Традиции дагестана и народные обычаи: обряды, свадьбы

Содержание

Обычаи и традиции дагестанской свадьбы

Традиции дагестана и народные обычаи: обряды, свадьбы

Свадьбу было принято играть после уборки урожая, осенью. В давние времена согласия девушки на брак не требовалось, решение за нее принимал старший тухума, а при его отсутствии – родители.

Случалось и такое, что судьбу детей решали в раннем детстве, когда отцы обеих сторон, чаще всего друзья, заключали соглашение.

Сторона жениха передавала отцу девушки ценную вещь, после чего дети считались помолвленными.  

Обратите внимание

На обручение жених дарил девушке подарки, которые при супружестве или в случае развода по вине парня оставались невесте. Если же свадьба расторгалась по вине девушки, то подарки возвращались в двойном размере.

Полководец суворов кратко

Раньше также практиковалась свадьба с кражей невест. К этому методу жених прибегал тогда, когда не мог добиться согласия родителей невесты на брак. Чаще всего кража осуществлялась по обоюдному решению.

Непосредственно перед свадьбой между молодыми заключали мусульманский брак магьар или никях. Будущий муж должен был заплатить по Шариату в пользу невесты калым или кебин.

Сумма кебина была разной в зависимости от экономического состояния семьи. У средних равнинных жителей он составлял порядка 120 руб., у зажиточных доходил до 300 руб. Самый скромный известный кебин наблюдался у горских жителей – 5-15 руб.

В качестве кебина можно было отдать не только деньги, но и рогатый скот, а также ценную материальную вещь. Брак заключал сельский мулла, который за свою услугу получал от жениха денежное вознаграждение в размере 1 руб.

, от невесты же – угощение.

Как только состоялось обручение, родители невесты готовили приданное, в которое входила медная посуда, постельные принадлежности, домашняя утварь, ковры  и мн. др.

В начале XX века самой богатой невестой считалась та, которая приносила больше всего медной посуды.

У некоторых народов, к примеру, андиийцев, было обязательно принято помимо основного приданного давать курдюки, из-за их отсутствия торжество могло не состояться.

Важно

На свадьбу жениха приглашались родственники, а в небольшом горном ауле и все жители. Каждый по возможности приходил на свадьбу с подарком.

В давние времена жених на время торжества переселялся в соседний дом, девушка также не жила в отцовском доме.

В отличие от свадьбы жениха, мероприятие невесты проходило более скромно, в кругу близких людей.

У некоторых горских и равнинных народов было принято, чтобы на торжестве не присутствовали даже братья девушки, а в каких-то и отец. Андийцы и чеченцы по сей день строго придерживаются данного обычая.

Самым главным и торжественным моментом был переход невесты из родного дома в дом жениха. Жених за будущей супругой никогда не ездил. У годоберинцев сторону жениха долго не впускали в дом, расспрашивая о цели визита и требуя подарки, как от нарушителей покоя.

Перед выходом из родного жилья невесту принаряжали в красивую одежду, что подарил ей жених и обязательно покрывали платком голову. Во время свадебной церемонии невесту в дом жениха сопровождали ее подруги и родственницы. При этом шествие аккомпанировало хоровое пение и музыка. У некоторых народов существовали даже различные песни: свадебные, дорожные и др.

У народов равнинной и предгорной зон девушка перевозились на арбе, а у горцев – на лошадях. В дороге у разных национальностей соблюдались свои определенные обряды.

К примеру, в селении Буркихан, девушка, которую перевозили в дом будущего супруга, рыдала во всеуслышание. В ауле Мюрега девушку с крыш осыпали мукой, чтобы она не чувствовала нужды в доме мужа.

Частенько случалось, что молодым преграждали дорогу, требуя подарки.

Совет

По приезду к жениху друзья устраивали стрельбу в воздух. Всех прибывших угощали медом. Этот обряд продолжает существовать и в наше время, символизируя долгую и счастливую жизнь молодоженов. Чаще всего его проводит мама супруга или близкая постарелая женщина.

Также у лезгин на входе в дом перед невестой клали тарелку, которую ей необходимо было разбить ногой с первого раза. Данный обряд говорил о ее плодовитости и возможности стать матерью. После невесту заводили в комнату и давали ей в руки маленького мальчика, желая скорейшего пополнения. До конца вечера невесте приходилось стоять в углу.  

Новоиспеченный муж на свадьбе не присутствовал. Чаще всего он находился с друзьями и возвращался домой лишь к полуночи.

У некоторых народов свадьбу играли три дня, у других пять дней, но были и те, что играли восемь дней, например, у гидатлинцев, поочередно у близких родственников.

Основными свадебными инструментами на мероприятии были зурна, барабан, чунгур и гармошка (у кумыков), предпочтение в танцах отдавали лезгинке.

Утром второго или третьего дня свадьба завершалась осматриванием лица невесты.

В этот день с нее снимали вуаль, а женщины приходили поздравить с бракосочетанием и отведать сладости из сундука невесты.

Обе стороны дарили друг другу подарки. Особенно щедро и по сей день принято одаривать невесту-кубачинку. Часто все пальцы обеих ее рук унизывают подаренными украшениями.

По прошествии свадьбы новоиспеченная семья приглашалась в дом родителей и родственников, где они одаривались участком земли, скотом, фруктовыми деревьями и ценными подарками.

Друзья жениха также наносили визиты к молодой семье, появляясь внезапно среди ночи, и, требуя от жены приготовления национального блюда – хинкала. Все это проходило в форме развлечения и сопровождалось шутками.

Последней частью торжественной церемонии являлось шествие молодой жены за водой на родник в окружении близких родственниц.

Дагестанская свадьба: обычаи и традиции

Традиции дагестана и народные обычаи: обряды, свадьбы

Свадебные обычаи дагестанского народа тесно переплетаются с его национальной культурой. Среди характерных традиций дагестанской свадьбы можно выделить:

1) Двойное празднование. Праздник проводится два дня, первый раз в доме невесты, а второй в доме жениха. Важно,что дни празднования идут не подряд, а с перерывом в семь дней.

2) Запрет свадьбы в определенные дни. В Дагестане нельзя жениться в дни рождения будущих мужа и жены, в дни рождения их родителей и религиозные прадники исламской религии.

3) Выбор типа проведения праздника из двух противоположных. Жених и невеста вместе с родителями сами решают, чего хотят: бесшумный, спокойный праздник с табу на алкоголь или весёлую заводную вечеринку с классическим набором увеселительных напитков.

4) Много гостей. Несмотря на тип свадьбы, присутствовать на ней должно не меньше трёхсот гостей, но их число обычно не больше полутора тысяч. Каждому жителю города, в котором проживают молодожёны, нужно хотя бы ненадолго появится на торжестве в знак уважения.

5) Кража невесты в случае несогласия родителей. Повсеместно кража невесты на современных дагестанских свадьбах не практикуется, но если родители не дают своего благословения, то жениху ничего не остаётся, как украсть их дочь, чтобы она провела ночь в его доме. Поскольку такое явление влечёт за собой позор для девушки, то свадьбе суждено состояться.

6) Тайное сватовство. Процедура сватовства происходит вечером путём визита родителей жениха в дом невесты, где ей вручаются различные подарки. При этом сам факт такого визита стараются не оглашать, а сам процесс проходит в тесном кругу только с самыми близкими родственниками невесты.

7) Красивое богатое празденство.Как только в дагестанской семье рождается ребенок, денежные средства семьи начинют откладываться на его свадьбу, поэтому такие события всегда пышные и дорогостоящие.

8) Оплакивания невесты. В первый день праднования свадьбы, которое проходит в доме невесты, её подруги оплакивают её, потому что уход невесты в дом жениха принято считать грустной для них ситуацией;

9) Стрельба друзей жениха. Примечательно, что когда друг женится, его товарищи занимаются стрельбой, потому что такое занятие помогает сделать молодую семью счастливой и отогнать от неё беды.

10)Танец молодожёнов. Этот процесс особо удивителен на дагестанской свадьбе, это обязательный её компонент.

Сначала вокруг невесты приглашённые мужчины танцуют лезгинку и бросают на пол деньги, которые собирает подружка невесты.

Аравул (тот, кто начинает пляску на свадьбе) предвещает начало танцев для мужчин, а вот приглашенные женщины выходят танцевать только после исполнения танца сестрой жениха.

11) Наряд. Женщине на свадьбу принято одеваться изящно и красиво, в длинное платье, на голову фату не надевают. Мужчина одевает обычный костюм, но на голове во время танца у него должен находиться народный головной убор — папаха.

12) Испитие мёда.Как только невеста входит в дом жениха, его мать протягивет ей чашу с мёдом,чтобы попробовав его, семейная жизнь невесты стала сладкой и гладкой.

Обратите внимание

В первые дни после свадьбы в дом молодожёнов продолжают приходить гости, поздравляя их с радостным событием, при этом хозяева дома всегда обязуются впустить их и оказать должное внимание.

На следующие сутки после последнего дня свадьбы с невесты снимается платок, если он на ней был, поскольку в современности его наличие на невесте уже не является обязтельным условием.

Разводы в Дагестане- это очень редкое явление, поэтому после свадьбы молодожёны живут душа в душу, не задумываясь о правильности выбора своего партнёра.

Передать словами процесс дагестанской свадьбы сложно, поскольку размах и шик, сопровождающий её, чрезвычайно поразителен, а для того, чтобы окунуться в обычаи и традиции свадеб для этой национальности, лучше всего хоть раз поприсутствовать на этом торжестве и увидеть всё своими глазами.  

  • Дагестанская свадьба: обычаи и традиции
  • Дагестанская свадьба
  • Дагестанская свадьба: обычаи и традиции

Обычаи и традиции народов Дагестана в XIX веке

Традиции дагестана и народные обычаи: обряды, свадьбы

  Обычаи и традиции народов Дагестана. Большие политические сдвиги и потрясения, особенно Кавказская война и присоединение к России, существенным образом сказались на семейном и особенно общественном быте Дагестанских народов.

 Господствующей формой семьи была малая семья, со средней численностью четыре – семь человек, включающая супругов и не состоящих в браке детей, иногда одного из овдовевших родителей. Однако даже в конце рассматриваемого периода еще встречалось немало семей, представлявших собой крупную структуру в виде неразделенных семей (несколько супружеских пар).

   В Дагестане распространена форма большой семьи. По Дагестану они составляли в конце XIX века 13,5 процентов семей, но их удельный вес был намного выше в отдельных этнорайонах (кумыки, табасаранцы, лезгины, народы южного высокогорья – агулы, рутулы, цахуры).

 Тухум не был замкнутой, закрытой группой, он делился на низшие структуры также как как ряд патронимических групп мог образовывать некое подобие «супертухума». Таким образом, тухумы находились в процессе постоянного роста, деления, объединения, могли образовывать патронимические подразделения разного иерархического уровня.

  Тухумы не были экзогамными группами, но и эндогамия в них не носила абсолютного характера. Напротив, очень часто имели место кросстухумные браки, легче это осуществлялось между малыми патронимическими группами, но это не было исключением и для более крупных патрилинейных объединений.

  Система родства в тухуме была арабского типа (отец, мать, сын, дочь, брат, сестра, внук, дед, баба, дядя по отцу, дядя по матери, по степени родства – родной двоюродный, троюродный). Чаще всего родство обозначалось по отцовской линии до 12-го колена, начиная от «родного» отца до «в доме бывающего» (или «реку переходящего»).

  Браки преобладали в целом внутритухумные, идеальным возрастом для этого считался 25 лет для мужчин и 17 – для женщин.

Важно

 Решающее (разрешительное) слово в выборе брачного партнера принадлежало отцу, однако в знакомстве, подготовительных действиях неофициальной «разведки» и дипломатии, прощупывании другой стороны главную роль играли мать, сестры, тети предполагаемых партнеров.

 Брак заключался согласно шариатским предписаниям. Участие принимали мулла, жених и отец невесты, чаще их поверенных, причем выражение согласия девушки было обязательно.

 Локализация брака была патрилокальная, развод только по инициативе мужа. Жена имела право на требование развода: в случае физиологической недееспособности мужа или его экономической несостоятельности (необеспечение жены, семьи средствами существования).

  При обручении сторона жениха вносила своеобразный брачный залог – кебин, предназначенный для обеспечения жены на случай вдовства или развода по инициативе мужа. У части народов, как правило, с более феодализированным бытом (кумыки, ногайцы, азербайджанцы, табасаранцы, лезгины, часть предгорных даргинцев) существовал выкуп за невесту – калым.

   Фабула свадьбы всех дагестанских народов имела много общего. Более своеобразна она была у ногайцев, азербайджанцев и татов.

Обычно ее справляли поздней осенью, когда все сельскохозяйственные работы завершены, весь урожай обработан и стал достоянием семьи.

На свадьбу приглашались все родственники, или только самые старшие и уважаемые из них, остальные были обязаны принять участие без приглашения.

   Во многих местах, особенно в небольших селениях, в свадьбе участвовали все сельчане. Обрядность свадьбы была очень богатая, в ней было много доисламской ритуальности. Главным событием торжества был переезд невесты в дом жениха, со специальным поездом – шествием, сопровождаемым всевозможными ритуальными и увеселительными действиями.

Совет

  Ввод невесты в дом жениха был ритуализирован: встреча матерью жениха, мазание части лица невесты медом и др. Всеми действиями на свадьбе руководил избранный из мудрых и почетных людей тамада, шах, хан, власть которого (особенно в равнинной части Дагестана) была очень велика.

  Он мог, например, приказать действительному хану, князю совершить определенный добрый поступок, не входящий в рамки свадьбы (к примеру, помиловать провинившегося, отпустить на волю крепостного и т.д.).

 Свадьба длилась несколько дней. На другой день по окончании был обряд «открывания», «лицезрения» невесты при котором происходило и ее одаривание (с ответными небольшими символическими подарками).

  Родственники невесты, пригласив к себе молодых, совершали некоторые обряды проверки жениха (например, могли предложить расколоть кряжистый сучковатый пень). После этого, одарив новобрачных, они также как бы официально признавали жениха «своим».

   Семья была авторитарной, хозяином в доме считался муж и отец, жена во всем повиновалась мужу, но уже после некоторого времени совместного проживания хозяйственная и практичная жена брала в свои руки весь домашний и семейный быт, оставив мужу формальное и внешне подчеркиваемое главенство.

  В случае преждевременной кончины жены, если были дети, нередко практиковался брак на сестре умершей, чтобы сиротство детей не было тяжелым (сорорат). Если же умирал муж, при хорошем хозяйстве и малых детях, считалось разумным и желательным женить на вдове его брата (левират). Разумеется, в обоих случаях было необходимо согласие обеих сторон.

   В воспитании детей главное внимание уделялось приучению их к будущим занятиям: пахаря (скотовода), отца-кормильца и воина для мальчиков, хозяйки дома и матери – для девочек. Большое внимание уделялось воспитанию трудовых и нравственных качеств, уважения к старшим, самоотверженности, любви к семье, очагу, родине.

  Семья и семейный быт терцев в главном сохранили свою первоначальную основу русского крестьянского быта, добавив «кавказский колорит». К ним можно, например, отнести умыкание всадников и стрельбу во время свадебного шествия, осыпание невесты орехами и сладостями и др.

Обратите внимание

  Перегруженность женщины хозяйственными и бытовыми работами были характерны и для казаков, что лишний раз показывает обусловленность этого явления традициями воинского быта.

  На протяжении рассматриваемого периода значительное усиление шариатских норм и установлений произошло в период имамата и не только на его территорию.

   После присоединения к России, несмотря на политику, направленную в целом против шариата, в сфере семьи и семейного права, видимо, как далекой от политики и власти, были сохранены шариатское право и судопроизводство. Сыграло роль и то обстоятельство, что в этой сфере шариатские нормы были во многом ближе к цивилизованным, чем адатные.

Обычаи Дагестанcкого народа

Традиции дагестана и народные обычаи: обряды, свадьбы

Уникальность республики Дагестан обусловлена огромным разнообразием ее этнического состава, ведь на этой территории сегодня проживает более 40 разных народностей. Тем не менее, как обряды, так и традиции во все времена различались не только среди представителей различных национальностей, а также в каждом селе. То есть, везде существовали собственные, уникальные обычаи.

Обычаи Дагестанского народа

Кто такие Аварцы?

Маарулал, также известные под названием аварцы – это народ Дагестана, который насчитывает приблизительно 577 тысяч человек. Они населяют все западные территории Дагестана, но особенно многочисленны в горных регионах. Большинство являются сельскими жителями.

Аварцы

Общение

Общаются аварцы на собственном, аварском наречии, которое имеет великое множество диалектов. Аварцы преимущественно исповедуют ислам, сохраняя элементы язычества в вере. Некоторые из них присутствуют и по сей день. Они очень трепетно относятся к окружающей природе, почитая ее и взывая о помощи через исполнение магических ритуалов. 

Общение

Агульский народ Дагестана

Агульская народность Дагестана живет в южной части страны. Численность данного подвида населения равна приблизительно 8-9 тысячам человек. Для общения они пользуются агульским языком, который считается родственным лезгинскому наречию.

Проживает такая народность, ни много ни мало, в 21 поселении на юго-востоке Дагестана. Традиции у этого народа, как и у прочих народов Дагестана, уникальны. Их главным занятием в течение столетий было и остается скотоводство.

Любопытно то, что лишь мужчины имели право на уход за овцами. В то время, как женщины всегда занимались только крупным рогатым скотом. Обрабатывание металла было предельно важным аспектом в жизни всех агульцев.

Их кузнецы делали прекрасные топоры, косы и ножи, а также серпы, которые использовались в хозяйстве. Агульцы считались также превосходными и очень искусными строителями. 

Агульский народ Дагестана!!!Важно!!!

Они возводили мосты, дома, строили даже мечети. Украшали они свои сооружения весьма искусно, используя вырезанные камни, в орнаментах которых отображена, по сути, вся культура народности Дагестана.

Обычаи дагестанцев

Обычаи дагестанского народа

Вероисповедание очень ярко отображает обычаи всех народов, населяющих Дагестан, поскольку большинство местного, коренного населения — это мусульмане-сунниты. В основном их повседневными занятиями были земледелие со скотоводством. Именно они сформировали местную культуру.

Издревле дома люди данной народности строили из камня. Двухэтажные жилища если и были, то мало, а одноэтажные всегда имели прямоугольную форму. Те, что которые занимались земледелием, разрабатывали собственный сельскохозяйственный календарь, помогающий определять время для посева и для сбора разных растений.

 

Обычаи Дагестана

Свадебные традиции

В аулах Мекеги и Уркаров невест, живущих по соседству, в дом жениха ведут на протяжении многих часов.

Они двигаются приблизительно так: невеста со всеми, следующими за ней, делают один шаг вперед, образуя как бы круг для танца.

После того, как заканчиваются танцы, можно немного продвинуться, но не вперед, а наоборот — назад. Так продолжается аж до самых петухов, проще говоря, до раннего утра.

Свадебные обычаи ДагестанаСовет

В соответствии с обычаем андийцев, в период сватовства помимо других подарков, родственникам невесты всегда вручались курдюки. Они ценились выше, чем мясо, поскольку могут храниться несколько десятков лет.

Обычаи селений

В селении под названием Дусрах в древние времена был такой свадебный обычай: девушку, которая достигала срока замужества, закрывали в пещере. Это делалось в случае, если та отказывалась выходить замуж. Там она содержалась до тех пор, пока не говорила, за кого согласна выйти.

В селении, именуемом Бурдуки, девушку вообще не выдавали замуж за того, ко не умел угонять ханский скот. В Хустиле в ночь перед свадьбой у невесты должны были собираться девушки и приносить ей очески шерсти, чтобы набить матрац, а также несли ей кур, яйца и кисеты — все это будущие подарки жениху.

Даннвый обряд в ночь перед свадьбой свадьбы звался «кизляр геже». 

Обычаи селений ДагестанаВывод:

Обычаи дагестанцев – это причудливая смесь того, чем была наполнена их история. Но, помимо общих тенденций также важно понимать, что есть обычаи и традиции, характерные для отдельных поселений.

Обычаи и традиции народов Дагестана

Свадебные обряды Дагестана

Традиции дагестана и народные обычаи: обряды, свадьбы

Современная дагестанская свадьба представляет собой удивительное сочетание национальных, русских и европейских обрядов. Несмотря на стремительное развитие культуры, дагестанский народ не позабыл о вековых свадебных обрядах, которые неукоснительно соблюдались в былые времена.

Большинство дагестанских обычаев, без которых ранее не обходилась ни одна свадьба раньше, соблюдаются в селениях Дагестана и ныне.

Особенности сватовства в Дагестане

Когда представители жениха впервые приходили домой к невесте, они обязательно должны были сказать «Пусть мир озаряет ваш дом! Пусть Бог даст хорошим родителям побольше наилучших гостей». Ответить им должны были «Амин».

Самой завидной невестой считали девушку, которая могла принести новому дому наибольшее количество посуды из меди. Кроме того, если девушка не имела медной посуды, выйти замуж у нее было чрезвычайно мало шансов.

Необычные свадебные обряды разных дагестанских селений

Тлядал (Цунтин) имел любопытный обряд. Пожилые родственники запирали вдову в доме и предлагали ей выйти замуж за любого мужчину из селения, независимо женат он или нет. Если же жених был против, его принуждали жениться на ней именем Аллаха.

По обычаю селения Шухты, посватанная невеста могла стать женой другого мужчины, при условии если он бросит в нее небольшим камушком и скажет «Хорошего дня».

В селении Табтук жених мог узнать о том, что его женят непосредственно в разгар свадьбы. Чтобы узнать, кто из всех девушек является его невестой, ему порой приходилось ждать до конца торжества – та, которая не уйдет домой, и стала его женой.

В Эрпели обряд запрещал родне будущих мужа и жены встречаться до свадьбы и появляться вместе на людях. Аул Мюрега имел обычай бросать муку с крыш высоких домов, которые находились по пути, на невесту, когда та шла к дому жениха.

Считалось, что таким образом ей желают жизни без нужды в новом доме. Все люди, которые сопровождали невесту, не должны были входить в дом, но требовали, чтобы родители жениха подарили молодоженам буйволицу с подрезанным ухом.

Далее невесте необходимо было постелить под ноги новый ковер и дать ложку меда, чтобы жизнь ее была мягкой и сладкой.

Значение свадебных обрядов для народа Дагестана

К свадьбе в Дагестане всегда относились очень ответственно. Чаще всего женщина обязана была выйти замуж за мужчину, которого подбирала ей родня. Практически всегда девушки соглашались, уважая традиции своего народа. Случаи противления были очень редкими, один из них даже лег в историю одного селения в Дагестане.

По пути от селения Ругельда, ближе к Сомоду, находиться очень высокая скала, название которой дословно переводиться «Место, с которого спрыгнула невеста». Считается, что одну девушку из села Моду пытались насильно выдать замуж за жениха из Ругельды.

После отчаянных и безуспешных попыток протеста, девушка от безысходности спрыгнула со скалы и умерла.

Брак и свадебные обряды аварцев и даргинцев

Традиции дагестана и народные обычаи: обряды, свадьбы

Нашу жизнь невозможно представить без них. Бракосочетание является одним из наиболее старинных торжественных и ответственных событий в жизни человека, которое знаменует создание новой семьи. В Дагестане у каждого народа, да и в каждом ауле, есть свои свадебные обычаи и традиции, которые берут начало с древних времен.

Они обогащены новыми ритуалами, забавами, идейным содержанием, созвучными с современностью, интересами разных народов и ее молодых людей. Свадьбы служат средством передачи из поколения в поколение культурных традиций, фольклорных знаний, социального опыта и нравственных норм.

До прошлого века дагестанцы в основном жили в горных селах, поэтому народные свадебные обряды формировались главным образом там.

Важно

Многие черты брачно-семейных отношений прошлого дагестанцев были присущи большинству кавказских народов. Регулировались эти отношения нормами адата и шариата. В прошлом при заключении брака требовалось, чтобы жених и невеста происходили из равных по знатности, влиятельности и могуществу фамилий. Еще в XIX в.

даргинцы, аварцы, лакцы, стараясь заключать браки в пределах своего тухума. У аварцев такие брачные союзы предпочитали заключать между близкими родственниками и однофамильцами. Самым крепким оказывался брак, заключенный между односельчанами.

Межаульные браки у аварцев и даргинцев были немногочисленными, но такие браки чаще бывали у лезгин.

Что касается интернациональных браков, то они вплоть до середины 40-х годов ХХ вв. были крайне редки. Раньше прерогатива заключения брака главным образом принадлежала родителям. Особенно это касалось дочерей. В последнее время эти традиции не везде сохраняются, особенно в городах. Но по-прежнему при заключении брака учитывают национальность, село, район.

                     Многоженство у дагестанцев, как и у других народов Северного Кавказа, было довольно редким явлением. Как утверждает история, самым крупным многоженцем был Уцмий Кайтагский Амирсултан, гарем которого состоял из 18 жен.

Бывали случаи, когда мужчины женились 5-10 раз; куппинец Ибрагимов Р. из сел. Куппа был женат 30 раз. Были распространены и обменные браки, которые нередки и в настоящее время.

Например, Исмаил выдает дочь за сына Ибрагима, а Ибрагим выдает дочь за сына Исмаила.

                         У горцев практиковался брак c похищением невесты, но, в основном, с согласия девушек. Это случается и теперь, если родители отказываются выдавать дочь за избранного ею жениха. Брак по шариату (магар) и развод (талак) продолжают устойчиво сохраняться в наше время и дополняются гражданским браком и разводом.

Совет

                       Интересно отметить, что взимание калыма для аварцев, даргинцев, лакцев, лезгин в прошлом не было характерным обычаем. В современных условиях адат дачи калыма усиливается и быстро распространяется, что объясняется улучшением экономического положения людей.

                      В сельской местности в большей степени сохранились многие положительные стороны обычаев и традиций, в частности этикетное подчеркивание статуса старших. Согласно этому адату, младшая сестра или брат не вступают в брак раньше старших. Не разрешается брак между молочными братом и сестрой.

                      В настоящее время у дагестанцев бытуют свадьбы двух видов. Первый вид, которого придерживается большинство сельского населения, является традиционным с незначительными инновациями.

Во втором виде свадьбы преобладают современные элементы и частично соблюдаются традиционные обряды. Такой тип свадьбы нивелирует и в очень слабой мере отражает этническую специфику народов.

Он характерен для всех народов Дагестана, проживающих в городе и иной этнической среде.

                   Объектом нашего изучения является свадебный обряд второго типа, который мы хотели бы показать на примере свадеб даргинцев Кадиевых и аварцев Зугумовых Шамиля и Хадижат, состоявшихся в г. Махачкале.

                   Издавна у дагестанцев существует мудрый обычай, помогающий проверить чувства молодых, общность взглядов, — помолвка.

Еще год назад Кадиевы и три года назад Шамиль и Хадижат совершили помолвку — церемонию объявления Саиды Рабадановой невестой Аликади Кадиева, Хадижат — невестой Шамиля. Она сопровождалась церемонией обручения. Сватам пришлось не раз просить согласия девушек.

Обратите внимание

Совершили ритуал сватовства — обряд предложения брака. После сватовства стороны женихов привезли в дом невест подарки. Сваты договорились с родителями женихов и невест о дне свадьбы. После этого подали заявление в загс. Начались свадебные подготовительные хлопоты.

В один из дней родственники женихов и соседки с чемоданами, наполненными одеждой, украшениями, идут в дома невест. Это мероприятие в шутку называют праздником женщин.

                       Наступают дни свадеб. Для родителей Саиды и Хадижат эти дни и радостные и немного грустные: дочери покидают своих родных и встают на новый жизненный путь.

Провожая дочек в новый дом, мать Саиды говорит дочери: «Дочка, жизнь пронесется, как мгновение. Как проведешь ее, так и пройдет.

Не забывай: она — твое творенье», а мать Хадижат говорит своей: «Пусть ваш дом будет славен миром и трудом, пусть ваш брак греет вас теплом».

                        С благословения родителей женихи и невесты, сопровождаемые молодежью, едут в загс на машинах, украшенных подарочными платками невест, золотыми кольцами, куклами, шелковыми лентами, цветами, воздушными шарами.

                          В загсе присутствуют представители общественности. Звучит марш. Представитель загса произносит речь, молодые расписываются и обмениваются кольцами. В торжественной обстановке зачитывается поздравление мэра Махачкалы С.Амирова, в котором он выражает пожелание молодым радости, счастья, мира и благополучия. Девушка в белом наряде приносит бокалы с шампанским.

                      Потом по национальному обычаю молодые посещают Джума-мечеть для заключения шариатского брака. Имам мечети, завершая обряд, говорит: «В радости, разлуке или горе вечно помните святость брака и первое объятие, забывая о последней ссоре».

                                                                              Свадьба Кадиевых

Важно

                   После заключения брака в мечети молодые совершают поездку к историческим памятным местам, чтобы возложить цветы, а оттуда отправляются в зал для торжеств «Спорт», где уже в разгаре свадьба Саиды.

За столами, по-кавказски щедро накрытыми традиционными национальными блюдами, шашлыками, вином, коньяками, звучали тосты, шутки. Великолепный зал, руководимый тамадой — ректором института Магомедовым Б., — встречает жениха и невесту бурными аплодисментами и музыкой.

Зал ликует, а молодые танцуют под мелодию зурны; за всеми столами льется шампанское.

                   После танцев, песен и тостов томада вручает молодым три конверта с надписями: «Вскрыть в первый день совместной жизни», «Вскрыть при рождении первенца», «Вскрыть в день серебряной свадьбы». Что в конверте, никто не знает: может быть, ценные подарки, письма с поздравлениями и напутствиями или…

                    Затем кортеж направляется к Аллее дружбы. Молодые сажают деревья и мчатся на свадьбу Кадиевых. В суете повседневных дел люди на улицах с доброй улыбкой провожают вереницы машин, украшенных свадебной символикой: «Свадьба едет!»

                     В три часа дня в одном из самых лучших ресторанов Махачкалы — «Кегельбане» — начался великолепный праздник любви и счастья.

Войдя в парадную ресторана, гости очутились на головокружительном карнавале самых прекрасных чувств мира, добра и дагестанских свадебных традиций.

Совет

Было такое впечатление, что в Дагестане не осталось ни одного человека, который не причастен к этому празднику.

                      За порядком следил достопочтенный тамада Абдулла Вагидов. Через полчаса после начала свадьбы входят жених и невеста в сопровождении молодежи. Их встречают родители Аликади и его бабушки.

Дагестанская свадьба

                    Проходит первый массовый танец молодых с участием родителей, бабушек и других близких. Бабушка Аминат надевает невесте бриллиантовое кольцо, а другая бабушка — браслет с бриллиантами.

                   «Дорогие молодожены, — говорит тамада, — сегодня у вас торжественный день. В зале столько гостей, ваших родственников, и среди них самые дорогие для вас — родители, организаторы торжества.

Поклонитесь им за их любовь и ласку, за то, что они вырастили, воспитали вас, а теперь благословляют на счастливую жизнь…». В этот волнующий момент почитания родителей мало кто из присутствующих мог сдержать слезы.

А что говорить о самих родителях! Низкий поклон молодых символизирует глубокие семейные, человеческие связи — любовь, уважение, сыновний долг.

                   Тостов, пожеланий, подарков было столь огромное множество, что обо всем и не расскажешь. Да и не это важно, а то, что в наше неспокойное, трудное время дагестанцы живут любовью и делятся своей радостью от чистого сердца, сохраняют вековые традиции и стремятся вперед, к новым свершениям.

                        Молодежь попыталась привезти на свадьбу ряженых, но тамада их не поддержал, и ряженым пришлось веселить людей, находящихся около свадебного зала «Кегельбан».

                        Поздно вечером завершается первая часть свадьбы. С песнями и танцами процессия направляется к дому жениха. В пути им неоднократно преграждали дорогу.

                    Одним из ярких моментов свадьбы является обряд ввода невесты в дом жениха. В момент ввода ее посыпают орехами, конфетами, монетами. Рано утром невесте приносят новую одежду, а старую уносят. Невеста готовит завтрак, которым угощает мужа и друзей. Свадьба продолжается.

                        Уже в кафе «Штиль» вновь собираются родственники молодых и разрезают даргинское чуду — мясной пирог сказочного размера. Задача — породнение близких жениха и невесты, знакомство с родственниками.

Обратите внимание

Третий день свадьбу продолжают родители невесты в зале «Спорт-1» для закрепления знакомства и родственных отношений: сюда они привезли огромный цудахарский торт, ведь мать Саиды цудахарка.

На четвертый день Кадиевы приглашают молодоженов к себе домой, где невеста ближе знакомится с родителями и родственниками мужа.

                    На шестой день по обычаю уркарахцев Кадиевы режут барана и приглашают на шашлыки тамаду и других организаторов свадьбы. Застолье открывает глава семьи Дж.

Кадиев словами: «Ценностей на свете много, их можно перечислять бесконечно. Но все в этой жизни теряет смысл, если нет близких; даже простые житейские дела превращаются в скуку, когда рядом нет друзей».

И вновь звучат тосты за здоровье и процветание молодоженов.

                                                        Свадьба Шамиля и Хадижат

                     Свадьба гунибцев Шамиля и Хадижат отличалась некоторыми адатами. Первая свадьба была в Махачкале, в доме невесты. Она началась с мавлюда. На свадьбе присутствовали в основном близкие друзья, родственники Хадисовых.

Огромный дом, улица были заполнены приглашенными гунибцами. Невесте преподносят подарки, поздравляют, играет музыка. Кортеж машин подъезжает к дому невесты. После обеда ее увозят в г. Кизляр, в дом жениха. На Хадижат накинуты 5 платков.

Первый снимают у дома родителей при передаче ее жениху, но только после оплаты. Цена первого платка — ковер. Второй платок снимают в Кизляре при подъезде к дому жениха, стоимость — 3 тыс. долларов, третий платок — в доме жениха — итальянский платок.

Четвертый платок снимают подруги, чтобы показать невесту жениху и родственникам. Цена самая дорогая — дом. Пятый платок — море золотых, бриллиантовых подарков.

Важно

                        Второй день — свадьба Шамиля. Чувствовалось, что известный кизлярский коньячный завод находится рядом. Было много разнообразных блюд. Танцы всех видов: лезгинка, акушинские, аварские. Подарки, деньги, песни. Свадебные обряды продолжались четыре дня. На шестой день молодожены возвращаются в Махачкалу к родителям невесты.

                       Подводя итоги обеих свадеб, можно сказать, что свадебные столы были обильными и разнообразными.

Гостей потчевали даргинским и аварским хинкалом с вареным мясом и горской колбасой, чуду с мясом и картофелем, пловом, долма, шашлыками из баранины и осетрины, жареными окорочками с картофелем, разнообразными салатами, пирогами с начинкой из абрикосов и орехов.

Десерт состоял из фруктов (арбузы, дыни, виноград, персики, груши и яблоки), тортов и прохладительных напитков. На столах были расставлены и спиртные напитки, среди них новые виды дербентских и кизлярских коньяков.
Хозяева свадеб благодарят всех, кто пришел на праздник любви и счастья их детей.

                          На свадьбах выступали эстрадные ансамбли, время от времени играли зурнач и барабанщики. Песни исполняли известные даргинские, аварские певцы.

Даргинцы и аварцы не только известные земледельцы, ученые, оружейные мастера, животноводы, но и признанные в горах танцоры. Поэтому желающих танцевать было много, иногда в танцевальном кругу находились до 12-15 танцующих пар.

Многие танцоры одаривали своих партнерш деньгами. Танцы и песни продолжались далеко за полночь. Танцевали взрослые и молодые.

                        Особенно интересно, ярко и зрелищно проходил танец Аликади и Саиды. Во время танца родственники молодых, друзья и гости свадьбы кидают поверх головы невесты деньги, которые достаются ей.

Совет

После танца невесты родственники и друзья жениха неожиданно набросили на младшего брата Аликади венок в виде ожерелья. Это было намеком на то, что следующая очередь жениться за ним.

Младший брат старался сбросить с себя это ожерелье, однако его вновь с шутками и смехом набрасывали.

                           … Все эпизоды свадебного ритуала были памятными и волнующими, особенно для родителей молодых. И все же наиболее примечательным в этих городских свадьбах явилось возрождение игровых моментов старинных свадеб гунибцев, уркарахцев, харбукцев, цудахарцев. Это придавало событию особую выразительность.

                         Брак и свадебные обряды аварцев и даргинцев, несмотря на внедрение инноваций, межэтническое взаимовлияние и заимствование, в целом даже в городах проявляют известный здоровый консерватизм и самобытные элементы традиций аварской и даргинской национальной обрядовой культуры.

«Дагестанская правда»

Обычаи и традиции аварцев

Традиции дагестана и народные обычаи: обряды, свадьбы

Аварцы – коренной народ Дагестана, большая часть которого проживает на территории республики, также многие представители этой народности называют своим домом восточную Грузию и Азербайджан.

Жилые комплексы аварцев, в основном, расположены в горной части. Впервые народ был упомянут Ананием Ширакаци в его труде «Армянская география».

Аварцы исповедуют ислам, чем и объясняются многие традиции в их поведении и жизненном укладе.

Свадебные обычаи

• 1 день. По приглашению весь аул собирался в доме друга жениха за праздничным столом, который накрывался за счет гостей. Здесь же сразу выбирали главу застолья и тамаду: они должны были возглавлять торжество и развлекать публику.

• 2 день. Все гости переходили в дом жениха и продолжали праздник. В вечернее время ко двору жениха направлялась процессия во главе с невестой, которую поверх свадебного наряда укутывали покрывалом. Несколько раз свите невесты преграждали путь и требовали выкуп.

Свекровь встречала невестку первой, дарила ей ценные вещи, затем отводила девушку с подругами в отдельное помещение, куда никто из мужчин не смел входить. За женихом в это время пристально следили друзья, дабы его не «украли» подружки невесты, если же такое случалось, приходилось платить выкуп.

Свадьба проходила весело под сопровождение танцев и музыки. Поздней ночью невеста встречала жениха у себя в комнате.

• 3 день. Последний день свадьбы – день подарков от родственников мужа невесте. После процедуры дарения гости ели традиционное блюдо – обрядовую кашу.

Таинство рождения

Наибольшим счастьем для аварской семьи считалось рождение ребенка. Желанием каждой аварской женщины было – родить здорового мальчика-первенца, ведь это событие автоматически повышало ее авторитет в глазах всей родни и аула, в котором она проживала.

Односельчане узнавали о рождении ребенка по звукам выстрелов из ружья: они доносились со двора родителей новорожденного. Выстрелы служили не только средством сообщения новости, они также должны были отпугнуть злых духов от колыбели младенца.

Имя ребенку выбирали все родственники, собравшиеся за праздничным столом.

Кровная месть

За такие преступления, как убийство, похищение человека, супружеская измена, осквернение фамильной святыни можно было впасть в немилость целого рода аварцев. Месть при этом не знала границ и порой превращалась в бесконечное кровопролитие и вражду между родами.

С 19 века ритуал кровной мести был «подогнан» под нормы шариата. Данные правила предусматривают мирное урегулирование вопроса посредством выплаты пострадавшей семье компенсации за причиненный вред.

Некоторые обычаи гостеприимства

• Гость – всегда желанный человек в доме аварца. Во многих домах есть специальное помещение для приезжих друзей и родственников мужского пола. В любое время суток гость мог приехать и поселиться там, даже не уведомляя хозяина о своем прибытии.

• Безопасность – прежде всего. Все гости при входе в дом сдавали хозяину свое оружие, разрешалось оставить при себе только кинжал. Этот ритуал ни в коем случае не унижал приезжих, наоборот, хозяин тем самым указывал на то, что берет на себя всю ответственность за здоровье и жизнь своих гостей.

• Застолье. За один стол нельзя было усаживать младшего и старшего брата, отца и сына, тестя и зятя. Как правило, гости делились на две группы согласно возрасту.

Родственники по материнской линии имели больше привилегий за столом, нежели родственники по отцовской линии. Во время застолья велись вежливые разговоры «ни о чем».

Правилами аварского этикета хозяину запрещалось спрашивать у приезжего о цели визита, необходимо было подождать, пока гость сам не затронет эту тему.

• Табу для гостя. За столом гость не должен был выражать свои пожелания по поводу блюд. Приезжим не разрешалось посещать женские комнаты и кухню, а также оказывать влияние на семейные дела хозяина.

Гость не имел права уехать без разрешения главы дома.

Если гостю понравилась в доме какая-либо вещь, хозяин должен был отдать ее ему, поэтому было весьма нетактично со стороны гостя расхваливать понравившиеся предметы.

Старинные свадебные традиции Дагестана

Традиции дагестана и народные обычаи: обряды, свадьбы

 Дагестан является одной из тех республик, чьи красивые традиции до сегодняшних дней интересуют людей. Они все еще не потеряли свою самобытность, смогли пронести её сквозь века и донести до наших дней.  

*******

С преобладающей клановостью, пожалуй, сегодня все без исключения дагестанские семьи чтят традиции своих предков. Относится это не только к сватовству, но и к наречению новорождённого ребенка, адатам (неписаным законам) гостеприимства и куначества.  

*****

Традиции красивы и разнообразны, обусловлено это тем, что республика многонациональна. Причем у каждой нации есть тут свои неповторимые и в то же время чем-то похожие как традиции, так и обряды.  Многонациональность обусловлена тем, что Дагестан простирается как в низинах, так и в горах и степях.

 Как следствие, род занятий и язык тут у всех разный. К примеру, жители двух соседних сел могут не понимать друг друга, так как наречия у них разные. Это отображается и в кухне, и в промыслах. 

 Несколько сотен лет назад считалось, что богатая невеста должна приносить с собой в дом будущего мужа много посуды из меди. В некоторых селах девушку без такого приданого вообще не брали в жены.

 Говоря о свадебных традициях, хочется упомянуть горные районы, где, например, друзья жениха прямо в день свадьбы пробирались в дом невесты и вытаскивали ее на улицу, закутанную в шубу.

Все население следило за происходящим,  встречая невесту шутками и смехом. Правда, одновременно кидали в девушку грязь.

В таком, не самом приглядном виде, она должна была добраться до дома своего избранника.  

*****

Обратите внимание

Дербент славился всегда своими коврами, и каждая девушка с малых лет начинала ткать себе в приданое ковер, чаще всего и не один. Работа эта была очень кропотливой. 

******

В Дагестане девушка должна была обязательно выходить замуж девственницей. И в доказательство того, что она была до свадьбы непорочна, на следующий день после свадьбы вывешивали на всеобщее обозрение простынь с пятнами крови, чтоб все соседи могли убедиться в том, что невеста была девственна.  

В других селах в первую брачную ночь, когда молодожены шли в спальню, родственники прятались в шкафах и за занавесками, чтоб убедиться в этом же. Конечно, такая дикость не сохранилась до наших дней, она переросла устои еще лет 35 назад. 

Выбор невесты раньше тоже был весьма своеобразен. Например, мой дядя, когда ему пришло время жениться, пошел на сенокос и издалека показал пальцем на девушку.

В скором времени родственники пришли в дом той девушки и засватали ее. Вопрос хотела ли девушка замуж  даже не обсуждался.

При том, что в семье было 7 девочек и за нее принесли хороший калым (калым — это выкуп за невесту).  В итоге, молодые по сути познакомились на свадьбе. 

*******

И такие договорные свадьбы считаются до сих пор самыми крепкими, потому что семьи знают друг друга.  Бывает и такое, что выходят замуж девушки за своих двоюродных братьев. Это звучит дико и пугающе, но тем не менее для них это нормально, это их мудрость .   

Интересные обряды и обычаи дагестанцев

Традиции дагестана и народные обычаи: обряды, свадьбы

[vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]

Уникальность Дагестана обусловлена разнообразием этнического состава, поскольку на территории республики проживает более 40 народов. Однако обряды и традиции были различными не только у представителей разных национальностей, но в каждом селе существовали свои уникальные обычаи. Многие из них были описаны профессором Расулом Магомедовым. Мы представляем их нашим читателям

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]– В ауле Ходота есть родник, около которого еще несколько лет назад оставляли кувшины, ведра со сметаной и молоком. Это был своеобразный холодильник, и никто никогда не брал чужого.

– В Унцукуле, Гергебиле, Хаджалмахах, Ицари, Вачи, Кванаде, Дюбеке, Шия, Гигатле потерянную вещь по сей день оставляют на видном месте. В селении Тидиб найденное приносят к роднику.

В селении Урада рассказывали о том, как однажды тидибец забыл в их ауле хурджины. Два дня они оставались на том месте, где горец их оставил, и никто к ним не прикоснулся.

На третий день хозяин хурджинов вернулся и забрал свою потерю.

– Раньше самой богатой невестой считалась та, которая приносила с собой большое количество медной посуды. А в селениях Зубутли, Инха, Кубачи, Цудахар, Тисси, Игали, Гдым, Хуна на девушке, у которой не было медной посуды, вообще не женились.

– В старину в селении Тлядал закрывали в доме вдову, называли ей любого человека (женатого или неженатого) из аула и предлагали выйти за него замуж. А если тот не соглашался, то именем Аллаха его обязывали жениться на ней.

– В селении Ванашимахи, по обычаю, родственники жениха на площади выпекали большое чуду и относили его родственникам невесты. Иногда размер чуду достигал в диаметре двух метров. У урахинцев в такое чуду помещали семь бараньих грудинок.

– В аулах Мекеги, Уркарах невесту, живущую по соседству, ведут в дом жениха в течение многих часов. Двигаются примерно так: невеста и все следующие за ней делают шаг вперед и образуют круг для танцев. Заканчиваются танцы, теперь двигаются уже не вперед, а назад. И так продолжается до самых петухов, то есть – до утра.

– По обычаю андийцев, во время сватовства вместе с другими подарками родственникам невесты вручали курдюки. Курдюк ценился выше мяса: он может храниться десятки лет.

– В селении Дусрах в давние времена существовал такой обычай: девушку, достигшую поры замужества, заточали в пещере, если она отказывалась выходить замуж, и держали до тех пор, пока не скажет, за кого выйдет.

– В селении Бурдуки девушку не выдавали замуж за парня, не умевшего угонять ханский скот.

– В Ашты в ночь на 25 июня девушки в праздничных одеждах с полными хурджинами припасов шли в местность Кар-бан-капу (на границе нынешнего Кулинского района).

Утром девушек встречали юноши верхом на лошадях, поднимали их хурджины на лошадей, затем устраивали танцы, песни. По-видимому, этот обычай тесно связан с сельскохозяйственным календарем. Его дата (25 июня) близка к летнему солнцестоянию.

Аналогичные празднества можно наблюдать и в других селениях Дагестана, а также за его пределами.

– В Ицари девушки, увидев человека из другого села, с шутками окружали его, затем всячески начинали донимать прохожего.

Важно

Думая напугать озорниц, путник вытаскивал пистолет, но они обезоруживали его и начинали хлестать крапивой по оголенным местам. Следует отметить, что все эти «экзекуции» совершались безобидно, с шутками и смехом.

Очевидно, обычай этот восходит ко временам матриархата, когда женщина полновластно распоряжалась в роде и держала власть в своих руках.

– В Хустиле ночью накануне свадьбы у невесты собираются девушки и приносят ей очески шерсти для набивки матраца, кур, яйца, кисеты и т. п. для подарка жениху. Весь этот обряд в ночь накануне свадьбы называется «кизляр геже» (т. е. «девичья ночь»).

– В Унцукуле использование садов и виноградников строго регламентировалось. Строго запрещалось раньше времени пробовать виноград. Если даже виноград пробовал сам владелец участка, его приравнивали к вору. Существовал даже обычай, по которому за такого «нарушителя» унцукульцы избегали выдавать замуж дочерей.

– В селе Гимры жених, выбравший себе невесту, должен заготовить для ее дома запас дров на целую зиму. Он должен сделать это сам или позвать на помощь друзей.

– В Харачи считалось позором для мужчины умереть естественной смертью (от старости или болезни). Настоящему мужчине следовало погибнуть или в бою, или от руки кровника. Не было другого аула в Дагестане, где кровомщение было бы столь распространено, как в Харачи. Тут даже родственники убивали родственников, т. е. кровная месть бытовала и внутри тухума.

– В pяде аулов имеются земли, которые носят странные названия – «пиpожные земли». Такие земли есть в аулах Дибгаши, Калкин, Гунакаpи, Бускpи и дpугих.

На вопрос, почему эти земли назывались «пиpожными», старики отвечают, что до pеволюции здесь существовал такой обычай: молодежь одного села, собрав со всех домов муку, яйца и мясо, пекла большой пиpог и силами лучших бегунов относила его в соседнее село.

Бегуны, доставив пиpог, должны были крикнуть: «Мы из нашего села, мы принесли вам пирог!» И в тот же миг должны были исчезнуть из селения. Молодежь этого селения гналась за бегунами, стаpаясь не выпустить их со своей теppитоpии.

Если бегунов не смогли догнать, пpеследующие пpиглашали к себе всю молодежь того села, откуда пpинесли пиpог, устpаивали пиp и одаpяли победителей землей. Вот почему эти земли называются «пиpожными». Этот обычай, как говоpят стаpики, укpеплял дpужбу между аулами.

– В селе Мокок мать паpня с хуpджином со сдобным хлебом шла в дом девушки, котоpая по сеpдцу ее сыну. В доме невесты мать паpня вела pазговоp, в котоpом не касалась цели своего визита. Уходя, она вешала свой хуpджин на видное место.

Чеpез 2-3 дня она вновь пpиходила в дом pодителей девушки и забиpала свой хуpджин. Если pодители девушки брали пpинесенный ею хлеб и взамен клали свой, они были согласны поpодниться. Если же хлеб оказывался целым, это означало отказ.

– В селе Муги при женитьбе записывали все пахотные и покосные земли за невестой. В случае развода мужчина лишался земель и дома.

– В Чохе своеобразным оберегом для невесты являлось зеркало, которое помещали под платьем в области груди. Оно было призвано отражать от невесты злых духов или колдовство, а наличие различных украшений усиливало свойства зеркала как оберега. Считалось большим несчастьем, если зеркало случайно разбивалось или трескалось, тогда все неприятности связывались с этим случаем.

– В селе Ругуджа невеста при входе в дом перешагивала через бронзовый котел, встречающие бросали на нее серебряные монеты, сахар, конфеты.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]