Как взрывали главный памятник мужества русского народа

Содержание

Как взрывали главный памятник мужества русского народа

Как взрывали главный памятник мужества русского народа

От закладки первого камня до Великого освящения нынешнего Храма Христа Спасителя прошло 5 лет, с 1995 по 2000 год. Первый Храм Христа Спасителя строили почти в 9 раз дольше – 44 года: первый камень заложили осенью 1839 года, а освятили в мае 1883-го.

Расписывали храм художники Российской Академии Художеств – Суриков, барон Нефф, Кошелев, Семирадский, Крамской, Верещагин и другие. Помимо символического и мемориального значения, Храм Христа Спасителя был выдающимся памятником русской художественной культуры, настоящим произведением искусства.М. А.

Сартаров. Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя был не только красивым зданием, но еще и настоящим, живым центром церковной, культурной и общественной жизни. В самом начале XX-го века храмовый хор был одним из лучших в Москве.

Как солдат петра i обхитрил

Под храмовыми сводами звучали голоса Шаляпина и Розова, среди регентов были композиторы Архангельский и Чесноков, чьи произведения и сегодня исполняют в храмах и на концертах.

При храме была богатая библиотека, в которой хранилось множество ценных изданий, постоянно проводились экскурсии, с начала XX века действовали общеобразовательные курсы для рабочих. Для рабочих во внебогослужебное время проводили специальные экскурсии.

Обратите внимание

История гибели Храма Христа Спасителя и его возрождение уникальна, и началась она задолго до официального приговора, вынесенного властями и исполненного спецслужбами в 1931 году.

Началось все в 1918 году, когда демонтировали в сквере храма памятник Императору Александру III. Как говорилось выше — массовая утилизация «всего старого».

Декрет о памятниках республики, принятый Советом Народных Комиссаров 12 апреля 1918 года, гласил:

«Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера…»

В эпоху антирелигиозной пропаганды приводились в исполнение самые дерзкие деяния, а сама идеология пропагандировала и внедряла в оголенные и уязвимые общественные умы иные ценности. Так в России создавался однополярный мир КПСС. Символичен и цвет этой власти — ярко красный.

*Любопытно, что в стране до сих пор эта партия вообще существует, когда столько всего было уничтожено именно в расцвете ее правления. Цена прихода к власти была высока, а ущерб измерялся самыми страшными по своим масштабам категориями.

В формате этой статьи перечислю лишь некоторые выдержки, относящиеся к антирелигиозной кампании:

• Уже в первой половине 1929 года в стране закрылось более 400 храмов, и темпы нарастали: в августе та же участь постигла еще 103 храма.

• В конце 1929 года была впервые проведена едва ли не самая кощунственная акция XX века — антирождество, приуроченное к празднику Рождества Христова — глумливое гуляние: в парке культуры и отдыха имени А.М. Горького в Москве собралось около 100 тысяч человек.

«…Стихийно вспыхивали то там, то здесь костры из икон, религиозных книг, карикатурных макетов, гробов религии и т.д.

» На катке «Красные Хамовники» шло представление: «Боги и попы с церковными песнями бросились, махая крестами, на пятилетку, появился отряд буденовцев и дал залп, от выстрелов загорелась церковь…»

• «Мы ставим задачу, — писали руководители Союза Воинствующих Безбожников, — добиться закрытия церквей и других молитвенных домов г. Москвы в рабочих центрах и в районах сплошной коллективизации, а также роспуска церковных Советов…»

И вот, на фоне этой антирелигиозной истерии, советским руководством принимается решение о сносе Храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов.

Технически сносить такие здания видимо не умели, или не хотели по-человечески.

Хотя о каком «по-человечески» может идти речь, когда взрывают памятник народной славы, памятник войнам, героям земли русской, павших в Отечественной войне 1812 года против Наполеона.

Храм — символ старой России: православной, буржуазной, купеческой — не мог, не имел права стоять в центре Москвы. Он был обречен уже тогда, когда расправились с царской семьей и по оценкам местных архитекторов уже не представлял никакой архитектурной ценности.

Важно

18 июня 1931 года через газету «Известия» был объявлен открытый конкурс на лучший проект Дворца. Конкурсные работы были выставлены в Пушкинском музее. Победил проект Бориса Иофана, но с оговоркой «Верхнюю часть Дворца Советов завершить мощной скульптурой Ленина величиной 50-75 метров с тем, чтобы Дворец Советов представлял вид пьедестала для фигуры Ленина. Поручить тов.

ИОФАНУ продолжить разработку проекта Дворца Советов на основе настоящего решения с тем, чтобы при этом были использованы лучшие части проектов и других архитекторов. Считать возможным привлечение к дальнейшей работе над проектом и других архитекторов».
Как должен был выглядеть Дворец Советов на месте Храма Христа Спасителя: Дворец Советов должен был стать таким!Борис Иофан.

Проект Дворца Советов 1947-1948

А так бы он выглядел со стороны Кремлёвской набережной:По официальной версии Храм взорвали, а не снесли по причине чересчур крепких конструкций. Собор оказался гораздо крепче, чем думали. Свинцовые спайки не позволяли разобрать или сломать его. Храм стоял и не хотел падать, как бы не старались. Храм решено было взорвать, предварительно изъяв оттуда все ценное.

Во Всехсвятском проезде стояла грузовая машина. Толстый канат одним концом был прикреплен к кресту главного купола, а другим — к автомобилю. Шофер дал задний ход. приближаясь к храму, а затем на полной скорости ринулся вперед. Машина натянула канат, как тетиву, задрожала, подняв заднюю часть кузова вверх; задние колеса, оторвавшись от земли, с огромной скоростью вращались.

Опешивший водитель сперва растерялся, потом выключил мотор и стал проверять автомашину и крепление троса. Прохожие, наблюдавшие это варварство, крестились, плакали, шептали проклятия, а крест спокойно возвышался на своем месте, невредимый, несмотря на то, что его несколько дней подпиливали рабочие-верхолазы.
Через четверть часа разрушители повторили свою операцию.

Но и на этот раз их постигла неудача. Через некоторое время подогнали еще одну машину, поставили автомобили один за другим на одной оси, связав между собой. Вновь повторили рывок. На этот раз крест согнулся, но не сломался. Ошеломленные шоферы после матерной перебранки и долгого перекура решили загрузить машины камнями и кирпичом и вновь повторить все сначала.

На этот раз крест сломался. Со скрежетом и лязгом, высекая снопы искр, он свалился наземь. Золотое чудо, украшавшее небо Москвы, теперь валялось в куче мусора, как никому не нужный хлам.»Через широко распахнутые бронзовые двери — не выносили, выволакивали с петлями на шее чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней на землю, в грязь.

Отламывались руки, головы, крылья ангелов.Раскалывались мраморные горельефы, дробились порфирные колонны. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов золотые кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками привезенная из Бельгии и Италии бесценная мраморная облицовка стен. Погибали уникальные живописные росписи на стенах собора.

Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены, в пустые провалы огромных окон врывался холодный со снегом ветер. Работающие батальоны в будёновках начали вгрызаться в трёхметровые стены. Но стены оказали упорное сопротивление.Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня.

Храм был сложен из огромных плит песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом. Почти весь ноябрь ожесточенно работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались.Одного золота с куполов сняли 413 килограмм. К зиме на Москворецкой набережной остался только остов. Под него заложили взрывчатку.

5 декабря 1931 года храм-памятник Воинской славы, главный храм России, перестал существовать.Кинооператор Владислав Микоша снял их в тот самый морозный день. Он был единственным, кому удалось запечатлеть разрушение храма. Задание было секретным, сам оператор узнал что, собственно, будет происходить, уже на месте.

Совет

«Сказал потом, что был настолько потрясен тем, что происходило, что не мог снимать сначала, потому что они сразу начали валить эти скульптуры, отбойными молотками вгрызаться в итальянский мрамор».

Тогда всё, что я должен был снимать было как страшный сон; от этого хочешь проснуться и не можешь. Погибала уникальная живописная рукопись на стенах Собора.

Через широко распахнутые двери выволакивались с петлями на шее чудесные мраморные творения. Их сбрасывали с высоты на Землю — в грязь! У ангелов, которые ненадолго зависали над городом, отлетали руки, головы, крылья…»

  • Символичный кадр, когда ангелу на шею набрасывают и завязывают петлю. Эти кадры перепечатывались в разных альбомах тысячи раз.

С Боровицкого холма за взрывом храма наблюдал в бинокль Каганович. С его губ сорвалось презрительно: «Задерем подол матушке-Руси!»

Мрамором из храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейками украсили «Новокузнецкую». Плиты с именами героев Отечественной войны превратили в крошку и посыпали ею дорожки в московских парках. Да только Дворец Советов так и остался проектом.

Строительство Дворца, этакой гигантской вавилонской башни, с статуей Ленина на верху, началось в 1939 году, но с началом войны было прервано, а металлический каркас уже построенных семи этажей здания пустили на изготовление противотанковых ежей.

Кстати, учитывая низкую облачность, монумент был бы виден целиком в самые ясные, солнечные дни. Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров — оно должно было стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире. Амбициозному проекту не суждено было сбыться…

Котлован простоял до 60-х годов. А затем на этом месте был построен плавательный бассейн «Москва».Под такое мощное сооружение нужен был соответствующий фундамент. Он представлял собой два концентрических бетонных кольца диаметром 140 и 160 метров. Для сравнения: футбольное поле имеет размер 105 на 70 метров. Высота этих колец — 21 метр.

Если учесть, что средняя высота этажа в панельном доме составляет 3,3 метра, то высота колец была примерно в шесть этажей. Их «уложили» на 30-метровую глубину. Прежде, чем заливать бетон, строители вырыли огромный котлован. Чтобы его стенки не обрушились под воздействием подпочвенных вод, в СССР впервые применили так называемую «битумизацию» грунта — вокруг котлована пробурили 1800 скважин.

В каждую из них вставлялась труба с мелкими отверстиями в стенах. В эти трубы под большим давлением закачивался битум, нагретый до температуры в 200 градусов цельсия. Через отверстия в трубах битум просачивался в грунт, заполнял все щели и полости и застывал. Вокруг котлована была образована водонепроницаемая завеса. Вернее, почти водонепроницаемая.

Но с той водой, которая все же просачивалась в котлован, успешно справлялись насосы.До начала Великой Отечественной войны успели построить фундамент высотной части Дворца и начали монтировать стальной каркас здания. Но во времена Второй мировой бетон, гранит, сталь и арматура потребовались для восстановления народного хозяйства, мостов, заводов и прочего.

Обратите внимание

Второе название было придумано очень скоро — «лужа». Любопытно, что проект с Дворцом Советов не реализовался по самой главной причине — умерла сама идея, а не амбиции архитекторов или власти. Да и от былой идеологии и культа личности решили отказаться.Бассейн довольно быстро пришел в негодность. Уже к концу 80-х сооружение имело довольно жалкий вид, и купание в нем прекратили.

А в 90-х развернулась кампания по сбору средств на восстановление храма Христа Спасителя. В архивах отыскались даже чертежи, по которым работал архитектор Тон.

До начала 20 века Храм Христа Спасителя считался не то что большим, просто огромным. Говорили даже, что храм нарушает уютный архитектурный облик центра Москвы, сравнивая его с этаким самоваром посреди стола, за которым чаевничает какой-нибудь замоскворецкий купец. На фоне Москвы сегодняшней он смотрится, конечно, скромнее.

При этом не утратив былой величественности: он по-прежнему остается главным храмом страны.До сих пор ведутся споры о достоверности облика храма, о вписанности его в ландшафт. Однако это мало заботит людей, идущих сюда на Пасху и Рождество — потомков тех, кто строил храм, разрушал его, и строил вновь.

Любопытные факты

• В 1932 году исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны 1812 — 1814 годов и 100 лет со дня опубликования подписанного Николаем I Манифеста о строительстве Храма по проекту К.А. Тона. Храм — символ старой России — православной, буржуазной, купеческой, национальный Храм-памятник не должен был праздновать свое столетие.

Кроме этого, на 1932 год приходились еще две юбилейные даты: 15-летие Октябрьской революции и 10-летие создания Союза Советских Социалистических Республик, которые хотелось отметить началом сооружения грандиозного монумента, увековечивающего оба этих события.

Вокруг Дворца Советов должна была формироваться новая Москва, в которой не было бы места «проклятому прошлому и его памятникам».

• Осенью 1931 года разборка здания шла уже полным ходом, причем снаружи и внутри одновременно. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола (видимо, тогда и был сделан снимок, размещенный ниже в галерее).

Красавец-Храм умирал на глазах у всей Москвы и России.• «Общественное мнение» о сносе храма готовили несколько лет. Была развернута настоящая травля Храма Христа Спасителя: академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства.

Не стеснялись ни откровенно лгать, ни очернять русскую историю, в общем потоке лжи и брани тонули одинокие голоса тех, кто пытался остановить преступление.

Важно

В числе немногих защитников — русский художник Аполлинарий Михайлович Васнецов — сын священника, уроженец Вятской земли, москвич душой, воспевший древнюю столицу в своих полотнах, мастер исторической живописи, искусствовед, брат Виктора Васнецова.

Памятники героям Отечественной войны 1812 года

Как взрывали главный памятник мужества русского народа

?Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
2012-08-22 22:47:00Василий Сергеев
vasily_sergeev
2012-08-22 22:47:00Categories:200-летию Бородинского сражения посвящается

П А М Я Т Н И К И Р У С С К И М Г Е Р О Я М

Памятники Михаилу Илларионовичу Кутузову

Памятник Михаилу Илларионовичу Кутузову в Санкт-Петербурге, Россия

Памятник Михаилу Илларионовичу Кутузову в Москве, РоссияПо правую руку полководца — скульптурная группа «Солдаты».Позади полководца – скульптурная группа «Партизаны»По правую руку полководца — скульптурная группа «Генералитет»Памятник Михаилу Илларионовичу Кутузову в Калининграде, РоссияПамятник Михаилу Илларионовичу Кутузову в Смоленске, РоссияПамятник-бюст Михаилу Илларионовичу Кутузову в Бендерах, МолдавияПамятник-бюст Михаилу Илларионовичу Кутузову в Тирасполе, МолдавияПамятник-бюст Михаилу Илларионовичу Кутузову в Володарск-Волынском , Житомирская обл., УкраинаПамятник-фонтан Михаилу Илларионовичу Кутузову в селе Верхняя Кутузовка (бывшая Шумы), Крым, УкраинаПамятник-бюст Михаилу Илларионовичу Кутузову в Бородине, РоссияПамятник-бюст Михаилу Илларионовичу Кутузову в Малоярославце,РоссияПамятник-бюст Михаилу Илларионовичу Кутузову в Владивостоке, РоссияПамятник-бюст Михаилу Илларионовичу Кутузову в Смоленске, РоссияПамятник-бюст Михаилу Илларионовичу Кутузову в деревне Ульяново Гаврилов, Ярославская обл., РоссияПамятник-бюст Михаилу Илларионовичу Кутузову в Москве, Россия

Памятники Петру Ивановичу Багратиону

Памятник Петру Ивановичу Багратиону в Москве, РоссияГород Багратионовск в Калининградской обл.

, РоссияПамятник Петру Ивановичу Багратиону в Багратионовске, РоссияПамятник Петру Ивановичу БагратионуПамятник-бюст Петру Ивановичу Багратиону во Владивостоке, РоссияПамятник-бюст Петру Ивановичу Багратиону в Бородино, Россия

Памятники Михаилу Богдановичу Барклай-де-Толли

Памятник Михаилу Богдановичу Барклай-де-Толли в Санкт-Петербурге, РоссияПамятник Михаилу Богдановичу Барклай-де-Толли в Риге, ЛатвияПамятник-бюст Михаилу Богдановичу Барклай-де-Толли в Бородино, Россия

Памятники Денису Васильевичу Давыдову

Памятник Денису Васильевичу Давыдову во Владивостоке, РоссияПамятник Денису Васильевичу Давыдову в селе Верхняя Маза, Ульяновская обл., Россия Памятник Денису Васильевичу Давыдову в Пензе, Россия

Памятники героям сражений

Памятник в честь героев 1812 года.в Малоярославце, РоссияПамятник в честь героев 1812 года.в Смоленске, РоссияПамятник в честь героев 1812 года.в Бородино, РоссияПамятник в честь героев 1812 года.

в Бородино, Россия (в 25-ю годовщину Бородинского сражения )Памятник в честь героев 1812 года.

в Бородино, Россия (в 100-ю годовщину Бородинского сражения )

Указатель на основные точки Бородинского сражения в Бородине, Россия (Деревня Горки. Командный пункт М.И.Кутузова)

Утащено отсюда, спасибо Аля-Рукодельница
king3214

Памятники великой отечественной войны: «Родина-мать зовет!», «Алеша»

Как взрывали главный памятник мужества русского народа

Великая Отечественная война стала одной из самых значимых тем в советском искусстве — литературе, живописи, кино. Портал «Культура.РФ» вспомнил самые важные скульптурные памятники, посвященные трагедии этого времени.

«Родина-мать зовет!» в Волгограде

Одна из самых высоких статуй в мире «Родина-мать зовет!» входит в скульптурный триптих вместе с монументами «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине. Автором памятника был Евгений Вучетич, который создал фигуру женщины с поднятым над головой мечом. Сложнейшее строительство шло в период с 1959 по 1967 год.

Для изготовления памятника понадобилось 5,5 тысячи тонн бетона и 2,4 тысячи тонн металлических конструкций. Внутри «Родина-мать» абсолютно полая, она состоит из отдельных камер-ячеек, в которых натянуты металлические тросы, поддерживающие каркас памятника.

Высота грандиозного монумента — 87 метров, он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая скульптура-статуя в мире на момент строительства памятника.

«Перекуем мечи на орала» в Москве

Фотография: Оксана Алёшина / фотобанк «Лори»

Статуи Евгения Вучетича «Перекуем мечи на орала», изображающие рабочего, который перековывает оружие в плуг, находятся в нескольких городах мира.

Самая первая была установлена в 1957 году у Штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке — это был подарок Штатам от Советского Союза в знак дружбы. Другие авторские копии памятника можно увидеть неподалеку от ЦДХ в Москве, в казахском городе Усть-Каменогорске и в Волгограде.

Эта работа Евгения Вучетича получила признание не только в СССР, но и за его пределами: за нее он был награжден серебряной медалью Совета Мира и получил Гран-при на выставке в Брюсселе.

«Героическим защитникам Ленинграда» в Санкт-Петербурге

Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»

Проект монумента «Героическим защитникам Ленинграда» был разработан скульпторами и архитекторами, которые участвовали в обороне города, — Валентином Каменским, Сергеем Сперанским и Михаилом Аникушиным.

Развернутая к одному из самых кровавых мест в истории битвы за Ленинград — Пулковским высотам, композиция состоит из 26 бронзовых скульптур защитников города (солдат, рабочих) и 48-метрового гранитного обелиска в центре.

Здесь же расположен памятный зал «Блокада», отделенный разомкнутым кольцом, символизирующим прорыв фашистской обороны Ленинграда. Строился мемориал за счет добровольных пожертвований горожан.

«Защитникам советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алеша») в Мурманске

Фотография: Ирина Борсученко / фотобанк «Лори»

Один из самых высоких российских памятников, 35-метровый мурманский «Алеша», был возведен в Мурманске в память о неизвестных воинах, отдавших жизнь за советское Заполярье.

Памятник расположен на высокой сопке — 173 метра над уровнем моря, поэтому фигуру солдата в плаще с автоматом за плечом видно из любой точки города. Рядом с «Алешей» горит Вечный огонь и стоят два зенитных орудия.

Авторы проекта — архитекторы Игорь Покровский и Исаак Бродский.

«Героям-панфиловцам» в Дубосеково

Мемориальный комплекс в Дубосеково, посвященный подвигу 28 воинов из дивизии генерал-майора Ивана Панфилова, состоит из шести 10-метровых скульптур: политрука, двух бойцов с гранатами и еще трех солдат.

Перед скульптурной группой находится полоса бетонных плит — это символ рубежа, который немцы так и не смогли преодолеть.

Авторами проекта монумента стали Николай Любимов, Алексей Постол, Владимир Федоров, Виталий Датюк, Юрий Кривущенко и Сергей Хаджибаронов.

Могила Неизвестного Солдата в Москве

Фотография: Дмитрий Неумоин / фотобанк «Лори»

В 1966 году в Александровском саду у Кремлевской стены был сооружен мемориал, посвященный Неизвестному Солдату. Здесь захоронен прах одного из погребенных в братской могиле воинов и каска времен Великой Отечественной войны.

На гранитном надгробии высечена надпись «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». С 8 мая 1967 года на монументе непрерывно горит Вечный огонь, который был зажжен от огня на Марсовом поле.

Другая часть мемориала — бордовые порфирные блоки с изображением золотой звезды, в которых замурованы капсулы с землей из городов-героев (Ленинграда, Волгограда, Тулы и других).

Памятник воинам Уральского добровольческого танкового корпуса в Екатеринбурге

Фотография: Александр Тараканов / фотобанк «Лори»

В 1943 году уральские рабочие снарядили на фронт целый танковый корпус с боевой техникой и вооружением — все это они создавали после рабочих смен. Добровольцы, вступившие в этот корпус, участвовали в битве на Курской дуге, а потом прошли по Украине, Польше, Германии и Чехословакии.

13-метровый монумент в честь этих воинов, открытый в 1962 году, создали скульпторы Владимир Друзин и Петр Сажин. На постаменте в виде танка стоит старый рабочий, который провожает молодого танкиста в бой. По бокам постамента размещены барельефы, изображающие подвиги уральцев в годы войны.

«Перемиловская высота» в Яхроме

Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»

Перемиловская высота была одним из важнейших мест в битве под Москвой, и именно там в 1966 году установили монумент в честь 25-летия этого сражения.

На пьедестале — 13-метровая фигура бросившегося в атаку воина с автоматом в руке. Постамент украшают барельефы с изображением готовых к бою солдат. Монумент создали скульпторы Алексей Постол, Николай Любимов и Владимир Федоров.

Рядом с памятником находится гранитный постамент, на котором высечены стихи Роберта Рождественского:

«За Родину — последний вздох! Мы Русские! Русские идут!»

Как взрывали главный памятник мужества русского народа

Русский офицер отдал жизнь, спасая древнюю Пальмиру.
Город-памятник освобожден. Террористы выбиты из Пальмиры. Над освобожденным городом вновь развевается флаг Сирийской Арабской Республики. Бегущих к Ракке игиловцев уничтожают ударами авиации.    

«Самое большое военное поражение, понесенное ИГИЛ за два года. Отвоевана Пальмира, древний римский город императрицы Зенобии» — так сообщает о разгроме террористов  британское издание The Independent. Но официальные лица в Вашингтоне и европейских столицах хранят гробовое молчание.

«Почему Дэвид Кэмерон молчит о том, что Пальмиру вырвали из когтей ИГИЛ?» — спрашивает в своей статье Роберт Фиск. «Господа Обама и Кэмерон молчат, как могилы, в которые террористы отправили так много людей» — пишет английский журналист. И  сам же объясняет молчание западных лидеров:  «потому, что исламистов из Пальмиры вышвырнули сирийская армия и русские Владимира Путина». Пять месяцев назад западные политики, а вслед за ними т.н. «российская оппозиция», а точнее говоря «пятая колонна» дружно предрекали провал российской военной операции в Сирии. А патриоты-«всепропальщики» грозно вещали о неминуемом поражении России и грядущей революции, которая сметет «путинский режим» и спасет страну от распада. Госсекретарь Керри предсказывал нам «падающие с неба самолеты», а господин Обама злорадно сообщал, что Путин «попал в трясину» и  Россия получит в Сирии «второй Афганистан». Но сегодня  даже эксперты из стран НАТО пишут о блестяще проведенной операции российских ВКС.  На Западе вынуждены признать, что  за прошедшие пять месяцев русским удалось добиться коренного перелома в ходе боевых действий. Если до сентября прошлого года контролируемая правительственными войсками территория с каждой неделей сокращалась, как «шагреневая кожа», то после ударов российских ВКС сирийская армия перешла в наступление. Правительственные войска и ополченцы постепенно теснят банды исламистов на всех направлениях, освобождая родную землю. После приказа о выводе российской группировки из Сирии наши «заклятые друзья» на Западе некоторое время ошарашено молчали. Вместе с ними молчала и «оппозиция» и патриоты-«всепропальщики». Затем «всепропальщики» вместе с российскими либералами дружно заговорили о том, что Россия «бежала из Сирии», а «Путин слил Асада». Старательно не замечая того, что за пять прошедших месяцев «джихадистам» нанесен огромный урон,  угрозы российских авиаударов заставили наиболее вменяемых противников Асада  заключить перемирие с правительством. В Женеве начались переговоры между оппозицией и представителями  Дамаска, а на Западе перестали бубнить, как заклинание —  «Асад должен уйти, Асад должен уйти». Постарались не заметить «всепропальщики» и слова Владимира Путина о том, что  после вывода основной части российской авиагруппы, наши ВКС продолжат наносить удары по отрядам исламистов из ИГИЛ и «Джэхаб-ан Нусры», оказывая помощь  народу Сирии в освобождении своей земли. Глава Российского государства в своем выступлении выразил уверенность в том, что скоро сирийская армия освободит Пальмиру. По-видимому, у Верховного главнокомандующего были все основания не сомневаться в том, что город-памятник будет освобожден. Прошло немного времени и начальник Генерального штаба ВС России генерал армии Валерий Герасимов докладывает: «Вчера от террористов благодаря поддержке ВКС России и сил специальных операций, при участии наших военных советников освобождена Пальмира — важнейший культурный центр. Освобождение этого города имеет стратегическое значение в борьбе с терроризмом в Сирии». Валерий Герасимов подчеркнул, что «проведённая ВКС РФ операция в Сирии позволила в корне переломить ситуацию с разрастанием международной террористической опухоли: разрушены базы террористов, уничтожены склады с оружием и боеприпасами, блокированы поставки контрабандной нефти, от которой террористы получали финансовую подпитку». «Подразделения вооружённых сил Сирии и отряды ополчения, а также формирования здоровой оппозиции перешли к активным наступательным действиям против бандформирований ИГ. Заключено соглашение и начат процесс примирения».

В освобожденном от террористов городе-памятнике приступили к работе  саперы из противоминного центра ВС России. Особенно сложная работа предстоит нашим саперам в исторической части Пальмиры, т.к. на месте подрывать трудно извлекаемые мины и снаряды нельзя — задача спасти античные памятники, которые не успели разрушить варвары из ИГИЛ.

 
Изуверы рушат памятники античной цивилизации Освобождение Пальмиры — не просто один из этапов военной операции против террористов в Сирии, овладение стратегически важным пунктом, позволяющим открыть путь к Дейр-аз-Зору, сирийскому городу, который уже три года находится в осаде,  гарнизон и населения отбивают упорные атаки террористов.

С разгромом игиловцев в  районе Пальмиры открывается дорога на Ракку – столицу псевдо-исламского халифата. Но военный успех под Пальмирой имеет еще одно важное значение.  От изуверов  террористического псевдо-исламского халифата освобожден  город-памятник, один из богатейших и славных городов поздней античности, наследие мировой цивилизации.

Древняя Пальмира в Сирии настолько была великолепна, что стала нарицательным именем для многих существующих городов.  Мы все помним, что наш Санкт-Петербург называли «северной Пальмирой», Одессу – «южной Пальмирой». А многие из нас историю древнего мира изучали по учебнику, на обложке которого была изображена знаменитая Триумфальная арка Пальмиры.

Совет

Год назад исламисты захватили Пальмиру и начали целенаправленно разрушать исторические памятники. Варвары-фанатики в Пальмире, как и в других захваченных городах Сирии, методично крушили и взрывали храмы, памятники архитектуры, рушили и разбивали статуи. На наших глазах погибало  бесценное наследие человеческой цивилизации.

Террористы взорвали Триумфальная арку, которая была построена во время императора Септимия Севера в конце II века в честь победы над парфянами. Триумфальная арка в Пальмире считалась одним из выдающихся памятников города и входила в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Террористы уничтожали любые памятники, не относящиеся к исламу — от древних монументов до могил христиан.

В августе были разрушены храмы Бэла и Баал-Шамин, в начале сентября — три погребальные башни, которые были возведены в период с 103 по 44 год до нашей эры.

В античном амфитеатре изуверы устраивали показательные казни, заливая кровью древние камни. После пыток изуверами здесь был обезглавлен  известный сирийский ученый-археолог, хранитель Пальмиры, всю жизнь посвятивший изучению памятника античной культуры   82-летний Халед аль-Асаад.

Русский герой отдал жизнь, спасая древнюю Пальмиру
И вот древняя Пальмира освобождена.  Освобождена благодаря слаженным действиям российских ВКС и сирийской правительственной армии. Российские авиаудары наносились с поразительной точностью.

Перед нашими летчиками стояла очень сложная задача – выкуривать, выжигать террористов из их укреплений, не нанеся вред сооружениям исторической части города-памятника.  Выполняя эту задачу, за освобождение Пальмиры отдал свою жизнь русский офицер сил специальных операций.

Лаконичное сообщение  наших военных представителей на авиабазе Хмеймим: «При выполнении специальной задачи по наведению ударов российских самолетов на цели террористов ИГ погиб офицер российских сил специальных операций.

Офицер выполнял боевую задачу в районе Пальмиры в течение недели, выявляя важнейшие объекты игиловцев и выдавая точные координаты для нанесения ударов российскими самолётами. Военнослужащий героически погиб, вызвав огонь на себя, после того, как был обнаружен террористами и окружён». Что скрывается за этими словами.

Неделю, в течение которой в тяжелых боях решалась судьба Пальмиры, русский офицер спецназа выполнял смертельно опасную работу передового авианаводчика. Работа авианаводчика всегда считается смертельно опасной. К ним всегда  в войсках особое отношение. Работа передового авианаводчика не только способствует успеху боевых операций.

От их мастерства, мужества и способности к самопожертвованию зависит часто и жизнь десятков, а то и сотен бойцов, воюющих на земле. Авианаводчик выдвигается не просто на передовую, он часто работает буквально в расположении противника, находится в самом «логове врага».

Чаще всего работают в одиночку — так легче скрытно подобраться к противнику и оставаться незаметным. Авианаводчик уходит в тыл врага, неся на себе средства связи, аппаратуру, боезапас. Зная, что на него будут особенно старательно охотиться. И враги делают все, чтобы обнаружить и уничтожить корректировщика авиаударов.

Обратите внимание

Вдумаемся: целую неделю в разгар боев за Пальмиру русский офицер корректировал работу нашей авиации, «выявляя важнейшие объекты игиловцев и выдавая точные координаты для нанесения ударов российскими самолётами».

Ударами российских ВКС были разрушены укрепления террористов вокруг Пальмиры, уничтожена их боевая техника, что позволило сирийской армии овладеть стратегически важными высотами вокруг города, отрезать банды исламистов от путей снабжения. Очень важно, что при этом не пострадал ни один из древних памятников. Отмечена буквально ювелирная точность российских авиаударов. Это стало возможным не только благодаря мастерству наших летчиков, но и работе бойцов российского спецназа, наводивших самолеты на цель. Сирийцы благодарят Россию и говорят, что решающая роль в освобождении Пальмиры принадлежит русским.     

От профессионализма, а главное от отваги и мужества русского офицера,  работающего под Пальмирой  зависела не только точность авиаударов, успех продвижения сирийских войск. От его работы зависело, уцелеют ли многие памятники, бесценное наследие мировой цивилизации.

Сегодня стало известно имя героя, который целую неделю, находясь в тылу врага, наводил на цель наши самолеты, а затем вызвал огонь на себя. Александр Прохоренко, уроженец небольшого села Городки на Оренбуржье.  Александр являлся выпускником Военной академии противовоздушной обороны ВС РФ им. Маршала Советского Союза А.М. Василевского.

На родине у 25-летнего русского офицера остались родители и молодая жена Екатерина, которая ждет ребенка. В семье Александра было немало военных, его брат также заканчивает военное училище. Александр с детства мечтал стать офицером. Школу закончил с серебряной медалью, академию с золотой.  Обычный русский парень из обычной русской крестьянской семьи.

  Можно не сомневаться, что Александр, как многие из нас в детстве и юности, смотрел фильм «Офицеры» и выбрал для себя профессию – Родину защищать.  В селе Городки траур. Александра все любили. «Выполнение задачи поставил выше своей жизни – в этом весь Саша, — говорят друзья. – Для нас был — Проха, сильный духом, порядочный, незлобливый. Кажется, совсем недавно гуляли на их свадьбе с Катей.

А прошло уже полтора года. Вы понятия не имеете, как он был счастлив! Екатерина свою он любил до безумия».

«Вызываю огонь на себя!»
Русский офицер Александр Прохоренко отдал свою жизнь, защищая не только Россию на дальних рубежах, но и всю человеческую цивилизацию от «чумы ХХI века» — террористов-изуверов из ИГИЛ.

Можно не сомневаться, что в семье Александра были те, кто сражался в годы Великой Отечественной войны, защищая Родину и спасая мир от нацизма — «чумы ХХ века». Иначе быть не может, в те годы воевала вся страна — «Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой».

Помните, как в стихотворении Константина Симонова «Сын артиллериста»  молодой офицер-корректировщик, работавший в немецком тылу, вызывает огонь на себя:

…Третий сигнал по радио:
— Немцы вокруг меня,
Бейте четыре, десять,
Не жалейте огня!
Майор побледнел, услышав:
Четыре, десять — как раз
То место, где его Ленька
Должен сидеть сейчас.

Но, не подавши виду,
Забыв, что он был отцом,
Майор продолжал командовать
Со спокойным лицом:
«Огонь!»— летели снаряды.
«Огонь!»— заряжай скорей!
По квадрату четыре, десять
Било шесть батарей.
Радио час молчало,
Потом донесся сигнал:
— Молчал: оглушило взрывом.

Бейте, как я сказал.
Я верю, свои снаряды
Не могут тронуть меня
Немцы бегут, нажмите,
Дайте море огня!
И на командном пункте
Приняв последний сигнал,
Майор в оглохшее радио,
Не выдержав, закричал:
— Ты слышишь меня, я верю:
Смертью таких не взять.

Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Никто нас в жизни не может
Вышибить из седла! —
Такая уж поговорка
У майора была…

На такой литературе, на подвиге отцов воспитывались и герои Новороссии. На Саур-могиле отбивали упорные атаки карателей киевской хунты последние двадцать бойцов-ополченцев во главе  с командиром с позывным «Медведь». «Медведь» — Олег Гришин, ветеран-афганец, кавалер орденов Боевого Красного Знамени и Красной Звезды.

Когда становилось ясно, что не удается удержать Саур-могилу, «Медведь» и его бойцы  вызвали огонь на себя. И снаряды сметали карателей с легендарной горы. Олег Гришин погиб, но Саур-могилу отстояли.

Погибшие в боях за курган герои-ополченцы похоронены на Саур-могиле рядом со знаменитым монументом-памятником героям Великой Отечественной войны.

Важно

И Александр Прохоренко и Олег Гришин сражались, защищая нашу Родину и мир от страшной опасности. Неслучайно изуверы из ИГИЛ и укрофашисты, захватившие власть в Киеве, симпатизируют друг другу. Последователей палача Бандеры и «джихадистов» в Сирии объединяет идеология ненависти.  И конец у них будет один.  

     
 «Чума ХХ века» и «чума ХХI века»  выращены в одной лаборатории Сегодня многие западные СМИ, которые так долго и методично проводили информационную кампанию против «кровавого тирана» Асада, осуждали участие России в борьбе с ИГИЛ,   вынуждены  признать, что освобождение Пальмиры — это первый серьезный успех в борьбе с варварами из псевдо-исламского халифата. Вот только никто из них не желает вспомнить, кто и как создавал эту «чуму ХХI века». Хотя это не удивительно — на Западе не хотят вспоминать, кто и как создавал «чуму ХХ века», как привели к власти Гитлера, как финансировали Третий Рейх, в Мюнхене скормили нацистскому хищнику Чехословакию, стремясь направить мощный германский удар на восток – на Россию. Точно также США вырастили сначала «Аль-Кайду», а затем и ИГИЛ.

И этот псевдоисламский  халифат, как зловещее черное пятно расползался по Ираку и Сирии.

Несмотря на то, что США возглавили коалицию из 60 стран, чтобы бороться с международным терроризмом, эта борьба велась так оригинально, что черные знамена ИГ уже реяли над большей частью территории Сирии, и у террористов почему-то оказывалось все больше современного американского оружия.

Под черное победоносное знамя халифата непрерывно съезжались тысячи наемников и исламских фанатиков со всего света,  и в сентябре многие эксперты считали, что до падения Дамаска остались считанные недели. Страшную чуму вырастили западные  «мудрецы» в своих зловещих лабораториях.

Урок Путина трусливым демократиям  

Фашисты уничтожили два лучших памятника русского древнего зодчества — Страница 18

Как взрывали главный памятник мужества русского народа

Страница 18 из 20

МНОГО понадобится времени, чтобы залечить нанесенные фашистами раны и восстановить разграбленное хозяйство. Но велика жизненная сила русского народа, и, как неопалимая купина, снова зацветет русская земля.

Совсем другое дело, когда речь идет о памятниках древнего русского зодчества, описание которых дают в своих статьях профессор Рыбников и Г. Красноцветов. Многие из них разрушены фашистами и их уже не восстановить.

Между тем именно в этих великих памятниках хранились заветы нашей старины, столь любезной каждому русскому сердцу.

Победы и поражения, падения и взлеты, спокойные периоды мирного строительства переплелись в нашей истории, как звенья драгоценной цепи. Люди, творившие эту историю, постарались запечатлеть свои дела и подвиги в памятниках, сложенных из камня и металла.

Каждое поколение вносило в эти памятники свой вкус, свое понятие о прекрасном. Зодчество хранит в себе совокупность многих ремесел и великий взлет творческой мысли человека.

В России, где Церковь долгое время была тесно связана с государственной властью и где народ по характеру своему религиозен, постройка почти каждого храма связана с историческими событиями. И среди этих храмов есть столь прекрасные, столь уникальные, что они являются ценностью не только русской, но мировой культуры вообще.

Нет слов выразить гнев и возмущение, наполняющие сердце при мысли о гибели этих драгоценных памятников, разрушенных безбожным варварством немецкой военщины.

ФАШИСТЫ УНИЧТОЖИЛИ ДВА ЛУЧШИХ ПАМЯТНИКА РУССКОГО ДРЕВНЕГО ЗОДЧЕСТВА

(К РАЗРУШЕНИЯМ В НОВО-ИЕРУСАЛИМСКОМ И ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКОМ МОНАСТЫРЯХ)

НА ТЕРРИТОРИИ Московской области находится значительное число монастырских ансамблей, представляющих собой образцы древнерусского зодчества.

Создание этих памятников — проявление народного гения; они служат основными вехами творческой истории нашей страны, многие из них стоят в первом ряду неповторимых драгоценностей мировой архитектуры.

Русский народ по праву может гордиться тем вкладом, который он сделал в общечеловеческую сокровищницу зодчества. Очень оригинальной архитектуры; этот собор и является главной достопримечательностью монастыря. Построенный по плану Иерусалимского храма, он вместе с тем служит образцом русской архитектуры эпохи расцвета московского барокко XVII века.

Ново-Иерусалимский монастырь в г. Истре Московской области

Ново-Иерусалимский Воскресенский собор

Совет

К перестройке его в XVIII веке был привлечен выдающийся архитектор Европы В. Растрелли. По проекту Растрелли были произведены капитальные работы, превратившие Воскресенский собор, особенно во внутренних частях, в первоклассный образец елизаветинского барокко.

Внутри собора замечательно пространственное решение всей постройки, пронизанной светом, льющимся из 75 люкарн шатра.

В центральной части собора находится «кувуклия» (сплошь вызолоченная часовня Гроба Христа), как бы драгоценный футляр над скрытым под ней сооружением из изразцов — замечательным памятником древнемосковского «ценинского» (кафельного) искусства; золоченый павильон, построенный в ХVIII веке по проекту Растрелли, по праву считается шедевром барочного декоративного стиля.

Кувуклия (Гроб Господень), построенная но проекту Растрелли и соборном храме Воскресенского монастыря

Роспись шатра в соборе Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря

Для истории декоративного искусства Ново-Иерусалимский монастырь дает совершенно исключительный материал.

Кафельные изделия производства собственных художественных монастырских мастерских, выполненные в чудесной зеленой тональности, украшают как внутренние, так и наружные части соборного храма.

Из этих цветных изразцов сооружены целые иконостасы, ими же обрамлены наличники многих икон. Превосходны по архитектуре и некоторые более поздние приделы, относящиеся к началу XIX века и частью спроектированные архитектором Казаковым.

Злодеяния современных геростратов, разрушивших редкий по красоте памятник архитектуры, тщательно сохранявшийся государственной властью в СССР. На снимке—окрестности Ново-Иерусалимского монастыря до разрушения

Въезд в Новый Иерусалим до разрушения

Врата в Новом Иерусалиме до разрушения

Ново-Иерусалимский монастырь до разрушения

Ново-Иерусалимский собор до разрушения

Новый Иерусалим — святыня Православной Церкви — варварски взорванной немцами

Сожженный и взорванный фашистами собор в Новом Иерусалиме

Что осталось от собора в Новом Иерусалиме

Иосифо-Волоколамскпй монастырь. Общий вид

Другие здания монастыря, церковные и гражданские, помимо своей архитектуры, замечательны тем, что они связаны с выдающимися деятелями России: патриархом Никоном, царем Алексеем Михайловичем, Петром Первым, императрицей Елизаветой; целый ряд крупнейших событий русской истории также связан с Ново-Иерусалимским монастырем.

С 1920 года Ново-Иерусалимский монастырь превращен в музей.

Он был реставрирован и тщательно сохранялся.

И этот замечательный памятник русской культуры XYII—

XVIII веков разрушен фашистскими оккупантами; ими были взорваны: главная драгоценность музея-монастыря, знаменитый Воскресенский собор с высокохудожественной часовней «кувуклией»; колокольня; все восемь башен монастыря; стены и надвратная церковь над св. воротами; фашистами сожжены: комплекс зданий — царский дворец, вифлеемская церковь, настоятельские покои, в которых был размещен московский областной музей, братский корпус с трапезной и три каменных корпуса.

* * *

Иосифо-Волоколамский монастырь, основанный в конце XV века, находится в 25 километрах от города Волоколамска. Монастырь построен на большом озере, что создает необычайную красоту архитектурного пейзажа; при первом взгляде кажется, что монастырские стены с монументальными шатровыми верхами башен выступают прямо из воды.

Волоколамский ансамбль монастырских построек, возникших разновременно, знакомит с архитектурой церковных и крепостных построек XVI—XVII веков и свидетельствует о большом художественном чутье древних русских зодчих.

Обратите внимание

Исключительное значение в ансамбле Волоколамского монастыря имеет колокольня, — все подчинено ее динамическому силуэту.

С 1921 года монастырь превращен в музей. В конце октября и в ноябре 1941 года немцы неоднократно бомбардировали Иосифо-Волоколамский монастырь. Фугасная бомба, упавшая вблизи Германовой башни, разбила деревянные постройки, повредила парапет крепостной стены и вышибла решетки.

После оккупации города исчезли древние монастырские плащаницы и личные вещи основателя монастыря Иосифа Волоцкого,— они похищены фашистами.

Уничтожение немецко-фашистскими войсками драгоценного нашего наследия — двух ценнейших памятников русской архитектуры — не может быть объяснено соображениями военного характера. Бесспорно, это преднамеренный акт, направленный против русского народа и его культуры.

Ученый археолог Г. КРАСНОЦВЕТОВ.

17 апреля 1942 года.

Москва.

Разрушенный немецкими бомбами храм в г. Севастополе

«ГОРЕ ТОМУ, КТО ПОДНИМЕТ РУКУ НА НАШИ СВЯЩЕННЫЕ СЕДИНЫ»

В ЭТИ ДНИ судьбы трех великих русских городов тревогой сковывают наши думы.

Киев, Великий Новгород, Псков — города-памятники мирового исторического значения. Мало того, это драгоценнейшие страницы героического прошлого нашей родины, это стяги, знаменующие несокрушимую мощь русского народа и его неиссякаемую творческую силу.

Слава и честь, воля и неколебимое мужество нашего народа нераздельны с именами этих городов и событиями, ими пережитыми.

Киевская София строится с 1017 по 1036 год; «Киевский свод» — наш древнейший летописный свод — датируется

1039 годом; Новгородской Софии кладет начало Владимир Ярославич в 1045 году.

Уже в XII веке в «Слове о полку Игореве» (древнейший список «Слова» доходит до нас из Пскова) говорится: «Ту Немци и Венедици, ту Греци и Морава поют славу Святославлю». Поют иноземцы эту славу тому, кто положил начало величию земли русской, предвозвестив и словом и делом ее великую судьбу.

Выступая против стотысячной армии врага с десятью тысячами русских воинов, так говорил им Святослав: «Уже нам некамо ся дети, волею и неволею стати противу; да не посрамим земле Руськые, но ляжем костию ту: мертви бо срама не имам; аще ли побегнем, то срам имам; и не имам убежати, но станем крепко, аз же пред вами пойду; аще моя голова ляжеть, то промыслите о себе».

И была сеча великая, и одолели русские врага-захватчика.

Киев издревле обороняет независимость русского Юга. На княжеском съезде Владимир Мономах говорил: «Как станет крестьянин пахать, приедет Половчин, ударит его стрелою и лошадь его возьмет, и, поехав в его село, возьмет жену его и детей и все имущество».

«Если мы не прекратим междоусобий и начнет брат брата «закалати», то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую». То же говорили и «мужи смыслении»: «Зачем вы допускаете распрю между собою. Пользуясь ею, «погании» губят землю Русскую.

Если вы поднимете рать между собою, «погании» станут радоваться и возьмут землю нашу, которую «стяжали» отцы ваши и деды ваши трудом великим и храбрством, поборающе по Русской земле».

Важно

На севере оберегают Русь и ведут борьбу с нападающими на нее захватчиками Новгород Великий и Псков.

На славных стенах новгородского храма Спас-Нередицы мы знаем древнюю фреску, изображающую князя Ярослава, отца Александра Невского: «Краль части Римския, от полуночные страны» (то есть Швеции) сказал: «Пойду, попленю землю Александрову», и пошел «в силе велице, пыхая духом ратным, ша-таяся безумием».

Пришли в Новгород от короля послы со словами: «Аще можеши ми противитися, уже семь зде, попленю землю твою». Повел Александр рать русскую против шведов на Неву. «И бысть сеча великая над римляны», а самому королю Александр «возложи печать на лицы острым своим копием».

Но богатства русской земли не дают покоя немцам, и они полонят Псков. Александр выбивает их из Пскова и даст сражение на Чудском озере немцам—«иж именуются рыдели» (рыцари). Шли на эту битву новгородцы и псковичи, и «сердца их были как сердца львиные и они готовы были положить головы свои за родину».

«Бы же тогда день субботний, восходящу солнцу, ступишася обои, и бысть сеча зла и труск от копей, и ломление, и звук от мечного сечения, якожь морю мерзшу двигнутися; не бе видети леду, покрылося бяше кровию». «И победи я… и вдаша ратнии плещи своя (то есть обратились вражеские воины в бегство).

Они же сечахуть и гонящи, яко по яйеру; не бе им камо убежати».

Но кончаются черные годины войны, и опять развертывается в славных городах и их весях мирное строительство, народным гением создаются дивная архитектура, живопись, литература и опять во всех областях своей жизни народ мирно работает над созданием и укреплением своей родины.

Эти мирные и ратные дела и подвиги наших предков, создавших и оборонявших Киевскую, Новгородскую и Псковскую Русь, кровно спаяны с несокрушимой мощью нашего настоящего дня и являются его надежным основанием.

О том, как расценено историческое значение этих городов-памятников советской культурой, можно судить по тем грандиозным работам, которые ею были развернуты и организованы в целях сохранения и реставрации этих замечательных ансамблей. Как советский специалист в области охраны и реставрации памятников старины и произведений искусства, я говорю об этом в пределах, ограниченных короткими строками.

В Новгороде Великом всего на государственную охрану был взят 51 архитектурный памятник; среди них 17 памятников, украшенных фресковой росписью, относятся к XI—XYII векам. Первой по своей исторической ценности и архитектурной строгости следует назвать Новгородскую Софию (1045).

Совет

К 1105 году относится украшенный фреской Антониев монастырь и к XII веку — дивная архитектура Юрьева монастыря.

В Аркажском монастыре фрески (1189), исключительные по мастерству, выдержаны в 6—7 тонов; в Спас-Нередице фресковая роспись (1199) по праву пользуется мировой известностью, но все же она ниже по своим живописным достоинствам аркажских росписей.

Далее следует Николо-Липецкий монастырь (XIII в.), Ус-пенье-на-Волотове и Рождество-на-кладбище, относящиеся к

XIV    веку, а также храмы, датированные: 1361 годом—Феодора Стратилата и 1380 годом — Спас-Преображенья.

Из гражданской архитектуры нельзя не упомянуть Ивановской палаты (XIY в.) в Детинце.

Из перечисленных исторических сокровищ новгородских советской реставрацией полностью раскрыты и приведены в порядок три ценнейших храмовых ансамбля: Спас-Преобра-женья, фрески которого принадлежат мастерству Феофана Грека, Рождества-на-кладбище, (где весь ансамбль, то есть живопись и архитектура, принадлежит первоклассному, но неизвестному новгородскому мастеру, и славный своим живописным богатством Сковородокий монастырь (конец XIV — начало XV    в.).

Из исключительных по ценности раскрытых станковых произведений следует выделить иконы: «Николы»—XII век (из Николо-Дворищевского собора — до сего времени хранилась в Новгородском музее); «Знамения»—XII век (из собора «Знаменья»—в Новгородском музее); «Георгия»—XII век (из Георгиевского собора — собрание Государственной Третьяковской галлереи); «Спасителя»—письма Феофана Грека (из иконостаса «Феодора Стратилата» — собрание Новгородского музея); «Воскресенья» — XIII век (Новгородский музей), и уникальные по исторической художественной ценности (ранее раскрытые) доски «Битва суздальцев с новгородцами» и «Молящиеся новгородские посадники» (обе — конца XIV в., в Новгородском музее).

Младший брат Великого Новгорода — Псков но праву гордится художественным ансамблем своего Спасо-Мирожского монастыря. Мирожские фрески (XII в.) поражают как особенностями своих желтых (крон), голубых (лазурит) и темно-зеленых тонов, так и проникновенностью своего композиционного строя.

Обратите внимание

Среди большого живописного богатства особо выделяется композиция «Положение во гроб» с изумительными фигурами Иосифа, Никодима и трех плакальщиц.

Особо следует отметить некоторую стилистическую и живописную общность опасо-’мирожских фресок с росписями знаменитого Вестминстерского аббатства в Лондоне.

Своеобразием композиции и колорита отмечаются фрески Снетогорского монастыря (1316). По времени снетогорская живопись предваряет Феофана, но уступает ему в своих достоинствах.

Оба эти замечательные памятника в большей их части реставрированы.

Из архитектурных псковских богатств следует выделить знаменитые Поганькины палаты (XV в.) и Псковско-Печерский монастырь с драгоценным «Успеньем» в уборе златочервлен-ном, украшенном сканью и эмалью, вкладом Ивана Грозного. Псковские церкви XV—XVI веков поражают не только своеобычностью стиля, но и исключительным живописным богатством и оригинальностью своей «школы».

Особо ценны псковских писем (полностью отреставрированные) «Царские врата» — XIII века (в Псковском музее) и иконы «Георгия» и «Пароминская» (типа «Умиления») — XIV века; обе хранятся в Государственной Третьяковской гал-лерее.

В Киеве советской реставрацией произведены огромные работы в изумительной Святой Софии (построения 1017—1036).

Всего полностью раскрыто около 600 кв. метров древних фресок. Среди них следует особо отметить «Сошествие во ад» (центральный неф), «Явление Христа Марии и Марфе» (южная стена), «Фомино уверение», «Послание апостолов» (северная стена), «Положение во гроб» и «Распятие» (верх северной и южной стен) и колоссальные композиции на хорах: «Явление Аврааму» и «Брак в Кане».

Особо следует отметить две уникальные семейные группы: «Три дочери и жена Ярослава Мудрого Индигерда» и «Ярослав Мудрый и его три сына».

Важно

Специальным закреплением предотвращено разрушение имеющих мировую славу софийских мозаик. Всего из них полностью реставрировано свыше 300 кв. метров, по преимуществу вкладом в места утрат оригинальных древних цветных камней.

Совершенное великолепие «Нерушимой стены» и монументальная строгость «Таинства Евхаристии», «Святительского чина» и «Благовещения» вновь возрождены в их историческом и художественном величии.

Из ансамбля Златоверхого Михайловского монастыря (1108) реставрированные фрески и мозаики перенесены в «Софию», и знаменитая мозаика «Дмитрий Солунский» хранится в Государственной Третьяковской галлерее.

В Киево-Печерской лавре, в древнем ее Успенском соборе (XI в., постройки Изяслава Ярославича) и в лаврской Над-вратной церкви (XI в.), произведены большие изыскательные работы по раскрытию древних фресок.

На месте постройки князя Владимира -в Берестовской церкви открыты фрески XII века и времен Петра Могилы (XVII в.). В Кирилловской церкви (XII в.), украшенной превосходной живописью Врубеля, раскрыто около 70 кв.

метров древних фресок, многоместно изображающих житие Кирилла Александрийского.

И это только краткий перечень тех работ, которые выполнила советская реставрация в трех великих русских городах.

С высоты восьми веков свидетельствуют эти города о былой их судьбе, о величии их мирного творчества, о бедах и войнах их с «поганими» захватчиками. Слушаем мы эту их славную повесть в черные дни немецких разрушений и насилий и твердо знаем: горе тому, кто поднимет руку на их священные седины!

Профессор А. РЫБНИКОВ.

15 апреля 1942 года.

Москва.