Терские казаки: история и песни казачьего войска, традиционная форма и одежда, танцы и обычаи общества

Терское казачье войско — русские казаки на Кавказе

Терские казаки: история и песни казачьего войска, традиционная форма и одежда, танцы и обычаи общества

О кубанских и донских казаках нам известно, прежде всего, по произведениям культуры и искусства. А вот кто такие терские казаки? Этот вопрос у многих вызовет затруднение.

Но вспомните рассказы Льва Толстого и других русских писателей, служивших на Кавказе. Нередко там упоминаются казачьи разъезды и заставы. Вряд ли в этой роли можно представить донцов или кубанцев, это была прерогатива именно терских казаков.

Однако не только Кавказская война стала для них возможностью отличиться и послужить России.

История происхождения терского казачества

После того как Иван Грозный завоевал Астрахань, русские люди начали продвигаться на Кавказ. И выяснилось, что здесь уже живут их соотечественники.

На берегах Аграханского залива и реки Сунжи на тот момент расселялись люди, чей субэтнос несколько позже назовут терскими казаками.

По мнению исследователей, они являлись наследниками волжских ушкуйников, путешествовавших во времена Средневековья по Каспию.

Несколько слов в защиту егэ

Обратите внимание

Воевода Плещеев привел за собой на Терек в 1563 году волжских казаков. А через четыре года здесь же, на Тереке, был построен знаменитый Терский город. Он стал форпостом дальнейшего проникновения Руси на Кавказ. Город был уничтожен турками, но вновь отстроен спустя 10 лет. Эта дата (1577 год) стала точкой отсчета для терского казачества – оно ведет свое старшинство именно от нее.

К XVII веку терские казаки имели несколько своих городов: на Сунже и Тереке было поставлено четыре поселения. Постепенно войска их углублялись в Кабарду и помогали местному населению отбиваться от ногайцев и кумыков. Те казаки, которые расселились вдоль Терского хребта, начали со временем называться гребенскими (ведь они жили как бы на гребне).

XVIII век стал для казачества знаковым. В этот период они не только начали расселяться по нижнему течению Терека, но и принимали участие в Хивинском походе. Одна за другой строились станицы.

Так, в 1735 году был заложен Кизляр, в 1763-м поставлено военное укрепление, которое позже стало городом Моздоком, а в 1784 году – Владикавказ. В это столетие было окончательно сформировано Гребенское казачье войско, которое в 1776 году вместе с несколькими другими объединениями преобразовалось в Астраханское.

К 1786 году образовалось Кавказское линейное войско, состоящее из Терского-Семейного, Гребенского, Волгского, Терского войска.

Казаки-кавказцы принимали активнейшее участие во всех событиях, происходивших в этом регионе. Так, в 1768 году Россия вступила в войну с Османской империей. Моздокскую линию обороняли представители Терского казачьего войска, они же отражали нападения горцев и турок на станицы.

На страницы истории вписана оборона станицы Наурской в 1774 году. Большая часть казаков этого поселения была в походе, так что сражаться со штурмующими выпало, в основном, женщинам и старикам. Атака кавалерии с однаженными наголо шашками вселяла настоящих ужас на обороняющихся.

Несмотря на малочисленность жителей, они смогли отстоять станицу, а со стороны неприятеля потери составили около 800 человек.

Важно

Кавказская война 19-го столетия также проходила с активным участием терского казачества. За подвиги в этой военной кампании нескольким казачьим полкам император пожаловал Георгиевские знамена. Участвовали казаки и в Первой мировой войне.

К началу ХХ века было сформировано 12 терских полков, в том числе:

  • три Кизлярско-Гребенских;
  • три Горско-Моздокских;
  • три Волгских;
  • три Сунженско-Владикавказских.

Имелись также две казачьи батареи, представляющие собой артиллерийские части. После революции большевики начали административный передел территорий. В результате Терские земли были сформированы в Горскую АССР, а казакам сделали предложение о дислокации в Сунженском округе. Впрочем, впоследствии он также был упразднен.

Форма одежды и символика терцев

На протяжении всей своей истории казачество не только мирно уживалось с местным кавказским населением, но и многое переняло. Особенно это отразилось на форме терских казаков. Основным предметом одежды здесь традиционно считается черкеска и бешмет. В некоторых казачьих станицах использовались наряды и костюмы, в которых наблюдались явно азиатские мотивы.

Папахи терцев – это не только знак отличия, но и символ казачьей чести. Традиционно этот головной убор изготавливался из овчины, а вот форма его могла быть какой угодно.

У каждого казака было в запасе несколько папах на разные случаи жизни, вплоть до похорон. Еще один неотъемлимый атрибут — газыри.

Даже после появления патронов и исчезновения необходимости, было принято иметь их нагруди слева и справа в ряд по 10 штук.

Официальные цвета терского казачества – синий и черный. Даже флаг терского казачьего войска является синим, по которому проходит серебряная вышивка. В качестве изображений использовались либо имперский орел, либо Спас Нерукотворный.

Культура и песни терских казаков

Уникальным явлением можно назвать песни терских казаков. Дело в том, что в них интереснейшим образом соединились традиционные русские мотивы с горским интонационным строем.

В свое время казаки принесли с собой песенное наследие с Волги и Дона. Эти песни попадали сюда и с новыми переселенцами, которые приезжали на Кавказ служить и оставались здесь навсегда.

Здесь выделяется традиция так называемой исторической песни, которая стала ярким атрибутом любого казачьего праздника.

Исторические песни представлены в широком репертуаре. Слушателям предлагаются рассказы об атаманах, целые повествования о знаменитых героях (таких, как Ермак).

Существует много песен, где речь ведется как от лица отдельного человека, так и целого казачьего отряда или полка. В подобных сочинениях присутствуют размышления о жизни, возможной предстоящей смерти в бою.

Чаще всего, такие произведения проникнуты патриотизмом и готовностью сложить голову за страну. В них по-своему отражена вся история терского казачества, его мировоззрение.

Управление культуры Курского муниципального района Ставропольского края | Культура и традиции Терских казаков

Терские казаки: история и песни казачьего войска, традиционная форма и одежда, танцы и обычаи общества

Северный Кавказ, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур русских и других народов Северного Кавказа.

Домостроение  важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное.

В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «кутка», станицы.

Вот как строились турлучные дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы — «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой.

Совет

Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулакы»- глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой)».

Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича, самана. Они до сих пор сохранились в некоторых станицах.

Специальные обряды при закладке дома. «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья — «чтобы все водилось». Деревянные брусья, на которые настилался потолок,  поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».

Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

Внутреннее убранству казачьей xaты. Интерьер  жилища был в основном одинаков для всех районов. В доме обычно было две комнаты: великая (вылыка) и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д.    

Центральным местом в доме был «Красный угол» — «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола — угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски»

Рушники — традиционный элемент украшения казачьего  жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Обратите внимание

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились  уже в 70-х годах XIX века. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

Особенно часто фотографировались в годы первой мировой войны, в каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта. 

Казачий костюм.

Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству.

Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги.

                                            

Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счет. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить.

Это было связано не только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый для него мир предметов, окружавший мужчину-воина. Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил.

Теперь живи своим умом — я более перед богом за тебя не ответчик».            

Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века. Он состоял из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.       

Важно

Юбки шили из покупного материала широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздернутом шнуре — учкуре. Холщовые юбки  носили, как правило, в качестве нижних. Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя  была обязательно белой.

Казачья пища.

Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства.               

Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни — с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было обусловлено не только старанием, с которым хозяйки готовили еду, но и различными кулинарными секретами, среди которых было умение делать зажарку.

Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили.

Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.

Казаки  ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в другие жители  России. Они очень ценили сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.

В больших неразделенных семьях все продукты находились в ведении свекрови, которая выдавала их «дежурной» невестке… Пищу варили, как правило, в печи (зимой в доме, в кухне, летом — тоже в кухне или в летней печи во дворе). В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты-рогачи, чаплейки, кочерги.

Обряды и праздники.

На Северном Кавказе  бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны.

Свадьба — сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами. В старину свадьба никогда не была показом материального богатства родителей жениха и невесты. Прежде всего, она была государственным, духовным и нравственным актом, важным событием в жизни станицы.

Строго соблюдался запрет устраивать свадьбы в посты. Самым предпочтительным временем года для свадеб считались осень и зима, когда не было полевых работ и, к тому же, это время хозяйственного достатка после уборки урожая.

Совет

Благоприятным для брака считался возраст 18-20 лет. В процедуру заключения браков могла вмешаться община и войсковая администрация.

Так, например, не разрешалось выдавать девушек в другие станицы, если в своей было много холостяков и вдовцов. Но даже в пределах станицы молодые люди были лишены права выбора. Решающее слово в выборе жениха и невесты оставалось за родителями. Сваты могли явиться без жениха, только с его шапкой, поэтому девушка вплоть до свадьбы не видела своего суженого.

В развитии свадьбы выделяется несколько периодов: досвадебный, который включал в себя сватовство, свадьбу и послесвадебный ритуал.

В конце свадьбы главная роль отводилась родителям жениха: их катали по станице в корыте, запирали на горище, откуда им приходилось откупаться при помощи «четвертинки».

Доставалось и гостям: у них «крали» кур, ночью замазывали известью окна. «Но во всем этом, не было ничего оскорбительного, бессмысленного, не направленного на будущее благо человека и общества. Старинные ритуалы намечали и закрепляли новые связи, налагали на людей социальные обязанности. Глубоким смыслом были наполнены не только действия, но и слова, предметы, одежда, напевы песен».

Как и по всей России, на Северном Кавказе  чтили и широко отмечали календарные церковные  праздники:

1. Вознесение Христа- сороковой день после Пасхи
2. Троица( Пятидесятница)-пятидесятый день после Пасхи
3. День Святого Духа

Непереходящие праздники:

4. 21 сентября — Рождество Богородицы
5. 27 сентября — Воздвижение Креста Господня
6.7 января- Рождество Христово
7. Январь- Богоявление( Крещение Господне)
8. 15 февраля — Сретение Господне
9. Апрель – Благовещение
10. Август — Преображение Господне
11. 28 августа-Успение Пресвятой Богородицы
12. 4 декабря — Введение в храм  Святой Богородицы

Казачья музыка

Терские казаки: история и песни казачьего войска, традиционная форма и одежда, танцы и обычаи общества

Терские казаки, терцы, гребенцы — казаки, которые живут вдоль рек Терек, Сунжа, Асса, Кура, Малка, Кума, Подкумок на Северном Кавказе.

Терское казачье войско — третье по старшинству в казачьих войсках с 1577 года, когда Терские казаки впервые действовали под царскими знаменами.

Штаб терского казачьего войска располагается в городе Владикавказ.

Войсковой праздник, войсковой круг 25 августа (ст. стиль), день Святого Варфоломея, в память разгрома и пленения мюридов, которыми руководил Шамиль в ауле Гуниб в 1859 году.

Обратите внимание

Официально Терское (Гребенское) казачье войско существует с 1577 года. Служба терских казаков заключалась в охране границы, которая проходила по линии вдоль реки Терек.

Российское правительство снабжало казаков вооружением и припасами и использовало их для борьбы против крымских и ногайских татар и горских князьков.

Гребенское войско поставляло на службу не менее 1000 казаков, из которых половина получала жалование, а другая обороняла свои городки «с воды да с травы», то есть бесплатно, в обмен на налоговые привилегии.

Гребенцы заселяли преимущественно бассейн среднего течения Терека и его притока Сунжи. В XVI веке сюда же переселились донские казаки с реки Калитвы. С конца XVI века на Северный Кавказ двинулось значительное число казаков — переселенцев с Дона, Волги, Хопра.

Они составили низовое, собственно «терское» казачество, которое сформировалось позднее гребенского (в XVI—XVIII вв.) при активном участии выходцев из соседних народов.

Значительные группы православных осетин и черкесов, а также бежавших от османского и персидского гнета грузин и армян принимались в казачество, и, обрусев, окончательно сливались с ним.

В 1653 году в результате опустошительного нашествия персидских войск и их союзников, вошедшего в историю как «Кызылбашское разорение», более 10 казачьих городков исчезли совсем, поскольку их население было либо уничтожено, либо уведено в плен, а немногие уцелевшие влились в состав жителей других станиц.

В 1685 году терские казаки были временно оттеснены с гор, а в 1707 году большинство старых казачьих городков было уничтожено кубанским султаном Каибом. В 1712 году уцелевшие гребенцы были переселены вниз по Тереку.

Переселение казаков-гребенцов на левый берег Терека, начавшееся в конце XVII века, окончательно завершилось в начале XVIII века. Перемещение было связано как с давлением исламизированных соседей, так и с тем, что российские власти были недовольны тем, что казаки укрывали беглых, и потому требовали переселения казаков на левый берег, где их можно было контролировать.

Важно

Нападения горцев заставили казаков-гребенцов вместо прежних небольших городков основывать на левобережье крупные поселения: Червленный, Шадрин (Щедринский), Курдюков и Гладков (в 1722 году гладковские казаки получали жалование на один городок, а в 1725 году — на два: Старогладковский и Новогладковский). Эти городки (с конца XVIII века — станицы), названные по фамилиям или прозвищам атаманов, протянулись на 80 верст по левому берегу Терека.

Гребенское войско в 1721 году было подчинено Военной коллегии и тем самым включено в состав вооруженных сил России.

Вместо упразднённого Терского города в междуречье Сулака и Аграхани в 1723 году была заложена новая русская крепость — Святой Крест, близ которой были расселены 1000 семей донских казаков (из Донских, Донецких, Бузулукских, Хоперских, Медведицких городков), получившие название Аграханского войска (позже «Семейное войско»). Трудности, связанные с переселением и обживанием на новом месте, а кроме того, вспыхнувшая чума привели к тому, что к 1730 году из них уцелели лишь 452 семьи.

После Гянджинского договора с Ираном, по которому граница России отодвигалась на Терек, в 1736 году донцы были переселены на левобережье (от гребенских станиц вниз по Тереку) тремя станицами: Бороздинской, Каргалинской, Дубовской. Они получили название Терско-Семейного войска.

В 1735 году на левобережье Терека в 60 верстах от Каспийского моря был заложен новый город — Кизляр, ставший на долгие годы политическим и культурным центром Северо-Восточного Кавказа. Из крепости Святого Креста сюда были переведены казаки и северокавказцы, издавна находившиеся на службе России (кабардинцы, чеченцы, кумыки и др.).

Все они стали именоваться Терско-Кизлярским войском. Казаки проживали в особом квартале Кизляра, т. н. «Кизлярской станице», горцы жили в других кварталах). Все группы казаков по Тереку были поставлены в подчинение кизлярского коменданта.

В 40-е годы XVIII века была предпринята попытка объединить Гребенское и Терско-Семейное войска, но она не увенчалась успехом.

В 1762 году кабардинскому князю Андрею Кончокину было разрешено переселиться в урочище Мездогу на левом берегу Терека с крещёными подданными. В 1763 году здесь было заложено укрепление, преобразованное в 1765 году в город Моздок.

Совет

Его основное население составили казаки, грузины, армяне, кабардинцы, осетины, греки. Из числа переселенцев, главным образом крещеных осетин и кабардинцев, была создана горская Моздокская казачья команда, насчитывавшая чуть больше 100 человек, под командованием князя Андрея Кончокина.

Эти казаки большей частью выполняли функции переводчиков, посылались с почтой.

Для усиления терской укрепленной линии на левобережье от Моздока до Червлённой были поселены 517 семей волжских казаков (донцов, которые несколько десятилетий прожили на Волжской пограничной линии между Камышиным и Царицыным, а с её ликвидацией не были возвращены в родные места).

Решение о переселении волжцев было принято в 1765 году, однако реальное основание их станиц на Кавказе (Галюгаевской, Ищерской, Наурской, Мекенской, Калиновской) произошло только в 1771 году. Казаки этих станиц составили Моздокский казачий полк. В дальнейшем в каждую станицу было дополнительно направлено по 50 семей донских казаков.

В 1770 году сто семей донцов на окраине Моздока основали станицу Луковскую.

В 1800 году возникла станица Стодеревская, куда поселили и 200 семей крещёных калмыков. Однако калмыки вскоре вернулись в закумские степи к прежнему кочевому образу жизни и к прежним буддистским верованиям.

В 20-30-е гг. XIX века в станицы Терского левобережья были направлены государственные крестьяне из Полтавской, Харьковской, Черниговской, Воронежской, Курской, Тамбовской, Симбирской, Астраханской губерний, получившие статус казаков.

Правительством делались также попытки приписать к казакам моздокских осетин и кабардинцев, армян, грузин, но, как правило, безуспешно.

Лишь часть осетин (переселенцев с гор), грузин и ещё в меньшей степени армян пожелали перейти в граждане Терского Войска.

В 1832 г. из 5 казачьих полков (Кизлярского, Терско-семейного, Гребенского, Моздокского и Горского), размещавшихся от устья р.

Терек до Моздока, и 5 казачьих полков Азовско-Моздокской линии (Волжского, Кавказского, Ставропольского, Хопёрского и Кубанского) было образовано Кавказское линейное казачье войско.

Кавказское линейное казачье войско вместе с Черноморским занимало Кавказскую оборонительную линию от устья Терека до устья Кубани и вместе с Отдельным Кавказский корпусом участвовало в Кавказской войне.

Обратите внимание

Близкое соседство с кавказскими горцами, участие горцев в казачьем войске и смешанные браки способствовали проникновению кавказской культуры в быт терцев. Особенно заметно это в одежде (бурки, папахи) и вооружении (кинжалы, сабли) казаков.

Многие казаки владели языками горцев; так Л. Н.

Толстой в повести «Казаки» пишет: «Молодец казак щеголяет знанием татарского языка и разгулявшись, даже с своим братом говорит по-татарски» (под татарским здесь подразумевается один из тюркских языков Кавказа: карачаево-балкарский, ногайский или кумыкский).

В 1860 г. Кавказское линейное казачье войско было упразднено. Из части войска было образовано Терское казачье войско, а другая часть вместе с Черноморским казачьим войском вошла в состав вновь образованного Кубанского казачьего войска. В том же году была образована Терская область.

В мирное время Терское войско выставляло на службу: две лейб-гвардии Терские сотни Собственного Его Величества Конвоя (Царское село), четыре конных полка 6-ти сотенного состава первой очереди (1-й Кизляро-Гребенской генерала Ермолова (г. Грозный и г.

Владикавказ), 1-й Горско-Моздокский генерала Круковского (местечко Ольты), 1-й Волгский и 1-й Сунженско-Владикавказский генерала Слепцова (урочище Хан-кенды), две конные батареи 4-х орудийного состава (1-я и 2-я Терские казачьи) и 4-е местные команды (Грозненская, Горячеводская, Прохладненская и Владикавказская).

К началу Первой мировой войны терское казачество насчитывало около 260 тыс. человек (2,1 млн. десятин земли в пользовании).

«История одежды терского казачества»

Терские казаки: история и песни казачьего войска, традиционная форма и одежда, танцы и обычаи общества

МОУ СОШ № 5 с. Журавского

  «История одежды                                      терского казачества»

исследовательская работа

Выполнила:Ученица 9 «б»классаПархоменко КристинаРуководитель: учитель технологииСтрекалова И.А.

                                                            2012 год.

                                               Аннотация

Работа представляет собой описание  одежды  терского казачества начиная с xv века  и по настоящее время. Наибольшее внимание в работе уделяется военной одежде казаков, потому что казаки это прежде всего воины, защитники своей  Родины и веры т.к. казаки не знали крепостного права их одежда всегда яркая, праздничная даже в будние дни.

 К работе прилагается презентация.

         Казаками с конца 15 века называли вольных людей, работавших по найму или несших военную службу на пограничных окраинах России. Казаки, служившие на Кавказе на нынешней территории Чеченской республики, получили по  месту службы  имя «гребенских» (от старого казачьего слова гребень – гора), а позднее «терских» (по названию реки Терек).

Впервые  казаки  появились на Северном Кавказе в 1578-1579 гг., когда по требованию Турции русская крепость на реке Сунже была снесена.

Важно

С XV века казаки одевались в самую разнообразную одежду сочетая элементы русских, кавказских, турецких, персидских костюмов. (слайд 4)                                                         В 1800 г. Указом Павла I вводится единая форма одежды для казаков и войсковых офицеров.

( слайд 5). При этом подчеркивалась обязательность ее ношения, а также отмечались особенности покроя, цвета.  Войсковая принадлежность у казаков определялась цветом лампасов, форму без лампасов могли носить только казаки Терского и Кубанского войск.

Особое место в комплекте мужской одежды занимала шашка. Казак мог продать или потерять все, но только не крест, шапку или шашку.

В военной форме казаков было особенно много заимствований из традиционной горской одежды  С 1800 года одежда  состояла из следующихэлементов:                                                          

           Бешмет. ( слайд 6) , верхняя плечевая одежда тюркских, монгольских и кавказских народов, плотно облегающая грудь и талию, доходящая, как правило, до колен, с невысоким воротником-стойкой. Надевался на рубаху под халат или черкеску, но нередко (особенно в быту) носился самостоятельно.

В зависимости от достатка шился из шелка, хлопка, шерсти Мог быть стеганым, одноцветным или узорчатым. Покрой имел местные варианты, особенно разнообразной была форма рукавов: узкая или широкая, прямая или с отворотом. Он шился в талию, а ниже пояса расширялся за счет шести клиньев.

По бокам делали разрез длиной 12-14 см.

Башлык (слайд7) суконный головной убор в виде широкого остроконечного капюшона с длинными концами-лопастями, из сложенного вдвое куска материи. Шов проходил сзади. На Северном Кавказе Б. надевали на шапку, а не прямо на голову, как вГрузии.

Концы, обмотав вокруг шеи, спускали назад. Иногда носили на плечах, скрестив лопасти на груди, в холодную ясную погоду обвязывали талию. При хорошей погоде или в торжественных случаях Б. вешали сзади на плечах. П Повседневные Б.

шили из узкого домашнего сукна, иногда довольно грубой работы, составляли порой из нескольких кусков. Праздничные изготавливались из белого, черного, серого или окрашенного в красный цвет домашнего сукна тонкой работы.

Совет

Особенно ценилось мягкое, теплое и красивое по цвету сукно из верблюжьей шерсти. Широко применялось и тонкое фабричное сукно разных цветов.

Бурка (слайд 8) верхняя одежда в виде плаща — накидки без проемов для рук, валяная из грубой шерсти. Название, вероятно, от русского обозначения цвета — «бурый». На Кавказе Б. изготавливались кустарным способом, а с 1888 г. и на Тифлисской войлочной фабрике. Прототипом Б. были простейшие накидки из войлока и грубого сукна.

Она защищала от дождя, снега, холода, жары, ветра. На привале служила подстилкой и одеялом одновременно. Наброшенная на колья, играла роль заслона или палатки. Одетая на плечи, маскировала оружие и спасала его от сырости. Для XVIII-нач. XIX в. была характерна короткая, колоколообразная Бурка, с покатыми и узкими плечами.В ХХ в.

сложился второй тип — с прямыми, очень широкими (до метра) плечами и почти не расширяющимся книзу силуэтом. Кроилась с двумя швами по бокам, образующими жесткие выступы на плечах (нередко с деревянной подложкой)к периоду первой мировой войны, а широкое распространение — к годам гражданской. На Северном Кавказе особенно ценились легкие и плотные адыгские Б.

Карачаевские были теплее, но тяжелее. Красивые и высококачественные Бурки изготавливали в Аварии

Черкеска (слайд 9) представляет собой распашной однобортный кафтан без ворота. Изготовляется из сукна  темных цветов: чёрного, бурого или серого. Обычно немного ниже колен (согревать колени всадника), длина может варьироваться. Кроится в талию, со сборами и складками, подпоясывается узким ремнем, пряжка ремня служила кресалом для высекания огня.

Поскольку воином был каждый, это была одежда для боя, не должна была стеснять движений, поэтому рукава были широкие и короткие, и только старикам рукава делали длинными — согревающими кисти рук. Отличительной особенностью и хорошо узнаваемым элементом являются             газыри. С каждой стороны груди на черкеске носили от 9 до 11 газырей.

В русской армии газыри употреблялись всеми, кому полагалась черкеска.   (от тюркск. «хазыр» — «готовый»), перехваченные тесьмой специальные кармашки для пеналов, чаще — костяных. В пенале была мерка пороха и завернутая в тряпицу пуля, отлитая для конкретного ружья. Эти пенальчики позволяли зарядить кремнёвое или фитильное ружье на всем скаку.

Обратите внимание

В крайних пенальчиках, расположенных почти подмышками, хранили сухие щепки на растопку.

Кучма (слайд 9) — низкие круглые шапки с узким вертикальным меховым околышем и меховым околышем и матерчатыми вершками, сшитые в форме цилиндра или усеченного конуса, мегерки — головной убор с узким околышем и высокой грушевидной тульей, по форме он подобен митре.

Существовало большое разнообразие сапог — без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдёшь босиком.

Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков — ичиги и чирики — туфли-галоши, которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чёсаных носков, в которые заправлялись шаровары.

Носили и башмаки — кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюркск. башмак — телёнок)

      Формы одежды Терских казаков неоднократно изменялись в истории казачества, но к началу ХХ века (слайд 11) они приняли более или менее упорядоченный вид, что явилось результатом многочисленных приказов по Военному ведомству /ВВ/ и по Главному управлению казачьих войск.

Основным отличием обмундирования терских и кубанских казаков от других казачьих войск России было то, что только два этих войска носили форму кавказского образца без лампасов: черкеску с бешметом присвоенного войску цвета, папаху, бурку.

                             Одежда терских казачек

Традиционный женский костюм сформировался к середине 19 века и имел русско-украинскую основу. Красивая одежда поднимала престиж, подчёркивала достаток, отличала от иногородних. Во все времена у любого народа была особая одежда, отличная даже от соседних областей. Зная об этом, кубанцы сразу же узнавали приезжих.

Важно

У казаков были свои традиции и свои модницы. Казачки очень любили наряжаться, поэтому костюм для них имел большое значение.

Не было казачки, которая не умела бы ткать, кроить одежду, шить, вязать, вышивать, плести кружева.
      Одежда у казачек различалась, согласно существовавшим традициям, по месту их происхождения.

Яркость, веселость, независимость характера казачки отражены в ее нарядах.

  Первое время казаки-переселенцы в большинстве своем не были состоятельными.

Поэтому казачьи жены и дочери поначалу надевали красивую праздничную одежду только по очень торжественным случаям, украшая себя по обычаям прежнего места жительства.

И насколько разными были люди, настолько разными были и их костюмы. Однако со временем все так смешалось и переплелось, что появился новый наряд кубанский.

Праздничную одежду шили из шёлка или бархата. Повседневная  (слайд  13)   одежда казачек состояла из длинной исподней (нижней) рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присборенным воротом, кофточки и юбки из ситца.

Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщевую (сотканную из конопляных ниток) и одну или больше из фабричных тканей сатиновых, ситцевых, а то и шелковых. Шили их первое время из 5-6 прямоугольных кусков материи и продергивали через них шнур.

Потом появились «кошеные» юбки плотно облегающие фигуру.

Праздничную одежду шили из шёлка или бархата (слайд14)

Вместо рубахи надевали и просто белую юбку с пришитой к ней отделкой. А вот праздничные кофты («кирасы») шили короткие, до пояса. Застегивались они сбоку или сзади большим количеством мелких пуговиц.

Длинные рукава, иногда со сборками на плечах, сужались к кисти. Украшением служили все те же оборки, кружева и тесемки, а также разноцветные бусы на шее.

Важной деталью был фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами.

Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками, при этом на ногах казачки обязательно должны были быть чулки, ведь даже летом без них и с короткими рукавами невестке запрещалось показываться перед свекром.

Юбки шили из ситца и шерсти, широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздёрнутом шнуре, для пышности присобранные у пояса. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками, мелкими складочками.

Совет

Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски — «подол». Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую.

Самая нижняя была обязательно белой.

 Из той же ткани, что и верхняя юбка, шилась кофта. В зависимости от покроя она называлась кофтой, блузкой, кирасой. Блузки и кофты шили свободного покроя, без талии, на полчетверти ниже талии, с застежкой сзади или сбоку, с воротником-стойкой и длинным или до локтя рукавом, присборенным у плеча, а ниже облегающим. Блузки отделывали гипюром, лентами, кружевами, закладывали складки.

Иногда блузки шили на кокетке. Кираса это плотно облегающая кофта с небольшой баской до бедер, узкими длинными рукавами, у плеча присборенными, с воротничком-стойкой, застегивавшаяся спереди на множество мелких пуговиц, которую носили только молодые женщины.

Со второй половины 19 века распространился такой вид, как «парочка» (юбка — кофта). В богатых семьях парочку шили из шёлковых или шерстяных тканей, а в бедных — из ситца.

Блузка могла быть приталенной или с басочкой , но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, гарусом, бисером.

 Юбок надевали несколько: нижние по подолу отделывали кружевами, верхние, особенно праздничные, расклешенные, имели внизу широкий волан брызжу, отделанный лентой, полоской кружева, плиса.

Важный элемент костюма казачки головной убор. Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке — «колпаки», «файшонки».  Волосы женщины заплетали в две косы, которые на темени свертывали в круг. Покрывали голову небольшим шелковым или ситцевым платком, концы которого завязывали на затылке. Сверху накидывали большой тканевый или вязаный платок с загибом посередине.

Девушки заплетали волосы в одну косу, спуская ее до талии, голову большей частью повязывали красным шелковым платком. Украшения казачек не отличались от украшений женщин соседних горских народов.

Обратите внимание

Девушки-казачки носили серебряный пояс кавказского образца, на шее – крупный или мелкий янтарь, бусы с припаянными к ним серебряными монетами, в ушах – большие серебряные с чернью серьги, на руках браслеты и кольца.

На  основании проведённого исследования, я пришла к выводу, что казаки, самые верные своим обычаям и традициям люди , что особенно ярко демонстрирует  их одежда, практически не изменившаяся в основных деталях с 15 века. Это позволило безболезненно узаконить обязательный минимум мужской и женской казачьей одежды.

                                        Литература

1. Караулов М., Терское казачество. История казачества.

2. В.А. Кузнецов Терские казаки.

3. http://images.yandex.ru/yandsearch?nojs=1&text.

4. http://pohodd.ru/index.php?cat=114

5. http://belkazak.narod.ru/history1_2.html

Быт и культура терских казаков

Терские казаки: история и песни казачьего войска, традиционная форма и одежда, танцы и обычаи общества

30 апреля 2015 4684

Фото: russian7.ru

Домашний быт казаков складывался под влиянием обычаев местного горского населения: чеченцев, ингушей, кабардинцев, кумыков. В сельской местности казаки строили избу, саклю и кладовую, так называемую «хатку».

В станицах, прилегавших к Грозному, Владикавказу или к железной дороге, дома казаков приближались к городскому типу. Внутреннее устройство домов казаков и горцев мало отличалось. Сакля обычно делилась на две части, и казачья изба имела две комнаты. Убранство комнат было также схожим. Л.Н.

Толстой, служивший в молодости в Чечне, писал о гребенских казаках, что они «устраивают свои жилища по чеченскому обычаю».

Традиционно в каждом казачьем доме, так же, как и в горском, имелся арсенал оружия.

На одной из стен висели кобура для пистолета и кинжал в кожаной или серебряной оправе, тут же шашка с серебряными бляхами, револьвер, берданка или двустволка и несколько штук кинжалов в простой оправе.

Оружие для казака, так же, как и для чеченца, ингуша, кумыка, кабардинца, было неотъемлемой частью жизни. Казаки высоко ценили мастерство чеченских оружейников, поэтому о знаменитых атагинских клинках говорится даже в старинных казачьих песнях.

Горская одежда, приспособленная к укладу местной жизни, была принята и освоена казаками как мужчинами, так и женщинами. Мужчины носили кавказскую бурку, бешмет, папаху, башлык, черкеску, украшали себя кавказским поясом, кинжалом и газырями с металлическими или серебряными наконечниками.

Праздничная одежда казака висела в избе на видном месте: несколько черкесок разных цветов, украшенных простыми и серебряными газырями, мягкая праздничная обувь — сапоги, ноговицы и чувяки с чулками, обшитыми галуном или бархатом. Чеченцы, ингуши, кумыки, черкесы, ногайцы, в свою очередь, многое из одежды переняли у русских.

«Последствия сближения с русскими, – отмечал в 1859 году современник, – были очевидны».

Детей стали одевать в рубашки. А с течением времени и взрослые стали пробовать носить одежду европейского покроя. Терские казаки ввели в свою кухню ряд чеченских национальных блюд: жижиг-галнаш, лепешки с начинкой из сыра и овощей, пресный хлеб–пасту и многое другое. Горцы тоже оценили некоторые русские продукты, в том числе, удобные для кухни в зимние месяцы воблу и квашеную капусту.

Важно

Горские музыкальные инструменты и танцы, естественно, вошли в жизнь терских казаков. На зурне, свирели, пондуре играли мужчины, а на гармошке женщины-казачки.

Круговой и темпераментный танец «Наурская лезгинка» стал национальным танцем терских казаков.

Неотъемлемой частью жизни казаков стало участие в состязаниях по джигитовке, во время которых они демонстрировали смелость, находчивость и искусство верховой езды. А казачки так же, как и женщины-горянки, любовно и заботливо ухаживали за лошадьми.

Многонациональность региона неизбежно сказалась на взаимных языковых заимствованиях. В процессе общения и казаки, и горцы расширяли свой словарный запас.

Терские казаки еще с середины 16 века установили добрососедские отношения с чеченцами. На протяжении длительного времени горцы и казаки жили мирно, помогали друг другу во всем и роднились между собой.

Среди многих свидетельств об этом — рассказ чеченского историка Умалата Лаудаева о своих сородичах из станицы Червленная. В эту станицу бежали чеченцы из селения Гуни, нынешнего Веденского района.

Прожив там довольно долго, гуноевцы породнились с казаками, хотя никогда не забывали своей прародины и всегда были рады встрече с земляками.

Один из любителей старины писал: «Среди терских казаков… даже в типе их наружности проглядывают черты, общие с горцами; особенно характерны эти черты у казачек: наряду с лицом великорусской красавицы, круглым, румяным, мы встречаем продолговато-бледное, овальное личико с чеченской кровью».

Совет

Еще одно наблюдение о результатах соединения русской и кавказской крови оставил в 1915 году местный краевед Ф.С. Гребенец: «Новогладковская женщина – местного происхождения.

Она приобрела легкий стан от кавказского горца, а от казака заимствовала рост, мускульную силу и трезвый характер русской женщины.

Таким образом, в каждой новогладовской казачке течет кровь чеченца, кабардинца или ногайца и многих других народностей Кавказа, которые так или иначе соприкасались с ними, входили в семью гребенцов и становились ее членами».

Многие терские казаки были кунаками (друзьями) чеченцев. Они гордились этой дружбой и верность ей передавали от поколения к поколению. А кунаки всегда роднились между собой. Читаем у Толстого: «Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченцами… Дедушка Ероша говорил Оленину: «Вся наша родня – чеченская, у кого бабка, у кого тетка чеченка была».

Смешанные семьи возникали не только в казачьих станицах, но и в горных аулах. Так, во время Кавказской войны русские солдаты, порою в силу определенных обстоятельств, уходили в горы. Там они женились на чеченках, ингушках, черкешенках, кумычках, обзаводились хозяйством и начинали новую мирную жизнь.

Веками шло взаимопроникновение русских и горских обычаев и традиций. И в результате разные нации пришли к общему семейному и общественному укладу.

Вис-Хаджи Аслаханов

Источник checheninfo.ru

0 Распечатать

Как терские казачки отбились щами от горцев..

Терские казаки: история и песни казачьего войска, традиционная форма и одежда, танцы и обычаи общества

        Это чистая правда: полторы сотни казачек, мужья в походе, восемь тысяч (по другим источникам — девять, да какая разница!) кабардинских, чеченских и турецких мужественных воинов, прибывших за легкой добычей — и вдруг кровавая рубка, двухдневная осада и бегство горцев.        Был Духов день.

Теперь пишут, что казачки отправились на оборону станицы, как на праздник, но казацкие боевые подруги вовсе не дуры считать войну увеселением и надевать лучшее на военную страду.        Просто из пикета вестник прискакал прямо в церковь — «Идуть!» — и народ бросился на валы нарядным.

Казачки, как и все русские бабы, любили красное — красивое! — и до сих пор в станице Наурской в этот день наряжаются в сарафаны этого цвета.

«Казачья станица, особенно на Кавказе — маленькая крепость: вал, по окраинам — глухие стены домов с редкими бойницами, несколько старых трофейных пушек с ядрами, заплоты, перегораживающие улицы в случае опасности, запасы пороха, ружей, шашек», — пишет историк, писатель, казачий полковник Валерий Шамбаров.

       Там, где сейчас каждого 10-го июня идут «бабьи гуляния», как их ныне называют — съезжаются казачьи семьи, молебствуют, джигитуют с конями, шашками и нагайками на берегу Терека — в 1774-м году всё было очень всерьёз и страшно.

В станице Наурской, устроенной велением Екатерины Великой года за три до этого — только-только обжились — переведенными из Волжского Войска казачьими семьями, казаков оставалась горсть: все строевые ушли в поход, почему горцы-то и подоспели, рассчитывая поживиться.

         «Наурские казачки в красных сарафанах вышли на защиту и отражали неприятельские приступы наряду с мужьями и братьями, вооружившись серпами, вилами и косами.        Они разогревали смолу и лили кипяток на головы врага — даже праздничные щи, готовившиеся к обеду, шли на „угощение» бусурманам.

Обратите внимание

       Казачки перетаскивали с места на место пушки и стреляли из ружей. Двенадцать часов шел бой, многочасовые штурмы дорого стоили врагам, до 800 человек было убито, несколько тысяч ранено», — рассказывает Шамбаров.        Двенадцать часов — это только в первый из дней. Бились и на второй.

       «Вам не видать таких сражений», — писал поэт и прапорщик Кавказской армии позже и по другому поводу. Попытка современно человека представить многочасовой ужас непрерывной резни — выносит мозг, предки наши имели нервы явно покрепче наших, «богатыри — не вы!» А ведь поди и дети бились!..

        Когда на второй день горцы вдруг стали отходить, причиной этого одни называли удачный выстрел казака Перепорха, поразившего из пушки какого-то князька на пригорке; другие — «что на заре одиннадцатого июня, в день памяти святых апостолов Варфоломея и Варнавы, два всадника на белых конях и в белой одежде проехали вдоль вражеского стана и навели на супостатов панический ужас». на фото терские казачки конца 18 века

        Во имя Варфоломея и Варнавы наурцы в своей церкви устроили придел, а Перепорху довольно и того, что его ежегодно поминают под чарочку терские, моздокского полка казаки — уж 240 лет!

       Геройских казачек — почти всех — императрица наградила медалями «За турецкую войну 1769-1774 года», а вот окрестных горцев долго еще дразнили, «как Кабарда пошла воевать, да не управилась с казацкими бабами».

«Когда же приходилось встречать кого-нибудь из них с обожженным лицом, то казак и казачка не пропускали, бывало, случая позубоскалить над злополучным джигитом.

         — А что, дос (приятель), не щи ли в Наурс хлебал? — спросит, бывало, линеец и провожает добродушным смехом угрюмо молчащего кабардинца», — писал русский генерал Василий Потто в 19-м веке, когда стыдиться русскому геройству еще не умели и идиотской толерантности не придерживались.

         Терские казаки и казачки,фото конца 19 века

        В Наурской сейчас ежегодные съезды казаков десятого-одиннадцатого июня — люди помнят, чтут.         Станичники поставили памятник своим казачкам — скромный, но и то слава Богу. На нём надпись: «Героическим Терским казачкам с Божьей помощью отстоявшим ст. Наурскую».

         А можно было бы и слова атамана Платова о казачках донских, терских и всея Руси: «Пускай верность и усердие их, а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь, послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жен донских» — душевно ведь?..

        P.S. …А в современных российских учебниках по истории рассказа об этом всём и не ищите — только зря время потратите…

скачать dle 10.5фильмы бесплатно

Казачий танец — воля в каждом движении

Терские казаки: история и песни казачьего войска, традиционная форма и одежда, танцы и обычаи общества



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Важно

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Казаков существовало великое множество. Донские, кубанские, терские, забайкальские, запорожские… У всех свои традиции, история и т.д. Однако главная особенность всего казачества – это воинственность. Все казаки – это в первую очередь воины.

Поэтому танцевальные движения базируются на воинском искусстве, они энергичные, с быстрыми шагами, резкими взмахами рук, ног, а также упражнения с оружием.

Достаточно часто мужчины во время танца упражняются с саблей или шашкой, что требует высочайшего умения и мастерства.

В бой казаки шли с песней и танцем. Именно поэтому боевые движения и выпады находили свое отражение и в танцевальных движениях. Например, танцы вприсядку и гопак основаны на тех же принципах, что и боевые движения сабельного боя с перекатами и выпрыгиваниями. Такая техника использовалась казаками для дезориентации вражеских стрелков.

Казачьи танцы можно разделить на две большие группы:

Славянские (русские) – сформировались под влиянием славянской культуры. Такие танцы характерны для запорожских и донских казаков.

Кавказские (горские) – появились под влиянием южной культуры горцев. Именно поэтому, чем южнее проживали казаки, тем ярче проявляются элементы южных танцев – владение оружием, одежда, музыка.

Костюмами для танцев служит национальная одежда казаков. Обязательным элементом служат лампасы. По их цвету и различию можно точно определить принадлежность казака к тому или иному казачьему роду. Отсутствуют лампасы только у кубанских и терских казаков. У кавказских народов казаками заимствованы бурки, папахи, черкески, чем прослеживается влияние образа жизни и территориальной близости.

Совет

Донские и кубанские казаки в качестве головного убора используют небольшую круглую шапочку. Большинство танцевальных ансамблей используют именно этот образ казаков.

Казаки – очень свободолюбивый народ, предпочитающий независимость всем остальным благам цивилизации. Все это также отражается в их танцах.

Выпрямленная спина, вращение вокруг оси, а также перемещение по танцевальной площадке по большому пространству. Очень ярко проявляется работа ног именно в казачьих танцах.

Танцевальные движения вприсядку, высокие выпрыгивания вверх, шаги, притопы, удары пяткой в пол и т.д.

В отличие от русского женского танца, который отличается большой скромностью, казачьи танцы являются более энергичными и свободными. Девушки буквально «летают» по сцене. Их движения отличаются смелостью и даже дерзостью. Отличительная черта – положение рук. Как правило, руки упираются кулачками в пояс, выдавая игривое и вольное настроение танцующих.

Гопак

Этот танец является визитной карточкой не только запорожских казаков, но и всей Украины. Множество современных украинских танцевальных коллективов исполняют гопак в разной интерпретации.

В самом начале своего зарождения гопак исполнялся исключительно мужчинами и являл в своей природе боевой танец. Все движения, используемые в этом танце, на самом деле были боевыми выпадами, подсечками и сабельными ударами.

Бесконечные вращательные повороты и перекаты, также использовались в сабельном бою, в качестве уходов от атаки противника. Этот танец был своеобразным показателем ловкости, силы, мужества и тренированности воина.

Обратите внимание

В нем очень часто изображались самые настоящие сцены боя.

Намного позже гопак начали танцевать и в прилегающих к Сечи городах, после чего он распространился на всю левобережную часть Украины. Здесь уже разрешалось участвовать в танце и женщинам, однако ведущая роль все также принадлежала мужчинам. Женские движения – более плавные и легкие.

Традиционно гопак танцуют пять мужчин и две женщины. Однако в настоящее время хореографы не очень часто придерживаются этого правила и вводят в танец то количество участников, которое необходимо.

Славные казачки

Девушки-казачки пользовались полной свободой и росли вместе со своими будущими мужьями. Чистота нравов, за которой следила вся казачья община, была достойна лучших времен Рима, где для этого избирались из самых благонадежных граждан особые цензоры.

До первой половины 16 века еще сохранялось веяние востока – власть мужа над женой была неограниченной.

В конце 17 века хозяйки, особенно пожилые, стали уже приобретать большое влияние в домашнем быту и частенько одушевляли беседы старых рыцарей своим присутствием, а когда те увлекутся в беседе – и своим влиянием.

Казачки в большинстве своем – тип красавиц, веками сложившийся как естественный отбор из плененных черкешенок, турчанок и персиянок, поражал и поражает своей миловидностью и привлекательностью. В своей повести «Казаки» уже в первой половине 19 века Л.Н. Толстой писал:

Красота гребенской женщины-казачки особенно поразительна соединением самого чистого типа черкесского лица с могучим сложением северной женщины. Казачки носят одежду черкесскую – татарскую рубаху, бешмет, чувяки, но платки завязывают по-русски. Щегольство, чистота и изящество в одежде и убранстве хат составляют привычку и необходимость жизни.

В экстремальных условиях выковался не только характер воина-казака, но и совершенно особый тип женщины —казачки.

Важно

Когда мы говорим, что казаки освоили и возделали огромные пространства Дона, Кубани, Терека, Приуралья, надо помнить, что в значительной мере это было сделано женскими руками. Мужчины-то постоянно были в походах, на кордонах. А дома оставались старики, дети и — казачки.

Они и возделывали поля, огороды, бахчи, виноградники, ходили за скотиной, они вырастили пышные сады, в которых утопали станицы. Они собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и хворобы лечить, и хату подправить.

Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. Номинально руководил большим семейным коллективом старик-дед, но далеко не все казаки доживали до седин. Дед мог быть уже и недееспособным, инвалидом. И работу по хозяйству организовывали бабки, матери, жены казаков.

Распределяли домашних, кому чем заниматься, если нужно, нанимали работников и руководили ими. Казачки умели и торговать, чтобы часть продукции обратить в деньги и приобрести необходимое.

Но казачка умела не только это. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю и ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать. 800 казачек участвовали в обороне Азова в 1641 г. А сколько в XVI-XVIII вв.

встречается упоминаний о нападениях степняков на донские, терские, кубанские, волжские, уральские, сибирские городки? Если мужчины были дома, казачки укрывали детей и скот, выступали «вспомогательной силой», заряжая ружья, помогая ремонтировать укрепления, тушить огонь, перевязывая раненых.

А коли главный защитник семьи отсутствует или уже пал, сама казачка становилась защитницей. Казачки в плен не сдавались, сражались до конца.

И мужей ждать умели как никто другой. В походы казаки уходили на годы, часто с одной войны на другую, вернутся ли — неизвестно. А казачки ждали. В Сибири бывало и того круче. Семен Дежнев отсутствовал дома 19 лет! Пока странствовал, сын вырос. Кто его на ноги поднял? Жена. Сама так и не дождалась мужа, умерла, а ребенка вырастила, воспитала, и он казаком стал, как отец.

Совет

Был и случай, правда, единственный, когда женщина стала войсковым атаманом. В XVIII в. выходец из ханского калмыцкого рода Петр Тайшин принял крещение со своим улусом. А потом калмыцкая орда распалась, начались свары. Князь умер, но его вдова княгиня Тайшина с 2400 подданными в 1739 г. попросила выделить ей землю для оседлого поселения и принять на службу.

Подходящее место нашли на Волге, где была построена крепость Ставрополь (ныне Тольятти). Эти калмыки составили Ставропольское Казачье Войско. А княгине были даны полномочия войскового атамана, положено жалованье в 500 руб. Остальным старшинам также было назначено жалованье — по уровню офицеров Войска Донского. А рядовые казаки несли службу с земельных наделов.

К Войску приписали тысячу отставных солдат и 2,5 тыс. крестьян. Солдаты должны были обучить калмыков гарнизонной и сторожевой службе, крестьяне — земледелию. Постепенно они смешивались, главной обязанностью ставропольцев являлась охрана Самарско-Уфимской линии — ответвления Самарско-Оренбургской. По призыву царя Войско выставляло 1 полк на войну.

А княгиня Тайшина руководила ставропольцами до конца жизни.

Анна Тайшина

Известны и случаи, когда казачки прославились в качестве воинов. По приказу Екатерины после большого набега горцев, в 1770-1771 гг. на Кавказ были переведены 517 семей из Волжского Войска, основав 5 станиц, по 100 семей на каждую.

Казачья станица, особенно на Кавказе — маленькая крепость: вал, по окраинам — глухие стены домов с редкими бойницами, несколько старых трофейных пушек с ядрами, заплоты, перегораживающие улицы в случае опасности, запасы пороха, ружей, шашек.

Десятого июня 1774 года, в станице Наурская, произошло событие, известное как оборона Наура.

Шла первая Турецкая война, в станице Наурской праздновали Духов день, старики, казачки с детьми разодетые по праздничному находились в церкви (практически все строевые казаки были в походе), когда на пикетах вдруг раздались выстрелы и прискакал казак, крикнувший «Идуть!» Наурскую столицу обложило восьмитысячное скопище татар, кабардинцев и турок, под предводительством калги из рода крымских султанов. У неприятеля был явный расчет захватить врасплох беззащитных жителей станицы, которая едва только устраивалась. Неприятель не знал, однако же, с кем будет иметь дело — наурские казачки в красных сарафанах вышли на защиту родного города и отражали неприятельские приступы наряду с мужьями и братьями, вооружившись серпами, вилами и косами. Они разогревали смолу и лили кипяток на головы врага, даже праздничные щи, готовившиеся к обеду, шли на «угощение» бусурманам, казачки перетаскивали с места на место пушки и стреляли из ружей. 12 часов шел бой, многочасовые штурмы дорого стоили врагам, до 800 человек было убито, несколько тысяч ранено. Осада длилась 2 дня, 12 июня с рассветом вновь загремели казацкие пушки, но к общему удивлению неприятель быстро стал отходить от станичных валов, и скоро беспорядочные толпы его скрылись из глаз изумленных наурцев. Никто не знал и не догадывался о настоящей причине столь поспешного отступления вражеского табора, и уже впоследствии только стали говорить, что снятием осады Наур обязан был казаку Перепорху, наведшему орудие прямо на высокий курган, где стояла ставка калги, и счастливым выстрелом убившего любимого племянника предводителя.

Хотя рассказ с казакеПерепорхе и его удачном выстреле и довольно популярен среди жителей Наурской станицы, но большинство казаков и доныне приписывает снятие осады и бегство неприятеля только особому Божьему покровительству.

Предание говорит, что на заре одиннадцатого июня, в день памяти святых апостолов Варфоломея и Варнавы, два всадника на белых конях и в белой одежде проехали вдоль вражеского стана и навели на татар панический ужас.

В ознаменование этого события в наурской церкви устроен даже придел во имя апостолов Варфоломея и Варнавы, и день одиннадцатого июня празднуется в Моздокском полку терскими казаками до настоящего времени больше 230 лет.

«Это бабий праздник», — говорят о нем казаки, вспоминая славное участие, которое приняло в бою женское население станицы. Геройские казачки почти все заслуженно получили медаль от императрицы ЕкатериныII«За турецкую войну 1769-1774 года».

Кабардинцы долго не могли забыть позора своего поражения. Даже мирные из них старались не встречаться с моздокским казаком, боясь насмешек насчет того, «как Кабардапошла воевать, да не управилась с казацкими бабами». Когда же приходилось встречать кого-нибудь из них с обожженным лицом, то казак и казачка не пропускали, бывало, случая позубоскалить над злополучным джигитом.

— А что, дос (приятель), не щи ли в Наурс хлебал? — спросит, бывало, линеец и провожает добродушным смехом угрюмо молчащего кабардинца. (Источник — Библиотека «Вѣхи», В.А. Потто, «Кавказская война»)

Обратите внимание

Кстати, жизнь казачек в XVII-XVIII вв. (а отчасти и в XIX) вообще исследована очень слабо. Конечно, их быт во многом отличался от картин «Тихого Дона», от того, что нам известно по предреволюционным воспоминаниям. Точно так же, как и казаки Первой Мировой во многом отличались от своих предков времен Суворова.

Да, казачки хорошо умели стрелять, в том числе из пушек, владели холодным оружием. Когда они этому учились? Где? Допускали ли их в юности к тренировкам наряду с казачатами? Или учили матери, отцы, мужья — на всякий случай? Известно, что на Тереке казачки еще и в ХХ в. были отличными наездницами, умели стрелять.

Внешне отношение казака к женщине могло показаться грубоватым, с демонстрацией собственного превосходства, но на самом деле оно было рыцарским. Атаман Платов в 1816 г.

в приказе по Войску Донскому писал о казачках: «Пускай верность и усердие их, а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь, послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жен донских».

По обычаям, казачка пользовалась таким уважением и почтением, что в наделении ее дополнительно еще и мужскими правами не нуждалась. И наоборот, казак и даже станичный атаман не имел права вмешиваться в женские дела. Казачка не участвовала в кругах, не имела голоса на сходах, ее интересы представляли отец, муж, брат.

Но одинокая женщина могла выбрать себе любого ходатая из числа станичников. А вдова или сирота находилась под личной защитой атамана и совета стариков, а если этого недостаточно, могла и сама обратиться к сходу. Разговаривая с женщиной на кругу или сходе, казак обязан был встать, а если она пожилых лет — снять шапку.

Быт и труды казачки определяло осознание ею самой своего особого долга. Точно так же, как казак считал своим долгом службу, так и казачка видела высший долг в том, чтобы обеспечить службу мужа, братьев, сыновей.

Во время Гражданской войны казачки тоже брали в руки оружие и сражались, защищая свои семьи.

Важно

И наконец, пример не столь далекий. В 1942 г. был сформирован Добровольческий казачий кавалерийский корпус, который стал известен, потом как 4 КККК им командовали сначала Кириченко, а потом Плиев.

В бою под станицей Кущевской этот корпус полностью разгромил два горнострелковых полка Вермахта, а один, «Зеленая роза», был вырезан полностью.

Корпус был сформирован из казаков добровольцев, но в большинстве это были казаки нестроевых возрастов (к тому времени почти все казаки строевых возрастов были уже призваны в РККА), а именно мальчишки от 13 до 17 лет, старики от 60 до 80 лет и женщины казачки в возрасте от 14 до 50 лет.

И поверьте, что женщины там были не только санинструкторами и связистками, но на равных с мужчинами воевали бойцами сабельных эскадронов, артиллеристами, разведчиками, пулеметчиками, снайперами, саперами, даже танкистами. И 4 Кубанский казачий кав. корпус был не единственным.

Вот получается такой женский вопрос по-казачьи. И для казака бабы, простите, женщины, получается далеко не последнее дело. Просто у каждого, и у мужчины-казака, и у женщины-казачки, свое предназначение и свое служение.