Страшная болезнь и смерть а.п. чехова

А. П. Чехов как писатель-врач

Страшная болезнь и смерть а.п. чехова

Влияние медицины на творчество

Еще будучи гимназистом, Антон Павлович Чехов решил поступать в Московский университет на медицинский факультет. В своей краткой автобиографии, он пишет, что не помнит, по каким соображениям он выбрал медицину, но в своем выборе никогда не раскаивался.

На медицинский факультет Московского университета Чехов поступил в 1879 году и окончил его в 1884 году. Пребывание писателя на этом факультете — это не просто часть его биографии, а очень существенный этап в его развитии и становлении как врача, писателя и человека. В одном из своих писем издателю Суворину, Чехов пишет следующее:

«Вы советуете мне не гоняться за двумя зайцами и не помышлять о занятиях медициной.

Я не знаю, почему нельзя гнаться за двумя зайцами даже в буквальном значении этих слов? Были бы гончие, а гнаться можно… чувствую себя бодрее и довольнее собой, когда сознаю, что у меня два дела, а не одно.

Обратите внимание

Медицина моя законная жена, а литература — любовница. Когда надоест одна, я ночую у другой. Это хотя и беспорядочно, но зато не так скучно, да и к тому же от моего вероломства обе решительно ничего не теряют…»

Таким образом, мы видим, что Чехов уделял большое внимание как медицинской деятельности, так и писательской, и считал, что медицинские, естественнонаучные знания помогли ему избегнуть многих ошибок в писательстве и помогли глубоко раскрыть мир чувств и переживаний героев его произведений.

В студенческие годы Чехов усердно изучал медицину, аккуратно посещал лекции и практические занятия и успешно сдавал экзамены. Ему повезло — в ту пору он имел возможность слушать лекции таких выдающихся деятелей медицины как Г. А. Захарьина, А. А. Остроумова, А. Я. Кожевникова и Николая Васильевича Склифосовского.

Уже с 1881 года он начинает практику врача в городе Воскресенске Звенигородского уезда Московской губернии (сейчас — город Истра).

На окраине этого города находилась Чикинская больница, которой заведовал известный тогда врач П. А. Архангельский.

Слава его как врача-терапевта была настолько велика, что к нему съезжались на практику студенты-медики последних курсов и даже молодые врачи. Не миновал этого и Антон Павлович Чехов.

Исключительное внимание юноши к больным, добросовестное и любовное отношение к делу привели Архангельского к полному доверию практиканту, и он, полагаясь на компетентность, профессионализм, высокие моральные качества начинающего медика, оставлял его единственным практикующим врачом в больнице.

Эта лечебница сблизила его с больными крестьянами, открыла перед ним их нравы, а также нравы медицинского персонала.

Важно

Впечатления эти отразились в тех произведениях Антона Павловича, в которых изображаются врачи, больные и фельдшера: «Беглец», «Мёртвое тело», «Сельские эскулапы», «Хирургия», «Неприятность», «По делам службы», «Горе» и другие.

Современники Чехова отмечали, что он «ревниво относился к своему званию доктора». А сам Чехов говорил:

«Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья».

После Воскресенской лечебнице, Чехов работал в Звенигороде и в селе Бабкино. В Звенигороде Чехов заведовал больницей, замещая ушедшего в отпуск врача С. П. Успенского.

Полдня он был занят приёмом больных (30-40 человек в день).

Также он исполнял должность уездного врача, то есть выезжал с судебным следователем на вскрытия, исполнял поручения местной администрации, выступал экспертом на суде и так далее.

В селе Бабкино Антон Павлович близко наблюдал жизнь местного населения — крестьян, уездной интеллигенции, помещиков. В гуще этой жизни писатель почерпнул сюжеты для своих рассказов «Сирена», «Дочь Альбиона», «Налим», «Ведьма» и других.

Получив диплом врача в 1884 году, Чехов на дверях своей квартиры поместил табличку «Доктор А. П. Чехов». Он продолжает лечить приходящих больных и посещать тяжёлых на дому.

«Медицина у меня шагает понемногу. Лечу и лечу. Знакомых у меня очень много, а стало быть, немало и больных. Половину приходится лечить даром, другая же половина платит мне пяти- и трехрублёвки».
— 31 января 1885 года М. Г. Чехову.

В 1890 году Чехов отправляется на остров Сахалин — место ссылки осужденных на каторгу. Там он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек.

Было собрано огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей, о тюремных начальниках и произволе чиновников.

Совет

Чехову — писателю и врачу — хотелось самому увидеть невыносимо тяжелую жизнь каторжных и поселенцев, увидеть самые страшные стороны русской жизни того времени, чтобы потом полным голосом рассказать о них русскому обществу, чтобы хоть немного облегчить участь обитателей Сахалина.

Обследование санитарного состояния тюрем, лазаретов, бараков, местной педиатрии потрясло Чехова. Результаты его собственной работы в книге «Остров Сахалин» позволили ему сказать:

В этот период Чехов еще мечтает читать лекции в университете, но для этого ему нужно было получить ученую степень и защитить диссертацию. Антон Павлович предполагает в качестве диссертации использовать «Остров Сахалин», но получает отказ от декана факультета.

В 1891 году в средней полосе России разыгралась эпидемия холеры и Чехов принимает участие в борьбе с ее последствиями. В Мелихове на свои личные средства он организовал врачебный пункт, где принимал больных. Это дало хорошие результаты. Позже Чехов писал:

«Летом трудненько жилось, но теперь мне кажется, что ни одно лето я не проводил так хорошо, как это. Несмотря на холерную сумятицу и безденежье, державшие меня в лапах до осени, мне нравилось и хотелось жить».

По предложению санитарного совета Серпуховского уезда земское собрание постановило: «Благодарить доктора А. П. Чехова за принятие им бескорыстного участия в деле врачебной организации уезда».

Конечно, были у Чехова и моменты, когда он тяготился профессией врача. Не раз он признавался в этом в своих письмах А. С. Суворину:

«Душа моя утомлена. Скучно. Не принадлежать себе, вздрагивать по ночам от собачьего лая и стука в ворота, ездить на отвратительных лошадях по неведомым дорогам и читать только про холеру и ждать только холеры и в то же время быть совершенно равнодушным к сей болезни и к тем людям, которым служишь, — это, сударь мой, такая окрошка, от которой не поздоровится».
(16 августа 1892 года)

«Я одинок, ибо всё холерное чуждо душе моей, а работа, требующая постоянных разъездов, разговоров и мелочных хлопот, утомительна для меня. Писать некогда. Литература давно уже заброшена, и я нищ и убог…»
(1 августа 1892 года)

Как мы видим, медицина иногда мешала Чехову-писателю, потому что она отнимала драгоценное время и силы. Но она же и помогала Чехову, ибо, по его собственному признанию, она обогащала его научным пониманием психологии человека.

В конце концов, после переезда в Ялту в 1898 году из-за болезни, Антон Павлович оставил врачебную практику. Однако он продолжал активно интересоваться достижениями медицины, читал специальные журналы.

Влияние врачебной деятельности на творчество

Безусловно, знание медицины оказало большое влияние на творчество Чехова.

Благодаря «медицинскому» ви́дению Чехова литература обязана появлению в ней целой галереи неповторимых чеховских образов врачей (зачастую грубых, невежественных, равнодушных, но и чутких, ранимых, бесправных), фельдшеров, неврастеников, чеховских «хмурых людей».

Его рассказы — это не «записки врача» в узком смысле, это диагноз несовершенному обществу. В качестве практикующего доктора Чехов получил обильный материал для художественных обобщений, наблюдая изнутри жизнь самых разных социальных слоёв.

Чехов написал своему коллеге, известному русскому невропатологу Г. И. Россолимо:

«…Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность.

Обратите внимание

Они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную цену которых для меня как для писателя может понять только тот, кто сам врач; они имели также и направляющее влияние, и, вероятно, благодаря близости к медицине мне удалось не допустить многих ошибок…»
Академик, терапевт И. А. Кассирский дал такую оценку творчеству драматурга:

«У Чехова научно достоверно изображены различные оттенки душевного состояния человека: хорошее настроение, состояние эйфории, волнение, чувство тревоги и страха… Научно точно, Чехов изображает болезнь и смерть своих героев».

Так, к примеру, у Раневской «дрожит душа от каждого звука» при ожидании известия о судьбе вишневого сада. В «Черном монахе» достоверно передано сочетание бреда и реальности у Коврина, то же самое относится к героям рассказа «Припадок» и повести «Палата №6». В рассказе «Попрыгунья» об умершем Дымове сказано: «Грудь еще была тепла, но лоб и руки были неприятно холодны».

В повести «Палата №6» Чехов рисует глухой провинциальный городок дореволюционной России. В земской больнице этого городка есть флигель, в который помещены психически нездоровые люди.

Обитатели этой палаты отданы в полную власть грубого сторожа Никиты.

Картины жизни этого городка, больницы и палаты должно восприниматься читателем как символическое изображение жизни тогдашней России, русского народа, беспощадно угнетаемого самодержавием.

Среди сатирических образов, получивших необычайно большое социальное значение, выделяется образ учителя Беликова, главного героя рассказа «Человек в футляре».

Учитель гимназии Беликов с его вечной боязнью «как бы чего не вышло», державший в страхе в течение многих лет не только гимназию, но и весь город, не случайно стал остро сатирическим социальным образом.

В создании этого образа Чехов проявил себя не только художником, но и тонким психологом.

«У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге». И дальше: «Ложась спать, он укрывался с головой… И было страшно под одеялом. Он боялся, как бы чего не вышло…».

Идея рассказа А. П. Чехова «Чёрный монах» близка к идее «Палаты №6».

Чехов рассказывает здесь о том, как жизнь пошлая, мещанская губит хороших благородных людей, развивает мысль о слабости и бессилии этих людей в борьбе со злом и несправедливостью, потому что они не знали верных путей, которые могли привести к преобразованию жизни на новых началах. Все эти злободневные для того времени проблемы Чехов раскрывает в истории магистра Коврина, заболевшего манией величия.

Магистр философии Коврин, утомлённый беспокойной городской жизнью и напряжённой умственной работой, приезжает в имение своего опекуна Песоцкого, чтобы отдохнуть и поправить своё здоровье.

Однако и здесь он продолжает вести прежний образ жизни — очень много работает, читает зачастую сутками напролёт, мало спит… Он постоянно находится в состоянии очень сильного нервного напряжения, испытывает какой-то небывалый нервный подъём.

Так Чехов постепенно раскрывает перед читателем причины психического заболевания Коврина. Яркая художественная изобразительность сочетается здесь с научной точностью описания начавшейся болезни. Сам Чехов впоследствии писал М. Меньшикову, что «Чёрный монах» — это рассказ медицинский, история болезни под названием мания величия.

Важно

В рассказе описываются галлюцинации Коврина. Он часто видит чёрного монаха, который говорит ему о том, что он личность, «избранник божий», что вся его деятельность посвящена самому разумному и прекрасному на Земле. Что он принадлежит к людям, которые введут человечество в царство вечной правды.

И в изображении бреда Коврина также поражает тонкое переплетение глубокой художественности и медицинской точности. Однако описание болезни героя Чехов использует и для того, чтобы острее, ярче раскрыть идею рассказа. Когда Коврин был болен, он верил в свою индивидуальную исключительность, им владели мысли о деятельности во имя счастья людей.

«Быть избранником, служить вечной правде, стоять в ряду тех, которые на несколько тысяч лет раньше сделают человечество достойным царства Божия, то есть избавят людей от нескольких тысяч лет борьбы, греха и страданий, отдать идее всё — молодость, силы, здоровье, быть готовым умереть для общего блага, — какой высокий, какой счастливый удел!» — думал Коврин.

Близкие Коврина заметили, что он болен, и начали лечить его. Он должен был прервать свою научную деятельность. Но, избавившись от галлюцинаций, Коврин затосковал — жизнь сытая, спокойная показалась ему скучной и ординарной.

Он становится жестоким, грубым к близким, разрушает жизнь своей жены, Тани Песоцкой, забывает о прежних своих мечтах и идеалах. И только в последние мгновения своей жизни, перед смертью, когда его снова посещает чёрный монах, Коврин становится таким, каким был раньше.

Он зовёт красоту и поэзию прежней жизни, с восторгом вспоминает о своей молодости, о любви в человечеству, которая жила в его сердце.

Изображая последние годы жизни Коврина, заполненные узколичными заботами и мечтами, Чехов рисует внутреннее перерождение и опустошённость Коврина.

Таким образом, рассказы Чехова «Палата №6», «Человек в футляре» и «Чёрный монах» со всей убедительностью показывают, что знание медицины, и в первую очередь психиатрии, помогло писателю лучше и глубже изображать психический мир человека.

Для изображения больного Чехов никогда не прибегал к детализации, как это делали И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой и другие.

Совет

Рисуя образ больного человека, писатель использовал ту манеру, которую он открыл в литературе, — изображение пейзажа или человека несколькими скупыми, но характерными только для такого пейзажа или только для такого человека штрихами. Эту манеру Чехов применил также при изображении больного человека.

Так, например, описывая страдающего чахоткой учителя в одноимённом рассказе, он не даёт трафаретный портрет истощённого человека с красными пятнами на лице и блестящими глазами, как это было принято до него. Он приводит такие черты: больной утомился при надевании парадного костюма.

Когда же больному принесли штиблеты, то у него не хватило сил натянуть их на ноги, пришлось полежать и выпить воды.
Вторая деталь: больного учителя ожидают на банкете у директора фабрики, где его должны чествовать, но у самого входа в квартиру к директору он вдруг закашлялся. От кашлевых толчков с головы слетела фуражка, из рук вывалилась палка.

Выбежавшие из квартиры нашли его сидящим на ступени и обливающимся потом… Писатель нарисовал портрет очень больного человека.

В. Ермилов очень точно сказал: «Чехов — гениальный живописец словом». Он отметил необычайно художественное и удивительно скупое изображение Чеховым смерти ребёнка («Враги»):

«На кровати, у самого окна лежал мальчик с открытыми глазами и удивлённым выражением лица. Он не двигался, но открытые глаза его, казалось, с каждым мгновением всё более темнели и уходили во внутрь черепа…».

В рассказе «Чёрный монах», о котором речь шла выше, психическая болезнь магистра Коврина явилась результатом его неудовлетворённого стремления к величию. Доведённые болезнью до предела отрицательные стороны его характера разрушили его семью. Психическая же болезнь вызвала у самого Коврина чахотку:
«У него горлом шла кровь.

Он плевал кровью, но случалось раза два в месяц, что она текла обильно, и тогда он чрезвычайно слабел и впадал в сонливое состояние.

Эта болезнь не особенно пугала его, так как ему было известно, что его покойная мать жила с точно такой же болезнью десять лет, даже больше; и доктора уверяли, что это не опасно и советовали только не волноваться, вести правильную жизнь и поменьше говорить».

Обратите внимание

Описанные в «Чёрном монахе» ощущения Коврина, предшествующие кровотечениям, были хорошо знакомы писателю.

Поэтому он так правдиво передаёт то беспокойство, похожее на страх, которое предшествует кровоизлиянию из лёгкого. Писателю были знакомы также слабость и сонливое состояние, наступающие после кровотечения.

Слова «эта болезнь не особенно пугала…» и т. д. повторяют рассуждения Чехова о своём недуге.

Чехову в своих произведениях удалось изобразить больного человека с помощью слов и выражений, понятных для рядового читателя, не прибегая к помощи научных терминов и определений. В этом-то и заключается главный талант Чехова-писателя и Чехова-врача.

Антон павлович чехов: последние дни в баденвайлере

Страшная болезнь и смерть а.п. чехова

15 июля 1904 года в Ваденвайлере, маленьком  курортномгородке  на юге Германии,  умер Антон Павлович Чехов.

Баденвайлер трогательно хранит память о русском писателе.

«Тяжело больной писатель скончался 15 июля 1904 года и был похоронен в Москве.» Примерно такобычно заканчивалась стандартная биография Чехова в советские времена. То, что Чехов  столь«непатриотично»  уехал умирать за границу, не то чтобы скрывалось – как скроешь? – но всяческизамалчивалось. И сегодня  многие выпускники советских школ на вопрос, где умер Чехов, скорее всего, ответят: в Ялте.. или в  Москве. Где же еще? Что за Баденвайлер и почему Чехов отправился туда

умирать? Так ведь и говорил друзьям перед отъездом: «прощайте, еду умирать!»

Знаменитый вид на долину Рейна и ВогезыБаденвайлер, который и сейчас насчитывает всего 4 000 жителей, сто лет назад был совсем крошечнымкурортным местечком в Верхнем Шварцвальде, между Фрайбургом и Базелем. Городок, расположенныйна небольшой – всего 425 метров – высоте над уровнем моря, отличается необычайно мягким  климатом.Защищенный горами Шварцвальда от континентальных восточных ветров, он лежит на плато, обращенномк юго-западу, к солнечной рейнской долине. Именно это удачно расположение в сочетании с горнымвоздухом  позволило Баденвайлеру стать климатическим курортом, куда на рубеже 19-20 веков приезжали

больные туберкулезом. Курорт славился своей дешевизной и благодатной для больных тишиной.

Курзал Баденвайлера и руины средневековой крепостиГостей из России в Баденвайлере было больше 10 процентов, и Чехов с Ольгой Леонардовной Книпперпополнили их число в  июне 1904 года. Немецкие исследователи считают, что  выбор Чеховых пал наБаденвайлер еще и потому, что немецкие врачи в Москве, с которыми Ольга Книппер была хорошознакома и вроде даже состояла с кем-то из них в родстве, посоветовали Чехову полечиться у их коллег

в Баденвайлере (как тогда произносили, следуя орфографии, а не фонетике, «Баденвейлере»).

Отель «Рёмербад», в котором первоначально
поселились Чеховы в Баденвайлере
«Здоровье входит не золотниками, а пудами», — писал Чехов вскоре по приезде. Впрочем, его самоощущениев эти последние недели жизни было далеким от объективности. Из престижного  отеля «Рёмербад», гдепервоначально поселились Чеховы, их вскоре попросили съехать: Чехов так страшно кашлял, что прочиепостояльцы выражали неудовольствие. Стоило ему сойти вниз из номера, как все гости отеля немедленно

поднимались в свои комнаты. Чеховы переехали в  пансион «Фридерика»,  а оттуда  — в

гостиницу «Зоммер».
последнее пристанище писателя,
Бывшая гостиница «Зоммер», ныне реабилитационная клиника.
алкон комнаты, в которой умер Антон Павлович.
На табличке надпись: «Здесь жил Антон Чехов в июле 1904».


Экспозиция музея «Чеховский салон».
Письма Чехова из Баденвайлера сестре Марии.
Судя по письмам, Чехов уже не так благожелательно воспринимал курортную жизнь, как вначале:»Баденвейлер очень оригинальный курорт, но в чём его оригинальность, я еще не уяснил себе».

В письмахон высмеивает громкую и бездарную музыку в курортном парке, недоволен едой, жарой и нарядаминемецких дам: «ни одной прилично одетой немки, безвкусица, наводящая уныние». Окончательный вердиктЧехова уничижителен: «Ни в чем нет ни искры таланта, ни искры вкуса, зато в избытке порядок и честность».

И еще: «Что за отчаянная скучища этот немецкий курорт!»

Уголки великолепного двухсотлетнего парка в Баденвайлере.
Благодаря мягкому климату, здесь много редких южных растений.нимое улучшение  дает писателю иллюзию скорого выздоровления. Он посылает Ольгу во Фрайбург(Фрейбург) за легкими летними костюмами, чтобы было в чем  отправиться в морской круиз…  Однако болезньберет свое. В ночь на 15 июля Чехову становится совсем плохо, Ольга Леонардовна в растерянности зовет напомощь соседа – московского студента Льва Рабенека (Рабенек умер в 1972 году в Лондоне и оставилвоспоминания о последних минутах Чехова). Приходит лечащий врач, доктор Швёрер. Именно к нему, по

воспоминаниям Ольги Леонардовны,  были обращены последние  слова  Чехова: «

Ich sterbe» — «я умираю». 
Мариенкапелле в Баденвайлере. Здесь отпевали Чехова.Православной церкви в Баденвайлере не было, и отпевание прошло в  маленькой католической часовнеМариенкапелле. Тело Чехова везли в Москву в вагоне-холодильнике для перевозки устриц. Вот бы Чехов

посмеялся, если бы узнал! Писателя похоронили

22 июля в Москве на Новодевичьем кладбище.
Экспозиция музея «Чеховский салон». Открытие  памятника Чехову в Баденвайлере. 1908 год.

И все,казалось бы. Прощай, Баденвайлер, скучный пошленький курорт, на котором, волею случая,
прожил свои последние дни Антон Павлович Чехов…

Ан нет! Чехову суждено было еще дваждывернуться в Баденвайлер – бронзовыми памятниками. Первый памятник-бюст был установлен четыре годаспустя после смерти писателя, в 1908 году, стараниями друзей Чехова, прежде всего Константина

Сергеевича Станиславского, и при финансовой поддержке

русского посланника  при баденском дворе
Д.А.фон Эйхлера.Памятник стоял в одном из самых красивых мест городского парка – там, где открываетсявид на долину Рейна, окаймленную горами – французскими Вогезами. На старой фотографии запечатлено

торжественное открытие памятника: священник в праздничном облачении, нарядные дамы и господа.

Станиславский сказал в своей речи, что если бы покойный Антон Павлович увидел то, чтопроисходит в эти дни в этом городке, он наверняка бы смутился и произнес: «Послушайте, этовсе не нужно, скажите им, что я всего лишь русский писатель».

Важно

Это был не только первый памятник Чехову, но и первый памятник русскому писателю за границей.Планировали построить еще мемориальную православную часовню, но не сбылось. Да и памятникпростоял недолго – 10 лет.

В 1918 году, как и многие другие бронзовые статуи, он был переплавлен

для военных нужд. 

Исторический памятник — руины древнеримских терм в Баденвайлере. 75 г н. э.О Чехове  в Баденвайлере постепенно забыли, и не случайно. Баденвайлер, стоящий, как многиешварцвальские курорты, на целебных подземных источниках (еще римляне на заре Новой эры строили здесьтермы), стал превращаться из скромного климатического курорта в  престижный бальнеологический. Купаниявходят в моду, построенное в конце 19 столетия ванное заведение пользуется все большей популярностью,курорт обретает известность – зачем же создавать Баденвайлеру антирекламу, вспоминая лишний раз

знаменитого постояльца, который на этом курорте умер?

Отношения с родиной Чехова были у Германии, как известно, хуже некуда. В годы Первой и Второй
мировых войн Эрнст Глозер, хозяин гостиницы «Зоммер», повесивший на балконе комнаты, в которой умер
Чехов, скромную мемориальную табличку, вынужден был дважды снимать ее под угрозой тюрьмы.
Современные термальные бассейны в Баденвайлере.И вдруг… далее предоставим слово авторам проспекта на русском языке, который выдают гостям курорта.В 1954 году, как раз накануне 50-летия со дня смерти Чехова, в Баденвайлер пришла открытка из Болгарии отнекоего врача В. Бакардиева, который просил рассказать о последних днях и  смерти Чехова. Считается, чтоименно эта историческая открытка  побудила администрацию и интеллигенцию  Баденвайлера поднять архивыи наладить контакты с российскими историками и литературоведами, дабы увековечить память писателя

в Баденвайлере.

Вид, открывающийся  от памятника Чехову.
Современный памятник Чехову в Баденвайлере.
На постаменте надпись: А.Чехов. Умер в Баденвайлере. 1904
Сбор материалов, встречи и взаимные визиты на фоне холодной войны – все это, начавшись в 1950-е годы,,шло с трудом, с перерывами. В начале 1960-х гг.  в парке, у пруда была установлена небольшая памятная плита,в 1980-е гг. обнаружили заросший кустарником постамент старого памятника, а в 1992 году Чехов вернулсяв Баденвайлер в третий раз – на этот раз с Сахалина. Бронзовый памятник-бюст был отлит на Сахалине по

инициативе Георгия Мироманова,

тогдашнего председателя Сахалинского общества им. А. П. Чехова и
директора Музея книги А.П. Чехова «Остров Сахалин». Автором памятника стал сахалинский скульпторВладимир Чеботарев.

Двухтонный памятник  везли в дар Баденвайлеру на каком-то допотопном грузовике через всю Россию,через всю Европу.

Проделав путь в 13 000 километров, невиданный советский грузовик военного

образца с четырьмя заросшими щетиной мужчинами на борту произвел на улицах курорта настоящий фурор.

Памятник установили  на прежнем постаменте и на прежнем месте. И снова Чехов, почему-то в пальто споднятым воротником, смотрит на солнечную рейнскую долину. Скульптор Владимир Чеботарев поясняетсвой замысел так: «Я читал записки Книппер-Чеховой о последних днях Чехова. Она пишет, что АнтонПавлович зяб. Ну, я его так и изобразил: поднятый воротник – хотя Баденвейлер – мы в ноябре там были –

там тепло. Но он был больной уже в то время».

Фрагменты экспозиции музея «Чеховский салон».В 1998 году материалы, собранные немецкими чеховедами, а также богатые дары российских музеев и фондов,были выставлены на нижнем этаже баденвайлерского курзала в небольшом музее, который получил название «Литературный музей Чеховский салон». Салон  — отнюдь не только музей. Он возрождает традиции литературныхсалонов 19 века, центров интеллектуального общения и обмена духовным опытом. Здесь постоянно что-топроисходит: литературные чтения, спектакли, доклады, лекции, диспуты, экскурсии по чеховскомуБаденвайлеру. Вокруг салона образовался кружок коллег и единомышленников — немецкое чеховское общество. .Особенно богатая программа, непременно с визитом гостей из Таганрога – города-побратима Баденвайдера,

предлагается в середине июля, во время ставшей традиционной  чеховской недели.

Фрагменты экспозиции музея «Чеховский салон».К столетию со дня смерти Чехова, в 2004 году, объявленном Годом памяти Чехова, перед  бывшим отелем«Зоммер», на площади, переименованной в «Площадь Чехова»  была открыта скульптура Чайки, выполненная Александром Таратыновым, – дар Екатеринбурга и Свердловской области (побратима федеральной земли

Баден-Вюртемберг), .Из

Чеховского сада в Таганроге. привезли вишневые саженцы и посадили  близ
памятника Чехову “символический” вишневый сад, добавив одно вишневое деревце из Шварцвальда.
Скульптура Чайки перед бывшей гостиницей «Зоммер» на площади  Чехова в Баденвайлере.

Недоброжелатели говорят, что Баденвайлер делает на Чехове рекламу, стараясь таким образом привлечь накурорт побольше гостей. Мол, в Баден-Бадене казино, а в Баденвайлере – умер  Чехов. «Чехов-туризм» -язвят они.

Не верьте им! Баденвайлер, в котором в 1994 году были открыты великолепные, не хуже Баден-Баденских, термы Кассиопеи в любое время года полон гостей и вряд ли нуждается в подобных рекламныхтрюках.

Чехова здесь помнят и искренне чтят как писателя (прежде всего, как драматурга, пьесы которого не

сходят с немецкой сцены) и как великого человека. Большой русский писатель с труднопроизносимым именем

Anton Pavlovitsch Tschechow оставил в маленьком немецком городке вечный след, хоть городок этот ему и
не понравился.

Чехов Антон Павлович

Страшная болезнь и смерть а.п. чехова

Первые признаки болезни проявились еще в 1884 году, когда 24-летний Антон Чехов оканчивал медицинский факультет университета. Он впервые почувствовал себя очень плохо в зале Окружного суда, где находился в качестве репортера. Спустя месяц Чехов писал: «Оно было обильно.

Кровь текла из правого легкого. После этого я раза два в году замечал у себя кровь, то обильно текущую, то есть густо красящую каждый плевок, то не обильно; каждую зиму, осень и весну и в каждый сырой день я кашляю. В крови, текущей изо рта, есть что-то зловещее, как в зареве.

Когда же нет крови, я не волнуюсь и не угрожаю литературе «еще одной потерей».

Дело в том, что чахотка или иное легочное кровохаркание узнается по совокупности… Если бы то кровохарканье, которое у меня случилось в Окружном суде, было симптомом начинающейся чахотки, то я давно уже был бы на том свете, вот моя логика».

Повышенная температура, недомогание, кровь в мокроте периодически повторялись в течение многих лет, но практически Антон Павлович не лечился, хотя болезнь продолжала прогрессировать.

Михаил Чехов, брат Антона Павловича, вспоминал: «Он даже и вида не подавал, что ему плохо. Боялся нас смутить… Я сам однажды видел мокроту, окрашенную кровью.

Когда я спросил у него, что с ним, то он смутился, испугался своей оплошности, быстро смыл мокроту и сказал: Это так, пустяки. Не надо говорить Маше и матери».

21 марта 1897 года Чехов вместе с Алексеем Сувориным обедал в московском «Эрмитаже». Вдруг хлынула кровь и, несмотря на все старания вызванного доктора, ее удалось остановить лишь под утро. Доктор утешал, что кровотечение не легочное.

Совет

После его ухода Чехов сказал Суворину: «Для успокоения больных мы всегда говорим во время кашля, что он желудочный. Но желудочного кашля не бывает, а кровотечение непременно из легких. У меня кровь идет из правого легкого, как у брата».

Через день кровотечение повторилось, и Чехов впервые обратился к специалистам и впервые прошел полное обследование в известной московской клинике профессора Остроумова.

Найденная история болезни Чехова гласит: «У пациента истощенный вид, тонкие кости, длинная, узкая и плоская грудь (окружность равна 90 сант.), вес немного более трех с половиной пудов при росте 186 см… Испытывает огромную наклонность к зябкости, потливости и плохому сну.

Количество красных кровяных телец уменьшено вдвое по сравнению со здоровым человеком… Влажные и булькающие хрипы прослушиваются с обеих сторон – как над ключицами, так и под последними, а также слышны остро и громко над углом левой лопатки, над правой – глухота… Из-за болей в груди назначены влажные компрессы, натирания, смазывания йодной тенктурой, внутрь – кодеин, морфий. При сильных потах – атропин. Лед на грудь прописан три раза в сутки по одному часу каждый раз, но А. Ансеров назначил дополнительно лед ночью, что воспринято больным хорошо и одобрительно. Замечено, что кровотечение из легкого прекратилось через полчаса после проглатывания больным пяти-восьми кусочков льда… На десятый день розовая мокрота еще продолжается… Ну вот, мокрота чиста и больной настаивает на выписке домой, для срочной работы на литературном поприще, но бациллы доктора Коха еще присутствуют в мокроте в изрядном количестве… В весе больной не увеличился ни на полфунта, но на 5% увеличилось количество гемоглобина и на 30.000 число красных кровяных телец. Вообще, больной окреп заметно. Диагноз подтвердился».

В клинике Чехов к своей болезни относился с интересом, расспрашивал о своем состоянии, хотел знать результаты выстукивания, выслушивания и микроскопического исследования. Ему говорили, но далеко не всю правду, многое скрывали.

К концу второй недели Чехов почувствовал, что немного поправился, а «окончательно поправлюсь, – шутил он, – когда умру». Туберкулез продолжал делать свое ужасное дело. Уже спустя три месяца после лечения в клинике Остроумова Чехов снова заболел.

Иван Щеглов вспоминал: «Я прямо ужаснулся перемене, которая произошла в Чехове… Лицо его было желтое, изможденное, он часто кашлял и зябко кутался в плед, несмотря на то, что вечер был на редкость теплый».

Осенью следующего, 1898 года Чехов писал Суворину: «У меня пять дней было кровохаркание. Но это между нами, не говорите никому… Я стараюсь кровохаркать тайно от своих». Все последующие годы болезнь прогрессировала.

Врачи посылали Чехова на тот или иной курорт и, как правило, не учитывали дальней дороги – поездку на кумыс в Уфимскую губернию Антон Павлович сравнивал с путешествием на Сахалин. Сюда добавлялись неустроенность быта, отрыв от привычной обстановки и близких людей.

Личные ощущения, связанные с болезнью, Чехов нередко передавал героям своих произведений. Герой «Рассказа неизвестного человека» глухо кашлял всю ночь, как это часто было у Чехова. Так же, как и писатель, он не спал, бывало, до утра, и у него сильно болел бок.

У «неизвестного человека» нередко поднимался сильный жар, горело лицо, ломило ноги, тяжелую голову клонило к столу… У него, как и у Чехова, начались плевритические боли. Наконец, подлинно чеховские ощущения: ночью больному часто бывало холодно, больно и скучно, но днем он упивался жизнью.

«Неизвестный человек» как бы полностью повторяет фразу из чеховского письма: «Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как праздника».

Обратите внимание

Одни исследователи считают, что роковую роль в жизни писателя сыграло путешествие на Сахалин – ведь была распутица и ехать пришлось тысячи километров на лошадях, в сырой одежде и насквозь промокших валенках. Другие биографы сетовали на то, что Чехов запустил болезнь и обратился к врачу только в 37-летнем возрасте.

Люди, близкие к Чехову, причину «скоропостижного сжигания писателя» видели только в его личной жизни.

Ялтинский врач Исаак Альтшуллер писал: «Сестра его Мария Павловна, очень всегда заботившаяся о брате Антоне и духовно больше всех близкая ему, когда выяснилось положение, была уже готова покинуть Москву и переехать совсем в Ялту… Но после его женитьбы план этот по психологически понятным причинам отпал.

С этого времени условия его жизни резко изменились, и я должен сказать, что изменения эти, к сожалению, не могли способствовать ни лечению, ни улучшению его здоровья… Его молодая жена, которую Антон П.

безумно любил, оказалась ужасающей эгоисткой… Черствая, она не понимала больного, оставляла его на целые месяцы одного, кашляющего, температурящего и изнывающего от одиночества. Фатальные последствия этого брака для его здоровья не могли заставить себя ждать».

А Бунин сделал такой вывод: «…Ольга Леонардовна – актриса, едва ли оставит сцену… Возникнут тяжелые отношения между сестрой и женой, и все это будет сказываться на здоровье Антона Павловича, который, конечно, как в таких случаях бывает, будет остро страдать то за ту, то за другую, а то и за обеих вместе. И я подумал: да это самоубийство! хуже Сахалина… Они, горячо и самозабвенно любя его, уложат-таки в гроб милейшим образом».
Так кто же прав? Видимо, в известной мере, правы все.

Главная причина тяжелого течения болезни и преждевременной смерти писателя – в слабости тогдашней медицинской науки. В те времена еще не применялось рентгенологическое обследование больного, и диагностика туберкулеза была затруднена.

И все-таки в отдельных случаях врачи достаточно успешно побеждали страшный недуг. Считалось тогда, что само развитие туберкулеза начинается с верхушки легкого и затем распространяется на его нижние отделы.

Важно

Поражение только верхушки считалось начальной стадией болезни, тогда как наличие каверны уже относилось к третьей, запущенной стадии.

Видимо, чтобы Чехов не думал, что болезнь зашла слишком далеко, врачи клиники профессора Остроумова определили и записали в историю болезни: «Диагностирован верхушечный процесс, который с прекращением кровотечения пошел на убыль. Больной выписан в отличном самочувствии».

Тогда еще не было антибиотиков, совершивших коренной перелом в судьбе туберкулезных больных. И тем не менее уже в 1891 году в клинике профессора Остроумова туберкулез легких успешно лечили с помощью искусственного пневмоторакса, то есть вдувания воздуха в полость плевры.

Сам профессор Александр Остроумов в 1901 году выступил на Всероссийском съезде терапевтов с докладом, в котором привел такие данные: «В нашей клинике за последние пять лет проведено 146 операций по наложению пневмоторакса.

После каждой такой операции у больных, которые считались обреченными, прекращалась температура, исчезали кашель и липкий пот по ночам, восстанавливался аппетит и за считанные 15-20 дней больной выписывался выздоравливающим».

Почему же для лечения Чехова не был применен искусственный пневмоторакс? Врачами, судя по всему, этот вопрос даже не обсуждался.

Что же касается лечения, которое Чехов получал в клинике, то нельзя же всерьез думать, что кусочки льда, которые он периодически глотал, или пузырь со льдом, уложенный на грудь, способны вызвать спазм легочных сосудов и тем самым – остановку кровотечения. А болезнь прогрессировала.

Чехов был хорошим, опытным врачом, поднявшим на ноги, вылечившим сотни больных, в том числе и туберкулезных. Но в то же самое время – был больным. А больной, даже зная, что он болен, обычно опасается, что это могут подтвердить со стороны.

Совет

Может быть, потому Чехов долгие годы избегал не только серьезного медицинского обследования, но даже медосмотра – боялся получить подтверждение своим догадкам.

Этим он напоминал профессора Николая Степановича из его же «Скучной истории», который не рисковал подвергать себя осмотру врача, чтобы по выражению лица своего коллеги, даже если ему не скажут правду, не прочитать приговор и не лишиться последней надежды.

Насколько ясно осознавал Антон Павлович свою болезнь уже в 1891 году, видно из его письма Владимиру Тихонову: «Вы совершенно верно изволили заметить, что у меня истерия… Только моя истерия в медицине называется – «чахоткой». Так вот, друг мой, у меня чахотка, не иначе».

Трезво оценивая состояние своего здоровья и, возможно, предчувствуя приближающийся конец, Чехов 3 августа 1901 года составил завещательное письмо, адресованное сестре: «Милая Маша, завещаю тебе в твое пожизненное владение дачу мою в Ялте, деньги и доход с драматических произведений, а жене моей Ольге Леонардовне – дачу в Гурзуфе и пять тысяч рублей. Недвижимое имущество, если пожелаешь, можешь продать. Выдай брату Александру три тысячи рублей, Ивану – пять тысяч и Михаилу – три тысячи… Я обещал крестьянам села Мелихово сто рублей – на уплату за шоссе… Помогай бедным… Береги мать. Живите мирно».

15 июля 1904 года во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался.

Особенности изучения жизни и творчества А.П. Чехова в школе туберкулезного санатория

Страшная болезнь и смерть а.п. чехова

Обычно в школе знакомство с жизнью писателя ограничивается приведением некоторых фактов из его жизни и списка сухих дат в хронологической последовательности, что обуславливает потерю не только познавательных, воспитательных возможностей, но и интереса детей к жизни и творчеству великого человека в целом. А ведь биография писателя должна стать психологическим фоном к изучению его произведения. Эта задача решается при изучении жизненного и творческого пути писателя в их единстве.

При изучении биографии писателя важно на уроке рассказать об интересных, увлекательных моментах из его жизни, которые будут наиболее близки и понятны детям. Нужно раскрыть его как человека, с его чувствами, переживаниями, увлечениями, мечтами и планами, показать его судьбу, семью, отношения с близкими, родными людьми.  Так, знакомство с личностью русского писателя А.

П. Чехова в санаторной школе пройдет намного понятнее и ближе к детям, если мы приведем факты о том, что он был по специальности врачом, что он, как и многие другие известные люди того времени, страдал от туберкулеза. Но эти сведения из жизни великого человека должны быть преподнесены психологически весьма тактично и деликатно, чтоб не ранить душу больного ребенка.

Наоборот, учитель должен преподнести это так, чтоб писатель стал для него близким человеком, другом, который в своей жизни испытал те же трудности, которые испытывают дети, находящиеся на длительном лечении в туберкулезном санатории. Также им наиболее понятным станет тот факт, почему Чехов часто обращался в своем творчестве к теме туберкулеза, к теме медицины в целом.

Обратите внимание

У многих детей, находящихся на лечении в туберкулезном санатории, могут развиться комплексы по поводу того, что они болеют нехорошей, заразной болезнью, что никто в будущем с ними общаться не захочет, будут брезговать, что эта болезнь оставит на всю жизнь тяжелый отпечаток.  И тот факт, что таким недугом страдали многие великие люди, которые достигли в жизни больших высот, будет способствовать устранению таких негативных мыслей у детей. 

Рассказывая о творчестве Антона Павловича, нужно познакомить ребят с теми произведениями, где упоминается эта коварная болезнь. Но это делается не с той целью, чтобы усугубить переживания больных детей по этому поводу, а с той, чтобы они поняли, насколько опасен этот недуг и как важно своевременное лечение от него.

На уроках можно использовать следующие материалы из жизни и творчества писателя: чахотка, туберкулез, упоминается во многих произведениях и письмах Чехова. От этой болезни умирает студент Саша в рассказе «Невеста»; лечится от такого же недуга жена главного героя пьесы «Иванов»; болеют последней стадией чахотки солдаты в рассказе «Гусев».

 Чехова интересовал туберкулез не только потому, что он сам был болен этой болезнью. Чахотка была в то время самым распространенным и трудно поддающимся излечению заболеванием.

  Тогда противотуберкулезное движение в России только начиналось: первая туберкулезная амбулатория в Москве была открыта только в 1904 году.

Научно-исследовательские институты туберкулеза начали появляться лишь после  Октябрьской  революции 1917 года. 

Первое здание туберкулезного диспансера в Москве

Неблагоприятные условия и голод способствовали развитию и распространению этого недуга. В рассказе «Устрицы» Антон Павлович подробно, просто и доступно описывает симптомы и течение   болезни, от которой и сегодня никто не застрахован.

Главной задачей этих произведений является не просто описание истории болезни, а призыв к чувству сострадания, сочувствия к больным людям.

Важно

Интересным и удивительным фактом при изучении биографии писателя является и то, что он был не только гениальным писателем, но и выдающимся врачом, доктором. Литература и медицина с самой древности тесно связаны друг с другом.  Неудивительно, что врачи часто становились писателями. Это Франсуа Рабле, Фридрих Шиллер, Артур Конан – Дойль, Михаил Булгаков, Викентий Вересаев и многие другие.

Чехов занимает особое место среди врачей-писателей. На медицинском факультете Московского университета, где учился писатель с 1879 по 1884 год, преподавали такие известные, выдающиеся люди, как Захарьин, Боткин, Вальтер, Эрисман, которые оставили весомый след в науке.

             Антон Павлович учился с большим интересом, охотой, особое внимание уделял лабораторным занятиям, лекциям по психиатрии, писал научную работу по половому воспитанию, позднее изучал историю врачебного дела в России. Изучал здоровье простого народа при князе Владимире, Иване Грозном.

Чехов готовился к защите докторской диссертации по данным исследования острова Сахалин, но его работы были отклонены деканом медицинского факультета. Это свидетельствует о том, что писатель думал о преподавательской деятельности на медицинском факультете, для чего и занимался научной работой.

        После окончания университета в 1884 году он работал врачом в Чекинской больнице Московской губернии. А в летний период трудился в земских больницах Подмосковья – в Воскресенске и Звенигороде.

В Мелихове, когда в России началась  эпидемия холеры, принимал самое активное участие в мероприятиях по предотвращению распространения этой страшной болезни. В 1886 году в Москве Антон Павлович занимался  лечением тифозных больных.

Но, где бы он ни работал, всегда соблюдал  врачебную этику, был внимателен и доброжелателен к  каждому пациенту  не только по долгу службы, а  по зову сердца и  души.

Чехов  следовал  принципам  своего учителя профессора Г.А. Захарьина:  быть ближе к больному человеку;  лечить не болезнь, а больного. Коллеги восхищались умением Антона Павловича ставить правильный и точный диагноз.

Совет

Работы было так много, что Чехов  не успевал даже писать.  О  том, насколько трудна была работа земских врачей,  мы узнаем, читая произведения писателя. Его волновало все: и тяжелые условия работы, и бездорожье, и нехватка врачей, и пьянство,  и многое другое. Они создавали невыносимые, непреодолимые трудности в работе.

Земский врач

Антон Павлович работал часто  не в соответствии с доходами.  Некоторые пациенты, пользуясь его добротой, расплачивались не деньгами, а какой-нибудь  картинкой, монеткой, вышитой подушечкой. Приятели  направляли к нему на прием  случайных знакомых, которых он  смотрел, консультировал, несмотря на большую усталость и слабость своего здоровья.

Кроме врачебной работы, он занимался и организацией холерных бараков, поиском средств для них. Всеми этими общественными делами писатель  занимался, уже будучи  больным, с постоянным кашлем,  кровохарканьем, оставаясь до конца  верным  клятве Гиппократа. 

Холерный барак

В последние годы жизни Антон Павлович собирал материалы и писал научные статьи о расширении бронхов, о потере эластичности легочной ткани, то есть о том, что беспокоило его самого.

По рекомендации врачей, в 90-е годы писатель переселяется в Ялту, и с этого времени он прекращает лечебную работу и собирается посвятить себя только литературе, но все равно продолжает много заниматься земскими делами…

            О болезни Чехова, ставшей причиной преждевременного ухода из жизни, известно не очень много. Первые признаки заболевания проявились, как полагают исследователи его биографии, еще в гимназии. В 1874 году Антон Павлович был в гостях у своего друга по гимназии Селиванова. После купания в холодной воде он тяжело заболел.

Обеспокоенный приятель отвез его к трактирщику Моисею Моисеевичу, который всю ночь ставил горчичники и компрессы, а его жена выхаживала больного в течение нескольких дней, чтобы он мог добраться домой. А в Таганроге Чехова лечил школьный врач Шремпф.

Болезнь не прошла бесследно: с этого времени Антон Павлович часто начал болеть простудными заболеваниями, а общение с умным, добрым доктором повлияло на его выбор будущей профессии.

Обратите внимание

Страшная болезнь проявила себя в 1884 году, когда 24-летний Чехов оканчивал медицинский факультет университета. Он впервые почувствовал себя плохо в зале суда, где присутствовал в качестве репортера.

Слабость, повышенная температура, недомогание, кровохаркание повторялись в течение многих лет, но Антон Павлович практически не лечился, хотя был серьезно болен.

Антон Павлович впервые обратился к врачам и прошел серьезное обследование в известной московской клинике профессора Остроумова только в 37-летнем возрасте. Он с обеспокоенностью, интересом спрашивал о своем состоянии, хотел знать результаты выстукивания, выслушивания и микроскопических исследований, но ему говорили не всю правду, многое скрывали.

        Медицина тогда была беспомощна. А болезнь Чехова прогрессировала. Врачи отправляли его в разные санатории, курорты, но они не учитывали трудности дальней дороги. Поездку на кумыс в Уфимскую губернию писатель сравнил с путешествием на Сахалин. 

Чехов с женой Ольгой Книппер  в Уфимской губернии 

Свои ощущения, чувства, связанные с болезнью, Антон Павлович передавал героям своих произведений. Герой «Рассказа неизвестного человека» кашлял всю ночь, как это часто было у писателя.

У него часто поднималась температура, горело лицо, ломило ноги… У «неизвестного человека», как и у Антона Павловича, был плеврит.

Он повторяет фразу из чеховского письма: «Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как праздника».

           Некоторые исследователи биографии Чехова считают, что роковую роль в его жизни сыграло путешествие на Сахалин.  Он проехал тысячи километров на лошадях, в сырой одежде и обуви. Другие видели причину обострения туберкулеза в частых переездах из Ялты в Москву в самое неблагоприятное для здоровья время.

Важно

Третьи говорили, что Чехов сам запустил болезнь, обратился к врачу только в 37 лет.  Четвертые думали, что провал драмы «Чайка» пагубно сказался на нервной системе Чехова и это привело к обострению болезни. Пятые считали, что Антон Павлович всю жизнь напряженно работал, не имел возможности полноценно лечиться.

Друзья, близкие к писателю люди причину преждевременной смерти видели в его личной жизни.

Но самая главная причина болезни и смерти Чехова — слабость медицинской науки того времени: не было рентгена, антибиотиков, других лекарственных препаратов, хотя в ранней стадии врачи успешно побеждали туберкулез.

          Существует версия, утверждающая, что писатель сам точно не знал, что за болезнь у него была.  Чехов был хорошим, опытным врачом, вылечившим сотни больных, в том числе и туберкулезных. В то же самое время — сам был больным. А больной человек, даже зная, что он болен, обычно опасается, что это могут подтвердить со стороны.

Может быть, поэтому Чехов долгие годы избегал серьезного медицинского обследования— боялся получить подтверждение своим догадкам.

Этим он напоминал своего героя — профессора Николая Степановича из рассказа «Скучная история», который боялся бывать на приеме у врача, чтобы по его выражению лица   не прочитать приговор и не лишиться последней надежды.

            Антон Павлович, будучи врачом, понимал, что с ним происходит. Он знал, что ему не вылечиться от коварной болезни. Но писатель все же надеялся на чудо. Однако его ждали разочарования и новые попытки исцеления.

            Весной 1904 года здоровье Антона Павловича до такой степени ухудшилось, что доктора потребовали его срочного отъезда на лечение за границу, в Баденвейлер, в горный курорт в Шварцвальде. 

Совет

              В первые дни в Баденвейлере Чехов чувствовал себя бодро, строил планы на будущее, мечтал о путешествиях. Но вскоре все изменилось: он начал метаться, переезжать из гостиницы в гостиницу, из одного частного дом —  в другой … А о лечении, назначенном ему, Антон Павлович сказал: «Во всем этом много шарлатанства».

        Смерть Чехова взволновала все общество, всех, кто любил истинную красоту, доброту, справедливость, честность и благородство.  Уход великого человека — огромная утрата, но когда он уходит из жизни преждевременно, в расцвете сил, потеря вдвойне тяжела.

             Писатель знал, что болен смертельно, но никогда не плакался, не подавал вида, что ему плохо, хуже, чем всем другим.

Он писал: «Коль принадлежишь к племени людей, то все равно рано или поздно будешь страдать и умрешь, а раз так, значит, надо прожить до конца своего тихо, не рвать занавес в клочья, не вынуждать близких к страданию».

  Великий человек не умел жить по-другому даже тогда, когда оставались всего считанные часы и минуты. Ему было всего лишь 44 года. А сколько он мог бы сделать, сколько замечательных, гениальных произведений мог бы еще написать, сколько добра, чистоты и света принести этому миру!

Заключение

Страшная болезнь уносила жизни многих талантливых людей: писателей, поэтов, художников – в том числе и жизнь великого русского писателя Антона Павловича Чехова.  Она подробно описывается во многих его произведениях. Читая их, можно изучать течение данной болезни.

Наряду с этим перед нами открывается истинная картина всей той эпохи, когда жил писатель, мы находим ответы на вопросы: каков был уровень жизни в те времена, отчего люди умирали, что служило часто причиной их смерти, в каких условиях люди жили и работали и так далее.

А.П. Чехов и другие русские писатели во многом помогли медицине, показав в своих произведениях все грани и стороны туберкулеза. 

Обратите внимание

Страницы, связанные с профессией писателя, его болезнью, помогут учителю наиболее широко и содержательно раскрыть его личность, характер, мировоззрение.

А школьников они научат с большим пониманием относиться к чужой боли, беде, трагедии, сострадать, сочувствовать, к чему всегда призывал людей сам Чехов.

Он был тем самым «человеком с молоточком», который «напоминал стуком, что есть несчастные, что как бы человек ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других…».

Хочется, чтоб наши дети были здоровы не только телом, но и духом, душою, чтобы они становились именно теми «людьми с молоточком» и сеяли «разумное, вечное, доброе…», о чем всю жизнь мечтал великий писатель.