Первая морская победа россии — знать должен

Содержание

Победы петра i — история России

Первая морская победа россии — знать должен

Маврикий Бакуа, Гангутское сражение. Гравюра

9 августа 1714 года у мыса Гангут в ходе Северной войны Русский флот под командованием Петра I одержал над шведами первую в русской истории крупную  морскую победу. Теперь в деталях — что за сражение и насколько оно было значимо в истории России. Давайте разбираться.

Что знаем о Гангутском сражении

Гангутское сражение — морское сражение Великой Северной войны 1700—1721 годов, состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714 года у мыса Гангут (полуостров Ханко, Финляндия) в Балтийском море между русским и шведским флотами, первая в истории России морская победа русского флота.

Мать тереза: что скрывается за образом монахини

К весне 1714 года южная и почти вся центральная части Финляндии были заняты русскими войсками. Чтобы окончательно решить вопрос о выходе России к Балтийскому морю, которое контролировалось шведами, требовалось нанести поражение шведскому флоту.

В конце июня 1714 года русский гребной флот (99 галер, скампавей и вспомогательных судов с 15-тысячным десантом) под командованием генерал-адмирала графа Фёдора Матвеевича Апраксина сосредоточился у восточного побережья Гангута (в бухте Тверминне) с целью высадить войска для усиления русского гарнизона в Або (100 км северо-западнее мыса Гангут). Путь русскому флоту преградил шведский флот (15 линейных кораблей, 3 фрегата, 2 бомбардирских корабля и 9 галер) под командованием Густава Ватранга.

Тактический ход Петра I

Пётр I (шаутбенахт Пётр Михайлов) применил тактический манёвр. Он решил часть своих галер перебросить в район севернее Гангута через перешеек этого полуострова длиной 2,5 километра. Для выполнения замысла он приказал построить переволоку (деревянный настил).

Узнав об этом, Ватранг направил к северному побережью полуострова отряд кораблей (1 прам, 6 галер, 3 шхербота). Возглавил отряд контр-адмирал Эреншёльд.

Другой отряд (8 линейных кораблей и 2 бомбардирских корабля) под началом вице-адмирала Лиллье он решил использовать для нанесения удара по главным силам русского флота.

Картина Алексея Боголюбова

Обратите внимание

Пётр ожидал такого решения. Он решил воспользоваться разделением сил противника. Ему благоприятствовала погода. Утром 26 июля (6 августа) стояло безветрие, из-за чего шведские парусные корабли утратили манёвренность.

Отряд Змаевича заблокировал отряд Эреншельда у острова Лаккиссер.

Андрей Лысенко. Пётр I встречает иностранный флот, 2004.

Полагая, что и другие отряды русских кораблей будут продолжать прорыв тем же путём, Ватранг отозвал отряд Лиллье, освободив, таким образом, прибрежный фарватер. Воспользовавшись этим, Апраксин с главными силами гребного флота прорвался по прибрежному фарватеру к своему авангарду.

В 14 часов 27 июля (7 августа) русский авангард в составе 23 кораблей атаковал отряд Эреншельда, построившего свои корабли по вогнутой линии, оба фланга которой упирались в острова.

Две первые атаки шведам удалось отбить огнём корабельных орудий. Третья атака была предпринята против фланговых кораблей шведского отряда, что не позволило противнику использовать преимущество в артиллерии. Вскоре они были взяты на абордаж и захвачены.

Пётр I лично участвовал в абордажной атаке, показав морякам пример мужества и героизма. После упорного боя сдался шведский флагман — прам «Элефант». Были захвачены все 10 кораблей отряда Эреншельда. Часть сил шведского флота сумела уйти к Аландским островам.

П. Н. Вагнер, Гангутское сражение

Мифы и неточности

Впрочем, Санкт-Петербургский исследователь П. А. Кротов, исследовав архивные документы, указал на ряд неточностей в традиционном восприятии битвы. Он показал, что атак в битве было не три, а одна (миф о трех атаках создан шведами для показания их упорного сопротивления). Результаты исследования ученый изложил в монографии «Гангутская баталия 1714 года».

Победа русского флота в Гангутском сражении была обусловлена правильным выбором направления главного удара, умелым использованием шхерного фарватера для проводки гребного флота в Ботнический залив, хорошо организованной разведкой и взаимодействием парусного и гребного флотов в период развертывания сил.

Свою роль также сыграли искусное использование метеорологических условий театра боевых действий для организации прорыва гребного флота при штилевой погоде и применение военной хитрости (демонстративное перетаскивание гребных судов через перешеек в тыл противнику).

Важно

Победа у полуострова Гангут стала первой крупной победой русского регулярного флота. Она обеспечила ему свободу действий в Финском и Ботническом заливах, эффективную поддержку русских войск в Финляндии.

В Гангутском сражении русское командование смело использовало преимущество гребного флота в борьбе с линейным парусным флотом шведов, умело организовало взаимодействие сил флота и сухопутных войск, гибко реагировало на изменения тактической обстановки и погодных условий, сумело разгадать манёвр противника и навязать ему свою тактику.

• В сентябре 1714 года в Петербурге состоялись торжества по случаю Гангутской победы. Победители прошли под триумфальной аркой, на которой был изображен орёл, сидевший на спине у слона. Надпись гласила: «Русский орёл мух не ловит».

• Прам «Элефант» в боевых действиях больше не участвовал, а стоял вместе с другими трофейными судами в Кронверкской протоке, огибающей Заячий остров с севера (между современным Артиллерийским музеем и Петропавловской крепостью).

Модель корабля, Класс С-1. Прам «Элефант», масштаб 1:48, Аркадий Поливкин, Вечеслав Поливкин, г. Витебск.

• В 1719 году царь приказал отремонтировать «Элефант», в 1724 году — вытащить на берег у Кронверкской гавани и хранить вечно как боевой трофей. Но к 1737 году прам сгнил, и его разобрали на дрова.

• 9 августа — в честь этого события в России официально установлен праздник — День воинской славы.

• В ходе сражения шведы потеряли 361 человека убитыми, 350 ранеными, остальные были пленены.

• Русские потеряли убитыми 124 человека. Раненых было 342 человека.

• В память побед при Гангуте и при Гренгаме (одержанных в разные годы в один и тот же день — день памяти святого Пантелеимона) была построена в Санкт-Петербурге Пантелеймоновская церковь.

Пантелеймоновская церковь, улица Пестеля.

Санкт-Петербург, фото: Евгений Якушев

• В 1914 году по инициативе Императорского Российского военно-исторического общества на фасаде Пантелеимоновской церкви были укреплены мраморные мемориальные доски с перечнем полков, сражавшихся при Гангуте и Гренгаме. (Напротив церкви, на торце дома № 11 по улице Пестеля, находится также памятная доска в честь защитников Ханко (современное название Гангута) во время Великой Отечественной войны).

• В здании Пантелеимоновской церкви открыта экспозиция, рассказывающая о сражениях петровского галерного и парусного флота на Балтике, об отваге русских воинов в Северной войне и героизме моряков при обороне полуострова Ханко в начале Великой Отечественной войны.

• В походном журнале Петра Великого об этом сражении оставлена следующая запись:

• Эта победа стала первым крупным военным успехом русского флота и имела большое военно-политическое значение, сам Петр I приравнивал ее по значению к Полтавской битве.

Ведь молодой российский флот нанес поражение сильнейшему в то время шведскому флоту, который до Гангутской битвы не знал поражений.

К тому же, этот военный успех значительно укрепил позиции русских войск в Финляндии и создал условия для перенесения военных действий на территорию самой Швеции.

• Гангутская победа произвела большое впечатление на западные державы. Гангут показал, что родилась ещё одна морская держава, с которой придется считаться. Особенно встревожилась Англия, которая взяла курс на нейтрализацию России в Балтике.

Английское правительство, опасаясь, что Россия вынудит Швецию капитулировать и резко усилит свои позиции на Балтийском море, стало оказывать давление на Стокгольм, с целью продолжения войны и угрожать русским своим мощным флотом.

Россия при Петре I

Американских школьников спросили: что они знают из истории России? И те назвали Сталина и Петра I. Согласимся, что они были значимыми личностями в российской истории и до сих пор идут жаркие споры о роли их в становлении и развитии российского государства, однако такие мизерные знания иностранцев о России, вызывают одни сожаления.

Нет ни одного человека, интересующегося историей России, который бы не прочел книги известного русского публициста, ученого-историка и журналиста Николая Михайловича Карамзина. Он подробно описал и проанализировал времена царствования династии Романовых.

Карамзин уверял, что царствующий дом прикладывал максимальные усилия для сближения россиян с Европой: в политическом, гражданском и военном плане. В те времена развитие европейских государств намного опережало Русь.

Но россияне постепенно, с упорством и большим желанием, без какого-либо насилия и порывов, заимствовали и внедряли европейское, достаточно разумно присоединяя новое к своему старому и привычному.

Появился Петр I.

Главными приоритетами своей политики Петр I считал: укрепление централизованного государства, на основе европейских знаний и технологий преодоление технической отсталости России, активное развитие торговли и промышленности, привлечение к управлению государством талантливых людей из всех сословий и любых национальностей.

Царь Петр I противоречивая, но очень интересная личность. Он часто с Великим посольством отправлялся в страны Европы. Эти поездки так влияли на него, что возникали слухи о подмене царя во время этих поездок.

Как, кем и когда создавался Военно-Морской флот России

Первая морская победа россии — знать должен

Сегодня самым естественным и привычным образом осуждается эпоха правления Петра Первого. Многие из его реформ, даже спустя столетия вызывают множество противоречивых мнений и все они базируются на европеизированной версии России. Ведь именно он — император русский Петр взял за основу европейскую модель развития России.

Было бы нелепо и глупо с моей стороны рассуждать на тему «прав был или не прав» великий император в своем решении. По мне — совсем неплохо учиться у тех, кто в некоторых делах преуспел больше и лучше. И в данном контексте было бы правильным задаваться самыми важными вопросами — при Петре Россия строилась и развивалась или же деградировала по всем политическим и экономическим соображениям?

Однозначно, что Петр I развивал страну, укреплял и делал ее мощнее, даже с учетом того, что совсем уж откровенно вырисовывались европейские штрихи и заимствованный опыт соседних стран.

Совет

Повторюсь, главное — это развитие государства, и упрекнуть Петра в обратном было бы нелепо.

Самым главным аргументом в подтверждении вышесказанного — создание Императорского флота — гордость Петра Первого!

Официальной датой считается 30 октября 1696 года, когда Боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России: «Морским судам быть».

Азовский флот Петра I

Азовский флот. Гравюра из книги Иоганна Георга Корба «Дневник путешествия в Московию» (русский перевод, 1867)

Предпосылками создания служили военные неудачи императора, в частности — первый азовский поход* наглядно показал царю Петру, что без сколько-нибудь сильного флота приморскую крепость взять нельзя.

Сама мысль Петра I построить флот на сухопутье, в Воронеже, за 1.200 верст от моря, считалась по всем меркам амбициозной, но не для Петра. Задача была выполнена за одну зиму.

Это гигантское предприятие одно могло бы составить славу человеку, и только позднейшие, еще более славные дела как-то заслонили в наших воспоминаниях это знаменитое возникновение морского флота на суше.

Когда Петру I указывали на почти невыполнимые трудности держать флот на чуждом совершенно море, где не было ни одной своей гавани, он отвечал, что «сильный флот сам найдет себе гавань».

Можно думать, что Петр, овладев Азовом и решив строить большие корабли в Таганроге, рассчитывал разговаривать с турками о мире не на Пруте, стесненный их полчищами, а на Босфоре, где его корабли грозили бы своими пушками султанскому дворцу.

Правда, иностранные посланники доносили своим правительствам, что большая часть кораблей азовского флота годна лишь на дрова; корабли первой постройки, срубленные среди зимы, из мерзлого леса, в большинства случаев неопытными и плохими кораблестроителями, действительно, были не важны, но Петр I делал все, чтобы азовский флот явился настоящей морской силой, и, надо признать, этого он достиг.

Почти сразу же в это время в России развернулось военное кораблестроение, суда строились в Воронеже и Петербурге, на Ладоге и в Архангельске. Во втором Азовском походе против Турции в 1696 г. участвовали 2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов, построенных в Воронеже на р. Воронеж.

Чтобы закрепиться на Азовском море, в 1698 г. Петр начал строительство Таганрога в качестве военно-морской базы. За период с 1695 по 1710 г.

Обратите внимание

Азовский флот пополнился многими линейными кораблями и фрегатами, галерами и бомбардирскими судами, брандерами и мелкими судами. Но просуществовал он не долго. В 1711 г.

после неудачной войны с Турцией, по Прутскому мирному договору, Россия вынуждена была отдать туркам берега Азовского моря, и обязалась уничтожить Азовский флот.

Создание Азовского флота было чрезвычайно важным для России событием. Во-первых, оно выявило роль военного флота в вооруженной борьбе за освобождение приморских земель.

Во-вторых, был приобретен так необходимый опыт массового строительства военных судов, что позволило в дальнейшем достаточно быстро создать сильный Балтийский флот.

В-третьих, Европе были продемонстрированы огромные потенциальные возможности России стать мощной морской державой.

Балтийский флот Петра I

Балтийский флот — один из старейших военно-морских флотов России.

Балтийское море омывало берега Дании, Германии, Швеции и России. Останавливаться на стратегическом значении в контролировании именно Балтийского моря не имеет смысла — оно велико и это надо знать. Знал это и Петр Первый.

Ему ли не знать о Ливонской войне, начатой в 1558 году Иваном Грозным, который уже в то время всячески стремился обеспечить России надежный выход к Балтийскому морю. Какое это имело значение для России? Приведу лишь один пример — в 1558 году захватив Нарву, русский царь сделал её главными торговыми воротами в Россию.

Товарооборот Нарвы рос быстрыми темпами, количество заходящих в порт судов достигало 170 в год. Нужно понимать, что такое стечение обстоятельств урезало значительную часть других государств — Швеции, Польши…

Закрепиться на Балтийском море всегда была одной из принципиально важных задач России. Попытки принимал Иван Грозный, и весьма успешные, но окончательный успех закрепил Петр Первый.

После войны с Турцией за обладание Азовским морем устремления Петра I были направлены на борьбу за выход к Балтийскому морю, успех которого предопределялся наличием военной силы на море. Отлично понимая это, Петр I приступил к строительству Балтийского флота.

На верфях рек Сязь, Свирь и Волхов закладываются речные и морские военные суда, на архангельских верфях строятся семь 52-пушечных кораблей и три 32-пушечных фрегата. Создаются новые верфи, растет число железоделательных и медно-литейных заводов на Урале.

В Воронеже налаживается отливка корабельных пушек и ядер к ним.

За довольно короткий срок была создана флотилия, которую составляли линейные корабли водоизмещением до 700 т, длиной до 50 м. На их двух-трех палубах размещались до 80 пушек и 600-800 человек экипажа.

Важно

Для уверенного выхода к Финскому заливу Петр I главные усилия сосредоточил на овладении земель, прилегающих к Ладоге и Неве.

После 10-дневной осады и ожесточенного штурма, при содействии гребной флотилии из 50 лодок, первой пала крепость Нотебург (Орешек), переименованная вскоре в Шлиссельбург (Ключ-город).

По выражению Петра I, сей крепостью «отворялись ворота к морю». Затем была взята крепость Ниеншанц, расположенная при впадении в Неву р. Охты.

В 1704 г. на левом берегу Невы начато сооружение адмиралтейской верфи, которой было суждено вскоре стать главной отечественной верфью, а Санкт-Петербургу — кораблестроительным центром России.

В августе 1704 г. русские войска, продолжая освобождать побережье Балтики, штурмом овладели Нарвой. В дальнейшем основные события Северной войны происходили на суше.

Серьезное поражение 27 июня 1709 г. шведы потерпели в Полтавском сражении. Однако для окончательной победы над Швецией нужно было сокрушить ее морские силы и утвердиться на Балтике. На это потребовалось еще 12 лет упорной борьбы, прежде всего на море.

В период 1710-1714 гг. постройкой кораблей на отечественных верфях и покупкой их за границей был создан достаточно сильный галерный и парусный Балтийский флот. Первый из заложенных осенью 1709 г.

линейных кораблей назван «Полтавой» в честь выдающейся побед над шведами.

Высокое качество русских кораблей признавалось многими зарубежными мастерами-кораблестроителями и моряками. Так, один из современников английский адмирал Поррис писал:

Успехи отечественных корабельных дел мастеров были весьма значительны: уже к 1714 г. в состав Балтийского флота вошло 27 линейных 42-74-пушечных кораблей. 9 фрегатов с 18-32 пушками, 177 скампавей и бригантин. 22 вспомогательных судна. Общее число пушек на кораблях достигло 1060.

Возросшая мощь Балтийского флота позволила его силам 27 июля (7 августа) 1714 г. одержать блистательную победу на шведским флотом у мыса Гангут.

В морском сражении был пленен отряд из 10 единиц вместе с командовавшим им контр-адмиралом Н. Эреншельдом.

Совет

В Гангутском сражении Петр I полностью использовал преимущество галерного и парусно-гребного флота перед линейным флотом противника в шхерном районе моря. Государь лично возглавлял в бою передовой отряд из 23 скампавей.

Гангутская победа обеспечила русскому флоту свободу действий в Финском и Ботническом заливах. Она, как и Полтавская победа, стала переломным моментом в ходе всей Северной войны, позволившим Петру I начать подготовку к вторжению непосредственно на территорию Швеции. В этом заключалась единственная возможность принудить Швецию к заключению мира.

Это событие было позже отмечено выпуском медали с надписью «Владычествует четырьмя, при Борнхольме». В 1717 г. войска из Северной Финляндии вторглись на шведскую территорию. Их действия были поддержаны крупными морскими десантами, высаженными в район Стокгольма.

30 августа 1721 г. Швеция согласилась, наконец, подписать Ништадский мирный договор. К России отходила восточная часть Финского залива, его южный берег с Рижским заливом и прилегающими к завоеванным берегам островами. В состав России вошли города Выборг, Нарва, Ревель, Рига.

Подчеркивая значения флота в Северной войне, Петр I приказал выбить на медали, утвержденной в честь победы над Швецией, слова: «Конец сей войны таким миром получен ничем иным только флотом, ибо землею никаким образом достигнуть было того невозможно».

Сам царь, имевший звание вице-адмирала, «в знак понесенных трудов в сию войну», был произведен в адмиралы.

Победа в Северной войне укрепила международный авторитет России, выдвинула ее в число крупнейших европейских держав и послужила основанием с 1721 г. именоваться Российской империей.

Добившись утверждения России на Балтийском море, Петр I вновь обращает свой взор на юг государства.

Обратите внимание

В результате Персидского похода русские войска, при поддержке кораблей флотилии под общим руководством Петра I, заняли города Дербент и Баку с прилегающими к ним землями, которые и отошли к России по трактату, заключенному с шахом Ирана 12 (23) сентября 1723 г. Для постоянного базирования русской флотилии на Каспийском море Петр основал в Астрахани военный порт и Адмиралтейство.

Чтобы представить грандиозность свершений Петра Великого, достаточно отметить, что за время его правления на российских верфях было построено более 1000 кораблей, не считая мелких судов. Численность команд на всех кораблях доходила до 26 тыс. человек.

В этом отношении военная наука считает Петра I непревзойденным для своего времени знатоком взаимодействия армии и флота.

На заре отечественного государственного кораблестроения для действий в Балтийском и Азовском морях Петру пришлось решать проблему создания судов смешанного плавания, т.е. таких, которые могли бы действовать как на реках, так и на море. Другим морским державам такие суда военного назначения не требовались.

Сложность задачи заключалась в том, что плавание по мелководным рекам требовало малой осадки судна при сравнительно большой его ширине. Такие размерения кораблей при плавании в море приводили к резкой качке, снижающей эффективность использования оружия, ухудшали физическое состояние команды и десанта.

К тому же для деревянных судов сложной являлась проблема обеспечения продольной прочности корпуса. В целом нужно было находить «добрую пропорцию» между желанием получить хорошие ходовые качества, увеличивая длину судна, и иметь достаточную продольную прочность.

Петр избрал отношение длины к ширине равным 3:1, что гарантировало прочность и остойчивость кораблей при некотором уменьшении скорости.

Во 2-й половине XVIII — начале XIX вв. Российский военно-морской флот по количеству боевых кораблей вышел на 3-е место в мире, постоянно совершенствовалась тактика боевых действий на море.

Важно

Это позволило русским морякам одержать ряд блестящих побед. В историю военно-морского флота России вошли яркими страницами жизнь и подвиги адмиралов Г.А. Спиридова, Ф.Ф. Ушакова, Д.Н. Сенявина, Г.И. Бутакова, В.И. Истомина, В.А.

Корнилова, П.С. Нахимова, С.О. Макарова.

В годы Великой Отечественной войны советский флот выдержал суровые испытания и надежно прикрывал фланги фронтов, громя фашистов на море, в небе и на суше.

Современный Российский военно-морской флот имеет надежную боевую технику: это мощные ракетные крейсеры, атомные подводные лодки, противолодочные корабли, десантные суда и самолеты морской авиации.

Эта техника эффективно работает в умелых руках наших военно-морских специалистов. Российские моряки продолжают и развивают славные традиции военно-морского флота России, имеющего уже более чем 300-летнюю историю.

Моряки Черноморского флота.

ВМФ РФ СЕГОДНЯ

Военно-морской флот России (ВМФ РФ) включает пять оперативно-стратегических объединений:

  1. Балтийский флот ВМФ России, штаб Калининград, входит в состав Западного военного округа
  2. Северный флот ВМФ России, штаб Североморск, входит в состав Западного военного округа
  3. Черноморский флот ВМФ России, штаб Севастополь, входит в состав Южного военного округа
  4. Каспийская флотилия ВМФ России, штаб Астрахань, входит в состав Южного военного округа
  5. Тихоокеанский флот ВМФ России, штаб Владивосток, входит в состав Восточного военного округа

Цели и задачи

• сдерживание от применения военной силы или угрозы её применения в отношении России;

• защита военными методами суверенитета страны, распространяющегося за пределы её сухопутной территории на внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свободы открытого моря;

• создание и поддержание условий для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности в Мировом океане;

• обеспечение военно-морского присутствия России в Мировом океане, демонстрация флага и военной силы, визиты кораблей и судов ВМФ;

• обеспечение участия в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам государства.

В состав Военно-Морского флота России входят следующие силы:

  • Надводные силы
  • Подводные силы
  • Морская авиация
  • Береговая
  • Палубная
  • Стратегическая
  • Тактическая
  • Береговые войска флота
  • Морская пехота
  • Войска береговой обороны

Помнить и знать о таком важнейшем для истории России событии, как создание ВМФ России 30 октября 1696 года — очень важно, равно как и испытывать чувство гордости за достижения и успехи ВМФ России в свете сегодняшних событий в мире.Каспийский флот в Сирии

Первая морская победа русского флота

Первая морская победа россии — знать должен

После блистательной победы, одержанной Петром I над шведами в битве под Полтавой, военная удача в Северной войне перешла на сторону Русской армии. Однако у Швеции еще оставался сильный флот, который насчитывал в своем составе до 30 линейных кораблей. 

Целью Петра было совместными усилиями армии и флота нанести шведам удар в районе города Або, занять Аландские острова, а в случае отказа шведского правительства заключить мир на выдвинутых ею условиях, перенести войну на территорию Швеции. 

Согласно плану кампании гребной флот вместе с десантным корпусом должен был выйти из Петербурга, прорваться в Або и, заняв Аландские острова, начать высадку десанта на побережье Швеции.

Парусному флоту ставилась задача сначала прикрыть переход гребного флота от острова Котлин до выхода из Финского залива, а затем, сосредоточившись в Ревеле, не допустить шведский флот в Финский залив.

Шведский флот в свою очередь готовился не допустить прорыва русских в Ботнический залив. 

В конце мая 1714 года гребной флот вместе с десантным корпусом вышел из Петербурга и под прикрытием парусного флота благополучно совершил переход к выходу из Финского залива. 

Узнав об этом, шведы сразу же направили корабли под командованием опытного адмирала Г. Ватранга к мысу Гангут, чтобы преградить путь русским галерам. В составе эскадры было 15 линейных кораблей, 3 фрегата и отряд гребных судов. 

Совет

С целью оказать помощь войскам, действовавшим в районе Або, русский гребной флот в составе 99 галер и скампавей (полугалер) с 15-тысячным десантным корпусом под командованием генерал-адмирала Ф.М.

Апраксина направился к району боевых действий.

Но, достигнув полуострова Гангут (Ханко) и встретив основные силы эскадры Ватранга у его юго-западной оконечности, русский флот остановился в бухте Тверминне. 

Апраксин, убедившись в невозможности беспрепятственного прохода гребных судов мимо шведской эскадры, доложил об этом Петру I. 

Полуостров Гангут, окруженный отмелями и мелкими островами, соединялся с материком узким перешейком.

Получив донесение о блокировании русского флота и ознакомившись с обстановкой, Петр I принял оригинальное решение – начать строительство деревянного настила – «переволоки» в наиболее узкой части перешейка длиной 2,5 км.

По этому пути предполагалось перетащить часть легких судов в шхерный район севернее Гангута, которые, зайдя в тыл противнику, должны были отвлечь часть сил шведского флота, вызвать их замешательство и тем самым облегчить прорыв главных сил гребного флота мимо Гангута. 

Узнав о строительстве «переволоки», адмирал Ватранг направил в Рилаксфьорд к месту предполагаемого спуска российских судов на воду отряд (1 фрегат, 9 гребных судов) под командованием контр-адмирала Н. Эреншельда с задачей уничтожить их.

Другой отряд, насчитывавший 14 кораблей, под командованием вице-адмирала Лиллье был отправлен к Тверминне для атаки русского гребного флота.

Обратите внимание

Воспользовавшись разделением шведского флота и серьезным ослаблением его позиции у мыса Гангут, а также наступившим штилем, лишившим шведские парусные корабли маневренности, 26 июля (6 августа) корабли российского гребного флота начали наступление. 

Рано утром 27 июля авангард российского гребного флота из 20 судов под командованием капитана-командора М.Х. Змаевича начал стремительный прорыв, обходя корабли шведской эскадры таким образом, чтобы все время находиться вне досягаемости ее артиллерии. Дерзкие действия российского гребного флота застигли шведов врасплох.

В дополнение ко всему, обходя полуостров Гангут, отряд Змаевича встретил и обстрелял отряд Шаутбенахта (контр-адмирала) Таубе (1 фрегат, 5 галер, 6 шхерботов), шедший на соединение с главными силами шведского флота. В тот же день он блокировал силы Эреншельда в шхерах Рилакс-фьорда галерами.

Вслед за кораблями отряда Змаевича мимо неподвижных шведских кораблей прошел сторожевой отряд из 15 скампавей под командованием бригадира Ф.Я. Лефорта. 

Чтобы не допустить прорыва остальных российских кораблей, адмирал Ватранг, используя слабый юго-восточный ветер, оттянул свои корабли от берега и расположил их на месте прорыва российского авангарда, построив их в две линии. К вечеру снова наступил штиль. Воспользовавшись этим, главные силы российского гребного флота – 64 корабля под командованием Апраксина 

утром 27 июля, следуя прибрежным фарватером, прорвались у мыса Гангут и присоединились к своим силам. Шведы пытались не допустить прорыва русских, но, даже буксируя свои линейные корабли шлюпками, они успеха не добились. 

Заключительным этапом Гангутского сражения явился бой русских гребных судов с блокированным ими отрядом Эреншельда. Шведские корабли имели на вооружении 116 орудий, однако для отражения атаки они могли одновременно использовать только около 60 пушек.

Перед сражением шведы расположили свои корабли в наиболее узкой части фьорда. Более сильные корабли – фрегат и галеры были построены в первой линии, а шхерботы во второй. Фланги упирались в отмели, и российские корабли не могли их обойти.

Важно

Из-за небольшой ширины фьорда русские не смогли развернуть весь гребной флот и построили боевой порядок в три линии (авангард, кордебаталия и арьергардия). 

Позиция, занятая шведским флотом, была ограничена побережьями полуострова Падваланд и острова Лаккисер, что не позволяло российскому флоту воспользоваться своим численным превосходством в кораблях.

Поэтому Петр приказал выделить для атаки противника авангард, состоявший из 23 судов с командой в 3450 человек, разделенный на три группы: в центре 11 скампавей и на обоих флангах уступом вперед, в две линии, по 6 скампавей, а остальные оставил в качестве резерва.

Выделенный отряд под командованием Петра занял позицию в полумиле от шведов. На предложение сдаться Эреншельд ответил отказом и занял боевую позицию, в центре которой находился флагманский 18-пушечный фрегат «Элефант». После отказа корабли российского гребного флота заняли позицию для атаки шведов.

Сложность ее для русских состояла в том, что шведы имели многократное превосходство в артиллерии и высокобортные корабли, которые трудно было брать на абордаж.

Бой начался ровно в 14 часов 27 июля (7 августа) фронтальной атакой российских кораблей. Однако как первая, так и вторая атаки, несмотря на отвагу и упорство российских моряков, были отбиты перекрестным огнем противника. 

Убедившись в бесполезности фронтальных атак, Петр решил изменить их направление. Третья атака была направлена уже на фланги противника, чем была снижена эффективность его артиллерийского огня. Теперь огонь шведов стал поражать их собственные суда.

Идя на сближение, русские усиливали артиллерийский и ружейный огонь. Свалившись на абордаж с концевыми галерами шведов, они стали захватывать их одну за другой. Шведы с большой стойкостью защищали свои корабли, но сдержать натиск русских они оказались не в силах.

Совет

Петр отмечал, что «воистину нельзя описать мужество российских войск, как начальных, так и рядовых…». 

Не выдержав атаки русских, шведские корабли вынуждены были один за другим спустить свои флаги и сдаться в плен. Наиболее упорное сопротивление оказал фрегат «Элефант», но и он был пленен.

В течение трехчасового напряженного боя российские моряки захватили в плен все 10 шведских кораблей вместе с командующим контр-адмиралом Эреншельдом. Потери шведов составили 361 человек убитыми, 350 ранеными, остальные члены команд были взяты в плен.

Русские потеряли одну галеру, которая во время прорыва села на мель, 124 человека убитыми и 342 ранеными. 

Захваченные шведские корабли были доставлены в Петербург, где 9 (20) сентября 1714 года состоялась торжественная встреча победителей. 

Каково же военно-политическое и историческое значение Гангутского морского сражения? 

Во-первых, это была первая морская победа над сильнейшим в то время шведским флотом, который до той поры не знал поражений. Она подняла дух войск, показав, что шведов можно одолеть не только на суше, но и на море. 

В целом эта победа обеспечила прорыв крупного соединения российского гребного флота в Або и занятие Аландских островов. Это вынудило шведский флот окончательно покинуть Финский залив и позволило российскому флоту предпринять активные действия по нарушению коммуникаций противника в Балтийском море. 

Во-вторых, победа русского флота у мыса Гангут является одним из крупнейших сражений на море и считается переломным моментом в ходе войны на морских просторах, аналогично победе на суше в Полтавском сражении. В нем получило дальнейшее развитие взаимодействие армии и флота. Их операции были подчинены единой цели и согласованы по месту и времени. 

Согласно Федеральному закону «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 года ежегодно 9 августа отмечается в Российской Федерации как День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 г.).

Великие победы русского флота. Самые известные морские сражения

Первая морская победа россии — знать должен

Перелистывая страницы прошлого, можно отметить, что история русского флота начиналась еще во времена первых князей Руси. Но первое применение кораблей в военных противостояниях с Византией, а позже со Швецией, оказались неудачными для российского государства.

Только с выходом России к Балтийскому и Черному морям позволили создать мощный флот, способный одерживать победы над сильными морскими державами. Несомненно, великие победы русского флота вошли в мировую историю и стали гордостью многих поколений россиян.

Бой у острова Котлин

Эта морская битва, ставшая одним из эпизодов шведско-русской войны 1656-1658 годов по праву можно считать первой победой русских морских сил. Бой начался утром 22 июля 1656 года у острова Котлин, что лежит на водных просторах Финского залива.

Русскими силами командовал Петр Потемкин, командование над шведскими галерами осуществлял Ирек Дальсфир. В ходе боя русские захватили шведскую галеру, в плен был взят сам Дальсфир, 8 шведов и знамена.

Но общая война была проиграна и по договору Русь теряла часть территорий, а корабли были сожжены.

Гангутское сражение

Настоящую проверку боем молодой флот, созданный усилиями народа и Петра I, прошел в ходе морских противостояний Северной войны, где Россия билась за право выйти к Балтике со Швецией.

Впервые морские силы двух государств столкнулись у мыса Гангут 27 июля 1714 года. Командующий Федор Апраксин умело расположил корабли, что позволила с первых же часов боя захватить стратегическое преимущество.

Многие историки сходятся во мнении, что именно победа у Гангута стала первой большой победой российского флота.

Сражение при Гренгаме

Последнее морское сражение Северной войны, произошедшее 27 июля 1720 года у берегов острова Гренгам, также осталось за русским флотом.

Шведский флот, поддержанный Англией, на рассвете неожиданно сблизился с русскими кораблями, и начал массированный обстрел из 156 орудий. Командующий Михаил Голицин отвел свои галеры на мелководье, где более маневренные русские корабли сумели сжечь 4 шведских фрегата.

После поражения у Гренгама Швеция окончательно утратила свое превосходство на Балтике, а сама победа России приблизила подписание выгодного для нее мира.

Чесменское сражение

Битва в Чесменской бухте стала ключевым морским сражением в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. У бухты и Турция, и Россия сосредоточили свои основные военно-морские силы.

Битва началась ранним утром 24 июля 1770 года, когда после сближения флотов, турки начали активно обстреливать российские корабли. Первый день сражения остался за турками, но в 25 и 26 июля русские корабли сумели сжечь основные силы турецкой флотилии.

Общие потери Турции составили 6 фрегатов и 15 линейных кораблей, а Россия не досчиталась 1 линейного корабля и четыре брандера.

Роченсальмские сражения

Всего у города-крепости Роченсальм между шведскими и русскими флотилиями произошло два сражения.

В первом, которое состоялось 13 августа 1789 года, 49 шведских судов стали на рейд с целью не пропустить русские корабли. Российский командующий вице-адмирал Карл Генрих Нассау-Зиген принял решения с ходу атаковать шведов, что и принесло успех. Шведский флот потерял 39 кораблей, при двух потопленных у России.

А вот во втором сражении на этом же месте шведы одержали победу, что вынудило Российское государство подписать невыгодные условия мирного соглашения.

Сражение у Керченского пролива

Турецкая эскадра вышла из Турции, чтобы высадить большой десант в Крыму. Навстречу туркам выдвинулась эскадра под командованием великого русского флотоводца Федора Ушакова, и 8 июля 1790 года силы сторон сошлись у Керчи.

В ходе сражения, турки, потеряв один боевой корабль, сумели сохранить десантные судна. Умелые действия российских моряков вынудили турецкие суда отойти к западному побережью Крыма.

Победа сорвала турецкие планы захватить побережье Крыма и развить дальнейшее наступление вглубь полуострова.

Сражение у мыса Тендра

Русской черноморской флотилией в русско-турецкой войне командовал Федор Ушаков, а у мыса Тендра две эскадры 28-го и 29-го августа 1790 года приняли участие в крупнейшем сражении.

Турция наотрез отказалась признать присоединение Крыма к территории России. Появление русского флота вызвало замешательство среди турок, и их корабли в спешном порядке стали отходить к устью Дуная.

Русские корабли с ходу атаковали турок, и вынудили большинство судов выйти из боя. К вечеру 29 августа исход битвы был решен в пользу русской флотилии. Без потерь в составе кораблей, российские моряки уничтожили 2 судна, а один линейный корабль был захвачен в плен.

Сражение при Калиакри

В последнем морском бое русско-турецкой войны, закончившейся подписанием Ясского мира, русские и турецкие военные суда сошлись у мыса Калиакра. Сражение у берегов Северной Болгарии состоялось 31 июля 1791 года

Турки, которые имели превосходство в живой силе и численное превосходство в кораблях, не сумели взять реванш за поражение у Тендры, и были полностью разбиты. Федор Ушаков, используя ветер, предпринял маневр, вошедший потом во все учебники по тактике и стратегии морских сражений.

Рассыпавшиеся турецкие эскадры не смогли сосредоточить прицельный огонь, а флагманское судно Саид-Али было затоплено.

Подвиг брига «Меркурий»

Одно из знаменательных событий российской военной истории, когда в морском бое один корабль смог одержать верх над двумя линейными турецкими кораблями.

Капитан брига «Меркурий» Александр Казарский 26 мая 1829 года, завидев два турецких судна, принял решение вступить в бой. Удачным маневром «Меркурий» избежал сильных повреждений от вражеского залпа, а ответный залп в первые минуты боя вывел из строя турецкий «Селимие».

Второй корабль «Реал-бей» из-за полученных пробоин был вынужден лечь в дрейф. На бриге в ходе боя погибло 4 матроса и 6 ранено, а само судно получило 22 пробоины корпуса.

Синопское сражение

Победа русского флота над турецким в Синопской битве 18 ноября 1853 года вошло в историю морских противостояний как последняя большая битва парусных судов.

Русской эскадрой командовал славный русский флотоводец Павел Нахимов, принявший решение атаковать турков двумя колонами, что и предопределило успех. Потеряв 7 фрегатов и 2 корвета, турецкие корабли подняли флаги о сдаче.

Именно после этой битвы Павлу Нахимову присвоили звание адмирала, а также наградили Орденом Святого Георгия 2-щй степени, а победа вошла в учебники славной страницей.

Обратите внимание

Для большего понимания истории отметим, что даты сражений даны по старому юлианскому летоисчислению, поэтому к указанным датам прибавляем 13 дней. Вот и получаем, что победа при Гангуте была 9 августа, что и является Днем воинской славы Российского военно-морского флота.

Со времен Петра и до сегодняшнего дня российские военно-морские силы считаются сильнейшими в мире, подтверждая свое превосходство в современных локальных военных конфликтах, и неся боевое дежурство у морских границ Российской Федерации.

9 августа День воинской славы России. Победа у мыса Гангут

Первая морская победа россии — знать должен

Гангут — полуостров в Финляндии (ныне Ханко), у которого 26-27 июля 1714 г. произошло морское сражение между русским флотом под командованием адмирала Ф.М.

Апраксина и царя Петра I (99 галер) и шведским флотом вице-адмирала Г. Ватранга (15 линейных кораблей, 3 фрегата). В мае 1714 г. русские галеры отправились к Аландским островам для высадки десанта.

Но у Гангута путь им преградил шведский флот под командованием вице-адмирала Ватранга.

9 августа 1714 года состоялось морское сражение между шведской и российской эскадрами, в которой россияне одержали полную победу. Величие этого для России состоит еще и в том, что это первое морское сражение, которое было, выиграно используя регулярный военный флот, который так упорно создавал Петр I.

Сражение при Гангуте состоялось в период Северной войны, которую вели Швеция и Россия, на протяжении, почти 20 лет. К 1714 году Россия заняла центральную и южную части Финляндии, бывшие тогда под властью Швеции.

Чтобы закрепить сухопутные победы, и полностью решить вопрос выхода к Балтийскому морю, необходимо было разгромить шведский флот, считавшийся в то время самым сильным в мире. К 1714 году на Балтике уже был сформирован флот ничем не слабее шведского. По канонам того времени он состоял из гребного флота — галеры, и парусного, состоявшего, в основном, из фрегатов.

В июне 1714 года к п-ову Гангут подошла эскадра из 99 галер, которая должна была оказать поддержку русскому гарнизону в Або. Но на его пути встал шведский флот из тридцати кораблей, половина из которых была линейными кораблями, т.е. самыми мощными по вооружению в то время.

Важно

Хотя, формально, нашим флотом командовал генерал-адмирал граф Фёдор Матвеевича Апраксин, но после прибытия Петра, все управление легло на его плечи. В лобовой атаке наши галеры значительно слабее линейных кораблей шведов, поэтому бессмысленно было атаковать их в лоб. Поэтому Петр применил хитрость. Он приказал построить «переволок» через полуостров.

Шведский адмирал узнав об этом, отправил фрегат и несколько галер для перехвата этих судов. Еще одну часть своего флота он направил против основных сил русского флота, но узнав о переволоке, вернул их обратно, испугавшись атаки с двух фронтов.

Воспользовавшись этим, основные силы русского флота миновали шведский флот и благополучно высадили десант для поддержки гарнизона Або. А вот отряд шведских кораблей, отправленный для перехвата российских кораблей переправляемый через переволок, был блокирован и полностью уничтожен. Остальной флот шведов отошел к Аладским островам.

Этот успех значительно укрепил позиции русских войск в Финляндии. Гангут — первая крупная победа русского флота. Она подняла дух войск, показав, что шведов можно одолеть не только на суше, но и на море. Петр приравнивал ее по значению к Полтавской битве. Участники Гангутской битвы награждены медалью с надписью «Прилежание и верность превосходит силно». «Первые плоды Российского флота. Морская победа при Аланде июля 27 дня 1714».

Пётр I, начавший эту битву контр-адмиралом, закончил ее вице-адмиралом.

В соответствии с Федеральным законом от 13.03 95 № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России» 9 августа — День воинской славы России, день первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут в 1714 году.

Праздники в августе

Календарь праздников | Производственный календарь | Праздники России | Профессиональные праздники России | Государственные праздники России | Дни воинской славы и памятные даты России | Международные и Всемирные праздники

Этот день в истории: 18 мая 1703 года — первая победа русского флота на Балтике

Первая морская победа россии — знать должен

18 мая 2016
10:05

18 мая 1703 года в устье реки Невы состоялся морской бой между тремя десятками лодок с солдатами Преображенского и Семёновского лейб-гвардейских полков и двумя боевыми кораблями шведского флота, пришедшими в составе эскадры на помощь крепости Ниеншанц. В ходе непродолжительного боя оба шведских корабля были взяты на абордаж. Бой сей явился первым морским сражением русского флота на Балтике. 18 мая считается датой рождения Балтийского флота.

11 мая 1703 года Пётр I жестокой бомбардировкой заставил сдаться шведскую крепость Ниеншанц в устье Невы, на месте нынешнего Санкт-Петербурга. А уже вечером 13 мая невдалеке от устья Невы появляется эскадра из девяти шведских судов под командованием адмирала Нумерса, направленная на помощь осажденной крепости.

Шведы, не зная, сдалась крепость или нет, подали условный сигнал — два пушечных выстрела. Борис Петрович Шереметев распорядился ответить двумя выстрелами крепостной артиллерии, что и повторял потом ежедневно утром и вечером.

Совет

Пароль угадали верно, шведы его приняли и, задержанные встречным ветром, встали на якоря, спустив шлюпку, которая должна была привезти на борт лоцмана. Засада с Гутуевского острова атаковала высадившихся со шлюпки, но преждевременно — удалось захватить лишь одного матроса.

Сама шлюпка поспешно вернулась к эскадре.

▼ читать продолжение новости ▼

Шведов, впрочем, не смутило присутствие на Гутуевском острове небольшого отряда русских. Ниеншанц исправно утром и вечером подавал опробованные условные пушечные сигналы, что убеждало шведских моряков в полном благополучии дела.

17 мая от эскадры отделились высланные на разведку десятипушечный бот «Гедан» («Щука») и восьмипушечная шнява «Астрильд» («Звезда»). Однако они не успели до наступления темноты войти в Неву и встали на якорь в ожидании рассвета. Об этом тотчас дают знать Петру в Ниеншанц.

Петр с Меншиковым с тридцатью лодками спустились ночью навстречу неприятелю. Часть лодок под командованием Меншикова осталась у истоков реки Фонтанки скрывшись за островом Овечий, а вторая половина во главе с самим Петром I спустилась к деревне Калинкиной к морю.

На рассвете эта группа тихою греблею вдоль Васильевского острова на фоне леса обошла шведов и зашла на них со стороны моря. Под утро потемнел горизонт и пошел проливной дождь, что сыграло на руку атакующим.

Группа Меншикова вышла с верховьев Фонтанки, после чего обе группы одновременно атаковали шведов.

Шведы, еще ночью заметив обходящие их лодки, сыграли тревогу и подняли паруса, намереваясь присоединиться к эскадре. Однако сильный встречный ветер и узость протоки им в этом препятствовали. Шведская эскадра также подняла паруса, пытаясь прийти на помощь попавшим в ловушку товарищам, однако войти в Неву не решилась.

▼ читать продолжение новости ▼

Шведские корабли открыли сильный заградительный артиллерийский огонь. Несмотря на это, а также полное отсутствие своей артиллерии, русские лодки бросились в атаку на шведские суда. Миновав зону обстрела корабельных пушек, лодки достигли бортов кораблей и начался жестокий абордажный бой.

При помощи только мушкетной стрельбы и гранат русские солдаты взяли оба шведских судна на абордаж. Свершилось небывалое — с лодок, не имевших артиллерийского вооружения, были захвачены в абордажном бою два военных корабля, оснащенных восемнадцатью пушками.

Царь одним из первых влетел на палубу «Астрели» с топором и гранатою в руках.

Взяв вражеские корабли в качестве трофея, русские воины привели их в полдень следующего дня 19 мая к стенам крепости, получившей название Шлотбург. Обескураженный потерей двух кораблей, адмирал Нумерс увел эскадру в море, но продолжал оставаться все лето у устья Невы.

Обратите внимание

Все офицеры, участвовавшие в бою, были награждены золотыми медалями с цепями, а солдаты — серебряными медалями без цепей. На одной стороне медали находился барельефный портрет Петра I, а на другой — фрагмент боя и надпись: «Небываемое бывает. 1703». По правительственному заказу были изготовлены гравюры с изображением взятых судов и видом боя.

Приказом Главнокомандующего ВМФ России от 19 декабря 1995 года день 18 мая объявлен днем создания Балтийского флота и с 1996 года ежегодно отмечается как День Балтийского флота.

Первая морская победа России

Первая морская победа россии — знать должен

Битва на Gangout. Гравюра А. Зубова. Бумага, тушь, 1715.

Этот день в истории: 

Гангутское сражение   — морское сражение Великой Северной войны 1700—1721 годов, состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714 года у мыса Гангут (полуостров Ханко, Финляндия) в Балтийском море между русским и шведским флотами, первая в истории России морская победа русского флота.

К весне 1714 года южная и почти вся центральная части Финляндии были заняты русскими войсками. Чтобы окончательно решить вопрос о выходе России к Балтийскому морю, которое контролировалось шведами, требовалось нанести поражение шведскому флоту.

В конце июня 1714 года русский гребной флот (99 галер, скампавей и вспомогательных судов с 15-тысячным десантом) под командованием генерал-адмирала графа Фёдора Матвеевича Апраксина сосредоточился у восточного побережья Гангута (в бухте Тверминне) с целью высадить войска для усиления русского гарнизона в Або (100 км северо-западнее мыса Гангут). Путь русскому флоту преградил шведский флот (15 линейных кораблей, 3 фрегата, 2 бомбардирских корабля и 9 галер) под командованием Густава Ватранга. 

Пётр I(шаутбенахт Пётр Михайлов) применил тактический манёвр. Он решил часть своих галер перебросить в район севернее Гангута через перешеек этого полуострова длиной 2,5 километра. Для выполнения замысла он приказал построить переволоку (деревянный настил).

Узнав об этом, Ватранг направил к северному побережью полуострова отряд кораблей (1 прам, 6 галер, 3 шхербота). Возглавил отряд контр-адмирал Эреншёльд.

Другой отряд (8 линейных кораблей и 2 бомбардирских корабля) под началом вице-адмирала Лиллье он решил использовать для нанесения удара по главным силам русского флота. 

 
Пётр ожидал такого решения. Он решил воспользоваться разделением сил противника. Ему благоприятствовала погода. Утром 26 июля (6 августа) стояло безветрие, из-за чего шведские парусные корабли утратили манёвренность.

Авангард русского флота (20 кораблей) под командованием командора Матвея Христофоровича Змаевича начал прорыв, обходя шведские корабли и оставаясь вне пределов досягаемости их огня. Вслед за ним осуществил прорыв другой отряд (15 кораблей). Таким образом надобность в переволоке отпала.

Отряд Змаевича заблокировал отряд Эреншельда у острова Лаккиссер. 

Полагая, что и другие отряды русских кораблей будут продолжать прорыв тем же путём, Ватранг отозвал отряд Лиллье, освободив, таким образом, прибрежный фарватер.

Важно

Воспользовавшись этим, Апраксин с главными силами гребного флота прорвался по прибрежному фарватеру к своему авангарду.

В 14 часов 27 июля (7 августа) русский авангард в составе 23 кораблей атаковал отряд Эреншельда, построившего свои корабли по вогнутой линии, оба фланга которой упирались в острова. 

Две первые атаки шведам удалось отбить огнём корабельных орудий. Третья атака была предпринята против фланговых кораблей шведского отряда, что не позволило противнику использовать преимущество в артиллерии. Вскоре они были взяты на абордаж и захвачены.

Пётр I лично участвовал в абордажной атаке, показав морякам пример мужества и героизма. После упорного боя сдался шведский флагман — прам «Элефант». Были захвачены все 10 кораблей отряда Эреншельда. Часть сил шведского флота сумела уйти к Аландским островам.

               

Впрочем, санкт-петербургский исследователь П. А. Кротов, исследовав архивные документы, указал на ряд неточностей в традиционном восприятии битвы. Он показал, что атак в битве было не три, а одна (миф о трех атаках создан шведами для показания их упорного сопротивления). Результаты исследования ученый изложил в монографии «Гангутская баталия 1714 года».

Победа русского флота в Гангутском сражении была обусловлена правильным выбором направления главного удара, умелым использованием шхерного фарватера для проводки гребного флота в Ботнический залив, хорошо организованной разведкой и взаимодействием парусного и гребного флотов в период развертывания сил.

Свою роль также сыграли искусное использование метеорологических условий театра боевых действий для организации прорыва гребного флота при штилевой погоде и применение военной хитрости (демонстративное перетаскивание гребных судов через перешеек в тыл противнику).      

Важно

Победа у полуострова Гангут стала первой крупной победой русского регулярного флота. Она обеспечила ему свободу действий в Финском и Ботническом заливах, эффективную поддержку русских войск в Финляндии.

В Гангутском сражении русское командование смело использовало преимущество гребного флота в борьбе с линейным парусным флотом шведов, умело организовало взаимодействие сил флота и сухопутных войск, гибко реагировало на изменения тактической обстановки и погодных условий, сумело разгадать манёвр противника и навязать ему свою тактику.

Также Гангутское сражение было одним из последних крупных сражений в истории флота, в котором решающую роль сыграл абордажный бой. 

За этот бой Пётр I был произведён в вице-адмиралы. 

Совет

В сентябре 1714 года в Петербурге состоялись торжества по случаю Гангутской победы. Победители прошли под триумфальной аркой, на которой был изображен орёл, сидевший на спине у слона. Надпись гласила: «Русский орёл мух не ловит».

Прам «Элефант» в боевых действиях больше не участвовал, а стоял вместе с другими трофейными судами в Кронверкской протоке, огибающей Заячий остров с севера (между современным Артиллерийским музеем и Петропавловской крепостью). В 1719 году царь приказал отремонтировать «Элефант», в 1724 году — вытащить на берег у Кронверкской гавани и хранить вечно как боевой трофей. Но к 1737 году прам сгнил, и его разобрали на дрова 

9 августа в честь этого события в России официально установлен праздник — День воинской славы.

В ходе сражения шведы потеряли 361 человека убитыми, 350 ранеными, остальные были пленены.

Русские потеряли убитыми 124 человека, из них — 8 штаб- и обер-офицеров, 101 урядник и рядовой, 1 «неслужащий», из моряков — 14 нижних чинов. Раненых было 342 человека. 

В память побед при Гангуте и при Гренгаме (одержанных в разные годы в один и тот же день — день памяти святого Пантелеимона) была построена в Санкт-Петербурге Пантелеймоновская церковь. Нынешнее здание — в 1735—1739 годах, на месте более старого, построенного при Петре I.

В 1914 году по инициативе Императорского Российского военно-исторического общества на фасаде Пантелеимоновской церкви были укреплены мраморные мемориальные доски с перечнем полков, сражавшихся при Гангуте и Гренгаме.

(Напротив церкви, на торце дома № 11 по улице Пестеля, находится также памятная доска в честь защитников Ханко (современное название Гангута) во время Великой Отечественной войны).

В здании Пантелеимоновской церкви открыта экспозиция, рассказывающая о сражениях петровского галерного и парусного флота на Балтике, об отваге русских воинов в Северной войне и героизме моряков при обороне полуострова Ханко в начале Великой Отечественной войны.

https://www.livejournal.com