Тайны старых картин — «неравный брак» в. пукирева

Тайный смысл картины «Неравный брак»: не всё так просто, как может показаться на первый взгляд…

Тайны старых картин — «неравный брак» в. пукирева

Существует очень много произведений искусства, которые вызывают вокруг себя немало споров. Как известно, творческие люди особенные, поэтому и творения их неоднозначны.

К таким можно и отнести картину «Неравный брак» Василия Пукирева. Еще во времена ее создания, в 1862 году, ходило немало слухов вокруг этой композиции.

Сюжет был настолько знаком зрителям, что не вызвал никакого удивления. Толки были насчет другого: многие думали, что в образе шафера художник изобразил самого себя. А позже начали появляться слухи, словно картина имеет магическое воздействие на женихов в возрасте: то они теряли сознание, то вовсе отказывались жениться.

Обратите внимание

Образ шафера получился весьма ярким, что и натолкнуло публику на мысль трактовать происходящее на картине как любовный треугольник, а не просто как обычную свадьбу. Поскольку в образе шафера четко просматривались черты самого Пукирева, то народ решил, что таким образом он изобразил свою драму: якобы его невесту насильно выдали замуж за сановника в летах.

Самый старый парк санкт-петербурга

Но самом деле это была история про друга Василия — Сергея Варенцова. Он был влюблен в молодую девушку, на которой планировал жениться. Но родители выдали ее за седовласого фабриканта.

Василий Пукирев решил изобразить эту драму на полотне. И изначально мужчина за невестой был списан с Варенцова. Но когда Сергей увидел эту картину, то даже перестал разговаривать с художником. Позже обида прошла, и он попросил видоизменить шафера. Таким образом шафер уже напоминал самого художника.

Василий Пукирев сделал жениха более старым и угрюмым, так что он превратился в непривлекательного мужчину. Но даже в ХIX столетии в России настолько были распространены неравные браки, что такая подмена не была преувеличением — молодых девушек часто выдавали за пожилых богатых купцов и чиновников. Об этом свидетельствуют картины других живописцев.

Эдмунд Блэр Лейтон. Пока смерть не разлучит нас, 1878

Аким Карнеев. Неравный брак, 1866

Фирс Журавлев. Перед венцом, 1874

Предлагаем твоему вниманию видео, где ты можешь с разных ракурсов посмотреть на картину!

Историк Н. Костомаров признавался друзьям, что после того, как увидел картину «Неравный брак», передумал жениться на молодой девушке. Магия? Скорее иронический и обличительный смыслы картины были настолько явными, что седовласым женихам просто становилось неловко от этого, и они не хотели повторять ошибку многих своих ровесников.

Хорошо, что картина так отрезвляюще действует на людей. Нет, мы помним, что «Любви все возрасты покорны», но всё же надо думать дважды перед тем, как вступить в брак, тем более неравный. Сейчас уже сложно кого-то удивить семейной парой с большой разницей в возрасте, но хочется верить, что это по любви, а не по разным меркантильным причинам.

А что ты думаешь по этому поводу?

Редакция Videoboom — это неутомимые искатели крутых видео, о которых хочется рассказать всей планете. Каждый день мы знакомим любимого читателя с невероятными событиями и интригующими жизненными историями. Наша задача — делать скучный мир веселее, а лучшие видеоролики со всего мира помогают нам в этом.

«Неравный брак»: какую тайну хранит скандальная картина Василия Пукирева

Тайны старых картин — «неравный брак» в. пукирева

Увы, не всегда браки заключались по любви. Иногда юные красавицы попадали в руки «Кощеев Бессмертных», вот только в отличие от сказок принц не являлся для того, чтобы освободить из плена.

И девичья красота вынуждена была постепенно вянуть в заточении и в объятиях нелюбимого старца. Такие ситуации были далеко не редкими.

Возможно, именно поэтому и суждено было увидеть свет этому шедевру.

Но для тех, кто ещё не знаком с работой известного художника следует рассказать, в чём заключается сюжет «Неравного брака».

Важно

На первом плане изображена милая и печальная невеста. И сами по себе вспоминаются слова некогда популярной песни «невеста печальная, надела кольцо обручальное…».

Девушка обречённо протягивает пальчик в сторону священника, который вот-вот должен провести обряд обручения. И душой угадывается как дороги невесте эти последние секунды свободы.

Её ещё детское лицо, белоснежное платье говорят о невинности чувств и мыслей и словно окружают невесту особым светом.

Но в церкви присутствует и тот, для которого данное таинство схоже с истинным наслаждением. Это обеспеченный жених, преклонного возраста, который вот-вот поймает голубку в свои сети. Он с нетерпением взирает на девушку, осознавая свою власть.

Старец держит свечу, следуя общепринятым традициям и демонстрируя своё уважение к ним. Но на самом деле его вид настолько надменен, что несложно догадаться – он ставит себя выше всяческих людских законов.

Он бросает жёсткий взгляд на юную красавицу и явно недоволен тем, что она не может сдержать слёз. Не сложно догадаться, что едва уединившись, девушка получить серьёзный разговор со своим новым мужем.

И будет обязана во всём ему подчинять и даже улыбаться и плакать тоже по приказу своего супруга.

Но сейчас её душа никак не может добровольно расстаться с юностью и слёзы невесты непослушно капают на платье.

Совет

Неприятным является выражение лица самого священника, который знает или во всяком случае догадывается, что подобный союз навряд ли был бы угоден Богу. И всё равно соглашается провести венчание.

Помимо центральных фигур на картине есть и те, которые с первого взгляда не привлекают к себе внимания, но на самом деле изображены здесь вовсе не случайно. Видимо невесту выдают «за деньги», то есть по расчёту и те, кто присутствует в церкви имеют в этом деле свой интерес.

Некую мистику полотну придают лица старух. Они в отличие от остальных героев окрашены в бледные тона, словно призраки. Поэтому, при разгадке тайны картины была выдвинута версия, что эти старухи некогда тоже были жёнами надменного жениха. Но «вышли в отставку» потеряв свою юность. И не такая ли судьба была уготовлена очередной красавице, на которую пал выбор сладострасца?

Молодой человек молча стоит за спиной юной девушки. Он скрестил руки на груди, словно пытаясь совладать с собой или оградить себя от происходящего пафоса. Он статен и красив и похож на самого художника. Поэтому закрадывается мысль о том, что на полотне разворачивается сюжет печальной истории из жизни самого мастера.

Сначала подобная история сложилась у его близкого друга. Девушка вышла замуж за человека, который был старше её на 13 лет. И друг художника был приглашён на венчание в качестве шафера. Такой сюжет подарила художнику сама жизнь и он не мог его пропустить.

Но когда сам приятель узнал, что его страдания могут быть увековечены, то он устроил скандал и поэтому мастер придал мужской фигуре своё лицо. Тем более, что к тому времени он и в самом деле испытывал те же терзания, что и персонаж с его плотна.

Картина была принята критиками совершенно грандиозно. Потому, что автору удалось отобразить актуальную проблему, о которой так старательно умалчивало высшее общество.

Правда художника критиковали за использование запрещённых приёмов, например, изображение персонажей в полный рост. На тот момент так позволительно было рисовать только античных героев. А вот Пукирёв взял и решился на это и сделал подобный шаг совершенно не зря, ведь творение поражает нас спустя десятилетия.

Обратите внимание

Тема бесправия женщин волновала не только художников, но и поэтов, и писателей. Ведь именно в то время появились такие произведения, как «Бесприданница», «Дубровский», «Гроза» и др.

Молодых девушек из несостоятельных семей выдавали замуж насильно. А руководило родственниками только одно — жажда наживы. Но сам художник, который так талантливо рассказал о чужой судьбе, будто продал дьяволу свою собственную.

Его новые картины не находили покупателей. И личная жизнь молодого человека не ладилась. Он так и не смог встретить женщину всей своей жизни. Бросил работу и стал искать утешение в алкоголе, постепенно и безвозвратно спиваясь.

Мастер, чьё имя было известно на всю Россию теперь был вынужден жить только на те деньги, которые давали ему друзья. И умер он так же неприметно, как и провёл последние годы своей жизни.

Вот уж на самом деле права народная мудрость – за всё надо платить.

История одной картины. Магия и мистика «Неравного брака» Пукирева

Тайны старых картин — «неравный брак» в. пукирева

Картину «Неравный брак» знают многие в отличие от имени художника, её написавшего. Между тем, Василий Пукирев в своё время был не менее известен, чем его современники Саврасов, Перов, Крамской, Шишкин и др.

Наверное, его можно назвать заложником одной картины (именно «Неравного брака»), после которой он, по мнению критиков, уже не создал ничего более-менее значимого.

Впрочем, Пукирев рано ушел из жизни, возможно, его «главная картина» была ещё впереди…

Картина ошеломила публику!

Академическая выставка, прошедшая в сентябре 1863 года, критиками и любителями живописи была признана слабой. Возможно, поэтому работа 30-летнего художника Василия Пукирева предстала в самом выгодном свете. На неё обратили внимание.

Да и как было не обратить, если на полотне размером 173х136,5 см колоритные персонажи были выписаны практически в натуральную величину! И вообще, картина как бы не соответствовала традиционным в то время изображениям бытового жанра на холстах небольшого размера, а уж о содержании и говорить не приходилось – оно просто ошеломило общество.

В. Пукирев, «Неравный брак», 1862 г.

Нет, само по себе это явление – браки, заключаемые между богатыми стариками и юными девушками, – не было редкостью для той поры, и к этому сюжету прибегали многие художники.

Говорить об этой картине людей заставила яркая реалистичность образов и… автобиографичность. Именно эти составляющие особенно приковывали внимание обывателей к «Неравному браку».

Существует два варианта «биографичности» сюжета.

Несчастная любовь

Пукирев, человек по жизни дружелюбный и общительный, умел расположить к себе людей. И дружить умел. Поэтому откровенный рассказ его ученика о своей истории любви не был из ряда вон выходящим эпизодом.

История же была такова: Сергея Варенцова (ученика) угораздило влюбиться в дочь богатого купца, но родителей девушки не радовала такая перспектива юного чада, ведь они уже присмотрели для неё более выгодную партию – богатого и знатного промышленника… старика.

Довершало обиду пылкого влюбленного то, что он вынужден был играть роль шафера на свадьбе, т. к. состоял в родстве с женихом.

Кстати, несчастного шафера можно увидеть на картине прямо за спиной невесты:

Фрагмент картины В. Пукирева «Неравный брак»

Важно

Когда Варенцов увидел на незаконченной ещё картине собственное лицо, то был крайне раздосадован и потребовал от Пукирева убрать своё изображение. Художник начал было спорить, но, в конце концов, вынужден был уступить и без того несчастному влюблённому и… пририсовал шаферу бородку. Но в таком виде шафер стал похож на него самого – на Пукирева! Сравните:

Художник В. В. Пукирев. Автопортрет, 1868 г.

Вот это сходство, собственно, и породило вторую версию появления «Неравного брака». «Это глубоко личное! – решило общество – бедный художник показал свою историю любви. Несчастной любви! Бедный». А ведь вполне возможно, что всё именно так и было на самом деле, т. к.

образ невесты тоже не был выдуманным образом, говорили о реальном прототипе – Прасковье Матвеевне Варенцовой (по странному стечению обстоятельств, однофамилице ученика Пукирева), внучатой племяннице княгини Щепиной-Ростовской.

Так вот, Пукирев испытывал глубокие чувства к девушке и просил ее руки, надеясь на благосклонность и согласие её родителей, ведь к тому времени он был уже достаточно известным художником и имел приличный доход.

Но расчетливые маменька и папенька Прасковьи отказали жениху, т. к. были заинтересованы в более выгодной партии.

Кощей и невеста

Обе версии с одинаковым пристрастием обсуждались в обществе, но скоро догадки и слухи прекратились. Появилась другая тема для пересудов, связанная с этой картиной, – обыватели заметили в ней нечто необычное.

Люди, внимательно и долго её рассматривающие, испытывали головокружение, тревогу, а некоторые теряли сознание. Особенно этому были подвержены престарелые женихи… Приводили в качестве примера реальный факт: историком Н.

Костомаровым было принято решение об отказе от брака с молоденькой девушкой после того, как он постоял перед картиной Пукирева. И это был не единичный случай.

Совет

Объясняется ли решение Костомарова и других «возрастных» женихов магическим воздействием живописного полотна? Едва ли.

Вероятнее всего, благодаря явному ироническому и обличительному смыслу изображенного на холсте сюжета, распространенное в ту пору явление виделось во всей своей неприглядности.

Образ седовласого новобрачного, довольно неприятного и отталкивающего на фоне молоденькой миловидной невесты, вынуждал узнавать в нем себя и чувствовать непривлекательность и даже аморальность совершаемого поступка.

Как бы там ни было, картину «Неравный брак» Василия Пукирева после первой выставки переименовали и стали называть «Кощей и невеста», а многие пожилые женихи, лицезревшие картину, не стали спешить со своим решением сочетаться браком с юным созданием. Конечно, в XXI веке мало кого смутишь даже шедевральным полотном, современное общество лояльно по отношению к неравным бракам, но, кто знает, может и не лишним было бы взглянуть некоторым женихам перед венчанием на картину Василия Пукирева…

Автор статьи — @bovary

Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

Рассматривая картины… «Неравный брак»

Тайны старых картин — «неравный брак» в. пукирева

На знаменитой картине Василий Владимирович Пукирев изобразил свою несостоявшуюся невесту, Прасковью Матвеевну Варенцову.

Девушку выдали тогда замуж за богатого князя Цицианова.

Первым об этой любовной трагедии рассказал Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи», точнее, пересказал историю со слов друга детства Пукирева – живописца Сергея Грибкова:«Этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В.В.

Пукирева, а стоящий рядом со скрещенными руками — это сам В.В.Пукирев, как живой»

А в 2002-ом году в Третьяковку принесли рисунок 1907-го года работы известного московского художника и педагога Владимира Дмитриевича Сухова. Это был карандашный портрет уже пожилой Прасковьи Матвеевны Варенцовой.

Художник даже подписал его:«Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне».

Судьба распорядилась так, что бывшая невеста Пукирева, а позже вдова Цицианова, закончила свою жизнь в Мазуринской богадельне…Это одна версия истории создания картины, широко известная. В продолжении темы приведу более реальную версию, которую знают в основном искусствоведы и любители живописи и истории.)Начнём с того, что раньше такой брак считался прекрасной партией.

Почему? Даже если не было любви, то девушка, вышедшая замуж за старика, автоматически освобождается от опеки отца. Старичок умирает, молодая вдова полив слёзы положенное время, как правило, выходит замуж за кого ей хочется.

Потом, мы видим, что на купеческой дочке женится князь из очень древнего грузинского рода! И вот тут этот брак действительно неравный, ибо сословия разные. В этом случае оказана очень большая честь купеческой семье. Такой брак считался за счастьем, ибо давал больше возможностей и открывал двери в мир, куда ранее не было доступа.

Обратите внимание

Конечно сейчас тут же приведёте доводы, что старичок может прожить ещё достаточно долго, тем самым отравив жизнь своей молоденькой жене … Но я бы на вашем месте не торопилась. И вот почему.Давайте по порядку. Начнём с князя. Самое интересное, что князь Цицианов к этой свадьбе не имеет никакого отношения.

С него художник просто списал образ, а точнее лицо, и можно сказать, что сложил жениха: фигура и одежда — от Полторацкого (тверского предводителя дворянства), голова, с особенным выражением лица, — от Цицианова, венчик седых волос — от повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых.

Когда искусствоведы Третьяковки подняли архивные материалы, то они пришли к выводу, что на момент написания картины это мог быть Павел Иванович Цицианов, ибо из мужчин рода Цициановых только он один находился в Москве. Но к тому времени князь уже был женат. Кстати, у него с женой была ещё бОльшая разница в возрасте.

Дальше я не копала, скажу только, что супруга у него была австриячка из Вены. Но это уже другая история и с нашей она никак не перекликается.

Изначально сюжет картины был связан с любовной драмой, случившейся с другом художника молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым, который был влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову, но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого 37-летнего Андрея Александровича Карзинкина. Причём, по свидетельству Н. П.

Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трёх святителей на Кулишках, в качестве шафера. Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях объяснил эту необходимость тем, что сестра Карзинкина была замужем за старшим братом Сергея Варенцова — Николаем.

Нужно сказать, что этот брак оказался счастливым. Карзинкин не только был богат, но и обладал очень хорошим характером. Софья Николаевна в этом браке родила трёх детей: Леночку, через год Сашеньку, а через 5 лет Сонечку. Лена когда выросла, пошла учиться в то же самое училище живописи, которое закончил сам Пукирев и была ученицей Поленова.

А Саша когда вырос, был дружен с Павлом Михайловичем Третьяковым.Но, увидев своё изображение на картине, Сергей Варенцов устроил другу скандал, так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой. А в купеческих семьях не было принято выносить сор на всеобщее обозрение. В результате художник переработал портрет и изобразил на картине самого себя.Н. А.

Варенцов в своих воспоминаниях «Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое» рассказывал об этой истории так:

«Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблён в барышню — дочку купца Рыбникова и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать её замуж за Андрея Александровича Карзинкина, хотя не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека.

Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, — Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение своё на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды.»

Важно

И вот тут мы подходим к самому интересному моменту. Картину Пукирев написал в 1862-ом. И исполнял он её как-то очень быстро, горячо, жарко. А на следующий год вдруг почему-то, без особых казалось бы причин, начинает проситься за границу для обозрения живописных галерей и живописных произведений, и уезжает в самый что ни на есть учебный год, в октябре, и возвращается только в январе.

И отдаёт свою картину на выставку, где получает звание очень высокое по тем временам, за бытовой жанр он получает профессора, славу и почет. Так почему же Пукирев так внезапно уезжает? Да потому, что он влюбился. А влюбился он в то время, когда писал картину.

Позировала ему Прасковья Матвеевна Варенцова, внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского. Прасковья Матвеевна и друг художника были однофамильцами. И кстати, я нигде не нашла подтвержение тому, что любовь была взаимной.

Тут я тоже подробно останавливаться не буду, скажу только ещё несколько слов о самом Пукиреве.

Одни исследователи утверждают, что он так и не женился, другие говорят, что он был женат на какой-то малограмотной женщине.

И действительно, некий художник Неврев в записке, адресованной Павлу Михайловичу Третьякову, называет эту женщину, которая непонятно, в каком была она, так сказать, звании, госпожа Пукирева. Значит, у нашего художника был не венчанный брак. Это была мессианка Софья Петровна Терехова, она была младше его на 13 лет.

И вот тут действительно настоящая драма и из всех действующих лиц пожалеть нужно именно Софью Терехову. Что такое не венчанный брак в то время? А это значит — нет колечка на пальчике, нужно всегда как-то очень робко себя вести. По существу ты никто и даже не имела права на наследство, а уж о каком-нибудь пособии, в случае смерти супруга, и говорить не приходится.

Нужно отметить, что она приняла на себя очень непростую ношу, потому что ей пришлось тянуть по жизни очень больного человека. Он очень стал сильно болеть, так сильно, что ему пришлось оставить преподавание. Сначала он распродавал свои работы, но в конце концов всё же нужда навалилась на эту семью. Все говорили о том, что он всегда был, всегда(!) чисто одет, выглажен… А это значит, что она его любила всю жизнь, не докучала ему, не говорила, что ей очень больно и тяжело… А он ее получается не любил…

Счастливая история неравного брака

Тайны старых картин — «неравный брак» в. пукирева

Картина «Неравный брак», написанная художником Василием Пукиревым.

В выходные, 20 и 21 августа, завершает свою работу выставка «Тайны старых картин» в Третьяковской галерее. Среди многочисленных интересных полотен есть одно, которое связано с нашими округами.

В 1862 году Василий Пукирев написал, а через год представил на академической выставке ныне знаменитую картину «Неравный брак».

Она произвела такое впечатление, что Академия художеств присвоила ему звание профессора; пораженная картиной публика же стояла у полотна часами.

Между тем появлению картины на публике предшествовал грандиозный скандал между Пукиревым и его близким другом, Сергеем Варенцовым. Тот обвинил Василия в предательстве, узнав на картине… себя.

Претензии были понятны: Варенцов в этот момент ходил в женихах, посватавшись к Ольге Никитичне Урусовой, богатой представительнице известного купеческого рода, а на полотне ее жених был изображен в смятении: стоя справа от несчастной невесты, он, возмущенно скрестив руки, смотрел на нее с нескрываемой тоской и любовью.

Совет

Заминая скандал, Пукирев спешно подрисовал свадебному шаферу бородку. И тут ахнул Варенцов: он знал, что они похожи с другом Пукиревым, но чтобы так! Да, теперь могли поползти другие слухи — что на картине художник написал свой автопортрет. А что же было на самом деле?

Терзания многих душ

История полотна связана с новыми округами, конкретно — с усадьбой Внуково. Ее владельцами были в свое время Алексей Нестеров, обер-фискал при Петре Первом, о трагической судьбе которого надо было бы рассказать отдельно, затем Сергей Гагарин, один из основателей Московского общества сельского хозяйства.

Ну а потом тут хозяйничала Софья Николаевна Карзинкина, урожденная Рыбникова. И, по мнению большинства исследователей, ее история и отражена на знаменитом полотне Пукирева. Ее — и…не ее.

Василий Пукирев написал картину «на злобу дня». Тема разновозрастных браков была в России столь болезненной, что в феврале 1861 года Священный синод издал указ, осуждающий браки с большой разницей в возрасте.

В 1860 году в церкви Трех Святителей на Кулишках 24-летняя дочь богородского купца Рыбникова венчалась с купцом 1-й гильдии, известным меценатом Андреем Александровичем Карзинкиным. Он был на 13 лет старше невесты, и на момент свадьбы ему было 37 лет, так что ужасным стариком он представлялся лишь для того, кто сам бы хотел вести Софью под венец, — Сергея Варенцова, друга Пукирева.

С его точки зрения, был бы плох любой человек на месте Карзинкина! Остроты ситуации добавляло и то, что Варенцов был вынужден присутствовать на венчании любимой, — поскольку его брат Николай был женат на сестре Карзинкина-жениха. Рассказав Пукиреву свою историю, Варенцов рассчитывал на понимание, но не на появление своего портрета, особенно в преддверии запланированной женитьбы.

Впрочем, есть и другая версия. Лицо совершенно незаинтересованное, стороннее, друг художника Сергей Грибков утверждал, что на самом деле Пукирев описывал свою личную драму.

И прелестная невеста — это никакая не Рыбникова, а его возлюбленная Прасковья Матвеевна Варенцова, вроде бы однофамилица Сергея.

Обратите внимание

В 2002 году Третьяковка приобрела карандашный рисунок В. Д. Сухова, датированный 1907 годом, где на оборотной стороне портрета женщины в годах было подписано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне».

Самый противный жених

Но что же жених? Пукирев, скорее всего, создал сочетанный портрет. Некоторые видят в чертах старика жениха портретное сходство с предводителем тверского дворянства Алексеем Полторацким, но на этюдах Пукирева к картине рукой художника приписано: «Писалось с князя Цицианова».

Как бы то ни было, старик получился неприятный и отталкивающий.

Но сам Карзинкин был вовсе не так плох, хотя и не так красив, как Сергей Варенцов.

По легенде, его предок привез сына в Москву в корзине для белья, оттуда и пошла именитая купеческая фамилия, записанная через «а» — в Москве, как известно, всегда «акали». Знаменитые торговцы чаем, основатели полотняных мануфактур славились меценатством и щедростью.

А «тот самый» Карзинкин собирал у себя интеллектуалов, был знаком со Станиславским, многими известными художниками.

Кстати, Константин Коровин замечал, что у Карзинкина все рабочие на фабрике живут так, как не снилось англичанам — таков уж был Андрей Александрович, владелец внуковских угодий, а ко всему прочему, еще и основатель Шекспировского общества в Москве, член совета Третьяковки.

Исследователи «расколдовали» имена и некоторых других участников таинства венчания. Рядом с Пукиревым стоит художник Петр Шмельков, а сбоку видна голова мастера по рамам Гребенского, который пообещал Пукиреву сделать к его картине уникальную раму.

Печальная невеста

А что же Софья? Она была счастлива с Карзинкиным.

Правда, из троих детей они потеряли совсем маленькой Сонечку — дочка погибла от туберкулеза.

Безутешная мать передала Бахрушинской больнице приличную по тем временам сумму, 20 тысяч рублей, и при больнице открыли корпус для болеющих туберкулезом женщин. Сын Саша был очень образован, входил в советы нескольких банков, был известен как крупный домовладелец и исследователь русских медалей периода средних веков.

Андрей Карзинкин умер в 1906 году. Софья — в 1911-м. Последней владелицей «Карзинкиной дачи» во Внукове стала Елена Андреевна Карзинкина — женщина-художница, ученица Василия Поленова.

Выйдя замуж за поэта и писателя Николая Телешова, много лет служившего директором музея МХАТа, она организовывала в их доме на Покровском бульваре (ныне дом № 18) ставшие знаменитыми музыкально-литературные «среды», участниками которых были Рахманинов и Шаляпин, Горький и Куприн, Брюсов и Гиляровский.

Елена стала последней любовью Исаака Левитана. Перед смертью он писал: «Как-нибудь все-таки наперекор жаре и сердцу, — возьму да и приеду в Одинцово…»

Неожиданная история, стоящая за картиной «Неравный брак»

Тайны старых картин — «неравный брак» в. пукирева

Презентация полотна, которое в наши дни известно даже последнему двоечнику, состоялась на Академической выставке в сентябре 1863 года. Критики приняли «Неравный брак» с распростертыми рецензиями.

Казалось, молодой выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества Василий Пукирев должен ликовать. Но он не ликовал. Его радость омрачала ссора с близким другом, купцом Сергеем Варенцовым. Друг-купец, едва увидев «Неравный брак», закатил Пукиреву жуткий скандал. И вот почему…

Сергей Варенцов отличался живописными внешними данными и оттого (ну и еще немного потому, что был баснословно богат) не знал недостатка в женском внимании. Но накануне 30-летия сердце купца-плейбоя похитила дочка богатого фабриканта. Звали девушку Софья Рыбникова.

Важно

Роман Сергея и Софьи развивался стремительными для XIX века темпами: молодые люди быстро перешли от стадии томных взглядов до стадии перешептываний в углу бальной залы. Все были уверены, что дело идет к свадьбе: жених завидный, за невестой дают достойное приданое… Но неожиданно для общества ухаживание прекратилось. Причем по инициативе Софьи. Она предпочла другого.

Из воспоминаний родственника Сергея Варенцова, тоже купца Николая Варенцова: «Они были влюблены друг в друга, но волею судьбы, по неизвестной мне причине, мадемуазель Рыбникова не отдала своей руки любимому человеку, а вышла замуж за пожилого и очень богатого фабриканта Карзинкина». Бракосочетание состоялось в церкви Трех Святителей на Кулишках. (Она, кстати, по сей день стоит в Малом Трехсвятительском переулке близ станции московского метро Китай-город.)

Сергей Варенцов решил поделиться своим горем с другом — художником Василием Пукиревым. А тот, вместо того чтобы сказать «Серега, не горюй, сколько еще баб будет», взял да и использовал личную трагедию друга для собственных художественных целей. Увековечил, так сказать, трагедию на полотне.

Пукирев изобразил Софью Рыбникову рядом с пожилым и неприятным мужем (переквалифицированным на всякий случай из фабриканта в генерала). Позади Сони с немым упреком на лице стоял Сергей Варенцов. Собственно, увидев картину на выставке и, главное, себя с обиженным лицом, Сергей и закатил художнику скандал.

Немного успокоившись, Варенцов потребовал Пукирева исправить положение. Сначала Пукирев пририсовал другу бородку, которую тот никогда не носил. Затем немного изменил черты лица Варенцова. Велика вероятность, что художник корректировал картину, используя собственное лицо. Так несколькими решительными мазками художнику удалось вернуть дружбу купца.

Между тем Софья была счастлива в «неравном браке». Если уж на то пошло, то брак оказался не таким уж неравным: жениху Карзинкину было всего 38 лет. И, судя по тому, что в браке родились трое детей, он был бодр и полон энергии. А Пукиреву за картину дали звание профессора. Как видишь, все в выигрыше. Хотя брошенный Сергей Варенцов с нами бы не согласился.

История одного шедевра: «Неравный брак» Пукирева

Тайны старых картин — «неравный брак» в. пукирева

Картину «Неравный брак» Василий Пукирев написал на взлете своей карьеры — в 31 год. Критик Владимир Стасов отмечал: «Что может быть проще взятого тут сюжета? Продажа и покупка невесты – это ли не сцена, которую всякий видит собственными глазами чуть не каждый день?» Успех картины Пукиреву не удалось повторить. Возможно, все дело в той истории, которая зашифрована в этом шедевре.

Сюжет

Старый некрасивый мужчина берет в жены девчушку, такую юную, что даже стыдно смотреть. У невесты наверняка нет приданого, а у жениха денег в достатке, потому за него и отдают молодую красавицу.

Венчаются в православной церкви. Глаза девушки заплаканы, поза покорна. Жених чувствует себя хозяином положения и с превосходством наблюдает за невестой. Фата, белое платье, которое буквально светится в лучах падающего на него света, делают образ девушки подобным ангельскому. Кажется, что вся эта грязь не может коснуться ее.

Люди вокруг показаны в полумраке, даже священник, словно бы на стороне зла — ведь он, понимая, что девушка не по доброй воле вступает в брак, все же венчает пару. Не лучше и окружающие. Все они — молчаливые свидетели, что, конечно, не делает им чести.

«В мастерской художника» (1865)

Каждый из персонажей второго плана играет свою роль. Кто невесту разглядывает, кто с осуждением наблюдает за происходящим, кто подобострастно обращен в сторону жениха, кто настроен решительно провернуть это дельце (например, старуха рядом с женихом — возможно, это сваха или мать невесты).

Контекст

Есть несколько версий того, чья история несчастливой любви вдохновила Пукирева на полотно. Но надо признать, что в те времена подобные случаи были делом хоть и неприятным, но обычным. С одной стороны, это осуждалось, с другой, — обычай сей продолжал существовать еще долгие годы.

«Прием приданного в купеческой семьи по росписи» (1873)

По задумке, на месте шафера должен был быть вовсе не Пукирев, а его друг Сергей Варенцов. Невесту же художник писал с однофамилицы — Прасковьи Варенцовой, происходившей из знатного рода. Говорят, что в неё Пукирев был влюблён, но шансов стать ее мужем не имел — крестьянское происхождение и отсутствие какого бы то ни было капитала не позволяли.

Варенцов же на Пукирева обиделся. Дело в том, что Сергей Михайлович собирался жениться, а сплетни, которые, конечно же, поползли бы, были нежелательны. Тогда художник, внешне похожий на друга, добавил шаферу бородку и «превратил» в себя.

Совет

Жениха же писали с нескольких людей, по всей видимости: от кого — голову, от кого — лицо, а от кого — и венчик седых волос.

Иллюстрация к «Мертвым душам», 1880

Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Шмельков. Сбоку изображена голова рамочника Гребенского, обещавший сделать художнику раму для картины «каких ещё не было». И сделал. Резную из цельного дерева — и цветы, и плоды. Третьякову она так понравилась, что он стал заказывать рамы Гребенскому.

Судьба художника

Жизнь художника можно разделить на две части: до «Неравного брака» и после. До презентации картины все шло медленно, но верно: несмотря на свое крестьянское происхождение, Пукирев смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, по окончании которого начал там же преподавать, параллельно очень удачно выполняя частные заказы.

Последующие работы художника значительно уступали в технике и, как следствие, не вызывали восторга ни у критиков, ни у покупателей. Пукирев запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года.

автор: Снежана Петрова

источник: diletant.media

Тайны старых картин Третьяковки

Тайны старых картин — «неравный брак» в. пукирева

Начнём с известнейшей картины Василия Пукирева «Неравный брак». Обратите внимание на молодого человека с бородкой, который стоит за невестой. Это сам Василий Пукирев и считалось, что это история его несчастной любви, когда его невеста вынуждена была выйти за Алексея Марковича Полторацкого, который был предводителем тверского дворянства.

Но… Давайте посмотрим эскиз картины и что мы видим? Обратили внимание? За невестой стоит похожий, но немного другой человек.

Это друг Пукирева Сергей Михайлович Варенцов. Он был влюблён в Софью Николаевну Рыбникову, которую отдали замуж за Андрея Александровича Карзинкина. А Варенцов присутствовал при этом венчании.

Но что мы видим ещё, анализируя картину и историю? Оказывается Андрею Карзинкину из второй версии было всего 37 лет на момент венчания, тогда как Алексей Полторацкий был вполне себе старцем, что мы и видим на этюде «Голова старика», который был написан к картине. Хотя есть версии что голова была списана с князя Павла Цицианова или с повара Владимира Ивановича, служившего у Варенцовых.

И вот тут, через много лет, в 1907 году появляется джокер — рисунок карандашём В. Д. Сухова. А на нём надпись: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне». Так тайна картины была разгадана.

Идём дальше. Вот картина Исаака Бродского «Аллея парка», написанная в 1930 году. Казалось бы, что в этом необычного? Парк с гуляющими советскими людьми. Но исследователи обратили внимание на деревья, крона которых была не очень типична для советских парков.

Была известна такая же картина Бродского из итальянского цикла «Аллея парка в Риме», написанная в 1911 году. Она считалась утерянной. И вот исследователи решили просветить картину «Аллея парка» рентгеновскими лучами. И что же они увидели? Они увидели ту самую картину «Аллея парка в Риме», которая считалась пропавшей. Представьте себе 1930 год.

Обратите внимание

Маховик репрессий начинает раскручиваться. И картина. восхваляющая буржуазную Италию могла принести художнику большие проблемы. И Бродский немного меняя фигуры людей делает из итальянского парка парк советский. Но, благодаря рентгеновским снимкам и неутомимым исследователям Третьяковки мы можем увидеть картину «Аллея парка в Риме». Можете сравнить.

«Портрет неизвестного в треуголке» Фёдора Степановича Рокотова. Казалось бы, что в нём необычного? Ну лицо похоже на женское. Но больше вроде бы и ничего. Считалось, что это портрет графа Бобринского.

Ан нет. Рентген открыл нам женское лицо, предположительно жены помещика Струйского Олимпиады Сергеевны Балбековой. Она скончалась в возрасте 20 лет.

«Портрет Елизаветы Петровны в молодости» работы неизвестного художника тоже вроде бы представляет собой классический портрет середины 18 века. Это копия с картины придворного живописца Л. Каравака «Портрет цесаревны Елизаветы Петровны в мужском костюме».

Но взглянув на оборотную сторону картины, мы видим зеркальный портрет Елизаветы с надписью «Ея императорскаго высочества Гдрни цесарвны въ младыхъ Ея лътахъ, что послъ Была всепресветлейшая Гдрня императрица Елисаветъ Петровна». Интересно, что написан портрет на тончайшем холсте. Это единственная такая работа в мире.

С картиной «Монахиня» Ильи Репина связана курьёзная история. Это Софья Репина, которая вышла замуж за брата художника. Но почему же она изображена монахиней?

1Дело в том, что, по воспоминаниям племянницы художника Л. А. Шевцовой-Споре, Репин и Софья поссорились, и художник психанул. Ну творческий человек, бывает. Взял да и переделал лёгкий портрет Софьи в кружевном платье в монашеский.

Я, пожалуй, остановлюсь на этом и не буду больше открывать тайны остальных старых картин. Должна же быть загадка для вас. А, поверьте, там ещё очень много тайн разных известных картин можно разгадать. Поэтому идите, бегите срочно на эту уникальную выставку. Она работает до 21 августа. У вас ещё есть время успеть на неё.

Источник: http://tushinetc.livejournal.com/503847.html

Неравный брак. — Журнал «Культурная Столица»

Тайны старых картин — «неравный брак» в. пукирева

Главная › Каталог статей › Культура & Искусство › Живопись

Василий Пукирев. Неравный брак.

Неравный брак. В. Пукирев.1862 г.

«Неравный брак»- картина русского художника Василия Пукирева. Работа была написана в 1862 году, сразу после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Картина была выставлена в сентябре 1863 года в Петербурге на очередной академической выставке, но ещё до выставки была куплена другом Пукирева коллекционером Александром Борисовским, у которого, в свою очередь в 1871 году за 1 500 рублей её выкупил Павел Третьяков. Сейчас картина находится в Третьяковской галереи.

Она привлекла к себе общее внимание и вызвала самые противоречивые суждения.В.В.Стасов, увидев картину, написал статью: «Наконец-то. Наконец-то появилось крупное произведение на тему, взятую из современной жизни».

Критик считал, полотно Пукирева «…одно из самых капитальных, но вместе с тем и трагических картин русской школы».
И. Е. Репин заметил, что Пукирев «много крови испортил не одному старому генералу», а историк Н. И.

Важно

Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке.

Василий Владимирович Пукирев. Автопортрет

В то же время, прогрессивный журнал «Искра» в статье 1863 года «Расшаркивающееся искусство» раскритиковал картину за недостаточно глубокое социальное обличение, за налет сентиментализма и мелодраматичности, снижающее ее художественное значение.

Художника упрекали за мелкотемье, нападали за то, что он применил дерзкий, небывалый приём, изобразив обычных, из повседневности героев, да ещё и в полный рост. В прессе началась бурная полемика. О Пукиреве заговорили, заспорили.

Но, несмотря на ожесточённые споры, было очевидно, что художнику удалось создать картину, которая обречена на успех. За нее Академия наградила его званием профессора.

О неравных браках бытуют разные мнения. Однако история говорит о том, что такого рода браки в прошлом приносили страдания молоденьким девушкам, которых насильно выдавали замуж за стариков.

Это было настоящей трагедией для жертвы, поэтому такая тематика часто присутствует в народных песнях, литературных произведениях и в изобразительном искусстве.

Сам Пукирев был выходцем из семьи крестьян, он знал многое о жизни простого народа не понаслышке.

В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против ее воли, стал для России болезненным в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности. В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок», а в феврале 1861 года вышел указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте.

На картине изображен процесс венчания в православной церкви. На фоне полумрака церкви, падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника. Жених изображен опирающимся правой рукой на трость, с едким, снисходительно-раздражительным выражением лица.

Совет

Морщинистое лицо, невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы, на шее орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствовавшая этому ордену звезда. Зажатый и тугой воротник придаёт его лицу неподвижный и застывший вид и лишь глаза его чуть скошены в сторону невесты.

В противовес жениху написан образ невесты– полный контраст «новобрачного».Она молода, совсем ещё ребёнок. Фата на голове, свидетельствующая о её невинности. Бледное лицо, глаза заплаканы и взгляд опущен вниз, что придаёт её образу особенную трогательность. Особенно чистой кажется она в свадебном наряде.

В левой руке у неё безвольно опущенная вниз свеча, а правую она протягивает священнику, подставляя указательный палец для обручального кольца. Фигура священника в ризе изображена сгорбленной, со смотрящим исподлобья взглядом, в левой руке у него церковная книга, а правая держит золотое обручальное кольцо, которое он собирается надеть невесте на палец.

Среди гостей выделяется фигура шафера, изображенного у края картины за невестой. Выражение его лица выражает недовольство, руки сложены на груди. Образы шафера и невесты соединены в картине тонкими, опосредованными связями.

Во-первых, художник продемонстрировал это, расположив их в непосредственной близости друг от друга в тесном пространстве церкви, а во-вторых, лишь они на картине молоды и объединены одним общим переживанием. На груди шафера, как и полагается, роза, приколотая у сердца, но в данном случае это знак обрекающий героя на страдание.

Остальные персонажи играют второстепенную роль. Автор делит их на две группы – группу жениха и группу невесты.

Существует версия, что идею написать картину на эту тему подсказал Василию Пукиреву его друг художник, изучавший нравы купеческого мира и сделавший выводы, что цинизм правит их миром, а жажда наживы делает купцов циниками.

Многие в ту пору пытались узнать, кого же и почему изобразил художник? Москва полнилась слухами. Говорили, будто Пукирев сам пережил подобную трагедию и потому самого себя изобразил на картине. Утверждали, что невеста его была выдана против своей воли за богатого старика.

Обратите внимание

Слухи эти оказались живучи и ещё более утвердились в сознании современниковВозможно, в этом была доля истины.

Эту историю в разных источниках по разному описывают. В основном основываясь на рассказе Гиляровского.

Одна из версий  изложил племянник Николай Александрович Варенцов ( купец и промышленник 1862–1947). Согласно его версии, сюжет картины связан с любовной драмой, случившейся с другом художника молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым.

Сергей Варенцов был влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову, но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого (37-летнего, на 13 лет старше невесты) Андрея Александровича Карзинкина. Причём, по свидетельству Н. П.

Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трёх святителей на Кулишках, в качестве шафера. Н. А.

Варенцов в своих воспоминаниях объяснил эту необходимость тем, что сестра Карзинкина была замужем за старшим братом Сергея Варенцова — Николаем.Согласно версии, вскоре Сергей Варенцов запротестовал против изображения себя на картине, так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой.

Художник был вынужден изобразить на картине самого себя.     Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблён в барышню — дочку купца Рыбникова и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать её замуж за Андрея Александровича Карзинкина, хотя не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека.

Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, — Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М.

Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение своё на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды. — Н. А. Варенцов. «Слышанное. Виденное. Передуманное.

Пережитое.»

Важно

По другой версии, озвученной другом художника Сергеем Грибковым и Н. А. Мудрогелем, на картине изображена любовная драма самого художника. Причём, Грибков рассказывал и подробности этой истории:Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (С. И.

Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещенными руками — это сам В. В. Пукирев, как живой.-В. А. Гиляровский.

«Москва и москвичи.»

Согласно этой версии прототипом в образе невесты на картине изображена несостоявшееся невеста самого Василия Пукирева — Просковья Матвеева Варенцова, внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского.

Подтверждение этой версии было получено в 2002 году, когда Государственная Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак».

Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».

Портрет невесты спустя 44 года.

В образе жениха, художник изобразил тверского предводителя дворянства Алексея Марковича Полторацкого, с большим посмертным портретом которого она нашла сходство. На этюде к картине «Голова старика» художник указал, что он писался с князя Цицианова, Л. Полозова предположила, что речь идёт о князе Павле Ивановиче Цицианове, а Н. П.

Сырейщиков утверждает, что голова была написана с повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых. Кроме того, Л. Полозова считает, что образ, возможно, писался собирательно: фигура и одежда — от Полторацкого, голова, с особенным выражением лица, — от Цицианова, венчик седых волос — от повара Владимира Ивановича.

На картине изображены ещё две знакомые художнику личности. Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Михайлович Шмельков, по одной из версий и подсказавший автору идею картины. Кроме того, сбоку на картине изображёна голова рамочника Гребенского, обещавший сделать художнику раму для картины «каких еще не было»…

В 2002 году Государственная Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок художника В.Д.Сухова, сделанный в 1907 году, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак».

Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне». Да, Варенцова доживала свою старость в богадельне. Молва же, гуляющая по Москве, гласила, что молодой красавицей её выдали замуж за богатого человека, он скоро умер, но к своему любимому, художнику Пукиреву, она так и не вернулась.

Верить ли этим слухам?

Совет

В 1875 году Василий Пукирев написал вариант-повторение картины «Неравный брак», находящийся сейчас в экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь. Возвращался Пукирев к теме бракосочетания и в других своих работах таких как «Прием приданного по росписи» и «Прерванное венчание».

«Прием приданного в купеческой семьи по росписи» 1873

Прерванное венчание, 1877 г.

Василий  Пукирев же так и не обзавёлся семьёй. Что-то будто сломалось в нём. Дела не шли. Удача отвернулась от него. Он писал новые картины, но они не находили покупателя. Пукирев прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил у друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года. Так, написав на картине чужую судьбу, он будто предсказал свою.

Вот и вся история.

«Неравный брак». Картина В.В. Пукирева

Тайны старых картин — «неравный брак» в. пукирева

Передовая художественная критика, и прежде всего Владимир Васильевич Стасов, горячий защитник живого реалистического искусства, приветствовала картину молодого художника.

Увлекающийся Стасов находил ее во всех отношениях превосходной и даже умалял в угоду ей другое центральное событие выставки 1863 года — «Тайную Вечерю», произведение замечательного художника-мыслителя Ге. «Вот, например, «Неравный брак» г-на Пукирева, одно из самых верных воспроизведений современной жизни,— писал он в одной из статей конца 60-х годов…

— Здесь не один общий мотив превосходно схвачен, — этот мотив, чуть не всякий день везде повторяющийся, нет, кроме него и все окружающие подробности постигнуты верным глазом, высказаны мастерской рукой».

Еще раньше в обзоре выставки 1863 года Стасов отметил, что присвоение автору «Неравного брака» звания профессора явилось, по его выражению, «прорванием прежних плотин, полным признанием законности… тех произведений, которые до сих пор должны были пробираться робко, бочком и с извинениями, точно какая-нибудь контрабанда».

Композиция картины построена так, что у зрителя получается ощущение, будто действие на картине не ограничено изображёнными лицами. Ряд фигур на фоне легко может быть продолжен в обе стороны, благодаря чему все изображение воспринимается как массовая сцена, включающая в себя большое число участников, живо заинтересованных в происходящем.

В центре этой группы две руки: рука священника и рука невесты, и, глядя на них, мы, как в фокусе, воспринимаем всю драматическую ситуацию картины.

Не избежав некоторой сентиментальности в обрисовке драматического сюжета, Пукирев тем не менее не поверхностно подошел к разрешению избранной темы. Картина имеет двоякую направленность: она протестует и обличает. Протестует против угнетения прекрасного человеческого существа, обличает пустоту 'и бездушие представителей «высшего общества».

Только человек, нравственность которого искалечена неограниченной властью над людьми, крепостничеством, мог спокойно решиться на брак с девушкой против ее воли, по существу, купив ее у родителей. Да и двигательным началом с его стороны было не горячее чувство, а чванство и самодурство.

Обратите внимание

Жениху на картине Пукирева недоступно светлое человеческое чувство, и это не потому только, что он старик. Он мог быть моложе, и все же брак с ним был бы для невесты неравным браком, несчастьем. Подлинные сокровища — красоту, свежесть, сердечность — она должна была бы променять на грошевый блеск чинов, капитала и знатности.

Пукирев недостаточно обнажил социальный смысл конфликта, пожилой возраст Жениха маскирует его социальную дряхлость, но, несомненно, художник ощущал социальное содержание избранной им темы. В.

Стасов очень тонко отметил в одной из своих великолепных критических статей общественную направленность картины: «Неравный брак» Пукирева — одна из самых капитальных, но вместе и самых трагических картин русской школы.

Что может быть проще взятого тут сюжета? Продажа и покупка невесты — это ли не сцена, которую всякий видит собственными глазами чуть не каждый день?» Купля и продажа — вот к чему свелись человеческие отношения в той среде, плоть: от плоти которой является сановный жених. Против такого положения Пукирев протестовал и как человек, и как гражданин. Его сдержанная по живописи картина — образец идеил ного искусства.

Тема защиты попираемых прав женщины — одна из основных тем русского искусства и литературы.

Великий русский поэт Некрасов в прекрасных строках из поэмы «Мороз, красный нос» взволнованно описал участь русской крестьянки:

Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом позенчатьея, Вторая — быть матерью сына раба, А третья — до гроба рабу покоряться; И все эти грозные доли легли

На женщину русской -земли.

Жизнь женщин других сословий была часто немногим лучше. Насилие и произвол в обращении с женой были заповедью супружеской жизни купечества. Островский уже в ранней своей пьесе «Бедная невеста» затронул эту тему.

Важно

Образ же Катерины из его драмы «Гроза» стал глубоким обобщением типичной жизненной трагедии русской женщины, выданной замуж за нелюбимого против воли, трагедии, гениально показанной затем Львом Толстым в романе «Анна Каренина».

Русские художники мучительно задумывались над судьбой женщины.

Ряд полотен Перова посвящен показу тяжелой женской доли: «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Похороны крестьянина». Близкую к картине Пукирева тему избрал Журавлев в небольшом полотне 1874 года «Перед венцом», где плачущая дочь на коленях молит отца своего — купца-самодура — не выдават ее насильно замуж.

Картина Пукирева произвела большое впечатление на современников. Репин в своих воспоминаниях отметил ее воздействие: «Неравный брак» Пукирева тоже, говорят, много крови испортил не одному старому генералу, а Н.И. Костомаров, увидев картину, взял назад свое намерение жениться на молодой особе».

Образы картины были в такой мере у всех в памяти, что Лесков в своем романе «На ножах» рискнул на любопытное ироническое перевоплощение героев сцены. «Это была картина Пукирева «Неравный брак» только навыворот, — описывает он сцену венчания.

— Полная невеста Елена Дмитриевна Фигурина, в белом платье, стояла прямо и смело держала свою свечу перед налоем, а жених Иосаф Платонович опустился книзу, колени его гнулись, голова падала на грудь, и по щекам из наплаканных и красных глаз струились слезы, которые он ловил устами и глотал…»

По примеру Лондонской всемирной выставки 1862 года в 1867 году должна была состояться всемирная выставка в Париже. «Неравный брак» Пукирева был включен в число экспонатов русского отдела и отправлен в Париж вместе с другими работами современной русской живописной школы.

Взыскательный П.М. Третьяков, начавший уже собирать в то время свою коллекцию, прослышав про новое произведение, поспешил его увидеть и повел переговоры о покупке. Верно угадав значение и достоинства картины, он купил ее для своей галлереи в конце 1870 года или начале 1871 года, уплатив тысячу пятьсот рублей серебром владельцу ее — А.А. Борисовскому.

Положение Пукирева после успеха картины значительно упрочилось. Летом 1864 года он совершает вторичную поездку за границу, достаток позволяет ему собирать произведения старых мастеров.

Работы его этого времени отличаются небольшими размерами и представляют собой типичные, несколько анекдотические «жанры». Таково полотно «Мастерская художника» (1863— 1864 гг.), купленное в 1868 году Третьяковым. На нем изображен приход в мастерскую живописца Заказчиков, знакомящихся с образцами творчества мастера. Здесь и изображающий знатока генерал, и недоумевающий дородный купец.

Совет

Он ничего не понимает ни в произведениях, ни в тех словах, которыми художник сопровождает показ своих работ. В том же духе написана картина «Крещение еврея» (1869—1870 гг.) и «Прием приданого по росписи» (1870— 1871 гг.). В последней, написанной в голубых и розовых тонах, заметно большое внимание художника к красочным соотношениям.

Повторение этой картины было приобретено в 1873 году Третьяковым.

Пукирев живо интересуется окружающей его жизнью. В отличие от многих «передвижников», занимавшихся разработкой какой-либо одной темы, Пукирева привлекает и крестьянский быт («Сбор недоимок», 1869—1870 гг., «Потрава», 1870 г.

), и жизнь рабочих («Строение железной дороги», 1870 г.), и сцены купеческой жизни («В приемной концессионера», 1875—1876 гг.).

Одним из первых русских художников, наряду со Шварцем, Пукирев пишет картину на историческую тему из эпохи Ивана Грозного: «Филипп митрополит и Иван Грозный в Успенском соборе» (1873 г.).

В 1873 году он оставляет работу преподавателя. Его могучее здоровье подтачивает тяжелый недуг — нервное расстройство, осложненное болезнью сердца. Скопленные ранее деньги постепенно расходуются, и жить становится все труднее.

В 1874—1875 годах Пукирев копирует «Неравный брак», в периоды ослабления недуга пробует опять заняться творчеством. В 70-е годы им написаны: «Ревность женщины», «Несостоявшийся брак», «Сиротка», «В день благовещения».

Ранее общительный, безгранично добрый и необычайно симпатичный, по отзывам знавших его лиц, Пукирев теперь мрачнеет, раздраженно замыкается в себе. 15 марта 1879 года группа преподавателей Училища, среди которых мы находим соучеников Пукирева — Перова и Попова, принятого на его место Быковского и др.

, — подает прошение в Совет Московского художественного общества о вспомоществовании больному Пукиреву. Но и назначенная пенсия в двести рублей в год не принесла художнику большого облегчения.

Близкие друзья — художники Неврев и добросердечный Грибков — помогают товарищу из своих скромных средств, присылает деньги П.М. Третьяков и хлопочет о повышении ему пенсии. Посланное же в Академию прошение возвращается с холодной припиской конференц-секретаря о том, что проситель обращается не по принадлежности.

Больной художник не имеет даже постоянного угла. Квартира, которую он снимал в середине 60-х годов в доме Милютина у Сретенских ворот, стала ему не по средствам. В 1881 году он живет за Дорогомиловской заставой в деревне Давыдовке. Позднее, в 1884 году, переезжает в дом Рахманова на Бабьем городке. 1885 год застает его в доме Любимова в том же районе.

Обратите внимание

Наступил 1886 год. Пукирев чувствовал себя немного лучше. «Нынешнее лето, — пишет он Третьякову, — я недурно чувствовал и написал Христа в рост, идет по пустыне, освещенной закатом». Обратившись в Академию с предложением купить свое новое произведение, Пукирев получил отказ.

Третьяков, участливо относившийся к нему, также не счел возможным приобрести эту, повидимому, довольно слабую вещь. Художник распродает свою небольшую коллекцию.

Рисунок Шебуева и «Головка» Кипренского были, вероятно, куплены Третьяковым, которому Пукирев предложил их в письме 21 декабря 1886 года.

Последним пристанищем художника был дом священника Сахарова у Божедомки. Здесь он и умер 1 июня 1890 года.

В приложении к «Вестнику изящных искусств» Сомов поместил о нем небольшой, тепло написанный некролог, последней фразой из которого заключаем и мы свою краткую повесть о художнике: «Среди своих товарищей и учеников он оставил по себе теплое и прочное воспоминание, а в истории русского искусства — блестящий, хотя и короткий след».

В. Зименко
Издательство «Искусство». 1947 год.
Серия «Массовая библиокека»