Кавказская сабля – уникальный клинок — энциклопедия кавказа

ШАШКИ, ЯТАГАНЫ

Кавказская сабля – уникальный клинок — энциклопедия кавказа

Шашка ТКВ с утопной рукоятью, азиатского типа.Шашка Кавказская образца 1914 г.
Длина – 930 мм, длина клинка – 730 мм, ширина клинка – 35 мм, толщина – 5 мм. Изгиб клинка 45–55 мм. Клинок – 65Г, рессорная сталь, травленая(темная), два узких дола, спуски от долов, твёрдость – HRC не менее 55-58. Прибор из мельхиора, чеканка, гравировка. Рукоять – кавказский орех, подвес на ремень из натуральной кожи. Цена – 13000рЗаказатьДлина 970-мм, длина клинка-750мм. Клинок из нержавеющей стали 65х13, заточенный, твёрдость HRC не менее 50.  Прибор изготовлен из мельхиора. Чеканка, гравировка. Цена-6000рЗаказать
Шашка ТКВ( ККВ) с утопной рукоятью.Шашка с утопной рукоятью, дамаск.
Длина – 930 мм, длина клинка – 730 мм, ширина клинка – 35 мм, толщина – 4-4,5 мм. Клинок – 65х13, нержавеющая сталь, твёрдость – HRC не менее 50. Прибор из мельхиора, чеканка, гравировка. Рукоять – кавказский орех, подвес на ремень, из натуральной кожи. Цена – 9500рЗаказатьДлина – 960 мм., клинок – 750х35х5 мм., фултанг,  HRC 56-58. Рукоять – орех, на заклёпках. Ножны – липа, натуральная кожа. Подвес на ремень, кожа. Прибор – мельхиор, глубокий орнамент, чеканка гравировка. Цена – 27000р.Заказать
Шашка драгунская. Шашка казачья.
Шашка драгунская образца 1881-1909 г. Эфес состоит из рукояти с дужкой. Рукоять шашки деревянная – кавказский орех, нижняя, верхняя часть и дужка из цветного металла. Ножны шашки деревянные, обтянутые кожей, с латунным прибором: устьем, наконечником и обоймицей с кольцом для ремней портупеи на выпуклой стороне. Общая длина 970 мм, длина клинка 780 мм, наибольшая ширина клинка 32 мм, толщина клинка 5±0,5 мм. Клинок — коррозионно-стойкая сталь 65Х13 , твердость клинка — 48-54 HRC Цена 10000 рЗаказатьШашка казачья образца 1881 года. Эфес кавказского типа. Рукоять шашки казачей деревянная – кавказский орех, нижняя и верхняя часть из цветного металла. Ножны шашки деревянные, обтянутые кожей, с латунным прибором: устьем, наконечником и обоймицей с кольцом для ремней портупеи на выпуклой стороне.Общая длина 975 мм, длина клинка 780 мм, наибольшая ширина клинка 32 мм, толщина клинка 5±0,5 мм. Клинок — коррозионно-стойкая сталь 65Х13 , твердость клинка — 48-54 HRCЦена-9500рЗаказать
Шашка ТКВ с утопной «ушастой рукоятью». Шашка казачья обр. 1904 г. азиатского типа, с утопной рукоятью, короткая.
Длина – 930 мм, длина клинка – 730 мм, ширина клинка – 35 мм, толщина – 4-4,5 мм. Клинок – 65х13, нержавеющая сталь, твёрдость – HRC не менее 50. Прибор из мельхиора, чеканка, гравировка. Рукоять – кавказский орех, подвес на ремень, из натуральной кожи.Цена-9800р.ЗаказатьДлина клинка с рукоятью 750 мм, ширина 35 мм, толщина 4 мм. Клинок – 65Х13, нержавеющая сталь, твёрдость – HRC не менее 50,заточен.  Прибор из мельхиора, чеканка, гравировка. Рукоять – кавказский орех, подвес на ремень, из натуральной кожи. Цена-8000р.Заказать
Шашка Кавказская.Шашка Кавказская образца 1914 г.
Длина-980 мм, клинок-750х30х4 мм. Клинок — нержавеющая сталь 65Х13, заточен, твёрдость HRC не менее 50. Прибор изготовлен из мельхиора. Чеканка, гравировка Цена-5800рЗаказатьДлина 970-мм, длина клинка-750мм. Клинок из нержавеющей стали 65х13, заточенный, твёрдость HRC не менее 50. Прибор изготовлен из мельхиора. Чеканка, гравировка. Цена-6200рЗаказать
Шашка Кавказская образца 1914 г.Ятаган «Янычар» с одним изгибом в красном.
Длина-980 мм, клинок-750х30х4 мм.Клинок — нержавеющая сталь 65Х13,заточен, твёрдостьHRC не менее 50.Прибор выполнен в технике филигрань, украшен россыпью зелёных камней.Цена-8000рЗаказатьДлина 650 мм, клинок-350х30х4мм.Клинок из нержавеющей стали 65Х13, заточен, твёрдость не менее 50.Прибор выполнен в технике филигрань, украшен россыпью зелёных камней.цена-5500рЗаказать
Шашка Кавказская образца 1914 г.Шашка Кавказская образца 1914 г.
Длина-980 мм, клинок-750х30х4 мм.. Клинок — нержавеющая сталь 65Х13, заточен, твёрдость HRC не менее 50. Прибор выполнен в технике филигрань, украшен россыпью зелёных камней. Цена-8000рЗаказатьДлина 980 мм, клинок-750х30х4 мм.  Клинок 65Х13, заточенный,  твердость HRC-не менее 50.  Прибор — мельхиор, позолота, горячая эмаль. Цена — 13000рЗаказать
Шашка Кавказская образца 1914 г.Ятаган»Янычар» с одним изгибом.
Длина-980мм, клинок-750х30х4 мм. Клинок — нержавеющая сталь 65х13, заточен, твёрдость HRC не менее 50. Прибор выполнен в технике филигрань,украшен россыпью зелёных камней. Цена-8000рЗаказатьДлина-650 мм, клинок-350х30х4 мм. Заточен, HRC-не менее 50.Мельхиор, латунь, эмаль, липа. Украшен россыпью зелёных камней.Цена-5500рЗаказать
Ятаган «Янычар». Шашка «Шамиль».
Длина-660 мм, длина клинка-380х32х4 мм.  Клинок из нержавеющей стали 65Х13, заточен, твёрдость HRC-не менее 50. Чеканка, гравировка. Мельхиор.  Цена-4300рЗаказатьДлина-980 мм, клинок-750х30х4 мм. Клинок — нержавеющая сталь 65Х13, заточен, твёрдость HRC не менее 50. Прибор изготовлен из мельхиора. Чеканка, гравировка Цена-6000рЗаказать
Шашка Кавказская образца 1914 г.Шашка казачья обр. 1904 г. азиатского типа, с утопной рукоятью.
Длина-980 мм, клинок-750х30х4 мм.Клинок — нержавеющая сталь 65Х13,заточен, твёрдость HRC не менее 50.Прибор выполнен в технике филигрань, украшен россыпью зелёных камней.Цена – 8000рЗаказатьДлина – 930 мм, длина клинка – 730 мм, ширина клинка – 35мм, тощина – 4 — 4,5 мм. Клинок – 65Х13, нержавеющая сталь, твёрдость – HRC не менее 50. Прибор из мельхиора, чеканка, гравировка.Рукоять – кавказский орех, подвес из натуральной кожи.Цена – 9500рЗаказать
Cабля «Килич».Шашка Кавказская образца 1914 г.в цельнометаллических ножнах. 
Длина – 920 мм. Длина клинка – 700 мм, ширина – 30 мм, толщина – 4мм. Клинок из нержавеющей стали 65Х13 твёрдость не менее 50, заточен.Детали ножен выполнены из мельхиора – чеканка, гравировка. Украшены натуральными камнями.Цена – 6500рЗаказатьУкрашена россыпью мелких зелёных камней. Длина-980мм, клинок-750х30х4 мм. Клинок-нержавеющая сталь 65Х13, твёрдость HRC не менее 50, заточен, лазерная гравировка. Мельхиор, латунь,эмаль.Цена-7500р.Заказать
Настенный багет для шашки.Настенный багет для ятагана. 
Длина 1050 мм, ширина 190 мм.Цена – 1500рЗаказатьДлина 723 мм, ширина 190 мм.Цена – 1300рЗаказать
Жизнь канцлера ангелы меркель

Легенды о «гурде», «кавказском волчке» и «мече пророка»

Кавказская сабля – уникальный клинок — энциклопедия кавказа

Легенды о «гурде», «кавказском волчке» и «мече пророка».

Умение умением, но и сталь клинка должна быть «не любой». Для меня изрядным раздражителем является миф о «славе русского оружия», потому-что после войн 19-го века специалисты с горечью писали, что «…русская кавалерия рубить не умела, поскольку физическая сила кавалеристов вполне обесценивалась тупостью оружия».

Шашка «Гурда».

Даже спустя изрядное время после обустройства передового по тем временам Златоустовского завода (уже к концу века устаревшего) историк кавказских походов генерал В. Патто писал отнюдь не хвалебные песни о русском оружии: «…

за счет своей отваги и силы русские кавалеристы успешно противостоят восточным конникам, но крепость и острота ятаганов и шашек, сделанных из дамасской стали, значительно превосходит крепость сабель наших солдат.» По этим причинам, а также по велению устоявшейся моды, как отмечали современники, «…черкесское оружие носили всегда и все офицеры русской армии.

» Однако слава и кавказского оружия была изрядно преувеличена, потому что подлинно хороших клинков, откованных умелыми мастерами из хорошей стали, в общей массе кавказского оружия было немного. Местные мастера для обеспечения сбыта своей кустарной продукции маскировали ее под качественный европейский «импорт», применяя древний метод фальшивых клейм.

Обратите внимание

Например, армейский офицер в середине 19-го века писал, что чеченские оружейники «…по неизменному обычаю своих отцов подделывают шашки, называемые волчками».

Шашка «Волчок» или «Терс-маймун» № 797 ГИМ.

А «волчок»-то прибежал с Запада! Мастера из южно-германского города Пассау еще в 14-м веке начали ставить на свои изделия известнейший фирменный знак — схематичное изображение бегущего волка. Оружие из Пассау, главным образом мечи, прославилось своим качеством по всей Европе и даже на Востоке.

Неудивительно, что клеймо стали подделывать. В Европе за это серьезно наказывали, поэтому конкуренты из Золингена в 1464 г попробовали официально выкупить у Пассау их фирменный знак. Попытка не удалась и золин-геновские оружейники начали понемногу использовать популярную марку начиная лишь с 18-го века.

А к 19-му веку, т.е. к началу затяжной Кавказской войны, у горцев накопилось изрядное количество и пассауских, и золингеновских «волчков».

Вероятно, кавказские племена плохо разбирались в живописи, поэтому клинки с бегущим волком у них назывались «терс-маймун», что по-персидски значит «трусливая обезьяна».

Традиционное клеймо «Волчка».

В Чечне лучшими считались сабельные клинки с изображением двух волчьих голов и двумя латинскими буквами посередине. Возможно, эти клинки были льежской работы. Чеченцы называли их «терс-меймуль», т.е.

так же, как черкесы называли золингеновские и пассаусские «волчки», но переводили это название несколько по-иному — «ревущая обезьяна». Довольно странно, что кавказцы дружно узнавали в клейме не волка, которого часто видели, а обезьяну, которую не видели в горах никогда.

Не менее высоко, чем «волчки», на Кавказе ценились сабли «гурда». В кавказской легенде, на свой лад объясняющей происхождение и самих клинков «гурда» и их названий, рассказывается, как один прославленный мастер вызвал другого на соревнование.

Важно

В доказательство превосходства своей шашки он одним ударом перерубил барана, чем, однако, не убедил соперника. Тогда, воскликнув «Гурда!», что значит «Смотри!», разрубил и клинок упрямого мастера, и его самого.

На самом деле происхождение самого слова «гурда» можно связать и с тюркским возгласом «вурда» — «ну, бей!», но надежнее отнести его к тюркскому же названию большого тесака — «курде». Само клеймо «гурда» представляет собой серповидные зубчатые линии, часто со словом «Генуя» между ними и несколькими точками по бокам.

Генуэзские клейма, которые видимо потом трансформировались и стали выбиваться кавказскими оружейниками.

Очевидно, что хорошую рекламу этому оружию сделали генуэзские клинки старинной работы, которые легко разрубали толстые гвозди. Генуэзцы издавна торговали с черкесами — начиная с 12-го века, а несколько позднее даже основали в Крыму свои колонии.

После завоевания Крыма Турцией эта торговля прекратилась и подлинных генуэзских клинков в общей массе оружия с этим популярным клеймом было относительно немного.

Конечно, было бы неверным утверждать, что все оружие кавказской выделки было грубой и низкокачественной подделкой.

Были и классные мастера, были и старинные оружейные традиции. Одним из самых известных центров! производства клинков сабель и шашек на Кавказе является дагестанский комплекс селений Амузги — Кубани. Лучшим клиночником всех времен, по общему амузгинскому мнению, считался умерший в 1929 г мастер Рабадан Багомедов.

«Никогда не бывало ни в древние времена, ни в теперешние артиста клинка в Амузги более совершенного, чем он». Однако Багомедов не изобретал какой-то невиданной чудо-стали, а ковал свои клинки из старых пружин вагонных буферов, которые приобретал в Дербенте. Металл для навариваемого лезвия он сваривал из старых ножичков шеффилдской стали, которую в горах называли «альхана».

Широко известны амузгинско-кубачинские подражания «зульфикару» — магической сабле Мухаммеда и его зятя Али. Эта сабля была столь прославлена в мусульманском мире, что можно встретить надписи на клинках типа «Нет героя кроме Али, нет меча кроме зульфикара!».

В описаниях говорится, что Мухаммед через несколько лет после Хиджры в одной из битв отобрал у побежденного вождя местного племени оружие, которое в его руках приобрело магическую, сокрушительную силу. Позднее он передал это оружие своему зятю Али, который не посрамил его славу. Что именно это было за оружие, сейчас точно не известно и споры о его виде идут до сих пор.

Совет

Имеет хождение довольно сомнительный перевод названия, обозначивший «зульфикар» как клинок, который имел два конца или острия. Действительно, самые ранние из известных образцов подражаний «мечу пророка», например, хранящийся в стамбульском музее клинок конца 14-го века, имели раздвоенный конец, образованный треугольным вырезом непонятного назначения.

Кавказцы решили, что два острия на конце — это вид «в профиль» двух клинков, сваренных у рукояти и несколько смещенных по высоте относительно друг-друга к концу. По этой или другой причине, кавказские «зульфикары» имели сразу два клинка, пружинящие и громко звенящие, когда их вытаскивали из ножен.

Однако частица «зуль-» по-арабски значит «имеющий», а «-фикар» является множественной формой слова «позвонок» и буквальный перевод имени оружия — «имеющий позвонки». Возникшую было у меня теорию об очень -уж экзотическом виде этого оружия пришлось отвергнуть, потому-что во фразе о «мече Али» употребляется слово «сейф», т.е. именно меч.

Возможно, трофейный клинок Мухаммеда был с «бугристым», т.е. волнистым лезвием. Впрочем, зная мало, не буду говорить много. По-крайней мере, на эту тему. Златоустовские оружейники испытывали большое влияние Кавказа и в 1836 году изготовили раззолоченный «зульфикар», два булатных клинка которого были, что примечательно, именно с волнистыми лезвиями.

Полагают, что он предназначался в подарок цесаревичу Александру. Мода на кавказское оружие кончилась с выходом на рабочий режим Златоустовского оружейного завода. У боевых армейских офицеров уже к концу Кавказской войны сложилось общее мнение, что кустарному восточному оружию следует, как правило, предпочитать фабричное златоустовское.

Справедливости ради надо заметить, что требования к оружию массовых армий и оружию элитных бойцов не во всем совпадают и опытные воины своими «нестроевыми» клинками штучной работы перерубали даже ружейные стволы того времени. Понятно, что эти самые элитные бойцы подвергали оружие самому строгому отсеву и долго учились отличать простую «ручную работу» от клинка действительно знающего свое дело мастера.

Источник: http://masterknife.narod.ru/a_legendarnoe_oruzhie.html

Наследие кавказских оружейников. Кизлярские ножи

Кавказская сабля – уникальный клинок — энциклопедия кавказа

Исторические корни

Холодное оружие издавна играло важнейшую роль в жизни народов Кавказа. Разве можно представить себе горца без черкески, опоясанной ремнем с пристегнутым к нему кинжалом. Храбрые кавказские воины не расставались с ним ни на минуту.

Оружие было не просто частью экипировки, а частью самого человека. Повсеместно кинжал являлся признаком свободного мужчины. Шашка или сабля означали принадлежность к военному отряду.

Оно являлось средством защиты и нападения, показателем статуса, предметом культа. Хорошее оружие было объектом зависти и вожделения, его воспевали поэты. На оружии клялись при заключении союзов, побратимства.

Обратите внимание

Утрата оружия влекла за собой утрату свободы не только для его обладателя, но и для его родственников.

Наиболее традиционным, а потому, и популярным, являлся кинжал. Его использовали и в качестве оружия, и в быту. Им резали продукты, забивали скот, рубили хворост. С ним занимались джигитовкой и танцевали, взяв в зубы обнаженный клинок.

Особенно ценилось оружие, изготовленное искусными оружейниками Дагестана. Оно передавалось из поколения в поколение, им пользовались несколько десятилетий. На хорошее оружие и его украшение не жалели средств. Великолепного скакуна обменивали на хороший кинжал. Известен факт, когда один из кавказских князей за знаменитую шашку «волчёк» заплатил сумму, равную стоимости целого поместья.

Ремесло оружейника на Кавказе было одним из самых уважаемых. Секреты обработки металла, ковки клинков передавались от отца к сыну. Целые сёла занимались изготовлением холодного оружия.

 Основными центрами были несколько селений, существующих и в наши дни: Амузги, Нижнее Мулебки, Кубачи, Харбук.

Мастера наиболее известного из них – Кубачи – к началу XIX века перешли в основном на ювелирное мастерство и занимались отделкой оружия. В этом они достигли высокого профессионализма.

Особенности дагестанского холодного оружия

Дагестанское оружие имеет ряд характерных, свойственных именно ему черт. Его клинок прямой, двухлезвийный.

На поверхность клинка наносили долы, что не только облегчало вес клинка, но и увеличивало его прочность и придавало декоративность. Длина кинжала составляла 45-55 см. Часто клинки имели надписи.

Это могли быть имена мастеров или владельцев оружия, изречения из Корана. Также многие клинки были украшены рисунками.

Процесс изготовления клинка старинными мастерами, передаваясь из поколения в поколение, дошел и до наших дней. Состоит он из нескольких стадий. Клиновидный железный стержень огибают стальной полосой и сваривают вместе.

Важно

Со стороны пяты железный стержень вытягивают — образуется хвостовик клинка, служащий основой для рукояти. Сплав железа со сталью куют до придания заготовке нужной формы клинка – кинжала, сабли, шашки.

Далее клинок укрепляют на деревянном бруске и крепко закаленным резцом выстругивают на нем долы. Затем клинок обстругивают и шлифуют на точильном колесе. Под конец его подвергают закалке, окончательной заточке и шлифовке.

При изготовлении дамасского клинка он должен был пройти 13 ступеней обработки от железной болванки и узкой стальной пластины до клинка с узором в виде зигзагообразных прожилок.

Далее клинки попадали к кубачинским мастерам, которые и украшали готовое оружие. Использовались такие техники, как золотая, серебряная и медная насечка по металлу, кости, глубокая гравировка с чернью по серебру, позолота и, с начала 20 века, эмаль.

Традиционный орнамент дагестанских клинков – растительный, в котором присутствуют цветочные бутоны и листья. Узор покрывает клинок сетью волнистых линий, завитков. Техника нанесение требует высокого мастерства, показывает профессионализм умельца.

Рукояти изготавливали из кости, рога, дерева, металла. Их также украшали росписью, вставками из металла с гравировкой.

Распространение дагестанских клинков по миру

Мастерство кавказских оружейников ценилось не только среди горцев. Чужестранцы специально приезжали на Кавказ, чтобы приобрести этот красивый, невероятно острый и идеально сбалансированный кинжал. В России оружие горцев появилось во времена кавказских войн.

Когда войска Российской Империи появились на Кавказе, русские солдаты, и прежде всего казаки, мгновенно оценили по достоинству кавказские клинки. Офицеры приобретали кинжалы и шашки у местных мастеров, солдаты захватывали их в бою в качестве трофея.

Совет

И в 1881-м году оружейные фабрики и кузницы России начали выпускать для армии клинки кавказского образца.

Современная история дагестанских ножей

Вследствие запретительной политики государства в 30-х годах XX столетия оружейное мастерство на Кавказе стало угасать. Оставшиеся немногие мастерские значились как народные промыслы. Но старинные техники дагестанских умельцев не забыты.

В настоящее время традиции дагестанских оружейников продолжают мастера ООО ПП «Кизляр». Это предприятие, созданное в 1998 году, не только возрождает и восстанавливает традиции клинкового оружия прошлого. Его мастера вносят в них новые формы, обогащают традиционные виды орнамента изображением животных и птиц.

Высокий уровень исполнения, исключительный дизайн, доступные цены – то, что выделяет продукцию завода «Кизляр». В процессе создания клинков применяется уникальное сочетание новейших производственных технологий и традиционной ручной работы.

Современное серийное производство клинков начинается с изготовления заготовок. На станке гидравлической резки из листа стали вырезается заготовка нужной формы со всеми технологическими отверстиями.

Важный этап в изготовлении ножа – термическая обработка клинка, которая осуществляется в цехе термообработки. Там в ленточной печи, под действием инертного газа, происходит закаливание заготовок. В литейном цеху отливают латунные гарды и навершия, детали украшений.

Заточка ножа осуществляется в несколько этапов. На начальных стадиях используются станки, окончательная заточка осуществляется только вручную. В прежние времена полировка клинков была крайне трудоемким процессом.

Обратите внимание

Сейчас с этим успешно справляются полировальные машины. В них заготовки клинков приобретают идеальный зеркальный блеск.

Современные технологии не вытеснили полностью традиции. Подготовленные заготовки поступают в художественный цех, и далее уже мастера-художники наносят на клинки рисунки вручную.

Последним этапом в создании ножа является изготовление рукояти. Ее форма может быть разной, но она идеально сочетается с длиной клинка и очень удобна для удержания.

Весь процесс проходит под жестким контролем специалистов. И хотя в производстве ножа широко используются современные технологии, по сути, он изготавливается вручную. 

Если говорить о материалах, то используются только высококачественные, проверенные временем. Для изготовления клинков применяются стали высокой прочности.

Широко используют на предприятии японскую нержавеющую сталь AUS-8, которая очень популярна благодаря своим оптимальным характеристикам, в том числе и по твердости, которая составляет 57-59 HRC.

Также для изготовления клинков применяются отечественная нержавеющая сталь 95X18, французская нержавеющая сталь Z90, французская инструментальная сталь Z160 (аналог D2) и другие виды сталей, а также булат и дамаск.

В качестве материала для рукоятей используют как традиционные — дерево (кавказский орех, бук, дуб), кость, металл, так и современные материалы – эластрон, микарта, стеклотекстолит и другие. Разные материалы часто комбинируют, что придает ножу уникальный вид.

Разнообразие продукции предприятия «Кизляр»

Современные кизлярские ножи делятся на туристические, куда также относятся ножи для охоты и рыбалки, тактические ножи, и хозяйственно-бытовые. «Специализация» ножа учитывается в его конструкции. Так, охотничьи ножи имеют более длинный клинок.

Важно

Его линия режущей кромки как бы «взлетает» вверх, к острию, как, например, у ножа «Гюрза-2». Именно такая округлая форма удобна для вспарывания шкур.

В то же время, разделочные ножи оборудованы клинком с более вытянутым острием, которым удобно выполнять более тонкие работы, например, нож «Странник».

Компания выпускает самые разнообразные варианты ножей, которые имеют разную конструкцию и формы клинка и рукояти. Есть ножи с рукоятью из традиционных материалов – дерева или наборной кожи.

Одни, как нож «Стерх-2», имеют красивый рельефный набор на рукояти с латунными вставками, или клинок, покрытый изящным узором, как у модели «Стерх-1».

Другие ножи отличаются строгой функциональностью – их клинок заворонен, а рукоять, изготовленная из эластрона, не будет скользить в руке (модели «Байкал-2», «Коршун-3»).

Также выпускает «Кизляр» и складные ножи, которые можно разделить на два типа: ножи со специальным шпеньком на клинке для открытия одной рукой (самая известная модель – «Байкер») и ножи традиционной конструкции, такие, как серия «НСК».

Изготавливают на предприятии и авторские кинжалы, сабли, шашки, ножи. Выполненные известными кузнецами и художниками-инкрустаторами, они занимают высокие места на различных всероссийских и международных выставках холодного оружия.

Настоящий кизлярский нож – это не только красивая вещь, предназначенная для украшения кабинета. Это надежный друг, который не подведет в самой неожиданной ситуации.

Совет

И хотя выпускают кизлярские ножи относительно недавно, но их уже можно встретить по всему миру. Компания «Кизляр» за свою продукцию неоднократно была награждена международными премиями и почетными грамотами, она является лауреатом программы «100 лучших товаров России». На сегодняшний день ножи Кизляр – самый востребованный ножевой бренд в России.

(c) Cekatop.ru

Шашка Казачья «Кавказская»

Кавказская сабля – уникальный клинок — энциклопедия кавказа

Технические характериститки

Марка стали :65Г(пружинная) Кованая
Общая длина мм :920-925
Длина клинка мм :750-760
Ширина клинка мм :34-35
Толщина клинка мм :5
Закалка клинка :Уставная (зонная)
Длина рукояти мм :160-170
Толщина рукояти мм :24
Вес гр :670
Производитель :ДОНСКАЯ ОРУЖЕЙНАЯ ФАБРИКА
Комплектация
Шашка в ножнах :в комплекте
Кожаная портупея :в комплекте
Чехол для хранения :в комплекте
Сертификат производителя :в комплекте

ОПИСАНИЕ

НА ВОССОЗДАНИЕ ЭТОЙ МОДЕЛИ ШАШКИ БЫЛО ПОТРАЧЕНО БОЛЕЕ ГОДА.  В РЕЗУЛЬТАТЕ  УДАЛОСЬ ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕДАТЬ ОРИГИНАЛЬНУЮ КОНСТРУКЦИЮ ШАШКИ И НОЖЕН.

Великолепный образец кованного клинкового оружия. Шашка изготовлена мастерами – оружейниками ДОФ в соответствии со всеми параметрами исторической боевой шашки.

Материалы, способ их обработки, крепление деталей изделия – все максимально приближено к оригиналу.

Шашка Терского Казачьего Войска, образца 1904 года.

Очень красивое, необычное изделие. Принципиально отличается от классических казачьих шашек образца 1881года. Имеет более изогнутый клинок сабельного типа, иную конструкцию рукояти, меньший вес и  смещенный центр тяжести для более сильного рубящего удара.

Клинок: кованный из высокопрочной надежной стали. Сабельного типа. Имеет два узких дола. Спуски прямые. Режущая кромка подведена под заточку. 

Рукоять: выточена из массива березы, покрыта пропиткой и покрашена. Крепление клинка на сквозных металлических штифтах.

Ножны: вырезаны из массива березы, обтянуты натуральной лакированной кожей. Латунный прибор ножен состоит из устья, двух обоймиц и наконечника.

Портупея: изготовлена вручную мастерами Донской Ремесленной Фабрики из натуральной кожи.

Чехол: изготовлен из винила. Защищает изделие от пыли, влаги. Удобен  для транспортировки шашки. Помогает избежать паники среди людей и косых взглядов полиции на улице.

Данное изделие может стать прекрасным подарком для любого мужчины.

Красивая, достоверная, качественно изготовленная Шашка.

Обладает идеальной развесовкой, подходит  для занятий Рубкой лозы, Фланкировкой, Джигитовкой.

ИЗДЕЛИЕ СЕРТИФИЦИРОВАНО. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ХОЛОДНЫМ ОРУЖИЕМ!

Скоро в этом блоке будет второе описаниеЗдесь скоро будет текст и ссылки на сертификаты

Острая кавказская тема

Кавказская сабля – уникальный клинок — энциклопедия кавказа

oldvladikavkaz
«О холодном оружии осетин упомянул подполковник русской армии Штетер,совершивший в 1781 г.путешествие во внутренние области Кавказа.Он отмечал,что это оружие слагалось»из лёгкой хорошей сабли,которая более прямая,чем изогнутая;из кинжала и ножа на ремне».

Более подробно описал холодное оружие осетин профессор Дерптского университета М.Энгельгардт,побывавший в стране в 1811 г.Холодное оружие состояло из»слегка изогнутой сабли,которая не имеет рукоятки,но снабжена ручкой;она входит в ножны до набалдашника.Помимо этого они вооружены…

обоюдоострым кинжалом длиной от12 до 14 дюймов;он заменяет нож и топор,так,как хорошее,очень острое железо разрезает даже кости и небольшие деревья».Ещё один путешественник по Кавказу в 1817-1820 г.г.писал:осетины»одеваются по примеру черкессов и никогда не появляются без обычного для их страны оружия-кинжала за поясом.

Он широк у рукояти,утончаясь книзу в виде длинного острия;его длина 18 дм.»Кинжалы,как и всюду,были не только оружием,но и бытовой вещью.»Молодые люди нарезали своими большими кинжалами мясо и бросали его в котёл»;они»вместо ножа пользуются кинжалом»,-упомянул в описании своего путешествия на Кавказ в 1837-1838 г.г.немецкий ботаник К.Кох.Р.

Кер-Портер сделал ещё одно любопытное наблюдение о вооружении осетин:»у них были сабли,несколько исривлённые;к рукоятки каждой из них прикреплён небольшой круглый щит,покрытый кожей и обитый тщательно гвоздями.По размерам он…в точности напоминает те,которые имели английские стрелки во времена Генриха Пятого.

Эти горцы,как мне сказали,очень умело пользуются ими при нанесении ударов кинжалом».Холодное оружие осетин,по-видимому,частично было привозным,а частично выделывалось в самой Осетии.Я.

Рейнеггс называет область,где изготавливалось оружие,-это Дигория,в которой правила фамилия Бадилата:бадиллы известны как очень способные мастера по выделыванию ружей,сабель и ножей».Работой осетинского мастера,думается,можно считать шашку,подписанную по-русски»Бадилевский 1902.Ахмедханъ М.» и по арабски»сделал Ахмедхан Мухамед оглы».

Можно предположить,что «Бадилевский»означает,что мастер был подданым тагаурских князей Бадилатов.Орнамент,украшающий серебряную рукоять и прибор ножен,представляет собой выполненный глубокой гравировкой завивающийся стебель,густо усаженный заострёнными листьями,напоминающими осетинский узор на вышивках,на резном дереве и других предметах прикладного искусства».

Э.Аствацатурян»Оружие народов Кавказа»

Обратите внимание

В конце 19,начале 20 -го веков,крупным центром по изготовлению холодного оружия стал город Владикавказ,который долгое время являлся  столицей  Терской области.

Наличие большого количества военных,которые  были расквартированы во Владикавказе,а также огромное количество терских казаков,которые также размещались в городе и близ лежащих станицах стало одним из основных факторов,которые привлекали во Владикавказ мастеров-оружейников.

В основном ,холодное оружие изготовляли дагестанцы,которые славились умением делать хорошие  клинки и работой по серебру.Известно большое количество мастеров,изготавливающих холодное кавказское оружие во Владикавказе,но три мастерских получили заслуженную славу.1.Самая крупная оружейная мастерская принадлежала Осману Омарову.О.

Омаров был родом из Дагестанского селения Кази-Кумух.В конце 19,начале 20 го века он имел мастерскую со штатом рабочих от 15 до 20 человек.Осман Омаров делал кинжалы и шашки,как кавказского ,так и азиатского образца,которые пользовались большим спросом у казаков и военнослужащих.

Наверное многие из вас держали в руках его изделия и видели на клинках выбитые или травлёные клейма.Травленая надпись на шашке офицера  Собственного конвоя Его Императорского Величества Николая Второго.Удалось найти здание во Владикавказе,в котором размещалась мастерская Османа Омарова.Угловое здание на пересечении улиц Гаппо Баева и Армянской.

Над входом в здание вязь из арабских слов.»Йа муфаттих аль-абуаби, ифтах ляна хайр аль-баби», что переводится как: «О тот, который открывает двери (т.е. Всевышний), открой нам лучшие из дверей». Это дуа (мольба) по-арабски. Обычно писалась над входом в крепости и над входом в другие значимые здания, преимущественно в 18-19 веках.

СпасибоАслан Боташев и arabist_1990 за помощь в переводе:)

По рассказам старожилов,семья Османа Омарова не покинула город после 1917 года и потомки мастера живут и сейчас во Владикавказе.

Моё предположение подтвердил АСЛАН ЦУЦИЕВ в комментах к посту.

2.Второй крупной мастерской руководил выходец из Дагестана ,из того же селения Кази -Кумух,Гузун Гузунович Гузунов.Во Владикавказе он начал работать  со второй половины 80-х годов 19 века.В 1891 году он был избран старшиной цеха золотых и серебряных дел,а в 1893 году-гласным цеха.К 1898 году Гузунов имел пять подмастерьев и трёх учеников.В дальнейшем мастерская расширялась и вскоре в мастерской Гузунова работало от 20 до 30 человек,в основном односельчане мастера и несколько кубачинцев.Мастерская интенсивно работала до 1923 года.Вот несколько клейм на изделиях мастерской Г.Г.Гузунова.В 1910 году вышел Прайс-каталог с изделиями Гузунова.Магазин и мастерская Гузуна Гузунова находились на Александровском проспекте.Где именно?В каком здании?Поиск мастерской занял несколько дней.С помощью Феликса Киреева,мне удалось установить её местонахождение.Во Владикавказе работал торговый дом Братьев Залиевых.Вот реклама этого дома на открытке начала 20-го века.Адрес ,по которому работала фирма указан точно:Александровский проспект,дом Андреева.Вот этот дом на углу улицы Никитина и пр.Мира.Получается,что имея свой собственный дом на том же Александровском проспекте братья Залиевы аредовали помещение у Андреева.А где же находился дом самих Залиевых,в котором долгое время работала оружейная мастерская Г.Г.Гузунова?Парадоксально,но напротив,через аллею:):):)Не узнаёте?Узнать трудно,потому что этого здания уже нет.На его месте стоит  «уродец» под названием «Дом моды»На открытке тридцатых годов хорошо видно старое здание.Ближе.Гузунов работал в этом здании,предположительно до 1913 года.Потом он переехал в собственный дом на улице Лорис-Меликовской(Ленина).Это видно из рекламы размещённой в «Терском календаре» 1913 года.Какое счастье!Указан номер дома-ул.Лорис-Меликовская ,дом №15.Ура!Ура!Чего же проще,пойти и сфотографировать дом в котором была мастерская известного оружейника.Вот дом под номером пятнадцать:Ага,нет тут то было:(Город активно застраивался.Одни дома рушились,другие строились.Номера домов менялись.Например на той же улице Лорис -Меликовской № 28 находился дом Гаппо Баева.Он не пострадал,но теперь его адрес улица Ленина № 32.Произошло смещение в сторону возрастания номеров на чётной стороне улицы.То же самое произошло и на нечётной стороне.Здания  в котором жил Г.Гузунов тоже нет,как и его мастерской на Александровском проспекте.На его месте(?) был построен жилой дом  под номером 19.Умер Гузун Гузунов в 1913 году.В том же «Терском календаре» за 1915 год,можно прочитать,что его дело перешло к сыну Исаю Гузуновичу Гузунову.Примечательно то,что в доме Залиевых на Александровском проспекте,после переезда мастерской Гузунова,открылась другая мастерская  и магазин по торговле серебряным вещами и холодным оружием Гая Карповича Каджоянца.До него фирмой руководила Зинаида Каджоянц.Всречаются клинки с клеймом «Каджоянц».3.Третьего по значимости оружейника работавшего во Владикавказе звали Гаджи(Муслим) Мудунов.Он был из селения Кай,которое тоже находилось в  Дагестане.Сабля  его работы была  подаренная красному командиру Чапаеву В.И. и до сих пор хранится в московском революционном музее.Вот несколько клейм на его изделиях.Где находилась его мастерская во Владикавказе,пока не известно.Буду рад любой информации о её месте нахождения .Кроме вышеперечисленных крупных фирм,изготовлением холодного оружия занимались мастерские поменьше.

Мастер -клиночник из Владикавказа Дамадан Дамаданов.
Вот что удалось найти:

«В Тифлисе в1889 г. на Кавказской выставке сельского хозяйства и промышленности представили свои изделия работавшие в Тифлисе лакские мастера Гусейн Мунчаев, Шахши Гаджи-оглы, Мамалай Ахмед-оглы, Абдурахман Шахшаи, Сулейман Давид-оглы, Сайд Абдул-Гамид-оглы и Гаджи Магомедов. На той же выставке из Владикавказа участвовали лакцы Юсуп Тамаданов, ИсмаилТамаданов, Тамадан Тамаданов и Омар Бутаев.»
Скорее всего все вышеперечисленные Тамадановы(Дамадановы) работали в одной мастерской.

Клейма на кинжальном клинке мастера Дамадана Дамаданова:

Также во Владикавказе работали мастерские Александарова,Абдурагима,Гамадова  и многие другие .Вот такие красавцы  жили и служили  когда-то в нашем городе.После Великой Октябрьской революции под запрет попало ношение холодного оружия.Во Владикавказе его перестали изготавливать.

Вернулось его изготовление к нам в город в 1941 году.

«Единственным, кроме Златоустовского завода, производителем шашек обр. 1927 года, попавшим в планы ГКО(Государственный Комитет Обороны), был вагоноремонтный завод в Орджоникидзе (Владикавказ). Постановлениями ГКО заводу в Орджоникидзе спускали планы с октября 1941 по июнь 1942 года».

«В октябре 1941 года, по решению областного комитета ВЛКСМ, управлению трудовых резервов предложено в мастерских училищ освоить изготовление заказов фронта. Эта работа была поручена ремесленному и железнодорожному училищам.

В короткий срок они освоили новое производство, и приступили к массовому выпуску кавалерийских шашек, деталей к гранатам, снарядам и минам.» (По материалам архивных документов о работе девушек-комсомолок Северо-Осетинской организации ВЛКСМ во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.).

Важно

Клеймо «ВРЗ» на клинках шашек изготавливаемых на Орджоникидзевском Вагоно-ремонтном заводе.

Поиск материала по мастерам холодного оружия работающих в городе Владикавказе продолжается.Просьба поделиться информацией,которая может быть Вам известна.Спасибо!Ссылка на блог при использовании материала-обязательна.
Сайт»СТАРЫЙ ВЛАДИКАВКАЗ»

Черкесское оружие

Кавказская сабля – уникальный клинок — энциклопедия кавказа

Вступительное слово У адыгов с древних пор были высоко развиты связанные с военным делом ремесла — производство и украшение оружия. Это отмечали все иностранцы, посещавшие Черкессию в XV — XIX вв. Некоторые виды оружия делались дома — стрелы, наконечники копий, порох. Более сложные вещи изготавливались профессионалами.

Крупных оружейных центров в Черкессии не было, весь спрос удовлетворялся двумя-тремя мастерами, работавшими в каждом селении. У горцев издавна было широко развито производство оружия, связанное прежде всего с их военной организацией. Во главе феодальных объединений стояли правители, во главе свободных обществ — советы старшин.

Военную силу составляло народное ополчение. Каждый мужчина от 20 до 60 лет считался воином и по тревоге должен был выступать полностью вооруженным. Как правило, каждый сам приобретал оружие, беднякам помогало общество. Феодальные правители, кроме того, имели постоянные вооруженные отряды воинов-профессионалов.

Вооружение кавказского горца издавна состояло из оборонительного доспеха — кольчуги, шлема, наручей и из наступательного оружия — лука со стрелами, копья, дротика, сабли и кинжала. В XVIII в. распространилось огнестрельное оружие, и некоторое время лук и стрелы, ружье и оборонительный доспех сосуществовали.

Со временем огнестрельное оружие заменило лук и стрелы, а оборонительный доспех перестали применять, так как пули его пробивали. Комплект вооружения горца со второй половины XVIII в. состоял из ружья, пистолета, сабли или шашки, кинжала. Старинного кавказского оружия сохранилось немного.

Археологи находят древние мечи, сабли, кинжалы, изготовленные до XVI в. От XVI-XVII вв. дошло несколько черкесских клинков и панцирей, которые хранятся в Оружейной Палате Московского Кремля. Холодное оружие XVIII в. и даже первой половины XIX в. — большая редкость.

Это вполне объяснимо — оружие было в частом употреблении, изнашивалось, ломалось, сырья было мало, поэтому вышедшее из строя оружие перековывалось на новое. Намного больше сохранилось шашек второй половины XIX в., а больше всего кинжалов конца XIX — начала XX в.

Огнестрельного оружия сохранилось немало — взятое в качестве трофеев во время Кавказской войны, оно больше не употреблялось. В коллекции Государственного Исторического музея есть разнообразные виды горского оружия и снаряжения: шлемы и налокотники, луки и стрелы, колчаны и налучья, ружья и пистолеты, газыри и пороховницы, сабли и шашки, кинжалы….

Оборонительный доспех

Совет

Черкесский оборонительный доспех — общекавказского типа: он состоял из шлема, кольчуги, налокотников и перчаток. Высокий конический железный шлем склепан из двух половин. Он неброско украшен: несколько накладных серебряных, а то и железных пластин с гравировкой, чернью или позолотой и немного орнамента.

По этому орнаменту — завиткам в форме запятой — и можно опознать черкесский шлем. Иногда мастер гравировал на нем свое имя и дату. Целую серию таких шлемов сделал в 1780-х гг., как следует из надписи, мастер Али, сын Хаджи Бека. На верхушке — кольцо, чтобы прикрепить флажок из обшитого галуном красного сафьяна с вышитым узором.

Снизу — кольчужная сетка; она закрывает половину лица, а сбоку и сзади ниспадает на плечи поверх кольчуги и спереди застегивается на крючок. Кроме высоких шлемов, носили низкие, с такой же длинной кольчужной сеткой. Тело воина защищала кольчуга — рубашка, сплетенная из металлических колец. Как правило, одно кольцо захватывает четыре соседних.

У кольчуги два разреза: у ворота — для головы, у подола — для удобства при ходьбе. В воротник вплетены сыромятные ремешки, чтобы он стал жестким, стоячим и лучше защищал шею. Застежки ворота нередко украшены серебром с чернью. Кольчуга пешего воина — длиннее, всадника — короче. В кольчуге среднего размера примерно 20—25 тысяч колец.

Различают кольчуги и панцири: для кольчуг использовалась проволока с круглым сечением, для панцирей — с уплощенным. Кабардинские панцири пользовались большой известностью. Их закупали для персидского шаха. Турки в XVI в. брали дань с черкесов людьми, лошадьми и панцирями. На Руси в 1660-х гг.

кабардинские панцирные мастера работали в Астрахани, а затем были переведены в Москву. Наручи или налокотники защищают руку от удара клинка. Это пластины, которые прикрепляются к рукам при помощи еще двух небольших пластинок, кольчужных колечек и застежек. Поверхность Наручей иногда украшали гравировкой или позолотой с надписями. Вспомним, как описывал М.Ю.

Лермонтов „удалого кабардинца»: Он в кольчуге драгоценной, Налокотниках стальных, Из Корана стих священный Писан золотом на них. В снаряжение воина входили перчатки из красного или черного сафьяна с нашитыми кусками кольчуги и с кожаными шнурами для прикрепления к руке.

Перчатки изготавливали женщины, обшивали их специальной тесьмой — галуном, который ткали из золотых или серебряных нитей. Посередине перчатки вышивали золотом или серебром закрученные рога — типичный черкесский орнаментальный мотив.

Холодное оружие

Обратите внимание

В музее хранится большая коллекция черкесских сабель рубежа XIV —XV вв., найденных при раскопках Белореченских курганов близ Майкопа. Примечательная их особенность — конец в виде штыка, рассчитанный, видимо, на пробивание кольчуги. В ГИМ есть очень редкий клинок, изготовленный, по-видимому, в XVI —XVII вв.

, также со штыковым концом; золотой насечкой сделана арабская надпись: „Работал Хусейн». Такого типа клинки хранятся в Оружейной Палате и в описи 1687 г. названы „черкесскими». Возможно они изготовлены кабардинскими мастерами, которые также работали сначала в Астрахани, а с 1661 г. — в Москве, вызванные туда „как булатных дел сварщики самые добрые мастера». Видимо в XVII в.

у адыгов появляется новый вид холодного оружия — шашка, что означает „длинный нож». Это оружие отличается от сабли: у него нет крестовины для защиты руки и клинок утоплен в ножны по головку рукояти. Носили шашку лезвием вверх и клинок из ножен вынимали прямо перед собой, не вынося руку вправо.

Клинок шашки значительно короче сабельного: длина сабельного со штыковым концом 104—114 см, шашечного — 75 см. Клинок шашки всегда мало изогнут. Для шашек использовались западноевропейские клинки, которые ввозили в Черкессию через черноморские порты на протяжении нескольких веков.

Особой популярностью здесь пользовались генуэзская „гурда», золингенский „волчок», венгерские „трансильванский узел» и „гусар». Эти изображения мы видим на шашках XVIII —XIX вв. Иногда это старые подлинные клинки, иногда — копии с них, сделанные местными мастерами; иногда — изделия фабрик Золингена, которые в XIX в.

специально для Кавказа изготавливали клинки с популярными там изображениями. Рукоятки шашек делались из рога или серебра. Головки рукоятей имели закругленную форму с клиновидным вырезом сверху. Все бывавшие в Черкессии в XV—XIX вв. иностранцы отмечали очень изящную отделку оружия серебром.

Для украшения серебряных рукоятей шашек, кинжалов, накладок на ножнах использовался особый сплав — чернь, состоящий из серебра, меди, свинца и серы. Чернью по серебру наносился очень оригинальный узор. Ножны для оружия изготавливали женщины, дома, для воинов своей семьи.

Две деревянные дощечки, вырезанные по форме клинка, обтягивали зеленой кожей, поверх которой натягивались бархатные, обшитые галуном чехлы. Эти бархатные накладки скреплялись небольшими украшенными чернью пластинками. Из серебра делались обоймицы. Шашку носили на портупее из галуна или кожи, отдельные части которой также скреплялись пластинками.

Серебра было мало, расходовали его очень экономно. На Северо-Западном Кавказе шашки стали настолько популярны, что совершенно вытеснили сабли; во всяком случае черкесские сабли XIX в. не встречаются. В ГИМ хранится самая ранняя датированная шашка, на ее клинке — 1713 г. Клинок ее западноевропейский, рукоять из черного рога. Одна из интересных шашек коллекции ГИМ датирована 1857 г.

Важно

У нее узкий изящный клинок, а рукоять украшена гравировкой, чернью и позолотой — характерным черкесским орнаментом — кругами и полуовалами, рогообразными завитками, гирляндами листочков в форме запятых. На черене рукояти — расположенные наискось полоски на фоне зигзагов, нанесенных острым инструментом — характерная для черкесов техника.

Черкесских кинжалов сохранилось мало: их не считали, как саблю и шашку, почетным оружием, переходящим от предков; они были просто личными вещами, которые использовались даже в хозяйстве. Сломанные и испорченные переделывали в новые. С 70-х гг. XIX в. на Западном Кавказе появились дагестанские мастера и именно они изготовили большую часть сохранившихся кинжалов. В музее хранятся интересный кинжал черкесской работы первой половины XIX в. с черневым орнаментом и рукоятью старого типа, а также кинжал начала XX в., украшенный очень модной в то время на Западном Кавказе крупной зернью.

Метательное оружие

Метательного оружия — луков и стрел — сохранилось немного. Кавказские луки принадлежат к типу сложных, т.е. склеенных из рога, вареных сухожилий и дерева. Рог при натягивании тетивы оказывался на внутренней стороне лука и обеспечивал сильное натяжение.

Вареные сухожилия животных, приклеенные рыбьим клеен вдоль рога, делали лук эластичнее; тонкий слой дерева составлял внешнюю сторону. Концы, на которые надевалась тетива, делали из кости. Деревянную спинку лука оклеивали черной кожей, украшенной золотыми звездочками. Стрелы делали дома. Автор XV в.

сообщал, что все черкесы, не исключая знатных, каждый день делают для себя стрелы, что летят эти стрелы далеко и имеют прекрасное закаленное острие. Для луков и стрел женщины делали футляры — налучья и колчаны — из красного или черного сафьяна, который по краям обшивали полосками цветной кожи или галуном. В XVIII в.

луки и стрелы еще широко бытовали наряду с огнестрельным оружием. Черкесские стрелы покупали татары и ногайцы — ежегодно около 300 тыс. штук.

Огнестрельное оружие

Огнестрельное оружие на Северной Кавказе известно с XVI в., но широко распространилось лишь в XVIII в. и еще некоторое время сосуществовало с луками и стрелами. Ружья привозили из Крыма и Дагестана (Кубани), а также изготавливали на месте.

Возможно, крымского происхождения являются ружья с гранеными стволами, с турецкой надписью „Испробовано» и датами конца XVIII — начала XIX вв. У этих ружей длинные узкие приклады, оклеенные кожей почти без украшений. У ружей местных мастеров более тяжелые стволы, с серебряными обоймицами и накладками на ложе, украшенными черкесским орнаментом.

Совет

В музеях Москвы и Ленинграда хранятся черкесские пистолеты, некоторые из них датированы 40 — 50 гг. XIX в., т.е. временем Кавказской войны, когда оружие изготавливали особенно интенсивно. На них установлены кремневые замки турецкого типа. Стволы иногда украшены золотой насечкой. Ложи оклеены черной кожей, рукояти заканчиваются костяным шариком, нередко с серебряными накладками.

Обоймицы и накладки делали из серебра и украшали гравированным и черненым орнаментом. Встречаются особенно нарядные пистолеты, ложи которых сделаны целиком из слоновой кости с серебряной инкрустацией. Огнестрельное оружие требовало и специального снаряжения. В деревянных трубочках — газырях — хранили заранее отмеренные дозы пороха.

Газыри укладывали в специальные кармашки на груди черкески, а выступающие верхние части трубочек украшали серебряным орнаментированным колпачком. Высокого качества порох, насыпавшийся На полку кремневого замка, держали в пороховницах. Их делали из дерева, рога или кости и украшали серебряными накладками. Пистолеты носили в кожаных кобурах.

Кобуры, как и вообще все футляры, делали женщины: расшивали золотыми и серебряными нитями или нашивали ткань, шитую золотом и серебром. Чтобы кобура подходила для пистолета любой длины, в ней нередко не делали дна.

Конское снаряжение

Много предметов связано со снаряжением коня. Коневодство особенно широко было развито в Кабарде, где крупные феодалы имели прекрасные конские заводы. У каждого завода было свое клеймо (тамга), которым клеймили лошадей. Черкесских лошадей продавали в другие районы Северного Кавказа, Грузию, Россию, Крым, Литву, Польшу.

В Крыму кабардинская лошадь знаменитой породы стоила в 25 раз дороже, чем обычная местная лошадь. Изготовление конского убранства составляло одну из важных отраслей черкесского ремесла.

В нем участвовало четыре мастера: арчачник изготавливал деревянный остов, шорник обтягивал его кожей, делал тебеньки, сбрую, подушку; кузнец — все железные детали и стремена, серебряных дел мастер — серебряные украшения. Сбрую делали из черного сыромятного ремня и украшали круглыми бляшками с гравировкой, чернью,

позолотой.

Очень частым мотивом орнамента было родовое клеймо для клеймения скота — тамга. Кавказские седла — высокие, оклеенные красным или черным сафьяном, с подушками, набитыми пухом. Их иногда украшали крупными серебряными орнаментированными пластинками. Круглые железные стремена красили в красный или черный цвет.

Обратите внимание

Шпор кавказцы не употребляли, конем управляли при помощи небольших хлыстов с кнутовищем, обмотанным галуном, с серебряными колпачками сверху и снизу. На кончике петли — кожаный или суконный флажок, с вышитыми завитками, обшитый серебряной нитью. В изготовлении нагайки участвовала женщина — украшала ее галуном и вышивала флажок.