Откровения последнего императора — николая ii

«Николай II. Последняя воля императора». Документальный фильм

Откровения последнего императора — николая ii

Ровно 100 лет назад в ночь со 2 на 3 марта по старому стилю в вагоне поезда на железнодорожной станции Псков император Николай II в присутствии министра двора и двух депутатов Государственной думы подписывает документ, в котором отрекается от престола. Так в одно мгновение в России пала монархия и оборвалась трехсотлетняя династия Романовых.

В деле об отречении Николая II и сейчас, спустя 100 лет, много белых пятен. Ученые до сих пор спорят: действительно ли император отрекся от престола по своей воле, или его заставили? Долгое время основным поводом для сомнений был акт об отречении — простой листок формата А4, небрежно оформленный и подписанный карандашом. Кроме того, в 1917 году эта бумага исчезла, а нашлась только в 1929-м.

В фильме представлен итог многочисленных экспертиз, в ходе которых подлинность акта была доказана, а также приведены уникальные свидетельства человека, который принимал отречение Николая II — депутата Государственной думы Василия Шульгина.

Бородинское сражение (бородино) кратко

Обратите внимание

В 1964 году его рассказ сняли кинодокументалисты, пленка сохранилась до наших дней.

По свидетельству Шульгина, император сам объявляет им по прибытии, что думал отречься в пользу Алексея, но после решил отречься и за сына в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича.

О чем думал и что чувствовал император, подписывая отречение от престола за себя и за сына? События последних дней Российской империи в фильме воссозданы на основании подлинных документов той эпохи — писем, телеграмм, а также дневников императора Николая II.

Из дневников следует, что Николай II был уверен: после отречения их семью оставят в покое. Предвидеть, что подписывает смертный приговор себе, своей жене, дочерям и любимому сыну, он не мог.

Меньше чем через полтора года после февральских событий, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, царская семья и четверо их приближенных были расстреляны в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге.

В фильме принимают участие:

Сергей Мироненко — научный руководитель ГАРФ

Сергей Фирсов — историк, биограф Николая II

Федор Гайда — историк

Михаил Шапошников — директор Музея Серебряного века

Кирилл Соловьев — историк

Ольга Барковец — куратор выставки «Александровский дворец в Царском Селе и Романовы»

Лариса Бардовская — главный хранитель Государственного музея-заповедника «Царское село»

Георгий Митрофанов — протоиерей

Михаил Дегтярев — депутат Государственной думы РФ 

Михаил Зыгарь — писатель, автор проекта «Project1917»

Ведущий: Валдис Пельш

Пророчества об искупительном подвиге святого Царя Николая II

Откровения последнего императора — николая ii

«В приведённых откровениях точно описан христоподражательный смысл подвига Святого Царя. Точнее слова, объемлющего это понятие, чем слово «искупление», не найдёшь. Как мы видим, истинный чин святости Государя – это чин Искупителя».

Узнайте подробнее:

  • Какое послание оставил Николаю II его предок Император Павел Первый?
  • Какую тайну судьбы России хранил Николай Второй в течение всего времени своего правления?
  • Что поведал старец Варнава государю Николаю Второму в 1905 году?
  • Видение, пришедшее 14-летней девочке, послушнице Ржищева монастыря под Киевом, накануне отречения Николая Второго.
  • «В первую же ночь после причастия видел я страшный сон…» – рассказ матроса Силаева с крейсера «Алмаз».

А также: баллада С. Сокурова «16 июля 1918 года, на закате».

Об искупительном подвиге Царя Николая II говорилось во многих пророчествах, которые начали появляться задолго до того, как Николай Второй родился.

Некоторые – за несколько десятков лет, два письменных пророчества – почти за сто лет (писания преподобного Авеля Тайновидца и письмо святого Серафима Саровского, дошедшее до нас в предании), некоторые – при жизни Николая Второго.

Господь через разных святых, Своих угодников, обращался к Царю Николаю Второму. Поэтому Государь знал о Воле Божией над собой.

Важно

Пророк Авель писал, что Царь-Миротворец Александр Третий передаст наследие царское своему сыну Николаю Второму – Святому Царю, Иову Многострадальному подобному.

«На венец терновый сменит он корону царскую, предан будет народом своим; как некогда сын Божий. Война будет, великая война, мировая… По воздуху люди, как птицы, летать будут, под водою, как рыбы, плавать, серою зловонной друг друга истреблять начнут. Измена же будет расти и умножаться. Накануне победы рухнет трон Царский. Кровь и слезы напоят сырую землю.

Мужик с топором возьмет в безумии власть, и наступит воистину казнь египетская… А потом будет жид скорпионом бичевать Землю Русскую, грабить Святыни ее, закрывать Церкви Божии, казнить лучших людей русских. Сие есть попущение Божие, гнев Господень за отречение России от Святого Царя».

Это письмо было вложено в ларец Императором Павлом Первым с завещанием: «Вскрыть Потомку Нашему в столетний день Моей кончины».

11 марта 1901 года, в столетнюю годовщину мученической кончины державного прапрадеда своего, блаженной памяти императора Павла Петровича, Государь Император Николай Александрович вскрыл ларец и несколько раз прочитал сказание Авеля Вещего о судьбе своей и России.

Он уже знал свою терновую судьбу, знал, что недаром родился в день Иова Многострадального. Знал, как много придется ему вынести на своих державных плечах, знал про близ грядущие кровавые войны, смуту и великие потрясения Государства Российского.

Его сердце чуяло и тот проклятый черный год, когда он будет обманут, предан и оставлен всеми…

Двадцать два года управлять государством, зная образ своей кончины, быть оклеветанным, преданным и всеми оставленным – настоящий подвиг по подобию Христа.

Понимал ли Николай Второй смысл этого подвига, который он добровольно подъял, понес и совершил? Конечно, понимал.

Государь хорошо знал эти пророчества, в которых была изложена судьба России до Второго Пришествия и раскрыта роль самого Николая Второго в деле спасения погибающей России.

Святой Царь не раз говорил, что если Богу нужна искупительная жертва для спасения России, то он согласен быть ею, и да свершится воля Божия. Еще в 1903 г. в Дивеево на торжествах по прославлению преп. Серафима Саровского он в предчувствии своей судьбы сказал: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России – я буду этой жертвой».

В одной из своих телеграмм председателю Временного комитета Гос. Думы М.В. Родзянко Государь объявил: «Нет той жертвы, которую я не принес бы во имя действительного блага и для спасения Родной Матушки России».

О великом подвиге Государя свидетельствовала блаженная Прасковья Ивановна Дивеевская. Она говорила, что Государь Николай II выше всех царей будет, ибо видела духовными очами, как будет высоко прославлен Государь Господом, и как уподобится Христу необычным исполнением евангельских заповедей Его, не как преподобный и не как мученик, но особо отличительно от них.

Прасковья Ивановна Дивеевская и преподобный Варнава Гефсиманский

Совет

Заслуживают особого внимания слова знаменитого старца тех лет прп. Варнавы из Гефсиманского скита близ Троице-Сергиевой Лавры о будущем чине святости Государя.

Государь Николай Александрович посетил старца Варнаву в начале 1905 г.

и получил от него благословение на принятие мученического конца, когда Господу угодно будет этот крест на него возложить и предрек «еще небывалую славу Царскому имени его».

16 июля 1918 года, на закате

Сергей А. Сокуров 1. То было летом, в час заката, сто лет назад в стране святой, жестокой смутою объятой неведомо за грех какой. Был дом-гробница на отшибе, а в нём – невольников семья. Воображеньем вижу я событий роковую глыбу; она несётся сверху-вниз. Кто на пути, скорей молись! Пока горит ещё светило, успей проститься с тем, что было. 2.

И он успел, полковник бывший, совсем недавно – государь, услышав грозный голос Свыше: «Решайся, уж готов алтарь безбожной власти в виде плахи сначала для семи голов, а вслед отсюда хлынет кровь, и ляжет Русь твоя во прахе. Но если ты, народ любя, грехи все примешь на себя, страна поднимется. Решай, как Он, Сын Божий, выбирай!» 3.

«Давно я выбрал, – был ответ спасителя души России. – У нас пути иного нет, чем тот, которым шёл Мессия. Пусть дети и супруга спят, не зная о моём решеньи. Один я вынесу мученья часов предсмертных, я – солдат. Дай, справедливый Бог, мне сил», – сказал и лоб перекрестил. …Подвал – кровавая купель, Россия новая – отсель.

О высшем чине святости Государя свидетельствовала дивеевская старица блаженная Ксения Степанова, ей было видение от Господа, описанное поэтом С.С.

Бехтеевым, в котором было открыто еще до гибели Царской Семьи, как воедино слились образ Господа Иисуса Христа и образ Государя Николая II и для вразумления далее было показано, что Царь Николай II сидит одесную Спасителя на Его трапезе в Царстве Небесном и сказано ей Господом, что он поставит Государя первым в Царстве святых.

Православный писатель С.А. Нилус рассказывает о необычном видении 14-летней девочке Ольге, послушнице Ржищева монастыря под Киевом, бывшем ей накануне отречения Государя от престола:

«Мы с Ангелом стали подниматься вверх и подошли к большому блестящему белому дому. Когда мы вошли в этот дом, я увидела в нем необыкновенный свет. В свете этом стоял большой хрустальный стол, и на нем поставлены были какие-то невиданные райские плоды. За столом сидели святые пророки, мученики и другие святые. Все они были в разноцветных одеяниях, блистающих чудным светом.

Над этим сонмом Божиих угодников в свете невообразимом на неописуемом дивном престоле сидел Спаситель, а возле Него по правую руку Его сидел наш Государь Николай Александрович, окруженный ангелами. Государь был в полном царском одеянии: светлой белой порфире, короне, со скипетром в руке…

И я слышала, как беседовали между собою мученики, радуясь, что наступает последнее время и что число их умножится.

Говорили они, что мучить будут за имя Христово и за неприятие печати, и что церкви и монастыри скоро будут уничтожены, а живущие в монастырях будут изгнаны, что мучить будут не только духовенство и монашество, но и всех, кто не захочет принять печать и будет стоять за Имя Христово, за Веру, за Церковь…»

А когда через полторы недели (12 марта) девочка вновь проснулась после очередного видения и ей рассказали о полученном известии об отречении Государя, Ольга ответила: «Вы только теперь узнали, а у нас там давно об этом говорили, давно слышно. Царь там давно сидит с Небесным Царем». Ее спросили: «Какая же причина тому?» Ольга ответила: «То же, что было и Небесному Царю, когда Его изгнали, поносили и распяли. Наш Царь, – сказала она, – мученик».

Обратите внимание

Замечательное видение было матросу Силаеву с крейсера «Алмаз», свидетельствующее об искупительном подвиге Царя. Об этом видении рассказывается в книге архимандрита Пантелеимона «Жизнь, подвиги, чудеса и пророчества святого праведного отца нашего Иоанна, Кронштадского чудотворца».

«В первую же ночь после причастия, – рассказывает матрос Силаев, – видел я страшный сон.

Вышел я на огромную поляну, которой конца-краю нет; сверху, ярче солнечного, льется свет, на которой нет мочи взглянуть, но этот свет не доходит до земли, и она как будто вся окутана не то туманом, не то дымом.

Вдруг в небесах раздалось пение, да такое стройное, умилительное: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!»

Несколько раз повторилось оно, и вот, вся поляна заполнилась людьми в каких-то особых одеяниях.

Впереди всех был наш Государь-мученик в царской порфире и короне, держа в руках чашу, до краев наполненную кровью.

Справа рядом с ним – прекрасный отрок, Наследник Цесаревич, в мундирчике, тоже с чашей крови в руках, а сзади них, на коленях – вся умученная Царская Семья в белых одеждах, и у всех в руках – по чаше крови.

Впереди Государя и Наследника на коленях, воздев руки к небесному сиянию, стоит и горячо молится отец Иоанн Кронштадский, обращаясь к Господу Богу, словно к существу живому, словно он видит Его, за Россию, погрязшую в нечисти.

От этой молитвы меня в пот бросило: «Владыко Всесвятый! Виждь кровь сию невинную, услыши стенания верных чад Твоих, иже не погубиша таланта твоего, и сотвори по великому милосердию твоему павшему избранному народу твоему! Не лиши его Твоего святого избранничества, но восстави ему разум спасения, похищенный у него по простоте мудрыми века сего, да, поднявшись из глубины падения и на крылах духовных воспаряя в горняя, прославят во вселенной Имя Твое пресвятое. Верные мученики молят тя, принося Тебе в жертву кровь свою. Прими ее во очищение беззаконий вольных и невольных народа Твоего, прости и помилуй».

После этого Государь поднимает чашу с кровью и говорит: «Владыко, Царю царствующих и Господь господствующих! Прими кровь мою и моей Семьи во очищение всех вольных и невольных прегрешений народа моего, Тобою мне вверенного, и возведи его из глубины падения нынешнего. Веем правосудие Твое, но и безграничную милость благоутробия Твоего. Вся прости и милостиво помилуй, и спаси Россию».

За ним, простирая вверх свою чашу, детским голосом заговорил чистый отрок Царевич: «Боже, воззри на погибающий народ Твой и прости ему руку избавления. Боже Всемилостивый, прими и мою чистую кровь во спасения невинных детей, на земле нашей развращаемой и гибнущих, и слезы мои за них прими». И зарыдал мальчик, расплескивая свою кровь из чаши на землю.

Важно

И вдруг все множество народа, опускаясь на колени и возведя свои чаши к небу, в один голос начало молить: «Боже, Судия праведный, но добрый, милующий Отец, прими кровь нашу во омовение всех скверн, содеваемых на земле нашей, и в разуме, и в неразумии, ибо како может творить человек неразумное, в разуме суще! И по молитвам святых Твоих, в земле нашей милостию Твоею просиявших, верни народу Твоему избранному, в сети сатанинские впавшему, разум спасения, да расторгнет он эти сети губительные. Не отвратися от него до конца и не лиши его Твоего великого избранничества, да восстав из глубины падения своего, во всей вселенной прославит великолепое Имя Твое и верно послужит Тебе до конца веков».

И вновь на небе, трогательнее прежнего, раздалось пение «Святый Боже». Я чувствую, у меня по спине словно мурашки бегают, а проснуться не могу. И слышу напоследки – по всему небу пронеслось торжественное пение «Славно бо прославися», неумолкаемо перекатывающееся от одного края неба до другого.

Поляна вмиг опустела и стала как будто совсем другая. Множество церквей вижу, и такой прекрасный колокольный перезвон разливается, душа возрадовалась. Подходит ко мне отец Иоанн Кронштадский и говорит: «Божье солнышко взошло над Россией снова.

Смотри, как оно играет и радуется! Теперь великая Пасха на Руси, там Христос воскрес. Ныне все Силы небесные радуются, и ты после раскаяния своего от девятого часа потрудился, примешь мзду свою от Бога («Чудеса Царственных мучеников», т.1., М., 2001., с.

48-50).

Эти видения свидетельствуют об очень высоком чине святости нашего Государя, выше, чем у всех святых, и в подтверждение сего Господь явил нам свидетельство уже в наше время из уст рабы Своей Елены, душа которой после клинической смерти была восхищена в Рай. В нем она слышала и видела, что Государь Николай II прославлен в Царствии Божием как Искупитель: «…как Великий Николай Искупитель и другого обращения к нему не должно быть» (из видеофильма «У черты вечности»).

В приведенных откровениях точно описан христоподражательный смысл подвига Святого Царя. Точнее слова, объемлющего это понятие, чем слово «искупление», не найдешь. Как мы видим, истинный чин святости Государя – это чин Искупителя.

По материалам брошюры «Духовный смысл искупительного подвига святого Царя Николая II». Составитель – Александр Русинов.
Источник: http://­www.­logoslovo­.ru/­forum/­topic_­16445/

Новые факты на смену старой лжи:

Николай II: удивительные факты из жизни последнего российского императора

Откровения последнего императора — николая ii

18 мая исполняется ровно 150 лет со дня рождения последнего русского императора Николая II. Казалось бы, всё, что касается правителя, давно уже сказано, особенно в части любовных отношений. Однако есть факты, которые до сих пор удивят любого.

Хотел передать престол пятилетней дочери

В 1900 году 32-летний император заболел тифом. Его состояние настолько вызывало опасения, что стали думать о наследниках. К тому моменту в семье последнего российского императора было четыре дочери, поэтому вопрос, кому передавать престол, был крайне актуален.

Совет

Предполагался один из двух вариантов: или престол перейдёт к Михаилу Александровичу, брату императора, или он отдаст корону старшей дочери — Ольге. Однако ни один из двух вариантов не был прописан в законе о престолонаследии.

Сам же Николай, как указывают историки, склонялся к тому, чтобы правительницей стала Ольга.

В ноябре 1900 года обер-прокурор Синода Константин Победоносцев в письме к министру внутренних дел Дмитрию Сипягину отметил, что императрица беременна и вполне может родиться мальчик (как и случилось), однако регламента, как действовать в случае, если сначала Николай умрёт, а мальчик появится на свет несколькими месяцами позже, нет. В итоге решили при таком развитии событий присягать Михаилу Александровичу; если даже родится мальчик, он не становится императором.

Стал инициатором Гаагской конференции

Последний российский император стал первым миротворцем в масштабах всего мира. Николай II планировал провести разоружение и заключить всеобщий мир. Он лично приложил руку к ноте от 16 августа 1898 года, которая была составлена по его инициативе и направлена ряду держав. В документе содержался призыв к разоружению.

Однако большинство государств встретили ноту отрицательно. Так, французская сторона увидела в документе «руку германского императора и короля Пруссии Вильгельма II», который якобы хотел нейтрализовать все попытки военного возрождения страны.

А сам Вильгельм, получив ноту, заявил, что Россия просто не выдержит гонку вооружений. Англия же ноту одобрила, но добавила, что содержавшиеся в ней предложения не касаются британского флота. Положительно к предложению российского императора отнеслись только Италия и Австро-Венгрия.

Первая мирная конференция в Гааге всё же состоялась в мае 1898 года. В ней участвовало 26 государств: Россия, Османская империя, Германия, Австро-Венгрия, Италия, Франция, Испания, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Швеция, Дания, Болгария, Сербия, Черногория, Греция, Португалия, Лихтенштейн, Люксембург, Япония, Китай, Сиам, Персия, США, Мексика.

По её итогам приняли конвенции «О мирном решении международных столкновений», «О законах и обычаях сухопутной войны», «О применении к морской войне».

А также декларации: «О запрещении на пятилетний срок метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов», «О неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы», «О неупотреблении пуль, легко разворачивающихся или сплющивающихся в человеческом теле».

У Николая II были приёмные сын и дочь

Обратите внимание

Если быть точнее, он усыновил и удочерил собственных двоюродных брата и сестру, которые были более чем на 20 лет младше него.

Их мать умерла, когда рожала младшего, Дмитрия, в 1891 году. Отец, великий князь Павел Александрович, вскоре женился на бывшей супруге своего подчинённого, и за неравный брак его выслали из России.

Как пишет Людмила Третьякова в материале «Мария Романова и Феликс Юсупов», заботу о детях взял на себя лично Николай II.

Воспитывали их в полном представлении о высоком сане: церемонное обращение окружающих, множество слуг, роскошные апартаменты.

Подросшего Дмитрия отдали в кавалерийскую школу в начале 1910-х. В 1911 году, будучи молодым офицером, он просил разрешения уехать добровольцем в Ливию, где в то время шла Итало-турецкая война, но получил отказ. Был одной из спортивных надежд России в области конного спорта, даже участвовал в Олимпиаде 1912 года.

Дмитрий должен был жениться на великой княгине Ольге, но жена Николая II потребовала разорвать отношения. Дело в том, что Дмитрий ненавидел Распутина и не скрывал этого. Кроме того, именно он был сообщником Феликса Юсупова в убийстве «старца» 30 декабря 1916 года.

Ссылки он избежал только благодаря Николаю II: был отправлен в Персию, в отряд Николая Баратова. После Февральской революции поддержал Временное правительство и даже написал председателю Георгию Львову письмо с вопросом, разрешено ли ему вернуться в Россию.

Однако после Октябрьской революции ушёл на британскую службу и уехал в Лондон. В разное время жил в США и Париже. У него даже был роман с Коко Шанель! И именно он свёл свою возлюбленную с Эрнестом Бо — парфюмером, создавшим Chanel № 5.

А роману Дмитрия и Коко посвящён аромат Cuir de Russie.

Важно

Скончался в 1942 году. Его похоронили в дворцовой церкви на острове Майнау, которая была в собственности его племянника Леннарта Бернадота.

Теперь о сестре Дмитрия, Марии. Её в 1908-м выдали замуж за наследного принца Швеции Вильгельма.

Свадьбу гуляли в Павловске весной 1908 года. Николай II был посажёным отцом. Однако через пять лет брак расторгли по до сих пор доподлинно не известным причинам. Официально считается, что Мария тосковала по России и не смогла жить в чужой стране, поэтому в 1913-м вернулась в Петербург.

Однако рождённого в 1909 году сына Леннарта ей отдать отказались: он был наследником шведского престола. Во время Первой мировой войны Мария стала сестрой милосердия. В 1917-м, узнав об отречении Николая II, вернулась в Петербург.

К тому моменту в Россию уже разрешили вернуться её родному отцу.

В сентябре 1917-го вышла во второй раз замуж, родила сына. В российской столице она жила до 1919-го, пока голод и отсутствие работы окончательно не вынудили их с новым супругом бежать из России.

В качестве направления выбрали Париж, а переселиться удалось благодаря продаже буквально всех драгоценностей, которые у Марии были. Ребёнка решили оставить на попечение отца. Последнего расстреляли через несколько месяцев.

А её сын умер от дизентерии.

В Париже те молодые россиянки, которые эмигрировали без огромного состояния (почти все) пытались хоть как-то зацепиться за мир высокой моды. Ходить по подиуму она отказывалась — всё-таки Романова. Вполне приемлемым для себя занятием сочла вышивку и вязание свитеров для более богатых соотечественниц.

В начале 1920-х Коко Шанель искала, кому заказать вышивку. Знакомые русские помогли ей наткнуться на Марию. Это произошло не без участия Дмитрия Романова и Феликса Юсупова, лично знакомых со светилом французской моды. Так девушка получила несколько объёмных заказов и деньги за них.

Постепенно её работы стали известны не только в Париже, но и далеко за его пределами. Однако в 1923 году Мария развелась со вторым мужем и вскоре покинула Париж. Жила в Германии, Швеции, Испании, писала свои мемуары, которые, к слову, имели успех.

Скончалась в 1958 году в Западной Германии.

Испытывал на себе солдатскую амуницию

Совет

Генерал Мосолов писал: «Царь считал себя военным, первым профессиональным военным своей империи, не допуская в этом отношении никакого компромисса. Долг его был долгом всякого военнослужащего». По словам генерала, император лично объезжал войска перед отправлением их на фронт.

Мосолов отметил, что государь вникал во многие вопросы, касающиеся военных. Однажды в Ливадии он прошёл сорок вёрст в солдатском обмундировании, с полной выкладкой, винтовкой и солдатским пайком. Так правитель проверял пригодность новой экипировки.

Командир полка, форму которого надевал государь, просил в виде милости зачислить Николая II в первую роту и на перекличке вызывать его как рядового. Николай II на это согласился и потребовал себе послужную книгу нижнего чина, написав в графе «срок службы»: «До гробовой доски».

Курил и пил портвейн

В России была традиция, согласно которой подрастающие в императорских семьях сыновья могли заказывать в свои покои алкогольные напитки.

Николай Александрович не отказывался выпить даже с утра: 1 января 1886 года семнадцатилетний тогда цесаревич после завтрака заказал принести в его комнаты две бутылки вина, 14 бутылок кваса и бутылку пива.

Однако для него ли одного это было предназначено — не указывается.

«Попробовал 6 сортов портвейна и слегка надрызгался, отчего спал прекрасно», — запись в дневнике Николая II, сделанная в августе 1906 года.

Что касается курения, предполагается, что Николай мог составить в этом вопросе конкуренцию Петру I (который, кажется, не выпускал трубку из рук). В расходных документах 1917 года отмечается, что за девять месяцев он выкурил около 8 тысяч папирос.

Сократил срок службы в армии и на флоте

Именно последний русский император существенно сократил срок службы в армии и на флоте. Согласно апрельской реформе 1906 года, в пехоте, пешей артиллерии и инженерных войсках его снизили с 4 до 3 лет, в кавалерии и конной артиллерии — с 5 до 4, на флоте — с 7 до 5 лет.

Кроме того, по инициативе лично государя-императора предприняли меры для улучшения командного состава. В 1905–1906 годах уволили около 7 тысяч офицеров по решению аттестационных комиссий. Более 4,3 тысячи из них не проходили по возрасту. Часть остальных не соответствовала служебному званию.

В личной библиотеке было около 15 тысяч книг

Обратите внимание

Николая II смело можно назвать одним из самых начитанных российских правителей: в его личной библиотеке было 15 тысяч книг. Да и в дневнике он регулярно писал: «После обеда читал», «Гулял по саду и читал».

Из газет он предпочитал «Русский инвалид». Был неравнодушен к изданиям, публикующим юмористические рассказы с картинками. Из писателей больше всего любил Аркадия Аверченко и Николая Гоголя.

Не сбежал в Великобританию не из собственной гордости

Последний российский император никогда не исключал возможности миграции. Учитывая, что в Великобритании его двоюродный брат Георг V был королём (внешне они похожи как две капли воды), такой исход был самым ожидаемым. Историки до сих пор спорят, добровольно ли царская семья решила не уезжать, их не дали выкрасть или никто и не собирался этого делать.

Самая распространённая версия следующая. 21 марта 1917 года британский посол в Петрограде Джордж Бьюкенен напомнил министру иностранных дел Временного правительства Павлу Милюкову о родственных узах последнего российского императора.

У английской стороны запросили разрешение на въезд Николая II. Предварительное одобрение было получено спустя несколько дней, его довели до Милюкова. Однако глава МИД заявил, что слишком поздно: не сегодня-завтра к власти придут Советы.

Вскоре и сам Георг отказался от этой затеи. Отчасти это связано с тем, что Александру Фёдоровну, жену Николая II, подозревали чуть ли не в тайном сговоре с Вильгельмом II и поддержке немецкой стороны в целом. В результате английские послы заявили, что не могут рекомендовать королю предоставление убежища семье Николая II.

В августе 1917 года Романовых привезли в Тобольск, где они были до апреля следующего года. Весной 1918-го они отправились в последнюю поездку.

Миф об отречении Императора Николая II — Часть II

Откровения последнего императора — николая ii

История с так называемым Манифестом об отречении Государя Николая II крайне запутана всеми свидетелями этого страшного для России события именно потому, что все они соучастны в клятвопреступлении, в насильственном сведе­нии Императора с Трона.

Пленившим Государя во Пскове изменникам-генералам и думским масонам нужно было добиться от Царя именно манифеста об отречении, чтобы создать види­мость добровольной сдачи страны революционе­рам.

Причем манифест задумывался заговорщи­ками с передачей власти наследнику — маленько­му Алексею Николаевичу, которого легко потом устранить, заменить, наконец, уморить, сослав­шись на неизлечимую болезнь ребенка. Нико­лаю Александровичу была памятна судьба царе­вича Димитрия, якобы наткнувшегося на нож в припадке болезни.

Важно

Государь ломает масонский «сценарий» переворота, заявив о передаче Пре­стола брату Михаилу. Государь намеренно по­ступает противозаконно, имитируя передачу Царской власти, минуя законного Наследника.

Он легко соглашается подписать незаконный до­кумент, который все «свидетели отречения» на­зывают «Манифестом», но который на самом деле представляет собой телеграмму в Ставку един­ственному адресату — генералу Алексееву. Текст этой телеграммы под видом Манифеста торжествующий Алексеев спешно разослал в войска, и трагедия Армии в том, что она не услышала призыва Государя к войскам — спасти Трон.

https://www.youtube.com/watch?v=4OdFh0swoIs

Что данная телеграмма Алексееву не является Манифестом об отречении, сразу бросается в глаза. В ней отсутствует целый ряд полагающих­ся Манифесту формальных признаков.

Вот как, к примеру, был оформлен Высочайший Мани­фест об объявлении войны Германии: вступле­ние: «Божиею Милостию, Мы, Николай II, Импе­ратор и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский и про­чая, и прочая, и прочая. Объявляем всем верным Нашим подданным…

» — далее следует текст Ма­нифеста, и заключение: «Дан в Санкт-Петербур­ге, в двадцатый день июля, лето от Рождества Христова тысяча девятьсот четырнадцатое, Цар­ствования же нашего в двадцатое». В телеграмме отсутствует формальная контрассигнация, необ­ходимая для манифеста: «На подлинном Соб­ственною Его Императорского Величества Рукою подписано: НИКОЛАЙ».

Даже сама подпись Го­сударя на телеграмме, выдаваемой за Манифест об отречении, сделана карандашом, хотя и зала­кирована верниром, но не по форме удостовере­на министром Двора Фредериксом, причем эта подпись графа Фредерикса на документе поче­му-то не сохранилась.

Подлинный Манифест мог вступить в силу только после его опубликования в соответствую­щем виде и в официальной печати.

Понимая это, генерал Рузский до приезда Гучкова и Шульгина на вопрос Фредерикса, как оформить детали, связанные с актом отречения, ответил, что «при­сутствующие в этом некомпетентны, что лучше всего Государю ехать в Царское Село и там все оформить со сведущими лицами»[1].

Однако уже Гучков настоял на немедленном под­писании Отречения, словно не замечая его неза­конной формы — плотный телеграфный бланк со странным для всенародного обращения покида­ющего Трон Императора адресом: «Ставка. На­чальнику Штаба».

Изменники торопились, до Царского Села далеко, там, глядишь, сыщутся вер­ные Царю генералы, офицеры и войска, ведь признавали потом, после большевистского перево­рота, генералы-клятвопреступники: «Враги Рузс­кого говорят, что он должен был… указать Родзянке, что он изменник, и двинуться вооружен­ной силой подавить бунт.

Совет

Это, как мы теперь знаем, несомненно бы удалось, ибо гарнизон Петрограда был не способен к сопротивлению, Советы были еще слабы, а прочных войск с фрон­тов можно было взять достаточно»[2]. Торопясь, хватают Гучков с Шульгиным те­леграфный бланк, оставив дубликат — такой же бланк с таким же текстом — на хранение Рузско­му, и мчатся в Петроград — объявлять о своей победе.

Словом, так называемое «отречение» Николая Второго — незаконный документ, намеренно со­ставленный Императором с нарушением законов и по содержанию, и по форме. И многочис­ленные свидетельства о его законности и о доб­ровольном сложении Государем Николаем Алек­сандровичем своих Царских полномочий есть сознательная фальсификация истории нарушив­шими долг и Присягу участниками событий.

Вот почему генерал Данилов упорно твердит о двух экземплярах именно манифеста! Ему очень нужно создать эту легенду о Манифесте, чтобы все, что натворили Рузский и Гучков, он и Шуль­гин, имело бы хоть малую видимость законнос­ти.

Уже 2 марта 1917 года Данилова очень трево­жила «юридическая неправильность» содеянно­го: «Не вызовет ли отречение в пользу Михаила Александровича впоследствии крупных осложне­ний ввиду того, что такой порядок не предусмот­рен законом о престолонаследии?»[3].

Дальнейший сценарий гибели Трона при переда­че его Наследнику Алексею Николаевичу был четко прорисован В.В.Шульгиным, еще одним преступным организатором трагедии под назва­нием «отречение»: «Если придется отрекаться и следующему, то ведь Михаил может отречься от престола…

Но малолетний наследник не может отречься — его отречение недействительно. И тогда что они сделают, эти вооруженные грузовики, движущиеся по всем дорогам? Наверное, и в Царское Село летят, проклятые… И сделались у меня: «Мальчики кровавые в глазах»[4].

Вот что замышлялось революционерами, вот от чего спасал своего Сына и Трон Государь. Неда­ром Императрица Александра Федоровна без­оговорочно приняла такое решение мужа: «Я вполне понимаю твой поступок… Я знаю, что ты не мог подписать противного тому, в чем ты клял­ся на своей коронации.

Мы в совершенстве зна­ем друг друга, нам не нужно слов и, клянусь жиз­нью, мы увидим тебя снова на твоем Престоле, вознесенным обратно твоим народом и войска­ми во славу твоего Царства. Ты спас царство тво­его сына и страну, и свою святую чистоту, и… ты будешь коронован Самим Богом на этой земле, в своей стране»[5].

Обратите внимание

Недаром и Керенский, и Милюков, и Родзянко были так огорошены неожиданным текстом Царской телеграммы в Ставку и постарались спрятать ее, не объявлять, не публиковать, пока не получат «отречение» от великого князя Миха­ила Александровича. Милюков говорил: «Не объявляйте Манифеста… Произошли серьезные изменения… Нам передали текст…

Этот текст совершенно не удовлетворяет…»[6]. А вот свидетельство о том же генерала Вильчковского: «В пятом часу утра Родзянко и князь Львов вызвали к аппарату Рузского и объявили ему, что нельзя опубликовывать Манифеста об отре­чении в пользу великого князя Михаила Алек­сандровича, пока они это не разрешат сделать..

, для успокоения России царствование Михаила Александровича «абсолютно неприемлемо»[7].

Замысел Государя верно понял Шульгин и позже объяснял это, заодно выгораживал себя и выставлял себя чуть не соратником Императора: «Если есть здесь юридическая неправильность…

Если государь не может отрекаться в пользу бра­та… Пусть будет неправильность! Может быть, этим выиграется время…

некоторое время будет править Михаил, потом, когда все угомонится, выяснится, что он не может царствовать, и пре­стол перейдет к Алексею Николаевичу»[8].

Итак, документ, содержащий якобы «отрече­ние» Императора Николая Второго, намеренно составлен Государем с нарушением Законов Престолонаследия, что было очевидно для большин­ства участников заговора.

С какой целью Госу­дарь составил этот незаконный документ, под­ложно названный Даниловым, Шульгиным, Гуч­ковым и другими заговорщиками «манифестом»? Во-первых, незаконная передача власти, минуя Наследника Престола, должна была призвать Армию исполнить Присягу и восстановить Само­державие.

Во-вторых, следующий свой удар ре­волюционеры должны были обрушить не на за­конного Наследника Престола — Алексея Николаевича, а на Михаила Александровича, кото­рый по призыву своего брата обязан был при­нять бой, оттянуть время, пока накал петроград­ской уличной стихии не стихнет, недаром были потом признания: «нас раздавил Петроград, а не Россия»[9]. Толпа, как известно, бунтует не долго, и скоро растекается по домам, к же­нам, детям, к привычному труду. Но Михаил Александрович подчинился не воле Брата, а за­говорщикам, которые ему угрожали. Они торо­пились «сломать» волю и без того неволевого Михаила, не понявшего ни в тот момент, ни по­том своей жертвенной роли, предначертанной ему Царственным братом для спасения России и Самодержавия. Он испугался угроз Керенского, который, истерически заламывая руки, и было отчего паниковать Керенскому, в случае возвра­щения законного Царя — Керенского-Кирбиса ждала петля, кричал великому князю, каким опасностям он лично подвергнется в случае ре­шения занять Престол: «Я не ручаюсь за жизнь вашего высочества…». В-третьих, Государь спа­сал не Сына, не Себя, составляя этот документ.

Император спасал Свое Самодержавие и Свой Трон. Он должен был вернуться на этот Трон, возвращенный на него народом и верной при­сяге Армией. Допустить цареубийства Государь не мог из сострадания к своему народу, кото­рый бы весь подпал под клятву Собора 1613 года…

В 1927 году большевики опубликовали все из­данные к этому времени воспоминания о сверже­нии монархии под названием «Отречение Нико­лая П», сопроводив их предисловием еврейского публициста Михаила Кольцова, который злорад­но, но очень точно написал об этих днях: «Нет сомнения, единственным человеком, пытавшим­ся упорствовать в сохранении монархического режима, был сам монарх. Спасал, отстаивал Царя один Царь. Не он погубил, его погубили»[10].

Как бы мемуаристы-лжесвидетели ни старались затушевать свое участие в уничтожении Императорской России, перекладывая вину за падение Трона на Государя, сочиняя небылицы о его характере, манерах, воспитании, поступках, плетя паутину ложных фактов, но преступный образ их мысли, зависть или просто возбужденная врагом рода человеческого ненависть к святому Царю выдает их с головой и подрывает историческую достоверность их воспоминаний.                                                                                                                           

Важно

Череда прошедших здесь лиц — неудовлетво­ренный карьерным ростом царский чиновник (сколько их было, спешно покидавших Алексан­дровский Дворец в те горькие мартовские дни 17-го года), священник, не верующий в святость Помазанничества Божия, а стало быть, и в Са­мого Господа (отрекшиеся от Царя попы не ред­кость, а правило в 17-м году), завистливый и не­удачливый зять — член Императорской Фамилии (среди родственников предательство и осужде­ние Царя было поголовным), наконец, уязвлен­ный отстранением от высокого поста армейский генерал (все командующие фронтами и флотами были повинны греху цареборчества). Сколько их, присягавших Государю и Наследнику, клятво­преступников, взялось потом оправдывать себя. А теперь их заведомую ложь мы именуем «доку­ментами эпохи» и верим этой лжи больше, чем свидетельствам людей, оставшихся верными Присяге. Дескать, верные царские слуги любили Царскую Семью, были ей обязаны своим благо­денствием, и из любви и благодарности приукрашивали факты, умалчивая о недостойном. А эти «свидетели», относившиеся к Государю и Го­сударыне «критически», высказывают-де «непред­взятые мнения». Но в том-то и дело, что сужде­ния о Государе изменников и предателей, завис­тников и карьеристов (в большинстве своем ма­сонов, сознательных участников заговора против Самодержавия в России) — самые что ни на есть предвзятые, они высказываются лишь с одной целью: переложить на Царя вину за собствен­ные грехи перед Богом и перед Родиной.

Древнее православное правило «прежде смер­ти не блажи никого» только сейчас дозволяет оценить низость измены и клеветы этих свиде­телей. Смерть грешников люта. Это псаломское слово свято исполнилось надо всеми, преступив­шими Царскую Присягу.

Уже в 1918 году погиб генерал-предатель Руз­ский. Масон, он вскоре после февральской ре­волюции похвалялся в газетных интервью своим деятельным участием в свержении Царя. Нерас­каявшийся изменник, Рузский умер страшной смертью: изрубленный в куски красногвардей­цами, полуживым зарыт в землю на кладбище Пятигорска.

Начальник Штаба Верховного главнокоманду­ющего генерал-изменник Алексеев, тот, что со­бирал от командующих фронтами согласие на переворот, что составлял текст «манифеста» об отречении и затем, когда Государь прибыл в Став­ку, арестовал Его, тот самый Алексеев, терза­емый безуспешностью попыток создать боеспо­собную Добровольческую Армию, выпрашивав­ший по копейке деньги на ее оснащение, безре­зультатно пытавшийся собрать в кулак бывших генералов Царской Армии, умер мучительной смертью от болезни почек в том же 1918 году.

Генерал-предатель Корнилов, назначенный февралистами на должность главнокомандующего Петроградским военным округом и собственно­ручно наградивший унтер-офицера Кирпичникова Георгиевским крестом за убийство офице­ра, и провозглашавший в Штабе Верховного главнокомандующего, что «русскому солдату нужно все простить, поняв его восторг по случаю паде­ния царизма и самодержавия»[11], он взял на себя дерзость арестовать в Царском селе Се­мью Государя и, главное, Наследника Престола, которому, как и Царю, присягал на верность. Корнилов тоже погиб в 1918 году. Он возглавлял наступление белых на Екатеринодар, ночью работал за столом в казачьей хате. И единствен­ная граната в этом предутреннем затишье пора­зила его здесь в висок и бедро. Чуя кару Божию такой неестественной для солдата гибели вож­дя, Белая Армия содрогнулась. Судьба наступле­ния была роковым образом решена.

Адмирал Колчак и адмирал Непенин, главно­командующие Черноморским и Балтийским фло­тами, как изменники Присяги тоже погибли страшно. Непенин, еще до всякого Алексеевского опроса главнокомандующих, славший в Став­ку телеграммы о том, что «нет никакой возмож­ности противостоять требованиям временного комитета», был убит восставшими матросами в 1917 году.

Колчак избежал этой участи только потому, что сбежал, бросив флот, в Петроград, а затем в Америку — учить американцев «морской минной войне».

Вскоре, вернувшись в Россию, он пытался возглавить белое сопротивление в Сибири, провозгласил себя Верховным Прави­телем, и уже «на своей шкуре» испытав горечь измены, был выдан своими же соратниками и расстрелян в 1920 году.

В том же 1920 году умер от тифа генерал Н.И.Иванов, тот, что намеренно не выполнил при­каза Государя о приведении гвардейских полков в бунтующий Петроград усмирить разбушевав­шуюся чернь.

Спустя неделю после «отречения» Государя Иванов поспешил заверить Гучкова в «своей готовности служить и впредь отечеству, ныне усугубляемой сознанием и ожиданием тех благ, которые может дать новый государствен­ный строй».

Карающая десница Божия не миновала и чле­нов Императорской фамилии, в безумстве зави­сти и в масонском раболепстве подготовлявших революцию своими интригами. Великие князья Михайловичи, Николай и Сергей, расстреляны, один — в Петропавловской крепости, другой — в Алапаевске.

Совет

Николай Михайлович, активный масон, обратившийся к Государю с письмом, в котором требовал (что за обыкновение было у подданных Его Величества — требовать!): «Огра­ди Себя от постоянных систематических вмеша­тельств этих нашептываний через любимую Твою Супругу»[12], за свою откровенно анти­монархическую деятельность был выслан Госу­дарем в имение. Сергей же Михайлович уже после свержения Императора, нисколько ему не сочувствовавший, пишет в письме своему рево­люционно настроенному брату: «Самая сенсаци­онная новость — это отправление полковника (это об Императоре!) со всею семьею в Сибирь. Счи­таю, что это очень опасный шаг правительства -теперь проснутся все реакционные силы и сде­лают из него мученика…»[13]. Клятвопре­ступление, которое братья совершили, отрекшись от Присяги, приносимой каждым членом Импе­раторского Дома перед Крестом и Св. Евангели­ем на верность Царствующему Императору и Его Наследнику, могло ли остаться не отмщенным?

И великий князь Павел Александрович, рас­стрелянный в 1918-м году в Петропавловской крепости, внешне бывший столь преданным Цар­ской Семье, ведь это его Государыня призывала для помощи во всех трудных вопросах во время последнего пребывания Императора в Ставке, также был сознательным изменником Трона.

Именно у Павла во дворце с его участием и уча­стием начальника и юрисконсульта канцелярии Дворцового Коменданта 25-го февраля был со­ставлен проект конституции Российской Импе­рии [14].

И уже 21 марта 1917 года в пе­тербургской газете «Новое время» было помеще­но письмо Павла Александровича, где он «пре­клонялся» перед «волей русского народа», «все­цело присоединяясь к Временному Правитель­ству»[15].

Череда главных изменников скоро сошла в могилу. А мы все перебираем оставшиеся от них мемуарные листки лжи, которыми они пытались обелить себя.

(«Из-под лжи», Т. Мироновой, изд. ГП ИПК «ВЕСТИ», 2005 г.)

[1]Саввич С.С. Принятие Николаем II решения об отречении. Л., 1927, стр. 199.

[2]
[3]
[5]
[6]
[7]
[8]
[10]
[11]
[12]

Не только Матильда. Мифы о Николае II и его семье

Откровения последнего императора — николая ii

Автор статьи: Андрей Зайцев

Руководитель благотворительного фонда «Счастливый мир».

Недавно вышедший на экраны фильм Алексея Учителя про любовь наследника престола и балерины Матильды Кшесинской — возможность вспомнить о том, какие популярные мифы о семье последнего русского императора до сих пор интересны читателям и приводят к ожесточенным спорам.

Кадр из фильма Алексея Учителя «Матильда»

В двух статьях я хочу рассказать лишь о том, что более или менее хорошо известно из воспоминаний современников и работ историков, посвященных началу ХХ века.

Сам я не являюсь специалистом по эпохе Николая II, но читал довольно много работ о личности последнего императора и том, как к царской семье относились ее современники и потомки.

Обратите внимание

Первая статья будет посвящена последним годам жизни царской семьи, а вторая – мифам, связанным с царской семьей до начала Первой мировой войны.

Для начала я хочу ответить на главный вопрос, иначе не сможем двигаться дальше.

За что канонизировли Николая II?

Семья последнего русского императора была причислена к лику святых в 2000 году. Сторонники и противники канонизации спорили тогда очень яростно и активно. Интернет еще не был повсеместно доступен, поэтому люди читали и разговаривали. Основная проблема была та же, что и сейчас.

Николай II и Александра Федоровна – личности и политики сложные, их государственная деятельность и личная жизнь, их отношение к Церкви были очень непростыми.

Противники канонизации говорили о том, что поспешное прославление не дает возможности дать объективную историческую оценку новым святым, как политикам.

Сторонники скорейшего прославления ссылались на народное почитание и многочисленные чудеса, а также на то, что новые святые помогут объединить православных христиан в России и за ее пределами. Попутно часто говорили о клевете на Николая II и надеялись, что канонизация поможет людям узнать настоящий образ царской семьи.

В 2000 году Церковь сделала все возможное, чтобы эта канонизация не привела к расколу верующих по политическим мотивам. Николай II и его семья были прославлены в чине страстотерпцев, то есть святых, «которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников».

Царская семья была прославлена не за свою политическую деятельность или благочестивую жизнь до момента их ареста весной 1917 года, а за свое поведение перед смертью.

В своем докладе митрополит Крутицкий и Коломенский, в то время председатель комиссии по канонизации, подчеркивал, что «канонизация святого не означает канонизации каждой строчки им написанной».

Важно

К сожалению, эту фразу тогда не услышали. Почти сразу отношение к царской семье стало идеализированным. Из них некоторые неумеренные почитатели стали делать фактически «святое семейство», превращая царя в идеального политика, а царицу – в образец всех возможных добродетелей.  Последствия этого и проявились в ходе дискуссии о фильме Алексея Учителя.

Впрочем, Церковь в этом не виновата. Во всех официальных документах по канонизации подчеркивалось, что Церковь не считает жизнь семьи Романовых до отречения и ареста или политическую деятельность последнего русского императора и его супруги житием.

То есть до марта 1917 года  царская семья – это обыкновенные христиане со своими достоинствами и недостатками, о жизни которых можно спорить, а  их поступки оценивать положительно или  отрицательно. На святость царской семьи это никак не влияет.

В доме ипатьевых расстреляли всю царскую семью?

Анна Андерсон, лжецесаревичи Алексеи, рассказ о том, что сам Николай II благополучно избежал расстрела и спокойно доживал свои дни в Англии или Латинской Америке – вот лишь малая часть тех историй, о чудесном спасении кого-то из царской семьи, которые можно найти в интернете.

То же самое касается и судьбы останков царской семьи. В начале 90-х годов в разных газетах можно было наткнуться на рассказ о том, что заспиртованные головы Николая II и других членов семьи стояли в банках в шкафу то ли у Ленина, то ли у Свердлова.

В книге одного из руководителей белого движения Михаила Дитерихса «Убийство царской семьи и членов дома Романовых на Урале» есть чудесный рассказ о том, что вместо Николая II расстреляли графа-добровольца, а сам император с детьми бежал за границу.[1] Автор книги приводит эту историю как дезинформацию большевиков. Летом 1918 года, когда белая армия вошла в Екатеринбург, вообще было много слухов о том, что расстреляны были не все.

В книге  учителя  французского языка  царских детей Пьера Жильяра «Император Николай II и его семья» можно найти несколько историй о том, как люди, спасшиеся из дома Ипатьевых, до последнего надеялись, что расстреляли не всех.

Надежды оказались ложными, что доказал следователь Николай Соколов, который вел тщательное расследование обстоятельств расстрела царской семьи. Он уехал из России вместе с белыми, и потом написал книгу «Убийство царской семьи», основанной на материалах следственного дела.

Сейчас большинство историков не сомневаются в том, что царская семья была расстреляна 17 июля 1918 года в Екатеринбурге. Через несколько дней большевики оставили Екатеринбург, но убить царскую семью они успели.

Мог ли Николай II и его семья спастись после ареста?

В 1972 году советский историк Марк Ксавинов издает книгу «23 ступени вниз». Для многих людей до сих пор этот текст является чуть ли не лучшим источником для оценки царствования Николая II. Последний император правил 23 года (с 1894-го по 1917-й).

Говорящее название помогает читателю сразу понять, что правителем он был посредственным.

По мнению историка Сергея Фирсова – автора одной из биографий Николая II в серии ЖЗЛ, труд Ксавинова был очень необычным для советской историографии – здесь царь впервые представал перед читателем не исчадием ада, а человеком со своими достоинствами и недостатками.

Один тезис Марка Ксавинова нам особенно интересен – Николая II очень хотел спасти германский посол Мирбах. Вокруг дома Ипатьевых постоянно ходили заговорщики. Большевики раскрыли несколько заговоров и были вынуждены расстрелять царя. Хорошо, что они успели это сделать.

Совет

Соблазнительная теория. Вот только совершенно неправдоподобная. С марта 1917 по июль 1918 года у Николая II было несколько возможностей покинуть Россию, вот только они были скорее гипотетическими.

Во многих источниках есть рассказ о том, что Николай II хотел бы жить как частный человек в Крыму. Не менее распространена версия о возможности эмиграции в Англию, в которой в конечном итоге царской семье отказали.

Вообще перемещения царской семьи после ареста – тема чрезвычайно интересная.

Сперва Петербург, откуда попасть за границу было бы легче всего, но Александр Керенский отказался везти царскую семью на запад или в Крым, говоря о том, что Временное правительство не может гарантировать их безопасность. Вместо этого поезд с царской семьей 14 августа 1917 года отправляется в Тюмень, а затем царскую семью на пароходе перевозят в Тобольск.

Можно ли было бежать из Тобольска? Теоретически да, практически нет. В апреле 1917 года английский король Георг V сказал, что переезд царской семьи в Англию был бы нежелательным. В Германию Николай II не мог уехать, так как она была военным противником России. Истории про спасение в Латинской Америке можно сразу отвергнуть.

Иными словами, даже из Тобольска бежать было некуда. В начале апреля 1918 года царскую семью везут из Тобольска в Екатеринбург. В этот момент большевики хотели устроить публичный процесс над бывшим императором, но обстоятельства не позволили этого сделать, что и привело к трагедии в доме Ипатьева.

Так что шансов на спасение у царской семьи практически не было, зато после расстрела большевики некоторое время охотно распространяли самые разные слухи о спасении царя. Впрочем, их противники тоже пытались разыграть эту карту. Шла Гражданская война, и семья Николая II стала заложником политической  неразберихи.

Почему Церковь поддержала отречение Николая II, и было ли оно законным?

2 марта 1917 года в 23.40 представители Государственной думы А. И. Гучков и В. В. Шульгин получили окончательный текст отречения Николая II от престола за себя и наследника Алексея, известный в истории как Манифест об отречении. Власть перешла к Михаилу Александровичу Романову, который на следующий день отказался от престола до созыва Учредительного собрания.

9 марта 1917 года Святейший синод выразил свое отношение к отречению. В рабочих документах говорилось о том, что нужно «принять к сведению отречение Николая II и его брата Михаила».

В обнародованном воззвании «К верным чадам Русской Православной Церкви по поводу переживаемых ныне событий» было написано: «Святейший Синод усердно молит Всемилостивого Господа, да благословит Он труды и начинания Временного правительства, да дает ему силу, крепость и мудрость, а подчиненных ему сынов великой Российской державы да управит на путь братской любви»[2].

Обратите внимание

Вокруг этих двух фактов до сих пор идут яростные споры.

Одни  исследователи говорят о том, что Церковь в лице Синода предала царя, другие, что Николай II, который по законам Российской империи был главой («крайнем судией», если быть точнее) Церкви, обезглавил русское православие накануне революции, не провозгласив ее независимости от государства. Третьи (например Петр Мультатули) говорят, что отречения не было, документ составлен с грубыми юридическими ошибками, что делает его недействительным.

Скорее всего, мы никогда до конца не сможем узнать, что же именно произошло в царском поезде, следовавшем из Могилева в Царское Село, но оказавшемся в Пскове.

До нас дошло значительное число воспоминаний, однако их ценность как исторических источников неравнозначна.

Некоторые мемуары писались уже значительно позже 2 марта, с учетом политической ситуации в России и той позиции, которую занимал автор по отношению к событиям февраля или октября 1917 года.

Очевидно одно: императору приходилось принимать решение в критической, постоянно меняющейся ситуации и в очень короткие сроки (этим объясняется несколько телеграмм государя).

Ни Николай II, ни Александра Федоровна не могли в тот момент спокойно общаться друг с другом, а также получать более или менее полное представление о происходящем.

То, что 25 февраля казалось императрице бунтом «мальчишек и девчонок», за два дня превратилось в мощную революцию, когда войска отказывались подчиняться приказам, а командующие фронтами просили Николая отречься от престола.

В этих условиях на несоблюдение каких-то формальностей могли просто не обратить внимания. Отречение  Николая II устраивало и власть в лице Временного правительства, и Церковь в лице Синода и большую часть российского народа, который устал от войны и видел в царской семье источник бед для страны. Справедливо или нет, я скажу дальше.

Важно отметить, что Николай II отрекался за себя и наследника в пользу брата Михаила, который в свою очередь отрекся от престола уже в пользу Учредительного собрания.

Так что Николай II поступил как человек, для которого интересы страны, семьи и здоровье, как он их понимал, были выше личных выгод и безопасности. Он думал, что жертвует собой  ради страны.

Вот только России это было тогда неважно.

Важно

Обстоятельства, в которых произошло отречение царя, и мотивы, которые им двигали, и стали одним из оснований для канонизации царской семьи: «Духовные мотивы, по которым последний российский Государь, не желавший проливать кровь подданных, решил отречься от Престола во имя внутреннего мира в России, придает его поступку подлинно нравственный характер», — говорится в акте о канонизации[3].

И два слова о Церкви. Церковь приняла отречение своего «крайнего судии» к сведению. Ничего другого она сделать не могла. Фантастические версии о том, что можно было поднять народ на защиту царя, мы рассматривать не будем. К началу 1917 года народ очень не любил Николая II и особенно его жену — Александру Федоровну.

Немецкая шпионка, любовница Распутина, святая?

У супруги последнего русского императора был особый дар. К Александре Федоровне почти никто не относился равнодушно. Ее либо любили, либо ненавидели и осуждали. Точно любили ее Николай II, дети и Анна Вырубова. Уже упоминавшийся нами Пьер Жильяр относился к ней с симпатией. Разумеется, этот список не полон.

Ненавидели и не принимали избранницу Николая II гораздо больше людей. Многие видели в ней человека, который принес в Россию несчастье. Александра Федоровна не умела нравиться или играть роль.

Ее можно было либо принимать целиком, либо не принимать никак, что в общем-то и случилось.

Сергей Фирсов в своей книге о Николае II приводит только один сюжет бульварного романа в  российской прессе после отречения императора от престола – это любовный треугольник с участием Николая II, Анны Вырубовой, самой императрицы и молодого офицера[4].

По дороге из Тюмени в Тобольск Александра Федоровна слышала крики толпы «Саша, где твой Гриша (намек на Распутина. –А. З.)». Сам Николай II не реагировал на такие нападки, но общественное мнение было не на стороне царской семьи.

Конечно, Александра Федоровна не была ни немецкой шпионкой, ни любовницей Распутина (сам Распутин, кстати, был против участия России в Первой мировой войне), но в государственные  и церковные дела активно вмешивалась, советы мужу давала и советов Распутина слушалась.

Вот отрывок из письма императрицы мужу от 23 июня 1916 года: «Ц. С. 23 июня 1916 г. Ангел мой любимый!

Совет

Уже 12 час., я только что легла, но хочу написать тебе, пока еще хорошо помню свою беседу с Штюрмером. Бедняга очень расстроен слухами, переданными ему лицами, побывавшими в Могилеве, а так как и Родзянко тоже накинулся на него, то он впал в совершенное недоумение.

Будто бы предполагается военная диктатура с Сергеем М. во главе, смена министров и т. д. Дурак Родз. прилетел к нему, чтобы узнать его мнение об этом и т. д. и т. д.»[5]. Ниже она назовет Родзянко «гнусным» (в другом переводе «ненавистным».

Переписка велась на английском языке).

Во многих письмах к мужу Александра Федоровна чередует нежные эпитеты и рассказ о детях с жесткими оценками политиков, а иногда и церковных иерархов, так что царскую переписку не стоит рассматривать как сентиментальные и благочестивые беседы двух христиан.

Александра Федоровна была человеком жестким, волевым, абсолютно не гибким – первых двух качеств как раз и не хватало ее супругу, по мысли многих современников. Она рано состарилась. К моменту расстрела ей не было и пятидесяти, но она плохо ходила и страдала нервным истощением. Болезнь наследника и постоянная забота о нем сильно изменили ее характер.

Впрочем, она и в молодости не умела нравиться нужным людям. При этом она очень любила своего мужа и детей и в конечном итоге отдала за них жизнь. Россию она тоже любила, вот только не реальную страну с ее достоинствами и недостатками, а идеальный образ, где народ любит царя, царь обладает неограниченной властью и может делать что угодно.

Впрочем, Матильда Кшесинская в своих дневниках и воспоминаниях говорит об Александре Федоровне с уважением.

Но об этом, а также о Распутине и религиозности царской семьи мы поговорим во второй нашей статье.

[1] «Друг одного из корреспондентов английской газеты «Морнинг пост», только что прибывший из Петербурга, рассказывает, что Великий князь Кирилл получил 18 ноября письмо от Великой княжны Татьяны, в котором говорится, что Царица и Великие княжны находятся в безопасности и что Царь расстрелян не был.

Согласно этого письма, один большевистский офицер вошел к Царю и объявил ему, что он назначен для приведения в исполнение смертного приговора.

Обратите внимание

На вопрос – нет ли способа избежать этого, он ответил, что сам он относится к этому индифферентно, но что ему надо иметь обезображенное тело, как доказательство приведения в исполнение данного ему приказания. Какой-то граф, имя которого в письме не упоминается, предложил себя на место Царя.

Царь настойчиво протестовал. Но граф настаивал, и большевистский офицер кончил спор тем, что застрелил графа, согласно его желания. В это время Царь воспользовался моментом и скрылся неизвестно куда».

[2] Подробнее о реакции Церкви на отречение Николая II можно узнать в книге. Бабкин М. А. Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. – конец 1917 г.). М., Изд. Государственной публичной исторической библиотеки России. 2007.  – 532 с.

[3] Доклад  митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, на основании которого решили канонизировать царскую семью, главный источник для тех, кто хочет понять,  почему Николай II – святой страстотерпец (http://www.patriarchia.ru/db/text/422558)

[4] «Журнал «Прожектор» опубликовал рассказ о любвеобильной и похотливой царице, ее лицемерной подруге А. А. Вырубовой, вечно пьяном, жестоком и подозрительном царе-эротомане. Сюжет незамысловат.

Александра Федоровна и Анна Александровна одновременно влюбляются в красивого молодого офицера Орлова, которого царица, пользуясь преимуществом государыни, делает любовником. Вырубова «мстит», провоцируя столкновение царя с женой.

Николай II, застав на месте «преступления» жену и любовника, убивает последнего. В отместку за смерть Орлова в Александру Федоровну, уже в годы Великой войны, стреляет лежавший на излечении в Царскосельском госпитале его младший брат.

Покушение заканчивается легким ранением Вырубовой, царица прощает стрелявшего. Детективная история рассказана, «кошмарная» тайна Двора — раскрыта. Издатели обещают и дальше публиковать сенсационные разоблачения». Фирсов С. Л. Николай II. М., 2010, с. 442.

[5] Цитирую по сайту https://lastromanovs.blogspot.ru/2014/07/Pisma-Nikolaja-II-i-Aleksandry-Fedorovny-k-drug-drugu.html.