Люди в царской россии — уникальные цветные фотографии

Содержание

Люди в царской России — уникальные цветные фотографии

Люди в царской россии — уникальные цветные фотографии

Выдающийся русский ученый — изобретатель Сергей Михайлович Прокудин — Горский. Уже в 1903 году он начал фотографировать достопримечательности Российской империи в цвете. Вот они уникальные цветные фотографии людей в царской России — спасибо Сергей Михайлович !

На снимке Сеид-Алим-хан, Эмир Бухарский (1910-1920).

Скованные узники. Бухара.

Часовой у дворца и старинные пушки. Самарканд

Дорога к водопаду Кивач проходила через дер. Викшицы, расстояние от деревни до водопада около 5 верст. На снимке сам Прокудин — Горский

Команда парохода «Шексна» М.П.С., г.Вытегра, 1909 год

Aurocaria [Араукария]. В царском парке Дагомыс. Личность не идентифицирована.

Андрей Петров Калганов. Бывший мастер завода. На службе был 55 лет; от роду 72 г. Имел счастие подносить хлеб-соль Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю II, Осень 1909 года

Пояснение к снимку: Николай II посетил Златоуст 30 июня 1904 г. в связи с отправкой на фронт русско-японской войны Мокшанского и Черноярского пехотных полков.

Обратите внимание

На златоустовском вокзале Император соблаговолил принять хлеб-соль от представителей дворянства, земства и сельских обществ златоустовского уезда, от златоустовского городского управления и мещанского общества, а также от представителей управления и рабочих казенных горных заводов. А.Калганов находился в числе встречавших и был представителем от казенных горных заводов, но лично не подносил хлеб-соль Государю.

На шее серебрянная медаль «За усердие» с профилем Николая II на Владимирской ленте, левее золотая медаль «За усердие» предположительно с профилем Александра II.

Три поколения. А. П. Калганов с сыном и внучкой. Двое последних работают в мастерских Златоустовского завода. Осень 1909 года

Группа участников ж.д. постройки. Остров Попов, 1916 год

Группа участников ж.д. постройки, 1916 год

Переселенческий хутор в Надеждинском поселке с группой крестьян.

На дрезине у Петрозаводска по Олонецкой, ж.д. 1916 год

Малороссиянка. Близ Путивля. Курской губ

На р. Сим. Пастушок. Лето 1910 года

На дороге. Лето 1910 года, Урал. Миньяр.

Плотник. Самарканд

Чай-ханэ [Чайхана], Самарканд

Водонос, Самарканд

Торговец лепешками, Самарканд

Нищие, Самарканд

Его Светлость Хан Хивинский. июнь 1911 года

Примечание к снимку: На снимке хан Хивы с 1910 по 1918 гг. Сеид Асфендиар-Богадур-хан, генерал-майор свиты Его Имп. Величества.

Съёмка проведена в зимнем саду в Малом Эрмитаже в июне 1911 года после получения ханом ордена Белого Орла (30.5.1911).

В 1911 году хан имел титул «Его Светлость», указанный автором титул «Его Высочество» (см. список Хангтинтона №366) получен в 1913 году.

Награды: орден св. Анны 1 ст., 1900 г. (на снимке слева); орден Белого Орла с синей лентой, 1911 г.; орден св. Станислава 1 ст., 1896 г.; вензель Его Имп. Величества Николая II; медаль в память коронации Николая II.

На озере [Зюраткуль]. Урал

Башкирка в национальном костюме. [Деревня Яхья.] [Лето 1910 года]

Молодой башкир. [Деревня Яхья.] [Лето 1910 года]

На работе у верховья Сыр-Дарьи.

Типы Дагестана. Лезгин.

Пояснение к снимку: На левой стороне груди медаль за «За беспорочную службу в полиции». Вторая часть названия «Лезгин».

Аварки. Дагестан.

Прессовальный станок для сена [1916 год], Мурманск

Снимок снят между Сегежей и Май-губой, Рядом с Прокудиным-Горским уроженцы Северного Кавказа, которые были привлечены для охраны Мурманской жд. 1916 год

Пинхус Карлинский. 84 года. 66 лет на службе. Надсмотрщик Черниговского водоспуска. [1909 год]

Примечание: Черниговский водоспуск находился на Староладожском канале в 20 в. от г. Новая Ладога.

Торжества канонизации Свт. Иоасафа Белгородского на Соборной площади Белгорода 4 сентября 1911 года

Примечание: Святитель и Чудотворец Иоасаф (Иоаким Горленко), епископ Белгородский и Обоянский.

Снято с колокольни Троицкого собора.

Важно

Слева- фрагмент Знаменской церкви, в перспективе церковь в честь Рождества Богородицы. В центре корпус зданий усадьбы духовной семинарии.

Группа детей. [Белозерск.] 1909 год

Крестьяне на покосе. 1909 год, Снимок сделан около посада Крохино. Вологодская область

Монастырский сенокос. [Леушинский монастырь.] 1909 год

Примечание:На дальнем плане здания Леушинского женского монастыря: колокольня, Троицкий собор и собор Похвалы Богоматери. (Представил современных женщин и девушек в поле — попытался представить — не смог…)

Пильщики, 1909 год, Снято на берегу Онежского озера в устье реки Вытегры.

Крестьянские девушки. [Нижняя Топорня. Река Шексна.] 1909 год

Примечание: Снято у часовни в местечке Нижняя Топорня, которое находилось в 1 версте ниже соединения Топорнинского канала с р. Шексной.

Обед на покосе. [Река Шексна.] 1909 год

За пряжей. В деревне Изведово. 1910 год

Хижина поселенца Артемия по прозвищу «Кота», живущего на этом месте более 40 лет. 1912 год

Этюд у водопада Кивач 1916 год. На снимке сам Прокудин — Горский

ИСТОЧНИК Наследие Прокудина-Горского

Цветные (!!!) фотографии России 100 лет назад

Люди в царской россии — уникальные цветные фотографии

Шикарные, сочные и абсолютно технически современно выглядящие фотографии дореволюционной России из библиотеки Американского Конгресса. Это свежий и до мурашек-по-спине реальный взгляд на Россию начала века. Как это все на самом деле выглядело. Люди и архитектура, предметы и виды. Как будто машина времени…

Вот история этих фотографий:

Некий человек по фамилии Прокудин-Горский в 1909-10 придумал такую вещь: фотографировать объекты 3 раза через 3 фильтра — красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых фотографии. Проекция трех пластинок должна была быть одновременной. Он использовал небольшую складную камеру типа той, что была разработана Адольфом Митом.

Требовались три экспозиции одного и того же предмета, сделанные с интервалом приблизительно в одну секунду, на одну и ту же стеклянную пластинку шириной 84–88 мм и длиной 232 мм. Пластинка всякий раз меняла положение, и изображение схватывалось через три различных цветофильтра. Снимаемые объекты должны были быть неподвижными, что было большим ограничением.

Тут показано, как это делалось, и здесь.

Проектор также претерпел изменения. Прокудин-Горский усовершенствовал модель Ф.Э. Ива, создал аппарат по собственным чертежам: три ромбовидные призмы были скреплены вместе, создавая одну комбинированную призму. Таким образом, можно было фокусировать все три цвета на экране.

Единственное, что он мог со всем этим делать в то время, это вставлять их в 3 разных проектора, с красным, зеленым, и синим цветом соответственно, и направлять проекторы на один экран. Получалось цветное изображение. Он начал активно работать над проблемами цветной кинематографии.

Поддерживая связь с множеством научных обществ в стране и за рубежом, он ездил с докладами в Берлин, Лондон, Рим. Не забывал он и о российской публике. Еще в 1900 году он получил Гран-при на международной выставке в Париже. В 1913 году он осуществил показ своих слайдов в крупнейшем парижском кинотеатре.

Успех был настолько огромным, что крупные зарубежные компании засыпали его предложениями о работе. Но Россию он оставить не мог: слишком многое было с ней связано. Прокудин-Горский в 1909 г. через посредство Великого Князя Михаила Александровича, который был Почетным председателем Петербургского фотографического общества, получает аудиенцию у царя Николая II.

Царь приглашает Прокудина–Горского выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. При показе Сергей Михайлович должен был комментировать снимки, и делал это просто драматически. К концу демонстрации в зале послышался восхищенный шепот. По окончании царь пожал ему руку, императрица и царские дети поздравили с успехом.

Совет

Затем царь поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю.

Хотя этот проект казался очень смелым, конечной целью Прокудина–Горского было ознакомление школьников России с огромной и разнообразной историей, культурой и модернизацией Империи при помощи его «оптических цветных проекций (скорее всего, также и для ознакомления со всем этим наследника престола).

Для этого фотографу были выданы два специальных разрешения, В первом говорилось, что Его Императорское Величество высочайше дозволяет ему пребывать в любых местах, независимо от секретности, и фотографировать даже стратегически важные объекты.

Вторым был указ министра, где объявлялось, что Император считает миссию, возложенную на Прокудина- Горского, настолько важной, что все официальные лица должны ему содействовать «в любом месте и в любое время».

Для путешествия фотографу выделили в полное распоряжение помощника по оргвопросам и пульмановский вагон, который специально приспособили: там развернули прекрасно оснащенную лабораторию, включая темную комнату, чтобы проявление фотопластинок можно было осуществлять даже в пути.

В вагоне поместился сам фотограф и его ассистенты, в том числе его 22-летний сын Дмитрий. Имелась горячая и холодная вода, ледник… Для работы на Мариинской системе каналов предоставили специальное судно и небольшой шлюп с мотором. В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, Прокудин-Горский провел обзор одиннадцати регионов Российской Империи. Император настойчиво требовал, чтобы Прокудина-Горского обеспечивали всем необходимым, и даже выразил желание следовать с ним в одну из будущих поездок. Кроме фотографирования, Прокудин-Госрский прочитал много лекций, иллюстрируя свою работу

Первый официальный просмотр царем фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала произошёл в марте 1910 года; последняя выставка фотографий была открыта в марте 1918 года в Николаевском зале Зимнего дворца. (С подробной биографией Сергея Михайловича Прокудина-Горского можно ознакомиться здесь и здесь).

Старица. Общий вид с ВолгойВ революцию Прокудину-Горскому удалось уехать, и он ухитрился увезти с собой 20 ящиков фотопластинок, всего около тысячи снимков — за исключением изъятых у него фотографий стратегически важных объектов и фото царской семьи (он сумел забрать с собой лишь одно фото юного царевича). Цветные фотоснимки царской семьи, возможно, остались где-то в наших архивах. Оборудование и проектор забрать не удалось. В эмиграции цель Прокудина-Горского — раскрыть пользу цветной фотографии для просвещения и науки — осталась неизменной. В Англии он запатентовал разработку оптической системы для кинокамеры. Для ее испытаний он в 1922 году перебрался в Ниццу, где вместе с братьями Люмьер открыл фотолабораторию. В 1948 году, уже после его смерти, его сын в Париже продал эти пластинки американской библиотеке Конгресса. Превратить их в обычные цветные снимки оказалось очень трудно из-за того, что большая часть из них имели нетривиальное пространственное расхождение между тремя цветными версиями. Так они и лежали тихо до недавнего времени. И вдруг какому-то библиотечному чиновнику пришло в голову: так их же надо отсканировать, загрузить в Adobe Photoshop и там совместить контуры трех цветных вариантов. Так и сделали, и поразились: мир, давно сгинувший, и известный только по плохим черно-белым снимкам, вдруг восстал во всех своих цветах…Пермь
Если вы захотите попытаться найти в этом архиве знакомые места или родной город, то удобнее всего пользоваться специальным поиском: вводишь в окошечке любое слово (например, Volga), и получаешь искомый результат. Для каждого фото есть несжатая tif-версия (объёмом до 50 mb). На ней можно рассмотреть самые мельчайшие детали. Для того, чтобы посмотреть увеличенную (примерно в 4 раза) версию данного фото, достаточно перед последней точкой скопированного адреса букву «r» заменить на «v». Разрешение этих снимков таково, что качество изображения при этом не ухудшится. Для того, чтобы получить самую большую версию в формате .tif в адресе вместо «r.jpg» нужно подставить «u.tif». Но грузиться будет очень долго:) Не знаю, как у вас, а у меня фотографии вызывают ощущение не только гармоничности и какой-то особой основательности ТОЙ русской жизни, но и невероятной мощи и жизненных сил у России того времени… Во всех городах и деревнях что-то ремонтируется, возводится, строится, повсюду уже построили электрические столбы, провели провода…Вообще, задумка была блестящей. Интересно: все они понимали вполне, ЧТО они для нас делают.Ещё тогда, три года назад, рассматривая эти фото, я поразился той цельности, умиротворённости и силы, которая там разлита. Чувствовалось, что вся русская жизнь того времени пронизана духом некоего единства. И вот, мне всё хотелось как-то выразить словами этот дух. И лишь теперь, вернувшись к этим фото, я понял, о чём говорит это спокойствие; что оно означает: «Хозяин дома».

Восстановление фотографий С.М. Прокудина-Горского в Ярославском Государственном Университете им. П.Г.Демидова (очень качественная реставрация).

Оригиналы лежат тут — выставка Библиотеки Конгресса.

Посмотреть все цветные фотографии Российской империи начала 20 века (1902 фотографии Прокудина-Горского) можно на сайте www.prokudin-gorsky.ru (полная база данных цветных изображений С.М. Прокудина-Горского), на русском языке.

Восстановленные фотографии Прокудина-Горского находятся на сайте www.museum.ru

Цветные фотографии Прокудина-Горского

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) внес значительный вклад в развитие фотографии. Выпускник Технологического института в Санкт-Петербурге, Сергей Михайлович продолжил свое обучение на химика в Берлине и Париже.

Сотрудничал с известными химиками и изобретателями: Эдме-Жюлем Момене (Edme Jules Maumene, 1818-1898) и Адольфом Мите (Adolf Miethe, 1862-1927), совместно с которыми занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.

Обратите внимание

13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите.С этого времени Прокудин-Горский делает цветные фотографии Л.Н. Толстого, Ф.И.

Шаляпина, царской семьи и многих других людей. Его снимки древних ваз, экспонатов Эрмитажа, впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.

Цветная фотография Льва Николаевича Толстого, Ясная Поляна, 1908 годВ 1909 году Прокудин-Горский получает аудиенцию у царя Николая II, высказывает ему свою идею запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию — ее культуру, историю, всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю.

Царь одобрил планы фотографа, выделил ему специально оборудованный железнодорожный вагон. Чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях и не препятствовать даже в фотографировании стратегических объектов, в том числе мостов и заводов.

Паровоз “Компаунд” с пароперегревателем “Шмидта”, 1909В 1909—1915 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы и монастыри, виды городов, поля и леса, разнообразные бытовые сцены русской глубинки. В эти же годы в Самарканде Прокудин-Горский испытывает изобретенный им киноаппарат для цветной киносьемки.

Впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным.После Октябрьской революции Прокудин-Горский покинул Россию, увезя с собой почти все сделанные фотопластины (RGB-пластины), за исключением изъятых у него фотографий царской семьи и стратегических объектов.Оказавшись в эмиграции, фотограф некоторое время пробыл в Норвегии и Англии.

Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер (Lumière). В начале 30-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и ее колоний. Эта идея была реализована сыном Прокудина-Горского — Михаилом.Скончался Прокудин-Горский в Париже 27 сентября 1944 года, спустя несколько недель после освобождения города войсками союзников. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа (Sainte-Genevieve-des-Bois).

Судьба коллекции цветных фотографий Прокудина-Горского

Коллекция цветных фотографий Сергея Михайловича Прокудина-Горского была куплена у его наследников в 1948 году Библиотекой Конгресса США (Library of Congress) и долгое время лежала там в архивах.

Только развитие компьютерных технологий позволило обработать эти снимки и показать уникальные виды Российской империи в полном цвете.В 2001 году Библиотека Конгресса открыла выставку “Империя, которой была Россия”.

Для нее стеклянные пластины были отсканированы, и с помощью компьютера воссозданы исходные цветные фотографии, отретушированные и подвергнутые цветокоррекции.

Важно

Всего коллекция Прокудина-Горского — “Коллекция достопримечательностей России в натуральных цветах” — насчитывает 1902 цветных и около 1000 черно-белых фотографий. Их реставрация и обработка продолжается по сей день.

Скачать Все 1902 цветные фотографии: rutracker.org

Фильм о фотографе С.М. Прокудин-Горский. «Цвет времени»: rutracker.org

Фотографы Российской империи

Люди в царской россии — уникальные цветные фотографии

Искусство фотографии в России развивалось стремительно. Уже в 1880-е появился жанр публицистического фоторепортажа и первый профессиональный журнал. Русские фотографы участвовали в международных выставках и получали престижные награды. «Культура.РФ» знакомит с первопроходцами в области фотоискусства.

Первый русский фотограф: Алексей Греков

Полиграфист Алексей Греков остался в истории как пионер портретной фотографии и изобретатель российского фотоаппарата. Он первым из русских мастеров освоил способ получения негативного изображения на бумаге (калотипию).

В 1840 году, через несколько месяцев после открытия французским изобретателем Луи Дагером дагеротипии, Греков сделал ее более доступной, а само изображение — более прочным.

Он первым в мире стал наносить слой серебра (а позднее золота) на медные пластинки с помощью гальванопластики (гальванопластика — способ копирования при помощи химического процесса. — Прим. ред.).

В этом же году он открыл «художественный кабинет» портретной фотосъемки — первый в России.

Фотограф Их Императорских Величеств: Сергей Левицкий

Еще один первопроходец русской фотографии — Сергей Левицкий. Свои первые снимки начинающий фотограф сделал во время экспедиции на Кавказ в 1842 году — после этой поездки он оставил службу в канцелярии и полностью посвятил себя фотографии.

Во время путешествия по Риму он сфотографировал русскую общину — этот снимок единственный, на котором запечатлен Николай Гоголь. Ему также принадлежит коллективная фотография авторов журнала «Современник» с Иваном Тургеневым, Дмитрием Григоровичем, Львом Толстым, Николаем Островским и Иваном Гончаровым.

В Санкт-Петербурге Сергей Левицкий держал дагеротипную мастерскую. Одним из первых он начал делать фотографические коллажи и ретушировал негативы. В 1847 году по его эскизам сконструировали камеру с мехами («гармошкой»), которая облегчила фокусировку и снизила вес аппарата.

В объективе Левицкого были Николай I, Мария Александровна, Александр II и другие царские особы — фотограф запечатлел четыре поколения монаршей семьи. В 1877 году Левицкому и его старшему сыну Льву, который работал вместе с отцом, присвоили звание «Фотографы Их Императорских Величеств».

Автор первого фотоальбома: Андрей Деньер

Андрей (Генрих) Деньер также работал в Петербурге. В 1842 году он стал вольноприходящим студентом в Императорской Академии художеств на курсе исторической живописи у Карла Брюллова, в это же время увлекся фотографией.

После окончания учебы он открыл «Дагеротипное заведение художника Деньера» на Невском проспекте.

В 1860-х успешный фотограф-портретист уже занимал призовые места на выставках и выступал на них экспертом, а в 1860 году был удостоен звания «Фотограф Его Императорского Величества».

Совет

Андрей Деньер первым сделал фотоальбом со снимками деятелей искусства: в 1865 году вышли 12 изданий «Альбома фотографических портретов известных лиц России». Деньер запечатлел Федора Тютчева, Ивана Аксакова, Афанасия Фета, Тараса Шевченко.

Андрей Деньер всегда экспериментировал с фотографированием. Он работал с витротипией — «фотографией на стекле». Также мастеру принадлежит метод, который назвали «эффект Деньера»: фотограф печатал изображение с двух негативов. Так он добивался мягких, нерезких контуров.

Первый русский фотохудожник: Андрей Карелин

В детстве будущий основоположник художественной фотографии Андрей Карелин учился иконописи. Способного ученика из Тамбова направили в Санкт-Петербург в Императорскую Академию художеств. После выпуска Карелин стажировался у Михаила Настюкова — официального фотографа будущего государя Александра III.

В 1869 году Андрей Карелин открыл собственный фотосалон в Нижнем Новгороде. Он делал портреты герцога Эдинбургского, художника Василия Верещагина, музыканта Николая Рубинштейна, ученого Дмитрия Менделеева и других известных личностей.

Карелин часто экспериментировал с фокусным расстоянием и глубиной резкости, благодаря чему добился естественности и соразмерности деталей. Он снимал на расстоянии семи метров, не теряя при этом четкости изображения.

В 1876 году «За изобретенный особый способ фотографии» мастеру присвоили звание фотографа Императорской Академии художеств.

Как художник, Андрей Карелин старался приблизить свои работы к лучшим произведениям живописцев. В 1886 году вместе с Иваном Шишкиным он создал альбом «Нижний Новгород» с раскрашенными акварелью фотографиями местного дворянства и купечества — экземпляр, подаренный Александру II, хранится в Государственном Русском музее.

Летописец петербургской жизни: Карл Булла

Петербургского фотографа Карла Буллу называют отцом репортажного фотоискусства и летописцем петербургской жизни.

Он одним из первых получил разрешение на уличную фотосъемку и стал единственным фотографом, кто был удостоен нагрудного знака «Фотограф Санкт-Петербурга».

В 1883 году в своей лаборатории он производил сухие броможелатиновые пластины — его изобретением пользовались по всему миру.

Обратите внимание

На своих снимках Булла запечатлел значимые события России: спуск на воду крейсера «Аврора», наводнение 1903 года в Санкт-Петербурге, празднование 300-летия дома Романовых, революцию 1917 года. Позднее в собственной типографии он печатал открытки с видами столицы. Булла-репортер снимал для газет и журналов «Нива», «Огонек», «Столица и усадьба», немецких Die Woche, Illustrirte Zeitung.

Карл Булла снимал также и портреты. В его объектив попали император Николай II, Петр Столыпин, Максим Горький, Федор Шаляпин и Александр Куприн, Илья Репин, Матильда Кшесинская. К 80-летию Льва Толстого фотограф сделал более 100 снимков.

Фотограф-гравер: Альфред Федецкий

Альфред Федецкий закончил фотографический институт при Академии художеств в Вене. Позже он переехал в Киев и стал работать в фотоателье Влодзимежа Высоцкого, где его вскоре назначили управляющим и доверили делать фотографии высочайших особ.

В 1886 году Федецкий перебрался в Харьков — фотографический центр Юга России. Там он открыл собственное фотоателье.

Федецкому принадлежат фотографии членов императорской фамилии, Иоанна Кронштадтского, Петра Чайковского, Ивана Айвазовского.

В 1888 году на Всемирной выставке в Брюсселе Федецкий получил золотую медаль, а за кадры с крушения императорского поезда около станции Борки «Высочайшую благодарность» Императора Александра III.

Жанровые, пейзажные и портретные фотографии он старался приблизить к живописным рисункам. В 1901 году мастер изобрел новый способ съемки, который позволял имитировать гравюру на цветном металле.

Фотограф-публицист: Максим Дмитриев

Основатель социальной и публицистической фотографии в России Максим Дмитриев учился профессии у московского фотографа Михаила Настюкова.

В 1879 году Дмитриев перешел в фотоателье Лейбовского в Нижнем Новгороде, а через два года стал помощником Андрея Карелина — тогда уже известного на весь мир. Максим Дмитриев фотографировал старинные памятники Волжского края, местности, охваченные бедствием.

Фотографии города вошли в альбом «Неурожайный 1891–1892 год в Нижегородской губернии». Позднее эти фотографии проиллюстрировали книгу историка Василия Чешихина «Лев Толстой и голод».

Важно

Рискуя здоровьем, Дмитриев снимал врачей и сестер милосердия, которые лечили больных тифом, разоренные деревни, ночлежки. Работы мастера оценили золотой медалью на Парижской международной фотографической выставке и почетным дипломом на выставке в Амстердаме.

В объективе Максима Дмитриева были почти все важные события Нижнего Новгорода: визит Николая II, 300-летие дома Романовых в 1913 году.

Дмитриев часто фотографировал Максима Горького, Федора Шаляпина, Исаака Левитана, Константина Маковского, Ивана Бунина, Леонида Андреева, Владимира Короленко.

Также он создал самый длинный в мире фоторепортаж: он запечатлел почти каждые четыре километра реки Волги и ее окрестностей.

Пионер цветной фотографии: Сергей Прокудин-Горский

Изобретатель цветных фотографий Сергей Прокудин-Горский учился в Императорской Военно-медицинской академии и Академии художеств.

Его всегда увлекала фотография: результаты своих исследований он размещал в тематическом журнале и книгах по фотографии.

В 35 лет Прокудин-Горский стал членом фотографического отдела Императорского Русского технического общества — он регулярно делал доклады о своих исследованиях в области фотографии.

В 1900 году черно-белые снимки Прокудина-Горского участвовали во Всемирной Парижской выставке, а через год он открыл «фотоцинкографическую и фототехническую мастерскую» в Петербурге. Настоящая революция в области фотоискусства началась с его статей о принципах воспроизведения цвета.

Прокудину-Горскому первому в России удалось получить цветное изображение — качество его снимков превосходило даже иностранные. Уже с 1903 года он фотографировал виды и людей Российской империи в цвете.

Мастеру принадлежат знаменитые снимки начала XX века: Лев Толстой в Ясной Поляне, команда парохода «Шексна», эмир Бухарский в Узбекистане, крестьяне из разных уголков страны.

Мастер русской светописи: Сергей Лобовиков

Сергей Лобовиков начинал работать в фотоателье купца Петра Тихонова в Вятке. В 24 года, в 1894 году, он открыл собственную фотомастерскую. В своем фотоателье Лобовиков установил электроподсветку, которая позволяла ему фотографировать не только при дневном свете, но также в пасмурную погоду и вечером. Это было редкостью в то время.

В 1908 году Сергей Лобовиков стал председателем Вятского фотографического общества.

За живописные фотографии крестьянского быта, портреты детей и сельские пейзажи он удостоен бронзовой медали на Парижской Всемирной выставке. «Я — фотограф мужицкий. Мой объект — мужик.

Быт его меня интересует со всех сторон», — говорил мастер. Через два года фотографа избрали почетным членом Лондонского общества изящных искусств.

Первая русская женщина-фотограф: Елена Мрозовская

Фотограф-любитель из Санкт-Петербурга Елена Мрозовская училась фотоискусству в Париже у известного французского мастера Надара. В 1894 году она открыла собственную художественно-фотографическую мастерскую на Невском проспекте. В объективе Мрозовской были Николай Римский-Корсаков, Вера Комиссаржевская, Александр Глазунов, Матильда Кшесинская.

Елена Мрозовская была официальным фотографом Санкт-Петербургской консерватории: ей принадлежат первые снимки интерьеров учебного заведения. Она засняла знаменитый маскарад в Зимнем дворце в 1903 году: один из снимков — тонированный портрет княгини Ольги Орловой с кокошником — находится в Эрмитаже.

» Ночные бабочки» дореволюционной России

Люди в царской россии — уникальные цветные фотографии

В Российской империи первоначально была запрещена.

По инициативе императора Николая I, ввиду бесполезности наказания и других карательных мер, а также увеличения роста венерологических заболеваний, специальным указом императора проституция в России была легализована, с установлением за ней строгого врачебно—полицейского контроля

Справедливости ради стоит отметить, что проституцию в России легализовали вовсе не из-за особой извращенности или неожиданного либерализма властей.Просто император Николай I понял, что наказаниями и запретительными мерами бороться со второй древнейшей профессией совершенно бесполезно.Первым же начал бороться с проституцией еще сам император Петр Великий, который, вернувшись из Амстердама, тут же запретил открывать публичные дома рядом с казармами полков — во избежания массовых случаев заражения «нехорошими» инфекциями (сифилис – вот главный враг русского солдата!).Гулящих же девок, пойманных с солдатами, император призывал безжалостно ссылать на принудительные работы. Екатерина II в своем «Уставе о благочинии», принятом в 1782 году, постановила сутенеров и устроителей публичных домов наказывать заключением в смирительный дом на срок от двух недель до полгода.

Ее сын Павел I приказал ссылать проституток из Москвы и Санкт-Петербурга в Иркутск и обязывает публичных женщин носить желтые платья, «дабы отличаться от других дам».

Но все жестокости были бесполезны: проституция все равно цвела в России пышным цветом, а венерические болезни были главной заботой всех военных лекарей.

Совет

И тогда Николай I специальным указом легализовал проституцию, установив за ней строгий врачебно-полицейский надзор.

Проституток, женщин старше 16 лет, ставили на учет во врачебно-полицейских комитетах, отбирали у них паспорта, а взамен выдают особые свидетельства – «желтые билеты».

В «Правилах для содержательниц домов терпимости» были установлены возрастные ограничения как для самих проституток – только с 16 лет, так и для содержательниц публичных домов – с 35 лет, а также регламентировано место размещения борделей – не ближе чем 150 саженей — то есть, около 300 метров — от церквей, училищ и школ.

В конце «Паспорта» шли отметки о посещении врача.

Еще один вариант «желтого билета»

И еще один вариант «желтого билета» — со специальной маркой об уплате пошлины.

Развитие института проституции в России шло что по классической схеме. Существовал слой элитных проституток из высшего слоев общества – в обиходе этих женщин в Петербурге называли «камелиями» по ассоциации с романом А. Дюма-сына «Дама с камелиями».

Известно, что «камелии» вели такую же жизнь, как и аристократы, в обществе которых вращались эти дамы.

«Встают они поздно, — отмечал в 1868 году анонимный автор «Очерка проституции в Петербурге», — катаются по Невскому в каретах и наконец выставляют себя напоказ во французском театре».

Был институт женщин из публичных домов – согласно статистике,. в 1901 году в России было зарегистрировано 2400 публичных домов, в которых работало свыше 15 000 женщин.

Прейскурант одного из домов терпимости.

Наконец, были одиночные «жрицы любви» — т.н. «билетные проститутки» — самый многочисленный контингент продажных женщин. в 1901 году их, по разным оценкам, насчитывалось от 20 до 40 тысяч человек. Большая часть их была сосредоточена в крупных городах: так, на 1000 жителей Петербурга приходилось более 3 проституток, а на 1000 москвичей — уже 15 публичных девиц.

Кем были эти женщины? В России это в основном женщины из крестьянок (около 48%) и мещанок (около 36%). А вот в Петербурге состав «жриц любви» уже другой: домашняя прислуга (33%), работницы различных швейных мастерских (24%) и фабричные работницы (14%).

Фото «билетных» российских проституток из полицейских архивов Нижнего Новгорода.

Кроме того, существовала и любительская — «безбилетная» — проституция. Прежде всего, конкуренцию дорогим публичным домам создавали модные кабаре и кафе-шантаны с цыганскими ансамблями — например, знаменитый «Яръ» в Петербурге. Все знали, что артисток за определенную сумму можно ангажировать на вечер.

Обратите внимание

По данным нескольких исследований проституции в России, среди причин, толкавших женщину на этот путь, чаще всего назывались социальные мотивы: нужда, скудость средств, усталость от тяжелой физической работы. Горький, Куприн, Андреев и многие другие писатели не раз отражали их жизнь, порою не без романтизма (особенно Горький).

Были любительницы, которые продавали себя через объявления в газетах. Наконец, огромную конкуренцию «билетным» девицам составляли обычные деревенские крестьянки, не желавшие вставать на учет в полиции.

К Примеру, полиция в Нижнем Новгороде каждый год отлавливала до тысячи неучтенных куртизанок крестьянского происхождения, которые приезжали специально на Нижегородскую ярмарку — обслуживать богатых купцов.

«Безбилетные» проститутки, пойманные полицией Нижнего Новгорода на знаменитой ярмарке. Все эти «ночные феи» оказались крестьянками из соседних деревень.

Цветные фотографии царской России — фотограф Прокудин-Горский

Люди в царской россии — уникальные цветные фотографии

Сергей Михайлович Прокудин-Горский – прославленный российский фотограф, химик-технолог. Его научные открытия открыли эпоху цветного фото в России.

Жизнь обыденная и научная

С.М. Прокудин-Горский появился на свет 18 августа 1863 г. в старинном «дворянском гнезде» недалеко от г. Киржач Владимирской губернии.

Род Прокудиных-Горских уходит корнями в глубокую древность: знатный татарин Мурза Муса, в крещении Петр, сражался в Куликовской битве на стороне Дмитрия Донского и был пожалован им за храбрость и верность вотчиной, именуемой Гора.

Среди предков знаменитого фотографа значатся военачальники, дипломаты, герои военных кампаний, общественные деятели, писатели.

На р. Оредежь близ ст. Сиверская Санкт-Петерб. губ.

О детстве и юности С.М. Прокудина-Горского сохранилось мало сведений. Его отец служил на различных должностях в г. Владимире, Коврове, Муроме; в 1870-х гг. семья переезжает в Санкт-Петербург.

Сергей воспитывается дома, затем в течение 3-х лет обучается в Александровском лицее. В 1886-1888 гг. будущий изобретатель изучает естествознание на Физико-математическом факультете С.

-Петербургского университета, по неподтвержденным данным, учится химии у Менделеева.

Ласточкино гнездо 1905-1915

В 1890 г. С.М. Прокудин-Горский по стопам отца устраивается на работу в государственное благотворительное учреждение – Демидовский дом призрения трудящихся.

Важно

Тогда же молодой ученый приобретает протекцию у известного российского металлопромышленника, директора Товарищества Гатчинских заводов, вступив в брак с его дочерью А.А. Лавровой.

Он становится членом правления металлургического предприятия, руководимого тестем.

Начало исследовательской работы

В этот же период Прокудин-Горский входит в состав химико-технологического отдела Императорского Русского Технического Общества (ИРТО). Он исследует современное состояние сталелитейной промышленности в России и делает доклад на эту тему.

Вскоре ученый вступает в фотографический отдел ИРТО, принимает участие в фотовыставках, публикует статьи, читает доклады по технологии фотографирования. В 1901 г.

Прокудин-Горский открывает в Петербурге собственную фотографическую мастерскую с лабораторией и основывает журнал «Фотограф-любитель».

В парке «Монрепос» в Выборге

В 1902 г. Прокудин-Горский изучает метод цветоделения в мастерской знаменитого немецкого ученого Адольфа Мите, сконструировавшего первую цветную фотокамеру. По возвращении в Россию он знакомит научную общественность с технологией изготовления цветных диапозитивов.

Однако, талантливый русский ученый превзошел своего немецкого собрата: отличное знание химии позволило Прокудину-Горскому разработать более совершенный состав фотоэмульсии. В 1903 г.

ведущие немецкие фирмы выпускают для русского ученого специальную фототехнику для цветной съемки.

Эмир Бухарский. Бухара

Открытия русского ученого

Так называемая фотокамера Мите-Бенполя, которую использовал Прокудин-Горский, отличалась от обычной. Перед фотопластиной в специальной подвижной кассете располагались 3 светофильтра, один над другим (красный, зеленый, синий).

Фотосъемка производилась в три этапа, между которыми проходило не больше секунды; кассета с каждым щелчком самопроизвольно продвигалась вниз.

Результатом съемки был тройной негатив, с которого затем печатался тройной диапозитив, просматривать который следовало через диапроектор с тремя разноцветными объективами. В итоге на экран проецировалась цветная картинка.

Совет

Прокудин-Горский усовершенствовал процесс съемки, добившись уменьшения выдержки, а также разработал технологию тиражирования фотоснимка на открытках. Изобретенный им состав сенсибилизатора фотопластины повышал ее чувствительность равномерно ко всем цветам видимого спектра, что являлось в те годы мировым достижением.

Монастырский сенокос. [Леушинский Монастырь, Российская империя]

Фотограф-путешественник

Первые свои экспедиции по России — в Карелию, Дагестан, на Черноморское побережье, Курск (1903-04) – изобретатель совершает на свои средства, в скудных бытовых и технических условиях. В 1905 г. С.М. Прокудин-Горский обращается в Общину св.

Евгении (Красный Крест) с предложением профинансировать фотосъемку и издание цветных открыток «видов» Российской империи. Несмотря на революционные потрясения, фотограф заручается материальной поддержкой и отправляется в далекий путь. Он посещает Крым, фотографирует Киев, Курск, Петербург, Новороссийск, Гагры, Сочи. Мастером было отснято более 300 кадров.

Но увлекательную работу пришлось прервать – из-за материальных трудностей договор с Общиной св. Евгении был расторгнут.

На дрезине у Петрозаводскa по Мурм. ж.д.

В 1906-08 гг. Прокудин-Горский ведет активную научную работу: преподает, выезжает за границу для представительства русской фотографии на международных конгрессах, выпускает свой журнал. Зимой 1906 — 1907 г. он участвует в Туркестанской экспедиции Русского географического общества, чтобы снять в цвете солнечное затмение.

Погодные условия сделали съемку затмения невозможной, зато Прокудину-Горскому удалось сфотографировать множество исторических достопримечательностей Средней Азии, а также колоритные местные типы.

К мастеру приходит понимание того, для чего нужна открытая им цветная фотография – чтобы успеть запечатлеть как можно больше живой истории своего Отечества, показать ее современникам и оставить потомкам.

Этюд у водопада Кивач. [Река Суна]

В 1908 г. фотограф посещает Ясную Поляну, чтобы запечатлеть 80-летнего Л.Н.Толстого. Разошедшиеся по стране фотооткрытки делают Прокудина-Горского знаменитым.

Прессовальный станок для сена

Проект всей жизни и его осуществление

3 мая 1909 г. происходит встреча фотографа с царем. Николай II поддерживает начинание Прокудина-Горского, обеспечивает его транспортом, денежными средствами и предписанием для чиновников всей России оказывать фотографу помощь.

Проект был рассчитан на 10 лет; за этот срок требовалось снять все достопримечательности огромной страны, чтобы потом демонстрировать цветные слайды через проектор подрастающему поколению в каждом училище.

Знакомство с родной природой и историей выдающийся мастер фотографии назвал родиноведением.

Группа участников ж.д. постройки

Обратите внимание

Первая «официальная»экспедиция великого фотографа проходит по Мариинскому водному пути. Затем С.М. Прокудин-Горский едет на Урал – северный и южный, путешествует по всему течению Волги (1909-10 гг).

В следующем, 1911 г. мастер снимает достопримечательности Ярославля и Костромы, к юбилейной годовщине 1812 г. фотографирует окрестности Бородино, посещает Туркестан, где осуществляет экспериментальную киносъемку в цвете.

Стрелочник

В 1912 г. С.М. Прокудин-Горский проезжает по Кавказу, путешествует по Каме и Тоболу, снимает города и области, где проходила война 1812 г., и другие российские достопримечательности.

Смоленск. Крепостная стена

В дальнейшем знаменитый фотограф сталкивается с финансовыми трудностями. Он предлагает государству выкупить его коллекцию снимков, но не добивается результата. Тогда ему приходится обратиться к частным предпринимателям: в 1913 г. появляется торговый дом «Прокудин-Горский и К°», в 1914-м – акционерное общество «Биохром».

Три поколения. А.П. Калганов с сыном и внучкой.

В 1913-14 гг. великий изобретатель в соавторстве с коллегой С.О. Максимовичем запатентовал метод цветной киносъемки. Но интереснейшие разработки были прерваны в связи с началом войны.

Крестьянка мнет лен. Пермской губ.

В 1915 г. АО «Биохром» организовывает продажу диапозитивов со снимков знаменитой фотоколлекции С.М. Прокудина-Горского, но проект не окупается. Тогда же фотограф снимает Ф.И. Шаляпина в сценических образах; эти снимки становятся широко известными в России.

Хижина поселенца Артемия по прозвищу Кота, живущего на этом месте более 40 лет

Летом 1916 г. великий русский изобретатель осуществляет последнюю в своей жизни фотоэкспедицию – в Мурманский край.

Пильщики на Свири

Эмиграция и судьба коллекции мастера

В первые годы советской власти Прокудин-Горский продолжает трудиться в привычном режиме: выступает с лекциями, устраивает показы диапозитивов, заручается поддержкой первых лиц государства. В августе 1918 г.

видный русский ученый предпринимает поездку в Норвегию для закупки проекторов для школ (возможно, желая осуществить давнюю мечту). Начавшаяся гражданская война изменяет его планы – он навсегда остается за границей.

Крестьянские девушки. [Российская империя]

В Норвегии, затем в Англии Прокудин-Горский пытается продолжить работу над цветным кинематографом, но не находит поддержки. В 1921 г. фотограф перебирается во Францию; туда же приезжают его дети.

Бетонировка флютбета плотины. [Белоомут]

Важно

В эмиграции Прокудины-Горские продолжают семейную профессиональную традицию – занятие фотоискусством. Горский-старший читает лекции бывшим соотечественникам, проводит показы: известно, что он смог вывезти немалую часть снимков. В 1932 г. он завещает коллекцию сыновьям Дмитрию и Михаилу с целью коммерческого использования. В 1948 г. ее приобрела Библиотека конгресса США.

Отправка вод. Боржом

Храм Воскресения (Спас-на-Крови) Санкт-Петербург.

Наследие великого российского фотографа стало мировым достоянием в 2001 г., путем публикации снимков в сети Интернет.

Реставраторы фотографий: Станислав Петрович Пустовит, Прохоров Сергей, Наталья Анатольевна Пекова, Олег Поляков, Андрей Гайдукевич, Леонид Иванов, Виктор Иванов, Сергей Свердлов

Фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863-1944)
Прокудин-Горский в Библиотеке Конгресса США