Сталин и писатели. от драмы до трагедии

Сталин и писатели / Телеканал «Россия – Культура»

Сталин и писатели. от драмы до трагедии

Документальный сериал (Россия, 2011). 4 фильма, 8 серий.

 
Автор и ведущий: Бенедикт Сарнов
Автор сценария: Александр Родионов
Режиссеры: Владимир Буробин, Андрей Егоров, Юлия Сатарова
Оператор: Вячеслав Дробот Авторское исследование литературоведа Бенедикта Сарнова, основанное на его одноименной книге-исследовании, рассказывает о взаимоотношениях Сталина и видных литераторов 1920-1930-х годов, о трагических последствиях вмешательства власти в жизнь творческих людей. Каждый фильм – это захватывающее расследование о взаимоотношениях тоталитарной власти и литературы. Демьяна Бедного, например, связывали со Сталиным личные дружеские отношения, а Горького – отношения таланта и поклонника. В этот раз речь пойдет о писателях Алексее Толстом и Борисе Пильняке.  

1-й фильм. «Сталин и писатели. Максим Горький». Программа посвящена взаимоотношениям вождя с Максимом Горьким, который в 1920-е годы был одним из самых популярных русских писателей в мире.

Его пьесы шли в знаменитых европейских театрах, его проза издавалась стотысячными тиражами, а гонорары были огромны.

И, конечно же, в случае с Горьким у Сталина был определенный расчет: он хотел использовать его в своих пропагандистских целях…

Интересные факты о чехове

Сотрудничество Горького с советской властью продолжалось менее 10 лет, но определило советскую культуру на десятилетия вперед. В СССР Горький возглавлял Союз писателей, он создал стилистику и идеологию соцреализма в литературе.

«Джаз – музыка толстых!», «С кем вы, мастера культуры?», «Если враг не сдается – его уничтожают!». Это одни из самых живучих пропагандистских формул писателя.

«Горький, в свою очередь, надеялся, что его «дружба» со Сталиным даст ему возможность влиять на сталинскую политику, способствовать смягчению сурового сталинского режима, – считает Сарнов. – Но довольно скоро он понял, что из его намерений ничего не вышло.

Обратите внимание

Когда Горький стал серьезной помехой для осуществления весьма важных и далеко идущих сталинских планов, вождь решил эту проблему, руководствуясь своим неизменным, не раз оправдывавшим себя принципом: «Нет человека – нет проблемы».

2-й фильм. «Сталин и писатели. Демьян Бедный». В фильме рассказывается о поэте Демьяне Бедном, которого связывали с советской властью особые отношения. Сейчас имя Демьяна Бедного мало известно. А было время, когда он был без преувеличения самым знаменитым советским поэтом.

С 1911 года он печатался в большевистских газетах, в годы Гражданской войны Бедный агитировал на фронтах, в 20-х годах сотрудничал с «Окнами РОСТА». Вплоть до 1930-х годов Демьян Бедный – любимейший народный поэт. Он вращался в кругах высшей партийной элиты и жил в Кремле, постоянно печатался в «Правде» и транслировал в стихах партийную политику.

Самое главное – во всех политических спорах он неизменно выступал на стороне Сталина.

Возможно, именно поэтому он единственный, у кого со Сталиным сложились личные отношения, никто не осмеливался переходить с вождем на такой тон: «Родной, – обращается в личном письме Бедный к вождю, – я оказался в лестной и приятной для меня роли оселка, на котором вы оттачиваете свой кинжал, и этот стальной кинжал, приобретя блеск и остроту, будет потом всажен куда следует, в этом я ничуть не сомневаюсь…». Не сомневался в этом и сам Иосиф Виссарионович.

3-й фильм. «Сталин и писатели. Алексей Толстой».   Программа  посвящена писателю Алексею Толстому, которому пришлось расплатиться талантом за попытки примирить авторское «я» с «политической необходимостью».

4-й фильм. «Сталин и писатели. Борис Пильняк».  В передаче рассказывается о том, что для Бориса Пильняка оказалась смертоносной та художническая откровенность, которую он позволил себе в «Повести непогашенной луны».

Сталин и писатели : Блоги : Факты о России

Сталин и писатели. от драмы до трагедии

«Сталин и писатели» это рассказ о взаимоотношениях Сталина и выдающихся литераторов 1920-1930-х годов, о трагических последствиях вмешательства власти в жизнь творческих людей.

Для Сталина литература и искусство являлись важной частью общественно-политической жизни страны, у него были свои, прагматические задачи – создать управляемую литературу. Но и у многих литераторов задачи были тоже вполне прагматические.

«Льстецы, льстецы! Старайтесь сохранить и в подлости осанку благородства», – призывал когда-то Александр Пушкин. Но льстецам, как правило, это никогда не удавалось.

Однажды после просмотра спектакля «На дыбе» по одноимённой пьесе Алексея Толстого Иосиф Виссарионович Сталин заметил: «Прекрасная пьеса, прекрасный спектакль! У меня только одно замечание – Пётр I выведен, пожалуй, недостаточно героически, как этого бы хотелось и как бы это соответствовало исторической правде…» Для Алексея Толстого это было руководством к действию. Через два года появился второй, исправленный вариант пьесы, а через пять лет – ещё один, который тут же поставили несколько театров. «Сталинский заказ сделать Петра более героическим был выполнен писателем даже с некоторым превышением, но как бы Толстой ни старался, получилось не высокохудожественно, а плоско, ходульно, сусально и фальшиво, – рассказывает Бенедикт Сарнов. – А всё потому, что Алексей Николаевич был писатель особого склада – органического таланта и органического дарования. Он писал и умел писать только нутром. И когда он был искренен, у него получалось не просто хорошо, а волшебно, изумительно. А когда он выполнял заказ, контраст между лучшими его вещами и этими заказными был настолько поразителен, даже не верится, что это та же рука, тот же писатель. Но что удивительно – в другом, главном своем сочинении о Петре, большом романе «Пётр I», удостоенном, кстати, Сталинской премии 1-й степени, выполняя по сути тот же сталинский заказ, Толстой сумел сохранить всю мощь, всю силу своего редкостного художественного дара». Случилось это по очень простой причине – концепция романа была ему заказана, но не навязана, она была ему близка. Однако возникает вопрос – зачем Сталину понадобилась фигура Петра Великого?

«Поворот от революционной идеологии к государственной, державной, обозначенной к середине 1930-х годов заметками Сталина, Кирова и Жданова на учебнике русской истории, осуществить было непросто, – говорит Сарнов. – На это у Сталина ушло ни много ни мало – 15 лет.

Пётр – первый русский царь-император, основатель великой Российской империи – был очень удобной фигурой для такого идеологического поворота. Во-первых, с его именем легче всего связывалась имперская идеология. Во-вторых, Пётр был тоже своего рода революционером, бунтарём.

Этот идеологический поворот «рабоче-крестьянский граф» Алексей Николаевич Толстой осознал очень быстро. По мнению автора фильма, Толстому удалось провести явную параллель между Петром Великим и Иосифом Виссарионовичем.

И хотя Сталин заявлял, что «всякая историческая параллель рискованна, данная параллель бессмысленна», рискованной она, конечно, была, но отнюдь не бессмысленной, и возникала неоднократно. В романе было много прямых перекличек с современностью: типичные сталинские схемы и методы, тот же принцип ведения дел и расследования политических процессов.

Еще более прямая аналогия прослеживается между экономическими преобразованиями Петра и сталинской индустриализацией. Это не могло не прийтись по душе Сталину, потому что укрепляло его позицию. Толстой, при всех неоспоримых художественных достоинствах романа, создал, безусловно, сталинистское произведение.

О личных взаимоотношениях Сталина с Толстым ходило много анекдотов. Вождь ему всё прощал.

Толстой нужен был ему не только как автор повести «Хлеб», прославляющей Сталина и его роль в Гражданской войне, не только как создатель «Петра I», но и как «великий писатель земли советской», как назвал его однажды Молотов, перефразировав знаменитую фразу Тургенева «Лев Толстой – великий писатель земли русской».

«Сталин был очень озабочен тем, чтобы витрина государства выглядела респектабельно, красиво в глазах мирового общественного мнения, и, конечно, советская литература должна была быть на уровне самых высших достижений в современной мировой литературе, – рассказывает Сарнов.

– Советским вождям очень импонировало, что в их распоряжении есть граф Толстой. Это укрепляло их самих и окружающих, что они и сами настоящие, не самозванцы какие-нибудь, и Толстой у них настоящий… Всё это не могло не вскружить голову Алексею Толстому, ведь он был человек очень плотский, любил сладко и вкусно жить.

Встретившись в Париже с Буниным, заманивая его вернуться на родину, хвастался, что у него два автомобиля, а коллекция трубок лучше, чем у английского короля. Это было не только хвастовство, но и соответствовало его тогдашней практике».

Важно

Тут нельзя не вспомнить гениальные слова Пушкина: «Беда стране, где раб и льстец/ Одни приближены к престолу,/ А небом избранный певец/ Молчит, потупив очи долу». Алексей Николаевич, безусловно, пришелся ко двору советской власти. «Он не только был приближен к престолу, но и вел себя как раб и льстец, – продолжает Сарнов.

– И конечно, это не могло не отразиться на состоянии его художественного дара. Но стоило ему хоть ненадолго вернуться к своему любимому детищу, к роману о Петре (а возвращался он к нему постоянно до самой смерти, жизнь его и оборвалась на главах из этого романа), и утраченный, растраченный на пустяки, на халтуру и подхалимство художественный дар, наливался соками новой жизни и перед нами был прежний Толстой во всем обаянии и сочности его редкостного художественного дарования».

В 1926 году в журнале «Новый мир» вышла «Повесть непогашенной луны» очень известного тогда писателя Бориса Пильняка, где тот прозрачно намекал, что смерть наркома Фрунзе на операционном столе была срежиссирована Сталиным. Подлинные имена главных действующих лиц не назывались, но ни у кого не оставалось ни малейших сомнений насчёт того, о ком и о чём идет речь.

Разъясняющее предисловие Пильняка для особо непонятливых и посвящение ближайшему другу Фрунзе – издателю Воронцову отметали последние сомнения. Хотя большая часть тиража была изъята, а Пильняка на год вычеркнули из списков сотрудников журналов, можно сказать, что в тот раз писатель отделался лёгким испугом.

Сталин уже тогда мог прибегнуть к силовому решению, но он этого делать не стал. Он решил сделать вид, что появлению этой скандальной повести он не придаёт особого значения. В интересах Сталина было не раздувать этот скандал, а как можно скорее его погасить.

Он был очень осторожен, на Пильняка у него были ещё свои виды…
Спустя несколько лет с Пильняком разыгралась ещё одна драма. Он оказался в эпицентре нового скандала. На Западе вышло произведение Пильняка «Красное дерево», идейное содержание которого вызвало бурю негодования в советских официозных литературных кругах.

Была развязана грандиозная идеологическая кампания, ставшая первой ласточкой, когда писателей прорабатывала не только писательская общественность, но и вся страна. Газеты пестрели заголовками: «Советская общественность против пильняковщины», «Вылазки классового врага в литературе», «Об антисоветском поступке Б.

Пильняка», «Уроки пильняковщины», «Против пильняковщины и примиренчества с ней». Казалось бы, отношение к Пильняку у Сталина должно быть резко отрицательное, он должен его ненавидеть… Однако через год Сталин охотно выпустил Пильняка по его просьбе за границу, хотя тогда не выпускали многих писателей, которые находились в фаворе у власти.

Неожиданная милость Сталина в разрешении заграничной командировки, да и другие формы «заботливости» вызывали большое удивление в литературных и политических кругах. На что Сталин говорил: «Он нам нужен не только как литератор…». И действительно почти каждый год Пильняк ездил за границу.

Совет

Зачем же он был нужен Сталину? «Разгадка в первом письме Бориса Пильняка Сталину, в котором он достаточно прямо и откровенно предлагал себя на роль «агента влияния», а Сталин, в свою очередь, этим предложением заинтересовался и решил его использовать», – рассказывает Бенедикт Сарнов.

Пильняк, с одной стороны, должен был выступать в роли «мальчика» для показательных идеологических порок, с другой, выполнять конфиденциальные поручения за рубежом. Надо отметить, что в эту свою роль «агента влияния» Пильняк так вжился, что стал её играть не только за границей, но даже и внутри страны, и что самое поразительное – в отношениях с ближайшими своими друзьями. А ведь Пильняк был одним из самых близких друзей Бориса Пастернака, даже долго жил в его квартире, когда тот находился за границей…

Финал этой истории вполне закономерен. Есть такая испанская пословица: «Месть – это такое блюдо, которое надо подавать холодным». Может быть, Сталин и не знал эту пословицу, но руководствовался в своих действиях именно ею, вернее тем смыслом, который заложен в ней.

«Иосиф Виссарионович никогда не торопился, он умел выждать, и мы можем с уверенностью утверждать – судьба Пильняка, трагическая развязка его жизни произошла именно в тот момент, когда Сталин прочёл его «Повесть непогашенной луны».

Это подтверждается тем, что среди расстрельных списков, которые Сталин подписывал своим карандашом, есть и тот список, в котором фигурирует имя – Борис Пильняк».

«Сталин и писатели»

Книга «Сталин и писатели. Книга 1»

Сталин и писатели. от драмы до трагедии

Книга разбита на отдельные части по шести писателям. В каждой части в начале публикуются некоторые письма писателя к Сталину и ответные, после чего в нескольких главах идет авторский разбор тем, затронутых в переписке. Достаточно удобное построение.

Видишь, как со временем меняется отношение вождя к писателю, насколько близкий или отстраненный тон в их переписке, какие вопросы обсуждаются.

С другой стороны, позже можно остановиться на этих вопросах подробнее, услышать мнение других людей, более детально узнать подноготную, описание ситуации и решение ее, если ответного письма не сохранилось.
Первая часть посвящена взаимоотношениям Сталин-Горький.

Что мне понравилось в книге, автор не стремится дать вылизанную биографию писателя, он достаточно четко указывает на его нарочные ошибки, разные стили поведения с разными людьми, подчеркивает способность приспосабливаться, говорить заведомую неправду, убеждая товарищей в том, что, как он знал, совсем не так происходит.

И в то же время здесь нет и попытки просто охаять крупного писателя, есть попытки объяснить, почему именно он так поступал, есть уважение к таланту и сочувствие к окружающим обстоятельствам. Таким образом, Горький предстает перед нами не плоской, а вполне объемной фигурой, при рисовании его портрета щедро использовался и свет, и тень.

Перед нами не иконописное творение, не кумир, на которого следует только молиться, а живой человек со своими заботами, страхами, ошибками, переживаниями. И, несмотря ни на что, человек на этом портрете симпатичен. Да, он не все понимал в происходящем, но он искренне верил в революцию, в новую Россию.

Когда он лгал другим, он лгал и себе, делал это не для выживания любой ценой, а пытаясь объяснить себе совершающиеся события, понять и не предать свою страну. Сталин использовал его в своих целях, но и опасался его. Горький не был послушной игрушкой в руках вождя. Да, он хотел ему верить, но если факты неопровержимо доказывали обратное, он не боялся выступить против, когда так выступать уже было слишком опасно и на это никто не осмеливался.

Вторая часть повествует о Маяковском.

А был ли он понят? Увлекающийся человек, очень энергичный, не терпящий полутонов, увлеченный жизнью и отдающий себя сполна, во все новое окунающийся с головой. Человек талантливый, его сделали глашатаем эпохи. Но в ту эпоху, когда власть забирал Сталин, писать надо было именно то, что требуется.

Сейчас Маяковский не моден, поскольку он слишком моден был раньше. Но был ли он оценен по-настоящему? Автор книги приводит нам некоторые свидетельства, что при жизни Маяковский совсем и не был таким уж непоколебимым кумиром. Например, Ленину его творчество, его футуризм решительно не нравился.

А вот Сталину нравилось, что талантливый поэт пишет о нем. Но самоубийство все изменило. Такой уход из жизни никак не мог быть одобрен правительством. И долгое время Маяковского не издавали. Но в итоге, по санкции Сталина, его произведения вновь стали появляться в печати, правда …

Обратите внимание

слегка подправленными. Лишние фамилии из них убирались, заменялись какие-то строчки. Впрочем, так делали тогда и с Пушкиным, а уж с Маяковским и вовсе церемониться не собирались. Никого особо не интересовало, что именно он там думал.

Просто его выбрали служить главным поэтом, значит, вся его поэзия и должна была быть посвящена этому.

Третья часть книги рассказывает о Пастернаке. С моей точки зрения, автор сделал очень правильно, что поставил Пастернака сразу после Маяковского. Ведь оба они «претендовали» на роль первого поэта. Вернее, Пастернака хотели им сделать, чего он очень сильно боялся.

Когда Маяковского признали первым — Пастернак почувствовал себя гораздо свободнее, ведь теперь уже от него не ждали выполнения «социального заказа», что было для него невыносимо. Сталин чувствовал у Пастернака талант, кроме того, помнил о его заграничных связях, поэтому Пастернаку прощали многое и выпускали его заграницу с различными официальными делегациями.

Пастернак смел защищать тех людей, которых не смел защищать уже никто, он мог отказываться поставить подпись под общим обвинительным письмом. Хотя он и сам был близок к аресту в те времена.

Вот, что он писал Сталину (в пересказе самого Пастернака, письмо это в архивах не найдено), когда отказался поставить подпись под письмом, одобряющим смертный приговор Тухачевскому и др.:

Четвертым мы вспоминаем о Мандельштаме. Поэте с трагической судьбой. Если поглубже познакомиться с его характером, то вызывает удивление не трагическая развязка его жизни, а того, что он вообще смог прожить так долго в то неспокойное время.

Стихотворение, за которое Мандельштама «не могли не расстрелять» всем известно. Впрочем, анализируют его все по-разному. Эренбург, Пастернак и другие отмечают, что это стихотворение сильно выделяется из обычного творчества Мандельштама, что это просто лобовая эпиграмма и акт самоубийства.

А вот Фазиль Искандер считал, что это стихотворение могло даже понравиться Сталину, поскольку выражало его неодолимую силу и ужас перед ним. Сложно узнать, что именно думал Сталин, об этом можно только гадать, но приговор был неожиданно мягкий, три года ссылки в сопровождении жены.

Важно

Автор предполагает, что причина этого в том, что Сталин слишком уважал поэтов, настоящих поэтов, поэтому и сохранял их, надеясь «перевоспитать» и получить стихи о себе противоположного смысла. Впрочем, это не удалось. Хотя Мандельштам и написал цикл стихов, чтобы угодить Сталину, но они ему не понравились.

И в 38 году следует второй арест и смерть от тифа.

Пятым поэтом в книге следует Демьян Бедный. Я мало знакома с творчеством этого поэта, поэтому не берусь подробно его описывать.

Автор представляет нам картину сначала дружеских отношений со Сталиным, затем наступившего охлаждения, которое Бедный пытался перебороть всеми путями (и лестью, и пр.).

В конце жизни Демьян постоянно напоминает о своих заслугах, жалуется на несправедливость. Он раздавлен физически и морально.

И заключительная часть посвящена Эренбургу. Здесь автор достаточно подробен, он не раз упоминает, что сам жил в то время и 53 год (и его атмосферу) помнит очень хорошо, кроме того подчеркивает, что был очень дружен с дочерью Эренбурга Ириной.

В этой главе он пишет и о начальных взаимоотношениях Эренбурга и Сталина, когда тот еще проживал заграницей, очень подробно останавливается на ситуации с письмом против евреев, которое должно было быть напечатано в «Правде» и под которым Эренбург отказался поставить свою подпись.

В этой главе часто всплывают и другие фамилии, упоминается Ахматова с циклом стихов «Слава миру», Гроссман (с автобиографическим переживанием в своем романе «За правое дело» по поводу подписанного письма), рассказывается про съезд, на котором Сталин попросил своей отставки с должности Генерального секретаря.

Хотя письмо, долженствующее спровоцировать процесс против евреев, так и не появилось в газете, но оно уцелело и текст его приводится в этой книге.

Репрессированные советские знаменитости

Сталин и писатели. от драмы до трагедии

Ещё 20-30 лет назад, когда поток информации о сталинских репрессиях обрушился на головы жителей СССР, казалось, что забыть всё это невозможно, а допустить повторение — немыслимо. Конечно, сегодня такой уверенности уже нет ни у кого.

Тех, кто помнит это время и может рассказать о нём, становится всё меньше, и всё меньше людей знает (и верит!) что при Сталине политические аресты были нормой. Дела часто были сфабрикованы и строились на доносах, без всяких иных доказательств. Арестовать могли любого — как рядового гражданина, так и видного деятеля науки и искусства.

В этом списке поэты, учёные, актёры, режиссёры — их «проходят» в школе, ими гордится страна.

Совет

Они не совершили никаких преступлений — вдумайтесь: никаких! Кто-то поделился взглядами с друзьями, кто-то написал крамольное стихотворение, а кто-то не делал даже этого.

В списке есть и горячие сторонники советской власти, которые были уверены, что их-то всё это точно не коснётся. Ну и, конечно, есть те, которые виноваты только в том, что родились «не в той» семье.

Давайте же без причины и повода, просто с уважением и признательностью, вспомним без вины виноватых замечательных людей, ощутивших на себе весь ужас репрессий.

Ариадна Эфрон

Переводчица прозы и поэзии, мемуарист, художница, искусствовед, поэтесса… Дочь Сергея Эфрона и Марины Цветаевой первой из семьи вернулась в СССР.

После возвращения в СССР работала в редакции советского журнала «Revue de Moscou» (на французском языке); писала статьи, очерки, репортажи, делала иллюстрации, переводила.

27 августа 1939 г. была арестована органами НКВД и осуждена по статье 58-6 (шпионаж) на 8 лет исправительно-трудовых лагерей, под пытками вынуждена была дать показания против отца.

C 1948 г. по освобождении работала в качестве преподавателя графики в Художественном училище в Рязани. Жажду общения с друзьями — после долгих лет изоляции — скрашивала активная переписка с ними, в том числе, и с Борисом Пастернаком, который посылал ей новые стихи и главы из «Доктора Живаго».

Была вновь арестована 22 февраля 1949 г. и приговорена, как ранее осужденная, к пожизненной ссылке в Туруханский район Красноярского края.

Благодаря полученной во Франции «кормящей» специальности работала в Туруханске в качестве художника-оформителя местного районного дома культуры.

Оставила серию акварельных зарисовок о жизни в ссылке, часть из которых впервые опубликована только в 1989 году.

В 1955 г. была полностью реабилитирована за отсутствием состава преступления.

Георгий Жженов

Любимец публики, народный артист СССР Георгий Жженов во время съемок картины «Комсомольск» (1938) выехал на поезде в Комсомольск-на-Амуре. Во время поездки, в поезде, он познакомился с американским дипломатом, ехавшим во Владивосток для встречи деловой делегации.

Это знакомство заметили работники кино, что послужило поводом для его обвинения в шпионской деятельности. 4 июля 1938 года арестован по обвинению в шпионаже и осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей.

Артист этапирован на Колыму 5 ноября 1939 года.

В 1949 Жженов был снова арестован и сослан в Норильский ИТЛ (Норильлаг), откуда в 1954-м вернулся в Ленинград.

В 1955 году был полностью реабилитирован за отсутствием состава преступления

Обратите внимание

Русский поэт и драматург из ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства}, вместе с другими членами которого был арестован в конце 1931 года. Кроме Введенского в группу входили Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Юрий Владимиров, Игорь Бахтерев, Дойвбер (Борис Михайлович) Левин.

На Введенского поступил донос о том, что он произнес тост в память Николая II. Существует также версия, что поводом для ареста послужило исполнение Введенским на одной из дружеских вечеринок «бывшего гимна».

Был выслан в 1932 году в Курск, затем жил в Вологде, в Борисоглебске. В 1936 поэту было позволено вернуться в Ленинград.

27 сентября 1941 г. Александр Введенский был снова арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. По одной из последних версий, в связи с подходом немецких войск к Харькову был этапирован в эшелоне в Казань, но в пути 19 декабря 1941 г. скончался от плеврита.

Похоронен, предположительно, на Арском или Архангельском кладбищах в Казани.

Реабилитирован 30 марта 1964 года.

Осип Мандельштам

Один из крупнейших русских поэтов XX века в ноябре 1933 года пишет антисталинскую эпиграмму «Мы живем, под собою не чуя страны…» («Кремлевский горец»), которую читает полутора десяткам человек. Борис Пастернак этот поступок называл самоубийством.

Кто-то из слушателей донес на Мандельштама, и в ночь с 13 на 14 мая 1934 года его арестовали и отправили в ссылку в Чердынь (Пермский край).

После краткосрочного освобождения в ночь с 1 на 2 мая 1938 года Осип Эмильевич был арестован вторично и доставлен в Бутырскую тюрьму.

2 августа Особое совещание при НКВД СССР приговорило Мандельштама к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 8 сентября он был отправлен этапом на Дальний Восток.

27 декабря 1938 года Осип скончался в пересыльном лагере. Тело Мандельштама до весны вместе с другими усопшими лежало непогребенным. Затем весь «зимний штабель» был захоронен в братской могиле.

Всеволод Мейерхольд

Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актерской системы, получившей название «биомеханика» тоже стал жертвой репрессий.

20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в Москве был произведен обыск. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД.

Вскоре (15 июля) она была убита неустановленными лицами.

После трех недель допросов, сопровождавшихся пытками, Мейерхольд подписал нужные следствию показания, и коллегия приговорила режиссера к расстрелу. 2 февраля 1940 года приговор был приведен в исполнение.

В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.

Николай Гумилев

Русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик не скрывал своих религиозных и политических взглядов — он открыто крестился на храмы, заявлял о своих воззрениях. Так, на одном из поэтических вечеров он на вопрос из зала — «каковы ваши политические убеждения?» ответил — «я убежденный монархист».

3 августа 1921 года Гумилев был арестован по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». Несколько дней товарищи пытались выручить друга, но, несмотря на это, вскоре поэт был расстрелян.

Николай Заболоцкий

Поэт и переводчик 19 марта 1938 года был арестован и затем осужден по делу об антисоветской пропаганде.

В качестве обвинительного материала в его деле фигурировали злопыхательские критические статьи и клеветническая обзорная «рецензия», искажавшая существо и идейную направленность его творчества. От смертной казни его спасло то, что, несмотря на пытки на допросах, он не признал обвинения в создании контрреволюционной организации.

Срок он отбывал с февраля 1939 года до мая 1943 года в системе Востоклага в районе Комсомольска-на-Амуре, затем в системе Алтайлага в Кулундинских степях.

Сергей Королев

27 июня 1938 года Королев был арестован по обвинению во вредительстве. Он был подвергнут пыткам, по некоторым данным, во время которых ему сломали обе челюсти.

Будущего авиаконструктора приговорили к 10 годам лагерей. Он отправится на Колыму, на золотой прииск Мальдяк. Ни голод, ни цинга, ни невыносимые условия существования не смогли сломить Королева — свою первую радиоуправляемую ракету он рассчитает прямо на стене барака.

В мае 1940 года Королев возвращается в Москву. При этом в Магадане он не попал на пароход «Индигирка» (по причине занятости всех мест). Это спасло ему жизнь: следуя из Магадана во Владивосток пароход затонул у острова Хоккайдо во время шторма.

Через 4 месяца конструктора снова приговаривают к 8 годам и направляют в специальную тюрьму, где он работает под руководством Андрея Туполева.

Андрей Туполев

Сам легендарный создатель самолета тоже угодил под машину сталинских репрессий.

Андрей Николаевич Туполев, который за всю жизнь разработал свыше ста типов самолетов, на которых было установлено 78 мировых рекордов, был арестован 21 октября 1937 года.

Он был обвинен во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации и в передаче чертежей советских самолетов иностранной разведке.

Так великому ученому «аукнулась» рабочая поездка в США. Андрея Николаевича приговорили к 15 годам лагерей.

Туполева освободили в июле 1941 года. Он создал и возглавил ЦКБ-29 в Москве.

Полностью реабилитирован Андрей Туполев был 9 апреля 1955 года.

Великий конструктор умер в 1972 году. Главное конструкторское бюро страны носит его имя. Самолеты Ту до сих пор являются одними из самых востребованных в современной авиации.

Николай Лихачев

Знаменитый русский историк, палеограф и искусствовед на свои средства Лихачев создал уникальный историко-культурный музей, который затем передал в дар государству.

Академика Лихачева арестовали 28 января 1930 года. Приговор — ссылка на 5 лет в Астрахань. Из Академии Наук СССР Лихачева исключили, с работы, конечно же, уволили.

Важно

В приговоре не было сказано ни слова о конфискации, но ОГПУ вывезло абсолютно все ценности, включая книги и рукописи, принадлежавшие семье академика.

В Астрахани семья буквально умирала с голоду. В 1933 году Лихачевы вернулись с Ленинград. На работу Николая Петровича не брали никуда, даже на должность рядового научного сотрудника. Учёный умер в 1936 году и только в 1968 году восстановлен посмертно в звании академика.

Николай Вавилов

На момент своего ареста в августе 1940 года великий биолог был членом Академий в Праге, Эдинбурге, Галле и, конечно, в СССР.

В 1942 году, когда мечтавший накормить всю страну Вавилов умирал от голода в тюрьме, его заочно приняли в Члены Лондонского Королевского общества.

Следствие по делу Николая Ивановича длилось 11 месяцев. Ему пришлось пережить около 400 допросов общей продолжительностью около 1700 часов.

В перерывах между допросами ученый написал в тюрьме книгу «История развития земледелия» («Мировые ресурсы земледелия и их использование»), но все, написанное Вавиловым в тюрьме, было уничтожено следователем — лейтенантом НКВД как «не имеющее ценности».

За «антисоветскую деятельность» Николай Иванович Вавилов был приговорен к расстрелу. В последний момент приговор смягчили — 20 лет лишения свободы.

Умер великий ученый от голода в саратовской тюрьме 26 января 1943 года. Похоронен в общей могиле вместе с другими умершими заключенными. Точное место захоронения неизвестно.

Из: trinixy, wikipedia, открытые источники