Шедевры русской живописи часть №1- иван шишкин

50 Художников, Шедевры русской живописи, Шишкин И.В., 2010

Шедевры русской живописи часть №1- иван шишкин

Книги и учебники → Книги по искусствоведению

СкачатьЕще скачатьСмотретьКупить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)50 Художников, Шедевры русской живописи, Шишкин И.В., 2010.

Выходец из купеческой среды, Шишкин круто переписал заданный его происхождением сценарий жизни и стал знаменитых пейзажистом, создавшим величественную эпопею русского леса.

Иван Шишкин родился 13 января (25 января — по новому стилю) 1832 года в Елабуге Вятской губернии (ныне — Республика Татарстан) в семье купца второй гильдии Ивана Васильевича Шишкина. И. В. Шишкин был незаурядной личностью.

Обратите внимание

Благодаря своей неподкупной честности он пользовался уважением земляков и на протяжении восьми лет был городским головой Елабуги, немало потрудившись на благо города. В НОМЕРЕ

Жизнь и эпоха

Знаменитые работыЛЕСНАЯ ГЛУШЬ (1872) УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ (1889) ДОЖДЬ В ДУБОВОМ ЛЕСУ (1891) КОРАБЕЛЬНАЯ РОЩА (1898)Шедевр

РОЖЬ (1878)

Стиль и техникаКартинная галереяЛЕСНЫЕ ДАЛИ (1884)

СОСНОВЫЙ ЛЕС (1885)

ДУБЫ (1887)В ЛЕСУ ГРАФИНИ МОРДВИНОВОЙ (1891)Музеи мира

Рожь (1878) Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Этот шедевр Шишкина экспонировался на VI передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств.

Наряду с «Рожью» тогда было показано несколько замечательных работ соратников Шишкина по Товариществу передвижных художественных выставок, в частности — всем известные «Вечер на Украине» Куинджи, «Кочегар» Ярошенко, «Протодьякон» Репина.

Но, по общему мнению, все они уступали картине Шишкина; это мнение сформулировал Крамской в письме к Репину: «Я буду говорить в том порядке, — писал он, — в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Первое место занимает Шишкина Рожь»».

Тему для этого произведения — как и для многих других своих картин — Шишкин нашел на родине, во время поездки в Елабугу, совершенной в 1877 году вместе с дочерью. На карандашном наброске, выполненном на Лекаревском поле, художник написал «Эта*. — этот набросок и стал основой полотна.

Его содержание, его основная идея тоже раскрыта самим художником в краткой записи, сделанной на одном из эскизов; надпись гласит: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья Благодать. Русское богатство». Эти назывные предложения в концентрированном виде передают нам тогдашнее ощущение Шишкина.

Мотив дороги.

На полотнах многих русских художников присутствует дорога — как один из символов национальной жизни. Смысловая музыка этого мотива всякий раз определяется контекстом картины.Не найти русского пейзажиста (да и, пожалуй, вообще РУССКОГО Художника), Который бы не писал проселочную дорогу, затерявшуюся в безбрежье широких полей.

Важно

Дорога в данном случае выступает почти метафизическим знаком национальной жизни, обрастая массой под смыслов и музыкальных обертонов: тут и устремленность к горизонту, за горизонт, и мистическая углубленность, и вечное странничество, и убожество, и… Этот ряд определений можно продолжать до бесконечности.

Конкретный же смысл всякий раз определяется в зависимости от «декораций», в которые дорога помещена. Герой нашего выпуска пишет дорогу — в соответствии с идеологией собственного творчества — предельно просто, в номинации «мудрая наивность». У его сподвижника, А.

Куинджи, поражавшего современников «невозможными» цветовыми и световыми эффектами, дорога часто смотрится таинственно и символично. А И. Левитан в знаменитой «Владимирке» неожиданно для самого себя «отрабатывает» социальную тематику, заключенную как в колорите и композиционных деталях, так и в обозначении «дороги скорби», вынесенном в название работы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу 50 Художников, Шедевры русской живописи, Шишкин И.В., 2010 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf

Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать книгу 50 Художников, Шедевры русской живописи, Шишкин И., 2010 — pdf — depositfiles.

Скачать книгу 50 Художников, Шедевры русской живописи, Шишкин И., 2010 — pdf — Яндекс.Диск.

Иван Шишкин

Шедевры русской живописи часть №1- иван шишкин

Русское искусство на троих: Шишкин, Репин, Айвазовский

Социологический опрос показал, кого из отечественных живописцев больше всего знают и любят россияне. Ответ подтверждает незыблемость вечных ценностей: лидируют Иван Шишкин, Илья Репин и Иван Айвазовский.

28 июля 2017

Что случилось в мире искусства 25 января

Судьба ЦДХ и коллекции союза художников СССР, спецоперация «Пандора» в Европе, найденная у наркоторговцев картина Ивана Шишкина, графика старых мастеров на торгах Christie's и другие новости дня – в нашем вечернем обзоре.

25 января 2017

Шишкин и Пименов стали лидерами аукциона MacDougall’s

«Сосновый лес» 1866 года Ивана Шишкина и «Японская девушка Киоко» 1975 года Юрия Пименова проданы за £457 тыс. и £449 тыс. Они стали самыми дорогими лотами русского аукциона MacDougall’s в Лондоне.

30 ноября 2016

Самые заметные работы русских аукционов в Лондоне

На следующей неделе, с 28 по 30 ноября, в столице Великобритании пройдут торги, которые обычно становятся маяком для всего рынка русского искусства. Мы выбрали десять картин, которые наверняка привлекут к себе внимание.

23 ноября 2016

Над пропастью во «Ржи»

Аукцион русского искусства Sotheby’s прошел с воодушевлением. Его результаты, конечно, не будут такими прекрасными, как прежде, но падать в пропасть кризиса арт-рынок явно не собирается. «Опушка соснового леса» Ивана Шишкина продана за £1,385 млн, «Лань у ручья» Нико Пиросмани — за £629 тыс.

07 июня 2016

Другая сторона «Ржи»

Предстоящие русские аукционы в Лондоне отличаются скромными эстимейтами и широким предложением в средней ценовой категории. Шедевры, впрочем, тоже есть.

03 июня 2016

Sotheby’s показал русское искусство

Аукционный дом Sotheby’s привез в Москву топ-лоты предстоящего лондонского аукциона русского искусства. От Шишкина до Вейсберга — предаукционная выставка в миниатюре отражает состав всех торгов.

18 мая 2016

Приглашения

Большие художники, выросшие из подросткового стрит-арта, в RuArts, художественные сокровища России в храме Христа Спасителя и шедевры мировой анимации на ВДНХ — осень не такая уж и серая.

13 ноября 2015

В МГУ станет одним музеем больше

Ректор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий сообщил, что на территории вуза планируется построить музейный комплекс, где разместят коллекцию минералов и университетское собрание живописи.

25 июня 2015

Экспертиза: пароли и явки

Документы, подтверждающие подлинность произведения искусства, — одна из главных составляющих его цены на арт-рынке.

14 января 2015

Лондон перестала интересовать обнаженная натура

Аукцион Bonhams, по крайней мере его живописная часть, прошел более чем слабо. Самая высокая сумма, полученная здесь, — £250 тыс. (здесь и далее «цена молотка»).

 С умеренным успехом шли торги и в живописном разделе аукциона MacDougall's — без рекордов, но и без трагедий.

Особенность этих и вообще всех нынешних лондонских торгов: никто не интересуется обнаженной натурой — ни женской, ни мужской (а это всегда была беспроигрышная тема). Настроение, видно, не то.

27 ноября 2014

Музейная кража во Владимирской области

Из музея города Вязники Владимирской области были украдены три картины известных русских художников.

Преступление было совершенно поздно вечером 25 августа, как рассказал представитель пресс-центра МВД России Алексей Бахромеев радиостанции Business FM, «Трое неизвестных в масках, предварительно спрятавшись в помещении Вязниковского историко-художественного музея, угрожая физической расправой сторожу, связали его и открыто похитили картины Шишкина, Коровина и Жуковского. Общий ущерб устанавливается. Сейчас сотрудниками полиции проводятся мероприятия по установлению личностей и задержанию злоумышленников».

27 августа 2013

Художник Иван Шишкин (Shishkin), галерея живописи

Шедевры русской живописи часть №1- иван шишкин

Картины Ивана Шишкина. Пейзажи

Иван Иванович Шишкин (13.01.1832-8.03.1898), — знаменитый русский художник-пейзажист.  Один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Родоначальник реалистического и даже «портретного» пейзажа.

Внимание
Изображения в синей рамочке кликабельны.

Художник много путешествовал по просторам  России, изучая особенности ее природы. Его “художественной стихией” был лес, преимущественно северный, с его елями, соснами, березами и дубами.  Проникнутый бесконечной любовью к родине, Шишкин на протяжении всей своей жизни воспевал её необыкновенные по красоте образы, передавая особый, величественный дух русской природы.

Самые известные картины Шишкина : “Рубка леса” (1867), “Рожь” (1878), “Среди долины ровныя…” (1883),  “Лесные дали” (1884), “Сосны, освещенные солнцем” (1886), “Утро в сосновом лесу” (1889), “Дубовая роща” (1887),  “Вид на острове Валааме ” , “Корабельная роща” (1898).

Иван КРАМСКОЙ (1837-1887). Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина.1873

Биография Шишкина

Расцвет русской живописи второй половины 19 века во многом связан с появлением блистательной плеяды художников-пейзажистов. Здесь что ни имя, то новая страница в области русского пейзажа: Алексей Саврасов, Фёдор Васильев, Василий Поленов, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Архип  Куинджи. Среди них уникальной фигурой был Иван Иванович Шишкин.

Его популярность — при всей, казалось бы, общественной нейтральности пейзажного жанра – поистине легендарна. В этом случае, видимо, имеют значение внутреннее родство поэтической стихии творчества художника с эпико-героическими традициями русского фольклора, открытость и сила национального чувства, которое заложено в его искусстве.

Еще в начале творческого пути Иван Шишкин записал в свой альбом, что «главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры». На протяжении всей своей жизни Шишкин никогда не изменял этому принципу.

Совет

В конце жизни маэстро рассуждал перед учениками о не понятых еще таинствах природы, о будущем расцвете пейзажной живописи в России, ибо, как он считал, «Россия — страна пейзажа«.

 Так складывалась монолитная концепция творчества Ивана Шишкина, снискавшая ему, в силу своей цельности и органичности, столь широкое общественное признание. Неразделимость самого предмета творчества художника и его искусства бросалась в глаза современникам.

Его даже называли «лесным богатырем-художником», «царем леса», и в самом деле культ дерева, леса был присущ в высшей степени Ивану Шишкину. Художник видел в нем бесконечное разнообразие форм, воплощение бессмертия природы, материализацию чувства Родины. Не было в русском искусстве художника, который бы знал пейзаж столь «ученым образом» (Иван Крамской).

Иваном Крамским точно отмечена сама сущность творческого метода Шишкина, метода, в котором функции художественно-познавательные, эстетические естественно сочетались с функциями «естествоиспытательскими», научно-исследовательскими.

Но надо признать, такое сочетание не могло не привести к известным издержкам и потерям, к которым прежде всего относится недостаточная разработанность колорита в художественной системе художника.

Но у Ивана Шишкина сам пафос познания, благодаря именно своей мощи, целенаправленности и объективной истинности, приобретал нередко богатые образные потенции и нес немалое эмоциональное напряжение. Его стремление объектировать, очистить от всего личного и потому случайного свое восприятие природы приводило к тому, что картины Шишкина воспринимались как программные свидетельства принципиальной личной позиции художника, и поэтому  они не оставляли зрителя равнодушным.

Как откровения новой русской пейзажной живописи, противостоящей мертвому догматизму академической школы, были восприняты картины Ивана Шишкина, показанные на первых выставках передвижников. «Сосновый бор» (1872)-это «портрет» досконально изученного прикамского леса, где вырос сам художник.

Портрет, глубоко правдивый как в общей формуле, так и в мелких частностях, портрет торжественный по своему строю, требующий известной зрительской дистанции и в то же время откровенно личный по отношению к объекту.

Обратите внимание

При характеристике произведений Шишкина выявляется их нерасторжимая художественная целостность, в них одно качество не существует без другого.

Так, в его полотнах не выглядят диссонансами ни порхающие бабочки на фоне могучего корабельного леса, ни медведи, взирающие с вожделением на дерево с ульем в сосновом бору, или полевые цветы, пестрящие золотое море ржи и написанные с благоговейным вниманием.

Это единый живой мир природы во всей возможной для изображения полноте его воплощений. Иван Шишкин стремился выявить, запечатлеть устойчивые ценности пейзажа. Он создавал образы, в которых природа выражала себя почти в абсолютной степени. Величественный строй его произведений, производный прежде всего от самого объекта, во многом базируется и на постоянном соотнесении малого и огромного, эфемерного и вечного.

В полотнах живописца красноречиво выражены коренные качества русского пейзажа с характерным для него сочетанием могучих вертикалей и горизонталей, спокойной   гармонией масс земли и неба.

Сфера художественного воплощения приобретает, таким образом, учитывая реалистически достоверную изобразительную манеру, почти символический статус.

  Образ Родины прочитывается в картине «Рожь» (1878), где, кажется, мир сведен до основных «первоэлементов» бытия (плодоносящая земля, небо, ее объемлющее, и человек) и вместе с тем дан исчерпывающе полно. В полотне «Среди долины ровныя…» прекрасен и героичен великан-дуб, концентрирующий в себе растительную мощь земли.

Он свободно ассоциируется с вечным «древом жизни», старым дубом князя Андрея Волконского из «Войны и мира» или со своим прототипом из популярной песни. Такая подвижность границ образа происходит не от его нечеткости, а, скорее, от той же благодатной «элементарности», дающей возможность трактовать образ как реалистический символ.

Мясоедов Григорий. Первый оттиск. Портрет И.И. Шишкина 1891 187х123.

У Шишкина не было стремления к самодовлеющей пейзажности, его не увлекала дикая, первобытная красота природы — в картинах художника она всегда соприкасается с миром людей, миром живых существ, о котором напоминают то мотив дороги, то срубленное дерево, то фигура лесного сторожа и т. д.

Важно

Может быть, это было уступкой чрезмерной аналитической заостренности метода художника, пытавшегося такими традиционными внешними средствами «оживить» пейзаж, тем более что цветовому исполнению полотен отводилось, как правило, последнее место после тщательной графической и тональной проработки форм.

Несмотря на известные успехи Шишкина в области колорита, передачи световоздушной среды (а они очевидны в таких картинах, как «Полдень», 1868; «Среди долины ровныя…

«, 1883; «Лесные дали», 1884; «Сосны, освещенные солнцем»*, 1886), эти ценности лежали вне возможностей его творческого метода и были даже необязательными для его художественной концепции пейзажа-«памятника», пейзажа-«монумента».

Потому, вероятно, там, где он был свободен от этих задач — в чистой графике, гравюре, художник достигал более убедительных результатов. Его многочисленные офорты отличались виртуозным мастерством и пользовались огромным успехом.

Мастерство Шишкина, даже и доведенное до степени виртуозности, никогда не входило в противоречие с художественной правдой. Один неизвестный рецензент-современник точно сказал по поводу его выставки: «Шишкин тщательно с намерением избегает всего, что способно искусственно возвышать естественную поэтичность сюжета». А «сюжетом» его искусства был образ Родины, русской природы, которую он воплотил в своих произведениях полной могучих сил, неувядающей и облагораживающей красоты.

 Рожь

Утро в сосновом лесу

Хвойный лес. Солнечный день

Иван Шишкин. Зима

Иван Шишкин. Дубки

Среди долины ровныя

 Дождь в дубовом лесу

Иван Шишкин (1832-1898). Дубовая роща

Кама близ Елабуги

 За грибами

 Корабельная роща

Лес вечером

Лесные дали

Около дачи

Опушка леса

Пасека в лесу

Пейзаж Полесья

Первый снег

 Полдень. В окрестностях Москвы

Ручей в берёзовом лесу

Берёзовая роща. 1896

Бурелом. 1888

В Крыму. Монастырь Козьмы и Дамиана под Чатырдагом. 1879

В парке. 1897

В роще. 1869

Вид на острове Валааме.

Вид на острове Валааме.1858

Деревенский двор. Конец 1860

Дубки

Дубы в Старом Петергофе. 1891

Еловый лес зимой. 1884

Заброшенная мельница

Кама. 1882

Корабельный лес. 1891

Лес.  1885

Лес с горы. 1895

Лесной ручей 1895.Этюд

Летний пейзаж с берёзой

На лесной опушке

Над набережной. 1887

Опушка леса

Осенний пейзаж. Парк в Павловске 1888

Парк дачи графа Мордвинова 1891

Речка Лиговка в деревне Константиновка близ Петербурга. 1869

Речная заводь в лесу 1889-1890

Сосновый бор 1895

Стадо под деревьями. 1864

Старый дуб.  1866

Сумерки. 1874

Сумерки

Травки.Этюд 1892

Туманное утро. 1885

У берегов Финского залива(Удриас близ Нарвы) 1889

Цветы у забора.Середина 1880-х

Иван Иванович Шишкин

Шедевры русской живописи часть №1- иван шишкин

Иван Иванович Шишкин

Современные коллекционеры антиквариата и международные антикварные аукционы, такие как Sotheby’s или Christie’s уделяют особое внимание работам русских художников.

Иван Айвазовский, Иван Шишкин, Борис Кустодиев, Константин Сомов за последние 40 лет коренным образом изменили точку зрения западных антикваров о состоянии русской живописи, доказав своими работами самобытность и исключительность родного им изобразительного искусства.

Картины Шишкина

Самобытность стиля была очень важна для Ивана Ивановича Шишкина — природа была для него живой натурой — критики даже называли его «Лесным царем». Прибывая за границей в разные годы жизни, художник сильно тосковал по Родине и спрашивал себя: «Отчего я не на Родине, которую так люблю?».

Обучаясь в Академии художеств, Шишкин усвоил, что в его деле необходимо трудиться и думать больше о деле, чем о «способе» — это стало его основным правилом. Именно поэтому он мог проходить по 10 километров в день, разыскивая яркие образы. Проходя по лесам и болотам, он проникался таинственной красотой русского леса.

Бытует легенда, что однажды он встретил заблудившегося старика, который был сильно изможден. Шишкин, взвалив его себе на плечи, вынес из леса.

Шишкин точно и полно передавал в своих произведениях загадочную душу и сердце русской природы. Самое известное произведение «Лесного царя» российского изобразительного искусства – картина «Утро в сосновом лесу». Многие помнят конфеты с уменьшенной репродукцией этого полотна.

Интересен тот факт, что мишки, изображенные на картине, нарисованы Савицким, однако, когда картина попала к Третьякову, тот посчитал, что замысел полностью принадлежит Шишкину, и распорядился стереть подпись второго художника.

Тем не менее, представленный на выставке в 1888 году пейзаж «Туман в сосновом лесу», по представлениям некоторых критиков, стал прототипом упомянутой картины, созданной совместно Савицким и Шишкиным.

 В настоящее время, полотно «Утро в сосновом лесу», вместе с другими произведениями Шишкина: «Рубка леса», «Горелый лес», «Сосновый лес», «Еловый лес», «Рожь», «Полдень в окрестностях Москвы», «Дебри», «Пасека», сохраняется в Третьяковской галерее в Москве.

Полотна мастера на аукционах

Многие современные художники рисуют «под Шишкина» — с этой тенденцией связано много громких скандалов. Один из них разразился в 2004 году на всемирно известном аукционе Sotheby’s. Начальная цена картины «Пейзаж с ручьем» составляла около 1-1,28 млн. долларов.

До этого ее реализовали за 65 тыс. долларов на одном из скандинавских аукционов. Пейзаж был снят с торгов буквально в последнюю минуту, поскольку оказалось, что эта работа является искусной подделкой руки неизвестного художника, искусно скопировавшему стиль Шишкина.

Шедевры русских художников вызывают неподдельный интерес коллекционеров — общая сумма продаж антикварной живописи Шишкина, Малевича и Айвазовского, на прошедшем в 2011 году аукционе в Лондоне составила 2 миллиона фунтов стерлингов.

Самым дорогим полотном Шишкина на сегодняшний день принято считать картину «Лесной пейзаж». На торгах Bonhams она была оценена покупателем в 296,8 тыс. фунтов стерлингов. Полотно «Чернолесье», предварительно оцененное критиками в 1-1,5 млн. фунтов стерлингов, не превысило своего эстимейта и было реализовано за £1 217 250.

В то же время, картина 1896 года «Лесная поляна» обошла на торгах аукционного дома Christie’s все предварительные оценки. 3 млн. 177 тыс. долларов – такова была окончательная цена картины (по прогнозам, строившимся на предварительной экспертной оценке, ее цена составляла около полутора миллионов долларов).

35 великих русских живописцев

Шедевры русской живописи часть №1- иван шишкин

Россия славится своими художниками. Они внесли огромный вклад в мировое искусство, а их картины бьют рекорды на мировых аукционах. Вспомним лучших из лучших. Вы сами можете повлиять на то, как распределятся места.

В Новгород Феофан Грек приехал уже состоявшимся иконописцем. Он родился в Византии и расписывал храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и Кафы.

Феофан расписывал церковь Преображения в Новгороде, где до сих пор сохранились его фрески, храмы московского Кремля. В Благовещенском соборе Феофан Грек создал первый в России иконостас, где святые были изображены в полный рост.

Совет

Кроме написания икон и росписи храмов, Феофан Грек также создавал миниатюры для книг и оформлял Евангелия.

Несмотря на то, что Андрей Рублев — самый известный русский иконописец, мы знаем о нем не так много. Имя Андрей он получил в монашестве, мирское его имя неизвестно.

 Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века.

Рублев также был одним из мастеров, кто расписывал Успенский собор во Владимире, Успенский собор в Звенигороде и Благовещенский собор московского Кремля.

Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Продожатель традиции Андрея Рублева, Дионисий расписывал много храмов, но истинное понимание манеры письма Дионисия можно получить по великолепно сохранившимся фрескам Ферапонтова монастыря на Белоозере. Они никогда не переписывались и не подвергались серьезной реставрации.

Фаворит царя Алексея Михайловича, Симон Ушаков был первым русским иконописцем, подписывавшим свои иконы. С его творчеством связан период «обмирщения» иконописи («ушаковский период»). Ушаков был автором более 50 икон, а также учил своему искусству других. Его учеником был Гурий Никитин.

Никитин — это не фамилия, это отчество. Полное имя иконописца — Гурий Никитин (Никитович) Кинешемцев. Он расписывал Архангельский собор в Москве, писал иконы для московской церкви Григория Неокессарийского и руководил группой иконописцев, расписывавших  ярославскую церковь Ильи Пророка и костромской Ипатьевский монастырь.

Восхищенные современники называли Брюллова «великим, божественныйм Карлом» и «вторым Рафаэлем». Белинский окрестил Брюллова «первым художником Европы».

Обратите внимание

Картина «Последний день Помпеи» была признана совершенным шедевром XIX века. Вальтер Скотт просидел целый час за её просмотром, после чего признал: «Это не картина, это целая поэма».

На полотне Брюллов изобразил и самого себя — слева от центра, с ящиком с красками и кистями.

Самая известная картина Александр Иванова — «Явление Христа народу». Над ней художник работал больше 20 лет. Это одна из самых загадочных картин в истории русской живописи. Интересно, что в зеркальной копии картины Мессия идет не навстречу к людям, а уходит (удаляется) или проходит мимо.

Иванов также делал акварельные эскизы к росписям «Храма человечества». Эти рисунки стали известны только после смерти художника. В историю искусства этот цикл вошел под называнием «библейские эскизы». Они были изданы более 100 лет назад в Берлине и с тех пор больше не переиздавались.

Художник-передвижник Иван Крамской, автор картины «Христос в пустыне», создал одну из самых загадочных картин — «Неизвестную», которую также часто называют «Незнакомкой». С кем только её ни соотносили.

И с Анной Карениной, и с Настальей Филлиповной, и с дочерью художника Софьей, и с крестьянкой Матреной Саввишной, которая стала женой дворянина Бестужева, и с княжной Варварой Туркестанишвили – фрейлиной императрицы Марии Федоровны, фавориткой Александра І, которому она родила дочь, а после покончила с собой. Версий масса, но «Незнакомка» по-прежнему незнакомка.

Алексей Саврасов — великий русский пейзажист, художник-передвижник и учитель Левитана, Коровина и Нестерова, но его нередко называют «художником одной картины». Речь, конечно, о полотне «Грачи прилетели».

Исаак Левитан писал про своего учителя: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».

Самого знаменитого русского пейзажиста Ивана Шишкина нызывали «лесным богатырем-художником», «царем леса», «стариком-лесовиком».  Одной из культовых картин картин Шишкина стало полотно «Утро в сосновом бору».

Важно

Справедливости ради стоит сказать, что медведей на картине писал художник Савицкий, но Павел Третьяков стёр его подпись,поэтому автором картины часто указывается один Шишкин.

В советское время эту картину стали называть «Три медведя» (хотя на картине их четыре), из-за одноименной марки шоколада фабрики «Красный Октябрь».

Иван Айвазовский — непрезойденный маринист и один из самых дорогих художников. В 2012 году на британском аукционе Sotheby's его картина «Вид Константинополя и Босфора» была продана за 3 миллиона 230 тысяч фунтов стерлингов, что в переводе на рубли составляет более 153 миллионов.

Исаак Левитан – мастер «пейзажа настроения» и самых медитативных полотен в русском искусстве.  Шедевр Левитана «Над вечным покоем» называют «самой русской картиной». Художник писал её под звуки траурного марша из «Героической симфонии» Бетховена.  Один из друзей Левитана  назвал эту картину «реквиемом самому себе».

Одни называли Куинджи «русским Моне» за виртуозное раскрытие возможности краски. Другие обвиняли художника в стремлении к дешевым эффектам, использовании тайных приемов, вроде скрытой подсветки полотен. В конце концов, на пике шума вокруг своего имени Архип Иванович просто ушел в добровольное изгнание на 30 лет.

За мастерское овладение приемами композиции друзья-художники в Петербурге называли потомственного казака Василия Сурикова «композитором», однако в академических кругах Сурикова долгое время критиковали как раз за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». История расставила все по местам — Суриков и сегодня считается непревзойденным мастером живописи, а его исторические полотна — одними из самых реалистичных.

Одного из самых трагических русских художников, Врубеля называли творцом искусства, близкого по природе ночным сновидениям. Про увлеченность хужожника образом Демона Александр Бенуа рассказывал: «Верится, что Князь Мира позировал ему…. Его безумие явилось логическим финалом его демонизма».

Врубель обладал удивительным психологическим свойством — эйдетизмом. Это особый вид зрительной образной памяти, когда человек не вспоминает, не представляет себе в уме предмет или образ, а видит его, как на фотографии или на экране.

Друзья называли Валентина Серова «Антошей» — таково было его домашнее прозвище. Знаменитым художник стал после выхода в свет своих шедевров — «Девочки с персиками» и «Девушки, освещенной солнцем». На первой картине была изображена дочь Саввы Мамонтова Вера, на второй — двоюродная сестра самого Серова Машенька Симонович.

Одни называли Константина Маковского предвестником русского импрессионизма, другие считали, что он предает идеалы передвижничества, но, несмотря на критические оценки, Маковский был одним из самых востребованных и высокооплачиваемых художников своего времени. На Всемирной выставке 1889 года в Париже он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара».

Совет

Леон Бакст — один из ярчайших представителей русского модерна, художник, сценограф, мастер станковой живописи и театральной графики. Европейский успех знаменитых «Русских сезонов» является заслугой Бакста в той же степени, как и заслугой Сергея Дягилева. Бакст был учителем Марка Шагала и законодателем парижской моды.

Виктор Васнецов — великий русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Его называли «истинным богатырем русской живописи». Для большинства Васнецов является создателем мира русских сказок и былин, но он также серьезно занимался архитектурой (фасад Третьяковской галереи) и создавал почтовые марки.

Александр Бенуа был убежден, что «настоящий Кустодиев – это русская ярмарка, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями».

Нельзя не вспомнить о «кустодиевских женщинах» — типе русских красавиц, созданном Борисом Михайловичем. В 1912 году Кустодиев начинает работу над галереей непревзойденных женских образов.

В 1915 году свет увидел «Купчиху» и «Красавицу» — неповторимые образы русской красоты.

Илья Репин – гениальный портретист, мастер бытовых зарисовок и создатель скандальных исторических полотен. О работе ещё молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».

Казимир Малевич – «отец супрематизма» и создатель «Черного квадрата», ставшего символом авангарда.

Несмотря на эксперименты почти во всех жанрах живописи, сам художник считал «Черный квадрат» своей главной картиной, поэтому во время похорон Малевича изображение квадрата было повсеместно – на гробу, в зале гражданской панихиды и даже на вагоне поезда, везшего тело художника в Москву. Так завещал сам художник.

Обратите внимание

Петров-Водкин «отметился» во множестве жанров — от иконописи до театральной графики и модерна. Один из шедевров художника — картина «Купание красного коня», написанная им в 1912 году.

 Она с самого начала вызывала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает. Однако художник утверждал, что этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев.

В 1928 году в Венеции полотно «Смерть комиссара» Петрова-Водкина произвело неизгладимое впечатление на Бенедетто Муссолини, посетившего советский павильон.

Главный представитель русского импрессионизма, Константин Коровин во время Первой мировой войны работал консультантом по маскировке в штабе русской армии. В это же время, несмотря на суровую реальность, Коровину удается живописать картины о «прекрасной эпохе». Недаром Коровина называют живописцем радости и счастья.

Друг Хлебникова, Павел Филонов — один из самых самобытных и впечатляющих художников советского авангарда, основатель теории аналитического искусства. Он уподабливал картину живому организму и считал, что она должна развиваться и обновляться по мере ее создания.

Свои полотна, хотя на них и был спрос, Филонов никогда не продавал. Во время блокады Ленинграда он лично дежурил на обледенелом чердаке своего дома, охраняя свои картины от зажигательных бомб. Это его и погубило.

В первый год блокады он простудился на холоде и через несколько дней — 3 декабря 1941 года умер от пневмонии.

Лазарь Маркович Лисицкий — советский художник и архитектор. Известен своими супрематическими работами, проектами «бумажной» архитектуры. Лисицкий разрабатывал композиции, которые называл «проунами». Они представляли собой супрематические трехмерные фигуры. Впоследствии проуны стали основой для мебельного дизайна, проектов театральных макетов, декоративно-пространственных установок.

Михаил Нестеров — выдающийся русский живописец. Он «избегал изображать сильные страсти», отдавая предпочтение тихому пейзажу и человеку, «живущему внутренней жизнью».

Важно

Его первая картина из цикла о жизни Сергия Радонежского «Видение отроку Варфоломею», в которой станковая живопись включает в себя элементы иконописи, вызвала у критиков массу вопросов.

 Золотое сияние вокруг головы схимника породило споры не только среди зрителей, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назвали картину «вредной».

Неутомимый экспериментатор Аристарх Лентулов работал почти во всех жанрах и стилях. В духе экспрессионизма писал «Три мужские фигуры». В стиле Сезанна — «Пейзаж с деревьями и красной башней».

Был одним из организаторов новой творческой группы — «Бубновый валет». Лентулова называли одним из отцов русского авангарда, а критики шутили: для Лентулова любой предмет — готовый натюрморт.

Однажды, к примеру, он так вдохновился прогрессом, что посвятил картину… водопроводу.

Основоположник абстракционизма, основатель группы «Синий всадник» Василий Кандинский эмигрировал из России в 1921 году.

В Берлине он преподавал живопись стал видным теоретиком школы «Баухауз» и вскоре получил мировое признание как один из лидеров абстрактного искусства. В 1939 году Кандинский получил французское гражданство. С 2007 года в России ежегодно вручается Премия Кандинского.

Картина художника «Эскиз к импровизации № 8» была продана на аукционе Christie's за рекордную для русского искусства сумму — $23 миллиона.

Совет

По иронии судьбы, апологет Древней Руси и создатель исторических полотен Николай Рерих стал для России первооткрывателем Востока. Его гималайский цикл, созданный во время Центрально-Азиатской экспедиции, принес Рериху мировое признание и стал базой для его религиозно-философского учения «Живая этика».

Наталья Сергеевна Гончарова — правнучатая племянница жены Пушкина, русская художница-авангардистка, внесшая значительный вклад в развитие авангардного искусства в России. По состоянию на 2009 год её картины стоят дороже, чем работы любой другой художницы в истории.

Гонарова не раз сталкивалась с непониманием и жесткой цензурой, на которую она реагировала философски: «Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан».

Михаил Ларионов — один из основателей русского авангарда, спутник и муж Натальи Гончаровой. В 1912 году  Ларионов создал новую художественную концепцию — лучизм, один из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», где формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов.

Александр Дейнека — один из самых известных советских художников, создатель монументальных полотен с не менее монументальными героями — простыми советскими людьми, спортсменами,  солдатами, моряками. В этом году картина Александра Дейнеки «За занавеской» была продана на лондонском аукционе MacDougall's за 2 миллиона 248 тысяч фунтов.

Илья Глазунов — основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Глазунов — не только художник и иллюстратор (иллюстрации к романам Достоевского, произведениям Блока), но и художник-глобалист.

Он создал интерьер советского посольства в Мадриде, участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлёвского Дворца.

Обратите внимание

Концептуалист Илья Кабаков, почетный член Российской академии художеств, — самый дорогой российский живописец. Его картина «Жук» была продана на лондонском аукционе Phillips de Pury за $5,8 миллионов. Кабаков долгое время был иллюстратором. С 1956 года сотрудничал с издательством «Детгиз» и такими журналами как «Мурзилка», «Малыш», «Веселые картинки».