Гостеприимство — святой долг кавказца

Содержание

Путь на Кавказ: особенности гостеприимства горцев

Гостеприимство — святой долг кавказца

Многие знают, что на Кавказе очень ценятся традиции и обычаи, которые касаются всех сфер жизни. Прием гостей – не исключение. Но простое слово «ценятся» тут будет неуместно. У народов гор гостеприимство всегда связано с выполнением ритуализированных до обрядов деталей, включающих заветы как часть морального кодекса каждого горца.

Прежде всего

Существует несколько основных правил, или даже законов, которые характеризуют обычай гостеприимства кавказских горцев. Главный из них заключается в том, что у каждого человека есть право остановиться в любом кавказском доме, а хозяин должен как можно радушнее его встречать.

Стоит отметить, что этот закон настолько силен, что даже позволяет простить убийцу, явившегося в дом в качестве гостя. Следующая особенность выражается в интересном моменте, согласно которому к кавказской семье можно приезжать даже ночью, без предупреждения. А уж если заранее уведомить о своем посещении хозяев, то последние должны встречать гостя с едой и напитками, а также подарками.

Убить по правилам: кодексы чести в российской империи

Обратите внимание

Еще один важный закон гласит о том, что нежелательно спрашивать у гостя причину его визита. Если же у прибывшего в дом есть просьба к хозяину, последний обязан ее выполнить.

Наконец, важно отметить, что гостю предоставляются самые лучшие угощения и сувениры.

«Гость послушнее овцы»

У гостей, которые останавливаются в домах кавказского народа, также есть свои законы. Главное: быть благодарным, скромным, безынициативным. Гость принимает подарки, еду и напитки, но сам не навязывается.

Сразу после трапезы уезжать неприлично и очень нежелательно. Более того, чтобы уйти, нужно получить разрешение хозяина.

Интересно, что хвалить что-либо в гостеприимном доме не следует, так как по традиции хозяин будет должен понравившуюся вещь отдать гостю.

И, наконец, покидая дом, необходимо пригласить хозяина к себе в гости. А при повторном появлении в этих же краях обязательно навестить когда-то принявшего на ночлег горца. В противном случае это будет считаться оскорблением.

«Как за каменной стеной»

Уже было сказано ранее – для гостя горцы предоставляют все самое лучшее. Более того, при этом они могут ущемлять в чем-то себя.

Нуждающимся горцы помогают деньгами.

Но самое важное и достойное уважения – хозяин в своем доме берет на себя всю ответственность за безопасность гостей. Существует придание, согласно которому братья поймали и привели в свой дом заклятого врага.

Важно

Когда они отлучились, их мать сжалилась и накормила пленника. Вернувшись, братья отпустили преступника, так как не смогли наказать человека, который ел в их доме их пищу.

Как видно, традиции намного сильнее законов справедливости.

Возможно, в настоящее время не все обычаи имеют былую силу. Но факты говорят за себя. Для горцев не важно, какой национальности пришедший и какой у него материальный достаток. Каждый человек – желанный гость в доме.

Гостеприимство — святой долг христианина

Гостеприимство — святой долг кавказца

Гостеприимство — это заповедь, которую заповедовал Святой Дух через апостола Павла — «Страннолюбия не забывайте; ибо чрез него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам». (Евр.13:2).

Гостеприимство – это одна из наиболее почитаемых христианских добродетелей, которое можно представить как сочетание добродушия, благородства и уважения к людям. Это щедрость не только в материальном, но и в духовном смысле.

Гостеприимство — щедрый и душевный приём гостей, издревна оно являлось отличительной чертой угодников Божиих.

Существует выражение «Авраамово гостеприимство». Согласно Священному Писанию, Авраам принимал трех ангелов – как трех путников, – за что и получил благословение Бога.

Добродушный хозяин выслушает гостя, даст ему совет, ободрит и утешит. Дом такого человека не бывает пуст, а сам хозяин не может быть одинок. Доброта гостеприимных хозяев освещает их жилище светом любви, который согревает всех окружающих.

В дома, где хозяева приветливы и боголюбивы, стремятся люди и от такого общения они получают духовную пользу. Господь говорил о том, что в гости нужно звать, прежде всего тех, кто нуждается в вашем покровительстве, приглашать следует голодных, бездомных, обездоленных (ср. Лк. 14:12–14).

Пророк Исайя объясняя сущность поста, говорил о защите и покровительстве странников и путников, которые нуждаются в защите и внимании.

Совет

Гостеприимство дает проявить нам свои лучшие душевные качества, дарит свободу от скуки и одиночества. Радость от принятия гостей согревает душу хозяина.

Это превосходный тест на человеколюбие. Тот, кто его пройдет — получит не только человеческую благодарность, но и Божье благословение.

На Руси издревна было принято странноприимство (гостеприимство)- прием в свой дом богомольцев и странников. Дать ночлег и накормить таких людей – знак угождения Богу.

Понятие «странник» иногда отличали от понятия «богомолец» в обиходе и в письменных текстах, иногда же отождествляли их. Отличие состояло в следующем: странник — человек, который всю свою жизнь посвятил только посещению святых мест; а богомолец отправляется в паломничество, после которого возвращается к своей обычной жизни.

Люди, имевшие страх Божий, понимали, что странникам и богомольцам нельзя отказывать в еде и ночлеге, так как это грех.

«И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них… Отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу» (Мк. 6: 11).

Как правило, к таким гостям хозяева относились особенно радушно, просили богомольцев помолиться о них в тех святых местах, в которые они шли.

Семейные пары должны принимать у себя в гостях одиноких людей, озарять их светом своего семейного счастья. Это также является богоугодным занятием, особым служением через ближних. Христианская семья — ячейка Церкви Христовой, через которую Он утешает страждущих, питает голодных, принимает странников и согревает несчастных Своей любовью – добротой, вниманием, заботой, утешением.

Старец о. Алексий Мечев советовал семьям не закрываться от окружающих, а одаривать их светом и теплом Христовой любви: «Будьте для всех солнышками», «каждого гостя принимайте как посланного от Господа» и «забудьте, совсем забудьте о себе ради тех, то ищет у вас помощи, утешения и ободрения».

Говоря про гостеприимство, нельзя не сказать о хлебосольстве. Это, прежде всего, радушие и щедрость при угощении. Хлебосольные хозяева стараются угостить гостя самым вкусным из того, что имеется в доме и ни за что не отпустят его голодным. Даже если гости появились неожиданно, то радушные хозяева накроют стол и пригласят к нему пришедших.

Великий князь Владимир Мономах в «Поучениях» писал о том, что на Руси люди всегда почтительно относились к гостям. Щедрые и отзывчивые хозяева пользовались хорошей репутацией, их дома любили посещать.

Обратите внимание

По традиции гостя встречали земным поклоном, с улыбкой на лице, старались всячески угодить ему. На прощание гостям, как правило, говорили «скатертью дорога». Эти слова означали, что человеку желают такой же гладкой и приятной дороги как скатерть.

В XVII в. Принятие гостей составляло целую церемонию: К гостям выходила хозяйка в праздничном платье и приветствовала их поясным поклоном. Гости кланялись ей в ответ. Затем к хозяйке по очереди подходили гости и целовали её.

Кроме подношения во время трапезы хлеба с солью, хозяин церемонии, в знак особого уважения к кому-нибудь из своих гостей, мог сам положить какого-нибудь блюдо с опричной тарелки. При помощи своего слуги, хозяин посылал почётному гостю особое кушанье. Передавая это послание, слуга, как правило, говорил: «Чтоб тебе, милостивый государь, кушать на здоровье».

Современная культура, увы, не способствует развитию гостеприимства. Люди закрываются в своих квартирах, которые зачастую переполнены жильцами и гостя просто негде разместить. Реальное общение отодвигается на второй план, его заменяет виртуальное.

По мнению многих людей гораздо проще и экономнее общаться с помощью социальных сетей и телефона, нежели ходить друг другу в гости. Такие способы общения развивают в людях лень и апатию.

Традиции гостеприимства забываются, происходит массовое отчуждение друг от друга.

Татьяна Андреенкова

Истоки гостеприимства на Кавказе — Papaha

Гостеприимство — святой долг кавказца

Одна из первых ассоциаций со словом «Кавказ» — гостеприимство. Адаты, связанные с гостеприимством, — едва ли не самый важный аспект быта горцев.

Традиции гостеприимства прочно укоренились в культурах народов Кавказа, они до сих пор существуют и во многом определяют быт горцев.

Но об истоках этих традиций знают немногие, а ведь гостеприимство — полноценный институт, формировавшийся веками под влиянием внешней среды.

Как все начиналось

Кавказ занимает выгодное для торговли географическое положение. Горы простираются от Черного моря на Северо-Западе до Каспийского моря на Юго-Востоке. Кавказ — естественная граница между Европой и Азией.

На протяжении трех тысячелетий через Кавказ проходили торговые пути. Важным торговым пунктом долгое время был город Дербент.

Автохтонные (коренные) народы, населявшие Кавказ, постоянно сталкивались с большим количеством чужеземцев.

Чужеземцы на Кавказе

Важно

К торговцам местные племена относились враждебно: часто караваны и купеческие корабли совершали грабительские набеги на поселения кавказцев. Кроме того, иноземцы были носителями чуждой горцам культуры, а представители закрытых обществ не очень радушно относились к постороннему вмешательству в их быт.

Торговцы становятся гостями

Со временем у торговцев, нуждавшихся в беспрепятственном преодолении неспокойных территорий, возникла необходимость в налаживании добрых отношений с коренными обитателями Кавказа.

Попытки подкупа горцев не всегда приводили к действенным результатам, а платную охрану торговым караванам могли предложить на незначительную часть пути только в крупных поселениях. Больших успехов торговцы достигали, показывая жителям Кавказа чистоту и бескорыстность своих намерений.

 Для этого они становились гостями, оказывали хозяину дома честь, вверяя ему таким образом свою жизнь. Становясь гостем, торговец получал покровительство хозяина дома. В его стенах гость мог не опасаться за свою безопасность.

Но гость, находясь под защитой хозяина дома, разделяя с ним кров и хлеб, не переставал быть чужаком. Человек из категории «свой», то есть член общины, никак не мог называться гостем. Слово «гость» даже было синонимом «чужака».

Соседство с воинственными народами

Особое значение для формирования института гостеприимства сыграло соседство кавказцев с воинственными народами. Представители одной народности, живущие в разных общинах, часто враждовали, и жители соседствующих селений рисковали жизнями. Когда путник пересекал недружественные земли и становился гостем у врага, он получал защиту до тех пор, пока он не покинет принимающий его дом.

Это не означало, что враг, побыв гостем, в одночасье станет другом. И люди, минутой ранее делившие кров и хлеб, могли поднять друг на друга оружие. Законы гостеприимства были превыше кровной мести, кровники забывали о вражде, находясь в доме у одного из них.

Влияние религии на адаты 

С появлением на Кавказе авраамических религий адаты гостеприимства только окрепли. Наиболее распространенные на Кавказе христианство и ислам проповедуют гостеприимство как одну из добродетелей. Праведный христианин должен был разделить с гостем хлеб вне зависимости от его национальности, пола и вероисповедания.

Совет

Прославлению гостеприимства посвящен и аят Корана: «…Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими» (59:9). Существует старая осетинская поговорка: «Уазæг – Хуыцауы уазæг» (Гость — Божий гость).

 Таким образом на территории Кавказа под влиянием многих факторов сформировался прочный и долговечный институт гостеприимства.

Функции гостеприимства

Гостеприимство на Кавказе имело вполне прикладное, а не только символическое значение.

Развитие дипломатических отношений

Гость заводил знакомых на чужбине. Этот фактор позволял выстраивать социальные сети, необходимые для развития дипломатических отношений и торговли между соседствующими племенами.

 
Безопасность

Безопасность, обеспеченная чужаку местными жителями, помогала развиваться торговым маршрутам. Так, например, один из маршрутов Великого шелкового пути проходил по территории Северного Кавказа.

Культурный взаимообмен

Чужаки привозили с собой на Кавказ не только ценные товары, но и культурные знания, необходимые для комплексного развития общества. Пускай и не прямо, но гостеприимство сыграло свою роль в развитии народов Кавказа.

Развивалось искусство, военное ремесло, наука, эволюционировали языки, обогащаясь заимствованными словами.

Кавказские государства древнего мира и средневековья ни в чем не уступали в развитии передовым странам того времени.

Куначество

Не стоит путать гостеприимство и куначество. Эти культурные феномены имеют различия: институт куначества — это форма развития гостеприимства. Само слово «кунак» имеет тюркское происхождение и переводится как «гость».

Кунаками объявлялись двое мужчин, не приходящихся друг другу кровными родственниками и не состоящие в одной общине. Как правило, кунаками становились люди разных народностей. Кунаков можно было назвать побратимами — некровными братьями — настолько близкими были их отношения.

Обычай в своей последней форме активно практиковался на Кавказе с XIV–XV веков. Он способствовал развитию добрососедских отношений между кавказскими народами, развитию торговли и дипломатических связей. Необходимость в куначестве появилась у кавказских народов, оказывающихся во враждебной среде.

Обратите внимание

Ведь хозяин дома отвечал за кунака не только в пределах своих имений — он должен был сопровождать последнего до следующего безопасного места — в этом принципиальное отличие собственно гостя от кунака. Кстати, куначество практиковалось  не только у коренных кавказских народов, но и у казаков. У многих казаков в кунаках были осетины, грузины и черкесы.

Немалую роль этот обычай сыграл во вступлении многих горцев в ряды Терского казачества.

Не каждый гость на Кавказе становился кунаком. Если горец предлагал гостю побрататься, это означало, что общество последнего ему очень приятно и что он ему всецело доверяет.

Будущие кунаки давали друг другу клятву вечной дружбы, символически выпивали из одной посуды и дарили друг другу ценные подарки, которые подтверждали братские клятвы.

Часто куначество имело многопоколенческий характер, кунаками часто были дети и внуки «гостя» и «хозяина».

Обязанности кунака

Кунак был обязан ценой своей жизни защищать побратима, он по первому зову должен был откликнуться на просьбу о помощи, кунак в любое время года и суток, вне зависимости от материального состояния и состояния здоровья, должен был принять брата в своем доме.

За насильственную смерть кунака мстили, как за смерть кровного родственника. Убийство кунака каралось по всей строгости, а за предательство побратима мужчину со всей семьей могли изгнать из общины. В видоизмененной форме куначество бытует на Кавказе и по сей день.

Проявление гостеприимства

У каждого кавказского народа существовали собственные традиции, связанные с гостеприимством, но они имели много общих черт.

Обязанности хозяина

У горцев бытовало поверье: насколько хорошо ты примешь гостя, настолько и воздаст тебе Всевышний. Убеждение, что гость приносит с собой счастье и благо­получие семье, прочно утвердилось в сознании горцев.

Хозяин не имел права отказать гостю в приюте
За отказ принимать гостя человек мог не только потерять социальный престиж, но и мог быть изгнан из общины.

Гостю накрывали очень богатый стол
У многих северокавказских народов в честь приезда забивали животное, даже если в доме было свежее мясо.

Гостю всегда отводилась отдельная комната
Чем больше гостей принимал хозяин, тем выше был его социальный статус, ведь гость считался благодатью.

Не обижать гостя
Обидеть гостя считалось большим позором для хозяина дома. Он прилагал все усилия, чтобы обида прошла, и о ней не узнали члены общины.

Теплое прощание
Прощаясь с гостем, хозяин дома говорил ему теплые напутственные слова и приглашал в будущем погостить у него снова. Гость, в свою очередь, благодарил хозяина за радушный прием и желал ему благополучия и изобилия.

Обязанности гостя

Считать, что гость имел одни только права и при этом не имел обязанностей, неверно.

Гость обязан был оставаться на ночь в том доме, в который он попал изначально
Если даже чужак попадал в небогатый дом, где ему не могли предложить шикарных покоев, он должен был остаться. Если гость уходил из одного дома в другой, он мог сильно обидеть хозяина и стать его врагом.

Гость не должен был задерживаться в гостях надолго
Продолжительный визит мог быть очень обременительным для хозяев, хотя они никогда бы этого не сказали и не показали.

И не уходить слишком быстро
Этим гость рисковал обидеть хозяина. Путник мог оставаться в гостях три дня. Спустя три дня хозяин имел право поинтересоваться у него о продолжительности его визита.

Гость не должен был объедаться в гостях
Даже если гость был очень голодным, он должен был себя сдерживать. Чревоугодие на Кавказе считалось пороком. Хотя стол для гостя всегда изобиловал сытной едой.

Гость должен был избегать способов обидеть хозяина
Гость мог обидеть хозяина, отказавшись принимать его подарок, или же предложив ему плату за предоставление ночлега. Гостеприимство на Кавказе было абсолютно безвозмездным.

Хозяин дома получал только нематериальную выгоду от своего гостеприимства — уважение односельчан. Хотя часто за радушие гость мог вручить хозяину какой-нибудь подарок в знак благодарности.

Хозяин, принимая подарок, делал ответный жест своему гостю — таким образом гость и хозяин становились кунаками.

Кавказские традиции гостеприимства с течением времени претерпели значительные изменения, хотя до сих пор очень сильны. Каждый желающий сможет проверить это самостоятельно, посетив Кавказ.

Михаил Абоев 

Гостеприимство – святой долг кавказца

Гостеприимство — святой долг кавказца

Дагестанцы издавна славились радушием. Человека, впервые посетившего Кавказ, из всех существующих традиций больше всего поражает адат (у мусульман Кавказа, как и в других регионах исламского мира, комплекс традиционно сложившихся местных юридических и бытовых институтов и норм, не отражённых в шариате) гостеприимства.

Возникновение адата

Адат получил развитие благодаря рыночным и культурным отношениям между различными районами. Путник, отправлявшийся по делам в другие аулы, не всегда успевал их завершить за сутки, и вынужден был думать о пристанище. Это было знакомо каждому, так как любой житель деревни хоть раз в жизни отправлялся в соседний район.

Всякий путник мог стать гостем по разным причинам: сбивался с пути, попадал в непогоду или заболевал. Для горца было честью принять у себя в доме человека, пусть даже совсем незнакомого, предоставить ему приют и ночлег.

Гостеприимство считается одним из самых святых обычаев Дагестана. Во всех сёлах существовал определёный порядок приёма гостей, который со временем развил этические нормы радушия и куначества.

В поисках пристанища

Когда странник попадал в село, в котором не имел кунака (кунак – лицо, связанное с кем–нибудь обязательством взаимного гостеприимства и дружбы; друг, приятель), он отправлялся на годекан (центральная площадь у народов Кавказа, место общинного схода), где допоздна собирались жители, и просил их о ночлеге. Чаще всего первым откликался старший по возрасту. Если же он по определённым причинам не мог приютить гостя, то на просьбу отзывались другие жители аула. Совместно всё обсудив, гостя отправляли в лучший дом, чтобы ему было максимально удобно и комфортно.

Гость по возможности не приносил хлопот и старался не отвлекать хозяина от его будничных дел. Также неприлично было требовать большего, чем позволяло материальное положение владельца.

Человек, неоднократно посетивший одну и ту же семью, превращался в кунака, после чего отношения переходили в дружеские. В следующий раз, приезжая вновь в этот аул, путник останавливался лишь у своего друга, иначе он мог сильно его обидеть. Приятельские отношения кунаков передавались от отца к сыну и имели свои особенности: кунак мог войти в дом даже в отсутствие его хозяина.

Важно

Кровные враги также становились почётными гостями, которых хозяин дома защищал и ни в коем случае не выдавал.

Оказавшись слишком поздно в чужом ауле, гость мог обратиться в любой дом и попросить о пристанище. Каждый горец считал за честь принять гостя.  

Приём путника в доме

Гостеприимство среди горцев существует не для того, чтобы заслужить какие–то почести. Для каждого кавказца являлось священным долгом обеспечить приём и отдых страннику. Как говорили в древности: «Гость – посланник Аллаха», и поэтому каждому горцу было важно, чтобы гость не прошёл мимо его жилища.

В Дагестане считалось: чем старше гость, тем он почётнее. Но хорошо относились ко всем гостям, независимо от национальности и вероисповедания. Особым уважением пользовался гость другой национальности. Горцы полагали, что ему особенно тяжело находиться в совершенно незнакомых местах. Такому путнику прощались все промахи, которые для своих были бы недопустимы.

В доме гостю отводилась самая лучшая комната. В случае, если такой не было, хозяева дома уходили к своим родственникам, чтобы создать все удобства для гостя и не стеснять его. При постройке жилища одну комнату всегда учитывали как гостевую.

Гость никогда ни в чём не нуждался. Независимо от материального положения, горцы старались оказать хороший приём. Или прибегали к помощи соседей и родственников. Во многих аулах и по сей день, садясь за стол, пищу делят поровну на всю семью и оставляют одну часть на тот случай, если придёт запоздалый гость.

Приезжий путник мог гостить сколько угодно, его никогда не спрашивали о цели визита и о том, надолго ли он приехал, до тех пор, пока он сам не рассказывал. Исключением является лишь случай кунака. Тут хозяин дома мог проявить повышенный интерес к его делам с целью помочь и принять в них участие.

Не принято было провожать гостя с пустыми хурджинами (хурджин – сумка, сотканная ковровой техникой из разноцветных шерстяных волокон и украшенная бубенчиками). Чаще всего в них клали продукты и небольшой подарок. У некоторых народов на крыльцо клали кувшинчик с водой для того, чтобы дорога путника была удачливой и он не испытывал нужду. Провожали гостя до окраины аула.

В давние времена гость мог обойти весь Дагестан, не потратив при этом ни единого рубля. Среди кавказцев говорят: «Несчастный дом – тот, куда не приходят гости». Не впустить гостя, не накормить его самым лучшим и обидеть означало позор и унижение.

Традиции и обряды на Кавказе

Гостеприимство — святой долг кавказца

Кавказ – это гармония различных народностей. Можно долго перечислять список народностей, которые заселяют Кавказ и являются коренными его жителями.

Этот край богат на природу, яства, традиции, обычаи и многое другое. Причем в некоторых аспектах у каждой народности традиции могут меняться.

Наиболее яркими традициями запоминаются свадьбы, семейные традиции, кулинарные. Причем большинство этих традиций дошли и до наших дней.

Традиции Кавказа

Кавказские семейные традиции

В основе кавказских семейных традиций лежит то, что мужчина главный, а старшие представляют собой авторитет.

Именно глубокое уважение и почитание старшего поколения и является, по мнению многих, секретом долгожительства.

Старшие хоть и представляют собой сильный авторитет, молодежи всегда допускались некоторые вольности. Например, в плане собственных мест сбора. Это считается абсолютно нормальным.

Кавказские семейные традиции

Кавказское гостеприимство

О гостеприимстве кавказцев знают абсолютно все. Местные жители Кавказа прочно заняли лидерские позиции в этом вопросе.

Каждый здесь знает, что к гостю надо относиться с почтением и уважением, защищать его, предоставлять ему кров и прочее. Но не стоит излишне возносить подобную традицию. Сама традиция пришла из древних времен.

Но в те времена подобное гостеприимство проявлялось с той целью, что бы гость внутри общины не делал ничего самодозволенного.

Кавказское гостеприимство!!!Важно!!!

На Кавказе такое широкое гостеприимство проявляется в выделении для гостя целого дома или помещения, где он может разместиться.

Кавказские свадебные традиции

Свадебные традиции Кавказа

Самыми строгими почитателями свадебных традиций на Кавказе являются представители сел и деревень. Свадебные ритуалы не стали исключением в плане почитания старших. Так, например, на Кавказе не будут играть свадьбу младшего брата или сестры, пока свадьбу не сыграет старший ребенок в семье.

Кавказские свадебные традиции

Раздельная свадьба

Как бы странно это не звучало, но на свадьбе на Кавказе жених и невеста не празднуют свадьбу вместе. Первые дни они даже не видятся, а празднуют свадьбу по отдельности в разных домах. Празднование проходит вместе с их друзьями. Подобная кавказская традиция называется «свадебное скрывание».

Обряды свадеб на Кавказе

Вход в дом

Когда жена заходит в новый дом, ее лицо должно быть закрыто, а ступать необходимо с правой ноги. Чтобы семья и жилище жили в достатке финансовом, невесту посыпают монетками и конфетками.

Свадебные традиции на Кавказе

Есть ли традиции, которые соблюдаются в обязательном порядке?

Да, такая традиция есть – это обмен подарками между семьями, которые породнились. Эта традиция строгая. Интересный подарок преподносится жениху, он достаточно символичный, но очень уютный и домашний – это теплые шерстяные носки. Такой подарок говорит о том, что его жена отличная рукодельница.

Традиции кавказского народа

Свадьба на Кавказе сейчас

В современном мире не обошлось и без ряда изменений в плане празднования свадьбы. Теперь в обязательном порядке необходимо регистрироваться в ЗАГСе. Также изменился и свадебный наряд. Если раньше девушки выходили замуж в традиционных нарядах невесты, то теперь это белое свадебное платье, которое так полюбилось современным невестам.

Современная кавказская свадьба

Кулинарные кавказские традиции

Кавказские блюда

Каждый, кто отправляется на Кавказ, должен прислушаться к одному ценному совету: обязательно попробуйте местную кухню.

Кухня Кавказа представляет собой микс из разных кухонь: грузинская и казахская, армянская и прочие. Самое излюбленное кавказское яство, несомненно, шашлык – сочный, вкусный, ароматный.

Также популярными блюдами на Кавказе являются: плов, пахлава, люля-кебаб, кутаба и другие.

Кулинарные традиции Кавказа

Что является главным и основным моментом в процессе приготовления еды у кавказского народа?

В основе кухни Кавказа лежит открытый огонь. Ведь преимущественно все блюда готовятся именно на открытом огне – будь то рыба или овощи, мясо и сыр. Кавказские повара предпочитают уголь, вертель.

Открытый огонь в основе блюд

Жарка

Если говорить о жареных на растительном масле блюдах, то их тут почти не встретишь. Если речь идет о жарке, то используется животный жир – им смазывается посуда, в которой и будет жариться блюдо.

Жареные блюда

Мясорубка и кухонная техника

Кавказские повара никогда не используют мясорубки и прочие подобные новшества. Настоящие повара могут обойтись и без этого – они это делают самостоятельно. Они могут идеально порезать, измельчить мясо без специальных приспособлений.

Бытовая техника не используется

Вкусно!

Кавказская кухня признана одной из самых вкусных кухонь мира. Стоит только взглянуть на эти сочные и яркие блюда, которые имеют потрясающий аромат, которые так и манят даже самый искушенный, в кулинарном плане, взгляд.

Вкусная кухняВывод:

Кавказские традиции очень интересные и самобытные. Очень увлекательно узнавать об этих обычаях, т.к. они не исчезли с течением времени, а остались почти в неизменном виде.

А лучше всего изучать культуру народа, находясь рядом с этим народом. Чтобы узнать о гостеприимстве и свадебных традициях Кавказа – надо ехать на Кавказ. Там же лучше будет испробовать кухню этого народа.

Традиции Кавказа

Гость для Дагестанцев!

Гостеприимство — святой долг кавказца

«Путник, если ты обойдешь мой дом,

Град и гром на тебя, град и гром!

Гость, если будешь сакле моей не рад,

Гром и град на меня, гром и град»

Надпись на двери

Многие народы славятся своим гостеприимством, особенно на Кавказе. Но в Дагестане существует Культ Гостя. Кем бы он ни был, откуда бы ни пожаловал, какую бы веру не исповедовал… Он — Гость…

Гостеприимство как традиционная форма взаимного общения людей имело и имеет до сих пор широкое распространение у всех народов Кавказа. Дагестанские пословицы гласят: «Да не придет такой день, чтобы к вам не пришел гость!».

Гостеприимство получило распространение в связи с особенностями горного края, торгово-экономическими и культурными взаимоотношениями между разными районами. По издавна сложившимся обычаям каждый горец считал за честь достойно принять гостя. Гостей принимали в любое время дня и ночи.

Совет

Путник, вынужденный отлучиться из дома, часто не успевал справиться со своими делами за день или два, и поэтому ему приходилось думать о ночлеге и элементарных бытовых удобствах.

Так как в положении путника приходилось бывать каждому, и его состояние было известно всем, то обычай гостеприимства стал одним из самых стойких и свято соблюдаемых обычаев у народов Дагестана.

Как результат длительного совместного развития у дагестанских народов сложилась самобытная этика и культура гостеприимства и куначества. В каждом селении существовали определенный сложившийся порядок и очередность принятия гостя.

И в настоящее время: когда садятся обедать или ужинать, все делят поровну между членами семьи – но хозяйка отделяет порцию на случай, если вдруг придет запоздалый гость.

Как путник становился гостем? Причины разные: сбился с пути, попал в пургу, заболел или приехать в аул заставила нужда. Путник, который оказывался в том или ином ауле и не имел здесь кунака, приходил на годекан, где обычно до глубокой ночи сидели люди, с предложением принять его в качестве гостя.

Как правило, старший по возрасту откликался первым на предложение, а если он по каким-то обстоятельствам не имел возможности принять гостя, то его принимали другие жители этого аула. Человек, гостивший второй и третий раз у одного и того же хозяина, становился кунаком и их отношения перерастали в братские.

Приезжая в селение гость останавливался только у своего кунака, иначе последнему была бы нанесена смертельная обида.

Кунак же следуя принятому этикету, старался как можно меньше доставлять хлопот и забот хозяину дома, не отвлекать его от повседневных занятий, учитывать его материальное положение, быть скромным и умеренным в своих потребностях.

Обратите внимание

Если путник оказывался в селении ночью, можно было постучать в любой дом, сказать, кто он, и его тепло принимали. Принять гостя и оказать ему услуги горец считал своим нравственным долгом.

«Прежде чем стенать по сдохшему быку, сначала вытащи занозу из пальца гостя» — говорят в горах

Об уважении священного закона гостеприимства свидетельствует сохранившаяся надпись на каменной плите сакли дидойца: «Не из гордости или тщеславия, не ради почестей или удовольствий жизни построен настоящий дом, но ради того, чтобы в нем принимать дорогих гостей и дать им удобный отдых после трудного пути.

Каждый гость, входящий в этот дом, найдет почетный прием, полную безопасность, удобства и приют. Построен этот дом по завету предков, чтобы принимать гостей. Строитель дома; не ты хозяин и владыка настоящего жилища, а твои гости. Господин дома, храни твоих гостей и служи им 3 дня, пока они не станут хозяевами настоящего дома.

Один Бог, а Магомет пророк его. Пусть гость не проезжает мимо этого дома».

«Гость — посланник Аллаха» — говорят горцы.

Так относятся к каждому вошедшему в дом, кто бы он ни был, к какой бы нации и вероисповеданию не принадлежал. Особым почетом бывает окружен представитель другой народности.

По традиции, горцы, более внимательны, более снисходительны к человеку другой национальности, иного языка, волею судьбы, оказавшемуся в горном краю, понимая, что такому человеку труднее в незнакомых, непривычных условиях.

Каждый стремится посодействовать ему, причем, незаметно, исподволь, дабы не поставить гостя в неловкое положение. Ему прощают невольные промахи, происходящие от незнания, которые «своему» ни за что бы не простили.

Во всех горских аулах гостю отводится лучшая комната, где ему никто не помешает. Если такой комнаты нет, то хозяева дома уходят к родственникам, создавая гостю удобства. Гость в горах не бывает неожиданным. Горец всегда ждет его. Гость ни в чем не должен нуждаться — такой неписаный обычай горцев.

«Зачем живет на свете тот, для кого приход гостя – наказание» — говорят в народе.

Русский писатель XIX в. Н. Дубровин писал: «Бедный горец старается предоставить приезжему точно такие же удобства, какие можно иметь у богатого; то, что нет у него, он попросит у соседа или родственников, так что вам покажется, будто все горцы одинакового состояния»

Важно

Приезжий может гостить столько времени, сколько ему нужно для дела. Существует обычай в течение трех дней не спрашивать у приезжего ни о чем. Раньше даже кровник становился для хозяина священной особою и вступал во все права гостя, т.е. под особую защиту. Так об этом пишет этнограф Н.

Семенов в статье о горских обычаях: «…кумыки обеспечили неприкосновенность врагу, убившему брата хозяина дома, в котором тот укрылся, в качестве гостя. Сам же кровник не знал, что остановился у брата им же убитого человека.

Скрыв кровника от всех родственников, брат убитого ночью вывел его за аул, дал ему лошадь и сказал на прощание: «Теперь уезжай куда хочешь и больше никогда на глаза не попадайся, потому что я брат того, чью кровь ты пролил сегодня».

Гость в Дагестане находит здесь добрых людей — чем старше гость, тем считается почетнее. Горец никогда не выпустит гостя — из дома с пустыми сумками. В них он положит хлеб, мясо, сыр, какой-нибудь подарок. У лакцев принято перед уходом гостя ставить у крыльца кувшин с родник водой. Это означает: «Пусть дорога будет счастливой, пусть в пути гость не испытает жажду».

Согласно горской традиции гостеприимства человек, к какой бы национальности ни принадлежал, на каком бы языке ни говорил, мог обойти весь Дагестан, не тратя ни одного рубля.

«Дом, куда не ходят в гости, — говорят горцы — несчастный дом».

Гостеприимство и почтительное отношение к гостю также поощряется исламом. Одна из притч гласит: «Наследник пророка Мухаммеда Али как-то заплакал, а когда его спросили: «Отчего ты плачешь?», — ответил: «У меня уже 7 дней нет ни одного гостя. Я боюсь, что Господь пренебрег мною».

Находясь в Дагестане, я в полной мере ощутила, что замечательные обычаи гостеприимства дагестанцев ни в коей мере не утратили своего значения в жизни горцев. При постройке дома хотя бы одна комната (или мансарда, которую семья Магомеда Гасанова любезно предоставила в мое полное распоряжение) будет предназначена для гостей.

Не было ни одного дня, чтобы в этот гостеприимный дом не заглядывали гости. Это были родственники, соседи, знакомые, друзья, просто односельчане из родных аулов. И для всех опять накрывались столы. Если гостей было много, и они были разными, допустим по возрасту, то члены семьи тоже распределялись, чтобы ни одному гостю не было уделено меньше внимания, чем другому.

И если, собираясь в поездку в Дагестан, я предполагала остановиться в гостинице, то потом с первых же минут общения с дагестанцами поняла, что это было бы причинением им незаслуженной обиды.

Посещая различные селения, районы и города, да и просто общаясь со многими жителями страны Гор, я убедилась, что добрые традиции гостеприимства живут в этом благословенном краю и сейчас. Мира тебе Дагестан, и чистого неба над головой!

9 марта 2012

Обычаи и традиции народа Северного Кавказа и отображение их в региональных СМИ

Гостеприимство — святой долг кавказца

Начальник управления по работе с политическими партиями, общественными объединениями и межнациональным отношениям департамента внутренней политики Петр Лыков подчеркнул, что вдвойне приятно видеть в зале такое большое количество молодежи. И надо отдать должное, именно зрители смогли создать незабываемую творческую атмосферу. Согласился с этим замечанием и представитель Республики Адыгея при главе администрации Краснодарского края Тимур Трахов.

А председатель Центра национальных культур Олег Гиоргизов обратился к зрителям:

— Многонациональная Россия и Краснодарский край зарождались сотни лет назад. На протяжении этого времени формировались традиции и обычаи единства и взаимопомощи разных народов.

Во многом благодаря России всем народам, проживающим на этой территории, удалось сохранить свою культуру. Мы — граждане одного государства. Не случайно на эмблеме Центра национальных культур есть приписка: «Мы едины».

В ваших руках — руках молодежи возможность передать эти традиции будущим поколениям.

Совет

Перед началом мероприятия в холле прошла выставка, на которой были представлены традиционные национальные костюмы, музыкальные инструменты и литература славянских народов, народов Адыгеи и Таджикистана.

А на сцене развернулось красочное представление, открыл которое ансамбль «Кубанушка». Молодые артисты, среди которых были как профессионалы, так и любители, волновались перед выступлением, хотя это был только фестиваль, а не конкурс. Однако каждому хотелось выступить идеально.

В зале собрались студенты разных вузов Кубани. Некоторые ребята пробирались за кулисы, чтобы поддержать своих друзей и однокурсников.

Это сейчас они надели традиционные костюмы, и сразу бросилось в глаза, что каждый из них представляет свой мир, полный загадок и особенностей.

А в повседневной жизни и те, кто сегодня был в фирменных футболках вуза, и те, кто блистал адыгейскими, грузинскими, русскими народными костюмами, добрые друзья»25.

На мой взгляд, очень важно помнить традиции своего народа. Они сохраняются в музыке, танцах, в языке. Только тогда ты сможешь понять и с уважением относиться к другим культурам. Чтить традиции, религию — превыше всего. Как может человек не знать традиции, историю, культуру своего народа, забыть свои корни? Это же неправильно.

2.2 Традиции, обычаи и современность Северного Кавказа

Журнал «Краснодарский край», №2 май/июнь

Семья и семейный быт народов Кавказа

Гостеприимство — святой долг кавказца

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

кафедра истории и теории мировой культуры

РЕФЕРАТ

На тему:

Семья и семейный быт народов Кавказа

Выполнил: студент 3 курса

Очной формы обучения

специальности Культурология

Токарев Дмитрий Дмитриевич

Проверил: доктор исторических наук,

Профессор зав. кафедрой истории и

теории мировой культуры

Ягафова Екатерина Андреевна

Самара

Введение

Кавказ — один из интереснейших регионов Земного шара — издавна привлекал внимание путешественников, ученых, миссионеров. Первые упоминания о предках народов Кавказа мы находим у греческих и римских авторов 6 в до н.э.- 1в до н.э.

, которые описывали общественную жизнь и хозяйственную деятельность народов.

Характер и нравы горцев могут быть объяснены первобытным состоянием, в котором эти люди находились еще недавно; и как бы мы сказали вкратце: большая часть нынешних обитателей Кавказа, это лишь остатки народов, погибших или же расселившихся, которым некогда удалось спастись в этих горах[1].

Несмотря на разницу в языках, многовековое соседство и совместная борьба против иноземных захватчиков за свою независимость сблизили эти народы в одну дружную семью.

Любой народ, независимо от того, маленький он или большой, имеет свою сложившуюся в процессе длительного исторического развития материальную и духовную культуру, в которой общечеловеческие нравственные ценности, нормы и правила поведения приобретали, в силу действия как объективных, так и субъективных факторов, национальное своеобразие и специфику. Нет, и не может быть народа без своих обычаев и традиций.

Без всестороннего изучения и знания этих обычаев, традиций трудно понять национальный характер, психологию народа. Без этого невозможно и решение такой задачи, как осуществление связи времен и преемственности в духовном развитии поколений, нравственного прогресса, невозможно формирование исторической памяти народа.

Целью моей работы является проведение исследования семьи, как социального института и семейного быта народов Кавказа.

Для этого необходимо поставить следующие задачи:

·Осветить какой был обычный порядок жизни семьи

·Изучить, как распределялись в семье хозяйственные отношения

·Выяснить, как происходило воспитание детей

Обратите внимание

При проведении исследования я использовал труды Иоганна Бларамберга, который имел склонность к исследовательской работе и собирал этнографический материал о народах Кавказа. Также Максима Максимовича Ковалевского русский учёный, историк, выдающийся деятель в институте права. А также работы других авторов действующих в интересах моей темы.

Обычный порядок жизни семьи

Как всегда в патрилокальном брачном поселении, глава семьи был старший мужчина. Во главе несложной малой семьи стоял отец семейства. В больших семьях случалось, что после смерти отца старший из братьев добровольно отказывался от своих прав в пользу другого брата. Бывало (у адыгов, осетин, карачаевцев и балкарцев), что главной в большой семье становилась мать.

Быт семьи как хозяйственной и потребительской ячейки в значительной степени определялся его типом. В большой семье все супружеские пары потомством жили вместе: у одних народов — в разных помещениях одного дома, у других — в разных постройках, состоящие в одном дворе.

Хозяйство велось сообща под руководством старшего и старшей, распоряжавшихся соответственно в мужской и женской части семьи. Разделения труда у разных народов и даже территориальных групп имело свои особенности.

Например, у осетин в равнинных районах мужчины были заняты всеми видами земляных работ — вспашкой, посевом, уборкой урожая, даже уходом за огородом и садом; на их же долю приходилась основная часть обязанностей, связанных с содержанием скота; мужским делом были также такие ещё сохранившиеся промыслы: обработка дерева, рога и т.п. Мужчины выполняли наиболее тяжёлые работы по дому, в частности заготавливали дрова. На долю женщин приходились, приготовление пищи и заготовка продуктов впрок, доставка воды, уборка дома и двора, шитьё, ремонт и стирка одежды; к полевым работам они привлекались редко, а их участие в скотоводстве ограничивалось доением молочного скота и чисткой хлевов. В горных районах женщины участвовали в молотьбе и уборке урожая, занимались обработкой шерсти, кож и т.д.

Сходным было разделение труда в адыгской и балкарской семье. У карачаевцев женщины больше, чем у других народов, учувствовали в скотоводстве, в том числе занимались отгоном. Разделение труда между полами придерживались очень строго. Считалось верхом неприличия, чтобы мужчины вмешивался в женские , а женщина в мужские дела.

Дети, в том числе и взрослые, всецело находились под властью главы семьи и должны были беспрекословно подчиняться, но и вести себя с ним подчеркнуто почтительно. С отцом не полагалось спорить или хотя бы заговаривать первым; нельзя было сидеть, танцевать, смеяться, курить, показываться небрежно одетым в эго присутствии.

Мать семейства также пользовалась властью над детьми, и особенно над дочерьми. У некоторых народов, например чеченцев, ей даже принадлежал решающие голос при выдачи дочерей замуж. Если она была старшей большой семьи, то в её подчинение находились невестки, обязанные её так же слушаться и починяться, как своих родителей.

Важно

Было бы ошибкой видеть в патриархальной кавказской семье произвол старших по отношению к тем, кто считался младшим. Все отношения были основаны исключительно на взаимном уважении и признании прав личности каждого.

Действительно, ни адаты, ни шариат не лишали женскую половину дома и младших членов семьи, определенных прав и привилегий.

Мать семейства считалась хозяйкой дома, распорядительницей женского домашнего хозяйства и домашних припасов, и у большинства народов, в частности у адыгов, осетин, балкарцев и карачаевцев, только она была вправе входить в кладовую.

Мужчине вменялось в обязанности заботиться о женщинах и защищать их от обид; дурное обращение с женщиной, а тем более нанесение ей оскорблений, считалось позором. Женщины горцев пользовались исключительным правом и уважением, любовью и почтением, являлись символом доброты и нежности, хранительницами семьи и очага.

Пища, правила поведения за столом

Основу рациона народов Кавказа являются мясомолочные продукты. Из молока они получали масло, сметану, сыр, творог.

В пищевом рационе горцев большое место занимал хлеб. Его выпекали из ячневой, пшённой, пшеничной, и кукурузной муки.

Мясо употребляли большей частью в вареном виде, обычно с кукурузным хлебом, кашей с приправой. После вареного мяса обязательно подавали бульон.

Традиционным хмельным безалкогольным напитком является буза.

Прочное место в питании народов Северного Кавказа занял компот из свежих и сухих фруктов. В настоящее время расширение ассортимента повседневной пищи происходит за счет новых, заимствованных соседних народов блюд.

Совет

Особый интерес представляет обрядовая пища. У всех горских народов она связана с народным календарем.

Так, начало пахоты, жатвы, выгон скота на летние пастбища, завершение жатвы — все это сопровождалось приемом обрядовой пищи, до приготовления которой запрещалось употребление какой — либо иной.

Ритуальную еду готовили по случаю рождения ребенка: при укладывании в люльку, при первом шаге, при первой стрижке волос.

Стол — святое место. Не принято упоминать собак, ослов, пресмыкающихся или каких-либо животных.

За одним столом не садились дед и внук, отец и сын, дядя и племянник, тесть и зять, родные братья (если между ними была существенная разница в возрасте).

Если пришли гости вне праздника, то хозяин дома, независимо от возраста садится с гостями за стол.

Нельзя приходить на застолье уже явно выпившим.

Нельзя покидать застолье без уведомления старших.

Курение за столом — проявление неуважения к окружающим. Если терпеть невмоготу, всегда (после трех тостов) можно отпроситься у старших и выйти покурить.

На стол по случаю народных праздников не подают рыбу, курятину. Все мясное должно быть изготовлено из баранины или говядины. Во время официальных праздников на столе не должно быть свинины.

Гостеприимство

Обратите внимание

Многие архаичные обычаи, влиявшие на особенности общественного быта и существовавшие в 19 веке, характерны для горцев. Таков был, в частности, обычай гостеприимства.

«С гостем приходит счастье», — говорят кабардинцы. Для гостя предназначено лучшее из того, что есть в доме. Например, у абхазов «каждая семья старается приберечь хоть что-нибудь для неожиданных гостей. Так, рачительные в старину хозяйки припрятывали. . .

пшеничную муку, сыр, сладости, фрукты, водку в бутылках … а во дворе гуляли куры, ревниво оберегаемые от родных». К приезду гостя и в его честь обязательно резали какое-нибудь домашнее животное или птицу.

У адыгов, как и у ряда других народов, существовал «обычай засевать для гостей часть поля и держать специально для них определенное количество голов скота».

С этим связано представление, также широко распространенное, о том, что в любом хозяйстве есть «доля гостя», которая принадлежит ему по праву. Гость «имеет в моем доме свою долю и вносит в дом изобилие», говорили горцы Грузии[2].

Каждый горец имел специальное помещение для гостей (так называемая кунацкая.) Гостевой дом являлся также своеобразным клубом,

где собиралась молодежь, исполнялись музыка и танцы, происходил обмен новостями и т. п.

У некоторых адыгских дворян и князей стол в кунацкой был постоянно накрыт в ожидании случайного гостя, и блюда сменялись трижды в день, независимо от того, приходили ли гости, или нет.

Кабардинцы держали в кунацкой поднос с мясом и сыром, и называлось это «пища того, кто придет». По представлениям абхазов, то, что укрыто от гостя, принадлежит дьяволу

Важно

Соблюдение законов гостеприимства считалось одной из наиболее важных обязанностей человека, дети с молоком матери впитывали гостеприимство как непреложный закон жизни. Нарушителей закона наказывали. Так, например, в Осетии за это сбрасывали со связанными руками и ногами в реку с высокого обрыва.

При столкновении обязанностей гостеприимства с обязательствами кровной мести преимущество отдавалось первым. Известны случаи, когда преследуемый находил спасение в доме своего кровника, ибо нарушение священных законов гостеприимства считалось большим грехом, чем неисполнение обычая кровной мести.

Гость у горцев считается лицом неприкосновенным. Гостеприимством мог воспользоваться и совершенно незнакомый человек Не принято было интересоваться ,откуда и куда гость направляется, как долго намеревается он пробыть в доме. В гостиных представителей высших сословий имелось всё необходимое для гостей. Двери этого помещения никогда не закрывались.

Гость, приехавший незаметно для хозяев, мог оставить лошадь у коновязи, зайти и находиться в этом помещении, пока о его присутствии не станет известно хозяину. Если же приезд гостя был известен хозяевам заранее, то они выходили его встречать. Младшие члены семьи помогали гостю сойти с коня, а старший хозяин отводил гостя в гостиную.

Если среди приехавших были женщины, то встречать выходили также женщины. Их отводили в женскую половину дома.

Гостеприимство на Северном Кавказе являлось наиболее устойчивым и распространенным обычаем.

В основе обычая гостеприимства лежали известные общечеловеческие категории нравственности, что делало его весьма популярным далеко за пределами Кавказа.

Любой человек мог остановиться в качестве гостя в любом городском жилище, где его принимали с большим радушием. Горцы, даже самые бедные, всегда были рады приезду гостя, считая, что вместе с ним приходит благо[2].

Воспитание детей

Совет

Семья складывалась на основе брака и давала начало новым бракам. Одной из основных целей брака были дети. В крестьянском быту от наличия детей, и прежде всего сыновей, зависели и количество рабочих рук, и уход за родителями в старости.

С появлением детей упрочивалось и общественное положение отца. «Детей нет — в семье жизни нет»,- говорили адыги. Все народы Северного Кавказа придавали огромное значение воспитанию детей, в равной степени мальчиков и девочек.

Воспитание настоящего горца или горянки предполагало всестороннее физическое, трудовое, нравственное, эстетическое развитие.

Из прививающихся детям нравственных качеств особое значение придавали чувству долга и родственной солидарности, дисциплинированности и вежливости, созданию мужского достоинства и женской чести. Человек хорошей репутации не мыслился без знания обычаев и правил этикета.

Помимо досконального знания норм взаимоотношений между старшими и младшими родственниками, подросток был должен хорошо усвоить правила поведения в общественных местах. Он должен был помнить, что каждый взрослый житель селения вправе попросить его об услуге и отказать в ней нельзя. Ему надо было знать, что со взрослыми нельзя заговорить первым, обогнать его или пересечь ему дорогу.

Идти или ехать верхом надо, слегка приотстав от взрослого, а при встрече с ним полагается спешиться и пропустить его стоя.

Подросток также должен был в совершенстве изучить законы гостеприимства и его этикет.

Аталычество

В общественном быту народов Северного Кавказа важное место занимал институт аталычества (от тюрского слова аталык — отец, воспитатель).

Обратите внимание

В соответствии с обычаем, который сохранился с отдаленных времен, князья не имеют права воспитывать своих сыновей ни в своем доме, ни под своим наблюдением, а должны как можно раньше, чуть ли не с самого рождения, отдавать их на воспитание в чужой дом. Еще до рождения ребенка человек, желавший взять его на воспитание, предлагал будущим родителям свои услуги.

После наречения ребенка аталык с подарками отправлялся к родителям своего будущего воспитанника. Последние не должны были навещать своего ребенка и вмешиваться в его воспитание в новом доме. Мальчик рос в доме аталыка обычно до совершеннолетия, девочка — до замужества. Аталык кормил, одевал и воспитывал своего питомца бесплатно, заботясь о нем даже больше, чем о своих детях.

После достижения ребенком одного года устраивался праздник показа его жителям селения или поселка, которые его одаривали. А через некоторое время устраивали праздник в честь первого шага, выявляя склонности воспитанника, раскладывая рядом различные предметы — от книги до оружия — и наблюдая, что его больше привлекает. Отсюда делали вывод, кем он будет, когда вырастет.

Главной обязанностью воспитателя считалась подготовка из своего названного сына хорошего воина, поэтому с шести лет ребенка учили стрельбе, верховой езде и борьбе, приучали переносить голод, холод, зной и усталость. Воспитанника обучали также красноречию и умению рассуждать здраво, что должно было помочь ему обрести должный вес на общественных собраниях.

Девочек с малых лет знакомили с правилами этикета, учили умению вести домашнее хозяйство, вязать, готовить, обучали шитью золотом и серебром и другим ручным работам. Воспитание девочки входило в обязанность жены аталыка.

При завершении срока воспитания аталык дарил воспитаннику парадную одежду, коня, вооружение и торжественно в присутствии родственников возвращал его в родной дом. С той же торжественностью возвращали домой и девушку. Семья воспитанника устраивала по этому случаю большие торжества, преподносила аталыку и его семье дорогие подарки (оружие, конь, скот, земельный участок и т.д.)

Аталык вплоть до своей смерти пользовался большим уважением со стороны всей семьи своего воспитанника, и его принимали как одного из членов семьи. Родство по аталычеству считалось более тесным, чем кровное[4].

Заключение

семья кавказ аталычество быт

Быт семьи подчинялся гармоничным законам жизни горцев. Старший заботился о материальном благополучии, пропитании, остальные помогали ему в этом, беспрекословно выполняя поручения.

Важно

Поэтому время было занято трудом, воспитанием детей. Конечно, большую его часть занимали домашние и сельскохозяйственные работы.

В сознании народа такой уклад закреплялся веками, обрабатывался, отбрасывал все лишнее и оформлялся в более подходящую форму.

пределенное время в обычном порядке жизни семьи занимало воспитание детей. Необходимо было привить им чувство долга и родственной солидарности, дисциплинированности и вежливости, созданию мужского достоинства и женской чести.

Гостеприимство в кавказской семье считается чуть ли не самым главным обрядом. Древнему обычаю гостеприимства кавказцы следуют и сегодня. Существует много поговорок, притч и легенд, посвященных этому замечательному обычаю. Старики на Кавказе любят говорить: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать».

Таков традиционный семейный быт народов Кавказа. Важно продолжать исследование внутреннего уклада жизни дружественных нам народов.

Список литературы

1.Блаламбер И., Кавказская рукопись. URL:4.Чомаев К.И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа 1972.С.147