Народ черкесы на кавказе: история происхождения, традиции и обычаи, геноцид и депортация

Рождение детей. Традиции и обычаи народов Кавказа

Народ черкесы на кавказе: история происхождения, традиции и обычаи, геноцид и депортация

 Испокон веков на Кавказе проживало большое количество разных народов и племен. И культуры их, имеющие очень много общего, всё же удивительным образом сохраняют свою индивидуальность и аутентичность. Вот и традиции, окружающие таинство появления на свет человека, имеющие так много схожего, сохранили свои неповторимые особенности у всех кавказских народов.

Согласно традициям чеченцев и ингушей, роды, как правило, проходили в специальном помещении в доме мужа, где женщина оставалась еще 40 дней, не исключая случаев развода. Причиной тому было то, что, согласно адату, ребенок в любом случае принадлежал к роду мужа. 

В некоторых районах существовала традиция: после родов забирать молодую маму с малышом назад в дом родителей на 30-40 дней. Хотя встречаются районы, где роды происходили непосредственно в доме родителей женщины.

К примеру, у лакцев бытовала традиция, согласно которой первого ребенка молодая женщина должна была родить исключительно в родном доме.

Редкие фото леры кудрявцевой

Обратите внимание

Встречались случаи, когда беременных женщин возвращали в родной дом даже из таких далеких стран, как например Иран, Турция, Персия, чтобы те могли соблюсти традицию. 

С началом родовых схваток к роженице приглашалась знающая женщина – повитуха. Повитухи в народе были в большом почете. Этот институт был очень развит у кавказцев вплоть до советских времен.

Как пишут этнографы 1930-х гг,  многие повитухи обладали весьма неплохими знаниями относительно женской физиологии и могли оказывать помощь и в довольно сложных случаях. Например, даже развернуть плод при неправильном положении.

Такие, как правило, знали себе цену и были нарасхват.

Кроме того что повитуха должна была обладать акушерскими знаниями и разбираться в травах, было и еще одно важное требование – она не должна была быть «глазливой».

В народе верили, что если «сглазить ребенка» в момент родов, то помочь ему уже будет невозможно, так как он в это момент наиболее уязвим.

Повивальная бабка, которая помогла человеку родиться, была у него в почете на протяжении всей жизни. И в положенные праздничные дни было принято одаривать ее.  

В период родов вместе с повитухой присутствовало еще несколько женщин. Но ни мать, ни свекровь к роженице не допускались. О приближающихся родах старались помалкивать, чтобы избежать «сглаза».

 Считалось, что больше всего навредить могут бездетные женщины и незамужние девушки.

Важно

Также существовало поверье, что нельзя присутствовать на родах близкой беременной родственнице, чтобы одна из них за двоих не мучилась.  

В районе проживания осетин достаточно долго сохранялся обычай, согласно которому за дверью родильного помещения дежурил мальчик, для того чтобы первым узнать о новости и сообщить отцу. В случае рождения сына, малька щедро одаривали.  

Википедия

А где же находился отец в этот волнительный для всякого мужа момент? В большинстве случаев традиция предписывала мужчине удалиться от места родов. И лишь в Нагорном Дагестане муж оставался поблизости. Считалось, что его присутствие облегчает страдания жены. А вот чеченцы, ингуши, кумыки, ногайцы и черкесы старались уйти достаточно далеко. 

Помещение, в котором происходил процесс родов, у всех народов тщательно готовили  – мыли, устилали чистым сеном, войлоком и тряпьем. Затем очень жарко топили печь, чтобы очистить место от вредоносных духов (Иблиса или джина), которым приписывали все осложнения во время этого процесса.   

В некоторых местностях существовало верование о нечистом духе, крадущем плод из утробы матери и вредящем процессу родов.

Для защиты от такого духа в огонь кидали крупную соль, чтобы ослепить «мать всех чертей» и тем самым изгнать ее из помещения.

Также бытовала страшилка о том, что нечистый и коварный дух Иблис может выкрасть ребенка у беременной на большом сроке и забрать для кормления своих детей.  

Для облегчения процесса у кавказцев существовало множество самых немыслимых обрядов, как впрочем, и у многих других народов. В некоторых селах женщине мазали лицо чесноком и заставляли перешагнуть через красный пояс. А вот в селе Балахуни Унцукульского района к роженице приводили близнецов, чтобы те попрыгали вокруг нее или предлагали женщине поесть вареного зерна из своего подола. 

Совет

Также бытовали обычаи употреблять во время затянувшихся родов определенную пищу, например, конину, зайчатину или халву. А вот у даргинцев Урахинского общества для помощи в родах приглашали человека, у которого срослись два пальца на ноге. Его задача была коснуться этими пальцами живота роженицы.

У адыгов, дагестанцев, армян и грузин человека, спасшего лягушку из пасти змеи, допускали к роженице. Считалось, что он может помочь процессу родов. Для чего из подола спасителя лягушки необходимо было испить воды. В Дагестане прибегали к окуриванию роженицы полынью.

Абазины же в течение семи дней окуривали помещение для родов, чтобы разогнать вредоносных духов. 

Также считалось, что женщине поможет быстрее разродиться испуг, для чего с крыши дома стреляли из ружья в воздух.  В ситуациях, когда стоял выбор сохранить жизнь матери или ребенку, как правило, старались спасти мать.  

Случалось, что в критических ситуациях приглашали помочь старых опытных чабанов, которым не раз приходилось принимать роды у скота, или местных костоправов, которые могли развернуть плод в правильное положение.

 По окончании родов послед закапывали в ямку, предварительно изгнав из нее огнём духов. Если ребенок родился в «рубашке», это было хорошей приметой. «Рубашка» считалась надежным оберегом, способным сделать человека невидимым.

Потому такие обереги пользовались популярностью у абреков и конокрадов.   

Рождение близнецов воспринимали с осторожностью. Кавказцы верили, что один из них непременно умрет или умрет один из родителей. Близнецов избегали обижать, потому что верили, что их проклятия очень мощные. Старались им всячески помогать и делать подарки.  

Вот такими обрядами, суевериями и традициями сопровождалось рождение ребенка у народов Кавказа. Некоторые могут показаться смешными и непонятными, но это сегодня в век развитой медицины исход родов практически всегда благополучный, а 150 -200 лет назад это был весьма непредсказуемый процесс. Потому и обрастал многообразными суевериями и сомнительными ритуалами. 

@kupava специально для @vp-kavkaz  

   [author=kupava ]    

История черкесов

Народ черкесы на кавказе: история происхождения, традиции и обычаи, геноцид и депортация

На земле живут миллионы людей разных национальностей, вероисповеданий и рас. Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель написал книгу «Философия души».

В своей работе он утверждает, что черкесы относятся к основной ветви европеоидной расы. Он выделял в европеоидной расе еще и кавказскую расу как отдельную ветвь, включив в нее черкесов и грузин.

Ученый считал, что именно кавказская раса способствует продвижению кавказской истории.

https://www.youtube.com/watch?v=kI62o4HtUK0

Наши соплеменники всегда называли себя адыгами, своим языком они считали черкесский язык.

Своим мировоззрением, мироощущением, взаимоотношением с людьми, в обществе они благодарны адыгскому этикету, который регулировал поступки и диктовал правила того, как следует жить.

Немногие знали наших предков как адыгов, многие народности называли нас иначе — черси (на чеченском), шеркеси — (на турецком и арабском).

Обратите внимание

Если обратиться к истории, то адыги, абхазы и абазины как языковая семья и этнос появились давно, их истоки относят к временам существования страны Хатия, где жили хетты.

В состав Хатии входили такие страны, как Анатолия, которая располагалась на территории современных Турции, Грузии, Абхазии, Краснодарского края и Адыгеи. Население Хатии составляли такие народности, как абешла, кишпеки.

Считается, что именно они и стали прародителями нынешних черкесов, абхазов и абазин.

Есть вероятность того, что именно слово «кишпек» стало общим производным для названий всех остальных маленьких племен, таких как кешаги, касоги.

Сразу после хеттов в VIII-VII веке до нашей эры начинается эпоха меотов. Страна меотов была густонаселенной. Туда входили такие племена, как синды, ахейры, керкеты, зихи — предки адыгов.

Адыги всегда жили на своей Родине. В истории нет зарегистрированных случаев того, что на землях черкесов жил кто-то, кроме них. Считалось, что территория Черкесии простиралась от берегов Дона до Большого Кавказского хребта. На востоке границы простирались от реки Сунжа до устья реки Терек.

С тех пор прошло несколько тысячелетий. Погибали миллионы людей, земли завоевывались. В те суровые годы адыги участвовали в не прекращавшихся войнах. Черкесы подвергались многочисленным набегам со стороны своих соседей, которые зарились на свободный доступ к морю и благоприятный климат. Но доблестные ее сыны постоянно давали отпор врагам.

Русско-Кавказская война длилась ровно 101 год, с 1763 — по 1864 гг. В этой кровопролитной войне черкесы понесли большие потери. По признаниям многих исследователей, история Российской империи не знает подобных аналогов черкесского сопротивления. Они противостояли своим врагам, отстаивая свою независимость.

Важно

Исходя из этого, как таковой страны под именем «Черкесия» нет, потому что адыги потратили больше времени на защиту чести и достоинства своей маленькой страны, нежели на установление ее суверенитета.

До сих пор точно нельзя сказать, сколько человек погибло в этой войне, но можно сказать точно, что во время Русско-Кавказской войны в живых осталось только 10% населения. Остальные подверглись изгнанию с Родины на чужбину — в Османскую империю.

###

Сегодня черкесы живут в республиках Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея, также живут они в Краснодарском и Ставропольском краях, в Северной Осетии.

Все они себя называют адыгами, но когда доходит дело до уточнения в документах, то они различают себя как адыгейцы, кабардинцы, черкесы.

Так же называют нас всех и наши соседи, и не только они: с нашей историей очень хорошо знакомы и за рубежом.

За границей проживает более трех миллионов черкесов, из них большинство живет в Турции, Сирии, Египте, Иордании и во многих других странах Ближнего Востока. Немало черкесов насчитывается в Восточной Европе и Америке. В России живет более 800 тыс. черкесов.

Как и ранее, адыги делятся на многие племена.

К тем, кто живет на исторической родине, можно причислить шапсугов — жителей причерноморского побережья, бжедугов, абадзехов и камергоевцев, которые сегодня живут в республике Адыгея, бесленеевцев и беглых кабардинцев, живущих в Карачаево-Черкесии, кабардинцев, живущих в Кабардино-Балкарии, и, наконец, адыгов, которые по сей день исповедуют христианство и живут в Северной Осетии в Моздокском районе, Ставропольском и Краснодарском краях.

Адыги являются одними из тех народов, кто внес неоценимый вклад в развитие и преображение нашей культуры. Адыги имели влияние в развитии науки и инфраструктуры в таких странах как Сирия, Иордания и Египет.

Совет

Эти факты не безосновательны, так как родоначальник кабардинских, бесланеевских, темиргоевских, хатукаевских княжеских фамилий — Инал Светлый (Нэху) по некоторым сведениям, был султаном Египта и Сирии, откуда вернулся на Кавказ и попытался объединить адыгские племена. Инал являлся основателем Черкесского феодального государства в первой половине XV века.

Его реформы по внутреннему управлению Черкесией, введение института 40 судей способствовали политической консолидации адыгов. Инал объединил адыгов и родственных им абхазов и абазин. Местом его резиденции был Таманский полуостров.

        Связь черкесов и русских прослеживается еще со времен Киевской Руси. Черкесы внесли посильный вклад в развитие военного дела в царской России. Стоит отметить верховного князя Кабарды — Темрюка Идарова, который являлся праправнуком Инала — родоначальника адыгских князей.

 Темрюк правил Кабардой с середины 50-х гг. ХVI в. до 1571 года. Он был известен как инициатор заключения военно-политического союза между Кабардой и Россией (1557).

После того, как Темрюк отдал в жены царю Ивану Грозному свою дочь Гуащанэ (Мария), его связи с русским правительством стали еще прочнее.

История помнит Темрюка как отважного война, который проповедовал справедливость, и законы рыцарской чести родного народа — адыгов.

Под его руководством, впервые было построено адыгско-русское военное укрепление на месте слияния Сунжи и Терека.

После себя Темрюк оставил яркое наследие — потомков, которые выезжая на службу в Москву, проявили себя ярко на политическом, военном и дипломатическом поприще.

###

Обратите внимание

Достойным продолжателем политики Темрюка стал его младший брат — Камбулат Идаров, который правил Кабардой 12 лет (1577-1589).

Камбулат возглавил кабардинское посольство в Москву в 1578 году, в результате чего Камбулат получил от Ивана Грозного жалованную грамоту, в которой оговаривались условия вступления Идаровых под покровительство России.

Камбулат Идаров являлся организатором обороны южных рубежей Российского государства.

Ярким черкесским пятном в истории России является младшая дочь верховного князя Кабарды  Темрюка Идарова — Гуащанэ (Мария). 21 августа 1561 года русский царь — Иван Грозный сочетался с ней вторым браком. Именно этим браком был закреплен военно-политический союз Российского государства и Кабарды. У Марии Темрюковны и Ивана Грозного родился сын — Василий, который умер в младенчестве.

Внук Темрюка Идарова — Дмитрий Черкасский был видным российским военным и государственным деятелем. Под его предводительством были освобождены от польско-литовских войск Вязьма и Дорогобуж.

Через пять лет Дмитрий разбил орды польского королевича Владислава под Можайском. При освобождении Москвы от поляков в 1612 году Темрюк был ближайшим сподвижником Дмитрия Пожарского.

Выдвигался на царский престол, как родственник Ивана Грозного, но в пользу Михаила Романова отказался выставлять свою кандидатуру.

Одним из образованнейших людей своего времени являлся Иван Черкасский — видный государственный и военный деятель. Иван доводился двоюродным братом основателю новой царской династии Романовых Михаилу Федоровичу.

Важно

 Иван Черкасский командуя Большим полком, разбил на подступах к Москве претендента на русский престол — польского королевича Владислава. Иван являлся председателем Правительства с 1633 года. В 1638 году Ивана Черкасского назначают главным воеводой русской армии.

Помимо этого он руководил Стрелецким, Иноземными приказами, Казенным двором и Большой казной. Именно Иван Черкасский впервые создал Аптекарский приказ.

Доверенное лицо и ближайший сподвижник Петра Великого — Михаил (Алей) Алегукович Черкасский — представляет особую гордость для черкесского народа, так как именно Михаил Алегукович стал первым российским генералиссимусом 14 декабря 1695 года.  В 1679 году под предводительством Михаила русское войско удержало османов и крымцев от вторжения на Украину, и нанесла им значительный урон.

Не менее высоких чинов добился другой представитель царской семьи Черкасских — Алексей Михайлович Черкасский. С 1719 по 1725 годы он являлся губернатором Сибири. Будучи сенатором, был награжден орденами св. Андрея Первозванного и св. Александра Невского.

В 1740 году назначен канцлером России. Его подпись стоит под такими важными документами как трактаты о союзе с Пруссией (1740), Великобританией (1741), конвенция с Данией (1741) и под многими другими.

Честность, неподкупность и стойкость в защите интересов государства признавали за ним даже его враги.

Героем многочисленных черкесских фольклорных сюжетов стал Верховный князь Кабарды — Кургоко Атажукин. В период его правления произошла знаменитая Канжальская битва (1708), в которой черкесы наголову разбили крымско-османскую армию. Черкесские воины под руководством Кургоко Атажукина с достоинством защитили свою политическую независимость.

Эпоха княжества закончилась в Кабарде с уходом его предводителя — Кучука Жанхотова (1809-1822). Он стал последним верховным князем, потому что было упразднение должности верховного князя в связи с окончательным утверждением в Кабарде российской административной и судебной систем (1822). Несмотря на это, Кучук до конца своей жизни оставался признанным лидером нации.

Совет

Потомки черкесов отличились не только в политике, но и в освоении новых земель и составлении подробных карт. Александр Бекович-Черкасский происходил от княжеского рода Бекмурзиных.

В числе молодых офицеров Петр Первый отправил его за границу для изучения военно-морского дела. Александр стал тем, кто впервые составил подробную карту Каспийского моря.

Через три года Петр 1 отправил Бековича-Черкасского в Хиву, где лейб-гвардии капитан Преображенского полка погиб в результате предательства хана Ширгази.

###

Великий русский флотоводец, адмирал, командующий Черноморским флотом — Федор Ушаков являлся потомком адыгского князя Редеда.

Он разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении, у Тендры и Калиакрии. В 38 морских сражениях одержал 38 побед.

Помимо этого Федор Ушаков канонизирован русской православной церковью 5 августа в 2001 году, как святой праведный войн, адмирал Флота Российского.

Прототип героя поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Измайл-Бей» — Измаил-Бей Атажукин — общественно-политический деятель Кабарды. Его достижениями стали взятия таких крепостей, как Измаил и Очакова (1788).  Получил орден св.

Георгия IV степени и бриллиантовую медаль. Он учавствовал в переговорах по заключению Ясского мирного договора с Османской империей (1792). Посол императора Александра I на Кавказе.

Известен, как ратовавший за мирную интеграцию кавказских народов в Российскую империю.

Обратите внимание

Огромную роль адыги сыграли в литературе. Родовые корни самых ярких просветителей Северного Кавказа начинаются в Черкесии. Так, в адыгском просветительстве Имя Шоры Ногмова занимает особое место.

Историк, фольклорист, литератор, лингвист, первый зачинатель кабардинской письменности. В свое время был муллой, писарем казачьего полка, учителем в аманатской школе в Нальчике.

Автор книги «История адыгейского народа».

Трудно найти человека, который ни разу не слышал о двуглавом снежном Эльбрусе, но мало кто знает о первом в истории человеке, который в 1829 году покорил восточную вершину Эльбруса. Им оказался черкес — Килар Хаширов. Он сопровождал научную экспедицию Российской академии наук под руководством генерала Эмануэля. После, его назвали одним из основоположников российского альпинизма.  

В истории черкесов также оставил свой след Султан Казы-Гирей сумевший связать военную деятельность с литературой. Из многочисленных записок известно, что он состоял в дружбе с мэтром русской литературы — Александром  Пушкиным, который высоко оценил литературные способности адыгского писателя.

Его произведения «Долина Атажукай» и «Персидский анекдот» напечатаны в двух номерах журнала «Современник» (1836).

Самый компетентный литературный критик всех времен и народов Виссарион Белинский в рецензии на публикации нового издания отметил, что «произведение «Долина Атажукай» примечательна, как произведение черкеса, который владеет русским языком лучше многих почетных наших литераторов».

Император Николай I назвал Султана Хан-Гирея «черкесским Карамзиным». Перу талантливого исследователя принадлежат работы «Князь Канбулат», «Черкесские предания».

Хан-Гирей был уверен, что в составе России адыги получат «новую, изящную жизнь посредством образования». Также хорошо, как в литературе, он разбирался и в военном деле.

Важно

Он был командиром Кавказско-горского полуэскадрона в Санкт-Петербурге. Участник Русско-персидской войны (1826-1828).

Своим неоспоримым наследием древние адыги оставили после себя то, что мы сегодня называем адыгским воспитанием, черкеской, нартским эпосом. Это не самый полный список того, что практически весь Кавказ перенял от черкесов. И самое главное, что никто не забывает, от кого все это пришло. Черкесы всегда считались очень спокойным, мирным и свободолюбивым народом.

Сколько бы горя ни испытали адыги, сколько слез и потерь, в какую бы страну их ни закинула судьба, они никогда не забывали свои корни, историю, историческую родину и свой язык.

  По материалам книги: «Адыгэхэмрэ ахэм я хабзэхэмрэ»

(«Адыги и их обычаи»)

Авторы: Черкесов Алий

                 Хакунов Мухамед

Исторические лица указаны по данным из проекта:

«Знаменитые адыги (черкесы) в истории России и Кабарды»

Авторы: Мухамед Хафицэ,

Милаил  Галушко,

Виктор Галушко.

Черкесы — великодушный и воинственный народ

Народ черкесы на кавказе: история происхождения, традиции и обычаи, геноцид и депортация

На территории Российской Федерации проживает большое количество различных народов. Один из них черкесы — народность с самобытной потрясающей культурой, которая смогла сохранить свою яркую индивидуальность.

Где живут

Черкесы населяют Карачаево-Черкесию, живут в Ставропольском, Краснодарском крае, Кабардино-Балкарии и Адыгее. Небольшая часть народа проживает на территории Израиля, Египта, Сирии и Турции.

Численность

В мире проживает около 80 000 черкесов. По переписи населения 2010 года, на Российскую Федерацию пришлось примерно 73 000 человек, из них 60 958 являются жителями Карачаево-Черкесии.

История

Когда именно предки черкесов появились на Северном Кавказе, точно неизвестно, но проживают они там еще со времен палеолита. Из самых древних памятников, связанных с этим народом, можно выделить памятник Майкопской и Дольменной культур, расцвет которых пришелся на 3 тысячелетие до нашей эры. Ареалы этих культур, по мнению ученых, являются исторической родиной черкесского народа.

Название

Античные авторы называли черкесов зихи и керкеты. Самоназвание народности «адыгэ», о чем даже упоминается в гимне черкесов. Называют они себя так и по сей день. «Черкесы», это иноназвание.

В 5-6 веке древнечеркесские племена объединились в единое государство, которое историки называют Зихия. Это государство отличалось воинственностью, высоким уровнем социальной организации и постоянным расширением земель.

Этот народ категорически не желал подчиняться, и в течение всей своей истории Зихия не платила дань никому. С 13 века государство было переименовано в Черкесию. В эпоху Средневековья Черкесия была самым большим государством на территории Кавказа.

Государство было военной монархией, важную роль в которой играла адыгская аристократия, которую возглавляли князья пщы.

В 1922 году была образована Карачаево-Черкесская автономная область, которая входила в состав РСФСР. В нее вошла часть земель кабардинцев и земли бесленеевцев в верховьях Кубани.

В 1926 году Карачаево-Черкесская АО была поделена на Черкесский национальный округ, который с 1928 года стал автономной областью, и Карачаевскую АО.

С 1957 года эти две области вновь объединились в Карачаево-Черкесскую АО и вошли в состав Ставропольского края. В 1992 году округ получил статус республики.

Язык

Говорят черкесы на кабардино-черкесском языке, принадлежащем к абхазо-адыгской семье языков. Черкесы свой язык называют «адыгэбзэ», что переводится адыгейский язык.

До 1924 года письменность основывалась на арабском алфавите и кириллице. С 1924 по 1936 год она была основана на латинице и в 1936 году — снова на кириллице.

В кабардино-черкесском языке 8 диалектов:

  1. Говор Большой Кабарды
  2. Хабезский
  3. Баксанский
  4. Бесленеевский
  5. Говор Малой Кабарды
  6. Моздокский
  7. Малкинский
  8. Кубанский

Внешность

Черкесы храбрые, бесстрашные и мудрые люди. Очень почитают доблесть, щедрость и великодушие. Самый презренный порок для черкесов — это трусость.

Представители этого народа высокие, стройные, с правильными чертами лица, темно-русыми волосами. Женщины всегда считались очень красивыми, отличались целомудрием.

Взрослые черкесы были выносливыми воинами и безупречными наездниками, в совершенстве владели оружием, умели сражаться даже в высокогорьях.

Одежда

Основным элементом национального мужского костюма является черкеска, которая стала символом кавказского костюма. Покрой этого предмета одежды не изменился спустя столетия. В качестве головного убора мужчины носили «келпак», пошитый из мягкого меха, или башлык.

На плечи надевали бурку из войлока. На ногах носили высокие или короткие сапоги, сандалии. Нательная одежда шилась из хлопчатобумажных тканей. Оружие черкеса — ружье, шашка, пистолет и кинжал.

На черкеске по обеим сторонам есть кожаные гнезда для патронов, на поясе крепятся жирницы, сумочка с принадлежностями для очистки оружия.

Совет

Одежда черкесских женщин была довольно разнообразной, всегда богато украшалась. Женщины носили длинное платье, сшитое из кисеи или хлопка, короткое шелковое платье бешмет. До замужества девушки надевали корсет.

Из головных уборов носили высокие шапки конусообразной формы, украшенные вышивкой, невысокие уборы цилиндрической формы из бархата или шелка, украшенные золотым шитьем. На голову невесты надевали вышитую шапочку, отороченную мехом, которую она должна была носить до рождения первенца.

Снять ее мог только дядя супруга со стороны отца, но только в том случае, если он приносил новорожденному щедрые подарки, среди которых был скот или деньги. После вручения подарков шапочку снимали, после молодая мать надевала шелковый платок. Пожилые женщины носили платки из хлопчатобумажной ткани.

Из украшений надевали браслеты, цепочки, кольца, разнообразные серьги. Серебряные элементы пришивали к платьям, кафтанам, украшали ими головные уборы.

Обувь производили из кожи или войлока. Летом женщины часто ходили босиком. Сафьяновые красные чувяки могли носить только девушки из дворянских семей.

В Западной Черкесии был вид обуви с закрытым носом, сшитой из плотного материала, на деревянной подошве и небольшим каблуком.

Люди из высших аристократических сословий носили сандалии из дерева, выполненные в форме скамеечки, с широким ремешком из материи или кожи.

Жизнь

Общество черкесов всегда было патриархальным. Мужчина является главным в семье, женщина поддерживает своего мужа в принятии решений, всегда демонстрирует покорность. Женщина в быту всегда играла важную роль. Она в первую очередь являлась хранительницей очага и уюта в доме.

У каждого черкеса была только одна жена, полигамия наблюдалась крайне редко. Делом чести было обеспечить супругу всем необходимым, чтобы она всегда хорошо выглядела, ни в чем не нуждалась. Ударить или оскорбить женщину является недопустимым позором для мужчины. Муж обязан был ее оберегать, относиться с уважением.

Черкесский мужчина никогда не ссорился с женой, не позволял себе произносить бранных слов.

Обратите внимание

Жена должна знать свои обязанности и четко их исполнять. На ней лежит управление хозяйством и все дела по дому. Тяжелую физическую работу выполняли мужчины. В богатых семьях женщин берегли от сложной работы. Основную часть своего времени они проводили, занимаясь шитьем.

У черкесских женщин есть право разрешать многие конфликты. Если между двумя горцами начался спор, у женщины было право прекратить его, бросив платок между ними.

Когда мимо женщины проезжал всадник, он был обязан спешиться, провести ее до места, куда она направлялась, и только потом ехать дальше. Поводья всадник держал в левой руке, а по правую, почетную сторону, шла женщина.

Если он проезжал мимо женщины, которая выполняла физическую работу, должен был ей помочь.

Детей воспитывали достойно, старались, чтобы они выросли мужественными и достойными людьми. Все дети проходили суровую школу, благодаря которой формировался характер и закалялось тело. До 6 лет воспитанием мальчика занималась женщина, затем все переходило в руки мужчины.

Они обучали мальчиков стрелять из лука и ездить верхом. Ребенку давали нож, которым он должен был научиться поражать мишень, потом давали кинжал, лук и стрелы. Сыновья знати обязаны заниматься разведением лошадей, занимать гостей, спать на открытом воздухе, используя вместо подушки седло.

Еще в раннем детстве многих княжих детей отдавали в знатные дома на воспитание. В 16 лет мальчика одевали в лучшую одежду, сажали на лучшего коня, давали лучшее оружие и отправляли домой. Возвращение сына домой считалось очень важным событием.

В благодарность князь должен одарить человека, воспитавшего его сына.

С давних времен черкесы занимались земледелием, выращивали кукурузу, ячмень, просо, пшеницу, сажали овощи. После сбора урожая всегда выделялась часть для бедных, лишние запасы продавались на рынке. Занимались пчеловодством, виноградарством, садоводством, разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец и коз.

Из ремесел выделяется оружейное и кузнечное дело, выделка сукна, изготовление одежды. Сукно, которое производили черкесы, особенно ценилось у соседних народов. В южной части Черкесии занимались обработкой дерева.

Жилище

Усадьбы черкесов располагались уединенно и состояли из сакли, которую строили из турлука и покрывали соломой. Жилище состоит из нескольких комнат с окнами без стекол. В земляном полу делали углубление для огня, оснащенное плетеной и обмазанной глиной трубой. Вдоль стен установлены полки, кровати застилали войлоком. Жилища из камня строили редко и только в горах.

Дополнительно строили амбар и хлев, которые обносили плотным тыном. За ним располагались огороды. С наружной стороны к забору примыкала кунацкая, которая состоит из дома и конюшни. Огораживали эти постройки частоколом.

Еда

К еде черкесы не требовательны, не употребляют вино и свинину. К приему пищи всегда относились уважительно и с благодарностью. Подают блюда к столу с учетом возраста сидящих за столом, от старшего к младшему. В кухне черкесов основой являются блюда из баранины, говядины и птицы.

Самым популярным злаком на черкесском столе является кукуруза. В конце праздников подается бараний или говяжий бульон, это является знаком для гостей, что застолье подходит к концу. В кухне черкесов существует различие между блюдами, которые подают на свадьбу, поминки и другие мероприятия.

Славится кухня этого народа свежим и нежным сыром, адыгейским сыром — латакай. Едят их как отдельный продукт, добавляют в салаты и различные блюда, что делает их неповторимыми и уникальными. Очень популярен кояж — обжаренный в масле сыр с луком и молотым красным перцем.

Важно

Очень любят черкесы брынзу. Любимое блюдо — свежий перец, фаршированный зеленью и брынзой. Перцы нарезают кружочками и подают к праздничному столу. На завтрак едят каши, омлет с добавлением муки или яичницу. В некоторых районах в омлет добавляют уже сваренные, нарезанные яйца.

Из первых блюд популярен ашрык — суп из вяленого мяса с фасолью и перловой крупой. Кроме него черкесы готовят шорпу, яичный, куриный и овощной супы. Необычным получается на вкус суп с сушеным курдюком.

К мясным блюдам подается паста — сваренная вкрутую пшенная каша, которую нарезают как хлеб. На праздники готовят блюдо из птицы гедлибже, лягур, индейку с овощами. Национальным блюдом является лыы гур — сушеное мясо. Интересное блюдо турша, это фаршированный чесноком и мясом картофель. Самым распространенным соусом у черкесов является картофельный. Его варят с мукой и разводят молоком.

Из выпечки готовят хлеб, пышки лакумы, халивы, пироги со свекольной ботвой «кхъуей делен», кукурузные лепешки «натук-чыржын». Из сладкого делают разные варианты халвы из кукурузы и пшена с абрикосовыми косточками, черкесские шарики, пастилу. Из напитков у черкесов популярен чай, махсыма, молочный напиток кундапсо, различные напитки на основе груш и яблок.

Религия

Древней религией этого народа является монотеизм — часть учения Хабзэ, которое регулировало все области жизни черкесов, определяло отношение людей друг к другу и окружающему миру.

Люди поклонялись Солнцу и Золотому дереву, Воде и Огню, которые, по их верованиям, дарили жизнь, верили в бога Тхьа, которого считали создателем мира и законов в нем.

У черкесов был целый пантеон героев нартского эпоса и ряд обычаев, которые своими корнями уходили в язычество.

С 6 века в Черкесии ведущей верой стало христианство. Исповедовали православие, небольшая часть народа приняла католичество. Таких людей называли «фреккардаши». Постепенно, с 15 века, началось принятие ислама, который является официальной религией черкесов. Ислам стал частью народного самосознания, и сегодня черкесы относятся к мусульманам суннитам.

Культура

Фольклор этого народа очень разнообразен и состоит из нескольких направлений:

  • сказки и сказания
  • пословицы
  • песни
  • загадки и иносказания
  • скороговорки
  • частушки

Танцы были на всех праздниках. Самыми популярными являются лезгинка, удж хаш, кафа и удж. Они очень красивы и полны сакрального смысла. Музыка занимала важное место, без нее у черкесов не проходило ни одно торжество. Популярными музыкальными инструментами являются гармоника, арфа, флейта и гитара.

Во время национальных праздников проводились соревнования по верховой езде среди молодых людей. Черкесы проводили танцевальные вечера «джегу».

Девушки и юноши стояли в кругу и хлопали в ладоши, в середине танцевали парами, а девушки играли на музыкальных инструментах. Юноши выбирали девушек, с которыми хотели потанцевать.

Такие вечера позволяли молодым знакомиться, общаться и образовывать впоследствии семью.

Сказки и сказания делятся на несколько групп:

  • мифические
  • о животных
  • с загадками и отгадками
  • правовоспитательные

Одним из основных жанров устного народного творчества черкесов является героический эпос. В его основу входят сказания о героях-богатырях и их приключениях.

Традиции

Особое место у черкесов занимает традиция гостеприимства. Гостям всегда выделялось все самое лучшее, хозяева никогда не докучали им своими вопросами, накрывали богатый стол и обеспечивали нужными удобствами.

Черкесы очень щедры и готовы накрыть для гостя стол в любое время. По обычаю, любой приезжий мог зайти во двор, привязать к коновязи своего коня, войти в дом и провести там столько дней, сколько необходимо.

Хозяин не имел права спрашивать его имя, а также цель посещения.

Молодым не позволительно первыми начинать разговор в присутствии старших. Позорным считалось курить, пить и сидеть в присутствии своего отца, есть с ним за одним столом. Черкесы считают, что нельзя быть жадным в еде, нельзя не сдерживать свои обещания, присваивать чужие деньги.

Совет

Одним из главных обычаев народа является свадьба. Невеста покидала родной дом сразу после того, как жених заключал с ее отцом соглашение о будущей свадьбе. Отвозили ее к друзьям или родственникам жениха, где она жила до торжества.

Такой обычай является имитацией похищения невесты при полном согласии всех сторон. Длится свадебное торжество 6 дней, но жених на нем не присутствует. Считается, что родные злятся на него за похищение невесты. Когда свадьба заканчивалась, жених возвращался домой и ненадолго воссоединялся с молодой женой.

Ее родным он приносил угощения от своего отца в знак примирения с ними.

Комната новобрачных считалась священным местом. Нельзя было около нее делать хозяйственную работу и громко разговаривать. Через неделю пребывания в этой комнате, молодую жену выводили в большой дом, проводили специальный обряд.

Девушку накрывали покрывалом, давали ей смесь из меда с маслом, осыпали орехами и сладостями. Потом она уходила к родителям и долго жила там, иногда до рождения ребенка. По возвращении в дом мужа жена начинала заниматься хозяйством.

В течение всей супружеской жизни муж к жене приходил только ночью, все остальное время он проводил на мужской половине или в кунацкой.

Жена была хозяйкой на женской половине дома, у нее было свое имущество, это приданое. Но был у жены ряд запретов. Она не должна была сидеть при мужчинах, называть супруга по имени, ложиться спать, пока он не пришел домой. Муж мог без всяких объяснений развестись с женой, она также могла требовать развод по определенным причинам. Но происходило подобное очень редко.

Мужчина не имел права в присутствии посторонних целовать своего сына, произносить имя жены. Когда муж умирал, все 40 дней жена должна была посещать его могилу и проводить около нее некоторое время. Постепенно этот обычай был забыт. Вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа. Если она становилась женой другого мужчины, дети оставались с семьей мужа.

Беременные женщины должны были соблюдать правила, для них существовали запреты. Это необходимо было для того, чтобы оградить будущую мать с ребенком от злых духов. Когда мужчине говорили, что он станет отцом, он уходил из дома и в течение нескольких дней появлялся там только по ночам. После родов, через две недели, проводили обряд укладывания новорожденного в колыбель и давали ему имя.

Обратите внимание

За убийство наказывали смертью, приговор выносил народ. Убийцу бросали в реку, привязав к нему камни. Существовал у черкесов обычай кровной мести.

Если их оскорбили или случалось убийство, мстили не только убийце, а всей его семье и родственникам. Смерть отца нельзя было оставлять без мести.

Если убийца хотел избежать наказания, он должен был вырастить и воспитать мальчика из семьи убитого. Ребенка уже юношей возвращали в дом отца с почестями.

Если человека убило молнией, хоронили его по-особенному. Проводились почетные похороны убитых молнией животных. Обряд сопровождался пением и танцами, а щепки от дерева, которое поразила и сожгла молния, считались целебными. Проводили черкесы обряды для вызывания дождя в засуху, перед началом и после проведения сельскохозяйственных работ делали жертвоприношения.

Был ли геноцид черкесов в царской России

Народ черкесы на кавказе: история происхождения, традиции и обычаи, геноцид и депортация

21 мая в 3-х республиках — Кабардино-Балкария, Адыгея и Карачаево-Черкесия – официальный Черкесский день траура. Траур связан с победой России в Кавказской войне, и депортацией адыгов (черкесов), проживающих в Причерноморье.

Последним было предложено на выбор либо стать подданными Российской империи и переехать в заболоченные районы Кубани, либо переселяться на территорию Османской империи. Основная часть черкесского населения выбрала иммиграцию в Турцию, в результате чего за границей образовалась внушительная по численности диаспора (сейчас она насчитывает порядка 3-4 млн человек).

Точкой отсчета траурного «празднования» черкесы считают парад войск страны-победительницы в войне, проведенный 21 мая 1864-го российским генералом Павлом Граббе в районе поселка Кбаада (сейчас это Красная Поляна). Этот день западные СМИ, диаспора и жители 3-х адыгейских республик называют днем геноцида черкесов.

Позиция России сейчас

Правительство РФ не признает факта геноцида, но в целом лояльно относится к официальному нерабочему и траурному дню 21 мая. Осенью 2006-го Владимир Путин подписал прямо противоположный указ – о праздновании добровольного вхождения черкесских республик в состав Российской империи. День празднования назначен на 7 октября.

По окончании Кавказской войны из захваченных территорий массово выселялись не только сами черкесы, но и родственные им племена: абхазы, абазины, убыхи и пр.

Их место заняли русские из центральный областей России, казаки и армяне.

Сохранились документальные свидетельства того, что выселение черкесов сопровождалось насильственными действиями: сожжением домов, угоном скота, уничтожением виноградников.

Черкесов выселяли массово. Османскую империю захлестнула волна иммигрантов. Дошло до того, что турецкие власти потребовали от России выселять не более 5-ти тысяч семей адыгов в год.

Об этом написал императору российский поверенный при султанском дворе Е. П. Новиков. Черкесов, которые отказывались освобождать принадлежавшие им селения, сгоняли на Черноморское побережье.

Там в ожидании насильственного выселения в Турцию они умирали от болезней и голода.

Важно

Предприимчивые турецкие коммивояжеры, которые брались переправлять черкесов на другой берег, набивали торговые суда под завязку. Многие переселенцы гибли во время пути от удушья и голода. Сколько кавказцев покинуло свое прежнее место жительства и эмигрировало в Турцию, не установлено.

В 1997 году эти события XIX века были официально признаны Народным Собранием Абхазии геноцидом против черкесского народа. В 2011-ом это признала Грузия, в 2014-ом — Украина.

Альтернативные версии

Противники версии о геноциде черкесов утверждают, что производимая Россией в XIX веке депортация не имеет ничего общего с физическим уничтожением народности, что подразумевает само понятие «геноцид». К тому же Российская империя выселяла черкесов в ответ на их постоянные набеги на соседние – и российские в том числе – территории.

Большую роль сыграла и турецкая пропаганда. Османской империи был на руку приток дешевой рабочей силы. Последним аргументом в пользу этой версии стали тонны архивных документов, подтверждающих то, что Россия не только не запрещала адыгам после войны возвращаться в родные места, но и во многих случаях способствовала этому.

Такая политика продолжалась и после 1917-го. Советское правительство содействовало возвращению черкесов на их историческую родину. Это признают как проживающие сейчас на Кавказе адыги, так и черкесская диаспора за рубежом.

«Геноцид черкесов» — примитивная фальсификация, рассчитанная на идиотов

Народ черкесы на кавказе: история происхождения, традиции и обычаи, геноцид и депортация

?Михаил (mikle1) wrote,
2014-02-07 20:18:00Михаил
mikle1
2014-02-07 20:18:00Category:В день открытия Зимней Сочинской Олимпиады в российском  Нальчике и в израильской деревушке Кфар Кама были проведены акции против проведения  главного спортивного мирового события. Поводом для их проведения  стала несколько лет бродящая по социальным сетям идея о невозможности проведения Олимпиады в Сочи, поскольку когда-то давно на этих землях проживали несколько черкесских  родов,  и никто из руководства России и МОК не обратился к их самопровозглашенным наследникам за разрешением.И почему-то никто из инициаторов этой примитивной и так дурно пахнущей инициативы не отвечает на вопрос: а почему, собственно, черкесы покинули эти земли?

Итак, нынешние их «потомки» заявляют о якобы имевшем месте «геноциде»…

Но архивы не обманешь, и именно они  сохранили другую информацию: по окончанию Кавказской войны во второй половине XIX века центральные власти Российской империи и их наместники  на Кавказе столкнулись с новой проблемой: разбойными набегами живших в причерноморских горах адыгов (черкесов) — грабежами, убийствам  и воровством людей для последующей продажи в рабство в Османскую империю.

Причем черкесы «промышляли» не только по русским поселениям, но наводили ужас на своих соплеменников, решивших завязать с «традиционным занятием» черкесов и заняться скотоводством и растениеводством.России ничего не оставалось делать, как защищать своих подданных от шаек разбойников.Говоря современным языком – провести контртеррористическую операцию. В ее ходе черкесских разбойников было ликвидировано меньше, чем они сами  убивали всего лишь за один(!)  год грабежей и набегов.

Примечательно, что после проведения той самой  контртеррористической операции Российская империя вывела свои войска с данной территории, переложив обязанности по поддержанию правопорядка на местных старейшин и их отряды. Никто не требовал от них отказываться от истории народа или переходить  в православие.

Единственным условием было мирное сосуществование с соседями.

Однако это означало изменить привычный образ жизни – не гарцевать с саблей по аулам и грабить крестьян и купцов, а самим заняться трудом. Грабить и убивать оказалось куда легче и прибыльнее, чем заниматься  земледелием.

Так совпало, что в это самое время в России произошла отмена крепостного права, которая распространялась и на черкесов. Горские «князья» прекрасно понимали, что в рамках европейской державы местный рабовладельческий строй обречен на слом.

И это напрямую угрожало тем, кто обладал наибольшим влиянием в обществе.

В результате, в тайне от России ими был заключен договор с Османской империей, по которому черкесским «князьям» было обещано сохранение влияния при условии переселения подконтрольных им горских племен в Порту и регулярного обеспечения османской армии новыми головорезами для новых захватнических войн.

Это и есть истинная правда о переселении черкесских племен с  причерноморских гор на территорию  современной Турции и,  находившихся тогда под ее контролем Сирии, и других государств региона.

Однако, согласитесь, как-то стыдно признавать  факт того, что почти весь черкесский этнос, оказавшийся вне России,  стал дешевой базой для пополнения армии султана жестокими, безжалостными и  беспринципными наемниками. Тут-то и возникла идея «подкорректировать» историю и представить все таким образом, будто бы это Россия выгнала черкесов с их исторической родины.

В российских архивах можно найти тонны документов, которые посвящены попыткам Российской империи вернуть хотя бы часть тех, кто покинул свои земли в результате турецкой пропаганды.

Совет

Почти все эти усилия оказались тщетными  во многом благодаря жесткой позиции Османского правительства, которое де-факто ввело запрет на выезд за пределы страны черкесских мужчин – дешевого «пушечного  мяса» и женщин для его воспроизводства.

Интересный факт: обновленную историю черкесам, исповедующим ислам, придумали специалисты израильской разведки Моссад, а куратором проекта о «геноциде черкесов» назначили…  раввина Авраама Шмулевича. Его, помимо всего прочего, являющегося лидером им же созданного Гиперсионистского движения и последовательным борцом за воссоздание Еврейского государства в границах от Волги до Нила.

 Включая, разумеется, и земли столь трепетно оберегаемых им черкесов…Именно по инициативе Шмулевича парламент Грузии времен американской марионетки Михаила Саакашвили  принял резолюцию о признании геноцида черкесов, осуществленного Российской империей. Грузия стала первой и единственной страной в мире, принявшей подобное решение.

Именно Шмулевич стоит за несанкционированной акцией протеста в столице Кабардино-Балкарии, которая была пресечена сотрудниками российской полиции. На своих страницах в соцсетях этот «черкесский» активист так описывает произошедшее: «В Нальчике полицией задержана колонна черкесских активистов, организовавших акцию протеста против «Олимпиады в Сочи».То, что Шмулевич назвал «колонной», в действительности оказалась группой из чуть более 20 молодых людей. При проверке документов  в полицейском участке выяснилось, что едва ли не половина активистов являются иностранцами – гражданами Турции, Сирии и, собственно,  самого Израиля.Интересно,  как это объяснит самый главный «борец за права российских черкесов» — израильский раввин Авраам Шмулевич?

Ираклий Гогоберидзе

«Русский мир» на Кавказе: геноцид и депортация черкесского народа

Народ черкесы на кавказе: история происхождения, традиции и обычаи, геноцид и депортация

П. Грузинский. Оставление горцами аула при приближении русских войск, 1872.

  21 мая 1864 года в горном поселке Кбаадэ (современная Красная Поляна неподалеку от Сочи) состоялся парад российской армии, ознаменовавший собой «окончательное покорение Кавказа». Принимавший парад великий князь Михаил Николаевич получал лавры триумфатора. Ему удалось одержать ряд побед над коренными народами Западного Кавказа – черкесами, благодаря чему свободолюбивые горцы оказались на грани уничтожения.

Выход четырех группирок российской армии к поселку Кбааде 21 мая 1864 года. Этот день считается началом геноцида черкесского народа.

  Героическая борьба адыгов (самоназвание черкесов) против российского империализма длилась многие десятилетия. Они оказались под ударом сразу после аннексии Крыма Екатериной ІІ, и последовавшего за этим геноцидом ногайцев, проведенный генералом-карателем А. В. Суворовым.

  В царствование Николая І (1825 – 1855) российская военщина классифицировала адыгов по степени их опасности для империи: «покорные» (кабардинцы), «полупокорные» (племена Закубанья), «непокорные» (жители Кубани: абадзехи, шапсуги, натухайцы и др.).  

  Кабарда (Восточная Черкесия) была оккупирована Россией в 1822 году, после более чем полувековой борьбы.

«Русский мир» смог победить героический народ лишь благодаря эпидемии чумы, свирепствовавшей с 1803 по 1813 годы, сократившей численность кабардинцев в несколько раз (по некоторым данным с 300 000 до 30 000).

Естественно, что позднее, в 40-е годы 19 в. царизм мог считать совершенно обескровленный народ не опасным.

  Борьба с непокорной «Западной Черкесией» оказалась более затяжной. К моменту парада великого князя Михаила Николаевича 21 мая 1864 года, российский корпус на Кавказе насчитывал до 300 000 карателей, а затраты на Кавказскую войну съедали шестую часть бюджета империи.

  Царизм, державший в рабстве (холопстве) свой народ, к свободным народам относился без каких-либо сантиментов. После разгрома России в Крымской войне (1853 – 1856) и смерти царя Николая І «Палкина», его сын Александр ІІ решил утолить горечь поражения, покончив с непокорными адыгами.
  В 1857 г.

начальник Главного штаба Кавказской армии генерал Д. А. Милютин в докладной записке на имя российского императора предложил переселять жителей захваченных территорий Западной Черкесии на Дон, а донских казаков – селить на место депортированных адыгов.

Обратите внимание

Таким образом, черкесы попадали бы под контроль царской администрации, а переселенное казачество служило бы щитом на рубежах империи.

  План Милютина касался черкесов, смирившихся с российской оккупацией. Князь А.И.Барятинский скорректировал эту мысль, предложив применить этот план к непокоренным адыгам.

План был всем хорош, но не учитывал мнение донских казаков.

Они посчитали такие действия царской администрации нарушением своих прав, да и свободных земель для порабощенных переселенцев из Черкесии на Дону просто не было в нужном количестве.

  Командующий войсками правого фланга Кавказской линии генерал Н. И. Евдокимов предлагал путем военного давления (террора) вынудить черкесов переселяться в Османскую империю. Ибо даже сложив оружие адыги живущие на черноморском побережье были бы всегда благоприятной средой для возможного десанта войск Блистательной Порты.

  Именно план Евдокимова получил высочайшее одобрение. Сам генерал обещал в течении 2 – 3 лет вытеснить черкесов с гор на равнину, а оттуда – в Османскую империю. Освободившиеся земли передавались царским подданым, в основном – казакам.

  Замысел депортации адыгов базировался на соглашении России с Османской империей, заключенном по итогам Крымской войны, о переселении порабощенных царизмом мусульман на территорию Порты. В конце 50-х годов Турция принимала мухаджиров (мусульманских беженцев), не давая, впрочем, формального согласия на их переселение.

  Первое время поток мухаджиров был сравнительно не большим, но уже к 1859 году Порта требует от России не высылать народы Кавказа без обоюдного предварительного согласования, и впредь вести депортации малыми группами.

  Царское правительство пробурчало очередное «нас там нет», заявив о том, что не ведет никакого насильственного переселения – мусульмане сами едут в паломничество к святым местам.

  План Евдокимова по очистке Черкесии от черкесов стартовал в феврале 1860 года, и начался с удара по шапсугам, следующими стали абадзехи. Двухсоттысячная армия Российской империи при 200 артиллерийских орудиях начала операцию «окончательного покорения Кавказа».

  Целью военной экспедиции было вытеснение адыгов с плодородных равнин в бесплодные горы, чтобы затем сбросить их в море, и принудить к бегству в Османскую империю.

Ибо оставаясь на своей родной земле, черкесы вынуждали россиян держать огромные карательные отряды и платить слишком высокую цену за оккупацию Черкесии.

 

Командующий войсками на Западном Кавказе генерал от инфантерии  Н. И. Евдокимов, кавказский наместник  великий князь Михаил Николаевич и генерал-майор Д. И. Святополк-Мирский

  Исполняя начертанный план, российские каратели сжигали целые аулы, убивая их жителей без различия пола и возраста.

Кроме того активно проводился террор голодом – уничтожались все посевы и запасы продовольствия свободолюбивых черкесов.
  Генерал Ермолов предал огню более 200 аулов. Не отставал от него и генерал Евдокимов, и другие царские каратели: Лазарев, Булгаков, Засс.

О последнем говорили, что он украшал частокол вокруг своей резиденции отрубленными черкесскими головами, а также баловал своих друзей пикантными подарками в виде высушенных голов казненных адыгов.

  Народы Черкесии, первыми принявшими на себя удар армии Евдокимова: шапсуги, абадзехи и убыхи понимали все последствия наступления царских войск 1860 года.
  Поэтому лидеры этих народов решили объединить свои усилия с целью противостоять агрессии Российской империи.

Важно

13 июня 1861 года был создан Высший национальный совет (Меджлис), называвшийся также «Великим свободным заседанием».
  Он состоял из 15 человек (по 5 от шапсугов, абадзехов и убыхов), во главе с Хаджи Керандук Берзеком.

Кроме вопросов административного управления и обороны от российской агрессии, Меджлис трех народов вел активную международную политику, активно сотрудничая со Стамбульским и Лондонским Черкесским комитетами.

  Стратегической задачей Меджлиса было международное признание Черкессии воюющим государством, что давало возможность добиваться посредничества третьих стран в заключении мира с Российской империей.

  18 сентября 1861 г. представители черкесского народа встретились с царем Александром ІІ. Они соглашались на все условия оккупантов, настаивая только на одном: праве остаться жить на своей Родине.
  Царь потребовал полного подчинения, в том числе и готовности адыгов переселиться куда укажут. Все недовольные царской милостью могли выезжать в Турцию.

  После отъезда царя продолжилось российское наступление на земли Черкесии. К началу 1862 года все коренное население было вытеснено из верхнего междуречья Кубани и Белой.  Меньшая часть черкесов переселилась в места отведенные оккупантами, остальные отступили в горы, чтобы продолжить вооруженную борьбу.

  В отместку российские каратели просто стирали с лица земли аулы абадзехов, шапсугов, абазин и других непокоренных народов Черкесии.

  Стараясь привлечь внимание мировой общественности, Меджлис направляет свои делегации в Лондон и Стамбул с просьбой о помощи. Одновременно было объявлено о начале священной войны против российских поработителей.

  Черкесский комитет в Стамбуле, состоявший из адыгов и поляков, организовал сбор гуманитарной помощи. Наряду с этим была произведена закупка нескольких тысяч винтовок и других боеприпасов.
  В конце 1862 года Меджлис обратился к султану Османской империи с просьбой принять в свое подданство народ Черкесии, но просьба удовлетворена не была.

Совет

  Черкесский комитет в Лондоне организовал массовые митинги и собрания, с требованием к королеве Виктории поддержать черкесов в их неравной борьбе с империей Зла. Но королева и правительство Великобритании промолчали, не желая сориться с Россией из-за горцев.

  К концу 1863 года силы черкесского народа противостоять российской агрессии были практически исчерпаны. В Черкесию пришел «русский мир» – начался  массовый террор и депортация коренного населения.

 

Российская медаль за покорение Западного Кавказа

  Свидетельства оккупантов – очевидцев происходящего.

  Иван Дроздов, царский офицер. «В конце февраля (1864 г.) Пшехский отряд двинулся к р. Мартэ, чтобы наблюдать за выселением горцев, а если понадобиться, так и силою выгонять их.

Поразительное зрелище представилось глазам нашим: разбросанные трупы детей, женщин, стариков, растерзанные, полуобъеденные собаками; изможденные голодом и болезнями переселенцы, едва поднимающие ноги от слабости, падавшие от изнеможения и еще заживо делавшиеся добычею голодных собак.

 Весь северо-западный берег Черного моря был усеян трупами и умирающими, между которыми сохранялись небольшие оазисы еле живых, ожидавших своей очереди отправления в Турцию .

Живым и здоровым некогда было думать об умирающих; им самим перспектива была не утешительнее; турецкие шкиперы, из жадности, наваливали, как груз, черкесов, нанимавших их кочермы до берегов Малой Азии, и, как груз, выбрасывали лишних за борт при малейшем признаке болезни. Волны выбрасывали трупы этих несчастных на берега Анатолии … едва ли половина отправившихся в Турцию прибыла к месту». (И. Дроздов. Последняя борьба с горцами на Западном Кавказе // Кавказский сборник. 1877. т. 2. с. 548).

  Адольф Берже, царский историограф Кавказской войны. «Позднее, ненастное и холодное время года, почти совершенное отсутствие средств к существованию и свирепствовавшая между горцами эпидемия тифа и оспы делали положение их отчаянным.

И действительно, чье сердце не содрогнулось бы при виде, например, молодой черкешенки, в рубищах лежащей на сырой почве, под открытым небом, с двумя малютками, из которых один в предсмертных судорогах боролся со смертью, в то время как другой искал утоления голода у груди уже окоченевшего трупа матери. А подобных сцен встречалось немало». (А. Берже. Выселение горцев с Кавказа // Русская старина. 1882. т. XXXIII, с. 170)

Аурелия. Племя черкесов покидает свои горы, направляясь в Турцию в результате захвата их страны русскими войсками.

  По официальным российским данным погибло около 400 тысяч черкесов, и было депортировано: адыгов Западной Черкесии – более 411 тыс., абазин – более 30 тыс., прикубанских ногайцев – более 30 тыс., садзов-джигетов – 19,5 тыс. В Черкесии осталось не более 80 тыс. человек коренного населения.

Итого царские власти признавались в выселении свыше 470 тыс. человек. Это заниженные данные, к тому же ничего не сообщающие о людях, погибших в процессе депортации.

Согласно же данным османской администрации численность черкесов проживавших на территории Порты составляла в 1867 году 595 тысяч человек, опять же без учета всех умерших от момента начала депортации до начала переписи.

Обратите внимание

  Высылке подверглись и не участвовавшие в Кавказской войне кабардинцы: в 1859-1862 гг. в Османскую империю вынужденно переселились 10 343, а в 1865 г. – еще 3 тыс. человек.

  По данным современных исследователей в ходе «покорения Кавказа» было убито свыше 1 млн. черкесов, депортировано – 1,5 млн., из них 1 млн. погибли от голода и болезней. Убыль населения в Западной Черкесии оценивается в 90%.

  «В качестве доказательства геноцида можно привести следующие данные по численности черкесского населения к началу русско-кавказской войны и через 5 лет после ее окончания: шапсугов было – 300 000, осталось – 1983 человека; абадзехов – 260 000, – 14660; натухайцев – 240 000, – 175; темиргоевцев – 80 000, – 3140; бжедугов – 60 000, – 15263; махошевцев – 8 000, – 1204; адамиевцев – 3 000, – 230; убыхов –74 000, – 0.   Из почти ста тысяч жанеевцев и хакучей не осталось ни одного живого человека.

К 1870 году на своей исторической родине в Закубанье и на черноморском побережье от Сочи до Анапы осталось не более 2% от довоенного числа адыгов. Подобного геноцида в истории колонизации чужих земель не проводила ни одна империя мира».

  На сегодняшний день в Российской федерации проживает не более восьмисот тысяч адыгов. Численность же черкесской диаспоры, проживающих главным образом на территории бывшей Османской империи, составляет до 8 млн. человек.

  Факт геноцида черкесского народа признан всего единственной страной в мире – Грузией (резолюция Парламента Грузии от 20.05.2011).
  К сожалению, Украина, ведущая неравную борьбу с московской агрессией, на официальном правительственном уровне не признала преступления российского царизма против адыгов геноцидом. Такая недальновидная политика лишает Украину союзников и мощнейших инструментов влияния на Северном Кавказе. Признания факта геноцида черкесов смогло бы существенно изменить соотношение сил в украино-московской войне, а также способствовать освобождению порабощенных Москвой народов.

Сайт містить унікальні тексти, кожен з яких уперше був оприлюднений саме тут. Бажаєте читати нові статті першим? Натисніть на дзвоник розташований в правому нижньому кутку монітора!