Сергей прокофьев: вундеркинд, ставший гением

Вести недели. Гений, вундеркинд, солнечный композитор: исполнилось 125 лет со дня рождения Прокофьева

Сергей прокофьев: вундеркинд, ставший гением

24 апреля 2016

Автор: Полина Ермолаева

23 апреля исполнилось 125 лет со дня рождения выдающего русского композитора Сергея Прокофьева. Как и Моцарт, первую оперу написал в 7 лет, а потом еще десять и семь балетов, гениальную музыку к фильмам. Прокофьев сегодня звучит на ведущих концертных площадках всего мира.

Талантливый художник, искренне любящий свою страну в самые непростые периоды, Прокофьев говорил: «Можно быть как угодно долго за границей, но надо непременно время от времени возвращаться на родину за настоящим русским духом».

В России весь 2016-й объявлен Годом Сергея Прокофьева. С таким предложением еще в декабре на Попечительском совете Мариинского театра выступил президент.

Обратите внимание

Счастье слушателя — открывать Прокофьева. Счастье музыканта — исполнять Прокофьева-композитора, которому тесны любые рамки.

«Когда Второй концерт он написал, это был шок. Никто не слышал таких гармоний, таких ритмов, зверской энергии», — сказал пианист Денис Мацуев.

Солнечный композитор — это всегда про Прокофьева. Гений, вундеркинд. В 13 лет поступил в Консерваторию. Вырос с осознанием собственной исключительности.

А в 25 придумал игру — задавать своим друзьям (среди них были и Маяковский, и Бальмонт, и Пришвин) вопрос: что вы думаете о солнце? Он составил «деревянную книгу» — размер рублевой бумажки, в переплете из простых досок и с железной застежкой.

«В книге — французская шелковая бумага. Заключена в деревянную обложку. Он назвал он ее «мужик в шелковых французских чулках». Это была одна из форм самоутверждения», — отметила Татьяна Горяева, директор Российского государственного архива литературы и искусства.

Любимчик судьбы — его миновали ужасы Первой мировой, а в 1918 году с выданным Луначарским паспортом в кармане он уезжает прочь из России, чтобы вернуться, как писал в дневнике, в «большевизию, в сссрию» в 1936-м, — после того как Сталин изрек знаменитое «Прокофьев — наш». Он сделал все, чтобы потешить самолюбие композитора: квартира, прислуга и триумфальные гастроли по всей стране — Прокофьева в прямом смысле на руках носили.

«Он был таким денди, на которого все оборачивались на улице, потому что он всегда носил желтые перчатки», — рассказал Михаил Брызгалин, генеральный директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им М. И. Глинки.

Он весь из парадоксов соткан. Искренне берется за кантату к 20-летию Октября. Рукописная партитура. С подзаголовком: «призрак бродит по Европе, призрак коммунизма». Пишет здравницу Сталину. И тут же — грандиозную музыку к «Александру Невскому» Эйзентшетйна.

«Ромео и Джульетта» — наивысшая точка оптимизма Прокофьева. Он даже пытается изменить шекспировский финал, потому что исповедует: зла не существует.

Ему рекомендовали: на потребу времени упростить гармонии. Он парировал: да вы просто не доросли до моей музыки! Его даже освистывали — он кланялся и продолжал играть. Его первую жену приговорили к 20 годам лагерей. Но поистине смертельным ударом стало обвинение 1948 года в формализме. Композитора не рекомендуют к исполнению.

Рабочий стол и кресло. Непременно шашки. Аскетичная обстановка кабинета композитора. В квартире родителей второй жены в Камергерском Прокофьев проводит последние годы жизни, когда сил не хватает ехать на дачу на Николину гору, но все равно много работает и даже пишет в дневнике: «Сплю хорошо, если только не шумят под окном разъезжающие из МХАТа после спектакля».

«Начал работать» — запись 1 марта. На этом дневник обрывается. Прокофьев переживет Сталина на 40 минут. И на его похоронах почти не будет цветов.

«Это трагедия его возвращения в Россию, которое так оптимистично начиналось и так грустно закончилось. Но в XXI веке влияние его музыки даже сильнее, чем раньше», — считает Габриэль Прокофьев, внук великого композитора.

Гэбриел — композитор. Электроника, поп, рок, даб-степ и даже реп — едва ли есть направление в современной музыке, на которое бы не повлиял Сергей Сергеевич.

Важно

Музыка Прокофьева звучит по всему миру и на его малой родине. , «Сталинградская соната ╧7» звучит в истерзанном войной Донбассе.

«Прокофьев принадлежит всему миру, но его родина, его корни здесь», — подчеркнула пианиста Валентина Лисица.

И, конечно, Года прокофьева не хватит, чтобы, как мечтает маэстро Гергиев, музыка Прокофьева вошла в каждый дом. «Прокофьев не оставляет равнодушными никого», — отметил художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра.

«Музыку надо сочинять большую, мелодия должна быть простой и понятной» — так говорил композитор. Прокофьев утверждал: композитор должен служить человеку и народу.

6 великих музыкантов-вундеркиндов, которых считали гениями с малых лет

Сергей прокофьев: вундеркинд, ставший гением

Утомительное детство, как часто называют годы взросления Моцарта, ребенка вряд ли действительно утомляло. Все вокруг него занимались музыкой, поэтому музицирование в семье постепенно стало чем-то естественным.

Моцарт с четырех лет одновременно стал обучаться игре на клавесине, органе и скрипке. Во многом стремление ребенка к музыке — это заслуга отца.

Леопольд Моцарт был довольно известным австрийским скрипачом и композитором, автором руководства по игре на скрипке.

Уже в четыре года мальчику хватало музыкальных способностей, чтобы написать небольшой концерт для клавесина. Мальчик сидел за столом, водил пером по бумаге с нотным станом, пачкая пальцы в чернильнице.

Когда произведение было готово, взрослые сначала не поверили, что написанный наспех музыкальный текст с кляксами будет представлять какую-то художественную ценность. А потом решили сыграть по нотам «концерт» четырехлетнего Вольфганга.

«Смотрите, господин Шахтнер, — обратился отец к своему придворному музыканту, — как все здесь правильно и со смыслом!».

В шестилетнем возрасте Вольфганг уже давал концерты в разных странах со своей сестрой и отцом. В начале 1764 года были опубликованы его первые сонаты для скрипки и клавесина. На титульном листе стояла надпись: «Автор музыки —- семилетний мальчик».

Всё это время Леопольд Моцарт следил, чтобы занятия были строгими и регулярными.

Путешествуя с концертами по Лондону, вундеркинд пишет еще шесть сонат для клавесина с сопровождением скрипки или флейты и, кроме того, берется за сочинение симфонии, а отец отмечает: «Все, что он знал раньше — это ничто по сравнению с тем, что он умеет сейчас».

Моцарт обладал абсолютным слухом и уже в семь лет мог, например, легко определить, насколько звучание музыкального инструмента отличается от камертона.

Однажды Шахтнер разрешил Вольфгангу поиграть на своей скрипке (мальчику казалось, что она играет более мягко и звонко).

А когда Моцарт снова взял в руки свой инструмент, заметил: эта скрипка настроена на одну восьмую тона ниже, — и был абсолютно прав.

Совет

Хотя по-прежнему музыковеды ставят под вопрос авторство некоторых произведений Моцарта и обсуждают методы музыкального обучения, которые применяли к юному композитору, он остался в истории как самый талантливый из музыкантов-вундеркиндов, чьи способности к импровизации помогали создавать гениальные камерные и симфонические произведения.

Где послушать

На концерте «Моцарт – гений из Зальцбурга» в исполнении камерного оркестра «Инструментальная капелла». Концерт проходит в рамках проекта «Классика на высоте», и его название здесь приобретает буквальный смысл – музыку будут исполнять на высоте 220 метров, на 58-м этаже башни «Империя» в Москва-Сити.

Статья №10: Сергей Сергеевич Прокофьев. Солнечный гений суровой эпохи

Сергей прокофьев: вундеркинд, ставший гением

Академическая музыка XX века в лицах

Сергей Прокофьев мог бы стать не только признанным композитором, но и писателем. Несмотря на сложные обстоятельства и характер, и его творчество оставались оптимистичными. Без сомнения, его произведения является важным элементом академической музыки XX столетия. Concepture продолжает освещать наиболее видных композиторов этого периода.

Сергей Сергеевич Прокофьев – композитор, к которому в последние десятилетия обращаются все чаще. Он по праву принадлежит к когорте «великих русских композиторов», равно как и к ярчайшим именам в академической музыке ХХ века. Вместе с Дмитрием Шостаковичем он составляет пару самых талантливых отечественных наследников классической традиции.

При этом если первый во многом ориентировался на симфоническую линию Венской школы (Бетховен-Брукнер-Малер), то Прокофьев – в гораздо большей степени был связан с национальной композиторской традицией. По выражению Шостаковича, Прокофьев:

Наряду с этим новаторство в области музыкального языка и ритма, ставит его в один ряд с современниками-экспериментаторами. И хотя он не получил широкого признания в Европе [как и Стравинский – прим.авт.] при жизни, сегодня это один из самых часто исполняемых и без сомнения интернациональных сочинителей.

Прокофьев говорил о своей любимой игре: «Шахматы – это музыка мысли».

В его музыке нашли себе продолжение прежде всего динамичность и энергия предшественников из «Русской пятерки», но с совершенно новым акцентом, который привнесла эпоха «ревущих двадцатых». Даже стиль его фортепианных работ часто называли «моторным».

Огромный вклад он внес и в развитие музыкального театра.

Стиль мышления Прокофьева оказался созвучен задачам оперы, балета, театра и кино: в нем легко узнаются многоплановость образов и важность интриги, присутствие комического начала и подчеркнутость динамики событий.

Собственно, по этим вещам – «Золушка», «Петя и волк», «Любовь к трем апельсинам», «Ромео и Джульетта» и др. – большинство знает его музыку. Что, впрочем, никак не принижает его заслуг в других областях творчества.

Оставляя за порогом

Прокофьев был незаурядным человеком: трудолюбивым и педантичным, но в то же время наивным и элегантным. Он мог одновременно работать над несколькими произведениями, в свободные часы отдаваясь шахматам, чтению и письму. Оставленные им дневники и автобиография свидетельствуют о том, что даже на фоне тяжелых событий, Сергей Сергеевич оставался оптимистом с хорошим чувством юмора.

После учебы в Петербургской консерватории [в общей сложности он учился в ней около 13 лет – прим.авт.], в 1918 году Прокофьев уезжает заграницу, где путешествует с концертами по миру.

Однако его новаторский стиль воспринимается довольно сложно. В рекламных целях в США он выступает как «музыкальный большевик».

Однако американская публика не оценила его творчество, возможно, потому что у нее уже был свой русский кумир – Сергей Рахманинов.

Обратите внимание

По возвращении в СССР в 1936 году события складываются часто не в его пользу. Часть его друзей и знакомых попадают под репрессии 30-ых годов, его самого критикуют в связи с «борьбой против формализма в музыке». Скандалы, запреты, отмены постановок преследуют его, даже несмотря на то, что он никогда не отказывался выполнять государственный заказ.

Молодой Прокофьев был хорошим пианистом, но предпочитал исполнять только вещи собственного сочинения.

Даже сегодня многие такие работы Прокофьева вызывают ненужную дискуссию, особенно его кантата к двадцатилетию Октября. Увы, эта монументальная вещь у выдрессированной интеллигенции порождает лишь разговоры о преступлениях режима, для которого она написана.

Однако стоит помнить, что, во-первых, музыкальный текст не обязан соответствовать или служить только смысловой части (поводу, названию, тексту). Что часто и происходило с музыкой Прокофьева и других советских авторов.

А во-вторых, нелишне было бы знать, что по своему характеру Сергей Сергеевич Прокофьев был совершенно аполитичен, для него идеология были явлением внешними и неинтересным, вряд ли она могла влиять на его творчество.

От невзгод его берегла поразительная наивность: он даже не задумывался о том, что у других людей могут быть какие-то задние мысли или скрытые планы на его счет. С этой его чертой связано и обращение Сергея Прокофьева к религии. В 1924 году он и его жена, поверив рассказам о чудесных исцелениях, заинтересуются учением протестантской секты «Христианская наука».

Как свидетельствует дневник композитора методы «Христианской науки» помогали ему от болей головы и сердца, а также избавляли от страха перед выступлениями. Прокофьев никогда не афишировал свою религиозность, и поэтому его подлинное отношение к Богу и другим темам остается загадкой [по крайней мере до открытия всех его архивов в 2053 году – прим.авт.].

На фото: девятилетний композитор со своей первой оперой «Великан».

В целом творчество Прокофьева – это яркий пример соединения национальной традиции с требованиями эпохи. Как автор он одновременно и модернист, и новый классик.

Важно

Ранний Прокофьев это прежде всего динамика и напор, порывающие с целыми рядом канонов [например, с романтической мелодикой – прим.авт.], в поздний же период своего творчества он возвращается к эпической композиции и более мягкой мелодичности.

Вместе с Шостаковичем они составляют пару авторов, по-своему выразивших отечественную и мировую историю в своей музыке.

  1. С.Прокофьев Op. 16. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром соль минор (1913/1923).
  2. С.Прокофьев Op. 64. «Ромео и Джульетта» балет в 3 актах 9 картинах с прологом и эпилогом (1936).
  3. С.

    Прокофьев Op. 74. Кантата к двадцатилетию Октября для симфонического оркестра, военного оркестра, оркестра аккордеонов, оркестра ударных инструментов и двух хоров (1937).

  4. С.Прокофьев Op. 78. Кантата «Александр Невский» (1939).

Сергей Сергеевич Прокофьев

Сергей прокофьев: вундеркинд, ставший гением

 Сергей Сергеевич Прокофьев (23 апреля 1891 – 5 марта 1953)

Гениев в детстве часто называют вундеркиндами.

 Сергей Сергеевич Прокофьев и был типичным вундеркиндом — в 6 лет написал маленькие фортепианные пьесы, в 9 — детскую оперу, в 13 лет поступил в консерваторию.

 Можно было безошибочно спрогнозировать, что ученик Глиэра, Лядова, Римского-Корсакова, окончивший консерваторию дважды — по классу фортепиано и композиции, станет талантливым и ни на кого не похожим.

Родился Прокофьев 23 апреля 1891 в селе Сонцовка Екатеринославской губернии (Днепропетровская область) в семье агронома и учительницы сельской школы. Именно мать воспитала в нем любовь к серьезной музыке.

Будущий композитор ярко заявил о себе еще в начале ХХ века, будучи студентом Петербургской консерватории. Крепко усвоив традиции русской композиторской школы, он все же шел своим путем — «к берегам новой простоты», встречая иногда непонимание или даже отрицание своей музыки. Появление некоторых новых произведений композитора вызвала интерес у музыкантов и одновременно острые споры.

Смелое, новаторское, жизнеутверждающее искусство Сергея Прокофьева, полное сил, оптимизма, перекликалось с передовыми устремлениями своего времени.

 Его бунтарство было направлено против проявлений пессимизма, уныния, болезненной утонченности и фальши современной культуры.

 Отсюда и поиски нового музыкального языка, усложненность стиля, подчеркнутая грубоватость, резкость образов, иногда сарказм, гротеск.

Творчество Прокофьева богата по содержанию и разнообразно в жанровом отношении.

 Он создал восемь опер, семь симфоний, семь балетов, девять инструментальных концертов, более тридцати симфонических сюит и вокально-симфонических произведений (оратории, кантаты, баллады, поэмы), более пятнадцати сонат для различных инструментов, несколько инструментальных ансамблей, огромное количество фортепианных пьес, романсов, а также музыку к театральным спектаклям и кинофильмам. Такая плодовитость творчества объясняется большой работоспособностью композитора, воспитанной еще с раннего детства.

В своих произведениях автор обращался к разным темам и сюжетам как современности, так и исторических — драматических, эпических, а иногда, на первый взгляд, далеких от действительности. Но на самом деле он по-своему откликался на них, выражая уверенность в будущем, оптимизм, здоровые и сильные чувства.

Прокофьев был прекрасным пианистом, часто гастролировал с концертами, он обладал собственным стилем игры.

Совет

 Именно в произведениях для фортепиано проявились характерные образы и приемы прокофьевского творчества. В 1915-1917 годах композитор создает цикл из 20 пьес под названием «Мгновения».

Все пьесы цикла — образные, характеристические. В лаконичной форме они выражают типичные образы прокофьевской музыки. 

В 1919 году была написана опера «Любовь к трем апельсинам» по мотивам сказки Гоцци, заказанная композитору дирекцией Чикагской оперы.

 Черты комедии масок с ее гротескными зарисовками, ироничностью, живостью действия, где все кружится в вихре причудливых образов — фантастических и реальных — все это чрезвычайно увлекало Прокофьева и получило в музыкальном воплощении новое содержание. Заметной частью оперы является Марш.

 Странные звуки марша, в котором сочетается размеренность с разнообразием ритмов коротких мелодических фраз, богатство орнаментации, а самое важное — живость музыки, где все сверкает и искрится, создают непревзойденное впечатление. 

Особенно ценными в творческом наследии композитора являются его балеты. В каждом из них автор ищет новые жанровые решения.

 Вслед за новаторской хореографической драмой «Ромео и Джульетта» Сергей Прокофьев обращается к классическому балету «Золушка», в котором продолжает линию сказочного романтического балета.

  Балет «Сказка о Шуте» — прекрасный образец музыкального воплощения образов русских народных сказок. Сюжет балета богатый гротескными ситуациями, задиристыми шутками, лирическими эпизодами. 

Обратите внимание

 Музыка балета «Ромео и Джульетта» раскрывает основной конфликт шекспировской трагедии — столкновение чистой, светлой любви юных героев и семейной вражды старшего поколения, дикость нравов.

 Балет стал новаторским шагом в современной хореографии, поскольку считалось, что воплощение столь сложных философских тем невозможно средствами балета.

 «Ромео и Джульетта» — это очень оригинальное, ярко театральное произведение с четкими образными характерами.

Настоящей жемчужиной музыки С.Прокофьева является «Танец Антильских девушек». Изящная, успокаивающая мелодия танца с простым аккордовым сопровождением, полна очарования. Героико-эпическая тема творчества Прокофьева воплощена в кантате «Александр Невский». 

Великий музыкант, Прокофьев был и великим тружеником, отдавшим сочинению музыки пятьдесят лет из прожитых шестидесяти двух. Его огромный талант после бурного цветения в молодые годы, подвергся трудным испытаниям на чужой почве.

После пятнадцатилетнего отсутствия, вернувшись на родину, Прокофьев испытывал неодолимую потребность постичь, что произошло за эти годы в нашей стране.

Умный, внимательно «вчитывающийся» в книгу жизни, он постиг величие революционных преобразований, охвативших все стороны деятельности советского общества и советского человека.

В 1937 году, к двадцатилетию Октября, он создал Кантату, взяв для нее тексты из «Коммунистического манифеста», «Тезисов о Фейербахе», из книги В. И. Ленина «Что делать?», из Конституции Советского Союза. Возникло необычное произведение огромной художественной и публицистической силы.

Ну и как же не вспомнить слова известного писателя и публициста Ильи Эренбурга , который писал написал о выдающемся музыканте ХХ века Сергее Прокофьеве:  «Это был большой человек, и потомки не смогут понять трудного и славного времени, которое мы еще вправе назвать нашим, не вслушиваясь в произведения Сергея Прокофьева и не задумываясь над его необычайной судьбой».

Сергей Прокофьев: биография, интересные факты, творчество

Сергей прокофьев: вундеркинд, ставший гением

Сергей Прокофьев

Сергей Прокофьев – выдающийся русский композитор и личность уникальной судьбы. Человек, поступивший в петербургскую консерваторию, когда ему было только 13.

Человек, уехавший после революции за границу, но вернувшийся в СССР – с почетом и без клейма «перебежчика».

Человек, который был обласкан властью, имел высшие государственные награды, а затем, еще при жизни, предан забвению и опале. Человек, которого называют «единственным гением» ХХ века.

Краткая биография

Важно

Родом Сергей Сергеевич Прокофьев из украинского села Сонцовка. Существуют разные версии даты его рождения, но целесообразно указать ту, которую указал он сам в «Автобиографии» — 11 (23) апреля 1891 года.

Кажется, что он уже родился композитором, ведь благодаря маме, Марии Григорьевне, превосходно игравшей на фортепиано, дом Прокофьевых был полон музыки. Интерес к инструменту побудил маленького Сережу начать учиться играть.

С 1902 года Сергея Прокофьева начал учить музыке Р.М. Глиэр.

Прокофьев становится студентом столичной консерватории в 1904 году. Через пять лет он выпускается с композиторского отделения, а еще через пять — с фортепианного, став лучшим выпускником. Концертировать начинает в 1908.

Дебют был исключительно благосклонно оценен критиками, отмечались и исполнительский талант, и композиторская оригинальность. С 1911 года издаются ноты его произведений. Поворотным событием в судьбе молодого Прокофьева стало знакомство с С.П. Дягилевым в 1914 году. Благодаря союзу антрепренера и композитора появились на свет четыре балета.

В 1915 году Дягилев организовал первое зарубежное выступление Прокофьева с программой, состоящей из его сочинений.

Революцию Прокофьев воспринял как разрушение, «резню и дичь». Поэтому уже в следующем году отправился в Токио, а оттуда – в Нью-Йорк. Он долгое время прожил во Франции, гастролируя по старому и новому свету как пианист. В 1923 году женился на испанской певице Лине Кодине, у них родились двое сыновей.

Приезжая на выступления в Советский Союз, Прокофьев видит исключительно радушный, даже роскошный, прием властей, грандиозный, невиданный им за границей, успех у публики, а также получает предложение вернуться и обещание статуса «первого композитора». И в 1936 году Прокофьев с семьей и имуществом переезжает жить в Москву.

Власти его не обманули — роскошная квартира, вышколенная обслуга, заказы сыпятся как из рога изобилия. В 1941 году Прокофьев уходит из семьи к Мире Мендельсон.

Неожиданными драматическими событиями начался 1948 год. Фамилия Прокофьева была упомянута в постановлении партии «Об опере „Великая дружба“ В. Мурадели». Композитора причислили к «формалистам». Как следствие, некоторые его сочинения, в частности Шестая симфония, были запрещены, остальные — почти не исполнялись.

Совет

Впрочем, уже в 1949 году эти ограничения были сняты личным распоряжением Сталина. Оказалось, что даже «первый композитор» страны не принадлежит к касте неприкасаемых. Не прошло и десяти дней после публикации разгромного постановления, как арестовали первую жену композитора, Лину Ивановну.

Ее осудили на 20 лет лагерей за шпионаж и измену Родине, выйдет на свободу она только в 1956. Здоровье Прокофьева заметно ухудшилось, врачи советовали ему почти не работать. Тем не менее в 1952 году он лично присутствовал на первом исполнении своей Седьмой симфонии, а музыку писал даже в последний день своей жизни.

Вечером 5 марта 1953 года сердце Сергея Прокофьева остановилось…

Прокофьев — композитор

В пять лет Сережа Прокофьев придумал и наиграл на фортепиано свою первую пьесу (ноты записывала Мария Григорьевна). Посетив в 1900 году московские постановки «Фауста» и «Спящей красавицы», ребенок настолько вдохновился услышанным, что всего через полгода появилась на свет его первая опера «Великан». Уже к моменту поступления в консерваторию набралось несколько папок сочинений.

Замысел своей первой большой оперы по сюжету романа Ф.М. Достоевского «Игрок», который еще в юности Прокофьев задумал перенести на оперную сцену, обсуждался композитором в первую очередь с С. Дягилевым. Который, однако, идеей не заинтересовался. В отличие от главного дирижера Мариинского театра А. Коутса, поддержавшего ее.

Опера была завершена в 1916 году, было сделано распределение партий, начались репетиции, но из-за несчастливой череды препятствий премьера так и не состоялась. Спустя время Прокофьевым была сделана вторая редакция оперы, но и ее Большой театр поставил только в 1974 году.

При жизни композитора осуществилась только постановка второй редакции брюссельским театром Ла Монне в 1929 году, где опера исполнялась по-французски. Последним произведением, написанным и исполненным в дореволюционном Санкт-Петербурге, стала Первая симфония.

В период жизни за рубежом были созданы: оперы «Любовь к трем апельсинам» и «Огненный ангел», три симфонии, множество сонат и пьес, музыка к фильму «Поручик Киже», концерты для виолончели, фортепиано, скрипки с оркестром.

Возвращение в СССР — это время стремительного творческого взлета Прокофьева, когда рождаются произведения, ставшие его «визитной карточкой» даже для тех, кто мало знаком с классической музыкой – балет «Ромео и Джульетта» и симфоническая сказка «Петя и волк». В 1940 году оперный театр им. К.С. Станиславского дает премьеру «Семена Котко». Тогда же была закончена работа над оперой «Обручение в монастыре», где соавтором либретто выступила М. Мендельсон.

Обратите внимание

В 1938 году увидел свет фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский», которому через несколько лет было суждено стать символом борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Музыку этого фильма, как и второй монументальной картины режиссера «Иван Грозный», написал Сергей Прокофьев.

Годы войны были ознаменованы эвакуацией на Кавказ, а также работой над тремя крупными произведениями: Пятой симфонией, балетом «Золушка», оперой «Война и мир». Автором либретто этой оперы и последующих произведений композитора стала его вторая супруга.

Послевоенный период примечателен прежде всего двумя симфониями – Шестой, которую считают своеобразным реквиемом по жертвам войны, и Седьмой, посвященной юности и надеждам.

Интересные факты:

  • Композитор был блестящим шахматистом. «Шахматы – это музыка мысли» — один из его самых известных афоризмов. Однажды ему даже удалось выиграть партию у чемпиона мира по шахматам Х.-Р. Капабланки.
  • Редакция оперы «Игрок», написанная для Мариинского театра в 1916 году, так никогда и не была поставлена на его сцене. Премьера второй редакции состоялась только в 1991 году.
  • При жизни Прокофьева в СССР были поставлены только 4 его оперы. При этом – ни одной в Большом театре.
  • У Сергея Прокофьева остались две законных вдовы. За месяц до ареста Л. Прокофьевой, не дававшей ему развод то ли из соображений собственной безопасности, то ли по причине того, что искренне не хотела отпускать любимого человека, композитор женился повторно. Ему посоветовали воспользоваться юридическими нормами указа о воспрещении браков с иностранцами, признававшего церковный брак с Линой Ивановной, заключенный в Германии, недействительным. Прокофьев поспешил узаконить отношения с М. Мендельсон, тем самым подставив бывшую жену под удар советской репрессивной машины. Ведь она росчерком пера и против своей воли из жены Прокофьева превратилась в одинокую иностранку, поддерживающую отношения с другими иностранцами Москвы. По возвращении из лагеря, первая жена композитора в судебном порядке восстановила все свои супружеские права, в том числе на значительную часть наследства.
  • С 1916 по 1921 год Прокофьев собирал альбом автографов своих друзей, которые отвечали на вопрос: «Что вы думаете о солнце?». Среди ответивших – К. Петров-Водкин, А. Достоевская, Ф. Шаляпин, А. Рубинштейн, В. Бурлюк, В. Маяковский, К. Бальмонт. Творчество Прокофьева часто называют солнечным, оптимистичным, жизнерадостным. Даже место его рождения в некоторых источниках называют Солнцевкой.
  • В США в первые годы выступлений Прокофьева называли «музыкальный большевик». Американская публика оказалась слишком консервативной для понимания его музыки. Кроме того, у нее уже был свой русский кумир – Сергей Рахманинов.
  • По возвращении в СССР Прокофьеву предоставили просторную квартиру в доме на Земляном валу, 14, где, в частности, проживали: летчик В. Чкалов, поэт С. Маршак, актер Б. Чирков, художник К. Юон. А также позволили привезти с собой синий «Форд», купленный за рубежом, и даже обзавестись личным водителем.
  • Современники отмечали умение Сергея Сергеевича со вкусом одеваться. Его не смущали ни яркие тона, ни смелые сочетания в одежде. Он любил французские духи и дорогие аксессуары – например, галстуки, хорошие вина и изысканные блюда.
  • Сергей Прокофьев 26 лет вел подробный личный дневник. Но после переезда в Советский Союз решил, что разумнее больше этого не делать.
  • После войны Прокофьев в основном жил на даче в подмосковном поселке Николина гора, которую купил на деньги пятой сталинской премии. В Москве его домом были три комнаты в коммунальной квартире, где помимо композитора с супругой проживал и отчим Миры Абрамовны.
  • Композитор часто включал в свои произведения фрагменты и мелодии более ранних работ. Среди примеров:- музыка балета «Ала и Лоллий», от постановки которого отказался С. Дягилев, переработана Прокофьевым в Скифскую сюиту;- музыка Третьей симфонии взята из оперы «Огненный ангел»;- Четвертая симфония родилась из музыки балета «Блудный сын»;- тема «Степь татарская» из картины «Иван Грозный» легла в основу арии Кутузова в опере «Война и мир».
  • «Стальной скок» впервые увидел российскую сцену только в 2015 году, через 90 лет после его создания.
  • Работу над дуэтом Катерины и Данилы из балета «Сказ о Каменном цветке» композитор закончил за несколько часов до своей смерти.
  • Жизни С.С. Прокофьева и И.В. Сталина оборвались в один день, из-за чего о кончине композитора было объявлено по радио с опозданием, а организация похорон значительно затруднена.

Сергей Прокофьев и кино

Создание музыки для кинофильмов композитором такого уровня не имеет прецедентов в искусстве. В 1930 – 40 годах Сергей Прокофьев написал музыку для восьми фильмов. Один из них, «Пиковая дама» (1936), так и не увидел свет из-за пожара на «Мосфильме», уничтожившего пленки.

Музыка Прокофьева к первому же фильму, «Поручик Киже», стала невероятно популярна. На ее основе композитор создал симфоническую сюиту, которая исполнялась оркестрами по всему миру. На эту музыку впоследствии создано два балета.

Однако Прокофьев не сразу принял предложение создателей фильма – первой его реакцией был отказ.

Но после прочтения сценария и детального обсуждения режиссерского замысла, идея его заинтересовала и, как он отмечал в своей «Автобиографии», над музыкой к «Поручику Киже» он работал быстро и с удовольствием. Создание сюиты потребовало больше времени, переоркестровки и даже переработки некоторых тем.

В отличие от «Поручика Киже», предложение о написании музыки к фильму «Александр Невский» Прокофьев принял, не раздумывая. С Сергеем Эйзенштейном они были давно знакомы, Прокофьев даже относил себя к поклонникам режиссера.

Работа над картиной стала торжеством настоящего сотворчества: иногда композитор писал музыкальный текст, а режиссер на его основе строил съемки и монтаж эпизода, иногда Прокофьев отсматривал готовый материал, пальцами по дереву отстукивая ритмы и принося через некоторое время готовую партитуру. Музыка «Александра Невского» воплотила все основные черты таланта Прокофьева и по достоинству вошла в золотой фонд мировой культуры. В годы войны Прокофьев создает музыку к трем патриотическим картинам: «Партизаны в степях Украины», «Котовский», «Тоня» (из киносборника «Наши девушки»), а также к биографической картине «Лермонтов» (вместе с В. Пушковым).

Последней по времени, но не по значимости стала работа Прокофьева над фильмом С. Эйзенштейна «Иван Грозный», которая началась в Алма-Ате. Музыка «Ивана Грозного» своей народно-эпической мощью продолжает темы «Александра Невского».

Важно

Но вторая совместная картина двух гениев состоит не только из героических сцен, а повествует и об истории боярского заговора и дипломатических интриг, что потребовало более разнопланового музыкального полотна. Эта работа композитора была отмечена Сталинской премией.

Уже после кончины Прокофьева музыка «Ивана Грозного» послужила основой для создания оратории и балета.

Несмотря на то, что удивительная судьба Сергея Прокофьева могла бы лечь в основу интереснейшего сценария фильма, художественных картин о жизни композитора до сих пор нет. К различным годовщинам – со дня рождения или смерти – создавались только телевизионные фильмы и передачи.

Возможно, это связано с тем, что никто не берется однозначно трактовать неоднозначные поступки Сергея Сергеевича.

По каким причинам он вернулся в СССР? Был ли советский период его творчества конформизмом или новаторством? Почему распался его первый брак? Почему он позволил Лине Ивановне опрометчиво отказаться от эвакуации из военной Москвы, не вывезти хотя бы детей? И волновало ли его вообще хоть что-нибудь, кроме собственного тщеславия и творческой реализации — судьба арестованной первой жены и родных сыновей, например? На эти и многие другие острые вопросы ответов нет. Есть мнения и домыслы, которые могут оказаться несправедливыми к великому композитору.

Сергей Прокофьев в жизни выдающихся музыкантов

  • Сергей Танеев сказал о девятилетнем Сереже Прокофьеве, что у него выдающиеся способности и абсолютный слух.
  • На записи музыки к фильму «Поручик Киже» симфоническим оркестром управлял молодой дирижер Исаак Дунаевский. Впоследствии в личной переписке Дунаевский высказывал неоднозначное отношение к Прокофьеву из-за привилегированного положения последнего.
  • Композитор Борис Асафьев был консерваторским однокурсником и многолетним другом Прокофьева. Несмотря на это, на Первом съезде советских композиторов 1948 года от его имени была зачитана речь, в которой творчество «формалиста» Прокофьева приравнивалось к фашизму. Кроме того, Асафьев по поручению Жданова редактировал постановление «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели», в котором, кстати, назначался председателем Оргкомитета Союза композиторов.
  • Балет «На Днепре» стал дебютной постановкой для двух балетмейстеров разных поколений – Сержа Лифаря в должности балетмейстера Парижской оперы в 1930 году, и Алексея Ратманского в Американском театре балета (2009 год).
  • Очень дружен с Сергеем Прокофьевым был Мстислав Ростропович, для которого композитор создал Симфонию-концерт для виолончели с оркестром.
  • Партия Полины в премьерной постановке Большого театра оперы «Игрок» (1974 год) стала последней ролью Галины Вишневской перед эмиграцией.
  • Галина Уланова, первая исполнительница партии Джульетты, вспоминала, что была одной из тех, кто считал, что «нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Мелодика композитора, ее резко сменяющиеся темпы и настроения создавали проблемы к пониманию замысла и исполнению роли. Спустя годы Галина Сергеевна скажет, что, если бы ее спросили, какой должна быть музыка «Ромео и Джульетты», она бы ответила – только той, что написал Прокофьев.
  • С.С. Прокофьев – любимый композитор Валерия Гергиева. С оперы «Война и мир» началась его дирижерская судьба в Кировском (Мариинском) театре. Возможно, по этой причине Мариинский театр – единственный в мире, репертуар которого включает в себя 12 постановок произведений Прокофьева. К 125-летию композитора в апреле 2016 года оркестр Мариинского театра за три юбилейных дня сыграл все 7 его симфоний. Именно Валерий Гергиев спас от разрушения композиторскую дачу, выкупив ее и передав в свой благотворительный фонд, в планах которого сделать там культурный центр.

Как это часто бывает с гениями, интерес к музыке Сергея Прокофьева возрастает тем больше, чем больше времени проходит со дня ее написания. Опередив не только свое поколение слушателей, она и в XXI веке диссонансов – не застывшая классика, а живой источник энергии и силы подлинного творчества.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: смотреть фильм о С. Прокофьеве

Вундеркинды всех времён и народов

Сергей прокофьев: вундеркинд, ставший гением

Над загадкой гениальности бьется не одно поколение ученых. Одни считают, что все дело — в особенностях генов и строении мозга. Другие уверены, что даровитость проявляется лишь при наличии редкой болезни.

«Гений — это на 99 процентов труд до изнеможения и на один процент игра воображения» — говорил Томас Эдисон.

А у советского генетика Владимира Эфроимсона другая точка зрения: «Изучение биографий и патографий гениев всех времён и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются». А что из этого правда, сказать пока не может никто…

Совет

Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее.

Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами.

https://www.youtube.com/watch?v=6fwo_isu28g

Вопреки распространенному мнению, что из вундеркиндов не получается ничего особенного, часто они и в зрелости оставляют свою гениальность при себе…

Мария Агнеси

Мария Агнеси родилась в Милане в 1718 году, это было как раз то время, когда женщин не очень жаловали в научных кругах. Но она была другой: говорила на нескольких языках в детстве и выступала с научными речами перед друзьями своего отца.

В возрасте 20 лет она опубликовала некоторые из своих лекций по философии, однако, самая важная ее работа по математическому анализу не была опубликована до тех пор, пока Марии не исполнилось 30 лет.

К моменту своей смерти в 80-летнем возрасте Агнеси получила титул профессора. Неплохо для 18 века.

Карл Фридрих Гаусс

1777 года (время рождения Гаусса) математика была не такой, какой мы знаем ее сегодня. Гауссу не потребовалось много времени для того, чтобы начать все переделывать, причем началось все в трех летнем возрасте, когда он стал делать некоторые математические подсчеты, позднее, в начальной школе, он легко и быстро складывал в голове более 100 цифр.

Гаусс продолжил заниматься математикой и внес важный вклад в развитие алгебры и в теорию чисел. Он также написал несколько работ по магнетизму, именно поэтому часто на магните можно видеть его имя: Гаусс — это единица, используемая для измерения магнитного поля.

Пол Эрдёш

Знаете ли вы, сколько секунд вы прожили? Трехлетний Пол Эрдёш мог легко вам дать ответ на этот вопрос. Будучи ребенком, проживавшим в Венгрии в 1920-х годах, он всех поражал своей удивительной способностью.

Обратите внимание

Когда Пол переступил 20-летний рубеж, его навыкам в математике можно было только позавидовать, к этому возрасту, он получил докторскую степень по этой науке. Он также был весьма эксцентричным, развивая свой собственный уникальный набор лексики, и делая все для того, чтобы жизнь его проходила «на чемоданах».

К концу своей жизни Эрдёш был одним из самых влиятельных и знающих математиков всех времен, опубликовал более тысячи статей, многие из них в возрасте старше 70 лет, доказав, что ранний старт не означает быстрое окончание гонки.

Уильям Роуэн Гамильтон

Как много подростков в современном мире знают 10 языков? Гамильтон знал 14. Родился он в 1805 году в Дублине, а к 16-летнему возрасту уже изучал высшую математику.

Он провел большую часть своей жизни, изучая оптику, однако самым важным и влиятельным его творением была работа по алгебре и кватернионе, системе счисления, которая была создана, чтобы сегодня стать важнейшей основой компьютерной графики, квантовой физики и векторной алгебры. Не удивительно, что ирландцы до сих пор так гордятся им.

Ким Ун Ен

С уровнем IQ около 210, Ким Ун Ен начал изучать университетские программы в возрасте 3 лет, примерно тогда, когда подавляющее большинство из нас играли с магнитным алфавитом.

Кореец Ким щеголял на японском телевидении в конце 1960-х годов, решая сложные уравнения, сочиняя стихи и говоря на множестве языков, что помогло ему получить докторскую степень. Все это он делал в том возрасте, когда обычные дети еще не закончили среднюю школу. С тех пор, однако, он успокоился, зажил обычной жизнью у себя на родине, где он по сей день преподает в колледже.

Жан Пиаже

Для человека, который будет изучать когнитивное развитие детей, у Жана, безусловно, было необычное детство. Швейцарец по происхождению, Пиаже опубликовал свою первую научную работу в 1906 году, когда ему было 10 лет.

Пиаже наблюдал за детьми, как они росли, и как из младенцев превращались во взрослых, он изучал, как они познают мир и развиваются. Его выводы изменили точку зрения общества на детей и детство, показав насколько этот период жизни человеческого существа важен.

Джон фон Нейман

Важно

Когда 6-летний ребенок может в уме поделить 6-значные цифры, нельзя не сказать, что он гений. Будучи венгром по происхождению в возрасте 8 лет Джон мог запоминать целые страницы телефонных книг. Однако, к 50-летнему возрасту он удивлял не меньше.

Фон Нейман в компании ведущих физиков мира противостоял тайнам квантовой механики, а также с экономистами связывал человеческое поведение с теорией игр.

Затем он стал ключевым человеком, занимавшимся развитием атомных и водородных бомб, более того, был самым первым и самым влиятельным компьютерным дизайнером.

Экрит Жасвэл

Немногие 7-летние дети проводят операции, или по крайней мере, хотят это делать. Наверняка, тут многие зададутся вопросом, о чем думали взрослые врачи, если позволили такое? Но родившийся в Индии Экрит, который сейчас, будучи подростком, является студентом университета, был всегда немного другой.

Он не врач, но его родители утверждают, что у него всегда была страсть к анатомии и наукам. С 5 лет мальчик увлеченно читал Шекспира. Сегодня, Экрит говорит о том. что он сосредоточит все свои усилия на поиски лекарства от рака. Что же, у него впереди много времени для того, чтобы достичь цели.

Уильям Джеймс Сидис

Уильям Родился 1 апреля 1898 года в Нью-Йорке. В возрасте 18 месяцев он читал газету «Нью-Йорк Таймс». В 6 лет Уильям сознательно стал атеистом. До своего восьмилетия он написал четыре книги. Он был математическим гением, поступил в Гарвард в возрасте 11 лет и стал профессором прежде, чем ему исполнилось 20.

У. Дж. Сидис оценивается некоторыми биографами как самый одарённый человек на Земле. Вот моменты биографии, породившие это мнение:

  • Уильям научился писать к концу первого года жизни.
  • На четвёртом году жизни он прочел Гомера в оригинале.
  • В шесть лет изучил аристотелевскую логику.
  • Между 4 и 8 годами написал 4 книги, включая одну монографию по анатомии.
  • В семь лет сдал экзамен Гарвардской медицинской школы по анатомии.
  • К 8 годам Уильям знал 8 языков — английский, латынь, греческий, русский, иврит, французский, немецкий и ещё один, который он изобрёл сам.
  • В зрелой жизни Уильям свободно владел 40 языками, а, по утверждениям некоторых авторов, это число достигало 200.
  • В 11 лет Сидис поступил в Гарвардский университет и вскоре уже читал лекции в математическом клубе Гарварда.
  • Он окончил Гарвард с отличием в 16 лет.

    Его IQ оценивался в районе от 250 до 300 (наивысший зафиксированный IQ в истории).

    К сожалению, Сидис был, пожалуй, классическим примером неприспособленного вундеркинда, «поставленного в центр внимания» ретивыми родителями.

    После социалистического антивоенного митинга в 1919 году его заключили в тюрьму. Там Сидис отказался от своей прежней жизни, отрекшись от академической карьеры, и занявшись обычной рабочей специальностью, сокрушаясь при этом над потерянной любовью всей его жизни.

    Он умер в 1944 году в возрасте 46 лет. Возможно, он был самым умным человеком на Земле.

    Блез Паскаль

    Блез Паскаль дожил лишь до 39 лет, однако, этот француз, родившийся в XVII веке, использовал эти 4 десятилетия своей жизни по максимуму, поскольку у него был «ранний старт». В возрасте 12 лет он начал решать сложные геометрические задачи и доказывать теоремы.

    Совет

    К 16 годам он создал свою теорему и находился в кругу видных французских математиков. Он даже изобрел первый механический калькулятор в возрасте 19 лет, который назывался паскалин.

    К моменту своей смерти, Паскаль вышел за рамки математики, он стал философом, богословом и писателем. Среди наиболее известных его философских понятий фигурирует Пари Паскаля. Это аргумент, говорящий о том, что вы можете как верить в Бога, так и не верить в него, поскольку вера в него не несет в себе никакого потенциального риска или большой награды. Очень прагматично.

    Моцарт и другие

    Музыка — одна из сфер, где гении могут проявить себя в самом раннем возрасте и долгие годы радовать слушателей своим композиторским или исполнительским искусством. Самый известный пример здесь — судьба Вольфганга Амадея Моцарта.

    В три года он выступил с первым собственным концертом. Уже тогда Вольфганг до ноты запоминал произведения, услышанные им всего лишь раз. В шесть лет вместе с сестрой он отправился в длительное турне по Европе, где в каждом городе производил фурор своим талантом.

    Дальнейшая творческая судьба Моцарта известна — огромное количество гениальных произведений, навсегда вошедших в мировую сокровищницу культуры.
    Природа гениальности Моцарта не поддается описанию. Сам он говорил так:

    «Когда я в хорошем настроении — в экипаже, на прогулке после приятного обеда или ночью во время бессонницы, порой на меня обрушивается поток мыслей и мелодий, вот и все.

    Откуда и как — этого я не знаю: те мелодии, что мне приятны, я запоминаю и мурлычу их про себя — по крайней мере, так утверждают окружающие. Затем я продолжаю развивать эти темы, делаю их более определенными, конкретными, так что со временем они становятся у меня в голове почти завершенными».

    История знает и множество других музыкальных вундеркиндов. Шопен дебютировал перед публикой в восьмилетнем возрасте. Вебер был назначен дирижером оперного оркестра Бреслау в 17 лет. Штраус и Гайдн начали сочинять музыку в шесть лет.

    Сергей Сергеевич Прокофьев был типичным вундеркиндом — в 6 лет сочинял маленькие фортепианные пьесы, в 9 — детскую оперу, в 13 лет поступил в консерваторию.

    Незнакомо широкой публике и имя Тома Блинда, сына чернокожего невольника. А ведь в пять лет мальчик мог играть на пианино две разные композиции двумя руками одновременно, насвистывая при этом третью мелодию…

    Сила Ампера

    Обратите внимание

    Математика — это вторая после музыки область, где ребенок может проявить
    себя с раннего детства. Мало кто знает, что великий французский физик и математик Андре Мари Ампер тоже был вундеркиндом.

    Помимо удивительных способностей к математике, он отличался необыкновенной тягой к чтению. В семь-восемь лет он буквально поглощал огромные тома, при этом отдавая предпочтение толстым энциклопедиям.

    Удивительно, но спустя много лет Ампер мог повторить почти слово в слово все прочитанное им в детстве.

    Но все же основной его страстью была математика. В 11 лет Андре самостоятельно разбирался со сложными задачами в знаменитой работе Жозефа Лагранжа «Аналитическая механика».

    И гений Ампера не исчез с годами. Он совершил революцию в математике, открыл фундаментальные законы электродинамики и написал значительные труды по химии, теории поэзии и психологии.

    Другой знаменитый математик, Карл Фридрих Гаусс, тоже очень рано продемонстрировал свои замечательные способности. Уже в двухлетнем возрасте он, произведя подсчет в уме, устранил ошибку своего отца, неправильно рассчитавшего зарплату нескольким рабочим.

    А в школе Карла освободили от посещения уроков математики, так как учитель признал, что восьмилетний мальчик знает гораздо больше, чем он сам.
    В 14 лет Гаусс был приглашен ко двору князя Брунсвика, который восхищался поразительной памятью юного математика и его способностью моментально производить в уме сложнейшие вычисления.

    Математик Эварист Галуа в 16 лет за два дня освоил книгу «Начала геометрии», рассчитанную на два года систематической учебы. Также за два дня он изучил монографию «Решение численных уравнений». А в 17 лет создал теорию, оказавшую существенное влияние на всю математику XX века…

    Важно

    Многие из отечественных гениев математики и физики тоже были вундеркиндами. Лауреат Нобелевской премии Лев Ландау стал студентом университета в 13 лет.

    А математик Сергей Мергелян в 15 лет уже прошел всю школьную программу, тут же поступил в университет, который окончил в 19 лет.

    В 20 он уже защитил кандидатскую диссертацию, за которую ему сразу присвоили докторскую степень. А в 28 лет Мергелян стал академиком!

    Инженер-вундеркинд

    Но иногда удивительные способности математических вундеркиндов вдруг по непонятным причинам исчезают. Юный американец Зера Колберн в шесть лет уже выступал перед публикой, поражая ее своими умениями.

    На обдумывание и решение сложных задач мальчик тратил секунды.

    Надо заметить, что многие взрослые не сразу одолели бы подобные задачи даже письменно, например: «Каков квадратный корень из 106 929?» или «Возвести в квадрат 999 999».

    Но спустя несколько лет юный гений потерял свои феноменальные способности, с трудом решал даже не самые сложные задачи, причем отнюдь не в уме.

    Для науки так и осталось загадкой — куда делся его удивительный талант, и главное, откуда он у него появился… Аналогичными способностями обладал англичанин Джордж Биддер.

    Уже в четыре года он поражал окружающих, производя в уме сложнейшие вычисления.

    Например, на вопрос: «Как долго будет наполняться цистерна емкостью в 1 кубическую милю со скоростью 120 галлонов в минуту?» спустя две минуты был дан ответ: 14 300 лет 285 дней 12 часов и 46 минут. Что интересно, решая задачу, мальчик учел все високосные годы за этот период!

    Совет

    К счастью, в отличие от Колберна, Биддер не утратил со временем своих способностей. Но в великого математика он не превратился, так как применял свой талант в другой области — он стал известнейшим в Англии инженером и очень состоятельным человеком.

    Говорящий младенец

    Вундеркинды могут появляться не только в области музыки и математики. Порой их умения у взрослых вызывают просто шок.

    Так, в начале прошлого века в Польше появился на свет мальчик, который спустя несколько часов после рождения… заговорил. В год он уже мог читать Библию, а в два — рассказывать ее Джон Стюарт Милль, известный философ и экономист XIX века, в три года уже читал книги, написанные на греческом языке.

    Англичанин Томас Макалей в семь лет писал работы по общей истории. Его соотечественница Бэзи Эшфорд в девять сочинила роман «Юный гость», который туг же был признан гениальным.

    Индус Ганеш Ситтампалам в семь лет поступил в университет, где числился самым способным студентом!

    В заключение надо сказать, что большинство вундеркиндов взрослеют, справляясь со сложными жизненными задачами и становясь знаменитыми. В США провели анализ и выяснили, что из 282 американских вундеркиндов 105 добились успехов в той самой области, в которой с раннего детства проявлялся их дар.

    Исследования французских ученых доказали, что из 287 великих личностей 230 уже в ранние годы обнаруживали недюжинные способности и таланты.
    Так что миф о том, что вундеркинды ничего не добиваются во взрослой жизни, теперь практически развенчан…