Крестьянский вопрос кратко

Попытки решения крестьянского вопроса — история России

Крестьянский вопрос кратко

Политика Екатерины II в основном (и «вечно» актуальном) вопросе российской действительности – крестьянском – оставалась в целом традиционно неизменной: вопреки первоначальным заверениям императрицы о своей приверженности идеям «просвещенного абсолютизма» при ее правлении под крепостной гнет попали многие миллионы ранее свободных крестьян. Факт этот настолько расходился с декларациями Екатерины II, что именно на него в первую очередь обратил внимание А. С. Пушкин: «Екатерина уничтожила звание (справедливее – название) рабства, а раздарила около миллиона государственных крестьян (т. е. свободных хлебопашцев) и закрепостила вольную Малороссию и польские провинции».

Историки давно уже (впрочем, с большей, чем позволяют факты, уверенностью) выделили основное противоречие екатерининского «века Просвещения»: императрица «хотела столько просвещения и такого света, чтобы не страшиться его «неминуемого следствия».

Девичья башня в баку

Но такая оценка вызывает естественные вопросы: а были ли соответствующие условия для уничтожения «рабства», созрели ли они ко времени правления Екатерины II настолько, что необходимость радикального изменения социальных отношении осознавалась обществом?

Обратите внимание

Не затрагивая тонкостей вяло текущей в литературе полемики, обратимся к авторитетному мнению на этот счет С. М. Соловьева. Подробно и обстоятельно изучив работу Уложенной комиссии 1767 г.

, он четко определил главное ее назначение: она была созвана о целью «познакомиться с умочертанием народа, чтобы испытать почву прежде, чем сеять, испробовать, что возможно, на что будет отклик и чего еще нельзя начинать». Это заключение полностью совпадает с мнением самой императрицы относительно задач Комиссии: «Мысль – созвать нотаблей – была чудесная.

Если удалось мое собрание депутатов, так это от того, что я сказала: «Слушайте, вот мои начала; выскажите, чем вы недовольны, где и что у вас болит? Давайте пособлять горю; у меня нет никакой предвзятой системы; я желаю одного общего блага: в нем полагаю мое собственное. Извольте же работать, составлять проекты: постарайтесь вникнуть в свои нужды».

И вот они принялись исследовать, собирать материалы, говорили, фантазировали, спорили; а ваша покорная услужница слушала, оставаясь очень равнодушной ко всему, что не относилось до общественной пользы и общественного блага». Таким образом, созыв Комиссии имел для императрицы прежде всего интерес практический.

Владеть людьми, иметь рабов считалось высшим правом, считалось царственным положением, искупавшим всякие другие политические и общественные неудобства». Для того чтобы основательно подорвать «представление о высокости права владеть рабами», как известно, понадобилось целое столетие. Тем самым для освобождения крестьян почва оказалась совершенно не подготовленной.

Разочарованная и обескураженная, но прагматичная Екатерина вынуждена была «предоставить времени удобрение почвы посредством нравственно-политического развития народа».

В результате, как она писала, «я дала им волю чернить и вымарать (из «Наказа». – М. Р. ) все, что хотели.

Они более половины того, что написано мною было, помарали… и я запретила на оного инако взирать, как единственно он есть (в напечатанном виде. – М. Р. ) правила, на которых основать можно мнение, но не яко закон».

Об изначальной позиции императрицы по вопросу о крепостном праве можно судить достаточно определенно, хотя она на этот счет и не делала четко сформулированных публичных заявлений.

«Едва посмеешь сказать, – горюет она, – что они такие же люди, как мы, и даже когда я сама это говорю, я рискую тем, что в меня станут бросать каменьями; чего я только ни выстрадала от такого безрассудного и жестокого общества, когда в Комиссии для составления нового Уложения стали обсуждать некоторые вопросы, относящиеся к этому предмету, и когда невежественные дворяне, число которых было неизмеримо больше, чем я когда-либо могла предполагать, ибо слишком высоко оценивала тех, которые меня ежедневно окружали, стали догадываться, что эти вопросы могут привести к некоторому улучшению в настоящем положении земледельцев… даже граф Александр Сергеевич Строганов, человек самый мягкий и в сущности самый гуманный, у которого доброта сердца граничит со слабостью… даже этот человек с негодованием и страстью защищал дело рабства». Самым решительным и самым немногословным критиком «Наказа» оказался «первейший человек» Никита Панин: «Это аксиомы, способные разрушить стены».

Важно

Что же приводило в ярость депутатов от дворян? Ну хотя бы вот это, отнюдь не декларативное, положение «Наказа»: «Всякий человек имеет более попечения о своем собственном и никакого не прилагает старания о том, в чем опасаться может, что другой у него отымет».

Все эти свои размышления Екатерина впоследствии подытожила в двух четких фразах: «Чем больше над крестьянином притеснителей, тем хуже для него и для земледелия… Великий двигатель земледелия – свобода и собственность». Мысли эти есть и в более поздних заметках «Земледелие и финансы».

Видимо, отвечая своим многочисленным оппонентам, она в них утверждала, что, «когда крестьянин будет уверен, что то, что принадлежит ему, не принадлежит другому, он будет улучшать это… лишь бы имели они свободу и собственность». Понимание этого пришло к Екатерине не вдруг.

Ну что же, скажут иные, императрица, все понимая, просто спасовала перед неожиданно возникшим препятствием в лице дворянства и опустила руки. И будут отчасти правы. Но, во-первых, ей-то хорошо было известно, как легко делаются в России дворцовые перевороты.

Во-вторых (это она, вероятно, осознавала), оптимальный курс и в политике, и в экономике всегда предполагает определенный уровень общественного сознания, который и делает вероятным его проведение в жизнь. Естественно, в реальной ситуации той эпохи «казанская помещица» не могла решиться рубить сук, на котором держалась самодержавная власть.

Это говорит о реалистичности государственной политики Екатерины, сознательно отделенной ею от собственных радикальных на ту пору взглядов и идей.

Но решение «взрывчатой антимонии»: «просвещение – рабство» отнюдь не зависело от желания или нежелания Екатерины II вести страну «к такой европеизации, которая… не касалась бы рабства, даже сращивалась с ним».

В России тогда еще не созрели условия для ликвидации крепостнических отношений.

Как-то по другому поводу Екатерина II мудро заметила: «…нередко недостаточно быть просвещенным, иметь наилучшие намерения и власть для исполнения их».

Однако было бы заблуждением считать отношение Екатерины II к крепостному праву, к самому крестьянину, находившемуся, по ее собственному признанию, в «рабском состоянии», прямолинейно однозначным.

Считая их «такими же людьми, как мы», императрица отказывала все же крестьянам в способности разумно распорядиться своей судьбой и прямо-таки примитизировала их мировосприятие: «Хлеб, питающий народ, религия, которая его утешает, – вот весь круг его идей.

Совет

Пожалуй, здесь императрица не сумела преодолеть существовавшие в ту пору представления о крепостном крестьянине.

Например, схожие доводы приводила в беседе с Дидро все о том же «рабстве наших крестьян» и другая не менее «просвещенная» Екатерина – Дашкова: освобожденный от крепостнических пут крестьянин виделся ей «слепорожденным, которого поместили на вершину крутой скалы, окруженной со всех сторон глубокой пропастью; лишенный зрения, он не знал опасностей своего положения и беспечно ел, спал спокойно, слушал пение птиц и иногда сам пел вместе с ними. Приходит глазной врач и возвращает ему зрение, не имея, однако, возможности вывести его из его ужасного положения. И вот наш бедняк прозрел, но он страшно несчастен: не спит и не поет больше; его пугают окружающая пропасть и доселе неведомые ему волны; в конце концов он умирает в цвете лет от страха и отчаяния». Дидро, сраженный образными доводами княгини, не знал что ответить. Дашкова сама пришла ему на помощь: только «просвещение ведет к свободе; свобода же без просвещения породила бы только анархию и беспорядок. Когда низшие классы моих соотечественников будут просвещены, тогда они будут достойны свободы, так как они тогда сумеют воспользоваться ею без ущерба для своих сограждан и не разрушая порядка и отношений, неизбежных при всяком образе правлений». Конечно, Д. Дидро в личных разговорах с обеими дамами щадил их самолюбие и лишь робко возражал их доводам. Правда же была в обнаруженной в 1785 г. 56-летней императрицей в библиотеке Дидро (после его смерти) неизвестного ей весьма скептического отзыва его о «Наказе», на который она отреагировала весьма и весьма раздражительно: «Это – настоящая болтовня». Несвойственную Екатерине раздражительность можно понять: «Наказ» в ходе его обсуждения в узком кругу приближенных вельмож во многом лишился своих либеральных начал. Так, статья 260 в своем окончательном виде провозглашала: «Не должно вдруг и через узаконение общее делать великого числа освобожденных», что вполне отвечало основному смыслу приведенных Дашковой доводов в разговоре с Дидро. Известно и утопичное мнение Екатерины II о безболезненном для землевладельцев способе избавления от рабства с учетом услышанного всеобщего крика – «Рабов!» : постановить, что «все крепостные будут объявлены свободными» при продаже имений, и вот через сто лет «народ свободен». Разумеется, этого не могло произойти. В итоге Екатерина, зафиксировав, что «Комиссия Уложения, быв в собрании, подала мне свет и сведения о всей империи, с кем дело имеем и о ком пешися должно», более не пыталась возбуждать общественный интерес к вопросу о рабстве в России и испытывать судьбу.

Крестьянский вопрос в России

Одним из наиболее важных условий перехода России к индустриальному обществу стало решение крестьянского вопроса. Первые попытки его решения были предприняты Павлом 1-м, издавшим в 1797 г. указ о трехдневной барщине. В то же время были немного улучшены условия жизни казенных крестьян.

Чтобы разрешить крестьянский вопрос, при Александре 1-м был предпринят целый ряд мер. Это прежде всего указы 1801 и 1803 гг. Первый позволял крестьянам (в числе прочих сословий) покупать землю в собственность и разрушал монополию дворянства на владение землей. Второй, получивший название Указ о вольных хлебопашцах, определял порядок отпуска (раскрепощения) крестьянина вместе с землей.

Крестьянин был при этом обязан выплачивать помещику выкуп в рассрочку и получал в собственность земельный надел. Нужно отметить, что воспользовались этим указом лишь единицы. А на саму систему крепостничества он никак не повлиял. За время правления Александра 1-го предлагалось множество вариантов решения этого сложнейшего вопроса.

Проекты освобождения крестьян были предложены Мордвиновым, Аракчеевым, Канкриным, Гурьевым. В 1809 г. было запрещено без суда и следствия ссылать крестьян в Сибирь. Стоит отметить также предложение эстляндских дворян по отмене крепостного права на территории Эстляндии, внесенное в 1811 г. Но для России подобное решение было слишком радикальным. (В Эстляндии, а в 1817 г.

в Лифляндии и Курляндии, личная зависимость от помещика крестьян была отменена.)

Так, крестьянский вопрос Муравьевым разрешался следующим образом: согласно проекту его конституции крепостное право отменялось, однако земельные владения помещиков сохранялись полностью. Крестьяне получали во владение только до двух десятин пахотной земли на двор. Но для прокорма одной семьи требовалось не менее четырех десятин.

Пестель в «Русской Правде» тоже ратовал за отмену крепостничества. Однако его решение вопроса было во многом компромиссным. Он предлагал оставить половину пахотных земель в собственности помещиков, а вторую половину передать в общинную собственность.

При этом земли помещиков предназначались для сдачи в аренду крестьянам, организующим на ней крупные хозяйства, — фермерам. Земля же общинная должна была предотвратить бедность среди крестьян. Крестьянский вопрос в России не был разрешен ни одним из этих способов. Восстание декабристов на Сенатской площади потерпело крах.

В период правления Николая 1-го было еще более ограничено право помещика ссылать крестьян в Сибирь, а также было запрещено отдавать их на заводы. Жестокое обращение с крестьянами каралось конфискацией поместий. 1847 г.

ознаменовался введением инвентарных правил, определяющих количество земли, которое должно быть предоставлено крестьянам помещиком, и размер подати, в Подольской, Волынской и Киевской губерниях. А в следующем 1848 г.

Обратите внимание

крестьянам было позволено выкупаться с согласия дворян, если поместье продавалось на торгах. Большое значение имела проведенная в период с 1838 по 1841 г. реформа Киселева. На принадлежащих государству землях появились органы крестьянского самоуправления.

Крепостное право было отменено только императором Александром 2-м. Манифест об отмене крепостного права был подписан им 19 февраля 1861 г. Он предоставлял личную свободу крестьянам. Теперь их нельзя было переселить, подарить, продать или купить. Крестьяне также получали и земельные наделы. Но размеры их были разными в различных областях России.

Крестьянский вопрос в России первой половине XIX века. Попытка его решения. Подготовка крестьянской реформы

445 просмотров

В царствование Николая I проводились заседания комиссий, призванные облегчить положение крепостных крестьян; так, был введён запрет ссылать на каторгу крестьян, продавать их поодиночке и без земли, крестьяне получили право выкупаться из продаваемых имений.

Была проведена реформа управления государственной деревней и подписан «указ об обязанных крестьянах», ставшие фундаментом отмены крепостного права. Однако полного освобождения крестьян при жизни императора не состоялось. Вместе с тем, историки — специалисты по русскому аграрному и крестьянскому вопросу: Н. А. Рожков, американский историк Д.Блюм и В. О.

Ключевский указывали на три существенных изменения в данной области, произошедшие в царствование Николая I:

1.

2.         Улучшилось положение государственных крестьян, численность которых ко второй половине 1850-х годов достигла около 50 % населения. Это улучшение произошло в основном благодаря мерам, предпринятым графом П. Д. Киселёвым, отвечавшим за управление госимуществом.

Так, всем государственным крестьянам были выделены собственные наделы земли и участки леса, а также повсеместно были учреждены вспомогательные кассы и хлебные магазины, которые оказывали крестьянам помощь денежными ссудами и зерном в случае неурожая.

В результате этих мер не только выросло благосостояние госкрестьян, но и доходы казны с них увеличились на 15-20 %, недоимки по податям уменьшились вдвое, а безземельных батраков, влачивших нищенское и зависимое существование, к середине 1850-х годов практически не осталось, все получили землю от государства.

Важно

Ранее, при Петре I, было введено правило, по которому любой крестьянин, оказавшийся на расстоянии более 30 верст от своей деревни без отпускного свидетельства от помещика, считался беглым и подлежал наказанию.

Эти строгие ограничения: обязательность отпускного свидетельства (паспорта) при любом выезде из деревни, запрет на хозяйственные сделки и даже, например, запрет на выдачу дочери замуж в другую деревню (надо было платить «выкуп» помещику), — сохранились до XIX в. и были отменены в течение первых 10-15 лет царствования Николая.

С другой стороны, впервые государство стало систематически следить за тем, чтобы права крестьян не нарушались помещиками (это являлось одной из функций Третьего отделения), и наказывать помещиков за эти нарушения.

Ключевский, из законов, принятых при Николае I, вытекало два совершенно новых вывода: во-первых, что крестьяне являются не собственностью помещика, а, прежде всего, подданными государства, которое защищает их права; во-вторых, что личность крестьянина не есть частная собственность землевладельца, что их связывают между собой отношения к помещичьей земле, с которой нельзя согнать крестьян. Таким образом, согласно выводам историков, крепостное право при Николае изменило свой характер — из института рабства оно фактически превратилось в институт натуральной ренты, который в какой-то мере защищал и права крестьян.

Аграрный вопрос в xix веке

Крестьянский вопрос кратко

    Попытки решения аграрного вопроса Александром I

 При Александре1 в решении крестьянского(аграрного) вопроса произошли определенные сдвиги. 

Указом 12 февраля 1801 г. купцам, мещанам и государственным крестья-

нам предоставлялось право покупать ненаселенные земли (отмена монополии дворян).
1801 г.-Запрещено печатание объявлений о продаже крестьян.

 20 февраля 1803 г.по инициативе графа С.П. Румянцева был издан указ «О вольных хлебопашцах». В соответствии с ним землевладельцы могли отпускать на волю крепост-

ных крестьян с землей на условиях, определенных соглашением ( за выкуп). Однако этот акт имел в большей степени идеологическое , нежели реальное значение.

         1809 г.- запрет ссылать крестьян на каторгу и в Сибирь.

        В 18045гг.началось освобождение и в  1804-1818 гг. были освобождены от крепостной зависимости крестьяне в Прибалтике (Лифляндия и Эстляндия). При этом они лишились права на землю и оказывались в полной зависимости от помещиков.

       В 1818-1819 гг. Александр I поручил А.А. Аракчееву и министру финансов Д.А. Гурьеву разработать проекты освобождения крестьян при максимальном соблюдении интересов помещиков.

Аракчеев предложил освободить крестьян посредством их выкупа у помещика и последующим наделением землей за счет казны. По мнению Гурьева, отношения между крестьянами и помещиками следовало строить на договорной основе.

Ни один из проектов

так и не был реализован.

ИТОГИ:

         Был сделан первый шаг к ликвидации крепостного права.

При всей сложности и противоречивости личности Александра I и проводимой им политики трудно усомниться в стремлении императора осуществить в России либеральные преобразования, основой которых должна была стать  отмена крепостного права. Почему же Александр I не осуществил своих планов?

         В подавляющей массе дворянство не хотело либеральных преобразований. В прове-

дении реформ Александр I мог опереться только на очень узкий круг высших

сановников и отдельных представителей дворянства. Пренебречь же мнением

большинства дворян Александр не мог, опасаясь дворцового переворота.

                            Аграрный вопрос в правление Николая I.

       Николай1 считал крепостное право злом и причиной бунтов,но он боялся недовольства дворян,а также того, что крестьяне не смогут воспользоваттся предоставленной своболой из-за своей необразованности.Поэтому разработка проектов улучшения положения крестьян велась в обстановке строжайшей секретности.

     Запрещалась продажа крестьян в розницу (1841), покупка крестьян безземельными
дворянами (1843). Указом 1847 г. крестьянам давалось право выкупаться на во-
лю с землей при продаже имения помещика за долги. В 1848 г. последовал указ, разрешающий всем категориям крестьян приобретать недвижимую собственность.      Наиболее значимые преобразования в крестьянском вопросе связаны сСовет

именем графа П.Д. Киселева. Николай I называл его «начальником штаба по

крестьянской части». Преобразования в государственной деревне должны были стать как бы образцом для помещиков .        В 1837-1841 гг. П.Д. Киселев осуществил реформу управления государст- венными крестьянами (государственные крестьяне жили на казенных землях, управлялись государственными органами и считались лично свободными). Она включала равномерное наделение крестьян землей, постепенный перевод их на денежный оброк, создание органов местного крестьянского самоуправления, открытие школ, больниц, ветеринарных пунктов, распространение агротехни- ческих знаний. По мнению большинства историков, реформа П.Д. Киселева, наряду с положительными моментами, усилила бюрократическое давление на государственную деревню, сведя к минимуму деятельность крестьянских орга- нов самоуправления, поставив их в полную зависимость от местной админист-

рации.

           1842 годУказ об обязанных крестьянах. По сути.это было дополнение к указу о «вольных хлебопашцах».При освобождении крестьянин получал земельный надел не в собственность, а в пользовании за повинности.

                  ИТОГ: Несмотря на то,что Николай1 понимал вред крепостного права,оно не было отменено,тю.к.по-прежнему большинство дворян выступали против.

                                Великая реформа Александра II
19 февраля 1861 г.Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права в России и ряд «Положений», разъясняющих условия освобождения крестьян.
       Манифест касался 3 основных вопросов: 

  1.  личное освобождение крестьян

  2. наделение из землей

  3. выкупная сделка

    1.  Крестьяне объявлялись лично свободными и становились юридическими лицами. Это означало, что теперь

  • они могли на свое имя заключать различные сделки,
  • право на собственность,
  •  открывать торговые и промышленные заведения,
  • менять место жительства,
  •  переходить в другие сословия (мещане, купцы),
  • поступать на службу,в учебные заведения,
  • вступать в брак без согласия помещика,
  •  защищать свои права в суде.

        2. Размер надела,выкупа и повинностей,которые  крестьяне несли до начала выкупной операции, определялись с согласия помещика и крестьянина и фиксировались в «Уставной грамоте».За правильностью составления сделки следил мировой посредник.

           Размер земельных наделов устанавливался для каждой местности с

учетом 3 зон:

в черноземной зоне уменьшенный душевой налел  от 2,75 до 6 десятин,

в нечерноземной зоне  от 3 до 7 десятин,

в степных районах  от 3 до 12 десятин.

Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный,

 то излишек отходил помещику (так называемые «отрезки»).

3.Выкупная операция.

Размер выкупа:

Помещику крестьянин выплачивал  20-25% от суммы стоимости земли.

 Государство  оплачивало остальную сумму (75-80%) помещику,но крестьянин получал эту сумму в виде ссуды и должен был возвратить ее государству в течение 49 лет  с 6% годовых. Эти условия больше всего устраивали государство,

которое получило с крестьян намного больше, чем уплатило помещикам.

В результате до 1 января 1907 г., когда правительство было вынуждено объя-

вить о прекращении выкупных платежей, крестьяне внесли более 1,5 млрд руб-

лей при рыночной оценке земли около 550 млн рублей. До выкупа крестьянин

считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и

отрабатывал барщину.

            Освобожденные крестьяне оставались членами общины (мира), которая становилась

  • юридическим собственником земли крестьян,
  • распределяла землю между общинниками
  • принимала решение о выхоле крестьян из общины
  • отвечала за сбор налогов
  • отвечала за полицейский порядок в общине
  • главный орган управления общины-сход общинников

         ВЫВОДЫ:

  •      По своему влиянию на будущее развитие России это была прогрессивная, действительно Великая реформа, как называли ее выдающиеся русские историки и экономисты. Она положила начало ускореннрй индустриализации России.
  • Велико было нравственное значение реформы, покончившей с крепостным рабством.Она повлияла на развитие общественной мысли и культуры .
  •  Его отмена проложила дорогу другим важнейшим либеральным преобразованиям, важнейшими из которых были земская, городская, судебная и военная реформы.

               Однако интересы помещиков учитывались больше, чем крестьян.Это сохраняло ряд пережитков крепостничества:

  • крупное помещичье землевладение
  • нехватка земли для крестьян,которая привела к малоземелью-одной из главных причин аграрного кризиса начала XX века
  • тяжесть выкупных платежей мешала процессу вхождения крестьян в рыночные отношения
  • сохранена сельская община,которая стояла на пути модернизации

Крестьянский вопрос

Крестьянский вопрос кратко

2.1. Крестьянское движение.Нерешенность аграрного вопроса привела в начале века к росту крестьянских выступлений. Если в последние 5 лет XIX в. прошло менее 100 волнений в деревне, то за первые 4 года нового века отмечено 670 волнений, в том числе массовых.

Весной 1902 г. в 14 губерниях Европейской России вспыхнули крестьянские восстания, в которых участвовали и бедные и зажиточные общинники.

Наивысшего размаха восстания достигли в Харьковской и Полтавской губерниях, где крестьяне сожгли около 100 помещичьих имений. Главным требованием всех участников был передел помещичьей земли.

Царские войска жестоко подавили восстание, развернув в некоторых районах открытый террор.

2.2. Реакция самодержавия.Оказавшись перед лицом угрозы восстания многомиллионного крестьянства — новой пугачевщины, правительство не могло уже ограничиться одними репрессиями.

2.2.1. Планы реформы. В 1902 г. для подготовки новой аграрной реформы под руководством министра финансов С.Ю.

Витте было создано Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности.

Обсуждение велось также в губернских и уездных комитетах, специально образованных на базе земств, как перед реформой 1861 г. Совещание пришло к выводу о необходимости

— перейти от общинного к подворному и хуторскому землевладению,

— уравнять крестьян в правах с другими сословиями и

— активизировать переселение крестьян из Центра на малонаселенные земли.

2.2.2. Но реальное осуществление реформ так и не началось. Николай II в Манифесте от февраля 1903 г.

наряду с общими обещаниями объявил о сохранении сословного строя и неотчуждаемости общинных наделов.

Уступки были минимальными — в деревне была отменена круговая порука общинников при сборе недоимок (1903), телесные наказания для крестьян (1904). К решению аграрного вопроса самодержавие так и не приступило.

Рабочий вопрос

3.1.Развивавшееся рабочее движение усилилось в период экономического кризиса. Главным средством борьбы промышленного пролетариата оставались стачки. Если в 1895 г. прошло 214 стачек, то в 1901 — 353, а в 1903 — 382.

При этом рабочее движение развивалось не только количественно, но и качественно.

— Забастовщики все чаще выдвигали политические требования: В 1903-1904 гг. политическими являлись св. 50% стачек.

— Стачки приобретали наступательный характер: рабочие все чаще требовали не возвращения сниженных заработков, а новых повышений.

— Забстовки становились все более активными. Рабочие начали оказывать сопротивление. В мае 1901 г. на Обуховском военном заводе в Петербурге во время забастовки 3,5 тыс. рабочих развернулись столкновения с полицией (Обуховская оборона). Еще большую активность проявили участники стачки в Ростове-на-Дону, применившие в ноябре 1902 г. оружие против казаков и полиции.

— Появилась новая форма — всеобщая стачка, когда бастовали рабочие всего (или значительной части) города, региона или отрасли. Такая забастовка охватила в июле-августе 1903 г. весь юг России — от Киева и Одессы до Тифлиса и Батума. В ней участвовало св. 200 тыс. рабочих.

3.2. Рабочая политика самодержавия уже не могла сводиться толшько к полицейским мерам.

3.2.1. Новые законы. Активизировалась фабричная инспекция, в 1903 г. были изданы закон о вознаграждении рабочих при несчастных случаях на производстве и закон об избрании старост из среды рабочих на фабриках. Законы, впрочем, оказались малоэффективными.

3.2.2. Зубатовские рабочие организации.

Главной мерой по умиротворению рабочих стало создание под надзором полиции легальных рабочих организаций, члены которых могли разрешать конфликты с хозяевами через посредничество властей.

Общества взаимопомощи должны были отвлекать рабочих от политической деятельности, препятствовать распространению влияния социалистов и, в то же время, способствовать улучшению положения рабочих.

По инициативе начальника Московского охранного отделения С.В. Зубатова в 1901-1902 гг. в 10 крупнейших городах России возникло более 30 таких обществ. С ростом борьбы рабочих организации постепенно выходили из-под контроля.

Вместо ставленников полиции рабочие самостоятельно избирали своих кандидатов. В 1903 г. члены зубатовских организаций приняли активное участие во всеобщей забастовке на юге страны. С началом революции 1905-1907 гг.

сам Зубатов признал крах полицейского социализма.

3.2.3. Итоги. Несмотря на некоторые уступки политика царизма в отношении рабочего движения оставалась в основном репрессивной. Главное — пролетариат так и не получил права на создание союзов и проведение забастовок, что является главным условием нормального развития взаимоотношений с предпринимателями и государством.

Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 934;

Крестьянский вопрос — кратко

Крестьянский вопрос кратко

Россия всегда на несколько лет отставала в развитии от Европы. Это отразилось и на том, что в России все ещё оставался феодально-крепостнический строй тогда, когда весь мир переходил на капитализм.

В первой половине 19 века Россия все ещё была аграрной страной. Крестьяне составляли большую часть населения, а экономика держалась на натуральном хозяйстве. Однако резкий рост населения привёл к тому, что аграрные ресурсы постепенно истощались и в стране назрела острая необходимость перевести экономику на более прогрессивную основу – капитализм.

Необходимое условие для перехода к индустриальному обществу – решение крестьянского вопроса.

Освобождение крестьян и этапы решения крестьянского вопроса в России

Первые попытки решить крестьянский вопрос были предприняты при Павле 1, издавшим ряд законов, которые ослабляли влияние феодала и давали крестьянам определённую свободу. Однако заниматься крестьянским вопросов всерьёз начал только Александр 1.

Крестьянский вопрос при Александр 1

1801 год — указ, дающий помещикам, купцам и удельным крестьянам вне городов покупать землю.

1803 год – указ «о вольных хлебопашцах», дающий право крестьянину уйти со службы барину (раскрепоститься) вместе с частью земли. Крестьянин должен был уплатить большой откуп за землю, но это уже был большой шаг, так как крестьяне перестали быть безусловно зависимыми и имели шанс обрести свободу.

1809 год – указ, запрещающий помещикам ссылать своих крестьян в Сибирь без суда.

Обратите внимание

Согласно сведениям учёных, Александр даже давал приказ своим законотворцам разработать проект отмены крепостного права. К сожалению, тяжёлое экономическое положение в 1810-1816 годах привело к тому, что часть законов были отменены, а продажа крестьян между помещиками возобновилась с новой силой.

Несмотря на то, что многие законы были отменены, все же реформы Александра дали первый толчок к отмене крепостничества и решению проблем крестьянского вопроса. Прогрессивная часть населения вовсю занимались проблемами решения крестьянского вопроса и предлагали различные меры.

Крестьянский вопрос при Николае 1

Следующим императором, вдохнувшим новую жизнь в решение крестьянского вопроса стал Николай 1. Крестьяне снова получили право выкупиться с частью земли, был введён запрет на высылку крестьян на каторгу и в целом положение крепостных улучшилось. Именно при Николае 1 был заложен фундамент для будущего окончательного решения крестьянского вопроса и отмены крепостничества.

1837-1841 гг. – реформа государственных крестьян. Реформа улучшила правовое и материальное положение крепостных, давая им право и возможность стать самостоятельными. Созданы органы крестьянского самоуправления.

1841 г. – закон, запрещающий продавать крестьян по одиночке или вместе с поместьем.

1842 г. – закон о «вольных крестьянах». Помещики теперь могли на своё усмотрение освобождать крестьян и давать им землю, не требуя денег взамен. Однако крестьянин обязан был взамен отработать долг на выданной ему земле.

1843 г. – безземельные дворяне больше не имели право покупать крепостных (ликвидация рабства).

Крестьянский вопрос при при Александре 2

В результате революции, буржуазной и промышленной, император подписал указ, согласно которому крепостничество считалось изжившей себя системой. Крепостное право было полностью отменено в 1861 году.



Крестьянский вопрос в России первой половине XIX века. Попытка его решения. Подготовка крестьянской реформы

Крестьянский вопрос кратко

В царствование Николая I проводились заседания комиссий, призванные облегчить положение крепостных крестьян; так, был введён запрет ссылать на каторгу крестьян, продавать их поодиночке и без земли, крестьяне получили право выкупаться из продаваемых имений.

Была проведена реформа управления государственной деревней и подписан «указ об обязанных крестьянах», ставшие фундаментом отмены крепостного права. Однако полного освобождения крестьян при жизни императора не состоялось. Вместе с тем, историки — специалисты по русскому аграрному и крестьянскому вопросу: Н. А. Рожков, американский историк Д.Блюм и В. О.

Ключевский указывали на три существенных изменения в данной области, произошедшие в царствование Николая I:

1.

Важно

         Впервые произошло резкое сокращение численности крепостных крестьян — их доля в населении России, по разным оценкам сократилась с 57-58 % в 1811—1817 годах до 35-45 % в 1857—1858 годах и они перестали составлять большинство населения. Очевидно, немалую роль сыграло прекращение практики «раздачи» государственных крестьян помещикам вместе с землями, процветавшей при прежних царях, и начавшееся стихийное освобождение крестьян.

2.         Улучшилось положение государственных крестьян, численность которых ко второй половине 1850-х годов достигла около 50 % населения. Это улучшение произошло в основном благодаря мерам, предпринятым графом П. Д. Киселёвым, отвечавшим за управление госимуществом.

Так, всем государственным крестьянам были выделены собственные наделы земли и участки леса, а также повсеместно были учреждены вспомогательные кассы и хлебные магазины, которые оказывали крестьянам помощь денежными ссудами и зерном в случае неурожая.

В результате этих мер не только выросло благосостояние госкрестьян, но и доходы казны с них увеличились на 15-20 %, недоимки по податям уменьшились вдвое, а безземельных батраков, влачивших нищенское и зависимое существование, к середине 1850-х годов практически не осталось, все получили землю от государства.

3.         Был принят ряд законов, улучшавших положение крепостных крестьян. Так, помещикам было строго запрещено продавать крестьян (без земли) и ссылать их на каторгу (что ранее было обычной практикой); крепостные получили право владеть землей, вести предпринимательскую деятельность и получили относительную свободу передвижения.

Ранее, при Петре I, было введено правило, по которому любой крестьянин, оказавшийся на расстоянии более 30 верст от своей деревни без отпускного свидетельства от помещика, считался беглым и подлежал наказанию.

Эти строгие ограничения: обязательность отпускного свидетельства (паспорта) при любом выезде из деревни, запрет на хозяйственные сделки и даже, например, запрет на выдачу дочери замуж в другую деревню (надо было платить «выкуп» помещику), — сохранились до XIX в. и были отменены в течение первых 10-15 лет царствования Николая.

С другой стороны, впервые государство стало систематически следить за тем, чтобы права крестьян не нарушались помещиками (это являлось одной из функций Третьего отделения), и наказывать помещиков за эти нарушения.

Совет

В результате применения наказаний по отношению к помещикам к концу царствования Николая I под арестом находилось около 200 помещичьих имений, что сильно сказалось на положении крестьян и на помещичьей психологии. Как писал В.

Ключевский, из законов, принятых при Николае I, вытекало два совершенно новых вывода: во-первых, что крестьяне являются не собственностью помещика, а, прежде всего, подданными государства, которое защищает их права; во-вторых, что личность крестьянина не есть частная собственность землевладельца, что их связывают между собой отношения к помещичьей земле, с которой нельзя согнать крестьян. Таким образом, согласно выводам историков, крепостное право при Николае изменило свой характер — из института рабства оно фактически превратилось в институт натуральной ренты, который в какой-то мере защищал и права крестьян.

Указанные изменения в положении крестьян вызвали недовольство со стороны крупных помещиков и вельмож, которые увидели в них угрозу сложившемуся порядку. Особенное негодование вызвали предложения П. Д.

Киселева в отношении крепостных крестьян, которые сводились к приближению их статуса к государственным крестьянам и усилению контроля за помещиками.

Как заявлял в 1843 году крупный вельможа граф Нессельроде, планы Киселева в отношении крестьян приведут к гибели дворянства, сами же крестьяне будут все больше наглеть и бунтовать.

Некоторые реформы, направленные на улучшение положения крестьян, не привели к желаемому результату ввиду упорного противодействия помещиков. Так, по инициативе Д. Г.

Бибикова, ставшего позднее министром внутренних дел, в 1848 году на Правобережной Украине была начата инвентарная реформа, опыт которой предполагалось распространить и на другие губернии.

Введенные Бибиковым инвентарные правила, обязательные для помещиков, устанавливали определенный размер земельного участка крестьянина и определенные за него повинности. Однако, по словам П. А. Зайончковского, «Помещики игнорировали их выполнение, а местная администрация, находившаяся в зависимости от них, не принимала никаких мер».

Впервые была начата программа массового крестьянского образования. Число крестьянских школ в стране увеличилось с 60 школ, где училось 1500 учеников, в 1838 году, до 2551 школы, где училось 111 000 учеников, в1856 году. В этот же период было открыто много технических училищ и вузов — по существу, была создана система профессионального начального и среднего образования страны.

Обратите внимание

Как писал историк П. А. Зайончковский, в царствование Николая I «у современников создавалось представление, что в России наступила эпоха реформ».

Вопрс № 33: крестьянский вопрос: этапы решения

Крестьянский вопрос кратко

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 9Следующая ⇒

Причины отмены крепостного права

Для отмены крепостного права в 1861 существовали различные объективные и субъективные причины. XIX век для России ассоциируется с наступлением кризиса, который означал невозможность дальнейшего прогресса. Во многом этот кризис являлся следствием наличия крепостного права в России.

Возникает наемный труд, наступает промышленный переворот, появляются фабрики, растет число капиталистических мануфактур. Но развитие сдерживается феодальной надстройкой, поэтому нужно было ее уничтожить. Другой объективной причиной было то, что в России имели место значительные социальные изменения.

Появились два новых класса: пролетариат и буржуазия. Социальные преграды придерживали формирование данных классов, так как социальная общественная структура не давала возможность самореализации для этих классов. Другим поводом для отмены крепостного права было поражение Российской империи в Крымской войне.

Для всех было очевидно, что необходимо реформирование армии. Россия была не в силах содержать постоянное войско. Нужен был переход на всеобщую воинскую повинность. К тому времени большая часть Европы перешла на такую систему. Реформу невозможно было осуществить ввиду того, что многие люди находились в положении рабов.

Следовательно, отмена крепостного права в России была просто необходима. Одной из субъективных причин было растущее недовольство среди крестьян. Выступая перед представительством дворянства, Александр 2 сказал, что лучше отмена Крепостного права сверху, чем его самостоятельная отмена снизу.

Еще одной субъективной причиной был сам Александр 2, имевший либеральное мировоззрение. Он отменил большое количество указов Николая 1, сдерживающих развитие общества.

На пути к освобождению

1) Екатерина Великая. Нет сомнений в отрицательном отношении императрицы к крепостному праву. Она не раз задумывалась о способах его отмены. Но дальше осторожных размышлений дело не пошло.

Важно

Екатерина II ясно осознавала, что ликвидация крепостничества с негодованием будет воспринята дворянами.

Крепостническое законодательство было расширено: помещикам разрешили на любой срок ссылать крестьян на каторгу, а крестьянам запрещалось подавать жалобы на помещиков.

2) Впервые попытки составить проекты по организации отмены крепостного права произошли при Александре I.

В 1818 году несколько царских сановников получили секретные поручения разработать проекты отмены крепостничества. Александр утверждал, что при Павле I “три тысячи крестьян были розданы как мешок брильянтов.

Если бы цивилизация была более развитой, я бы прекратил крепостное право, даже если это бы мне стоило головы”.

3) Политику Александра I продолжил его брат Николай I. В его царствование проводились заседания комиссий, призванные облегчить положение крепостных крестьян.

Был введён запрет ссылать их на каторгу, продавать поодиночке и без земли, крестьяне получили право выкупаться из продаваемых имений.

Была проведена реформа управления государственной деревней и подписан “указ об обязанных крестьянах” ставшие фундаментом отмены крепостного права. Однако полного освобождения крестьян при жизни императора не состоялось.

Проведение крестьянской реформы 1861 года в России

КРЕСТЬЯ́НСКАЯ РЕФО́РМА 1861, главная из реформ 1860-70-х гг., отменившая крепостное право в России. Проводилась на основе «Положений» 19 февраля 1861 (опубликованы 5 марта). Крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом.

Помещики сохраняли собственность на принадлежащие им земли; полученные от помещиков наделы крестьяне обязаны были выкупать, что в ряде мест встретило сопротивление крестьянства (см. Бездненские волнения). До выкупа крестьяне назывались временнообязанными и несли повинности в пользу помещика.

На местах реформу проводили мировые посредники, контролировавшие составление уставных грамот на каждое имение.

Совет

Манифест был подписан императором 19 февраля 1861 года в Петербурге и назывался «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Это был основополагающий документ о свободе крестьян. Помимо него было выпущено множество законов, касавшихся главных вопросов реформы.

Положения крестьянской реформы

1.Только 15 миллионов крестьян из 30 получили свободу. Казенные крестьяне (1 миллион) и государственные (14 миллионов) свободы не получили. Освобожденные мгновенно уравнивались в правах со всеми сословиями.

2.Был рассмотрен вопрос о земле. У крестьян раньше могло быть до 30 десятин земли. После реформы они имели право получить 1 десятину от помещика, а остальную землю должны были выкупать. При этом, не более 12 десятин.

3.Крестьянин должен был заплатить 20 процентов от всей стоимости земли немедленно, остальные 80 помещику выплачивались из казны. До внесения 20 процентов выкупа крестьянин считался временнообязанным, платил оброк и трудился на барщине.

4. 80-ти процентную ссуду, выданную государством, земледелец тоже обязан был вернуть (в течение 49 лет, учитывая все проценты). Получается, что за весь период расчета крестьянин выплачивал в несколько раз больше стоимости земли.

5. Земли крестьянин получил меньше, чем было необходимо, на 12 десятинах вести хозяйство было невозможно, и ему приходилось арендовать землю у помещика.

6. В личную собственность крестьян перешли их дома и иные строения, их скот.

7. У земледельцев появилось самоуправление на выборной основе.

Последствия и значение отмены крепостного права в России

Реформа резко ухудшила положение крестьян и сделала практически невозможным накопление капитала крестьянами, многие из них разорились. Хотя наиболее умные и трудолюбивые достигли успеха. Помещики также встретили отмену крепостного права, мягко говоря, без радости.

Принято считать, что крестьянская реформа дала начало капитализму, освободив путь для его развития. Дарование свободы крестьянам дало толчок развитию предпринимательства в стране. Россия пошла по пути прогресса. Однако крестьянская реформа 1861 года была только первым шагом в глобальных переменах.

Обратите внимание

После отмены крепостного права в России началось проведение других реформ, способствовавших превращению нашей страны в буржуазную монархию.

ВОРОС № 34: Реформы Александра II

Император Александр II вступил на престол (1855, 19 февраля) в одну из самых трудных минут, какие только приходилось переживать России. Новому государю досталось тяжелое наследство – неоконченная война с созниками (Турция, Англия, Франция), которая велась в основном крайне для нас неудачно.

Крымская война воочию показала полную непригодность старой системы управления; предстояло переделать весь строй государственной и общественной жизни.

Когда говорят о реформаторской деятельности Александра II, то, как правило, прежде всего имеют ввиду шесть законодательных актов, приведенных в жизнь императором: отмена крепостного права, отмена телесных наказаний, учреждение земского самоуправления, городского самоуправления, гласного и мирового суда и переустройство армии.

Земская реформа (1864 г.)

1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” — законодательный акт, которым вводилось земство.

Надо учитывать, что для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры.

В земствах были представлены различные сословия — дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне. Земли делились на уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих.

Городская реформа (1870 г.)

Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления . Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а на его представительный орган — думу.

Важно

На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления — управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов. Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе.

Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы.

На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п.

Судебная реформа (1864 г.)

Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством.

Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Это все характерные признаки буржуазного суда.

Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем.

Была реорганизована прокуратура. Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику.

Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры.

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Крестьянский вопрос во внутренней политике России в 1-ой четверти XIX в

Крестьянский вопрос кратко

сможет занять монопольное положение и доминировать на зональном рынке, что соответствует интересам потребителей.

Список использованной литературы

1. Указ Президента РФ № 923 от 15 августа 1992 г. «Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации».

2. Михайлов В.И., Фраер И.В., Эдельман В.И. Перспективы организации конкуренции производителей энергии на российском оптовом рынке электроэнергии и мощности //Электрические станции. 2007. №9. С. 17-19.

© М.В. Абазова, З.Ш. Бечелов, К.С. Яхутлов, 2015

УДК9

Захаров Виталий Юрьевич

доктор исторических наук, профессор МИРЭА (МГУПИ), г. Москва vz1974@yandex.ru

КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ

В 1-ОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX В.

Аннотация

Статья посвящена попыткам решения крестьянского вопроса в 1-ой четверти XIX в. В систематизированном виде анализируются планы Александра I и Негласного Комитета по постепенной отмене крепостного права, конкретные мероприятия по их реализации. Выявляются основные тенденции и закономерности, а также причины неудачи большинства из проектов по крестьянскому вопросу в правление Александра I.

Ключевые слова

Совет

Крестьянская вопрос, реформы Александра I, Негласный Комитет, внутренняя политика России 1 -ой

четверти XIX в.

Одним из наиболее важных направлений во внутренней политике России в период правления Александра I был крестьянский вопрос или, иначе, вопрос о дальнейшем существовании в России крепостнических отношений.

Уже во время екатерининского царствования, когда крепостное право достигло пика в своём развитии, наиболее дальновидные представители правящей элиты и формирующейся дворянской интеллигенции, несмотря на кажущиеся благополучие и стабильность, начали понимать, что крепостничество изжило себя и является деструктивным фактором для дальнейшего развития общества и государства. Кровавые события Крестьянской войны под руководством Е. Пугачёва 1773-1775 гг. и революционные события во Франции лишь подтвердили необходимость своевременного реформирования крепостнических отношений. Тем более в Европе уже был пример успешного решения этого вопроса с помощью реформ «сверху», не дожидаясь крестьянских войн или революций. Имеется в виду политика австрийского императора Иосифа II, который в 1780-1782 гг. серией указов отменил крепостное право в принудительном порядке, не обращая внимания на сопротивление дворянства. По мнению ряда историков, эта мера спасла Австрию от, может быть, даже более мощной революции, чем французская [2. С. 139].

Предшественник Александра I император Павел I, судя по всему, решил действовать в том же направлении.

Именно при нём принимается Манифест о трёхдневной барщине, знаменовавший поворот в государственной политике по отношению к крестьянству, т.к. впервые положение крестьян не ухудшалось, а хоть немного, но улучшалось.

Однако чрезмерный нажим на дворянство и общая непоследовательность внутриполитического курса привели к заговору и убийству Павла I.

В результате, пришедший к власти Александр I, первоначально настроенный крайне либерально и имевший достаточно чёткую программу решения крестьянского вопроса, был вынужден учитывать то, что произошло с его отцом.

Уже на первых заседаниях Негласного Комитета, по сути, была выработана программа решения крестьянского вопроса.

Она предусматривала запрет продажи крестьян без земли, предоставление крестьянам права свободно покупать земельную собственность, постепенное освобождение за выкуп.

Кроме того, Александр в отличие от своих предшественников сразу же прекратил практику раздачи государственных крестьян в частные руки [5. С. 48-53].

Обратите внимание

Стоит особо отметить, что право крестьян на личную свободу и право на владение собственностью рассматривались не отдельно, а как подразумевающие друг от друга. Так П.А.Строганов писал, что «у нас поселяне не суть свободны и не имеют собственности, переход от настоящего состояния к естественному непременно нужен,…

но нельзя вдруг первое состояние уничтожить, а второе положение (право собственности — Авт.) привести в действие» [1. С. 455]. Однако положение осложнялось двумя факторами. Во-первых, меры по ограничению крепостничества предполагалось проводить на основе принципа добровольности со стороны дворянства.

Александр I был настроен слишком идеалистически и наивно полагал, что большинство дворян мыслят примерно так же, как и он, и только и ждут сигнала «сверху» начать освобождать своих крепостных.

Во-вторых, подавляющая часть дворянства была настроена как раз прокрепостнически, их позиция совершенно не изменилась по сравнению со временем созыва Уложенной комиссии, когда четко прозвучало консолидированное мнение дворянства о полном сохранении крепостничества.

Александр I убедился в этом еще в мае 1801 г., когда выступил с инициативой издать официальный указ о запрете продажи крестьян без земли. Тем самым должна была быть ликвидирована наиболее рабовладельческая и аморальная черта крепостного права.

При этом император, видимо решил показать пример законности и, действуя, как будущий конституционный монарх, передал этот проект для обсуждения в Непременный Совет и Сенат. Однако его инициатива неожиданно встретила сопротивление со стороны высших сановников из Сената и Непременного Совета, выражавших классовые интересы дворянства.

В результате Александр I вынужден был ограничиться именным рескриптом Академии наук (в ее ведении находились типографии), запрещавшем публиковать подобные объявления [1. С. 454-455].

Тем самым Александру I дали понять, что дворянство против даже минимальных попыток улучшить положение крестьян.

Важно

Для императора это было настоящим потрясением, серьезно скорректировавшем дальнейшие планы реформирования страны. При этом надо отдать должное Александру I.

Несмотря на неудачу с указом о запрете продажи крестьян без земли и крушение иллюзий о заинтересованности дворянства в отмене крепостничества, он не отказался от прежних планов.

12 декабря 1801г. появляется указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами (ПСЗ. I. XXVI. №20075). При подготовке проекта указа в Негласном Комитете основной упор делался на автоматическое предоставление личной свободы крестьянам при переходе поместья к лицам недворянского происхождения.

Первоначально предполагалось предоставить право покупать земли и крепостным, а также законодательно оформить запрет продажи крестьян без земли, т.е. то, что не удалось сделать в мае 1801 г. Но Непременный Совет вновь высказался против этих мер. В результате право частной собственности на землю (т.е. право купли-продажи земли) получили купцы, мещане, казенные крестьяне и вольноотпущенники.

Помещичьи крестьяне были исключены из этого перечня. Кроме того, в

окончательном варианте указа лица недворянского происхождения получили право покупать имения без крестьян. Тем самым идея предоставления крестьянам личной свободы при совершении сделки купли-продажи не была реализована [1. С. 455].

Но и без этого указ был огромным шагом вперед в решении крестьянского вопроса, так как произошло законодательное оформление нарушения основного принципа феодальной собственности на землю — ее сословности и монопольного владения господствующим классом феодалов. На очереди встал вопрос о предоставлении крепостным крестьянам гражданских прав.

Он был частично решен указом 20 февраля 1803г. «о вольных хлебопашцах» (ПСЗ. I. XXVII. №20620). Согласно указу, по «полюбовному» соглашению с помещиком, крестьяне и дворовые могли выкупиться целыми селениями и получить участок земли.

В результате выкупной сделки крестьяне зачислялись в сословие «вольных хлебопашцев», приравненных к казенным крестьянам. Полученный земельный участок они могли продавать, закладывать и передавать по наследству. Конечно, указ достаточно противоречив.

Совет

Освобождение целыми селениями, принцип добровольности со стороны помещиков заранее сокращали количество освобождаемых крестьян. Но в любом случае указ 20 февраля 1803г. является первой законодательной мерой на пути отмены крепостного права.

Характерно, что в указе четко проводится линия на освобождение крестьян с землей и за выкуп, окончательно реализованная в 1861г.

Его реальные итоги, однако, были очень скромными — за время правления Александра I «вольными хлебопашцами» стали всего 47 тыс. крестьян, а в целом к 1858 г., когда указ перестал действовать, освободилось всего 152 тыс. душ, т.е. всего лишь 1,5% от общего количества крепостных [5. С. 49].

Ровно через год начинает проводиться аграрная реформа в Остзейском крае (Лифляндия и Эстляндия). Согласно «Положению для поселян Лифляндской губернии» от 20 февраля 1804г., распространённому затем на Эстляндскую губернию, крестьяне получили личную свободу, но вся земля осталась в частной собственности у помещиков (ПСЗ. I.

XXVIII. №21162). В результате крестьяне были вынуждены ее арендовать на самых кабальных условиях. Реформа проходила в несколько этапов: 14 лет действовало «предварительное» (временное) положение, которое в 1816-19гг. было заменено постоянным, несколько скорректированным.

Окончательно Остзейская реформа была завершена при Николае I.

По сути, это был второй возможный вариант ликвидации крепостного права — безземельное освобождение крестьян. В ее основе лежал все тот же принцип добровольности со стороны помещиков, т.к. реформа проводилась по инициативе прибалтийского дворянства, позиция которого существенно отличалась от позиции дворянства российского.

Таким образом, в 1801-1804 гг. было предложено два альтернативных варианта решения крестьянского вопроса: принцип освобождения за выкуп и с землей и безземельное освобождение. В основе и того и другого лежали принципы постепенности и добровольности.

С другой стороны, просматривается следующая тенденция в развитии законодательства по крестьянскому вопросу: от уничтожения наиболее рабовладельческих черт крепостничества (рескрипт 28 мая 1801г.

) к разрешению приобретать землю недворянам, кроме крепостных (указ 12 декабря 1801г.

-промежуточный этап) и распространению этого права стать частными собственниками и на крепостных (указ 20 февраля 1803г.).

Обратите внимание

Следующее мероприятие по улучшению положения крестьян относится к 1809г. и связано с именем М.М. Сперанского. 10 марта 1809г.

по его инициативе издается указ, согласно которому отменяются права помещиков ссылать крестьян в Сибирь за маловажные проступки, а также вступает в силу правило, согласно которому крестьянин, уже получивший один раз свободу, не может опять стать крепостным (ПСЗ. I. Т. XXX. № 23530).

Кроме того, крестьяне-рекруты, попавшие в плен и выкупленные Россией, автоматически становились свободными. Помещику вменялось в обязанность кормить крестьян в голодные годы, разрешать им торговать, брать векселя, заниматься подрядами и т.д.

Очередной всплеск реформаторской активности императора пришелся на 1818-1820гг. В конце 1817 -начале 1818г. он дал указание своему фавориту А.А.

Аракчееву подготовить проект ликвидации крепостного права, но так, чтобы «меры эти не предполагали ничего стеснительного для помещиков и насильственного тоже, наоборот, они должны быть сопряжены с выгодами помещиков и возбудили бы в них самих желание содействовать правительству в уничтожении крепостного состояния» [4. С. 103-105].

Проект Аракчеева предусматривал разрешить помещикам продавать крестьян в казну, чтобы избавиться от долгов и закладных (после 1812 г.

почти половина всех поместий была заложена) и начать вести хозяйство на рациональной основе либо обрабатывая оставшиеся земли наемными рабочими, либо сдавая их в аренду крестьянам. Для этих целей предлагалось выделять из казны ежегодно по 5 млн.

рублей, а если бы правительство не смогло ассигновать эту сумму, то предусматривался выпуск 10 тысяч кредитных билетов по 500 рублей каждый с выплатой 6% годовых.

Важно

При покупке казной крестьяне переводились в разряд государственных и получали по 2 десятины на ревизскую душу. По мнению Аракчеева, надел в 2 десятины предохранял бы крестьян от взрывоопасной пролетаризации и вынуждал бы их арендовать у помещиков дополнительные участки земли или работать за бесценок на него.

Проект Аракчеева помимо больших достоинств имел, конечно же, и недостатки: перевод в категорию государственных крестьян всех проблем не решал, к тому же ассигнование 5 млн. рублей в год хватило бы на выкуп 50 тысяч душ, т.е. выкупная операция закончилась бы лишь в 2018 году. Правда, сам Аракчеев рассчитывал, что темпы реформы явно увеличатся [4. С. 105].

Видимо, проект Аракчеева был отклонен как непосильный для бюджета, так как почти одновременно Александр I обратился к министру финансов Д.А. Гурьеву и члену Госсовета М.А.

Болугьянскому с просьбой подготовить альтернативный проект, осуществление которого не требовало бы вложения крупных средств [4. С. 110-113]. Согласно их проекту, а также похожему по содержанию проекту флигель-адъютанта П.Д.

Киселева — будущего министра государственных имуществ и автора реформы государственных крестьян, поступившему к императору ещё в 1816 г.

, предусматривалось установление свободы крестьян «само собой» при помощи экономических мероприятий правительства, например: установить такое соотношение количества земли и крепостных, превышение которого было бы невыгодно помещикам из-за фискальных соображений. [3. С. 276-279; 4. С. 113].

Еще одной завуалированной попыткой решить крестьянский вопрос было введение в 1816 г. военных поселений. Крестьяне-рекруты, попавшие в число военных поселян, освобождались от крепостного состояния. Какие порядки действовали в военных поселениях — это уже другой вопрос.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате попыток решения крестьянского вопроса был сделан первый шаг к ликвидации крепостного права, но само оно ликвидировано не было, т.к.

подавляющее большинство помещиков выступало против этого, а повторить судьбу отца Александр не хотел.

Совет

Надежды на высокие моральные качества дворян и положительный пример со стороны верховной власти не оправдались.

Список использованной литературы

1. Захаров В.Ю. Эволюция российского абсолютизма в контексте развития конституционных идей в России и Европе во 2-ой пол. XVIII — 1-ой четверти XIX вв. М., 2008. Ч. 1.

2. Митрофанов П.П. История Австрии с древнейших времён до 1792 г. М., 2003.

3. Минаева Н.В. Век Пушкина. М., 2007.

4. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.

5. Нечаев С.Ю. Александр I — самый загадочный император России. М., 2014.

© Захаров В.Ю., 2015