Иван шмелев – уникальные факты

Содержание

Иван Шмелев: интересные факты из жизни писателя, творчество, произведения

Иван шмелев – уникальные факты

Иван Сергеевич Шмелев — русский писатель , публицист, православный философ. Романы «Лето Господне» и «Солнце мертвых» сделали его узнаваемым не только в России, но и за рубежом.

Дважды номинант на Нобелевскую премию, но так и не получивший ее, писатель пережил много испытаний: смерть любимого отца, убийство сына, противоборство с советской властью и вынужденную эмиграцию. Но похоронить себя он завещал там, где родился — так глубоко любил свою родину.

Жена министра или дворника

Детство Шмелева

Иван Шмелев родился в обеспеченной семье, но детство омрачили внезапная смерть отца и холодные отношения с матерью. Ранние годы жизни сыграли важную роль в становлении будущего писателя, во многом определили его мировоззрение.

Происхождение и рождение

Иван Шмелев родился 21 сентября (3 октября) 1873 года в Кадашевской слободе Замоскворечья в семье купцов. Члены семьи придерживались старообрядчества и старались соблюдать высокие духовные принципы.

Семья писателя

Иван Шмелев родился в обычной семье:

  1. Дед был крестьянином из провинции Московской губернии, любил французские романы и исторические сочинения.
  2. Отец, Сергей Иванович, владелец артели плотников, нескольких бань, купален.
  3. Мать, Евлампия Савинова, дочь купца, привила сыну любовь к русской литературе . С ее помощью мальчик получил начальное образование.

Теплые отношения у будущего писателя сложились лишь с отцом. Мама была строга и холодна с детьми, порола за провинности. Мальчик проводил много времени с рабочими артели и набожным воспитателем — бывшим плотником Михаилом Панкратовичем Горкиным. Считается, что именно общение с простыми мастерами повлияло на мировоззрение писателя.

Любимый отец трагически погиб при падении с лошади, когда Ивану было всего 7 лет. Мать осталась одна с шестью детьми. Жила семья на доходы от бань и сдачи в аренду части дома.

Образование

Когда мальчику исполнилось 10 лет, он поступил в гимназию. Учеба давалась ребенку тяжело из-за жестких правил и конфликтов с учителями. Пришлось сменить место обучения. В 1894 году Иван Шмелев окончил 6-ю Московскую гимназию.

Уже в этот период он пробовал писать небольшие очерки, зарисовки. За свое творчество получал пятерки с плюсами от преподавателя Федора Цветаева — дяди Марины Цветаевой. Сильное впечатление на подростка произвело творчество Пушкина.

Также Иван любил читать произведения:

  • Л.Н. Толстого;
  • Н.В. Гоголя;
  • И.С. Тургенева;
  • Н.С. Лескова;
  • В.Г. Короленко.

Юношеские годы и молодость

В юности Шмелев на время отошел от литературного творчества и веры из-за увлечения философией и вынужденной службы инспектором. Ему потребовалась поддержка жены и вера в себя, чтобы вернуться на писательскую стезю.

Женитьба

В 1891 году писатель познакомился с Ольгой Александровной Охтерлони — дочерью героя обороны Севастополя. Она была серьезной, образованной и набожной девушкой.

Через 3 года они поженились и прожили вместе 41 год. Свадебное путешествие провели на святом острове Валаам, которому была посвящена первая книга писателя.

Иван был благодарен супруге, которая своей глубокой верой вернула его к православию.

Студенческие времена

Получил образование Шмелев в Московском университете. В 1898 году окончил юридический факультет. Здесь обучались многие будущие русские интеллигенты. Общение с умными творческими людьми помогло в развитии таланта писателя, обогатило его духовный мир. Как и многие молодые люди, он увлекся философией позитивизма. Это обстоятельство на время отдалило его от религии.

Работа налоговым инспектором

После того, как первую книгу «На скалах Валаама» приняли холодно, Шмелев решил сменить сферу деятельности. Нужно было обеспечивать жену и сына Сергея, который родился в 1896 году. Писатель переезжает во Владимир-на-Клязьме и начинает служить налоговым инспектором.

Зрелый возраст

Революция и гражданская война не обошли стороной семью И.С. Шмелева.

Писателю предстояло пережить многое:

  • гибель сына;
  • вынужденную эмиграцию;
  • нищету;
  • смерть жены.

Пережить и написать о своей и сотнях других погубленных жизней в произведениях.

Утрата сына

События февраля 1917 года писатель, как и многие современники, принял с восторгом. Но увидев, как революция рушит не только политический строй, но и нравственность, разочаровался в ней. После октябрьских событий семья уехала в Крым.

Сергей Шмелев, любимый сын, в 1915 году был мобилизован в царскую армию. Заболевший туберкулезом после отравления газом, он вынужден был остаться в Крыму в то время, когда белые отступали. Поверив в амнистию, которую объявили красные, он пошел к ним с повинной. Сергея арестовали.

Иван Шмелев посылал письма с мольбами о помощи Горькому, Вересаеву, Луначарскому, но единственного сына расстреляли. Убитый горем отец хотел знать: «За какое преступление? Только за то, что назывался подпоручиком!» Даже тело Сергея не отдали родителям.

Годы эмиграции

В 1922 году писатель с женой покинули Россию. По приглашению Бунина они переехали в Берлин, а потом — в Париж . Там они и прожили остаток своей жизни.

За рубежом Шмелева публиковали во многих русскоязычных журналах:

  • «Последние новости»;
  • «Сегодня»;
  • «Русская мысль».

Последние годы жизни

Большие материальные трудности переживал в старости Шмелев: денег не хватало на еду, одежду, отопление. Тяжелая язва желудка еще больше омрачала жизнь.

Любимая жена умерла от сердечного приступа в 1936 году. По этой же причине в 1950 году скончался и писатель. Его похоронили в Париже на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

В 2000 году останки писателя и его жены были захоронены в родной Москве , как Шмелев и завещал.

Творческий путь писателя

В ранний период творчества было написано много рассказов и повестей, в которых преобладает тема маленького человека. В 20-30-е годы Шмелев создает самые известные романы — «Лето Господне» и «Солнце мертвых». В произведениях позднего периода остро ощущается тоска по родине, стремление к одиночеству.

Дебютный рассказ “У мельницы “

Первый рассказ Шмелев написал под впечатлением одного события. Однажды во время каникул на летней рыбалке он попал на омут у мельницы, где познакомился с жившим там глухим стариком. Окружающий пейзаж очаровал его, напомнил картины из поэм Пушкина.

Рассказ повествует о мельнике и его жене, которые обманом завладели мельницей барина. Однако счастья им она не прибавила. По случайности или осмысленно герои гибнут в реке. Рассказ опубликовали в 1895 году в журнале «Русское обозрение».

Разочарование автора

Первая книга “На скалах Валаама. За гранью мира. Путевые очерки» была написана после свадебного путешествия по святому острову. Из-за жесткой цензуры были вырезаны многие ключевые моменты, в результате произведение потеряло осмысленность и оригинальность. Читатели не оценили исправленный вариант, а писатель пережил глубокое разочарование и на время отошел от литературы.

Возвращение к творчеству

Ежедневное общение с представителями простого народа на должности инспектора отразилось в произведениях писателя. Сотрудничество с журналами, создание произведений для детей помогли Ивану Шмелеву вновь поверить в свой талант. В 1907 году он уволился и, наконец, полностью посвятил себя литературе .

В этом видео представлена информация о жизни писателя во Владимире.

Произведения Шмелева

Дореволюционное творчество автора отличается верой в счастливое будущее народа. Писатель ожидал светлые перемены в российском обществе. Увлекшись философией, Шмелев развивает идеи толстовства, социализма, дарвинизма.

Революция в корне изменила мировоззрение автора. Поэтому произведения 20-30-х годов свергают все просветительские теории. Звучат ноты обвинения интеллигенции, которая взбаламутила народ и забрала у людей Бога. Ощущается боль писателя за разрушенную родину и поломанные жизни людей.

Хронологическая таблица основных произведений

ГодПроизведение
1897На скалах Валаама
1906Распад
1907Иван Кузьмич
1911Человек из ресторана
1913Волчий перекат
1918Неупиваемая чаша
1923Солнце мертвых
1933Лето Господне
1935Богомолье

Повести

Иван Шмелев, как и многие классики, обращается в повестях к теме «маленького человека». Кроме того, автор рассказывает о пороках современного общества и открывает читателю психологию героя.

Известные повести:

  1. «Человек из ресторана». Повесть об официанте Якове Скороходове, вынужденном терпеть от богатых гостей грубость, хамство и унижение. Построенное на контрасте произведение глубоко раскрывает особенности психологии простого Человека.
  2. «Богомолье». Автобиографичное светлое произведение, своего рода энциклопедия русской жизни, написанная богатым народным языком. Автор использовал в книге многие архаизмы и историзмы, тем самым сохранив их для будущих поколений.
  3. «Пугливая тишина». Герои — скупой барин и его легкомысленный сын олицетворяют процесс разложения дворянства. Погрязшие в быту, жаждущие наживы они не замечают красоты окружающего их мира. В этом автор видит настоящую трагедию человека.

Рассказы

Основными темами рассказов И.С. Шмелева являются революция и жизнь простого русского народа.

Рассказы и их тематика:

  1. «Вахмистр». Основная тема: трудная, несправедливая жизнь «маленького человека», герой жаждет перемен.
  2. «Русская песня». Повествование ведется от лица мальчика, который рассказывает о маляре, исполнявшем русские песни. Они были нежные, душевные и помогли ребенку полюбить русскую широкую душу и русское Слово.
  3. «Иван Кузьмич». Купец Громов с недоверием относится к протестам народа, считает революционеров врагами страны. Но, случайно оказавшись в толпе демонстрантов, он понимает мотивы их поступков и переживает душевный перелом.

Романы

Вершиной творчества Шмелева являются романы: в них автор поднимает глубокие философские проблемы.

Популярные романы:

  1. «Лето Господне» . Автобиографический роман о труде и быте, празднествах крестьян и купцов конца XIX века. Повествование ведется от лица ребенка, именно поэтому роман получился светлый и теплый.
  2. «Солнце мертвых» . Книга о революции, Гражданской войне и терроре, охватившем страну. «Прочтите это, если у вас хватит смелости», — отзывался о произведении Томас Манн. Автор показывает тонкую грань между верой и безверием, жизнью и смертью.

Интересные факты из жизни Шмелева Ивана Сергеевича

Интересные факты из жизни писателя:

  1. «Римский оратор» — так называли Шмелева одноклассники за красноречие и тягу к писательству.
  2. В отличие от многих современников, писателя привлекала монастырская жизнь.
  3. На писательский труд его благословил старец Варнава Гефсиманский.
  4. В 1993 году в Алуште открыли посвященный писателю дом-музей.
  5. Мечта Шмелева о возвращении на родину при жизни не сбылась. Лишь через 50 лет его останки были привезены в Россию и захоронены в Донском монастыре.

Видео

В этом видео рассказывается о жизни и творчестве писателя. 

Иван Сергеевич Шмелев — интересные факты из жизни и биографии

Иван шмелев – уникальные факты

Иван Сергеевич Шмелев – знаменитый русский писатель. Родился он в Кадашевской слободе Замоскворечья 21 сентября (3 октября) 1873 году, в традиционно экзальтировано верующей в православное христианство, купеческой семье.

Дедушка писателя был крестьянином из Московской губернии, прибывший в Москву после сожжения города Наполеоном. Шмелев очень любил своего отца, потеряв его в 7 лет, он вспоминал о нем в своих произведениях. Отношение к матери было обратным, она была нервной и властной женщиной, которая порола мальчишку за малейшее неповиновение или несоблюдение порядка.

Отец Шмелева Сергей Иванович, был подрядчиком, содержал немалую плотничью артель, имел в собственности банные заведения, купальни и портомойни. Работники проживали вместе с хозяевами.

Обратите внимание

Вместе соблюдали пост, вместе ходили в церковь на молебны, вместе тщательно соблюдали и берегли как старинные заветы, православные обычаи.

Светлое детство, пронизанное добротой, верой в людей, спокойствием и богослужением, оставило яркий отпечаток в произведениях писателя.

Свою писательскую деятельность Шмелев начал еще обучаясь в гимназии, преподаватель Федор Цветаев (дядя известной поэтессы Марины Цветаевой) за его шуточные сочинения всегда ставил»5» с тремя плюсами. Эти шуточные рассказы были с фантазией и их читали даже старшеклассники. А ребята в его классе, называли его за болтливость и воображение «римским оратором».

Начальная его публикация случилась во время обучения в Московском Университете на юридическом факультете. «…ряд событий- университет, женитьба, как-то заслонили мое начинание. И я не придал особое значение, тому, что писал.» Вся российская молодежь начала ХХ века, была увлечена вошедшими тогда в моду позитивистскими учениями.

Будучи студентом, Шмелев подался этому веянию, уже не придавая большого значения впитанной с отрочества религиозности.

Чувствуя, что жажда знаний уводит его от самого главного в жизни – веры, Шмелев решает в свадебное путешествие отправиться на Ваалам.

Перед самым отъездом, молодого писателя благословляет в дорогу преподобный старец Троице- Сергиевой Лавры, Варнава Гефсиманский со словами : «Превознесешься своим талантом.»

Супруга писателя

Женился рано в 18 лет на Ольге Александровне Охтерлони. Она по мужской линии  была из старинного шотландского рода Стюартов. Деды ее служили генералами.

Будущая супруга обучалась в Петербуржском Патриотическом институте, где обучались все девушки из военных семей. Родители Ольги арендовали квартиру в Шмелевском доме, где молодые и познакомились во время каникул. Прожили они в браке 41 год.

Жена умерла в эмиграции, недолго прожив после смерти сына.

После посещения святого острова Ваалам, было написано первое произведение.

Писатель и революция

В 1915 году чета Шмелевых провожает единственного сына Сергея на фронт. Писатель как никто понимает, что сын обязан послужить отечеству, однако гнетущее чувство не покидает его.

Революцию 1917 года Шмелев принял, подобно всей народной интеллигенции, однако после кровавого октября, его взгляды на коммунистов резко изменились. Он резко критически осуждал, первые действия властей, называя их «серьезными прегрешениями против нравственности».

Сразу после революции 17-го, писатель и его жена переезжают из Москвы в Алушту. Сын писателя вернулся с Добровольной армии Деникина, больным туберкулезом, для излечения в Феодосию. Судьба разлучила отца и сына, Сергея арестовали чекисты в 1920.

Важно

Больной и немощный сын писателя провел около 3 месяцев в переполненных подвалах в условиях полной антисанитарии, и в январе 1921 года его расстреляли без всякого суда и следствия, тогда как официально, Сергей был амнистирован.

Впоследствии Иван Сергеевич не простил Советам смерти сына, и не принимал гонорары, за свои книги, издаваемые в Советской России.

После утраты сына Иван Сергеевич с близкими переживает еще одно потрясение- голод в 1920-1921 годов. Это бедствие унесло порядка 5,5 миллионов человек.

Эмиграция

Пребывая в глубочайшем стрессе, видя все ужасы революции в Крыму, писатель возвращается в Москву. Но еще в Алуште у него возникают мысли о миграции. В Москве эта идея стала проявляться все сильнее под влиянием обещаний А.И. Бунина о поддержке и первоначальной помощи в эмиграции. В 1922 году Иван Сергеевич покидает Советскую Россию и Уезжает сначала в Берлин, а впоследствии в Париж.

В Париже зародилась его дружба с эмигрировавшим  русским философом  И.А.Ильиным. Здесь же он стал печататься в русскоязычных эмигрантских изданиях. Вышедшая в 1924 году книга писателя «Солнце мертвых», впервые в истории русской литературы обрела широкую популярность среди европейского читателя. Большая часть произведений писателя написана именно в эмиграции.

Великая сила духовного исцеления

В 1934 году Шмелев тяжело заболел острой формой желудочного заболевания, требовалась срочная операция, однако писатель не решался на нее. Однажды Ивану Сергеевичу приснилось, что он держит в руках рентгеновский снимок, на котором написано «Св.Серафим». На следующий день врач сказал, что потребность в операции отпала.

Тоска по Родине

Находясь в эмиграции, как и все пожалуй изгнанники того времени,Иван Сергеевич, страстно мечтал вернуться в Россию. Он даже приезжал в Прибалтику чтобы через границу сорвать несколько русских цветов.

В Псковско-Печерском монастыре (в то время  считавшийся частью Эстонии) ощутить силу русской веры, и близость  к своим корням, истокам. Вся его тоска по родине и вере отразилась в его романе «Лето Господне».

Монастырский приступ

В 1950 году Иван Сергеевич умирает от сердечного приступа. Смерть стала символичной- именно  24 июня  в день именин иеромонаха Варнавы, писатель приезжает в русский монастырь Покрова Божьей Матери в местечке Бюсси- ан- Отт. И в этот день, в лоне монастыря он безмятежно отдает богу свою душу.

Возвращение

Только лишь в 2000 году, прах писателя и его супруги Ольги Александровны, с целью исполнения последней воли был перевезен в Россию. Захоронены останки четы в Донском монастыре близ своих родственников.

Мемория. Иван Шмелёв – ПОЛИТ.РУ

Иван шмелев – уникальные факты

3 октября 1873 года родился писатель Иван Шмелев.

Личное дело

Иван Сергеевич Шмелев (1873 – 1950) родился в Москве, в Замоскворечье, в семья подрядчика по строительным работам. Начальное образование получил дома, а затем окончил Шестую московскую гимназию.

Незадолго до окончания гимназии, зимним вечером Иван вспомнил рыбную ловлю на реке прошлым летом, и эта картина настолько живо предстала в его воображении, что он написал рассказ «У мельницы». И даже решился послать рукопись в журнал «Русское обозрение».

Шмелев не интересовался судьбой рукописи, но год спустя, когда он был уже студентом юридического факультета университета, получил книжку журнала с опубликованным рассказом.

В студенческие годы Иван Шмелев женился на Ольге Охтерлони, после свадьбы они отправились в путешествие на остров Валаам.

Там он услышал от иеромонаха Варнавы Гефсиманского слова: «Превознесешься своим талантом».

После поездки написал путевые очерки «На скалах Валаама», но цензурный комитет заставил его исключить из книги около тридцати страниц. После этого Шмелев почти на десять лет оставил занятия литературой.

Окончил университет, после чего отслужил год в армии. Затем стал чиновником по особым поручениям Владимирской казенной палаты Министерства внутренних дел. Семья Шмелева жила тогда во Владимире. По служебным обязанностям он много ездил по губернии, встречался с разными людьми.

В 1905 году написал рассказ «К солнцу» о раненом журавле, который два года спустя напечатал журнал «Детское чтение». После публикации рассказа Иван Шмелев оставляет службу, решив посвятить себя литературе. В 1909 году Шмелев стал активным членом «Среды» – литературного кружка, куда входили А. Чехов, М.

Совет

Горький, В. Вересаев, Е. Чириков, А. Серафимович, А. Куприн, Л. Андреев. Один за другим выходят его рассказы и повести, растет и известность Шмелева среди читателей. Наибольшую славу ему приносит в 1911 году повесть «Человек из ресторана» – монолог старого официанта.

В 1912 году собрание рассказов Шмелева составило восемь томов.

Иван Шмелев тяжело пережил начало Первой мировой войны. В 1916 году на фронт отправился его любимый сын Сергей. Февральская революция показалась Шмелеву выходом из тупика, в которой попала Россия.

В качестве корреспондента журнала «Русские ведомости» он отправился в Сибирь с эшелоном за освобожденными Временным правительством политическими заключенными. Но после октябрьской революции Шмелев не поддержал новой власти.

В 1918 году он с семьей переезжает под Алушту, где приобрел земельный участок с домом, чтобы переждать трудное время. Там им была написана повесть «Неупиваемая Чаша».

Но переезд в Крым не уберег Шмелева и его родных от тяжелых испытаний. Ему пришлось пережить голод, арест сына – подпоручика царской армии. Долгое время он пытался выяснить судьбу сына и добиться его освобождения, обращаясь к Луначарскому и Горькому. Лишь в 1923 году он узнал, что Сергей Шмелев был расстрелян.

Шмелев покинул Россию, отправившись в Берлин,  затем переехал в Париж. Первое написанное в эмиграции произведение – повесть «Солнце мертвых» – было переведено на тринадцать языков и сделало автора знаменитым в Европе. До конца жизни он прожил во Франции.

После войны Шмелева обвиняли в сотрудничестве с фашистами, так как он много писал в прогерманской газете «Парижский вестник». Шмелев отрицал эти обвинения: «Злой навет  я обязан опровергнуть. Фашистом я никогда не был и сочувствия  фашизму  не проявлял никогда.

А я утверждаю  совсем обратное: я работал против  немцев,  против преследуемой ими  цели − в отношении России. Для сотен  тысяч  русских людей,  пригнанных  немцами в Европу,  не было русской газеты. Когда нарождалась газета  «Пар. Вест.»,  ее редактор просил меня  о сотрудничестве. Я спросил,  на чьи  деньги. − «На  русские,  начинаем  с нашими  3 т. фр.

Обратите внимание

Массам  оттуда  нужна русская  газета». Я понимал,  что нужна, и что  им нужно в ней. Я решил − печататься,  для них.  Говорить то,  что я говорил всегда, − о России, о ее величии, о ее  материальном и душевно-духовном богатстве.  Немцы − и не одни они − искажли подлинный  лик  России.

Писали,  что Россия − «историческое недоразумение», ни истории,  ни культуры,  великая  степь − и в ней  дикари Я шел  на жертву,  работая в  такой   газетке. Но что  же делать? Хоть  через  вражий  орган «шептать»  правду… − поймут,  вздохнут,  хотя  бы слабый  лик России почувствуют».

Умер Иван Шмелева 24 июня 1950 года в парижском пригороде Бюсси-ан-От.

Чем знаменит

Сергей Шмелев.

Выдающийся русский писатель, один из самых ярких талантов эмигрантской русской литературы. Ранние произведения Шмелева продолжают традиции Лескова, с большим талантом передавая речь представителей самых разных слоев населения России.

Постоянным в произведениях Шмелева всегда остается глубокая христианская вера.

В повести «Неупиваемая чаша», где рассказывается о платонической любви крепостного живописца к жене помещика, умирают и главный герой, и героиня, но остается написанным художником образ Богородицы, ставший чудотворным.

Бедствиям Гражданской войны в Крыму посвящены, помимо знаменитого «Солнца мертвых», многие рассказы Шмелева. Наибольшую славу ему принесли произведения 1930-х годов, в которых он описывает картины «старой жизни» в Москве.

В романе «Няня из Москвы» описан большевистский переворот, увиденный глазами верующей простой женщины.

В последнем романе «Пути небесные» Шмелев рассказал о постепенном духовном просветлении атеиста под влиянием православной девушки.

О чем надо знать

Автобиографический роман «Лето Господне» описывает жизнь патриархальной купеческой семьи глазами маленького мальчика Вани. В основе композиции церковный богослужебный год и народный календарь, начиная с Великого поста.

Важно

Описываются не только церковные службы, молитвы, паломничества, но и народные обычаи, семейный быт. В самом начале книги мальчик видит, как «выкуривают Масленицу»: «В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом.

Старая моя нянька Домнушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и поднимается кислый пар, – священный».

Книга состоит из трех частей: «Праздники», «Радости», «Скорби». Отдельные главы носят названия «Великий пост», «Пасха», «Яблочный Спас», «Рождество», «Святки» и так далее. К роману примыкает повесть «Богомолье», где те же герои: Ваня, его воспитатель Горкин – отправляются в паломничество в Троице-Сергиеву лавру.

Прямая речь

«Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях лес ёлок. А какие ёлки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь,— тычинки. У нашей ёлки… как отогреется, расправит лапы, — чаща. На Театральной площади, бывало, — лес. Стоят, в снегу. А снег повалит — потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает.

Собаки в ёлках — будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбом. Сбитенщики ходят, аукаются в ёлках: «Эй, сладкий сбитень! калачики горячи!..» В самоварах, на долгих дужках, — сбитень. Сбитень? А такой горячий, лучше чая. С мёдом, с имбирём — душисто, сладко. Стакан — копейка.

Калачик мёрзлый, стаканчик сбитню, толстенький такой, гранёный, — пальцы жжёт. На снежку, в лесу… приятно! Потягиваешь понемножку, а пар — клубами, как из паровоза. Калачик — льдышка. Ну, помакаешь, помягчеет. До ночи прогуляешь в ёлках. А мороз крепчает. Небо — в дыму — лиловое, в огне.

На ёлках иней, мёрзлая ворона попадется, наступишь — хрустнет, как стекляшка. Морозная Россия, а… тепло!..

Иван Шмелев «Лето Господне»

«Я говорил с белыми звонкими досками, – горы их были на дворе, с зубастыми, как страшные “звери”, пилами, с блиставшими в треске топорами, которые грызли бревна. На дворе были плотники и доски.

Живые, большие плотники, с лохматыми головами, и тоже живые доски. Все казалось живым, моим. Живая была метла, – бегала по двору за пылью, мерзла в снегу и даже плакала. И половая щетка была живая, похожая на кота на палке.

Стояла в углу – “наказана”. Я утешал ее, гладил ее волосики».

Иван Шмелев «Как я стал писателем»

5 фактов об Иване Шмелеве

  • Купеческий род Шмелевых происходил из крестьян старообрядческого села Гуслицы Богородского уезда Московской губернии. Обстоятельства перехода Шмелевых в официальное православие неизвестны.
  • Шмелев вел долгую переписку с Иваном Ильиным.
  • Официанты в трудные годы часто бесплатно кормили Ивана Шмелева в благодарность за повесть «Человек из ресторана».
  • Название «Лето Господне» взято из книги пророка Исайи (61:2).
  • В 2000 году останки Ивана Шмелева и его жены, согласно его предсмертной воле, были перевезены с парижского кладбища Сент-Женевьев-де-Буа в Москву, где были захоронены рядом с могилами членов его семьи в Донском монастыре.

Материалы об Иване Шмелеве

Статья об Иване Шмелеве в русской Википедии

Сочинения в библиотеке Максима Мошкова

Иван Шмелев в проекте «Хронос»

Электронный ресурс кафедры русской литературы Петрозаводского университета, посвященный творчеству Ивана Шмелева

Солженицын А. «Иван Шмелев и его «Солнце мертвых»

«Самый русский писатель»: Иван Шмелев как пасынок революции

Иван шмелев – уникальные факты

Ровно 145 лет назад, 3 октября 1873 года, родился Иван Шмелев, один из крупнейших русских писателей XX века, человек непростой личной и литературной судьбы. О том, как революция, яростным врагом которой был Шмелев, сделала из просто хорошего писателя великого, вспоминал журналист Алексей Королев специально для «Известий».

Два Шмелева

«В нашей художественной литературе ныне замечается некоторый уклон в сторону реализма. Писателей, изображающих «грубую жизнь», теперь больше, чем было в недавние годы. М. Горький, гр. А. Толстой, Бунин, Шмелев, Сургучев и др.

рисуют в своих произведениях не «сказочные дали», не таинственных «таитян», а подлинную русскую жизнь, со всеми ее ужасами, повседневной обыденщиной». Так писала газета «Правда» (та самая, центральный орган) 26 января 1914 года.

Из пяти упомянутых в статье писателей двое стали прижизненными советскими классиками, один — нобелевским лауреатом, один — дважды нобелевским номинантом и один был осужден во Франции за коллаборационизм.

Так что, зачисляя всех их скопом если не в союзники, то в попутчики, «Правда» в итоге немного ошиблась.

Совет

Другое дело, что мало кого из русских писателей Великая русская революция так переломала, как эту компанию.

Есть как бы два Шмелева, это не новость. Довольно точно известно даже дата инициации — апрель 1923 года, когда (уже в эмиграции) Шмелевых разыскал некий доктор Шипов, товарищ их сына Сергея по камере в Феодосийской ЧК.

Сергей Шмелев, белый офицер, предмет исступленного обожания родителей, не ушел (как и родители) в 1920-м с Врангелем, поверив большевистским обещаниям амнистии. Разумеется, его тут же арестовали и вскорости убили.

Так, в самом чудовищном из возможных, родительском горе родился новый Иван Шмелев, в котором ледяная ненависть к красным, с одной стороны, помогла зажечь искру подлинного писательского величия, а с другой — парадоксальным образом помешала сделать шаг вперед из первого ряда русской литературы.

Но начнем не с этого.

Глазами реалиста

Конечно, «Правда» не лгала, противопоставляя Шмелева мейнстриму русского Серебряного века — декадентам и символистам.

Дореволюционный Шмелев был «писатель-демократ», добросовестный и талантливый эпигон Короленко и Успенского, мастер лингвистической мимикрии, глубокий знаток провинциальной жизни (семь лет чиновником особых поручений во Владимирской казенной палате).

Две его главные книги того периода — «Гражданин Уклейкин» и «Человек из ресторана» — эталонная контрэлитная реалистическая проза межреволюционного периода, полная сочувствия к «маленькому человеку» и презрения к буржуазии и чиновничеству.

Шмелев не был ни социалистом, ни либералом, еще в молодости под влиянием религиозной жены отошел от материалистических увлечений студенческих лет (он был страстным поклонником Тимирязева и вообще дарвинизма), но круг его общения (помимо вышеописанного в «Правде») — не только Леонид Андреев и Куприн, но и Тренев, Серафимович, Вересаев, Сергеев-Ценский — впоследствии сплошь лауреаты Сталинской премии. По справедливому замечанию современного литературоведа, последнее предреволюционное десятилетие было счастливейшим временем в жизни Шмелева — частного лица: респектабельный профессиональный литератор, счастливый муж и отец.

Примечательно, что в это время он практически ничего не пишет о старой Москве — то есть о том, что впоследствии составит ему мировую славу. Между тем он, разумеется, всегда великолепно знал и очень любил свой родной город, где жили четыре поколения его предков.

Возможно, дело было в нежелании ворошить детские воспоминания — как бы это опять же не кажется удивительным в случае с будущим автором «Лета Господня».

Ведь ранняя смерть отца обернулась для маленького Шмелева ужасами жизни с матерью, образцовой деспотичкой из купеческой среды, испытывавшей какую-то патологическую страсть к порке младшего сына. Травму эту Шмелев залечит только вытеснив ее еще большими кошмарами.

«Бога у меня нет»

«Восторженно принял Февральскую революцию, Октябрьскую революцию не принял» — формулировка, украшающая тысячи биографий (в том числе нескольких великих князей).

Что до Шмелева, то даже ввиду надвигающейся победы большевиков в Гражданской войне уезжать он не очень хотел — в надежде то ли на финальный кувырок белых через голову, то ли на мирное сосуществование с новой властью.

Так или иначе домик в Алуште он купил в конце лета 1920 года, когда казалось, что уже всё всем ясно.

17 ноября 1920 года белая армия оставила Крым, а уже в ночь на 4 декабря арестовали Сергея Шмелева. Почти два года отец пытался найти сына, заваливал письмами Горького и Луначарского, не понимая еще всего масштаба того ада, который упал на Крым: Сергея расстреляли через полтора месяца после ареста вместе с тысячами других офицеров Добровольческой армии.

«Бога у меня нет: синее небо пусто».

Обратите внимание

Это «Солнце мертвых», одна из самых страшных книг, когда-либо написанных на русском языке, хирургическая в своей беспощадности хроника русского Армагеддона, созданная Шмелевым в первые недели своего пребывания в эмиграции. Томас Манн, главный поклонник Шмелева в Европе, отрецензировал «Солнце мертвых» в шести словах: «Прочтите это, если у вас хватит смелости».

Шмелева-«демократа», Шмелева — защитника «маленького человека» больше не было. Был яростный и непримиримый противник советской власти, чье творчество отныне — хоть, к счастью, и не навсегда — свелось к памфлетам и лубкам, беспощадно обличающим большевизм.

Непримиримость эта — ничья биография не нуждается в лакировке — завела Шмелева в конце концов довольно далеко: он сотрудничал в пронацистской русской прессе, а вторжение Германии в 1941 году называл «возвращением Сергия Радонежского в свою вотчину». К сожалению, именно этот корпус текстов заставляет литературоведов говорить о неравноценности творческого наследия Шмелева — впрочем, в это же время он пишет пронзительную «Историю любовную», самую популярную у зарубежного читателя свою книгу.

Он никогда более не вернулся к тому материальному положению, которое имел до революции, — но таксистом, во всяком случае, работать ему не пришлось.

Жил в курортном Капбретоне (рядом со своими друзьями Деникиными), воспитывал как сына внучатого племянника Ива Жантийома-Кутырина (того самого Ивушку из «Лета Господня»). Два года подряд — в 1931-м и 1932-м — выдвигался на Нобелевскую премию.

(Это в целом довольно некрасивая история: с тем, что нобелевка русской бесцензурной литературе очень нужна как инструмент политической борьбы, соглашалась вся эмиграция. В качестве «проходимых» для Шведской академии кандидатов были выбраны Бунин, Мережковский и Шмелев.

Началась, выражаясь современным языком, «пиар-кампания». Дело закончилось всеобщей писательской сварой и размолвкой Буниных и Шмелевых.) Невероятно, но факт: Шмелев мог получить Нобелевскую премию еще до того, как полностью опубликовал две свои главные книги.

«Лето Господне»

60-летний юбилей Шмелева отмечался широко, Бальмонт написал что-то вроде того, что Шмелев — «самый русский писатель» и эта «русскость» как раз и приносит ему мировую славу.

Другие отклики были под стать.

Но главный подарок Шмелев сделал себе сам: увидело свет «Лето Господне», а затем — «Богомолье», магнум опус, сразу затмивший, заставивший забыть всё, что писал автор раньше, — и хорошее, и неудачное.

Этот роман (оба произведения по сути представляют собой роман-дилогию и недаром почти всегда издаются под одной обложкой) — не просто грандиозное бытописание Москвы конца 70-х годов XIX века, не только лучший гастрономический текст в истории русской литературы («в блинах и пирогах утопил Россию», злорадствовали немногие критики) и даже не только виртуозное стилистическое упражнение («Шмелев — последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка», писал Куприн).

«Лето Господне» — главный и лучший роман воспитания на русском языке, феноменальное проникновение во внутренний мир ребенка, которое невозможно совершить, опираясь на одни только воспоминания детства.

«Лето Господне» — один из важнейших русских религиозных текстов XX века (недаром его на смертном одре читали Бальмонт, Немирович-Данченко и даже митрополит Антоний (Храповицкий), не просто подробнейшая хроника собственной катехизации — настоящая история обретения (не мальчиком Ваней, а пожилым уже Иваном Сергеевичем) того Бога, которого он утратил в степях Крыма в 1921 году.

Иван Шмелев: биография и творчество писателя :

Иван шмелев – уникальные факты

Его книги приковывают внимание буквально с первых строк. Причем кажется, что писатель как будто вовсе не обращает внимания на читателя.

Он вовлекает его прямо в гущу происходящих событий, и уже всё, о чем ты читаешь, происходит непосредственно с тобой. Простыми словами он затрагивает самые отдаленные уголки нашего сердца и души.

Речь идет о русском писателе Иване Шмелёве. В статье мы расскажем о его жизни и творчестве.

Иван Шмелёв: биография

Он родился 21 сентября 1873 года в Замоскворечье. Его семья была из купеческого сословия. У отца была плотничья артель и банные заведения. Семья жила очень хорошо, всего было вдоволь. В доме почитали и уважали религиозные традиции.

Младшие беспрекословно слушались старших, уважали и любили друг друга. Читать и писать Ивана учила мать. Она знакомила его с лучшими произведениями русских классиков: Александра Пушкина, Льва Толстого, Николая Гоголя, Ивана Тургенева.

Позднее он сам с удовольствием читал их книги.

В возрасте десяти лет Иван Шмелёв поступил в Московскую гимназию. Жесткая дисциплина отбивала желание учиться, несмотря на большие способности мальчика.

Важно

Все свое свободное время он проводил за книгами и учебниками. Большое влияние на его творческий рост оказало творчество Александра Пушкина. Ещё в гимназии он начал пробовать писать.

Это были небольшие рассказы, зарисовки из жизни и стихотворения.

В возрасте двадцати двух лет Иван Шмелёв женился. Его спутницей жизни стала Ольга Александровна Охтерлони. Она была очень серьезной и начитанной девушкой. В свадебное путешествие молодые отправились по святым местам Валаама.

Интересные факты

  • Любимые писатели Ивана Шмелёва – Лев Толстой, Александр Пушкин, Николай Лесков, Владимир Короленко.
  • В детские годы большую часть времени проводил в общении с рабочими людьми. У них он учился познавать красоту и силу русской речи.
  • На писательский труд Ивана Шмелёва благословил старец Варнава Гефсиманский во время свадебного путешествия по Валааму.
  • Прожил в Париже 27 лет, хотя всем сердцем любил Россию, но в годы гражданской войны вынужден был её покинуть.
  • Прах писателя был перевезён на родину и захоронен в Москве (Донской монастырь).

Начало творчества

Первое произведение Ивана Шмелёва было опубликовано в 1895 году. Это был рассказ “У мельницы”.

О чем это произведение? Мельник с женой разорили помещика и бесчестным путем овладели принадлежавшей ему мельнице. Но в конце, не выдержав своих злодеяний, заканчивают жизнь самоубийством.

В своем рассказе Иван Шмелёв показал, что совершённое зло не даёт человеку жить спокойно. Возмездие обязательно наступит.

Через два года после опубликования рассказа вышла первая книга писателя “На скалах Валаама”. Она была написана под впечатлением поездки в эти места. В ней прославлялся подвиг людей, населяющих эту святую землю.

Но цензура заставила Ивана Шмелёва сильно изменить книгу, вырезав из неё целые куски. По их мнению, она несла в себе крамольные мысли. Шмелёв очень тяжело переживал, что из-за изменений книга утратила свою самобытность.

Читатели прохладно приняли исправленный вариант, а Шмелёв на долгие годы оставил писательское мастерство.

Смена деятельности

Решив, что не стоит тратить свои силы и время на занятия литературой, Иван Шмелёв поступает в Московский университет на юридический факультет. Необходимо было получить профессию, чтобы содержать свою семью. Родился сын Сергей. В семье это был единственный и горячо любимый ребёнок.

После окончания университета Шмелёв служит налоговым инспектором. По роду своей деятельности ему приходится общаться с большим количеством людей, позднее эти встречи найдут своё отражение в его книгах.

Иван Шмелёв: книги

Революция 1917 года изменила жизнь писателя, но, несмотря на это, он всегда проявлял интерес к человеку, к его духовной жизни. Давайте вспомним лучшие произведения писателя:

  • “Лето господне” (Иван Шмелев). Одна из самых светлых книг писателя. Глазами ребёнка показан уклад крестьянской и купеческой жизни. Шмелев мастерски воссоздаёт картины труда и быта России конца 19 века. Особое место в книге занимает описание праздников.
  • “Солнце мертвых” (Иван Шмелев). Личные впечатления писателя от революции и Гражданской войны. Это трагическая книга о “красном терроре”. Книга переведена на многие иностранные языки и считается одним из лучших творений автора.
  • “Человек из ресторана”. В повести показана драматическая судьба обычного человека. Официант Яков Скороходов каждый день терпит оскорбления и унижения от посетителей. Но именно его можно назвать Человеком с большой буквы слова, в отличие от других персонажей. Внутренний мир героя раскрыт глубоко и полно.
  • “Пути небесные”. Этот роман – последнее крупное произведение Ивана Шмелёва. Он посвятил его своей любимой жене. В образе главного героя – инженера Вейденгаммера – описан родной дядя Ольги Шмелёвой. Главная мысль романа, что душа обязательно должна пройти путем страданий, чтобы возродиться к новой жизни. Герои проходят трудный путь духовного развития.

Трагедия в семье. Эмиграция

События 1917 года потрясли душу Ивана Шмелёва. Хотя вначале он с удовольствием выступал на митингах и принимал идеи социалистов.

Когда Иван Шмелёв увидел, что революция ломает человека и наносит сильный удар по его нравственности, он уезжает в Крым. Здесь в военной комендатуре служит у Врангеля его сын Сергей.

Когда город был захвачен большевиками, Сергея арестовали, и через некоторое время он был расстрелян. Родители тяжело переживали смерть любимого ребёнка.

Через некоторое время было принято нелегкое решение об эмиграции. Сначала Иван Шмелев с женой жили в Берлине, а затем переехали в Париж. Писателю предстоит перенести ещё одну трагическую потерю – смерть жены. 24 июня 1950 года Иван Шмелёв скончался от сердечного приступа.

Вывод

Произведения Ивана Шмелёва обязательно надо читать и перечитывать, чтобы не зачерстветь душой. Его книги, как глоток холодной воды в жаркий день.

Чем отличаются его книги? Любовью к России, её истории, укладу, верой в торжество добра и справедливости, гуманизмом, красотой духовных ценностей.

Вклад этого замечательного русского писателя в историю мировой литературы ещё только предстоит оценить.

Иван Шмелёв. Подробная биография

Иван шмелев – уникальные факты

Иван Сергеевич Шмелёв родился 21 сентября (3 октября) 1873 года в Кадашевской слободе Замоскворечья в патриархальной купеческой семье.

Дед Ивана Сергеевича – государственный крестьянин из Гуслиц Богородского уезда Московской губернии – поселился в Москве после пожара 1812 года.

Отец писателя принадлежит купеческому сословию, но торговлей не занимался, а был подрядчиком, хозяином большой плотничьей артели, держал он и банные заведения.

Совет

Иван Шмелёв воспитывался в атмосфере почитания старины, сугубой религиозности. Одновременно Шмелёв испытывал влияние «улицы» – рабочего люда разных губерний, стекавшегося во двор подрядчика-отца в Замоскворечье и приносившего с собой стихийную мятежность, богатый язык, фольклор.

Это предопределило социальную остроту лучших произведений Шмелёва, с одной стороны, с другой – внимание к «сказу», близость к литературным традициям, идущим от Н.С. Лескова и Ф.М. Достоевского, способствовало тому, что И.

Шмелёв стал большим мастером русского литературного языка, видным представителем критического реализма.

Грамоте, как было не только в купеческих, но и в дворянских семьях, Иван Шмелёв обучался дома. Его первым учителем была мать. Вместе с ней он «проходил» Крылова, Толстого, Пушкина, Гоголя, Тургенева.

В шестой Московской гимназии, куда он поступил в 1884 году, круг его чтения расширился – Толстой, Успенский, Лесков, Короленко, Мельников-Печерский становятся любимыми писателями.

Однако «символом веры» для Шмелёва всегда оставался Пушкин.

Осенью 1895 года происходит важное событие в жизни писателя: он женится на Ольге Александровне Охтерлони. По просьбе молодой жены они едут в несколько необычное свадебное путешествие – на остров Валаам, где находится знаменитый монастырь и много скитов.

Оттуда будущий писатель приводит свою первую книжку – «На скалах Валаама. За гранью мира. Путевые очерки». Судьба ее сложилась неудачно: обер-прокурор святейшего синода Победоносцев усмотрел в ней крамолу, книга вышла в сильно урезанном виде и успеха не имела.

Неудача заставляет его серьезно задуматься о средствах существования и об устройстве будущей жизни. Тогда Иван Сергеевич и поступает в Московский университет.

После окончания юридического факультета в 1898 году и года военной службы Шмелёв 8 лет был чиновником в глухих уголках Московской и Владимирской губерний.

В 1905 году Шмелёв возвращается к мысли, что настоящее дело в жизни для него может быть только одно – писательство. Он начинает печататься в «Детском чтении», сотрудничать в журнале «Русская мысль», а в 1907 году, уверовав в себя, уходит в отставку, обосновывается в Москве и целиком посвящает себя литературному труду.

Известность получили произведения Шмелёва, написанные под воздействием революции 1905-1907 гг.

(повести «Распад», 1907, «Гражданин Уклейкин», 1908; рассказы «Вахмистр», 1906, «Иван Кузьмич», 1907). М. Горький поддержал И.

Шмелёва в завершении работы над одним из значительных произведений – повестью «Человек из ресторана» (1911).

С начала войны Шмелёв с женой уезжает в Калужское имение. Здесь писатель воочию видит и понимает, как пагубно влияет на нравственность человека мировая бойня. Шмелёв не принял Октябрьскую революцию. В первых же деяниях новой власти видит серьезные прегрешения против нравственности. Вместе с семьей в 1918 году Шмелёв уезжает в Крым и покупает домик в Алуште.

Обратите внимание

Сын Сергей попал в Добровольческую армию. Двадцатипятилетний Сергей Шмелёв служил в комендантском управлении в Алуште, и в боях участия не принимал.

После бегства врангелевской армии весной 1920 года, Крым заняли красные, многие служившие у Врангеля остались на берегу. Им предложили сдать оружие. Среди них был и сын Шмелёва Сергей. Его арестовали.

Шмелёв пытался вызволить сына, но тот был приговорен к расстрелу и расстрелян.

Но этой трагедией испытания семьи Шмелёвых не исчерпались. Еще предстояло пережить страшный голод, который в цветущем, благодатном крае был ничуть не легче, чем во всей России – трагический голод 1921-ого года.

Вернувшись из Крыма в Москву весной 1922 года, Шмелёв принялся хлопотать о выезде за границу, куда его настойчиво звал Бунин. 20 ноября 1922 года Шмелёв с женой выезжает в Берлин.

Бунин старается помочь семье Шмелёвых, приглашает Ивана Сергеевича в Париж, обещает выхлопотать визы. В январе 1923 года Шмелёвы перебираются в Париж, где писатель проживает долгих 27 лет.

Первым произведением Шмелёва иммигрантского периода стало «Солнце мертвых» – трагическая эпопея.

Впервые «Солнце мертвых» было опубликовано в 1923 году, в эмигрантском сборнике «Окно», а в 1924 году вышло отдельной книгой.

Сразу же последовали переводы на французский, немецкий, английский, и ряд других языков, что для русского писателя-эмигранта, да еще неизвестного в Европе, было большой редкостью.

. – «Каменный век».
. – «На пеньках».
. – «История любовная».
. – роман «Солдаты».
. – «Лето Господне».
. – «Богомолье».
1936-1948 гг. – роман «Пути небесные».

22 июля 1936 года умирает после недолгой болезни жена Ивана Шмелёва – Ольга Александровна, как никто не понимающая его. Чтобы хоть как то отвлечь писателя от мрачных мыслей, друзья организовали ему поездку в Латвию и Эстонию.

Важно

Он побывал и в Псковско-Печорском монастыре, постоял у советской границы. Дотянувшись рукой через проволоку ограждений, он сорвал несколько цветов. В последний год жизни болезнь приковала его к постели. В ноябре 1949 года ему сделали операцию. Она была успешной.

Вернулось желание работать, появились новые планы. Он хочет приняться за третью книгу «Путей небесных».

Иван Сергеевич Шмелёв скончался от сердечного приступа 24 июня 1950 года в Париже.

Биография

Произведения

  • Небывалый обед
  • Русская песня
  • Царский золотой

Критика

Ключевые слова: Иван Шмелёв, биография Ивана Шмелёва, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, русская литература 20 века, русские писатели 20 века, жизнь и творчество Ивана Шмелёва

Иван Шмелев. Статья. Литература. 2009-01-12

Иван шмелев – уникальные факты

Михайлов О.Н.

(1873-1950)

“Как бы там ни судили академики от литературы о писательском наследстве Шмелева, – замечал, откликаясь на его кончину, историк А. Карташев, – это их право и компетенция, но есть и не избудет около Шмелева еще другой, массовый, читательский суд. И вот тут-то произошло нечто довольно редкое, я бы сказал, исключительное.

В нашей новейшей литературе еще небывалое. Шмелев, и сам того не подозревая, попал в некую, не литературно-формальную, а духовно-биологическую точку. Он спустился в недра русского простонародного церковного благочестия и там попал во власть суда, ни от каких академий не зависящего, суда собора церкви народной.

Суд этот не боится переоценки ценностей. Критерии его устойчив, тысячелетен, неизменен. Там Шмелева признали своим и почти уже канонизировали. Так массовая читательская оценка слилась с оценкой церковной. А это факт тяжеловесный. От него не отмахнешься ни замалчиванием, ни непризнанием.

Соборно-церковная оценка лишь в последнюю очередь эстетическая, художественная. А в первую голову – учительная, назидательная, гopе-возносящая. Она признала Шмелева учителем. Так претендент на светского “учителя жизни” превратился в учителя церковного.

У людей па ночном столике наряду с молитвослоном и Евангелием лежат томики “Лета Господин”, как прежде лежали “Жития святого” Дмитрия Ростовского. Это уже не литература… Это “душа просит”. Это утоление голода духовного”1.

Сегодня когда читатель получил наконец лучшие книги Шмелева и среди них – “Лето Господне”, “Богомолье”, “Солнце мертвых”, эти поминальные слова начинают звучать пророчески.

Каким же. он был, этот искатель правды, заступник и друг обиженных, мученик и, наконец, учитель?

“Среднего роста, тонкий, худощавый, большие серые глаза… Эти глаза владеют всем лицом… склонны к ласковой усмешке, но чаще глубоко серьезные и грустные. Его лицо изборождено глубокими складками-впадинами от созерцания и сострадания… лицо русское, – лицо прошлых веков, пожалуй – лицо старовера, страдальца.

Так и было: дед Ивана Сергеевича Шмелева, государственный крестьянин из Гуслиц Богородского уезда Московской губернии, – старовер, кто-то из предков был ярый начетчик, борец за веру – выступал при царевне Софье в “прях”, то есть в спорах о вере.

Предки матери тоже вышли из крестьянства, исконная русская кровь течет в жилах Ивана Сергеевича Шмелева”.

Совет

Такой портрет Шмелева дает в своей книжке чуткий, внимательный биограф писателя, его племянница Ю. А. Кутырина2.

Портрет очень точный, позволяющий лучше понять характер Шмелева-человека и Шмелева-художника. Глубоко народное, даже простонародное начало, тяга к нравственным ценностям, вера в высшую справедливость и одновременно резкое отрицание социальной неправды определяют его натуру. Более подробное объяснение ее, ее истоков, развития мы находим в биографии Шмелева.

И. С. Шмелев родился в Москве, в Кадашевской слободе 21 сентября (3 октября) 1873 года, в семье подрядчика. Москва – глубинный исток его творчества. Коренной житель первопрестольной, Шмелев великолепно знал этот город и любил его – нежно, преданно, страстно.

Именно самые ранние детские впечатления навсегда заронили в его душу и мартовскую капель, и вербную неделю, и “стояние” в церкви, и путешествие по старой Москве.

Она жила для Шмелева живой и первородной жизнью, которая и посейчас напоминает о себе в названиях улиц и улочек, площадей и площадок, проездов, набережных, тупиков, сокрывших под асфальтом большие и малые поля, полянки, всполья, пески, грязи и глинища, мхи, ольхи, лаже дебри, или дерби, кулижки, болотные места и сами болота, кочки, лужники, вражки-овраги, ендовырвы, могилицы, а также боры и великое множество садов и прудов. И ближе всего Шмелеву оставалась Москва в том треугольнике, который образуется изгибом Москвы-реки с водоотводным каналом и с юго-востока ограничен Крымским валом и Валовой улицей, – Замоскворечье, где проживали купечество, мещанство и множество фабричного и заводского люда. Самые его поэтичные книги – о Москве, о Замоскворечье.

Глубоки московские корни Шмелевых. Прадед писателя жил в Москве уже в 1812 году и, как полагается кадашу, торговал посудным и щепным товаром. Дед продолжал его дело в брал подряды на постройку домов.

О крутом и справедливом характере деда Ивана Ивановича (в семье по мужской линии переходили два имени: Иван и Сергей) Шмелев рассказывает в автобиографии: “На постройке Коломенского дворца (под Москвой) он потерял почти весь капитал “из-за упрямства” – отказался дать взятку.

Он старался “для чести” и говорил, что за постройку ему должны кулек крестов прислать, а не тянуть взятки. За это он поплатился: потребовали крупных переделок. Дед бросил подряд, потеряв залог и стоимость работ.

Обратите внимание

Печальным воспоминанием об этом в нашем доме оказался “царский паркет” из купленного с торгов и снесенного на хлам старого коломенского дворца.

“Цари ходили! – говаривал дед, сумрачно посматривая в щелистые рисунчатые полы. – В сорок тысяч мне этот паркет влез! Дорогой паркет…”

После деда отец нашел в сундучке только три тысячи. Старый каменный дом да эти три тысячи – было все, что осталось от полувековой работы отца и деда. Были долги”3.

Особое место в детских впечатлениях, в благодарной памяти Шмелева, хочется сказать – место матери, занимает отец, Сергей Иванович, которому писатель посвящает самые проникновенные, поэтические строки. Собственную мать Шмелев упоминает в автобиографических книгах изредка и словно бы неохотно.

Лишь отраженно, из других источников, узнаем мы о драме, с ней связанной, о детских страданиях, оставивших в душе незарубцевавшуюся рану. Так, В. Н. Муромцева-Бунина отмечает в дневнике от 16 февраля 1929 года: “Шмелев рассказывал, как его пороли, веник превращался в мелкие кусочки.

О матери он писать не может, а об отце – бесконечно”4.

Вот отчего и в шмелевской автобиографии, и в позднейших книгах-воспоминаниях так много – об отце.

“Отец не окончил курса в мещанском училище. С пятнадцати лет помогал деду по подрядным делам. Покупал леса, гонял плоты и барки с лесом и щепным товаром.

После смерти отца занимался подрядами: строил мосты, дома, брал подряды по иллюминации столицы в дни торжеств, держал портомойни на реке, купальни, лодки, бани, ввел впервые в Москве ледяные горы, ставил балаганы на Девичьем поле и под Новинским. Кипел в делах. Дома его видели только в праздник. Последним его делом был подряд по постройке трибун для публики на открытии памятника Пушкину.

Отец лежал больной и не был на торжестве. Помню, на окне у нас была сложена кучка билетов на эти торжества – для родственников. Но, должно быть, никто из родственников не пошел: эти билетики долго лежали на окошечке, и я строил из них домики…

Я остался после него лет семи”5.

Семья отличалась патриархальностью, истовой религиозностью (“В доме я не видал книг, кроме Евангелия…” – вспоминал Шмелев). Впрочем, неотъемлемой чертой этой патриархальности было и патриотическое чувство, пылкая любовь к родной земле и ее истории, героическому прошлому.

Патриархальны, религиозны, как и хозяева, и преданны им были слуги. Они рассказывали маленькому Ване истории об иноках и подвижниках, сопровождали его в путешествии в Троице-Ссргиеву лавру, знаменитый монастырь, основанный преподобным Сергием Радонежским. Им он читал Пушкина и Крылова. Позднее Шмелев посвятит одному из них, старому “филенщику” Горкину, лирические воспоминания детских лет.

Совсем иной дух, чем в доме, царил на замоскворецком дворе Шмелевых – сперва в Кадашах, а потом на Большой Калужской, – куда со всех концов России в поисках заработка стекались рабочие-строители.

“Ранние годы, – вспоминал писатель, – дали мне много впечатлении. Получил я их “па дворе” (…). Во дворе стояла постоянная толчея. Работали плотники, каменщики, маляры, сооружая и раскрашивая щиты для иллюминации. Приходили получать расчет и галдели тьма народу. Заливались стаканчики, плошки, кубастики. Пестрели вензеля. В амбарах было напихано много чудесных декораций с балаганов.

Важно

Художники с Хитрова рынка храбро мазали огромные полотнища, создавали чудесный мир чудовищ и пестрых боев. Здесь были моря с плавающими китами и крокодилами, и корабли, и диковинные цветы, и люди с зверскими лицами, крылатые змеи, арабы, скелеты – все, что могла дать голова людей в опорках, с сизыми носами, все эти “мастаки и архимеды”, как называл их отец.

Эти “архимеды и мастаки” пели смешные песенки и не лазили в карман за словом. Слов было много на пашем дворе – всяких. Это была первая прочитанная мною книга – книга живого, бойкого и красочного слова. Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему и не боялся ни ругана, ни диких криков, ни лохматых голов, ни дюжих рук. Эти лохматые головы смотрели на меня очень любовно.

Мозолистые руки давали мне с добродушным подмигиваньем и рубанки, и пилу, и топорик, и молотки и учили, как “притрафляться” на досках, среди смолистого запаха стружек, я ел кислый хлеб, круто посоленный, головки лука и черные, из деревни привезенные лепешки. Здесь я слушал летними вечерами, после работы, рассказы о деревне, сказки и ждал балагурства.

Дюжие руки ломовых таскали меня в конюшни к лошадям, сажали на изъеденные лошадиные спины, гладили ласково по голове. Здесь я узнал запах рабочего пота, дегтя, крепкой махорки. Здесь и впервые почувствовал тоску русской души в песне, которую пел рыжий маляр. “И-эх и темы-най лес… да эх и темы-на-ай…

” Я любил украдкой забраться в обедающую артель, робко взять ложку, только что начисто вылизанную и вытертую большим корявым пальцем с сизо-желтым ногтем, и глотать обжигающие щи, крепко сдобренные перчиком. Многое повидал я па нашем дворе и веселого и грустного.

Я видел, как теряют на работе пальцы, как течет кровь из-под сорванных мозолей и ногтей, как натирают мертвецки пьяным уши, как бьются на стенках, как метким и острым словом поражают противника, как пишут письма в деревню и как их читают. Здесь я получил первое и важное знание жизни. Здесь я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который все мог.

Он делал то, чего не могли делать такие, как я, как мои родные. Эти лохматые на моих глазах совершали много чудесного. Висели под крышей, ходили по карнизам, спускались под землю в колодезь, вырезали из досок фигуры, ковали лошадей, брыкающихся, писали красками чудеса, цели песни и рассказывали дух захватывающие сказки…

Во дворе было много ремесленников – бараночников, сапожников, скорняков, портных. Они дали мне много слов, много неопределенных чувствований и опыта. Двор наш для меня явился первой школой жизни – самой важной и мудрой.

Здесь получались тысячи толчков для мысли.

И все то, что теплого бьется в душе, что заставляет жалеть и негодовать, думать и чувствовать, я получил от сотен простых людей с мозолистыми руками и добрыми для меня, ребенка, глазами”6.

Сознание мальчика, таким образом, формировалось под разными влияниями.

“Наш двор” оказался для Шмелева первой школой правдолюбия и гуманизма, что во многом предопределило характер его будущего творчества и позицию автора – защитника обиженных и угнетенных (“Гражданин Уклейкин”, 1907; “Человек из ресторана”, 1911; “Неупиваемая Чаша”, 1919; “Наполеон”, 1928, и др.). Домашнее воспитание заронило в его душу глубокую любовь к России, веру в победу высшей справедливости, тягу к нравственно-духовным и религиозным исканиям.

Совет

Однако, возвращаясь к той атмосфере, которая царила в шмелевском доме, следует сказать, что при всей патриархальности и верности старозаветным укладам в ней ощущались – и чем далее, тем сильнее – веяния культуры, образования, искусства.

И в этом, бесспорно, была заслуга матери.

Неласковая, жестокая, волевая, она прекрасно понимала, как важно дать пятерым детям отличное образование, и добилась этого, несмотря на резко ухудшавшееся материальное положение семьи после нежданной смерти кормильца-мужа.

Шмелев-гимназист открыл для себя новый, волшебный мир – мир литературы и искусства.

Это определило его увлечения – сперва театром (он вызубрил весь репертуар у Корша), а потом – музыкой. Старшая сестра училась в консерватории и собиралась, как вспоминал сам Шмелев, “кончать “на виртуозку”.

Забравшись под фикус, мальчик часами слушал, как она играла сложные пьесы – Лунную сонату Бетховена или “Бурю на Волге” Аренского (автобиографический рассказ “Музыкальная история”, 1934). Неистовый “музыкальный роман” кончился трагикомически.

Мальчик послал Аренскому написанное в состоянии “какого-то умопомрачения и страсти” либретто по лермонтовскому “Маскараду”, в полном убеждении, что маэстро положит его на музыку. Но Аренский не удостоил его даже ответом, а текст стал гулять по консерватории.

Сестра и ее очаровательная подруга (для которой либреттист придумал особенно выигрышные арии) преследовали Ваню “перлами” из его сочинения:

Мы игроки, мы игроки…

Каки'-каки'

Мы игроки!..