Кубачи и кубачинское серебро. раскрыты секреты кубачинских мастеров

Кубачи и кубачинское серебро. Раскрыты секреты кубачинских мастеров

Кубачи и кубачинское серебро. раскрыты секреты кубачинских мастеров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Танцы народов Кавказа». Сегодня мы с вами поднимемся на высоту более 2500 метров в горы Дагестана.

Именно здесь находится аул Кубачи, прославившийся на весь мир уникальными работами ювелирных мастеров.

Кубачинское серебро – это визитная карточка всего Кавказа и мощный бренд, который ковался на протяжении нескольких веков.

Приехать в Дагестан и не посетить Кубачи – то же самое, что побывать в Париже и не увидеть Эйфелеву башню.

Обратите внимание

К своему стыду должен признать, что за 18 лет проживания в «Стране гор» я так и не удосужился посетить этот прекрасный уголок Земли.

Самые знаменитые слоны

Кроме чистого горного воздуха и красивейших ландшафтов, это место притягивает еще и талантливыми мастерами, которые заставили весь мир говорить о них в возвышенных эпитетах.

Открытие интернет-магазина кавказской атрибутики и большой интерес людей к творчеству кубачинских мастеров сделали возможным то, что судьба свела меня со знаменитым мастером Гаджи Машаннаевым. Добиться «аудиенции» у такого занятого человека было непросто.

 Сначала мы должны были встретиться в моем родном Дербенте, но потом… мне пришлось ехать в «сердце» традиционного дагестанского ювелирного искусства – селение Кубачи. Здесь живет мастер Гаджи Машаннаев.

Признаюсь, главная цель поездки заключалась не в том, чтоб взять интервью у него, но и договориться о сотрудничестве.

Кстати, посмотрите интересный репортаж о кубачинцах, в котором показывают нашего мастера:

Сразу же хочу сказать, что в конце данной статьи вас ждет классный подарок, но обо всем по порядку…

Гость в Кубачи считается членом семьи

Действительно, было непросто договориться о встрече с Гаджи. Это тот человек, который ценит свое время и оно расписано на месяцы вперед. Если честно, я сам помешан на экономии времени, потому проникся еще большим уважением к нему. Он все время находится в разъездах – всякие презентации и конференции, изготовление изделий, контроль качества, доставка до закупщиков.

Все это отнимает уйму времени, но иначе нельзя. Это именно тот случай, когда категорически запрещается запускать заводской конвейер и считать прибыль.

Ведь, тем и прославились кубачинские мастера на весь мир, что все их изделия – ручной работы.

Важно

Сам Гаджи очень интересно высказался по этому поводу: «Если мы не сможем соответствовать ожиданиям людей, то абсолютно ничем не будем отличаться от китайского и турецкого барахла».

Кстати, если вы решите сами добираться в это высокогорное селение, мой совет – подумайте раз сто. Вся дорога как испытательный полигон не для слабонервных людей.

Мало того, что она местами узкая и крутая, так еще на каждом шагу встречаются обрывы глубиной в десятки и сотни метров.

Все это теряет всякое значение, когда вы видите, как местные жители пролетают по этим тропинкам на своих «посаженных семерках» со скоростью 90 км в час.

Слава Богу, что у меня два одноклассника живут в соседнем селе Уркарах (столица Дахадаевского района, на территории которого и находится Кубачи). Они встретили и на своей машине повезли в назначенный пункт. Выше уже рассказывал о природе этих мест. Посмотрите интересное видео по этому поводу:

Кавказское гостеприимство знакомо мне давно, так как сам кавказец. Но, тот прием, который оказал нам Гаджи Машаннаев, просто поразил не только меня, но и одноклассников, которые сами с этих мест. Сложилось такое ощущение, будто мы с ним знакомы лет 100, не меньше. К слову, такой приятный прием оказал в дальнейшем очень плодотворное влияние на наше сотрудничество. Но, о нем ниже…

Нужно отметить, что мы с одноклассниками очень долго отнекивались, когда нас пригласили к столу. Но, сами понимаете, законы гор суровые. Переступил за порог дома – изволь садиться за стол, так как ты считаешься членом семьи. Хотите знать, чем нас угощали? Ммм… до сих пор помню вкус настоящего даргинского хинкала с сушеным мясом. Это просто объедение!

Самое интересное ждало нас впереди – знакомство с ювелирным творчеством Гаджи. Он разрешил нам войти в рабочий кабинет, где и изготавливаются удивительные по красоте изделия.

Совет

Когда я воочию увидел некоторые его работы, то немного засомневался, как такие шедевры может сделать человек без каких-либо станков и установок.

Но, Гаджи прямо на наших глазах изготовил серебряный браслет и полностью развеял все сомнения.

Потому, я не мог не взять интервью у такого одаренного и прославленного человека. Тем более, уверен, что читателям этой статьи и покупателям его изделий будет очень интересно узнать из первых уст, кто же такой – Гаджи Машаннаев. Да, друзья, это ведущий специалист легендарной кубачинской школы ювелирного искусства. И сегодня он отвечает на мои вопросы…

Настоящее кубачинское серебро — бесценно

К сожалению, в последние годы кубачинские мастера все меньше и меньше обращаются к истории своих предков, больше ориентируются на современные веяния моды.

Одним из таких веяний стало то, что некоторые недобросовестные мастера для изготовления серебряных изделий используют турецкое серебро, которое по качеству намного уступает отечественному.

Но, давайте обо всем по порядку…

Приветствуем Вас, уважаемый Гаджи. Во-первых, большое спасибо за такой прием. Действительно, совсем не ожидали, что вы так нас примите. Да, и спасибо вашей супруге за такое замечательное блюдо – даргинский хинкал.

Совет

Поели с удовольствием! Во-вторых, выражаю лично вам от себя и от всех любителей кавказской культуры огромную благодарность за то, что вы сохраняете и продолжаете такое редкое и значимое ремесло.

Сегодня очень мало людей, которые могут изготовить изящные кубачинские изделия.

Здравствуй, Али! Ассалам Алейкум! Тебе спасибо за то, что ты доносишь наши труды до людей. Ведь, согласись, мало чего-то уметь делать, еще нужно, чтоб об этом знали люди.

Поэтому, ты тоже занимаешься сохранением и продолжением культурных традиций кавказских народов.

Спасибо за столь лестные слова. Приятно очень.

Обратите внимание

 Гаджи, вот первый вопрос –  с какого возраста вы стали изготавливать кубачинские изделия и кто передал вам это ремесло?

Этому ремеслу нас учат со школьной скамьи. Лично я профессионально работать стал с 15-ти лет. Мне повезло, так как отец отдал меня в подмастерье знаменитому мастеру Туллиеву Магомеду. Он научил меня азбуке мастерства. А дальше, думаю, каждый должен найти свою линию мастерства. Я счастливый человек, так как за 40 лет практики смог выработать свой стиль в работе.

Что значит для вас аул Кубачи?

Этот аул для меня больше чем постоянное место проживания. Здесь жили мои прадеды, живу я и будут жить мои дети. Поэтому, Кубачи для меня — это все самое лучшее и родное!

Много ли ремесленников в вашем ауле заняты изготовлением знаменитых изделий?

На самом деле, все кубачинцы испокон веков являются ювелирами. Это и прославило нас на весь мир. Но, знаменитые музейные работы делают только единицы. Кстати, эта отличная тема для спекуляций.

Вы обладаете отличным и раскрученным брендом. Гаджи, скажите,  есть те, кто пытается обманывать людей, подсовывая им некачественные изделия под знаком «Кубачи»?

Обратите внимание

К великому сожалению, в последние годы под брендом «Кубачи» очень многие стараются подсунуть товары китайского, турецкого или малазийского производства низкого качества. Конечно же, все это сказывается на престиже, но настоящие профессионалы всегда стремятся к совершенству.

Кубачинские браслеты в последние годы приобрели огромную популярность. Допустим, если увидели на руке девушки браслет, сможете определить ваша это работа или нет?

Плох тот мастер, который не может определить свою работу в течение двух-трех секунд осмотра. Для меня не составит никакого труда это сделать.

Серебро – это особый лечебный металл. Ведь, не зря в старину богатые люди использовали посуду из серебра. Скажите, кубачинское серебро обладает лечебными свойствами?

Важно

Эту тему я очень глубоко изучил. Сам стараюсь пользоваться серебряными изделиями.  Вообще, из серебра с языческих времен делали амулеты  и обереги. Его бактерицидные свойства действительно улучшают состояние здоровья. Серебро считается символом мудрости. А браслеты из серебра отпугивают нечистую силу.  У нас в Кубачи многие делают очистители для воды и разные обереги.

Гаджи, что самое сложное в вашем работе? На первый взгляд кажется, что нужно быть очень аккуратным и иметь филигранное зрение. Так ли это?

Нет, Али, самое главное — полет фантазии. Конечно же, зрение тоже важно, но самое сложное в нашей работе — придумать узор, который понравится тебе самому и человеку, для которого ты изготавливаешь это изделие.

Я знаю, что ваш сын тоже занимается изготовлением кубачинских изделий. Получается, что вы передаете свои навыки детям?

В нашем деле преемственность очень важна. Отцы передают свои навыки детям для того, что сохранилась наша индивидуальность. Кстати, у наших мастеров есть добрая традиция. Любой мастер должен самую лучшую свою работы подарить старшему сыну в семье. Это неписанное правило все стараются соблюдать. Кстати, а вот мой младший сын изготавливает свое первое изделие.

Да простит меня ваша супруга за этот нескромный вопрос, но все же задам его вам. Скажите, если бы вы были молодым юношей, какое бы изделие подарили своей возлюбленной?

Надеюсь, что супруга не прочитает эти слова. А так, конечно же, свой самый красивый женский браслет. Вообще, я душу вкладываю во все изделия, но браслеты люблю особенно.

Как вы думаете, как долго будет жить ваше ремесло?

Очень надеюсь на то, что дело наше будет вечным.

Как правильно эксплуатировать и обслуживать ваши серебряные браслеты?

Чтобы браслет радовал вас долгие годы, не подвергайте его воздействию кислот и щелочей. Все изделия иногда требуют чистки. Их можно мыть в мыльной воде мягкой зубной щёткой или суконной тряпкой с использованием специального средства. Я знаю, что ты даришь это средство всем, кто покупает браслет. Хорошее дело делаешь!

Совет

Да-да, каждому покупателю дарю. Гаджи, что бы вы посоветовали тем, кто хочет приобрести одно из изделий кубачинских мастеров?

Прежде всего постарайтесь не покупать изделия из Турции или Китая. Убедиться что это настоящее кубачинское серебро. Лучше сразу же обратиться к компетентному человеку.

Совет

И последний вопрос как настоящему профессионалу. Скажите, вот был ли в вашей практике такой случай, когда вы бы могли заявить, что вот оно – настоящий эталон работы мастера? Или, вы считаете, что совершенству нет предела?

Хорошие изделия я, конечно же, видел, но согласен с тем, что совершенству нет предела. Мастера придумывают все новые и новые узоры и изделия. Поэтому, нужно всегда быть в теме, дабы не отстать.

Поблагодарю Вас на даргинском языке – баркала! Вернее, большое баркала! Действительно, получил массу удовольствий от поездки в Кубачи и беседы с таким уникальным мастером. Очень надеюсь, что еще вернусь в этот горный аул.

И тебе большое спасибо, Али. Доброе и нужное дело делаешь! Всего доброго.

Вот и все на сегодня.

А теперь обещанный ОБЕЩАННЫЙ БОНУС: если вы после прочтения этого интервью закажете один из серебряных браслетов Гаджи, то получите от меня скидку 10%! Итак, еще раз: для того, чтоб получить скидку, вам нужно нажать ниже на кнопку «Заказать» и выбрать для себя браслет.

В комментариях к заказу напишите следующее: «Я прочитал интервью»! Вам позвонит наш оператор и сообщит сумму полученной скидки. Если возникли какие-либо вопросы, пишите по форме обратной связи. А вот и кнопка для выбора браслета и оформления заказа:

С уважением, Али Аскеров!

Кубачинские изделия из серебра знаменитого мастера из аула Кубачи – Гаджи Машаннаева

Кубачи и кубачинское серебро. раскрыты секреты кубачинских мастеров

Кубачинские изделия из серебра и золота на протяжении веков завораживают людей во всех уголках мира своей красотой и оригинальностью. Традиционный кубачинский орнамент сохранился практически в первозданном виде благодаря золотым рукам и таланту местных мастеров.

К нашему огромному сожалению, в Дагестане все чаще появляются псевдо-умельцы, которые подделывают изделия Кубачи и продают их под видом настоящих. Это наносит непоправимый урон безупречной репутации кубачинцев, который ковался многими поколениями.

Нам посчастливилось познакомиться с известным на Кавказе мастером – Гаджи Машаннаевым. Вот уже 40 лет он оттачивает свое мастерство в изготовлении изделий из серебра. За это время им придумано и реализовано более 500 авторских орнаментов, а также изготовлено свыше 300 000 (!) различных кубачинских изделий, начиная от серебряных подков, и заначивая столовыми наборами на 12 и более персон.

Нам пришлось долго просить Гаджи, чтоб он согласился стать одним из членов дружной команды нашего магазина KavkazSuvenir.ru. И сегодня любой человек, проживающий даже в самых дальних уголках России, либо за рубежом, может заказать настоящее кубачинское изделие ручной работы высочайшего качества изготовления. Нажимайте на кнопку и выбирайте то, что вам больше понравится:

Обратите внимание

В данной статье наш руководитель – Али Аскеров – рассказывает о том, как познакомился с Гаджи, как побывал у него дома в горах и задал свои каверзные вопросы.

Интервью получилось очень интересным, мы надеемся на то, что для вас оно еще будет и полезным.

Если возникнут какие-то вопросы, то будем рады прочитать их в комментариях к данной статье внизу, либо задайте их нашим операторам по номеру 8 (800) 333-48-46 (звонок бесплатный по России, даже с мобильных). Итак, передаем слово Али Аскерову…

Даже незнакомец в ауле Кубачи — желанный и дорогой гость

Доброго времени дня! Если вы побывали в Дагестане и не посетили этот чудесный аул – можно считать, что вы нигде не были. Признаюсь, я сам прожил почти 18 лет в горной республике и до последнего времени ни разу не бывал в Кубачи.

Но, открытие интернет-магазина, а также поставленная амбициозная цель – найти самых лучших кавказских мастеров, изделия которых и будут представлены в наших категориях, не оставили мне другого выбора, как направиться на высоту почти в 3000 метров в горы Северного Кавказа.

Практически две недели до этого мне не удавалось договориться с Гаджи Машаннаевым о времени своего визита.

Весь его день расписан по минутам, так как он не только изготавливает кубачинские изделия из серебра, но еще и все время находится в разъездах – конференции, обмен опытом, закупка серебра, контроль качества, пробирование, доставка до заказчиков.

Самое главное – все должно быть на высоком уровне. Как сказал сам Гаджи: «Нужно всегда держать и постоянно улучшать марку «Кубачи», иначе мы ничем не будем отличаться от турецкого или китайского барахла».

Мое путешествие в аул златокузнецов началось с самого древнего города России – Дербента. Вообще-то, ежедневно в 7 утра с городской автостанции должна отъезжать маршрутка, последним пунктом которого значится Кубачи.

Но, в день, когда я собрался ехать, оказалось, что водитель маршрутки «вчера гулял на свадьбе» и взял выходной.

Важно

Удивляться было нечему и отступать было некуда, потому пришлось искать другие способы поездки в назначенный пункт.

Тут пришла идея – у меня же два одноклассника живут и работают в районном центре Уркарах, который расположился недалеко от Кубачи. Дозвонился до них и они рассказали, как можно добраться в их село, обещали встретить.

На этом, слава Богу, неприятные сюрпризы закончились, и началось любование неописуемыми горными ландшафтами. Такой красоты я в жизни не видел – горы, покрытые лесами, солнце, ручьи, птицы.

Кстати, посмотрите очень интересный сюжет:

Одним словом – загляденье. Уже в пути стало понятно, что поездка удалась. Друзья встретили, как и обещали, немного посидели в Уркарахе и рванули в Кубачи.

Скажу честно, чем выше поднимались, тем больше понимал, что надо было одеваться теплее. Оказалось, что в середине августа люди в горах в куртках ходят. Или день был такой прохладный.

Тем не менее, через 30 минут езды мы уже были в доме Гаджи.

Он встретил нас так, как будто мы с ним 100 лет знакомы. Хотя, до этого я общался с ним только по телефону. Столь радужный прием оказал очень плодотворное влияние на наше будущее сотрудничество, а пока нужно было идти к столу.

 Как только мы с одноклассником не отнекивались и не говорили, что сыты, но закон гор суров: раз пришел домой – ты дорогой гость. Вот она настоящая сила кавказского гостеприимства. Хотите знать, чем нас угощали? Думаю, многие уже догадались.

Конечно же, это был даргинский хинкал с сушеным мясом. Ммм… объедение!

После трапезы и знакомства, Гаджи разрешил нам войти в его сокровищницу – рабочую мастерскую, где из рук мастера выходят невообразимо красивые изделия. Когда мы воочию увидели некоторые его работы, то немного засомневались, как такие шедевры может сделать человек без каких-либо станков и установок. Но, когда он прямо на наших глазах изготовил кубачинский браслет, удивлению не было предела.

Не мог я не взять интервью у такого одаренного и прославленного человека.

Тем более, уверен, что читателям этой статьи и покупателям его изделий будет очень интересно узнать из первых уст, кто же такой – Гаджи Машаннаев.

Он – ведущий специалист легендарной кубачинской школы ювелирного искусства. И сегодня Гаджи отвечает на мои вопросы. Но, вначале посмотрите репортаж Первого канала о нашем мастере:

Кубачинские изделия из серебра подделывают все чаще. Как быть?

К сожалению, в последние годы мастера Кубачи все меньше и меньше обращаются к истории своих предков, больше ориентируются на современные веяния моды.

Одним из таких веяний стало то, что некоторые недобросовестные мастера для изготовления серебряных изделий используют турецкое, малазийское или, что еще хуже, китайское серебро, которое по качеству намного уступает отечественному. Но, давайте обо всем по порядку…

Приветствуем Вас, уважаемый Гаджи. Во-первых, большое спасибо за такой прием. Действительно, совсем не ожидал, что вы так примите. Да, и спасибо вашей супруге за такое замечательное блюдо – хинкал.

Совет

Поели с удовольствием! Во-вторых, выражаю лично вам от себя и от всех любителей кавказской культуры огромную благодарность за то, что вы сохраняете и продолжаете такое редкое и значимое ремесло.

Сегодня очень мало людей, которые могут изготовить настоящие кубачинские изделия.

Здравствуй, Али! Ассалам Алейкум! Тебе спасибо за то, что ты доносишь наши труды до людей. Ведь, согласись, мало чего-то уметь делать, еще нужно, чтоб об этом знали люди. Поэтому, ты тоже занимаешься сохранением и продолжением культурных традиций кавказских народов.

Спасибо за столь приятные слова. Итак, вот первый вопрос –  с какого возраста вы стали изготавливать кубачинские изделия и кто передал вам это ремесло?

Этому ремеслу нас учат со школьной скамьи. Лично я профессионально работать стал с 15-ти лет. Мне повезло, так как отец отдал меня в подмастерье знаменитому мастеру Туллиеву Магомеду. Он научил меня азбуке мастерства. А дальше, думаю, каждый должен найти свою линию и свой почерк. Я счастливый человек, так как за 40 лет практики смог выработать свой стиль в работе.

Что значит для вас аул Кубачи?

Этот аул для меня больше чем постоянное место проживания. Здесь жили мои прадеды, живу я и будут жить мои дети. Поэтому, Кубачи для меня — это все самое лучшее и родное!

Много ли ремесленников в вашем ауле заняты изготовлением знаменитых изделий?

На самом деле, все кубачинцы испокон веков являются ювелирами. Это и прославило нас на весь мир. Но, знаменитые музейные работы делают только единицы. Кстати, эта отличная тема для спекуляций.

Вы обладаете отличным и раскрученным брендом. Гаджи, скажите,  есть те, кто пытается обманывать людей, подсовывая им некачественные изделия под вашим брендом?

Обратите внимание

К великому сожалению, в последние годы под брендом «Кубачи» очень многие стараются подсунуть товары китайского, турецкого или малазийского производства низкого качества. Конечно же, все это сказывается на престиже, но настоящие профессионалы всегда стремятся к совершенству.

Кубачинские браслеты в последние годы приобрели огромную популярность. Допустим, если увидели на руке девушки браслет, сможете определить, ваша это работа или нет?

Плох тот мастер, который не может определить свою работу в течение двух-трех секунд осмотра. Для меня не составит никакого труда это сделать.

Серебро – это особый лечебный металл. Ведь, не зря в старину богатые люди использовали посуду из серебра. Скажите, кубачинское серебро обладает лечебными свойствами?

Эту тему я очень глубоко изучил. Сам стараюсь пользоваться серебряной посудой.  Вообще, из серебра с языческих времен делали амулеты  и обереги.

Его бактерицидные свойства действительно улучшают состояние здоровья. Этот благородный металл считается символом мудрости. А браслеты из серебра отпугивают нечистую силу.

 У нас в Кубачи многие делают очистители для воды и разные обереги.

Гаджи, что самое сложное в вашем работе? На первый взгляд кажется, что нужно быть очень аккуратным и иметь филигранное зрение. Так ли это?

Важно

Нет, Али, самое главное — полет фантазии. Конечно же, зрение тоже важно, но самое сложное в нашей работе — придумать узор, который понравится тебе самому и человеку, для которого ты изготавливаешь это изделие.

Я знаю, что ваш сын тоже занимается изготовлением кубачинских изделий. Получается, что вы передаете свои навыки детям?

В нашем деле преемственность очень важна. Отцы передают свои навыки детям для того, что сохранилась наша индивидуальность. Кстати, в Кубачи есть добрая традиция. Любой мастер должен самую лучшую свою работы подарить старшему сыну в семье. Это неписанное правило все стараются соблюдать.

Да простит меня ваша супруга за этот нескромный вопрос, но все же задам его вам. Скажите, если бы вы были молодым юношей, какое бы изделие подарили своей возлюбленной?

Надеюсь, что супруга не прочитает эти слова. А так, конечно же, свой самый красивый женский браслет. Вообще, я душу вкладываю во все изделия, но браслеты люблю особенно.

Как вы думаете, как долго будет жить ваше ремесло?

Очень надеюсь на то, что дело наше будет вечным.

Как правильно эксплуатировать и обслуживать ваши изделия?

Чтобы серебро радовало вас долгие годы, не подвергайте его воздействию кислот и щелочей. Все изделия иногда требуют чистки. Их можно мыть в мыльной воде мягкой зубной щёткой или суконной тряпкой с использованием специального средства. Я знаю, что ты даришь это средство всем, кто покупает браслет. Хорошее дело делаешь!

Совет

Да-да, каждому покупателю дарю. Гаджи, что бы вы посоветовали тем, кто хочет приобрести одно из изделий кубачинских мастеров?

Прежде всего постарайтесь не покупать изделия из Турции или Китая. Убедиться что это настоящее кубачинское изделие. Лучше сразу же обратиться к компетентному человеку.

Совет

И последний вопрос как настоящему профессионалу. Скажите, вот был ли в вашей практике такой случай, когда вы бы могли заявить, что вот оно – настоящий эталон работы мастера? Или, вы считаете, что совершенству нет предела?

Хорошие изделия я, конечно же, видел, но согласен с тем, что совершенству нет предела. Мастера придумывают все новые и новые узоры и изделия. Поэтому, нужно всегда быть в теме, дабы не отстать.

Поблагодарю Вас на даргинском языке – баркала! Вернее, большое баркала! Действительно, получил массу удовольствий от поездки в ваш аул и беседы с таким уникальным мастером.

И тебе большое спасибо, Али. Доброе и нужное дело делаешь! Всего доброго. Кстати, а вот мой младший сын изготавливает свое первое изделие.

Вот и все на сегодня. Уважаемые друзья, могу порадовать вас с тем, что в нашем интернет-магазине есть замечательная возможность приобрести оригинальные кубачинские изделия из серебра ручной работы мастера Гаджи Машаннаева! Самое главное – мы гарантируем 100% качество и оригинальность!

С уважением, Али Аскеров!

Читайте также

История кубачинского серебра | Блог Этно-Шоп

Кубачи и кубачинское серебро. раскрыты секреты кубачинских мастеров

Кубачи – в переводе с турецкого, «кольчужники», издревле славились ювелирным и оружейным ремёслами. Это мастерство принесло им мировую славу.

Лучшие клинки отправлялись к ним со всего мира для отделки серебром, золотом, слоновой костью и другими материалами.

Этот народ мог ковать наитончайшие двойные кольчуги, надежно защищавшие тело от ударов сабли, кинжала или стрелы, изготавливать драгоценные латы, а помимо этого, варить настоящую «дамасскую» сталь, которую они отделывали серебром, золотом и слоновой костью.

Кубачинский серебряный кинжалЦена 17300 р.

Кубачи — так больше шести веков назад турки назвали небольшое поселение, что находится на территории современного Дагестана, на высоте практически 1800 метров, жители которого в совершенстве владели, и владеют до сих пор, искусством художественной ковки и ювелирного дела.

В некоторых источниках они также именовались зирихгераны, что в переводе с фарси означает «страна тех, кто делает доспехи».

Художественная отделка рукоятей мечей и другого оружия, а также украшения выполнялись столь тонко и умело, что среди заказчиков у тамошних мастеров было немало знатных и царственных особ.

Так, некоторые историки уверяют, что двурогий шлем для Александра Македонского был создан именно кубачинскими мастерами. Они же изготовили щит для Александра Невского, саблю для Надир-Шаха и набор оружия, который был подарен Александром III королеве Виктории. Сейчас этот экспонат находится в музее Лондона.

Особое искусство

Несмотря на то, что аул с именитыми мастерами в Дахадаевском районе Дагестана носит турецкое название Кубачи, сами жители именуют его довольно грозно «Угбуг», что переводится как «убийцы» или «губители». Но это относится не к самим кубачинцам, а к тому оружию, которое они изготавливают.

Искусству их ковки и чеканки клинков нет равных практически нигде в мире. Лучшие из них могут, как уверяют умельцы, срезать шляпки с железных гвоздей, при этом на самом оружии не остаётся никаких следов. Для мастеров Кубачи их умение – это целая философия и долгая история.

Первые упоминания об искусниках оружейного дела в этом поселении, судя по арабским письменным источникам, принадлежат к IV веку.

За это долгое время, прошли сотни войн, сменялись религии – от язычества к христианству, и затем к исламу, но ремесло жителей оставалось неизменным несколько десятков веков подряд.

Серебряная кубачинская парадная шашкаЦена 130000 р.

Кубачинцы исполняют практически любую работу с металлом. Существует даже легенда о том, что первый кубачинец родился с кинжалом в одной руке и ювелирным штихелем – в другой. Для горцев Дагестана ювелирное и оружейное дело всегда было одним из наиболее важных, а в ауле Кубачи едва ли не каждый мужчина считал долгом овладеть мастерством кузнеца по золоту и серебру.

Техники исполнения

Техник и видов художественной обработки металлов у кубачинских мастеров бесчисленное количество: ковка, литье, гравировка, чеканка, чернение, монтировка по серебру, насечка золотом и серебром по железу, инкрустация драгоценными металлами по слоновой кости, скань, филигрань. Изделия кубачинцы богато украшали и делают по сей день драгоценными и полудрагоценными камнями – сердоликом, кораллом, альмандином, бирюзой, гранатом, яшмой, лазуритом, агатом, цветным стеклом. Технику чернения можно назвать типичной для кубачинцев.

Она представляет собой особый сплав, содержащий медь, свинец, серебро и серу, которым вещь покрывалась перед тем как нанести на неё рисунок и насечку. Многие узоры на изделиях имеют особую древнюю символику, смысл которой в языческих верованиях, они символично изображают птиц, коней, змей и других животных. В свои времена эти предметы служили в качестве амулетов и оберегов.

С изделиями кубачинцев связаны ритуалы и обряды. Например, кулухме — массивные браслеты из темного серебра или золоченые, инкрустированные бирюзой, гишерами и зернью, переходили от матери к дочери, как величайшая ценность и одни из главных атрибутов приданого.

Девушка надевала один или несколько этих браслетов на свадьбу – во время торжественного обряда, затем могла надеть по прошествии трёх или сорока дней после свадьбы и перед рождением первенца. После этого она хранила эти браслеты, никогда больше не надевала их, и впоследствии, передавала своим дочерям, когда у них наступал срок свадьбы.

Эти браслеты служили для женщины и в качестве приданого, и оберегами.

Серебряный кубачинский широкий браслетЦена 7000 р.

Златокузнецы — ювелиры

Мастерство кубачинцев не только в умении художественно ковать метал, но и в его плавлении.

Издревле сырьё для изделий добывалось самими жителями поселения и плавилось в особых каменных печах, устройство которых было придумано самими мастерами. Златокузнечество и по сей день остаётся одним из основных занятий селян.

Многие мастера содержат дома музеи, экспонатам в которых может быть по нескольку сотен лет, и они передаются от родителей к детям из поколения в поколение.

Кубачинцы – мастера не только в изготовлении оружия, но и предметов быта – кувшинов, подносов, бокалов и прочей утвари. Например, мунчалы – типичные изделия для аула Кубачи. Есть легенда, которая гласит о том, что во времена Надир-шаха, селение было осажено его войсками.

Кубачинцы же выставили на крыши кувшины-мунчалы, наполнив их негашеной известью, и стали поливать водой. От них пошёл дым, который турецкие войска приняли за дым от фитилей ружей и мушкетов, и в спешке отступили.

Тем же самым способом кубачинцам удалось обмануть и русские войска генерала Моисея Аргутинского-Долгорукого в июне 1844 года.

Кубачинский серебряный сервиз «Царский» на шесть персонЦена 370000 р.

Во времена царской России и даже на протяжении многих лет в советские времена, среди военных было модным носить кинжалы, сабли и другое холодное оружие, выполненное кубачинскими мастерами. Висящие в некоторых домах на коврах секиры или сабли были признаком роскоши.

Кстати, умельцы аула Кубачи не только мастера чеканки и росписи по металлу, но и по камню. Надгробия на многочисленных кладбищах, что окружают аул – практически произведения искусства – художественное нанесение надписей и древних символов на старинных памятниках, немало рассказало историкам о том, как эволюционировало мастерство народа Кубачи.

Серебряный кубачинский филигранный браслет с малахитомЦена 15000 р.

Основное же занятие – работа с металлом. В этом умельцы достигли практически совершенства – самостоятельная добыча, смешение, плавление руды, работа самодельными инструментами, ковка в ими самими изобретённых печах и т д. Мастерство кубачинцев было «выковано» долгими столетиями.

Есть легенда о том, что несколько веков назад персидские златокузнецы прислали в Кубачи тонкую проволоку, заявив, что, если там смогут вытянуть такую же, тогда их мастерство будет признано по праву.

В ответ на это кубачинцы проделали отверстие в полученной проволоке, и, сделав из неё трубку, выслали обратно.

Обратите внимание

На сайте «Кавказ-Этно» представлен широкий ассортимент изделий из кубачинского серебра. В нашем магазине вы сможете подобрать и при желании купить подарок из серебра на любой праздник.

Великое искусство кубачинских мастеров

Кубачи и кубачинское серебро. раскрыты секреты кубачинских мастеров

История кубачинской техники работы с драгоценными металлами уходит глубоко в прошлое. К сожалению, львиная доля информации по этому вопросу утеряна навсегда, а та, которая осталась, почти не имеет документальных подтверждений.

В данном случае речь идёт об искусстве, появившимся примерно в середине первого тысячелетия до нашей эры. Принято считать, что кубачинский стиль (естественно, в те времена он так не назывался) существовал одновременно на территориях Евразии, Закавказья, а также Ближнего Востока.

Каждое место имело индивидуальные особенности, что отражалось в творчестве мастеров.

По некоторым данным можно сделать вывод о том, что ювелиры с разных стран тесно сотрудничали друг с другом. Они делились своими наработками, презентуя украшения и коллекционное холодное оружие своим соседям.

Всех их объединяла одна деталь — высококачественная обработка благородных металлов с отделкой самоцветами и другими красивыми камнями. В данном направлении часто использовались такие приёмы, как чеканка, чернь, гравировка.

В изделиях, изготовленных на территории Предгорного и Северо-Восточного Дагестана, можно было увидеть наличие такого материала, как цветное стекло.

История, имеющая документальные подтверждения

Судя по археологическим раскопкам, данное направление развивалось очень быстро. Каждая страна имела свои черты, которые отражались в особенностях узоров, технике работы с различными материалами и т. д. Изделия, созданные на территории Дагестана, имели самые сложные и многогранные узоры.

Некоторые работы имели 5 уровней обработки, каждый из которых привносил свой уникальный характер. Центром ремесла стал посёлок Кубачи. Существует легенда, которая рассказывает, как местные златокузнецы работали над созданием экипировки и оружия для культовых исторических личностей.

Среди выдающихся работ был меч русского князя Мстислава, а также шлем Александра Македонского.

Важно

Конечный стиль кубачинских мастеров сформировался только в 17-18 веке. Именно в это время он получил своё название и обрёл уже привычную всем форму. В начале 19 века, посёлок Кубачи официально был назван крупнейшим мировым центром по изготовлению изделий из благородных металлов.

Сюда приезжали заказчики со всех уголков планеты, желающие получить уникальные кинжалы и сабли, украшения для своих жён и дочерей. Дахадаевский район республики Дагестан не переставал удивлять своими творениями.

В 1924 году здесь была создана ювелирная артель, которая в 1960 году реорганизовалась в Кубачинский Художественный Комбинат.

Современная история

Профессионализм ювелиров и их стремление создавать что-то новое, поспособствовало расширению ассортимента КХК. Здесь начали изготавливать широкий ассортимент столового серебра, предметы декора, сувениры и многое другое.

Всех их объединяла уникальная техника создания узоров, в которую входили всевозможные листья, бутоны цветов, развесистые ветви и различные геометрические фигуры. Никто не может сказать, почему знаменитый орнамент кубачей принял именно такой вид. Известно одно — он позволял каждому мастеру выразиться в полной мере.

Искусство работы с благородными металлами передавалось из поколения в поколение. Каждый потомственный ювелир имел собственный фамильный стиль, имеющий свои правила и законы.

В рамках Кубачинского Художественного Комбината были созданы традиционные виды орнаментов. Так, например, «тутта накъишь» наносился на холодное оружие, представляя собой ветвистый рисунок с симметричным расположением.

В свою очередь «мархарай накъишь» предусматривал свободное движение в любую сторону. В 70-х годах правительство СССР произвела финансирование КХК, обеспечив работой более чем 800 человек.

В это время производство начало выпускать около тонны различных изделий из благородных металлов, большая часть из которых распродавалась по всему миру.

Особое внимание уделялось столовой посуде, такой как серебряные подносы и тарелки, чайные наборы, молочники, сахарницы. В ассортимент комбината также стали входить фляжки, портсигары, трости и десятки других изделий. Сегодня кубачинское серебро можно встретить в крупнейших музеях мира. Данный факт является гордостью республики Дагестан и России в целом!

Кубачи

Кубачи и кубачинское серебро. раскрыты секреты кубачинских мастеров

?Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
2010-08-19 07:45:00Василий Сергеев
vasily_sergeev
2010-08-19 07:45:00

Кубачи, есть малый народ в Дагестане, но весьма прославленный их работами, как например ружья, сукно, бурки, золотые, серебреные и железные мелочи, и через то немало от них подложных монет персидских, турецких и русских златых и серебреных происходит. 
Татищев Василий Никитич (1686-1750), русский историк

Роскошь и загадка, восточная мудрость и аристократизм — все это заключается в двух словах «кубачинское серебро». Серебряный браслет на нежной женской руке притягивает и завораживает замысловатым переплетением узора. Хочется разгадать эти ювелирные знаки, постичь их тайну, не отрывая взора от блеска драгоценного металла.

Кубачинское серебро — изделия ручной работы, что придает им особую изысканность, шарм и престиж. Истинных женщин порадует разнообразие украшений: браслеты, кольца, подвески, а настоящих мужчин вдохновит на подвиги серебряный кинжал с рукоятью из слоновой кости, инкрустированной драгоценными камнями.

«Кубачи» по праву является брендом в мире эксклюзивных ювелирных произведений из серебра.

Кубачинское мастерство названо так по месту возникновения ремесла — дагестанский аул Кубачи. В античные времена древние греки разрабатывали рудники на территории Кавказа, добывали драгоценные металлы, в том числе серебро, и здесь же занимались изготовлением ювелирных изделий. Так местные жители переняли искусство владения металлом.С VI века в арабских источниках упоминается название Зирихгеран. Это название на фарси означает «страна тех, кто делает доспехи», по-русски получается нечто вроде «бронники» или «кольчужники». Около 1467 года впервые упоминается имя Кубачи (или Гюбечи), слово это тюркское, означает «бронники, изготовители доспехов».О самостоятельных кубачинских мастерах стало известно из трудов арабского историка Аль-Масуди, жившего в X веке.

По его рассказам на территории нынешнего аула Кубачи проживали ремесленники — кольчужники, изготавливавшие не только великолепные по своим защитным свойствам кольчуги, но и лучшее боевое оружие. Отсюда и пошло название «Кубачи», что в переводе с турецкого языка означает «оружейных дел мастера» или «кольчужники». Согласно легендам, именно кубачинские ремесленники создали для русского князя Мстислава меч, а для Александра Невского — щит. В нескольких мировых музеях хранятся произведения ювелиров из горного аула. Например, в лондонском музее Виктории и Альберта есть коллекция холодного оружия, принадлежавшая некогда английской королеве Виктории. К ней она попала в качестве подарка от Александра III, специально заказавшего для этого случая работу у кубачинских мастеров.По мере осваивания серебра, ювелиры производили великолепные украшения и металлическую посуду. Купцы увозили драгоценный товар по всему свету, распространяя славу о кубачинских местах. Наибольшую популярность приобрели «свадебные» украшения женщин Кавказа. Первые браслеты, нагрудные ожерелья, кольца и подвески, дошедшие до наших дней, принадлежат мастерам XVII — XVIII веков. Это не привычные изящные драгоценности с растительным черненым орнаментом, а массивные серебряные изделия, инкрустированные бирюзой, альмандинами. Такие украшения одевались только на свадьбу, и переходили от поколения к поколению.

Серебряные изделия ручной работы во все времена считались признаком хорошего вкуса. Столовое серебро кубачинцев поражает своей роскошью и неповторимостью. Серебряные чаши и блюда с черненным цветочным орнаментом удивляют истинных ценителей эксклюзивных ювелирных изделий. Кубки для напитков, инкрустированные различными каменьями, напоминают восточные сказки о джинах и падишахах.

Утащено отсюда, спасибо Женщина-Пантера

Молодые мастера Кубачи

Кубачи и кубачинское серебро. раскрыты секреты кубачинских мастеров

Мы все  привыкли к давно заезженным клише, гласящим, что Кубачи — очень древний аул, центр искусства златокузнецов, и визитная карточка Дагестана.

           Аул мастеров

Действительно, древний, но реальной датировки появления людей в туманном горном краю нет, ибо не работали в Кубачи археологи, не делали раскопки, не искали, откуда пришли жители этого аула.

               Действительно, аул златокузнецов, но в истории Дагестана Кубачи, или царство Зирихгеран, с древности известен как центр камнерезного искусства, художественной обработки дерева, производства медночеканной посуды, кольчуг, холодного, а позже и огнестрельного оружия, искусства переписчиков книг — каллиграфистов, золотой вышивки и ковроткачества, гончарного дела.

Действительно, визитная карточка Дагестана — аул, в котором каждый камень дышит стариной, в котором каждый дом является музеем, но сюда и сегодня, в XXI веке, нет нормальной дороги, водопровода, гостиницы и других условий, чтобы достойно принять гостей. Есть только большой аул с непризнанным официально собственным кубачинским языком, земля вокруг которого принадлежит другим аулам и сёлам. И есть  люди в этом ауле  — мастера.

Существует несколько версий, откуда в этих неприступных горах появился центр, сочетавший в себе множество разнообразных искусств: кубачинцы — выходцы из Франции, или отколовшийся от войска Искандера отряд мастеров, или один из самых древних коренных народов Дагестана.

Откуда бы ни появились кубачинцы, есть такое впечатление, что Кубачи создавался изначально как аул мастеров и в нём издревле селились и ассимилировались мастера разного профиля из разных аулов Дагестана.

Здесь сегодня  много семей и родов, у  которых прослеживаются аварские, лакские, русские и иудейские корни.

Совет

Если бы не Иосиф Сталин со своими репрессиями и высылками целых народов, то и сегодня аулы царства Зирихгеран, каждый со своей специальностью, оставались бы на своих местах. Исчез с лица земли аул делателей клинков для кубачинских сабель и кинжалов — Амузги, в нём всего один дом, где живут люди.

Аул гончаров Сулевкент находится очень далеко — в Хасавюртовском районе, и только в последние годы небольшая инициативная группа сельчан пытается возродить древнее гончарное дело. Кубачи избежал переселения в 40-е годы XX в., кубачинцы отказались от переезда на равнину в удобные для жизни места и во времена Хрущёва.

Они знали, что аул, теряя своё исконное место, потерял бы и своё исконное искусство.

О Кубачи можно говорить очень много. Мы будем  ещё рассказывать о разных сторонах прошлого и сегодняшней жизни этого древнейшего дагестанского центра искусств. Сегодня мы поговорим о молодых мастерах, увидим, что искусство и в самое дикое время новейшей истории не умирает, а возрождается и преобразуется молодыми мастерами.

Каменный узор

С конца тридцатых годов прошлого века на старом кладбище аула не раз можно было увидеть молодого кубачинца, подолгу рассматривавшего древние надмогильные памятники, срисовывавшего на бумагу вырезанные на них орнаменты. Это был Расул Алиханов, известный и талантливый  ювелир,  в самые золотые десятилетия  существования Советского Союза получивший все возможные регалии и звания, в том числе народного художника России.

Древние кладбищенские камни и такие же древние  камни, встроенные в стены жилых домов и зданий культового назначения, покрыты прихотливой вязью узоров, выгравированных или выбитых долотом. В этих узорах и завитки растительного орнамента и следы невиданных зверей.

Мягкий камень, пласты которого добывались  на территории Зирихгерана, позволял глубокой резьбой прорисовывать на нём орнаменты.

До сих пор каменные плиты каминов и надмогильные памятники делают в соседнем ауле, тоже входившем когда-то в царство Зирихгеран, повторяя на них узоры, возникшие в незапамятные века.

Такими же, а также совершенно новыми и необычными узорами были покрыты поверхности деревянных дверей, прялок, имеющихся в каждом доме, наверший деревянных столбов, поддерживавших потолки в старых домах.

Отметим, что на воротах древней мечети, хранящихся в музее Кубачинского художественного комбината, можно увидеть узоры, восходящие к древним зороастрийцам — огнепоклонникам, вера которых долгие века была и верой кубачинцев.

Орнамент и цвет

В какие годы, в какие века кубачинцы перешли от обработки камня и дерева к работе с серебром, история не даёт точных данных. В те времена  они работали и с железом: ковали кольчуги, делали кинжалы. Началом кубачинского серебряного дела можно считать тот день, в который безвестный мастер перенёс вязь орнамента с каменного камина на пластинку серебра.

С изобретением черни узор стал гораздо ярче из-за возможности работать в двух цветах, в двух противоположностях, в чёрном и белом.  Детали орнамента, его отдельные элементы нанизываются на веточку из черни, которая на первый взгляд прихотливо извивается на белом фоне.

Обратите внимание

А на деле эта прихотливость кажущаяся, завитки этой черневой лозы подчиняются определённым правилам, из которых образуется закон красоты.

Следующие шаги в развитии серебряного дела — это использование слоновой кости, инкрустация золотом на железных клинках, на серебре и той же слоновой кости, выпиловка, филигрань и цветные эмали. Кубачинцы в поисках новых форм, узоров, способов обработки драгоценного металла ещё в средние века бывали в разных странах — от Испании до Китая.

Разделение труда

Любое изделие из серебра, изготовленное в ауле Кубачи, — это труд не только гравировщика или мастера по эмали. Издавна существует разделение труда, и серебро, проходя свой путь от куска сероватого металла до готового, играющего блеском граней узора изделия, попадает в руки совсем разных мастеров.

Плавильщик из серебряного лома или куска чистого серебра выплавляет пластину серебра определённой пробы.

Общепринята 875-я проба, что означает: в килограмме этого сплава 875 грамм чистого серебра и 125 грамм меди.

Именно такое сочетание делает серебро достаточно мягким, чтобы можно было гравировать на нём, и достаточно твёрдым, чтобы изделием можно было пользоваться по назначению, не повредив его случайно.

Прокатчик на специальных вальцах прокатывает пластинку металла в полосу определённой толщины, раз за разом уменьшая зазор между валами вальцов и делая полосу всё тоньше и тоньше.

Монтировщик  полосу серебра превращает в готовую форму  рюмки, браслета, кувшина, подноса, любого изделия.

Гравировщик при помощи острого штихеля вырезает на поверхности изделия глубокий узор.

Важно

Шабровщик заполняет этот глубокий узор чернью — специальным порошком, который плавится при температуре гораздо ниже температуры плавления серебра, и заполняет внутренность вырезанного гравировщиком узора. После плавки он специальным инструментом — шабером — очищает с поверхности изделия остатки черни.

Полировщик начисто полирует почти готовое изделие.

Гравировщик покрывает узором дополнительной гравировки всю оставшуюся поверхность изделия, не занятую чернью.

Итак, в производстве серебро проходит минимум через семь этапов. Если в изделии есть позолота, выпиловка из слоновой кости, филигрань, эмаль, то всё это делают другие мастера. Однако в Кубачи есть несколько уникальных, универсальных мастеров, которые могут сами осуществить все этапы производства изделия на самом высоком уровне.

Серебро — металл благородный

Главный инструмент гравировщика — штихель. Его деревянная основа должна удобно ложиться в руку, поэтому некоторые мастера сами для себя изготавливают штихели. А резец оттачивают из победитового стержня. Серебро — мягкий, тёплый и немного вязкий металл. Он легко поддаётся гравировке, но штихель мастера всегда должен быть острым.

Серебряная заготовка любого изделия — по сути,  пластинка матового серебра определённой формы. Для того, чтобы она стала художественным произведением, её нужно покрыть узором. Размер, красота и изящество этого узора должны соответствовать размеру и форме самой пластинки.

А если узор не будет хорош, пластинку ждёт одно — она будет смята в бело-серый ком  и отправлена на переплавку. Поэтому мастер, прежде чем начать наносить штихелем на пластинку первый глубокий узор под чернь, тем же самым штихелем, уголочком резца аккуратно наносит, нацарапывает на белый фон тонкий рисунок узора.

Рисунок можно нанести также простым карандашом.

Молодые мастера, ещё не уверенные в собственных силах, обычно обращаются к старшим — своим школьным учителям, которые обучают детей в кубачинской школе основам ювелирного дела, или своим отцам, которые учат их дома. И старшие, уже признанные художники, делают для учеников основу рисунка. Очень мало мастеров, которые могут гравировать, не подготовив рисунок заранее, это особый риск и особый шик для кубачинца.

Есть в Кубачи большая дружная семья — династия мастеров  Каммагаджиевых.

Дед, Гаджи-Рабадан, был гравировщиком на Кубачинском художественном комбинате, второе поколение — Гаджи-Муса, Гаджи и Абакар — известные мастера, участники многих российских и международных художественных  выставок. Мастера вырастают и в третьем поколении.

Сын Гаджи-Мусы, Рабадан, принял участие и привёз дипломы с множества выставок в Москве и других городах России. Это и «Молодые дарования», и выставка в «Гохране», и ювелирные выставки и ярмарки.

Совет

Как-то Рабадан подошёл к отцу и попросил нарисовать основу для узора на серебряной вазе. Гаджи-Муса ответил, что Рабадан уже превзошёл отца в искусстве и может нарисовать узор лучше, чем сам Гаджи-Муса. 

Еще не раз получал и получит Рабадан дипломы победителя выставок, но больше всего он будет гордиться оценкой своего труда, которую дал ему отец.

Вдохновение

Всегда, особенно в последние годы, говорили и говорят: времена уже не те, люди не те, «богатыри — не вы», мастеров не осталось. Мы скажем другое: мастера не только остались, а вырастают новые, которые дадут фору многим златокузнецам старшего поколения.

Абдулла Гасанов закончил в Махачкале два вуза. Он получил юридическое образование, а  второй диплом — в сфере информационных технологий. Но для него лучшее дело, которым он живёт, — это работа с серебром.

Сегодня время такое —мастеру выгоднее поставить на поток ширпотреб — делать изделия с крупными, размашистыми элементами узора, не нужно напрягать глаза.

Когда набиваешь руку, гораздо легче сделать партию рюмок с одинаковым узором, как того требует рынок, чем месяцами корпеть над одним кувшином, заполняя тончайшим рисунком всю его поверхность.

Но есть такое понятие — вдохновение художника. Пришло вдохновение, есть настрой на настоящую работу, и Мастер бросает всё мелкое и суетное и начинает творить.

Абдулла, работая над чайным сервизом, где все его составляющие необычной и эстетически красивой формы, покрыл гравировкой даже ручки чашек — это очень трудоёмкий и кропотливый процесс.

Обратите внимание

Но было вдохновение, эстетическое удовольствие от своего узора на серебре — и он сделал этот сервиз, который стал настоящим произведением искусства.

Кубачинское искусство не исчезло, его продолжает новое поколение молодых мастеров, которые перенимают стиль старших и вносят в него новое, своё.

Алмасовы

Не знаю, каким было бы сегодня искусство в Кубачи, если бы не ещё одно наследие советской власти: Кубачи — единственное в Советском Союзе, а теперь в России место, где основы трудовой деятельности преподаются по особой программе. Заканчивая школу, каждый кубачинец сдаёт специальный экзамен, представляя на суд взыскательной комиссии изделие, изготовленное своими руками. После этого он получает кроме аттестата о среднем образовании диплом мастера-ювелира.

Благодаря учителям кубачинской школы — Гаджиумару Изабакарову, заслуженному художнику России, и Ахмедхану  Алмасову — появляются новые  имена ювелиров из Кубачи.

Сегодня сын Ахмедхана, Курбан Алмасов, — известный далеко за пределами аула мастер. Их семейный знак «Алмас», который отец и сын выгравировывают на изделиях, — знак высокого мастерства и качества. Курбан в совершенстве владеет разными техниками — от монтировки до  художественного литья.

Он подолгу вынашивает в голове новые узоры, новые формы и подолгу добивается, чтобы готовое изделие по всем параметрам — от формы до последнего штриха узора — соответствовало высокой планке, заданной им самим.

Он возвращается к древним формам изделий, использует орнаменты, пришедшие к нам из Индии, Ирана и России, и каждое его изделие — произведение искусства.

        Династия мастеров

Говоря  о ювелирах Кубачи, нельзя не рассказать об ещё одной династии мастеров. Это Гусейновы: Абдулхалик — заслуженный художник России, его сыновья Гаджи-Магомед и Джабраил — заслуженные художники Дагестана, и внуки Заур, Ирбагим и Марат.

Марат не проходил учёбу основам кубачинского искусства в школе. Он учился в Махачкале — у своего деда, отца и дяди, впитывая чувство красоты, умение сделать узор изящным и тонким. Сегодня, несмотря на свою молодость, это сложившийся, серьёзный мастер, которому под силу любой, самый сложный узор.

Многие мастера хранят у себя изделия прошлых лет и прошлых веков.

Дядя Марата, Гаджи-Магомед, к сожалению, очень рано ушедший от нас, был безмерно рад, когда случайно в Москве на огромном рынке в Измайлово сумел приобрести портсигар работы своего деда 30-х годов прошлого века.

Важно

Он отличался от изделий, произведённых во времена ширпотреба — конец XX — начало XXI в. — тончайшим черневым узором. Некоторые линии были тоньше человеческого волоса.

Сегодня Марат может работать ещё тоньше, чем его прадед. Некоторые изделия, которые он сделал просто для проверки своих сил и возможностей, надо рассматривать только в лупу, чтобы увидеть хитросплетение черневого узора, где линии черни не толще паутины.

Кубачи, как и все дагестанские промыслы, — неисчерпаемый кладезь талантов.

И мы ещё не раз будем рассказывать — о других видах  искусства, процветавших в Кубачи, о ювелирах и оружейниках далёкого прошлого, о том, как помогала златокузнецам советская власть, построив Кубачинскую артель, ставшую в последние десятилетия социализма крупным и известным на всю страну предприятием, о других династиях мастеров серебряного и золотого дела.