Советские женщины — минутка откровения

Содержание

Советские женщины

Советские женщины — минутка откровения

Интересный спор возник тогда, когда мимо нас прошла компания молодых людей, состоявшая в основном из представительниц слабого пола. Девушек всегда было больше парней, так история страны складывалась — страны, пережившей страшные войны, унесших жизни миллионов защитников своей родины, семьи, крова.

Так вот девушек было 6 или 7, а между ними вовсю распинались горе обольстители — двое щупленьких парней, с модно опущенными на тощие бедра джинсами…

Николай гумилев: расстрелянный поэт

Мы молча провожали взглядами эту совсем обычную компанию. И как только они прошли, мы принялись за то, что обычно делают бабушки на рынках — обсуждать.

Обратите внимание

Обсуждали долго, неистово, опираясь на память о тех женщинах, которые нас воспитывали — на наших мам и бабушек. Вспоминали свои молодые годы, юность, студенческие годы, вспоминали девушек и женщин советских времен.

И мы оба сошлись в едином мнении: советские женщины — это основа нравственности, духовности, красоты и непорочности.

Наши рассуждения достигли определенного градуса и накала, когда мы принялись перечислять самые веские аргументы в поддержку вышесказанного суждения.

Итак, какими были советские женщины

В Советском Союзе жизнь была более-менее приемлемой, мы все улыбались и проблемы старались решать вместе. Женщин уважали, любили и относились, в первую очередь как к той, кто давал новую жизнь.

И это таинство — быть мамой, общество оберегало и ценило. Обидеть или оскорбить девушку было неприемлемо и возмутительно.

А у советских детей любовь и уважение к женскому полу прививались с молоком матери.

Тогда еще вопросы дружбы, образованности, культуры, проблемы нравственности и морали были «в моде». Женщинам запрещали делать аборты, советские женщины рожали здоровых детишек, и вполне обычной нормой почти для каждой семьи — было не менее 3 детей.

Кстати, борьбу с абортами узаконили в 1936 г. ссылаясь на идеологическое объяснение, которое звучало вот так (прочтите до конца):

«В то время как все буржуазные страны мира не знают, куда девать своих людей, где найти им работу, чем их накормить, нам людей не хватает. Нам так много надо сделать! …Нам нужны все новые и новые борцы — строители этой жизни. Нам нужны люди.

Важно

Аборт, уничтожение зарождающейся жизни, недопустим в нашем государстве строящегося социализма. Аборт — это злое наследие того порядка, когда человек жил узко-личными интересами, а не жизнью коллектива… В нашей жизни не может быть разрыва между личным и общественным.

У нас даже такие, казалось бы, интимные вопросы, как семья, как рождение детей, из личных становятся общественными. Советская женщина уравнена в правах с мужчиной. Для нее открыты двери во все отрасли труда.

Но наша советская женщина не освобождена от той великой и почетной обязанности, которой наделила ее природа: она мать, она родит. И это, бесспорно, дело большой общественной значимости»

Но в 1955 году аборты и уголовное преследование за него отменили. Но мы отвлеклись.

Советская женщина не порхала из бутика – к массажисту и не задумывалась, как ей убить время пятничным вечером. Она много работала, она рожала детей, она великолепно шила, чтобы оставаться самой красивой и умудрялась при этом много читать.

Сейчас почему-то не принято об этом вспоминать, но наши мамы и бабушки — достойный пример для подражания, и только им известно как они все успевали — ходить на работу, воспитывать детей, накормить детей, наводить чистоту и порядок и многое другое, и при все этом оставаться доброй, нежной, ласковой и любящей.

Нынешние женщины «хотят пожить для себя», поэтому дети ими порой рассматриваются, как обуза, как нерациональная трата денег. Наши мамы и бабушки так не считали.

Советская женщина была воспитана, образованна, и приоритеты семьи всегда был на первом месте. Жертвенность собою, своею молодостью и красотой во благо своих детей было обычной нормой.

Совет

В вопросах моды и стиля — покупали то, что было в магазинах, и не напрягались, главное, чтобы чисто и опрятно. К вещам и к тряпкам относились соответствующе вещам. Нам — парням просто нравились девушки, и абсолютно все равно какая бирка была на вечернем платье у моей спутницы. Мы не оценивали женщин, как некую вещь. Достаточно было заглянуть в ее глаза, увидеть душу, улыбнуться ответ.

Советская женщина не переживала за свой маникюр, перемывая посуду, не боялась работать наравне с мужчинами. Я восхищаюсь советскими женщинами. Безусловно они были разными, но ценности были почти в каждой. Настоящие ценности, этому поколению неведомые.

Советские женщины любили по-настоящему, жили по-настоящему и трудились по-настоящему.

Доля женщины в СССР

Советские женщины — минутка откровения

Сейчас во многих блогах и в СМИ модно обсуждать тему гендерного неравенства, авторы которых затрагивают, в основном, нашу с вами современность и недалёкое будущее — а между тем, многие вещи в деле неравенства полов имеют свои корни в СССР и являются, фактически, продолжением «славных советских традиций».

Именно в СССР под соусом «права на труд» женщина стала ОБЯЗАНА работать, причём часто на физически тяжелых и вредных работах (и в посте будет несколько фото-примеров таких работ), плюс фактически закрепилась роль женщины как домработницы, обязанной обслуживать и обстирывать мужа — этот образ всячески пропагандировался как «нормальный и естественный» в многочисленных советских фильмах, книах и прочем масскульте.Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о доле женщин в СССР, а также вопрос.

Что случилось после революции.

Для начала небольшой исторический экскурс, а потом будут выводы.

После революции (точнее, переворота) 1917 года было объявлено об «абсолютном уравнении всех слоёв населения в правах», и в том же 1917 году в одном из декретов было объявлено, что отныне мужчины и женщины равны в правах — всё, с «тёмным наследием царизма» покончено! В РСФСР была даже своя «марксистская феминистка» по имени Александра Коллонтай, которая верила в то, что отношения между мужчиной и женщиной испортила частная собственность, но зато сейчас всё будет замечательно.

Часть новых законов была на первый взгляд весьма прогрессивной — закон о гражданском браке позволял женщине сохранять девичью фамилию, признавалось право на аборт, был упрощен процесс развода.

Однако, как уже можно понять из списка выше, это были в основном такие права, которые не требовали от государства особых усилий и затрат.

Вместе с этим, каждая женщина теперь была обязана работать — под страхом уголовной ответственности.

В начале 1930-х и вовсе произошел откат к «традиционалистскому имперству» — женщин снова стали урезать в правах, и по сути были потеряны даже те немногие свободы, что существовали в двадцатые годы.

Вообще, кстати, это очень интересный феномен — СССР 1930-х вобрал в себя худшие черты дореволюционной Российской Империи, чего не могли принять и понять большевики «старой школы» — за что практически поголовно были репрессированы.

Доля женщины при Сталине.

При Сталине в отношении женщин начали «закручивать гайки» — в 1935 году перестали выпускаться контрацептивы, в 1936 году были запрещены аборты.

Ещё в том же 1936 году приняли закон, который затруднял процесс развода, а также были фактически запрещены свободные браки.

Обратите внимание

В 1943 году было введено раздельное образование мальчиков и девочек (существовавшее в дореволюционных гимназиях) — считалось, что из мальчиков нужно выращивать «воинов и бойцов тыла», а из девочек — «матерей и воспитательниц».

То есть, фактически женщин снова «загнали в стойло», причём в правовом отношении всё было ещё похуже, чем при царе — материнство вменялось женщине в качестве «социалистической обязанности», которая к тому же ещё была и обязана пахать на каком-нибудь заводе или в конторе.

Вся болтовня о «равноправии женщин» заканчивалась только пропагандистскими плакатами — в высшем партийном руководстве женщин практически не было, управляющая номенклатура всех советских лет — это практически сплошь старые деды.

«Право на труд» чаще всего трактовалось так, что женщин теперь можно брать на тяжелые физические работы, считавшиеся ранее прерогативой мужчин — в СССР это подавалось как какое-то «великое достижение социализма».

Начни расспрашивать и вникать, в чём именно заключается это достижение и какой от него толк — ответа не будет, «так надо» и всё.

Поздний СССР.

В шестидесятые годы, в эпоху оттепели женщинам стало немного попроще — с середины 1950-х образование вновь стало смешанным, были разрешены аборты, в 1965-м году процедуру разводов вновь упростили, в 1967 году ввели понятие «алименты», в 1968 году ввели оплачиваемые отпуска по беременности и родам — но декретного отпуска как такового всё равно не существовало практически до самого конца СССР — ребенка отбирали в ясли (где дети круглосуточно кричали без матери), а женщину выгоняли на работу.

Вместе с этим, государство постоянно пропагандировало образ «рабочей матери»; с точки зрения советской идеологии идеальный образ советской женщны был таким — заботливая мать, которая к тому же работает на какой-то основной работе, занимается домашними делами, готовит обеды/ужины, стоит в очередях за продуктами, ухаживает за мужем, решает все домашние вопросы, обстирывает всю семью.

А что в итоге?

А в итоге всех этих «эпических фронт и безумных селекций» ничего хорошего не получилось — и это можно очень хорошо увидеть на примере отношения к женщинам в позднем СССР, тезисно набросаю картину:

Никакого «равенства женщины в государстве» по факту не существовало. То, что женщине разрешали теперь махать кайлом и совковой лопатой на стройках социализма означает лишь некую небольшую вилку выбора в принудительном, неправовом законе о работе — иди работай в контору или копай лопатой, а то посадим.

 — Не существовало и никакого «равенства женщины в семье» — женщине отводилась роль домохозяйки, и если до революции она могла заниматься только этим и ничем иным, то в СССР она была обязана ещё и где-то пахать на государство. При этом по умолчанию считалось нормальным, когда женщина тянет на себе всё домашнее хозяйство — мужчине заниматься этим было как бы «неприлично».

Всю государственную политику в СССР определяли мужчины, женщинам за редким исключением отводились какие-то внутренние, маловажные вопросы, вроде курирования министерства культуры (Фурцева), а так в основном правили деды-долгожители, напоминающие струльдбругов из рассказов Свифта. И то, что это была власть престарелого политбюро, было заметно практически во всех сферах жизни — начиная с конспирологической идеологической накачки и заканчивая отсутствием в продаже средств гигиены.

Повсеместно процветал бытовой сексизм — при всём декларировании «равенства», женщина считалась в целом глупее мужчины, которую можно в случае чего и поколотить — это называлось «научить уму-разуму». Поговорочки вроде «бьёт — значит любит» пользовались в СССР популярностью и считались примером нормальных отношений и в принципе поддерживались и обществом, и масскультом.

В качестве немного эпилога — фотоснимок, сделанный в 1959 году в Москве, французские модели Диора гуляют среди советских женщин:

Такие дела. Как видите, в целом довольно безрадостная картина вырисовывается. При всех рассказах о «равноправии женщин в СССР» можно наглядно увидеть, что в Советском Союзе женщины выглядели хуже, жили намного тяжелее и имели меньше прав, чем в развитых странах.

А вы можете что-нибудь рассказать про долю женщины в СССР?

Напишите в комментариях, интересно)

Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

А ещё подписывайтесь на обновления моего блога, чтобы не пропустить самое важное;)

Мужчина и женщина в советской стране

Советские женщины — минутка откровения

Я бы никогда не могла предположить, что тема, связанная с взаимоотношениями полов в Советском Союзе сделается предметом насмешек, домыслов, а также — восхищения и особого (иной раз даже – болезненного) интереса. Не мудрено, ибо слишком много легенд и сплетен крутится вокруг этой темы. Более того – она вызывает ожесточённые споры в популярных блогах, на телевидении и в печати…

«Мы были целомудренными и нацеленными на создание крепкой семьи!», — утверждают одни. «Мы были забитыми и закомплексованными, а месткомы на полном серьёзе разбирали дела неверных супругов», — жёстко парируют другие.

Дамский вопль: «Секса у нас нет!», вырванный из контекста, цитируется вот уже четверть века с завидным постоянством, и никто не хочет дослушать этот спич до конца, а ведь речь-то шла не о жизни, а конкретно — о рекламе на телевидении.

Советскую систему также принято обвинять в гомофобии и в жестоком, непримиримом отношении ко всем «иным», в том числе и к childfree (вспомните так называемый «налог на бездетность»). И никому почему-то не приходит в голову, что и в «цивилизованном мире» толерантность – не такое уж давнее изобретение.

Но тот факт, что в СССР шла активная пропаганда здоровой – традиционной — семейной жизни, отрицать не приходится. Даже оголтелые антисоветчики с ностальгическим умилением вспоминают своё детство, своих счастливых родителей, целомудренных одноклассниц и первую любовь, случившуюся на первом курсе.

Важно

С другой стороны, по интернету гуляют подделки или, как нынче принято говорить –фейки, содержащие откровенно ложные сведения. А так как люди сейчас все знания о мире получают, не выходя из on-line-а, то уже не приходится говорить о детальном освоении темы. Главное — вовремя сделать простенькое телодвижение под названием ‘copypast’ и всем вместе посмеяться над каким-нибудь опусом.

«Во дают, а?!» Так, некоторое время назад по сети гуляла странная «цитата», якобы, взятая из книги по домоводству 1960-х годов. Я привожу часть этого текста, дабы вы могли насладиться степенью умственной незамутненности. Итак, вы вспомнили наши 1960-е? А теперь читаем!

«Вы должны помнить, что к приходу мужа со службы нужно готовиться ежедневно. Подготовьте детей, умойте их, причешите и переоденьте в чистую, нарядную одежду. Они должны построиться и приветствовать отца, когда он войдет в двери.

Для такого случая, сами наденьте чистый передник и постарайтесь себя украсить — например, повяжите в волосы бант.

В разговоры с мужем не вступайте, помните, как сильно он устал, и на что ему приходится идти каждодневно на службе, ради вас — молча накормите его, и, лишь после того, как он прочитает газету, вы можете попытаться с ним заговорить».

Насладились уже? Я так и знала! Вы представили себе девушку-шестидесятницу, вашу маму-походницу, студентку МИФИ или МИСИ, которая повязывает бант, передник и безропотно ждёт мужа. А он, гад, закопал её диплом и насильно поставил к плите? Но что самое дикое – многие люди в это поверили.

«Я знала, что в Совке женщину считали за бессловесных тварей, но чтобы такое…!» Или: «Ужас! Они сидели дома, в то время как их сверстницы на западе делали карьеру!».

Разумеется, были и те, кто с лёгкостью распознали фейк. Неудивительно! Скажу больше – это пособие, как раз, писалось для американских женщин.

Дело в том, что после войны в США, да и в странах Европы тоже, получил распространение женский тип под названием ‘fly-lady’. То была привлекательная, холёная домохозяйка с утончёнными манерами и красивой фигурой.

Её крохотный мир – это пространство идеально обустроенной кухни, богатой гостиной и, разумеется, уютной детской.

Она не намеревалась штурмовать офис, как не собиралась рубить дрова, перепахивать поле и приручать нейтрино. Никаких коней на скаку и горящих изб. Появление ‘fly-lady’ в качестве эталона «настоящей женщины» было своеобразной реакцией на пережитые военные лишения. Всем тогда остро хотелось уюта, семейного тепла, домашней пищи.

Совет

Мужчина желал видеть рядом с собой обаятельную и покладистую красавицу. В СССР феномена ‘fly-lady’ не могло быть, в принципе, потому что наши женщины были заняты на производстве и частенько занимали сугубо «мужские» должности. И всё это не мешало им выходить замуж и рожать детей.

В Советском Союзе наблюдалась интересная ситуация – с одной стороны главенствовал сугубо урбанистический, «цивилизаторский» принцип включения женщины в производство, а с другой стороны – никуда не исчезли традиционные, старорусские обыкновения, вроде хранения невинности до свадьбы и обзаведения крепкой семьёй.

Бытовала даже присказка, что «…один ребёнок – это ещё не семья», а дамские журналы показывали идеальность семейств, где воспитываются по двое-трое-четверо детей. В общем, получалось парадоксальное смешение несмешиваемых компонентов, а устремлённость в Будущее уживалась с культом Прошлого.

Кстати, вы заметили, что в лексиконе советского агитпропа бытовало понятие «советская женщина», но при этом отсутствовал термин «советский мужчина»? Также в печати и на плакатах постоянно встречались словосочетания «советские дети» и «советская семья». Мужчина же выступал исключительно в социально-профессиональной ипостаси – советский воин, советский рабочий и так далее. Женщина рассматривалась, прежде всего, как носительница поло-ролевой функции.

Да. Она могла быть учёным, космонавтом, комбайнёром, но при этом она оставалась именно женщиной.

Смотрите — в стране отмечался Международный Женский День 8 марта, тогда как мужским праздником был День Советской Армии и Военно-Морского Флота — 23 февраля.

То есть даже на уровне пропаганды женщину считали, большей частью, хранительницей рода. Правда, так было не всегда. Вспомним первые послереволюционные годы!

В 1920-х годах случалось много перегибов, курьёзов и даже откровенного вредительства, которое, впрочем, было завуалировано «революционной целесообразностью» или ещё каким-нибудь «сломом старого мира».

Обратите внимание

Более того, в эти годы вовсю провозглашалась концепция «человека – машины», то есть организм объявлялся неким набором деталей, а любовь отныне считалась проявлением инстинктов и обычным биохимическим процессом.

Всё.

Потому что души, как объяснили вожди, вовсе нет. Осталась одна биохимия. И вообще, скоро мы научимся управлять человеческим мозгом при помощи радиоволн, а со временем будем бессмертными, как “регреtum mobile”.

«Новому человеку – новый быт!» — кричали лозунги.

Под «новым бытом» подразумевались и дома-коммуны, и фабрики-кухни, и даже – относительная свобода половых отношений, выраженная в дискуссионном вопросе: «Может ли комсомолка отказать комсомольцу?»

Эпатажная революционерка Александра Коллонтай провозглашала, что половой аскетизм (то есть нормальные брачно-семейные отношения) – это буржуазный предрассудок. Многие «мыслители», ссылаясь на произведения утопистов Ренессанса и Галантного Века, утверждали, что в идеальном обществе жёны и дети будут общими.Но 1920-е годы – это эпоха громких диспутов, посему бытовала и полярная точка зрения.

Другими деятелями подчёркивалось, что свободная любовь – это, как раз, проявление буржуазной разнузданности. Так, в журнале «Физкультура и спорт»за 1929 год читаем:

«Всякий, кто задумается над половым вопросом, сразу увидит, что половая жизнь современного общества ненормальна. Естественная потребность и необходимость продолжения рода буржуазной культурой, буржуазным бытом и воспитанием извращена и искажена».

Возникали и совсем уж парадоксальные тексты, вроде «Двенадцати половых заповедей революционного пролетариата» (1924) Арона Залкинда. Автор пишет:

«Чисто физическое половое влечение недопустимо с революционно-пролетарской точки зрения. Половое влечение к классово-враждебному, морально-противному, бесчестному объекту является таким же извращением, как и половое влечение человека к крокодилу, к орангутангу».

В эти годы заключение и расторжение брака имели облегчённый характер. Достаточно упомянуть такие культовые вещи, как «Двенадцать стульев» Ильфа — Петрова и «Не может быть!» Михаила Зощенко. Помните? «В следующий раз быстро не женись!»

Плакаты со словами «Долой кухонное рабство!» подразумевали, что свободная женщина-труженица не обязана быть ещё и домохозяйкой.

Долой примус! Да здравствует фабрика-кухня! Предполагалось, что люди наконец-то перестанут готовить дома и будут посещать комфортабельные и эстетически привлекательные столовые… Но время экспериментов закончилось – начались тридцатые годы, которые во многом были антиподом предыдущего десятилетия.

Сталинская эпоха – время возврата к имперским традициям, к «дедовским» обыкновениям и добродетелям, к пестованию крепких семейств. В жизнь советского человека начали возвращаться забытые праздники и утраченные привычки.

Сергей Щипачёв в 1939 году написал стихотворение, которое можно называть «программным»:

«Любовью дорожить умейте, С годами дорожить вдвойне. Любовь не вздохи на скамейке И не прогулки при луне. Всё будет: слякоть и пороша. Ведь вместе надо жизнь прожить. Любовь с хорошей песней схожа,

А песню нелегко сложить».

Важно

Это стихотворение можно считать знаком-символом, характеризующим идеальные отношения полов в СССР. Любовь, верность, преодоление общих трудностей. Или, как пелось в известной советской песне:

«И так же, как в жизни каждый, любовь ты встретишь однажды, С тобою, как ты, отважно сквозь бури она пройдёт, И снег, и ветер, синих звёзд ночной полёт,

Меня мое сердце в тревожную даль зовёт».

Кстати, напомню, что 7 марта 1934 года принята статья 121 УК РСФСР, согласно которой гомосексуализм стал караться лишением свободы на срок до 5 лет, а в случае применения физического насилия или его угроз, или в отношении несовершеннолетнего, или с использованием зависимого положения потерпевшего – до 8 лет…

С 1936 по 1955 год в стране были законодательно запрещены аборты (за исключением тех, которые производились по медицинским основаниям), хотя борьба с ними через прессу велась и до, и после.

Кстати, тема половой жизни в советской печати освещалась и до Перестройки, просто об этом строчили не борзые журналисты, пишущие на все темы подряд, а врачи, социологи и психологи — в журнале под названием «Здоровье».

Тексты были научно-популярного содержания и без той самой гнилой «клубнички», которая сделалась источником дохода для ряда современных СМИ.

Ещё интересный момент.

Как известно, советская дидактика была на редкость эклектична – в ней спокойно уживались «пролетарская мораль», крестьянские, старорусские представления о семье и – …дворянские добродетели, почерпнутые из школьной классики и популярной приключенческой литературы. Девочки учились женственности на примерах Наташи Ростовой и Татьяны Лариной, а также разбирали на уроках образы «тургеневских девушек».

Потом, приходя из школы мы зачитывались «Виконтом де Бражелоном», «Графиней де Монсоро» и «Консуэло». Мальчишки учились политесу у мушкетёров, у Дон-Кихота и у Айвенго. Так возник исключительно советский феномен «крапивинских мальчиков» — детей-аристократов (sic!) из книг писателя Владислава Крапивина.

В пособиях, вроде «Эстетики поведения» (1964) говорилось о том, что мужчина должен подавать женщине руку, пропускать её вперёд, придерживать ей дверь, подавать пальто и ухаживать за столом. Неизменно подчёркивалось, что, несмотря на включенность наших женщин в общественно-полезный труд, они всё равно остаются Прекрасными Дамами и Дульсинеями.

В кинокартинах постоянно показывали рыцарственное отношение простого работяги к своей возлюбленной. Так, монтажник-высотник Коля Пасечник из фильма «Высота» (1957) поёт романсы на стихи Дениса Давыдова и упражняется в красивом ухаживании за девушкой Катей.

Совет

Что мы видим сейчас? Открываем газету «Культура» (№35) и читаем материал автора Анатолия Антонова «СМИ делают все, чтобы семьи не было». Антонов пишет:

«Наша цивилизация добивается успеха в материальных и технических направлениях, но пока не нашла, помимо религии, эффективных стимулов для сохранения семьи. Мы живем в мире, где происходит имитация семейной жизни.

Сегодня легко наблюдать, что происходит с семьей, на примере публичных людей. Все они многократно женятся, сожительствуют, меняют партнеров, демонстрируют поистине извращенные союзы, когда молодой мальчик, например, женится на старой женщине.

Это и есть уничтожение традиционной семьи.

https://www.youtube.com/watch?v=Pigjdc-xXas

Сотрудники нашей кафедры провели анализ СМИ, кино и телевидения, и пришли к выводу, что практически все российские средства массовой информации в основном работают против семьи. Они не только не поощряют семью с тремя-четырьмя детьми и двумя родителями, находящимися в постоянном браке, но делают все, чтобы такой семьи не было».

Листаем глянцевую и дамскую прессу – мужчинам и женщинам советуют «искать разнообразие», рассказывают о проблемах, с которыми может столкнуться любитель свингер-вечеринок, учат жизни покинутых жён и отставленных кавалеров.

Выпускаются книжонки, рассказывающие подросткам о сексе. Ну, и, разумеется, отовсюду звучит рефрен, что гомофобия – это нравственный выбор трамвайного быдла и дворовой гопоты. А современные мужчина и женщина становятся заложниками этой помойной «индустрии».

Можно, конечно, долго говорить о том, что нас, мол, развращают, заставляют, понуждают. А своя голова – где? Не нравится образ «раскованных креаклов»? Берите пример с советских людей. Благо, фильм «Девчата» крутится по всем каналам, да и не только по праздникам.

P.S. В дневниках начальника генштаба гитлеровского вермахта генерал-полковника Гальдеера есть рассуждения о том, что на оккупированной части СССР слишком часто немецким солдатам и офицерам попадаются девственницы. И делает неожиданный вывод — такую морально целостную нацию победить будет слишком сложно. Сейчас бы он таких слов про русскую девушку не написал …

Галина Иванкина

Три женщины, расстрелянные в СССР и причины их смертной казни

Советские женщины — минутка откровения

С 1993 года в России введен мораторий на самое жесткое наказание перешедших букву закона — смертную казнь. В советские времена смертельные приговоры были не редкостью, но в основном они касались только мужчин. Но были и три женщины расстрелянные в СССР.  И именно о ним мы сегодня и поговорим, а также покажем их фото.

Макарова, Иванютина, Бородкина – эти три фамилии знает каждый, кто увлекался криминалистикой советского времени. Они вошли в анналы истории как женщины убийцы, ставшие последними смертницами с советских времен и по наши дни.

Антонина Макаровна Макарова (Гинзбург) (1920—1978)

Судьбу Антонины нельзя назвать легкой, в юном возрасте она попала на фронт, как и многие девушки того времени, стремящиеся повторить подвиг «Анки-пулеметчицы».

Хотя она в будущем и получит прозвище «Тонька-пулеметчица», но отнюдь не за геройские заслуги.

Волей фронтовой судьбы она оказалась в эпицентре Вяземской операции, получившей название «Вяземский котел» за множество потерь и кровавых событий.

Обратите внимание

Чудом Макаровой удалось спастись, она бежала с партизаном советской армии и долгое время скрывалась от ужасов войны в лесах. Но вскоре «походный муж» Антонины бросает ее, ведь они добрались практически до его деревни, в которой его ожидает официальная жена и дети.

Блуждания Макаровой продолжались, пока она не попала в плен к немецким солдатам в поселке Локоть, на тот момент в нем действовала «Локотская республика», члены которой занимались истреблением советских партизан, пленных, коммунистов и просто неугодных фашистам людей. Немцы не расстреляли Тоню, как множество других пленных, а сделали своей прислугой и любовницей.

Антонина не только не смутилась своего настоящего положения, но и считала, что вытянула счастливый билет – фашисты кормили, поили, предоставили койку, молодая девушка могла вечерами весело проводить время в клубах, а ночью ублажала офицеров немецкой армии.

Одной из обязанностей немецкий полицаев поселка был ежедневный расстрел военнопленных, ровно 27 человек, именно столько вмещалось в камеру. Никто из немцев не желал марать руки, расстреливая беззащитных стариков и детей.

В один из дней казни ради шутки к пулемету поставили пьяную Макарову, которая, не моргнув глазом пристрелила всех пленных.

С этого дня она стала палачом «Локотской республики», а к концу своей «карьеры» на ее счету было более полутора тысяч жертв.

Поскольку Антонина продолжала фривольный образ жизни, в скором времени она заразилась сифилисом и была отправлена на лечение немцами в тыл.

Это заболевание спасло Макаровой жизнь, ведь очень быстро солдаты красной армии захватили Локоть и продвигались к больнице, в которой проходила лечение Антонина.

Важно

Вовремя подсуетившись и раздобыв документы, она выдает себя за санитарку, работающую на благо советской армии.

Вскоре Макарова выходит замуж за Виктора Гинзбурга, ведет степенную жизнь ветерана войны, стараясь забыть прошлую жизнь. Но слухи про кровавую «Тоньку-пулеметчицу» и множество свидетелей казней, проводимых Макаровой побуждает КГБ вплотную заняться ее поисками. Более 30 лет продолжался розыск палача «Локотской республики», в 1978 году Антонина Гинзбург была арестована.

До последнего она верила, что отделается небольшим сроком, оправдывая себя, что война заставила ее совершить эти ужасные поступки, прошло много лет, да и возраст у нее солидный. Надеждам Антонины не суждено было сбыться. В 1979 году смертный приговор по статье «Измена Родине» был приведен в исполнение.

Берта Наумовна Король (Бородкина) (1927—1983)

Еще одна женщина, казненная в СССР — Берта Бородкина (Король). Юная Берта начала свою карьеру с должности официантки, а в 1974 не без помощи влиятельных друзей возглавила трест ресторанов и столовых Геленджика. Это единственная женщина из списка, осужденная на смертную казнь не за убийства, а за кражу социалистического имущества в особо крупных размерах.

Чтобы понять, на сколько, велика ее вина перед государством и советскими гражданами достаточно взглянуть на краткий список ее преступлений:

  • получение взяток в особо крупных размерах, в случае отказа от дачи взяток сотрудник общепита Геленджика лишался рабочего места;
  • дача взяток первым государственным лицам;
  • разбавление водой молочной продукции в общепитах Геленджика и как следствие кража сэкономленных денег;
  • разбавление мясного фарша хлебным мякишем в общепитах Геленджика и как следствие кража сэкономленных денег;
  • разбавление алкогольной продукции в общепитах Геленджика и как следствие кража сэкономленных денег;
  • обсчет граждан в общепитах Геленджика с разрешения и указания Бородкиной;
  • закрытые трансляции порнографической продукции в подотчетных Бородкиной заведениях.

Именно из-за последнего пункта Берта Наумовна была арестована, но она считала, что задержание ее является ошибкой, грозилась расплатой и конечно ждала поддержки от дружественных ей вышестоящих чинов. Но помощь ей так и не оказали.

После того, как в ее квартире был произведен обыск и изъяты меха, драгоценности, ценные вещи, а также более полумиллиона рублей наличными, баснословные по тем временам деньги, Бородкина начала рассказывать о своих преступлениях, которые заняли 20 томов.

Безусловно, самого тяжкого наказания никто не ожидал, но поскольку ее экономические деяния были проведены с молчаливого согласия верхов — Бородкину просто решили убрать. Навсегда. Приговор о смертной казни был приведен в исполнение в августе 1983 года.

Тамара Антоновна Иванютина (1941—1987)

Детство Тамары нельзя назвать счастливым, она воспитывалась жестокими и властными родителями вместе с шестью братьями и сёстрами в коммунальной квартире. С молодых лет Иванютиной родители внушали, что для достижения цели нужно идти по головам. Именно так Тамара и сделала, отравив первого мужа с целью получения его квартиры, а также свекра и свекровь от второго брака.

Мужа она также медленно, но верно пыталась отправить на тот свет, подмешивая ему в еду небольшие дозы таллия. Цель была та же – завладеть его имуществом. Все смерти, в которых была замешана Иванютина, оставались нераскрытыми, пока в школе №16 г. Минска не произошел ряд таинственных отравлений со смертельным исходом.

В середине марта несколько учеников школы и учителя были доставлены в больницу с признаками кишечного гриппа, двое детей и двое взрослых сразу скончались, остальные девять были в реанимации. У выживших в скором времени начали выпадать волосы, что не характерно для первично поставленного диагноза.

После экспертизы сомнений не оставалось – их отравили. Была срочно создана следственная группа, которая совершила осмотр квартир работников, имеющих доступ к продуктам питания в школьной столовой. В квартире Иванютиной была найдена целая банка «жидкости Клеричи» — яда на основе таллия.

Тамара созналась в совершенных преступлениях.

Как оказалась, уже на протяжении 11 лет Иванютина, ее родители, а также сестра отравляли неудобных им людей: родственников, знакомых и коллег. Травили даже за малейшие проступки. Иванютина рассказала, что пострадавшие шестиклассники отказались прибраться в столовой по ее просьбе, и она решила отомстить, а учителя препятствовали хищению продуктов из школьной столовой.

Лично Тамарой было совершено 29 отравлений, 9 из которых закончились летальным исходом. В 1987 году Иванютину расстреляли. Поэтому Тамара носит статус последней женщины, которая была расстреляна в Советском Союзе.

Эти женщины совершили тяжкие преступления, но и понесли за них самое страшное наказание – казнь через расстрел. Хочется надеяться, что эти истории больше не повторяться в современном мире, как и никогда не будет снят мораторий на смертную казнь у нас в стране.

Смотрите также

Средневековыве пытки девушек

Откровения 50-летней женщины

Советские женщины — минутка откровения

Вы знаете, с женщиной, когда ей исполняется 50, происходит нечто необычное. Можно назвать это переломным моментом: пелена падает с глаз, и вы наконец-то четко видите, что действительно важно в этой жизни.

Появляется понимание того, что вы на этой грешной земле уже полвека. Времени почти не осталось! Вас охватывает ощущение полнейшей свободы, как будто вы только что достигли совершеннолетия.

50 — это возможность безжалостно проанализировать свою жизнь. Где вы преуспели, а где вы провалились? Что вы хотите изменить в своей жизни сейчас, чтобы интересно провести время, которое вам отмерено?

Совет

Оглядываясь назад на мое 20-летие, 30-летие и 40-летие, я жалею, что не было мудрой и взрослой женщины, которая бы предложила мне дорожную карту по созданию жизни, полной радости, смысла и творчества.

Признаюсь, такая карта сэкономила бы мне кучу времени, я бы перестала переживать по мелочам. Итак, 19 основных истин, которыми я хочу поделиться с женщинами, которые еще молоды и полны энергии.

Вы должны стать для себя главным приоритетом

Во-первых, для собственного благополучия. Во-вторых, у вас появится гораздо больше энергии для помощи другим людям. Женщина бессознательно берет на себя роль опекуна, что часто негативно сказывается на ее состоянии.

Запомните, что занятия собой — это не эгоизм. Это необходимость, если вы хотите вести богатую и плодотворную жизнь.

Занимайтесь спортом!

Здоровый образ жизни — это действительно важно. Большинство из нас до сих пор постоянно подвергает себя стрессу. Статистика говорит, что 95% заболеваний связаны со стрессами. Нагрузки, питание, отсутствие вредных привычек — все это основа здорового образа жизни.

Когда вы будете придерживаться основных рекомендаций, то поразитесь, насколько продуктивнее, позитивнее и здоровее станет ваша жизнь. Вы будете чувствовать себя в разы лучше.

Окружите себя друзьями и близкими, которые поддерживают и любят вас

Сколько раз за свою жизнь вы были вынуждены выслушивать поток ненужных отрицательных откровений от подруги или коллеги? Осуждение, сплетни, энергетический вампиризм — все это негативно сказывается на вашей жизни. Уберите “токсичные” отношения.

Любой, кто не любит и осуждает вас, должен быть на приличном расстоянии, а лучше с ним и вообще перестать общаться. 5 ваших самых близких друзей — это зеркало того, что вы действительно думаете о себе. Убедитесь, что друзья разделяют ваши ценности.

Научитесь говорить «нет»

Это трудно, я знаю. Многие женщины взваливают на себя дополнительные задачи на работе, помогают со школьными проектами своих детей, берут на себя ответственность в отношениях с супругом и решают проблемы своих друзей. Потребуется попрактиковаться в том, чтобы автоматически не говорить “да”.

Но после нескольких первых раз, вы научитесь говорить “нет” уверенно и смело. Вы удивитесь, как это сильно освободит ваш график. Вы получите жизненную энергию на те дела, которыми вы действительно хотите заниматься.

Уберите “я должна” из своего лексикона

Как только вы хотите сказать предложение, начинающейся с этой фразы — остановитесь и задайте себе вопрос “почему”. Люди, которые постоянно говорят о своих планах и желаниях, редко чувствуют себя удовлетворенными и спокойными. Замените “я должна” на “я хотела бы”, “я выбираю”. Уверена, результат вас удивит!

Как менялся образ женственности в советских журналах? Мать, труженица, домохозяйка

Советские женщины — минутка откровения

В 1936 году, когда в воздухе запахло грядущей войной, семья стала рассматриваться как ячейка советского общества. Постановление от 27 июня запрещало аборты и их пропаганду, увеличивало пособия матерям, а также усложнило развод.

Один-два раза в год на последних полосах журналов появляются «женские рубрики»: мода, кулинария, здоровье, дети.

Между тем, в «Работнице» подчеркивалось, что рисунки одежды предназначены для перешивания старых платьев, а выкройки даются на «средний размер».

В период Великой Отечественной на первый план выступают нормативные образцы, подчеркивающие супружескую верность, самоотверженность, готовность к самопожертвованию. Возникает новый образ «боевой подруги» и «защитницы Отечества», а также производственницы, перевыполняющей план.

В послевоенные годы в связи с большими людскими потерями государственная агитация вновь делает акцент на репродуктивной роли женщин. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г.

«Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства», наряду с серьезными изменениями в семейном законодательстве, устанавливал звание «Матери-героини».

«Бывало, забеременеешь и пригорюнишься. «Что будем делать, — думаешь, — когда седьмой или восьмой ребенок родится? Трудно будет». А муж улыбнется и скажет: «Не тужи, мать, государство нам поможет. Дети вырастут — и под старость нашими кормильцами будут», — делилась мать-героиня Никулина с «Работницей» в 1945 году.

Подчеркивается «исконно женское предназначение» — рожать и воспитывать детей, заботиться о доме, поддерживать мужа. Образы работающей матери, внимательной жены и даже домашней хозяйки постепенно вытесняют женщин у станков, в поле и на ферме.

В 1945 году учреждается журнал «Советская женщина», отвечавший за формирование и продвижение образа советской труженицы за рубежом.

В 1955-м году разрешение на аборт частично ослабило представление о женщине как о существе, имеющем исключительное назначение быть матерью.

Обратите внимание

Ослабление идеологического давления во время «оттепели» повлекло за собой снижение степени воздействия пропаганды. В журналах появляется новый морально-этический образ советской женщины, наряду с профессиональными качествами стал рассматриваться ее духовный мир.

В семейном законодательстве 1968-го года подтверждается центральная роль женщины в семье со ссылкой на то, что «советской женщине обеспечиваются необходимые социально-бытовые условия для сочетания счастливого материнства со все более активным и творческим участием в производственной и общественно-политической жизни», говорится о «свободных от материальных расчетов чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи».

Официальное предпочтение модели семьи, сосредоточенной вокруг матери, закреплялось в Конституции СССР 1977 года, определяющей роль женщины в обществе в качестве «труженицы, матери, воспитательницы своих детей и домохозяйки».

Основными приоритетами становятся ориентация на оказание помощи женщине и ее семье в быту, что выразилось в появлении приложений для всей семьи, рубрик по домоводству, рукоделию, воспитанию, психологии. Таким образом, женские журналы из общественно-политических стали приобретать некоторые черты изданий для женщины и ее семьи.

В 50−60 гг. широкое распространение получают журналы «Модели сезона», «Модели одежды», «50 моделей ГУМа» и журналы социалистических стран, преимущественно с рисованными моделями костюмов и аксессуаров, а позже в 70-е годы уже с фотографиями.

В 70−80 гг. новые идеологические тенденции проявились в противопоставлении образов порядочной и высоконравственной «советской» и аморальной «западной» женщины.

Советы специалистов-косметологов на страницах «Работницы» или «Крестьянки» в основном сводились к применению домашних средств, что наилучшим образом соответствовало задачам экономии и идеалу естественности.

К примеру, для мытья волос женщинам рекомендовалось использовать мыльный порошок для бритья «Нега» и «Волна»; вместо бесцветной помады — вазелин; вместо крема для рук — глицерин; добавлять цвет и блеск бровям и ресницам советовали, смочив их растительным маслом; для окраски волос активно применялись хна и басма, а также натуральный молотый кофе.

Важно

Не менее важными признавались диета и правильный режим дня. Естественность — это главная характеристика советской красоты, противопоставляемая «западной» искусственности.

Через журналы навязывалась концепция советской моды, вводившая нормы потребления и «абсолютного вкуса». Рубрики ограничивались изображением моделей женской одежды, их названиями и приложением с выкройками.

С укоренением женщины в партийно-государственном аппарате (к слову говоря, формально) самостоятельную жизнь на страницах женских журналов получил образ «женщины-руководителя» в сером официальном костюме, с монолитной строгой прической и значком «Делегата очередного съезда» вместо броши.

Итак, женским СМИ в Советском Союзе отводилась роль проводника коммунистической идеологии, а образ женщины формировался в соответствии с генеральной линией партии и правительственными решениями, исходя из социально-экономических потребностей социалистического общества.

С ослаблением идеологического диктата в позднем советском и начальном постсоветском периодах образ женственности стал целиком копироваться с западных глянцевых журналов. К чему это привело — в продолжении темы.

Ужасная правда о жизни женщин в ссср

Советские женщины — минутка откровения

Современные женщины, страдающие, что мужики нынче не те пошли, не понимают – какой ужас творился раньше. Достаточно посмотреть пару фильмов, где действие происходит во времена «победившего» феминизма, или даже спросить кого-нибудь из бабушек-мам – а что, это нормально? Да, тогда такое было нормой, и никто бы жалоб не понял, сказав: Зато не бьет! Терпи.

Когда мужчина думает, что он красавчик, он автоматически считает, что ему можно всё. Пить с утра и идти на работу нетрезвым, пялиться на женщин и отпускать весьма похабные шуточки им в след.

Соблазнять красивых, но не очень умных девиц и откровенно над ними издеваться. Самое ужасное – женщины, в таких ситуациях, совершенно не понимают, что на самом деле происходит и от этого ему становится еще веселее.

И вот еще одна женщина с, казалось бы, сильным характером не сводит с него восхищенных глаз…

На этом месте я жму на паузу и вслух ругаюсь. Я часто ругаюсь на женщин в фильмах и сериалах – особенно в тех, действие которых происходит в СССР. Ну, точнее я вообще предпочитаю их не смотреть, потому что очень уж за этих женщин обидно. Но тут сделала исключение – посмотрела сериал про дрессировщицу Маргариту Назарову (так, собственно, и называется – «Маргарита Назарова», без затей).

Ругалась много. При этом претензий к создателям сериала нет, просто время тогда действительно было такое, мы ведь не возмущаемся, что в исторических фильмах показывают, к примеру, судьбу рабов, ведь такие вещи реально существовали когда-то. Вот и в «Маргарите Назаровой» показана горькая правда жизни советской женщины.

Вот талантливая, бесстрашная, пробивная и очень умная девушка. Она побывала в немецком плену. Она избежала изнасилований, смерти, сделок с совестью, выжила, вернулась, смогла из посудомойки в цирке одним махом прорваться на манеж и крутит там мертвые петли на мотоцикле. В детстве она воспитала медведя, а теперь – спасла человека от тигра. Того самого, который пьет и шутит.

И что он делает? Он продолжает шутить, ее называет мартышкой, обращается к ней в лучшем с интонацией «эй, прислуга!», а чаще – вообще команды отдает, как животному. Весело же, смешно! Она смотрит на него с восхищением, даже не пытается ответить, ходит за ним хвостом и чуть не плачет, увидев его с очередной женщиной.

Совет

Самое смешное – это ведь не неудача сценариста и не какая-то экстраординарная история. Просто мужики – это мужики, вот такие они: пьют, врут, под каждую юбку лезут, шутят и не воспринимают тебя всерьез. А бабья доля – хихикать над этими шутками, делать глазки в пол и надеяться, что позовут замуж. Сейчас звучит совершенно карикатурно, а тогда – ведь так и жили.

Взрослая умная женщина (с большой должностью в Министерстве Культуры и вообще «сама себя сделавшая»), заметив, как героиня смотрит на этого шутника, говорит ей с умилением «Ах, ты влюбилась». А вовсе не «Ах, он же негодяй последний, ты что??». Когда объект воздыхания героини наконец-то соизволяет обратить на нее внимание, Назарова тает, как эскимо летним днем.

Закрутилось. Роман. Свадьба. Казалось бы, все должно измениться, но нет. Отношение к женщине как к жене вообще не поддается моему пониманию. Это же возлюбленная, а не служанка с функцией инкубатора и няньки для детей. Тем не менее, он позволяет себе хамство, оскорбления, обвинения. Когда у нее рождается мертвый ребенок – он обижается и говорит, что это она сама виновата.

Когда ребенок рождается живым – самоустраняется, приходит за полночь и орет на нее из-за беспорядка в доме.

Ревнует к ее цирковым успехам (ну а как так, он же мужчина, это его сфера, ей можно только выглядывать из-за его спины).

Пристает к костюмерше, оправдываясь словами «ну я же нормальный здоровый мужик», а жену готов убить за прогулку с другим мужчиной. Хватает тещу за бок со скабрезным комментарием. Теща хихикает. Жена тоже.

Ближе к концу, правда, все становится как-то более по-людски. Начинаешь понимать, что, несмотря на весь своеобразный антураж, эти двое друг друга любят и вместе не случайно, и никто из них, в сущности, не тиран и не жертва. Герои взрослеют, да и времена меняются.

Этим, кстати, сериал мне очень понравился – интересно «в режиме онлайн» посмотреть, как эволюционируют отношения людей, мода, обстановка квартир на протяжении тридцати лет. Константиновский превращается в человека, влюбленная девушка – в потрясающе сильную женщину и мировую звезду. Прямо кулаки за нее держишь в последних сериях – взрослой она особенно хороша.

Обратите внимание

После просмотра имя Маргариты Назаровой прочно ассоциируется с лицом Ольги Погодиной. Прочитала, что она, оказывается, во всех трюках с тиграми снималась без дублеров – как сама Назарова в «Полосатом рейсе». Её бесстрашие меня поражает, не зря Погодина за эту роль попала в Книгу рекордов Гиннеса! Она как центральная фигура сериала сделала из него настоящую конфетку.

Впрочем, «негодяй, ставший человеком», он же муж Назаровой, которого сыграл Андрей Чернышов, в память тоже западает.

Пожалуй, благодаря превосходной игре Чернышова я смогла кардинально поменять своё отношение к абсолютно отрицательному персонажу. Насколько я его ненавидела в начале и настолько он мне полюбился в конце.

Во второй половине сериала его уже не хочется стукнуть чем-нибудь тяжелым – наоборот, вдруг и ему начинаешь сопереживать не меньше, чем Маргарите.

И все-таки – какое, черт возьми, счастье, что я не родилась где-нибудь в первой половине прошлого века. И как же не повезло мамам и бабушкам, которые смотрят ту же «Маргариту Назарову» и даже не понимают – а что тут ненормального-то?

Cosharel

«Женщин на войне считали проститутками» или откровения Ольги Погодиной

Советские женщины — минутка откровения

Опубликовано пользователем сайта

За что воевали советские солдаты и каких женщин считали проститутками, объяснила исполнительница главной роли в новом российском фильме о войне.

Российская актриса Ольга Погодина, снявшаяся в главной роли в военном фильме «Несокрушимый», рассказала о том, как она понимает цель картины, вышедшей на экраны 25 октября.

 

«Мы не показываем историю героев»

Погодина сделала это в эфире программы «Абонент доступен» на радио Baltkom. Видеозапись интервью доступна в интернете. 

«Ни одному нормальному жителю и гражданину война не нужна, она нужна только политикам, которые развязывают ее. Война нужна крупным конгломератам, которые зарабатывают деньги на жизни своих граждан.

В фильме „Несокрушимый“ мы не показываем историю героев, мы показываем историю людей, которые категорически не хотят воевать. Война — это страшная трагедия.

Боже упаси, это не лозунг „за родину, за Сталина“.

Сталина я ненавижу. У нас в фильме женщина несет ту функцию, которая объясняет, что человек на войне погибает не за лозунг, а чтобы спасти жизнь единственному родному человеку», — заявила актриса.

«Женщина на войне — это трагическая тема. Их очень часто считали проститутками»

Погодина также заметила, что нахождение женщин на войне было вынужденной мерой, о которой в СССР было не принято говорить: «Женщины на войне — это страшно несправедливо, но они были вынуждены там быть. Танки ломались, чинить их было некому, так как мужчины воевали, а техниками были женщины, как правило.

Женщина на войне — это трагическая тема. Их очень часто считали проститутками. Говорили, что они выезжали на фронт для определенных услуг. В общем, война настолько отвратительна, она ведет за собой клубок грязи, смрада, смерти. Женщины на войне чинили танки, были летчицами.

Важно

Несмотря на то, что война — это то место, где женщина категорически не должна быть».

Съемки картины «Несокрушимый», бюджет которой составил 300 миллионов рублей, проходили при поддержке Министерства культуры РФ и Российского военно-исторического общества

Коновалов — ненастоящий

В основу фильма положен реальный подвиг Героя Советского Союза танкиста Семена Коновалова, который вместе со своим экипажем в бою в районе хутора Нижнемитякин Тарасовского района Ростовской области 13 июля 1942 года успешно противостоял нескольким десяткам танков противника, уничтожив при этом 16 танков, 2 бронеавтомобиля и 8 автомашин с живой силой гитлеровцев.

Авторы картины заявляют, что в основе фильма лежит история Семена Коновалова. Его имя в «Несокрушимом» не изменено. При этом танкист, которому в действительности было 22 года и который окончил военное училище перед самым началом войны, превратился в 40-летнего мужчину с опытом боев в Испании. Кроме того, у него прямо в танке оказывается жена, которую и сыграла Ольга Погодина.

Они все еще сражаются за Катю

Вопрос о том, зачем авторам понадобилось полностью перекроить биографию Коновалова, отпадает после выступления Ольги Погодиной — как выясняется, фильм не о героях, а о людях, которые не хотят воевать и озабочены лишь спасением жизни «единственного родного человека».

Такая трактовка удивительным образом перекликается с картиной «Сталинград» Федора Бондарчука, где главный герой вдруг сообщает девушке Кате, что его подчиненные воюют теперь не за родину и Сталина, а за нее, Катю. Острословы после этого придумали картине новый слоган «Они сражались за Катю».

Тем не менее, господин Бондарчук все-таки действовал осторожнее. В его сюжете явно просматривается связь с реальной обороной «Дома Павлова», но героя с такой фамилией на экране нет.

И при всей неоднозначности картины «Сталинград», авторы не брали на себя смелость пересматривать биографию и мотивы действий реального человека, совершившего подвиг на фронте. Создатели «Несокрушимого» сочли такой вариант допустимым.

Стоит заметить, что Ольга Погодина в фильме выступает не только как актриса, но еще и как продюсер, вместе со своим мужем Алексеем Пимановым.

Мария Октябрьская и ее «Боевая подруга»: одна из тех, кого считали проститутками?

Очень странно звучит и спич актрисы о том, что женщин на фронте считали проститутками. Существование института так называемых «военно-полевых жен» — это драматическая история, которую, однако, никак нельзя отнести к предоставлению сексуальных услуг за деньги.

Если же говорить о женщина-танкистках, то сразу вспоминается история Марии Октябрьской.

Ее муж, полковой комиссар Илья Федотович Октябрьский погиб смертью храбрых 9 августа 1941 года в одном из боёв на Украине.

Совет

Женщина обратилась в военкомат с просьбой отправить её на фронт, но несколько раз ей отказывали: из-за перенесённой болезни — туберкулёза шейного позвонка — и уже значительного возраста — 36 лет.

Тогда Октябрьская на собственные сбережения оплатила постройку танка Т-34 и отправила телеграмму Сталину: «Дорогой Иосиф Виссарионович! 

В боях за Родину погиб мой муж — полковой комиссар Октябрьский Илья Федотович.

За его смерть, за смерть всех советских людей, замученных фашистскими варварами, хочу отомстить фашистским собакам, для чего внесла в госбанк на построение танка все свои личные сбережения — 50 000 рублей.

Танк прошу назвать „Боевая подруга“ и направить меня на фронт в качестве водителя этого танка. Имею специальность шофёра, отлично владею пулемётом, являюсь ворошиловским стрелком».

Просьба Марии Октябрьской была удовлетворена. После обучения в Омском танковом училище она стала первой в стране женщиной механиком-водителем танка.

В боях у деревни Новое Село Лиозненского района Витебской области 18 ноября 1943 года танк «Боевая подруга» ворвался в ряды обороны противника, уничтожил пушку и около 50 немецких солдат и офицеров. В этом бою танк был подбит.

Несмотря на ранение, Октябрьская ещё двое суток провела в подбитом танке под огнём противника отражая вражеские атаки, пока танк не был эвакуирован.

18 января 1944 года в бою в районе станции Крынки Витебской области Октябрьская своим танком раздавила 3 пулемётные точки и до 20 солдат и офицеров противника. Снарядом у танка «Боевая подруга» был разбит левый ленивец. Механик Октябрьская принялась под огнём противника устранять повреждения, но осколок разорвавшейся поблизости мины тяжело ранил её в глаз.

Обратите внимание

Врачи боролись за жизнь героической женщины, но все усилия оказались тщетными. 15 марта 1944 года Мария Васильевна Октябрьская скончалась во фронтовом госпитале в Смоленске. С воинскими почестями она была похоронена в Сквере Памяти Героев в Смоленске. Посмертно ей было присвоено звание Героя Советского Союза.

В заключении наградного листа, подписанного командиром 26-й гвардейской танковой бригады гвардии полковником Нестеровым, отмечалось: «В период боевых операций и в период формирования бригады тов. Октябрьская с любовью заботливо относилась к боевой машине. Её танк не имел вынужденных остановок и поломок. Тов.

Октябрьская на приобретённом ею танке за наличный расчёт отомстила фашистам за смерть своего мужа. Тов. Октябрьская — смелый, бесстрашный воин».

Исходя из слов актрисы Погодиной, Марию Октябрьскую, прибывшую на фронт, тоже, видимо, считали проституткой, прибывшей для оказания соответствующих услуг. Увы, но, наверное, сегодня уже не осталось сослуживцев Марии Васильевны, которые могли бы ответить исполнительнице главной роли и продюсеру «Несокрушимого».

И еще один вопрос — чем так провинился перед современными киноделами Герой Советского Союза Семен Коновалов, что его подвиг послужил основой для создания картины о том, как люди «категорически не хотят воевать»?