Последняя картина валентина серова

Валентин Серов. Женские портреты

Последняя картина валентина серова

Рассказывая о полотнах Валентина Александровича Серова, я не могла пройти мимо его замечательных женских портретов.

В последние годы жизни художник создает тип импозантного светского портрета, который включает сложную обстановку интерьера, отражения в зеркалах, какое-либо животное. Женский портрет кисти Валентина Серова всегда привлекал зрителей.

Портрет княгини З.Н.Юсуповой (1902) является особым взлетом мастерства, поражает своей светлой, изысканной и благородной гаммой.

Валентин Серов. Портрет княгини З.Н.Юсуповой 1902

Обратите внимание

Овальный портрет Е.П.Олив (1909) захватывает изяществом рисунка и формы, утонченными серо-голубоватыми тонами.

Валентин Серов. Портрет Е.П.Олив. 1909

Портрет С.М.Боткиной (1899)позволяет любоваться изысканным и смелым сочетанием желтого платья, потемневшей позолоты и синей обивки дивана. Художник в этом парадном портрете сдвинул героиню на край дивана,

Валентин Серов. Портрет Софьи Михайловны Боткиной. 1899

Русский художник и историк искусства Игорь Грабарь считал одним из лучших портретов Валентина Серова портрет М.К.Олив (1895). Она была двоюродной племянницей Саввы Ивановича Мамонтова.

Молодая женщина в темном платье почти сливается с темно-коричневым мерцающим фоном. Только руки и драгоценное ожерелье на шее героини излучают свет, а лицо – радостное сияние.

Это необыкновенное по красоте зрелище подчеркивало жизненную полноту образа.

Валентин Серов. Портрет М.К.Олив. 1895

Подолгу общаясь с героинями своих портретов из светского общества, Валентин Серов постепенно преодолел известную связанность рук, мешавшую ему в работе над некоторыми парадными портретами 1890-х годов. Теперь он научился убеждать любую модель и подчиняться его настойчивым просьбам:

Искать долго позу, невзирая на окружающих; заставить такую-то изящную или неизящную даму переодеть десять, пятнадцать, двадцать платьев.

Валентин Серов. Портрет Е.А.Красильщиковой 1906

Валентин Серов считал, что «картину можно написать в любом заданном тоне». Он овладевал тайнами колорита, всматриваясь в произведения старых и современных европейских мастеров, особенно Гальса, Веласкеса, Тициана. Живописец изучал работы окружающих его мастеров – Репина, Коровина, Врубеля.

Валентин Серов. Портрет Е.С.Карзинкиной. 1906

Необыкновенно нежный, лиричный портрет Клеопатры Александровны Обнинской создал Серов в 1904 году. Это «Портрет К.А.Обнинской с зайчиком». В 1897 году Клеопатра Салова вышла замуж за Виктора Петровича Обнинского. Они жили в родовом поместье Обнинских Белкино, куда и приезжал к ним в гости Валентин Александрович.

Валентин Серов. Портрет К.А.Обнинской с зайчиком. 1904

Важно

Вскоре в округе развернулось строительство Московско-Киево-Варшавской железной дороги. За отчуждение частных земель под железную дорогу всем владельцам полагалась компенсация. Виктор Петрович отказался от выплат, в благодарность правление железной дороги присвоило станции название «Обнинское». Теперь это известный город Обнинск недалеко от Москвы.

Валентин Серов. Портрет И.Ю.Грюнберг. 1910

Уверенным, абсолютным рисунком, изысканной и благородной гаммой привлекают зрителя портрет И.Ю.Грюнберг (1910) и полотно «Натурщица» (1905).

Валентин Серов. Натурщица. 1905

«Портрет неизвестной» (1895) и «Портрет Софьи Михайловны Лукомской» (1900), как и многие другие портреты, стали постепенной подготовкой художника к своему величайшему шедевру – к портрету княгини Ольги Константиновны Орловой, урожденной Белосельской-Белозерской.

Валентин Серов. Портрет неизвестной. 1895

Валентин Серов. Портрет Софьи Михайловны Лукомской. 1900

Мужем блистательной княгини был князь В.Н.Орлов, очень богатый и влиятельный человек. Он впал в немилость из-за своей оппозиции к Распутину и Вырубовой, и императрица пожелала его удалить. Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга. В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты.

Из Парижа она дюжинами вывозила платья. Она не славилась своей красотой, но была тонкая и изящная, и всегда была окружена мужчинами. Свой портрет, написанный Валентином Серовым, она подарила музею Александра III, который теперь называется Русским музеем.

Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей.

Валентин Серов. Портрет княгини О.К.Орловой. 1911

«Портрет княгини О.К.Орловой» считается лучшим портретом Серова. Ища выразительности и характера во всех предыдущих работах, художник смог воплотить это в портрете Орловой. Мастер так объяснял позу и выражение героини:

В последние дни жизни Валентин Серов работал над портретом княгини П.И.Щербатовой, но успел только сделать рисунок на большом холсте. Художник писал этот портрет приблизительно с теми же чувствами, которые он испытывал, выполняя портрет Орловой. Вот что он писал:

Валентин Серов. Портрет княгини П.И.Щербатовой

Валентин Александрович Серов умер утром того дня, когда он должен был ехать на Новинский бульвар к Щербатовым на очередной сеанс. Утверждают, что это был сердечный приступ.

Штрихи к портрету: 9 увлекательных историй из жизни художника Валентина Серова

Последняя картина валентина серова

Как Тургенев спасал Серова в Париже от шлюх, как художника приняли в Австрии за русского шпиона, как в его немилость однажды впал император Николай II и почему близкие и друзья называли Валентина Серова Антоном.В 1874 году Валентин Серов (ему тогда было девять) приехал с матерью в Париж.

Они поселились в доме на бульваре Клиши, по соседству с двумя миловидными девушками. Девушки очень нравились Валентину. Нравились их улыбки, их звонкий смех и то, что у них так много друзей, — каждый вечер они возвращались домой в новой компании. Мать Серова была постоянно занята, и юноша чувствовал себя одиноким.

Смотреть из окна на симпатичных соседок было для него единственным развлечением, и как-то раз одна из них, потрепав на лестничной клетке мальчика по волосам, сказала, что он «милый ребенок».

Однажды в дверь постучали, и Валентин увидел на пороге представительного мужчину — очень высокого, с белоснежной бородой.

Совет

Мужчина хотел видеть Валентину Семеновну Серову.

Юноша ответил, что он дома один. В это время из-за стены послышался смех, звук упавшего стула, одна из девушек вскрикнула.
— А у вас веселые соседи, — заметил гость.
— Очень веселые, — вздохнул мальчик.
— И часто они так веселятся?
— Каждый день…

Уходя, мужчина оставил матери Валентина записку, в которой говорилось, что, не зная Парижа, они, увы, поселились в доме «с репутацией».

Следующим утром они переехали. А седобородый мужчина оказался Иваном Тургеневым — старым приятелем покойного отца Валентина Серова.

Мать Серова — Валентина Семеновна — была женщина суровая. Сына она видела редко (занятия музыкой и общественная деятельность отнимали много времени), но уж если видела, спуску не давала. Однажды Валентин опоздал к назначенному часу, и мать в наказание не открыла ему дверь. Мальчик ночевал на крыльце — домой его пустили только утром.

В другой раз юный Серов был отправлен на реку. Но по какой-то причине купаться не захотел и решил сжульничать — намочил белье в колодце.

Заметив, что у парня сухие волосы, мать прочитала ему лекцию о том, что обманывать нехорошо и, сообщив напоследок, что теперь он ей противен, отправила сына в Мюнхен — жить у едва знакомой социал-демократки, с которой встретилась на каком-то митинге.

Однажды Валентин Серов едва не стал собственностью железнодорожного управления. Приехав с сыном из Мюнхена в Париж, Валентина Серова вступила в перепалку с контролерами, которые считали, что купленный за полцены билет, недействителен для девятилетнего парня.

В ответ на заверения, что оплатить разницу ей все равно нечем, контролеры предложили занять денег у знакомых, а сына пока оставить в залог.

Поколебавшись (все знали, насколько дорога Валентине Семеновне музыка), та все же предложила вместо сына ценные ноты — только что напечатанные партитуры «Кольца нибелунга», которые ей прислал лично Рихард Вагнер.

Контролеры согласились. Потом, когда Серов сделался знаменитостью, наверняка, кусали локти.

В 1887-м Серов вместе с Ильей Остроуховым и братьями Михаилом и Юрием Мамонтовыми предпринял путешествие в Европу. В Вене молодых художников очаровал собор Святого Стефана, и те не расставались с карандашами, постоянно рисуя эскизы.

Однажды к молодым людям подошли полицейские и предложили пройти в ближайший участок — иностранцы, то и дело что-то зарисовывавшие в своих альбомах, показались им подозрительными. Инцидент замяли, русских художников настоятельно просили не жаловаться в посольство.

Позднее, уже в поезде они рассказывали о том, как их приняли за русских шпионов, попутчикам — студентам из Вены.

«Не волнуйтесь, господа, — успокоили те Серова и Остроухова, — на днях на соседней улице обворовали ювелирный магазин. Скорее всего, вас приняли за обыкновенных грабителей».

Обратите внимание

Друзья и родные звали Валентина Серова Антоном. Это не самое очевидное прозвище возникло — вернее, начало возникать — в детстве. Родители звали маленького Валентина Валентошей, Тошей, иногда — Тоней. Позднее, на даче Мамонтовых в Абрамцеве, Тоша превратился в Антошу.

И письма, которые Илья Репин писал уже взрослому Серову, нередко начинались обращением: «Антон, Антон!».Валентин Серов работал медленно — особенно хорошо это знали его близкие.

Когда художник попросил 12-летнюю дочь Саввы Мамонтова — Веру — позировать ему для картины «Девочка с персиками», та сразу смекнула, что это грозит ей испорченным летом. Не испытывая энтузиазма в связи с перспективой позировать неделями вместо того, чтобы гонять с деревенскими по округе, Вера упрямилась.

Серов пускал в ход все свои обаяние и красноречие, сулил еще персиков, взывал к дочерним чувствам (картина была задумана как подарок ко дню рождения Елизаветы Мамонтовой), но все было тщетно. В конце концов, он выторговал согласие своей модели за обещание после каждого сеанса кататься с ней на лошадях.

«Все, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах, — вспоминал позднее Серов. — Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров».

  • Михаил Врубель. Хождение по водам, 1890, Третьяковская галерея

Тайна одного из последних портретов кисти Валентина Серова

Последняя картина валентина серова

Этот портрет сразу привлек мое внимание — справа от входа в главный зал выставки «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения», которая триумфально проходит в Москве. «Портрет военного» из частного собрания датирован 1911 годом.

На нем — полковник, о чем говорят золотые погоны с двумя просветами и без звездочек (не путать с полковничьим погоном наших дней). И однозначно — боевой офицер: орден Св.

Владимира 4-й степени с мечами и бантом, изображенный художником с блистательным мастерством, можно было заслужить лишь за ратный подвиг на поле боя. Живописец знал это, потому и выписал на холсте знак отличия столь тщательно.

Вглядитесь внимательно в лицо этого человека, — обращается к зрителю художник. — Именно благодаря таким офицерам полководцы и военачальники заслуживают место на скрижалях Истории.

Но зацепило меня другое. Почему полковник изображен в солдатской полевой гимнастерке?!1 Ответить на этот вопрос — значит узнать имя неизвестного офицера.

Так началось мое расследование.

Почему полковник одет не по уставу?

Дело в том, что в 1911 году офицеры Русской императорской армии ни в строю, ни вне строя гимнастерку не носили. Она им не полагалась! Однако Серов, который никогда особенно не церемонился с портретируемыми, сознательно решил запечатлеть полковника именно так.

А значит, уговорил свою модель пойти на явное нарушение уставной формы одежды. И уже кисть мастера превратила заурядную гимнастическую рубаху цвета хаки в яркий художественный символ.

Ведь эстетика символизма предполагала использование намеков, таинственности, недосказанности.

Взгляд историка на картину Василия Нестеренко «Мы — русские, с нами Бог!»

За консультацией я обратился к известным специалистам по русскому военному костюму Сергею Алексеевичу Попову и Андрею Анатольевичу Смирнову. И вот что выяснил.

Важно

Белая гимнастическая рубаха использовалась в летней форме нижних чинов с конца 1850-х — начала 1860-х годов, а во время Русско-японской войны ее, равно как и белые офицерские кители, военнослужащие стали явочным порядком окрашивать в защитный цвет для маскировки.

О том, как это происходило, колоритно поведал в своих мемуарах граф Алексей Алексеевич Игнатьев.

«Когда к отходящему на юг поезду я явился в белом кителе и в белой фуражке, с шашкой на серебряной портупее, с револьвером и биноклем через плечо, мне казалось, что у меня вполне боевой вид. Но некий уже побывавший на фронте полковник сразу расхолодил меня и остальных офицеров, которые тоже были в белом.

— Не забывайте снимать фуражки, когда придется высовывать голову из окопа, — советовал полковник. — Лучшей мишени, чем белая фуражка, не сыскать. А японцы — отменные стрелки!

Он объяснил нам далее, что белое обмундирование и, особенно, белые фуражки служат одной из немаловажных причин наших потерь в людском составе.

На первом же ночлеге Павлюк (унтер-офицер, вестовой Игнатьева. — Авт.) категорически потребовал у меня фуражку и китель и сдал их в покраску какому-то китайцу.

— Никто в белом не воюет! — авторитетно заявил он.

Впрочем, все перекрасились. Но как! Проснувшись утром, я увидел вместо русской пехоты толпу в каких-то желто-зеленых, голубоватых и зеленоватых тряпках. Не лучший вид имело и большинство офицеров.

В результате кустарной, спешной и неумелой покраски обмундирования все наше воинство сразу приобрело жалкий вид. Мне вспомнилось, что английские и американские военные атташе носили форму хаки, у японцев тоже хаки. Значит, секрет защитного цвета уже был известен.

Почему же его не использовало русское военное министерство, посылая сотни тысяч солдат на фронт?»2

Именно в такой, отнюдь не фабрично окрашенной солдатской гимнастерке, и изображен серовский полковник. Но почему офицер в нарушение всех уставов решился позировать в ней знаменитому портретисту?!

Служил ли полковник в Туркестане?

Почему Дейнека не получил Сталинскую премию за «Оборону Севастополя»

В 1907 году походная хлопчатобумажная гимнастерка зеленовато-серого цвета была введена официально лишь для нижних чинов.

В 1911-1912 годах в армию пришла суконная защитная рубаха для походной формы, которую носили в холодное время вместо мундира.

А 9 сентября 1914 года, спустя месяц после начала Первой мировой войны, был издан приказ N 589, разрешавший «всем офицерам, врачам и военным чиновникам ношение походных рубах образца 1912 года».

Совет

Но — внимание! — было два исключения. Офицеры, служившие в Туркестанском военном округе, носили гимнастерки.

«В приказе по военному ведомству N 149 от 26 апреля 1869 года для всех чинов войск Туркестанского военного округа вводились белые гимнастические рубахи в качестве одного из постоянных предметов летней походной формы одежды. На рубахи пристегивались плечевые мундирные погоны образца 1868 года.

Несмотря на то что приказ действовал только в пределах ТуркВО, они постепенно стали распространяться и в других местах»[3]. Во время Русско-японской войны многие офицеры перекрашивали и носили не кителя, а солдатские гимнастерки. Как раз так поступил полковник Леонид Вильгельмович Леш, будущий генерал от инфантерии.

И именно таким он запомнился уже упоминавшемуся графу Игнатьеву. «Вся внешность Леши дышала здоровьем и спокойствием. Загорелый, потный, он шел мне навстречу в распахнутой косоворотке желто-зеленого цвета. От солдат отличали его только золотые погоны с малиновым просветом».

В пользу того, что неизвестный полковник служил в Туркестане, свидетельствует и его борода а-ля Скобелев: офицер явно стилизовал себя под знаменитого «белого генерала». А большой орлиный нос выдает в нем, скорее всего, уроженца Кавказа или Закавказья. Надо было учесть и это.

Так сузился круг поиска.

Следовало искать офицера, вероятно, служившего вместе со Скобелевым в Средней Азии, принимавшего участие в Русско-японской войне, имевшего в 1911 году чин полковника и награжденного орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом.

Помочь здесь могли только всезнающие справочники, хранящиеся в Российской государственной библиотеке.

За что полковника уволили в запас?

Не буду утомлять читателя техническими подробностями поисков. Важно, что имя офицера — на уровне научной гипотезы — удалось установить. Им оказался Виктор Викентьевич Погосский (25 февраля 1858 — 30 января 1930).

Офицер имел армянские корни (его предки Погосяны впоследствии русифицировали свою фамилию) и получил неплохое образование — 2-й Московский кадетский корпус, Николаевское инженерное училище по первому разряду и Офицерские гальванические классы.

В 1879 году в чине подпоручика Погосский был направлен на службу в 1-й Кавказский саперный батальон. А в 1880-1881 годах воевал в Средней Азии и под началом генерала Скобелева принял участие в Ахал-Текинской экспедиции.

«Взятие Берлина» открывает совместный проект Эрмитажа и журнала «Родина»Обратите внимание

Подпоручик Погосский был прекрасным знатоком минного дела, а генерал Скобелев внимательно следил за всеми техническими новинками и охотно использовал их в военном деле. 12 января 1881 года, перед штурмом цитадели Геок-Тепе, в 11 часов 20 минут по приказу генерала был произведен взрыв мины с целью обрушения части стены.

Подпоручик Погосский был одним из основных исполнителей этого приказа.

«Последовал глухой подземный удар, задрожала почва, и огромный столб земли и кусков стены высоко поднялся над землею и медленно упал, засыпав наши передовые работы, засыпав часть охотников, неосторожно подавшихся вперед, и осыпав мелкими каменьями даже колонну, лежавшую за плотиною. Стена упала на протяжении 9 сажен (19,2 метра.

— Авт.) и образовала удободоступный обвал. Стоявшие на этом участке стены текинцы погибли. Не успел взрыв еще улечься, как роты первой колонны вышли из-за плотины и бросились с криком «ура» на обвал»4. Крепость Геок-Тепе была взята штурмом, Ахал-Текинский оазис покорен.

Это была последняя победоносная война Российской империи. Виктору Викентьевичу Погосскому она принесла чин поручика и несколько боевых знаков отличия. Среди них орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, с которым его и запечатлел Серов.

Боевой офицер успешно поднимался по ступеням служебной лестницы, в 1901 году за отличие получил чин полковника и Русско-японскую войну встретил в должности командира 210-го пехотного резервного Перекопского полка.

Вот когда ему пригодилась белая гимнастическая рубаха, хранившаяся у Погосского со времен Ахал-Текинской экспедиции. Полковник велел ее перекрасить, и гимнастерка верой и правдой прослужила ему всю кампанию.

Впрочем, он мог ее и пошить заново в 1904-1905 годах. Суть дела от этого не меняется.

А потом случилось что-то экстраординарное…

Мы не знаем, что именно. Какая «история» приключилась с Погосским, чем боевой офицер разгневал своих начальников…

Нам важен факт из его послужного списка: с 23 октября 1910 года по 17 января 1912-го полковник Погосский был уволен с действительной военной службы и находился в запасе5.

Важно

Нам важно, что Серову позировал «запасник»! И он вполне мог позволить себе эту объяснимую вольность — надеть гимнастическую рубаху защитного цвета, ставшую для него символом личного участия в двух войнах.

Остается, пожалуй, только один важный вопрос — где художник мог познакомиться с полковником Погосским?

Где полковник встретился с художником?

Серов, постоянно нуждавшийся в деньгах (в день его смерти в доме оказались сбережения в размере 85 копеек), часто писал портреты на заказ, и его знакомство с полковником Погосским вряд ли было случайным.

У художника была дача в поселке Ино (Финляндия), где в 1909 году началось сооружение современного форта для обороны Петербурга. Дачу Серова, отчужденную в казну за выкуп, снесли при строительстве; летом 1911 года Валентин Александрович последний раз побывал в Ино.

Там, среди военных инженеров, руководивших сооружением форта, вполне могли быть знакомые специалиста по минному делу полковника Погосского.

Как создавалось полотно Валентина Волкова «Минск 3 июля 1944 года»

Возможна иная версия. Светлейшая княгиня Ольга Константиновна Орлова, урожденная княжна Белосельская-Белозерская, которую неоднократно портретировал Серов, была племянницей генерала Скобелева по линии матери.

Весьма вероятно, что полковник Погосский счел долгом нанести визит княгине Орловой, племяннице своего легендарного начальника, у которой мог познакомиться с художником, а затем заказать ему свой портрет.

(Погрудный портрет кисти Серова стоил 1000 рублей, портрет в полный рост — 5000 рублей.)

Так или иначе они встретились. И то, что эта работа не стала дежурной для художника, не надо объяснять. Достаточно вглядеться в «Портрет военного».

«Люблю человеческое лицо, — говорил Серов, — так сложно и своеобразно, что в нем всегда можно найти черты, достойные художественного воспроизведения, — иногда положительные, иногда отрицательные.

Я, по крайней мере, внимательно вглядываюсь в человека, каждый раз увлекаюсь, пожалуй, даже вдохновляюсь, но не самим лицом индивидуума, которое часто бывает пошлым, а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте.

Поэтому меня и обвиняют, будто портреты иногда смахивают на карикатуры»6.

Портрет полковника Погосского можно назвать одной из вершин портретной живописи Серова: в последний год жизни мастер нашел тот идеальный тип, которым можно лишь вдохновляться…

ВЗГЛЯД ПОСЕТИТЕЛЯ

Послесловие к выставке Валентина Серова

Вчера — наконец! — сходила на Серова. И — не отпускает… Сегодня, кажется, поняла, почему. Он спел гимн — реквием уходящей России. Спел — и ушел из жизни, томимый необъяснимым, видимо, но совершенно невыносимым предчувствием. Предчувствием, которое дается художнику, и которое он сам для себя вряд ли мог выразить тогда словами.

Журнал «Родина» рассказывает историю картины Валентина Серова «Петр I»

Валентина Александровича Серова не стало в декабре 1911 года. Ему не было 47! На фотографию художника, сделанную в последнем году его жизни, невозможно смотреть спокойно. Слезы душат… Лицо, поза — такая тоска, такая боль… Такое несовместимо с жизнью.

На его портретах — бархаты и бриллианты, изысканность и блеск… Его герои умны и щедры, красивы и богаты, талантливы и успешны… Добры. Обворожительны. Проницательны. Знамениты.

Восхитительны!

Элита России конца 19-го-начала 20-го века.

Царствующие особы и царственные женщины. Невинные и нежные дети и волевые, сильные мужи… Художники, поэты, певцы, балерины…. Промышленники, меценаты и их умные и любящие жены…

Может быть, он видел, как все это — очень скоро! — окрасится кровью?

Совет

Великие княгини, перевязывающие кровавые раны в госпиталях Первой мировой… Кровь Распутина на тонких пальцах Феликса Юсупова… Залитые царской кровью подвалы Екатеринбурга…

Кровь расстрелянных большевиками в 20-х… Кровь безвозвратно сгинувших в застенках в 30-х… Кровь — на всем этом величии и блеске России начала двадцатого века.

Вытравленная, выжженная, выброшенная за пределы родины элита страны…

Ретроспектива Валентина Серова открылась в Третьяковской галерее

С ТАКИМ предчувствием невозможно было жить.

Но не на этом я хочу закончить. Залы выставочного комплекса на Крымском валу ломятся от посетителей. И хотя выставка идет уже не первый месяц, зрителей — толпы. Длинные хвосты очередей в кассу на ноябрьском морозе. Люди идут смотреть великого художника. Люди идут смотреть на ушедшую Россию.

Я смотрела на картины… Я смотрела на посетителей… Я старалась со стороны взглянуть на себя… И я чувствовала совершенно отчетливо: мы, в зале, и они, на картинах, — единое. Мы их чувствуем, понимаем, любим. И мы все одной крови. Даже если мы, сегодняшние, не голубых кровей. Мы с ними — один народ.

И это очень сильное чувство.

Сходите на Серова, если вы еще не успели этого сделать!

Ирина Савватеева

Выставка в здании Третьяковской галереи на Крымском валу продлится до 24 января.

P.S. Виктор Викентьевич Погосский в составе Государственного ополчения принял участие в Первой мировой войне, командовал бригадой, получил чин генерал-майора. Затем воевал в Гражданскую на стороне белых, был начальником штаба корпуса.
Эмигрировал в Германию. В 1930 году умер в Берлине и упокоился на кладбище Тегель.

Примечания1. Сразу же оговорюсь, что сам этот термин имеет более позднее происхождение. «…Название «гимнастерка» было внедрено в официальный оборот только в марте 1942 года по личному распоряжению главного интенданта Красной армии генерал-майора интендантской службы П.И. Драчева.

До этого решения в официальной документации применялся термин «рубаха», а еще раньше — «гимнастическая рубаха» (Печейкин А.В. Гимнастерка. Из истории военного обмундирования и снаряжения // http://history.milportal.ru/2011/08/gimnastyorka/).2. Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю. Т. 1. М.

: Художественная литература, 1959. С. 240.3. Печейкин А.В. Указ. соч. // http://history.milportal.ru/2011/08/gimnastyorka/.4. Куропаткин А.Н. Завоевание Туркмении. Поход в Ахал-Теке в 1880 — 1881 гг. СПб. 1899. С. 205.5. Список полковникам по старшинству. СПб. 1913. С. 21.

6. Цит. по: Сарабьянов Д.В.

Валентин Серов. Альбом. Л.: Аврора, 1987. С. 24.

Судьба прототипа картины валентина серова «девушка, освещенная солнцем»

Последняя картина валентина серова

Маша обречена была стать незаурядной личностью, потому что родилась в необыкновенной семье, необыкновенными людьми были ее родственники и друзья. И ее мать не могла не воспитать прекрасных детей.

Родителями Машиной мамы — Аделаиды Семеновны Бергман — были почтенные еврейские торговцы колониальными товарами, но она и ее младшая сестра Валентина мечтали о высшем образовании и творческой работе.

Валентина училась в консерватории, увлеклась, как это часто бывает, своим немолодым уже учителем — композитором Александром Серовым.

Обратите внимание

В 17 лет она вышла за него замуж и родила сына Валентина, ставшего потом знаменитым художником.

Валентина Семеновна рано овдовела, она сочиняла музыку, стала первой в России женщиной-композитором и написала оперу, которую поставили в Большом театре. Кроме того, она увлекалась идеями Чернышевского и народников, устраивала народные театры и коммуны, словом, ей было не до сына. Вторую семью Тоша, как звали родные будущего живописца, нашел в доме тетки Аделаиды.

Аделаида Семеновна сначала выдержала экзамен на звание домашней учительницы, потом попыталась поступить в Московский университет, но из этого ничего не вышло. И она вместе с мужем, да, она уже вышла замуж за детского врача и педагога Якова Мироновича Симоновича, уехала в Швейцарию. Там она окончила университет и вернулась в Россию, чтобы положить начало детскому дошкольному воспитанию.

Ей было 22 года, когда она открыла первый в России детский сад и начала издавать журнал с таким же названием: «Детский сад». Она писала книги, ездила с мужем в Лондон, чтобы пообщаться с Герценом, в общем, не имела ничего общего с обычной домохозяйкой. Между тем у нее было пятеро детей да еще сирота Леля Трубникова, да племянник…

Маша была старшей из четырех сестер, с ней, своей ровесницей, Валентин и сдружился. «Ты вот да Надя (Лелю я не знаю), — пишет он Маше, — первая простая девочка, с которой можно говорить по душе». Валентин нарисовал восемь портретов Марии, первый, когда им было по четырнадцать лет.

С Машей Валентина связывало и увлечение искусством — она хотела стать скульптором, скульпторкой, как тогда говорили. Антокольский ее хвалил. Знаменитый портрет Маши «Девушка, освещенная солнцем» Валентин напишет в 1888-м, а пока он веселится с кузинами, знакомит с ними своих друзей по Академии художеств — Владимира Дервиза и Михаила Врубеля.

В доме Симоновичей сразу возникла атмосфера романтики. Серов увлекся Лелей Трубниковой, Дервиз — Надей, а Врубель — Машей. В один из вечеров Врубель сделал ее карандашный портрет и тут же подарил его ей. Потом Михаил Александрович написал ее Тамарой в «Демоне», потом Офелией… Но их отношения так и остались только флиртом. А вот две другие пары соединились навеки.

Барон Владимир фон Дервиз принадлежал к богатой семье, в деньгах себя не стеснял и, женившись на Наде, купил в Тверской губернии живописное имение Домотканово. Теперь вся веселая компания друзей-родственников — Дервизы, Симоновичи, Серовы — собиралась в Домотканове. Рисовали, музицировали — Надя была отличной пианисткой, ставили спектакли, гуляли. Здесь-то и возникла у Серова идея картины.

«Однажды Серов искал себе работу и предложил мне позировать, — вспоминала Мария. — После долгих поисков в саду, наконец, остановились под деревом, где солнце скользило по лицу через листву. Задача была трудная и интересная для художника — добиться сходства и вместе с тем игры солнца на лице.

Помнится, Серов взял полотно, на котором было уже что-то начато, другого полотна под рукой не оказалось. «Тут будем писать», — сказал он.

Важно

Сеансы происходили по утрам и после обеда — по целым дням, я с удовольствием позировала знаменитому художнику, каким мы его тогда считали, правда, еще не признанному в обществе, но давно признанному у нас в семье… Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь, он — удачным писанием, я — важностью своего назначения».

Как только портрет был закончен, Маша уехала в Петербург — ей пора было на занятия в школу Штиглица, где она занималась скульптурой. За позирование Серов подарил своей натурщице три рубля. Оба были бедны, для обоих это были приличные деньги.

Через некоторое время Маша уехала в Париж.

Говорила, что совершенствуется там в скульптуре, но когда Серов приехал на открывшуюся в Париже Всемирную выставку, ему стало ясно, что держит кузину во Франции. Ее избранник Соломон Львов жил в России, но за участие в студенческих волнениях был сослан в Олонецкую губернию, откуда бежал за границу. В Париже Львов получил образование, стал известным врачом-психиатром.

…Портрет Валентина Серова «Девушка, освещенная солнцем» приобрел для своей галереи Третьяков, а через 50 лет в Париже история с портретом получила для Маши интересное продолжение.

В письме сестре Нине она рассказала, что пришел к ним знакомый, инженер, тоже русский, стал играть в шахматы с Соломоном Константиновичем, а сам все поглядывал на висевшую на стене репродукцию «Девушки, освещенной солнцем».

Потом спросил: «Чей это портрет?» — «Моей жены», — ответил Соломон Константинович. Гость крайне удивился.

– Я очень изменилась? — спросила Мария.

Гость ответил:

– Глаза те же.

И рассказал, что девушка с портрета была его первой любовью, что чуть ли не каждый день он ходил в Третьяковку и любовался ею. И вот теперь наконец встретил свою мечту… Уходя, он сказал: «Благодарю вас за глаза». И поцеловал ей руку.

Через несколько лет Маша, уже Львова, приехала погостить к родным, и тогда, тоже в Домотканове, Серов написал еще один ее портрет. Портрет вышел красивый, «импрессионистский», его колорит оживлял небольшой букет полевых цветов в левом нижнем углу холста.

Племянница Маши, художница Мария Фаворская, дочь Нади Дервиз, вспоминала: «Эти цветы мы с сестрой набирали каждое утро свежими. Но смотреть, как пишется портрет, мне не пришлось. Тоша безжалостно выгонял нас, когда брал кисти в руки».

Это полотно завершило серию серовских портретов Марии.

Знаменитый художественный критик Стасов написал о нем: «Серов, все идущий в гору и уже начинающий достигать совершенства, представил… замечательно изящную молодую женщину… Судя по взгляду, выражению, всей внешней обстановке вокруг нее, она предана науке, знанию, она любит и умеет серьезно заниматься делом и посвящает ему всю жизнь. Серов умеет талантом выражать все это, всю истинную натуру и характер человека». Маша вернулась в Париж и увезла портрет с собой.

А потом закончилась и радостная жизнь в Домотканове. Умерла, молодой еще, Надя, потом — Валентин Серов. Октябрьская революция разметала и погубила обитателей и гостей счастливого имения.

Шестьдесят лет хранила Маша письма и рисунки своего кузена. А за несколько недель до Второй мировой войны, словно предчувствуя беду, переслала их в дар Третьяковской галерее. Она хотела, чтобы ее последний портрет тоже хранился в России. Но ее сын — микробиолог, лауреат Нобелевской премии Андре Мишель Львов — после смерти матери передал его в парижский музей Д’Орсэ.

Когда началась Вторая мировая война, Маша писала в Россию: «Дорогие сестры, это мое последнее письмо, может быть.

Совет

Вся Франция на дорогах, бежит — пешком, на велосипедах, даже на похоронных дрогах — до того давление немцев велико. Мы окружены справа, слева и с севера, я, думаю, буду расстреляна как довольно пожившая.

Что же Россия не приходит к нам на помощь?.. Шум адский со всех сторон. Это конец света. Прощайте, Мари».

Но Мария Львова, девушка, освещенная солнцем, уцелела в оккупированной Франции. Она дожила до девяноста лет и скончалась в Париже в 1955 году.

  Автор  Татьяна БАСОВА.

Семь портретов Валентина Серова

Последняя картина валентина серова

Если эмблемой экспозиции стала «Девочка с персиками», то её ядром оказались портреты — камерные, парадные, психологические. Этим московская выставка разительно отличается от петербургской, которая весной прошла в Русском музее под полемическим названием «Серов не портретист». Там портреты сознательно обошли стороной. Чья же оценка вернее?

«Я не портретист. Я просто художник», — говорил сам Валентин Александрович. Однако прославился он в первую очередь портретами. Существует ли оппозиция между Серовым-портретистом и Серовым-художником? На наш взгляд, нет: мастер много писал на заказ, но избежал опасности выполнять любые прихоти клиентов. Благодаря этому каждый портрет Серова рассказывает свою историю.

В рамках обзора выставки можно лишь бегло рассказать о творчестве художника. Мы выбрали другой путь: сосредоточившись на нескольких работах, дать возможность зрителю самостоятельно открыть другие произведения Серова. Если вас заинтересуют эти семь историй, приходите в Третьяковскую галерею на Крымском валу и продолжайте исследование — до закрытия выставки 17 января 2016 г. ещё есть время.

Девушка, освещённая солнцем. Портрет М. Я. Симонович. 1888. Холст, масло. 89,2 × 71,3. Третьяковская галерея

Художник посадил свою кузину Марию Симонович под деревом, где солнце делает её частью окружающего пейзажа. Этот импрессионистический приём Серов использовал и в написанной годом раньше «Девочке с персиками»: поверхности предметов воспринимают отсветы соседних вещей.

Удивительно, что при этом живописец не был знаком с творчеством французских импрессионистов. Обе работы написаны скорее под воздействием импульса, полученного от поездки по Италии в 1887 г.

и увлечения мастерами Ренессанса. «Легко им жилось, беззаботно. Я хочу таким быть — беззаботным; в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного.

Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное», — отмечал Серов.

Для нового поколения художников был характерен поворот от изображения «язв общества» к запечатлению гармонии. И если не всё творчество Серова можно назвать «отрадным», то есть в этой картине то, с чем художник не расстанется — стремление проникнуть во внутренний мир изображаемого.

На склоне лет, в эмиграции, Мария Яковлевна Симонович познакомилась с мужчиной, помнившим ее портрет. «Он сказал: «Глаза те же». Оказывается, этот портрет был его первая любовь, он остался неженатым, и теперь был озадачен, что в далёкой Франции, в деревне, вдруг нечаянно встретил ту самую девушку, которую любил по портрету, перед которым проводил часы.

Уходя, он сказал: «Благодарю вас за глаза»…» — рассказывала М.Я. Симонович в письме на родину.

Валентин Серов

Последняя картина валентина серова

Уже ранние шедевры Валентина Серова, среди которых знаменитая «Девочка с персиками», открыли миру талантливого портретиста. Прошло несколько лет, и мастер достиг пика совершенства, найдя лаконичные и выразительные способы изображения характера персонажей.

Портрет Валентина Серова

Техника живописи Серова позволяла художнику достигать портретного сходства даже без рисования лица, а карандашные портреты с его легкой руки впервые стали полноценными произведениями искусства. Пейзажи, картины на исторические и мифологические темы, анималистика – все удавалось мастеру. Но главное, он мог с первого взгляда уловить суть человека или явления.

Детство и юность

Родился художник в январе 1865 года в Санкт-Петербурге. Родители Серова – композиторы и музыканты. Мама Валентина Бергман – из еврейской семьи, содержавшей в Москве лавку колониальных товаров. Увлечение музыкой привело 18-летнюю девушку в петербургскую консерваторию, но из-за противоречий с руководителем Валентина оставила учебу.

Частные уроки у 43-летнего музыканта Александра Серова окончились браком с репетитором, который старше москвички на 26 лет. Валентина Серова – первая женщина-композитор России.

Валентин Серов в молодости

Через год у пары родился первенец, которого назвали Валентином, для домашних – Тошей. В 4 года мальчик побывал в Европе. Он рос в богемной среде, где все дышало искусством. Иван Тургенев, Илья Репин, Марк Антокольский были частыми гостями в хлебосольном доме Серовых.

Счастливое детство окончилось для Валентина Серова в 6 лет со смертью отца. Мама, нигилистка и поклонница Николая Чернышевского, отправила мальчика в Смоленскую губернию, где на хуторе Никольском жила подруга Нина Друцкая. Сама уехала в Мюнхен писать оперу и повышать мастерство.

Автопортрет Валентина Серова

Воспоминания о коммуне последователей Чернышевского, куда определила мальчика Друцкая, тягостные. Не сложились и отношения с тетушкой: за мелкую шалость женщина порвала рисунок маленького художника, в отместку он изрезал любимое платье княгини.

Спустя год Валентин Серов отправился к матери. Женщина заметила способности сына к рисованию и определила 8-летнего мальчика на учебу к мюнхенскому граверу Карлу Кеппингу. Но и здесь юный художник не задержался: через год, в 1874-м, мать по совету художника Антокольского перевезла сына в Париж, доверив обучение Тоши Репину, находившемуся в зените славы после «Бурлаков на Волге».

Обратите внимание

Через год скитания Валентина Серова продолжились. В 1875 году он с матерью вернулся в Россию и поселился в подмосковном имении князей Мамонтовых в Абрамцево, где провел лето.

Осенью у матери вспыхнул роман с нигилистом Василием Немчиновым. Пара, прихватив Тошу, отправилась в Киев, а потом на хутор Немчиновых в Харьковскую губернию. С сыном гражданской супруги у Василия Ивановича сложились дружеские отношения. Вскоре в семье появился мальчик, которого назвали Сашей.

В 1878 году Валентина Серова с детьми покинула хутор из-за разразившейся чумы и уехала в столицу. Муж остался, чтобы лечить заболевших крестьян. В Москве Серова родила дочь Надю и узнала о смерти заразившегося чумой гражданского супруга.

Весной женщина оставила старшего сына в столице на попечение Ильи Репина и уехала с детьми в Новгородскую губернию. Валентин Серов отправился в 3 класс столичной гимназии, где учился из рук вон плохо, зато карандашные рисунки мальчика восхищали всех.

Автопортрет Валентина Серова

Первые портреты 14-летний Серов написал в 1879 году, изобразив мецената Савву Мамонтова и Репина. Произведения чрезвычайно понравились, но из гимназии нерадивого ученика выгнали. Валентин Серов отправился с учителем путешествовать. Они проехали Украину, побывали в Крыму, а летом остановились в Абрамцево.

Через год в биографии Валентина Серова снова появился родной город: в 1880 году юный художник поступил Императорскую художественную академию, в класс Павла Чистякова, воспитавшего Михаила Врубеля, Илью Репина, Василия Поленова.

Обоюдное восхищение Серова и Чистякова закончилось через 5 лет: молодой художник, не окончив курс, отправился в самостоятельное плавание: учебу продолжил в Европе, изучая полотна мастеров в итальянских и голландских музеях.

Живопись

На художественные взгляды Валентина Серова повлияла жизнь в Абрамцево. В имении Мамонтова появился портрет дочери мецената – 12-летней Веры Мамонтовой, названный «Девочка с персиками». Вера позировала художнику полтора месяца.

Картина Валентина Серова «Девочка с персиками»

Валентин Серов, рисуя девочку, добился цели – «той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Юная натурщица на полотне и правда сияет детской свежестью.

В работу «Девушка, освещенная солнцем» молодой мастер вложил еще больше труда. На картине изображена Мария Симонович, двоюродная сестра Серова. Главное на полотне – игра солнечных бликов, пробивающихся сквозь листву. Художник мечтал о легкости восприятия нарисованного им. Ему претило, что «в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного».

Картина Валентина Серова «Девушка, освещенная солнцем»

Перед Машей Валентин Серов поставил задачу: вспоминать о приятном. Глядя на полотно, зрители и вправду «тонут» в безмятежности натурщицы, чувствуя теплоту солнечных «зайчиков».

Обе картины ценители живописи впервые увидели в 1888 году на московской выставке передвижников. Импрессионисты оценили новаторство мастера, смело смешавшего жанры портрета, интерьера и пейзажа.

Важно

В Абрамцеве Серов создал портрет Ольги Трубниковой, невесты. В начале 1889 года пара обвенчалась и отправилась на выставку в Париж. Вернувшись через полгода в Россию, Валентин Серов путешествовал по стране и в основном трудился над портретами.

Картина Валентина Серова «Портрет Ольги Трубниковой»

Серова недаром называют портретистом царской семьи.

В 1892-м дворяне Харьковской губернии в честь чудесного спасения императорской семьи при крушении состава на станции Борки заказали картину.

С Александром III Валентин Серов встретился один раз, поэтому работать пришлось по фотографиям царя, а эскизы портретов царских отпрысков – Ксении, Михаила и Ольги – рисовал с натуры.

Живописцу позволили присутствовать на коронации царя Николая II в Успенском соборе. Так в 1896-м появилась картина «Миропомазание Государя Императора».

Картина Валентина Серова «Миропомазание Государя Императора»

Позже Валентин Серов создал парадные портреты Александра III и Николая II, а по заказу императрицы Александры Федоровны художник нарисовал «домашний» портрет царя в тужурке. Позже коллега Серова – Константин Коровин – заметил, что Серов первый, кто заметил и отобразил на полотне мягкость, интеллигентность и слабость императора.

Благодаря гению художника современники знают, как выглядели Илья Репин, Исаак Левитан, Николай Лесков и десятки деятелей искусства начала ХХ века.

С 1898 по 1909 годы Валентин Серов руководил мастерской Московской школы живописи. Учителем его назвали Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов и Мартирос Сарьян.

Картина Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»

Рисуя портреты, Валентин Серов полагал важнейшей задачей передать эмоции, чувства персонажей. Ярчайшее доказательство достижения поставленной цели – «Портрет Мики Морозова», написанный в 1901 году и признанный современниками и потомками гениальным.

В 1910-е годы мастер сотрудничал с антрепренером и организатором «Русских сезонов» Сергеем Дягилевым. Валентин Серов изобразил театрального деятеля, создал афишу для выступления балерины Анны Павловой, написал портрет обнаженной танцовщицы Иды Рубинштейн.

Картина Валентина Серова «Портрет Иды Рубинштейн»

Изображение танцовщицы удивило современников Серова. В конце творческого пути художник уходил от реализма передвижников в сторону модернизма. Деформированное тело Иды, лишенное плоти, с неестественно длинными руками и ногами Репин назвал «гальванизированным трупом».

Тогда же ценители искусства получили от мэтра картину «Похищение Европы», навеянную посещением в компании Льва Бакста острова Крит. В рисунке Валентин Серов использовал яркую гамму: рыжий бык на фоне фиолетово-синих волн. На полотне просматриваются первые намеки на абстракционизм.

Картина Валентина Серова «Похищение Европы»

Один из последних шедевров мэтра – портрет княгини Ольги Орловой, которую называли «первейшей при дворе дамой» и «самой элегантной женщиной Петербурга». Над полотном светской львицы живописец трудился с 1909 года, закончил работу после перерыва в 1911-м и был чрезвычайно доволен портретом, что для Серова не характерно.

Тонкие ценители искусства уловили в портрете Орловой насмешку художника над персонажем, некую пародию на даму.

Картина Валентина Серова «Портрет княгини Орловой»

Знатные люди мечтали о портрете работы Валентина Серова и одновременно побаивались, ведь живописец слыл отличным физиономистом.

Он видел человека насквозь, изображая даже то, что натурщик пытался скрыть. Таков портрет юного Феликса Юсупова, самодовольного и капризного наследника миллионного состояния, бисексуала и будущего убийцы Григория Распутина.

Совет

Даже мопс Феликса подчеркивает своенравие хозяина.

О жизни и творчестве гениального портретиста снято несколько фильмов. В 2015 году вышла документальная лента «Валентин Серов. Биография и география – Абрамцево».

Личная жизнь

С любовью всей своей жизни Ольгой Трубниковой живописец познакомился у Симоновичей, родственников по материнской линии, воспитавших сироту. 9 лет влюбленные переписывались и ждали часа, когда смогут соединить судьбы.

В январе 1889 года пара обвенчалась: Валентин Серов продал полотно «Девушка, освещенная солнцем» и сыграл на полученные деньги свадьбу. На венчании в петербургском храме присутствовал Илья Репин. Серовы поселились в Москве. Один за другим у них родилось шестеро детей.

О личной жизни и семье портретиста снят фильм, вышедший в рамках программы цикла «Больше, чем любовь».

Смерть

Ранним утром в начале декабря 1911 года Валентин Серов собирал краски и кисти, чтобы отправиться в дом князей Щербатовых рисовать семейные портреты. Неожиданный сердечный приступ свалил его с ног. 46-летний художник умер мгновенно. Супруга пережила любимого мужа на 11 лет.

Могила Валентина Серова

Смерть художника в России восприняли так же трагично, как смерть Александра Пушкина и Льва Толстого. Похоронили Валентина Серова на Донском кладбище, но позже перенесли прах на Новодевичье.

Произведения

  • 1875 – «Синяя ваза»
  • 1885 – «Автопортрет»
  • 1885 – «Портрет О. Ф. Трубниковой»
  • 1887 – «Девочка с персиками»
  • 1888 – «Девушка, освещенная солнцем»
  • 1889 – «Портрет П. А. Мамонтовой»
  • 1892 – «И. Е. Репин»
  • 1893 – «И. И. Левитан»
  • 1899 – «А. С. Пушкин»
  • 1899 – «Александр III»
  • 1900 – «Николай II»
  • 1901 – «Мика Морозов»
  • 1902 – «З. Н. Юсупова»
  • 1904 – «С. П. Дягилев»
  • 1909 – «Анна Павлова»
  • 1910 – «Похищение Европы»
  • 1910 – «Ида Рубинштейн»
  • 1911 – «Портрет О. К. Орловой»

Фото

Серов Валентин АлександровичКартины и биография

Последняя картина валентина серова

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Серов Валентин Александрович (Serov Valentin Aleksandrovich), русский живописец. Родился 7 января 1865 года в Петербурге. Учился в юности у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской Академии художеств в 1880-1885 годах у П. П.

Чистякова. Творчество Серова раннего периода формировалось под влиянием реалистического искусства Репина и строгой пластической системы Чистякова. Большое воздействие на Серова оказала живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. А. Врубелем, а позже с К. А.

Коровиным.

Девочка с персиками

Портрет Веры Мамонтовой, 1887, ГТГ

Заброшенный пруд

Домотканово, 1888, ГТГ

Терраса в Введенском,

1880, Музей русского искусства, Ереван

Высшими достижениями раннего периода являются портреты-картины «Девочка с персиками» (1887), «Девушка, освещенная солнцем» (1888; обе в Третьяковской галерее).

В этих произведениях Серов, воспевая юность и красоту, видел главную свою задачу в непосредственности восприятия модели и природы и их убедительном пластическом истолковании.

В разработке света и цвета, в передаче сложной гармонии рефлексов, в насыщении среды воздухом, в свежести живописного восприятия мира проявились черты раннего русского импрессионизма.

Похищение Европы,

1910, Третьяковская галерея

Мария Львова, урожденная Симонович, 1895, Музей Орсэ, ПарижОктябрь

Домотканово, 1895, ГТГ

С начала 1890-х годов портрет стал основным жанром в творчестве Серова, приобретая новые черты: психологически заостренную характеристику человека и активно выявленное в нем артистическое начало.

Излюбленными моделями Серова становятся артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1893, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А.

Римского-Корсакова, 1898, – все в Третьяковской галерее).

Обратите внимание

Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 1880-х годов, Валентин Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов, стал пользоваться более широким мазком, способствующим остроте передачи натуры. Импрессионистические черты в живописи Серова сказываются подчас лишь в композиционном построении портрета, характере движения модели портретируемого.

Дети

Саша и Юра Серовы, 1899, ГРМ

Боткина Софья Михайловна, 1899, Русский музей, Санкт-ПетербургДеревня,

1898, Третьяковская галерея

Получив широкую известность, Серов вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами (портреты великого князя Павла Александровича Романова, 1897, Третьяковская галерея; С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф.

Юсупова, 1903, – оба портрета в Русском музее в Санкт-Петербурге).

В этих правдивых, совершенных по композиции и живописному исполнению произведениях, Серов всё более последовательно использовал линейно-ритмические начала и декоративные цветовые сочетания.

Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, ГРМНиколай II,

1900, Третьяковская галерея

Мика Морозов,

1901, Третьяковская галерея

Одновременно в творчестве Серова развивалось другое, противоположное направление: он часто писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин.

В портретах детей Серов стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка («Дети», 1899, Русский музей; «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея).

В 1890-х – начале 1900-х годов Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Небольшие картины, выдержанные в единой тёплой серо-коричневой гамме, лишены повествовательных элементов – скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности («Октябрь. Домотканово», 1895, Третьяковская галерея; «Баба в телеге», 1899, Русский музей).

Княгиня Юсупова Зинаида Николаевна, 1900-1902, Русский музейКупание коня,

1905, ГРМ

Ида Рубинштейн,

1910, Русский музей

В поздний период (начало 1900-х годов) Серов связан с «Миром искусства».

На рубеже столетий происходит перелом в стилистических исканиях Серова, в его творчестве окончательно исчезают черты импрессионизма и всё более последовательно развиваются принципы стиля «модерн», неизменно при этом сохраняется глубоко правдивое и реалистическое постижение природы и человека. В портрете нарастает тяготение к остроте социально-психологических характеристик, приобретающих необычайную глубину, и монументальности.

В середине 1900-х годов Серов создает несколько героических портретных образов; избрав для них жанр парадного портрета, Серов развивает прежнюю тему артистической личности, обретающей теперь большую свободу в выявлении своего таланта, его общественной значимости (портреты М. Горького, 1904; М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И.

Важно

Шаляпина, 1905 – оба в Третьяковской галерее). В портретах М. А. Морозова (1902), Третьяковская галерея), И. Рубинштейн (1910) и О. К.

Орловой (1911; оба в Русском музее) Серов, выявляя некоторые черты в облике и характере модели (порой прибегая к гиперболизации и гротеску), придает им значение своеобразных формул социально-обусловленных черт в человеке.

Княгиня Орлова Ольга Константиновна, 1911, Русский музейПетр I,

1907, Третьяковская галерея

Анна Павлова

Балет Сильфида, 1909, Русский музей

Большое место в позднем творчестве Серова занимала историческая живопись.

По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значительных исторических событий, она близка исторической живописи художников «Мира искусства», отличаясь от неё большим богатством оттенков в характеристике героев и обстановки («Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту», 1900, Русский музей), глубиной постижения исторического содержания эпохи («Петр I», темпера, 1907, Третьяковская галерея).

Великий князь Павел Александрович Романов, 1897, ГТГМодель,

1905, Третьяковская галерея

Госпожа Гиршман Генриетта Леопольдовна, 1907, ГТГ

В последние годы жизни Серов создал несколько вариантов картин на сюжеты из античной мифологии. Сочетая условность мифологического образа с реальным наблюдением натуры, обращаясь к традициям греческой архаики, Серов дает собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности.

Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Ученики Серова: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.

Скончался Валентин Александрович Серов 22 ноября 1911 года в Москве.

HD Video 1280x720px — https://youtu.be/WRFPI2UAVeI