Николай римский-корсаков: мичман, профессор, сказочник

Николай Римский-Корсаков: мичман, профессор, сказочник

Николай римский-корсаков: мичман, профессор, сказочник

В рейтинге классических шлягеров его пьеса «Полет шмеля» занимает одну из лидирующих позиций: она звучит в мобильных телефонах, в рекламных роликах. По накалу страстей его опера «Царская невеста» может поспорить с такими хитами, как «Травиата» Верди и «Кармен» Бизе.

Он – едва ли не самый законопослушный гражданин, но когда дело доходило до вопросов художественной или жизненной правды, был готов вступить в бой. Свое мнение по принципиальным вопросам высказывал убедительно, но без скандальности.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)

C чего начинается музыка?

Биографии многих композиторов, дирижеров, скрипачей, пианистов начинаются так: «Музыка сопровождала его с детства». Все было так и у Николая Андреевича. Правда, в маленьком уездном городе Тихвине источником музыкальных впечатлений были не театры и концертные залы, а монастырское пение, домашнее музицирование и «роскошный» бальный оркестр, состоящий из скрипки и бубна.

Сам композитор напишет спустя годы:

Но это не стало поводом для приглашения толпы педагогов и многочасовых занятий за инструментом. Родители относились к музыкальности сына очень спокойно.

Редкие и уникальные фото ахматовой

Ведь тогда в России наличие интереса к музыке считалось просто частью воспитания – такой же, как умение вести себя за столом. Да и сам вундеркинд особого рвения к музыке не проявлял.

Обратите внимание

Просто ради забавы выучил нотную грамоту, научился немного играть на фортепиано. Сочинять начал тоже не всерьез: он «играл в музыку» так же, как играл в барина и кучера, в часовщика.

Николая гораздо больше увлекало море. Его дядя и брат были моряками. Неудивительно, что десятилетний мальчик «пристрастился к морю, не видав его». Летом 1856 года отец повез Николая в Петербург. Он стал воспитанником Морского корпуса (переименованного позже в Морское кадетское училище).

Гардемарины, вперед!

Николай Римский-Корсаков в молодости

Началась учеба, привольная жизнь сменилась почти воинским распорядком дня. Было в ней место «дедовщине», арестам, порке. Но возникали в этой новой жизни Николая и «музыкальные моменты».

По воскресеньям мальчик брал уроки игры на фортепиано, знакомые отца иногда возили его на оперные спектакли. Опера «Жизнь за царя» Михаила Глинки привела Николая в восторг.

На последние деньги он купил ноты с фрагментами второй оперы Михаила Ивановича – «Руслан и Людмила».

Вспоминая себя шестнадцатилетнего, Римский-Корсаков напишет: «Я был ребенок, страстно любивший музыку и игравший в нее. Между моими дилетантскими занятиями и настоящею деятельностью молодого музыканта, хотя бы ученика консерватории, было почти столько же разницы, как между игрой ребенка в солдаты и войну и настоящим военным делом».

Но примерно в это же время «ребенок, страстно любивший музыку», встретил педагога, который помог ему сделать важные шаги в серьезном, а не «игровом» освоении музыки. Это был пианист Федор Андреевич Канилле. Николай Андреевич с благодарностью говорит:

Федор Андреевич познакомил Римского-Корсакова с Милием Балакиревым: встречу с ним с полной уверенностью можно назвать судьбоносной.

Одаренный от природы превосходным музыкальным слухом, прекрасно игравший на фортепиано, разбиравшийся в премудростях музыкальной композиции, Балакирев брал под свое крыло музыкантов-любителей и помогал им освоить азы сочинения.

Важно

Группу композиторов, которым он покровительствовал, критик Владимир Стасов назвал «могучей кучкой». Римскому-Корсакову Милий Алексеевич сразу посоветовал взяться за сочинение симфонии. Хотя на тот момент Николай и не обладал достаточными музыкальными познаниями, он взялся за эту работу.

Николай Римский-Корсаков в своем кабинете

Тем временем, подходил к концу училищный курс. Римскому-Корсакову в числе других выпускников-гардемаринов предстояло долгое плавание на клипере «Алмаз». На берегу осталась недописанная симфония, первая любовь и музыкальные знакомства.

Политика политикой, а гардемарин Римский-Корсаков любовался новыми пейзажами: «Чудные дни и чудные ночи! Дивный, темно-лазоревый днем цвет океана сменялся фантастическим фосфорическим свечением ночью.

С приближением к югу сумерки становились все короче и короче, а южное небо с новым созвездиями все более и более открывалось». Эти впечатления открыли в будущем композиторе чуткость к красоте природы.

Она вдохновит его спустя годы на создание морских картин в операх «Садко», «Сказка о царе Салтане», музыкальных «пейзажей» в «Ночи перед Рождеством», «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Путешествие на «Алмазе» длилось почти три года. Изредка во время стоянок Николаю Андреевичу удавалось побывать в оперных театрах. Находились минуты и для музицирования с товарищами. Но все же, по собственному признанию, от музыки он отвык.

В конце апреля 1865 года клипер бросил якорь в Кронштадте. У мичмана Римского-Корсакова началась новая, «береговая», жизнь.

Учитель и ученик

Композитор Николай Римский-Корсаков

Служебные обязанности Николая Андреевича переместились в канцелярию. В свободное время он посещал Балакирева и постепенно снова втянулся в музыкальный круговорот.

Став уже знаменитым композитором, Римский-Корсаков вспоминал о занятиях с наставником и с одобрением, и с осуждением. Он восхищался «изумительным разносторонне-музыкальным талантом» Милия Алексеевича, но не разделял его взглядов на профессиональное музыкальное образование: «Балакирев, сам не прошедший какой-либо подготовительной школы, не признавал надобности в таковой и для других».

Он бросал начинающих композиторов, совсем не умеющих «плавать», в «море» серьезных музыкальных жанров – симфонии, оперы. В результате усиленных «барахтаний» ученика иногда получалось нечто более-менее внятное. Балакирев самоотверженно дорабатывал, дописывал пробные опусы учеников.

Совет

Римский-Корсаков был уверен, что молодым композиторам нужны «1-2 года систематических занятий по развитию техники», последовательное изучение основ гармонии и контрапункта, а не балакиревские авантюры.

Хотя в итоге одной из таких авантюр на свет появилась Первая симфония Римского-Корсакова.

Она была публично исполнена под управлением Балакирева и получила весьма доброжелательный отклик у публики и прессы.

Итак, композитор Римский-Корсаков был официально представлен общественности. Он продолжал носить офицерский мундир, но постепенно главным делом его жизни становилась музыка.

Важное событие 1871 года подтвердило: в России появился настоящий, серьезный, глубокий музыкант.

Михаил Азанчевский, только что возглавивший Петербургскую консерваторию, предложил Николаю Андреевичу должность профессора сочинения и инструментовки. Композитору было очень непросто принять это предложение.

С одной стороны, он уже был автором прекрасных романсов на стихи Фета, Гейне, Мея, Пушкина. Его музыкальная картина для оркестра «Садко», симфоническая сюита «Антар» были тепло приняты столичными слушателями. Он заканчивал историческую оперу «Псковитянка».

С другой стороны, Римский-Корсаков чувствовал себя дилетантом. Все, что он делал, — делал интуитивно. «Я ничего не знаю!» — восклицает композитор и, как в омут, бросается в преподавание. И в самообразование.

А.К. Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков со своими учениками М.М. Черновым и В.А. Сениловым. Фото 1906 г.

В консерватории не было столь прилежного ученика, как профессор Римский-Корсаков.

Обратите внимание

Он учил правила, решал музыкальные задачи. Самокритичность и, конечно, огромный талант позволили ему стать настоящим мэтром.

Николай Андреевич был строг, но все же многие ученики называли его за глаза «Корсанькой».

Сказка – ложь…

Когда композитор только пробовал себя в музыке (под присмотром Балакирева), считалось, что его стихия – это симфоническая музыка. Время показало, что это правда, но не вся. Римский-Корсаков оказался еще и удивительным мастером оперного жанра.

Все оперы Римского-Корсакова такие разные, что трудно найти между ними что-то общее. Пожалуй, его оперные сказки, сказочки, сказания, былины, драмы  объединяет только одно – художественная сила.

От других русских композиторов, сочинявших оперы, Николай Андреевич отличается необыкновенной верой в сказку — ее искренность, многозначительность, энергию. Поэтому почти половина его опер – это сказочные истории.

Правда, одна из сказок сыграла в жизни композитора роковую роль. «Золотого петушка» («небылицу в лицах» по одноименной сказке Пушкина) Римский-Корсаков закончил в 1907 году. И началась волокита с цензурой.

Композитора, уже страдавшего тяжелой болезнью, возмущали «придирки» к лаконичным и хлестким фразам Пушкина.

Николай Римский-Корсаков

Одно из последних писем, полученных Николаем Андреевичем, было связано со сценической судьбой «Золотого петушка». Ему сообщалось, что «московский генерал губернатор против постановки этой оперы». Спустя два дня после этого сообщения, 8 июня 1908 года, Римский-Корсаков скончался.

Последняя сказка композитора все же была поставлена в Москве —  но не на императорской сцене, а в частном театре Зимина осенью 1909 года.  

…Можно ли назвать его сказочником? Можно ли сравнить с загадочным Звездочетом?..

Пусть Римский-Корсаков останется просто композитором, который мог рассказать и небылицу, и совершенно правдивую историю, зачаровать бессердечной Шемаханской царицей и трепетной Снегурочкой. Пусть он останется учеником Балакирева и учителем Прокофьева, любителем морской стихии и покорителем стихии музыкальной.

© Алевтина Бояринцева

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Римский-Корсаков — композитор-сказочник

Николай римский-корсаков: мичман, профессор, сказочник

 Николай  Андреевич Римский-Корсаков —  композитор-сказочник:  большая  часть  творчества  написана  на  сказочный  сюжет — оперы «Сказка  о  царе  Салтане», «Снегурочка», «Садко»,  «Кащей Бессмертный», «Золотой  петушок», «Майская ночь» и др. — в которых отразилась глубокая увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.

Великий сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Особенно многообразны созданные им картины морской стихии — то безмятежно спокойной, то слегка волнующейся, а то и грозной, свирепой. И это  не удивительно:  с самого раннего детства Ника (так звали его родные) был покорен морем, даже ещё не видя его.

Вспомните симфоническое вступление к опере «Садко» — «Океан-море синее»

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6(18) марта 1844 года в городе Тихвине. Музыкальные способности мальчика проявились рано, но, по семейной традиции, в возрасте двенадцати лет его определили в Морской корпус в Петербурге.

  По окончании  Морского кадетского корпуса в чине гардемарина (младшего морского офицера) он совершил трёхлетнее  кругосветное путешествие. Морское путешествие познакомило Римского-Корсакова с морями и океанами разных широт. В письмах к родителям теперь он сам восторженно описывает красоты морского пейзажа.

Важно

Зорким глазом художника он впитывал все оттенки, все перемены окружавшей его морской стихии. И став композитором, в течение всей жизни изображал её оркестровыми красками.

 В 1861 году состоялось знакомство и завязались тесные творческие связи с кружком М. А. Балакирева («Могучей кучкой»), в который входили Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, а несколько позднее—  А. П. Бородин.                                       

Общение Римского-Корсакова    с балакиревским кружком было на время прервано кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, наложивших отпечаток на его творчество. 

Валентин Серов.     Портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова

В 1871 году Римский-Корсаков был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории и занимал эту должность на протяжении почти четырех десятилетий. 

Теперь Петербургская консерватория носит имя Н.А.Римского-Корсакова.

  Слева около здания Консерватории —  на Театральной  площади — есть памятник Римскому-Корсакову.   

Ещё одним памятным  местом Петербурга является  музей-квартира Н.А.Римского-Корсакова  на Загородном проспекте.   Музей Римского-Корсакова был открыт во второй половине 20 века по инициативе его потомков. 

 Квартира композитора была перестроена и разделена на два больших помещения.

В одном из них была устроена экспозиция, состоящая из нотных рукописей Римского-Корсакова и различных документов, по которым можно проследить историю его жизни и творчества.

А во втором в настоящее время работает концертный зал, где вновь, как и сто лет назад, проходят «Корсаковские среды» с выступлением современных музыкантов, оперных певцов и эстрадных исполнителей.

В гостях у Римского-Корсакова бывали почти все известные композиторы и музыканты конца 19-начала 20 веков: С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, А. К. Глазунов, И. Ф. Стравинский, а также художники В. А. Серов и И.Е. Репин, певец Ф. И.

Совет

Шаляпин и другие деятели искусства. Римский-Корсаков любил устраивать дома музыкальные вечера с песнями и игрой на старинном беккеровском  рояле.

Обычно такие встречи композиторов и певцов проходили раз в неделю, по средам, и в конце концов их стали называть «Корсаковскими средами».

Послушаем фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане», сочинённой Римским-Корсаковым на сюжет одноименной  сказки А.С.Пушкина. Вспомни, какие чудеса появились на острове у царевича Гвидона.  Фрагмент так и называется — «Три чуда». Расскажи, как музыка повествует об этом. 

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай римский-корсаков: мичман, профессор, сказочник

Римский-Корсаков не только одна из крупнейших, но и одна из самых привлекательных фигур в истории музыки. Он — олицетворение самопожертвования. Многие годы посвящает он обработке произведений своего друга Мусоргского. С исключительной заботливостью отделывает он партитуру «Бориса Годунова», чтобы этот шедевр мог предстать перед публикой во всем совершенстве и блеске.

Точно так же помогает он Бородину, принимает участие в подготовке к изданию наследия Даргомыжского. Такая готовность к самопожертвованию встречается, пожалуй, еще только у Ференца Листа. Римский-Корсаков был вдохновенным педагогом. Назовем лишь самых известных из его многочисленных учеников: Лядов, Ипполитов-Иванов, Гречанинов, Глазунов, Игорь Стравинский.

Римский-Корсаков представлял благородную педагогическую идею, согласно которой роль преподавателя не ограничена занятиями в классе. Когда после революции 1905 года царская охранка начинает донимать его студентов обысками и арестами, Римский-Корсаков вступается за революционную молодежь, борется за сохранение автономии высшей школы, защищает права молодежи.

Великий композитор был также образцом в отношении постоянного самосовершенствования, самокритики и поразительного усердия в работе. Многие годы трудится он, усовершенствуя свои знания и свое мастерство.

Римский-Корсаков изучает Баха и Палестрину; будучи одним из пионеров современной музыки, он в то же время усваивает технику полифонии, применявшуюся великими композиторами XVI и XVII столетий, так как считает, что лишь в совершенстве владея всеми приемами полифонии, можно свободно и легко создавать музыкальную ткань. Композитор пользуется техникой классиков как своим родным языком.

Страстный поклонник народного искусства, горячо любящий народ, он, по примеру Глинки, изучает не только русский фольклор, но и сербское, испанское и итальянское народное искусство. Римский-Корсаков публикует два сборника, содержащих самые красивые древние мелодии русской крестьянской музыки.

Все это — характерные черты Римского-Корсакова, человека, ученого, выдающегося педагога, смотрящего в будущее деятеля просвещения, патриота, который в своем творчестве, в хорах и операх, в концертах и камерных произведениях, в фортепьянных пьесах и романсах воспроизводит мир пленительных мелодий, покоряющих ритмов и тысячи оттенков настроения, — все то, чем так богат русский музыкальный фольклор. Для нас в его портрете важны те черты, которые характерны для одного из выдающихся композиторов XIX века. Удивительный сказочник в «Шехеразаде», лирик в «Майской ночи», сатирик в «Золотом петушке», симфонист в «Антаре», «Сербской фантазии», «Испанском каприччо» или в чудесном концерте для фортепиано с оркестром, он встает перед нами как художник с неистощимой фантазией, богатейшим запасом мелодий, создающий такие возможности для солиста и оркестра, подобных которым мало в богатом музыкой XIX столетии.

Обратите внимание

В этом наброске уже вырисовывается портрет исключительной личности: хорошего товарища, увлеченного педагога, гениального фольклориста, воинствующего патриота, прогрессивного деятеля и прежде всего — большого композитора.

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в городке Тихвине Новгородской губернии.

Мальчик был необычайно одарен музыкально, и, как вспоминают его близкие, четырех-пяти лет он уверенно напевал все, что ему приходилось слышать, и даже подбирал на фортепиано несложные пьески. В шесть лет начались регулярные занятия фортепианной игрой.

К воспоминаниям о музыкальных впечатлениях детства надо добавить тихвинский «бальный» оркестр, состоявший из скрипки и бубна, в который артистически бил Кузьма, маляр по профессии и большой пьяница».

Осенью 1856 года Римского-Корсакова отдают в петербургский Морской корпус. Порядки в корпусе по-военному строгие, и маленькому кадету приходится много учиться. Но все же он берет уроки игры на виолончели и фортепиано у музыканта Улиха, а с 1859 года учится у профессора Федора Канилле.

Еще будучи кадетом, в 17 лет, Римский-Корсаков встречается с Балакиревым. Балакирев как человек имел на своих современников такое влияние, подобного которому мы не встречали в истории музыки. Балакирев — великолепный пианист, блестящий дирижер, композитор, ослепляющий обилием идей. Но прежде всего он — пропагандист, влиянию которого поддаются все музыканты.

Он учит, поощряет, увещевает, из ничего создает оркестры, основывает Бесплатную музыкальную школу и собирает вокруг себя группу молодых почитателей Глинки, которые у Даргомыжского учились новому, глубоко русскому способу музыкального выражения и под руководством Балакирева становятся «Могучей кучкой».

Римский-Корсаков с воодушевлением примкнул к группе Балаки рева, Бородина, Мусоргского и Кюи.

Важно

Однако вскоре после того, как юный Римский-Корсаков серьезно взялся за музыку, он был принужден прервать свои занятия, так как по окончании Морского корпуса его направляют в кругосветное плавание. Целых три года плавает он на клипере «Алмаз».

Быть может, ничто другое так не свидетельствует о трудолюбии Римского-Корсакова, как то, что, находясь на клипере, он в течение трех лет беспрерывно занимается музыкой и, запершись в своей маленькой каюте, создает свою первую симфонию, которая была исполнена в декабре 1865 года под управлением его преданного друга и прекрасного дирижера Балакирева.

Завершив плавание, Римский-Корсаков окончательно обосновывается в Петербурге, где в 1871 году становится профессором консерватории по классу инструментовки, теории музыки и композиции.

В 1873 г. он покидает, наконец, военно-морскую службу и вместо этого получает назначение на должность инспектора военно- морских оркестров. Читателю, быть может, покажется, что эта должность была синекурой. Возможно, что так думало и начальство; но композитор воспринял это назначение иначе.

Он изучил и испробовал каждый отдельный инструмент, чтобы точно знать, что может дать средний валторнист и на что способен мастер, какие партии можно поручить фанфаре и каких звуковых впечатлений м жно ожидать от ансамбля деревянных духовых инструментов.

Неподражаемый мастер оркестровых эффектов усвоил теперь тысячи приемов, что в конце концов привело его к созданию самой блестящей в XIX веке инструментовки.

С 1874 по 1881 год он дирижирует в качестве преемника Балакирева на концертах Бесплатной музыкальной школы. Его дирижерский талант признается не только на родине, но и во всех странах мира.

Римскому-Корсакову было сорок лет, когда он вступил в новый этап своего творчества. Именно тогда развертывается его выдающийся талант оперного композитора. Одна за другой рождаются оперы: «Майская ночь» (премьера в 1880 г.

), «Снегурочка» (1882), «Млада» (1892), «Черевички» («Ночь перед Рождеством», 1895), «Садко» (1898), «Моцарт и Сальери» (1898), «Царская невеста» (1899), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей Бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже» (1907), «Золотой петушок» (показан лишь после смерти композитора, в октябре 1909 года).

Совет

Если внимательно посмотреть на даты создания или премьер опер Римского-Корсакова, можно заметить интересную особенность его творчества. Первые произведения относятся к тому периоду, когда «Могучая кучка» и вышедшая в то же время на арену школа Рубинштейна—Чайковского борются за свое признание.

Последние же — к эпохе, когда начинается борьба между Верди и Вагнером, когда в музыкальном мире повсюду разгорается борьба между консервативным направлением, представителем которого был Брамс, и школой Ференца Листа.

Более того, все громче слышатся голоса немецких пост-романтиков — Брукнера, Малера и Рихарда Штрауса, рождаются первые большие произведения Дебюсси…

Посреди этих бурь Римский-Корсаков вырабатывает свой специфический, индивидуальный, но в корне совершенно русский стиль. В самый разгар ожесточенных споров он остается верным русской песне и обращается к слушателям на чудесном языке родных мелодий …

Хотя он мастерски пользуется приемами современной оперной драматургии, его инструментовка самостоятельна и оригинальна. В комбинациях инструментов у Римского-Корсакова не слышно влияния других композиторов. Наоборот, многие мастера современной музыки учатся инструментовке именно у него.

В построении мелодий он стремится также освободиться от все более обременительного дуализма мажор и минор.

Из своеобразных диатонических модуляций народных песен, из мира мелодий, характерных для Глинки и Даргомыжского, но прежде всего на основе собственной фантазии Римский-Корсаков создает новые и всем доступные сокровища мелодики.

При имени Римского-Корсакова любители опер и концертов сейчас же вспоминают песню индийского гостя из «Садко», полет шмеля из «Царя Салтана» и вкрадчивый голос скрипки из «Шехеразады».

Обратите внимание

Эти мелодии запали в души любителей музыки так же глубоко, как пословицы, тысячи раз использованные и тысячи раз проверенные действительностью.

Создатель «Шехерезады» пользуется такой популярностью потому, что говорит на общепонятном языке, потому, что, выражая присущие всем человеческие чувства, он создал самый человечный, понятный музыкальный язык, совершенство и скрытую утонченность которого охотно признают даже самые придирчивые музыковеды. А колоритность потока его мелодий, сверкающая сказочными огнями, покоряет и начинающего слушателя, того, кто, быть может, еще никогда не был на концерте или впервые восхищается оперной сценой.

Римский-Корсаков Николай Андреевич

Николай римский-корсаков: мичман, профессор, сказочник

Другие известные композиторы

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в Тихвине. Отец, композитор Андрей Петрович, происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации, начиная с прапрадеда, контр-адмирала флота при Елизавете Петровне.

В шесть лет Ника, как звали его родные, начал заниматься музыкой, но учительницы попадались неинтересные, и занятия не увлекали.

Нике было 12 лет, когда отец привез его в Петербург и определил в морской кадетский корпус. Сбылась сокровенная мечта стать моряком. Занимался Ника усердно и ровно. И все же бытовавшие здесь нравы были ему чужды. Он страдал от бессмысленных занятий «фрунтом», муштры.

В этом же году он начал брать уроки по фортепиано у виолончелиста оркестра Александрийского театра Улиха. Занятия сводились, главным образом, к совместной игре в четыре руки. В 1858 году Ника начал учиться у известного пианиста Федора Андреевича Канилле. Педагог пришелся по душе.

Под его руководством были сделаны первые опыты сочинительства. Однако старший брат — Воин Андреевич решил их прекратить, считая, что трата времени на музыку может неблагоприятно сказаться на учебе в корпусе. По-своему он был прав 16-летний юноша потерял интерес к морскому делу.

Музыка вторглась в его жизнь, отодвинув на второй план все остальное. А тут еще осенью 1861 года произошла встреча с Балакиревым, и молодой Римский-Корсаков стал участником балакиревского кружка. Он оказался вовлеченным в горячие обсуждения и споры.

Юноша был счастлив, что его принимают как равного эти талантливые люди, увлеченные музыкой. Творческие радости были омрачены большим горем умер отец. Римский-Корсаков тяжело пережил эту утрату.

А осенью 1862 года на петербургской пристани он простился с провожавшими его Балакиревым, Кюи, Канилле. Римский-Корсаков отправился в кругосветное плавание с твердым намерением продолжать заниматься композицией.

Действительно, он сразу взялся за сочинение Анданте для симфонии на тему русской народной песни про татарский полон, предложенной Балакиревым. Это произведение он отправил на суд учителя и получил одобрительный ответ.

Однако за время плавания Римский-Корсаков больше ничего не написал.

Радостным было возвращение на родину, где его ждали друзья-единомышленники. Римский-Корсаков оказывается наконец в том мире, который стал для него на всю жизнь единственным.

Он много и с жадностью читает, играет на фортепиано, стремясь наверстать упущенное в плавании время.

Дружеское внимание, поддержка старших членов «Могучей кучки» помогли Николаю Андреевичу почувствовать и себя их товарищем.

Римский-Корсаков усердно работал над Первой симфонией, дописывал ее, оркестровал, следуя указаниям Балакирева. В октябре 1865 года она была исполнена в концерте Бесплатной музыкальной школы.

В 1867 году Римский-Корсаков написал «музыкальную картину» «Садко» для оркестра, принесшую ему заслуженную славу. Молодого композитора пленила сказка о поединке гусляра с океаном-морем.

Стоило приступить к сочинению, как ожили воспоминания о плавании на «Антаре» картины бушующего моря и нежной зыби, фосфорического свечения океанских вод, черного южного неба с крупными, блестящими звездами. «Садко» — первая работа, в которой Римский-Корсаков по-настоящему почувствовал собственный творческий пульс.

И его охватило желание одолеть высоты, казавшиеся еще недавно недоступными. Тогда зародилась и идея «Антара» — программного симфонического сочинения на сюжет восточной сказки.

История жизни Николая Андреевича Римского-Корсакого

В эти же годы к Николаю Андреевичу пришла большая любовь. В исполнении произведений членов кружка участвовали две очаровательные девушки — Александра и Надежда Пургольд. Римский-Корсаков все чаще бывает у Пургольдов. Он восхищается игрой Надежды Николаевны, и не только игрой. Ему нравится делиться с ней мыслями и жизненными планами.

Летом 1869 года, написав первый хор задуманной оперы, он поспешил на дачу к Пургольдам. Услышав в исполнении Надежды Николаевны пронизанную страхом и тоской мелодию, так странно диссонирующую с перезвоном колоколов, он окончательно понял, что будет писать «Псковитянку».

Николай Римский-Корсаков и Надежда Пургольд

Мысль об этой опере неотступно преследовала его уже много месяцев. Написанная в начале 1860-х годов, но запрещенная к постановке, пьеса Мея «Псковитянка» привлекла внимание Балакирева и Мусоргского. Они настойчиво рекомендовали ее Римскому-Корсакову как основу для оперного либретто. Четыре года продолжалась работа над «Псковитянкой».

Это было время, до предела заполненное событиями, переживаниями. Многое изменилась в жизни Римского-Корсакова. Умер любимый брат — Воин Андреевич. Душевная близость, возникшая между ним и Надеждой Пургольд в первый год знакомства, постепенно выросла в нежную привязанность.

В декабре 1871 года Надежда — милая, добрая девушка, с серьезным нежным лицом и задумчивыми глазами стала невестой Римского-Корсакова.

Разучивание оперы началось осенью 1872 года, когда Николай Андреевич и Надежда Николаевна вернулись из свадебного путешествия по Швейцарии и Северной Италии. В январе 1873 года состоялась премьера. Публика хорошо приняла оперу. За полтора месяца прошло десять спектаклей при полном зале.

Отшумели аплодисменты премьеры, жизнь вернулась в обычную колею. Дел было много. Еще в 1871 году Римский-Корсаков начал преподавать в консерватории.

Только приступив к работе, Римский-Корсаков понял, насколько значительны пробелы в его музыкальном образовании. Как часто пытался он объяснить это друзьям. Но ничего не получалось.

Его длительный и нелегкий труд по техническому совершенствованию в 1873—1878 годах, неотделимый от освоения классического наследия, не встретил понимания балакиревцев.

Стасов и Мусоргский, горячие поборники эстетических принципов «Могучей кучки», расценивали это как предательство. Мрачные прогнозы балакиревцев будто оправдались, техническое перевооружение не принесло ожидаемых плодов.

Новая, Третья симфония, впервые исполненная под управлением автора в феврале 1876 года в зале Дворянского собрания, была встречена сдержанно и публикой и прессой. Не лучшая участь постигла и созданный в 1875 году струнный квартет.

Важно

По-видимому, новая композиторская техника еще довлела над его стилем письма, мешала свободному полету вдохновения.

Композитор страстно мечтал о том, чтобы писать легко, непринужденно.

И вот пришло вдохновение, в ярком и пестром наряде чудесной украинской народной песни, вместе с благоуханием теплой южной ночи, серебристым сиянием месяца над зеркальной гладью прудов; пришло прямо со страниц поэтичнейших гоголевских рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Римский-Корсаков хорошо знал «Майскую ночь», не раз читал в детстве, слушал у Балакирева, где любили читать Гоголя вслух, упивался вместе со своей невестой замечательной поэмой в прозе.

«Майская ночь» создавалась в 1878 году. Составляя либретто, Римский-Корсаков стремился сохранить план повести Гоголя, колоритный язык ее героев. Опера писалась быстро за месяц был создан целый акт.

«Майская ночь» заполнена мелодией — полнокровной, идущей от сердца, способной обобщенно выразить и чувство героя, и сценическую ситуацию, и динамику действия.

Построение оперы также иное появляются самостоятельные номера — песни, ансамбли, сцены.

«Майская ночь» была закончена, но Римскому-Корсакову не хотелось уходить из мира сказок, где доброе всегда красиво, а злое уродливо, где наказан порок и справедливость торжествует.

Он попросил у знаменитого драматурга Островского разрешения использовать пьесу для оперы, сам составил либретто, которое драматург одобрил.

Сюжет «Снегурочки» давал композитору возможность воспеть жизнь народа, протекающую просто, бесхитростно, в согласии с природой, отобразить его быт, красочные обряды.

«Снегурочка» увидела свет рампы в начале 1882 года. Н. Ф. Тюменев, ученик Римского-Корсакова, вспоминал о премьере:

«Поставлена «Снегурочка» была роскошно… Таких постановок уже давно не бывало на нашей сцене… Костюмы даже на хористах и статистах были великолепны… Вокальное исполнение, за немногими исключениями, было вполне удовлетворительно».

Островский, для которого сценическая жизнь «Снегурочки» была неотделимой от музыки Чайковского, сказал «Музыка Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо-страстной героини сказки».

«Снегурочка» наполнила сердце композитора жизненной силой, помогла пережить горе и холод невосполнимых утрат. В феврале 1881 года не стало Мусоргского. Через шесть лет умер Бородин. После смерти Мусоргского и Бородина композитор принялся за сложнейшую работу — завершение их незаконченных произведений.

Это Римскому-Корсакову удалось блестяще. Кипучая, интенсивная жизнь Римского-Корсакова в 1880-е годы, его работа над творческим наследием друзей, педагогическая, дирижерская, общественная деятельность отодвинули на второй план сочинение музыки.

И все-таки именно тогда Римский-Корсаков создал два великолепных симфонических произведения — «Испанское каприччио» и «Шехеразаду». «Испанское каприччио», произведение, в котором композитор обнаружил удивительное богатство воображения. «Шехеразада» — это сказка в музыке.

Совет

И хотя она «рассказана» русским композитором, музыка ее носит ярко выраженный восточный характер.

Весной 1894 года Римский-Корсаков начал сочинять вторую оперу на гоголевский сюжет — «Ночь перед Рождеством» и почти одновременно работал над «Садко». Много лет не давала ему покоя недопетая песня о сказочном гусляре, теперь он решил вернуться к ней, создать крупное эпическое полотно на основе старинных былин и сказаний.

Подобно предыдущим операм, «Садко» был задуман как двуплановое произведение. Но в отличие от них, здесь фантастика не главенствует над реальным миром.

Композитору было уже за пятьдесят, но в душе расцветала весна — праздничная, ликующая, полная вдохновения. Послушный ее призыву, он писал с упоением.

Рождались певучие романсы, за ними — две одноактные оперы — «Вера Шелога» и «Моцарт и Сальери», уже зрели мысли о «Царской невесте». Хотелось сделать как можно больше.

Быть может потому, что знал теперь не надо просить о постановке. Сумбурный, но талантливый, артистически чуткий директор Частной оперы Мамонтов ждет его новых опер.

Приступая к работе над «Царской невестой», композитор стремился к тому, чтобы стиль оперы был по преимуществу певучим. Поставленной цели композитор добился. Премьера прошла успешно.

Аплодисменты, венки, восхищение почитателей, сочувствие публики, торжество театра… Но не обошлось и без ложки дегтя.

Холодно встретили оперу «беляевцы» не одобрил Глазунов, вежливо промолчал Лядов, пожал плечами Кюи.

В 1899 году Россия отмечала столетие со дня рождения Пушкина. Римский-Корсаков принял деятельное участие в торжествах. Знаменательной дате он посвятил кантату «Песнь о вещем Олеге» и оперу «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

Октябрьским вечером 1900 года сказка ожила на сцене Частной оперы. Она предстала в чудесных декорациях и костюмах Врубеля. Зал был полон… В Москве Римского-Корсакова любили, считали своим. Овациям и венкам не было конца.

Едва закончив «Салтана», композитор начал работать над оперой «Сервилия» на сюжет из эпохи Древнего Рима. Это произведение малоинтересно по содержанию и сценическому решению. Не лучшая участь постигла и «Пана Воеводу» — «оперное интермеццо» из жизни шляхетской Польши, посвященное памяти Шопена.

Напряженная композиторская и педагогическая деятельность сказалась на здоровье Римского-Корсакова. Однако невзирая на мрачные настроения, в 1902 году Римский-Корсаков закончил одно из своих самых новаторских произведений — оперу «Кащей Бессмертный».

Наступил страшный день 9 января 1905 года. Жители Петербурга были потрясены «кровавым воскресеньем». Широкая волна забастовок охватила столицу. В консерватории накалу страстей способствовал вопиющий инцидент один из вольнослушателей — солдат полковой музыкальной команды — бахвалился своими «подвигами» на Дворцовой площади.

Студенческая сходка потребовала исключения погромщика. Дирекция отказала. Сходки следовали за сходками, студенты настаивали на прекращении занятий до осени. Римский-Корсаков поддержал требования студентов. В ответ последовало постановление об увольнении Римского-Корсакова. Это событие всколыхнуло общественность.

Вслед за Римским-Корсаковым из консерватории в знак протеста ушли Глазунов, Лядов и другие профессора.

Римского-Корсакова не покидала мысль о создании оперы, обличающей царизм.

Обратите внимание

Композитор, никогда не крививший душой, привыкший смотреть правде в глаза, быть честным в помыслах и поступках, решил запечатлеть в музыке тупость и жестокость власти, ставшей врагом и палачом своих подданных.

Он знал, что за ним зорко следят, что его произведение в условиях царской цензуры вряд ли увидит сцену, но решил выполнить, возможно, в последний раз, свой долг гражданина. Осенью 1906 года Римский-Корсаков приступил к работе над «Золотым петушком».

Пушкинская сказка привлекла композитора отточенностью пародийного жала, бичующим остроумием, антимонархической направленностью. Составивший либретто Вольский также считал, что опера должна стать достойной отповедью наступившему разгулу реакции.

«Золотой петушок» был закончен летом 1907 года.

Директор императорских театров Теляковский хотел сразу осуществить постановку в Большом театре, но московский генерал-губернатор воспротивился острота сатиры насторожила ревностного царедворца. Опера так и осталась в портфеле композитора. Она была исполнена позже, в 1909 году, но ее Римскому-Корсакову уже не удалось увидеть.

Незаметно подкралась тяжелая болезнь. Вначале она лишь временно выводила из строя. 21 июня 1908 года окончательно сразила. Душной летней ночью композитор ушел из жизни.

Зачем композитор Римский-Корсаков ходил к берегам Америки?

Николай римский-корсаков: мичман, профессор, сказочник

Ко времени рождения младшего сына (6 марта 1844 г.) Андрей Петрович Римский-Корсаков находился не у дел.

В свое время он занимал должности новгородского вице-губернатора и гражданского губернатора Волынской губернии, но был уволен за свободомыслие и помощь следовавшим в ссылку декабристам, которых ссужал (не надеясь на возврат) деньгами.

Он всегда придерживался прогрессивных взглядов, что проявилось даже в его женитьбе. Матерью будущего композитора стала Софья Васильевна, незаконнорожденная дочь помещика В. Я. Скарятина и его крепостной.

Она получила хорошее образование, владела французским языком, любила музыку и неплохо играла на рояле. Любовь к музыке она привила и младшему сыну. У Николая оказался абсолютный слух и прекрасная музыкальная память. Но «сделаться музыкантом я не мечтал, учился музыке не особенно прилежно, и меня пленяла мысль быть моряком» — вспоминал впоследствии композитор.

В детстве он больше всего любил, когда приходили письма от старшего брата. Воин Андреевич (Воин — имя в роду наследственное) уже служил флотским офицером, ходил в далекие плавания, командовал знаменитой шхуной «Восток» в экспедиции Е. В.

Путятина к берегам Японии. Из его писем и рассказов при нечастых посещениях родительского дома перед мальчиком вставал прекрасный и манящий мир моря.

Когда подошел срок, Николай с радостью уехал из захолустного Тихвина в Петербург поступать в Морской кадетский корпус.

Важно

Занятия музыкой Николай продолжил и в Петербурге. На его счастье он познакомился с прекрасным пианистом Федором Андреевичем Канилле и стал брать у него уроки. Канилле помог ему ликвидировать многие огрехи в музыкальном образовании, познакомил с молодыми композиторами Балакиревым, Мусоргским и Кюи, с которыми Николай быстро подружился.

Балакирев не только стал музыкальным наставником Римского-Корсакова, но и оказал громадное влияние на становление его как композитора. «Талант его в моих глазах превосходил всякую границу возможного, а каждое его слово и суждение были для меня безусловной истиной» — вспоминал впоследствии Николай Андреевич.

В 1862 году Николай, произведенный в гардемарины, был назначен на клипер «Алмаз», отправляющийся в длительное плавание к берегам Америки.

Плавание длилось более 2,5 лет, за это время «Алмаз» посетил Киль, Копенгаген, Нью-Йорк, Балтимор, Рио-де-Жанейро, Тулон, Лиссабон и ряд других портов.

Николай не только хорошо освоил флотское дело, был произведен в мичманы (первый офицерский чин на флоте), но и навсегда полюбил море, став впоследствии, по утверждению современников, лучшим музыкальным «маринистом».

Поход российских кораблей к американским берегам (две эскадры из 12 кораблей) выполнял важную политическую функцию — предотвращение вмешательства Англии и Франции в гражданскую войну в США.

Свою задачу моряки выполнили успешно, поэтому в американских портах их встречали очень тепло, устраивая для них приемы и балы. В Америке Николай впервые услышал «Фауста» Гуно, произведшего на него большое впечатление.

Он приобрел ноты и во время поездок на берег исполнял товарищам на фортепиано отрывки из оперы.

Совет

Свободное от вахт время Николай посвящал чтению и музыке. «Я продолжаю сочинять, — писал он Балакиреву, — у меня есть в голове уже две темы для новой симфонии, очень хочу сочинить какой-нибудь хор на стихи Пушкина или Лермонтова, или какой-нибудь фантастический хор, например, хор русалок». Впоследствии в своих «сказочных» операх он реализовывал и не такие фантастические проекты.

В декабре 1865 года, через полгода после возвращения из плавания, состоялась премьера 1-й симфонии, родившейся под шум океанских ветров и плеск волн. В России появился новый самобытный композитор.

Еще несколько лет Николай оставался на службе, получил следующий чин лейтенанта (соответствовал штабс-капитану в армии), но в морские походы уже не ходил, а все время отдавал музыке.

Стоит отметить, что и после выхода в отставку он не расстался с флотом, став инспектором военно-морских хоров (духовых оркестров).

В его обязанности входил контроль над оркестрами и их репертуаром на всех флотах, руководство капельмейстерами, курирование учеников консерватории — стипендиатов морского ведомства. Этому хлопотному делу он посвятил более 10 лет.

«Не знаю, будут ли когда-нибудь морские хоры играть с такой отделкою и так стройно, как тогда, но что до этого им никогда не приходилось так подтянуться — я в этом уверен» — написал он впоследствии.

В этот же период он стал преподавать в Санкт-Петербургской консерватории, возглавил Бесплатную музыкальную школу, был помощником управляющего Придворной певческой капеллой, много и вдохновенно сочинял. Опера «Псковитянка» стала первым крупным произведением 25-летнего композитора, снискавшим успех у публики и благожелательные отзывы критики.

За ней последовали «Майская ночь» и «Снегурочка», восторженно встреченные почитателями таланта композитора, коих у него становилось все больше. Успех был несомненен. Его музыку стали называть сказочной и чарующей.

Всего же Римским-Корсаковым было создано 15 опер, которые и сегодня с успехом идут не только в России, но и на оперных сценах многих стран.

Обратите внимание

Особой любовью композитора была русская народная песня. Римский-Корсаков собрал, записал и гармонизовал (сделал фортепианное сопровождение) значительное количество песен.

Результатом кропотливой работы стал сборник «Сто русских народных песен».

Трепетное отношение к народной песне отразилось на всем его творчестве, повлияло на выбор тем, сюжетов и действующих лиц оперных произведений, на характер его музыкального языка.

Стоит отметить, что творческое наследие Римского-Корсакова разнообразно, он писал лирические романсы и симфонические произведения, кантаты и ариозо, серьезную инструментальную музыку. После ухода из жизни М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского он не жалел сил и времени на завершение незаконченных ими произведений.

В 1907 году Римский-Корсаков создал свою последнюю оперу-сказку — «Золотой петушок», но увидеть ее на сцене уже не успел. Композитор скончался в ночь на 8 июня 1908 года. Ушел из жизни прекрасный мастер и истинный патриот России, но осталась его музыка, которую знают во всем мире, и его ученики. Уже в советское время дело Николая Андреевича продолжил его внук Георгий, ставший композитором.

Статьи

Николай римский-корсаков: мичман, профессор, сказочник

Творчество Римского-Корсакова представляет собой одну из ярчайших страниц русской музыки XIX века.

В нем органично сливаются русские фольклорные, национальные профессиональные традиции, связанные с музыкой Глинки, живописность и яркие краски романтического искусства.

Композитору свойственно пристальное внимание к русской старине в различных ее проявлениях — к истории, былинам, к языческим верованиям и обрядности.

Произведения Римского-Корсакова отличает удивительное мастерство.

«С той же артистической добросовестностью и любовью к делу, какие каждому бросаются в глаза при любовании работой народных мастеров резьбы ли, вышивки, тканья, живописи, чеканки, — что в целом можно назвать влюбленностью художника в свое мастерство или красотой ремесла, — работал над своей музыкой Римский-Корсаков.

Это качество было глубоко присуще и Глинке, но у Римского-Корсакова оно дошло до степени преклонения перед красотой мастерства и любования (до граней поэтической восторженности, как и у его Берендея) качеством художественной работы», — писал академик Б. Асафьев.

Автор чрезвычайно плодовитый, Римский-Корсаков оставил огромное художественное наследие, в числе которого 15 опер, 3 кантаты, множество оркестровых сочинений, романсов. Меньше внимания уделял он чисто симфонической музыке.

Величайшего мастера оркестровых красок больше всего привлекала возможность живописать средствами оркестра. Поэтому так ярки и образны его программные симфонические сочинения, полные тончайших колористических оттенков.

Он — непревзойденный певец природы, особенно моря в разных его состояниях, от тихой спокойной беспредельности до ярости бушующих штормов. Его привлекает поэзия сказочных, волшебных образов, как русских, так и связанных с Востоком.

Изысканная гармонизация, оригинальность мелодизма, как правило, связанного с фольклорными источниками, как русскими, так и других стран, — характерные черты творчества композитора.

Важно

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 (19) марта 1844 года в Тихвине, в дворянской семье. Мальчик рано проявил незаурядные музыкальные способности, в том числе не просто абсолютный, но «цветной» слух: способность каждый звук, каждую тональность как бы видеть в определенном цвете.

С 6 лет начинаются его музыкальные занятия под руководством Е. Унковской, а позднее — О. Фель. В 11 лет он уже пробует сочинять. Но это не становится причиной для изменения изначально приуготовленной карьеры: в 1856 году его отвозят в Петербург и определяют в Морской корпус.

Николай, как и его старший брат Воин Андреевич, должен стать моряком. Тем не менее, в Морском корпусе мальчик продолжает заниматься музыкой. Накапливаются новые впечатления от посещения оперного театра, симфонических концертов. С 1859 года он начинает заниматься у известного пианиста Ф.

Канилле, который дает юноше также уроки композиции.

Событием в жизни Римского-Корсакова становится знакомство в 1861 году с Балакиревым, а через него — Стасовым, Кюи и Мусоргским, составившими впоследствии ядро столь известной Могучей кучки. Впервые юноша попадает в обстановку, где к музыке относятся серьезно, как к профессиональному занятию. Его дарование замечено.

По совету Балакирева и под его руководством Римский-Корсаков начинает писать симфонию. Однако в следующем году он оканчивает Морской корпус гардемарином и по существующему положению должен отправиться в кругосветное путешествие.

С ноября 1862-го по май 1865 года он на клипере «Алмаз» знакомится со многими странами, переносит все тяготы длительного морского похода.

21 мая 1865 года «Алмаз» швартуется в Кронштадте. Молодой моряк, получивший чин мичмана, получает назначение на береговую службу. Он возобновляет старые знакомства. Начинается дружба с Бородиным, ставшим членом балакиревского кружка во время его отсутствия.

В декабре того же года Балакирев в одном из концертов организованной им Бесплатной музыкальной школы, исполняет симфонию Римского-Корсакова: этот день — 19 декабря — для него навсегда останется днем начала композиторской деятельности. С начала 1867 года Римский-Корсаков бывает в доме Л. И.

Совет

Шестаковой, сестры Глинки, где часто собираются члены кружка, куда приходит и Даргомыжский, к которому молодые музыканты относятся с большим почтением. Особенно сближается Римский-Корсаков с Мусоргским. «Я восхищался многим из игранного им; он был в восторге и свободно сообщал мне свои штаны. У него их было больше, чем у меня.

Одним из его сочинительских планов был «Садко»; но он давно уже оставил мысль написать его и предложил это мне». Так возникло первое из прославивших молодого композитора сочинений.

«Со второй половины сезона, к весне 1868 г., большая часть членов нашего кружка стала собираться у А. С. Даргомыжского, раскрывшего для нас свои двери, — пишет Римский-Корсаков в своей «Летописи».

— Постоянными посетительницами его были молодые девицы — сестры Александра и Надежда Николаевны Пургольд, с семейством которых А. С. был издавна дружен.

Александра Николаевна была прекрасная даровитая певица (высокое меццо-сопрано), а Надежда Николаевна прекрасная пианистка, ученица Герке и Зарембы, высокоталантливая музыкальная натура».

Сестры Пургольд принимали в жизни кружка самое активное участие: именно в их исполнении звучали новые сочинения молодых музыкантов. Надежда Николаевна даже получила шутливое наименование «наш милый оркестр». Римский-Корсаков серьезно увлекся ею. Через четыре года, 30 июня 1872 года, состоялась их свадьба.

К этому времени в творческом портфеле композитора, кроме симфонической картины «Садко» имеются «Антар», первоначально определяемый как симфония; опера «Псковитянка» по исторической драме Мея из времен Ивана Грозного; более мелкие сочинения.

Но до того случилось еще одно важное событие: композитору, продолжавшему службу и уже получившему чин лейтенанта, было предложено стать профессором Петербургской консерватории по классам практического сочинения, инструментовки и оркестрового класса.

Балакирев, резко отрицательно относившийся к консерватории с ее иностранными профессорами и, очевидно, желая иметь «своего во вражеском стане», горячо советовал Римскому-Корсакову принять это предложение.

«Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, чем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны глупо и недобросовестно, — вспоминал Римский-Корсаков.

— Но я — автор «Садко», «Антара» и «Псковитянки», сочинений, которые были складны и недурно звучали, сочинений, одобряемых публикой и многими музыкантами — я был дилетант и ничего не знал… Я был молод и самонадеянность мою поощряли, и я пошел в консерваторию. Между тем я не только не в состоянии был тогда гармонизировать прилично хорал, не писал никогда в жизни ни одного контрапункта, имел самое смутное понятие о строении фуги, но я не знал даже названий увеличенных и уменьшенных интервалов, аккордов… хотя пел что угодно с листа и различал всевозможные аккорды…»

Начались трудные годы, в течение которых композитор не только учил, но и учился сам. Вернувшись из двухмесячного свадебного путешествия по странам Европы, Римский-Корсаков включился в подготовку премьеры «Псковитянки», которая состоялась в начале 1873 года.

Обратите внимание

Вскоре последовало назначение его на должность инспектора музыкантских хоров (духовых оркестров) Морского ведомства, что позволило уйти в отставку с военно-морской службы, продолжая служить в том же ведомстве в гражданском чине и стало подспорьем в бюджете. Семья росла — в августе родился первенец, Михаил, и о достойном содержании семьи нужно было заботиться.

Кроме того, после ухода Балакирева от общественной жизни, Римскому-Корсакову пришлось взять на себя и руководство Бесплатной музыкальной школой.

В течение двух с лишним лет он постоянно и упорно занимается изучением гармонии и контрапункта. Друзья не могут понять, как он вместо живой музыки постоянно пишет сухие ученые фуги и контрапункты. Поддерживает его только Чайковский.

«Знаете ли, что я просто преклоняюсь и благоговею перед Вашей благородной артистической скромностью и изумительно сильным характером, — писал Чайковский в своем письме от 10 сентября 1875 года.

— Все эти бесчисленные контрапункты, которые Вы проделали, эти 60 фуг и множество других музыкальных хитростей — все это такой подвиг для человека, уже восемь лет тому назад написавшего Садко, что мне хотелось бы прокричать про него целому миру.

Я прихожу в изумление и не знаю, как выразить мое бесконечное уважение к вашей артистической личности…» Судя по переписке, Чайковский выработал для своего коллеги некую программу, по которой тот и занимался.

Изучение мастеров полифонии привело к изменению прежних радикальных взглядов, внушенных Балакиревым, который отметал старую музыку, называя даже Баха «сочиняющей машиной».

Римский-Корсаков впервые оценил красоту музыки старых нидерландских композиторов, Палестрины и, разумеется, Баха. Одновременно он изучает русские народные песни, пишет фортепианное сопровождение к песенному сборнику, составленному Т. Филипповым.

Хорошей школой стало для него и обращение к партитурам Глинки, которые он по просьбе Л. Шестаковой начал редактировать, готовя к изданию.

В эти годы композитор сочиняет мало, в основном — инструментальные произведения, несколько фортепианных и хоровых пьес. Появляется также Третья симфония (под №2 долгое время числился «Ангар»). В 1876 году Римский-Корсаков начинает писать «Летопись моей музыкальной жизни». Он ведет свои записи на протяжении нескольких десятилетий, вплоть до августа 1906 года.

Важно

Новый этап творчества Римского-Корсакова начинается в 1877 году, когда он, преодолев творческий кризис и ощутив, наконец, себя во всеоружии композиторской техники, принимается за оперу «Майская ночь».

Сразу после ее окончания создается «Снегурочка» — одна из вершин русской оперной классики. В феврале 1883 года Балакирев, назначенный управляющим Придворной певческой капеллой, приглашает Римского-Корсакова стать его помощником.

Друзьям он объясняет, что композитору необходимо помочь: у него уже трое детей. Балакирев уступает Римскому-Корсакову полагающуюся ему по штату казенную квартиру в здании Капеллы.

Новое место приходится композитору очень кстати, так как в следующем году упраздняется должность инспектора в Морском ведомстве. В том же году к Римскому-Корсакову приходит и международное признание: его избирают членом Общества композиторов Франции.

Чрезмерная занятость оставляет для сочинения, в основном, летние месяцы. Выезжая с растущей семьей на дачу, именно там он наиболее плодотворно работает.

Появляются симфонические сочинения — «Сказка», Испанское каприччио, «Шехеразада», «Светлый праздник», фортепианный концерт, романсы, симфониетта, фантазия для скрипки с оркестром, несколько церковных хоров, миниатюры для струнного квартета. Очень много времени занимает редакторская работа над сочинениями скончавшегося Мусоргского.

«Мне кажется даже, что меня зовут Модестом Петровичем, а не Николаем Андреевичем, и что я сочинил «Хованщину» и, пожалуй, даже «Бориса»», — читаем в одном из писем 1882 года. Несколькими годами позднее ему придется работать и над окончанием «Князя Игоря».

В августе 1882 года, на концерте Русского музыкального общества, которым дирижировал Римский-Корсаков, он познакомился с несметно богатым любителем музыки Митрофаном Петровичем Беляевым. В доме Беляева устраивались музыкальные вечера, так называемые «беляевские пятницы». Наряду с другими видными петербургскими музыкантами, Римский-Корсаков стал их постоянных посетителем.

С течением времени он, в силу своего авторитета, стал фактически главой нового кружка, а скоро и главой совета, отбирающего сочинения для публикации в организованном Беляевым музыкальном издательстве и исполнения в финансируемых им же «Русских симфонических концертах».

«В 90-х годах мало-помалу мое главенство начали разделять со мною Глазунов и Лядов», — писал Римский-Корсаков в «Летописи».

Совет

80-е годы — время, психологически тяжелое для композитора. Он сомневается в достоинствах написанного, переживает душевный кризис. Только в конце 80-х годов он вновь обращается к опере. В 1991 году появляется «Млада», в 1895-м — «Ночь перед рождеством».

В 1896-м закончен «Садко», создававшийся на протяжении трех лет, в 1897 — «Моцарт и Сальери». В следующем году он возвращается к своему первому оперному опыту — «Псковитянке» и пишет пролог к ней — одноактную «Веру Шелогу».

В том же 1898 году закончена «Царская невеста», следующие два года посвящены «Сказке о царе Салтане», вслед за которой появляются «Сервилия», «Кащей бессмертный», «Пан воевода», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».

В это же время написаны три кантаты: «Свитезянка», «Песнь о вещем Олеге» и «Из Гомера».

С сезона 1900—1901 годов Римский-Корсаков отказался от дирижирования Русскими симфоническими концертами, хотя и оставил за собой общее руководство ими.

Кроме музыки, его в это время занимают и другие планы: он пишет учебник гармонии, начинает работу над большим музыкально-эстетическим трудом.

Однако последний так и не был завершен: крайне требовательный к себе, изучивший многие труды по интересующим его вопросам, композитор счел свои эстетические познания недостаточными для того, чтобы изложить их письменно и, тем более, опубликовать.

Серьезные события в его жизни произошли в 1905 году. «… Наступило 9 января, и политическое брожение охватило весь Петербург, — записывает он в «Летописи». — Отозвалась и консерватория, заволновались учащиеся. Начались сходки. Трусливый и бестактный Бернгард (директор консерватории. — Л. М.) стал сопротивляться… Начались экстренные заседания художественного совета и дирекции.

Обратите внимание

Я выбран был в число членов комитета для улаженья отношений с волновавшимися учениками. Предлагались всякие меры: изгнать зачинщиков, ввести в консерваторию полицию, закрыть консерваторию. Пришлось отстаивать права учеников. Споры, пререкания возникали все более и более.

В глазах консервативной части профессоров и дирекции петербургского отделения (РМО, которому консерватория была подведомственна. — Л. М.) я оказывался чуть ли не главою революционного движения среди учащихся…

Я напечатал в газете «Русь» письмо, в котором укорял дирекцию в непонимании учеников и доказывал ненадобность существования дирекции петербургского отделения и желательность автономии. Бернгард на заседании совета занялся разбором и осуждением моего письма. Ему возражали, он сорвал заседание. Тогда значительная часть профессоров вместе со мною письменно предложила ему покинуть консерваторию.

В результате всего оказалось: закрытие консерватории, удаление из нее более сотни учеников, уход Бернгарда и увольнение меня главной дирекцией, без ведома художественного совета, из числа профессоров консерватории. Получив такое увольнение, я напечатал об этом письмо в газете «Русь» и вместе с сим отказался от почетного членства петербургского отделения Музыкального общества.

Тогда случилось нечто невообразимое. Из Петербурга, Москвы и изо всех концов России полетели ко мне адреса и письма от всевозможных учреждений и всяких лиц, принадлежащих и не принадлежащих к музыке, с выражением сочувствия…» В знак солидарности из состава профессоров вышли Глазунов, Лядов, Вержбилович, Есипова и Блуменфельд.

Лето, полное неуверенности в дальнейшей судьбе, композитор посвятил работе над учебником оркестровки, а кроме того готовил к изданию партитуру «Сказания о невидимом граде Китеже». Осенью оказалось, что передовая часть профессуры победила.

Консерватория получила автономию, первым избранным, а не назначенным директором стал Глазунов, Римского-Корсакова художественный совет пригласил вернуться.

В следующем году композитора избирают почетным членом Королевской музыкальной академии в Стокгольме, в 1907-м — членом-корреспондентом Парижской академии наук. Он едет в Париж, где дирижирует Русскими историческими концертами, организованными Дягилевым.

Важно

По общему мнению, концерты эти стали подлинным триумфом Римского-Корсакова и всего русского искусства. В том же году в Париже издается его учебник гармонии.

По возвращении композитор все силы отдает «Золотому петушку»: он держит корректуры издания, ведет изнурительные переговоры с цензорами, запрещающими постановку оперы. На лето, как всегда, семья выезжает из города.

В усадьбе Любенск Лужского уезда Римский-Корсаков скончался в ночь с 7 на 8 июня 1908 года. 10 июня состоялось погребение на Ново девичьем кладбище Петербурга. На могиле был поставлен памятник работы Н. Рериха.

В 1937 году прах Римского-Корсакова был перезахоронен в Некрополе Александро-Невской лавры рядом с могилами Глинки, Мусоргского, Балакирева, Бородина, Чайковского.

Л. Михеева