Русский медведь — ту-95

Содержание

«Повышение боевой эффективности»: на что будет способен модернизированный стратегический бомбардировщик Ту-95МСМ

Русский медведь — ту-95

ПАО «Туполев» ведёт работы по модернизации стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95МС «Медведь». Об этом сообщил гендиректор предприятия Александр Конюхов. По его словам, первый полёт обновлённой машины должен состояться в конце 2019 года.

Ту-95МСМ получит современное бортовое оборудование, двигатели и ударное вооружение. Арсенал «Медведя» пополнят сверхдальние крылатые ракеты Х-101/Х-102 и ракеты средней дальности Х-50. Цель модернизации — продление срока службы машины и повышение её боевой эффективности.

Какие возможности появятся у Ту-95МСМ, разбирался RT.

Обратите внимание

Гендиректор ПАО «Туполев» Александр Конюхов заявил Интерфаксу, что на Таганрогском авиационном заводе проводится глубокая модернизация стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95МС (по классификации НАТО — «Медведь»). Как он отметил, контракт с Минобороны России был заключён 1,5 месяца назад.

История основания москвы кратко

Первый полёт опытной машины запланирован на конец 2019 года. По результатам испытаний военное ведомство примет решение об обновлении парка «Медведей». В составе ВКС — около 30 Ту-95МС. Турбовинтовые «стратеги» наряду с турбореактивными Ту-160 и Ту-22М3 являются частью воздушной компоненты ядерной триады РФ.

Турбовинтовой «стратег»

Ту-95МС эксплуатируется в войсках с середины 1950-х годов. «Медведь» был революционной разработкой начального этапа холодной войны. Детище ОКБ-156 (ПАО «Туполев») помогло Советскому Союзу обрести возможность наносить ответный воздушный удар по объектам на территории Соединённых Штатов и группировкам американских ВМС.

Как полагают специалисты, во многом превосходные характеристики самолёта были обеспечены благодаря экономичному турбовинтовому двигателю НК-12 разработки Куйбышевского моторного завода (сейчас — ПАО «Кузнецов», Самара). Созданная поволжскими инженерами силовая установка до сих пор остаётся самым мощным в мире двигателем в своём классе.

Также по теме

От новейших истребителей до гиперзвуковых ракет: какие задачи стоят перед Военно-воздушными силами России

12 августа профессиональный праздник отмечают военнослужащие ВВС РФ. Возможности боевой и транспортной авиации России позволяют решать…

Ту-95 способен развивать скорость свыше 800 км/ч. Практическая дальность полёта ракетоносца — 12 тыс. км. «Медведю» принадлежит несколько мировых рекордов. В 2010 году продолжительность полёта двух «стратегов» превысила 24 часа. За сутки пара бомбардировщиков преодолела около 20 тыс. км.

Большая часть Ту-95МС дислоцирована на авиабазе в Саратовской области. Как правило, «Медведи» совершают полёты над акваторией Северного Ледовитого океана и нейтральными водами Тихого океана, используя для дозаправки аэродромы Тикси (Республика Саха) и Украинка (Амурская область). Во время учений машины нередко заправляются в воздухе самолётами Ил-78.

С ноября 2015 года до конца 2017-го турбовинтовые «стратеги» использовались в сирийской операции. По данным Минобороны, Ту-95МС и Ту-160 нанесли по террористам 66 ударов крылатыми ракетами. В частности, «Медведь» испытал новейшую сверхдальнюю крылатую ракету X-101/102.

«Не стоит обращать внимание на почтенный возраст Ту-95. Наши американские партнёры не собираются сворачивать эксплуатацию более старого бомбардировщика В-52 Stratofortress, чей модернизационный ресурс практически исчерпан», — заявил RT военный обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко.

  • Пара Ту-95МС во время полёта
  • © Министерство обороны Российской Федерации

Эксперт подчеркнул, что Ту-95МС сохраняет статус самого быстрого турбовинтового самолёта в мире. По его мнению, было бы неразумно пренебрегать уникальными характеристиками «Медведя» и отказываться от его дальнейшего использования.

«Продление сроков службы»

В настоящее время ПАО «Туполев» и Казанский авиазавод имени Горбунова осуществляют капитальный ремонт стратегических бомбардировщиков. До 2018 года предприятия передадут ВКС восемь Ту-160 и Ту-95МС.

«Эти самолёты являются важным компонентом ядерного потенциала государства.

Они осуществляют регулярные полёты по плану стратегического сдерживания в акваториях Северного Ледовитого океана и Чёрного моря, а также в восточных регионах.

Поэтому продление сроков службы ракетоносцев и повышение их боевой эффективности — одна из наших приоритетных задач», — сказал министр обороны России Сергей Шойгу.

Важно

Как пояснил Дрозденко, ремонт Ту-95МС — это первичный этап модернизации. По его словам, на самолёте выполняется замена электропроводки и отработавших свой ресурс узлов и агрегатов. Затем специалисты приступают к монтажу согласованных с Минобороны новых систем.

Также по теме

Небесный ядерный щит: на что способна стратегическая авиация России

23 декабря в России отмечают День дальней авиации, которая является одним из компонентов ядерной триады. В состав российских ВКС…

7 ноября 2017 года начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов заявил, что на Ту-95МС «устанавливаются более мощные двигатели, бортовое радиоэлектронное оборудование переводится на отечественную элементную базу, расширяется спектр применяемых средств поражения».

Герасимов отметил, что Минобороны достигло определённых успехов в сфере модернизации дальней авиации. С 2012 года доля современных стратегических ракетоносцев выросла с 53% до 75,7%.

По информации ПАО «Туполев», «Медведи» получат современное пилотажно-навигационное оборудование. В феврале 2018 года глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов заявил, что Ту-95МС будут модернизированы под применение крылатых ракет большой дальности.

https://www.youtube.com/watch?v=jfqhlnr8JDY

Как сообщают СМИ, для эксплуатации ракет Х-101/Х-102 разработки МКБ «Радуга» Ту-95МСМ получит более объёмный бомбовый отсек. Новый боеприпас длиннее (на 1,4 м) и тяжелее (на 1 т) семейства стратегических крылатых ракет Х-55. Однако дальность Х-101/Х-102 составляет от 3 до 9 тыс. км (против 2,5 тыс. км у Х-55).

В декабре 2017 года американский журнал Jane's Missiles & Rockets проинформировал, что госпрограмма вооружения на 2018—2027 годы предполагает поставку оперативно-тактических ракет Х-50 (Х-СД, «изделие 715») для самолётов дальней авиации. Габариты новейшего боеприпаса будут скромнее, чем Х-101/Х-102, поэтому Ту-95МСМ будет способен подниматься в воздух с 14 такими ракетами.

  • Ту-95МС наносит удар крылатой ракетой Х-101 по объектам террористов в Сирии
  • РИА Новости
  • © Пресс-служба Минобороны РФ

Дальность Х-50 составит 1,5 тыс. км, масса — 1,6 тонны. Ракета будет оснащена турбовентиляторным двигателем («изделие 37-04»). Полёт будет осуществляться на дозвуковой скорости (до 700—950 км/ч). Однако высокоточный боеприпас станет малозаметным для систем ПРО.

Ту-95МСМ будет летать на модернизированной силовой установке НК-12МПМ с воздушными винтами АВ-60Т, которая в настоящее время проходит испытания. Новые двигатели обладают большей тягой. Детище ПАО «Кузнецов» позволит увеличить полезную нагрузку «Медведя» и улучшить его взлётные характеристики.

Дмитрий Дрозденко полагает, что модернизация Ту-95МСМ является существенным вкладом в обеспечение гарантированного ядерного сдерживания США. Новое бортовое оборудование, ракетное вооружение и двигатели увеличат боевой радиус турбовинтового «стратега».

Ту-95 Медведь — дальний бомбардировщик, технические характеристики ТТХ турбовинтового самолета Ту-95МС, скорость, дальность и вооружение

Русский медведь — ту-95

22.10.2018

Самолет Ту-95 — крылатый гигант, который олицетворяет советскую военную мощь – впервые рев его моторов раздался в 1950-х. Стратегический бомбардировщик Ту-95 имел необычайную силу и необычные габариты.

Наряду с стратегическим бомбардировщиком B-52 Америки, стратегический бомбардировщик Ту-95 — один из немногих самолетов, который находился непрерывно более полувека на службе и имел отличные характеристики. К тому же это один из наиболее быстрых винтовых самолетов, который стал символом холодной войны.

Самолет Ту-95 имел множество модификаций, исходя из текущих задач. Последняя модификация создавалась для поражения важных объектов крылатыми ракетами в тылу противника при любых погодных условиях, а также в любое время суток.

Совет

Когда Запад в 1956-м году впервые узнал о Ту-95 «Медведь», в авиастроении шли легендарные революционные изменения: после окончания мировой войны быстро развивалась реактивная техника. Однако у «Медведя» были легендарные турбовинтовые двигатели, даже тогда это казалось архаичным.

Но никто не предполагал, что и сегодня, через 60 лет, Ту-95 останется в строю ВВС России, а его самолет-разведчик, самый шумный в мире, будет применяться для патрулирования океанских вод в качестве стратегического бомбардировщика. Эти легендарные самолеты еще послужат на благо России.

Количество Ту-95

Бомбардировщик Ту-95 «Медведь» принят на вооружение России примерно полвека тому назад, однако снимать его, скорее всего, не будут еще примерно тридцать лет, как и версию Ту-142. За всю его историю было построено свыше 500 таких самолетов. Это самый скоростной и самый большой турбовинтовой самолет из имеющихся сегодня на вооружении.

На 2018 год в России остается примерно 50 машин Ту-95МС (ракетоносная версия, которая осталась с 1980-х годов), в том числе 15 Ту-142, применяемых для морской разведки.

На 2018 год в России в законсервированном состоянии также хранятся легендарные Ту-95 «Медведь» в количестве нескольких десятков, их можно ввести в строй как морские разведчики или как бомбардировщики.

История создания самолета

Сталин в начале 1950 годов встречался с Туполевым, чтобы обсудить вопросы, касающиеся создания сверхдальнего бомбардировщика. Сталин предлагал построить четырехдвигательную машину, решив, таким образом, проблему.

Конструктор данное предложение не поддержал. Реактивные двигатели потребляли довольно много топлива и для сверхдальних вылетов не годились.

Туполев решил спроектировать тяжелый бомбардировщик с использованием турбовинтовых двигателей, чтобы увеличить дальность, но менее скоростной.

В Куйбышевском ОКБ № 276 к 1950 году под руководством Николая Кузнецова, главного конструктора, на базе трофейного двигателя UМО-022 был создан экспериментальный вариант двигателя, который крайне заинтересовала Туполева. Для этого он лично отправился на переговоры с ними.

В результате появилось уникальное решение – создать спарку из двух двигателей, оснастив планер стреловидным крылом. После определения облика нового бомбардировщика и силовой установки, Туполев снова встретился со Сталиным.

В ходе встречи с главнокомандующим судьба будущего самолета под индексом 95 была решена положительно.

Главным конструктором по созданию Ту-95 стал Н.И. Базенков. В 1951 году получены технические требования к бомбардировщику, а также было организовано его эскизное проектирование. Первые два опытных самолета были построены на авиазаводе № 156 в Москве.

В 1952 году в разобранном виде первый экземпляр для проведения заводских испытаний доставили в город Жуковский. В том же году был совершен первый полет. Опытной машиной «95-1» руководил летчик А.Д. Перелет. Прохождение испытаний было успешным и продолжалось до 1953 года.

На 17-м вылете на борту загорелся третий двигатель. Противопожарная система с огнем справиться не сумела. Командир корабля приказал экипажу покинуть самолет, а сам повел борт назад в аэропорт.

Обратите внимание

Однако примерно за 40 км самолет резко потерял высоту и упал практически в вертикальном положении. Выжили только 7 человек из 11 членов экипажа.

Второй опытный турбовинтовой экземпляр доводили примерно 2 года. Его оснастили новыми двигателями ТВ-12 (НК-12). Турбовинтовой самолет поднялся в воздух в 1955 году под управлением М.А. Нюхтикова. Легендарные летные испытания, продлившиеся 168 часов, спустя год успешно завершились.

На вооружение ВВС СССР советский Ту-95 «Медведь» стал поставляться с 1956 года. В 1957 году выпустили первую модификацию Ту-95М. Серийное производство данных моделей осуществлял Куйбышевский авиационный завод, который до 1958 г. построил 50 самолетов Ту-95 и Ту-95М.

Затем завод переоборудовали на изготовление ракетоносца Ту-95К, стратегический самолет выпускали до 1965-х годов. В 1970-х годах был построен стратегический самолет Ту-95 МС. Его серийная сборка началась в 1981 году на авиазаводе г. Куйбышев и продолжалась до 1992 г.

Всего в России было выпущено 90 самолетов Ту-95МС.

Технические характеристики

Стратегический самолет Ту-95 имеет следующие технические характеристики:

  • Размах крыльев составляет 50 м.
  • Длина самолета составляет 46,17 м.
  • Высота самолета составляет 12,50 м.
  • Площадь крыла составляет 283.70 м2.
  • Масса пустого самолета составляет 83100 кг.
  • Максимальная взлетная масса составляет 172000 кг.
  • Максимальная масса топлива составляет 88700 кг.
  • Тип двигателя представляет 4 ТВД НК-12.
  • Тяга двигателя составляет 4х12000 кгс.
  • Максимальная скорость составляет 882 км/ч.
  • Крейсерская скорость составляет 720-750 км/ч.
  • Практическая дальность полета составляет 12100 км.
  • Практический потолок составляет 11900 м.
  • Экипаж составляет 8-9 человек.

Вооружение

Вооружение составляет 6 спаренных пушек АМ-23 калибра 23 мм, которые располагаются в 3 оборонительных установках: кормовой ДК-12, нижней ДТ-Н12, верхней ДТ-В12. Общий боезапас составляет 2500 выстрелов.

Бомбардировщики могут поднимать примерно 12 тонн боевой нагрузки. Бомбардировщики могут брать с собой 1500-9000 кг свободнопадающих бомб, как ядерных, так и фугасных, которые подвешиваются в фюзеляжном отсеке.

Модификации

  • Ту-95 серийная модификация бомбардировщика с бомбовым вооружением.
  • Ту-95 заказ 244 – самолет Ту-95М серийный с увеличенным запасом топлива.
  • Ту-95A — стратегический бомбардировщик с ядерным оружием, термоизоляцией и системой обогрева бомбового отсека, светозащитными шторками и со специальной окраской.
  • Ту-95К – бомбардировщик со сверхзвуковыми крылатыми ракетами Х-20.
  • Ту-95У — учебная модификация Ту-95.
  • Ту-95КУ — учебная модификация Ту-95К.
  • Ту-96 — опытный образец стратегического высотного бомбардировщика, модификация Ту-95 с увеличенной площадью крыла и дополнительными турбовинтовыми двигателями ТВ-16.
  • Ту-95Н — самолет-носитель подвесного стратегического бомбардировщика РС конструкции КБ П. В. Цибина.
  • Ту-116 – переоборудованный серийный бомбардировщик Ту-95 в пассажирский дальний самолет.
  • Ту-95М — модификация стратегического бомбардировщика с использованием двигателей НК-12М.
  • Ту-95М-5 — носитель КР КСР-5, опытная машина.
  • Ту-95В — переоборудованный Ту-95 для испытаний термоядерной сверхмощной бомбы (50-100 Мт).
  • Ту-95КД – модификация Ту-95К с системой дозаправки в воздухе.
  • Ту-95РЦ — разведчик-целеуказатель для ВМФ.
  • Ту-95МР — стратегический разведчик.
  • Ту-95КМ — перевооруженный на КР Х-20М и модернизированный вариант бомбардировщика Ту-95КД.
  • Ту-95К-22 – носитель ракетного комплекса К-95-22 и КР Х-22.
  • Ту-95МС — носитель крылатых ракет Х-55.
  • Ту-95М-55 — летающая лаборатория для доводки комплекса Ту-95МС с крылатыми ракетами Х-55.
  • Ту-95ЛАЛ — летающая лаборатория по создания самолета с ядерной силовой установкой.
  • Ту-119 — летающая лаборатория (проект) с двумя штатными НК-12М и двумя ядерными экспериментальными силовыми установками.

Особенности конструкции

  1. Ту-95МС выполнен на основе Ту-142МК, представляет свободнонесущий цельнометаллический среднеплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями, которые расположены в стреловидных крыльях. Каждый двигатель имеет по два металлических соосных четырехлопастных винта. У самолета есть электрическая система обогрева носков крыла, воздушных винтов, киля и стабилизатора.

    В средней части фюзеляжа находится грузовой отсек.

  2. Шасси самолета — трехопорное. Носовая опора убирается в нишу фюзеляжа, основные опоры — в крыльевые гондолы. Передняя опора имеет гидросистему с давлением 150 кг/см2, основные опоры оснащены электромеханизмами МПШ-18МТ.
  3. Экипаж находится в двух гермокабинах. Для членов экипажа катапультных кресел не предусмотрено.

    Экстренное покидание машины при необходимости выполняется через входной люк, который находится в нише опоры шасси.

  4. Конструкция винтов и высокая мощность двигателя обуславливает его невероятную шумность.

    Самолет Ту-95 относится к самым шумным самолетам в мире, его легко засекают даже гидроакустические системы подводных лодок, но при нанесении ядерных ракетных ударов это не критично.

  5. Самолет обладает системой автоматического запуска двигателей. Топливо располагается в 11 фюзеляжных и крыльевых кессонных мягких топливных баках.

    Использование на Ту-95 винтовой установки с КПД 82 % и экономичных ТВД позволило добиться весьма высоких показателей дальности полета, даже несмотря, что самолет имеет относительно низкое аэродинамическое качество конструкции.

Видео о Ту-95

Самолёт бомбардировщик Ту 95

Русский медведь — ту-95

Символом угрозы Западу в годы холодной войны стал один из самых легендарных советских самолётов Ту 95. Этот бомбардировщик три десятка лет доставлял неприятности западным агрессорам, но и сегодня его дальнейшее развитие, ракетоносец Ту 95МС активно используется в стратегической авиации России.

История разработки самолёта

После вынужденной посадки в сибирской глуши трёх В 29 в 1944 году, советские инженеры тщательно изучили их конструкцию.

Вскоре вышла серия самолётов Ту 4, отличавшихся от В 29 лишь другими двигателями, вооружением и баками для топлива.

На базе Ту 4 были созданы машины увеличенной формы Ту 80 и Ту 85.

В 1950 году, когда впервые поднялся в воздух Ту 85 стало ясно, что мощности поршневых двигателей явно не хватает, нужна мощность вчетверо большая. Подобную мощность мог развить только турбовинтовой двигатель, ещё только проектируемый. Проект Ту 85 был закрыт, а в ОКБ А.Н. Туполева приступили к разработке бомбардировщика с новыми турбовинтовыми двигателями.


Совет

Ту 95

С новым ТВД НК-12 скорость новой машины была сопоставима со скоростью самолёта с турбореактивным двигателем. Туполевцы разработали самолёт, у которого крыло было стреловидной формы и такое же оперение. Эта отличительная черта машины вкупе с большим диаметром соосных винтов силовых установок стала предметом горячего обсуждения западных обозревателей, впервые увидевших новый бомбардировщик.

Одновременно с проектом Ту 95, в ОКБ В.М. Мясищева по постановлению правительства от 1949 года, разрабатывался турбореактивный бомбардировщик М 4. Но новый реактивный М 4 не обладал необходимой дальностью полёта и такой экономичностью. Эту машину приняли на вооружение, но основной машиной для Дальней авиации стал Ту 95.

Первый опытный образец Ту 95 впервые поднялся в воздух зимой 1955 года и в этом же году семь машин участвовали в параде на авиационном празднике в Тушино, вызвав шок у обозревателей с Запада, ничего не знавших о новом дальнем бомбардировщике.

Ту 95 дозаправка

Конструкция самолёта Ту 95

Аэродинамическая компоновка Ту 95 – это моноплан со среднерасположенным крылом стреловидной формы и стреловидным хвостовым оперением, имеющим четыре турбовинтовые силовые установки с соосными винтами, вращающимися в разные стороны.

Крыло имеет два лонжерона, проходящих через центроплан, делящих фюзеляж на две части и соответственно на два отсека для бомбового или ракетного вооружения. Конструкция крыла представляет собой большой топливный бак.

В носок крыла подаётся тёплый воздух для обогрева в случае обледенения, на поверхности размещены перегородки, не дающие перетекать воздушному потоку вдоль крыла.

Важно

Крыло достаточно высоко механизировано для повышения подъёмной силы на взлётно-посадочных режимах.

Поздние модификации имеют двигатели НК-12МП, пятиступенчатая турбина которых треть мощности отдаёт на вращение соосных винтов, а две трети уходят на создание реактивной тяги. Силовые установки с соосными винтами создавали при работе характерный басовитый звук, за что бомбардировщики прозвали «Медведями».

Ту 95 дозаправка, вид снизу

Первые варианты Ту 95 имели застеклённую носовую часть фюзеляжа, ниже располагался обтекатель радиолокационного бомбардировочного прицела. На этих машинах не было штанг дозаправки в воздухе.

Ту 95 первых модификаций отличались элегантностью и чистотой аэродинамики.

В хвостовой части фюзеляжа бластеры появились только на Ту 95КМ, внутри размещалось разведывательное оборудование.

Экипаж располагался весь в носовой кабине, кроме стрелка. Пилоты сидели в креслах лицом по полёту, два штурмана и бортинженер с радистом были размещены спиной по отношению к лётчикам. Передняя кабина экипажа и отсек стрелка полностью герметизированы, оборудованы наддувом и обогревом.

Стойки шасси у Ту 95 получились довольно высокими, основные четырёхколёсные опоры убирались в гондолы, являющиеся продолжением мотогондол 2-го и 3-го двигателей.

Ту 95К, получивший прозвище «Кама», имел на вооружении крылатую ракету Х-20, которая подвешивалась под фюзеляжем в полуутопленном положении. В носовой части, вместо остекления, размещалась РЛС ,наводившая крылатую ракету на цель.

Ту 95 «Медведь»

Тактико-технические характеристики самолёта

  • Площадь крыла – 289,9 м2
  • Длина самолёта – 49,13 м
  • Высота самолёта – 13,3 м
  • Размах крыла – 50,04 м
  • Двигатели – 4 х НК-12МП
  • Тяга – 4 х 15 тыс. л.с.
  • Винты – 4 х АВ-60К, соосные, реверсивные, изменяемого шага
  • Вес пустого самолёта – 94 т
  • Максимальный взлётный вес – 185 т
  • Наивысшая скорость – 830 км/ч
  • Крейсерская скорость – 735 км/ч
  • Потолок – 10500 м
  • Практическая дальность с шестью Х-55 – 10520 км
  • Штатное вооружение – 6 х Х-55
  • На пилонах под крылом – 10 х Х-55
  • Стрелковое вооружение – пушка НР-23

Интересные факты и случаи из эксплуатации самолёта

Первый печальный факт произошёл 11 мая 1953 год в испытательном полёте. Вследствие выхода из строя редуктора третьего двигателя на машине возник пожар, система пожаротушения не смогла справиться с большим очагом пламени. Командир экипажа лётчик-испытатель А.Д. Перелёт дал команду экипажу покинуть самолёт, на борту остались только он и бортинженер А.Ф.

Чернов, понявший, что командиру одному трудно справиться с управлением самолётом и двигателями. На расстоянии 40 км до аэродрома, сгоревший  3-й двигатель разрушился и оторвался, машина, круто снижаясь, врезалась в болотистую почву. Кроме командира и бортинженера, погибли ещё штурман С.С. Кириченко (взрыв не дал полностью раскрыться парашюту) и техник-специалист по виброиспытаниям А.М.

Большаков ( в спешке забыл надеть парашют).

Ту 95 взлёт

В летнее время 2015 года последовали две катастрофы Ту 95МС, одна за одной, с разрывом меньше месяца. Эти аварии произошли по причине усталости экипажа во время усиленного патрулирования стран НАТО.

https://www.youtube.com/watch?v=PCVvh6Qw4Ms

Зимой при использовании смеси масел для двигателя, которая замерзала при минусовой температуре до состояния невозможности провернуть винт, приходилось прогревать перед запуском двигатель тепловыми пушками. На оперативных аэродромах, где не было подогрева, двигатели укрывали тёплыми чехлами и запускали через определённое время, что отрицательно сказывалось на моторесурсе и отдыхе личного состава.

Инциденты с самолётом Ту 95

Где-то в середине 60-х годов, выполняя маневры по перехвату советского бомбардировщика Ту 95, английский истребитель опасно сблизился с нашим самолётом и разбился.

Примерно в то же время в небе над Атлантическим океаном звено F-4 «Фантом» перехватили советского «Медведя», один из истребителей решил пролететь под бомбардировщиком, но не рассчитал дистанцию, задел хвостовым оперением крыло, потерял управление и рухнул в океан.

Лётчики катапультировались, Ту 95 благополучно возвратился на базу.

Совет

Ту 95

Как встревожило военачальников НАТО возрождение нашей стратегической авиации понятно из следующих инцидентов:

  • Во время учений британских вооружённых сил в Северном море с апреля по май 2007 года, пара российских стратегических бомбардировщиков появилась в нейтральных водах в этом районе. Срочно были подняты английские истребители, которые сопровождали Ту 95 до границы района учений. После окончания холодной войны это случилось впервые.
  • Четыре Ту 95 10 февраля 2008 года летели вблизи границ с Японией, одна пара по заявлению японской стороны нарушила воздушное пространство в течение 3 минут. Другая пара устремилась к авианосцу «Нимиц» и один Ту 95, несмотря на поднятые в воздух F-18, перехватившие второй самолёт, дважды успел пройти над кораблём на высоте 600 метров.
  • 21 августа 2008 года. Два российских Ту 95 обошли воздушные границы Японии, не нарушая их. Были подняты на перехват истребители, но русские медведи ушли в сторону Сахалина.
  • 1 ноября 2014 года. Португалия и Великобритания были вынуждены поднимать самолёты на перехват стратегических ракетоносцев ТУ 95, замеченных невдалеке у побережья их стран.
  • 28 мая 2015 года. МИД Великобритании вызвал посла России для объяснения по случаю появления в зоне ответственности британских ПВО пары Ту 95. Английские истребители были вынуждены сопровождать их до выхода из зоны.
  • Во время боевых действий в Сирии Ту 95МС уничтожили ракетами Х-555 военные объекты на территории ИГИЛ. Это произошло с 17 по 20 ноября 2015 года.

Видео: взлёт и посадка самолёта Ту 95

Модернизация Ту-95: русский «Медведь» получит «острые ракетные когти»

Русский медведь — ту-95

Русский стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС «Медведь» будет модернизирован. На что будет способен обновленный «стратег» рассказало информационное издание Russia Today.

Генеральный директор ПАО «Туполев» Александр Конюхов ранее заявил журналистам, что ракетоносцы Ту-95МС «Медведь» подвергнут глубокой модернизации для повышения боевой мощи.

Соответствующий контракт с Минобороны заключен полтора месяца назад. Первый полёт опытной машины запланирован на конец 2019 года.

После проведения испытаний, военные примут решение о необходимости модернизации всего парка стратегических бомбардировщиков (всего в России 30 самолетов данного типа).

RT пишет, что Ту-95  находится на вооружении российской армии, начиная с середины  50-х годов прошлого столетия.

Столь длительному сроку службы самолеты обязаны блистательной работе инженеров, которые оснастили летательные аппарат огромным ресурсом работы, модернизационным потенциалом и вооружением.

«Медведь» может развивать скорость свыше 800 километров в час и на сегодняшний день является самым быстрым «турбовинтовым стратегом» в мире. Практическая дальность полёта ракетоносца — 12 000 километров, «Медведю» принадлежат несколько мировых рекордов.

Военный эксперт и обозреватель «Арсанала Отечества» Дмитрий Дрозденко рассказал, что Ту-95 еще рано списывать со счетов, его потенциал не исчерпан.

Обратите внимание

Планер до сих пор в состоянии принять новое вооружение и отлично справляется с задачами оружейной платформы. Возраст не должен пугать.

Например, в США до сих пор на вооружении стоит древний В-52 Stratofortress, который можно считать уже морально устаревшим.

В беседе c RT эксперт раскрыл, как инженеры доработают Ту-95. По словам специалиста, изначально бомбардировщик пройдет первый этап модернизации, в рамках которой на самолеты заменят старые узлы и агрегаты.

Позднее установят новые системы, согласованные с МО РФ, обновленные двигатели, бортовую радиоэлектронику, а также современное пилотажно-навигационное оборудование.

Ранее глава комитета Госдуме по обороне Владимир Шаманов заявлял, что «Медведи» будут адаптированы под применение крылатых ракет большой дальности.  Ту-95 получит большой бомбовый отсек для применения ракет Х-101/Х-102, которые длиннее Х-55 на 1,4 метра и тяжелее на 1000 килограмм.

По имеющимся сведениями в СМИ, дальность пуска ракет – от 2 до 9 тысяч километров. В будущем «Медведь» сможет взять на борт 14 перспективных ракет «Х-СД» (Х-50 или «изделие 715») с турбовентиляторным двигателем

Ту-95МСМ будет летать на модернизированной силовой установке НК-12МПМ с воздушными винтами АВ-60Т, которая проходит сейчас испытания. Новые двигатели обладают большей тягой. Детище ПАО «Кузнецов» позволит увеличить полезную нагрузку «Медведя» и улучшить его взлётные характеристики.

После модернизации «Медведь» сможет действовать в увеличенном боевом радиусе. Однако наибольшего внимания заслуживает ракетное вооружение, которое сыграет роль острых когтей.

Оснащение новыми боеприпасами позволит Ту-95 беспрепятственно наносить удары по территории противника не только не входя в зону ПВО, но и обходя противовоздушную оборону. Боевая мощь самолета возрастет в несколько раз.

Модернизированный Ту-95 запросто сможет вскрывать когтями оборону противника.

Хотите больше новостей по теме? Кликайте и подписывайтесь на наше издание в Яндексе.

Ту-95: спор русского «Медведя с американской «Крепостью»

Русский медведь — ту-95


Как упрямый Туполев построил первый в мире межконтинентальный бомбардировщик.
12 ноября 1952 года совершил первый полет стратегический бомбардировщик Ту-95, «Медведь» по кодификации НАТО. С американским В-52, самолетом той же «весовой категории», он был принят на вооружение почти одновременно. И вот уже почти полвека эти две уникальные машины сохраняют свою актуальность.

Сталин был недоволен

В конце 40-х годов, когда межконтинентальных баллистических ракет не существовало и в помине, для поддержания обороноспособности на должном уровне необходимо было существенно повысить дальность тяжелой авиации, способной переносить ядерное оружие. Чтобы доставлять его беспосадочно через Атлантический океан. Причем эта задача стояла как перед советскими, так и перед американскими авиаконструкторами. 

Американцы начали решать поставленную всем ходом послевоенной истории задачу раньше.

В 1947 году компания Boeing, предвидев скорый государственный заказ с мощным финансированием, начала прорабатывать предэскизные варианты создания воздушного гиганта.

И в 1951 году, выиграв конкурс у ряда конкурентов, начала создавать прототип Х-52. Работа шла в форсированном режиме, поскольку уже весной 1952 года самолет совершил первый полет. 

Американский стратегический бомбардировщик В-52А

Несмотря на соблюдение повышенных мер секретности, в Москве узнали не только о подготовке американского супертяжеловеса, но даже выяснили некоторые технические подробности проекта. В частности, большое впечатление в Генштабе произвело известие о том, что В-52 будет летать на турбореактивных двигателях.

Важно

Поэтому в 1949 году Туполеву предложили провести НИР с целью изыскания возможности создания стратегического бомбардировщика с дальностью, превышающей 10 000 км, и скоростью не ниже 850 км/ч. Эта машина непременно должна была быть с турбореактивными двигателями.

Произведя необходимые расчеты, Андрей Николаевич, будучи реалистом, заявил, что на тех ТРД, которые не только имелись в распоряжении авиапрома, но и готовились к испытаниям, получить требуемую дальность невозможно. И предложил сделать дальний бомбардировщик на турбовинтовых двигателях.

Эта твердая уверенность генерального конструктора опиралась также на опыт создания стратегического бомбардировщика Ту-85 на поршневых двигателях. Отказ Туполева вызвал раздражение у Сталина. И по его высочайшему распоряжению было воссоздано ОКБ В.М.Мясищева, который после отстранения его от решения громких конструкторских задач тихо работал деканом самолетного факультета в МАИ.

Мясищеву обеспечили режим наибольшего благоприятствования для создания реактивного бомбардировщика.

Однако изготовление прототипа самолета Мясищева, получившего название М-4, затягивалось. В связи с чем в 1951 году было принято решение о том, чтобы параллельно финансировать разработку в ОКБ Туполева турбовинтового варианта. 

Турбореактивный тупик

Первый полет М-4 запоздал по отношению к первым полетам и Ту-95 (12 ноября 1952 года), и В-52 (15 апреля 1952 года). Он состоялся лишь 20 января 1953 года. Однако потом ОКБ-23 резко рвануло вперед. В результате машина Мясищева была принята в эксплуатацию на несколько дней раньше, чем В-52 – в феврале 1955 года. 

Увы, предсказания Туполева относительно того, что при помощи советских ТРД невозможно вытянуть необходимую дальность, сбылись. М-4 мог летать не далее, чем на 8100 км. Это было на 2000 км меньше требования ТЗ. И это при том, что конструкторы максимально улучшили аэродинамику машины, зачастую в ущерб другим функциям.

Так, например, было использовано «чистое крыло», то есть без убирающихся в гондолы шасси, которые были сделаны велосипедного типа. Что существенно осложняло взлет и посадку самолета. А также ограничивало объем бомбоотсека и ухудшало его компоновку.

В связи с тем, что бомбардировщик получился «полусреднего действия», при его использовании предусматривался «полукамикадзевский» маневр.

Совет

Если цель лежала за пределами радиуса действия (а таких объектов было множество), рассматривался вариант, при котором бомбардировщик не возвращался на базу, а выводился в заданный район океана, где экипаж покидал машину и ждал на надувных лодках, когда его подберет субмарина.

Считалось, что даже одна сброшенная атомная бомба оправдает такой «расходный» метод. По всем же остальным летным параметрам самолет устраивал ВВС. Его скорость равнялась 947 км/ч, потолок – 11000 м, боевая нагрузка – от 5 т до 24 т. Тяга силовой установки составляла 4х8750 кгс. Однако его надежность оказалась крайне низкой.

Из 32 изготовленных серийно машин 9 потерпели катастрофу. А поломки и отказы оборудования были в порядке вещей. Каждый полет для пилотов был сопряжен с повышенной нервной нагрузкой. А из-за плохой работы системы кондиционирования экипаж постоянно был простужен.

В результате все машины вскоре переоборудовали под заправщики. В таком качестве они продержались на вооружении до 1993 года. 

Заочный спор

Ту-95 мог быть принят на вооружение раньше, чем В-52. На первых порах испытания прототипа проходили успешно. Но во время 17-го полета, который состоялся 11 мая 1953 года, из-за пожара двигателя бомбардировщик потерпел катастрофу. Второй экземпляр машины был построен лишь в июле 1954 года, а его испытания начались весной 1955 года. На вооружение он был принят в апреле 1956 года. 

И хоть это и произошло через год после начала эксплуатации его американского конкурента В-52, но Ту-95, названный НАТО «Медведем», стал первым в истории межконтинентальным бомбардировщиком. Его первая модификация преодолевала 13500 км с бомбовой нагрузкой в 5 тонн. В-52А имел дальность в 9500 км.

И лишь в модификации B-52G, появившейся в конце 1958 года за счет установки дополнительных топливных баков дальность полета превысила 12000 км. При этом разница в скорости у «Медведя» и «Стратосферной крепости» (Stratofortress), как назывался американский тяжеловоз, принципиальной роли не играла.

Туполеву удалось разогнать 172-тонную громадину до 890 км/ч, у первого В-52 максимальная скорость равнялась 1010 км/ч, крейсерские же скорости двух самолетов отличались лишь на 50 км/ч. Практические потолки были соответственно 12000 м и 14400 м.

По важнейшему параметру – бомбовой нагрузке – американец превосходил «Медведя» на 7 тонн – 19000 кг против 12000 кг. На первых порах это были свободно падающие бомбы, сбрасываемые без затей при помощи оптического прицела и имеющие ядерный боезаряд.

При этом по живучести Ту-95 не уступал Б-52 за счет прекрасной бронированности кабин и важнейших узлов самолета. В нем были установлены 3 двуствольных пушки калибра 23 мм. «Боинг» же полагался прежде всего на свой потолок, недоступный для истребителей. Поэтому на нем были установлены лишь три 12-мм пулемета. 

Две двуствольные пушки калибра 23 мм в хвосте Ту-95

Обратите внимание

Однако к концу десятилетия за счет развития истребительной техники ситуация существенно изменилась. Высота «Стратосферной крепости» уже не гарантировала ей полной безопасности. Также появились мощные зенитно-ракетные комплексы. В результате некоторый проигрыш в скорости полета у нашей машины практически ничего не значил с точки зрения безопасности.

Повышение живучести бомбардировщика было решено реализовывать иным способом – оснащением мощными ударными средствами, подавляющими ПВО противника.

В 1959 году на вооружение дальней авиации начал поступать Ту-95К, оснащенный мощной сверхзвуковой крылатой ракетой Х-20, снабженной ядерной БЧ и предназначенной для поражения наземных радиоконтрастных и крупных морских целей.

Ракета, обладавшая скоростью 2М, имела дальность действия в 600 км и наводилась на цель при помощи бортовой РЛС с широким сектором обзора или инерциальным способом. Ту-95 постоянно модернизировался. Именно этим объясняется то, что его последние модификации до сих пор находятся на вооружении и осуществляют боевое патрулирование с ядерными КР на борту.

Последовательно бомбардировщик «научили» дозаправляться в воздухе, противостоять радиолокационным средствам обнаружения и наведения, периодически «осовременивалось» его электронное оборудование, возрастала мощность силовой установки, он оснащался все более интеллектуальным ракетным вооружением. То же самое, собственно, происходило и с В-52.

Самая последняя модификация бомбардировщика – Ту-95МС – начала поступать на вооружение в 1983 году. Этот самолет оснащен крылатыми ракетами Х-55 с ядерной боеголовкой, имеющими дальность 3000 км. На подходе ракеты Х-102 с дальностью 5500 км.

В связи с чем сверхвысокая дальность и высокая скорость их носителя, не приближающегося к зоне действия неприятельской ПВО, не играет существенного значения. Серийное производство этих машин было остановлено в 1992 году. Последняя модификация «Стратосферной крепости» — B-52H. Эта модель производилась с 1960 по 1962 год. И также периодически подвергалась модернизации. За все время существования этих двух бомбардировщиков было выпущено приблизительно 500 Ту-95 и около 750 В-52.

ЛТХ Ту-95МС и В-52Н

Размах крыла: 50,05 м – 56,39 м Площадь крыла: 295 кв.м. – 371 кв.м.

Длина: 47,09 м – 49,05 м Высота: 13,2 м – 12,4 м Масса пустого: 94400 кг – 78600 кг Максимальная взлетная масса: 187700 кг – 221500 кг Тип двигателя: ТВД НК 12М (МВ) — ТРДД Пратт-Уитни TF33-P-3 Количество двигателей: 4 – 8 Максимальная скорость: 850 км/ч – 1000 км/ч Крейсерская скорость: 750 км/ч – 819 км/ч Практическая дальность: 15000 км – 15000 км Практический потолок: 12000 м – 16000 м Ракетно-бомбовая нагрузка: 20000-25000 кг – 28600 кг

Экипаж: 7 – 6 

Количество находящихся на вооружении бомбардировщиков: 63 – 65.

Ту-95: спор русского «Медведя с американской «Крепостью»

Русский медведь — ту-95

12 ноября 1952 года совершил первый полет стратегический бомбардировщик Ту-95, «Медведь» по кодификации НАТО. С американским В-52, самолетом той же «весовой категории», он был принят на вооружение почти одновременно. И вот уже почти полвека эти две уникальные машины сохраняют свою актуальность.

Сталин был недоволен

В конце 40-х годов, когда межконтинентальных баллистических ракет не существовало и в помине, для поддержания обороноспособности на должном уровне необходимо было существенно повысить дальность тяжелой авиации, способной переносить ядерное оружие. Чтобы доставлять его беспосадочно через Атлантический океан. Причем эта задача стояла как перед советскими, так и перед американскими авиаконструкторами.

Американцы начали решать поставленную всем ходом послевоенной истории задачу раньше.

В 1947 году компания Boeing, предвидев скорый государственный заказ с мощным финансированием, начала прорабатывать предэскизные варианты создания воздушного гиганта.

И в 1951 году, выиграв конкурс у ряда конкурентов, начала создавать прототип Х-52. Работа шла в форсированном режиме, поскольку уже весной 1952 года самолет совершил первый полет.

Важно

Несмотря на соблюдение повышенных мер секретности, в Москве узнали не только о подготовке американского супертяжеловеса, но даже выяснили некоторые технические подробности проекта.

В частности, большое впечатление в Генштабе произвело известие о том, что В-52 будет летать на турбореактивных двигателях.

Поэтому в 1949 году Туполеву предложили провести НИР с целью изыскания возможности создания стратегического бомбардировщика с дальностью, превышающей 10 000 км, и скоростью не ниже 850 км/ч. Эта машина непременно должна была быть с турбореактивными двигателями.

Произведя необходимые расчеты, Андрей Николаевич, будучи реалистом, заявил, что на тех ТРД, которые не только имелись в распоряжении авиапрома, но и готовились к испытаниям, получить требуемую дальность невозможно.

И предложил сделать дальний бомбардировщик на турбовинтовых двигателях. Эта твердая уверенность генерального конструктора опиралась также на опыт создания стратегического бомбардировщика Ту-85 на поршневых двигателях.

Отказ Туполева вызвал раздражение у Сталина. И по его высочайшему распоряжению было воссоздано ОКБ В.М.Мясищева, который после отстранения его от решения громких конструкторских задач тихо работал деканом самолетного факультета в МАИ. Мясищеву обеспечили режим наибольшего благоприятствования для создания реактивного бомбардировщика.

Однако изготовление прототипа самолета Мясищева, получившего название М-4, затягивалось. В связи с чем в 1951 году было принято решение о том, чтобы параллельно финансировать разработку в ОКБ Туполева турбовинтового варианта.

Турбореактивный тупик

Первый полет М-4 запоздал по отношению к первым полетам и Ту-95 (12 ноября 1952 года), и В-52 (15 апреля 1952 года). Он состоялся лишь 20 января 1953 года. Однако потом ОКБ-23 резко рвануло вперед. В результате машина Мясищева была принята в эксплуатацию на несколько дней раньше, чем В-52 — в феврале 1955 года.

Совет

Увы, предсказания Туполева относительно того, что при помощи советских ТРД невозможно вытянуть необходимую дальность, сбылись. М-4 мог летать не далее, чем на 8100 км. Это было на 2000 км меньше требования ТЗ.

И это при том, что конструкторы максимально улучшили аэродинамику машины, зачастую в ущерб другим функциям. Так, например, было использовано «чистое крыло», то есть без убирающихся в гондолы шасси, которые были сделаны велосипедного типа.

Что существенно осложняло взлет и посадку самолета. А также ограничивало объем бомбоотсека и ухудшало его компоновку.

В связи с тем, что бомбардировщик получился «полусреднего действия», при его использовании предусматривался «полукамикадзевский» маневр.

Если цель лежала за пределами радиуса действия (а таких объектов было множество), рассматривался вариант, при котором бомбардировщик не возвращался на базу, а выводился в заданный район океана, где экипаж покидал машину и ждал на надувных лодках, когда его подберет субмарина. Считалось, что даже одна сброшенная атомная бомба оправдает такой «расходный» метод.

По всем же остальным летным параметрам самолет устраивал ВВС. Его скорость равнялась 947 км/ч, потолок — 11000 м, боевая нагрузка — от 5 т до 24 т. Тяга силовой установки составляла 4×8750 кгс.

Однако его надежность оказалась крайне низкой. Из 32 изготовленных серийно машин 9 потерпели катастрофу. А поломки и отказы оборудования были в порядке вещей. Каждый полет для пилотов был сопряжен с повышенной нервной нагрузкой. А из-за плохой работы системы кондиционирования экипаж постоянно был простужен.

В результате все машины вскоре переоборудовали под заправщики. В таком качестве они продержались на вооружении до 1993 года.

Заочный спор

Обратите внимание

Ту-95 мог быть принят на вооружение раньше, чем В-52. На первых порах испытания прототипа проходили успешно. Но во время 17-го полета, который состоялся 11 мая 1953 года, из-за пожара двигателя бомбардировщик потерпел катастрофу. Второй экземпляр машины был построен лишь в июле 1954 года, а его испытания начались весной 1955 года. На вооружение он был принят в апреле 1956 года.

И хоть это и произошло через год после начала эксплуатации его американского конкурента В-52, но Ту-95, названный НАТО «Медведем», стал первым в истории межконтинентальным бомбардировщиком.

Его первая модификация преодолевала 13500 км с бомбовой нагрузкой в 5 тонн. В-52А имел дальность в 9500 км.

И лишь в модификации B-52G, появившейся в конце 1958 года за счет установки дополнительных топливных баков дальность полета превысила 12000 км.

При этом разница в скорости у «Медведя» и «Стратосферной крепости» (Stratofortress), как назывался американский тяжеловоз, принципиальной роли не играла.

Туполеву удалось разогнать 172-тонную громадину до 890 км/ч, у первого В-52 максимальная скорость равнялась 1010 км/ч, крейсерские же скорости двух самолетов отличались лишь на 50 км/ч. Практические потолки были соответственно 12000 м и 14400 м.

По важнейшему параметру — бомбовой нагрузке — американец превосходил «Медведя» на 7 тонн — 19000 кг против 12000 кг. На первых порах это были свободно падающие бомбы, сбрасываемые без затей при помощи оптического прицела и имеющие ядерный боезаряд.

При этом по живучести Ту-95 не уступал Б-52 за счет прекрасной бронированности кабин и важнейших узлов самолета. В нем были установлены 3 двуствольных пушки калибра 23 мм. «Боинг» же полагался прежде всего на свой потолок, недоступный для истребителей. Поэтому на нем были установлены лишь три 12-мм пулемета.

Однако к концу десятилетия за счет развития истребительной техники ситуация существенно изменилась. Высота «Стратосферной крепости» уже не гарантировала ей полной безопасности. Также появились мощные зенитно-ракетные комплексы. В результате некоторый проигрыш в скорости полета у нашей машины практически ничего не значил с точки зрения безопасности.

Повышение живучести бомбардировщика было решено реализовывать иным способом — оснащением мощными ударными средствами, подавляющими ПВО противника.

В 1959 году на вооружение дальней авиации начал поступать Ту-95К, оснащенный мощной сверхзвуковой крылатой ракетой Х-20, снабженной ядерной БЧ и предназначенной для поражения наземных радиоконтрастных и крупных морских целей.

Важно

Ракета, обладавшая скоростью 2 М, имела дальность действия в 600 км и наводилась на цель при помощи бортовой РЛС с широким сектором обзора или инерциальным способом.

Ту-95 постоянно модернизировался. Именно этим объясняется то, что его последние модификации до сих пор находятся на вооружении и осуществляют боевое патрулирование с ядерными КР на борту.

Последовательно бомбардировщик «научили» дозаправляться в воздухе, противостоять радиолокационным средствам обнаружения и наведения, периодически «осовременивалось» его электронное оборудование, возрастала мощность силовой установки, он оснащался все более интеллектуальным ракетным вооружением. То же самое, собственно, происходило и с В-52.

Самая последняя модификация бомбардировщика — Ту-95МС — начала поступать на вооружение в 1983 году. Этот самолет оснащен крылатыми ракетами Х-55 с ядерной боеголовкой, имеющими дальность 3000 км.

На подходе ракеты Х-102 с дальностью 5500 км. В связи с чем сверхвысокая дальность и высокая скорость их носителя, не приближающегося к зоне действия неприятельской ПВО, не играет существенного значения.

Серийное производство этих машин было остановлено в 1992 году.

Последняя модификация «Стратосферной крепости» — B-52H. Эта модель производилась с 1960 по 1962 год. И также периодически подвергалась модернизации.

За все время существования этих двух бомбардировщиков было выпущено приблизительно 500 Ту-95 и около 750 В-52.

ЛТХ Ту-95МС и В-52Н

Размах крыла: 50,05 м — 56,39 м

Площадь крыла: 295 кв.м. — 371 кв.м.

Длина: 47,09 м — 49,05 м

Высота: 13,2 м — 12,4 м

Масса пустого: 94400 кг — 78600 кг

Максимальная взлетная масса: 187700 кг — 221500 кг

Масса топлива: 87000 кг — 135800 кг

Тип двигателя: ТВД НК 12 М (МВ) — ТРДД Пратт-Уитни TF33-P-3

Количество двигателей: 4 — 8

Совокупная тяга двигателей ТВД: 4×15000 л.с. —

Совокупная тяга двигателей ТРД: — 8×7710 кгс

Максимальная скорость: 850 км/ч — 1000 км/ч

Крейсерская скорость: 750 км/ч — 819 км/ч

Практическая дальность: 15000 км — 15000 км

Практический потолок: 12000 м — 16000 м

Ракетно-бомбовая нагрузка: 20000−25000 кг — 28600 кг

Экипаж: 7 — 6

Количество находящихся на вооружении бомбардировщиков: 63 — 65.

Стратегический бомбардировщик ТУ-95МС

Русский медведь — ту-95

«Краткая справка: Российский стратегический бомбардировщик и ракетоносец ТУ-95МС, вот уже свыше полувека остающийся основой стратегической авиации. История создания и боевой службы уникального самолета и гордости ВВС России»

Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95

Стратегический бомбардировщик Ту-95 машина с десятками приставок «самая». Само его существование — парадокс.

Быть, хотя и самым быстрым, но в то же время турбовинтовым самолетом со «смешными» в наш век 900 км/ч. Зваться «бомбардировщиком», но не иметь бомболюка и даже в принципе не быть рассчитанным на перевозку бомб.

 Оставаться на вооружении полвека, иметь в активе свыше 60 мировых рекордов и… не устареть.

На самом деле, «бомбардировщиком» Ту-95 называют скорее «по инерции». К моменту его запуска в производства, было уже предельно ясно — ни один дозвуковой самолет через современные системы ПВО прорваться не сможет.

Совет

Однако ракетная техника была в начале 50-х «на коне», и решение нашлось сразу — Ту-95 сперва стал ракетоносцем, а вскоре, с развитием техники и появления ракет способных преодолевать межконтинентальные расстояния, настоящей мобильной платформой для их запуска.

Чертеж стратегического бомбардировщика ТУ-95

Для ракетоносца Ту-95 больше нужна надежность, а не скорость — постоянно находящиеся на боевом дежурстве и способные находится в воздухе столько, сколько необходимо (в 2010 году Ту-95 провел в воздухе 43 часа с 4-я дозаправками, «накатав» 30 тыс. км), эти стратегические бомбардировщики действительно вызывают серьезные опасения у любого вероятного противника.

6 баллистических ракет с ядерными боеголовками — серьезный аргумент, сколько бы лет не исполнилось их носителю.

А если прибавить к этому то, что Ту-95 постоянно перемещается, и в любом случае способен применить свое оружие намного раньше, чем к нему на дистанцию поражения приблизятся истребители противника, становится понятным, что как в 60-е годы, так и в наши дни эти ракетоносцы служат очень грозным оружием.

Впрочем, Ту-95 наших дней скорее лишь внешне похож на тот самолет, что спроектировали туполевцы изначально.

История развития Ту-95

«Объект 95-2» — опытный образец бомбардировщика, первый полет которого состоялся 16 февраля 1955 года.

Ту-114 — пассажирский лайнер созданный на основе Ту-95

Ту-95 — серийный образец бомбардировщика запущенный в производство в 1956 году, после года производства был модернизирован до Ту-95М, всего Ту-95 и Ту-95М было построено 50 машин. Часть бомбардировщиков использовались для траспортировки ядерных боезарядов, и помечались как Ту-95А и Ту-95МА. Базовая модель была классическим дальним бомбардировщиком.

Ту-95К — в 1958 году Ту-95 окончательно стал не бомбардировщиком, а ракетоносцем. Производство продолжалось до середины шестидесятых годов 20-го века. На базе Ту-95К были построены:

  • Ту-95РЦ (разведчик/целеуказатель).
  • Ту-142 — противолодочный самолет.
  • Ту-126 — самолет радиолокационного дозора и наведения.
  • Ту-114 — сугубо гражданский пассажирский авиалайнер.

Противолодочный самолет Ту-142

 Ту-95МС — это уже «современный» ракетоносец, выпуск которого налажен в 1981 году. В основе этой модификации лежит не базовый Ту-95, а Ту-142.

Серийное производство Ту-95МС закончено в 1992 году, всего их выпущено 90 штук, 1/3 из которых поныне состоят на вооружении. Вооружение Ту-95МС составляют 6 ракет X-55, в барабанной установке в фюзеляже.

Ещё 10 ракет может быть размещено на внешних подвесках.

После очередной модернизации до версии Ту-95МСМ (идет в настоящее время) самолет будет оставаться в строю как минимум до 2025 года. По классификации НАТО Ту-95 значится под именем «Bear» — «Медведь».

Хвостовая турель Ту-95МС с автоматическими пушками ГШ-23

Ту-95МС стоящие на боевом дежурстве в наше время имеют полностью обновленный (цифровой) комплекс бортовой аппаратуры, единственное, что долгое время остается практически неизменным — уникальная силовая установка машины.

Обратите внимание

Её основа — двигатели НК-12МП (в настоящий момент модернизируются до НК-20 мощностью 20000 л.с.

) до сих пор мощнейшие турбовинтовые двигатели в мире, чей ресурс работы в 10 раз (и это также документальный факт) превосходит любые имеющиеся аналоги.

Страна:СССР
Тип:Стратегический бомбардировщик
Год выпуска:1952 год
Экипаж:7 человек
Двигатель:4× НК-12МП по 15000 л.с.
Максимальная скорость:830 км/ч
Практический потолок:10,5 км
Дальность полета:10,5 км
Масса пустого:~ 98 тонн
Максимальная взлетная масса:185 тонн
Размах крыльев:50 м
Длина:49,09 м
Высота:Нет сведений
Площадь крыла:289,9 кв.м
Вооружение:2× авиапушки 23-мм ГШ-23 в хвосте, до 20,8 тонн нагрузки.

Характеристики приведены для модели Ту-95МС