Тайны старых картин — «тройка» василия перова

Василий Перов «Тройка»: история создания, описание картины

Тайны старых картин — «тройка» василия перова

(«Ученики мастеровые везут воду»; изображен склон Рождественского бульвара)

Картина охватывает склон Рождественского бульвара, фоном картины стали стены Богородице-Рождественского женского монастыря, в центре трое детей, изможденные, усталые, везут воду. Картине было суждено стать одним из самых значимых работ Перова.

Работа очень эмоциональна, даже столько лет спустя оно находит отклик в сердцах людей, вызывая сострадание, сожаление о тяжкой судьбе бедняков. Художник старался максимально отразить не только внешний вид детей и ситуацию, но и атмосферу, которая характерна для бедняков.

Это обреченность, обездоленность.

История создания

«Тройка» была создана Перовым в 1866 году, тот период был сложным для Московских жителей, и всей России.

Тогда уже произошла отмена крепостного права, но сразу ситуация не исправилась, люди жили в нищете. Неравенство все также было актуальным, привлекая мастеров.

Детский труд и слезы были неизбежны, и обменивались на минимально необходимые блага. Именно такую ситуацию художник показал на картине.

При написании Перов долго не мог найти персонажа для центрального размещения, и наткнулся на мальчика случайно. Его мать не соглашалась, но после долгих уговоров дала согласие. Спустя три года мальчик умер, а женщина мечтала купить полотно, но оно уже было продано Третьякову. Проникнувшись горем одинокой женщины, он написал портрет ее сына, и отправил безутешной матери.

Описание картины

Центром изображения являются трое детей, они везут большую бочку с водой. Мальчики и девочка идут по зимней Московской дороге, видна гололедица, снег, ветер. На улице уже наступают сумерки, а от ветра их тонкая и сношенная одежда развевается. При расплескивании вода из бочки становится сосульками, это говорит о сильном морозе.

Дети очень измотаны, практически отчаяние читается на их личиках, сзади кто-то помогает втолкнуть поклажу на пригорок. Также на полотне присутствует собака, она бежит чуть впереди. Тона картины темные, здесь нет никакой надежды, даже снег выглядит грязным, мрачным. Это сделано намеренно, поскольку позволило показать неправильность такой тяжелой работы для детей.

Дореволюционный период Москвы имел разные стороны, здесь показана будничная, тяжкая жизнь бедняков, когда использовался детский, труд.

Обратите внимание

Подъем со стороны Трубной площади определяется по изображению стен Богородицы-Рождественского женского монастыря. Тогда тысячи детей трудились на фабрике, возили воду.

Автор взял историческую тематику, с 1804 года люди действительно возили воду с Трубной площади, где был фонтан-хранилище.

По названию можно сделать вывод о сравнении детей с работой для лошадей, их нелегкая судьба полностью раскрывается в изображении. Автор привлек внимание к труду в России в те годы. Даже название картины вызывает горечь, а ведь тогда в Москве такая адская работа часто доставалась мастеровым. Пренебрежительное отношение к детям приводило к их тяжелому бедному существованию.

Художественные приёмы

Картина написана на холсте с помощью масла. Ее выделяет отсутствие чистых и светлых тонов. Абсолютно все изображение писалось с помощью серых, мрачных, темных, приглушенных оттенков, это позволило точно отразить трагичность.

Также для того, чтобы подчеркнуть тяжесть ситуации, Московская улица нарисована пустынной, мрачной. Скорее всего, по задумке дети являются деревенскими, и пригнанными в Москву только ради промысла.

Вся их жизнь показана в усталости, ободранной, холодной одежде, и безысходности.

Описание картины «Тройка» В. Перова

Тайны старых картин — «тройка» василия перова

Что в отечественном понимании ассоциируется с «тройкой»? Скорее всего, народные песни о тройке резвых коней, былины о трех богатырях или лихой тройке добрых молодцев. Картина «Тройка» В. Перова переворачивает все мыслимые и немыслимые стереотипы этого слова.

«Ученики-мастеровые везут воду» — вот скупая ремарка самого художника, которая заставляет каждого человека содрогнуться от одной мысли о том, что кто-то может использовать детский труд.

А тогда, во времена Перова, запряженные в сани мальчики и девочка, которые тащат огромную обледеневшую бочку, были такой же нормой, как дети их возраста, в наше время играющие в песочнице.

1866 год для России был сложным и трагичным. Прошло шесть лет после отмены крепостного права, а этот факт дал людям свободу лишь формально. По сути, они были свободными лишь на бумаге, а не в действительности.

Многие думали о том, как прокормить семью и просто выжить в повальной нищете. Деятели искусства, между тем, как могли, старались донести тему народного страдания небезразличным к судьбе других.

Самой главной была идея эксплуатации несовершеннолетних, ведь, согласно статистике того времени, детская смертность была просто запредельной.

Перов любил тематику детства, причем он писал не отпрысков дворян и мещан, а детей бедных сословий, которые в то время работали «учениками». Зверское обращение, каторжное детство – вот что старался показать художник.

Морозное утро только наступило, город еще спит в сером тумане, а по заснеженной улице трое детей везут, даже тащат огромную бочку. Их не поленились поднять и отправить за водой.

Измученные, уставшие лица, одежда, которая давно превратилась в лохмотья, еще больше отражает несправедливость жизни того времени. Промозглый ветер раздувает ветхую одежду детей, а мальчик с левой стороны, кажется, вот-вот упадет от его порывов.

Важно

Вода, которая выливается из бочки, превращается в сосульки и попадает на «учеников». Вот откуда самая распространенная причина смертности среди детей – чахотка – от холода, влаги и мороза.

Есть еще в мире «Тройки» справедливость – какой-то человек помогает им, толкая бочку, а собачонка, бегущая рядом, словно хочет оказать им поддержку.

Посмотрите на цветовую палитру полотна – тут нет ни одного яркого оттенка, лишь мрачные серо-коричневые тени, даже снег мышиного цвета, а пустынная улица, покрытая льдом, только нагнетает обстановку. Такая же у детей и жизнь – серая и безысходная.

Что может быть хуже того, когда труд ребенка приравнивается к службе лошадей? Пожалуй, только детская смертность в результате такой работы, ведь ни о каких «Конвенциях о правах ребенка» или о социальных службах в то время не было и речи.

Поколению, которое должно идти в будущее, оставалась только безысходность бытия и жалость окружающих.

Такая обреченность вполне реальна не только для отражения на картине, а и для ее истории. Детей-натурщиков художник так и не нашел, пока случай не свел его с мальчиком Васей, изображенном посередине группы.

Он умер через несколько лет после того, как была написана картина. Его мама продала все и отправилась к Перову просить полотно, чтобы «смотреть на Васеньку».

В то время оно уже стало собственностью Третьякова, но художник нарисовал ребенка по памяти и подарил картину убитой горем женщине.

Совет

Обращаясь к фигурам «Тройки», стоит сказать, что на Васе как раз лежит самая главная смысловая нагрузка, остальные дети лишь дополняют его. Он – не только самый старший, но и лидер, который не дат себе повода показать, что устал.

Для младших товарищей он должен быть примером, так что превозмогая боль и холод, мальчик тащит бочку. Он поднял голову и устремил ее в даль – типичный жест человека, который несет непосильную тяжесть.

Поражает взгляд этого ребенка – в нем странно сочетаются безысходность и вера в лучшее, которые, по сути, не могут существовать вместе.

Единственная в упряжке девочка невольно заставляет задуматься о ее будущем.

Сможет ли эта «тягловая сила» в дальнейшем прожить жизнь и стать любимой женой и матерью? Да и сможет ли эта девчушка в распахнутом тулупчике и застиранной юбке вообще стать матерью, выполняя нечеловеческую работу? Глаза ее полузакрыты, но в них выражается столько боли и муки, что она кажется хрупкой и невесомой. Тяжелые ботинки, грубые и мужские, не дают малышке упасть под порывами ветра.

Самый младший ребенок – это крайний мальчик слева. У него больше нет сил, он запрокинул голову с тонкой бледной шеей и закатил глаза. Этот ребенок уже не живой, хоть и пытается тащить повозку.

У этих ребят никогда не было детства, они даже не знают, что это такое. Глаза их уже потеряли способность смотреть на мир с удивлением и радостью, а одежда, больше на несколько размеров, дает понять, что они останутся в числе тех миллионов детей, которые так и не смогут выбраться из нищеты.

Окружающий «тройку» пейзаж трудно назвать унылым – он просто безысходен. Пустынная улица с монастырской стеной, закутанный в шубу мужчина, который помогает детям изображены нечеткими и туманными мазками. Это словно подчеркивает сознание детей, где закрепилась лишь бочка, которую нужно дотащить, причем ценой собственной жизни.

Собака, которая бежит рядом с ними – не просто спутник или товарищ по играм. Он скалиться на сумеречное утро, холод и скользкий снег, словно старается защитить детей от всех лишений и трудностей. Пес словно охраняет «Тройку» от всемирного зла, но это ему практически не по силам.

Обратите внимание

Самые мрачные, самые невыразительные краски полотна лишь акцентируют летящие черные птицы на заднем плане. Почему-то они напоминают ворон и вызывают не самые лучшие ассоциации.

Раскиданные ветви, обледеневшие сани, грязный снег, замученные дети – вот только часть деталей, которые придают картине обреченность и безысходность. «Тройку» В.

Перова сложно назвать произведением искусства, достойным Третьяковки.

Оно, словно документ того времени, рассказывает о эксплуатации детей теми, кто должен их защищать: оно нагоняет страх от того, сколько потерянных и растоптанных судеб остались после отмены крепостного права.

Василий Перов «Тройка»

Тайны старых картин — «тройка» василия перова

Одним из украшений знаменитой Третьяковской галереи является картина Василия Перова «Тройка». Работа принесла художнику звание академика, всенародную славу и неожиданную встречу…

В 1866 году Перов создал одну из своих самых знаменитых картин — «Тройка».

Уже работая над картиной, Перов все никак не мог найти образ мальчика – центрального в тройке. Такого, который сразу бы привлек внимание.

Как-то, гуляя по Москве, Перов увидел бедно одетую женщину с ребенком, именно таким, которого хотел изобразить.

Он подошел, познакомился, и женщина (Марья) рассказала, что она и ее сын Васенька пришли пешком из Рязанской области паломниками в монастырь и им негде остановится в Москве. Перов пригласил их к себе и попросил разрешения написать Васеньку.
В мальчике Перов увидел будущего героя своей картины.

Женщина поначалу не соглашалась позволить сыну позировать художнику. «Он у меня единственный кормилец, — говорила она. — А ну как после этого на него найдёт порча и он умрёт?» Среди крестьян в то время бытовало мнение, что изображённого на рисунке человека обязательно постигнет какое-нибудь несчастье.

Но после долгих уговоров Василий Григорьевич всё-таки убедил её, и картина была закончена.

Так этот мальчик и появился на картине. Характерной особенностью его были — отколотые передние зубы.

В контексте картины этот штрих говорил о жестоком обращении с детьми-мастеровыми.

«Тройку» тут же купил Третьяков и повесил в своей галерее.

«… Прошло около четырех лет. Я забыл и старушку и мальчика, — вспоминал позже Перов, — картина давно была продана и висела на стене Третьяковской галереи… Однажды кто-то постучал ко мне. Я вышел и увидел перед собою маленькую, сгорбленную старушку… тонкие губы ее были сухи, маленькие глазки глядели грустно.

Она беззвучно шевелила губами, бесцельно суетилась и, наконец, вытащив из кузова яйца, завязанные в платок, подала их мне и сказала, что знает меня давно, что я списывал ее сына.
«Батюшка, сынок-то мой», — начала она, а слезы текли обильно и не давали ей говорить…

Наконец, наплакавшись и немного успокоившись, она объяснила мне, что сынок ее, Васенька, заболел и умер».

Старушка сказала художнику, что хочет купить картину, где нарисован ее сын. Художник ответил, что картина продана и висит в Третьяковской галерее, но что ее можно посмотреть.

О том, что произошло далее, Василий Григорьевич написал в письме другу.

«Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула: «Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!» — и с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол…

Старушка стояла на коленях и молилась на картину: «Прости меня, дорогое дитя, прости, мой милый Васенька!»
Предупредив человека, чтобы он оставил в покое старушку, я пошёл наверх к хозяину и, пробывши там около часу, вернулся вниз посмотреть, что там происходит… Старушка стояла на коленях и молилась на картину.

Важно

Она молилась горячо и сосредоточенно на изображение её дорогого и незабвенного сына». 

(В.Перов, «Рассказы художника»)

Став свидетелем подобного зрелища, Перов пригласил женщину в свою мастерскую и специально для неё написал портрет её мальчика, который она потом повесила среди икон…

Тайны и проклятия шедевров Третьяковки

Тайны старых картин — «тройка» василия перова

Для Третьяковской картинной галереи собирались картины лучших русских художников. А шедевры, как известно, не могут существовать без тайн и мистических загадок.

Убийственная тройка

Многим знакома картина «Тройка» или как ее еще называют – «Ученики- мастеровые везут воду», где трое детей тащат на санях огромную замерзшую бочку. В тот момент художник Василий Перов предпочитал остросоциальные темы.

В.Г. Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866

Существует легенда о том, что мальчик-натурщик для центральной фигуры картины умер вскоре после того, как Перов написал его. На самом деле Вася, а именно так звали того мальчика, поработал еще и для картин «Мальчик готовится к драке», «Проводы покойника» и «Мальчик-мастеровой».

Но потом ребенок действительно умер от оспы, о чем через четыре года рассказала Перову его мать – Марья. Она попросила отдать ей картину, если это возможно. К тому моменту полотно уже было продано в Третьяковскую галерею, и художник лишь сводил женщину лишний раз попрощаться с сыном у холста.

Кстати, странно, что именно этой картине досталось звание «убийцы» Васи, ведь есть же работа, на которой он едет в санях с гробом, – «Проводы покойника». Но более прославилась «Тройка» – ей и достались «лавры».

В.Г. Перов. Проводы покойника. 1865

Кстати: Согласно православным канонам живых, к тому же мирских, людей нельзя было изображать на картинах, «писать» можно было только святых. И хотя в XIX веке портреты и жанровые картины были уже обычным, не запрещенным церковью делом, но считалось, что каждого натурщика ждет скорое увядание от болезней, неудачи и даже смерть.

Медведи раздора

Даже если вы никогда не были в Третьяковке, «Утро в сосновом лесу» вы видели точно, хотя бы на фантике конфеты «Мишка косолапый». Почти все знают, что ее автор – Иван Шишкин. Но на самом деле был еще один, так сказать, соавтор, благодаря которому эта картина и приобрела такую популярность – Константин Савицкий.

История гласит, что Шишкин и Савицкий, отправившись на Селигер, решили запечатлеть нетронутую человеком природу. Что и сделал Иван Иванович, изобразив пейзаж, который назвал «Туман в сосновом лесу».

Однако Константин Аполлонович предложил товарищу привнести в картину больше жизни, на что тот нехотя согласился.

Савицкий принялся за работу и, имея большой опыт в рисовании животных, но мало времени и не самое удобное местонахождение в диком лесу, кое-как изобразил двух косолапых.

Это очень не понравилось Шишкину, и он принялся исправлять испорченную работу, назвав первых двух медведей «непонятными коричневыми пятнами». Художник подчеркнул их контуры тенями и бликами, а также добавил еще две фигуры животных.

Иван Иванович не был против соавторства с менее популярным художником, так что расписались на картине они вдвоем. Вскоре живописцы по просьбе Третьякова продали ему свою работу, но тот счел, что уже известный автор Шишкин будет иметь большую популярность, и самолично стер с картины роспись Савицкого.

Поделили художники вырученные четыре тысячи «по-братски»: три тысячи – Шишкину и одну – Савицкому, хоть сейчас мы бы сочли это не совсем справедливым: ведь картина запоминается именно благодаря его медведям.

Совет

Была ли реальная ссора, а то и драка между художниками, или нет – точно не известно, но слухи об этом ходили.

И хотя совместных работ больше не появлялось, но достоверно, что авторы продолжали общаться, и Савицкий заходил в гости к Ивану Ивановичу.

Подправил как смог

Витает в анналах Третьяковской галереи и менее известная, но не менее интересная история – о создании картины «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга». Она была написана Алексеем Гавриловичем Венециановым на конкурс, объявленный властями Санкт-Петербурга и оплаченный Анатолием Демидовым в 1838 году.

А.Г. Венецианов. «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга». 1838

Премия за первое место составляла восемь тысяч рублей, так что это могло поправить финансовое состояние художника в случае выигрыша. Однако, несмотря на то, что работа была оценена как лучшая на конкурсе, и на то, что Венецианов специально добывал для нее костюмы Петровского времени, – денег за нее Алексей так и не получил.

Зато позже она попала в Третьяковку и висела там у парадной лестницы аж до реставрации 2005 года. А странности начали в ней замечать намного раньше, еще во время Советского Союза: стиль полотна был не очень похож на работы Алексея Гавриловича.

На картине были неестественные цвета, вроде зеленовато-желтого неба, слишком мягкие и мало эмоциональные черты лица Петра. А ведь до этого художник потрясающе писал людей. Да и скала на заднем плане всем казалась какой-то маленькой и непропорциональной, а ведь она была списана с огромного Гром-камня под Медным всадником – известным памятником Петру в Санкт-Петербурге.

До правды докопались во время реставрации, и еще задолго до нее была теория, что под картиной есть второй, настоящий, венециановский слой, а после рентгенограммы в этом убедились все.

Оказывается, какой-то неизвестный реставратор, заметив разрыв на полотне, решил просто замазать его целиком по верху, что и сделал, хоть он и выдал себя заметными отличиями от оригинала – на самом деле у Петра было присущее ему серьезное лицо, а Гром-камень простирался на полхолста, в отличие от всем известного до недавнего времени варианта.

Отреставрированная картина

«Тройка» – самое эмоциональное полотно Василия Перова: трагичная история создания

Тайны старых картин — «тройка» василия перова

«Тройка (Ученики мастеровые везут воду)» – невероятно эмоциональное полотно, созданное русским художником Василием Перовым. Трое деток, запряженные в сани, обреченно тянут огромную бочку с водой. Очень часто картину приводят в пример, говоря о нелегкой крестьянской судьбе. Вот только создание этой картины стало настоящим горем для обычной деревенской женщины.

Василий Перов уже долго работал над картиной. Была написана большая ее часть, не хватало только центрального персонажа, художник не мог найти нужный типаж.

Однажды Перов прогуливался в окрестностях Тверской заставы и рассматривал лица мастеровых, которые после празднования Пасхи возвращались из деревень обратно в город на работу.

Важно

Тут-то и увидел художник мальчика, который будет в последствие приковывать взгляды зрителей к его картине. Он был родом из Рязанской губернии и шел с матерью в Троице-Сергиеву лавру.

Обратите внимание

Художник, возбужденный от того, что нашел «того самого», стал эмоционально упрашивать женщину разрешить ему нарисовать портрет сына. Испуганная женщина не понимала в чем дело и попыталась ускорить шаг. Тут Перов предложил ей пройти в его мастерскую и пообещал ночлег, т. к. узнал, что путникам негде остановиться.

В мастерской художник показал женщине неоконченную картину. Она испугалась еще больше, мол, грех это – людей рисовать: одни от этого чахнут, а другие умирают. Перов уговаривал ее, как мог. Он приводил в пример царей, архиереев, позировавших художникам. В конце концов, женщина согласилась.

Пока Перов писал портрет мальчика, мать рассказывала о своей нелегкой доле. Ее звали тетушкой Марьей. Муж и дети умерли, остался лишь один Васенька. Она в нем души не чаяла. На следующий день путники ушли, а художник вдохновлено заканчивал свое полотно. Оно получилось настолько проникновенным, что тут же было приобретено Павлом Михайловичем Третьяковым и выставлено в галерее.

Тройка (Ученики мастеровые везут воду). Третьяковская галерея.

Четыре года спустя на пороге мастерской Перова снова появилась тетушка Марья. Вот только была она без Васеньки. Женщина в слезах рассказала, что ее сынок за год до этого заболел оспой и умер. Позже Перов написал, что Марья не винила его в смерти мальчика, но его самого не оставляло чувство вины за произошедшее.

Тетушка Марья сказала, что проработала всю зиму, продала все, что у нее было, лишь бы купить картину, где изображен ее сынок. Василий Перов ответил, что картина продана, но на нее можно посмотреть. Он отвел женщину в галерею к Третьякову. Увидев картину, женщина упала на колени и зарыдала. «Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый!» – причитала она.

Несколько часов стояла мать перед изображением своего сыночка и молилась. Художник уверил ее, что отдельно напишет портрет Васеньки. Перов исполнил обещанное и отослал портрет мальчика в золоченой раме в деревню к тетушке Марье.

Также смотрите: 

История написания картины Василия Перова «Тройка»Obobrali.ru

Тайны старых картин — «тройка» василия перова

Мало кто знает, как русский художник Василий Перов писал свою картину «Тройка (Ученики мастеровые везут воду)». Он долго не мог подобрать образ центрального персонажа, а после того, как все же сумел его выбрать, стал участником настоящей драмы в простой крестьянской семье.

Василий Перов уже долго работал над картиной. Была написана большая ее часть, не хватало только центрального персонажа, художник не мог найти нужный типаж.

Однажды Перов прогуливался в окрестностях Тверской заставы и рассматривал лица мастеровых, которые после празднования Пасхи возвращались из деревень обратно в город на работу.

Важно

Тут-то и увидел художник мальчика, который будет в последствие приковывать взгляды зрителей к его картине. Он был родом из Рязанской губернии и шел с матерью в Троице-Сергиеву лавру.

Обратите внимание

Художник, возбужденный от того, что нашел «того самого», стал эмоционально упрашивать женщину разрешить ему нарисовать портрет сына. Испуганная женщина не понимала в чем дело и попыталась ускорить шаг. Тут Перов предложил ей пройти в его мастерскую и пообещал ночлег, т. к. узнал, что путникам негде остановиться.

В мастерской художник показал женщине неоконченную картину. Она испугалась еще больше, мол, грех это – людей рисовать: одни от этого чахнут, а другие умирают. Перов уговаривал ее, как мог. Он приводил в пример царей, архиереев, позировавших художникам. В конце концов, женщина согласилась.

Пока Перов писал портрет мальчика, мать рассказывала о своей нелегкой доле. Ее звали тетушкой Марьей. Муж и дети умерли, остался лишь один Васенька. Она в нем души не чаяла. На следующий день путники ушли, а художник вдохновлено заканчивал свое полотно.

Оно получилось настолько проникновенным, что тут же было приобретено Павлом Михайловичем Третьяковым и выставлено в галерее.

Четыре года спустя на пороге мастерской Перова снова появилась тетушка Марья. Вот только была она без Васеньки. Женщина в слезах рассказала, что ее сынок за год до этого заболел оспой и умер. Позже Перов написал, что Марья не винила его в смерти мальчика, но его самого не оставляло чувство вины за произошедшее.

Тетушка Марья сказала, что проработала всю зиму, продала все, что у нее было, лишь бы купить картину, где изображен ее сынок. Василий Перов ответил, что картина продана, но на нее можно посмотреть. Он отвел женщину в галерею к Третьякову. Увидев картину, женщина упала на колени и зарыдала.

«Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый!» — причитала она.

Несколько часов стояла мать перед изображением своего сыночка и молилась. Художник уверил ее, что отдельно напишет портрет Васеньки. Перов исполнил обещанное и отослал портрет мальчика в золоченой раме в деревню к тетушке Марье.

«Тройка» Василия Перова: история шедевра

Тайны старых картин — «тройка» василия перова

Одним из сокровищ Третьяковской галереи является картина Василия Перова «Тройка». Работа принесла художнику звание академика, всенародную славу и неожиданную встречу…

САМА жизнь Перова с самого начала складывалась непросто. Несмотря на то что отцом будущего художника был человек именитый — прокурор Тобольска барон Григорий Карлович Криденер, — носить громкую фамилию Василий не имел права. Он появился на свет за несколько месяцев до того, как его мать стала официальной женой барона. При крещении мальчику дали фамилию его крёстного, и он стал Васильевым.

Перовым же его прозвал дьяк, у которого маленький Вася брал первые уроки грамоты. Вместе с ним учился азбуке ещё один мальчик — сын небогатого крестьянина, тоже Василий. Во время одного из занятий учитель рассердился на крестьянского сына.

«Какой же ты неаккуратный и ленивый! — закричал он. — Тебе бы только на печи сидеть и ногами болтать. Так и останешься навсегда Васькой Болтовым. Нет чтобы брать пример со своего приятеля. Вон как тёзка твой буквы красиво выводит, точно родился с пером в руке.

А посему его я буду звать Перовым».

Мать мечтала, чтобы мальчик стал, как и отец, деловым человеком. А все помыслы Василия были только о рисовании. Художником он решил стать вопреки воле матери. И благодаря… страсти отца к собакам.

Барон, вышедший к тому времени в отставку и перебравшийся с семьёй в Самарскую губернию, держал солидную псарню. В отцовском кабинете на самом видном месте висел портрет родителя, на котором тот был изображён с любимым псом.

Совет

Когда четвероногий любимец издох, Григорий Карлович выписал из города художника, которому поручил прямо на портрете зарисовать умершую собаку и изобразить на её месте новую.

Маленький Василий стал свидетелем, как под кистью приезжего живописца вначале исчезла знакомая Жучка, а на её месте появился Полкан, как две капли воды похожий на папенькиного добермана.

На следующее утро, провожая чудо-художника, Вася упросил оставить ему кисти и краски. И уже через неделю в доме Криденеров не было ни одной стены, на которой бы мальчик не оставил своего рисунка. Маменька гневалась, а отец, наоборот, поощрял увлечение сына.

И в один из дней решил отправить его в соседний Арзамас учиться живописи.

Но в школе Василий задержался недолго. Причиной стало слово, данное им матери, вести себя прилично и не принимать участия в студенческих пирушках и развлечениях.

Одноклассников Перова обижало его равнодушие к их утехам, и они всячески подтрунивали над «маменькиным сынком». В конце концов терпению юноши пришёл конец и он запустил в обидчика тарелкой с горячей кашей. В тот же день Перова исключили из школы живописи.

Домой — а до имения, где служил отец, было почти 40 вёрст — ему пришлось добираться пешком.

По счастливому стечению обстоятельств в гостях у родителей Василий застал племянника матери, который, взглянув на работы родственника, посоветовал ему ехать в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Талантливый молодой человек был немедленно зачислен в число слушателей…

О работах самородка вскоре заговорили. Известность к нему пришла, как и всё в его жизни, тернистой дорогой. Картина «Сельский крестный ход на Пасхе» была выставлена на академической выставке в Петербурге — и скандал не заставил себя ждать.

Обратите внимание

Властей возмутило, как Перов изобразил подвыпивших священнослужителей (на этой же выставке демонстрировалась и ещё одна картина художника — «Чаепитие в Мытищах»). Художником заинтересовалась полиция. От руководства академии потребовали немедленно изъять картину с выставки.

А у коллекционера Павла Третьякова, успевшего приобрести работу, взяли подписку о том, что он не станет публично показывать творение Перова.

Имя молодого художника было у всех на устах, Василий Григорьевич стал настоящей знаменитостью. «Перов — это Гоголь и Достоевский в живописи», — писали о нём критики. На парижской выставке, состоявшейся вскоре после петербургского скандала, он был самым ожидаемым гостем.

Академией живописи Василий Перов был на три года послан за границу. Несмотря на то что все расходы брала на себя казна, зарубежный вояж не доставил художнику удовольствия.

На имя академии Перов прислал письмо, в котором просил разрешения вернуться в Россию. Желание художника выглядело довольно вызывающе — многие коллеги мечтали бы оказаться на его месте.

Но высочайшее согласие было получено, и Перов приехал домой…

В 1866 году он создал одну из своих самых знаменитых картин — «Тройка». Перов долго не мог найти натурщиков, с которых мог бы написать образы детей, тянущих за собой обледенелую бочку с водой. Пока случайно не встретил в уличной толпе крестьянку с сыном, возвращавшихся с богомолья. В мальчике Перов тут же увидел будущего героя своей картины.

Женщина поначалу не соглашалась позволить сыну позировать художнику. «Он у меня единственный кормилец, — говорила она. — А ну как после этого на него найдёт порча и он умрёт?» Среди крестьян в то время бытовало мнение, что изображённого на рисунке человека обязательно постигнет какое-нибудь несчастье.

Но после долгих уговоров Василий Григорьевич всё-таки убедил её, и картина была закончена.

«Тройку» тут же купил Третьяков и повесил в своей галерее. А вскоре к Перову пришла та самая женщина и со слезами на глазах поведала, что её сын через два года, после того как позировал художнику, заболел оспой и умер. «Возьмите всё, что у меня есть, но продайте мне ту картину.

Важно

Пусть хоть так сынок вернётся ко мне», — просила она Перова. Узнав о том, что «Тройка» теперь принадлежит другому человеку, женщина стала умолять назвать адрес нового хозяина картины. «Да здесь нет никакого секрета, — ответил Перов. — «Тройка» выставлена в галерее господина Третьякова.

Давайте я вас провожу».

О том, что произошло далее, Василий Григорьевич написал в письме другу. «Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на неё и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула: «Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!» — и с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол.

Предупредив человека, чтобы он оставил в покое старушку, я пошёл наверх к хозяину и, пробывши там около часу, вернулся вниз посмотреть, что там происходит… Старушка стояла на коленях и  молилась на картину. Она молилась горячо и сосредоточенно на изображение её дорогого и незабвенного сына».

Став свидетелем подобного зрелища, Перов пригласил женщину в свою мастерскую и специально для неё написал портрет её мальчика, который она потом повесила среди икон…

Картина Тройка Василий Григорьевич Перов 1866 г

Тайны старых картин — «тройка» василия перова

Картина Тройка. ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью.

Уставшие от непомерной тяжелой ноши дети тянут большую бочку наполненную водой из реки, их путь пролегает вдоль унылой монастырской стены.

Какой то прохожий, увидев детей за такой непосильной работой, решил помочь толкая сзади тяжелую поклажу.

Перов написал картину Тройка в сумеречных коричнево-серых тонах, как бы показывая зрителю всю серость и низость того бездушного времени, сравнивая детей с тройкой запряженных лошадей, труд которых безжалостно используют богатые и сытые люди. Картина Перова Тройка была задумана художником, чтобы раскрыть людям глаза на реальную действительность, помогающую сострадать и искоренять человеческое бездушие.

На этапах создания картины, как не редко бывает Перов столкнулся  с проблемой подбора одного натурщика, а если точнее ее центрального персонажа, самого старшего мальчика в этой тройке.

Живописец уже и с ног сбился в поисках подходящей модели, и вот благодаря случаю, как то раз, прогуливаясь по улице он примечает крестьянского мальчишку по всем характерным данным подходящего для задуманного сюжета, мальчик был не один а с его мамой.

После мимолетного знакомства живописец узнал, что мальчишку зовут Васей, вдохновленный находкой Перов попытался убедить женщину для позирования сына в его картине, пообещав ей небольшое вознаграждение, недолго думая женщина согласилась.

Совет

Как известно крестьянка была вдовой и недавно она похоронила возможно по болезни других ее детишек и Вася для нее был последней надеждой в этой не простой жизни, ради которого она и жила. Когда в 1866 году произведение было закончено и выставлено на всеобщее обозрение, картину заинтересовался купить известный Меценат Павел Третьяков.

Все бы ничего, но через ряд лет к Перову  пришла крестьянская женщина, в которой художник не сразу узнал мать Васи. Она  рассказала живописцу о ее горе, то было год назад после тяжелой болезни  умер ее Васенька.

Его образ по ее мнению остался только на той картине, которую тогда писал Перов и она за последние свои небольшие крестьянские сбережения просила и умоляла мастера продать ей это полотно с образом ее сына.

Художник с огромным сожалением смотрел на женщину и попытался ей объяснить, что его работа уже куплена и находится в Галерее у Павла Третьякова.

Недолго думая Перов решил проводить бедную крестьянку в галерею, увидев картину женщина в слезах упала на колени и долго молилась и рыдала. Вся эта сцена произвела на художника большое сожаление и он твердо решил написать портрет ее сына и в последствии подарил его ей.

Сегодня картина Тройка находится в Третьяковке, в Москве, Размер холста 123,5 на 167,5 см

Зал 16. Василий Перов

Тайны старых картин — «тройка» василия перова

Зал 16

Любовь к простому народу переполняет картины Перова. На всех картинах, которые мы увидим, есть дети. Художник страдал от того, что дети бедняков живут так тяжело.

Он хотел, чтобы люди помнили об их тяжелой доле. Мы узнаем имя мальчика, изображенного на картине «Тройка».

Мы услышим также рассказ человека, бывшего «ученика», о его страшном детстве.

На дороге в монастырь

Василий Григорьевич Перов любил выходить за городскую заставу, на дорогу, по которой бесконечной вере­ницей тянулись богомольцы в старинный подмосковный монастырь — Троице-Сергиеву лавру.

Обратите внимание

Шли  странники  с посошком  в  руке и    холщовой    котомкой    за    плечами крестьянки в пыльных зипунах и по­битых лаптях, нищие, калеки, чистень­кие старушки в чистеньких белых платочках, юные девушки, дети-сироты. Оставляя облако пыли, проезжали в открытой коляске барин с барыней. Мо­лодая, упитанная купчиха отдыхала на лавочке в тени забора и звонко смея­лась шуткам своих веселых попутчиков.

Цепкий взгляд художника выхваты­вал из толпы бессчетные лица. Мно­жество сцен, занятных и грустных, при­вычных и неожиданных, отпечатыва­лось в памяти.

В. Перов. Чаепитие в Мытищах. 

…В тенистом саду расселся под де­ревом толстый монах. Не спеша, с удо­вольствием он тянет с блюдца горячий чай. На нем богатая шелковая ряса, высокая шапка — клобук. Наверно, он важное лицо: молодой монашек не сме­ет сесть с ним за стол и пьет чай стоя, за его спиной. Сюда же, в сад, забрел нищий —слепой, безногий солдат с маль­чиком-поводырем.

Совсем недавно сол­дат, не жалея себя, сражался за родину: на его ветхой шинели — Георгиевский крест, высшая награда за храбрость в бою. Теперь он протянул к монаху высохшую, бледную руку,— может быть, упадет на ладонь хоть мелкая медная монетка. Но монах и головы не повернет в сторону нищего, только косится на него заплывшими глазками.

Молодая хозяйка сердито отстраняет солдата — иди своей дорогой, не мешай святому отцу чай кушать…

Добро и «святые отцы»

Встречая толпу богомольцев, Перов думал:

«Добредут эти люди до монастыря, приложатся к потемневшим от време­ни чудотворным иконам, наслушаются согласного церковного пения, нады­шатся сладковатым дымом ладана,— что дальше? Полегчает ли их жизнь? Станет ли в ней меньше горя и обид? А этот барин? Сделается ли он добрее к крестьянам? Даст ли им земли? По­может скотиной и хлебом? А эта купчи­ха? Перестанет ли она наживаться и обманывать? Накормит ли бесплатно голодных?  Оденет ли  раздетых?..»

И на все эти вопросы художник от­вечал:   «Нет».

Церковь говорит беднякам: «терпи­те», а богачам — «властвуйте». И все остается как есть.

Вот и монах, «святой отец»! Церковь говорит, что он посвятил жизнь одно­му — делать людям добро, а он ни на миг не оторвется от своего чая, от вин­ца, припрятанного в саквояже, чтобы хоть медным грошом помочь человеку, который отдал Отечеству, людям все и не получил взамен даже куска хлеба.

Перов написал несколько картин про­тив церковников, против их лживых слов и нечестной жизни. Одно время художнику угрожала ссылка на север, в Соловецкий монастырь, куда отправ­ляли тех, кто выступал против церкви.

Сердце сжимается

Про картины Перова говорили, что они «больно кусаются». Картина «Чае­питие в'Мытищах» в самом деле «ку­сачая» картина. Жирный монах вызы­вает у зрителей гнев и насмешку. Но когда смотришь на несчастного слепого солдата, на нищего мальчика-поводыря, чувствуешь душевную боль художника.

Важно

Перов видел, как страдает народ, со­чувствовал ему, страдал вместе с ним. Лучшие картины Перова полны чувства сострадания.

В. Перов. Проводы покойника.

…По широкому снежному полю по­нуро шагает рыжая крестьянская ло­шадка. В дровнях — грубо сколоченный гроб, перехваченный веревкой и при­крытый рогожей. Рядом примостились дети. На мальчике большая отцовская шапка до бровей и ношеный отцовский тулуп.

    Мальчик   пригрелся   и   затих, убаюканный ровным движением саней, скрипом полозьев. Девочка обнимает гроб замерзшей ручонкой без рукавицы. Мать сидит в санях спиной к зрителям. Мы видим ее низко склоненную голову, сгорбленные плечи, положенные на ко­лени руки с вожжами.

Но и этого довольно, чтобы понять, почувствовать боль ее утраты, ее тяжелую думу о завтрашнем дне.

«Глядя на одну эту спину, сердце сжимается, хочется плакать», — сказал писатель Григорович.

А кругом белая, холодная равнина, мрачное, мглистое небо. И ни души. Только собачка-дворняжка вместе с осиротевшей семьей провожает покойного.

«Словно какая-то из миллионов птичек замерзла на дороге, и никто о ней не знает и не будет никогда знать, никому ни жизнь, ни смерть ее не были интересны»,— писал о картине критик Стасов.

О незаметной смерти крестьянина художник рассказал как о большом горестном событии. Любовь к народу, сочувствие его горю помогли Перову сделать это.

«Тройка»

В. Перов. Тройка.

Зимние сумерки. Вьюга. Два мальчика и девочка запряглись в сани и с трудом тянут по городской улице огромную обледеневшую бочку с водой. Дети   выбились   из   сил.   Резкий  ветер продувает насквозь их драную одежду. Какой-то добрый человек помогает им втащить сани на пригорок.

Перов назвал картину «Тройка». Сколько боли и горечи в этом названии! Мы привыкли к песням о лихой тройке, о резвой тройке, а тут — тройка измученных детей.

Рассказ о каторжном детстве

К названию картины — «Тройка» — Перов приписал: «Ученики мастеровые везут воду».

В ту пору тысячи детей работали на фабриках, в мастерских, в магазинах и лавках. Их называли «учениками». Один человек, который начал трудовую жизнь мальчиком-учеником, позже вспоминал о своем каторжном детстве:

«Нас заставляли таскать ящики весом три-четыре пуда из подвала на третий этаж. Мы носили ящики на спине с помощью веревочных лямок. Поднимаясь по винтовой лестнице, мы часто падали и разбивались. А тут еще хозяин подбегал к упавшему, хватал за волосы и стучал его головой о чугунную лест­ницу.

Совет

Все мы, тринадцать мальчиков, жили в одной комнате с толстыми же­лезными решетками на окнах. Спали на нарах. Кроме набитого соломой тю­фяка, никакой постели не было. После работы мы снимали платье и сапоги, облачались в грязные халаты, которые подпоясывали веревкой, а на ноги на­девали опорки.

Но отдыхать нам не да­вали. Мы должны были колоть дрова, топить печи, ставить самовары, бегать в булочную, в мясную лавку, в трактир за чаем и водкой, возить снег с мосто­вой. По праздникам нас посылали еще петь в церковном хоре.

Утром и вечером мы ходили с огромным ушатом к бас­сейну за водой и привозили всякий раз по десять ушатов…»

Так жили и дети, изображенные на картине Перова

Вася

Картина была уже начата, а Перов никак не мог найти для нее среднего мальчика. А от него зависело многое: он сразу привлекает внимание зрителей.

Весной, в погожий солнечный день, художник, по обыкновению, бродил близ заставы, приглядывался к прохо­жим. Вдруг он заметил женщину с мальчиком. Подошел. Мальчик точь—в-точь такой, какого он долго искал. Разговорились.

Новые знакомые шли из рязанской деревни в монастырь, до­брались до Москвы, а переночевать негде. Перов привел их в мастерскую, показал начатую картину и попросил позволения написать с мальчика портрет. Женщина согласилась.

Пока Перов работал, женщина рас­сказывала ему про свою жизнь. Звали женщину тетушка Марья. Судьба ее не баловала. Тетушка Марья испытала голод и нищету, похоронила мужа, де­тей.

Теперь осталось у нее одно утеше­ние — двенадцатилетний сынок Васень­ка. Художник слушал грустную по­весть, а на холсте с каждым движением кисти все явственнее показывалось ли­цо мальчика Васи.

Обратите внимание

Запряженный в тяжелые, неподатливые сани, Вася бу­дет теперь напоминать зрителям о труд­ной доле многих детей вокруг…

Прошло около четырех лет. Картина «Тройка» давно висела в Третьяков­ской галерее. Однажды рано утром к Перову пришла нежданная гостья — деревенская старушка в полушубке и больших, покрытых грязью лаптях. Она протянула художнику бедняцкий по­дарок — маленький узелок с яичками — и заплакала. Перов с трудом узнал тетушку Марью.

Она рассказала, что ее единственный сынок прошлый год заболел и умер, а она продала весь свой скарб, зиму работала, скопила немного деньжонок и теперь пришла купить картину, где нарисован   Васенька.   Перов   объяснил  гостье, что купить картину нельзя, а посмотреть можно. Он повел тетушку Марью к Третьякову.

— Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый! — вскрикнула тетушка Марья и опустилась на колени перед картиной.

Перов оставил ее одну. Спустя не­сколько часов  он вернулся в  зал.  Тетушка Марья все еще стояла на коле­нях и… молилась. Она молилась не на икону, а на картину. Художник своим искусством сумел подарить ее сыну вечную жизнь.

Перов пообещал тетушке Марье на­писать для нее портрет Васи. Он испол­нил обещание и послал ей в деревню портрет в позолоченной раме.

Из книги Владимира Порудоминского «Первая Третьяковка».