Мысли великих русских художников

Афоризмы и цитаты про живопись

Мысли великих русских художников

>> Все темы цитат >> Живопись

Живопись — это искусство выражения невидимого через видимое.
Эжен Фромантен

Живопись позволяет увидеть веши такими, какими они были однажды, когда на них глядели с любовью.
Поль Валери

Для художника-творца нет ничего сложнее, чем нарисовать розу, ведь сперва он должен забыть о всех розах, нарисованных раньше.
Анри Матисс

Картина не должна быть слишком картинной.
Ралф Уолдо Эмерсон

Картина несет нам не большую весть или смысл, чем дивный кусок венецианского стекла или голубой изразец со стены Дамаска: это лишь прекрасно окрашенная поверхность.
Оскар Уайльд

«С чем вы смешиваете свои краски?» — «Я смешиваю их с моими мозгами, сэр».
Ответ английского художника Джона Опи

Пиши такую картину, любая часть которой одинаково важна.
Чак Клоуз

Обратите внимание

Один критик написал, что у моих картин нет ни начала, ни конца. Он не хотел сказать комплимент, но сказал. Это был превосходный комплимент.
Джексон Поллак

Если о картине говорят: «Видно, что над ней хорошо поработали», — значит, она не закончена.
Джеймс Уистлер

Эта дама может уже сама выбирать, на кого ей производить впечатление.
Фаина Раневская о Сикстинской мадонне

Дайте-ка мне мой зонтик — я иду смотреть картины Констебля.
Генри Фюзели

Я никогда бы не занялся живописью, не будь у женщин грудей.
Огюст Ренуар

Я люблю женщин своей кистью.
Огюст Ренуар

Живопись еще нужно изобрести.
Последние слова Пабло Пикассо

Живопись нельзя нюхать.
Харменс Ван Рейн Рембрандт

Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать собою какое-либо великое правило жизни, должно поучать, иначе оно будет немо.

Дени Дидро

Подлинно хорошая живопись чарует нас до тех пор, пока ее не начнут хвалить другие.
Люк де Клапье Вовенарг

Последовательные действия не могут, как таковые, стать объектами живописи; она должна довольствоваться одновременными действиями или телами, которые своим положением заставляют предполагать действие.
Готхольд Эфраим Лессинг

Живопись — нечто среднее между мыслью и вещью.
Сэмюэл Тейлор Кольридж

Живопись слишком слаба, чтобы изобразить человека.
Чарльз Лэм

Живопись жизнью пусть дышит; ума я ищу у поэта: Но полигиния пусть выскажет тайны души.

Иоганн Фридрих Шиллер

Искусство рисования и самая живопись суть не что иное, как орудия, содействующие литературе и, следовательно, просвещению народа.
Алексей Гаврилович Венецианов

Важно

Каждая моя картина должна что-либо сказать, по крайней мере только для этого я их и пишу.
Василий Васильевич Верещагин

Каково бы ни было достоинство моей кисти, я все-таки не могу согласиться, чтобы она служила такому делу, истины которого я не признаю.
Александр Андреевич Иванов

Внешность в картине не имеет сама по себе никакой цены и должна всецело зависеть от идеи.
Иван Николаевич Крамской

Если картина возбуждает толки, и даже оживленные, значит, в ней есть же что-нибудь; стало быть, искусство может исполнять роль несколько более высшего порядка, чем украшение и забава жизни.
Иван Николаевич Крамской

Живопись! Я готов это слово повторять до изнеможения, оно на меня имеет сильное влияние; это слово — моя электрическая искра, при произнесении его я весь превращаюсь в какое-то внутреннее трясение. В разговоре о ней я воспламеняюсь до последней степени.
Иван Николаевич Крамской

Русская живопись так же существенно отличается от европейской, как и литература. Точка зрения наших художников — все равно, литераторов или живописцев — на мир тенденциозная по преимуществу.
Иван Николаевич Крамской

Лучшие художники всегда боялись «красивого». Им открывается красота как существительное, а не как прилагательное.
Александр Круглов

Только чувство ответственности дает силу художнику и удесятеряет его силы; только умственная атмосфера, родная ему, здоровая для него, может поднять личность до пафоса и высокого настроения, и только уверенность, что труд художника и нужен и дорог обществу, помогает созревать экзотическим растениям, называемым картинами. И только такие картины будут составлять гордость племени, и современников, и потомков.
Иван Николаевич Крамской

Совет

Человечество всегда дорожило теми художественными произведениями, где с возможной полнотой выражена драма человеческого сердца или просто внутренний характер человека. Часто изображения одного только характера бывает достаточно, чтобы имя художника осталось в истории искусства.
Иван Николаевич Крамской

Без идеи нет искусства, но в то же время и еще больше того, — без живописи живой и разительной нет картин, а есть благие намерения и только.»
Иван Николаевич Крамской

Для того чтобы стать хорошим художником, надо даже спать с альбомом и карандашом. Надо рисовать и рисовать с жизни.
Архип Иванович Куинджи

Портрет должен быть картиной и характеристикой лица.
Илья Ефимович Репин

На что существуют портреты? На то, чтоб давать представление о том или другом человеке. Но какое же это будет представление, когда в портрете все от первой до последней ниточки ложь и выдумка? На что такой портрет! Пусть его лучше вовсе не будет.
Владимир Васильевич Стасов

Картины не должны быть слишком картинными.
Ралф Уолдо Эмерсон

Из всех искусств, которым отдает себя гений, живопись неоспоримо требует наибольших жертв.
Жак Ауи Давид

От всех живописных школ, независимо от их характера, всегда будут требовать, чтобы их произведения волновали душу, возвышали и просвещали ум.
Фердинанд Виктор Эжен Делакруа

Живопись — неболтливое искусство, и в этом, по-моему, ее немалое достоинство.
Фердинанд Виктор Эжен Делакруа

Какое чудо — восхищаться в живописи тем, чем в реальности не восхищаешься!
Фердинанд Виктор Эжен Делакруа

Ничтожная живопись есть произведение ничтожества.
Фердинанд Виктор Эжен Делакруа

Живопись — это вполне конкретное искусство, оно может быть только изображением действительно существующих вещей. Это язык природы, язык зримого мира. То, чего мы не видим, не существующее и абстрактное, не относится к области живописи.
Гюстав Курбе

Обратите внимание

Дело не в том, чтобы научиться рисовать, а в том, чтобы научиться мыслить.
Стендаль

В живописи кто, нарисовавши лицо, прибавляет еще кое-что, тот делает картину, а не портрет.
Блез Паскаль

Живопись — это искусство, при помощи которого художник изображает страсть через черты лица и положение тела и волнует зрителя своим отношением к сюжету, сочувственным и ироническим.
Стендаль

Произведение живописи, не следующее канонам природы, становится гротеском.
Джон Драйден

Не допускайте, чтобы цена картины определила достоинство картины, будет время, картина сама определит свою цену.
Джон Рескин

Картина — песня без слов.
Константин Федорович Юон

Живопись самое прекрасное из всех искусств; в ней объединяются все ощущения, при виде ее каждый может по воле своего воображения создать роман, с помощью одного только взгляда наполнить душу самыми глубокими воспоминаниями; никаких усилий со стороны памяти — все схвачено в одно мгновение.
Поль Гоген

Как и литература, искусство живописи рассказывает все, что хочет, но с тем преимуществом, что воспринимающий живопись узнает сразу прелюдию, развитие действия и развязку.

Поль Гоген

Каждая картина должна быть единственной в своем роде и должна являться новым изображением в ряде представлений человеческого ума о мире.
Анри Матисс

Важно

Художник всегда оставляет чересчур много картин… У него один серьезный враг — его собственные плохие картины.
Анри Матисс

В живописи, как и в других жанрах искусства, нет ни единого приема, который можно было бы подогнать под словесную формулировку.
Огюст Ренуар

Живопись по-своему длится.
Мартин Хайдеггер

Искусство Пикассо представляет собой могучее религиозное искушение, испытание веры. Пикассо страшен, ибо демонически подлинен.
Сергей Николаевич Булгаков

Идея универсальной, тотальной, полностью реализованной живописи лишена смысла.
Морис Мерло-Понти

Мир в конечном счете находится вокруг нас, а не перед нами. Глубина живописного изображения происходит неизвестно откуда, располагаясь, прорастая на полотне.
Морис Мерло-Понти

Мир живописца — это почти мир помешанного, поскольку он полностью закончен и целен, будучи при этом лишь частичным. Видение художника — это своего рода непрерывное рождение. Глубина — это третье измерение, производное от двух других.
Морис Мерло-Понти

Режимы, выступающие против «выродившейся» живописи, редко уничтожают картины: они прячут их, и в этом есть некое «почем знать», оборачивающееся почти признанием.
Морис Мерло-Понти

Художник преобразует мир в живопись, отдавая ему взамен свое тело.
Морис Мерло-Понти

Живопись способна измыслить реальность без того, чтобы ее увидеть.
Ролан Барт

Краски традиционно наполняются морально-психологическими смыслами.
Жан Бодрийар

Совет

Любая гравюра Калло может стать той самой, без которой у меня не будет «полного Калло».
Жан Бодрийар

Мир красок противостоит миру смыслов.
Жан Бодрийар

Небольшие известные цитаты и афоризмы великих художников

Мысли великих русских художников

Гюстав Моро

Живопись — это страстное молчание.

Дега

Рисунок — не форма, но способ видения ее.

Микеланджело Буонарроти

Я еще ничего не могу, зато я умею учиться.

Ханс Георг Гадамер

Свободный художник творит без договора.

Василий Суриков

Суть исторической картины — угадывание.

Огюст Роден

Задача художника — отделить правду от притворства.

Гюстав Моро

Цвет должен быть продуман, вдохновлён, вымечтан.

Гюстав Моро

Небо сквозь ветки, это — жемчуг и драгоценные камни.

Ханс Георг Гадамер

Художник, создающий образ, не является его признанным интерпретатором.

Сальвадор Дали

Художник, ты не оратор! Так что помолчи и займись-ка лучше делом.

Пабло Пикассо

Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого — еще меньше.

Огюст Роден

Истинный художник выражает то, что думает, не страшась противодействия вековых предрассудков.

Гюстав Моро

Обратитесь к великим мастерам. Они учат нас не создавать бедного искусства….

Мартин Хайдеггер

В художнике исток творения. В творении исток художника. Нет одного без другого.

Бенедетто Кроче

Художник на то и художник, чтобы не полемизировать, не критиковать, а творить.

Борис Кустодиев

Мои картины я никогда не пишу с натуры, это все плод моего воображения, фантазии.

Анри Матисс

Значительность художника измеряется количеством новых знаков, которые он введет в пластический язык.

Пабло Пикассо

Художник — это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник — это человек, который продает то, что пишет.

Сальвадор Дали

Для начала научитесь рисовать и писать как старые мастера, а уж потом действуйте по своему усмотрению — и вас всегда будут уважать.

Валентин Серов

Я хочу таким быть — беззаботным, в нынешнем веке пишут все тяжёлое, ничего отрадного. Я хочу хочу отрадного и буду писать только отрадное.

Кузьма Петров-Водкин

Живописец, изучающий разноцветность вещей природы, тем самым постигает их взаимоотношения, определяет нахождение вещи в мире, — т.е. бытие вещи.

Гюстав Моро

Вся ценность моих работ состоит в том, что я приоткрыл для них дверь, ведущую к таинству. Я сочинил образы, и теперь они должны развиваться сами.

Микеланджело Буонарроти

Обратите внимание

Живопись ревнива и не терпит соперниц; она заменяет мне жену и доставляет совершенно достаточно домашних хлопот. Моими детьми будут мои произведения.

Павел Чистяков

Техника — это язык художника; развивайте её неустанно, до виртуозности. Без неё вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту.

Леонардо да Винчи

Картина у живописца будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя берет картины других; если же он будет учиться на предметах природы, то он произведет хороший плод…

Василий Суриков

А то раз ворону на снегу увидел. Сидит ворона на снегу и крыло одно выставила, чёрным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал.

Кузьма Петров-Водкин

Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения.

Огюст Роден

Для художника все прекрасно, потому что в каждом существе, в каждой вещи проницательный взор его открывает характер, то есть ту внутреннюю правду, которая просвечивает сквозь внешнюю форму. И эта правда есть сама красота.

Гюстав Моро

Бог — Неизмеримое, и я чувствую Его в себе. Только в него я верю. Я не верю ни в то, что я осязаю, ни в то, что вижу. Мой мозг, мой разум кажутся мне лишь краткой сомнительной реальностью. Только моё внутреннее чувство я считаю вечным и определённым.

Николай Крымов

Говорят: искусство не наука, не математика, что это искусство, настроения и что в искусстве ничего нельзя объяснить — глядите и любуйтесь. По-моему, это не так. Искусство объяснимо и очень логично, о нём нужно и можно знать, оно математично. В таком случае его можно и объяснить. Можно точно доказать, почему картина хороша и почему плоха.

Ван Гог

Важно

Когда пытаешься добросовестно следовать за великими мастерами, видишь, что в определённые моменты все они глубоко погружаются в действительность.

Я хочу сказать, что так называемые творения великих мастеров можно увидеть в самой действительности, если смотреть на неё теми же глазами и с теми же чувствами, что они…

Действительность — вот извечная основа подлинной поэзии, которую можно найти, если искать упорно и вскапывать почву достаточно глубоко…

Огюст Роден

Художник подает великий пример. Он страстно любит свою профессию: самая высшая награда для него — радость творчества. К сожалению, в наше время многие презирают, ненавидят свою работу. Но мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде.

Живопись — афоризмы, высказывания, цитаты

Мысли великих русских художников

Живопись является гвоздём, на который я прикрепляю свои идеи.

Цель, не в воспроизведении повествовательного факта, а в произведении акта живописного, сюжет не является объектом, это новое единство.

Вильям Бугро

Если я не могу дать меня своей дорогой живописи, я несчастен.

Есть только один вид живописи, это живопись, которая дарит глазу вид совершенства, красивой и безупречной эмали.

Винсент Ван Гог

Мне всегда кажется, что поэзия есть нечто более страшное, нежели живопись, хотя последняя, занятие и более грязное, и более скучное, но поскольку художник ничего не говорит и молчит, я всё-таки предпочитаю живопись.

Благодаря живописи я все эти дни чувствую себя таким счастливым!

В живописи есть нечто бесконечное, не могу, как следует, объяснить тебе, что именно, но это нечто восхитительно передаёт настроение.

К счастью, я больше не стремлюсь к победе и рассматриваю живопись лишь как средство, помогающее заполнить жизнь.

Тем не менее, исходным пунктом всегда остаётся рисунок, а уж из него развиваются все ответвления и формы живописи, включая и акварель, формы, до которых со временем дорасту и я, подобно всем, кто работает с любовью.

Фигуры, единственное в живописи, что волнует меня до глубины души: они сильнее, чем всё остальное, дают мне почувствовать бесконечность.

Я также решительно намерен уяснить себе с помощью пейзажной живописи некоторые вопросы техники, знание которых, как я чувствую, понадобится мне для фигуры.

Морис де Вламинк

Хорошая живопись походит на хорошую кулинарию: может быть попробовано, но не объяснено.

Поль Гоген

Плоский звук моих деревянных башмаков на булыжниках, глубокий, полый и сильный, является примечанием, которое я, ищу в своей живописи.

Сальвадор Дали

Есть абстрактное искусство, которое всегда производит весьма печальное впечатление, ещё грустнее выглядит сам художник-абстракционист, от любителя абстрактного искусства веет уже какой-то настоящей вселенской скорбью, но есть и ещё более мрачное и зловещее занятие, быть критиком и экспертом абстрактной живописи.

Живопись это любимый образ, который входит в тебя через глаза и вытекает с кончика кисти, и то же самое любовь!

Всё на свете можно сделать лучше или хуже, включая даже и мою живопись.

Моя живопись это жизнь и пища, плоть и кровь, не ищите в ней ни ума, ни чувства.

Увидел, и запало в душу, и через кисть пролилось на холст, это живопись, и то же самое любовь.

Совет

Что касается живописи, цель у меня одна, как можно точнее запечатлеть конкретные образы иррационального.

Я накануне постижения последних тайн живописи, которые позволят мне творить чудеса.

Эдгар Дега

Живопись не слишком трудна для того, кто мало знает, но для того, кто знает много, дело обстоит совсем иначе.

Живопись требует небольшой тайны, некоторой неопределённости, некоторой фантазии, когда вы вкладываете совершенно ясное значение, людям становится скучно.

Часто говорят, многие плохие живописцы знали анатомию, а многие хорошие не знали, следовательно, анатомия не нужна, то же самое говорят о перспективе, я отвечу им, нужно знать всё, но уметь пользоваться тем, что знаешь.

Эжен Делакруа

Живопись неболтливое искусство, и в этом, по-моему, её немалое достоинство.

Какое чудо, восхищаться в живописи тем, чем в реальности не восхищаешься!

Роберт Делоне

Импрессионизм это рождение света в живописи.

Природа порождает науку живописи.

Рауль Дюфи

А я люблю всё то, что предстаёт в самом прекрасном свете, лица воспринимаются в ансамбле, в живописи существеннейший момент это цвет, а цвет есть феномен света.

Фрида Кало

Моя живопись не революционна, зачем мне уговаривать себя, будто мои картины призывают к борьбе?

Моя живопись несёт с этим сообщение боли.

Я осталась жива, и вдобавок мне есть ради чего жить, ради живописи.

Василий Кандинский

Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путём борьбы и среди этой борьбы миров между собой создать новый мир, который зовётся произведением.

В живописи, как и во всяком искусстве, недостаточно передавать видимости природы, её предметность, в которой слишком много случайного.

Выключение предметности из живописи ставит, естественно, очень большие требования способности внутренне переживать чисто художественную форму.

После реалистических идеалов в живопись, сменяя их, входят импрессионистские стремления, в своей догматической форме и чисто натуралистических целях они завершаются теорией неоимпрессионизма, одновременно приближающегося к области абстрактного.

Эдвин Генри Ландсир

Если бы люди знали о живописи столько, сколько знаю я, они бы не покупали моих картин.

Фернан Леже

Пока человеческое тело рассматривается как сентиментальный или выразительный знак, в живописи эволюция в изображении людей будет невозможна, её развитие сдерживается доминированием субъекта на протяжении веков.

Леонардо да Винчи

Живопись это немая поэзия, а поэзия это слепая живопись.

Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает все противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их.

Живописец, смотри, чтобы алчность к заработку не преодолела в тебе чести искусства, ибо заработок чести куда значительнее, чем честь богатства.

Картина у живописца будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя берёт картины других, если же он будет учиться на предметах природы, то он произведёт хороший плод.

Рой Лихтенштейн

Я хочу, чтобы моя живопись выглядела так, как будто это сделал компьютер.

Рене Магритт

Искусство живописи, которое лучше назвать искусством подобия, может выразить в красках идею, вмещающую в себя только образы, которые предлагает видимый мир, интуиция подсказывает художнику, как расположить их, чтобы выразить тайну.

Казимир Малевич

Футуристы выдвигают как главное динамику живописной пластики, но, не уничтожив предметность, достигают только динамики вещей, поэтому футуристические и все картины прошлых художников могут быть сведены из 20-ти красок к одной, не потеряв своего впечатления.

Художники были чиновниками, ведущими опись имущества натуры, любителями коллекций зоологии, ботаники, археологии, ближе к нам молодёжь занялась порнографией и превратила живопись в похотливый хлам.

А краска есть то, чем живёт живописец: значит, она есть главное.

В сущности, живописца как такового никогда не интересует моральная сторона того человека, с которого он пишет живописный портрет, его увлекают только живописное цветовое облачение данного тела, фактура, если бы он умел расположить живопись вне его лица, то никогда предмета или портрета не было бы в его холстах.

Обратите внимание

Все мастера Возрождения достигли больших результатов в анатомии, но не достигли правдивости впечатления тела, живопись их не передаёт тела и пейзажи их не передают света живого, несмотря на то, что в телах их людей сквозят синеватые вены.

Всякая живописная плоскость живее всякого лица, где торчат пара глаз и улыбка.

Всякая живописная плоскость, будучи превращена в выпуклый живописный рельеф, есть искусственная красочная скульптура, а всякий рельеф, превращённый в плоскость, есть живопись.

Живописная фактура начинает расцветать как таковая, выходит на сцену не предмет, а цвет и живопись.

Кто чувствует живопись, тот меньше видит предмет, кто видит предмет, тот меньше чувствует живописное.

На новой дороге натурализм как познание перестаёт быть существенным, иллюстрация характера тоже отпадает, новые требования чисто живописно-пластических бессюжетных и беспредметных выражений стали целью.

Живописцу нужно очень строго прислушиваться ко всем раздражениям и строго отвечать на одно из них и отвечать, по существу, на страсть страстью, на живопись живописью, только при этом случае мы сможем иметь чистый вид построенных человеком явлений.

Произведение живописное показывает нам только признаки предмета, которые сильно деформированы, неопытной частью критики эта деформация рассматривается как недостаток, явившийся от неумения рисовать и писать, при этом всей критикой упускается главная точка зрения, а именно то ощущение, которое явилось причиной того или другого отношения к предмету.

Важно

Став перед беспредметностью, мы должны построить, не подражая готовым формам, новую живописную форму, следовательно, выходим уже на непосредственную дорогу творчества, причём ничто, нигде в живописном мире не растёт в бессистемности.

Футуризм через академичность форм идёт к динамизму живописи, и оба усилия в своей сути стремятся к супрематизму живописи.

Анри Матисс

Я неспособен сделать какое-либо различие между чувством, что я беру от жизни и способа, которым я перевожу то чувство в живопись.

Берта Моризо

Реальные живописцы понимают с кистью в руках.

Гюстав Моро

Живопись это страстное молчание.

Карлос Надаль

Эффект интеллектуальной глубины живописи заключён правее центра области полотна, где цвет имеет значение.

Ёситомо Нара

Каждая живопись составлена из многих слоёв краски, иногда более двадцати слоёв.

Я никогда не знаю, как каждая живопись собирается оказаться, и я никогда не планирую живопись.

Я полагаю, что у каждой живописи есть своя собственная правда, что это диктует, как это должно быть, понимать не мне, я играю очень небольшую роль в её окончательной правде.

Пабло Пикассо

Живопись это занятие для слепцов, художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует.

Живопись ещё нужно изобрести.

Живопись это просто другой способ ведения дневника.

Живопись это что-то священное, надо было бы ещё сказать, что, если картина обладает большой силой воздействия, то это происходит потому, что в ней есть дух божий, но люди могут понять это выражение неправильно, между тем, оно ближе всего к истине.

Все пытаются понять живопись, почему они не пытаются понять пение птиц?

Одилон Редон

Заниматься живописью значит создавать красивую субстанцию, прибегая к особому, внутреннему чувству, точно таким же образом природа создаёт алмаз, золото, сапфир, это врождённый дар чувственности, его нельзя приобрести.

Пьер-Огюст Ренуар

Живопись не рассказывают, на неё смотрят.

Живопись ремесло, а раз так, то речь идёт в первую очередь о вещественных средствах её выражения, идеи приходят потом, когда картина уже закончена!

Живописцу засчитывается только то, что он запечатлел на холсте, а это не имеет ничего общего с мечтами, его область это добротные краски, разведённые добротным льняным маслом и слегка скипидаром.

Истина в том, что в живописи, как и в других искусствах, нет ни одного, хотя бы самого маленького способа, который мог бы быть превращён в формулу.

Когда я нарисовал низ женщины так, что я хочу прикоснуться к нему, тогда живопись закончена.

Любителей, которые понимают в живописи ещё меньше, чем хороших живописцев.

Мне понадобилось двадцать лет, чтобы открыть живопись.

Не существует ни одного человека, ни одного пейзажа, ни одного мотива, которые были бы начисто лишены всякого, хотя бы крохотного интереса, иногда глубоко скрытого, когда живописец открывает такое сокровище, другие сразу провозглашают красоту мотива.

Теперь преуспевающий торговец, которому хочется иметь свой портрет, попросту отправляется к фотографу, тем хуже для нас, разумеется, но тем лучше для живописи.

Только владея ремеслом, древние могли достичь этого чудесного вещества живописи и этих ясных красок, секрет которых мы тщетно ищем, боюсь, что теории не помогут нам овладеть этим секретом.

Совет

Удовольствия от картин несоизмеримы, и, кроме того, когда я смотрю картину одного живописца, я забываю всех других живописцев.

Эти произведения, которые хочется потрогать, как прекрасные мраморы, это чудесное живописное тесто, эта божественная работа переполняют меня невыразимой радостью.

Я люблю живопись, когда она выглядит вечной, но не твердит об этом.

Я не признаю прогресса в живописи, ни в идеях, ни в технике, никакого прогресса!

Джеймс Розенквист

Плоскость холста есть первичный факт живописи.

Поль Сезанн

В своём искусстве надо быть и хорошим ремесленником, нужно смолоду выработать собственный творческий метод, качество твоей живописи определяет, художник ты или нет, следует пользоваться обыкновенным, грубым материалом.

Живопись, как и всякое искусство, имеет свою технику и свои рабочие приёмы, но верность тона и удачное сочетание эффектов зависят исключительно от выбора художника.

Живопись здесь, внутри.

Живопись это искусство сопоставлять эффекты, то есть устанавливать отношения между цветами, контурами и планами.

Живописца и его модель разделяет план, атмосфера.

Нет ни тёмной, ни светлой живописи, есть только отношения тонов, когда они, верно, взяты, гармония устанавливается сама собой, чем тона разнообразнее и многочисленнее, тем сильнее эффект и тем приятнее для глаза.

Эти цветовые массы анализируются методом модуляции, работа живописца состоит в фиксации своих цветовых ощущений.

Макс Эрнст

Живопись не для меня и не декоративное развлечение, или пластическое изобретение фетровой действительности, она должна быть каждый раз инвенцией, открытием, апокалипсисом.

Цитаты об искусстве

Мысли великих русских художников

Главная цель искусства не в пустом копировании объектов и предметов. Оно должно дарить новое, чувственное, настоящее. – Оноре де Бальзак

Легко свернуть на путь дешевого искусства. Достаточно творить пошло и неестественно. – Л. Толстой

Концепция – вот внутреннее ядро любого искусства, даже самого маленького. – Иоганн Вольфганг Гёте

Обратите внимание

Для того, чтобы добиться высот в искусстве, нужно подарить ему целую жизнь. – Иван Александрович Гончаров

Успех в искусстве – коварная змея. Молодой художник внемлет ей, съедает яблоко Евы и навсегда погружается в творчество, будучи изгнан из райской жизни.

Когда пытаешься изобразить что-то, рождается странное ощущение, будто никогда раньше не видел это предмета. Прямо на глазах рождается нечто совершенно новое. – Поль Валери

В самом обыкновенном найти невероятное, а в невероятном – обыкновенное – настоящее искусство. – Дени Дидро

Искусство можно называть настоящим только в том случае, если оно находит отклик в сердце каждого, а не понято лишь кучкой аристократов, старательно делающих вид, что они в нем разбираются… – Ромен Роллан

Продолжение лучших афоризмов и цитат читайте на страницах:

В некоторых источниках вдохновения музы моют ноги. – Станислав Ежи Лец

Техника в сочетании с пошлостью — самый страшный враг искусства. – Иоганн Вольфганг Гёте

Искусство – зеркало, где каждый видит себя. – Иоганн Вольфганг Гёте

Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника. Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. – Леонардо да Винчи

Важно

В тот момент, когда художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного. – Дени Дидро

Тот, у кого есть воображение, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног. – Жозеф Жубер

Правда не всегда искусство, а искусство не всегда правда, но правда и искусство имеют точки соприкосновения. – Ренар

Искусство выигрывает, отворачиваясь от пошлости. – Георгий Плеханов

Искусство только тогда на надлежащем своем месте, когда оно подчинено пользе. Его задача – поучать любовно; и оно является постыдным, когда бывает только приятно людям, а не помогает им открывать истину. – Джон Рескин

Большинство искусств требуют длительного изучения и усердия, но самое полезное из всех искусств – искусство нравиться – требует только одного – желания. – Честерфилд

Точность еще не правда (о живописи). – Анри Матисс

Талант – это не что иное, как дар обобщать и выбирать. – Эжен Делакруа

Горе тому художнику, который стремится показать свой талант, а не свою картину.vРомен Роллан

Искусство, как и жизнь, слабым не по плечу. – Александр Блок

Изображая что-либо, мы берём на себя громадную ответственность — понять натуру и изобразить её возможно цельнее. – Владимир Андреевич Фаворский

Нелепейшее заблуждение – почитать искусство за ремесло, до конца понятное только ремесленнику. Искусство – это манифестация чувств, а чувство говорит общепонятным языком. – Сомерсет Моэм

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. – Демокрит

Кисть, рука и палитра нужны, чтобы рисовать, но картина создаётся вовсе не ими. Жан Шарден

Совет

В искусстве есть некий предел совершенства, как в природе – предел благорастворенности и зрелости. – Лабрюйер

Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений, следовательно, к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных. – Александр Пушкин

Афоризмы и цытаты о картинах

Мысли великих русских художников

Живопись — занятие для слепцов. Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует.

***

Позвольте вас спросить как художник художника: Вы рисовать умеете?

***

Всякий портрет, написанный с любовью, – это, в сущности, портрет самого художника, а не того, кто ему позировал. Не его, а самого себя раскрывает на полотне художник.

***

Увидел — и запало в душу, и через кисть проявилось на холст. Это живопись. И то же самое — любовь. (Сальвадор Дали)

***

Художник — это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник — это человек, который продает то, что пишет. (Пабло Пикассо)

***

Цитаты про живопись и художников и картины (Пабло Пикассо)

***

Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого — еще меньше. (Пабло Пикассо)

***

Все пытаются понять живопись. Почему они не пытаются понять пение птиц? (Пабло Пикассо)

***

Мир сегодня не имеет смысла. Так почему я должен рисовать картины, в которых смысл есть? (Пабло Пикассо)

***

Обратите внимание

Картина, которую хвалят больше, чем десять процентов публики, подлежит сожжению. (Джордж Бернард Шоу)

***

Картина — стих, только без слов. (Квинт Гораций Флакк)

***

Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат. (Леонардо да Винчи)

***

Художник — лжец, но искусство — правда. (Андре Моруа)

***

Хорошие художники копируют, великие – воруют идеи у Бога. (Пабло Пикассо)

***

Люди, как правило, не любят сумасшедших, если только те не умеют красиво рисовать. (Мэтт Хейг)

***

Писать картины — профессия, продавать их — искусство. (Анри Жоансон)

***

Жажда наживы не создала еще ни одного художника, но погубила многих (Вашингтон Олстон)

***

Эмоции или чувства — это единственная вещь в картинах, которую я нахожу интересной. Все, что сверх этого, это всего лишь трюк (Кристофер Андерсон)

***

Призвание художника — озарять светом глубины человеческой души (Роберт Шуман)

***

Научить живописи невозможно. Её можно только открыть (Пабло Пикассо)

***

Картины других художников можно назвать картинами, картины же Рафаэля — сама жизнь (Джорджо Вазари)

***

Картины покупают не потому, что они нравяться; напротив, картины нравятся, потому что их покупают (Жорж Фейдо)

***

Картина в музее слышит больше глупостей, чем кто бы то ни было в мире. (Эдмон Гонкур)

***

Картина — это поэма без слов. (Гораций)

***

Важно

Когда я пишу картины, я чувствую себя сумасшедшим. Единственное различие между мною и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший. (Сальвадор Дали)

***

Плохую картину можно спрятать, скверную скульптуру — разбить, но как поступить с фасадом дворца? (Дени Дидро)

***

Во фразе: «Картины Пикассо — это мазня» — о Пикассо не сказано ничего, зато о говорящем — все. (Жан Кокто)

***

Картина — посредник между предметом или явлением и мыслью. (Сэмюэл Колридж)

***

Красота не в том, что и как изображено на картине, — а в прочувствованной художником необходимости изобразить виденное. Сама эта необходимость порождает силу, потребную для выполнения задачи. (Милле)

***

По-моему, лучше ничего не сказать, чем выразиться неудачно. (Милле)

Картину надо кончать в раме. Она должна гармонировать со своей рамой и сохранять гармонию в самой себе. (Милле)

***

Современная живопись — это когда покупаешь картину, чтобы закрыть дыру в стене, и приходишь к выводу, что дыра выглядит лучше. (Роберт Орбен)

КУПИТЬ КАРТИНЫ ИЗ ГОБЕЛЕНАЗАКАЗАТЬ ПЕЧАТЬ КАРТИН НА ХОЛСТЕ

35 великих русских живописцев

Мысли великих русских художников

Россия славится своими художниками. Они внесли огромный вклад в мировое искусство, а их картины бьют рекорды на мировых аукционах. Вспомним лучших из лучших. Вы сами можете повлиять на то, как распределятся места.

В Новгород Феофан Грек приехал уже состоявшимся иконописцем. Он родился в Византии и расписывал храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и Кафы.

Феофан расписывал церковь Преображения в Новгороде, где до сих пор сохранились его фрески, храмы московского Кремля. В Благовещенском соборе Феофан Грек создал первый в России иконостас, где святые были изображены в полный рост.

Кроме написания икон и росписи храмов, Феофан Грек также создавал миниатюры для книг и оформлял Евангелия.

Совет

Несмотря на то, что Андрей Рублев — самый известный русский иконописец, мы знаем о нем не так много. Имя Андрей он получил в монашестве, мирское его имя неизвестно.

 Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века.

Рублев также был одним из мастеров, кто расписывал Успенский собор во Владимире, Успенский собор в Звенигороде и Благовещенский собор московского Кремля.

Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Продожатель традиции Андрея Рублева, Дионисий расписывал много храмов, но истинное понимание манеры письма Дионисия можно получить по великолепно сохранившимся фрескам Ферапонтова монастыря на Белоозере. Они никогда не переписывались и не подвергались серьезной реставрации.

Фаворит царя Алексея Михайловича, Симон Ушаков был первым русским иконописцем, подписывавшим свои иконы. С его творчеством связан период «обмирщения» иконописи («ушаковский период»). Ушаков был автором более 50 икон, а также учил своему искусству других. Его учеником был Гурий Никитин.

Никитин — это не фамилия, это отчество. Полное имя иконописца — Гурий Никитин (Никитович) Кинешемцев. Он расписывал Архангельский собор в Москве, писал иконы для московской церкви Григория Неокессарийского и руководил группой иконописцев, расписывавших  ярославскую церковь Ильи Пророка и костромской Ипатьевский монастырь.

Восхищенные современники называли Брюллова «великим, божественныйм Карлом» и «вторым Рафаэлем». Белинский окрестил Брюллова «первым художником Европы».

Картина «Последний день Помпеи» была признана совершенным шедевром XIX века. Вальтер Скотт просидел целый час за её просмотром, после чего признал: «Это не картина, это целая поэма».

Обратите внимание

На полотне Брюллов изобразил и самого себя — слева от центра, с ящиком с красками и кистями.

Самая известная картина Александр Иванова — «Явление Христа народу». Над ней художник работал больше 20 лет. Это одна из самых загадочных картин в истории русской живописи. Интересно, что в зеркальной копии картины Мессия идет не навстречу к людям, а уходит (удаляется) или проходит мимо.

Иванов также делал акварельные эскизы к росписям «Храма человечества». Эти рисунки стали известны только после смерти художника. В историю искусства этот цикл вошел под называнием «библейские эскизы». Они были изданы более 100 лет назад в Берлине и с тех пор больше не переиздавались.

Художник-передвижник Иван Крамской, автор картины «Христос в пустыне», создал одну из самых загадочных картин — «Неизвестную», которую также часто называют «Незнакомкой». С кем только её ни соотносили.

И с Анной Карениной, и с Настальей Филлиповной, и с дочерью художника Софьей, и с крестьянкой Матреной Саввишной, которая стала женой дворянина Бестужева, и с княжной Варварой Туркестанишвили – фрейлиной императрицы Марии Федоровны, фавориткой Александра І, которому она родила дочь, а после покончила с собой. Версий масса, но «Незнакомка» по-прежнему незнакомка.

Алексей Саврасов — великий русский пейзажист, художник-передвижник и учитель Левитана, Коровина и Нестерова, но его нередко называют «художником одной картины». Речь, конечно, о полотне «Грачи прилетели».

Исаак Левитан писал про своего учителя: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».

Самого знаменитого русского пейзажиста Ивана Шишкина нызывали «лесным богатырем-художником», «царем леса», «стариком-лесовиком».  Одной из культовых картин картин Шишкина стало полотно «Утро в сосновом бору».

Справедливости ради стоит сказать, что медведей на картине писал художник Савицкий, но Павел Третьяков стёр его подпись,поэтому автором картины часто указывается один Шишкин.

В советское время эту картину стали называть «Три медведя» (хотя на картине их четыре), из-за одноименной марки шоколада фабрики «Красный Октябрь».

Важно

Иван Айвазовский — непрезойденный маринист и один из самых дорогих художников. В 2012 году на британском аукционе Sotheby's его картина «Вид Константинополя и Босфора» была продана за 3 миллиона 230 тысяч фунтов стерлингов, что в переводе на рубли составляет более 153 миллионов.

Исаак Левитан – мастер «пейзажа настроения» и самых медитативных полотен в русском искусстве.  Шедевр Левитана «Над вечным покоем» называют «самой русской картиной». Художник писал её под звуки траурного марша из «Героической симфонии» Бетховена.  Один из друзей Левитана  назвал эту картину «реквиемом самому себе».

Одни называли Куинджи «русским Моне» за виртуозное раскрытие возможности краски. Другие обвиняли художника в стремлении к дешевым эффектам, использовании тайных приемов, вроде скрытой подсветки полотен. В конце концов, на пике шума вокруг своего имени Архип Иванович просто ушел в добровольное изгнание на 30 лет.

За мастерское овладение приемами композиции друзья-художники в Петербурге называли потомственного казака Василия Сурикова «композитором», однако в академических кругах Сурикова долгое время критиковали как раз за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». История расставила все по местам — Суриков и сегодня считается непревзойденным мастером живописи, а его исторические полотна — одними из самых реалистичных.

Одного из самых трагических русских художников, Врубеля называли творцом искусства, близкого по природе ночным сновидениям. Про увлеченность хужожника образом Демона Александр Бенуа рассказывал: «Верится, что Князь Мира позировал ему…. Его безумие явилось логическим финалом его демонизма».

Врубель обладал удивительным психологическим свойством — эйдетизмом. Это особый вид зрительной образной памяти, когда человек не вспоминает, не представляет себе в уме предмет или образ, а видит его, как на фотографии или на экране.

Друзья называли Валентина Серова «Антошей» — таково было его домашнее прозвище. Знаменитым художник стал после выхода в свет своих шедевров — «Девочки с персиками» и «Девушки, освещенной солнцем». На первой картине была изображена дочь Саввы Мамонтова Вера, на второй — двоюродная сестра самого Серова Машенька Симонович.

Одни называли Константина Маковского предвестником русского импрессионизма, другие считали, что он предает идеалы передвижничества, но, несмотря на критические оценки, Маковский был одним из самых востребованных и высокооплачиваемых художников своего времени. На Всемирной выставке 1889 года в Париже он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара».

Леон Бакст — один из ярчайших представителей русского модерна, художник, сценограф, мастер станковой живописи и театральной графики. Европейский успех знаменитых «Русских сезонов» является заслугой Бакста в той же степени, как и заслугой Сергея Дягилева. Бакст был учителем Марка Шагала и законодателем парижской моды.

Виктор Васнецов — великий русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Его называли «истинным богатырем русской живописи». Для большинства Васнецов является создателем мира русских сказок и былин, но он также серьезно занимался архитектурой (фасад Третьяковской галереи) и создавал почтовые марки.

Совет

Александр Бенуа был убежден, что «настоящий Кустодиев – это русская ярмарка, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями».

Нельзя не вспомнить о «кустодиевских женщинах» — типе русских красавиц, созданном Борисом Михайловичем. В 1912 году Кустодиев начинает работу над галереей непревзойденных женских образов.

В 1915 году свет увидел «Купчиху» и «Красавицу» — неповторимые образы русской красоты.

Илья Репин – гениальный портретист, мастер бытовых зарисовок и создатель скандальных исторических полотен. О работе ещё молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».

Казимир Малевич – «отец супрематизма» и создатель «Черного квадрата», ставшего символом авангарда.

Несмотря на эксперименты почти во всех жанрах живописи, сам художник считал «Черный квадрат» своей главной картиной, поэтому во время похорон Малевича изображение квадрата было повсеместно – на гробу, в зале гражданской панихиды и даже на вагоне поезда, везшего тело художника в Москву. Так завещал сам художник.

Петров-Водкин «отметился» во множестве жанров — от иконописи до театральной графики и модерна. Один из шедевров художника — картина «Купание красного коня», написанная им в 1912 году.

 Она с самого начала вызывала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает. Однако художник утверждал, что этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев.

В 1928 году в Венеции полотно «Смерть комиссара» Петрова-Водкина произвело неизгладимое впечатление на Бенедетто Муссолини, посетившего советский павильон.

Обратите внимание

Главный представитель русского импрессионизма, Константин Коровин во время Первой мировой войны работал консультантом по маскировке в штабе русской армии. В это же время, несмотря на суровую реальность, Коровину удается живописать картины о «прекрасной эпохе». Недаром Коровина называют живописцем радости и счастья.

Друг Хлебникова, Павел Филонов — один из самых самобытных и впечатляющих художников советского авангарда, основатель теории аналитического искусства. Он уподабливал картину живому организму и считал, что она должна развиваться и обновляться по мере ее создания.

Свои полотна, хотя на них и был спрос, Филонов никогда не продавал. Во время блокады Ленинграда он лично дежурил на обледенелом чердаке своего дома, охраняя свои картины от зажигательных бомб. Это его и погубило.

В первый год блокады он простудился на холоде и через несколько дней — 3 декабря 1941 года умер от пневмонии.

Лазарь Маркович Лисицкий — советский художник и архитектор. Известен своими супрематическими работами, проектами «бумажной» архитектуры. Лисицкий разрабатывал композиции, которые называл «проунами». Они представляли собой супрематические трехмерные фигуры. Впоследствии проуны стали основой для мебельного дизайна, проектов театральных макетов, декоративно-пространственных установок.

Михаил Нестеров — выдающийся русский живописец. Он «избегал изображать сильные страсти», отдавая предпочтение тихому пейзажу и человеку, «живущему внутренней жизнью».

Его первая картина из цикла о жизни Сергия Радонежского «Видение отроку Варфоломею», в которой станковая живопись включает в себя элементы иконописи, вызвала у критиков массу вопросов.

 Золотое сияние вокруг головы схимника породило споры не только среди зрителей, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назвали картину «вредной».

Важно

Неутомимый экспериментатор Аристарх Лентулов работал почти во всех жанрах и стилях. В духе экспрессионизма писал «Три мужские фигуры». В стиле Сезанна — «Пейзаж с деревьями и красной башней».

Был одним из организаторов новой творческой группы — «Бубновый валет». Лентулова называли одним из отцов русского авангарда, а критики шутили: для Лентулова любой предмет — готовый натюрморт.

Однажды, к примеру, он так вдохновился прогрессом, что посвятил картину… водопроводу.

Основоположник абстракционизма, основатель группы «Синий всадник» Василий Кандинский эмигрировал из России в 1921 году.

В Берлине он преподавал живопись стал видным теоретиком школы «Баухауз» и вскоре получил мировое признание как один из лидеров абстрактного искусства. В 1939 году Кандинский получил французское гражданство. С 2007 года в России ежегодно вручается Премия Кандинского.

Картина художника «Эскиз к импровизации № 8» была продана на аукционе Christie's за рекордную для русского искусства сумму — $23 миллиона.

По иронии судьбы, апологет Древней Руси и создатель исторических полотен Николай Рерих стал для России первооткрывателем Востока. Его гималайский цикл, созданный во время Центрально-Азиатской экспедиции, принес Рериху мировое признание и стал базой для его религиозно-философского учения «Живая этика».

Наталья Сергеевна Гончарова — правнучатая племянница жены Пушкина, русская художница-авангардистка, внесшая значительный вклад в развитие авангардного искусства в России. По состоянию на 2009 год её картины стоят дороже, чем работы любой другой художницы в истории.

Совет

Гонарова не раз сталкивалась с непониманием и жесткой цензурой, на которую она реагировала философски: «Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан».

Михаил Ларионов — один из основателей русского авангарда, спутник и муж Натальи Гончаровой. В 1912 году  Ларионов создал новую художественную концепцию — лучизм, один из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», где формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов.

Александр Дейнека — один из самых известных советских художников, создатель монументальных полотен с не менее монументальными героями — простыми советскими людьми, спортсменами,  солдатами, моряками. В этом году картина Александра Дейнеки «За занавеской» была продана на лондонском аукционе MacDougall's за 2 миллиона 248 тысяч фунтов.

Илья Глазунов — основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Глазунов — не только художник и иллюстратор (иллюстрации к романам Достоевского, произведениям Блока), но и художник-глобалист.

Он создал интерьер советского посольства в Мадриде, участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлёвского Дворца.

Концептуалист Илья Кабаков, почетный член Российской академии художеств, — самый дорогой российский живописец. Его картина «Жук» была продана на лондонском аукционе Phillips de Pury за $5,8 миллионов. Кабаков долгое время был иллюстратором. С 1956 года сотрудничал с издательством «Детгиз» и такими журналами как «Мурзилка», «Малыш», «Веселые картинки».