Краткая характеристика народа половцев

Борьба Руси с половцами

Краткая характеристика народа половцев

Жизнь кочевников половцев

Половцы относились к кочевым племенам. Согласно разным источникам, у них были и другие названия: кипчаки и команы. Половецкий народ относился к тюркоязычным племенам.

В начале 11 века, они изгнали печенегов и торков из причерноморских степей. Затем направились на Днепр, а дойдя до Дуная стали владельцами степи, которая стала называться Половецкой. Религией половцев являлось Тенгрианство.

Эта религия основана на культе Тенгри-хана (вечного сияния неба).

Повседневный быт половцев практически не отличался от других племенных народов. Их главным занятием являлось скотоводство. К концу 11 века тип кочевания половцев сменился от таборного до более современного. За каждой отдельной частью племени крепились участки земель — под пастбища.

Интересные факты о крови

Киевская Русь и половцы

Начиная с 1061-ого и вплоть до 1210-ого года, половцы совершали постоянные набеги на русские земли. Борьба Руси с половцами длилась довольно долго. Насчитывалось около 46 крупных набегов на Русь и это без учета более мелких.

Первая битва Руси с половцами была 2 февраля 1061 года под Переяславлем, они спалили окрестности и ограбили ближайшие деревни.

В 1068 году половцы разбили войска Ярославичей, в 1078 году в битве с ними погиб Изяслав Ярославич, в 1093 году половцы одержали победу над войсками 3-х князей: Святополка, Владимира Мономаха и Ростислава, а в 1094 году заставили Владимира Мономаха оставить Чернигов.

Обратите внимание

В дальнейшем, было совершено несколько ответных походов. В 1096 году половцы потерпели первое поражение в борьбе с Русью. В 1103 году были разгромлены Святополком и Владимиром Мономахом, затем служили на Кавказе царю Давиду Строителю.

Окончательный разгром половцев Владимиром Мономахом и многотысячной русской армией произошел в результате крестового похода в 1111 году.

Чтобы избежать окончательного уничтожения, половцы сменили место кочевания, перебравшись за Дунай, а большая часть их войска вместе с семьями ушли в Грузию. Все эти «общерусские» походы против половцев, возглавил Владимир Мономах.

После его смерти в 1125 году, половцы принимали активное участие в междоусобных войнах русских князей, участвовали в разгромах Киева в качестве союзников в 1169 и 1203 годах.

Очередной поход на половцев, так же именуемый как побоище Игоря Святославовича с половцами, описанное в «Слово о полку Игореве» состоялся в 1185 году. Этот поход Игоря Святославовича, был примером одних из числа неудавшихся. Спустя некоторое время, часть половцев приняли христианство, и в половецких набегах наступил период затишья.

Половцы прекратили свое существование как самостоятельный, политически развитый народ после европейских походов Батыя (1236 — 1242 гг.) и составили большую часть населения Золотой Орды, передав им свой язык, легший в основу формирования других языков (татарский, башкирский, ногайского, казахского, каракалпакского, кумыкского и других).

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Половцы. История и дурная слава степного народа

Краткая характеристика народа половцев

Половцы — энциклопедическая справка:

«Половцы, кипчаки, кыпчаки, куманы, тюркоязычный народ, обитавший в 10-13 вв. в южнорусских степях и Средней Азии, от зап. отрогов Тянь-Шаня до Дуная. Занимались скотоводством, вели кочевой образ жизни. В 11 веке половцы находились на стадии разложения общинно родового строя и образования классового феодального общества. Объединялись в племенной союз во главе с ханом.

Войско половцев состояло из лёгкой и тяжёлой конницы, имевшей постоянный состав типа русских дружин и ополчения. Вооружалось луками, саблями, копьями; защитой служили шлемы и лёгкие доспехи. Важную роль в их жизни играли грабительские войны.

Тактика половцев сводилась к устройству засад, применению внезапных и стремит, атак конных масс во фланги и тыл пр-ка в целях его окружения ж разгрома. В обороне, к которой они прибегали редко, использовали повозки, ограждая ими место своей стоянки и оставляя лишь промежутки для выезда атакующих конных отрядов.

Половцы с 1054 совершали частые нападения на земли Киевской Руси (1068, 1092, 1093, 1096), Византии (1087, 1095), Венгрии (1070, 1091, 1094), вмешивались в междоусобные войны рус. княжеств. Рус. князья (см. Владимир Мономах) организовали против них ряд успешных походов (1103, 1106, 1107, 1109, 1111, 1116).

Важно

Покорённые и пленённые половцы часто поселялись на границах Руси, а иногда в качестве наёмного войска включались в состав её вооруж. сил. В нач. 13 в. в союзе с русскими выступили против монголо-татар, но были разбиты (Калка). После монголо-татарских завоеваний 13 в. часть половцы переселилась в Венгрию и на Балканы, часть слилась с завоевателями и вошла в состав Золотой Орды».

Из Советской военной энциклопедии, том 6.

Происхождение

Племена были кочевые, их происхождение изучено слабо и здесь до сих пор много неясного. Многочисленные попытки обобщить имеющийся исторический, археологический и лингвистический материал пока что не привели к формированию единого взгляда на эту проблему.

Половцы представляли собой классический кочевой скотоводческий народ. Разводили крупный рогатый скот, овец, и даже верблюдов. Но главным богатством кочевника являлась конечно же лошадь.

Изначально они вели круглогодичное так называемое таборное кочевание: находя обильное пищей для скота место, располагали там свои жилища, когда же корм истощался, то отправлялись на поиски новой территории. Поначалу степь могла безболезненно обеспечивать всех.

Однако с ростом численности насущной задачей стал переход к более рациональному, сезонному кочеванию. Оно предполагает четкое разделение пастбищ на зимние и летние, складывание территорий и маршрутов, закрепленных за каждой группой.

Половцы остались в истории Руси злейшими врагами Владимира Мономаха и жестокими наемниками времен междоусобных войн. Племена, поклонявшиеся небу, почти два века терроризировали Древнерусское государство.

Им предстояло сыграть немалую роль в истории Восточной Европы. Они превратились для кого-то в грозных врагов, для кого-то в коварных союзников. Это в первую очередь коснулось древнерусских князей — половцы становились наемниками в братоубийственной междоусобице.

Присутствие половцев, куманов, кунов, появившихся и исчезнувших в одно время, не осталось незамеченным, а вопросы, кем они были и откуда пришли, по сей день волнуют историков.

Согласно традиционной версии, все четыре вышеупомянутых народа, представляли собой единый тюркоязычный народ, который по-разному называли в различных частях света.

Предки половцев

Их предки – сары – обитали на территории Алтая и восточного Тянь-Шаня, но образованное ими государство в 630 году было разбито китайцами. Уцелевшие направились в степи восточного Казахстана. Там и получили новое название «кипчаки», что, по легенде, означает «злосчастные» и о чем свидетельствуют средневековые арабо-персидские источники.

Однако как в русских, так и в византийских источниках кипчаки вообще не встречаются. Схожий же по описанию народ зовется «куманами», «кунами» или «половцами». Причем этимология последнего так и остается неясной. Возможно, слово происходит от древнерусского «половь», что значит «желтый».

По мнению ученых, это может говорить о том, что этот народ обладал светлым цветом волос и относился к западной ветви кипчаков – «сары-кипчаки» (куны и куманы относились к восточной и обладали монголоидной внешностью).

По другой версии, термин «половцы» мог произойти от привычного нам слова «поле», и обозначать всех жителей полей, вне зависимости от их племенной принадлежности.

Роль половцев в междоусобице на Руси

Половцы нес могли стать «добрым соседом» Киевской Руси. Как и подобает кочевникам, они вскоре освоили тактику внезапных набегов: устраивали засады, нападали врасплох, сметали на своем пути неподготовленного противника.

Вооруженные луками и стрелами, саблями и короткими копьями, половецкие воины бросались в бой, на скаку забрасывая врага кучей стрел. Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен.

Совет

Помимо ударной конницы, их сила заключалась еще и в разработанной стратегии, а также в новых для того времени технологиях, как, например, тяжелые самострелы и «жидкий огонь», которые они позаимствовали, очевидно, у Китая еще со времен жизни на Алтае.

Однако до тех пор, пока на Руси держалась централизованная власть, благодаря порядку престолонаследия, установленному при Ярославе Мудром, их набеги оставались лишь сезонным бедствием, а между Русью и кочевниками даже завязались определенные дипломатические отношения. Велась оживленная торговля, население широко общалось в приграничных районах. Среди русских князей стали популярны династические браки с дочерьми половецких ханов.

Размолвки внутри Руси

Две культуры сосуществовали в хрупком нейтралитете, который не мог долго продолжаться. В 1073 году три сына Ярослава Мудрого: Изяслав, Святослав и Всеволод, которым он завещал Киевскую Русь, рассорились.

Святослав и Всеволод обвинили своего старшего брата в заговоре против них и стремлении стать «самовластцем», подобно отцу. Это стало рождением большой и долгой смуты на Руси, которой воспользовались половцы.

Не принимая до конца ничьей стороны, они охотно выступали на стороне человека, который сулил им большие «барыши».

Так, первый князь, прибегнувший к их помощи, Олег Святославич (которого дяди лишили наследства), позволил половцам грабить и жечь русские города, за что и был прозван Олегом Гориславичем.

Впоследствии, призыв половцев в качестве союзников в междоусобной борьбе стал распространенной практикой.

В союзе с кочевниками внук Ярослава, Олег Гориславич, выгнал Владимира Мономаха из Чернигова, он же заполучил Муром, прогнав оттуда сына Владимира Изяслава. В итоге, перед воюющими князьями встала реальная опасность утраты собственных территорий.

В 1097 году, по инициативе Владимира Мономаха,  был созван Любечский съезд, который должен был покончить с междоусобной войной. Князья условились, что отныне каждый должен был владеть своей «отчиной».

Обратите внимание

Даже киевский князь, который формально оставался главой государства, не мог нарушить границы. Так, благими намерениями на Руси была официально закреплена раздробленность.

Единственное, что еще тогда объединяло русские земли, был единый страх перед половецкими нашествиями.

Война Владимира Мономаха

Самым ярым врагом половцев среди русских князей был Владимир Мономах, при великом княжении которого временно прекратилась практика использования половецких войск в целях братоубийства. Летописи рассказывают о Владимире Мономахе, как о самом влиятельном князе на Руси, который слыл патриотом, не жалевшим ни сил, ни жизни ради обороны русских земель.

Натерпевшись поражений от половцев, в союзе с которыми стоял его брат и его злейший враг – Олег Святославич, он разработал совершенно новую стратегию в борьбе с кочевниками – воевать на их же территории.

В отличие от половецких отрядов, которые были сильны во внезапных набегах, русские дружины получали преимущество в открытом бою. Половецкая «лава» разбивалась о длинные копья и щиты русских пеших воинов.

Русская конница тем временем, окружая степняков, не давала им удирать на своих знаменитых легкокрылых конях.

Было продумано даже время похода: до ранней весны, когда русские кони, которых кормили сеном и зерном, были сильнее отощавших на подножном корму половецкий лошадей.

Давала преимущество и излюбленная тактика Мономаха: он предоставлял возможность врагу атаковать первым, предпочитая защиту за счет пеших, поскольку, нападая, противник изматывал себя намного больше, чем оборонявшийся русский воин.

Во время одной из таких атак, когда пехота приняла на себя основной удар, русская конница обошла с флангов и ударила в тыл. Это решило исход сражения.

Важно

Владимиру Мономаху было достаточно всего нескольких походов в половецкие земли, чтобы надолго избавить Русь от половецкой угрозы.

В последние годы жизни Мономах отправил своего сына Ярополка с войском за Дон, в поход против кочевников, но он не нашел их там. Половцы откочевали подальше от границ Руси, в кавказские предгорья.

Что осталось от половецев

Половцы, как и многие другие народы, канули в лету истории, оставив после себя «половецких каменных баб», которые до сих пор стерегут души их предков. Когда-то их ставили в степи «сторожить» мертвых и защищать живых, а также помещали в качестве ориентиров и указателей для бродов. Очевидно, этот обычай они привезли с собой из первоначальной Родины – Алтая, распространив его по Дунаю.

«Половецкие бабы» — далеко не единственный пример подобных памятников. Задолго до появления половцев, в IV-II тысячелетии до нашей эры, таких истуканов на территории нынешних России и Украины ставили потомки индо-иранцев. А спустя пару тысяч лет после них – скифы.  «Половецкие бабы», как и другие каменные бабы – не обязательно изображение женщины, среди них много и мужских лиц.

Даже сама этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец», и связано с культом почитания предков, а вовсе не с существами женского пола.

Хотя, по другой версии, каменные бабы – следы ушедшего в прошлое матриархата, а также культа почитания богини-матери у половцев (Умай), олицетворявшей земное начало.

Единственный обязательный атрибут – сложенные на животе руки, держащие чашу для жертвоприношений, и грудь, которая также встречается у мужчин, и очевидно связана с кормлением рода.

Согласно верованиям половцев, которые исповедовали шаманизм и тенгрианство (поклонение небу), мертвые наделялись особой силой, позволяющей помогать своим потомкам. Поэтому, проезжающий мимо половец должен был принести статуе жертву (судя по находкам, это были обычно бараны), чтобы заручиться ее поддержкой.

Кто такие половцы?

Краткая характеристика народа половцев

Откуда взялись половцы, как они стали орудием в междоусобной вражде на Руси и куда в конце концов делись

Подготовил Никита Гусев

Откуда взялись половцы

Половецкое каменное изваяние. Археологический музей-заповедник «Танаис», Мясниковский район, хутор Недвиговка. XI–XII века © Александр Поляков / РИА «Новости»

Формирование половецкого этноса происходило по одним и тем же для всех народов Средневековья и древности закономерностям.

Одной из них является то, что далеко не всегда народ, давший название всему конгломерату, бывает в нем самым многочисленным — в силу объективных или субъективных факторов он выдвигается на ведущее место в складывающемся этническом массиве, становится его ядром. Полов­цы приходили не на пустое место.

Пер­вым компонентом, влившимся здесь в новую этническую общность, стало население, ранее входившее в Хазар­ский каганат, — болгары и аланы. Более значительную роль сыграли остатки печенежских и гузских орд.

Совет

Подтвер­жда­ется это тем, что, во-первых, согласно антропологии, внешне кочевники X–XIII веков почти не отличались от жителей степей VIII — начала X века, а во-вторых, на данной территории фиксируется необы­чайное разнообразие погребальных обрядов.

Пришедшим исключительно с половцами обычаем было возведение святилищ, посвященных культу муж­ских или женских предков. Таким образом, с конца Х века в этом регионе происходило смешение трех родственных народов, складывалась единая тюркоязычная общность, но процесс прервало монгольское нашествие.

Половцы — кочевники

Половцы представляли собой классический кочевой скотоводческий народ. В стадах имелся и крупный рогатый скот, и овцы, и даже верблюды, но глав­ным богатством кочевника являлась лошадь.

Изначально они вели кругло­годичное так называемое таборное кочевание: находя обильное пищей для скота место, располагали там свои жилища, когда же корм истощался, то отправлялись на поиски новой территории. Поначалу степь могла безболезненно обеспечивать всех.

Однако в результате демографического роста насущной задачей стал переход к более рациональному ведению хозяйства — сезонному кочеванию. Оно предполагает четкое разделение пастбищ на зимние и летние, складывание территорий и маршрутов, закрепленных за каждой группой.

Половецкая серебряная чаша с одной ручкой. Киев, X–XIII века © Dea / A. Dagli Orti / Getty Images

Династические браки

Династические браки всегда являлись инструментом дипломатии. Не были тут исключением и половцы. Однако отношения не зиждились на паритете — русские князья охотно женились на дочках половецких князей, но не отправ­ляли замуж своих родственниц.

Тут работал неписаный средневековый закон: представительниц правящей династии могли отдать в жены лишь равному. Характерно, что тот же Святополк женился на дочери Тугоркана, потерпев от него сокрушительное поражение, то есть находясь в заведомо более слабом положении.

Однако он не отдавал свою дочь или сестру, а сам брал девушку из степи. Тем самым половцы признавались влиятельной, но не равной силой.

Но если крещение будущей жены казалось делом даже богоугодным, то «пре­дательство» своей веры не представлялось возможным, почему и не сумели добиться половецкие правители выдачи себе в жены дочерей русских князей. Известен лишь один случай, когда русская княжна (овдовевшая мать Свято­слава Владимировича) вышла замуж за половецкого князя — однако для этого ей пришлось бежать из дома. 

Как бы то ни было, к моменту монгольского нашествия русская и половецкая аристократии были тесно оплетены родственными связями, культуры обоих народов взаимно обогащались.

Половцы были орудием в междоусобной вражде

Половцы не являлись первым опасным соседом Руси — угроза из степи всегда сопровождала жизнь страны. Но в отличие от печенегов эти кочевники встре­тились не с единым государством, а с группой враждующих между собой кня­жеств.

Поначалу половецкие орды не стремились к завоеванию Руси, удовле­творяясь небольшими набегами. Лишь когда в 1068 году объединенные силы трех князей были разбиты на реке Льте (Альте), стала очевидной мощь нового кочевого соседа.

Но опасность не была осознана правителями — половцев, всегда готовых к войне и грабежу, начали использовать в борьбе друг против друга. Первым это сделал Олег Святославич в 1078 году, приведя «поганых» для борьбы с Всеволодом Ярославичем.

Обратите внимание

В дальнейшем он неоднократно повторял этот «прием» в междоусобной борьбе, за что и был назван автором «Слова о полку Игореве» Олегом Гориславичем.

Но противоречия между русскими и половецкими князьями не всегда позво­ляли им объединиться. Особо активно со сложившейся традицией боролся Владимир Мономах.

В 1103 году состоялся Долобский съезд, на котором Вла­димиру удалось организовать первую экспедицию на территорию против­ника. Результатом стал разгром половецкого войска, потерявшего не только рядовых воинов, но и двадцать представителей высшей знати.

Продолжение этой поли­тики привело к тому, что половцы были вынуждены откочевать подальше от рубежей Руси.

Воины князя Игоря Святославича захватывают половецкие вежи. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XV век © vk.com

После смерти Владимира Мономаха князья вновь стали приводить половцев для борьбы друг с другом, ослабляя военный и экономический потенциал страны.

Во второй половине века произошел очередной всплеск активного противостояния, который в степи возглавил князь Кончак. Именно к нему в плен попал Игорь Святославич в 1185 году, о чем рассказывается в «Слове о полку Игореве».

В 1190-е набегов становилось все меньше и меньше, а в на­чале XIII века поутихла и военная активность степных соседей.

Даль­ней­шее развитие взаимоотношений было прервано пришедшими монго­лами. Южные регионы Руси бесконечно подвергались не только набегам, но и «приводам» половцев, что разоряло эти земли.

Важно

Ведь даже просто пере­движение армии кочевников (а бывали случаи, когда они отправлялись сюда и со всем хозяйством) уничтожало посевы, военная угроза заставляла тор­гов­цев выбирать иные пути.

Таким образом, данный народ немало поспособ­ствовал смещению центра исторического развития страны.

Половецкое антропоморфное изваяние из коллекции Днепропетровского исторического музея Женская стела держит сосуд. © Рисунок С. А. Плетневой «Пoлoвецкие каменные извaяния», 1974

Половцы дружили не только с русскими, но и с грузинами

Своим активным участием в истории отметились половцы не только на Руси. Изгнанные Владимиром Мономахом с Северского Донца, частично они под руководством князя Атрака откочевали в Предкавказье.

Здесь к ним за по­мощью обратилась Грузия, постоянно подвергавшаяся набегам из горных районов Кавказа. Атрак охотно поступил на службу к царю Давиду и даже породнился с ним, отдав свою дочь замуж.

Он привел с собой не всю орду, а лишь ее часть, оставшуюся затем в Грузии.

С начала XII века половцы активно проникали на территорию Болгарии, бывшей тогда под властью Византии. Они здесь занимались скотоводством или же старались поступить на службу империи.

По всей видимости, к ним относятся Петр и Иван Асени, поднявшие восстание против Константинополя.

При ощутимой поддержке куманских отрядов им удалось нанести поражение Византии, в 1187 году было основано Второе Болгарское царство, главой которого стал Петр. 

В начале XIII века приток половцев в страну усилился, причем в нем уже участвовала и восточная ветвь этноса, принеся с собой традицию каменных изваяний. Здесь, однако, они довольно быстро христианизировались, а затем и растворились среди местного населения.

Для Болгарии это был уже не пер­вый опыт «переваривания» тюркского народа. Монгольское нашествие «вы­талкивало» половцев на запад, постепенно, с 1228 года, они перебирались в Вен­грию. В 1237 году еще недавно могущественный князь Котян обратился к вен­герскому королю Беле IV.

Венгерское руководство согласилось на предо­став­ление восточных окраин государства, зная о силе надвигающегося войска Батыя.

Половцы кочевали на отведенных им территориях, вызывая недовольство соседних княжеств, подвергавшихся периодическим грабежам. Наследник Белы Стефан женился на одной из дочерей Котяна, но затем под предлогом измены казнил своего тестя.

Это привело к первому восстанию вольнолюбивых переселенцев. Следующий бунт половцев был вызван попыткой их насиль­ст­венной христианизации.

Лишь в XIV веке они полностью осели, стали като­ли­ками и начали растворяться, хотя по-прежнему сохраняли свою военную спе­ци­фику и даже в XIX веке еще помнили молитву «Отче наш» на родном языке.

Нам ничего не известно о том, была ли у половцев письменность

Наши знания о половцах довольно ограниченны в силу того, что этот народ так и не создал своих письменных источников. Мы можем увидеть огромное множество каменных изваяний, но не встретим там никаких надписей. Све­дения об этом народе мы черпаем у его соседей.

Особняком стоит 164‑странич­ная тетрадь миссионера-переводчика конца XIII — начала XIV века «Alfabetum Persicum, Comanicum et Latinum Anonymi…», более известная как «Codex Cumanicus». Время возникновения памятника определяют периодом с 1303 по 1362 год, местом написания называют крымский город Кафу (Феодосию).

По происхождению, содержанию, графическим и языковым особенностям словарь делится на две части, итальянскую и немецкую. Первая написана в три столбца: латинские слова, их перевод на персидский и половецкий языки. Немецкая часть содержит словари, заметки по грамматике, половецкие загадки и христианские тексты.

Итальянская составляющая для историков более суще­ст­венна, поскольку отразила экономические потребности общения с полов­цами. В ней мы находим такие слова, как «базар», «купец», «меняла», «цена», «монета», перечисление товаров и ремесел. Кроме того, там содержатся слова, характеризующие человека, город, природу.

Совет

Огромную значимость имеет список половецких титулов.

Хотя, по всей видимости, частично рукопись была переписана с более раннего оригинала, создавалась не единомоментно, почему и не является «срезом» реальности, но все же позволяет нам понять, чем занимались половцы, какие товары их интересовали, мы можем увидеть заимствование ими древнерусских слов и, что весьма важно, реконструировать иерархию их общества.

Половецкие бабы

Специфической чертой половецкой культуры являлись каменные статуи пред­ков, которые называют каменными или половецкими бабами.

Такое наимено­вание появилось из-за подчеркнутой груди, всегда свисающей на живот, что очевидно несло символическое значение — кормление рода.

Причем зафик­сирован довольно значительный процент мужских статуй, у которых изобра­жены усы или даже бородка и одновременно наличествует грудь, идентичная женской.

XII век — период расцвета половецкой культуры и массового производства каменных статуй, появляются и лица, в которых заметно стремление к порт­ретному сходству.

Изготовление идолов из камня стоило дорого, и менее состоятельные представители общества могли позволить себе лишь дере­вян­ные фигуры, к сожалению, не дошедшие до нас.

Располагали статуи на верши­нах курганов или холмов в квадратных или прямоугольных святи­лищах, сложенных из камня-плитняка. Чаще всего ставили мужское и женское изва­яния — родоначальников коша — лицами на восток, но попадались святилища и со скоплением фигур.

У их подножия археологи находили кости баранов, однажды обнаружили и останки ребенка. Очевидно, что культ предков играл значительную роль в жизни половцев. Для нас важность этой черты их куль­туры в том, что она позволяет четко определить, где кочевал народ.

Серьги половецкого типа. Ясиноватая, Донецкая область. Вторая половина XII — XIII век  © Из статьи О. Я. Приваловой «Богатые кочевнические погребения из Донбасса». «Археологический альманах». № 7, 1988 

Отношение к женщинам

В половецком обществе женщины пользовались значительной свободой, хотя на них и лежала значительная часть обязанностей по дому. Отмечается четкое гендерное разделение сфер деятельности как в ремесле, так и в скотоводстве: женщины ведали козами, овцами и коровами, мужчины — лошадьми и верб­лю­дами.

Во время военных походов на плечи слабого пола взваливались все заботы по обороне и хозяйственной деятельности кочевий. Возможно, иногда им приходилось и становиться главой коша.

По крайней мере, найдено два женских погребения с жезлами из драгоценных металлов, бывших символами руководителя большего или меньшего объединения. В то же время женщины не оставались в стороне от ратных дел.

Обратите внимание

В эпоху военной демократии девушки принимали участие во всеобщих походах, оборона кочевья во время отсутствия мужа предполагала также наличие воинских навыков. До нас дошла каменная статуя девушки-богатырши.

Размер изваяния в полтора-два раза превышает общераспространенный, грудь «подтянута», в отличие от традиционного изо­бражения, прикрыта элементами доспехов. Вооружена она саблей, кинжа­лом и имеет при себе колчан для стрел, тем не менее ее головной убор несомненно женский. Такой тип воительниц отражен в русских былинах под именем поляниц.

Куда делись половцы

Ни один народ не исчезает бесследно. История не знает случаев полного физи­ческого истребления населения пришлыми захватчиками. Никуда не делись и половцы. Частично они ушли на Дунай и даже оказались в Египте, но основ­ная масса осталась в родных степях.

В течение не менее ста лет они сохраняли свои обычаи, хотя и в измененном виде. По всей видимости, монголы запре­тили создавать новые святилища, посвященные половецким воинам, что при­вело к появлению «ямных» мест поклонения.

В холме или кургане выкапыва­лись углубления, не видные издалека, внутри которых повторялась схема размещения изваяний, традиционная для предыдущего периода.

Но и с прекращением существования этого обычая половцы не исчезли. Мон­голы пришли в русские степи с семьями, а не переселились всем племенем. И с ними произошел тот же процесс, что и с половцами веками ранее: дав имя новому народу, они сами растворились в нем, восприняв его язык и культуру. Тем самым монголы стали мостом от современных народов России к лето­писным половцам.  

Какие народы являются потомками половцев

Краткая характеристика народа половцев

Из истории все мы знаем, что в древности русские часто сражались с половцами. Но кто такие эти половцы? Ведь сейчас в мире нет народа с таким названием. А между тем, кровь их, возможно, течет даже в нас самих…

«Злосчастный» народ 

Откуда взялся этноним «половцы», точно не известно. Одно время бытовала версия, что он связан со словом «поле», ведь эти народы жили в поле, степи.

Современные историки же в массе своей считают, что слово «половец» произошло от «половый» — «изжелта-белый, желтоватый, соломенный». Скорее всего, волосы у представителей этого народа были светло-желтого, соломенного цвета.

Хотя это странно для тюркских племен. Сами же половцы называли себя кипчаками, кимаками, куманами…

Интересно, что слово «кипчак» (или, как произносили его сами носители, «кыпчак») на тюркских наречиях означает «злосчастный».

Скорее всего, предками кипчаков были племена сиров, кочевавшие в IV-VII веках в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем.

Есть свидетельства о том, что в 630 году они образовали государство с названием Кипчак, впоследствии разрушенное уйгурами и китайцами.

В начале XI века половецкие племена пришли из Заволжья в причерноморские степи, затем пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная. Таким образом им удалось заселить всю территорию от Дуная до Иртыша, которая звалась Великой Степью. Восточные источники даже называют ее Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь).

От набегов до Золотой Орды

Начиная со второй половины XI столетия половцы то и дело совершали набеги на Русь, опустошая земли, забирая скот и имущество и уводя в плен местных жителей. Больше всего от половецких нападений страдали пограничные княжества — Переяславское, Северское, Киевское, Рязанское.

В начале XII века войскам князей Святополка Изяславича и Владимира Мономаха удалось вытеснить половцев на Кавказ, за Волгу и Дон. Впоследствии они составили большую часть населения Золотой Орды. Именно от них, по мнению историков, пошли татары, киргизы, гагаузы, узбеки, казахи, каракалпаки, ногайцы, кумыки, башкиры, карачаевцы, балкарцы.

Где искать потомков половцев?

В период существования Золотой Орды русские князья часто брали в жены половецких княжон. Начало этой традиции положил сын Ярослава Мудрого князь Всеволод, в 1068 году женившийся на Анне, дочери половецкого хана, которая так и вошла в историю как Анна Половецкая. Его сын Владимир Мономах также женился на половчанке.

Киевский князь Святополк Изяславич был женат на дочери половецкого хана Тугоркана, Юрий Долгорукий — на дочери хана Аепы, Рюрик, сын великого киевского князя Ростислава Мстиславича — на дочери хана Белока, сын новгород-северского князя Игоря Святославича, героя «Слова о полку Игореве» Владимир — на дочери хана Кончака, князь Галицкий Мстислав Удатный — на дочери хана Котяна, которая, между прочим, стала бабушкой Александра Невского!

Итак, мать владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, была половчанкой. Исследование его останков должно было послужить подтверждением или опровержением теории о европеоидной внешности половцев. Оказалось, что ничего монголоидного во внешности князя не было.

Если верить антропологическим данным, то они были типичными европейцами.

Важно

Все описания говорят о том, что у «кипчаков» были белокурые или рыжеватые волосы, серые или голубые глаза… Другое дело, что в процессе ассимиляции они могли смешиваться, например, с монголами, и их потомки уже обретали монголоидные черты.

Откуда же у половцев взялись европеоидные черты? Одна из гипотез гласит, что они были потомками динлинов – одной из древнейших наций Европы, в результате миграционных процессов смешавшимися с тюрками.

Сегодня среди ногайцев, казахов, башкир, татар, киргизов встречаются потомки племен с родовыми названиями «кипчак», «кыпшак», «кыпсак» со сходными генетическими гаплогруппами.

Среди болгар, алтайцев, ногайцев, башкир, киргизов встречаются этнические группы с названиями «куман», «кубан», «куба», которые некоторые историки относят к части половецких племен.

У венгров, в свою очередь, имеются этногруппы «плавцы» и «кунок», которые являются потомками родственных племен — половцев и кунов.

Ряд исследователей полагают, что отдаленные потомки половцев также встречаются среди украинцев, поляков, чехов, болгар и даже немцев. 

Таким образом, кровь половцев может течь во многих народах не только Азии, но и Европы, и даже славянских, не исключая, разумеется, и русских…

Какие народы являются потомками половцев

Краткая характеристика народа половцев

Из истории все мы знаем, что в древности русские часто сражались с половцами. Но кто такие эти половцы? Ведь сейчас в мире нет народа с таким названием. А между тем, кровь их, возможно, течет даже в нас самих…

«Злосчастный» народ

Откуда взялся этноним «половцы», точно не известно. Одно время бытовала версия, что он связан со словом «поле», ведь эти народы жили в поле, степи.

Современные историки же в массе своей считают, что слово «половец» произошло от «половый» — «изжелта-белый, желтоватый, соломенный». Скорее всего, волосы у представителей этого народа были светло-желтого, соломенного цвета.

Хотя это странно для тюркских племен. Сами же половцы называли себя кипчаками, кимаками, куманами…

Совет

Интересно, что слово «кипчак» (или, как произносили его сами носители, «кыпчак») на тюркских наречиях означает «злосчастный».

Скорее всего, предками кипчаков были племена сиров, кочевавшие в IV-VII веках в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем.

Есть свидетельства о том, что в 630 году они образовали государство с названием Кипчак, впоследствии разрушенное уйгурами и китайцами.

В начале XI века половецкие племена пришли из Заволжья в причерноморские степи, затем пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная. Таким образом им удалось заселить всю территорию от Дуная до Иртыша, которая звалась Великой Степью. Восточные источники даже называют ее Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь).

От набегов до Золотой Орды

Начиная со второй половины XI столетия половцы то и дело совершали набеги на Русь, опустошая земли, забирая скот и имущество и уводя в плен местных жителей. Больше всего от половецких нападений страдали пограничные княжества — Переяславское, Северское, Киевское, Рязанское.

В начале XII века войскам князей Святополка Изяславича и Владимира Мономаха удалось вытеснить половцев на Кавказ, за Волгу и Дон. Впоследствии они составили большую часть населения Золотой Орды. Именно от них, по мнению историков, пошли татары, киргизы, гагаузы, узбеки, казахи, каракалпаки, ногайцы, кумыки, башкиры, карачаевцы, балкарцы.

Где искать потомков половцев?

В период существования Золотой Орды русские князья часто брали в жены половецких княжон. Начало этой традиции положил сын Ярослава Мудрого князь Всеволод, в 1068 году женившийся на Анне, дочери половецкого хана, которая так и вошла в историю как Анна Половецкая. Его сын Владимир Мономах также женился на половчанке.

Киевский князь Святополк Изяславич был женат на дочери половецкого хана Тугоркана, Юрий Долгорукий — на дочери хана Аепы, Рюрик, сын великого киевского князя Ростислава Мстиславича — на дочери хана Белока, сын новгород-северского князя Игоря Святославича, героя «Слова о полку Игореве» Владимир — на дочери хана Кончака, князь Галицкий Мстислав Удатный — на дочери хана Котяна, которая, между прочим, стала бабушкой Александра Невского!

Итак, мать владимиро-суздал

ьского князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, была половчанкой. Исследование его останков должно было послужить подтверждением или опровержением теории о европеоидной внешности половцев. Оказалось, что ничего монголоидного во внешности князя не было.

Если верить антропологически

м данным, то они были типичными европейцами.

Обратите внимание

Все описания говорят о том, что у «кипчаков» были белокурые или рыжеватые волосы, серые или голубые глаза… Другое дело, что в процессе ассимиляции они могли смешиваться, например, с монголами, и их потомки уже обретали монголоидные черты.

Откуда же у половцев взялись европеоидные черты? Одна из гипотез гласит, что они были потомками динлинов — одной из древнейших наций Европы, в результате миграционных процессов смешавшимися с тюрками.

Сегодня среди ногайцев, казахов, башкир, татар, киргизов встречаются потомки племен с родовыми названиями «кипчак», «кыпшак», «кыпсак» со сходными генетическими гаплогруппами.

Среди болгар, алтайцев, ногайцев, башкир, киргизов встречаются этнические группы с названиями «куман», «кубан», «куба», которые некоторые историки относят к части половецких племен.

У венгров, в свою очередь, имеются этногруппы «плавцы» и «кунок», которые являются потомками родственных племен — половцев и кунов.

Ряд исследователей полагают, что отдаленные потомки половцев также встречаются среди украинцев, поляков, чехов, болгар и даже немцев.

Таким образом, кровь половцев может течь во многих народах не только Азии, но и Европы, и даже славянских, не исключая, разумеется, и русских…

Народ половцы

Краткая характеристика народа половцев

Многие авторы древности упоминают о кочевых народах восточноевропейских и азиатских степей, называя их кимаками и кипчаками. Эти два племени были частью союза, состоявшего из семи племен и получившего впоследствии название Кимакский каганат.

Часть населения каганата, жившая ближе к центру союза, в Прииртышье, приблизительно в IX-X вв. переходит к оседлому образу жизни. Однако значительная часть входивших в каганат орд продолжает вести кочевой образ жизни.

Особенно выделяются тут кипчакские орды, о чем свидетельствуют и письменные, и археологические источники.

Расцвет хозяйственной жизни в каганате приводит к ослаблению влияния центра на отдельные владения, между ними возникают противоречия. Центральная власть была уже не в состоянии навести порядок в стране, и на рубеже X-XI вв.

кипчаки фактически становятся самостоятельными. В начале XI в. они двинулись к западу. Один из восточных писателей — таджик Насири Хусрау — в середине XI в. писал о приаральских степях не как о гузских, а как о кипчакских.

Армянский историк Матвей Эдесский говорил, что народ змей («каи» — змея — одна из транскрипций этнонима «кимаки») потеснил неких «шары» (желтых) и последние двинулись на гузов, потеснив, в свою очередь, их. Шары, по мнению большинства ученых, занимавшихся кочевниками средневековья, — это кипчаки или половцы.

Важно

Откуда пошло это последнее название? Многие исследователи, исходя из значения русского слова «полова» — солома, мякина, и «палевый», т.е. белесовато-соломенный, видели намек на светло-желтый цвет и считали, что половцы были белокуры и голубоглазы.

Их происхождение пытались связывать с «динлинами», обитавшими в степях Южной Сибири в конце I тысячелетия до н. э.- начале I тысячелетия н. э., и бывших, по сведениям китайских хронистов, блондинами.

Вполне возможно, что среди половцев и были блондины, но основная масса состояла из тюркоязычных монголоидов кимако-кипчаков и была черноволосой и кареглазой. Не исключено, что цветовое название было символическим и определяло какую-то часть кипчаков (возможно, самую привилегированную).

Так выделяли, например, «черных» болгар, а позже цветовым признаком обозначались монгольские государства — Синяя Орда, Белая Орда и другие. Высказывалось мнение о первоначальной форме этнонима как «онополовцы», т.е. жившие по ту сторону реки, в данном случае, Днепра.

Известный американский востоковед украинского происхождения Омелян Прицак предположил, что основой названия послужило русское слово «поль» в значении «открытый, свободный, полый», и, таким образом, оно является прямым русским переводом тюркского названия половцев «кипчак».

Автор также предположил, что этноним мог пониматься и как «степные люди». Более правдоподобной выглядит версия санкт-петербургского тюрколога Константина Жукова о том, что на Руси было известно значение тюркского слова «кипчак» — дупло, дуплистое дерево.

Связано оно с легендой, известной в изложении персидского летописца Рашид-ад-Дина о происхождении кипчаков от мальчика, родившегося в древесном дупле. Таким образом, половцы — это происходящие из пола, дупла. В западных странах они были известны больше как «команы».

Знали о соответствии этих наименований и древнерусские летописи.

На запад отправились не только кипчаки, но и другие союзные племена. Вся эта лавина двигалась по дорогам широко открытым и давно проложенным до них предыдущими кочевыми волнами. В начале XI в.

Совет

половцы появляются уже в Поволжье и Донских степях. По сообщению русского летописца, в 1055 году они подходят к южной границе Руси (орда хана Блуша).

Русь заключает с ними мир и половцы возвращаются, скорее всего, в придонские степи.

Здесь они продолжают кочевать и совершать набеги на соседей. В XII в. у шары-кипчаков происходит демографический подъем.

Донецкая орда начинает поиск новых земель и расселяется дальше на запад, что продолжается и во второй половине XII в.

Она занимает правобережье Днепра (до Ингульца) и крымские степи, о чем можно судить по распространению каменных изваяний, отмечающих курганы с захоронениями половцев.

Отсюда они продолжают набеги на Русь и Византию, в чем достигают больших успехов. Византия предпочитает быть с ними в союзе, осуществляя связи через Херсон (Херсонес) и, особенно, через Сугдею (Судак).

Русь, несмотря на свои победы над кочевниками, так и не смогла сколько-нибудь значительно углубиться внутрь половецких владений. Достаточно вспомнить печальный финал похода, предпринятого в 1185 г.

новгород-северским князем Игорем Святославовичем на половцев хана Кончака.

Конкретные сведения о пребывании половцев в Крыму содержат несколько письменных источников. В 1154 г. арабский географ ал-Идриси, живший в Сицилии при дворе норманнского короля Рожера II, завершил свой труд под пышным названием «Развлечение истомленного в странствии по областям».

Это был так называемый «Дорожник», содержавший описание берегов Средиземного и Черного морей, с указанием приморских городов, портов, якорных стоянок и прочей информации, полезной для практического мореплавания и торговли. Побережье Крыма описано здесь с весьма высокой степенью точности, указаны расстояния между береговыми пунктами, дана краткая характеристика некоторых из них.

Обратите внимание

Упоминаются Карсуна (Херсон), Джалита (Ялта), Гурзуби (Гурзуф), Бартанити (Партенит), Лабада (Ламбат, ныне Малый Маяк), Шалуста (Алушта), Султатийа (Судак), Бутар (Феодосия ?) и далее, на азиатском берегу, Матарха (Тмутаракань).

В этом перечне особый интерес представляет первое в источниках упоминание Джалиты-Ялты, причем только для нее сделано указание, что «это город [принадлежащий] стране ал-Куманийа». Почему именно для этого пункта? До сих пор нет каких-либо определенных сведений о пребывании половцев на Южном берегу Крыма.

Крайняя южная граница распространения их надкурганных изваяний проходит по правобережью нижнего течения реки Качи. И это понятно: данный район органически сливается с равнинной частью полуострова. Кочевники вообще не очень стремились втягиваться в лабиринты горных проходов. Они предпочитали договариваться с горцами о плате за их спокойную жизнь.

Устанавливался размер и время передачи дани. Проезжавший через крымскую степь из Судака по направлению к Перекопу монах-францисканец Виллем Рубрук отметил, что до прихода татар, т.е. за 20 лет до этого, здесь жили команы, которые заставляли приморские города и замки платить им дань. Важно отметить, что с середины XI до 20-х гг. XIII в.

для обитателей предгорий и побережья Таврики наступило благоприятное время. Нам не известно ни об одном военном вторжении в эту область. Археологические материалы рисуют картину мирной жизни христианского населения.

Наряду с многочисленными селами появляются монастыри, некоторые поселения начинают приобретать характер «малых городов», например, Бакла, Эски-Кермен, продолжается жизнь Херсона. Правда, этот древний город теряет свою былую привлекательность для широкой международной торговли. Более удобным для нее теперь признается Судак-Сурож, как более приближенный к основным степным маршрутам.

Этот город становится главным контрагентом древнерусских городов и, прежде всего, Новгорода. В эту торговлю активно включились и половцы, часть которых, вероятно, даже осела в Судаке.

Как в свое время хазары сделали степь на время своего владычества безопасной для торговых караванов, так и кипчаки пытались играть эту роль, правда, не столь успешно, так как, в отличие от Хазарии, Кумания так и не стала государственным образованием. Половцы сохранили деление на орды и родовые кланы, нередко враждовавшие друг с другом.

Не удалось им подчинить и своих северных соседей, с которыми нередко вспыхивали военные конфликты, обмены ударами, не способствовавшие установлению действительно длительного и прочного мира в степях. В этой связи можно понимать определение Ялты команским городом как указание на его особые отношения с хозяевами степей; возможно, была установлена определенная зависимость этого района полуострова от половцев, тем более, что арабский текст дает и возможность такого понимания, что речь идет о пространстве от Херсона до Ялты. На главный торговый город Юго-Западной Таврики команы не могли не обратить внимание, учитывая и то, что к нему вели хорошо известные удобные дороги. Южный берег в то время действительно начинает оживать, но хороших дорог здесь не было и в начале XIX в., когда А. С. Пушкин с Н. Н. Раевским пробирались горными тропами к Георгиевскому монастырю, держась за хвосты своих лошадей.

Важно

Если памятников пребывания на полуострове предшественников половцев, печенегов, относительно немного, то кипчаки оставили куда больше следов. Земли в окрестностях Евпатории и на Керченском полуострове были облюбованы ими для зимовок. Здесь располагались таборные стойбища, обраставшие постепенно кладбищами.

Как и большинство кочевников, половцы обычно использовали для захоронений древние курганы. Однако возле зимников умерших хоронили в обычных грунтовых могилах. Такой некрополь был раскопан на берегу соленого озера Сасык, недалеко от евпаторийского порта. Обнаруженный здесь погребальный инвентарь хорошо иллюстрирует быт половцев, обитавших здесь в XII-XIII вв.

Умерших сопровождало оружие: ромбовидные наконечники стрел и копий, ножи в деревянных ножнах, восьмигранный шестопер, навершия шлемов, фрагменты кольчуг, пластины панцирей. Красноречивы детали одежды — пряжки с язычками, нашивные бляшки, остатки ткани и кожи. Укладывали и бытовые предметы, например, ножницы, кресала, бронзовые зеркала.

И, конечно, конская сбруя: стремена, удила, пряжки. В каждом погребении находились медный котелок или чашка. О важном ритуальном значении этих предметов говорит то, что они часто изображались на половецких изваяниях, венчавших курганы.

Еще в начале прошлого века эти каменные стражи степей встречались столь часто, что до сих пор чуть ли не в каждом музее можно встретить их, и отнюдь не единичные экземпляры. Сельскохозяйственное освоение степей Таврии привело к массовой распашке курганов и свержению этих, казалось бы, вечных исполинов.

Запечатлелась память о половцах и в географических названиях с элементом «кипчак», сосредоточенных, в основном, в степной части полуострова. Да и все степное пространство Северного Причерноморья и далее на восток называлось Дешт-и-Кипчак, т.е. «Половецкая степь».

Замечательным памятником половецкого языка является словарь XIV в.

Кодекс Куманикус (Codex Cumanicus), обнаруженный в архиве знаменитого итальянского поэта и гуманиста Петрарки. Этот словарь предназначался для торговцев, дипломатов и миссионеров, то есть тех европейцев, кто, отправляясь в далекое Северное Причерноморье, радели об успехе своих миссий.

Залогом этого было знание местных языков, или еще лучше того языка, которым пользовалось большинство местного населения. Таким языком межэтнического общения, своеобразным койнэ степей, был язык кипчаков. Его хорошо понимали и в кочевых таборах, и в приморских торговых городах.

Кодекс является ценным источником для изучения истории формирования других тюркских языков, которые зазвучали на просторах Дешт-и-Кипчак после ухода половцев с исторической арены. Это языки крымских татар, ногайцев, караимов, крымчаков.

Совет

Счастливые времена для команов закончились в 20-х — 30-х гг. XIII в. с вторжением в Восточную Европу монголо-татар. Часть их выселилась в Закавказье, часть ушла в русские земли, часть — на Балканский полуостров и в Малую Азию.

Орду половцев под предводительством хана Котяна, тестя князя Даниила Романовича Галицкого, принял венгерский король Бела IV. На дочери хана женился наследник венгерского престола Стефан V, что обеспечило половцам в Венгрии достаточно прочное положение.

Часть половцев добралась до мамлюкского Египта, влившись в ряды военного сословия, из которого некоторым беглецам и их потомкам удалось забраться на султанский трон.

Какова же была судьба половцев, оставшихся на местах своего традиционного обитания? Значительная часть их погибла при первом вторжении монголов в степи Северного Кавказа и Северного Причерноморья. О массовой гибели команов в Таврике сообщает на основании сведений спутников из местных жителей упоминавшийся выше Виллем Рубрук.

Однако, очевидно, что далеко не везде картина была таковой. В северо-западной части Причерноморья кипчакское население было адаптировано завоевателями. На основе его сформировался тюркоязычный этнос, известный с XIV в. как ногайцы. Пожалуй, наиболее определенные сведения о слиянии монголов и половцев сообщает арабский автор XIV в.

Эль-Омари: «В древности это государство (Золотая Орда) было страной кипчаков, но когда им завладели татары (монголы), то кипчаки сделались их подданными.

Потом они (монголы) смешались и породнились с ними (кипчаками) и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (монголов), и все они стали точно кипчаками, как будто они одного (с ними) рода, оттого что монголы поселились на земле кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в земле их (кипчаков)».

О значительной роли половецкого компонента свидетельствует сохранение вплоть до XVI в. названия степной полосы между Дунаем и Доном — Дешт-и-Кипчак, то есть Половецкая Степь. О многочисленности здесь половцев упоминает ряд арабских авторов, например, ал-Калкашанди (1355-1418). По его словам, кипчаки, «тюркский народ, кочующий как бедуины», — основное население Дешта.