Квн как феномен отечественного юмора

1.7 КВН как предмет юмора

Квн как феномен отечественного юмора

КВН как предмет юмора начинает пользоваться всё большей и большей популярностью. КВНщики шутят абсолютно над всем, что каким-либо образом относится к игре.

Иногда команды шутят над своим же выступлением:

Молодец…ты помял зал… — Нужно говорить: порвал! — Я знаю, что нужно говорить «порвал», но ты его помял!

«Сибирские сибиряки» (Новосибирск)

или друг над другом:

Эй, Галустян! Выходи бриться!!! — Не бриться, а биться! — Для него бриться страшнее, чем биться!!!

«Уездный город» (Челябинск — Магнитогорск)

Обратите внимание

Очень много в играх Высшей Лиги КВН звучит шуток об отношениях в команде (которые в основном придуманы специально для зрителей самими КВНщиками), и эта тема особо популярна у сборных РУДН, «ЧП» (Минск) и «Уездный город».

Все люди, сидящие в жюри, известны и популярны, от их решения зависит будущее каждой команды. Шутки о членах жюри чаше всего не показывают качества этих людей, а подмечают их некоторые недостатки. Всех больше звучит шуток о самом «старом» из членов жюри, о Юлии Гусмане:

Говорят, что каждый вечер мюзикл в МДМе срывает какой-то бородатый человек, который ходит с двойкой по залу и в конце пытается толкнуть речь…

Сборная Москвы

Юлий Соломонович! Заполните анкету: «На скольких КВНах были? На скольких из них бодрствовали? На скольких из них зря…»

«Уездный город»

Также в выступлениях КВНщиков встречается много шуток о Камолове, Ярмольнике и т.д. В последнее время стало особенно популярным обращаться к членам жюри с речью (в большинстве случаев в конце выступления и с просьбой поставить оценки повыше), разыгрывать их:

Уважаемое жюри! Сборная Сенегала великолепно выступила на чемпионате мира по футболу. Дайте и здесь сенегальцу не облажаться!

РУДН

Леонид Ярмольник, КВН — это ведь добрая игра!!! Пусть все команды получат сегодня за приветствие 5 баллов… а мы семь!!! Поднимите нам семь баллов… Пожалуйста! Ну что вам стоит? Нет, если это что-то стоит, то вы скажите — я пойму. Пойму и прокляну!!!

«Утомленные солнцем» (Краснодарский край)

Особой темой можно выделить шутки об Александре Васильевиче Маслякове, а с недавнего времени и о его сыне.

Важно

Сам президентский «титул» Маслякова дает множество возможностей для создания шуток, но все они в обязательном порядке имеют характер возвышения, определения этой личности на порядок выше, чем всех остальных, КВНщики как бы «преклоняются» перед ним и никогда не высмеивают его недостатков:

Святой ты человек, Григорий! — Да какой я святой? Вон вчера Александр Васильевич мимо прошел, а я даже перекреститься забыл, не то, что шапку снять. А он молодец, руку мне пожал крепко так дверью. Теперь год мыть не буду! Ну, пока кости не срастутся.

«Сибирские сибиряки» (Новосибирск)

А вот если бы Путин был с Урала! — Не надо! Путин с Урала у нас уже был.

Сборная ХХI века.

Однако, чрезмерное количество таких шуток (ставшее уже традиционным) не всегда нравится зрителю, а, возможно, и самому Александру Васильевичу.

КВНщики шутят о своей личной жизни, о том, как игра в Высшей Лиге КВН влияет на неё:

Я недавно возвращаюсь домой с КВНовских баталий к красавице жене, а дверь открывает молодой симпатичный мужчина, да еще без штанов. Я говорю, кто такой, почему здесь, да еще без штанов? Что ты здесь делаешь? А он: Мама! Мама! Папа с КВНа вернулся!

«Сибирские сибиряки» (Новосибирск)

Мне 25 лет… Я играю в КВН. У меня сыну три месяца, я его два раза видел: на УЗИ и на фотографии…

Сборная Перми

Нередко команды вспоминают и о своих спонсорах, что, кстати, только добавляет им популярности, даже если в шутках и не показаны положительные их качества:

Слышь, мужики! Помогите разобраться с фантой! Вот это сульфид натрия, циклопендранпенгидропенандрен и карбонад натрия, да? С кем тут веселее, с кем именно?

«Уездный город» (Челябинск-Магнитогорск)

Говорят в целом об игре КВН:

Совет

Скоро в КВН будут играть везде! — Концертный зал следственного Бутырского изолятора, встречаются команды 5 статьи пункт 2 и второй статьи пункт 8. Одна пятьдесят шестая финала…а куда спешить?

МАМИ (Москва)

О желании каждой команды выиграть написано немало шуток:

И уж если быть до конца откровенным, то нам абсолютно не важно, кто победит в этой игре. Не важно, кто станет чемпионом этого сезона, ведь за три года в этой игре мы многому научились… — Например, врать, что нам абсолютно не важно кто победит в этой игре.

«Уездный город»

Добрый вечер! Сегодня все команды хорошо подготовились. Все одинаково сильные и очень смешные. И пока не ясно, какая команда сегодня увезет «Кивин в золотом» в Пятигорск. …

Сборная Пятигорска

Тенденция к явному росту количества шуток на данную тему может говорить о некотором тематическом кризисе игры, ведь шутить друг над другом и над собой означает находиться в замкнутом круге и перестать развиваться.

Что такое КВН? / КВН

Квн как феномен отечественного юмора

Итак, немного истории, друзья!

Четыре источника и составные части

Говорят, знание истории позволяет заглядывать в будущее. Чисто КВНовская мысль: можно было бы проследить всю историю театра, эстрады и литературы (причем, не только европейских!), с удовлетворением обнаружив в итоге, что все это тысячелетиями существовало и развивалось с единственной целью: воссоединиться в КВНе, как венце творения. Круто? Возможно. В это части книги мы решили скромно воспользоваться опытом классиков того, чему нас в свое время долго и напрасно учили, и выделить лишь несколько основных “источников и составных частей” КВНа. Их, правда, будет четыре, а не три — как у марксизма. Но, согласитесь, ведь и явление посерьезнее! Поехали!

Капустник Что это такое — приблизительно знают все. Откуда «это» взялось — представляют себе немногие, причем все по-разному. Существует, например, легенда об актерах-вахтанговцах, которые в 20-е годы собирались в доме Б.В.Щукина и “чудили” — разыгрывали для собственного удовольствия разные сценки из театральной и околотеатральной жизни.

А “капустниками” все это называлось будто бы из-за того, что у Щукиных по такому поводу подавались потрясающие пироги с капустой. Так вот — это неправда! Точнее, актеры-то скорее всего, действительно собирались и чудить — чудили. А неправда — то, что это были первые театральные “капустники”.

Реально это дело придумали не вахтанговцы, а актеры знаменитого Московского Художественного Театра еще в конце 1900-х годов. Именно в МХТ на театральных вечеринках впервые стали делать пародии — сначала на самих себя, на собственные постановки, на театральную публику, а потом и на другие театры и даже на политических деятелей.

Это там (внимание!) стало понятно, что в сценической пародии позволительно некое панибратство с людьми очень высокого общественного положения. И это там (трижды внимание!) впервые стали писать новые слова к нашумевшим шлягерам! (Ничего не напоминает?) Но и всё это — тоже неправда! Точнее, все — правда, кроме истинных исторических корней «капустников».

А теперь внимание! Историческая правда: задолго-задолго до всего выше изложенного, долгими осенними вечерами деревенские девушки собирались в большой избе и рубили капусту, чтобы заквашивать ее на зиму.

Работа была большая и занудная, а девушки были молодые и красивые, поэтому приходили к ним деревенские парни и веселили их как могли: сочиняли частушки, рассказывали смешные истории, разумеется, на местную тему, и подтрунивали над зрительницами. Отсюда исторический вывод: «капустник» — чистой воды русский народный жанр! А страсть к актуальному юмору, товарищи, сидит в нас на генетическом уровне! О как!!!

 Едем дальше!

Агитбригада
 Знакомое слово? Десяток лет назад об этом явлении еще помнили все. Целое движение было. Так что, ради исторической справедливости, впитайте и это понятие.

В общем, у большинства, кто помнит, ассоциации с этим словечком чисто «революционные»: синие блузы, красные косынки и чучело «мирового империализма» с внушительным мамоном, который, под бурные аплодисменты  публики, смело протыкался пролетарским штыком.

Кстати, некто Соколов из команды «Уральские пельмени» и был так разделан на сцене соратниками по команде на заре «пельменской» юности 90-х годов прошлого столетия.        Агитбригада, как понятие, кануло в Лету вместе с Комсомолом.

Обратите внимание

В свои последние годы она, правда, никого и никуда не агитировала и существовала просто как название небольших коллективов студенческой авторской художественной самодеятельности. Но остатки жанра в ней сохранились. И именно они нынче и составляют жанровую основу КВНа. Сейчас поймете почему.  Вообще, агитбригада — штука гениальная.

Это такой «театр представления», доведенный до логического предела, когда он уже почти перестает быть театром. Именно агитбригада изобрела знаменитую «линейку» — шеренгу людей, стоящих на авансцене лицом в зал и представляющих собой, по сути дела, единый образ.

Узнаете КВНовское приветствие? Далее у нас идет «отстраненное общение», когда актеры, вопреки всем театральным канонам, обращаются друг к другу, смотря при этом в зал! Далее: актеры на сцене могут говорить и за героя, и за автора, а в следующий момент разбить монолог на десятерых. А компоновка сценария из отдельных кусочков и даже реплик, которые вовсе не обязательно связаны между собой не только логикой действия, но и логикой вообще! Всё это, братья КВНщики, придумано агитбригадой! Так что относитесь к этому явлению уважительно, как относится преуспевающий потомок к родителю, заложившему материальную основу его благосостояния.

 Напомним, что мы сейчас плывем с вами по истории! Впереди — теория и практика! А пока — продолжение истории.

СТЭМ
 Студенческий театр эстрадных миниатюр, господа! Одно название говорит о значимости явления. А в 50-60-ые годы СТЭМы были просто дико популярны. Кое-где существуют они и сейчас, хотя основательно потеснены КВНом.

 Традиционной продукцией СТЭМа является эстрадная миниатюра — юмористическая сценка, разыгрываемая небольшим количеством актеров (чаще всего двумя). Классических СТЭМовских миниатюр не так много, как кажется.

Эксплуатируются они уже многими поколениями студенческой самодеятельности, и что-то из них вы почти наверняка видели — вроде «Отелло» с шепелявым студентом, или «Экзамена в ликеро-водочном институте». В КВНе конкурс СТЭМ, введенный в 1995 году, несколько отличается от классического.

Прелесть этих мини-спектаклей заключалась как раз в том, что в них не только сохранился ни с чем не сравнимый «кайф» эстрадной миниатюры, но и сформировалось некое новое качество, которое практически полностью было заимствовано КВНом.  Что за «кайф» в «новом качестве»? Во-первых, это, как и в агитбригаде, доведенный до логического предела «театр представления».

Но, если в линейке агитбригады актерство отдельно взятой личности было минимальным, то в СТЭМе без этого актерства практически не обойтись! Следующий шаг в таком актерстве — уже клоунада и, скорее всего, в СТЭМе этот шаг уже сделан.

Важно

Здесь студент уже не может быть просто умным, он — гений ситуации! А профессор, соответственно, имеет право быть только законченным идиотом.  Роднит СТЭМ с клоунадой и система воздействия на зрителя. Если актерам удается «поймать» зал, то дальше они могут уже спокойно и планомерно довести его до истерики, которая и не снилась никакой даже культовой комедии.

 Действие в СТЭМе строится так: изначально абсолютно реальный житейский конфликт в течение нескольких минут доводится до полного маразма, когда актеров «выносит» из области более или менее продуманного текста в откровенную импровизацию.

И вот что удивительно: клоуны сразу обозначают собственную ирреальность “нечеловеческими” костюмами и гримом, а СТЭМ во всем этом абсолютно не нуждается. По большому счету не надо никакого реквизита и декораций! Разве что пара стульев и стол. Вывод: СТЭМ — это искусство полного постановочного примитива.  Дополнительная историческая справка (ради справедливости): СТЭМ напоминает такое явление, как «бедный театр», придуманный великим английским режиссером П.Бруком. Только там декорации были удалены, чтобы не мешать зрителю сосредоточиться на человеческом образе. В «нищем театре» СТЭМа лишние детали часто мешают восприятию происходящего.

 Впрочем, за такую «дешевизну» своего успеха СТЭМ должен платить свою безусловную цену. Он не может не быть актуальным! И герои, и ситуации должны быть абсолютно близки и узнаваемы зрителем! Иначе он просто не угадает реальный прототип за «нагромождением маразма». И чем эта узнаваемость более конкретна, тем больше вероятность успеха!

Игра

Нато изучает влияние квн и ивана урганта на россиян. это правда? что говорится в исследовании о «милитаризации юмора» — meduza

Квн как феномен отечественного юмора

Фото: Михаил Климентьев / ТАСС / Scanpix / LETA

Вечером 15 марта российские СМИ сообщили, что НАТО заинтересовалось влиянием юмористических телепередач на общественное мнение россиян.

В исследовании, в частности, анализируется содержание нескольких программ Первого канала, в том числе КВН и «Вечернего Урганта». Соответствующий доклад был подготовлен Центром стратегических коммуникаций НАТО (Stratcom) в Риге и будет представлен 17 марта.

Как выяснилось, прямого отношения к НАТО доклад не имеет: Stratcom не входит в структуру альянса, а исследование о юморе было сделано по заказу Минобороны Латвии.

Научно-инновационный центр стратегических коммуникаций НАТО (NATO Stratcom Center of Excellence) в Риге был открыт в 2014 году.

Это международная военная экспертная организация, объединяющая специалистов из десяти стран (наряду с государствами Восточной Европы в него входят Великобритания, Германия, Нидерланды и Италия).

Центр является «организацией, аккредитованной НАТО», однако его сотрудники подчеркивают, что Stratcom не входит в альянс и не подчиняется никаким структурам НАТО.

Основная задача Stratcom — налаживание стратегических связей между странами НАТО. Говорилось также, что Центр нацелен на противодействие российской пропаганде.

Деятельность центра стратегических коммуникаций финансируется правительствами входящих в него стран.

Как рассказала «Медузе» официальный представитель Stratcom Линда Цурика, сами страны же определяют направления, по которым ведется исследовательская работа.

О чем доклад Stratcom Laughs?

Как рассказала Цурика, исследование Stratcom Laughs («Центр стратегических коммуникаций смеется») было заказано министерством обороны Латвии.

Целью было «изучить влияние различных коммуникаций на эмоции, а также исследовать, как юмор может быть использован как инструмент стратегических коммуникаций».

В работе над докладом участвовали специалисты из Латвийского университета, в том числе специалисты по гуманитарным наукам и социальной психологии.

Совет

Текст исследования опубликован на сайте Stratcom. В 150-страничном документе исследуются программы «Прожекторперисхилтон», Yesterday Live, «Вечерний Ургант» и «Максим Максим» за 2008–2016 годы.

Отдельная часть доклада посвящена КВН, третий раздел — использованию юмора для противодействия пропаганде в ходе событий 2014 года на Украине.

Шутки в программах анализировалось с точки зрения структуры, тематики и влияния на общественное мнение.

Так, авторы пришли к выводу, что юмор используется в российских передачах для «снятия стресса» с населения, но также и для создания определенного взгляда на внешний мир: в передачах он часто представляется как «враждебный», а многие шутки направлены «против лидеров западных стран».

Проанализировав выпуски КВН, авторы пришли к выводу, что программа организована по принципу пирамиды: шутки сперва влияют на зрителей в зале (вершина пирамиды), затем — на более широкую телевизионную аудиторию, и наконец, на максимально широкую аудиторию в соцсетях.

В документе также изучаются связи ведущего КВН Александра Маслякова с Кремлем.

Сотрудничество называется взаимовыгодным: франшиза КВН получает финансирование из источников, связанных с первыми лицами государства, а руководство России получает через программу возможность влиять на стратегически важные аудитории (эти сведения изложены со ссылкой на расследование Forbes).

Пирамида Маслякова: как распространяются шутки в «Клубе веселых и находчивых»StratCom laughs: in search of an analytical framework. Latvia, March 2017

Исследование заметили на Первом канале и в МИДе РФ

Многие авторы и участники передач, упомянутых в докладе Stratcom, заявили, что никогда не задумывались над тем, что их шутки могут быть инструментом стратегических коммуникаций. Большинство заявили, что никогда специально не шутили над западными странами и их лидерами. Представитель Первого канала в комментарии РБК сказал: «Читали. Смеялись».

Официальный представитель российского МИДа Мария Захарова также отреагировала на публикации об использовании юмористических передач для осуществления политических коммуникаций, написав: «Не удивлюсь, если в глубинах этой аналитики [российские комики] Галустян и Ревва названы информационно-стратегическими подрывниками».

Линда Цурика сообщила «Медузе», что реакция России не осталась незамеченной авторами исследования. «Если даже Мария Захарова прокомментировала — значит, мы что-то нащупали», — заявила она.

«Юмор — ключ к событиям»

Квн как феномен отечественного юмора

Канал СТС представит осенью 20-серийный документальный фильм «История российского юмора»

Юлия Ларина

До зрителей канала СТС в ближайшее время дойдут шутки, прозвучавшие 10-20 лет назад. Это будут лучшие шутки двух десятилетий — с середины 1980-х до середины нулевых. Смешно, что об истории российского юмора больших проектов до сих пор не снимали, да и вообще эту историю толком не исследовали.

А здесь чуть ли не все главные действующие лица дают комментарии ведущим проекта «История российского юмора» Борису Корчевникову и Василию Уткину: Александр Масляков, Максим Галкин, Владимир Винокур, Михаил Задорнов, Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин, Иван Ургант, Михаил Шац и Татьяна Лазарева…

Обратите внимание

Обозреватель «Огонька» посмотрела пару серий и серьезно поговорила на тему юмора с Борисом Корчевниковым, уже делавшим для СТС успешную «Историю российского шоу-бизнеса», а последние два года потратившим на изучение истории отечественного юмора.

— СТС — развлекательный канал, без политики. Но говорить об истории юмора последних двух десятилетий и не говорить о политической сатире невозможно…

— Это первый большой политический проект на СТС. Мы шли от самых актуальных шуток — а они чаще все же политические — к событиям года. И юмор часто являлся еще и ключом к этим событиям, особенно в перестроечную пору всеобщих «фиг в кармане».

Поэтому первые 10 серий (1987-1996) особенно интересны. Поскольку возможность публично шутить напрямую связана с политическими свободами, то и юмор тех лет менялся стремительно.

«История российского юмора» — это, безусловно, и история свободы в постсоветской стране — со всеми ее очарованиями и разочарованиями.

— У каждой серии есть тема: рождение нового юмора в конце 1980-х, бум политической сатиры, отражение в юморе путчей, феномен одесского юмора и «новорусской» мифологии. Какие еще?

— Например, открытый мир, как Россия влюблялась в Запад: вестернизация, фильм «Окно в Париж», первые международные гастроли КВН… Или криминальный бум, война в Чечне…

— Война в Чечне тоже отражалась в юморе?

— Первая скорее нет, она была совсем страшной, а вот вторая уже отражалась. Пример того — знаменитый интернет-ролик милиционера Владимира Виноградова из Владимирской области «Как я ездил на войну в Чечню». Это народный юмор. Мы говорим не только о том, что происходило в самой индустрии. Мы рассказываем, над чем смеялась Россия.

— Назовите еще несколько тем.

— 1996 год — юмор на службе у власти («Голосуй или проиграешь!»), 1997 год — олигархи как главные герои юмора. 1998 год — кризис жанра в экономический кризис.

— Мы подобрались к 1999 году, приходу к власти Владимира Путина…

— Есть серия, посвященная этому. В данном случае юмор становился ключом к человеку. Фактически только юмор и пытался как-то расшифровать Путина. Поэтому Галкин, первый, кто его спародировал, стал абсолютным героем. Серия о 2002 годе уже посвящена борьбе пафоса и юмора. С одной стороны, искренне лепились бюстики и ткались ковры с изображением президента, а с другой — над этим стали шутить.

— Вы говорите в фильме о свертывании политической сатиры в стране?

— Конечно. Мы старались доказать, насколько это возможно журналистскими способами, что сатира стала умирать по объективным причинам, а не потому что кто-то начал что-то запрещать. Просто люди в очередной раз устали от политики.

Отсюда — превалирование шуток на тему личной жизни, а также приход жанра, который на Западе называют туалетным юмором, он связан с угасанием политической сатиры начала 2000-х годов.

Но мы даем высказаться в фильме людям, которые полагают, что причина в другом — в возникшей цензуре. Например, Виктору Шендеровичу…

— У вас есть Шендерович, которого давно не видно на федеральных каналах?

— В нескольких сериях. Например, в серии о 2001 годе — «деле НТВ». Мы говорим о том, как сатирик перестал быть сатириком и стал трибуном. Шендерович — один из главных героев серии о 1994 годе, когда появилась программа «Куклы».

Десятилетие спустя тот же Василий Пичул, режиссер «Кукол», будет делать «Мульт личности», которому по дерзости и отвязности юмора будет далеко до «Кукол». В 1990-е годы про тяжелобольного человека, Бориса Ельцина, могли шутить так, что сейчас это смотрится дико.

Вообще, ощущение, что можно пошутить про все,— абсолютно западное. Те же «Куклы» — это французский формат. Но мы, слава богу, все-таки сохраняем огромное количество табу.

Шутки про президента в Америке или про королеву в Великобритании — это там, как нам сказал в интервью Ургант, не просто юмор интимный, он внутримышечный. Так же там шутят про представителей духовенства. В России такое сложно себе представить.

Все-таки и Церковь другая, и история ее иная, и память о том, что такое жить без Бога, еще сильна. Поэтому, кроме выступлений в фейсбуках, это все-таки табу. И оно объясняет нас. Вообще, есть две вещи, которые точнее всего раскрывают нацию: то, над чем она смеется, и то, чему или кому она молится. Поэтому наш сериал призван ответить в результате, кто мы такие.

— Вы прослеживаете, как развивался юмор стилистически: от намека в советские времена до стеба и прикола сейчас?

— Да, стеб пришел вместе с КВН и стал подавляющим в эфире, а оттуда и в социуме. Прикол как жанр станет главным уже в интернете. Стеб и прикол — это примерно одно и то же. Просто в слове «прикол» заключен хронометраж шутки — что-то короткое, что укалывает. Не длиннее ролика на YouTube.

Поэтому главными героями этого юмора, объектами насмешек являются странные люди, называемые теперь фриками. Пока мы заканчиваем проект 2006 годом — бумом интернета, появлением мемов и фотожаб и фразы «Превед, Медвед». Путь от полунамеков Жванецкого в советские времена до ролика в Сети — это колоссальный путь.

И очень досадно, что качественно юмор движется по нисходящей, хотя количественно — только в гору.

— Как вы в фильме оцениваете влияние КВН на отечественный юмор и телевидение?

— Это уникальное явление, которое теперь характеризуют то как триумф, то как диагноз. Последняя серия нашего фильма посвящена именно этому — как кавээнщики оказались везде: во власти на телевидении, в исполнителях, авторах, продюсерах…

— Но ведь их немало и на СТС, да и гендиректор канала Вячеслав Муругов из команды КВН Белорусского госуниверситета.

— На телевидении кавээнщик — самый востребованный кадр. Человек, обладающий мгновенной реакцией на жизнь. Плюс самодеятельность — все делает сам. В итоге мы наблюдаем тотальную победу юмора. Некоторые говорят, что это компенсаторная вещь: политических и журналистских свобод стало меньше, юмор занял эти ниши.

Я думаю, проблема в другом — в кадрах. В нынешней конкуренции телевидению очень нужен развлекательный продукт, отсюда — востребованность кавээнщиков. А КВН за эти годы стал империей. Еще 15 лет назад первый фестиваль КВН в Воронеже собрал 50 команд, а на последний в Сочи приехало под 600.

Важно

Вообще, нарастающая масса смеха все больше походит на лавину-убийцу. Мы заканчиваем сериал монологом «Доклад» Геннадия Хазанова конца 1980-х. Он будто про сегодня: «Самых больших успехов мы добились в области смеха… На наших бескрайних просторах раздавалось неуемное дикое ржание…

» Мы пересмеялись в том числе и над собственными болями, бедами, проблемами. И эти проблемы так и не решены.

— Скажите, есть какие-то люди, которые отказались сниматься в проекте?

— Досаднее всего, что нет Петросяна. Он отказался. Его несколько затравили в последние годы, и он не хотел появляться в одном проекте с теми, кто его травит.

Я хотел отойти от конфликта, который особенного накала и бесстыжести достиг в середине нулевых годов, когда про Петросяна шутили все. И он, как человек ранимый, очень горевал. Он признавался мне, что потом ставил свечки за этих людей в церкви.

Мы говорим о Петросяне в фильме много, понять его феномен — увлекательнейшая задача. Его же очень любят, к нему ходят на концерты больше полувека! И у него сердечная связь со своими зрителями. Именно сердечная — слово, едва ли применимое к другому поколению в этом жанре.

Я посмотрел почти все концерты Евгения Петросяна. Он часто не шутит, а говорит серьезно. Иногда плачет. И зрители плачут вместе с ним.

— Удивительно, что Регина Дубовицкая согласилась на интервью, потому что отношение к «Аншлагу» понятное, и ясно, что вы тоже не могли оставить это без комментария: «Все будущие упреки в дебилизации населения — корнями из сложившегося в 1987-м представления Дубовицкой, что не сатира, а просто юмор лечит».

— Мне казалось, что сейчас, в 2012 году, уже даже немножко пошло иронизировать на эту тему. Тема глумления над «Аншлагом» появляется в нашем фильме в 2000 году. А сопоставление Петросян — Мартиросян первый раз появляется вообще 1998-м. То есть уже три пятилетки повторения одной и той же шутки. Перебор.

— Мне кажется, снять такой проект стало возможным, потому что это не проект Первого канала или «России 1». Если бы фильм снимал Первый, вероятно, отказались бы участвовать люди со второго — Дубовицкая, Галкин. Если бы второй, мы не увидели бы, возможно, Маслякова или Якубовича.

— Вы правы. Договориться об интервью здесь всякий раз означало уговорить на него. Мы представить себе не могли, что это настолько конфликтная среда.

— Дает ли история юмора возможность понять дальнейшее его развитие?

— Она дает возможность понять дальнейшее развитие нас самих. Очень точно про это сказал Андрей Кнышев. Я спросил, почему уровень агрессии в нашем обществе растет, а юмора становится все больше и больше.

Он напомнил, что юмор всегда расцветал в период диктатур, а также в период или накануне больших потрясений. Сейчас на телевидении бум двух видов программ: юмористических и мистических.

Развлекуха соседствует с ощущением внутренней тревоги у людей, тревоги о будущем. И это итог нашего сериала.

«Кремль весёлых и находчивых»: как в НАТО сочли КВН политическим инструментом Москвы

Квн как феномен отечественного юмора

Российская телевизионная юмористическая передача КВН — это политический инструмент Кремля. К таким выводам пришли исследователи Центра стратегических коммуникаций НАТО StratCom.

Чтобы проанализировать, как с помощью юмора Россия пытается завоевать умы и сердца зрителей, сотрудники центра просмотрели выступления команды МГИМО «Парапапарам». Увиденное развеяло последние сомнения аналитиков военного альянса.

О самом совершенном оружии Москвы — в материале RT.

Совет

Юмор как политический инструмент Кремля — с таких позиций Центр стратегических коммуникаций НАТО StratCom рассматривал развлекательные программы российского телевидения. Отдельная глава исследования посвящена передаче КВН и её влиянию на формирование взглядов аудитории. StratCom делает неутешительный вывод: этот развлекательный контент дискредитирует западные ценности.

Отмечается, что на этом фоне юмор как инструмент коммуникации становится более значительным, разноплановым и сложным. В связи с этим, считают исследователи StratCom, он может быть использован как эффективный элемент пропаганды и манипуляции.

Квн как агент влияния

По мнению StratCom, КВН в России — это успешный коммерческий продукт, своей популярностью обязанный не в последнюю очередь особым «тесным отношениям» Кремля и бессменного ведущего передачи Александра Маслякова.

Исследователи уверяют: «серия очевидных фактов» подтверждает крепкую связь между Кремлём и Масляковым. Это и финансирование строительства концертного зала «Планета КВН», и поддержка участников конкурсов КВН за рубежом, и «присутствие высокопоставленных политиков, включая Путина и Медведева, на выступлениях».

По следу МГИМО

Для наиболее тщательного анализа таинственной связи российских властей с участниками юмористических программ были выбраны выступления команды МГИМО «Парапапарам» разных лет.

В докладе подчёркивается, что институт связан с МИД России, а члены команды называют себя дипломатами.

Исследователи подробно разобрали не только темы, которые обыгрывали кавээнщики, но даже длительность их выступлений.

В StratCom также отметили, что объектом пародий и шуток для «Парапапарам» нередко служат американские реалии, которые — уверены аналитики — юмористы намеренно выставляют в невыгодном свете, чтобы на этом фоне подчеркнуть достоинства России.

Так, приводится в пример выступление команды, в котором сравниваются две фотографии: на одной бывший президент США Барак Обама едет на велосипеде по парку, на другой — российский лидер Владимир Путин сидит верхом на медведе (популярный интернет-мем).

Помимо этого, считают авторы доклада, не стоит забывать и о скрытых коммуникаторах, которые стоят за КВН, — продюсерах, редакторах, авторах сценариев для команд-участниц и т. д.

Эксперты StratCom делают вывод, что существует целая армия юмора КВН, работающая на Кремль на взаимовыгодной основе.

Глубины аналитики

Исследование StratCom уже оценила официальный представитель МИД России Мария Захарова, заявив, что не удивится, если информационными подрывниками эксперты НАТО назовут и других комиков.

Мы начинаем КВН!

Квн как феномен отечественного юмора

8 ноября 1961 года в эфир вышел первый выпуск программы КВН («Клуб Веселых и Находчивых»). В истоках и замыслах игры КВН стоял не Масляков, а некий журналист Сергей Муратов, который изначально придумал и вел передачу «Вечер веселых вопросов», идея которой была позаимствована с чешской передачи «Гадай, гадай гадальщик»…

Берите в руки карандаш,Мы начинаем вечер наш,

Мы ждем вас, друзья!

– этой песней начиналась популярнейшая телевизионная передача «КВН». Сначала она называлась «ВВВ» — «Вечер веселых вопросов» по образцу чехословацкого «ГГГ» — «Гадай, гадай, гадальщик».

В ней телезрители отвечали на вопросы ведущих, причём особенно приветствовался юмор. Идея была совершенно новой для того времени.

Впервые в советской телепередаче участвовали не только ведущие, но и зрители. К тому же «Вечер» шел в прямой трансляции.

Обратите внимание

Производила передачу «Фестивальная редакция ЦТ», первая на советском телевидении молодёжная редакция, основанная Сергеем Муратовым в 1956 году.

«Вечер веселых вопросов» пользовался большой популярностью, но вышел в эфир всего три раза. На третьей передаче был обещан приз всем, кто приедет в студию в шубе, шапке и валенках (дело было летом) и с газетой за 31 декабря прошлого года. Объявляя об этом, ведущий – композитор Никита Богословский, забыл упомянуть о газете.

В результате в студию хлынули толпы людей в шубах и валенках, смели милиционеров, начался полный хаос. Трансляцию прекратили, но передачу ничем не заменили. До конца вечера телевизоры показывали заставку «Перерыв по техническим причинам». Передачу и редакцию закрыли. Но потребность в подобной программе осталась.

Через четыре года, 8 ноября 1961 года, некая Елена Гальперина позвонила Сергею Муратову и предложила создать новую телепередачу, аналог прошлой. Бывший создатели передачи «Вечер веселых вопросов» собрались вместе и выпустили новую передачу КВН! Аббревиатура КВН расшифровывалась как “Клуб Веселых и Находчивых”, а еще это была марка тогдашнего телевизора – КВН-49.

Первым ведущим ее был Альберт Аксельрод, а в 1964 году его сменил студент МИИТ Александр Масляков. С тех пор он постоянный ведущий этой передачи уже почти 50 лет.

Несколько поколений веселых и находчивых почтительно называют его «Хранитель» и весело — «Ал-Вас-Мас». Сам он скромно именует себя «человеком в уголке». В отличие от большинства телешоу, подиум ведущего — в самом углу.

Оттуда «дирижер КВН» наблюдает, поддерживает, подыгрывает со своей неизменной фирменной улыбкой.

Именно этой улыбкой 23-летний студент когда-то покорил отборочную комиссию, решавшую, кто будет вести самую популярную передачу тех лет. Маслякову достаточно было переступить порог и сказать: «Здравствуйте».

Традицией в то время было парное ведение программ. В пару ко вчерашнему студенту утвердили Светлану Жильцову — ведущую гораздо опытнее его. Разнокалиберный тандем оказался неожиданно слаженным. Телевизионные премудрости молодой ведущий хватал, что называется, на лету.

«Получал удовольствие от того, что происходит: я с такими умными и остроумными ребятами рядом, и выяснилось, что мне еще 20 рублей платят за каждую передачу, и родные и близкие видят. Ощущение юного парня, который оказался в известном смысле в центре событий», — вспоминает Александр Масляков.

Важно

Удивительно, но задачей непременно рассмешить у кавээнщиков той поры не было. Речь шла прежде всего о викторине, и вполне серьезные ответы на вопросы не считались чем-то абсурдным. И вопросы часто были соответствующими. А если не знали, как ответить правильно, отвечали остроумно.

Вот, например, как проходил финал 1965 года. Разминка, вопросы — ответы, 15 (а не 30, как сейчас) секунд на обдумывание. «Почем фунт лиха?» — интересуется одна команда.­ «Это величина, обратная фунту изюма, там — сладко, здесь — горько!» Зрители явно засчитывают ответ как остроумный — улыбаются, аплодируют.

Следующий вопрос: «Что в мешке?» Ответчики оглядывают предложенную к осмотру громоздкую котомку, заглядывают внутрь и оглашают свой вердикт: «Спальный мешок!» Представьте себе такой ответ в наше время — ни жюри, ни зал не простили бы. Но это еще не все!

Команда, задававшая вопрос, начинает кипятиться: «Ну а в спальном-то мешке что?» «А это уже второй вопрос!» — победоносно отрезают ответчики. «Но мы же не спрашивали, какой мешок, мы спрашивали, ЧТО в мешке?!» Начинается словесная перепалка, зрители недовольно гудят, ведущая пытается успокоить конфликтующие стороны — хорошо, что до драки не доходит.

КВН, как и «Вечер веселых вопросов», пользовался огромной популярностью. Вскоре и по всей стране возникло КВН-движение. В подражание передаче, игры КВН устраивались в школах, пионерских лагерях и т.д. Отборочные турниры КВН проходили в вузах по всей стране, на телевидение попадали лучшие команды.

Поскольку команды часто иронизировали над советской действительностью и идеологией, вскоре к программе было привлечено внимание КГБ, который начал давить на руководителя центрального телевидения Сергея Лапина. Передачу начали пускать в эфир уже только в записи и весьма “порезанной”, хотя изначально она шла в прямом эфире.

Теленачальство стало править тексты номеров, «прорабатывать» на личных беседах капитанов команд. Параллельно пускались слухи о том, что кавээнщики якобы погрязли в криминале, причастны к махинациям с валютой и драгоценностями.

К тому же и в самом КВН наметился раскол. В молодежной редакции ЦТ хотели, чтобы передача оставалась сугубо импровизационной, а большая группа игроков дрейфовала в сторону театрализации процесса, то есть подготовки сценок, сюжетов, даже фильмов непосредственно конкурсу.

Чисто технически выпуски «старого» КВН отличались от современных, как горбатый «Запорожец» от «Феррари». Взять хотя бы то, что поначалу программа шла в прямом эфире, и не потому, что кто-то так решил, просто в те годы на отечественном ТВ технически не существовало такого понятия, как запись!

— КВН жил своей особой жизнью, — вспоминает Светлана Жильцова. — В то время дикторам на телевидении категорически запрещалось произносить какие-то слова, кроме написанных, за оговорку могли уволить. К этому привыкли. А в КВН все об этом забывали! Ведь это был прямой эфир, нельзя было ничего поправить.

Совет

Да, позже появилась возможность записывать передачи. Но показывать их могли только полностью! Все потому, что в то время еще не научились монтировать. И острые шутки, которые, как предполагалось, могут не понравиться власти, нельзя было вырезать. Поэтому эти шутки звукорежиссеры захлопывали аплодисментами.

Как-то я сидела дома, смотрела КВН, и в передаче наступил момент, когда, как я помнила, должна была быть отличная шутка. И вдруг вместо шутки — бурные овации…

Со временем цензура ужесточилась вплоть до того, что на сцену нельзя было выходить с бородой – это считалось намеком на Карла Маркса. В конце 1971 года передачу закрыли.

Однако страна уже вовсю играла в КВН и без телевизора. Ни одна пионерская смена, ни один школьный «Голубой огонек» или студенческий новогодний вечер не обходился без веселья и находчивости.

КВН находился в рейтинге выше танцев и намного опережал викторины.

Сам Масляков остался не только на экране, но и в центре внимания. «Алло, мы ищем таланты», «А ну-ка, девушки», «Веселые ребята» — все эти программы после первых же выпусков, если говорить сегодняшним языком, показывали высокие рейтинги. Тогда о рейтингах не знали. Был хохот на всю страну, любовь зрителей и безусловное первое место «самого народного» телеведущего.

И только через 15 лет, в 1986 году, в самом начале перестройки КВН возродили благодаря инициатору и капитану КВН МИСИ Андрею Меньшикову. Ведущим, как и до закрытия, стал снова Александр Масляков.

КВНщики шутят о нем почтительно и осторожно. Авторитет Маслякова непререкаем. Последнее слово всегда остается за ним. Но правоту его решений неизменно доказывает главный зритель — зал. И на репетициях все шутки КВНщики давно уже выверяют именно по этому безошибочному индикатору.

«Все, конечно, следят боковым зрением, а как же Александр Васильевич отреагировал. Потому что если он — даже не говорю, что он сильно смеется — если он просто улыбнется на шутку, значит, послезавтра зал просто ляжет», — рассказывает телеведущий, капитан команды КВН «Новые армяне» в 1997-2002 годах Гарик Мартиросян.

После возрождения основателей КВН пригласили сначала в жюри, а затем в качестве почётных гостей. Постепенно начало возникать движение КВН. Игры начали устраивать даже в Западной Европе, в США и в Израиле.

Самые знаменитые участники команд КВН:

— в 60-е и 70-е годы — Юлий Гусман, Михаил Задорнов, Геннадий Хазанов, Леонид Якубович, Аркадий Инин;

— в 80-е годы — Валдис Пельш, Алексей Кортнев, Михаил Марфин, Сергей Сивохо, Александр Гуревич;

— в 90-е годы — Бахрам Багирзаде, Татьяна Лазарева, Михаил Шац, Сергей Белоголовцев, Гарик Мартиросян, Александр Пушной, Андрей Рожков, Дмитрий Брекоткин;

— в 00-е годы — Тимур Батрутдинов, Михаил Галустян, Александр Аа Ревва, Игорь (Гарик) Харламов, Семён Слепаков, Сергей Светлаков, Павел Воля, Тимур Родригес, Наталья Еприкян и много других..

Все чемпионы «старого» КВН

1961 — 1962 Московский инженерно-строительный институт

1962 — 1963 Московский физико-технический институт

1963 — 1964 Московский горный институт

1964 — 1965 Команда города Фрязино

1965 — 1966 Команда города Горький

1966 — 1967 Команды Одессы и Московского медицинского института

1967 — 1968 Команда Баку

1968 — 1969 Рижский институт гражданского воздушного флота

1969 — 1970 Команда Баку

1970 — 1971 Белорусский политехнический институт

1971 — 1972 Одесский институт народного хозяйства

Михаил Задорнов в КВН

Квн как феномен отечественного юмора

КВН — одно из лучших явлений России

После сорокалетнего перерыва я снова вышел на сцену в составе команды КВН. Стал полноценным членом Клуба весёлых и находчивых питерского журфака.

Словно омолодился. Какая же энергия у реагирующего зала! Смею утверждать, что ни у кого из профессионалов в зале такой энергии нет.

Многие знают, что большинство из нас, сатириков, юмористов советского периода — выходцы из самодеятельности различных ВУЗов: медицинских, инженерных… Но тому, что я пришел в самодеятельность, я обязан КВН. Ведь я был капитаном болельщиков команды Риги в 1971 году.

Обратите внимание

Наверное, я бы был членом команды, но я жил в то время в Москве, и не мог быть в составе команды города Риги, поскольку уже не был в Риге прописан, а в советское время никакие подтасовки были невозможны, как сейчас.

И в то же время в Риге понимали, что такой молодой, подающий надежды автор и исполнитель собственных шуток, им бы не помешал. Ведь когда я учился в Риге (ещё до Московского Авиационного института), в Рижском политехническом, я был капитаном команды этого института.

Но мы проиграли в финале ГВФу (Гражданский Воздушный Флот). Капитаном ГВФа был Юрий Радзиевский, который и стал капитаном команды города Риги.

КВН я любил с первого его показа на телевидении.

КВН, пожалуй, единственная наша отечественная передача! «Голос» — передача замечательная, но сделана по купленной лицензии. «Голос» придумали на Западе, но мы можем эту программу считать нашенской, потому что душа её — это наши талантливые российские люди.

Я согласен с тем, что мы покупаем сегодня лицензии. Чем мне нравится наш Первый канал – так это тем, что когда он покупает западные проекты, он всё-таки умеет наполнить их задушевностью наших одаренных российских молодых людей.

А КВН был придуман советскими студентами, необычайно развитыми.

В общежитии МГУ играли в шарады, а потом стали составлять целые команды из комнат, этажей, а позже из разных общежитий, и КВН родился сам собой.

Вот эта сила! Из советского образования возникла телевизионная передача, которая живёт и поныне. Честь и хвала Маслякову, который сумел протянуть её через самые тяжёлые годы и сохранить.

Будучи за кулисами все эти дни пока проходили репетиции, я видел, что молодежь, участвующая в КВН, дисциплинированна! Это их отличает сегодня от большей части молодежи: они привыкли не опаздывать, подчиняться по вертикали власти и это очень здорово.

Важно

Ещё мне нравится, что руководство КВН не пропускает пошлости, обрезает категорически.

Из КВН вышли практически все, самые популярные сегодня юмористические молодёжные телевизионные передачи на всех каналах.

Но! Там нет того управления, которое не пропускает нечисть.

Я считаю, что в КВН собрались молодые, необычайно талантливые люди (КВН практически заменил на сегодняшний день ВЛКСМ). Но они должны знать, если прочитают этот пост, что им категорически нельзя зазнаваться. Многие, побывав раз на сцене, услышав реакцию публики, мгновенно зазнаются.

Мне повезло, я стал известным в 38 лет, когда уже побывал и ведущим инженером, и режиссером, и лауреатом премии Ленинского комсомола, мне уже поздно было зазнаваться.

Вот на каком этапе эти талантливые, подающие надежды люди, становясь взрослее, все теряют: ещё ничего не умеют, а уже зазнались, и дар потерян.

К сожалению, я это заметил и во многих героях сегодняшнего КВН.

КВН жил, КВН жив, КВН будет жить!

А ещё, будучи за кулисами среди молодых кавээнщиков, я вдруг вспомнил свою юность в любимом городе Риге, и потому предлагаю посмотреть только что сделанную миниатюру на тему воспоминаний о юности.

Смешное из жизни

Похожие сообщения

Почему КВН уже не смешной?

Квн как феномен отечественного юмора

?Антон Александров (antona1976) wrote,
2017-03-01 14:34:00Антон Александров
antona1976
2017-03-01 14:34:00Category:Я не смотрю КВН с прошлого тысячелетия. Кто в армии служил, тот в цирке не смеется, а я  как раз в 99 году «освободился» условно досрочно.

Ну это шутка, конечно, — корни этой проблемы залегли намного глубже, чем посттравматический шок от службы в рядах армии РФ.

Дотошный читатель спросит —  а как же ты можешь знать, что КВН не смешной, если ты его не смотришь?

Дорогие ребята, я нахожусь на таком уровне  посвящения, что мне, для того, чтобы чего-то там узнать,   телевизор  уже смотреть необязательно — «работаю» напрямую через коллективное бессознательное. Лечу по фотографии, на расстоянии и без греха. Ну вы поняли.

Итак, вернемся к КВН. Куда пропали хорошие шутки, вернее смешные шутки, а еще вернее  — актуальные шутки?  Может «старые» сценаристы обленились,  а новое поколение  не справляется? Вряд ли. Скорее наоборот, сценаристы в силу ряда объективных причин стали только профессиональнее — дело не в них.

Глобально, проблема заключается в том, что шутить больше не над чем. Дело в том, что механизм юмора функционирует за счет искажения и уничтожения вполне конкретных «смыслов» – разрушении  целостности различных социальных концептов  и образов.

И вот эти самые смыслы и образы кончились — вернее, они окончательно разрушены, то есть смеяться над ними уже технически невозможно.

Вспомните, на чем «поднялся» КВН в конце 80-ых? Правильно — на разрушении прежде табуированных «советских» смыслов и образов. Эта знаменитая реплика «Партия — дай порулить!«, она была безумно смешной потому как существовал цельный образ коммунистического СССР.  Как только СССР рухнул, шутка, как по волшебству, перестала быть смешной. Совпадение? Не думаю.

Совет

Потом начались 90-ые, появились новые смыслы и новые глобальные социальные проекты — Либерализм, Демократия, рыночная экономика, свободное потребление. Помните как смеялись над рекламой?  Да это была просто золотая жила. К началу 2000 годов было разрушено все, до чего могли дотянутся руки юмористов. Прежних «святынь»  почти не осталось.

Никто больше не верил ни в демократию, ни в рекламу, ни в экономику — соответственно, смеяться над этим  с той же интенсивностью уже не получалось.Ушлые армяне вовремя  интуитивно прочухали  эту проблему и в 2003 году создали Камеди Клаб, который начал окучивать образы, которые были недоступны КВН из-за соображения цензуры.

Но как вы догадываетесь, ничто не вечно под луной и  шутки про наркотики и проституток тоже вскоре приелись.

Таким образом, КВН сегодня питается в прямом смысле объедками образов и трупами больших проектов. Что у нас там сегодня в тренде?  Нанотехнологии, футбол, что?  Ничего хорошего  —  в смысле смешного, из этого получиться не может —  не тот масштаб.

Отдельные репризы — да, возможны, а вот что-то большее —  уже  нет.

Конечно, где то «на донышке» еще остались некоторые неразрушенные образы, над которыми возможно смеяться, но они уже не в формате телевидения. Например, сейчас в ютубе  активно высмеивается  образ матери и материнства. О новых форматах юмора я недавно писал вот здесь.

Ну и посмотрите, для восстановления исторической памяти, этот знаменитый номер про «Партия — дай порулить!«Очень показательно.