Картина серова, которую уже мы больше не увидим

Семь картин Серова, которые мы уже не увидим на Крымском Валу

Картина серова, которую уже мы больше не увидим

Вчера министр культуры РФ Владимир Мединский и глава Третьяковской галереи Зельфира Трегулова обрадовали общественность: выставка полотен Серова еще неделю будет радовать москвичей и гостей столицы. Решение продлить выставку, по словам Мединского «было хлопотным, но приятным».

Тем не менее любоваться выставкой мы будем не в ее первозданном виде.

— К сожалению,  в связи с существующим таможенным законодательством мы обязаны вернуть за границу все работы из зарубежных музеев. В понедельник они будут демонтированы, — отметила Трегулова. 

«Известия» вспоминают работы из зарубежных музеев, гостившие на выставке Серова.

1. Портрет Александра III из собрания Офицерского фонда Королевской лейб-гвардии (Дания)

Это полотно — особая гордость выставки. Его впервые привезли из Дании. Многих может удивить факт нахождения портрета российского государя на родине Русалочки.

Интересные факты о рыбах

Обратите внимание

Но на самом деле ничего удивительного нет: во-первых, супруга Александра III была дочерью датского короля, и волей-неволей императору приходилось навещать семью тестя в Копенгагене. Помимо гостевания Александр III стал шефом Королевской лейб-гвардии.

Потому-то после смерти императора именно датские военные и заказали Серову этот портрет. Причем позировал для него рослый датский солдат, одетый в царский мундир. А лицо царя Серов писал по фотографии.5. Портрет Анны Гиндус (Минск)

Еще один шедевр, приехавший погостить из Минска. Уже по портрету можно судить, что изображенная была не чужда моде. И это так. Анна Гиндус — владелица мастерской дамских мод в Петербурге.

В начале XX века изделия мастерской Гиндус были популярны — примерно, как лабутены.

После Октябрьской революции Анна уехала в Париж, где содержала Салон мод, впрочем, не такой популярный, как в Петербурге.

6. Внутренний вид Успенского собора (Минск)

В жизни Серова был эпизод, когда в составе группы художников ему пришлось готовить целый коронационный альбом. Вместе с ним над альбомом работали Виктор Васнецов, Илья Репин, Владимир Маковский, Рябушкин и другие. 

7. Открытое окно. Сирень (Минск)

Эта импрессионистическая работа, отправившаяся в Белоруссию, была, как и «Девочка с персиками», написана в Абрамцево. Вообще, Абрамцево сыграло огромную роль в жизни Серова. Критики говорят, что именно Абрамцево дарило картинам художника жизнеутверждающую силу. «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное», — говорил Серов. 

Серов, которого мы не видели

Картина серова, которую уже мы больше не увидим

«Девочка с персиками» своим взором согревала людей в очереди.

Сломали дверь в искусство

Весь мир вновь дивится русским: стоят в километровых очередях на выставку картин! Да еще в мороз. Все думали, такое могло быть только в СССР — самой читающей и любящей вернисажи стране. Добрые традиции возвращаются.

Вечером 21 января в Третьяковскую галерею был столь большой наплыв посетителей на выставку Серова, что сломали дверь. Тогда все узнали о том, насколько сильна в нас тяга к прекрасному.

Беспрецедентное число посетителей — по пять, шесть и даже семь тысяч человек в день! Побиты все музейные рекорды — выставку увидели около полумиллиона человек. До этого первое место по посещаемости принадлежало выставке Исаака Левитана. За пять месяцев ее посмотрела «всего-то» 291 тысяча человек. — Очередь стояла к каждой картине.

Важно

Вот оно, торжество подлинного искусства! — делились впечатлениями посетители. — Я была и удивлена, и обрадована этим вниманием, — поделилась правнучка живописца Екатерина Серова. — Этот ажиотаж показывает, что наш народ, все его сословия проявляют интерес именно к классическому, к настоящему.

Планировалось, что выставка Серова завершится 17 января. Но, оценив ажиотаж, ее продлили до 31 января. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова объяснила: сами хотели бы оставить подольше, но сделать этого нельзя, так как музей имеет обязательства перед зарубежными партнерами.

В Третьяковке предполагают, что ажиотаж повторится на выставке Айвазовского, которая будет открыта в Москве с 28 июля по 20 ноября.

Хотите еще? Езжайте в Минск

На выставке Серова, подготовленной к 150-летию со дня рождения художника, представлены 250 живописных и графических работ. Здесь не только известные «Девочка с персиками» и «Портрет Иды Рубинштейн», но и не выставлявшиеся для широкой публики портрет императора Александра III и занавес для балета «Шехерезада».

Одним из значимых элементов экспозиции были картины, привезенные белорусскими музейщиками. Все они — часть основной экспозиции Национального художественного музея Беларуси. По возвращении из Белокаменной в Минск они займут свое постоянное место в залах музея. Увидеть их там можно будет ежедневно с 11.00 до 19.00, кроме вторника.

— Картины Валентина Серова, которые выставлялись в Третьяковке, к концу недели привезут обратно, — рассказал заведующий отделом русского и зарубежного искусства Национального художественного музея Беларуси Алексей Хоряк. — Любой желающий опять сможет их здесь увидеть.

Все они приобретены в послевоенные годы у частных коллекционеров Москвы и Ленинграда нашим легендарным директором Еленой Аладовой. На мировых аукционах за них предлагают сотни тысяч долларов.

Белорусские музейщики постоянно возят картины из фондов музея на выставки в Третьяковку, и не только картины Серова. До этого были Головин, Константин Коровин, Иван Шишкин, Николай Ге.

«Внутренний вид Успенского собора», 1896 год

Этюд, как и эскиз композиции «Миропомазание Николая II в Успенском соборе», сделан во время коронации в Успенском соборе Московского Кремля для художественного альбома «Коронационный сборник».

Царская семья была работой довольна. А вот сам Серов тогда писал «Одно могу сказать, что картина мне порядком надоела». Вместе с Серовым над альбомом работали Виктор Васнецов, Илья Репин, Владимир Маковский, Рябушкин и другие.

Этюд «Открытое окно. Сирень», 1886 год

Этюд создан в Абрамцеве, которое, по словам современников, дарило жизненную силу художнику.

Написан к картине «У открытого окна. Портрет О. Ф. Трубниковой». Ольга Федоровна Трубникова (1864 — 1927) воспитывалась в доме Аделаиды Симонович — сестры матери художника. В мае 1886 года у Симоновичей в Едимонове Тверской губернии Серов встретился со своей невестой и написал ее портреты у открытого окна. Через три года они поженились и счастливо прожили в браке 22 года.

«Портрет Ольги Федоровны Томара», 1892 год

Ольга Федоровна Томара (1870 — 1952) — артистка. Дочь владельца усадьбы Киреево в Химках Федора Мамонтова и Ольги Кузнецовой — племянницы Саввы Мамонтова.

Совет

Ольга вышла замуж за Михаила Томара — титулярного советника, чиновника особых поручений в департаменте торговли и мануфактур Министерства финансов, члена правления и одного из учредителей общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов. Портрет написан в усадьбе Киреево.

«Портрет А. Г.

Гиндус», 1910 — 1911 годы

Анна Григорьевна Гиндус (дата рождения не известна, скончалась в 1920 году) — владелица мастерской дамских мод в Петербурге. Обучалась моделированию одежды и портновскому мастерству в Париже в Доме моды знаменитой французской художницы-модельера Жанны Пакен.

В 1910-х изделия мастерской Гиндус были популярны в среде аристократии и интеллигенции Петербурга, некоторые из них представлены в коллекциях Государственного Эрмитажа и Государственного Исторического музея. После Октябрьской революции уехала в Париж, где содержала салон мод. Серов был в дружеских отношениях с Анной Григорьевной, ее сестрой Марией и мужем сестры Грюнбергом, управляющим журнала «Нива».

Ключевые слова: серовкультура

Версия для печати Добавить в закладки Постоянная ссылка

Большая выставка Валентина Серова в Москве: любопытные факты о персиках и не только

Картина серова, которую уже мы больше не увидим

Экспозиция работ Серова в Третьяковке — одно из основных событий музейного сезона — 2015 года в России. Она логически завершит серию выставок работ художника, начатую в Русском музее в 2011—2012 году показом графики и продолженную им же в этом году выставкой «Серов — не портретист», о которой Артхив уже писал.

И вот своеобразным кульминационным аккордом станет Большая Ретроспективная выставка лучших полотен Серова — в основном, портретов, которыми он прославился.Откроет экспозицию знаменитая и, возможно, самая популярная картина Серова — «Девочка с персиками», а завершит одна из последних его работ, написанная за год до смерти художника — «Портрет Иды Рубинштейн».

Выставка выстроена хронологически — посетители увидят, как с годами менялась стилистика и мастерство художника.Валентин Серов увидел актрису на парижской сцене в 1901 году и решил, что в ней «столько стихийного, подлинного Востока, сколько раньше не приходилось наблюдать ни у кого».

Так что рисовать, срочно рисовать! Создав афишу для балета Дягилева (партнер Анны Павловой вспоминал, что в Париже об афише говорили больше, чем о самой балерине), художник задумал новую картину. Однако Серов настаивал на варианте «ню».

Согласится ли дива? Ида Рубинштейн согласилась, и портрет, который создавался в Париже в 1910 году, был потом показан на выставке «Мира искусств» в 1911 году, а также на международной выставке в Риме. Что сказать? Современники не поняли «модерновой» угловатости работы. А вот потомки — оценили.

«Увидеть Иду Рубинштейн — это этап в жизни, ибо по этой женщине дается нам особая возможность судить, что такое вообще лицо человека… Монументальность есть в каждом её движении — просто оживший архаический барельеф» — Валентин СеровТерпение и труд: царь Николай II для своего портрета позировал художнику шестнадцать (!) раз.

В нынешнем масштабной проекте участвуют 18 российских музеев и 5 зарубежных; кроме того, кураторам удалось договориться с рядом частных коллекций. Так, из коллекции музея Орсэ на выставке представят двоюродной сестры художника, Марии Симонович-Львовой, а из Дании ждут императора Александра III (еще один вариант приведенного на иллюстрации ниже).

Всего же в экспозиции зрители смогут увидеть около 150 работ Серова.Несмотря на то, что главный акцент выставки, безусловно, — портреты кисти мастера, около трети экспозиции займут и пейзажные работы Серова, без которых представление о художнике будет неполным. Стоит отметить иллюстрации автора, созданные для книг и театральных постановок.

Обратите внимание

Так, будут показаны эскизы к опере «Юдифь», музыка к которой была написана отцом художника — Александром Серовым.Впервые в Москве будет представлен большой занавес к балету Римского-Корсакова «Шехерезада», впечатлявший публику во время Дягилевских сезонов в Париже.

Долгое время он считался утерянным, но все-таки был найден и куплен на одном из антикварных аукционов Галиной Вишневской и Мстиславом Растроповичем.Как рассказал в 2005 году сотрудник Русского музея (занавес был показан публике в рамках выставки), «ни Вишневская, ни Ростропович не знали, что это занавес Серова.

Они вообще не знали, что это занавес, так как приобретенное некогда полотно размерами не более 4 — 6 метров. А тот, что написан в 1911 году для балета „Шахерезада“, ставшего хитом „Русских сезонов“ Сергея Дягилева, был размерами 12 на 16 метров. Галина Вишневская хотела повесить его на стену в гостиной петербургского дома. Требовалось полотно укоротить или подогнуть. Не желая повредить его, певица обратилась к специалистам-реставраторам. Те пришли, увидели и ахнули: „Серов!“ Известно, что после смерти художника занавес принадлежал Сергею Дягилеву. После него — Сержу Лифарю. А после 1929 года следы его затерялись. И вот — неожиданное обретение. Правда, это, скорее всего, лишь фрагмент центральной части.»

Особое внимание публики — знаменитым портретам кисти мастера.

«Я, внимательно вглядевшись в человека, каждый раз увлекаюсь, пожалуй, даже вдохновляюсь, но не самим лицом индивидуума, которое часто бывает пошлым, а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте».

Валентин Серов

«Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения их творцов… К таким… надо отнести и тот удивительный серовский . Из этюда „девочки в розовом“… он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи»
Художник Игорь ГрабарьИ все-таки символом выставки станет «Девочка с персиками». Наверное, нет ни одного человека, кто хотя бы раз не видел этот . Не зря ее еще называют русской «Джокондой»! Однако далеко не все знакомы с удивительной и светлой историей «Девочки с персиками». Да и детали красноречивы — стоит узнать о них побольше, чтобы разглядеть как следует.
Главной героиней портрета, написанного Серовым в самом начале своего творческого пути, стала 12-летняя Вера Мамонтова — дочь знаменитого промышленника и мецената Саввы Мамонтова. Августовским днем 1887 года она, запыхавшаяся и румяная, забежала в дом усадьбы Абрамцево и, схватив персик, села напротив Валентина Серова. Впечатленный светом и моментом, художник предложил юной Верочке позировать. Итак, взглянем на картину внимательно.Озорство и непоседливость — живой характер Веры Мамонтовой на виду: спокойствие — лишь на миг! Кажется, что она сейчас выскочит из-за стола и убежит во двор гонять с ребятней. Однако Серов очень долго и тщательно рисовал свои портреты — порой на один требовалось до 60 сеансов! Царь Николай II для своего портрета позировал шестнадцать раз. «Девочку с персиком» художник писал целых два месяца…… — авторское свидетельство терпеливости Веры. Это был первый ее жизненный опыт долгого позирования. Она его выдержала — несмотря на свой малый возраст и жизнерадостный характер. А желтые листья рядом с летними персиками передают зрителю метафору быстротечности жизни и радости каждого ее дня.Повседневная одежда Веры, немного детская и даже мешковатая, подчеркивает спонтанность ситуации и естественность момента. Блузка на картине — самое яркое и праздничное цветовое пятно. Благодаря этому Серов добивается впечатления, что свет идет не только от окна за спиной, но и от самой героини.

В. М. Васнецов. «Девушка с кленовой веткой». 1896

На этом полотне также изображена Вера Мамонтова — здесь ей 21 год.

Место действия на картине — столовая Мамонтовых в усадьбе Абрамцево, одна из анфиладных комнат. Обстановка там не изменилась и поныне. Стол, за которым сидит Вера, был раздвижным, за ним собирались члены семьи и друзья Мамонтовых. А комната, которая видна слева — знаменитая «Красная гостиная». В этой гостиной писатели и художники читали в ролях произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева. Там они музицировали, делали наброски к картинам, дискутировали. На картине хорошо заметно, что оконные рамы далеко не новые, краска на них кое-где облупилась. Это добавляет картине естественности и ощущения того уюта, которое можно испытывать только в «родных стенах».Деревянный солдат в левом углу, за спиной Веры — изделие сергиево-посадских мастеров. По словам одного из научных смотрителей, эту игрушку купили в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году. Некрашеную фигурку Валентин Серов расписал сам; в музее хранится эскиз этой росписи. А гренадер до сих пор украшает тот же угол усадьбы.… — дань увлечению Саввы Мамонтова прикладным искусством. В 1889 году он открыл при усадьбе гончарную мастерскую, в которой создавались изделия из керамики в технике майолика. В частности, этим занимался Михаил Врубель. Судьба тарелки, изображенной Серовым за два года до открытия мастерской, неизвестна, но она настолько гармонично вписана в интерьер, что позже, на той же стенке, появилась другая майоликовая тарелка — уже из мастерской Мамонтовых. Она и сейчас висит в столовой на этом месте.Несмотря на то, что персик — не подмосковный фрукт, он выращен в мамонтовских оранжереях. Персиковые деревья купили в 1871 году, а выращивал их специальный садовник, приглашенный в усадьбу сразу после их высадки и имеющий большой опыт. Надо отметить, что изначально картина Серова называлась «Девочка в розовом», но персики, в конце концов, победили.По окончании своей работы, 22-х летний Валентин Серов подарил картину матери Веры, Елизавете Мамонтовой, и долгое время находился в Абрамцево — в той же комнате, где был написан. Теперь там висит копия, а оригинал выставлен в Третьяковской галерее. За картину «Девочка с персиками» Валентин Серов был в 1888 году награжден премией Московского общества любителей художеств.«Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров».
Валентин Серов.Что ж, похоже, не только в день открытия 7 октября в кассы Третьяковской галереи выстроится длинная очередь! Возможность полюбоваться столь выдающейся экспозицией уникальна.Главная иллюстрация новости — В. Серов. Мика Морозов. Михаила Александровича Морозова (1901, 70×62 см)

К ажиотажу на выставке серова со сломанными дверями причастен путин — мк

Картина серова, которую уже мы больше не увидим

«Было бы здорово, если бы глава государства посетил выставку в начале ее работы, а не накануне закрытия»

22.01.2016 в 18:02, просмотров: 37601

Такого Москва не видела давно: за трое суток до закрытия ретроспективы Валентина Серова сотни, если не тысячи людей так хотели попасть на выставку, что чуть не снесли входные двери в Третьяковскую галерею на Крымском Валу. На следующий день — попытка выломать двери, снова километровые очереди. И это несмотря на температуру до -14.

В час дня очередь желающих увидеть картины Серова начиналась около ограды комплекса на Крымском Валу. Об ажиотаже люди явно уже были наслышаны: многие пришли в горнолыжных штанах, «дутых» ботинках, валенках…

— Даже если нужно будет пять часов стоять, мы готовы, — рассказала «МК» группа женщин из хвоста очереди, преподаватели Строгановки. — Больше столь полное собрание не увидеть. Здесь же представлено много графики Валентина Серова, которая не выставлялась раньше. Также очень много его этюдов. Это уникальная возможность увидеть процесс, всю кухню, а не только готовое произведение…

В середине очереди народ настроен уже не так решительно. «Нам по сарафанному радио из начала передали, что люди по четыре часа стоят. Мы столько не выдержим. Еще час — и уйдем». В фойе же люди и вовсе на взводе.

— Мы полтора часа на морозе стояли, а потом еще полчаса не могли попасть в гардероб, чтобы сдать вещи. Почему нельзя было поставить дополнительные временные вешалки? Почему нельзя было лимитировать продажу билетов? Ведь люди сюда пришли не для того, чтобы отморозить ноги… А после двух часов на морозе тебе уже не до «Девочки с персиками»!..

В пятницу утром около 300 человек, купившие электронные билеты и рассчитывающие пройти по отдельной очереди, чуть ли не штурмом ворвались внутрь здания. «Мы купили билеты давно, приехали пораньше — к 10 утра.

Увидели, что там две очереди: короткая — для тех, кто билеты по Интернету покупал, а вторая, длинная, — для всех остальных. Встали в короткую.

Но потом сотрудники музея вышли и огорошили нас: отдельной очереди для тех, кто покупал электронные билеты, не будет», — рассказала «МК» посетительница Галина Шмидт.

Как пояснила директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, с утра пятницы продажу электронных билетов прекратили вовсе.

Но всех, у кого купленные по Интернету билеты уже на руках, пустить обещали: «Мы стараемся принять всех посетителей, которые пришли и встали в очередь. Для этого мы готовы работать за пределами официальных часов работы галереи.

Закрываться в оставшиеся три дня мы будем, когда пройдут последние посетители, вставшие в очередь».

Важно

Зельфира Трегулова отметила, что продлить выставку не представляется возможным: 150 работ, представленных в экспозиции, — это графика.

Есть очень жесткие международные нормативы показа графических произведений — не больше 3,5–4 месяцев. 100 же из этих произведений до этого в течение нескольких месяцев экспонировались в Государственном Русском музее.

Дальнейший их показ может привести к необратимым последствиям для сохранности этих произведений.

А по поводу выломанных дверей было сказано: «Двери раздвижные, их вынесли из пазов, мы сейчас их зафиксировали, но пускаем посетителей через другие. Надо понимать, что сломанные двери в Третьяковку — это еще и угроза безопасности для картин. В четверг вечером после инцидента мы работали до 11 вечера, чтобы все отремонтировать и поставить сигнализацию».

К облегчению любителей искусства, надеющихся попасть в музей, министр культуры Владимир Мединский заявил, что выставка будет работать до последнего посетителя вплоть до 24 января, когда она закроется.

А если последние посетители будет стоять до пяти утра? В пресс-службе ГТГ «МК» прокомментировали заявление министра культуры так: «Мы надеемся, что все успеют зайти до 23 часов, и до полуночи музей будет свободен, чтобы восстановить температурно-влажностный режим, подготовить выставку к работе следующего дня. Но мы готовы работать до последнего посетителя».

С самого открытия 7 октября 2015 года выставка к 150-летию со дня рождения Валентина Серова вызвала огромный ажиотаж. Еще бы! В последний раз выставка сравнимого масштаба состоялась в 1914 году — это был посмертный вернисаж в память о мастере.

Он прошел сначала в Императорской академии художеств в Петербурге, а потом — в Московском художественном салоне К.И.Михайлова. Спустя больше ста лет после того вернисажа Третьяковская галерея собрала вторую в истории масштабную выставку Серова.

Совет

Нелишне упомянуть, что 18 января выставку осмотрел Президент России. Конечно, визит главы государства прибавил проекту популярности. Александр Попов, директор Научно-исследовательской независимой экспертизы имени П.М.

Третьякова, прокомментировал «МК»: «Внимание руководителей государства важно: их пример позволяет заинтересовать публику, не разбирающуюся в искусстве. Благодаря визиту президента выставка освещалась во всех СМИ и напомнила людям об этом художественном событии.

Но было бы здорово, если бы глава государства посетил выставку в начале ее работы, а не накануне закрытия».

О секрете невероятного ажиотажа вокруг выставки Валентина Серова мы поговорили с научным сотрудником отдела живописи 2-й половины ХIХ — начала ХХ века ГТГ Маргаритой Чижмак.

— Вы водили экскурсии по выставке Серова, видели, что творилось вокруг проекта. Заметили динамику в посещении экспозиции?

— Наплыв людей был ровным. Мы думали, что после открытия будет больше людей, ведь выставка была анонсирована заранее, потом — спад, а в финале — наплыв. Однако посещаемость была ровной. Конечно, за три-четыре недели до закрытия стало приходить больше людей, и выставка дошла до своего апогея.

— Помню, на Левитана тоже были большие очереди. А с какими еще проектами можно сравнить популярность выставки Серова?

— Да, выставку Левитана посмотрело около 300 тысяч человек. Но Серов побил рекорд.

В Третьяковской галереи я таких популярных выставок не помню… Серов — это один из немногих русских художников, о творчестве которого большинство знает не по одной-двум картинам.

С ходу вспоминают не только «Девочку с персиками» или «Девушку, освещенную солнцем», но и «Похищение Европы», знаменитый портрет Николая II, замечательные портреты княгини Юсуповой, Орловой…

Это такая хрестоматия. Успех выставки состоит в той массе имени, которая очевидна для людей разных возрастов и профессий. Было бы странно, если бы выставка не пользовалась популярностью. Это нормальная ситуация, когда в последние дни работы выставки все спохватываются и пытаются попасть на нее. Если люди не знают творчества Серова — значит, познакомятся с ним, главное — хотят это сделать.

— Какой самый неожиданный вопрос вам задавали посетители выставки Серова или какой необычный комментарий оставляли о ней?

— Как всегда, удивляют дети. В одной группе школьников 10-летний мальчик, стоя перед картиной «Заросший пруд», сказал: «Какой 3D!» Для него иллюзорность, объем, впечатление, которые создавал Серов на полотне, вызвали ассоциацию с трехмерной графикой, которую он привык видеть в кинотеатре…

Почему выставка картин Валентина Серова вызвала небывалый ажиотаж

Картина серова, которую уже мы больше не увидим

Сказать, что выставка Валентина Александровича Серова (1865-1911) стала событием, значит, ничего не сказать. Похоже, она стала даже чрезвычайным событием.

Пятичасовые очереди на морозе, сломанная входная дверь, каша из походных кухонь и палатки для обогрева любителей прекрасного, развернутые МЧС у входа в Третьяковскую галерею на Крымском Валу в выходные, в которые должна была закончиться выставка, выглядели слегка гротескным аккомпанементом к тому «отрадному», о котором мечтал Серов.

Тому отрадному, о котором писал невесте в письме из Италии в 1887-м: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного, и буду писать только отрадное».

Кирилл Разлогов: Организаторы выставки Серова были не готовы к очередям

Понятно, что фраза эта свидетельствует не только о любви к художникам Ренессанса, но и о споре с «передвижниками», бегстве от социальной ангажированности, от «литературного» сюжета к «чистой красоте». Не зря Александр Бенуа определил его основные черты как «простоту и непосредственность».

Обратите внимание

Не зря Серова сравнивали с Пушкиным. Как и Пушкин, он был «русским европейцем». Как и Пушкин, он внятен нашему сердцу, но трудно поддается «переводу». Как и Пушкин, движется к лаконичности, точности — даже во фрагментах. Как и Пушкин, вел диалог с мировой культурой, будь то греческие мифы и Акрополь, портреты Веласкеса или открытия его современника Матисса…

Отзывчивость на современность уживалась в нем с удивительным чувством истории.

Его «крошечную картинку» «Елизавета и Петр II на охоте» Бенуа считал перлом: «Один осенний чисто русский пейзаж с кургузой в синее выкрашенной церковкой, на фоне которого скачут охотники в ярко-красных мундирах, вызывает в нас яркое представление о всей этой удивительной эпохе, о всем этом еще чисто русском, по-европейски замаскированном складе жизни».

Но дело даже не в интересе к восемнадцатому веку, который отличал Серебряный век и всех мирискусников. Было метко замечено, что серовский «портрет Александра III стоит целого исторического сочинения». Можно добавить, что не только Александра III.

Третьяковская галерея воспользовалась этим, дав подробнейшие экспликации с биографиями героев его портретов. Благо художник писал практически всех известных людей своего времени: от царствующих особ до меценатствующих промышленников, от «властителей дум» до жен нуворишей.

Но вот штука — меньше всего эти портреты пригодны для умиленного ностальгического любования эпохой.

Директор Третьяковки: Выставка показала, что Серов актуален сегодня

Его портретируемые отправлялись на бесконечные сеансы с Серовым как на эшафот. Жена фабриканта М.А.

Морозова, которую он писал, была убеждена, что Серов «своим наблюдательным и трезвым взглядом видел в каждом человеке, а особенно в том, которого он в данный момент изображал, карикатуру».

С точки зрения Серова, он был лишь честен и не поступался принципами: «Что делать, если шарж сидит в самой модели, — чем я-то виноват. Я только высмотрел, подметил».

Это не мешало никак тому, что к нему выстраивалась очередь желающих получить портрет «от Серова». При этом художник определял не только количество сеансов, но и… порой менял планы семьи на будущее.

Важно

Известна история, как он в 1910 году писал в Биаррице портрет жены Цейтлина (его, кстати, нет на выставке). Кончилось лето, прошел бархатный сезон, все отдыхающие уехали, а Серов в отчаянии писал и писал портрет, который «тоже (вечная история) не слушается, а от него зависит отъезд».

И семья сидела на чемоданах, несмотря на обширные планы и необходимость возвратиться домой.

Это тот самый «Портрет Марии Цейтлин», который в 2014 году был продан на Christie s за 9,3 млн фунтов. Тот самый портрет, который считают не менее значимым для истории искусства, чем «Похищение Европы».

Этот поклонник «отрадного» становился непреклонным, когда дело доходило до принципов работы. Знаменита его фраза: «У меня мало принципов, зато я их крепко придерживаюсь». Для современников Серов был эталоном честности: «Ему была незнакома сделка с совестью».

Гендиректор Третьяковки объяснила ажиотаж вокруг выставки Серова

Его щепетильность ярко проявилась даже в отношении с друзьями.

Он поссорился с Федором Шаляпиным после того, как на постановке «Бориса Годунова» в Мариинском театре в 1910 году Шаляпин, увидев в царской ложе государя, встал на колени вместе хором, исполняя гимн.

Через некоторое время певец получил письмо от Серова с кучей газетных вырезок о демонстрации верноподданнических чувств и запиской: «Что это за горе, что даже и ты кончаешь карачками. Постыдился бы».

На выставке Серова в Третьяковской галерее каждый мог найти свое. Открыть его пейзажи, от которых сжимается сердце. Увидеть его акварели, где с чистого листа с легким абрисом фигуры на вас глянут живые глаза.

Замереть перед занавесом к дягилевской постановке «Шехерезады» в 1911 году — восточной «миниатюре» на 24 квадратных метра. Или просто остановиться перед «Девушкой с персиками». И жизнь снова покажется прекрасной.

Прямая речь

Зельфира Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи:

— Я хочу напомнить, что 35 полотен Серова, которые составили ядро нынешней выставки, можно увидеть в наших залах в Лаврушинском переулке. Мы их вернем сразу же после выставки на свое место, в эти залы. Мы сделаем специальный указатель «К Серову». Вы поднимаетесь по лестнице к постоянной экспозиции, делаете 20 шагов и оказываетесь прямо перед «Девочкой с персиками».

Совет

Милости прошу всех в эти залы, где можно увидеть 35 лучших картин мастера: от «Девочки с персиками» до блистательного портрета Генриетты Леопольдовны Гиршман. Если честно, это мои любимые залы. Я там бываю часто… Могу засвидетельствовать, что одновременно больше 10-15 человек я там не видела. Да, это более камерный формат встречи с художником, но разве это мешает оценить его масштаб?

«Я — не портретист. Я просто художник»

Картина серова, которую уже мы больше не увидим

Выставку с полемическим названием «Серов — не портретист», которую можно увидеть в корпусе Бенуа Русского музея, уже называют главным событием марта

Художник, 150-летие со дня рождения которого отмечают в этом году, вошел в историю русского искусства все-таки именно как портретист. В его портретах воплощена Россия конца XIX — XX веков.

Писатель Леонид Волынский считал: «Серов рисует облик современной ему России с такой удивительной проникновенностью, что кажется, если бы искусство той эпохи не оставило после себя ничего — ни повестей, ни воспоминаний, ни романов, — то по одним серовским портретам возможно было бы разгадать душу времени, уловить его беспокойный пульс».

Но среди 200 произведений живописи и графики, разместившихся в семи залах музея, портретов нет. Есть пейзажи, интерьеры, иллюстрации к книгам, театральные эскизы, жанровые картины, политическая сатира, шаржи. Почему?

«Летом»

По словам Евгении Петровой, заместителя директора Русского музея по науке, портреты Серова, которые висят в постоянной экспозиции, все и так хорошо знают с детства. «Поэтому мы отказались от идеи делать еще одну выставку портрета, пусть и дополненную произведениями из Третьяковской галереи и других музеев. Потому что мы не смогли бы сказать ничего принципиально нового».

Вместе с тем, по мнению организаторов выставки, не только широкая публика, но даже многие любители искусства не очень хорошо знают творчество Серова во всей его полноте, его переходы от импрессионизма к модерну и предвосхищению русского авангарда. Кто видел рисунки Серова в большом количестве? Его шаржи, его иллюстрации к басням Крылова, к произведениям Лермонтова? Его натурщиков, написанных в годы обучения в Академии художеств? Почти никто. А сейчас все это доступно зрителям.

«Собака Пиратка»

Владимир Круглов, знаток творчества Серова и один из организаторов выставки, рассказал, что многие музеи охотно предоставили вещи из своих коллекций. И не только Третьяковка, с которой Русский музей связывают дружеские отношения, но и Музей-квартира Бродского, который дал двадцать вещей.

Обратите внимание

Из маленького музея-усадьбы Репина «Пенаты» в корпус Бенуа приехала ранняя картина Серова «Собака Пиратка», блистательная по живописной манере и выразительности.

Не от нее ли идет целая галерея замечательных образов собак, которые мы встречаем в портретах Серова — белый шпиц, сидящий рядом с княгиней Зинаидой Юсуповой, английский бульдог Клоун, любимая собака Феликса Юсупова, которого он держит за лапу на своем знаменитом портрете?

«Русалка»

Одно из открытий выставки — «Русалка», написанная Серовым в 1896 году, в которой чудится что-то врубелевское. В черной воде, пронизанной зеленоватыми отсветами от нависших над ней деревьев, не сразу замечаешь образ русалки, личико которой изображено в самом низу. Художник придал ей черты Людмилы Мамонтовой, чьи зеленые «русалочьи» глаза так нравились ему.

Многие зрители с удивлением узнали, что знакомое с детства по школьным хрестоматиям изображение Пушкина, сидящего на скамейке, создано Валентином Серовым.

Самый необычный экспонат — большой снимок панно «Хождение Христа по водам», написанного совместно Валентином Серовым и Константином Коровиным для приходской церкви Косьмы и Дамиана Костромской мануфактуры Третьякова и Коншина.

Как рассказал Владимир Круглов, ведущий научный сотрудник отдела русской живописи второй половины XIX — начала XX века Русского музея, это огромное (примерно 6 на 7 метров) было написано Валентином Серовым и Константином Коровиным для костромской церкви. Более тридцати лет панно находилось в храме.

На полотно оседали пыль и копоть, и тогда горе-реставраторы покрывали его сверху олифой и лаком. В годы гонений на церковь оно было скатано в рулон, долгое время хранилось в неподобающих условиях. В Костромской музей его передали в руинном состоянии. Впоследствии панно оказалось в Русском музее, где было законсервировано.

По словам Евгении Петровой, панно поначалу хотели отреставрировать к выставке. Но, изучив холст, задумались, возможно ли сделать это в принципе. Решено было не трогать, чтобы не навредить, уж очень велики утраты.

Оставили до лучших времен в надежде, что в будущем появятся новые технологии, которые позволят возродить уникальное произведение искусство.

«Похищение Европы»

«Финляндский дворик»

А портрет был замечателен! :: частный корреспондент

Картина серова, которую уже мы больше не увидим

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Ближе всех сестёр была к Серову Маша: почти одногодки, они дружили, переписывались; мать Серова, когда возникали трудности в отношениях с сыном, просила именно Машу поговорить с Антошей («Помоги ему выбраться из невольной хандры, поговори с Тошей»). Летом 1888 г. Серов снова приехал в Домотканово, тверскую усадьбу своего друга В.Д. Дервиза, где отдыхали и сестры Симонович.

«Однажды Серов искал себе работу и предложил мне позировать, – вспоминала Мария Яковлевна в 1937 году. – После долгих поисков в саду, наконец, остановились под деревом, где солнце скользило по лицу через листву.

Задача была трудная и интересная для художника – добиться сходства и вместе с тем игры солнца на лице.

Помнится, Серов взял полотно, на котором было уже что-то начато, не то чей-то заброшенный портрет, не то какой-то пейзаж, перевернув его вниз головой, другого полотна под рукой не оказалось.

– Тут будем писать, – сказал он.

Важно

Сеансы происходили по утрам и после обеда – по целым дням, я с удовольствием позировала знаменитому художнику, каким мы его тогда считали, правда, ещё не признанному в обществе, но давно уже признанному у нас в семье. Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь, он – удачным писанием, я – важностью своего назначения.

– Писаться! – раздавался его голос в саду, откуда он меня звал. Усаживая с наибольшей точностью на скамье под деревом, он руководил мною в постановке головы, никогда ничего не произнося, а только показывая рукой в воздухе.

Вообще, он никогда ничего не говорил.

Мы оба чувствовали, что разговор или даже произнесённое какое-нибудь слово уже не только меняет выражение лица, но перемещает его в пространстве и выбивает нас обоих из того созидательного настроения».

Серов работал увлечённо, хотел уловить и запечатлеть характер модели, настроение: и трепет листвы, и перебегающие по лицу и фигуре девушки солнечные пятна, блики, и сам прозрачный воздух. Однажды Маша не смогла позировать, когда Серов работал над портретом.

Мимо пробегала Аделаида – Серов окликнул её: «Ляля, посиди в тени». – Она весело села на Машино место, он начал писать. Но у Ляли был тогда флюс, тень получалась неверная, и Антоша прогнал её.

Думаю, не из-за флюса скорее, а из-за её слишком уж весёлого настроения.

…«Дорожка в саду, где мы устроились, – продолжает свой рассказ Мария Яковлевна, – вела к усадьбе, и многие посетители, направляясь к дому, останавливались, смотрели, иногда высказывали своё мнение о сходстве.

Серов всегда выслушивал всё, что ему говорили о его живописи, подвергал высказанное мнение строгому анализу, иногда ограничиваясь одной улыбкой, или посылая острое словцо в адрес удаляющегося критика.

Часто такие посетители жестоко действовали на него, и он говорил с унынием: «Ведь вот, поди же, знаю, что он ничего не смыслит в живописи, а умеет сказать, что хоть бросай всё, всю охоту к работе отобьёт!» Он не боялся ни соскоблить, ни стереть ту свою живопись, которая его не удовлетворила, и тогда часть лица и рук шла насмарку: он терпеливо и упорно доискивался своего живописного идеала».

Шли дни, месяцы – Серов продолжал работать почти без перерыва, сеансы откладывались только из-за плохой погоды. В эти ненастные дни он писал пруд в Домотканове, а Маша, добрая душа, стояла рядом и отгоняла комаров, которых было великое множество у пруда, они, сволочи, не давали художнику работать.

Три месяца усердствовал Серов над картиной. И, наверное, ещё бы продолжал, но Маше пора было ехать в Петербург, в школу Штиглица, где она занималась скульптурой. Серов на прощание подарил своей натурщице три рубля, больше не мог (увы, его всю жизнь мучило безденежье!). Но Маше и эти деньги пригодились.

Валентину Александровичу всё казалось, что работа над портретом не окончена, что нужно ещё что-то дописать, исправить.

А портрет был замечателен! Таким очарованием юности, красоты, чистоты душевной веяло от лица Маши, столько ожидания счастья было в её глазах! Что предстоит ей в жизни, будет ли она счастливой? Почему-то очень хочется, чтобы судьба её сложилась хорошо, чтобы ей всегда светило солнце, ласкали лучи, вот как на портрете.

Совет

Он впервые выставлен Серовым на 8-й периодической выставке Московского общества любителей художеств в 1888 году. Говорили, П.М.

Третьяков долго, словно в забытьи, стоял перед серовским полотном… и приобрел его ещё до открытия выставки. «Дивная вещь, одна из лучших во всей Третьяковской галерее.

До такой степени совершенна, так свежа, нова», –– восхищался «Девушкой, освещённой солнцем» И. Грабарь.

Время, неумолимое время показало, что создание Серова – одно из лучших явлений в русском искусстве! Понимал ли это сам художник? Думаю, да. Незадолго до кончины он сказал о своей картине: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло: тут весь выдохся». – Серов здесь слишком самокритичен: он создал ещё немало шедевров.

И всё же «Девушка, освещённая солнцем» стоит на особом месте в истории русского искусства! Мне кажется, именно в этом портрете проявилось то, что станет главным в эстетике Серова, – его идеал прекрасного: гармония душевной и телесной красоты, естественность, доброта человека. Они и рождали в художнике светлые поэтические чувства, радость, душевную приподнятость, которые передаются зрителю и очаровывают его, делая навсегда серовским пленником.

…В одном из писем сестре Нине Мария Яковлевна рассказала такой случай. Как-то пришёл к ним знакомый, инженер, тоже русский, стал играть в шахматы с Соломоном Константиновичем, мужем Марии Яковлевны. Гость всё время поглядывал на русский календарь, висевший на стене. На нём была помещена серовская «Девушка, освещённая солнцем».

Придя во второй раз, сосед спросил:

– Мне это напоминает тот портрет, который я тридцать лет тому назад видел в Москве. Чей это портрет?

– Моей жены Марии Яковлевны, – ответил Соломон Константинович.

Гость крайне удивился.

– Я очень изменилась? – спросила Мария Яковлевна.

Их соотечественник ответил:

– Глаза те же. – После этих слов он весомо погрустнел.

Представляете… Оказывается, женщина на этом портрете была его первой любовью. Он ходил чуть ли не каждый день в Третьяковку, любовался серовской «Девушкой». И вот теперь, в далёкой Франции, в деревне, вдруг встретил ту, которую любил, любил безумно, безотчётно!

Уходя, он сказал:

– Я… я… – Собрался с духом: – Благодарю, благодарю вас за глаза!

Марии Яковлевне было тогда 72 года.

Девочка с персиками

Летом 1887 года Серов приехал в Абрамцево к Мамонтовым. Его здесь очень любили. Хорошо было жить в Абрамцево и Серову. «Живу я у Мамонтовых, – сообщает художник О.Ф Трубниковой. – Почему? На каком основании я живу у них? Нахлебничаю? Но это совсем не так – я пишу Савву Ивановича.

Сей портрет будет, так сказать, оплатой за моё житьё, денег с него я не возьму.

Я их (Мамонтовых) так люблю, да и они меня, это я знаю, что живётся мне у них легко сравнительно, что я прямо чувствовал, что я принадлежу к их семье, люблю я Елизавету Григорьевну, то есть я влюблён в неё, ну, как можно быть влюблённым в мать. Право, у меня две матери».

Обратите внимание

Однажды дети Мамонтовых играли на дворе. Верушка (так все звали общую любимицу Веру) вбежала в комнату, где сидел Серов. Черноглазая, с румянцем на щеках, с копной густых каштановых волос, в розовой кофточке с чёрным бантом – она была чудо как хороша в свои 12 лет! Залюбовался девочкой и Серов, уговорил её родителей, чтобы Верушка позировала ему для портрета.

Писал и чувствовал, работа спорится, всё идет, как надо. Работал по несколько часов в день, весь август и начало сентября, не уезжая из Абрамцево, хотя друзья звали его приехать к ним. Отговаривался: «Я должен писать Верушку, чтобы что-нибудь вышло».

Творил, ощущая свою силу, умение – так родилось «одно из самых замечательных произведений русской живописи» (Грабарь).

Трудно оторвать глаза от этого портрета. Вспоминаются слова Серова: «Всё, чего я добивался, это особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь на картинах».

Именно свежестью веет от этого полотна: от лица и фигуры девочки, от лежащих на столе персиков, от растущей за окном зелени, от колорита картины – переливов серебристо-розовых, синеватых, коричневых, зеленоватых тонов, игры светотени.

Свет, удивительный свет струится от картины: излучает свет лицо Верушки, её глаза, одежда, льётся свет из окна комнаты! Свежесть, свет, чистота, непосредственность, естественность, свойственные Верушке, дарят произведению Серова вечную молодость. Портрет художник подарил своей второй матери – Елизавете Григорьевне Мамонтовой.

В 1888 году Московское общество любителей художеств объявило конкурс на лучшее произведение историко-бытовой, жанровой, пейзажной и портретной живописи. Решил принять в нём участие и Серов (это был его первый конкурс).

«Может быть, послать на него портрет Верушки?» – спросил он Елизавету Григорьевну. Она подумала-подумала – и согласилась. Портрет выставили – и Серов получил за него премию. «Я доволен, – радуется художник.

– Всякие, разные мысли, вроде того, например, что я художник только для известного кружка московского, умерщвлены. Итак, моё вступление благополучно, и то хорошо».

В том же году открылась 8-я периодическая выставка Московского общества любителей художеств. На ней были представлены произведения К. Коровина, Левитана, Малютина, Архипова. В.А. Серов привез три полотна: «Пруд», «Портрет П.И. Бларамберга», «Верушку Мамонтову» («Портрет В.М.» – так он был подписан).

И что же? «“Портрет В.М.” произвел сенсацию!» (Головин). «Художники и особенно мы, молодёжь, будущие художники, не отходили от этого интригующего “Портрета В.М.”, – вспоминал Грабарь. – Нам было ясно, что появился новый большой художник с каким-то особым, непривычным лицом, которое не напоминало решительно ни одного из известных мастеров».

Серов сразу, в одночасье, стал знаменит.

Важно

О нём писали, о нём говорили, им восхищались: «Замечательная вещь, это живая действительность» (Поленов); «Лучшим и совершеннейшим из всех является, по моему мнению, искренне-наивный, простой, задушевный портрет молодой девицы Мамонтовой» (Стасов); «Портрет этот поражает прежде всего жизненностью и простотой манеры» (Сизов). «Это последнее слово импрессионального искусства. Рядом висящие портреты Репина и Васнецова кажутся безжизненными образами, хотя по-своему представляют совершенство… Это ново и оригинально», – говорил Остроухов, увидев портрет Верушки Мамонтовой а Абрамцевской галерее.

Любопытны и такие отзывы: «Портрет В.М., если исключить голову, – неоконченная вещь.

Стол, на который облокотилась девочка, – едва загрунтованное полотно с несколькими мазками белой краски» (Флеров); другой критик убеждён, что в картине «лицо написано очень бойко, экспрессивно; в аксессуарах колорит и рисунок очень слабы и небрежны.

Думается, художник просто кокетничал своей небрежностью». Как видите, Серова упрекали за то, что он своё полотно не закончил, что он небрежен, даже кокетничает! (Вот уж что совсем несвойственно было Серову.)

А что сам Серов? Как он относился к своему произведению? «Я сам ценю и, пожалуй, даже люблю его. Вообще, я считаю, что только сносных в жизни и написал – этот, да ещё «Под деревом» (речь идет о «Девушке, освещённой солнцем»)».

Приведу слова Грабаря о «Девочке с персиками» (кстати, это название принадлежит ему): «Этот портрет, являющийся одной из лучших картин, когда-либо написанных русским художником, произвёл впечатление откровения в тогдашних художественных кругах Москвы, и никто не хотел верить, что автору его, никому до того не известному Серову, ещё недавно только минуло двадцать два года. Портреты «Девушка с персиками» и «Девушка, освещённая солнцем» – две такие жемчужины, что, если бы назвать только пять совершенных картин во всей новейшей русской живописи, то обе неизбежно пришлось бы включить в этот перечень». – С этим трудно не согласиться.

До свидания. Храни Господь Россию!

Источник: РуЖи на Хроносе

ОТПРАВИТЬ:       

Валентин Серов — художник и ясновидец

Картина серова, которую уже мы больше не увидим

Дарья Алексеева, 19 января 2018, 00:44 — REGNUM  

«Не столько художник, сколько искатель истины», говорил о Серове его друг Константин Коровин.

1

Валентин Серов. Автопортрет. 1880-е

Выдающийся портретист и один из наиболее значительных мастеров России и Европы, Серов заслужил свою популярность, действительно, той правдой, которую он искал в людях.

Правда, как известно, мила не каждому, и, возможно, поэтому другие ее искатели Серова превозносили, а недоброжелатели не просто критиковали его, а удостаивали самых грубых эпитетов.

Так, когда Павел Третьяков приобрел одну из лучших картин художника «Девушка, освещенная солнцем» (1888), то член-учредитель Товарищества передвижников, маститый Илларион Прянишников ходил по выставке, где была представлена эта картина, и возмущался:

«Это не живопись, это какой-то сифилис!»

Передвижники Серова невзлюбили, и было мнение, что причина их отторжения — в несбывшейся надежде на то, что он продолжит их путь, будет рисовать похоже на них.

«Но они не думали, не знали, не поняли, что у нас-то своя любовь, свои глаза, и сердце искало правды в самом себе, своей красоте, своей радости», — говорил Коровин.

5

Валентин Серов. Мика Морозов. 1901

А Серов сразу казался среди художников не похожим ни на кого. Он, для которого ориентиром в искусстве были мастера венецианского Возрождения, если чему-то и стремился подражать, то это той легкости, с которой они работали, тому свету, которым наполняли свои картины:

«Легко им жилось, беззаботно. Я хочу таким быть — беззаботным; в нынешнем веке пишут всё тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное. Скучны ноющие люди… Везде кругом тяжело и грустно, надо находить и другую, бодрую сторону», — говорил Серов в юности.

7

Валентин Серов. Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте.

1900

Конечно, он знал, что сама жизнь выдающихся итальянцев в 16-м веке отнюдь не была столь беззаботной, чего стоит только пример Пармиджанино, которого посадили в тюрьму после того, как в яростном порыве он уничтожил выполняемую на заказ роспись.

«Отрадно», пародируя лучших мастеров прошлого, стремился рисовать старший современник Серова, голландец Альма-Тадема. Но насколько салонной, томной и напыщенной была живопись Тадемы, настолько же Серов неизбежно отстранялся от безвкусных прекрасностей.

При этом все возможности писать на потребу чужому вкусу у него имелись: Серов был весьма востребованным живописцем и, кроме того, одним из любимых художников царской семьи.

Начав оттачивать мастерство с портретов родственников (за одну зиму 1881-го он нарисовал всех членов семьи своей тетки) и своей невесты Ольги Трубниковой, в возрасте 22 лет он на заработанные деньги отправился в Италию и, вернувшись вдохновленным, написал первую знаменитую свою работу — «Девочка с персиками» (1887). Это был портрет В. С. Мамонтовой, девочки из русской купеческой династии.

Своих близких друзей Мамонтовых, включая главу семейства Савву Ивановича, Серов изобразил практически всех, а «Девочка с персиками» принесла автору главный приз на конкурсе Московского общества любителей художеств.

20

Валентин Серов. Портрет Ильи Репина. 1892

К своей работе Серов относился не просто щепетильно, а ревностно и в некоторой степени ревниво, никого к ней не допуская. С этим качеством связаны два ярких случая в его биографии.

Совет

В 1889 году он работал над портретом генеральской дочери Софьи Драгомировой и отправился в Москву, немного не завершив работу.

Его учитель, выдающийся мастер Илья Репин, сделал своей рукой несколько мазков на костюме и украшениях модели, и этот поступок так глубоко возмутил Серова, что он в резкой форме высказал учителю свое недовольство, и их отношения на какое-то время испортились.

В 1892 году, через четыре года после крушения императорского поезда, харьковские дворяне решили построить на месте происшествия церковь, и Серов вместе с Коровиным выиграли конкурс на создание портрета Александра Третьего с семьей.

Вскоре Серов уже обладал всеми признаками придворного живописца: он запечатлел коронование Николая Второго (1896), но эта акварель, полная ярких красок и серьезных, почти печальных лиц участников, не стала такой знаменитой, как позднейшая выдающаяся работа — портрет Николая II (1900), ставшая, пожалуй, самым известным изображением последнего императора.

Изначально предполагался парадный портрет, но работа не клеилась, свои эскизы Серов отметал один за другим. Пока однажды император не вошел к нему в серой тужурке и терпеливо уселся за стол, сложив руки, посмотрев на него каким-то совсем не парадным взглядом. Тогда и была схвачена идея этой столь нехарактерной и тем невероятно ценной картины.

Коровин считал, что Серову первому из художников удалось уловить и передать свойственные этому человеку «мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость».

8

Валентин Серов. Портрет Николая II. 1900

Когда же Серов принес портрет на заседание членов «Мира искусства», он поставил его на стул перед столом так, что руки на картине как бы лежали на столе, и стал наблюдать за реакцией входящих в зал. Первый вошедший впал в ступор при виде такой картины, второй брякнул «Здрасте, ваше императорское величество!», третий снял шапку…

Искусствовед Игорь Грабарь, как и многие критики, особенно отметил глаза на этом портрете, но отметил по-своему:

«Да-да, детски чистые, невинные, добрые глаза. Такие бывают только у палачей и тиранов. Разве не видно в них расстрела девятого января?»

Может, и видно, не зря же Брюсов считал Серова ясновидящим:

«Вглядываясь в лицо модели, он видел то, что было, что есть и что будет с человеком». — Невероятно, правда? Но это так».

Заказы от высочайших особ, однако, скоро прекратились, и произошло это по инициативе самого Серова. С этим связан второй эпизод, показавший отношение автора к своей работе. Когда он писал тот самый портрет императора, в творческий процесс вмешалась императрица.

Обратите внимание

Говорят, Александра Федоровна указала, что сама разбирается в живописи, и начала критиковать работу Серова, а он протянул ей кисть и предложил внести исправления самостоятельно. Сам Николай на это смолчал, а она на сеансы больше не приходила.

Серов же, завершив работу, перестал работать для двора.

Вскоре после этого он много занимался организаторской деятельностью, устраивал выставку «Мир искусства», был избран профессором-руководителем мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, однако от этой должности отказался.

В октябре 1903-го Серов тяжело заболел, написал завещание, но помогла удачная операция, подтвердившая прободение язвы желудка.

Весь последующий год он восстанавливал здоровье, вновь путешествовал по Италии, бывал у друзей, в том числе у политика Виктора Обнинского, депутата первой Государственной думы.

К тому времени относится портрет жены госдеятеля Клеопатры Обнинской с зайчиком — один из выдающихся графических портретов Серова.

Вскоре произошло событие, которое вывело Серова из числа живописцев, прославляемых за причастность к царской семье.

Бесчеловечный разгон демонстраций и народных выступлений 1905 года, обернувшийся кровавой бойней, потряс Серова в прямом смысле до потери сознания.

Следующим шагом в его творчестве стала серия обличительных зарисовок — «Разгон демонстрации казаками в 1905 году», «После усмирения», «Виды на урожай 1906 года», «Солдатушки, бравы ребятушки…»

13

Валентин Серов. Портрет артистки М. Н. Ермоловой. 1905

Сразу после Кровавого воскресенья Серов написал руководству обращение по поводу нахождения во главе Академии художеств великого князя Владимира Александровича, имевшего непосредственное отношение к расстрелу безоружных людей. Присоединился к нему только один коллега — Василий Поленов:

«Мрачно отразились в сердцах наших страшные события 9 января. Некоторые из нас были свидетелями, как на улицах Петербурга войска убивали беззащитных людей, и в памяти нашей запечатлена картина этого кровавого ужаса.

Важно

Мы, художники, глубоко скорбим, что лицо, имеющее высшее руководительство над этими войсками, пролившими братскую кровь, в то же время состоит во главе Академии художеств, назначение которой — вносить в жизнь идеи гуманности и высших идеалов».

Письмо хода не получило, и тогда они оба вышли из Академии.

События 1905 года с пронзительной правдивостью и точностью описал Горький в гениальном романе «Жизнь Клима Самгина», и позднее именно ему Серов подарил оригинал «Солдатушек». А Серова Горький упомянул в этой книге в эпизоде похорон убитого в Москве большевика Николая Баумана:

«Один — коренастый, тяжёлый, другой — тощенький, вертлявый, он спотыкался и скороговоркой, возбуждённым тенорком внушал: «Ты, Валентин, напиши это; ты, брат, напиши: черненькое-красненькое, ого-го! Понимаешь? Красненькое-черненькое, а?»

Это описание относится к картине «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана» (1905).

Среди позднейших работ Серова особенно выдающимися считаются портрет известной танцовщицы Иды Рубинштейн (1910) и «Похищение Европы» (1910).

Но в конце 1911 года Серов скоропостижно скончался от приступа стенокрадии, оставив после себя богатейшее творческое наследие.

Тем печальнее, что последние годы этого великого мастера пытаются представить этаким элитным портретистом, корифеем салонной живописи.

Художник и критик Петр Нилус (1869—1943), пожалуй, сказал о Серове особенно точно:

«Он владел секретом того, что является наиболее притягательным в художнике-портретисте.

Он обладал удивительной способностью уловить в лице отражение внутреннего мира человека, самых сокровенных глубин души его и с большим мастерством передавал это в своих картинах, оживляя полотно и заставляя краски служить проводниками наблюдательности и таланта художника. Реализм Серова сочетается в нём с особой, ему лишь свойственной искренностью, которая всегда чувствуется в его произведениях».

Смотрите галерею к статье

Читайте ранее в этом сюжете: Признание: еврейская катастрофа в русской цивилизации

Читайте развитие сюжета: Великий отрицатель формы, цвета и голода