Октябрьский манифест кратко

Содержание

«Манифест 17 октября 1905 г. оказался сюрпризом для всей страны». Историк Федор Гайда / Православие.Ru

Октябрьский манифест кратко

30 октября (17 октября по старому стилю) 1905 года российский самодержец Николай II принял «Манифест об усовершенствовании государственного порядка».

Манифест распределял прежде единоличное право российского императора законодательствовать между собственно монархом и законодательным (представительным) органом – Государственной Думой; вводился также ряд гражданских прав и свобод: провозглашалась свобода слова, свобода собраний и свобода создания союзов и общественных организаций, свобода совести; предоставлялось избирательное право тем слоям населения, которые раньше им не обладали.

Уникальные фото льва толстого

О том, как развивались события в России после принятия манифеста и как отнеслась к манифесту Церковь, почему стал возможен такой феномен, как священник-революционер Г. Гапон, об ответственности власти и уроках истории мы беседуем с историком Федором Гайдой.

Илья Репин. 17 Октября 1905 г.    

Федор Александрович, 110 лет назад был принят манифест, вошедший в историю как Манифест 17 октября.

Обратите внимание

Практически во всех учебниках истории, справочниках и многих исследованиях говорится, что манифест был принят Николаем II для того, чтобы стабилизировать обстановку в стране.

Суть манифеста заключалась в том, чтобы пойти на уступки рабочим и выполнить ряд их требований: дать гражданские права и свободы, тем самым прекратив хаос в стране. Как развивались события в стране после принятия манифеста? В каких реалиях стала жить Россия?

– Преувеличение – считать, что Манифест 17 октября был принят для того, чтобы успокоить волнения в стране, что это уступка рабочим. Так думал основной инициатор манифеста – новоиспеченный граф Сергей Юльевич Витте, только что заключивший Портсмутский мир.

Он полагал, что прокатившуюся по России волну забастовок можно сбить, создав новое правительство на новых началах, которое он и должен был возглавить – и возглавил. Но давайте посмотрим текст манифеста. В нем говорится о создании законодательного органа – Государственной Думы, то есть об ограничении самодержавия.

Говорилось и о том, что широкие слои населения будут привлечены к выборам в Государственную Думу. Но не было ничего сказано о главных рабочих требованиях, а главные рабочие требования были социально-экономического характера. В первую очередь это, конечно, сокращение рабочего дня и повышение заработной платы.

Вот об этом, прежде всего, надо было беспокоиться, если главная задача – умиротворение рабочих.

Витте, по большому счету, использовал рабочее движение в своих целях и в целях оппозиционной интеллигенции.

Он предполагал, что добьется этого манифеста, потом сформирует коалиционное правительство вместе с радикальными либералами, станет премьер-министром и тем самым будет основной политической фигурой в России.

Он получил поддержку со стороны великого князя Николая Николаевича, который имел большое влияние на своего племянника – императора Николая II. Вместе они смогли добиться подписания Манифеста. Но никакого умиротворения, как известно, не наступило.

Манифест 17 октября, опубликованный в Ведомостях Спб. градоначальства    

А что произошло на самом деле?

– Манифест оказался сюрпризом для всей страны. Местные власти не знали о том, что он готовится, практически несколько дней вообще не вмешивались ни в какие события, потому что не понимали, как на них нужно отреагировать.

Октябрьский манифест: как Цусимская трагедия заставила царя создать Госдуму

Октябрьский манифест кратко

17 октября 1905 года в Российской империи был издан Манифест, который давал новые права и свободы и фактически лишал царя единоличной власти. Все законопроекты рассматривались теперь Думой.

Октябрьский Манифест должен был положить конец забастовкам и волнениям в стране. Из-за экономического спада и крупных военных поражений в войне с Японией доверие к власти стремительно падало.

Максим Равреба напоминает, в каких условиях рождалась Государственная Дума.

Фильм Алексея Учителя «Матильда», который вызвал столько скандалов, вышел на экраны российских кинотеатров и… никакой трагедии, о которой предупреждали противники картины, не произошло. Фильм оказался очень качественной, костюмированной реконструкцией эпохи Николая II. Но не больше.

Важно

Потому что исторической эту ленту назвать нельзя. Исторические факты были изменены, а некоторые просто выдуманы по воле режиссера и сценаристов. По сути дела, это больше развесистая клюква и комикс, нежели историческое полотно. Но это не отменяет его художественные качества.

«Матильда» выглядит вполне современно.

В первый уик-энд фильм собрал очень небольшое количество пикетов и солидную (для первой недели) кассу — 230 миллионов рублей.

Это пока что не окупает картину, которая стоила федеральному бюджету 814 миллионов рублей. Но это всего первый уик-энд. Нужно отметить то, что популярности картине добавила именно кампания протестов против нее.

Именно благодаря этой рекламе «Матильда» стала самым упоминаемым фильмом российского кино. 

Феномен фильма Учителя не только в кассе или новых способах пиара. Главное — это оживление многих забытых дискуссий российского общества. К примеру, о роли Николая II, Революции и ее последствиях для нашей истории.

Или, к примеру, дискуссия о том, что лучше для России — республиканская или монархическая форма правления. Все эти темы привлекли огромное число участников. И мы еще помним весну, когда о положительной роли единоначалия в стране заговорили даже чиновники. В мае об этом рассуждал глава Крыма.

В июне разговоры шли в законодательном собрании Ленинградской области.

Эти дискуссии закончились так же быстро, как и начались, но сама тема интересна до сих пор. И именно сегодня есть повод поговорить об эпохе Николая II, ее значении.

Поскольку 30 октября 1905 года Россия обрела ключевые права и свободы, которые характерны для абсолютного большинства стран сегодня. Свободу слова, совести, собраний, союзов (партий), неприкосновенность личности.

Этот документ в историю вошел под названием «Манифест 17 октября» — по старому стилю 30 октября было 17 числом. Старшее поколение хорошо знает его, поскольку ему уделялись часы в средних школах и лекции-семинары в курсе истории КПСС и СССР в вузах.

Совет

Преподносить этот несомненно прогрессивный Манифест, ограничивавший самодержавие и абсолютизм, в советские времена было принято только в негативном ключе. Ударение делалось на то, что таким способом царь хотел сбить накал революционного движения в России.

«Манифест 17 октября», опубликованный в «Ведомостях»

Самый распространенный спор вокруг этой темы: считается ли день публикации Манифеста днем рождения русского, российского парламента — Государственной Думы. Точности ради, Госдума была учреждена 6 августа 1905 года.

Но все же именно в октябре были даны ключевые права этому выборному органу. Высочайший манифест уточнил полномочия Думы и постановил, что ни один закон не может вступить в силу без ее одобрения.

Так что 30 октября вполне может считаться днем рождения российского парламентаризма.

Какое же значение имели события более чем столетней давности для нынешней России? Несомненно, на уроках истории нам не врали. Манифест 17 октября и правда был дарован стране ради гражданского мира.

Русско-японская война принесла массу разочарований. Начавшись как «маленькая победоносная», она вызвала огромный патриотический подъем.

Но увы, как только эта колониальная война не принесла быстрой победы, общество быстро охладело к ней. 

Русское общество было сытым и потребительским. Оно хотело уже не только хлеба, но и зрелищ. И самое главное зрелище было – подтверждение великодержавности. Особенно на международной арене.

Обратите внимание

Тем более, что война шла не на территории России. И вот Россия начинает терпеть поражения. Англия и США разворачивают беспрецедентную антироссийскую истерию и пропаганду.

А Франция оказалась ненадежным союзником, ничем не поддержав Россию. 

Русская армия терпит поражения. Сдан Мукден. И сразу за этим следует «кровавое воскресенье», когда во время военных действий рабочие военного завода прибегли к массовым (современным языком) акциям протеста. Которые были подавлены по законам военного времени.

Но поскольку война была далеко и никакого военного положения не было, то общество обратило разгон манифестации 9 января 1905 года в начало еще более мощного протестного движения. А в мае 1905 японцы практически без потерь топят русскую тихоокеанскую эскадру. Это была катастрофа.

И общество восстало.

Войцех Коссак. «Кровавое воскресенье»

Началась революция. Так что у Николая II не было иного выхода, кроме как срочно закончить колониальную войну, сохранить дисциплину в армии и отправить фронтовиков по домам, без оружия. Что и было сделано усилиями председателя комитета министров Витте.

Но в 1905 году Россия для стороннего наблюдателя выглядела колоссом на глиняных ногах. После Цусимского разгрома чуть не случилось то, что произошло потом, в 1917 году. Восстания происходили по всей стране, а в Севастополе едва не поднялся Черноморский флот. Революционный броненосец «Потемкин» восставал дважды, кстати.

В мае (то самое восстание) и в ноябре, во время мятежа на крейсере «Очаков».

Так что «Манифест 17 октября» был вынужденной мерой, без которой унять бунты в Российской Империи было невозможно. А после него революция резко пошла на спад. Манифест расколол революционные группы, партии и круги.

Они с восторгом приняли документ и перешли к сотрудничеству с государем. Одна из самых крупных и известных партий назвалась «октябристами». Именно в честь Манифеста. Радикалы же демократизацию государственного устройства не приняли. Им нужны были великие потрясения.

И они до поры-до времени удалились в эмиграцию.

Впрочем, и первый созыв Государственной Думы был весьма революционно настроен. Новоиспеченные партийные вожди мечтали превратить Думу в некое подобие Генеральных Штатов, созванных во Франции Луи XVI, которые отказались подчиняться монарху, превратив свой орган в революционный Конвент. И именно в духе Жана Мунье они ответили царю, когда Дума была распущена. 

Но дальше разговоров не пошло. Самая первая Дума была очень радикальной. Использовала свою деятельность не для принятия законов, а для пропаганды и популизма. Так что о конструктивной работе этого первого русского парламента не было и речи.

Царь Николай II выступает с Манифестом 

Радикалам диалог был не нужен. Тем не менее революция пошла на спад. И когда пена осела, то выяснилось, что самодержавия в России больше нет. Что у России теперь есть парламент. Пусть и не полноценный, как сегодня, но он уже был.

Важно

Россия получила выборы, а подданные превратились в избирателей, почти граждан. С политическими правами. Правда, император был волен распускать Думу. Но ведь и в наши дни президенты имеют такие полномочия.

Манифест стал первым поистине революционным изменением в законах империи, которые фактически стали первой российской конституцией.

Впоследствии выборы в Думу и сама деятельность парламента — отдельные депутаты, их речи, высказывания и поведение – стали любимой темой для свободной прессы и любимым чтивом обывателей. Политические анекдоты про депутатов – это оттуда.

Портила впечатление проигранная война с Японией. Но память общества старалась отторгнуть плохие воспоминания. Поэтому говорить о масштабах Цусимской катастрофы было не комильфо. Хотя даже моя бабушка называла ту войну не иначе, как «позорной». К сожалению, это был не конец надвигающейся катастрофы. Это была репетиция 17 года. Но это уже другая история. 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать Ruposters в ленте «Яндекса» https://zen.yandex.ru/ruposters.ru

Октябрьский манифест — кратко

Октябрьский манифест кратко

Октябрьский манифест (манифест 17 октября 1905 года) – законодательный акт, разработанный правительством и подписанный Императором Николаем 2 с целью положить конец многочисленным беспорядкам и забастовкам рабочих и крестьян.

Манифест стал ответной реакцией правительства на непрекращающиеся забастовки и народные выступления, проходящие в стране с 12 октября, автором документа стал С.Ю.Витте.

«Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка» был вынужденной мерой, на которую пошел Николай 2, чтобы стабилизировать обстановку. Суть манифеста заключалась в том, чтобы пойти на уступки рабочим и выполнять ряд их требований – дать гражданские права и свободы – тем самым прекратив хаос в стране.

Предпосылки создания Манифеста

Данный документ стал одним из самых заметных событий в период первой русской революции 1905-1907 годов и являлся ее своеобразным итогом.

В начале 20 века экономическая и политическая ситуация в России была очень сложной. Отмена крепостного права сильно изменила экономику страны, однако старая система (самодержавная монархия) не могла адекватно реагировать на происходящие изменения и поддерживать новый тип экономики.

В стране произошел промышленный спад, так как на заводах работать было некому, внутренний долг страны рос с каждым днем, а несколько подряд неурожайных годов привели к тому, что страна голодала.

Экономический кризис, а также неудачи России на военном поприще привели к тому, что власть вызывала все меньше доверия у народа.

Рабочие, которым было нечего есть, требовали, чтобы их наделили гражданскими правами и дали больше свободы, чтобы экономика могла регулироваться не только указами государя, но и волей народа. В этот период стал все чаще звучать лозунг – «долой самодержавие».

Несмотря на недовольства, правительство еще кое-как справлялось с ситуацией, однако после трагических событий «Кровавого воскресенья», когда мирная демонстрация рабочих была расстреляна императорскими войсками, остановить революцию было уже невозможно. По всей стране начались бунты и забастовки – люди требовали свергнуть Императора.

Пик забастовок пришелся на октябрь, когда бастовало более 2 миллионов человек. Забастовки сопровождались погромами и кровавыми столкновениями.

Реакция правительства на революцию. Создание Манифеста 17 октября 1905 года

В начале революции правительство пыталось справиться с ситуацией выпуская многочисленные законодательные акты и указы, а также применяя силовые методы.

В частности, Николай 2 выпустил сначала указ, согласно которому каждый гражданин или группа граждан могли подать на рассмотрение документ об изменении государственного порядка, но затем сразу же вышел второй указ – он говорил о том, что вся власть принадлежит исключительно императору. Разумеется, народ был недоволен тем, что им пытаются дать права лишь на бумаге. Демонстрации разгорались сильнее.

В мае 1905 года на рассмотрение в Думу поступил новый законопроект, который предусматривал создание в России совершенно нового законотворческого органа, который бы стал своеобразным посредником между государем и народом – этот орган занимался бы рассмотрением предложений граждан и процессом внесения соответствующих поправок в официальное законодательство. Императору подобный законопроект не понравился, его содержание по приказу Николая 2 было изменено в пользу самодержавия и власти монархии.

Совет

Когда бунты достигли пика, Николай 2 вынужден был вернуться к первой редакции нового законопроекта, потому что другой возможности остановить кровавые события не было. Он издал приказ немедленно составить текст Манифеста.

Манифест положил начало новому государственному строю – конституционной монархии.

Содержание Манифеста 17 октября 1905 года

Новый царский Манифест, прежде всего, давал ряд свобод гражданам и общественным институтам. Провозглашалась свобода слова, свобода собраний и свобода создания союзов и общественных организаций. Сразу же после издания Манифеста в России было создано более сотни самых различных обществ и объединений.

Манифест также давал избирательное право тем слоям населения, которые раньше им не обладали. Суть этого была в том, чтобы дать возможность принимать участие в судьбе страны всем слоям населения, вне зависимости от сословия и материального положения. Это было началом демократического общества.

Нововведением было также то, что все законопроекты теперь рассматривались и утверждались государственной Думой, император перестал быть единоличным правителем и законотворцем, его власть ослабла.

Итоги Манифеста 17 октября 1905 года

Несмотря на то, что принятие Манифеста остановило революцию и стало важным шагом в перестройке российского общества, шаг этот был лишь промежуточный, так как он не удовлетворял требований общества полностью.

Манифест давал избирательное право практически всем гражданам, провозглашал ряд демократических свобод и ознаменовал собой переход России на новый уровень государственного управления. Единоличная власть монархии значительно ослабла, появился более современный законодательный орган, который должен был учитывать интересы народа.

К сожалению, нежелание императора отпускать власть привело к тому, что он оставил за собой единоличное право распустить Думу в любой момент, что, фактически, сводило на нет все принятые изменения. Манифест прослужил несколько лет, однако не смог полностью удовлетворить требования народа. В 1917 году произошла новая революция и монархия была свергнута.



Манифест 17 октября. Доклад Сергея Витте

Октябрьский манифест кратко

110 лет назад император Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», разработанный председателем Комитета министров Российской империи Сергеем Витте (1849-1915).

Этот документ, вместе с ранее принятым Манифестом 6 августа о созыве Государственной Думы (и сохранявшим, при этом, неограниченное самодержавие) и с последовавшими в 1906 году поправками в Основные государственные законы Российской империи, создал возможности для политического выхода страны из революционных волнений 1905 года.

Манифест не решил и не мог решить всех проблем государства. Недовольный результатами выборов в Первую (апрель-июль 1906 г.) и Вторую (февраль-июнь 1907 г.

) Государственные Думы, император 3 июня 1907 года совершил так называемый «третьеиюньский переворот», изменив избирательное законодательство и тем самым ослабив в глазах большинства населения авторитет парламента и его значение как выразителя мнения всего общества, а не одних только привилегированных кругов.

К этому времени Сергея Витте уже не было в правительстве. Николай II его всегда недолюбливал и 23 апреля 1906 года, в день вступления в силу новой редакции Основных законов (по сути — конституции Российской империи), Витте, выполнив важнейшую для страны работу, вышел в отставку по собственному желанию.

Подготовленный им Манифест 17 октября открыл России путь к конституционной монархии и ответственному правительству, подарил империи не только 12 лет жизни, с парламентом, партийной системой и выборами — но и возможность совершенно другого хода истории.

Возможность, которой император и его окружение не воспользовались в должной мере, воспринимая конституционные начала лишь как вынужденные и досадные уступки.

А между тем, это была возможность поворота России к стабильному и устойчивому государственному устройству, в котором власть опирается на поддержку граждан.

The Smart Power Journal предлагает вниманию читателей текст Манифеста 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка» и связанный с ним доклад Сергея Витте.

Манифест 17 октября 1905 года об усовершенствовании государственного порядка

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях Империи Нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо Российского Государя неразрывно с благом народным и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству Державы Нашей.

Обратите внимание

Великий обет Царского служения повелевает Нам всеми силами разума и власти Нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты.

Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, Мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых Нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего Правительства.

На обязанность правительства возлагаем Мы выполнение непреклонной Нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с Нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Сергей Юльевич Витте. Художник А. Левченков, 2008 (по фотографии нач. ХХ в.) 

Всеподданнейший доклад статс-секретаря графа Витте

Вашему Императорскому Величеству благоугодно было передать мне высочайшие Вашего Величества указания относительно направления, по которому должно следовать Правительство в связи с соображениями о современном состоянии России и приказать соответственно сему представить всеподданнейший доклад.

Вследствие сего приемлю долг всеподданнейше представить нижеследующее:

Волнение, охватившее разнообразные слои русского общества, не может быть рассматриваемо как следствие частичных несовершенств государственного и социального устроения или только как результат организованных действий крайних партий.

Корни этого волнения несомненно лежат глубже. Они — в нарушенном равновесии между идейными стремлениями русского мыслящего общества и внешними формами его жизни. Россия переросла форму существующего строя.

Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы.

В уровень с одушевляющей благоразумное большинство общества идеей должны быть поставлены и внешние формы русской жизни.

Важно

Первую задачу правительства должно составлять стремление к осуществлению теперь же, впредь до законодательной санкции через Государственную Думу, основных элементов правового строя: свободы печати, совести, собраний, союзов и личной неприкосновенности.

Укрепление этих важнейших сторон политической жизни общества должно проследовать путем нормальной законодательной разработки, наравне с вопросами, касающимися уравнения перед законом всех подданных вашего императорского величества, независимо от вероисповедания и национальности.

Само собою разумеется, что предоставление населению прав гражданской свободы должно сопутствоваться законным ограничением ее для твердого ограждения прав третьих лиц, спокойствия и безопасности Государства.

Следующей задачей Правительства является установление таких учреждений и таких законодательных норм, которые соответствовали бы выяснившейся политической идее большинства русского общества и давали положительную гарантию в неотъемлемости дарованных благ гражданской свободы.

Задача эта сводится к устроению правового порядка.

Соответственно целям водворения в государстве спокойствия и безопасности, экономическая политика правительства должна быть направлена к благу широких народных масс, разумеется, с ограждением имущественных и гражданских прав, признанных во всех культурных странах.

Намеченные здесь в нескольких словах основания правительственной деятельности для полного осуществления своего требуют значительной законодательной работы и последовательного административного устроительства.

Между выраженным с наибольшей искренностью принципом и осуществлением его в законодательных нормах, а в особенности проведением этих норм в нравы общества и приемы правительственных агентов, не может не пройти некоторое время.

Принципы правового порядка воплощаются лишь постольку, поскольку население получает к ним привычку — гражданский навык.

Сразу приготовить страну с 135-миллионным разнородным населением и обширнейшей администрацией, воспитанными на иных началах, к восприятию и усвоению норм правового порядка не по силам никакому правительству. Вот почему далеко недостаточно власти выступить с лозунгом гражданской свободы. Чтобы водворить в стране порядок, нужны труд, неослабевающая твердость и последовательность.

Для осуществления сего необходимым условием является однородность состава Правительства и единство преследуемой им цели. Но и Министерство, составленное по возможности из лиц одинаковых политических убеждений, должно еще приложить все старания, чтобы одушевляющая его работу идея стала идеей всех агентов власти от высших до низших.

Заботой Правительства должно быть практическое водворение в жизнь главных стимулов гражданской свободы. Положение дела требует от власти приемов, свидетельствующих об искренности и прямоте ее намерений.

С этой целью Правительство должно поставить себе непоколебимым принципом полное невмешательство в выборы в Государственную Думу и, между прочим, искреннее стремление к осуществлению мер, предрешенных указом 12 декабря.

В отношении к будущей Государственной Думе заботой Правительства должно быть поддержание ее престижа, доверия к ее работам и обеспечение подобающего сему учреждению значения.

Совет

Правительство не должно явиться элементом противодействия решениям Думы, поскольку эти решения не будут, что невероятно, коренным образом расходиться с величием России, достигнутым тысячелетней ее историей.

Правительство должно следовать мысли, высказанной Вашим Императорским Величеством в Манифесте об образовании Государственной Думы, что положение о Думе подлежит дальнейшему развитию в зависимости от выяснившихся несовершенств и запросов времени.

Правительству надлежит выяснить и установить эти запросы, руководствуясь, конечно, господствующей в большинстве общества идеей, а не отголосками хотя бы и резко выраженных требований отдельных кружков, удовлетворение которых невозможно уже потому, что они постоянно меняются. Но удовлетворение желаний широких слоев общества путем той или иной формулировки гарантий гражданского правопорядка необходимо.

Весьма важно сделать реформу Государственного Совета на началах видного участия в нем выборного элемента, ибо только при этом условии можно ожидать нормальных отношений между этим учреждением и Государственной Думой.

Не перечисляя дальнейших мероприятий, которые, должны находиться в зависимости от обстоятельств, я полагаю, что деятельность власти на всех ступенях должна быть, охвачена следующими руководящими принципами:

1. Прямота и искренность в утверждении на всех поприщах даруемых населению благ гражданской свободы и установление гарантий сей свободы.

2. Стремление к устранению исключительных законоположений.

3. Согласование действий всех органов Правительства.

4. Устранение репрессивных мер против действий, явно не угрожающих обществу и государству, и

Обратите внимание

5. Противодействие действиям, явно угрожающим обществу и Государству, опираясь на закон и в духовном единении с благоразумным большинством общества.

Само собою разумеется, что осуществление поставленных выше задач возможно лишь при широком и деятельном содействии общества и при соответствующем спокойствии, которое позволило бы направить силы к плодотворной работе. Следует верить в политический такт русского общества. Не может быть, чтобы русское общество желало анархии, угрожающей помимо всех ужасов борьбы расчленением Государства.

Заглавная иллюстрация: картина Ильи Репина «17 октября 1905 года»,  1907, 1911. Русский музей

Царский манифест 17 октября 1905 г

Октябрьский манифест кратко

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо российского государя неразрывно с благом народным и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы нашей.

Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты.

Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли: 1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. 2.

Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательною права вновь установленному законодательному порядку, и 3.

Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей. Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле. Илья Репин.  Из Википедии

Историческое значение Манифеста заключалось в распределении единоличного права Российского Императора законодательствовать между собственно монархом и законодательным (представительным) органом — Государственной Думой.

Манифест, вкупе с Манифестом Николая II от 6 августа 1905 «Об учреждении Государственной Думы», учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за Императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето.

Впоследствии Николай II не раз пользовался этими правами. Также Манифест провозглашал и предоставлял гражданские права и свободы, как то: свобода совести, свобода слова, свобода собрания и свобода формирования объединений.

Важно

   В результате принятия манифеста Императором были внесены изменения в Основные государственные законы Российской империи, которые фактически стали первой российской конституцией. Большевики сразу объявили Октябрьский манифест обманом и призвали все левые силы не признавать его.

    Антиправительственные и антимонархические выступления, в которых наиболее активное участие приняло еврейское население, привели к ответной реакции — к наиболее массовым еврейским погромам в истории Российской империи — 690 погромов в 660 населенных пунктах. В период с 18 по 29 октября 1905 года было убито около 4 тысяч человек, ранено около 10 тысяч.

Исследователь истории этого противостояния историк М. Л. Размолодин полагал, что насилие стало возможным из-за устранения местных властей от выполнения своих функций — причиной тому была полная растерянность местных и центральных властей. Манифест подготавливался в полной тайне, на места не было послано никаких предуведомлений, а после опубликования Манифеста — никаких разъяснений. Даже министр внутренних дел узнал о нём «одновременно с прочими обывателями». Губернаторы и полицмейстеры не зная, как вести себя в новых, небывалых, условиях, не решались отдавать запретительские приказы, не зная, можно ли запрещать что-то в условиях «конституции» и слали запросы в столицу. Столичные чиновники также не были проинструктированы и отвечали с опозданиями в несколько дней. Как противовес революционным демонстрациям некоторые сановники, страшась запретить их, решили организовывать контрреволюционные, иногда даже возглавляя последние.

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» — манифест Николая II , подготовленный С.Ю. Витте и опубликованный в дни Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905 г .

Манифест обещал «даровать» народу «незыблемые основы гражданской свободы»: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов; привлечь («в меру возможности») к выборам в Гос.

думу те слои населения, которые были лишены избирательных прав (рабочие, городская интеллигенция); признать Думу законодательным органом, без одобрения которого никакой закон не может войти в силу. Манифест был уступкой царизма, первой победой революции, но эта уступка далеко не решала «судьбы всего дела свободы» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 12. С. 27).

Подавив в декабре 1905 г. вооруженные восстания, правительство попрало свои прежние обещания, ограничило права Гос. думы, но не смогло полностью лишить народ его завоеваний. Пролетариат использовал трибуну Гос. думы для разоблачения самодержавия. Короткий период в истории России, начало которому положил манифест 17 октября, стал называться «днями свободы» .

Ссылки:
1. Савинков Б.: ЦК партии ПСР распустил Боевую организацию после манифеста 17 окт
2. Чернов Виктор Михайлович (Ю. Гарденин) (1873 -1952)
3. Моисеенко Борис Николаевич (Опанас)
4. «дни свободы»
5. Реакция ЦК партии ПСР на разоблачение Азефа2
6.

Массовые аресты членов Боевой организации в Петербурге и Москве
7. Октябрьская Всероссийская политическая стачка 1905 г
8. Гапон Георгий Аполлонович (1870 -1906)
9. Ивановская-Волошенко Прасковья Семеновна (Дарья Кириллова) (1853 -1935)
10. Поиски провокатора. Допрос и приговор Татарову
11.

Совет

Савинков организует покушение на цареубийство на крейсере «Рюрик»
12. Антонов-Овсеенко Владимир Александрович (1883-1938)
13. Витте Сергей Юльевич (1849-1915)
14. Тарле Евгений Викторович (1874 — 1955)
15. Короленко В.Г. выбрал более южный город — Полтаву 1900
16. Рожанский Н.А.

: участие в революционном движении, арест
17. Азеф Евно Фишелевич (1869 — 1918)
18. Стародворский Николай Петрович (1863-1918)
19. ПСР (Партия Социалистов Революционеров, эсеров)
20. Погром и гимназическая революция в Киеве
21. Шлихтер Александр Григорьевич (1868-1940)
22. СРН (Союз русского народа)
23.

Кадеты (конституционно-демократическая партия Народной Свободы)
24. Шульгин Василий Витальевич
25. Горький и Первая русская революция
26. Первая русская революция 1905-1907 гг
27. Победоносцев Константин Петрович (1827 — 1907)
28. черносотенцы начали погромы, 1905 г
29. Железнодорожная забастовка 1905 г
30.

Родзянко Михаил Владимирович (1859-1924)
31. Первый съезд партии эсеров, 1905
32. Александрова Элла-Мария Эдуардовна, урожд. Классон (1871 — 1906)
33. Государственная Дума Первая
34. Андропов Сергей Васильевич (1873 — 1955)
35. Натансон Марк Андреевич (1850-1919)
36. Классон И.Р.

о московско-дачном периоде 1903-1909 г
37. Беленький Григорий Яковлевич (Хацкелевич, 1885-1938)
38. Гучков Александр Иванович (1862-1936)
39. БОРЬБА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ ЗА СВОИ ПРАВА

Манифест 17 октября 1905 года

Октябрьский манифест кратко

Манифест был разработан по приказу Николая 2 в кратчайшие сроки и стал ответной реакцией на непрекращающиеся забастовки, проходящие по всей стране с 12 октября.

В 1917 году произошла новая революция и монархия была свергнута.

Манифест 17 октября 1905 года (октябрьский Манифест) – законодательный акт, разработанный Верховной Властью Российской Империи с целью положить конец беспорядкам и забастовкам в стране.

Автором Манифеста выступил С.Витте, полное название документа – «Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка». В октябре забастовки достигли своего пика, в стране бастовало более 2 миллионов человек, регулярно проводились погромы и кровавые столкновения.

В октябре бунты достигли своего пика, и Николай 2 вынужден был пойти на примирение с народом. Принятие подобного документа было первой в истории России попыткой государства дать народу больше гражданских прав и свобод. Изменения, внесенные Манифестом в основные законы Российской Империи, фактически стали началом первой российской конституции.

К сожалению, Манифест был лишь временной договоренностью между крестьянством и Императором и прослужил недолго.

В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку.

12—18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн человек. В результате столкновений по меньшей мере 1600 человек погибло и 3500 было искалечено.

Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка» был вынужденной мерой, на которую пошел Николай 2, чтобы стабилизировать обстановку. Суть манифеста заключалась в том, чтобы пойти на уступки рабочим и выполнять ряд их требований – дать гражданские права и свободы – тем самым прекратив хаос в стране.

В начале 20 века экономическая и политическая ситуация в России была очень сложной. Пик забастовок пришелся на октябрь, когда бастовало более 2 миллионов человек.

Обратите внимание

Императору подобный законопроект не понравился, его содержание по приказу Николая 2 было изменено в пользу самодержавия и власти монархии. Новый царский Манифест, прежде всего, давал ряд свобод гражданам и общественным институтам.

Манифест также давал избирательное право тем слоям населения, которые раньше им не обладали.

Манифест давал избирательное право практически всем гражданам, провозглашал ряд демократических свобод и ознаменовал собой переход России на новый уровень государственного управления.

Предпосылки к созданию Манифеста 17 октября

Этот манифест удовлетворил некоторую часть бастующих, так как был реальным шагом к ограниченной конституционной монархии. Манифест стал первым либерально настроенным законодательным актом царской России. Манифест изменил систему государственного уп­равления — появились Советы рабочих депутатов.

Итоги и значение октябрьского Манифеста

В 1905—1907 гг. сформировались 55 Советов, из которых 44 были большевистские настроенными, поэтому они стали зачаточными органами новой революционной власти.

Манифест сохранил сословное неравенство буржуазии с дворянством и ограничение первой в праве занимать высшие должности в государственном аппарате. Основные государственные законы были подписаны Николаем II 23 апреля 1906 г.

Они являлись актом самодержавия, на который Николай II решился уже после подавления наиболее крупных восстаний.

Октябрьский манифест открыл России дорогу к созданию стойкой политической системы, основанной на поддержке гражданского общества и на выборности законодателей. Рост революции 1905-1907 склонил правительство Николая II принять в августе 1905 года проект введения законосовещательного народного представительства («Булыгинская дума»).

Октябрьский Манифест

Москва не вытягивалась из забастовок и уличных столкновений весь сентябрь и на октябрь. Это быстро у них пошло, с 7 по 10 октября забастовали почти все дороги, выходящие из Москвы. В Петербурге же Николай отдал все войска гарнизона Трепову, тот предупредил, что всякий беспорядок будет подавлен, и здесь держалось спокойно.

Да может быть в рабочих требованиях и много справедливого, но никто не хотел подождать, когда всё бы решилось постепенно». В эти октябрьские дни 1905 большинство русских людей не знало, что делалось в соседнем городе. С несчастного, трагического дня 9 января 1905 года царю было крайне трудно решиться применить войска против народа.

Было много странного в том, что Витте предлагал, но и никто же не предложил и не у кого было спросить ничего другого. Нет! Утвердить такого доклада Николай не мог. И потом: должно же что-то исходить лично от Государя, какой-то манифест.

Важно

Находящиеся в трудном положении, крестьяне и рабочие, которые не могли себя прокормить и, к тому же, обладали ограниченными гражданскими правами, требовали проведения реформ.

Недоверие к действиям императора Николая 2 привело к росту революционных настроений и популяризации лозунга «долой самодержавие». Правительство не поддержало проект и пыталось изменить его содержание в пользу самодержавия.

В выборах теперь могли участвовать более широкие слои населения – избирательное право появилось у тех сословий, которые им никогда до этого не обладали.

Итогом этого решения и стал Манифест 1905 года, который положил начало новому государственному устройству – буржуазной конституционной монархии.

В октябре 1905 года анархия дошла до всероссийской политической стачки. Сразу же после издания Манифеста в России было создано более сотни самых различных обществ и объединений.

Манифест прослужил несколько лет, однако не смог полностью удовлетворить требования народа.

Еще интересное:

Октябрьский манифест 17 октября 1905 г

Октябрьский манифест кратко

Это время высшего подъема революции. Основными событиями второго этапа революции является всеобщая Всероссийская Октябрьская стачка  и в результате издания манифеста 17 октября 1905 года, бунты крестьян, приведшие к отмене выкупных платежей.

Первыми забастовали типографические рабочие Москвы, потребовавшие пересмотра тарифных ставок. Троцкий писал по этому поводу, что «… это маленькое событие открыло собой не более и не менее, как всероссийскую политическую стачку, возникшую из-за знаков препинания и сбившую с ног абсолютизм»..

В течение нескольких дней забастовки охватили многие московские предприятия, а затем распространился слух о том, что делегаты Союза железнодорожников арестованы. Тогда Союз призвал к стачке все железные дороги страны. С 12 октября забастовка полностью парализовала всю железнодорожную сеть империи.

Совет

Она охватила промышленность, сферу обслуживания, банки и даже страховые общества и торговлю. Совет рабочих депутатов 17 октября опубликовал свой первый информационный бюллетень (газету «Известия» ) с призывом ко всем бастующим вступить в контакт с ним – «единственным полноправным представителем трудящихся Санкт – Петербурга».

К середине октября обстановка в стране настолько накалилась, что правительство уже теряло контроль над ситуацией. Повсюду проходили митинги и демонстрации с требованием конституции.

Правительство вынуждено было пойти на уступки. Знаменитый манифест 17 октября 1905 года, обещавший созыв Государственной Думы, явился актом монархической власти, знаменовавшим ее отречение от начал неограниченности.

Он заключал в себе четыре главных пункта: дарование населению гражданской свободы, привлечение к участию в Государственной Думе по возможности представителей всех слоев населения и предоставление дальнейшего развития начала общего избирательного права вновь созданным законодательным учреждением; установление в качестве незыблемого правила, чтобы никакой закон не мог вступить в силу без одобрения Государственной Думы. Манифест внес раскол в революционное движение. Либералы, получившие возможность легально организовать свои силы, создав политические партии, призвали прекратить революционную борьбу и возложить все надежды на парламент. Подавляющее большинство эсеров и меньшевиков склонны были считать, что отныне Россия стала конституционной страной и все усилия надо направить на создание гарантий для выполнений обещаний правительства. Большевики призывали к продолжению вооруженной борьбы.  У значительной части рабочих и демократической интеллигенции манифест вызвал конституционные надежды. Буржуазные слои приветствовали публикацию Манифеста и нового избирательного закона, считая, что это означает ослабление самодержавия и начало парламентаризма в России.

Манифестом от 3 ноября 1905 года были отменены выкупные платежи с 1 января 1906 года наполовину, а с 1 января 1907 года — полностью.

Поражение социальной революции и возврат к консерватизму.

Октябрьский манифест представлял собой значительный этап в политической борьбе либералов. Однако вместо ожидаемого успокоения страна пришла в крайнее возбуждение во время предвыборной кампании. Единственным выигрышем властей стал раскол либеральной оппозиции на сторонников и противников бойкота выборов.

Наиболее консервативная часть либералов высказывалась за участие в выборах, надеясь использовать будущую Думу. Что касается радикального крыла либерального движения (его представлял Союз союзов), то оно потребовало бойкота заранее фальсифицированных выборов.

Социалисты – революционеры в свою очередь тоже высказывались за бойкот, так как рабочие, на которых они опирались, были лишены избирательных прав.

Пока оппозиция, в значительном большинстве отрицающая любую форму цензового совещательного собрания, продолжала компанию бойкота, оформилась выдвинутая в сентябре одновременно Союзом союзов и социал-демократами идея всеобщей стачки – единственного способа добиться от самодержавия мер, которых общество требовало с начала 1905 года.

Как только закончилась всеобщая забастовка в Санкт — Петербурге и в Москве (21 октября), вспыхнул мятеж на военно-морской базе в Кронштадте (26-27 октября). Следом за ним другой – на военно-морской базе в Севастополе. Под руководством лейтенанта П. Шмидта мятежники создали Совет рабочих, солдатских и матросских депутатов, который просуществовал с 11 по 15 ноября.

Истолковав Манифест 17 октября как снятие всех запретов и под влиянием эсеровских решений II съезда крестьян (6-10 ноября, Москва), подтверждавших принцип национализации земли, стали бунтовать крестьяне. В разгар волнений консервативные силы организовали так называемые черные сотни. В них набирали как крестьян, так и городских люмпен — пролетариев, разжигая в них чувство антисемитизма.

Самым значительным испытанием в последние месяцы 1905 года оказалось противостояние правительства и Санкт – Петербургского Совета, а затем и Московского Совета рабочих депутатов.

Санкт – Петербургский Совет, сформировавшийся 13 октября во время всеобщей забастовки преимущественно из депутатов, избранных на предприятиях, и членов революционных партий, сумел добиться роста своего влияния и стал представлять интересы рабочих столицы.

Обратите внимание

После публикации Октябрьского манифеста, стоящий во главе Совета адвокат – меньшевик Хрусталев – Носарь продолжал агитировать рабочих не прекращать борьбу вплоть до полной победы над царской властью..

Одновременно с манифестом 17 октября 1905 года, содержавшим обещания привлечь к участию в законодательной Государственной те слои населения, которые были лишены избирательных прав, 19 октября 1905 года был утвержден указ «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений».

В соответствии с ним, Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления». .

Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную Думу без предварительного обсуждения в Совете министров. Относительную самостоятельность получили военный и морской министры, министры двора и иностранных дел. Совет министров собирался 2-3 раза в неделю; председатель Совета министров назначался царем и был ответствен только перед ним. Первым председателем реформированного Совета министров стал С. Ю. Витте (до 22 апреля 1906 года). С апреля по июль 1906 года Совет министров возглавлял И. Л. Горемыкин. Затем его на этой должности сменил министр внутренних дел П. А. Столыпин (до сентября 1911 года).

11 декабря 1905 года в избирательный закон были внесены существенные изменения. По новому закону предусматривались уже не три, а четыре избирательные курии (от землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих). Женщины не имели избирательных прав во всех куриях.

Для землевладельческой и городской курии устанавливался имущественный ценз, в соответствии с которым право избирать и быть избранными имели помещики, а также представители крупной и средней буржуазии. Крестьянская курия не имела имущественных ограничений. Избирательные права предоставлялись рабочим предприятий, насчитывавших не менее 50 человек мужского пола.



Октябрьская стачка и Манифест 17 октября

Октябрьский манифест кратко

Поиск Лекций

Забастовки и стачки в России не прекращались на протяжении всего года. Зачастую уличные шествия рабочих перерастали в стычки с полицией.

7 октября 1905 г. началась забастовка на Московско-Казанской железной дороге. Вскоре к ней присоединились рабочие всех же­лезных дорог Московского узла, а затем и всех железных дорог России. Забастовка распространилась в глубь России, захватила почти все ее центры и окраины. Жизнь в стране остановилась.

Одновременно начало проявляться недовольство неразберихой и разбродом: заканчивались запасы продуктов, не работал водо­провод, не ходил транспорт. В Москве произошли столкновения приказчиков Охотного ряда, оставшихся без подвоза продуктов, со студентами университета, которых они считали виновными в своих бедах.

Важно

В Москве забастовочная волна стала спадать, а на ок­раинах она только разрасталась. Повсеместно требовали созыва Учредительного собрания, провозглашения республики и уста­новления: 8-часового рабочего дня. В Петербурге образовался Со­вет рабочих депутатов. Становилось ясно, что ситуация накалена до предела.

Вопрос стоял так: или диктатура, или серьезные по­литические уступки всему русскому обществу.

13 октября император назначил председателем Совета министров графа С. Ю. Витте, который принял новый пост при усло вии, что Николай II обсудит написанную им программу умиро­творения общества. После обсуждения в Государственном совете 17 октября 1905 г.

был подписан Манифест «Об усовершенствова­нии государственного порядка». В Манифесте Николай II обещал даровать народу политические свободы — свободу личности, со­вести, собраний и союзов. Созывалась Государственная дума, без одобрения которой ни один российский закон не мог иметь пол­ной силы.

К выборам в Государственную думу привлекались все слои русского общества.

В первые дни после принятия Манифеста во многих городах России прошли шумные манифестации. Одни манифестанты шли с национальными флагами и царскими портретами, приветствуя дарование свобод. Другие рвали эти портреты и, шагая по город­ским улицам с красными флагами, призывали покончить с цар­ским режимом.

Нередко между сторонниками этих противополож­ных взглядов происходили столкновения. 2 декабря 1905 г.

Петербургский Совет рабочих депутатов опубликовал свой Манифест, в котором при­звал с целью окончательной победы над старым режимом пере­стать платить налоги, а при всех сделках требовать уплаты золотом или полноценной монетой, забрать личные вклады из банков и сберкасс, требуя уплаты всей суммы золотом. Правительство аре­стовало Совет рабочих депутатов.

В ответ оставшиеся члены Сове­та и руководство партии социал-демократов призвали пролетари­ат к всеобщей забастовке до полной передачи власти временному революционному управлению. Но забастовка началась лишь на железных дорогах Московского узла (кроме Николаевской), а за­тем и на некоторых московских заводах.

Совет

Революционерам удалось сосредоточить в Москве значитель­ную часть своих дружин. Была выбрана тактика партизанской борь­бы: полицию и казачьи сотни обстреливали с крыш, чердаков, из-за заборов, из толпы.

Предполагалось, что озлобленные вой­ска начнут беспорядочную стрельбу, что вызовет недовольство обывателей и привлечет их на сторону дружинников. Бои в Москве продолжались несколько недель.

Лишь прибытие из Петрограда гвардейского Семеновского полка позволило подавить последний очаг восстания в районе Пресни.

К первой половине января 1906 г. восстание было полностью подавлено. Становилось очевидным, что пик революции пройден Несмотря на то, что в губерниях про­должались крестьянские волнения, а в городах — эсеровский тер­рор, революция выдыхалась.

Одной из причин поражения революции стало отсутствие глав­ного центра ее руководства. Армия в основном оставалась верной власти, несмотря на отдельные выступления.

Тем не менее, в ходе революции каждое из слоев общества до­билось некоторых уступок. Крестьяне освободились от выкупных платежей.

Рабочие получили сокращенный рабочий день, повы­шение заработной платы, легализацию профсоюзов, социальное и медицинское страхование, право на экономические стачки. Ли­бералы временно удовлетворились Манифестом 17 октября 1905 г. Манифест 17 ок­тября 1905 г.

дал возможность всем политическим силам России открыто начать формирование своих партий для выборов в Госу­дарственную думу.

Обратите внимание

Отныне российская социал-демократия, сформированная в эмиграции или в глубоком подполье, вышла на политическую сцену. Ее социальной опорой были пролетариат и беднейшее кре­стьянство.

Программа РСДРП предусматривала ликвидацию са­модержавия и провозглашение демократической республики, и пе­редачу всей земли в собственность крестьянам, право нации на самоопределение и установление 8-часового рабочего дня.

Конеч­ной целью в партийной программе провозглашалась победа соци­алистической революции.

Противники большевиков по партии — меньшевики считали, что самодержавие уже превратилось в буржуазную монархию. Со­здавшиеся в России условия не позволяют в ближайшие годы раз­вернуть борьбу за победу социалистической революции. Потому нужно окончательно выйти из подполья и вести легальную борь­бу за осуществление реформ.

Партия эсеров представляла интересы крестьянства. Однако сама партия переживала глубокий кризис. Революция и провокации правительственных агентов, внедренных в ее руководство, нанес­ли ей серьезный удар. Оставшиеся на свободе эсеры по-прежнему настаивали на индивидуальном терроре как главной форме борьбы и на борьбе крестьян против помещиков.

В целом социал-демократы и эсеры представляли левый фланг политических сил России. Взгляды либеральной интеллигенции отражала партия конституционных демократов (кадетов), лиде­рами которой были п. Н. Милюков, В.А.

Маклаков, А.И. Шинга­рев и др.

Кадеты требовали введения конституционной монархии, передачи части помещичьих земель за выкуп крестьянам, права обучения на родном языке на национальных окраинах России, предоставления автономии Польше.

Партией крупной буржуазии был «Союз 17 октября» (октябристы) во главе с А. И. Гучковым и М. В. Родзянко. Октябристы добивались от правительства предоставления субсидии, концессии, покровительственных тарифов отечественным промышленникам.

Важно

Кадетов и октябристов можно отнести к политическому цент­ру. Правыми партиями были Совет объединенного дворянства и Союз русского народа с примыкающими к ним небольшими организа циями.

Партии эти стояли за незыблемость самодержавия, прида­ние Государственной думе статуса императорского совета. Пра­вые требовали упрочить на национальных окраинах империи русский элемент, придав ему господствующее значение. Лидерами правых были В. М.

Пуришкевич, Н. Е. Марков, А. А. Бобринский В.В.Шульгин.

Выборы в I Государствен­ную думу проходили на основе избирательного закона, состав­ленного таким образом, чтобы обеспечить преобладание наибо­лее стабильных элементов общества. Все избиратели делились на 4 курии в зависимости от имущественного и классового положения.

Для крестьянского сословия выборы были четырехступенными. Один выборщик избирался на 30 тыс. человек. Для состоятельных сословий выборы были двухстепенными. Там один выборщик при­ходился на 2 тыс. человек. Для рабочих они были трехстепенными, один выборщик приходился на 50 тыс.

человек.

В марте 1906 г. были проведены выборы в Государственную думу.

Правым партиям и октябристам удалось провести в нее только 19 депутатов. Самой крупной фракцией в Думе стали кадеты (279 депутатов). Национальным группам принадлежало 63 места, тру­довикам (выражавшим интересы крестьян) — 97, социал-демок­ратам (меньшевикам) — 18 и 105 мест принадлежало беспартий­ным. Большевики бойкотировали выборы.

Кадеты настаивали на создании ответственного перед Думой правительства, всеобщей амнистии всем политическим заключен­ным. Николай II отверг требования Думы.

Главным направлением деятельности Думы стал аграрный во­прос. Трудовики представили в Думу свой проект решения аграр­ного вопроса (« проект 104-х»).

Он предусматривал отчуждение помещичьих земель, превышающих необходимую норму, созда­ние особого земельного фонда и введение уравнительного земле­пользования.

Совет

В проекте кадетов (« проект 42-х») предусматрива­лось наделение крестьян землей за справедливую плату из монас­тырских, удельных, казенных и частично отчужденных помещи­чьих земель. Но Николай II объявил, что он противник всякого посягательства на частную собственность.

9 июля 1906 г. был издан Манифест о роспуске Думы. Кадеты уехали в Финляндию, где в Выборге выпустили специальное воз­звание, призывающее население России не платить налогов и не идти в армию до тех пор, пока законодательное учреждение не будет восстановлено. Но большого отклика это воззвание не имело.

Не менее оппозиционной была и II Государственная дума, начавшая работу 20 февраля 1907 г. В выборах в нее принимали участие и большевики. Наиболее крупные фракции в этой Думе образовали трудовики и кадеты. Главным вновь стал аграрный вопрос. Левые требовали безвозмездной конфискации помещичьей земли, использовали думскую трибуну для антиправительствен­ной агитации.

Правительство, и, прежде всего премьер-министр П.А. Столыпин, высказывались за вторичный разгон Думы, к ко­торому стали усиленно готовиться. Был утвержден новый закон о выборах. 3 июня 1907 г. под предлогом отказа дать разрешение на арест ряда левых депутатов. Дума была распущена. В этот же день был обнародован новый избирательный указ.

Разгон II Думы по­считали концом революции 1905 -1907 гг.

Рекомендуемые страницы: