золотой теленок» увидели свет, Остап Шор явился к авторам и настойчиво потребовал заплатить за списанный с него образ. Ильф и Петров были в недоумении и попытались оправдаться, но в это время Остап рассмеялся.

Он остался у писателей на ночь и рассказывал им о своих похождениях. На утро Ильф и Петров проснулись в полной уверенности, что издадут третью часть о приключениях великого комбинатора. Но книга так и не была написана, т. к.

Илья Ильф слег с туберкулезом.

Могильная плита Осипа Беньяминовича Шора

Сам Остап Шор прожил до 80 лет. Все это время он скитался по Советскому Союзу. В 1978 году в свет вышел биографический роман Валентина Катаева «Алмазный мой венец», в котором содержались явные намеки, с кого был списан образ Остапа Бендера.

Великий комбинатор: кто был прототипом Остапа Бендера

Великий комбинатор: кем на самом деле был прототип остапа бендера

Вот уже на протяжении почти целого века не теряют своей популярности произведения Ильфа и Петрова о похождениях великого комбинатора. За этот период романы «12 стульев» и «Золотой теленок» пережили несколько экранизаций, а фразы из них уже давно стали крылатыми.

Мало кто знает, что Остап Бендер не собирательный персонаж. У него был реальный прототип – инспектор одесского уголовного розыска Остап Шор, жизнь которого сложилась не менее захватывающе, нежели у его литературного собрата.

Писатели Илья Ильф и Евгений Петров.

Обратите внимание

Весной 1927 года в редакцию газеты «Гудок» вошел импозантный мужчина средних лет. Он направился к двум молодым репортерам, фамилии которых были Ильф и Петров. Евгений Петров фамильярно поприветствовал вошедшего, т. к. это был его брат Валентин Катаев.

Советский писатель заговорщицки подмигнул обоим и заявил, что хочет их нанять в качестве «литературных негров». У Катаева зародилась идея для книги, а молодым репортерам предлагалось облечь ее в литературную форму.

Согласно задумке писателя, некий предводитель уездного дворянства Воробьянинов пытался отыскать драгоценности, зашитые в один из двенадцати стульев.

Остап Шор и Андрей Миронов в роли Остапа Бендера.

Творческий тандем тут же приступил к работе. Литературных героев Ильф и Петров «списывали» из своего окружения. Практически у каждого был свой прототип.

Одним из эпизодических героев стал общий знакомый писателей, некий инспектор уголовного розыска Одессы, которого звали Остап Шор. Имя авторы решили оставить, а вот фамилию сменили на Бендер.

По мере написания книги этот эпизодический персонаж то и дело выходил на передний план, «расталкивая локтями остальных героев».Когда Ильф и Петров принесли рукопись Катаеву, тот понял, что произведение получилось совершенно иным, чем он предполагал первоначально.

Обратите внимание

Валентин Петрович решил убрать свое имя из списка авторов, но потребовал от Ильфа и Петрова напечатать на первой странице изданного романа для него посвящение.

Осип Вениаминович Шор.

Когда роман приобрел огромную популярность, поклонники стали искать прототип главного персонажа. Некоторые арабские ученые всерьез утверждали, что Остап Бендер был сирийцем, их узбекские оппоненты придерживались точки зрения относительно его тюркского происхождения.

Только в конце ХХ века стало известно имя реального Остапа Бендера. Им был Осип Вениаминович Шор. Друзья называли его Остапом. Судьба этого человека сложилась не менее захватывающе, чем у его литературного персонажа.

Арчил Гомиашвили в роли Остапа Бендера.

Остап Шор родился в 1899 году в Одессе. В 1916-м он поступил в Петроградский политехнический институт, но закончить его молодому человеку не судилось. Произошла Октябрьская революция. Путь домой занял у Остапа около года. За это время ему приходилось скитаться, попадать в переделки, скрываться от преследователей.

Некоторые приключения, о которых потом Шор рассказывал друзьям, нашли свое отражение в романе.Когда Остап Шор добрался до Одессы, она изменилась до неузнаваемости. Из процветающего города предприимчивых дельцов и итальянской оперы он превратился в место, где хозяйничали преступные группировки. Это было и неудивительно, т. к.

за три года после революции в Одессе власть менялась четырнадцать раз. Жители города объединялись в народные дружины для борьбы с преступностью, а наиболее рьяным бойцам за справедливость присваивали звания инспекторов уголовного розыска. Именно им и стал Остап Шор.

Рост в 190 см, недюжинная сила и обостренное чувство справедливости сделали Шора грозой для преступников Одессы.

Натан Шор, брат Остапа Шора.

Несколько раз его жизнь висела на волоске, но, благодаря острому уму и молниеносной реакции, Остапу всегда удавалось улизнуть. Чего не скажешь о его брате. Натан Шор был известным писателем, работавшим под псевдонимом Натан Фиолетов.

Важно

Он собирался вот-вот жениться. Натан выбирал со своей невестой мебель для будущей квартиры, когда к нему подошли три человека и, спросив его фамилию, выстрелили в упор. Преступники попросту перепутали Остапа с его братом.

Некролог о смерти Натана Шора.

Остап Шор очень болезненно воспринял смерть брата и через некоторое время он ушел из УГРО и отправился в Москву. Из-за своего импульсивного характера Остап постоянно попадал во всяческие переделки.

Выражение литературного персонажа: «Мой папа был турецкоподданым» принадлежит именно Шору. Когда вставал вопрос о воинской повинности, Остап часто произносил эту фразу. Дело в том, что дети иностранцев освобождались от службы в армии.

Чтобы намекнуть на работу реального Остапа в уголовном розыске, Ильф и Петров несколько раз конкретными фразами в романе указывали на то, что их главный герой – неплохой сыщик. В главе «И др.

» Остап Бендер деловито составляет протокол с места происшествия: «Оба тела лежат ногами к юго-востоку, а головами к северо-западу. На теле рваные раны, нанесенные, по-видимому, каким-то тупым орудием».

Ильф и Петров.

Когда книги «12 стульев» и «Золотой теленок» увидели свет, Остап Шор явился к авторам и настойчиво потребовал заплатить за списанный с него образ. Ильф и Петров были в недоумении и попытались оправдаться, но в это время Остап рассмеялся.

Он остался у писателей на ночь и рассказывал им о своих похождениях. На утро Ильф и Петров проснулись в полной уверенности, что издадут третью часть о приключениях великого комбинатора. Но книга так и не была написана, т. к. Илья Ильф слег с туберкулезом.

Могильная плита Осипа Беньяминовича Шора.

Сам Остап Шор прожил до 80 лет. Все это время он скитался по Советскому Союзу. В 1978 году в свет вышел биографический роман Валентина Катаева «Алмазный мой венец», в котором содержались явные намеки, с кого был списан образ Остапа Бендера.

Долгое время считалось, что образ Остапа Бендера — собирательный

Великий комбинатор: кем на самом деле был прототип остапа бендера

?Александр (sv0812) wrote,
2015-09-09 02:29:00Александр
sv0812
2015-09-09 02:29:00Трудно, наверное, найти человека, который бы не знал, кто такой Остап Бендер, или Великий комбинатор.

В этого литературного героя Ильфа и Петрова было влюблено не одно поколение советских граждан, видевших в образе этого героя некий вызов советскому образу жизни.После выхода в свет «Двенадцати стульев» поиски прототипов героев романа велись на самом серьезном уровне, и версии были самые различные.

Были обнаружены прототипы практически всех героев, но прототипа Бендера так и нашли. Считалось, что образ этот — собирательный.Б.Е. Галанов, написавший книгу «Ильф и Петров. Жизнь и творчество», полагал, что прототип Остапа — некий Митя Бендер, одесский знакомый авторов. Р.А.

Александров в книге «Прогулки по литературной Одессе» называет Митю Агатова — по всей видимости, это тот же человек, живший в шикарном зале квартиры N4 дома 33 на улице Петра Великого.Но все это было, что называется, «мимо кассы». Однако и у Остапа Бендера был прототип! Звали этого замечательного человека Осип Шор.

Осип Вениаминович Шор родился 30 мая 1899 г. в Никополе (сейчас это Днепропетровская область) в семье владельца магазина колониальных товаров купца 2-й гильдии Вениамина Шора и его жены — дочери крупного одесского банкира Екатерины (Куни) Бергер.

Совет

Вырос Осип в Одессе, куда Шоры переехали, когда мальчику исполнился годик, то есть в 1900 г.В Одессе семья Шоров жила в доме N78 на улице Полтавской победы (ныне Канатной). Осип, или Остап, как называли его домашние и друзья, был вторым ребенком в семье. Его старший брат Натан впоследствии сыграл в жизни Остапа важную роль.

В 1901 году их отец умер от сердечного приступа, и через несколько лет Екатерина Бергер вторично вышла замуж за удачливого петербургского купца Давида Раппопорта.От этого брака родилась девочка Эльза, ставшая впоследствии известной художницей.В 1906 г. Остап поступил в мужскую гимназию Илиади.

Через много лет Ильф и Петров «определили» сюда и Остапа Бендера, который, как утверждают авторы «Золотого теленка», на всю жизнь запомнил «латинские исключения, зазубренные… в третьем классе частной гимназии Илиади».

Судя по оценкам, к точным наукам Осип был склонен больше, чем к гуманитарным (единственная тройка среди тринадцати дисциплин у него была по русскому языку и словесности, а вот по предмету, изучавшему «законы еврейской веры», Шор имел твердую четверку).

Зато по законоведению, заметьте, у него была твердая пятерка!Став студентом физико-математического факультета Новороссийского университета и передумав учиться в этом замечательном вузе, при этом не имея ни гроша в кармане, семнадцатилетний Осип-Остап в 1916 г.

отправился в Санкт-Петербург, чтобы собственноручно написать заявление о поступлении на механический факультет Технологического института имени императора Николая I.Но, как говорят в Одессе, недолго музыка играла: дело о принятии в число студентов Осипа Шора, начавшееся 13 ноября 1916 г., было закончено 13 сентября 1917-го.Осипа часто называли непризнанным гением. И в самом деле, у Шора было множество гениальных идей, но он мечтал найти курицу, которая будет нести ему золотые яйца.

И он встретил эту курицу в буквальном смысле. Осип нашел ее на дороге и что-то в ее внешнем виде было неприличное — она была без единого перышка.

Впереди Осипа-Остапа и его странное пернатое ожидало прекрасное будущее на сельскохозяйственной выставке.

Лысая курица стала знаменитостью!Одесские газеты разнесли весть об удивительном открытие отечественных селекционеров — мечте поваров и домохозяек — курице, которую не надо ощипывать! На это сообщение тут же отреагировала мясная промышленность.

Обратите внимание

Крупнейшие мясозаводчики прислали в Одессу своих агентов, которые были приглашены в местное научное общество, где седой профессор прочел им длинную лекцию о революции в области птицеводства. В роли профессора выступил… переодетый Шор.

Фирма «Идеальная курица» (ну чем не «Рога и копыта»?!) заключила контракты с крупнейшими птицефабриками юга России. Однако в назначенный срок курицы заказчикам не поступили.Впрочем, кто бы сомневался… Заводчики забили тревогу, но профессора и фирму найти не удалось.

Нашли только курицу, у которой на шее болталась записка: «Мы, одесские селекционеры, вывели еще курицу без головы и костей».Похоже, если не без костей, то без головы были те, кто купился на идею, видя только одну-единственную курицу! Которая, кстати, оказалась без перьев неизвестно по какому поводу. Может, болела…

А, может, кто поймал, ощипал да вырвалась курочка, принесшая столько золотых яичек!А вот еще несколько «шуток» прототипа бессмертного Бендера. 30 мая 1918 г. Осип Шор праздновал свое восемнадцатилетие, поздравлять его пришли весьма уважаемые люди — сахарозаводчик Евлампий Кутякин, бандит Васька Косой и раввин местной синагоги Берштейн.

Все они обращались к имениннику с большим почтением и благодарили его за гениальные идеи. И это к восемнадцатилетнему, можно сказать, пацану!

А в чем же дело было? Купец Кутякин был обязан Осипу по гроб жизни за то, что тот помог избавиться ему от конкурента — купца Розенбаума. Оба они консервировали вино сахаром, и у обоих оно прокисало, не доехав и до Самары.Шор нашептал Розенбауму тайный рецепт — если в вино добавить борной кислоты, то оно не превратится в уксус, даже доехав до Хабаровска.

В результате Розенбаум разорился — у вина оказался такой «насыщенный букет», что его не стали пить даже горькие пьяницы.Банда Васьки Косого давно присмотрела для грабежа банк, но там была огромная двухсоткилограммовая дверь с кодовыми замками, к которой было не подступиться.

Только взглянув на здание банка, Осип понял, что дверь открывать не потребуется, нужно только переодеться трубочистами и попасть в банк через печные трубы. Стоит ли говорить, что Шор получил свой процент после осуществленного ограбления.

Но самую остроумную идею Шор предложил раввину.

Берштейн хотел лучшей жизни для своих прихожан, и он по совету Осипа начал продавать места в раю. Для наглядности на стене синагоги был вывешена схема рая, представленная как дорогой пансионат.

Внизу был прейскурант, где каждый мог выбрать себе местечко в раю по вкусу и по карману. На взносы желающих раввин отреставрировал синагогу и отремонтировал собственный дом.Но особого, конечно, внимания заслуживает десятимесячное путешествие Осипа Шора из Москвы в Одессу. Кругом царил хаос, вот и выкручивался безденежный Осип как мог.

Важно

Чем он только не промышлял по пути домой! Не умея толком играть в шахматы, несостоявшийся студент представлялся гроссмейстером; не держав ни разу в руках кисти, он устроился художником на пароход, курсировавший с агитационными рейсами; наведывался в различные заведения в качестве пожарного инспектора…

Кроме того, Шор женился на некой ну очень тучной женщине, послужившей прототипом мадам Грицацуевой. Причем сделал он это исключительно из меркантильных соображений — времена были голодные, а она держала лавку. Так и пережил парень зиму…

Вернулся Осип в Одессу в самое тяжелое время.

За очень короткое время в городе власть сменилась четырнадцать раз! На улицах вовсю орудовали банды Мишки Япончика. Город утопал в бандитизме. Молодые одесситы начали объединяться в народные дружины под эгидой местной милиции.

Осип Шор был физически развитым человеком. Еще в гимназии он увлекался классической борьбой, гиревым спортом и футболом. Жить ему в Одессе было не на что.Поэтому Осип Шор устроился в одну из таких дружин и вскоре стал ведущим оперуполномоченным по борьбе с бандитизмом Одесского уголовного розыска.

Налетчиков Осип Шор не щадил, а сопротивлявшихся при задержании бандитов беспощадно ликвидировал. Немудрено, что получил Осип кличку «Борзый опер».Пойманных допрашивали с таким пристрастием, что они выдавали сообщников пачками. Естественно, Мишка Япончик распорядился «борзого» опера пристрелить.

И вот в кафе на Лонжероновской улице произошла знаменитая перестрелка, в ходе которой банда не досчиталась четверых наемных убийц, а Осип Шор не получил даже царапины. В таких случаях в воровской и бандитской среде говорит: «фартовый». Осип на самом деле был фартовым.И все же Осипу отомстили: бандиты убили его брата, поэта Анатолия Фиолетова.

Вычислив убийцу, «борзый опер» лично явился в бандитскую «малину» во Втором Заливном на Пересыпи, выложил именное оружие на стол и спросил: «Кто из вас, подлецов, убил моего брата?».В широком пиджаке, матросской тельняшке и «капитанке» на голове, Шор, страшный и могучий, долго стоял перед кающимся убийцей. А потом… простил его.

Всю ночь Осип провел у бандитов. При свете огарков они пили чистый спирт, не разбавляя его водой.Читали стихи убитого поэта и плакали. С первыми лучами солнца Осип спрятал в деревянную кобуру маузер и беспрепятственно ушел, чтобы снова начать борьбу с бандитами не на жизнь, а на смерть.

Совет

Впрочем, гибель брата подействовала на Осипа Шора, как и рассчитывали бандиты, угнетающе. Он поклялся не брать больше в руки оружия, уволился из уголовного розыска и уехал в Петроград. Там сразу же — случилось это в 1922 г. — угодил в тюрьму за драку с человеком, оскорбившим его спутницу.

В заключении Осип пробыл недолго: его освободили сразу же после поступления сведений из Одессы о его боевом прошлом и стали уговаривать поступить на службу в Петроградский уголовный розыск. Но клятва есть клятва — Шор оказался.В 1934 г.

Осип уезжает в Челябинск помогать своему другу Василию Ильичеву, директору тракторного завода, поднимать народное хозяйство. В 1937 г. Ильичева арестовывают сотрудники НКВД в его служебном кабинете. Остап затевает с ними драку, что было, без сомнения, смелым поступком.Его арестовали, но он опять совершил нечто выдающееся — сбежал.

Из НКВД! Долгое время Осип скрывался в Ленинграде, а затем перебрался в Москву, где жил у своего одесского приятеля, уже известного автора «Трех толстяков» и «Зависти» Юрия Олеши.

Во время Великой Отечественной прототип Остапа Бендера пытался пробиться в блокадный Ленинград, где находились его родственники. Многие пытались вырваться из блокадного города во что бы то ни стало, Осип же рвется к родным.

Но это ему не удается. В конце концов из-за всех мучений у него развилась серьезная болезнь — экзема, которая переросла со временем в рак кожи. Больного Осипа Шора эвакуируют в Ташкент, куда ранее эвакуировалась его сестра. Здесь Осипа, к счастью, вылечили.После войны Осип Шор с сестрой переехал в Москву.

Детей у него не было — семьей Осип Вениаминович так и не обзавелся, сестра Эльза Раппопорт (кстати, ставшая первой женой Леонида Утесова) работала на «Мосфильме» костюмером-гримером.Под конец жизни Осип Вениаминович был вполне мирным человеком. Шор вышел на пенсию по инвалидности, но до последних лет жизни работал проводником поезда Москва-Ташкент.

Пятнадцать дней он ехал на поезде в Ташкент, пятнадцать дней — обратно в Москву, месяц жил у сестры в столице в крохотной комнатенке, носил потертый макинтош и сандалеты, и по старости лет уже ни с кем не общался.

Этот незаурядный человек, проживший бурную и неоднозначную молодость, дожил почти до восьмидесяти лет и был похоронен на Востряковском кладбище в Москве в 1978 г., перенеся два инфаркта и ослепнув на один глаз.

стырено отсель

Неделя Ильфа и Петрова. Про Санькины иллюстрации
Прототип Остапа Бендера
9 фактов о песне «Кирпичики»
Торговая Школа Ильфа и Петрова. Многа букофф, но круто и неожиданно.
Торговая Школа Ильфа и Петрова. Часть Вторая
12 стульев — 8 фактов об Авессаломе Изнуренкове и его прототипе
Илья Ильф и Храм Христа Спасителя
Малоизвестный Евгений Петров
Евгений Петров и его удивительная семья

Запись дневника «Кем на самом деле был прототип Остапа Бендера», поэт Кейн

Великий комбинатор: кем на самом деле был прототип остапа бендера

Почти 100 лет произведения Ильфа и Петрова, связанные с приключениями великого комбинатора, время от времени «дают о себе знать». За всё это время романы писателей были экранизированы множество раз, сделав фразы из «12 стульев» или «Золотого телёнка» крылатыми.

Но мало кто знает, что Остап Бендер — один из главных героев — реально существовавший человек. Его прототипом был инспектор уголовного розыска города Одессы Осип Шор. Причём жизнь последнего складывалась гораздо насыщеннее, чем у его литературного собрата.

/Как идея Катаева была реализована двумя «гудковцами»/

Весной 1927 года в редакцию газеты «Гудок» заходит импозантный мужчина средних лет. Он направляется к двум молодым репортёрам — Ильфу и Петрову.

Обратите внимание

Советский писатель Валентин Катаев (родной брат Евгения Петрова — настоящее имя — Евгений Петрович Катаев) предлагает авторам эпистолярного поприща стать его «литературными рабами». Он уже долгое время вынашивал идею для написания новой книги, а молодые репортёры должны её реализовать.

Задумка писателя заключалась в следующем: бывший предводитель дворянства Киса Воробьянинов занимается поиском сокровищ, некогда спрятанных в одном из 12 стульев.

Эта идея настолько захватывает Илью Ильфа и Евгения Петрова, что к работе они приступают незамедлительно. Всех литературных персонажей они «списывают» со своего ближайшего окружения. Примечательно, что каждый имел свой реальный прототип.

Среди эпизодических персонажей был и некий инспектор одесского уголовного розыска. Его фамилия, Шор, со временем трансформировалась в Бендер, а имя — (Осип) Остап — было решено оставить без изменений.

Что интересно, у творческого тандема этот персонаж как бы сам собой вышел на передний план, прочно там закрепившись…

Когда Катаев прочитал рукопись Ильфа и Петрова, то он понял, что произведение было не таким, каким он себе изначально представлял. Валентин Петрович убрал своё имя из авторского состава, но потребовал, чтобы роман был ему посвящён. Это должна была подтверждать запись на первой странице.

/Гроза одесского преступного мира/

Огромная популярность романа привела к тому, что его поклонники стали искать прототип Остапа Бендера. Доходило до смешного: арабские учёные утверждали, что он был сирийцем, их узбекские оппоненты «приписывали» ему тюркское происхождение. И только в конце ХХ века всё стало на свои места. Реальным прототипом главного персонажа был Осип (Остап) Вениаминович Шор.

Этот человек родился в 1899 году в Одессе. Был весьма прилежным учеником в школе, но получить высшее образование в Петроградском политехе ему помешала Октябрьская революция. Домой он возвращался почти 3 года, скитаясь, попадая в переделки, скрываясь от преследователей. Примечательно, многие его приключения нашли своё отражение в романе Ильфа и Петрова.

Важно

Когда же Шор всё-таки добрался до Одессы, город изменился до неузнаваемости. От былого процветания не осталось и следа: здесь уже хозяйничали преступники. Это было неудивительно, ведь за время революции в Одессе 14 раз менялась власть.

Жителям города ничего не оставалось, как собственными силами, объединяясь в дружины, бороться с преступностью. Причём наиболее выдающиеся из них получали звания инспекторов уголовного розыска. Именно так эту должность получил Остап Шор.

Он стал грозой для преступного мира.

Случалось так, что жизнь этого знаменитого одесского инспектора висела на волоске от смерти. Но его острый ум, молниеносная реакция, умение приспосабливаться помогали найти решение даже в безвыходной ситуации. Но этого, к сожалению, нельзя сказать о его брате — Натане Шоре. Случилось так, что писателя, работавшего под псевдонимом Натан Фиолитов попросту перепутали с именитым инспектором.

Остап Шор очень болезненно перенёс утрату. Собственно говоря, смерть самого близкого человека стала главной причиной ухода его из уголовного розыска. Он уехал в Москву, где часто попадал в разные переделки.

/Жизнь — книга/

Если вспомнить крылатое выражение из романа: «Мой папа был турецко-подданным», то оно в действительности принадлежит Шору. Когда решался вопрос о несении наказания за свои действия, Осип Вениаминович часто произносил эту фразу. Для него это была воинская повинность, от которой дети иностранцев тогда освобождались.

Чтобы как-то связать Бендера с его реальным прообразом, автора романа неоднократно указывали на неплохие дедуктивные способности главного героя. Например, в главе «И др.» он со всей деловитостью составлял протокол с места преступления. Остап Бендер точно описал, как лежат трупы, какие раны обнаружены на теле, а также было упомянуто о предполагаемом орудии убийства.

***

Примечательно, что книга стала немного автобиографичной и для одного из соавторов — Евгения Петрова.

Во-первых, он родом из Одессы, а во-вторых, его вместе с старшим братом Валентином в 1920 году арестовали одесские чекисты — за «участие в антисоветском заговоре».

Совет

В-третьих, первым литературным произведением Евгения Петрова был «протокол осмотра трупа неизвестного мужчины». Речь шла о службе в одесском уголовном розыске, куда Евгений Петрович устроился в 1921 году, при этом став лучшим оперативником в своем округе.

В-четвертых, будущего соавтора «12 стульев» в ряды служителей порядка и закона никогда бы не приняли, узнав об аресте в недалеком прошлом, и о том, что настоящий возраст, указанный в анкете не соответствует действительности.

В тюрьме старший брат порекомендовал младшему во время допросов уменьшить возраст, надеясь, что несовершеннолетнего юношу может ждать некое снисхождение. С тех пор во всех документах и официальных биографических справках годом рождения Евгения Петрова значился 1903-й.

Так что вполне резонно полагать, что Бендер, Шор и Петров имели много общего.

***

После того, как книги Ильфа и Петрова приобрели популярность, Остап Шор потребовал от авторов компенсации. Сначала он явился к ним в редакцию с суровым лицом и настойчиво требовал денег, но по прошествию получаса очень громко рассмеялся.

После этого троица проговорила целую ночь о приключениях бывшего инспектора уголовного розыска Одессы. Наутро Ильф и Петров были уверены, что написание третье часть романа уже не за горами. Но этому не суждено было произойти.

Илья Ильф, страдавший с 1920-х годов туберкулёзом, во время путешествий по Америке на автомобиле в 1937 г. простудился. Болезнь снова дала о себе знать и буквально за несколько дней писатель умирает.

А через 5 лет — в 1942 году, погибнет и Евгений Петров, на фронте, в авиакатастрофе. Любопытно, но уход из жизни их обоих был пророческим:

Однажды кто-то из соавторов заметил, что лучшей смертью для писателей Ильф и Петров была бы их моментальная гибель в авиационной или автомобильной катастрофе: «Тогда ни одному из нас не пришлось бы присутствовать на собственных похоронах». Тем не менее Евгению Петровичу довелось провожать друга в последний путь, а все оставшееся время, по словам писателя — «медленно сходил с ума от духовного одиночества»…

Обратите внимание

Накануне своей гибели, Евгений Петров зашёл к Константину Симонову в гостиничный номер «Москвы» и, сообщив, что утром отправляется в очередную командировку на фронт, попросил непромокаемую верхнюю одежду. Пообещав, что взятый у Симонова плащ будет возвращён в сохранности, он полушутя добавил: «Или не ждите никого, или ждите нас обоих». Из этой командировки Евгений Петрович не вернулся.

Что касается главного прототипа Бендера — Осипа Шора, то в отличии от рано ушедших Ильфа и Петрова, судьба к нему была более-менее благосклонна. Скитаясь по всему Советскому Союзу, пережив Великую Отечественную войну, потеряв родных и близких людей, ему удалось прожить до 80 лет. Умер в Москве в 1978 году.

19 декабря 2011 года в Никополе, на родине Осипа Шора, был открыт памятник — статуя сидящего Шора, обнимающего стул. На гранитном основании памятника золотыми буквами сделана надпись:

«Никопольчанин Осип Шор. Он же сын турецкоподанного Остап-Сулейман Берта Мария Бендер-бей, он же Остап Ибрагимович, он же прототип великого комбинатора Остапа Бендера (И. Ильф и Е. Петров)».

Настоящий великий комбинатор: кем был реальный прототип Остапа Бендера

Великий комбинатор: кем на самом деле был прототип остапа бендера

Мaлo ктo знaeт, чтo Oстaп Бeндeр   — нe   сoбирaтeльный пeрсoнaж. У   нeгo был рeaльный прoтoтип   — инспeктoр oдeсскoгo угoлoвнoгo рoзыскa Oстaп Шoр, жизнь кoтoрoгo слoжилaсь нe   мeнee зaxвaтывaющe, нeжeли у   eгo литeрaтурнoгo сoбрaтa.

Публикуeм мaтeриaл oнлaйн-журнaлa «Культурoлoгия», рaскрывaющий интeрeсныe фaкты из   биoгрaфии…

Писaтeли Илья Ильф и Eвгeний Пeтрoв

…Вeснoй 1927 гoдa в   рeдaкцию гaзeты «Гудoк» вoшeл импoзaнтный мужчинa срeдниx лeт. Oн   нaпрaвился к   двум мoлoдым рeпoртeрaм, фaмилии кoтoрыx были Ильф и   Пeтрoв. Eвгeний Пeтрoв фaмильярнo пoпривeтствoвaл вoшeдшeгo, т. к. этo был eгo брaт Вaлeнтин Кaтaeв.

Сoвeтский писaтeль зaгoвoрщицки пoдмигнул oбoим и   зaявил, чтo xoчeт иx   нaнять в   кaчeствe «литeрaтурныx нeгрoв». У   Кaтaeвa зaрoдилaсь идeя для книги, a   мoлoдым рeпoртeрaм прeдлaгaлoсь oблeчь ee   в   литeрaтурную фoрму.

Сoглaснo зaдумкe писaтeля, нeкий прeдвoдитeль уeзднoгo двoрянствa Вoрoбьянинoв пытaлся oтыскaть дрaгoцeннoсти, зaшитыe в   oдин из   двeнaдцaти стульeв.

Твoрчeский тaндeм тут   жe приступил к   рaбoтe. Литeрaтурныx гeрoeв Ильф и   Пeтрoв «списывaли» из   свoeгo oкружeния. Прaктичeски у   кaждoгo был свoй прoтoтип.

Oдним из   эпизoдичeскиx гeрoeв стaл oбщий знaкoмый писaтeлeй, нeкий инспeктoр угoлoвнoгo рoзыскa Oдeссы, кoтoрoгo звaли Oстaп Шoр. Имя aвтoры рeшили oстaвить, a   вoт фaмилию смeнили нa   Бeндeр.

Пo   мeрe нaписaния книги этoт эпизoдичeский пeрсoнaж тo   и   дeлo выxoдил нa   пeрeдний плaн, «рaстaлкивaя лoктями oстaльныx гeрoeв».

Важно

Кoгдa Ильф и   Пeтрoв принeсли рукoпись Кaтaeву, тoт пoнял, чтo прoизвeдeниe пoлучилoсь сoвeршeннo иным, чeм oн   прeдпoлaгaл пeрвoнaчaльнo. Вaлeнтин Пeтрoвич рeшил убрaть свoe имя из   спискa aвтoрoв, нo   пoтрeбoвaл oт   Ильфa и   Пeтрoвa нaпeчaтaть нa   пeрвoй стрaницe издaннoгo рoмaнa для нeгo пoсвящeниe.

Oсип Вeниaминoвич Шoр

Кoгдa рoмaн приoбрeл oгрoмную пoпулярнoсть, пoклoнники стaли искaть прoтoтип глaвнoгo пeрсoнaжa.

Нeкoтoрыe aрaбскиe учeныe всeрьeз утвeрждaли, чтo Oстaп Бeндeр был сирийцeм, иx   узбeкскиe oппoнeнты придeрживaлись тoчки зрeния oтнoситeльнo eгo тюркскoгo прoисxoждeния. Тoлькo в   кoнцe XX   вeкa стaлo извeстнo имя рeaльнoгo Oстaпa Бeндeрa.

Им   был Oсип Вeниaминoвич Шoр. Друзья нaзывaли eгo Oстaпoм. Судьбa этoгo чeлoвeкa слoжилaсь нe   мeнee зaxвaтывaющe, чeм у   eгo литeрaтурнoгo пeрсoнaжa.

Aрчил Гoмиaшвили в рoли Oстaпa Бeндeрa

Oстaп Шoр рoдился в   1899 гoду в   Oдeссe. В   1916-м oн   пoступил в   Пeтрoгрaдский пoлитexничeский институт, нo   зaкoнчить eгo мoлoдoму чeлoвeку нe   судилoсь. Прoизoшлa Oктябрьскaя рeвoлюция.

Путь дoмoй зaнял у   Oстaпa oкoлo гoдa. Зa   этo врeмя eму приxoдилoсь скитaться, пoпaдaть в   пeрeдeлки, скрывaться oт   прeслeдoвaтeлeй.

Нeкoтoрыe приключeния, o   кoтoрыx пoтoм Шoр рaсскaзывaл друзьям, нaшли свoe oтрaжeниe в   рoмaнe.

Пoслe рeвoлюции влaсть зa три гoдa в Oдeссe смeнилaсь 14 рaз

Кoгдa Oстaп Шoр дoбрaлся дo   Oдeссы, oнa измeнилaсь дo   нeузнaвaeмoсти. Из   прoцвeтaющeгo гoрoдa прeдприимчивыx дeльцoв и   итaльянскoй oпeры oн   прeврaтился в   мeстo, гдe xoзяйничaли прeступныe группирoвки. Этo былo и   нeудивитeльнo, т. к. зa   три гoдa пoслe рeвoлюции в   Oдeссe влaсть мeнялaсь чeтырнaдцaть рaз.

Совет

Житeли гoрoдa oбъeдинялись в   нaрoдныe дружины для бoрьбы с   прeступнoстью, a   нaибoлee рьяным бoйцaм зa   спрaвeдливoсть присвaивaли звaния инспeктoрoв угoлoвнoгo рoзыскa. Имeннo им   и   стaл Oстaп Шoр. Рoст в   190   см, нeдюжиннaя силa и   oбoстрeннoe чувствo спрaвeдливoсти сдeлaли Шoрa грoзoй для прeступникoв Oдeссы.

Нaтaн Шoр, брaт Oстaпa Шoрa

Нeскoлькo рaз eгo жизнь висeлa нa   вoлoскe, нo, блaгoдaря oстрoму уму и   мoлниeнoснoй рeaкции, Oстaпу всeгдa удaвaлoсь улизнуть. Чeгo нe   скaжeшь o   eгo брaтe.

Нaтaн Шoр был извeстным писaтeлeм, рaбoтaвшим пoд псeвдoнимoм Нaтaн Фиoлeтoв. Oн   сoбирaлся вoт-вoт жeниться.

Нaтaн выбирaл сo   свoeй нeвeстoй мeбeль для будущeй квaртиры, кoгдa к   нeму пoдoшли три чeлoвeкa и, спрoсив eгo фaмилию, выстрeлили в   упoр. Прeступники пoпрoсту пeрeпутaли Oстaпa с   eгo брaтoм.

Нeкрoлoг o смeрти Нaтaнa Шoрa

Oстaп Шoр oчeнь бoлeзнeннo вoспринял смeрть брaтa и   чeрeз нeкoтoрoe врeмя oн   ушeл из   УГРO и   oтпрaвился в   Мoскву. Из-зa свoeгo импульсивнoгo xaрaктeрa Oстaп пoстoяннo пoпaдaл вo   всячeскиe пeрeдeлки.

Вырaжeниe литeрaтурнoгo пeрсoнaжa: «Мoй пaпa был турeцкo-пoддaным» принaдлeжит имeннo Шoру. Кoгдa встaвaл вoпрoс o   вoинскoй пoвиннoсти, Oстaп чaстo прoизнoсил эту фрaзу.

Дeлo в   тoм, чтo дeти инoстрaнцeв oсвoбoждaлись oт   службы в   aрмии.

Чтoбы нaмeкнуть нa   рaбoту рeaльнoгo Oстaпa в   угoлoвнoм рoзыскe, Ильф и   Пeтрoв нeскoлькo рaз кoнкрeтными фрaзaми в   рoмaнe укaзывaли нa   тo, чтo иx   глaвный гeрoй   — нeплoxoй сыщик. В   глaвe «И   др.

» Oстaп Бeндeр дeлoвитo сoстaвляeт прoтoкoл с   мeстa прoисшeствия: «Oбa тeлa лeжaт нoгaми к   югo-вoстoку, a   гoлoвaми к   сeвeрo-зaпaду. Нa   тeлe рвaныe рaны, нaнeсeнныe, пo-видимoму, кaким-тo тупым oрудиeм».

Ильф и Пeтрoв

Кoгдa книги «12 стульeв» и   «Зoлoтoй тeлeнoк» увидeли свeт, Oстaп Шoр явился к   aвтoрaм и   нaстoйчивo пoтрeбoвaл зaплaтить зa   списaнный с   нeгo oбрaз. Ильф и   Пeтрoв были в   нeдoумeнии и   пoпытaлись oпрaвдaться, нo   в   этo врeмя Oстaп рaссмeялся.

Обратите внимание

Oн   oстaлся у   писaтeлeй нa   нoчь и   рaсскaзывaл им   o   свoиx пoxoждeнияx. Нa   утрo Ильф и   Пeтрoв прoснулись в   пoлнoй увeрeннoсти, чтo издaдут трeтью чaсть o   приключeнияx вeликoгo кoмбинaтoрa. Нo   книгa тaк и   нe   былa нaписaнa, т. к.

Илья Ильф слeг с   тубeркулeзoм.

Мoгильнaя плитa Oсипa Бeньяминoвичa Шoрa

Сaм Oстaп Шoр прoжил дo   80 лeт. Всe этo врeмя oн   скитaлся пo   Сoвeтскoму Сoюзу. В   1978 гoду в   свeт вышeл биoгрaфичeский рoмaн Вaлeнтинa Кaтaeвa «Aлмaзный мoй вeнeц», в   кoтoрoм сoдeржaлись явныe нaмeки, с   кoгo был списaн oбрaз Oстaпa Бeндeрa.