История иконы казанской божьей матери

Содержание

История Казанской иконы Божией Матери / Исторические справки / Патриархия.ru

История иконы казанской божьей матери

20 июля 2006 г. 19:25

Празднование Божией Матери 8 июля (сегодня этому дню соответствует 21 июля по гражданскому календарю) в честь Ее Казанской иконы имеет своим началом чудесное явление ее в Казани в 1579 г.

Через некоторое время после покорения Казани молодым царем Иваном Васильевичем Грозным, учреждения им Казанской епархии и успешного распространения христианства магометане стали оказывать сильное сопротивление. Пожар 1579 г., истребивший половину Казанского кремля и прилегавшую часть города, они расценили как гнев «русского Бога».

Факты о грибах, которые вас очень удивят

Именно в это время для укрепления Православия в Казани была явлена милость Божия через чудесное обретение иконы Богоматери, получившей по этому случаю наименование Казанской.

Явление чудотворной иконы

Обратите внимание

Матроне, девятилетней дочери стрельца Онучина, вознамерившегося поставить себе новый дом на месте пожарища, во сне явилась Матерь Божия, повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать.

Так как никто не обращал внимания на слова ребенка, Матерь Божия явилась вторично, а на третий раз девочка во сне увидела саму икону, от которой исходил грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Тогда мать испуганной девочки отвела дочь к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не поверил словам ребенка.

Наконец, 8 июля, мать с помощниками стала рыть по указанию дочери, но только, когда сама девочка взялась за заступ и стала копать около печи, появилась икона Богоматери, обернутая в ветхий суконный рукав.

Лик иконы был ясный, будто только что написанный, нисколько не пострадавший от огня (иконография Казанского образа представляет собой разновидность Одигитрии-Путеводительницы).

Узнав о чуде, архиепископ с градоначальниками торжественным крестным ходом пришли на место чудесного обретения иконы и перенесли ее в церковь Николы Тульского, затем после молебна — в Благовещенский собор.

События явления и перенесения образа описал священник Никольской церкви, Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за Православие в смутное время.

Ему принадлежит и служба в честь Казанского образа, включая общеизвестный тропарь: «Заступнице усердная…». Он также засвидетельствовал и первые чудеса, свершившиеся во время торжества: по дороге прозрел Иосиф, бывший слепым уже три года, в самом соборе исцелился другой слепец Никита.

В последствии также была замечена особая милость Богоматери через Свой Казанский образ к страждущим глазами.

Важно

После того, как архиепископ с воеводами отправили царю подробное описание обретения иконы с точным ее списком, тот велел строить на месте явления женский монастырь. Первыми постриженицами обители стали отроковица Матрона и ее мать. В 1595 г. митр.

Ермогеном был отстроен новый Успенский собор и штат монахинь увеличен до 64 человек; чудотворный образ был обложен царскими дарами — золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В 1798 г. новые украшения были возложены императрицей Екатериной, и ею же были отпущены 25 тыс. руб.

на строительство новой соборной монастырской церкви, освященной в 1808 г.

Почитаемые списки Казанской иконы

Русской Церковью особо почитались и два чудотворных списка с Казанского образа Божией Матери, дважды сопутствовавших русскому воинству в борьбе против иноплеменников: Московский и Санкт-Петербургский.

Первый список, после тайного воззвания Патриарха Ермогена взятый казанской дружиной в поход в 1611 г., был передан дружинам северных городов под руководством князя Дм.

Пожарского, шедшим на освобождение столицы от поляков.

После усердной молитвы русских воинов Богоматери перед Ее образом стало известно о видении прп. Сергия Радонежского греческому архиепископу Элассонскому Арсению, заточенному поляками в Кремле, объявившего ему о том, что заступничеством Царицы Небесной царствующий город освобождается от врагов.

Получив такую духовную поддержку Богоматери, 22 октября (сегодня этому дню соответствует 4 ноября по гражданскому календарю) русские выбили поляков из Китай-города, и затем сами захватчики сдали Кремль. Духовенство вышло навстречу русскому воинству с Московскими святынями, а впереди освободителей шествовала Сама Взбранная Воевода в Своем Казанском образе.

До новой революционной смуты эта икона оставалась в построенном для нее кн. Пожарским Казанском соборе на Красной площади. С 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича местные празднования — казанское 8 июля и московское 22 октября — стали общероссийскими, а Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых.

Второй чтимый список, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной главнейших святынь града св. Петра. В 1811 г. в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор.

В следующем 1812 г. М.И. Кутузов, назначенный императором Александром I главнокомандующим русской армии, перед отъездом в действующие войска молился перед Петербургской святыней и чрез возложение на него святой иконы получил благословение Матери Божией на святое дело борьбы с захватчиками.

Из награбленного французами серебра, отобранного казаками, в соборе Кутузовым был устроен серебряный иконостас — дар Божией Матери. Прах славного полководца, известного своим благочестием, упокоился под сводами Казанского собора рядом с чудотворным образом Богоматери, не отвергнувшей его молитв и даровавшей под его предводительством победу русскому воинству над армиями Наполеона.

В Великую Отечественную войну, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что несомненно добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять до конца. Чудом сохранившийся в революционное лихолетье, Петербургский список Казанской иконы хранится ныне в Князь-Владимирском соборе, дожидаясь возвращения на свое место в иконостасе Казанского собора после его восстановления.

Совет

История явленного чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX в. В ночь на 29 июня 1904 собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В тот же год русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.

Кроме этих трех икон множество других списков Казанской иконы Божией Матери в разных уголках нашей необъятной Родины прославилось чудесами исцелений и милостей Царицы Небесной к православному народу, за что русские люди весьма полюбили этот образ. В редком храме не встретишь Казанской иконы; ею же чаще всего благословляют молодых на семейную жизнь.

Возвращение чтимого списка из Ватикана

После революции 1917 г. богоборческий режим безжалостно расправлялся с духовным достоянием русского народа и последовательно уничтожал драгоценные для верующего сердца святыни. Многие иконы ради их древности и богатых окладов были пущены с молотка и попали в руки западных коллекционеров.

Один из списков Казанской иконы Божией матери, написанный в XVIII в.

и украшенный драгоценным окладом и камнями, был продан за рубеж, а затем выкуплен и подарен папе Римскому Иоанну-Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1993 г.

По некоторым предположениям эта икона принадлежала основательнице Дивеевской общины схимонахине Александре (Мельгуновой) и в свое время хранилась в Казанской церкви села Дивеева.

Желание передать эту икону Русской Православной Церкви высказывалось папой уже очень давно. В 1997 г.

условием передачи ставилась личная встреча главы Ватикана со Святейшим Патриархом Алексием II, что было неприемлемо для Русской Церкви в силу усложнившихся в последние годы отношений с Римом. В 2000 г.

вопросом возвращения образа заинтересовались гражданские власти, и стал рассматриваться вариант передачи иконы папой Патриарху в Казани во время перелета понтифика в Монголию.

Обратите внимание

В 2003 г. смешанной комиссией была проведена искусствоведческая экспертиза, определившая, что икона не является ни одним из трех главнейших образов, но представляет собой копию XVIII в., выполненную под оклад (то есть хорошо прописаны только лики и руки) и, судя по окладу, принадлежавшую зажиточной семье.

После экспертизы католической администрацией снова было заявлено о возможности приезда Иоанна-Павла II в Россию для передачи иконы, на что последовала отрицательная реакция Синодального отдела внешних церковных связей.

В ней указывалось на то, что передача иконы не является достаточным основанием для визита папы, а сам визит к тому времени даже не фигурировал в качестве предмета межцерковных переговоров (Церковный вестник, № 9-10 (262-263) май 2003 г.).

В следующем 2004 г. Католическая Церковь принимает решение передать список Казанской иконы без всяких условий. 25 августа в Риме прошло торжественное прощание с иконой, и в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15/28 августа 2004 г.

за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля чтимый список был передан делегацией Римо-Католической Церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером, председателем Папского совета по содействию христианскому единству, Русской Православной Церкви в лице ее первосвятителя, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Возвращение Казанского образа Богоматери на Родину воспринимается, с одной стороны, как великая милость Божия к русскому народу, и — с другой, как свидетельство добрых намерений Ватикана возвратиться к искренним отношениям с Русской Православной Церковью, свободным от недоброго соперничества, которым они были омрачены в последнее десятилетие. До принятия решения о постоянном месте пребывания этого образа он хранится в домовом храме рабочей резиденции Святейшего Патриарха в г. Москве.

Диакон Михаил Асмус

Надежда Дмитриева. Икона Божией Матери Казанская / Православие.Ru

История иконы казанской божьей матери

Празднование 8/21 июля, 22 октября / 4 ноября

У Казанской Божьей Матери Дивно светел вечный взгляд, Жены, дочери и матери Перед ней с мольбой стоят.

С. М. Городецкий

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.

Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный в середине 1930-х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским.

Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы.

Важно

Возвращен Церкви и Казанский собор в Санкт-Петербурге, в котором покоится прах фельдмаршала М. И. Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя.

Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.

В 1552 году, на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича, монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена Казанская епархия и прислан первый Казанский владыка, святитель Гурий.

Но спустя четверть с лишним века, в 1579 году, страшный пожар опустошил половину Казанского кремля с прилегающей к нему частью города. И магометане заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, — замечал летописец, — стала притчею и поруганием». Именно тогда и явил Господь милосердие Свое.

Девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрене, явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону.

Девочке долго не верили, но вот 8 июля (по старому стилю), устав от бесплодных хождений по градским властям, мать Матрены сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана.

Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых. Будущий святитель и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.

Царь Иван Грозный повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение. В 1594 году здесь был заложен Казанской обширный собор.

Совет

В обитель делались обильные вклады утварью, образами, ризами; чудотворная была обложена царскими дарами — золотом, драгоценными камнями, жемчугом. Спустя два века императрица Екатерина II подарила Казанской новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной.

В 1798 году для Казанской был заложен, а в 1808 году освящен новый обширный собор, разрушенный вместе со всем Богородицким монастырем уже в 1930-х. Но к тому времени иконы здесь уже не было.

Божиим Промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию Православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с государством Российским, до берегов Тихого океана. Как будто на всем этом движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую Ее икону.

В ночь на 29 июня 1904 года несколько святотатцев-грабителей во главе с некиим В. А. Стояном-Чайкиным забрались в собор, привлеченные драгоценными украшениями ризы. Когда святотатцев поймали, ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было.

Главный грабитель не раз уверял, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Академической слободке Казани.

Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев тогда ни к чему не привело.

Говорили, будто икона в действительности была куплена Шевлягиным, после революции уехавшим в Англию и продавшим ее там в частные руки. В 1960-х на Западе действительно появилась Казанская икона в драгоценной ризе.

Обратите внимание

Образ этот оказался мастерски исполненным уже в XX столетии списком; но вот риза на нем, судя по всем свидетельствам, подлинная — та самая, что была на пропавшей в 1904 году чудотворной. Православные американцы пытались было выкупить этот образ, он даже выставлялся для молебна в бостонском православном храме, где его видели тысячи людей, но собрать средства не удалось.

В итоге эта Казанская вместе с украшающей ее ризой была куплена в 1970 году католиками, долгое время хранилась в португальском городе Фатима, а с 1982 года находится в Ватикане.

Но если так, если не была распилена подлинная риза, то мог сохраниться и первый чудотворный образ Казанской, во что верили и продолжают верить тысячи православных людей.

Кто знает, о чем думал Чайкин, многие годы медленно угасавший в одиночной камере Шлиссельбурга, о чем он лгал, а о чем говорил правду? Трудно представить себе злодейство более страшное, нежели сожжение в печи образа, к которому веками припадали мириады паломников, к которому обращались самые горячие мольбы всей России…

Доподлинно же известно другое. Все время, пока образ Казанской красовался в соборе Богородицкого монастыря, России ничто не угрожало с востока.

А как только пропала Заступница, страну постигло поражение в Русско-японской войне 1905 года, которая стала одним из первых ударов, за двенадцать последующих лет расшатавших и разрушивших великую империю. Но любые смутные времена по милости Божией кончаются.

Кончилась та смута, кончится и нынешняя, и, быть может, чудотворная еще вернется к нам. Когда пресеклась благочестивая династия Рюриковичей, наступило междуцарствие, сопровождавшееся насилиями, расхищением казны, распадом государственности и многими иными бедами.

И когда, уповая на Господа и молитвы Его Матери, русские люди взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с иконы Казанской Богородицы. 22 октября 1612 года православное воинство вошло в Московский Кремль, и этот день также посвящен Казанской иконе.

Устрашенные ополчением Минина и Пожарского, поляки бежали из Москвы. В первый же воскресный день земская рать и все обитатели столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с Казанской иконой, в чьей чудотворной силе они убедились воочию.

Важно

Для нее и был выстроен на Красной площади Казанский собор. По размеру московская Казанская заметно меньше пребывавшего в Казани образа. Когда в 1930 году был закрыт только что отреставрированный П. Д.

Барановским на средства прихожан собор на Красной площади (в 1936-м его разрушат), эту Казанскую перенесли в ставший кафедральным собором града Москвы храм Богоявления в Дорогомилове, у Киевского вокзала (после осквернения храма Христа Спасителя еретиками-обновленцами).

Но и он к концу 1930-х был закрыт и снесен, после чего следы этой Казанской затерялись в музейных запасниках. А когда после Великой Отечественной войны патриаршим собором был сделан тоже Богоявленский храм, что в Елохове, то благочестивые христиане принесли туда еще один список с Казанской, пребывающий там и поныне.

Предание гласит, что и он тоже сопровождал ополчение 1612 года, но то был не чудотворный образ из собора на Красной площади. Поэтому когда этот собор был воссоздан, образ Казанской для него заново написали мастера-реставраторы Центра имени Грабаря. И не умолкают перед ним слова народной молитвы…

Несомненно промыслительной стала судьба третьего по времени обретения чудотворного образа Казанской — петербургского. Он появился в северной столице в 1710-х и был, скорее всего, привезен на берега Невы благочестивой царицей Параскевой Федоровной, вдовой царя Иоанна Алексеевича.

Уже в 1730-х петербургская Казанская неоднократно совершала многообразные чудеса и стала заветнейшей и любимейшей святынею града святого Петра. С 1737 года она пребывала в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте; к 1811 году на его месте был выстроен новый Казанский собор. Спустя год разразилась Отечественная война.

Когда Александр I назначил главнокомандующим М. И. Кутузова, фельдмаршал перед отъездом в действующую армию специально отправился помолиться в Казанский собор перед чудотворной.

Народ взывал к полководцу: «Прогони французов!» Богородица не отвергла возложенного на Нее старым солдатом упования, и фельдмаршал вернулся к Ее образу на вечное упокоение в том же Казанском соборе.

Совет

А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской — в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью: «Усердное приношение Донского войска».

Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли.

17 марта 1922 года этот иконостас был разобран, большевики забрали сто двадцать девять пудов серебра и более тридцати семи фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы.

Спустя год, в 1923-м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сначала в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940-го — у правого клироса Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день.

Эта икона московского письма конца XVI столетия, близкая по времени к первому образу из Казани, явила в годы Великой Отечественной войны еще одно чудо. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обойти с чудотворным образом Казанской иконы окруженные фашистами города.

По преданию, перепуганные военными неудачами властители-богоборцы не посмели перечить.

Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили по обилию машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик.

Давно уже возвращен Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда чудотворная, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной.

Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.

Тропарь, глас 4

Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим.

Обратите внимание

Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и в скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Молитва

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Казанская икона Божьей Матери: история, чудеса, молитвы

История иконы казанской божьей матери

Казанская икона Божьей Матери – почитаемая православными христианами чудотворная икона Богородицы. Обо всех подробностях её появления читайте в статье.

21 июля – день Казанской иконы Божией Матери

1579 год. Белое немилосердно палящее солнце, пыль столбом по дорогам Казани. Пыль и пепел от недавнего пожара – неделю назад здесь полыхал страшный пожар. Начался он около церкви Николы, перекинулся на Кремль Казанский.

Долгие часы полыхало зарево, причитали женщины, плакали дети – а ну как на дома перекинется, что будет?! А многие злорадно посмеивались – где же ваш Бог был, что церковь-то сгорела? Видно врут все попы ваши – вон полыхало-то как.

И что скажешь на это? И ведь правда, многие в те дни в вере своей усомнились – может быть неугодно Богу, что обращаются ко Христу из ислама ? “Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием”….

В том огне остались без крова многие семьи, но – делать нечего, никто сгоревшего не вернет, а строить надо скоро – к зиме успеть. Спешил с постройкой в числе прочих погорельцев и стрелец Даниил Онучин. У Даниила была дочка Матрона.

Ей родительские скорби были меньше понятны – для детей и пожар – вполне забавно – столько всего остается после – где стеклышко красивое, где камешек невиданный.

Только к вечеру, когда спать ложиться, вспоминается, что после пожара все не так, непривычно.

Казанская икона Божией Матери

Одной ночью Матреша проснулась от невиданного – явилась ей во сне Сама Матерь Божия – Пресвятая Богородица. И не просто явилась, а повелела Свою икону из-под земли достать. Осияла светом ярким – и проснулась девочка. Все-то у вас сны, да видения, все-то вам мерещится, все чудеса у вас нескончаемые – скажет скептик, читающий эти строки.

И предвосхитит наш рассказ, ведь именно так девятилетней Матреше и ответили домашние. «Сны бывают иногда от Бога, но видения только святым бывают, так что лучше снам значения не придавать» -, сказали родители. И были правы. Только все же сон тот был видением, ведь повторился он во второй раз и на третью ночь.

Тогда родители решили проверить слова девочки.

Матреша с матерью отправились на то место, где, как помнила девочка из сна, должна была находиться икона. Начали копать. Еще глубже, еще – неужели она! И точно – икона Пресвятой Богородицы. Очистили ее от пыли, земли..

Важно

Но как же она там оказалась? Видимо, еще давно тайные исповедники христианства в иноверческом стане так спрятали икону Царицы Небесной.

Весть о чудесном обретении иконы пронеслась быстрее, чем самая быстрая птица, и вот уже к этому дивному месту спешат священники окрестных храмов, архиепископ Иеремия благоговейно принимая икону торжественно переносит ее в храм свт.

Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Сразу стало ясно, что икона чудотворная – уже во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца. Мы даже знаем их имена: Иосиф и Никита.

И те, кто еще несколько дней назад насмехались над православной верой, смущенно спешили к иконе – с просьбами – Царица Небесная, помоги, вразуми, исцели!

Эти чудеса стали первыми в длинном списке чудес и исцелений. История обретения иконы так поразила царя Ивана Грозного, что он повелел воздвигнуть Казанский собор и основать женский монастырь. Там спустя некоторое время приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.

Образ Казанской Пресвятой Богородицы по типу относится к иконам Одигитрия –Путеводительница, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь . Так, с Казанской иконой двинулось на Москву ополчение, освободившее город от самозванцев Смутного времени.

В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля).

Ночью келья святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: “Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена”. На следующий день был освобожден Китай-город, через 2 дня Кремль.

Казанский собор. Москва.

Казанский собор на Красной площади в Москве –один из самых известных московских храмов был возведен в 1636 году. Туда и была перенесена икона-освободительница, а теперь образ хранится в Богоявленском соборе.

Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие.

В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек.

Совет

В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

Не только государственным мужам и дружинам указывала путь икона – по доброй традиции именно этой иконой благословляют на брак молодых родители, длинным списком чудес сопровождается этот образ Богоматери – один из самых любимых на Руси.

Тропарь Казанской иконе Богоматери, глас 4

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим.

/ Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Кондак Казанской иконе Богоматери, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, / скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы. / Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: / источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, / предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, // благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Молитва перед Казанской иконой Богоматери

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

21 июля. Казанская икона Божьей Матери

Эта икона явилась в 1579 году в вскоре после взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным. Пресвятая Богородица явила здесь свою чудотворную икону для того, чтобы более утвердить в ней вновь обращенных из тамошних жителей; не веровавших же более расположить к христианской вере.

Она Сама явилась во сне одной благочестивой девице, по имени Матрона, дочери погоревшего во время страшного пожара в Казани стрельца, повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и при этом указала самое место.

Девица рассказала о своем сне матери, но та объяснила его обыкновенною детскою грезою. Сон повторился еще дважды.

В третий раз чудесною силою Матрона была выброшена из окна на двор, где увидела и икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожженною ими, и от иконы исходил голос: «Если ты не исполнишь моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». После сего мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им. Тогда 8-го июля, в глубоком огорчении, обе они, в присутствии народа, пошли на указанное место. Мать и народ начали копать землю, иконы не находили.

Но лишь стала копать сама Матрона, икона была найдена. Она была завернута в кусок сукна и сияла чудным светом, как будто была совершенно новая, только что написанная.

Полагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани, кем-нибудь из христиан, скрывавших свою веру от ненавистников веры, магометан.

Слух о явлении иконы разнесся по всему городу, стеклось множество народа, и архиепископ, в присутствии градоначальников, с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь св. Николая, а оттуда в Благовещенский собор- При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление.

Можно думать, что эта преимущественная цельба слепоты служила знамением того, что святая икона явилась для просвещения духовным светом омраченных слепотою магометанского лжеучения.

Список с иконы был отправлен в Москву, и царь Иоанн Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первою инокинею и затем настоятельницею в монастыре была девица Матрона. В 1768 г.

императрица Екатерина II, слушав литургию в монастыре, украсила венец чудотворной иконы Богородицы бриллиантовою короною.

4 ноября. Казанская икона Божией Матери

В 1611 году, зимою, св.

чудотворная Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собою и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании им помощи. Пресвятая Богородица явила Свою милость взяла под Свой Покров верных сынов отечества, и с Ее помощию Россия была спасена от своих врагов. Прибывшее к Москве с князем Пожарским ополчение встретило много непреодолимых для человеческих сил препятствий, а именно: нужно было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отбить подошедшее к Москве свежее, многочисленное польское войско, усмирить своеволие и буйство русских отрядов, встретивших прибывшее ополчение почти с ненавистью и выказывавших им лишь вражду и измену. Кроме того, отсутствие продовольствия в разоренной местности и недостаток оружия производили сильный упадок мужества в прибывшем войске. И многие из верных сынов отечества, теряя последнюю искру надежды, в глубокой горести восклицали: «Прости, свобода отечества! Прости, Кремль священный! Мы все сделали для твоего освобождения; но видно, Богу неугодно благословить наше оружие победой!»

Решившись на последнюю попытку освободить дорогое отечество от врагов, но не надеясь на собственные силы, все войско и народ обратились с молитвою к Господу и Пречистой Его Матери, установив для сего особое торжественное молебствие и строго соблюдая трехдневный пост. Бог услышал молитвенный вопль пекущихся об отечестве и неприкосновенности Православной Церкви и явил им Свою милость.

Находившемуся в тяжком плену у поляков, в занятом ими Московском Кремле, приехавшему в Россию с греческим митрополитом Иеремиею, больному архиепископу Елассонскому Арсению явился во сне преподобный Сергий и объявил, что, по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Господь в следующий же день низложит врагов и возвратит спасенную Россию сынам ее, и для уверения в исполнении своих слов даровал Арсению исцеление. Ободренные радостною вестью, русские воины призвали на помощь Царицу Небесную и мужественно приступили к Москве и – 22-го октября 1612 года освободили Китай-город, а через два дня взяли и самый Кремль. Поляки бежали. На другой же день, в воскресенье, Русское воинство и все жители Москвы, в благодарность за избавление свое от врагов, совершили торжественный крестный ход на Лобное место, неся чудотворную икону Божией Матери, священные хоругви и другие московские святыни. Духовная процессия эта была встречена из Кремля архиепископом Арсением с чудотворной Владимирской иконой Богоматери, сохраненной им в плену. Увидев сию икону, воины и народ преклонили колена и со слезами радости целовали святое изображение своей Заступницы.

Обратите внимание

В память столь чудесного избавления Москвы от поляков, по соизволению царя Михаила Феодоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, установлено Церковию ежегодно 22-го октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом.

Сначала крестный ход совершался в церковь Введения Божией Матери, на Лубянке, где находился дом князя Пожарского, а по устроении нового храма, в честь Казанской иконы Божией Матери, построенного на средства князя Пожарского (что ныне Казанский собор, на Воскресенской площади), крестный ход уже совершается в соборе.

Туда же Перенесена была самим князем Пожарским и чудотворная икона, бывшая с ним в рядах войска.

Тобольская икона Божией Матери

Чудотворная икона сия находится в Тобольске в кафедральном соборе. Она явилась в 1661 году.

В этом году 8-го июля в Тобольске, в Знаменском монастыре, в день празднования Казанской иконе, на утрене, когда иеродиакон Иоанникий читал сказание о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани и дошел до того места, где сказано, что архиепископ казанский прежде не веровал явлению иконы, потом пред всем народом молил Пречистую Владычицу о прощении своего греха, он вдруг в беспамятстве упал на пол вместе с аналоем.

Когда же опомнился, тотчас потребовал духовника и открыл ему следующее: «Июня 21-го, после Утрени, я пришел в свою келью и заснул. Вдруг вижу — приходит ко мне святитель в полном облачении, подобный Иоанну Златоусту; я почел его за митрополита Филиппа.

Святитель сказал мне: «Встань и скажи архимандриту, воеводе и всему народу, чтобы недалеко от Трехсвятительской церкви в городе построили церковь во имя Казанской Божией Матери, построили бы ее в три дня, а в четвертый освятили и внесли в нее образ Богородицы Казанской – тот самый, который теперь стоит в паперти этой Трехсвятительской церкви в чулане, лицом к стене. Скажи, чтобы сему образу праздновали в городе. Вот за грехи ваши прогневался на вас, вы сквернословите и своим сквернословием, как смрадом, наполняете воздух: это – зловоние и Богу и людям; но Владычица наша, со всеми святыми молила Сына Своего Христа Бога нашего о граде вашем и о всем народе, дабы Он отвратил праведный гнев Свой». Но я, встав от сна, изумился, а никому ничего не сказал. Немного спустя, когда я был в своей келье и стал писать ирмосы: Преукрашенная божественною славою, – вдруг ко мне вошел тот же святитель и милостиво сказал мне: «Почему же ты не поведал того, что сказано было тебе от Пресвятой Богородицы чрез меня, Ее служителя? » – и сам исчез. Я от страха упал на землю, прославил Бога, но сказать о видении побоялся» чтобы не вышло смятения в народе, и из опасения, что мне не поверят. Чрез несколько дней, во время моего сна святитель опять явился мне и сказал уже со гневом: «Почему же ты не сказал повеленного тебе? Из-за твоего пренебрежения гнев Божий грядет на град ваш за грехи ваши. Хлеб ваш гниет, а вода топит, — встань скорее и поведай архимандриту, воеводе и всему народу; если не скажешь, то вскоре лишишься жизни. Если горожане послушаются, то милость Божия будет на граде вашем и его окрестностях; если же не послушают, то тяжко будет граду вашему: скот ваш изомрет, от дождей вода разнесет дома ваши, и все вы исчезнете, как черви, а образ Богоматери прославится в другом месте».

История Казанской иконы Божией Матери

История иконы казанской божьей матери

21 июля (8-го по старому стилю) вошло в историю Русской православной церкви как день обретения Казанской иконы Божией Матери. На три столетия (до своей утраты) образ стал самым чтимым в России. А списки (копии) этой иконы, тоже чудотворные, особенно почитаются православными и поныне наряду с Владимирским и Тихвинским образами Богоматери.

Обретение иконы

В начале июля 1579 года в Казани бушевал страшный пожар. После того как он был потушен, ещё целую неделю в городе летали чёрный пепел и пыль, пока сильный дождь не очистил воздух.

Среди погорельцев оказались стрелец Даниил Онучин с женой. Супруги находились в отчаянии, а их девятилетняя дочка Матрона своим детским умом ещё не понимала всего ужаса произошедшего и играла с уцелевшей в пожаре куклой. Только ночью девочка чувствовала себя не совсем уютно: ночевали практически под открытым небом.

В одну из ночей ребёнку явилась во сне Богородица. И повелела откопать под обугленными обломками дома Онучиных свой образ.

Родители не поверили рассказу девочки — мало ли что привидится после всего случившегося впечатлительной дочери? Однако сон повторился и во вторую ночь.

А на третью, по преданию, чудесной силой Матрону выбросило из телеги с сеном, где спала семья, во двор. Там она увидела икону. От лица Божией Матери исходили лучи, брови были грозно сдвинуты.

— Если ты не исполнишь повеления, — раздался голос, — то я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь.

8 июля мать девочки и пришедшие на помощь люди стали копать землю. Копали глубоко и в разных местах, но иконы не находили. Тогда за лопату взялась сама Матрона и сразу же нашла образ. Он был завёрнут в кусок сукна.

Важно

Когда ткань сняли, то увидели, что образ сияет чудным светом, как будто сию минуту иконописец закончил свой благочестивый труд. Вероятно, икону закопал один из христиан во времена господства татар. В 1552 году Иоанн Грозный завоевал Казань, освободив из рабства тысячи православных.

Через некоторое время, благодаря избранной Богоматерью Матроне, Казанский образ явился миру.

А вы знали об этом?  Контрразведка КГБ на АвтоВАЗе

Путеводительница

Икону с крёстным ходом перенесли в Благовещенский собор — первый православный храм Казани, воздвигнутый по приказу царя Ивана Грозного. Во время крёстного хода обрели зрение два слепца. Это были первые исцеления от чудотворной Казанской иконы. Затем на протяжении веков немощные исцелялись от слепоты, слабоумия, пьянства, паралича, перед иконой происходило изгнание бесов…

В советское атеистическое время списки Казанского образа продолжали творить чудеса. Приведём один из эпизодов. Во время Великой Отечественной войны солдату Никифору Рудину немецкая разрывная пуля попала в живот. У раненого была температура около 40 градусов, ужасные боли.

Накануне операции в больнице служили всенощную. Ники-фор — человек верующий — попросил сестру поставить свечу перед иконой и сам истово молился. После службы у солдата началось обильное выделение гноя из раны, температура спала, боли утихли.

После операции Никифор Рудин стал быстро поправляться.

Но более всего почитают Казанскую чудотворную икону как Одигитрию (в переводе с греческого — «Путеводительница»). Она указывала русским воинам путь к победе и защищала их от неприятеля.

В 1612 году, когда Московию захватили поляки, в Нижнем Новгороде князь Дмитрий Пожарский и посадский человек Кузьма Минин собирали ополчение для освобождения Первопрестольной. К ним присоединились казанские дружины, которые принесли с собой список Казанской иконы Богоматери. С Божьей помощью Москву освободили.

Князь Дмитрий Пожарский установил Казанскую икону в своей приходской церкви и богато украсил её.

Позднее царь Михаил Фёдорович повелел праздновать два дня в честь Казанской иконы: 8 июля (21-го по новому стилю) — в день обретения иконы и 22 октября (4 ноября по новому стилю) — в день освобождения Московского государства от польских панов.

Перед Полтавской битвой русские воины вместе с государем Петром I молились перед Казанской иконой. В 1812 году этот образ помогал русским солдатам в войне с армией Наполеона.

В день празднования Казанской иконы, 22 октября, отряды под предводительством генерала Милорадовича и атамана Платова разгромили французский арьергард. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы. Потери неприятеля составили семь тысяч человек.

В тот же день выпал снег, начались сильные морозы. Вскоре от Великой армии осталась горстка обмороженных…

А вы знали об этом?  500 спартанцев полковника Карягина

Исторический факт из советского времени. После нападения Германии на Советский Союз в 1941 году, когда в первые месяцы, казалось, спасения не будет, Москву посетил митрополит гор Ливанских Илия.

Совет

Он поведал главе государства Иосифу Сталину об откровении, которое было ему свыше, и передал то, что предназначалось для России. Всю войну каждый день митрополит Илия молился Казанской иконе Божией Матери о спасении России. Сталин узнал об этом.

В благодарность подарил ему русский список Казанской иконы, крест с драгоценностями и панагию, также украшенную драгоценными камнями. Получая в Москве подарки, митрополит гор Ливанских сказал:

— Я счастлив, что мне довелось стать свидетелем возрождения православной веры на Святой Руси и увидеть, что Господь и Божия Матерь не оставили вашу страну, а напротив — почтили её особым благоволением. С великой благодарностью принимаю эти дары от всей земли Русской как память о любимой мною стране и её народе.

Первообраз и чудотворные копии

Существует множество списков Казанской иконы. Наиболее почитаемых — два. Первый — это копия образа, присланная в своё время Ивану Грозному в Москву. В 1721 году Пётр I перенёс этот список в Петербург, где он находится до сих пор в Казанском соборе. Второй — копия иконы, принадлежавшей князю Дмитрию Пожарскому. Ныне икона хранится в Богоявленском соборе в Москве.

Православные убеждены, что именно этот образ спас столицу в 1941 году, когда после поражения на Волоколамском шоссе путь немцам в Москву был свободен.

Многие блокадники рассказывают, что во время осады Ленинграда Казанскую икону Богоматери обнесли вокруг города, и Ленинград выстоял! Сталинградская битва началась с молебна перед чудотворным образом — что, естественно, не афишировалось.

А вы знали об этом?  Страшное землетрясение в Сан-Франциско 1906 года

Это о списках. А вот икона, обретённая в 1579 году — первообраз, — исчезла в июне 1904 года. До того момента она постоянно находилась в Казани в Богородицком монастыре, который основали по указу Ивана Грозного на месте обретения иконы.

29 июня 1904 года прихожане обнаружили, что дверной замок взломан. Исчезли две иконы: Казанской Богоматери и образ Спасителя. Вора нашли быстро. Им оказался крестьянин Варфоломей Чайкин.

Он заявил, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол на части и сжёг, хотя на предварительном следствии отрицал уничтожение икон. Казанский образ продолжали искать.

Откуда-то поступила информация, что Чайкин продал икону старообрядцам.

Затем всплыли другие «факты». Якобы икона с войсками Врангеля попала в Крым, оттуда в Румынию, а затем оказалась в США. Через некоторое время образ вновь пересёк океан.

Один из эмигрантов доставил его в португальский городок Фатима, где в 1917 году было явление Богородицы.

Обратите внимание

Николай Непомнящий в очерке «Пропавшая реликвия: в поисках иконы Казанской Богоматери» пишет, что гид поведал ему «самое удивительное: долгие годы, до недавнего времени здесь хранилась подлинная икона Казанской Богоматери! Позже эту информацию подтвердил и португальский журналист Жозе Мильязеш Пинту. Он ещё сам видел икону в Фатиме — старинную, в дорогом золотом окладе, украшенном драгоценными камнями». По мнению автора очерка, с уверенностью можно утверждать, что оклад иконы, висевшей в Фатиме, был подлинный. Но ведь и он исчез!

Существует версия, что из португальского городка Казанский образ переправили в Ватикан, где он находится по сей день. Проверить это невозможно. Ватикан — государство закрытое.

Остаётся только надеяться на то, что появится на свет новая Матрона. Ей будет видение Богородицы, и православный мир вновь обретёт Казанскую икону Божией Матери.

Где находится икона Казанской Божьей Матери, история написания, значение, фото

История иконы казанской божьей матери

Образ Казанской Божьей матери чудотворный, эта икона — одна из наиболее почитаемых в православном мире. Списки с нее присутствуют практически в каждой церкви, а одна из копий иконы была у Ивана Грозного.

Необычна и окутана тайной не только история ее обретения, чудесным образом появились многие православные иконы. Интересна история почитания образа, у этой иконы есть «собственные» церкви и даже монастыри, расположенные в разных уголках страны. Среди них особенно выделяется Ярославль и Москва.

Где находится икона Казанской Божьей Матери? Вопрос, на который не существует однозначного ответа еще с позапрошлого столетия.

Кроме всенародной любви, по-настоящему всероссийского почитания и множества легенд, связанных с творящимися перед образом чудесами, икона обладает и официальным особым статусом с конца XVII столетия. Именно тогда Алексей Михайлович Романов повелел почитать образ 22-го октября во всех городах страны каждый год.

В это же время в Коломенском была заложена в честь этой иконы домовая церковь Романовых. Другие представители династии также особенно относились к образу. И это давало повод многим историкам, начиная с позапрошлого столетия, задаваться вопросом о том, где находится икона Казанской Божьей Матери на самом деле.

Как образ был обретен?

В конце XVI столетия в Казани бушевали пожары. Один из них, случившийся в 1579 году, уничтожил часть древнего города. Выгорели целые районы, и конечно же, это стало большим горем. Срочно требовалось чудо, которое бы смогло сплотить и воодушевить людей, дать им веру в завтрашний день и силы для преодоления трудностей в настоящем. И это чудо случилось.

В ночь после того как огонь отбушевал и от большей части города осталось лишь дымящееся пепелище, маленькой девочке пригрезился удивительный сон.

Ребенок, которому от роду исполнилось лишь 10 лет, на следующий день поведал, что явилась ночью в грезе Богородица и указала место, где под грудой пепла лежит ее иконописный образ.

Это оказалось правдой: разобрав завал, люди нашли не тронутый пламенем лик Божьей Матери.

Таким вот образом обрела свой знаменитый чудотворящий образ Казань. Икона Казанской Божьей Матери где находится сейчас, по официальной версии церкви? Она утеряна. Но многие верят в то, что она там же, где и предстала перед людьми впервые.

На месте находки был без промедления заложен монастырь. Обитель носит название Богородицкий девичий монастырь.

Важно

Это памятник архитектуры и истории, являющийся одним из красивейших в Казани и имеющий федеральный статус, то есть он охраняется государством.

Что довольно любопытно, первой монахиней в обители, где находится икона Казанской Божьей Матери (или же ее копия), стала та самая девочка, которая увидела вещий сон. Девочку эту от рождения родители нарекли Матроной. Приняв монашеский постриг, она стала Маврой.

Когда был обретен образ?

Не о каждой знаменитой и почитаемой иконе можно сказать, что доподлинно известно обо всех фактах, связанных с ее обретением. Описываемый чудотворящий образ является исключением. История появления была зафиксирована в мельчайших подробностях священником Гостинодворской церкви города Ермолаем, будущим патриархом Гермогеном.

Соответственно, никаких неточностей, поводов для сомнений или же иных раздумий, связанных с обретением образа, нет. Вопросы, которые возникают у любопытных верующих, историков, изучающих православие, связаны с тем, где оригинал иконы Казанской Божьей Матери находится и существует ли он сейчас.

Дата обретения образа – 8 июля 1579 года. И что довольно любопытно, еще до наступления 1580 года и до открытия Богородицкой обители с образа был сделан первый список, отправленный в Москву царю. Конечно же, самодержцем, которому была адресована такая посылка, являлся Иван Грозный.

Литературное произведение о том, как в городе узнали, где находится икона Казанской Божьей Матери, о ее непосредственном обнаружении под пепелищем и первых чудесах, сотворенных образом, появилось в 1594 году. Называется оно «Повесть и чудеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». Составил же повествование Гермоген, в том году еще не патриарх, но уже митрополит Казанский.

О первых чудесах

Первые чудеса, связанные с этим образом, начались вскоре после того, как горожане узнали о том, где находится икона Казанской Божьей Матери, и высвободили ее из-под завалов. Их подробно описывает в своем труде, посвященном этому иконописному образу, Гермоген.

Весть о сне, посетившем маленькую девочку, быстро разнеслась по городу. Неудивительно, что вокруг разбираемого завала, на который указала Матрона как на местонахождение образа, собралась толпа любопытных.

После обнаружения иконописного лика эти люди составили процессию, сопровождающую найденный образ Богородицы в ближайший храм. Среди сопровождающих образ жителей Казани были и незрячие — они исцелились.

Разумеется, икона тут же получила статус чудотворной.

О значении образа и исторических моментах, с ним связанных

Довольно долгое время почитание образа ограничивалось местом в Казани, где икона Казанской Божьей Матери была найдена. В Казани к лику Богородицы выстраивались очереди страждущих, а в других городах о ней практически ничего не знали. Многие историки связывают это с тем, что царь остался равнодушен к присланному ему из Казани списку с образа.

Но все изменилось в 1606 году, когда к обязанностям патриарха приступил Гермоген, лично присутствующий при нахождении лика Богородицы. Разумеется, всенародной любовью и почитанием икона обязана не только патриарху. В начале XVII столетия началась Смута и тяжкий период фактического безвластия.

Первое ополчение благословил Гермоген, и в качестве особого свидетельства этого из казанского Благовещенского собора была привезена под стены Московского Кремля икона Богородицы. Разумеется, это была копия.

Однако многие историки сомневаются в том, что в ополчение был доставлен именно список с образа.

Слишком уж велики были ставки, речь шла о сохранении не только независимости России, но и самого факта существования государства.

Совет

Как бы там ни было, огромную роль сыграла в Смутные времена Казанская икона Божией Матери. Где находится оригинал — таким вопросом в те годы никто не задавался. Люди просто верили в поддержку с небес и ждали чуда от образа.

Доподлинно известно, что уже при созыве Второго ополчения протопоп Благовещенского собора из Казани находился вместе с иконой в Ярославле.

Это довольно странно, поскольку на Ярославщине уже несколько лет как действовала обитель Казанской иконы Божией Матери. В монастыре был собственный список с образа, тоже имевший славу чудотворящего.

Этот факт также является поводом для вопросов о том, где сейчас находится икона Казанской Божьей Матери.

С 1620 года началось общероссийское официальное почитание образа. В это же время в Москве распахнул свои двери новый храм, выстроенный в честь иконы.

И открыт он был не где-либо, а в самом сердце столицы, на Красной площади. Туда была перенесена московская копия, до этого находившаяся в церкви на Лубянке.

Храм был разграблен и прекратил существование в начале прошлого столетия. Но икона уцелела, ее перенесли в Богоявленский Елоховский собор.

Значение образа в российской истории и духовной культуре нации сложно переоценить. Должное этой иконе отдавали не только простые люди, почитающие ее за многочисленные исцеления и прочие чудеса, но и монархи, понимающие значение образа.

Обратите внимание

Например, Екатерина Великая украсила оклад иконы, находящейся в Казани, бриллиантовой короной.

Этим поступком мудрая правительница не только почтила чудотворный образ, но и на столетия положила конец слухам о том, что в Богородицком монастыре находится копия, а где хранится икона Казанской Божьей Матери, неизвестно.

О стиле написания образа

Иконография этого образа довольно любопытна. Стиль написания определяется как одигитрия. Согласно преданиям впервые в иконографии такой тип подачи образа Божьей Матери применил евангелист Лука. Суть данного стиля ясна из названия, переводимого на русский язык с греческого как «указующая путь».

Однако стиль не соблюден полностью. То есть иконография приближена к типовой, но в то же время и самобытна. Разумеется, автор первого обретенного образа неизвестен. Списков же с Богородицы сделано настолько много, что сейчас ее считают основоположницей собственного жанра в иконописи.

Где явленный образ сейчас?

Так где находится чудотворная икона Казанской Божьей Матери? Официальная версия гласит о том, что образ утерян в 1904 году.

История ее утраты подробно описана, даже тщательно задокументирована. Но, в отличие от письменных свидетельств обретения чудотворного лика, история ее потери вызывает многочисленные вопросы.

Как был утрачен образ?

В одну из июньских ночей, а именно с 28 на 29 число, в храм проник вор. Звали этого человека Стояном Чайкиным. Поживился же он не только ликом Богородицы, но и образом Спаса, а также пожертвованиями прихожан.

Протоколы жандармов сохранились, как и предписание прокурора. Вор был пойман в рекордно короткий срок, однако похищенного при этом человеке не было обнаружено. Согласно оставшимся после этого дела записям, грабитель пояснил, что драгоценные оклады проданы, а доски с образами разрублены и сожжены в печи.

Вполне возможно, что на следствие оказывалось давление и жандармы были вынуждены закрыть дело и передать вора в руки судьи в сжатые сроки. Ничем иным объяснить то, что дознаватели удовлетворились данными грабителем пояснениями, не представляется возможным.

Стоимость похищенных окладов составляла не один десяток тысяч рублей. Даже если допустить, что вор реализовал их за пару бутылок самогонки, то возникает вопрос о том, куда грабитель успел истратить похищенные пожертвования, которых было не менее 600 рублей?

Учитывая то, что перед этим ограблением было совершено несколько попыток, оказавшихся неудачными, возникают сомнения как в вине осужденного, так и в факте уничтожения чудотворной иконы.

Есть ли версии спасения образа?

Самой известной из версий того, каким образом могла уцелеть чудотворная икона, является история о ее подмене накануне ограбления.

Эта история гласит о том, что игуменья, напуганная попытками ограблений, каждый вечер меняла оригинальный образ под окладом на список. Узнав утром о постигшем храм несчастье, женщина побоялась возвращать образ Богородицы и отнесла его в церковь Ярославских чудотворцев, стоящую на Арском кладбище.

Для того чтобы обеспечить сохранность образа, духовенство не стало объявлять во всеуслышание о том, что же за новую икону обрела скромная кладбищенская церковь. Образ, о котором идет речь, по сей день находится в храме на Арском кладбище Казани.

Важно

Второй по популярности версией является история о том, что икона оказалась за пределами России. В середине прошлого столетия она оказалась в коллекции англичанина Фредерика Митчелл-Хеджеса. Подданный британской короны был абсолютно убежден в том, что приобрел подлинник.

Уверенность его была столь велика, что икона была представлена им на выставке в Нью-Йорке в 1964 году. Ажиотаж образ вызвал большой, и к 1970 году русские диаспоры смогли найти средства для выкупа иконы.

Некоторое время Богородица находилась в специально построенном для нее здании в португальском городе Фатима.

В 1993 году образ вновь переехал, на этот раз в Ватикан. А в 2004 году икона была передана Русской Православной Церкви. В Москву ее доставил кардинал Вальтер Каспер. Год спустя Алексий II передал Богородицу Казанской епархии.

Сейчас этот образ находится в приделе Крестовоздвиженского храма, в Богородицком монастыре Казани.

Находящиеся сейчас в Казани иконы могут быть настоящими?

Ни одна из икон, претендующих на статус первого явленного образа, не прошла искусствоведческую экспертизу. По этой причине икона Божьей Матери по сей день официально считается утраченной.

Однако искусствоведческая экспертиза образа не является в таком случае неоспоримой. Как именно выглядел явленный образ, известно только по спискам с него.

Сохранившиеся с начала прошедшего века фотографии киота собора, откуда была похищена икона, представления о ней не дают. Образ закрыт окладом практически полностью.

Совет

Списки не являются копиями в прямом смысле этого слова, они просто выполнены в том же стиле.

Нельзя не учитывать и вероятность того, что подлинная икона покинула Казань еще при жизни патриарха Гермогена.

Как относятся к претендующим на статус явленного образа иконам верующие?

В народе невероятно крепка вера в версию подмены образа игуменьей. Хотя эта легенда и не выдерживает никакой критики, большое количество людей верят в то, что в церкви Ярославских чудотворцев находится истинный, явленный образ.

Духовенство же негласно поддерживает присланный из Ватикана лик Богородицы. С ним совершается Крестный ход, на одном из которых присутствовал и сам патриарх.

Стоит ли ждать чудес от какой-либо из икон?

Этот вопрос волнует всех, но в первую очередь он актуален для людей, страдающих от неизлечимых болезней или борющихся за здоровье своих детей.

Любая из икон Казанской Божьей Матери поможет нуждающемуся в беде. Однако, для того чтобы подобное произошло, в сердце человека должна быть ничем не ограниченная безоговорочная вера, абсолютная и непоколебимая. Не иконописные образы творят чудеса, а Господь, воздающий каждому по его вере.