Содержание
Тайны известных картин
Произведения искусства часто обретают особую популярность, если о них ходят легенды или если они неожиданно оказываются не тем, чем кажутся на первый взгляд. «Культура.РФ» раскрывает секреты известных — и не очень — русских картин.
«Монахиня» Ильи Репина
Илья Репин. Монахиня. 1878. Государственная Третьяковская галерея / Портрет под рентгенограммой
С портрета на зрителя задумчиво смотрит молодая девушка в строгой монашеской одежде. Образ классический и привычный — он, вероятно, не вызвал бы у искусствоведов интереса, если бы не мемуары Людмилы Шевцовой-Споре — племянницы жены Репина. В них обнаружилась любопытная история.
Для «Монахини» Илье Репину позировала Софья Репина, урожденная Шевцова. Девушка приходилась художнику свояченицей — и одно время сам Репин был ей серьезно увлечен, но женился на ее младшей сестре Вере. Софья же стала женой брата Репина — Василия, оркестранта Мариинского театра.
Это не помешало художнику неоднократно писать портреты Софьи. Для одного из них девушка позировала в парадном бальном туалете: светлое нарядное платье, кружевные рукава, высокая прическа.
Обратите внимание
Во время работы над картиной Репин серьезно поссорился с моделью. Как известно, художника может обидеть каждый, но немногие могут отомстить так изобретательно, как это сделал Репин.
Обиженный художник «переодел» Софью на портрете в монашеские одежды.
Историю, похожую на анекдот, подтвердила рентгенограмма. Исследователям повезло: Репин не счистил первоначальный красочный слой, что позволило в деталях рассмотреть подлинный наряд героини.
«Аллея парка» Исаака Бродского
Исаак Бродский. Аллея парка. 1930. Частное собрание / Исаак Бродский. Аллея парка в Риме. 1911
Не менее интересную загадку оставил для исследователей ученик Репина — Исаак Бродский.
В Третьяковской галерее хранится его картина «Аллея парка», на первый взгляд ничем не примечательная: работ на «парковую» тематику у Бродского было много.
Однако чем дальше в парк — тем больше красочных слоев.
Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника — «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия). Это полотно долгое время считалось утерянным, а его репродукция была опубликована лишь в довольно редком издании 1929 года.
С помощью рентгенограммы исчезнувшая мистическим образом римская аллея была найдена — прямо под советской. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья.
Так солнечный итальянский парк парой легких движений руки превратился в образцовый советский.
На вопрос, почему Бродский решил спрятать свою римскую аллею, исследовали ответа не нашли. Но можно предположить, что изображение «скромного обаяния буржуазии» в 1930 году с идеологической точки зрения было уже неуместным.
Тем не менее из всех постреволюционных пейзажных работ Бродского «Аллея парка» наиболее интересна: несмотря на изменения, картина сохранила очаровательное изящество модерна, которого в советском реализме уже, увы, не было.
«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина
Иван Шишкин и Константин Савицкий. Утро в сосновом лесу. 1889.
Государственная Третьяковская галерея
Лесной пейзаж с медвежатами, играющими на поваленном дереве, — едва ли не самая известная работа художника.
Вот только замысел пейзажа Ивану Шишкину подсказал другой художник — Константин Савицкий. Он же и написал медведицу с тремя медвежатами: знатоку леса Шишкину мишки никак не удавались.
Шишкин безукоризненно разбирался в лесной флоре, в рисунках своих учеников замечал малейшие ошибки — то не так изображена кора березы, то сосна похожа на бутафорскую. Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. Тут и пришел на помощь Савицкий.
Он, кстати, оставил несколько подготовительных рисунков и эскизов с медвежатами — искал подходящие позы. «Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое.
Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись.
Важно
Когда полотно доставили купцу Павлу Третьякову, тот возмутился: платил за Шишкина (заказывал авторскую работу), а получил Шишкина и Савицкого.
Шишкин, как честный человек, авторство себе приписывать не стал. Но Третьяков пошел на принцип и подпись Савицкого кощунственно стер с картины скипидаром.
Савицкий позже от авторских прав благородно отказался, а медведей еще долгое время приписывали Шишкину.
«Портрет хористки» Константина Коровина
Константин Коровин. Портрет хористки. 1887. Государственная Третьяковская галерея / Оборотная сторона портрета
На обороте холста исследователи обнаружили послание от Константина Коровина на картоне, которое оказалось едва ли не интереснее самой картины:
«Письмо» обезоруживало прямотой и дерзким вызовом всему художественному сообществу: «Серов еще не писал в это время портретов» — зато их писал он, Константин Коровин. И он же якобы первым использовал приемы, характерные для того стиля, который потом назовут русским импрессионизмом. Вот только все это оказалось мифом, который художник создал намеренно.
Стройная теория «Коровин — предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями. На лицевой стороне портрета нашли подпись художника краской, чуть ниже — тушью: «1883, Харьков».
В Харькове художник работал в мае — июне 1887 года: писал декорации для спектаклей Русской частной оперы Мамонтова. Помимо этого, искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере — a la prima.
Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс. Коровин начал использовать эту технику только в конце 1880-х годов.
Проанализировав эти две нестыковки, сотрудники Третьяковской галереи пришли к выводу, что портрет был написан только в 1887 году, а более раннюю дату Коровин дописал, чтобы подчеркнуть собственное новаторство.
Тайны старых картин — «Монахиня» Ильи Репина
Летом 2016 года в Третьяковской галерее прошла одна из самых интереснейших выставок — «Тайны старых картин». Не выставка даже, а коллекция детективных историй. 17 таинственных сюжетов — 17 шедевров музея с их историями, загадками и тайнами.
В прошлой статье мы поделились тайной «Неравного брака» В. Пукирева. Сегодня мы расскажем о тайне картины И. Репина — «Монахиня».
Прежде, предлагаю ознакомиться с картиной. Презентационное видео от «Третьяковской галереи»:
Совет
Картина «Монахиня» была написана Ильей Ефимовичем Репиным в 1878 году. Девушка на картине — Софья Алексеевна Шевцова — дочь известного питерского архитектора А.И. Шевцова, старшая сестра жены художника. С семьей Шевцовых художник познакомился во время учебы в Академии художеств в Петербурге.
Из воспоминаний племянницы жены Репина, Л.А. Шевцовой-Споре:
«Когда девятнадцатилетний Репин впервые появился в стенах Академии художеств, с ним очутился там же мой дядя, Александр Шевцов — сын петербургского архитектора Алексея Ивановича Шевцова, выученика той же Академии. Молодые люди познакомились, и Репин стал бывать у нас. Он познакомился со всеми детьми архитектора: Софьей (в дальнейшем — жена брата художника, Василия), Алексеем (мой отец) и Верой, своей будущей женой.»
Юный Репин был очень влюбчивым человеком, оказывал знаки внимания и Софье, и Верочке. Окружающие считали, что Репин был больше увлечен старшей сестрой, однако в 1972 году художник женился на младшей, 16-летней юной Верочке, которая была младше художника на 10 лет.
К слову, первый портрет в доме Шевцовых был посвящен именно Верочке. На тот момент ей было всего 9 лет.
Однако, Репин неоднократно писал портреты и Софьи Алексеевны. Однажды один из них — «Портрет С.А.Репиной, урожденной Шевцовой» привлек особое внимание искусствоведов и реставраторов. Репродукция этого портрета сегодня находится в Киевском национальном музее русского искусства. В каком году он был написан сегодня неизвестно.
Так вот, облик Софьи Шевцовой на портрете с поразительной точностью напоминал облик неизвестной «Монахини» (1878 Государственная Третьяковская галерея, Москва). Сравните эти два портрета.
На первом — миловидная Софья с чуть кокетливой прической из высоко собранных волос.
На втором — это же лицо, этот же взгляд, но вот только ощущения, что перед нами предстает образ служительницы церкви — его нет.
«Кого именно художник изобразил на портрете», — эта тайна была разгадана благодаря мемуарам племянницы жены Репина Л.А. Шевцовой-Споре. Выяснилось, что Софья однажды позировала Репину в бальном туалете, но в какой-то момент мастер и модель разругались, и Репин превратил нарядную даму в… монахиню.
Подтвердить правдивость слов мемуаристки оказалось возможным благодаря рентгенограмме картины, на которой видны нижележащие слои живописи, не счищенные автором. Под черным покрывалом скрыто светлое платье с кружевами, волосы девушки собраны в высокую прическу, в руке у модели — веер.
Светлана Усачёва, куратор выставки: «Во время работы они поругались. Поскольку Репин был человеком эмоциональным, легко воспламеняющимся, он её превратил в монахиню, хотя никогда она в монастыре не была, никогда в монашки не собиралась. Это был всплеск эмоций художника. Наверное, он хотел ей что-то таким образом показать».
«Монахиня» 1878 г. — маленькая шалость художника, или быть может, маленькая месть? Об этом мы никогда не узнаем.
Обратите внимание
Об отношениях Софьи Шевцовой и Ильей Репина сегодня ничего не известно. Также как и о реакции Софьи Алексеевны на пародийный образ монахини. Неизвестно также и то, был ли в отношении этого портрета осведомлен П. Третьяков, в коллекции которого он оказался.
«Тайны старых картин» в Третьяковской галерее
Нас всегда привлекает история создания шедевров. Выставка «Тайны старых картин» знакомит с «закулисной» жизнью музея: 17 сюжетов показывают работу музейных технологов, историков-архивистов и экспертов, проводивших атрибуцию.
Они определили неизвестных авторов картин, разоблачили мистификации и обнаружили скрытые под известными изображениями произведения. А главное — интересно подали материал в рамках экспозиции.
Многие считают, что сюжет картины Неравный брак» Василия Пукирева основан на истории из жизни художника, так как в качестве отвергнутого жениха выступает именно он: Пукирев изобразил себя за спиной невесты.
Однако после того, как был изучен эскиз картины, стало понятно: согласно первоначальному замыслу, за невестой стоял совсем другой человек.
Сотрудники галереи выяснили, что сначала на картине был изображен приятель Пукирева, который был вынужден уступить свою невесту более богатому и респектабельному претенденту: об этом свидетельствует эскиз картины.
Читайте об истории картины «Неравный брак» в нашем материале, а посмотреть оригинал, который специально забрали из основной экспозиции музея (чего не делается практически никогда!) можно на выставке. Там же представлен и эскиз картины Пукирева, а также рисунок Владимира Сухова — Прасковьи Варенцовой, героини картины «Неравный брак», сделанный 44 года спустя после изображенного события.
«Жанр выставки можно определить как жанр своего рода „искусствоведческого детектива“, и эта выставка посвящена нашим исследованиям, которые ведут научные сотрудники изо дня в день на протяжении долгих лет» — считает заместитель гендиректора по научной работе Третьяковки Татьяна Карпова.За «Портретом неизвестного» кисти Федора Рокотова скрыт женский облик. Это выяснилось после того, как была сделана рентгенограмма картины: искусствоведы выяснили, что по первоначальному замыслу художника на картине была изображена женщина в платье, с высокой прической и украшениями. Однако позже художник «одел» красавицу в мужской костюм. Почему? Как предполагают специалисты, Рокотов сделал это по просьбе заказчика: изображал его жену, которая скоропостижно скончалась, и заказчик попросил переделать картину. Готовый сюжет для фильма, не находите?
Напоминаем, что в залах графики ГТГ по адресу Лаврушинский переулок, 10 продолжает работу прекрасная экспозиция «Художник и время. Рисунок эпохи романтизма». Для посетителей, которые ценят изысканность и красоту графики, кураторы Третьяковки собрали лучшие образцы рисунка крупнейших мастеров первой половины XIX столетия.
Графическое наследие современников героев романа «Война и мир» демонстрирует расцвет рисовальной культуры, послужившей эталоном мастерства для последующих поколений художников. В экспозиции — около 200 произведений графики таких художников, как К.П. и А. П. Брюлловы, А. Г. Венецианов, М. Н. Воробьёв, К. К. Гампельн, О. А. Кипренский, А. Молинари, В. А.
Тропинин, А. П. и П. Ф. Соколовы, Ф. П. Толстой.
Орест Кипренский, «Калмычка Баяуста».
- А. С. Михайлов, поэта А. Н. Майкова. 1840
- О. А. Кипренский, (?). Около 1809
Портреты также рассказывают свои истории на выставке… Кстати, на странице галереи анонсируют: «В нашем мобильном приложении „Книги Третьяковской галереи“ появилось издание к выставке „Тайны старых картин“ — увлекательные истории об исследовании произведений русских художников конца XVIII — начала XX века из собрания Третьяковской галереи. Научные сотрудники Галереи рассказывают о находках и открытиях, связанных с историей полотен, новых атрибуциях и гипотезах и о музейных профессиях: искусствоведов, реставраторов, технологов, чья кропотливая работа обычно скрыта от зрителей». Цена невелика, истории — замечательные. Учтите, что открывается виртуальная книга лишь с планшета того, кто приобрел издание.
Неизвестный художник середины XVIII века создал портрет Императрицы Елизаветы Петровны в молодости. А вот на обороте картины еще один художник — время — создало еще один портрет, но в зеркальном отражении.
За столетия связующие краски — масло, лак- проступили сквозь лицевую сторону на оборот холста.
Хотите заглянуть за раму и увидеть портрет с двух сторон? На этой выставке возможно и не такое: специальные вращающиеся стенды дают возможность приоткрыть тайну времен.
- Неизвестный художник второй половины XVIII века «Натюрморт. Листы из книг и картинки». 1783
Еще одна приятная новость: к 160-летию со дня основания Третьяковской галереи была переиздана книга воспоминаний о детстве и юности в родительском доме старшей дочери Павла Михайловича Третьякова Веры Зилоти «В доме Третьякова».
В новую редакцию вошли неизданные ранее главы, архивные материалы и комментарии специалистов.
Книга дает целостную картину московского купеческого быта и представляет собой живое свидетельство культурной жизни России 1860−1880-х годов.
Непосредственно и занимательно рассказывает Вера Павловна о своей незаурядной семье; об отце; об известных купеческих династиях — Мамонтовых, Морозовых, Якунчиковых; о великих русских художниках, писателях и музыкантах — И. Н. Крамском, В. Г. Перове, И. Е. Репине, И. С. Тургеневе, Л. Н. Толстом, А. Г. и Н. Г.
Важно
Рубинштейнах, П. И. Чайковском и других.
Книгу можно приобрести в музейных магазинах в Лаврушинском переулке и на Крымском Валу. Вера Павловна Зилоти
Фотография. 1890-е. Из коллекции ГТГ
Итак, у вас есть потрясающая возможность познакомиться с малоизвестными произведениями, впервые покинувшими музейные фонды Третьяковки. И у каждого есть тайна, которую открыли для зрителей реставраторы и искусствоведы ГТГ. К выставке подготовлен каталог с историями об исследовании картин, каждая из которых — и серьезная научная статья, и — одновременно — захватывающий детективный рассказ. Электронная версия книги будет доступна в приложении «Книги Третьяковской галереи».Выставка «Тайны старых картин» в Инженерном корпусе Третьяковской галереи работает до 21 августа 2016.В материале использован пресс-релиз Третьяковской галереи и изображения со страницы ГТГ в социальной сети Фейсбук.
История одной картины. Как Илья Репин весёлую барышню в монашку превратил
Загадок и тайн в картинах известных художников кроется гораздо больше, чем мы думаем. Многие из них удалось обнаружить с помощью рентгеновских лучей. Да-да, именно они порой приоткрывают завесу непонятного, непостижимого, а то и вообще мистического.
Именно они позволяют нам узнавать интересные факты о картинах и художниках. Именно они способны разоблачить подделку, неизвестным героям обрести подлинные имена, выявить невидимые изображения под знакомыми полотнами.
Так эти самые рентген-лучи заставили сильно удивиться исследователей, когда они направили их на картину «Монахиня» кисти Ильи Репина…
Благодаря проведённому рентген-анализу, учёные убедились, что на самом деле под изображением молоденькой чернорясницы скрывается вполне себе светская девушка в бальном платье с веером в руках!
Что же произошло? Почему художник так круто изменил первоначальную задумку? Сейчас вы всё узнаете.
Предыстория
Вообще-то, и в ту пору – во второй половине XIX века, и позднее, и в веке XXI многие зрители отмечают некое несоответствие. Выражение лица героини картины и монашеский наряд как-то «не вяжутся». Не согласуются. Не совпадают. Нет смирения, кротости, приличествующих монахиням. И это подозрение не беспочвенно. Предыстория написания картины Репиным такова…
Начинающий живописец и студент Академии художеств Илья Репин соседствовал с семьей известного архитектора Алексея Ивановича Шевцова – отца двух прелестных дочерей.
Совет
Многие предполагали, что Репин был влюблён в старшую – Софью, но неожиданно для всех он сделал предложение младшей – Вере. Ему – 28, ей – 16. В 1872 году они обвенчались.
Софью же, по иронии судьбы, взял в жёны родной брат Ильи – Василий, закончивший Петербургскую консерваторию и игравший в оркестре Мариинского театра.
Психанул…
Илья неоднократно писал портреты своей свояченицы Софьи. Например, широко известен вот этот:
Но можно говорить ещё об одном портрете. Софья позировала Илье в роскошном бальном платье с пышными кружевами. Во время творческого процесса возникла ссора. Вот что пишет об этом в своих мемуарах племянница художника:
Ну, психанул человек! И как мог отыгрался. Творческая месть, так сказать. А что, вместо бального туалета – монашеская чёрная ряса, вместо заграничного веера – чётки. Почему-то нигде не пишется о реакции Софьи Алексеевны на эту выходку Репина. Но представить её не так уж трудно…
И стало тайное – явным
История похожа на анекдот, правда? Но это осталось бы лишь маленькой записью в мемуарах родственницы великого художника, которой можно верить 50/50, если бы не новые технологии.
Результат рентгенограммы картины одновременно удивил и порадовал исследователей: удивил потому, что им неожиданно открылось ранее невидимое, а порадовал, потому что появились новые факты в творчестве Репина.
По какой-то причине художник не очистил первоначальный слой красок на холсте, а стал писать прямо по нему. Это и позволило рассмотреть настоящее одеяние героини в деталях.
Странным осталось то, что об истинных отношениях Ильи Репина и Софьи Шевцовой не знал никто. Все подозревали обоюдную симпатию, но и только.
Как им удалось скрыть свои чувства от окружающих (если только они были), остаётся загадкой. Кстати, брак с Верой оказался не очень счастливым, хотя и принёс им четверых детей.
Продлился он 15 лет, после чего в личной судьбе художника началась совсем иная жизнь. Но это, как говорится, уже другая история.
Послесловие. Ещё одна «Монахиня»
Спустя какое-то время Илья Репин написал портрет ещё одной монахини. На этот раз – настоящей служительницы церкви.
Возможно, при его неподдельном уважении к религии, и библейским сюжетам в частности, он совестился той давней своей то ли шутки, то ли мести, то ли хулиганства, случившегося почти десятилетие назад.
Новому портрету он дал то же название, что и первому, как бы в искупление своей вины. То, что создавая новый образ, он думал о той «Монахине», говорит тот факт, что и ракурс послушницы, и особенности фонового пространства совпадают.
Кто послужил прообразом второй «Монахини»? Историки изобразительного искусства называют двоюродную сестру художника Олимпиаду Васильевну Борисову – монахиню Николаевского женского монастыря. Впрочем, были и другие версии.
Но факт остаётся фактом: в творческой судьбе Ильи Репина существует две «Монахини» – разные и похожие одновременно.
Вот так настроение и отношение творческого человека к происходящим событиям и ситуациям рождают и меняют судьбы картин.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Обратите внимание
Тайны Третьяковской галереи
Тайны старых картин — «Монахиня» Ильи Репина
Секреты Третьяковки: Как так случилось, что Илья Репин «приодел» светскую даму в одежду монахини
Автор статьи — @bovary
Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»Посетите наш интернет-магазин Painting Market! У нас вы найдете картины современных художников на любой вкус 🙂 Подарите себе и своим близким вдохновение!
Блоги / Татьяна Пелипейко: Тайны старых картин
Под таким названием в Третьяковской галерее открылась выставка, основанная на исследованиях произведений из собственных фондов. Причем исследований не только искусствоведческих, но и использующих современные технологии.
Ну, вот для начала работа Федора Рокотова – одна из тех, что находились когда-то в имении Струйских. Известна как «Портрет неизвестного в треуголке».
Действительно, одежда тут мужская, а по лицу изображенного сразу не скажешь, юноша это или молодая женщина.
Но вот рентгенограмма картины – и оказывается, что портрет все-таки был изначально женский.
О личности изображенной, впрочем, музейщикам все равно остается только гадать. Известно, что Николай Струйский, заказавший Рокотову ряд портретов, был женат дважды – первая его супруга умерла молодой.
Но гипотеза, что на портрете – первая жена, а изменен он был, чтобы не вызывать ревность жены второй, остается все-таки в области предположений: никаких иных изображений Олимпиады Струйской не сохранилось.
Немного другая история с женским портретом работы Ильи Репина.
Портрет этот числится как «Монахиня». Однако изображенное лицо известно – это Софья Шевцова, дочь архитектора, за которой, по воспоминаниям современников, Репин в молодости ухаживал. Но вот в монастырь девушка не уходила и даже не собиралась.
Важно
Секрет портрета обнаружился в мемуарах одной из современниц. Оказывается, когда Репин писал портрет Софьи в бальном туалете, они внезапно поссорились. И художник превратил свою даму в монахиню.
Рентгенограмма эту историю подтвердила. (Ну, а Илья Репин в результате женился на младшей сестре своей модели, Вере. Софья же вышла замуж за брата художника, музыканта Василия Репина.)
Вот одна из беспредметных работ Ивана Клюна.
На обороте – автопортрет художника. В этом нет ничего особо удивительного – у авангардистов, особенно в первые послереволюционные годы, нередко попросту не хватало холстов и их использовали с обеих сторон.
Но есть в галерее и другая супрематическая работа Клюна.
Ее решили исследовать в инфракрасном излучении. И вот пожалуйста – изображение мужчины. Еще один автопортрет?
Обнаружили музейщики в своих фондах и автора, который ранее в них не числился. А речь вот об этих работах.
Полотна относились к значительному по объему фонду Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой. Но, по мнению третьяковских искусствоведов, по манере не были похожи ни на того, ни на другую.
Так и возникла гипотеза: что, если полотна принадлежат кисти другого Ларионова – Ивана, младшего брата Михаила? (Иван Ларионов, начавший заниматься живописью в 1910-х, в начале Первой мировой войны ушел на фронт, попал в плен, а вернувшись в 1918 году из концлагеря вскоре умер от тифа.)
Несколько доподлинно известных работ Ивана Ларионова хранятся в Русском музее. И когда в Третьяковке сопоставили одну из «неопознанных» портретных работ с петербуржским портретом кисти Ивана (слева, в воспроизведении), то пришли к выводу: одна рука, и у них тоже он.
Совет
Самой курьезной, пожалуй, оказалась история с картиной Исаака Бродского. «Аллея парка» с авторской датировкой «1930 год» представляет персонажей, одетых по тогдашней советской моде.
Однако в более раннем издании, посвященном художнику (а Бродский, ученик Репина, успел быть замеченным еще в дореволюционные годы, до того, как стал портретистом советских вождей), обнаружилась очень похожая репродукция. Только это была работа 1911 года, «Аллея парка в Риме».
Рентгенограмма подтвердила, что полотно претерпело изменения. Исчезли, например, беломраморные статуи.
Дети на переднем плане лишились «буржуазного» серсо, но получили демократическое ведерко.
А гувернантка в переднике обратилась в воспитательницу советского детсада.
В общем, что полотну зря пропадать, если можно обратить его в идеологически правильное! Теперь у картины две даты – 1911 и 1930 годы.
Ну, а всего таких историй на выставке около двух десятков. Открыто в Инженерном корпусе.