Проблемы духовно-нравственного воспитания кавказской молодежи

Духовно-нравственное воспитание молодежи

Проблемы духовно-нравственного воспитания кавказской молодежи

03.10.2011 /12:02/ Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи, на мой взгляд, очевидна. За молодежью будущее всего человечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы.

Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют. И воспринимается как норма жизни, от которой никуда не деться.

Уровень культуры и понятия об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение и справедливо вытекающий отсюда вопрос старшего поколения: как можно этого не знать?

Души современных подростков разорены, опустошены и извращены. Как же можно объяснить столь стремительную деградацию духовной сферы человека, особенно в последнее десятилетие.

Многие, затрагивая подобную проблему, говорят о том, что когда-то раньше было лучше, потому — что люди были добрее, более воспитанными  и духовно богаче. Если придерживаться этой точки зрения, то можно сказать, что чем дальше человечество уходит к цивилизации, тем скуднее становится его душа и хуже мировоззрение.

Обратите внимание

К чему же мы придем такими темпами в итоге? Наверное, к власти машин в прямом и переносном смысле, потому — что человек утративший способность сочувствовать сопереживать проявлять искренние человеческие эмоции автоматически перестает быть человеком и становится просто бездушным роботом, выполняющим запрограммированный объем работы.

5 самых необычных достопримечательностей санкт-петербурга

Духовно-нравственное воспитание   подрастающего поколения  призвано обеспечить возрождение и развитие на новом уровне национальных, религиозных традиций чеченского народа, начиная от почтения к родителям и уважения к старшим и заканчивая осознанием высочайшей ответственности перед своим народом, республикой и страной.

В основном наши молодые люди в свободное время проводят за компьютером, пользуясь интернетом, чатами и различными форумами. И информация с этих источников воспринимают за чистую монету. Я бы посоветовал эту информацию принимать только к размышлению. Больше слушаться и придерживаться советов старших братьев и сестер, родителей и ваших учителей.  

Культура и воспитание неразрывно связаны друг, с другом говоря о воспитании подрастающего поколения, мы подразумеваем, прежде всего, приобщение их к культуре своего народа, национальным обычаям и традициям.

Молодежь должна быть сильным духом, образованной, культурной, воспитанная в духе лучших традиций народа.В рамках  воспитания нашей молодежи в лучших традициях и обычаях вайнахского народа мы стараемся проводить, как можно больше подобных встреч.

Такие беседы с молодыми людьми, организация различных мероприятий по данной тематике помогут понять нашим юношам и девушкам, что народ – это дерево и если погибнут корни, то и погибнет дерево. Так и наш народ не должен терять своих корней, культуру и традиции.Х.Х.

КАДЫРОВ – депутат, Председатель Комитета Парламента Чеченской Республики по вопросам экономической, инвестиционной политики и имущественных отношений. www.ChechnyaTODAY.com

Духовно-нравственные проблемы современной молодежи

Проблемы духовно-нравственного воспитания кавказской молодежи

Решетников Александр Сергеевич,

учитель истории, зам.директора по УВР

Негосударственное общеобразовательное частное учреждение 

«Православная гимназия имени святителя Филофея, митрополита Тобольского»

Важным направлением в работе с молодёжью является формирование духовной нравственности, православных ценностей, любви к Богу. Духовное состояние общества и особенно молодого поколения вызывает особую тревогу и заботу Церкви.

Православная молодежь — будущее Церкви и общества, и если работе с молодежью уделять недостаточно внимания, то есть риск остаться без будущего.

Принципиальным моментом «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» является тезис о привлечении детей и молодежи к самостоятельной духовной жизни в ответственном молитвенном предстоянии перед Богом.

Важно

При чем речь идет о всех типах молодёжных групп: от воцерковлённой молодёжи и неофитах до представителей иных конфессий, и молодёжи, негативно настроенной к Православной Церкви.

Неоспоримым является тот факт, что воспитательная работа в молодежной среде сегодня должна иметь свои особые формы и методы, свои специальные подходы. В современном быстро меняющемся мире Церковь подчас не успевает находить те подходы, тот язык и те методы, благодаря которым Благая Весть, исходящая из уст церковных людей, будет услышана.

Опыт предшествующих поколений должен быть переосмыслен с учетом современной ситуации. Из этого опыта необходимо взять все лучшее и разработать современные способы и методы воспитания.

Таким образом, актуальность темы определяется необходимостью богословско-нравственного осмысления проблем нравственности современной молодежи и анализа педагогического опыта с целью расширения представления о причинах, приводящих к духовно-нравственному кризису молодежи и определения способов его преодоления в соответствии с требованием времени.

Цельработы – обозначить духовно-нравственные проблемы современной молодежи и указать на возможные пути их преодоления.

Достижение поставленной цели, предлагается осуществить посредством реализации следующих задач:

1. проанализировать и выявить нравственные проблемы современной молодежи;

2. определить основные принципы духовно-нравственного воспитания ребенка в семье на сегодняшний день;

Одна из ключевых проблем современной действительности – это пропаганда безнравственного образа жизни. Навязанные данной модели поведения разрушающе действует на характер подростка. Это способствует появлению в нем вредных привычек и ослаблению волевых и умственных качеств.

Архиепископ Амвросий Харьковский отмечает: «Удовольствия, действуя на чувство и воображение, как на такие силы, которые больше принимают впечатления со стороны, чем действуют самостоятельно, больше возбуждаются и волнуются, чем собираются и правильно устанавливаются, — тем самым ослабляют деятельность нашего ума и воли»[1].

В особенности это касается чувств и воображения детей в подростковом возрасте.

Отцы Церкви утверждают, что когда у молодого человека появляется привязанность к чему-то, он, в отличие от взрослого, отдается ей полностью. Вследствие постоянного повторения греха появляется страсть , а затем эта страсть становится вовсе образом жизни ребенка.

Пагубность привычки в дальнейшем сказывается на характере ребенка. Все последствия недолжного воспитания начинают проявляться в нем так, что предотвратить их становится фактически невозможно. Подросток перестает слушать своих родителей и начинает искать себе поддержку вне дома, т.е.

на улице, порой даже убегает из дома.

Совет

Среди друзей попадаются разные люди, каждый со своими недостатками и наклонностями. Вступая в общение с безнравственными детьми, он попадает под влияние их страстей и наклонностей. В такой компании, ребенок быстро начинает изменяться в худшую сторону.

Усугубляется конфликт с родителями, падает успеваемость в школе, появляются вредные привычки.

Такие подростки не редко становятся членами не формальных молодежных движений, представителями молодежной субкультуры, где они находят единомышленников, имеют возможность самовыразиться.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенной молодежной группы, обладающей общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

В среде современных субкультур асоциального характера (диггеры, фрикки, байкеры, бэггеры, гопники, готы, кроссеры, лимоновцы, любера, новые левые, панки, растаманы, рэйверы, эмма, яппи, и др.

) наблюдается отчужденность от всеобщих ценностей, единый поведенческий стереотип, замкнутость интересов, культурная отчужденность, отрицание всех авторитетов и их советов, которые находятся за пределами интересов группы.

В некоторых субкультурах пропагандируется, оппозиция существующим в обществе нормам. Попав в такую группу, ребенок начинает, подобно своему окружению, вести безнравственный образ жизни.

Одной из ключевых проблем в нравственном становлении современной молодежи является отсутствие послушания и уважения к своим родителям. Чаще всего причина этого кроется в отсутствии  взаимопонимания между родителями и детьми как основы в формировании подлинно нравственных ориентиров.

Отсутствие взаимопонимания приводит к деформациям в семейных отношениях, отношениях между взрослыми и детьми. С одной стороны, это может приводить к бессилию родителей в деле воспитания детей, когда они, теряя рычаги влияния, пускают дело воспитания на самотек, развращают детей вседозволенностью, наслаждениями, не заслуженными похвалами.

Обратите внимание

С другой стороны, отсутствие взаимопонимания, контакта может вызывать со стороны родителя, воспитателя агрессию и насилие в отношении детей.

Другим крайним проявлением является чрезмерная забота родителей о своих детях, ограждение их от забот, проблем, обязанностей, стремление сделать их жизнь максимально комфортной. Дело в том, что постоянное угождение прихотям ребенка, развивает в нем самомнение.

За самомнением следует самолюбие, а за самолюбием – самоугодие. Опасность этих состояний состоит в том, что удовольствия становятся для ребенка главной целью жизни и причиной асоциальных поступков.

Такой ребенок, попадая в школу, оказывается неготовым к встрече с трудностями, что, в свою очередь, может стать источником безнравственного поведения.

 Приход в школу для ребенка есть новый и сложный этап его жизни. Не случайно психологи один из возрастных кризисов связывают именно с этим этапом. Новый коллектив (большой, сложный), новые требования, новый порядок, новый режим, новые отношения.

Все это оказывает сильное влияние на психику ребенка, провоцирует у него защитные реакции. Избалованный ребенок, не готовый к новым условиям может не адекватно реагировать на новые ситуации. Он начинает сталкиваться с критикой, его интересы пересекаются с интересами других людей.

Критичные замечания очень влияют на эмоциональное представление малыша о самом себе. Здесь кроется опасность, так как не каждый ребенок способен справиться со своим самолюбием, которое было взращено родителями.

Ребенок, не воспитанный родителями должным образом, начинает противиться другим детям, защищая свою самость, или подпадает под влияние своих одноклассников, которые, тоже, были недолжным образом воспитаны своими родителями.

Еще одной огромной проблемой современной молодежи является вредные привычки, и как следствие их асоциальное поведение подрастающего поколения.

Психология утверждает, что вредные привычки – это не проблема отдельно взятого человека, сегодня это болезнь общества. Многие привычки и увлечения (курение, сквернословие, пивной алкоголизм и т.д.) настолько укоренились в сознании наших современников, что незаметно стали нормой.

Сегодня многие недооценивают разрушительных последствий этой проблемы как для индивида, его близких, так и для общества в целом. Болезнь легче предотвратить, чем лечить. Поэтому очень важна работа по предупреждению, профилактики вредных привычек именно среди подрастающего поколения.

Важно

В данном параграфе мы рассмотрим негативное воздействие вредных привычек на физическое и нравственное здоровье современной молодёжи.

Одной из самых распространенных пагубных привычек сегодня является сквернословие.  Большинство людей не осознают, что имеют такой порок.

Бранные слова становятся естеством человека, его образом мысли, самовыражением, проникая через ум, они поражают душу. Распространенность данной привычки говорит о том, с какой легкостью она овладевает человеком.

Пожалуй, это одна из первых вредных привычек, которой может заразиться даже младенец.

В Священном Писании говорится: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере» (Еф. 4; 29). Нецензурная брань отрицательно воздействует на духовные качества ребенка и может стать причиной появления агрессии в детях.

По мнению Святых Отцов, сквернословие, воздействуя на душу ребенка, постепенно меняет его восприятие и в большинстве случаев становится причиной нравственных проблем в подростковом возрасте[2]. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «…как прившедшее слово имело силу прав первородства, сообщенных рождением; так прившедшее злословие может произвести то же, что и убийство»[3].

Привычка нецензурно выражаться в последствие может усугубиться более страшными привычками: курение, алкоголизм, наркомания.

Следующая группа пагубных привычек современной молодежи связана с увлечением компьютером, гаджетами и Интернетом.

Совет

Злоупотребление данным увлечением как медицинская и социальная проблема ввело в оборот сегодня целый ряд новых терминов, связанных с многочисленными расстройствами поведения и психики: сетеголизм (зависимость от интернет-сетей), кибераддикция (зависимость от компьютерных игр), виртуальная (компьютерная) зависимость, интернет-привязанность, интернет-аддикция, вебоголизм, PCU (патологическое использование компьютера), телефонамания и т.д. Многообразие перечисленных понятий говорит о широте рассматриваемой проблемы.

Еще большую опасность компьютер представляет для детской неокрепшей психики.

В сравнении со взрослыми у детей и подростков стихийное и бесконтрольное использование компьютера намного быстрее и легче приводит к развитию зависимости, что приводит к нарушению социальной, эмоциональной и познавательной сферы.

У зависимого подростка развиваются такие качества как: неуверенность в себе, истинная или «предохранительная» заниженная самооценка, фрустрация (чувство не успешности на фоне мощных, неосуществленных желаний), чувство покинутости, замкнутости, коммуникационные трудности, интеллектуализация.

Компьютерные игры вызывают в человеке зависимость, отстраненность от внутрисемейных традиций[4] и агрессию к запретам и упрекам родителей и близких[5]. Наряду с этим, происходит полное разрушение тела, души и духа ребенка. Виртуальный мир разрушает его личностные качества и не дает им полностью раскрыться.

Другим опасным увлечением современной молодежи является посещение ночных клубов.

Дискотека в ночное время оказывает пагубное влияния на физическое и нравственное здоровье: нарушаются естественные биоритмы человека, смещается время бодрствования и сна, в условиях бесконтрольности у подростка формируется страсть к вседозволенности, чувственным наслаждениям, потребительскому отношению к жизни.

   Клубная ритмичная музыка и присутствие лиц противоположного пола могут подтолкнуть ребенка к ранней половой жизни. Одобрение ровесников, разделяющих с ним эти удовольствия, способствует укоренению в подростке возникших устремлений.

Употребление новых «легких» наркотиков (соль, спайс) привели в недавнем времени к вспышке употребления наркотиков среди молодежи. Особенно сложная ситуация сложилась в Сургуте, Тобольске, Тюмени.

Проблема осложняется тем, что определить, принимал ли ребенок наркотик, совсем не просто, к примеру, у «спайса» очень короткий период опьянения — родители могут ничего не заметить, если ребенок отсутствует дома всего пару часов. Наркозависимый представляет опасность не только для себя, но и для окружающих.

Обратите внимание

Статистика показывает, что почти половина преступлений совершается под воздействием наркотических препаратов[6]. Подросток, употребляющий наркотики, нередко встает на путь воровства, разбоя, проституции и даже убийства[7].

Лаконичная оценка наркомании была дана протоиереем Михаилом (Денисовым): «…наркотики – это явление, которое является естественным в этой культуре, логический финал всех наслаждений, вершина пирамиды удовольствий и одновременно тупик, вечная смерть»[8].

Таким образом, вредные привычки — это действительно страшное орудие. Являясь порождением антисоциальной среды, они становятся угрожающим фактором, который способствует постепенному упадку нравственности в среде молодежи.

Каждая страсть, так или иначе, уничтожает в человеке положительные личностные качества.

Вместо себя страсти оставляют только пустоту и угрызение совести, которые могут впоследствии привести к длительной депрессии, отчаянию, гневу, неврозам, психическим заболеваниям[9] или, вовсе, к убийству или самоубийству[10].

В качестве причин, порождающие безнравственность и нравственные проблемы современной молодежи следует выделить следующие:

— грехопадение и его последствия как причина отпадения человека от Бога и движущий фактор стремления к греху;

— отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми как условия формирования нравственных ориентиров, что и становится причиной появления наклонностей к греху;

— отказ от воспитания как основной задачи образовательного учреждения;

— современная пропаганда оккультных и безнравственных учений как возбудитель греховных стремлений;

— распущенность нравов и одобрение греха в обществе как толчок в греховную жизнь;

— вредные привычки и пристрастия как движущий фактор асоциальных поступков.

Таким образом, к нравственным проблемам современной молодежи мы относим следующие: непослушание родителям, стремление освободится из-под их опеки; потеря нравственных ориентиров и ценностей; формирование культа «удовольствия», нравственная и половая распущенность.

Таким образом, проблема нравственного воспитания молодежи есть одна из главных задач Русской Православной Церкви. Сегодня общество глубоко поражено плодами безбожия.

 Развитию безнравственности у современной молодежи сегодня способствуют такие проблемы как: отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми, развращенность части общества и пропаганда псевдоценностей, которые зачастую ориентированы на извращение всего доброго и истинного в человеке.

Важно

В числе основных нравственных проблем современной молодежи мы можем выделить: непослушание и неуважение к родителям, стремление освободится из-под их опеки; потеря нравственных ориентиров и ценностей; стремление к удовольствиям и наслаждению; подражание ложным авторитетам; нравственная и половая распущенность.

Обширный пласт христианской педагогики предлагает нам сегодня проверенный временем опыт нравственного воспитания молодого поколения. Христианские педагоги настаивают на искоренении греховных наклонностей в ребенке через взращивание добродетелей: Страх Божий, совесть, послушание, целомудрие, любовь, честность, щедрость.

Достигнуть этого возможно на нравственных основаниях и с помощью: собственного примера нравственной жизни родителей; правильного понимания Бога; приобщения к таинствам церкви, домашней молитве и делам милосердия; устранения от соблазнов и земных стремлений; проявления любви и сострадания, доверия и уважения; проведение бесед и нравоучений на духовную тему; распорядка и дисциплины.

Список литературы

  1. Амвросий Оптинский, преп. О христианской жизни в миру// Отечник. Воспитание детей. М., 1997.
  2. Абраменкова В. Ребенок в «зазеркалье» [Электронный ресурс] / URL: https://studfiles.net/preview/5576578/page:4/
  3. Берестов Анатолий, иером. Подсевший на игру. М., 2007.
  4. Денисов Михаил, иерей. Воспитание подрастающего поколения и средства массовой информации: проблемы и перспективы[Электронный ресурс] / URL: //http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/04/03/vospitanie_podrastayuwego_pokoleniya_i_sredstva_massovoj_informacii_problemy_i_perspektivy/
  5. Ефрем Сирин, преп. О духовном состоянии// Ефрем Сирин, преп. Творения, том 2. М., 1993.
  6. Нецензурная брань. Ее пагубная сущность. М., 2000.

 

[1]Амвросий Оптинский, преп. О христианской жизни в миру// Отечник. Воспитание детей. М., 1997. С. 70

[2] Нецензурная брань. Ее пагубная сущность. М., 2000. С. 15

[3] Ефрем Сирин, преп. О злоязычии и о страстях// Ефрем Сирин, преп. Творения, том 2. М., 1993. С. 306

[4] Берестов Анатолий, иером. Подсевший на игру. М., 2007. С. 13

[5] Абраменкова В. Ребенок в «зазеркалье» [Электронный ресурс] / URL: https://studfiles.net/preview/5576578/page:4/

[7] Прищенко Роман. Азбука помощи наркозависимым, православный взгляд. М., 2017.   С. 288

[8] Денисов Михаил, иерей. Воспитание подрастающего поколения и средства массовой информации: проблемы и перспективы[Электронный ресурс] / URL: //http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/04/03/vospitanie_podrastayuwego_pokoleniya_i_sredstva_massovoj_informacii_problemy_i_perspektivy/

[9] Ефрем Сирин, преп. О духовном состоянии// Ефрем Сирин, преп. Творения, том 2. М., 1993. С. 396; Галина Калинина. Что играет мной? Страсти и борьба с ними в современном мире… Указ.соч.С. 41

[10] Абраменкова В. Ребенок в «зазеркалье»… Указ.соч.

Проблемы нравственного воспитания молодежи обсудили в Махачкале

Проблемы духовно-нравственного воспитания кавказской молодежи

11 ноября в актовом зале Комитета по спорту, туризму и делам молодежи администрации г. Махачкалы прошел круглый стол на тему «Культура физическая и духовно-нравственное воспитание молодежи», посвященный Всемирному дню молодёжи и Международному дню студентов.

Организаторами мероприятия выступили Комитет по спорту, туризму и делам молодежи г. Махачкалы, Дагестанский государственный технический университет, а также республиканский научно-методический центр по футболу ГБОУ «РДЮСШ» МОН РД. 

В мероприятии приняли участие заместитель министра по физической культуре и спорту РД, чемпион Олимпийских игр по боксу Гайдарбек Гайдарбеков, депутат Народного Собрания РД, председатель Комитета по спорту, туризму т делам молодежи г.

Махачкалы Муса Омаров, проректор по воспитательной и социальной работе Марина Котенко, председатель Дагестанского регионального отделения общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения «Юность России» Аминула Рабаданов, заместитель председателя Комитета по спорту, туризму и делам молодежи г.

Махачкалы, чемпион мира по боксу Тимур Гайдалов, чемпионка Паралимпийских игр Мадина Казакова, чемпион мира по ушу-саньда И. Шамилов, а также доценты, профессоры ведущих вузов республики.

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносит свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.

Муса Омаров открыл круглый стол, поприветствовав всех присутствующих. В своем вступительном слове он отметил, что роль духовно-нравственного воспитания подрастающей молодежи в наших руках: в руках родителей, учителей, тренеров. «Есть немало проблем с воспитанием в среде спортсменов.

Сегодня  в Махачкале работает 29 спортивных школ, из которых 13 – муниципальных, а с 2015 года будет 30 спортивных школ, так как открывается еще одна муниципальная спортивная школа «Чемпион».   Контингент занимающихся составляет  около 23  тысяч  человек.    А  ведь это целая   армия молодежи,  которую  нужно  воспитывать.

Совет

 Конечно же,   основную  роль  в  воспитании спортсменов должны играть семья и школа,  но и мы,   руководители органов  спорта  и молодежной политики,  работники системы дополнительного образования,  должны  быть активными  участниками этого воспитательного процесса.

  Ведь   зачастую  авторитет  председателя  спорткомитета города или района,   тренера или  олимпийского чемпиона  для спортсмена  играет  главную  роль  в  жизни», – начал он. 

По словам председателя для эффективности воспитательной работы необходимо взаимодействие школы, семьи и спортшколы, в которой ребенок тренируется после учебного процесса.

Несомненно, у каждого человека определенной сферы деятельности свое видение вопроса физической культуры и духовно-нравственного воспитания.

Во время обсуждения положительных и проблемных сторон данной темы модератор круглого стола Казбек Якубханов предоставлял слово как спортсменам, чья жизнь тесно связана с победами и поражениями мира спорта, так и представителям высших учебных заведений, среди которых были кандидат филологических наук, профессор ДГТУ Н.

Абуева, доцент философских наук,  профессор ДГТУ Ю. Абдулкадыров, доцент биологических наук, профессор ДГТУ Э. Исмаилов, профессор ДГПУ Г. Магомедов, доцент ДГПУ Р. Ханов и многие другие.  

На столе у каждого участника можно было увидеть  сборники на тему «Проблемы физической культуры, спорта и здоровья в студенческой среде», подготовленные для круглого стола.

Как отмечали выступающие, связь занятий физическими упражнениями с эстетическим воспитанием имеет двойственный характер, так как позволяет не только формировать внешне прекрасный образ, но и одновременно влиять на воспитание морально – волевых качеств, этических норм и поведения в обществе.

Обратите внимание

В ходе обсуждения темы участники круглого стола справедливо заметили, что наряду с другими ценностями спорт воспитывает в ребенке трудолюбие.

«Оно воспитывается непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, когда занимающиеся для достижения максимального результата, преодолевая усталость, многократно выполняют физические упражнения.

Целеустремленность, многократное выполнение физических упражнений для настойчивости в достижении цели переносятся в последующем и на трудовую деятельность», — рассуждали они. 

В результате обсуждения проблемы воспитания молодежи, а также проблем, связанных с формами организации духовно-нравственного воспитания в учебных заведениях и спортивных школах в городе Махачкале участники круглого стола пришли к следующим выводам: развитие физической культуры среди молодежи по месту жительства может стать залогом успешного развития государства и сознательного отношения молодых людей к своим гражданским обязанностям в будущем.  

Здоровая молодежь это залог эффективного развития государства. На примере развитых стран можем видеть, что развитие физической культуре и духовно — нравственное воспитание способствует выявлению нравственных идеалов и ценностей в культуре и традициях, может произвести консолидацию усилий нации и обоснование идеологии эффективного развития в социально-экономическом плане.

В рамках круглого стола между участниками уже намечены точки соприкосновения для совместной деятельности, это организация бесед, совместно с духовным управлением мусульман  Дагестана на  темы: «Алкоголизм», «Наркомания», «Патриот», «Курение», «Семья» и т.п.

в школах, спортивных школах ССУЗах и ВУЗах  г. Махачкалы.  Уже есть опыт проведения таких бесед и занятий, есть наглядные пособия, разработанные материалы.

 Поэтому, подобные беседы могут стать одним из методов по решению общей задачи – духовно-нравственному воспитанию населения.

Пресс-служба Комитета по спорту, 

туризму и делам молодежи г. Махачкалы

Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи

Проблемы духовно-нравственного воспитания кавказской молодежи

Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи.

     Духовно-нравственные проблемы воспитания молодежи. Они весьма серьезные. Проблемы эти общие и для их решения требуются усилия всех  сил общества. О происходящем сейчас  в духовно-образовательной среде вполне может сложиться негативное представление.

Судите сами: культурологический предмет ОПК, поддерживаемый православной общественностью, чиновники явно саботируют; сексуальное «просвещение» в школах, толерантное отношение к однополым бракам, «планирование семьи», внушаемые со школьной скамьи, кляузничество учеников на родителей и учителей (я имею ввиду систему ювенальной юстиции), напротив, приветствуются, несмотря на очевидное возмущение со стороны родителей. Ювенальную юстицию, невзирая на многотысячные демонстрации протеста россиян по всей стране, продолжают активно внедрять в России. Одновременно в молодежной среде нарастает псевдопатриотизм, экстремизм, алкоголизация, наркотизация, игромания, сектомания. Молодые люди, страдая от бездуховности, пытаются найти отдушину, но, не имея ни духовного опыта, ни духовного руководителя, пропадают в трясине пороков. Невидимыми идеологами молодежи указывается ложный жизненный путь — обогащения и удовольствия.

     В противоположность этому Церковь свидетельствует: «Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров.

Важно

Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества.

Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов» — так говорится в Социальной концепции Русской Православной Церкви о причинах увлечения       наркотиками.

    Растет преступность. Зашкаливает! Это угроза, нависшая над российским обществом. Декриминализация социальной, экономической и политической жизни — сейчас главная  задача в защите прав и свобод граждан, в утверждении конституционного правопорядка.

Нужно бороться со злом, но как бороться? Патриарх Кирилл сказал, что Бог иногда делает очевидными все ужасы человеческого бытия, «чтобы мы могли осознать: так жить нельзя, нужно жить по закону духа». Вот и ответ, как бороться с преступностью, наркоманией, экстремизмом.

Жить по закону духа! Нужна одухотворенная борьба против преступности, то есть борьба государства в симфонии, то есть в созвучии, с Православием, нужно, прежде всего, всем жить по закону духа, ибо такая жизнь противостоит страстям, порождающим зло.

Без крепкого духовного стержня человек не в состоянии противиться многоликому злу. Даже если он старается быть нравственным. Потому что истинная, а не искусственная, нравственность — нравится это кому-то или нет — зиждется на религиозной основе. С Богом все возможно! Мы это знаем. Бог не оставляет нас.

Но нужна симфония с государством. Потому что только такое церковно-государственное созвучие приводит к гармонии в обществе. Низшая форма нравственности — справедливость, высшая — любовь. Это и есть залог единства народа.

Русская Православная Церковь имеет богатый опыт духовно-нравственного воспитания, и этот бесценный опыт нужно использовать вместе с Православной Церковью в нашей правоохранительной деятельности. Есть законы общества, есть законы Божьи. Когда одни дополняют другие и воспринимаются обществом — это есть благо. Это есть симфония.

Совет

   О сектах — особый разговор! После падения железного занавеса, на страну хлынул грязный поток деструктивных организаций, среди них: «Церковь Христа», «Свидетели Иеговы», кришнаты, неопятидесятники (называющие себя протестантами), последователи движения «Нью эйдж» и прочие тоталитарные секты и оккультные группы.

Молодые люди, попавшие в секты, начали бесследно пропадать, сходить с ума, рушились семьи, секты лишали своих адептов крова, выбрасывали людей без денег на улицы — началась настоящая «духовная мясорубка». Государство оказалось в этой ситуации неспособным противостоять натиску сектантов.

Единственная, кто смог собраться с силами и начать борьбу — Церковь Христова.

В епархиях при храмах начали организовываться специальные отделы, которые распространяли о сектах, пытавшихся скрыть свое истинное лицо под всевозможными общественными, медицинскими, реабилитационными, образовательными и прочими вывесками, правдивую информацию.

   Православная реабилитация страдающих от алкоголизма и наркомании на сегодняшний день признана самой эффективной.  В службе наркоконтроля увидели, что эффективна не просто православная реабилитация наркозависимых, эффективен православный подход к общему решению проблемы. Духовно и нравственно просвещенная молодежь отвращается от порока, не приемлет его ни в каких формах.

   Сегодня во многих даже самых отдаленных селениях, в которые заходили миссионеры, организованы православные общины, строятся церкви! Священники проводят духовные беседы с учащимися сельских школ. Были случаи, когда после таких бесед дети приходили на Крещение целыми классами. И местные руководители только приветствуют такой духовный подъем среди селян.

   В образовательной среде должны происходить (они уже происходят!) позитивные изменения. В 2010-2011 учебном году министром образования Московской области Лидией Николаевной Антоновой была поставлена перед своими сотрудниками новая цель — введение духовно-просветительских предметов в программу каждой школы.

   Сейчас много говорят о культуре человека. Культурный, значит, интеллигентный, образованный, отзывчивый, вежливый… Но когда мы говорим о культурном человеке, то, прежде всего, имеем в виду не столько культуру его поведения, сколько его духовный мир.

Церковь пытается разными способами доносить молодежи информацию об опасностях, которые таит в себе культура без Бога. Латинское слово «cultura» означает «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие» и происходит от слова «cultus» — «почитание, поклонение, культ».

Обратите внимание

То есть культурный человек — это человек, который в рамках своего свободно принятого традиционного для его страны религиозного культа, получил представление о добре и зле.

Именно отстаивание своих традиционных культурных интересов является гарантией укрепления нашего государства и решения важных духовных и, как следствие, нравственных проблем в молодежной среде. И в этом — одна из основных задач педагогов. Вместе с Церковью педагоги смогут воспитывать нравственно чистых, культурных людей, патриотов своего Отечества.

     Наша общая задача, чтобы общество поняло, что нравственность — это основа выживания коллектива, семьи, личности, общества, государства и всей человеческой цивилизации, — потому что сила нации — в силе духа.

Проблемы нравственного и духовного воспитания

Проблемы духовно-нравственного воспитания кавказской молодежи

Понятия «нравственность» и «духовность» не статичны. Сменяются столетия, меняется быт, уклад, менталитет у людей. Вместе с этим меняется и представление о нравственности, ее лимиты и приоритеты.

Это совершенно нормальный процесс. Им командует эволюция. Но то, что мы наблюдаем сейчас – это не просто эволюция. Это самый настоящий кризис нравственности в нашей, некогда, духовно богатой стране.

Как мы к этому пришли

Когда рушится какой-либо политический строй, по цепочке за ним падают идеалы, цели, социальные ориентиры. В нашей стране такое уже случалось. Достаточно вспомнить первое время после революции 1917 года. В одночасье обрушилось все, во что верили.

Стране не нужна была духовность – нужны были рабочие руки, сила, работа в команде. Страна переживала тяжелый духовный кризис до тех пор, пока не окрепла, старые ориентиры сменились на новые.

Общество стало видеть нового человека – как честного, работящего, доброго, самоотверженного – патриота своей Родины.

Падение СССР, события 90-х годов повело народ по аналогичному сценарию. Но в отличие от постреволюционного времени, на смену павшей идеологии людям не дали ничего. Ничего, кроме рек информационного мусора, хлынувшего к нам из-под поднятого «железного занавеса». Никогда еще наша страна не переживала подобного — молодежь стыдилась своих корней, своей народной культуры.

Детские фольклорные коллективы пустовали. С телевизоров сыпалась пропаганда Американской культуры и западного образа жизни. «Американ бой, уеду с тобой» — пела популярная тогда группа «Комбинация», они же пели «Как-то раз, пошла гулять я с иностранцем». Они пели – мы подпевали. «Мама, не стоит плакать, я русского люблю» — такой вот текст у певицы Каролины.

Это только малая толика огромной беды, той, что постигала наше общество. Выживание, гонка за наживой, мафиозные столкновения. Главари банд вместо Робин Гуда, джинсы вместо платья, накаченная грудь взамен скромного румянца. На этом росли дети. Это не их вина, но отпечаток эпохи в душе, словно клеймо.

Сегодня эти дети – родители тех, кого мы видим в детских садах и школах. Вы еще спрашиваете, где мораль?

Проблемы духовно-нравственного воспитания детей

Нравственное воспитание детей начинается с семьи, с самого рождения.

Как бы ни была велика роль образовательных институтов – фундамент морали и духовности закладывается родителями с самого момента рождения.

Семейный менталитет, культурный уровень, религиозная принадлежность и степень глубины ее верований — это то, что понесет с собой по жизни маленький гражданин своей страны.

Стремление ко всему прекрасному заложено в нас природой. Никто не рождается злым – это факт. Каждый малыш изначально добр, открыт и готов обнять весь мир. Он не знает, что такое деньги, его не интересует дорогая одежда вместе с чудесами технологий.

Все, что надо ребенку – это еда, тепло, питье, мягкая постель, мама, любящие люди вокруг. Не найти более нравственное и одухотворенное создание, чем ребенок 3 лет. В нем уже есть все: человеколюбие, стремление к прекрасному, здоровая скромность и желание заботиться.

Все, что нужно – это не дать ребенку «испортиться», показать на собственном примере правильные ориентиры. Но что дети видят дома:

  • Озлобленных на жизнь и друг на друга, родителей;
  • Праздники, венец которых — алкоголь в компании изобилия пищи;
  • Нецензурная брань;
  • Телевидение, пропагандирующее насилие, потребительское отношение, неграмотность;
  • Приоритет материального над духовным.

Читайте еще:  Средства нравственного воспитания

Нравственное воспитание – это внешний процесс. Духовность рождается и развивается внутри. На уже заложенный с рождения стержень человеческих качеств, как клубок, наматывается опыт, переживания от увиденного, услышанного.

Несмотря на то, что духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников лежит в основе воспитательной работы, но далеко не все педагоги в полной мере понимают, что же такое «нравственность и духовность».

Далеко не все педагоги (если говорить честно) являются наилучшим примером нравственности.

Если говорить о примере, то он может стать как мощным инструментов в нравственном воспитании, так и первым главным его врагом. Кто подает пример ребенку? Родители, педагоги, родственники, старшие школьники, популярные личности, персонажи фильмов и мультфильмов. Не нужно быть психологом, чтобы проанализировать то, что видят и слышат наши дети.

Проблемы нравственности среди молодежи

Потребительский век породил общество потребителей. Все продается и покупается, даже то, что должно быть незыблемым и бесценным. Молодежь оказалась в эпицентре это потребительского водоворота. Современные проблемы нравственного образования берут свое начало во всем, что окружает подростков:

  1. Телевидение. С экранов телевизора льется нескончаемый поток информации со знаком минус. От простейших мультфильмов и сериалов до полноценных художественных фильмов. Каков бы ни был благородным сюжет – фоном проходит:
  • насилие;
  • секс;
  • агрессия;
  • эгоизм;
  • потребительство;
  • жажда власти.

Супергерои, положительные, казалось бы, персонажи обладают рядом недостатков, дурных привычек, и иногда ругаются нецензурной бранью. Образ женщины в современных (подростковых) фильмах являет собой полностью анти-женственную фигуру.

Изображение женщины матери и жены всегда искажено до безобразия. Материнская фигура часто представлена как неухоженная, некрасивая, почти всегда, бесформенная. На место женственности выставлена сексуальность, распущенность.

Быть секси, выглядеть секси и сводить с ума — это то, что транслирует кино. Это то, чем девочки хотят стать.

  1. Пресса. Всевозможные женские журналы так мало внимания уделяют истинным женским проблемам, но так много рекламе (доход превыше всего). С каждой страницы, прямо или косвенно, предлагаются товары, без которых, как утверждается, мы не можем быть красивыми, любимыми, желанными, успешными и знаменитыми. Поднимаются интимные секреты звезд, пресса рукоплещет скандалам, разводам, интимным похождениям. Пресса дает то, что люди хотят читать – да, но именно она «подсадила» народ на желтые и грязные сплетни.
  2. Опыт из детства. Сегодняшняя студенческая молодежь – это почти все дети тех, кто в юном возрасте пережил распад СССР. Потеря ориентиров, падение культуры, обрушение ценностей. У людей выбили почву из-под ног. Не было стабильности, уверенности. Создавая семьи, молодые родители уже не знали, чему учить своих маленьких детей. Воспитывать их было некогда – борьба за выживание ставила жесткие условия – дети были предоставлены кому угодно – родители должны были работать. Сегодня это наша студенческая молодежь. Они добрые и хорошие, но в их детском прошлом остался пробел – полноценного воспитания в семье они не видели, поэтому ценность семьи они не могут ощутить.

Читайте еще:  Нравственное воспитание личности

Проблемы духовно-нравственного воспитания с точки зрения церкви

Атеистические взгляды постреволюционного советского периода изменили духовно-нравственное состояние общества. Будущее России православная церковь видит за детьми и молодежью, а это значит, что проблемы воспитания молодежи следует рассматривать, как глобальные проблемы.

Несмотря на то, что русский народ поколения за поколениями воспитывался в духе нравственности, высокой культуры, чувства чести и милосердия, среди молодых ребят все чаще распространена ориентация на западную культуру. Даже не на саму культуру, а именно на современную атрибутику показушной европейской жизни.

Основными проблемами реализации духовно-нравственного воспитания церковь выделяет:

  1. Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания и структурированного учебного курса, включающего в себя компоненты православия;
  2. Проблема ограниченной представленности народной культуры и традиции;
  3. Отсутствие методологии православной культуры;
  4. Разрушение традиционного уклада жизни, извращении модели семьи;
  5. Неподготовленность большинства жителей России к принятию духовной части традиционной культуры;
  6. Политическая проблема. Проникновения в духовно-нравственную культуру элементов западной идеологии;
  7. Экономическая проблема. Отсутствие средств на разработку и создание учебной методической продукции по духовному воспитанию детей (подростков).

Нужно отметить влияние церкви в воспитании молодежи. Молодые люди все чаще обращаются в церковные институты, потому, как генетическая память, заложенная в ДНК наших детей, все равно толкает их на поиск истины. Той, что знали и помнили их предки. Молодежь ищет ответы, и она получает искомое в стенах православных храмов.

Что должна сделать церковь? Обеспечить достойные кадры, которые будут не только духовными наставниками, но тонкими психологами — педагогами.

Проблемы нравственного голодания в нашей стране – есть. Но при этом чувствуется явная тенденция к возрождению. С каждым днем все больше и больше молодых ребят ищут способ сближения с родной культурой.

Это хорошо прослеживается в стенах ВУЗах культуры, где количество абитуриентов на кафедры народного пения, танца и народных инструментов ежегодно растет.

Среди студентов художественных образовательных учреждений наблюдается увлеченность народным декоративно-прикладным искусством, а вместе с ним – иконописью. Растет уровень патриотизма среди молодежи, он ощутимо выше, чем в предыдущем десятилетии.

Важно

Интерес ребят к народному творчеству, культуре и истории растет. Несмотря на то, что проблемы духовно-нравственного воспитания существуют, они уже решаются. Успех, непременно, будет за нами.

Нравственно-эстетическое воспитание молодежи в условиях северо-кавказского региона

Проблемы духовно-нравственного воспитания кавказской молодежи

В настоящее время, в соответствии с потребностями развития учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений, актуальна задача дальнейшего совершенствования системы школьного музыкального образования и профессиональной подготовки учителей предметов нравственно-эстетического цикла в условиях Северо-Кавказского региона.

Проблема эстетического воспитания обучающихся актуальна в наши дни, в особенности в регионах Северного Кавказа, так как в недалеком будущем, при попустительском подходе к предметам эстетического цикла в образовательных учреждениях со стороны общества мы имеем риски пополнить ряды невежественных, бедных в духовном плане, необразованных людей, составляющих будущее основы нации. Мировая художественная культура, национальные сокровища, духовные ценности, бережно хранящие в себе глубокие знания предков, запечатленных в фольклоре, произведениях национальных композиторов-классиков, полотнах художников, поэтических строках писателей, поэтов, в притчах, легендах, сказках, песнях, эпосе могут так и не дойти до детского сознания, остаться неизученным и неизведанным миром художественных ценностей, накопленных Человечеством на протяжении их существования.

Для того, чтобы окончательно не утратить нравственные и эстетические ценности молодежи, как отмечают многие исследователи (В.О. Усачева, Ф.Н. Цораева, Л.В. Школяр, В.А.

Школяр) разрабатываются все новые концепции, построенные на основе ФГОС нового поколения, с использованием в рабочих программах и тематических планах элементов этнического компонента, с учетом особенностей Северо-Кавказского региона [5; 6].

Важным звеном реализации системы концепции эстетического воспитания являются образовательные учреждения, институты воспитания.

В практике общего среднего образования разработке современных концепций эстетического воспитания посвящены различные теоретические и практические проблемы.

Опыт различных стран и народов, их отношение к состоянию разработки теории названных проблем и их практической реализации исследовался в сопоставлении с проблемами и процессами эстетического воспитания в современной России [1].

Совет

Эстетическое воспитание, эстетический опыт и культура тесно переплетаются с духовным развитием и процветанием общества, с воспитанием новых поколений творцов неповторимой российской культуры.

Отличительная особенность всех программ по музыке, независимо от того, на какой возраст обучающихся они ориентированы (дошкольники, младшие школьники, начальная, неполная средняя и средняя школа), состоит в том, что они разработаны, всесторонне педагогически обоснованы и проверены в реальной практике выдающимися композиторами-педагогами [4].

Это означает, что программы строятся на основе классической музыки и убежденности педагогов в том, что детям младшего школьного возраста уже доступны высочайшие образцы серьезной музыки, которые в чувственно-эмоциональной жизни ребят создают фундамент всей их духовной культуры.

Золтан Кодаи, Карл Орф, Бела Барток, Дмитрий Кабалевский были убеждены, что «базовым компонентом» формирования духовной культуры ребят может и должна выступать музыка И. Баха, В. Моцарта, Э. Грига, Д. Верди, П. Чайковского, А. Лядова, Л. Бетховена, М. Мусоргского, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского и других выдающихся музыкантов. Тем самым не отметается ни народная музыка, ни современное ребятам песенное творчество, ни молодежная, ни эстрадная музыка, но лишь подводится под весь процесс музыкального воспитания и образования подрастающих поколений прочный фундамент классики, обладающей такой силой духовного воздействия, которая не зависит от кратковременных и особенно конъюнктурных веяний времени.

Самая главная воспитательная и образовательная установка педагогических систем названных композиторов-педагогов и всех основанных на их учениях программ состоит в задаче формирования в чувственно-эмоциональном мире ребят способности слышать, называемой в эстетике эстетической отзывчивостью на гармонизированные, окультуренные композиторами звуки.

Каждый Северо-Кавказский регион вправе изучать, наряду с русскими и зарубежными композиторами, свою национальную культуру, искусство, фольклор, истоки народного творчества, жанры народной песни, танцев, произведения национальных профессиональных композиторов-классиков.

В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся знакомят в процессе учебной работы не только с шедеврами мировой классики, но и с культурой и искусством народов, проживающих на территории РФ, с последующим анализом творчества художников, писателей, композиторов, с различными жанрами фольклорного искусства [7].

В концепции проекта программы «Музыкальное искусство в школе», задействованы основы знаний философии, включающих народную мудрость и Знания предков, хранящихся в эпических песнях певцов-сказителей, чье творчество испокон веков являлось душой и совестью народа, с использованием эпоса, осетинской литературы, национальной педагогики, психологии, изобразительного искусства, религиозного пантеона осетинского народа. Этнокомпонент в процессе учебно-воспитательной работы обеспечивает потребности и интересы в области образования народов нашей страны в лице субъектов Федерации, в частности РСО-Алания, с целью реализации концепции в условиях Северо-Кавказского региона. На основе Федеральных государственных программ разработаны авторские программы, учебники, методические пособия как для урочной так и внеклассной формы работы, тесно переплетающейся с тематикой Федеральных программ ФГОС авторов А. Критской, Л. Сергеевой, А. Шмагиной, А. Алеева, с использованием в процессе учебной деятельности национального интегрированного материала и музыки профессиональных композиторов Осетии.

Обратите внимание

Все перечисленное носит ярко-выраженный педагогический характер, воспитывает у учащихся любовь к Родине, своим истокам, традициям, языку, культуре, формирует бережное отношение к истории Отечества, своего народа, его богатому культурному наследию.

На уроках искусства используются новые инновационные схемы, проектированные на качестве образования и развития нравственно-эстетического воспитания, практикуются применения авторских медиа продуктов в процессе преподавательской деятельности учителя музыки, в основе которых заложены требования ФГОС программы.

Концепция интегрированной программы по предмету «Музыкальное искусство» с использованием принципа культуросообразности, меняет стиль работы учителя, его методику преподавания предмета.

С содержательной точки зрения, на уроках нравственно-эстетического цикла в школе ведется работа с использованием многообразных наглядных, словесных, практических методов и средств обучения, индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

В практической деятельности учитель находит применение дидактическим принципам обучения: научности, доступности, активности, природосообразности, гуманности, интегрированности, эстетизации, сознательности, использует новейшие инновационные технологии, в частности ассоциативно-мыслительные, игровые, здоровье сберегающие, информационно-компьютерные, модульные, технологии проблемного и развивающего обучения.

В процессе учебной работы формируются педагогические компетенции, фонды оценочных средств, направленных на качественное обучение детей разных возрастных групп. Учебный процесс направляет, стимулирует и развивает интерес к проектной деятельности как учителя, так и обучающихся.

Концепция взаимосвязанных одними целями и задачами интегрированных программ, построенных с учетом особенностей Северо-Кавказских регионов, состоит из уроков и внеклассных мероприятий с содержанием национально-регионального компонента.

Урок музыки – основная форма эстетического воспитания в школе. В Основной образовательной программе систематизируются все знания, умения и навыки, полученные ранее учащимися на уроках гуманитарного цикла.

Важно

Целью концептуальной программы уроков музыкального искусства в условиях Республики Северная Осетия – Алания является глубокое изучение культуры, фольклора, искусства осетинского народа, начиная со времен скифо-сармато-аланского мира и заканчивая сегодняшним днем.

При изучении культуры и искусства Осетии программа обеспечит глубокое и качественное изучение духовного национального наследия осетинского народа, его философскую мудрость, заложенную в основу притч, легенд, песен, танцев. Предполагаемая программа имеет патриотическое, нравственно-эстетическое, воспитательное значение [3].

В основу концептуальной рабочей программы и тематического плана, поурочных разработок войдут темы, содержащие историю осетинского народа, изображенную на полотнах художников, повествующих в различных поэтических формах, вроде притч, легенд, сказок, исторических эпических песнях певцов-сказителей, исполняющих предания старины на исконно-старинных инструментах, в архаических танцах, имеющих свою историю, и самое главное в их основе заложена мудрость предков и нерасшифрованные знания двух нравственных осетинских категорий: «ахъдау» и «афсарм». Концептуальная основная программа изучает различные модули: «Старинные осетинские национальные инструменты. Их роль в жизни народа», «Заимствованные народные инструменты», «Магическая сила и архаика старинных осетинских национальных инструментов», «Герои нартовского эпоса и музыка», «Певцы-сказители», «Жанры народных осетинских песен», «Собиратели осетинского фольклора», «Архаика осетинского танца», «Календарные праздники и игры осетин в фольклоре осетинского народа», «Календарные праздники и игры осетин в творчестве осетинских композиторов», «Религиозный пантеон осетинского народа в творчестве деятелей культуры и искусства Осетии», «История осетинского народа в фольклоре», «История осетинского народа в творчестве деятелей культуры и искусства», «Тема войны в творчестве осетинских композиторов», «Пионеры осетинской музыки. Их творчество», «Основоположники осетинской классической разно жанровой музыки», «Союз композиторов Осетии», «Великие дирижеры Осетии», «Известные деятели культуры и искусства Осетии», «Осетия-музыкальная», «История зарождения центров культуры в Осетии», «Старый Владикавказ начала 20 века – очаг культуры Северного Кавказа», «Осетия-музыкальная», «Коста и музыка», «Ирон фандыр» великого Коста в творчестве деятелей культуры и искусства Осетии». Потенциал уроков носит современные образовательные идеи обучения: субъектности, мотивированности, рефлексивности, активизации, индивидуально-личностного подхода. На уроках музыкального искусства в школе активно реализуются современные методики обучения. Учебно-воспитательный процесс в образовательной организации строится на основе инновационных педагогических технологий. Особое внимание уделяется проектной деятельности учителя и обучающихся, продуктам детского творчества, выражающихся в создании презентаций, рефератов, докладов, сочинений, творческих проектов и отчетов по работам, выполненным самостоятельно. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения тематики уроков, планируемые результаты, авторские линии программ и учебно-методические комплексы по музыке, созданы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и рекомендованы к использованию в учебном процессе образовательной организации.