Последний город царской россии: мурманск. 5 любопытных фактов

Последний город царской России: Мурманску — 100 лет

Последний город царской россии: мурманск. 5 любопытных фактов

МУРМАНСК, 4 октября. /Корр. ТАСС Илья Виноградов/. Мурманск стал последним из основанных императором Николаем II городов. Церемония закладки Романова-на-Мурмане (первое название Мурманска) состоялась 4 октября 1916 года. На сегодняшний день это самый крупный город мира за Полярным кругом. Другие интересные факты из жизни города — в материале ТАСС.

«Вторые Дарданеллы»

Как рассказали в Государственном архиве Мурманской области, после создания Мурманска путь через него в западной прессе назвали «вторыми Дарданеллами».

Завершившееся строительство железной дороги из Карелии до Мурманска, откуда через Кольский залив был открыт путь в незамерзающее Баренцево море, дало России альтернативу «запертым» в течение Первой мировой войны выходам из Балтийского и Черного морей.

Обратите внимание

Через Мурманск шел кратчайший путь сообщения страны с союзниками по Антанте, которые доставляли по нему важные грузы.

«Неупорядоченная» застройка

Мурманск получил стимул к быстрому развитию благодаря строительству здесь морского порта и появлению базы флотилии Северного Ледовитого океана.

Город предполагалось строить по единому плану, согласно которому здесь должны были появиться 17 проспектов, несколько площадей.

Однако исторические катаклизмы помешали задуманному и город в первые годы представлял собой беспорядочно поставленные бараки и деревянные дома. К упорядоченной застройке города перешли только в 1930-х годах.

Мурманский «Шанхай»

Среди первых поселенцев и строителей Мурманска было много иностранцев, значительную часть которых составляли мигранты из Китая. Район города, где они жили, получил неофициальное название «Шанхай». Он просуществовал более 20 лет.

К 1920 году население Мурманска составляло 2,5 тыс. человек. Из них — несколько сотен китайцев. «Шанхай» был снесен только в 1937 году — он был одним из самых неустроенных районов города.

Часть китайцев уехала из Мурманска, часть была репрессирована, другие смешались с жителями других районов города.

Из иностранцев в Мурманске было много корейцев, татары и финны. Татарские праздники периодически проходили в Мурманске, а в главной газете регулярно появлялись материалы на финском языке.

«Мужской» город

Важно

Документом 1918 года был запрещен въезд в Мурманск женщинам и детям. Это был приказ командующего русскими вооруженными силами Мурманского края генерал-майора Николая Звегинцева, подписанный в связи с жилищным кризисом в строящемся Мурманске. Согласно ему приезжающие работать в Мурманск люди обязывались не привозить с собой семьи. Приказ был отменен до начала 1920-х годов.

Панорама строительной площадки Мурманского судоремонтного завода Главсевморпути, 1937 год

Скорость — не выше 20 км/ч

Этот и ряд других любопытных документов впервые были опубликованы лишь накануне 100-летнего юбилея в уникальном сборнике о городе, подготовленном Государственным архивом Мурманской области. Например, в сборнике есть первые правила дорожного движения в Мурманске.

Они обязывали велосипедистов иметь госномера, а скорость автомобилей в городе ограничивали 20 км/ч. Есть в издании и свидетельства северного быта начала прошлого века.

Важно

К примеру, письмо конторщицы Елизаветы Истоминой к градоначальнику с просьбой выдать валенки и расписание первой в городе бани, где специальное время выделялось кузнецам и сапожникам. 

Исторические факты и легенды: в Мурманске собрались ведущие историки | Телекомпания ТВ-21

Последний город царской россии: мурманск. 5 любопытных фактов

А был ли дед Семён первым жителем Мурманска? И вообще был ли он или это миф? Что делали китайцы в Заполярье и кто мог прокатиться на мурманском трамвае? Об этом и, конечно, не только говорили сегодня ведущие историки Заполярья. Они собрались на международной конференции «Мурманск в истории российской государственности». Сергей Юдков расскажет и о фактах, и о мифах.

2016.09.22, 20:06

А был ли дед Семён первым жителем Мурманска? И вообще был ли он или это миф? Что делали китайцы в Заполярье и кто мог прокатиться на мурманском трамвае? Об этом и, конечно, не только говорили сегодня ведущие историки Заполярья. Они собрались на международной конференции «Мурманск в истории российской государственности». Сергей Юдков расскажет и о фактах, и о мифах.

Мурманск — последний город Российской империи. Учрежден указом Николая Второго и получил в название императорскую фамилию — Романов-на-Мурмане.

Но, несмотря на относительно юный возраст, город уже имеет свою историю, в которую уже вплетено немало легенд. Взять того же деда Семена, якобы, первожителя Мурманска, который сидит на фото у избушки на берегу, якобы, на берегу Кольского залива. Лишь пару лет назад выснить, что это не так.

Дмитрий Ермолаев, историк, краевед: «Удалось доказать что та фотография, что была помещена в альбом изыскателя Доризо, что фото было снято в Печоре и точное ее название «Николаевский солдат, Печора, Архангельская губерния».

Совет

Есть еще немало мифов и неверных фактов, взять хотя бы историю с первым каменным домом в Мурманске. Почти везде им называют нынешний художественный музей, здание ТПО построенное в 1927 году. А ведь есть в Мурманске каменный особняк 1917 года! Его иногда называют белогвардейской
тюрьмой.

Есть миф о том, что фашисты, мечтавшие захватить Мурманск за три дня, якобы, уже напечатали билеты на банкет в гостиницу «Арктика» — но никто никогда этих билетов не видел. И таких сомнительных фактов или мифов немало.


Дмитрий Жалнин, историк, краевед:
«Я их иногда называю медиавирусы, когда кто-нибудь по недомыслию, по малограмотности запускает такой миф в наши сети, а нынешнее пространство, оно мобильное и этот миф живет сам по себе».


Как бороться с историческими мифами и нужно ли это делать? Историки полагают — единственный способ — просвещение людей, чтоб человек относился к истории не как к развлечению, а как к серьезному знанию.

А о любопытных и интересных страницах в истории родного края можно рассказать и без излишней фантазии. Надо только получше покопаться в архивах, поискать неизвестные документы.

Дмитрий Ермолаев, историк, краевед: «Много раз мне лично приходилось читать лид, который был пустой, то есть я их читал первым. Так что немало в истории Мурманской области для историков найдется белых страниц, которые нужно будет восполнять и прояснять».

А сегодня на конференции были лекции об основании Мурманска, о том, как китайцы строили железную дорогу, как возводился порт и создавался Северный флот. Конференция продлится еще и завтра — впереди немало интересных выступлений.

101 год назад основан крупнейший город русского Заполярья – Мурманск

Последний город царской россии: мурманск. 5 любопытных фактов

06 Октября 2017 10:00 / ИсторияВид на Мурманский морской торговый порт. Фото: Лев Федосеев/ТАСС

4 октября 1916 года указом Императора Николая II основан незамерзающий порт Романов-на-Мурмане, крупнейший город за Северным полярным кругом

Романов-на-Мурмане стал последним городом, основанным в Российской империи. Уже в апреле 1917 года Временное правительство переименовало его в Мурманск. Такое имя город носит и по сей день.

Насущная потребность в основании незамерзающего порта на Севере осознавалась в правительственных кругах Империи еще при Императоре Александре III.

В своём дневнике от 24 июля 1894 года Великий Князь Константин Константинович писал: «Русские люди давно подумывают о гаванях Мурмана как незамерзающих, а потому удобных для военного порта».

В 1894 году Царь послал на Кольский полуостров комиссию во главе с министром финансов Сергеем Юльевичем Витте, с целью подыскать нужную гавань для «главной морской базы» русского военного флота.

В поездке на Мурман Витте сопровождали специалисты морского дела. Изо всех осмотренных бухт Мурманского побережья наилучшей оказалась Екатерининская гавань, которая, по его словам, была «замечательна «как по своему объему, полноводью, так и по своей защищенности».

По возвращению в Петербург Витте подал Александру III обстоятельный отчет о поездке. В нем говорилось, что благодаря тёплому Гольфстриму мурманские бухты не замерзают зимой, они весьма глубоководны, расположены вблизи Европы.

Обратите внимание

Из Мурмана, писал Витте, открывается свободный выход в океан. Витте был убеждён, что Мурман – идеальное место для военно-морской базы.

Он предлагал эту базу устроить в Екатерининской гавани, провести к ней от Петербурга двухколейную железную дорогу и построить на Мурмане мощную электростанцию.

Александр III проявил живой интерес к этой записке и даже стал посылать военные суда для охраны Кольского полуострова от иностранных браконьеров. Однако никакого решения по этому вопросу он не принял, а вскоре Царя не стало.

Император Николай II еще, будучи Цесаревичем, был, по словам Великого Князя Константина Константиновича, «большим сторонником Мурмана».

Однако, не будучи по свойствам личности авантюристом, он хотел всестороннего анализа ситуации, чтобы принять взвешенное и продуманное решение.

В конце 1894 года предложения Витте рассматривала «Комиссия по проведению железных дорог на севере России», которая высказалась за преждевременность реализации этого проекта.

Представитель военного министерства генерал-майор Василий Устинович Соллогуб заявил: «В настоящее время Мурманский берег является местом почти совершенно незаселенным. Начинать же с устройства военного порта – рискованно и преждевременно».

Однако Царь не отказался от планов освоения Мурмана. Было решено построить в Екатерининской гавани коммерческий порт, который дал бы возможность развивать край. 7 июня 1899 года Николай II присвоение «городскому поселению и порту при Екатерининской гавани название «Александровск».

Важно

В новом административном центре края были построены здания полицейского управления, камера мирового судьи, арестный дом. Сооружены были также общественные бани, аптека при больнице и флигель для медицинского персонала, здание для машин электрического освещения, водопровод, дамба.

После создания на Мурмане инфраструктуры, Государь вновь вернулся к мысли создания там военно-транспортного порта, что произошло уже в ходе Первой мировой войны.

Подписывайтесь на канал Царьград в Яндекс Дзен, чтобы не пропускать интересные новости и статьи

Факты о Мурманске

Последний город царской россии: мурманск. 5 любопытных фактов

На фото: Закладка храма и города Романов-на-Мурмане. 21 сентября (4 октября) 1916 г.

О том, как и когда начинался Мурманск
4 октября 1916 года – день рождения одного из крупнейших портов России и главного города Заполярья – Мурманска. Город стал последним городом, основанным в Российской империи, его назвали Романов-на-Мурмане.

Через полгода, 3 апреля 1917 года, после Февральской революции, он принял своё нынешнее название — Мурманск.

Мурманск был заложен в связи с необходимостью для России иметь морской порт на месте будущего города – на берегу незамерзающего Кольского залива Баренцева моря.

В 1917 году после Октябрьской революции в Мурманске был создан временный революционный комитет, во главе которого встали большевики. Но уже в марте 1918 года с военных судов Антанты, которые ещё до Февральской революции встали на якорь в Кольском заливе, был высажен на берег вооружённый десант: это стало началом интервенции*.

В 1919 году власть в городе перешла к белогвардейцам, а Временное правительство Северной области признало верховную власть адмирала Колчака. Осенью 1919 года войска Антанты были вынуждены эвакуироваться из Мурманска.

21 февраля 1920 года в городе произошло восстание, организованное большевиками, в результате чего была восстановлена Советская власть.

К началу 1920-х годов Мурманск насчитывал менее двух с половиной тысяч жителей и находился в упадке. Промышленность была представлена в основном кустарными артелями, рыбный промысел пришёл в упадок.

Городской пейзаж составляли две-три улочки одноэтажных домов, перенаселённые рабочие бараки, беспорядочное скопление лачуг, брошенные интервентами «чемоданы» — дома из гофрированного железа с полукруглой крышей, представляющие собой приспособленные под жилье железнодорожные вагоны.

Совет

Город получил прозвище «красная деревня» из-за теплушек красного цвета, приспособленных для жилья.

Со второй половины 1920-х годов город стал быстро развиваться, поскольку у Советского Союза возникла стратегическая потребность в обустройстве крупного порта, транзит через который не зависел бы от отношений с соседними странами.

С 1933 года Мурманск являлся одной из баз снабжения и судоремонта для Северного флота, через него осуществлялось морское сообщение со строящимся Норильским ГМК.

Помимо военно-стратегических целей, развитие мурманского порта преследовало и задачу увеличения уловов рыбы: в городе на месте прежнего военного предприятия по рыбообработке и судоремонту был создан рыбный порт, который начал быстро развиваться, и уже через несколько лет обеспечивал поставки в другие районы СССР по двести тысяч тонн рыбы ежегодно.

Прокладывались улицы с деревянными тротуарами и рядами одно- и двухэтажных рубленых домов. В 1934 году по Мурманску — от северной окраины до южной части города — пошёл первый маршрутный автобус.

Тогда же по железнодорожной магистрали начал курсировать до Ленинграда экспресс «Полярная стрела». В 1939 году впервые в городе началась укладка асфальта на улице Ленинградской.

К началу Великой Отечественной войны в Мурманске насчитывалось уже несколько десятков кирпичных и каменных зданий, а население города достигло 120 тысяч жителей.

В 1920—1930-е годы, в связи с изменением административно-территориального деления, город неоднократно менял свой статус. В 1921 году Мурманск стал центром одноимённой губернии, с 1927 года — одноимённого округа в составе Ленинградской области, а с 1938 года — Мурманской области.

Обратите внимание

В ходе Великой Отечественной войны Мурманск неоднократно подвергался атакам с суши и с воздуха. Дислоцированная в Заполярье 150-тысячная германская армия имела директиву Гитлера захватить город и мурманский порт, через который шли грузы из стран-союзниц для снабжения страны и армии по ленд-лизу.

По расчётам немецкого командования, Мурманск должен быть взят за несколько суток. Дважды — в июле и сентябре — немецкие войска предпринимали генеральное наступление на Мурманск, однако оба наступления провалились.

После того как город отразил наступления, враг атаковал его с воздуха, совершая в отдельные дни до пятнадцати-восемнадцати налётов и сбросив за годы войны в общей сложности 185 тысяч бомб и совершив 792 налёта. По количеству и плотности нанесённых по городу бомбовых ударов среди советских городов Мурманск уступает лишь Сталинграду.

В результате бомбардировок было уничтожено три четверти построек, особенно пострадали деревянные дома и строения. Наиболее тяжёлой была бомбардировка 18 июня 1942 года. Германские самолёты сбрасывали на преимущественно деревянный город тяжёлые фугасы, а следом зажигательные бомбы.

Из-за сухой и ветреной погоды пожар распространился от центра до северо-восточных окраин Мурманска. 7 октября 1944 года советские войска начали в Заполярье Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию и угроза Мурманску была снята.

К концу Великой Отечественной войны город был практически полностью разрушен. Сохранились лишь портовые сооружения и три здания в городе. В ноябре 1945 года по решению правительства Мурманск был включён в число пятнадцати городов страны, наряду с Москвой и Ленинградом, восстановление которых объявлялось первоочередной задачей.

На развитие города было выделено 100 миллионов рублей. Город был восстановлен к началу 1950-х годов. В первые послевоенные годы были построены промышленные предприятия, причальные линии, объекты социальной инфраструктуры, телевизионный комплекс.

Важно

К 1952 году объём жилой площади в городе достиг довоенного уровня, а ещё через десять лет жилой фонд увеличился втрое. После ввода в строй домостроительного комбината вместо кирпичных домов стали строиться типовые панельные. Значительное расширение территории Мурманска пришлось на 1970-е — начало 1980-х годов.

Подвиг добровольцев-строителей, восстанавливавших город в период войны, увековечена в памятнике «В честь строителей, погибших в 1941—1945 годах», открытом в 1974 году.

В 1985 году за выдающиеся заслуги в Великой Отечественной войне городу Мурманску присвоено звание «Город-герой» с вручением высшей награды Советского Союза ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Интересные факты о Мурманске:

  • Мурманск – самый близко расположенный к Северному полюсу город с населением более 300 тысяч. человек
  • Мурманск – самый крупный в мире незамерзающий порт за полярным кругом
  • Полярный день длится – 50 суток, а полярная ночь – 42 суток
  • Кольский залив, на восточном берегу которого расположен Мурманск на самом деле является фиордом Баренцева моря
  • Длина Кольского залива порядка шестидесяти километров
  • Баренцево море не замерзает благодаря проходящему через него теплому течению – Гольфстриму
  • “Незамерзающий” Кольский залив на самом деле неоднократно замерзал. Последний раз это произошло в 1999 году, когда в Мурманске была зафиксирована самая низкая температура за всю историю: -39 градусов
  • На месте Мурманска прошло три ледника, которые оставили после себя следы в виде озер – например Семеновское.

via ⚓️ Мурманск

Мурманск — советский город

Последний город царской россии: мурманск. 5 любопытных фактов

?sell_off (sell_off) wrote,
2016-11-25 17:45:00sell_off
sell_off
2016-11-25 17:45:00Оригинал взят у master7009 в Мурманск — советский городВ современной России наметилась четкая тенденция, направленная на слом исторической идентичности, сформировавшейся за последние сто лет. Очевидно, что этот временной отрезок состоит из двух частей. Первый, и наиболее продолжительный, связан с советским периодом истории нашей страны. Второй, соответственно, постсоветское существование России. Первый связан с революционными историческими завоеваниями народа, с великими достижениями в экономике, науке, культуре, образовании, с выходом страны на первые роли мировой державы. Второй, связан с упадком и разрушением, утратой завоеваний и достижений, с бесконечными реформами и кризисами. Лишь в последнее время Россия смогла обеспечить себе некие позиции на мировой политической арене, благодаря усилению своих вооруженных сил.

Война с историей, это не пустой звук. Это намеренное, спланированное, распределенное во времени системное воздействие на общество, которое имеет своей целью уничтожение идентичности личности, общества, народа через слом его исторического самосознания.

В данном случае речь идет о десоветизации, как одной из разновидностей, этого вида неклассических войн. Речь идет о реванше тех сил, которые потерпели поражение в октябре 1917 года.

Одного лишь разрушения СССР для слома идентичности оказалось недостаточно, поскольку в сознании наших граждан до сих пор жива память о жертвенности и героизме, великих достижениях и свершениях советского народа. Поэтому в последнее время все активнее идут в атаку те, кто хочет добиться окончательного поражения всего советского.

Неслучайно была организована компания за переименование станции метро «Войковская» в Москве, неслучайно была установлена памятная доска Маннергейму в С-Петербурге, неслучайно установлены памятники Колчаку в Иркутске и Краснову в Ростовской области и опять же неслучайно совсем недавно была установлена памятная доска Колчаку все в том же С-Петербурге.

Все это звенья одной цепи, к которым так же относятся переименования улиц во многих городах нашей страны.

В этот раз очередь дошла до города Мурманска. Мы недавно писали об «инициативе» переименовать проспект имени В.И. Ленина в Николаевский, но, считаем, что стоит еще раз обсудить этот вопрос.

Для начала хотелось бы понять, почему вдруг возникло у кого-то желание это сделать именно в Мурманске. Здесь можно предположить, что данное «начинание» связано с одной исторической особенностью нашего города. Дело в том, что Мурманск был заложен на рубеже эпох и стал последним городом, основанным в Российской империи.

Немного из истории Мурманска

Планы устройства портового города за полярным кругом появились в 70-х годах XIX века. Первые изыскатели пришли на Мурман для разведки новых мест в 1912 году.

Совет

Через три года в 1915 году, во время Первой мировой войны, на восточном берегу Кольского залива Баренцева моря был основан Мурманский морской порт и при нём — портовый посёлок Семёновский, названный по имени бухты, где сооружались причалы, и ближайшего озера.

Создание порта было связано со стремлением России получить выход в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив, чтобы бесперебойно доставлять военные грузы от союзников по Антанте в условиях блокады Чёрного и Балтийского морей. Официальной датой основания города считается 4 октября (21 сентября по старому стилю) 1916 года.

В этот день на невысоком холме, где сейчас располагается Дворец культуры и народного творчества имени С. М. Кирова, состоялась торжественная церемония закладки храма в честь покровителя мореплавателей Николая Мирликийского. Город стал последним городом, основанным в Российской империи, его назвали Романов-на-Мурмане.

Через полгода, 3 апреля 1917 года, после Февральской революции, он получил своё нынешнее название — Мурманск.

Но вот что самое интересное, как видно из этой краткой исторической справки, название города было изменено вовсе не большевиками, как многие могли бы подумать, не затрудняя себя такими, казалось бы, незначительными историческими подробностями. Кроме утраты первоначального названия не удалось сбыться и градостроительным планам, намеченным в царское время.

Теперь давайте обратимся уже непосредственно к истории самого проспекта им. В.И. Ленина (по материалам статьи на сайте murmansk-nordika.blogspot.ru).

Длина проспекта Ленина в Мурманске — ни много ни мало — почти четыре километра: начинается он на перекрестке с проспектом Кирова и как бы продолжает идущий с юга Кольский проспект, а заканчивается, упираясь в улицу Папанина.По плану застройки города 1916 года главная улица города должна была носить название Николаевский проспект в честь российского царя.

В центре улицы полагалась круглая площадь, от которой, как лучи от солнца, в разные стороны должны были расходиться прямые улицы. «Романов-на-Мурмане» должен стать красой и гордостью Русского Севера», — сообщали газеты.План застройки 1916 годаПланам этим так и не были осуществлены. Революция и гражданская война помешали им сбыться.

Романов-на-Мурмане стал Мурманском, площадь в центре города получилась отнюдь не круглой (название Пять Углов говорит само за себя!), а главную улицу города «собрали» из двух частей.Южная часть проспекта когда-то носила название Варяжский проспект, а в 20-е годы прошлого века стала проспектом Сталина.

Северная часть проспекта изначально называлась улицей Советской, а после смерти В.И.Ленина стала носить его имя. Вот так из двух этих частей в конце 50-х годов и сложился современный проспект Ленина.Проспект Ленина в конце 50-х годовВ 30-е годы прошлого века проспект ничем примечательным не выделялся. Бараки, двухэтажные домишки, немощеная мостовая, дощатые тротуары.

А еще «первый городской транспорт» (правда, пока еще не для пассажиров) — так называемая «декавилька» (по имени изобретателя — француза Декавиля): небольшие вагонетки, передвигаемые вручную по рельсам.Рельсы декавилькиВдоль проспекта простиралась болотистая пустошь — настоящее раздолье для любителей морошки. Зимой, в полярную ночь, на неосвещенном проспекте пешеходы рисковали…

заблудиться.Строительство началось здесь в 1934 году — начали появляться первые каменные и кирпичные дома. Особо примечательны так называемые «капитанские дома» — две семиэтажки напротив, зеркально повторяющие друг друга. В довоенном Мурманске — настоящие небоскребы!Построили их за год (сроки — кратчайшие!).

Обратите внимание

Удивительно, что кирпич для возведения стен строители носили даже на 7-й этаж вручную! Архитектор В.Овчинников планировал соединить два дома аркой (прямо над дорогой). Жаль, не успели строители до начала войны.Оба дома строились по личному указанию наркома снабжения СССР А.И. Микояна.

Многое для мурманчан было непривычным: центральное отопление, ванные комнаты (мурманчане тогда за водой тогда ходили на водокачку!), паркетные полы, полностью меблированные комнаты, большой оранжевый абажур с кистями в гостиной… Ордера на вселение в эти «шикарные апартаменты» получили известные капитаны Мурманска: Я.И.Богданов, А.А.Егоров, Ф.М.

Михов и другие (отсюда и название домов).Медленно, но верно город преображался. Кроме жилых домов, на проспекте появились школа, центральный гастроном. В 1939 году планировалось строительство театра. Не успели — началась война.Мурманск 30-х гг. Весь город — на одной фотографииПроспект серьезно пострадал от авианалетов врага.

Перекрытия и перегородки в домах были из дерева, поэтому зажигательные бомбы вызвали большие пожары. 18 июня 1942 года практически полностью выгорела северная часть проспекта: от домов остался только частокол печных труб над пепелищем. А в 1943-м году фугасная бомба разрушила Центральный гастроном.

По проспекту уходили в последний бой воины Полярной дивизии, а через два года здесь под конвоем проходили немецкие военнопленные…Неслучайны на проспекте памятники защитникам Заполярья.На юге — памятник 6-й Героической комсомольской батарее. Уже в первый день войны батарейцы сбили вражеский самолет.

В сентябре 1941 года в течение недели на подступах к Мурманску они отражали натиск противника. Поддерживавшая их пехота была переброшена на другой участок, где складывалась еще более угрожающая ситуация. Батарейцы тогда остались одни, но продолжали вести огонь по противнику. 14 сентября оставшиеся в живых оказались в окружении и приняли свой последний бой.

Рядом с монументом — плита из черного мрамора, на которой высечены фамилии всех погибших героев: их 71.Памятник Анатолию Бредову расположился на перекрестке улицы Профсоюзов и проспекта Ленина. Мурманчанин в 19 лет ушел на фронт – это был 1942 год.11 октября 1944 года наступление наших войск в направлении Печенги было уже в разгаре.

Важно

Боевой пулеметный расчет Бредова (он уже был его командиром) выдвинулся в расположение отступающего противника, который отчаянно оборонялся. Пулеметчики заняли удобную позицию, но фашисты ее тут же начали поливать ожесточенным артиллерийским и пулеметным огнем. Расчет Бредова отступать и не думал. Многие солдаты уже полегли. Кончились патроны.

Враги подступали все ближе, надеясь взять нашего солдата живым. И тогда Анатолий поднялся во весь рост и последней гранатой взорвал себя и окруживших его фашистов.Интересно, что создавался памятник на народные пожертования: всего мурманчане собрали 9 миллионов рублей. Архитекторы создавали памятник по случайно уцелевшей единственной фотокарточке героя из паспорта.

На площади Пять Углов привлекает внимание макет герба города и награды Мурманска. Выше всех расположена Золотая Звезда — знак отличия Города-Героя.После войны проспект Ленина восстанавливали «всем миром»: разбирали и перестраивали разрушенные бомбежками дома, асфальтировали, озеленяли. В 1962 году именно по проспекту прошел первый мурманский троллейбус.

Настоящее чудо! Школьники города, бывало, после (или вместо) школы катались на диковинном транспорте «по кругу».Примерно в тоже время были посажены кусты сирени и рябины, которые теперь сильно разрослись. Начало цветения сирени значит для мурманчан примерно то же, что начало цветения сакуры для японцев. Цветение сирени — знак, что в город пришло долгожданное лето! А бывает это…

в начале июля.Чего только не построено на проспекте после войны! Появился драматический театр с Театральным бульваром, на месте оврага с пасущимися козами возник стадион «Труд».Будущий стадионДля гостей города воздвигли гостиницу «Арктика» — самое высокое сооружение в городе.Отстроили здание Краеведческого музея.

Да всего и не перечислить!Итак, как мы смогли убедиться, ни кто-либо из рода Романовых, ни какие-либо царские архитекторы и строители не имеют никакого отношения к проспекту, носящему имя В.И. Ленина. Т.е. самого названия Николаевский и проспекта как такового, в соответствии с царскими планами в Мурманске по-просту не было.

Улицы, жилые и административные здания, музеи, театры и стадионы, парки и скверы, памятники — все это было построено и создано при советской власти гражданами города Мурманска.  Никакие обоснования и утверждения и тем более досужие домыслы об «исторической памяти и традициях», якобы связанными с «основателем Николаем II» не могут опровергнуть факты исторической действительности. Со всей очевидностью можно утверждать, что Мурманск, это советский город, а его центральный проспект по праву носит имя В.И. Ленина.

51eot.su

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Последний город царской россии: мурманск. 5 любопытных фактов

Почему в Мурманск запрещали въезд женщинам, за что его называли «вторыми Дарданеллами» и сколько просуществовал в городе китайский квартал — далее.

 Вид на площадь «Пять Углов» и проспект Ленина
© Лев Федосеев/ТАСС

Вид на площадь Пять углов со стороны ул. Ленинградской. Фото Л. Красильникова. 1962 г. В деревянном дом на перекрестке улиц Ленинградской и Воровского (на снимке слева) в разные годы размещались Радиокомитет, редакция газеты «Полярная правда», отделение милиции. На втором плане − пятиэтажные жилые дома по пр. Ленина.

 Мемориальный комплекс погибшим в мирное время морякам
© Лев Федосеев/ТАСС

 Музыкальная скамейка в сквере на улице Воровского
© Лев Федосеев/ТАСС

 Жилой дом на улице Генералова
© Лев Федосеев/ТАСС

 Мемориальный маяк на подъеме к Семеновскому озеру
© Лев Федосеев/ТАСС

 Памятник Защитникам Советского Заполярья
© Лев Федосеев/ТАСС

 Гостиница «Азимут»
© Лев Федосеев/ТАСС

 Мурманский морской вокзал
© Лев Федосеев/ТАСС

 Яхты в Кольском заливе
© Лев Федосеев/ТАСС

 Вид на Мурманский морской торговый порт
© Лев Федосеев/ТАСС

   МУРМАНСК, 4 октября. /Корр. ТАСС Илья Виноградов/. Мурманск стал последним из основанных императором Николаем II городов. Церемония закладки Романова-на-Мурмане (первое название Мурманска) состоялась 4 октября 1916 года. На сегодняшний день это самый крупный город мира за Полярным кругом. Другие интересные факты из жизни города — в материале ТАСС.

Смотрите также

Совет

Празднования 100-летия Мурманска пройдут с участием оркестра Мариинки и театра Маяковского

«Вторые Дарданеллы»

Как рассказали в Государственном архиве Мурманской области, после создания Мурманска путь через него в западной прессе назвали «вторыми Дарданеллами».

Завершившееся строительство железной дороги из Карелии до Мурманска, откуда через Кольский залив был открыт путь в незамерзающее Баренцево море, дало России альтернативу «запертым» в течение Первой мировой войны выходам из Балтийского и Черного морей.

Обратите внимание

Через Мурманск шел кратчайший путь сообщения страны с союзниками по Антанте, которые доставляли по нему важные грузы.

«Неупорядоченная» застройка

Мурманск получил стимул к быстрому развитию благодаря строительству здесь морского порта и появлению базы флотилии Северного Ледовитого океана.

Город предполагалось строить по единому плану, согласно которому здесь должны были появиться 17 проспектов, несколько площадей.

Однако исторические катаклизмы помешали задуманному и город в первые годы представлял собой беспорядочно поставленные бараки и деревянные дома. К упорядоченной застройке города перешли только в 1930-х годах.

Панорама Мурманска, 1934 год

© ГОКУ Государственный архив Мурманской области

Мурманский «Шанхай»

Среди первых поселенцев и строителей Мурманска было много иностранцев, значительную часть которых составляли мигранты из Китая. Район города, где они жили, получил неофициальное название «Шанхай». Он просуществовал более 20 лет.

Смотрите также

Обратите внимание

Морской вокзал Мурманска откроют после реконструкции в дни празднования 100-летия города

К 1920 году население Мурманска составляло 2,5 тыс. человек. Из них — несколько сотен китайцев. «Шанхай» был снесен только в 1937 году — он был одним из самых неустроенных районов города.

Часть китайцев уехала из Мурманска, часть была репрессирована, другие смешались с жителями других районов города.

Из иностранцев в Мурманске было много корейцев, татары и финны. Татарские праздники периодически проходили в Мурманске, а в главной газете регулярно появлялись материалы на финском языке.

«Мужской» город

Важно

Документом 1918 года был запрещен въезд в Мурманск женщинам и детям. Это был приказ командующего русскими вооруженными силами Мурманского края генерал-майора Николая Звегинцева, подписанный в связи с жилищным кризисом в строящемся Мурманске. Согласно ему приезжающие работать в Мурманск люди обязывались не привозить с собой семьи. Приказ был отменен до начала 1920-х годов.

Панорама строительной площадки Мурманского судоремонтного завода Главсевморпути, 1937 год

© ГОКУ Государственный архив Мурманской области

Скорость — не выше 20 км/ч

Этот и ряд других любопытных документов впервые были опубликованы лишь накануне 100-летнего юбилея в уникальном сборнике о городе, подготовленном Государственным архивом Мурманской области. Например, в сборнике есть первые правила дорожного движения в Мурманске.

Они обязывали велосипедистов иметь госномера, а скорость автомобилей в городе ограничивали 20 км/ч. Есть в издании и свидетельства северного быта начала прошлого века.

Важно

К примеру, письмо конторщицы Елизаветы Истоминой к градоначальнику с просьбой выдать валенки и расписание первой в городе бани, где специальное время выделялось кузнецам и сапожникам. 

100 фото 1916-1989г.http://www.murmanarchiv.ru/index.php/100- Подробнее на ТАСС:

http://tass.ru/v-strane/3673963

Факты о Мурманске

Последний город царской россии: мурманск. 5 любопытных фактов

Город Мурманск расположен на берегу Кольского залива. Кольский залив имеет особенность не замерзать при низких температурах. Морской торговый порт Мурманска считается одним из самых крупных в России из тех, которые расположены за Полярным кругом. В Мурманске также самый сильный и мощный атомный ледокольный флот.

Мурманск является административным центром области, а также самый большой город мира, который находиться за Полярным Кругом. А количество населения в нем достигает 330 тыс. жителей. А в 1985 году Мурманску было присвоено здание Города – Героя.

Площадь «Пять Углов» находиться в самом центре города, её очень легко найти, ведь она находиться в несколько минутах ходьбы от железнодорожного вокзала. Семеновское озеро одно из самых любимых мест отдыха жителей Мурманска. Там даже оборудована зона отдыха, установлены аттракционы, лодочная станция и кафе.

В городе имеются Дворец детского творчества, которое носят название «Лапландия», а также Океанариум. В центре города находиться памятник Герою Советского Союза Бредову Анатолию, а ещё памятник, возведенный во имя 6-ой Героической Комсомольской батареи.

Известное всем жителям отличное место для отдыха Долина Уюта. Ровная долина, закрытая с каждой стороны сопками. Зимой в этом месте прокладываются лыжные трассы, которые с охотой используются местными жителями для активного отдыха.

Очень долгое время в Мурманске не было ни одной церкви. Самая первая церковь появилась на улице Егорова, и была закрыта в 1924 году. И вот на окраине города в одном районов, деревянный дом был перестроен в храм. Ей дали название Свято — Никольская церковь.

И прослужила эта старенькая деревянная церковь целых 40 лет. Перед самым 1000-летием крещения Руси, вокруг неё были построены стены храма из белого камня, уже в октябре 1986 года его осветили. А через некоторое время построили храм Святого Трифона Печенегского.

Совет

Эта область вызывает огромный интерес у туристов. В Мурманской области есть практически все и горы и тысячи рек, озера и два моря.

Именно благодаря этому в Мурманской области развиты многие виды туризма, такие как охота, альпинизм, спортивная рыбалка, горнолыжный спорт, пешие, велосипедные и лыжные походы.

Также можно отлично отдохнуть на берегу кристально чистой реки, на дикой природе в тайге или тундре. Очень интересным вам покажется сплав по реке на байдарках.

Мурманская область – это отдых подходящий каждому. Для людей, которые любят, проводит свой отдых на экологически чистом воздухе, на природе.

А какое здесь обилие грибов, грибники смогут порадовать себя и своих близких лукошками полными белыми грибами, подосиновиками, маслятами, моховиками, подберезовики, сыроежками, волнушками, опятами и, конечно же, лисичками.

Также в здешних местах можно собрать бруснику, голубику, воронику, чернику, клюкву и морошку.