Образ русского мужчины в советском кинематографе

Содержание

Образ русского мужчины в советском кинематографе

Образ русского мужчины в советском кинематографе

Кино СССР — это наука, которой стоит заняться всерьез, ибо нет в мировом искусстве аналогов столь многонационального и многокультурного явления, как советский кинематограф. Конечно, период советского кино очень отличается от того, что выходит на экраны кинотеатров сегодня, хотя бы тем, что все-таки оно имело в большем объеме функцию назидательную и пропагандистскую.

Кинокартина страны советов, а особенно это касается ранних лент — это, прежде всего, государственный заказ, который должен быть выполнен безукоризненно и следовать четким партийным инструкциям. В противном случае картина могла до зрителей просто не дойти, а в самом безобидном случае — лечь на полку до «лучших времен».

Киноцензура существовала и в дальнейшем, однако с течением времени и течением генеральных секретарей СССР менялась политика, взгляды и темы кинолент: если раньше на передний план выходили военные герои или рабочие-стахановцы, которые не помышляли больше ни о чем, кроме как о строительстве новой светлой жизни, то в дальнейшем их место заняли герои химчисток, вокзальные официантки или управдомы, о коммунизме конечно может и мечтающие, но еще больше мечтающие о большой и чистой любви. А если вдруг уже вышло так, что чистая любовь есть, то о машине или холодильнике.

Обратите внимание

В кинематографе СССР ведущую роль занимает всем понятная и простая жизнь обычных людей, битва за свое маленькое «советское счастье», а во времена брежневского «застоя» — решение бытовых проблем: покупка одежды, уживание в коммунальной квартире без риска убийства надоедливых соседей, билеты в театр достать на премьеру – в общем все то, что тогда советского человека волновало.

Как научиться экономить деньги

Поэтому и образ русского мужчины в кино претерпел ряд некоторых изменений: от Героя Советского Союза до тихого пьяницы-слесаря, который и с собственной женой совладать не сумеет, а не то чтобы с капиталистами бороться.  

Однако так выходило, что почти все персонажи – характерные, взятые из реальной жизни и потому так зрителями любимы. Каждому понятно и каждый верит, что в школе историю ведет именно Нестор Петрович, а мешает ему неотразимый Григорий Ганжа, лучший друг человека- это управдом и что после 40 жизнь только начинается.

«Большая перемена», А. Збруев — Г. Ганжа

А еще в советском фильме хороший конец непременно наступит: бывший спортсмен бросит пить и влюбится, неверный муж вернется к жене, рядовой фрезеровщик одумается и станет героем труда, а Новосельцев и Людмила Прокофьевна прямо перед титрами обзаведутся еще одним мальчиком.  Потому что нужно советскому человеку его маленькое право на счастье. Хотя бы в фильме.

Moiarussia пересмотрел самые кассовые фильмы прошедшей эпохи и составил основные типы образов русских мужчин советского экрана.

Герой

Глеб Жеглов из фильма «Место встречи изменить нельзя»

Старшина Федот Васков из фильма «А зори здесь тихие»

Товарищ Сухов из фильма «Белое солнце пустыни»

Герой на то и герой, что совершает поступки во славу Родины, а потому ему чуждо все человеческое: вредными привычками не страдает. Разве что может пыхнуть папироску-другую, занимаясь напряженной умственной работой.

В быту — аскет, в миру — главный по исчерпанию конфликтов, решению глобальных политических проблем и уравновешиванию неспокойных ситуаций.

В отношениях с женщинами замечен не был, но в некоторых случаях имеется дама сердца, согласившаяся подождать его триумфального возвращения в родные пенаты. Именно к ней герой и обращается в минуты душевных смятений.

Имеет острый ум и хорошую память, зычный голос и хорошую физическую форму. Как правило, является военным или сотрудником следственных органов. В крайнем случае — обычным милиционером.

Одет просто, потому что гнушается мещанскими привычками, устойчив к бытовым неудобствам, всегда бьется с главным нехорошим, превосходящим его в численности и возможностях.

И всегда побеждает, проявив хитрость и смекалку.

Авантюрист

Яркие представители:

Геннадий Козодоев из фильма «Бриллиантовая рука».

Остап Бендер из фильма «Двенадцать стульев»

Жорж Милославский из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Леонид Куравлев на съемках фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Авантюрист презирает узы брака и использует их только в случае невозможности использования каких-либо других методов для, например, нахождения одного из 12 стульев. Авантюрист красив, подтянут, вежлив и услужлив, а также с удовольствием демонстрирует силу своих коммуникативных способностей и широкую эрудицию.

От обычных мужчин отличается галантностью и невероятной самоуверенностью. Крайне редко авантюриста можно застать в неловкой ситуации, а если даже и можно, то скорее всего ситуация уже перестала быть неловкой или находится в процессе перелома.

Женщины для авантюриста – один из важнейших интересов, однако, является скорее приятным бонусом к основному призу, чем главной целью в жизни. Внешне авантюрист невероятно красив, одевается во все заграничное, имеет необычную прическу и конечно какой-нибудь необычный аксессуар, которым в случае надобности может козырнуть в обществе нерешительных мужчин.

Нерешительный

Яркие представители:

Хоботов из фильма «Покровские ворота»

Роман Любешкин из фильма «3+2»

Анатолий Новосельцев из фильма «Служебный роман»

От «маменького сынка» отличается тем, что все-таки иногда способен самостоятельно принимать решения или даже резко поменять свою жизнь за последние двадцать минут до завершения фильма.

Нерешительный мужчина, как правило, не женат, но может иметь  негативный опыт общения с женщинами или даже с бывшими женами, которые либо сбежали к лучшему другу, либо ушли куда-то недалеко, например, в соседнюю комнату, и продолжают нерешительного мужчину терроризировать для успокоения своих личных проблем.

Скромен, интеллигентен, комичен. Имеет какую-нибудь полезную для общества профессию, которой отдает всего себя без остатка, так как отдаться больше все равно нечему. Может проявлять незамысловатый талант к музыке, но больше  в качестве успокоительного средства к жизненной неустроенности.

Вредными привычками не страдает, но если все-таки выпивает, то дело заканчивается поездкой в Ленинград на 3-ю улицу  Строителей. Любит радоваться простым вещам, как то катание на коньках или поход за грибами.

Важно

Мечтателен до ужаса, склонен к депрессивным состояниям и часто имеет неадекватную самооценку. Главный бич нерешительного мужчины — очень решительная женщина, от которой тот будет весь фильм страдать и маяться.

Внешне герой ничем не примечателен, разве что имеет пару тройку комичных аксессуаров для усиления образа.  

Опытный муж

Яркие представители:

Миша Дятлов в фильме «Самая обаятельная и привлекательная»

Леонид Куравлёв

Володя, женатый любовник Катерины в фильме «Москва слезам не верит»

Опытный муж живет в браке с женой и детьми давно и имеет сложную теорию о достижении семейного счастья.

Как правило, брак из-за своей давности ему немного осточертел, так что герой использует любую возможность, чтобы смыться в командировку или отпуск без лишнего балласта.

Боится всяческих скандалов, связанных с выпивкой или тратой получки, так что подобные случаи тщательно скрывает, проявляя чудеса изощренности.  

Работу свою уважает, но считает, что достоин большего. В коллективе пользуется уважением, любит помыкать робкими и нерешительными. Одежду подбирает простую, но с претензией на модные тенденции.

Отличается яркой харизмой, чувством юмора и смекалистостью.

Политически подкован, за словом в карман не полезет,  да и вообще, не смотря на постоянные попытки неверности жене является персонажем скорее положительным.

Неопытный муж

Яркие представители:

Семён Семёнович Горбунков из фильма «Бриллиантовая рука».

Василий Кузякин из фильма «Любовь и голуби»

В отличие от «опытного мужа» жену и детей своих любит и никакой другой жизни для себя не представляет.

Хочет быть хорошим отцом, однако следить за детьми не умеет в быту, что называется, совершеннейший «лох».

Неопытный муж человек скорее неделовой: галстук самостоятельно завязывать не умеет, этикету не обучен, в ресторанах никогда не был, да и с научно техническим прогрессом знаком понаслышке.

Совет

Законопослушен, вежлив, ограничен, не интересует никем, кроме собственной семьи. Женскому обаянию поддается только после продолжительных и ярких намеков со стороны потенциальной спутницы.

Врать жене не умеет, что-либо секретное скрывает с трудом. По характеру простой и податливый.

Чаще всего имеет традиционное скучноватое хобби, которое ждет его в свободное от продолжительной и усердной постройки коммунизма время.

Образ «настоящего мужчины» в советских кинолентах

Образ русского мужчины в советском кинематографе

Я идеален. Могу заявить уверенно — все-таки, я знаю себя больше сорока лет. Но, даже будучи идеальным я постоянно стремлюсь к совершенству. Грустные явления и события, без анализа причин и предпосылок их возникновения, будут повторяться и на лбу может вырасти рог — от постоянного соприкосновения с граблями.

Поэтому я разбираюсь в себе — каким образом вести себя, чтобы доставлять радость не только себе, но и тем, кто мне дорог. Итак, «Настоящий мужчина» — какой он?. Где взять пример для подражания? В реальной жизни, книгах или кино.

Начал с реальной жизни, украсив этот мир своим появлением и жадно впитывая информацию — например помню, что акушерке я очень не понравился и она даже делала попытки отложить меня в уголок, накрыв газетой, чтобы попозже «по настоящему разобраться», к счастью моя мама была начеку. Первые наблюдения за семейной жизнью родителей определили мое отношение навсегда — я никогда не допущу такого.

Помню, родители ругались, стоя друг перед другом, голоса повышались, лица искажала злоба, а я сидел на кровати и рыдал, потому что не мог остановить этого, страшно и никому не было до меня дела, а мне было два с половиной, наверное. Скандалы, впрочем, к какому-то времени прекратились. Папа старался всеми силами сохранить свое достоинство, мама — его разрушить. Нет, нет и нет.

Такие отношения мне не нравились. Также мне не нравились бухающие отцы одноклассников, не испытывал я пиетета и к хитроумным интеллигентским семьям с их культом Макаревича и кухонным диссидентством. Я обратился к книгам.В книгах про настоящих мужчин образ последнего мало был связан с женщинами вообще — я имею в виду повседневные, рутинные отношения.

Рыцари во славу прекрасных дам участвовали в турнирах и отправлялись в крестовые походы, целью имея сгинуть там навсегда, с ключами от заблаговременно повешенных на чресла своих возлюбленных поясов верности. Так проявляли любовь рыцари. В современных реалиях — сомнительное предприятие.

Мужчины протыкали врагов шпагами, подставляли себя под сабли, ловко снимали часовых, шли грудью на пулеметы и, выпрыгнув из горящего самолета, месяцами ползли к линии фронта. Любовь несомненно присутствовала в жизни этих мужчин. Проявлялась она в пьяных криках «Констааанция!», или письмами в стиле «бьется в тесной печурке огонь».

Женщинам отводилась задача ждать, обеспечивать тыл и дрессировать спиногрызов. В качестве награды служило возвращение героя с трофеями, возвращение с двумя и более конечностями, просто возвращение — кому как повезет.В книгах же, посвященных исключительно развитию любовных отношений, почти всегда лейтмотивом выступала драма. Трагедия. Кровь и смерть.

Поступки главных героев иррациональны, эмоции зашкаливают, эйфория и страдание ходят рядом. И только советские киноленты доходчиво рассказывали современникам, как должен выглядеть настоящий мужчина в отношениях с женщиной. Грустное зрелище. Грустное и унылое. Я не про великолепные фильмы, я про образ «Настоящего мужчины». Придурок или пьянь. Возможно совмещение.

Поехали.

Служебный роман

Торжество материнского инстинкта. Новосельцев, он же такой хороший. Тащит на себе двух детей. На праздниках читает стихи, поет танцует. Разве можно такого не полюбить? Особенно, когда уже стукнуло 36, и на море страстей полный штиль. Является ли Новосельцев настоящим мужчиной и примером для подражания? Не уверен, несмотря на мордобой, учиненный Новосельцевым. Тихоня и размазня, вот он кто. В финальных титрах: «через девять месяцев у Новосельцевых было уже три мальчика», я бы поменял на: «через девять месяцев у Калугиной появилась новая забота — четвертый мальчик».

Москва слезам не верит

Хоккеист Гурин. Талантливый спортсмен. Душа общества. Алкоголик. А не пей — мог бы, подобно знаменитому легкоатлету Брумелю жениться три раза и умереть в нищете. Вспомнился вдруг.Рудольф — непорядочен, мещанин, пошляк. Совратил девушку. Фу-фу.Обратите внимание

Николай, муж Антонины. Может быть единственный, претендующий на роль «Настоящего мужчины». Уныл и скучен, зато надежен и способен разыскивать пропавших людей по имени и послеоперационному шраму. Но уверен, роль настоящего мужчины в фильме была отведена Георгию Ивановичу — Человеку их электрички.

Про Жору есть отличный пост от tanja_tank — Неотразимый Гога, он же Жора. От себя добавлю — Жора мутный и опасный тип, на мой взгляд.

Во-первых, при его вопиющей хорошести, как он остался невостребованным к своим сракам с плюсом лет? Неужели никто не оценил? Во-вторых, сколько он там бухал? Восемь дней? И повод был — избранница, сверх ожиданий, оказалась директором, а не уборщицей.

Так и вижу череду восьмидневных запоев, по причине: юбка не того цвета; едем в Сочи а не в Адлер; на ужин хотелось ростбиф; кто-куда а я в зоопарк. Отметим, что Катерина проявляет женскую чуйку и рыдает, рыдает по любимому. Очень уж ей любы слесари. Очень они хороши. Очень плохо одной.

Но предположу, в будущем нервы Катерины будут основательно потрепаны. Жора скучно жить не станет, что явно демонстрирует своим представлением, замечу — это в букетно-конфетный период-то, когда влюбленные и в маленькую комнатку стараются друг перед другом не отлучаться, попирая неумолимые законы перистальтики.

Любовь и голуби

Народная мудрость — Мужик как теленок — куда поведешь — туда и пойдет. И первый претендент на звание настоящего мужчины. Преступление, наказание, искупление, исправление. Да, наверное Василий Кузякин заслуживает разных хэштегов, но уж точно не #жалкий. Налицо стремление к развитию — Василий, раскрыв рот, слушает откровения от Раисы Захаровны. Честность: » — Отпустите меня, Раисa Захаровна». Рассудок: «- Да кака судьба? По пьянке закрутилось и не выберешься». Герой кается, жена прощает блудливого голубевода. Все идет к: «- Я ей говорю :»Санюшка», а она мне: «Митюнюшка». Перспектива добрых отношений в дальнейшем очевидна, в отличие от предыдущих фильмов.

Покровские ворота

Вот уж раскрытие образа настоящего мужчины. Настолько полное, что актриса Елена Коренева, сыгравшая Людочку, сразу после съемок вышла замуж за американца и уехала за границу. Насмотрелась на съемках и все поняла, видимо.Хоботов и Савва Игнатьевич люди не брезгливые. Каждый со своими достоинствами, но на роль настоящих мужчин не тянут. Что еще за лилябриковские страдания. Госпожа и два оленя. Костик подавал надежды, но все профукал — превратившись в Козакова и рассказавшего нам о бренности бытия.

Кавказская пленница

За «Настоящего мужчину» здесь выступает Шурик, наивный и добродушный. Влюбился он, несмотря на свою наивность, не в продавщицу газированной воды, а в Нину — спортсменку, комсомолку, и просто красавицу. Втянул в неприятности. Вытащил из неприятностей. Но, общего между ними, разве что ослик, который в случае единения двух сердец исполнял бы роль транспортного средства или полуфабриката для холодца — в зависимости от насущных потребностей. В финале Шурик пытается охлябь догнать автобус, уносящий любимую в прекрасную даль. Совет да любовь.

Формула любви

В российской глубинке под Смоленском живёт молодой помещик Алеша Федяшев. Алеша. Влюблен в статую (Оказалось, симулякром женского тела ему служил мешок с картошкой, к которому он приделал голову от гипсовой девушки… В качестве персонального отверстия Трыг, по его словам, использовал банку тушеной говядины, в крышке которой проделал дырочку своей зазубренной оркской саблей. В. Пелевин, Snuff). Больше мне добавить нечего, обсуждение персонажа как настоящего мужчины считаю невозможным. А вот граф Калиостро — вполне мог бы. Любовь интересует его только как достижение дела жизни — разработка формулы, управляющей человеческими сердцами.

Ирония судьбы, или С лёгким паром!

Чуть не забыл, спасибо за напоминание.Вот уж мужчина, так мужчина. Умеет и погулять, и обаять женщину, настоять на своем — когда надо, а когда не надо — сказать проникновенные слова. Омерзительный персонаж, на мой взгляд, что пьяненький, что протрезвленный. Чем Женя Лукашин вызывает к себе симпатию? Или уход Ипполита — достаточная причина для новой любви? А как же Галя? Что ждет эту пару? Будет ли Лукашин бриться чужой бритвой? Что скажет мама? Вопросы, вопросы…И вот тут я задаюсь вопросом. Почему настоящие мужчины, статус которых не вызывает сомнений, одиноки? Где жена Филиппа Филипповича Преображенского? Почему капитан Жеглов не отпрашивается, кручинясь, с задержания опасных преступников пораньше — помочь теще с ремонтом? У механика Гаврилова есть любимая женщина, а есть ли она у Егора Шилова?Разве что Штирлиц встречается со своей женой в кафе. Сильнейшая безмолвная сцена. Словом ведь не перемолвились, а кстати, сколько лет они не виделись? Всего ничего. 23 года. Выводы — мужчины, занимайтесь делом. Развивайтесь, работайте, живите и не зацикливаясь на женщинах. Будете надежны, здоровы, успешны — всё приложится. Но поставив главным делом своей жизни служение королеве — превратитесь в ее придаток и останетесь ни с чем.На этом и закончим.

Мужские образы в советском кинематографе

Образ русского мужчины в советском кинематографе

В родительском сообществе мы однажды пытались проанализировать «старые добрые советские фильмы» на предмет мужского образа. Какой образ мужчины впитывают девочки и девушки? Ведь кино действительно было мощным средством управления умами. Впрочем, передача визуального образа остается такой и поныне. 

Первый образ (реальный) — мужчина-недотепа, мужчина-«женщина», беспомощный, ведомый, нуждающийся в защите, опеке и полном контроле, за него нужно решать и действовать, вызывает жалость, он для семьи (Новосельцев, Семен Семеныч, Бунша, Шурик, Женя Лукашин и ко).

 
Второй образ (недоступный, сродни вымышленному) — мужчина-герой, маскулинный, сильный, брутальный, привлекательный, вызывает восхищение; но при этом оторванный от действительности, выполняет фантастические действия (подвиги и прочее), он для любви (неразделенной, как любовь к киногерою или портрету на плакате) (собирательный образ «героя»). 

Что получается? Есть такая двойственная модель с реальным и идеальным образом. лучше всего это описано в известном анекдоте о том, как двое мужчин и женщина оказались на необитаемом острове и как это у разных национальностей, там в конце было «русская любит одного, но отдается другому и все трое очень несчастны». мне кажется, это наиболее яркая иллюстрация модели :).

Важно

На любом женском форуме можно посмотреть и обобщить, как эта модель проявляется:
Женщина жалуется на мужа, и он получается весь в негативном — ну просто сплошная чернота, никакого просвета (первый образ в подсознании).

Настолько плохой и безнадежный, что возникает вопрос — она вышла замуж по любви или по ненависти?! Как логичное продолжение разговора следует то, что муж ДОЛЖЕН, согласно ее представлениям (второй образ в подсознании — каким бы он был идеальным, если бы соответствовал следующим требованиям и выполнял такие-то условия).

Собственно, семейная жизнь представляется как перемещение из «пункта А» — то есть из образа реального мужа в «пункт Б» — то есть к мужскому идеалу. «Ну ничего, это он сейчас такой, но я же его перевоспитаю!». Ну, и в процессе, конечно, все несчастны.

Женщина надевает на себя роль «матери», пытается «переделать» мужа, чтобы он соответствовал ее подсознательному идеалу (неважно, как он сформировался, но он всегда есть в подсознании).

Если опять же учесть, что подсознание лучше всего реагирует на визуальный образ и оглянуться по сторонам… Посмотрите любой женский глянец. А потом попытайтесь найти такие мужские типажи хотя бы в метро.

Ну? Видите разницу? Поэтому, жены! Развешивайте вокруг семейные фотографии и выкидывайте женские журналы 🙂 любая реклама, которую вешают на постерах или крутят по ТВ, провоцирует на «вымышленный» мужской визуальный образ.

Кому интересно смотреть ролик с менеджером среднего звена, лысоватым, с брюшком и крючковатым носом, в свитере, спортивках и тапочках? Нет, там должен быть какой-нибудь полуобнаженный гладко выбритый гламурный красавчик.

Это, конечно, примитивный пример, но ведь откуда-то набирается потихоньку женское «он должен»? И очень часто этот список совершенно оторван от действительности и не имеет ничего общего с семейными ролями, а набран подсознанием из разных внешних источников информации. И так появляется внутренний конфликт, который со временем (особенно когда подключаются разные гормоны и женщина становится более неуравновешенной) вырастает во внешний.

Даже если находится маскулинный мужчина (без отрыва от быта и от противоположного пола, как солдат), то женщина все равно стремится его «переплюнуть», и быть более сильной, более мужественной, в общем — его победить и подмять.

  Старпом из «Полосатого рейса» — вполне мужчина, правда? И бросился драться со львом, защищая слабую женщину, и вообще не производит впечатления потенциального подкаблучника. Но что мы видим в конце? «Вымой посуду, и жди меня, я вернусь поздно!» говорит эта «слабая» женщина своему послушному мужу.

Если не видеть кадр, можно подумать, что мама ребенку задание дает к своему приходу. А это разговаривают муж и жена.  Кстати, в комментариях многие говорили о том, что явление «мужчина-тряпка» в фильмах исключительно периода 70-80-х годов.

Совет

Но это не так — достаточно вспомнить Раневскую с ее классическим «Муля, не нервируй меня!» (это намного раньше 80-х), да и Любовь Орлова играла исключительно сильных женщин. Даже если рядом были мужчины более-менее маскулинные, женщина все равно была их «мужественнее», сильнее, и т.п.

Но даже если женщине повезло, и рядом с ней маскулинный мужчина-защитник и со всеми прочими функциями, все равно над ним где-то будет стоять более сильная женщина (начальница и т.п.

) — фильм «Чародеи», где Иванушка вроде бы и выручает Аленушку, но все равно там всеми мужчинами заправляет ведьма-начальница.

(Мы говорили об этом, разбирая сказы Бажова — там чисто славянский матриархат, где медной горы Хозяйка и против нее ни один самый сильный мужик не пойдет). 

Это не только во «взрослых» фильмах, но и в детских тоже. В «Королевстве кривых зеркал» именно девочки (то есть одна девочка на самом деле) спасают мальчика и вообще всю страну.

  Одна из популярных детских книг нашего детства — «Тимур и его команда» Гайдара, где, казалось бы, сразу два мальчика — Тимур и Мишка Квакин, но Тимур постепенно (во второй книге) становится типичным безликим бюрократом, теряя все свои мальчиковые качества, а Мишка «перевоспитывается», теряя весь свой шарм. Но и при изначальных условиях девочка Женя куда более «мальчик», чем они оба вместе взятые.

вот и получается, что с одной стороны жена вроде бы и согласна, что муж должен быть мужчиной, но с другой — все равно хочется быть главой над ним.

Так вот, возвращаясь к нашему разговору, мы должны заметить, что несмотря на то, что «в здравом уме», то есть сознательно, мы оцениваем упомянутый стереотипный мужской образ отрицательно, тем не менее, подсознание его впитало. Выход один — выгнать его оттуда и заменить новым.

 
Что получается: есть подсознательный образ, скажем, такого «Жени Лукашина» (то есть «никакого» мужчины с женскими функциями). И есть реальный образ, и в сознании и по логике вещей женщина понимает, какие у мужа должны быть качества и какую он должен играть роль.

Но поскольку подсознание гораздо сильнее, просто несопоставимо, нежели разум и логика, то два образа вступают в борьбу. Получается ситуация — вроде бы и любит мужа, и вроде бы все хорошо, но «что-то не то». ЧТо «не то»? очень просто — подсознание будет делать все, что угодно, чтобы вытолкать «неправильный» образ и найти «правильный».

Отсюда начинаются все проблемы на тему «МУЖ ДОЛЖЕН». А почему он должен то или иное? Откуда эта информация взялась? С неба свалилась? Поэтому подспудно женщина начинает ощущать неудовлетворение (ведь муж не играет роль того подсознательного «женственного» образа, а ДОЛЖЕН! Он должен «мыть посуду» и быть послушным).

Обратите внимание

Этот внутренний подсознательный конфликт перерастает во внешний и сознательный — начинаются придирки и критика: «муж не делает того или иного, у нас плохие отношения, у нас видимо уже нет любви…» и так далее. А причина очень проста — муж не соответствует тому, что лежит в глубинах женского мозга.

Главный вопрос — а что же теперь делать, как же сформировать правильный образ (и тем самым сохранить свою семью)? Как уже было написано, любой образ можно «загрузить» в подсознание путем просто многократного повторения.

Иногда я советую какие-то материалы из тэга «супружеские отношения», а мне отвечают примерно в таком духе: «Я прочитала эту книгу (прослушала эту лекцию), но у меня ничего не изменилось…».

Вы сто раз прослушайте, тогда поговорим? 

Я всегда привожу в пример «детскую» тему — если бы «средняя» наша участница хоть половину времени, которое она тратит на мамские разговоры и форумы, посвящала теме супружеских отношений, не было бы такого количества разводов.

 Еще ужасный момент — иногда спрашиваю в личной переписке автора анонимного поста: «Вы что-то из  советов по укреплению семьи делали?». Ответ: «ну я же не собираюсь разводиться!».

Вы за своим здоровьем должны следить только если окажетесь при смерти? Машину свою только в случае серьезной аварии возите на техосмотр? Я читаю эти материалы именно потому, что не собираюсь разводиться! Проблема в том, что женщины хотят сразу изменения модели поведения, а это невозможно! Она записана на такой сложной по устройству «матрице», что это не меняется за пару дней и за прочтение одной даже очень полезной книжки! Вы просто делайте! НЕТ, не на завтрашний результат. Делайте и все, как умывание по утрам. А результат придет сам собой, автоматически, только по истечении некоторого времени — мозг вещество очень сложное, это вам не кухня, где можно за один день порядок навести. Еще одно заблуждение, когда человек говорит: «ну я это же все знаю…» — нет, значит еще не загрузилось до глубин! если вы это просто знаете, оно все остается на уровне логики, которой все равно будет управлять подсознание! Вот когда вы этим настолько пропитаетесь, что уже не будете осознавать и отдавать себе отчета, когда информация растворится и станет абсолютно «своей», а главное, вы будете действовать подобным образом автоматически, а не под влиянием прослушанной лекции — тогда уже можно считать, что она перешла в категорию подсознательных установок.

Красивые мужчины советского кино

Образ русского мужчины в советском кинематографе

?Елена Кушнир (lazzo_fiaba) wrote,
2011-10-03 15:20:00Елена Кушнир
lazzo_fiaba
2011-10-03 15:20:00Category:Краса и гордость отечественного кинематографа – те, в кого влюблялись, те, кем любовались, те, кто был способен украсить собой кадр. Просто потому, что на них приятно смотреть.

Василий Лановой

В советском кино было немало красавцев, но один из них был хорош настолько, что вряд ли даже самый суровый критик внешности был бы способен к нему придраться. С Василия Ланового можно было бы лепить любого греческого бога, и осталось бы ещё на пару простых смертных, способных покорять.

Природа одарила его щедро: скульптурный профиль, умопомрачительные скулы, полные губы, сияющие глаза, фигура атлета и рост 190 см. Неудивительно, что уже благодаря своему первому фильму “Аттестат зрелости” актер стал настоящим кумиром публики.

Дальнейшие работы лишь закрепили его звездный статус: капитан Грей в “Алых парусах” стал героем девичьих романтических грез, Анатоль Курагин раскрыл красоту порока в “Войне и мире”, а Вронский в “Анне Каренине” олицетворил саму идею роковой страсти.

Если бы мне предложили назвать трех самых красивых мужчин кинематографа, я бы назвала Кэрри Гранта, Грегори Пека и Василия Ланового.

Юрий Соломин

У каждого времени свои представления о прекрасном и свои герои. В современном кино тоже хватает эффектных мужчин, но все же невероятно жаль, что с экранов (а, возможно, и из жизни) совершенно исчез типаж благородной красоты, которую воплощает собой Юрий Соломин.

Ум, интеллигентность, чувство собственного достоинства, душевная мягкость и вместе с тем внутренняя сила настолько неотделимы от образа этого актера, что совсем не хочется раскладывать на составляющие его внешний облик.

Важно

Культовый персонаж его известнейшей роли в “Адъютанте его превосходительства” передает мою идею: благородный изысканный образ хорош и сам по себе, и внешняя красота только дополняет его. Любопытно, что даже в легкомысленной “Летучей мыши” актер выглядит настоящим аристократом, хоть и в шуточной трактовке.

Если говорить о человеке, в котором все должно быть прекрасно, и чья красота гармонична, мне трудно представить лучший пример, чем Юрий Соломин.

Александр Абдулов

Первый принц отечественного кино, до сих пор занимающий верхние строчки в опросах о главных красавцах советского кинематографа. Глубокий взгляд, вечная полуулыбка, стильная удлиненная стрижка и узнаваемый чуть глуховатый голос.

“За ним все корректировщицы бегают”, – сетовала героиня Муравьевой в “Самой обаятельной и привлекательной”, и мы можем понять, почему корректировщицы это делали, хоть другая героиня фильма и отвечала язвительно: “Манекен ходячий!” Но я вообще-то не согласна с её оценкой.

Хотя в послужном списке Александра Абдулова немало кино-работ, в которых главным козырем была его внешняя привлекательность, одной из главных ролей остается для меня Ланселот в “Убить дракона” (кстати, все трюки в фильме выполнял сам актер).

Именно в этом фильме становится ясно, почему в него было влюблено все женское население страны: тоска по рыцарству, которое, как оказалось, может существовать не в эпоху лат, а джинсов и свитеров. Пускай только на экране.

Олег Стриженов

Я заметила, что официальные, как бы сейчас сказали, промо-фото советской эпохи очень часто настолько искажали внешность актеров, что даже самые красивые превращались на них в нечто странное.

Как писала Надежда Тэффи: “Чересчур бел, чересчур румян, малиновые губки, волосы черные аж досиня, брови круглые – прямо какая-то малороссийская писанка.” Поэтому, чтобы оценить красоту Олега Стриженова, нужно смотреть его фильмы или хотя бы на кадры из них.

Если видеть его образы в “Сорок первом” или “Оводе”, становится понятно, почему французы называли его “русским Жераром Филиппом”, а в цикле “Актеры советского кино” 60-х писали: “Актер, щедро одаренный природой, обладающий помимо способностей и отличной техники тем, что называют обаяние, что когда-то Деллюк считал «тайной фотогении».Светлокожий, светлоглазый и буйно светловолосый, молодой Олег Стриженов поражает тонкой и одновременно какой-то героической красотой. И хотя автор цикла о советских актерах и скорбит, что Стриженов “не избежал печальной участи и в конце 50-х годов не раз приглашался на съемки таких картин, где он был нужен лишь как «красавец мужчина», как «первый любовник”, это были такие красавцы и любовники, на которых стоит посмотреть.Обратите внимание на смелую сцену из фильма “Сорок первый”

Станислав Любшин

Совет

Его имя редко звучит в списках красавцев, но я не пойду на поводу общественного мнения и выскажу свое нехитрое: Станислав Любшин невероятно привлекательный мужчина.

В молодости, в знаменитом сериале “Щит и меч” он вполне мог бы составить конкуренцию всенародному Штирлицу Тихонову: и безбожно стильная нацистская форма сидела на нём ладно, и во взгляде горел такой же нордическо-славянский огонь, и черты лица были такими же точеными.

С возрастом актер лишь похорошел, стала более явной внутренняя глубина характера, и какая-то, скорее, европейская, чем российская, задумчивость очень украсили его. С длинными уже седыми волосами в “Черном монахе” он создает загадочный и мистический образ, раскрывая льдисто-туманную природу своей необычной внешности.

Вячеслав Тихонов

Наверное, с таким профилем очень сложно было бы не стать всенародно известным. Вячеслава Тихонова сложно представить громогласно хохочущим или беззаботно болтающим. Довольно долгое время я вообще считала его нашим ответом Алену Делону – холодная красота и ощущение неприступности.

Пока не прочитала в одной статье определение, благодаря которому изменила свое мнение: “Вячеслав Тихонов всю жизнь играет высоту человеческого духа и одиночество.” Сдержанность в его случае признак не надменности, а замкнутости, возможно, даже некой застенчивости, которая, на мой взгляд, ощущается в персонаже замечательного фильма “Доживем до понедельника”.

Любить такого героя, безусловно, непросто, слишком он “вещь в себе”. Есть в нём что-то, о чем говорила Беатриче во “Много шума из ничего”: “Нет, ваше высочество, разве только у меня будет еще муж для будничных дней. Ваше высочество слишком драгоценны, чтобы носить вас каждый день.”Носить каждый день затруднительно, верно.

Но смотреть на экране на мраморно спокойные черты, любоваться тем, что называется породой, — совсем другое дело.

Олег Янковский

Не так часто случается, чтобы великий актер был к тому же и так потрясающе красив.У него были те тонкие черты лица, которые моя мама называет иконописными.

Обратите внимание

Даже в роли спившегося спортсмена в душевном фильме “Влюблен по собственному желанию” он кажется средневековым философом, из прихоти прикинувшимся современным алкоголиком.

Когда искали актера для этого фильма, экранная партнерша Янковского Евгения Глушенко сказала: «Кого вы все ищете? Ясно же, что только Олег сможет сыграть джентльмена, даже опустившегося.

Он же настоящий аристократ!» Последнее, кстати, чистая правда: семья Янковского имела дворянские корни, и лично мне, с моим плебейским взглядом, нравится представлять себе истинного аристократа именно таким. Годы только украсили Олега Янковского.

В молодости свойственная ему печальная задумчивость казалось немного напускной. С годами, когда к ней прибавилась ирония и самоирония, элегантность и даже некоторая импозантность без высокомерия, он стал не только красив, но и способен создавать такие культовые образы, как барон Мюнхгаузен или Свифт в фильмах Марка Захарова, где сыграл самые известные роли. Его красота не так громогласна и ярка, как у Ланового, но она завораживает и именно её хочется определить как вневременную.

Георгий Тараторкин

Можно упрекнуть меня в однобокости взгляда, но худощавые невротики действительно нравятся мне, как правило, больше всего, а Георгий Тараторкин настоящее воплощение hot neurotic mess 🙂 Помимо большого таланта в нём привлекает и горящий взгляд, и ощущение постоянного внутреннего напряжения, какой-то борьбы с собой и всем на свете, которые так эффектно смотрятся в свете изломанной, нервной красоты, отражающей и породу, и характер, и вечное беспокойство ума.Для меня актер красивее всего в роли Сиране де Бержерака в великолепном телеспектакле. Несмотря на огромный бутафорский нос он прекрасен в этой роли. Пожалуй, Тараторкин это тот самый случай, когда внутренний мир буквально прорывается наружу в движениях, голосе, взглядах…

Александр Кайдановский

Умом я отлично понимаю, что Кайдановский никакой не красавец. Более того, он до крайности нехорош собой, если говорить объективно.

Лицо почти без бровей, слишком широко расставленные глаза, взгляд то ли мученика, то ли психопата, то ли и того и другого одновременно, какой-то странный нос, ранняя лысина и ощущение вечного надлома, почти нездоровья…Красивы разве что скулы – высокие и острые, да линия рта, если бы её не искажала полуусмешка.

Вот что пишет в статье о нём Вероника Хлебникова: “Это лицо носило явственный след болезненно сложных отношений его обладателя с самим собой. Оно было практически неприменимо в бытовых советских сюжетах: все попытки такого рода успеха не имели.

Важно

Лицу шел высокий регистр; из всего советского ему годились экстремальные приключения в тайге, пропавшая экспедиция, золотая речка, бриллианты для диктатуры пролетариата. Но лучше — глубокий космос, где и пилот Пиркс не разберет, белковое ты существо или полупроводниковая бестия.”И я все это отлично понимаю, добавить нечего.Разве что то, что для меня он прекрасен.

Андрей Харитонов

И в завершении темы обладателей странной внешности — Андрей Харитонов, ещё один “Овод”, именно после этого фильма он, что называется, проснулся знаменитым. Высокий лоб, затуманенный взгляд, условно порочный изгиб губ.

Увы, расцвет творческих сил этого небесталанного актера пришелся на то время, когда рухнул Союз, и снималось мало достойных фильмов, поэтому сейчас мало что можно вспомнить из удачных работ, разве что холодно-зловещего Ланса Фортескью из слабенькой экранизации “Черных дроздов”.

А жаль, ведь Харитонов с его внешностью “падшего ангела ”мог бы ещё не раз блеснуть в кино.

Олег Видов

Статный блондин с большими голубыми глазами казался просто воплощением славянской красоты, что было отлично продемонстрировано в “Сказке о царе Салтане”, где он добрым молодцем украшал собой экран. Но при близком рассмотрении очевидно, что Олег Видов далеко не обычный сказочно-лубочный герой.

Есть в его правильном лице какая-то, как ни парадоксально, неправильность. Стоит ему скинуть униформу спортсмена-комсомольца (хоть та же маленькая роль лейтенанта Славина в “Джентльменах удачи’), как под ней обнаруживается персонаж, которому бы обрадовался Лукино Висконти или Пол Верхувен.

Благодаря этому и получился завораживающий “Всадник без головы”, чьи прозрачные глаза покорили не одно сердце. Как и любой русский актер, он не сделал впоследствии большой карьеры в Голливуде.

Увы, с такой внешностью ему нужно было бы родиться в другой стране, и играть смутные объекты порочных желаний, а не бравых военных.

Владимир Коренев

Совет

Ихтиандр… Юноша неземной красоты с огромными голубыми глазами, существо не от мира сего – редкость не только для советского кинематографа, но и нечастое явление в кино вообще. Неудивительно, что эта инопланетная красота вскружила в свое время головы всех девушек СССР. Пожалуй, и по прошествии стольких лет трудно найти аналог этому чудесному образу.

Игорь Старыгин

Собственно, Арамис. Единственный и неповторимый.Мне добавить нечего.Разве что – если бы человек с такой лукавой улыбкой снимался в Голливуде, думаю, получилась бы звезда калибра Кларка Гейбла.

Игорь Костолевский

Бывают красавцы пустоголовые, красавцы холодные, красавцы элегантные и даже красавцы некрасивые. Игорь Костолевский — красавец умный.

На его приятном лице читается высшее образование, работа в НИИ Кварцевой промышленности и любовь к художественной литературе. Недаром его лучшая и самая красивая роль это учитель-астроном в “Безымянной звезде”.

Наверное, ни один мужчина в истории кино не смотрелся так хорошо в круглых “ботанических” очках.

Ивар Калныньш

К вопросу о красавцах холодных. Прибалтийский актер почему-то жгучей черной масти вот наш настоящий ответ Алену Делону.

Во всяком случае, его персонажей, как правило, буквально распирает от сознания собственной привлекательности.

Но, надо признать, именно благодаря этому получались такие выдающиеся экранные мужчины, как, например, высокомерный аристократ герцог Валломбрез из “Капитана Фракасса”.

Владимир Шевельков

Обратите внимание

Ещё в юности, например, в замечательном фильме о подростковой любви “В моей смерти прошу винить Клаву К.”, он обещал стать по-настоящему привлекательным мужчиной. И обещание сдержал. Он был самым романтичным гардемарином и создал, пожалуй, последний в отечественном кино безупречный образ элегантного джентльмена в “Сердцах трех”.

Если бы существовала машина времени, ею бы стоило воспользоваться, чтобы снять молодого Шевелькова в роли Эраста Фандорина, которого сыграли три разных актера, но ни один из них не обладал нужными для создания этого образа качествами одновременно – красотой, талантом, харизмой и манерой держать себя так, как будто вокруг конец света, а герой спокойно попивает чай.

Игорь Кеблушек

Мистер Х, непрофессиональный актер выдающейся красоты, появившийся в кино всего раз, но и за этот раз ухитрившийся оставить свой след в сердцах.

Игорь Красавин

Фамилия подходила ему идеально. Образ немого Патрика из чудесной сказки “Не покидай” до сих пор остается идеальным образом прекрасного юноши-принца.

Андрей Подошьян

Ещё один сказочный кино-красавец, блеснувший в “Принцессе на горошине”. Одухотворенный взгляд, ореол романтики, нежность и волшебство юности.

Владимир Машков

Когда кажется, что талантливые актеры в России исчезли как класс, можно посмотреть что-нибудь с Машковым. Когда кажется, что в российском кино “какие-то свиные рыла вместо лиц”, можно посмотреть что-нибудь с Машковым.

Вообще что-нибудь с Машковым всегда неплохая идея. И мне никогда не казалось, что он похож на Бандерса. Скорее, на Шона Бина.

Потому что Машков не пухлогубый мачо, берущий страстностью на показ, а человек с прищуром, что, на мой взгляд, значительно круче.

Александр Домогаров

Важно

Увы, сейчас смотреть на него грустно. А ведь как хорош был Домогаров в “Графине де Монсоро”! И не в одной красе было дело, а имелось там что-то такое, о чем и, правда, не стыдно было сказать: “Последний рыцарь Франции”.

Текст и подборка © Елены Кушнир

Как и почему менялся образ русских в западном кино

Образ русского мужчины в советском кинематографе

Белоэмигрант Серж Карамзин живет на роскошной вилле, выдает себя за графа и эксплуатирует влюбленных в него женщин. Подлец не погнушается отобрать все, что нажито непосильным трудом, у служанки, на которой много лет обещает жениться. Ближе к финалу он переходит моральный горизонт событий, пытаясь соблазнить слабоумную дочь своего сообщника, и встречает заслуженный плачевный конец.

В немом фильме Эриха фон Штрогейма главный герой похож на злого Остапа Бендера. После революции на Западе встречались подобные персонажи, и каждый второй выдавал себя за августейшую особу.

В «Авантюрном романе» Надежды Тэффи, написанном в Париже в конце 20-х, рассказывается об особенностях эмигрантской жизни (речь о манекенщицах в домах моды):

— Теперь мода на Наташу и на Веру, — деловито объяснила гостья. — В каждом хорошем мезоне должна быть Наташа, русская княжна.

В «красном» СССР хорошо приняли негативный образ «белого» и выпустили фильм в прокате под насмешливым названием «Отпрыск благородного рода».

Группа товарищей приезжает по партийным делам в Париж и что-то долго не возвращается, вкусив сладкой жизни. Чтобы их вернуть, посылают несгибаемую комиссаршу, которую ожидает внезапная атака со стороны классового врага.

Классическая комедия Эрнста Любича вышла в прокат со слоганом «Гарбо смеется!» Это было немыслимо: голливудская царевна Несмеяна разражалась оглушительно счастливым хохотом.

Роботоподобный партработник превращается, как в «Служебном романе», в живую женщину под воздействием ухаживаний, парижских нарядов, ресторанов и прочих прелестей загнивающего капитализма.

Поначалу фильм отказывались выпускать в кинотеатрах — американцев отпугивало само слово «большевик». Любичу пришлось добавить насмешек над Советами и сделать «красных» максимально карикатурными. Это, безусловно, пародия на «нашего человека», но не особо злая.

Все-таки даже в условиях цензуры трудно снимать одиозное кино, когда у тебя в главной роли богиня.

В 1943 году советский шифровальщик Игорь Гузенко прибывает на работу в посольство СССР в Канаде.

Все вокруг страшно секретно и напряженно, начальники начинают мгновенно давить на Игоря, требуя дышать по расписанию, давать ответы, которые до него уже придуманы, и не забывать, что он — Баба-яга в тылу врага.

Работать в такой обстановке невозможно, у одного из коллег Гузенко случается нервный срыв, за что его сажают под арест. Заканчивается тем, что затерроризированный специалист просит политического убежища в канадском посольстве и сдает всю советскую агентурную сеть.

Самым неприятным для СССР в этом фильме стало то, что перебежчик Игорь Гузенко существовал на самом деле. Подробности этой истории до сих пор спорны, но по ее результатам в Америке были арестованы десятки разоблаченных советских шпионов, а супруги Розенберги даже казнены.

Совет

Чтобы добавить, так сказать, insult to injury, создатели фильма использовали в нем музыку советских композиторов.

Возмущенный фильмом дипломат Ломакин писал из Нью-Йорка, что нужно срочно ударить в нашей прессе по Голливуду, реакционерам и разжигателям войны, которые представляют советских людей агрессивными и недоброжелательными.

В дальнейшем «Занавес» немало послужил «правой» пропаганде в Америке в период «охоты на ведьм» при маккартизме. Следовало назвать этот фильм — исключительно слабый в художественном отношении и исключительно сильный по политическому влиянию — «Железный занавес: Начало».

Американский журналист Филип работает в Москве. Сначала он писал о войне, теперь пишет о мире, каким его видит. Филип влюблен в балерину из Большого театра, где она танцует, конечно же, «Лебединое озеро».

Мария отвечает ему взаимностью, влюбленные женятся в американском посольстве, но в Америку белого лебедя не пускают черные вороны, поскольку фильм «Железный занавес», а заодно СССР и США начали холодную войну.

Остается спасти красавицу из плена.

Усы Сталина против усов Кларка Гейбла: кто победит? Правильно, Кларк Гейбл.

Его вечно ироничная интонация с самого начала дает понять, что, даже если он не надерет задницу лично «дяде Джо», свою невесту из страны мрака и ужаса обязательно похитит. Наверное, только с Гейблом можно было поставить кино, где есть одновременно авантюрные приключения, вздохи на скамейке и доносы в НКВД.

Русские разделились на два типа: деятели искусства и красивые женщины, которые хотят спастись, и те, кто их удерживает. На заднем плане — абстрактная масса советского народа, ни хорошая, ни плохая. Фильм получился пророческий: «Лебединое озеро» в Союзе показывали по ТВ, когда случались серьезные политические перемены.

Через две недели после его выхода Сталин умер.

Бывший аферист Гарри Палмер за какие-то грехи и заслуги числится на секретной службе Ее Величества. Начальство шлет его в Берлин, где старый полковник КГБ хочет дезертировать и ищет содействия.

Обратите внимание

Палмер ему не верит и сканирует его холодными голубыми глазами Майкла Кейна, которые морозят все живое. Но не полковника. Он Зимний брал, а Кейн — так, салага.

Да и симпатичны они друг другу, кроме того, окажется, что и враг у них один: бывший пособник нацистов.

Не успели оттаять во время оттепели, как разразился Карибский кризис. Голубь мира так и не пропел, но какие-то первые ласточки появились.

В главное для шпионских фильмов десятилетие обе стороны перешли к хитроумным триллерам, задумчивым детективам и беседам за стаканом виски/водки вместо плакатной риторики. Вражеские разведчики и шпионы начали носить человеческое лицо.

Пошел разговор профессионалов, в котором зазвучали нотки взаимного уважения. Искусственность противостояния «капитализм — социализм» иллюстрирует сама Берлинская стена, разделяющая на две зоны город, который брали ради общей победы. Но стена рухнет, а на ее обломках англичанин и русский, может, еще напишут имена: «Гарри и Вася были здесь».

На заснеженной улице мальчишки предлагают газету «Правда», изображение Троцкого заклеивают портретом Сталина и бегает голодный бездомный пес. Повар обваривает ему бок кипящим супом («Какая гадина, а еще пролетарий!»), и жизнь бы совсем не удалась, если бы пес не попал в квартиру к одному видному ученому.

Знаете ли вы, что существует фильм, где профессора Преображенского играет Макс фон Сюдов?

Это не единственное отличие от всенародно любимой картины Владимира Бортко. Полиграф Полиграфович вышел еще звероподобнее нашего, при этом не без странного обаяния, отсюда — женская любовь, облагораживающая мужчин.

Итальянцы в старых традициях неореализма склонны жалеть «маленького человека» и Шарикову почти дали возможность вырасти над собой. Он тут вроде как дитя природы, пусть дурное, но дитя, а Преображенский жесток со своими играми в Бога.

Для склонной к «левым» настроениям Италии нелюбовь к пролетариату — сомнительное достоинство. Смело могли бы показывать фильм в СССР, если бы «Собачье сердце» не было запрещено.

Саксофонист Владимир работает в цирке, который отправляется на гастроли в Америку под зорким глазом Кей-Джи-Би (зоркий глаз — Савелий Крамаров, что добавляет иронии).

Приятель Владимира клоун Анатолий мечтает слинять из застойной Матушки России подальше от притеснения свобод и очередей за туалетной бумагой.

Но Кей-Джи-Би бдит и хватает Анатолия, ненадолго оставляя Владимира без присмотра. Чем тот и решает воспользоваться.

Здесь говорят по-русски! Практически все, включая Робина Уильямса в главной роли.

Надписи на зданиях в «Москве» сделаны без ошибок в отличие от большинства западных фильмов про «нашу жизнь». Поскольку это драмеди, КГБ — клоуны (даже не зловещие), а беглец Уильямса — растяпа, показанный с большой симпатией.

Снятый на пике новой холодной войны, когда Рейган назвал СССР «империей зла», фильм честно отражает реалии: бегство советских деятелей культуры стало массовым. Среди «невозвращенцев» числился и Андрей Тарковский по причине: «Я из двадцати с лишним лет работы в советском кино — около 17 был безнадежно безработным.

Госкино не хотело, чтобы я работал!» Так что учи язык, пакуй чемоданы и беги под сень статуи Свободы. Языковые уроки в фильме хороши:

— Ду ю рид Эрнест Хемингуэй?

— Эври факинг дэй.

Профессиональный киллер Иосиф Шапиро возвращается в родимый Бронкс по работе. Там у него семья: умирающая мама Ирина, кое-как с этим справляющийся отец Аркадий и младший брат, который уже не говорит по-русски, но пока понимает. Второе поколение советской иммиграции трется на обочине американской мечты.

Наконец-то. Стоило только американцам снять независимую драму, а России — повернуться задом к коммунизму и передом к демократии. Ни гротеска, ни стереотипов, ни тени развесистой клюквы.

Дома у семьи играет Высоцкий и классика, а не «Валенки, валенки». Ванесса Редгрейв убедительно ругается русским матом и произносит: «Ты правда красивый» с материнским теплом своей героини, а не с напряженной попыткой продраться сквозь акцент.

Эдвард Ферлонг впервые в американском кино называет человека «Саша Романов» так, что не возникает впечатления, будто речь идет о комиксном персонаже.

Настоящие живые люди, наследники традиций «Однажды в Америке»: да, это русско-еврейская мафия из неблагополучного района, не пожелавшая прыгнуть в американский плавильный котел.

Тим Рот в обычной для себя роли 90-х отразил новый тренд на русских бандитов, у которых своя Америка, Россия и атмосфера. Как говорил Саша Белый пацанам:

— Государство — это мы. Мы с вами…

Важно

Девушка Катя из Санкт-Петербурга приезжает в Сидней на каблуках, в леопардовом платье и меховом манто, чтобы выйти замуж за австралийское гражданство.

А тут незадача — гражданство умерло, едва Катя вошла к нему в дом и пописала в его туалете.

Утешение найдено в объятиях женатого Итана, который не хочет, чтобы Катя возвращалась в Россию, поэтому устраивает ей фиктивный брак со своим лучшим другом-писателем.

«Она русская, — рассказывает Итан. — Она вульгарная, она чокнутая, она настойчивая».

Понятно, что для австралийца все это — синонимы, несмотря на «Войну и мир», которую читает его жена. И хоть бы одна Наташа Ростова приехала в западное кино, когда его заполонили невесты по переписке. Ладно бы Катя со своими леопардами еще из далекой глубинки прибыла, где слаще морковки не едала и сложнее «Репки» не читала.

Но из Санкт-Петербурга? Из каких слоев сумрака Ржевка-Пороховые ее извлекли? Катя горланит песни Наташи Королевой, носит пайетки размером с пятки, пьет чай с пятью кусками сахара и не знает, как выглядит посудомоечная машина. С писателем в исполнении Хьюго Уивинга они смотрятся, как Артур Миллер с Мэрилин Монро.

Но ближе к концу под многострадальное «Лебединое озеро» он, конечно, полюбит свой «рюсски матриошка».

Двое лондонских бандитов хотят купить недвижимость и приходят к Ленни, но тот их кидает. Русский миллиардер Юрий Омович хочет строить футбольный стадион, тоже приходит к Ленни и дарит ему свою картину-талисман (потому что это имеет какой-то смысл?).

Картину крадет приемный сын Ленни, наркоман и рок-певец, который умер, а потом не умер.

Бухгалтерша, которая замужем за геем по расчету (потому что это имеет какой-то смысл?), наводит бандита на деньги, которые олигарх собирается отдать Ленни, в то время как Арчи… А, неважно.

Среди миллиона персонажей фильма Гая Ричи представлены два главных новорусских типажа: бандиты и олигархи. В данном случае — по всему видно, что за основу взят конкретный владелец заводов, газет, пароходов и клуба «Челси» Роман Абрамович.

Одет в пастельные тона, не пьет алкоголь, любит искусство, и, кажется, в его доме нет золотых унитазов. Мощный эволюционный скачок со времен малиновых пиджаков.

А наши братки отлично вписываются в лондонский криминальный пейзаж, ничем не отличаясь от западных в способности убивать, грабить, пытать и острить на эти темы. На Западе фильм провалился, у нас пользуется популярностью.

Вероятно, этот факт следует понимать так: нам есть чем гордиться?

Мальчик Бобби из Бруклина — шахматный гений. В 50-х годах он станет самым молодым гроссмейстером в истории и объявит, что хочет сыграть с русскими: не из уважения, а чтобы побить лучших в мире.

Совет

В 1972 году, когда он спятит, его мечта сбудется. В Рейкьявике на чемпионате мира Бобби Фишер встретится с советским гроссмейстером Борисом Спасским и вдарит шахматный рок-н-ролл в этой дыре.

Их матч назовут «безмолвной Третьей мировой».

«СССР против США. Гений против гения. Разум против безумия», — суммирует слоган фильма. Его интересно смотреть на двух уровнях. Фишер и Спасский как люди.

Один — истерик с манией величия, параноик, подозревающий всех во всем; свинья и человек-парадокс (еврей с тяжелой формой антисемитизма). И внешне невозмутимый Спасский, прячущийся за темными очками от слишком пристального внимания родины (десять человек в черных костюмах сопровождают его на пляж).

Но родина слышит, родина знает, а он терпит и молчит. Он русский, это многое объясняет. А на втором уровне восприятия эти парни за шахматной доской и есть свои страны.

И тут от Спасского, конечно, веет прямой и явной угрозой (во многом благодаря фактуре Лива Шрайбера — харизматика со славянскими корнями, названного в честь Толстого, — который может сыграть Русского Медведя без грима). Спасибо, что война пока за доской.

Балерина Доменика (исконно русское имя) Егорова в красной пачке, широко перекрестившись, вылетает на сцену Большого театра и ломает ногу.

Теперь у девушки одна судьба — стать супершпионкой в разведшколе «красных воробьев»: красные шторы, изображения пионеров на стенах, тренировочные публичные совокупления.

Полностью переменившись (выкрасив волосы пергидролем), она отправляется отдавать долг родине и президенту. Теперь на ее пути лишь красивый сотрудник ЦРУ и испытание любовью.

Тридцать лет назад в «Красной жаре» Россию представлял Шварценеггер в роли железного милиционера. Со своей терминаторской харизмой он приезжал в Америку сотрудничать, символизируя сразу всю перестройку вместе взятую.

В 2014 году — великий шахматист Спасский, нацеленный на победу, но способный, несмотря на проигрыш, аплодировать гениальной игре противника.

Прошло четыре года — и перед нами крашеная блондинка Дженнифер Лоуренс в постели с врагом в фильме, где звучат реплики: «Твое тело принадлежит государству». Таковы новые реалии. Радиоактивный пепел, в который ведущий Киселев обещал превратить США, достучался до сердец. Холодная война 2.0 — снова на экранах. Воробьи прилетели.