Гордость россии: российские ученые в живописи

Изобретение радио поповым кратко | Медик03

Гордость россии: российские ученые в живописи

Гипермаркет знаний>>Физика и астрономия>>Физика 11 класс>> Изобретение радио А. С. Поповым

ИЗОБРЕТЕНИЕ РАДИО А. С. ПОПОВЫМ

Русский ученый Александр Степанович Попов стал одним из первых, кто в России решился заняться изучением электромагнитных волн. А начал он освоение электромагнитных волн с повторения опытов, которыми занимался Герц.

Но в процессе работы Попову удалось найти более чувствительный и надежный способ приема электромагнитных волн.

Ему удалось усовершенствовать приборы так, что в его приемных резонаторах стали появляться довольно таки сильные искры.

Обратите внимание

Со временем Александр Степанович смог построить приемник, который показывал высокую чувствительность к электрическим волнам. Кстати, особенности этого приемника в радиоаппаратуре применяют, по сей день. Чтобы чувствительность этого приемника увеличить Попов применил явление резонанса и изобрел приемную антенну.

Еще одной значимой особенностью приемника, изобретенного Поповым, был способ регистрации волн, где вместо искры был применен когерер.

Когерер – это такой прибор, который был сделан в виде трубки с двумя электродами. Внутри этой трубки находились мелкие металлические опилки, а в оба ее конца вводились провода, которые соприкасались с этими опилками.

Правда, этот прибор был изобретен не Поповым, а Бранли, для применения в лабораторных опытах.

За основу в работе когерера было положено влияние электрических разрядов на металлические порошки.

А происходило это так: так как в обычных условиях электрическое сопротивление в опилках было большим, но если в цепи появлялся переменный ток высокой частоты, то между этими опилками проскакивали искорки и опилки сваривались, а сопротивление когерера уменьшалось. Чтобы снова вернуть этому прибору большое сопротивление, его необходимо взять и просто встряхнуть.

Но для осуществления беспроволочной связи, когерер должен работать автоматически. И тогда Попов придумал использовать звуковое устройство. После приема сигнала срабатывало реле, и включался звонок, а получив такую легкую встряску, сцепление между металлическими опилками становилось более слабым, и готово было принять следующий сигнал.

Также Александром Степановичем для беспроволочной связи была создана первая антенна, в которой он заземлил один из выводов когерера и присоединил другой к проволоке, поднятой на определенную высоту. Благодаря такой антенне удалось повысить чувствительность аппарата.

Изобретение ученого остается актуальным и, по сей день, так как современные радиоприемники работают на основе приборов, изобретенных Поповым, и имеют антенну, с помощью которой проходящие волны способны вызывать незначительные электромагнитные колебания. Энергия этих колебаний используется для управления источниками энергии, которые питаются в последующей цепи.

Важно

В 1895 году седьмого мая А.С. Попов впервые продемонстрировал действие своего прибора на заседании Русского физико-химического общества в Петербурге.

А с 1945 года в честь пятидесятилетия изобретения радио, день 7-го мая был объявлен «Днем радио» и с тех пор его ежегодно стали отмечать в России.

Естественно А.С.Попов не остановился на достигнутом и продолжил работу над усовершенствованием приемной аппаратуры. Российский ученый поставил перед собой цель изобрести прибор, с помощью которого можно будет передавать сигналы на довольно таки большие расстояния.

На первых порах Александр Степанович добился установления связи на расстоянии двухсот пятидесяти метров, потом дальность связи была установлена на расстоянии более шестисот метров, а затем радиосвязь достигала не одной сотни километров.

Со временем с помощью изобретений А.С. Попова, была внедрена радиосвязь в армии и на флоте, благодаря чему успешно использовалась во время различных спасательных операций.

Изобретение радиосвязи – одно из самых выдающихся достижений человеческой мысли и научно-технического прогресса.

Потребность в совершенствовании средств связи, в частности установлении связи без проводов, особенно остро проявилась в конце XIX в., когда началось широкое внедрение электрической энергии в промышленность, сельское хозяйство, связь, на транспорте (в первую очередь морском) и т. д.

История науки и техники подтверждает, что все выдающиеся открытия и изобретения были, во-первых, исторически обусловленными, во-вторых, результатом творческих усилий ученых и инженеров разных стран.

Совет

Но лишь немногим из них удалось сделать эти открытия и изобретения достоянием практики и поставить их на службу человечеству.

К ним относятся талантливый ученый и экспериментатор, профессор Александр Степанович Попов, создавший первый в мире практически пригодный радиоприемник, и итальянский изобретатель Гульельмо Маркони, сумевший при поддержке крупнейших британских промышленников и видных специалистов осуществить радиосвязь через океан на расстояние 3500 км.

Изобретение радиосвязи было бы невозможно без фундаментальных исследований электромагнитных волн Д. К. Максвелла и Г. Герца.

В 1888 г. Герц создал вибратор и резонатор электромагнитных волн, подтвердив на практике теоретические выводы Максвелла.

Электромагнитные волны, полученные и экспериментально исследованные Герцем, стали называть «лучами Герца». От латинского radius – «луч» – произошло слово «радио», известное миллионам людей на нашей планете.

Радио Попова

Хотя современные радиоприемники очень мало напоминают приемник А.С. Попова, основные принципы их действия те же, что и в его приборе. Современный приемник также имеет антенну, в которой приходящая волна вызывает очень слабые электромагнитные колебания.

Как и в приемнике А. С. Попова, энергия этих колебаний не используется непосредственно для приема. Слабые сигналы лишь управляют источниками энергии, питающими последующие цепи. Сейчас такое управление осуществляется с помощью полупроводниковых приборов.

7 мая — День радио

7 мая 1895г. на заседании Русского физико-химического общества в Петербурге А. С. Попов продемонстрировал действие своего прибора, явившегося, по сути дела, первым в мире радиоприемником. День 7 мая стал днем рождения радио. Ныне он ежегодно отмечается в нашей стране.

Работа Попова по увеличению расстояния приема-передачи радиосигналов.

А.С. Попов продолжал настойчиво совершенствовать приемную аппаратуру. Он ставил своей непосредственной задачей построить прибор для передачи сигналов на большие расстояния.

Вначале радиосвязь была установлена на расстоянии 250 м. Неустанно работая над своим изобретением, Попов вскоре добился дальности связи более 600 м. Затем на маневрах Черноморского флота в 1899 г. ученый установил радиосвязь на расстоянии свыше 20 км, а в 1901 г. дальность радиосвязи была уже 150 км.

Обратите внимание

Важную роль в этом сыграла новая конструкция передатчика. Искровой промежуток был размещен в колебательном контуре, индуктивно связанном с передающей антенной и настроенном с ней в резонанс. Существенно изменились и способы регистрации сигнала.

Параллельно звонку был включен телеграфный аппарат, позволивший вести автоматическую запись сигналов. В 1899г. была обнаружена возможность приема сигналов с помощью телефона. В начале 1900г. радиосвязь была успешно использована во время спасательных работ в Финляндском заливе. При участии А. С.

Попова началось внедрение радиосвязи на флоте и в армии России.

Продолжая опыты и совершенствуя приборы, А.С. Попов медленно, но уверенно увеличивал дальность действия радиосвязи.

Через 5 лет после постройки первого приемника начала действовать регулярная линия беспроволочной связи на расстоянии 40 км. благодаря радиограмме, переданной по этой линии зимой 1900 г.

, ледокол “Ермак” снял со льдины рыбаков, которых шторм унес в море . Радио, начавшее свою практическую историю спасением людей, стало новым прогрессивным видом связи XX в.

За границей усовершенствование подобных приборов проводилось фирмой, организованной итальянским инженером Г. Маркони. Опыты, поставленные в широком масштабе, позволили осуществить радиотелеграфную передачу через Атлантический океан.

Живопись, Культура России

Гордость россии: российские ученые в живописи

Византийская живописная традиция пришла на Русь вместе с христианством и храмовым строительством: храмы украшались мозаиками и фресками. Храмовая живопись отличалась одухотворенностью и строгой каноничностью.

Выразительные образы призваны были воплотить идею превосходства духа над плотью. Другим новшеством, принесенным христианством стали иконы (от греч. eikon — изображение, образ), представлявшие изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывалось священное значение.

Иконы заменили деревянных истуканов, символизировавших языческих богов.

Высочайшего уровня развития русская живопись достигает на рубеже XIV–XV веков. На этот период приходится расцвет иконописного искусства, связанный с деятельностью трех выдающихся мастеров иконописи: Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия.

Западная школа живописи

С открытием Петром I окна в Европу Россия приобщается к западной школе живописи. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор). В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись.

Позднее расцветает пейзаж. В начале ХХ в. – это уже не просто изображение ландшафта, а живопись, через образы природы передающая тончайшие движения человеческой души. Величайшими мастерами пейзажа в России были А. К. Саврасов («Грачи прилетели»), И. И. Шишкин («Сосновый бор»). Реализм в живописи XIX в. достигает вершины в творчестве Ильи Репина и Василия Сурикова.

Русский модернизм

Начало ХХ в. – время развития и становления русского модернизма, представленного огромным количеством самых разнообразных течений и направлений: фовизм, футуризм, кубизм, супрематизм и т. п. Для модернизма характерно отрицание опыта традиционного искусства. Новое направление осознавало себя находящимся на переднем крае развития искусства – авангардом.

Виднейшими представителями авангарда были родоначальник абстрактного искусства Василий Кандинский, Марк Шагал, Казимир Малевич, основатель супрематизма – художественного направления, доведшего идею беспредметной абстрактной живописи до логического завершения. Программное произведение Малевича – «Черный квадрат» (1913 г.) стало идейным манифестом супрематизма.

Достижения русской художественной школы общепризнанны. Картины русских художников, как живших в прошлом веке, так и наших современников, произведения скульпторов, великолепные образцы русского прикладного искусства считают за честь иметь все крупнейшие музеи мира.

Всемирно известные земляки

Гордость россии: российские ученые в живописи

09 июня 2012, 22:33

Очень многие вятчане внесли большой вклад в мировую и национальную культуру, науку. Они все вместе и каждый в отдельности составляют истинную гордость Вятского края. Известны многие уроженцы Кировской области, которые отличались недюжинным талантом, харизмой и умом. Они покорили многие сферы науки и искусства и добились там народного и даже всемирного признания.

 

Ученые родом из Вятки

Бакулев Александр Николаевич. (1890-1967 гг.)

Это знаменитый хирург, член Академии наук, президент Академии медицинских наук, Герой Труда. Место рождения: деревня Невинниковская, которая расположена недалеко от города Слободского Кировской области.

Бакулев работал в разных городах: Саратов, Сызрань, Москва. Был заведующим кафедры хирургии в Московском университете. В середине XX века на базе его клиники создали институт сердечно-сосудистой хирургии, которым А. Н.

Бакулев руководил до последних дней своей жизни.

Бехтерев Владимир Михайлович. (1857-1927 гг.)

Выдающийся психолог, невропатолог. Место рождения: деревня Сорали (Вятская губерния). В 1918 году стал директором Института по изучению мозга и психической деятельности. Кроме того, обладатель звания «Заслуженный деятель науки РСФСР».  

 

Важно

Циолковский Константин Эдуардович. (1857-1935 гг.)

Основоположник космонавтики. Место рождения: село Ижевское (сейчас относится к Рязанской области). Долгое время Циолковский жил в Вятском крае и обучался в гимназии.

 

Вятские художники

Шишкин Иван Иванович (1832-1898 гг.)

Талантливый пейзажист. Место рождения: город Елабуга (Вятская губерния). Получил образование в Москве (Московское училище живописи) и в Санкт-Петербурге (Петербургская академия художеств). Его самые известные творения: «Сосновый бор», «Корабельная роща». Они отражают именно вятскую природу.

Картины И. И. Шишкина

Сосновый бор

Корабельная роща

Лобовиков Сергей Александрович (1870-1941 гг.)

Мастер искусства фотографии. Являлся членом фотографических объединений не только в России, но и за границей. Был постоянным участников различного рода выставок.

 

Музыкальные таланты

Чайковский Петр Ильич (1840-1893 гг.)

Знаменитый композитор. Место рождения: город Воткинск (Вятская губерния). Жил в Вятке первые 8 лет своей жизни.

Шаляпин Федор Иванович (1870-1938 гг.)

Прекрасный певец, композитор. Ему было присвоено звание Народного артиста Республики. Родители Шаляпина — простые крестьяне, проживавшие в Вятском крае. После того, как Федор Иванович обрел популярность, он подарил целую библиотеку поселку, где жили его родители. В течение своей жизни Шаляпин называл себя не иначе как «вятский мужик».

 

Литературные деятели

Костров Ермил Иванович (1755-1796 гг.)

Русский поэт, занимался переводом. Место рождения: село Синеглазье Вятского края. Среди его литературных работ : перевод романа Апулея «Золотой осел», перевод гомеровской «Илиады». Александр Сергеевич Пушкин говорил о Кострове с большим уважением.

Лиханов Альберт Анатольевич (родился в 1935 году)

Талантливый русский писатель, журналист. Место рождения: город Киров. Уже в 1959 году выходит в свет первая книга писателя, позже он работает в должности главного редактора журнала «Смена». В Кирове до сих пор ежегодно проходят традиционные Лихановские чтения. Самые известные его рассказы: «Русские мальчики», «Обман», «Чистые камушки», «Мужская школа» и другие.

Крупин Владимир Николаевич (родился в 1941 году)

Известный писатель. Место рождения: село Кильмезь Кировской области. В издательстве «Современник» Крупин работал в должности редактора и сценариста. Стоял во главе журнала «Москва». Его перу принадлежит множество произведений, а на счету — практически 30 книжных изданий. На данный момент является секретарем правления Союза писателей.

 

Деятели культуры

Агалакова Жанна Леонидовна 

Жанна Агалакова — известная ведущая, тележурналист. Место рождения: город Киров. Жанна Леонидовна закончила МГУ (факультет журналистики, газетное отделение). Работает на телевидении уже с 1989 года. На сегодняшний день является специальным корреспондентом Первого канала во Франции. 

Владимир Широков

Известный фотограф, который «специализируется» на съемке знаменитых людей. Родился Широков в Кирово-Чепецке Кировской области. Активно организовывает выставки своих работ, которые посещают огромное количество людей. 

Александр Александрович Калягин

Признанный советский и российский актер, выдающийся режиссер. Народный артист РСФСР. Родился Калягин в 1942 году в городе Малмыже Кировской области. Самые знаковые роли Александра Калягина: Павел Иванович Чичиков (в фильме «Мертвые души»), Бабс Баберлей («Здравствуйте, я ваша тетя!»). Кроме того, он озвучил полюбившиеся нам мультфильмы про кота Леопольда.

Гордость России

Гордость россии: российские ученые в живописи

Общие вопросы General problems Юг России: экология, развитие. № 1, 2008 The South of Russia: ecology, development. № 1, 2008

УДК 502.3:2 ГОРДОСТЬ РОССИИ © 2008. Газимагомедов Г.Г. Народный художник РФ, Дагестанский государственный университет

В статье проанализированы эволюция сложения искусства Кубачи, профессиональные школы, вклад выдающихся мастеров.

In clause evolution of addition of art Кубачи, professional schools, the contribution of outstanding masters are analysed.

Дагестан нередко называют страной гор, поэтов, музыкантов, аулов-мастеров. Но ожерелье складывается из жемчужин. Вершиной гор дагестанских вознесся к небу седой Шалбуздаг. Вершиной поэзии стали стихи РасулаГамзатова, а прозы — произведения Ахмедхана Абу-Бакара. Вершиной же искусства аулов-мастеров был и остается Кубачи.

Аул Кубачи, славящийся своими древностями, привлекал к себе внимание еще издревле. О Кубачах упоминают в истории Сасанидского царя Ануширвана (VI век до н.э.). О Кубачинцах упоминают арабские ученые Баладзори (1Х в.), Масуди (Х в.), Абу-Хамид Андалузи (1160 г.), Якут (1229 г.), Казвини (1283 г.), называющие кубачинцев зирехгеранами (персидское — «кольчужники).

Существуют различные версии о «приходе» кубачинцев из Европы. Были легенды, возводящие происхождение кубачинцев к генуэзцам, французам, византийцам, аланам.

Но самым распространенным стало утверждение, что генуэзцы и греки имели в горах Кавказа рудники, где добывались серебро, медь и другие металлы. Около рудников будто бы мастера производили прекрасные ювелирные изделия. Обучались ювелирному искусству и местные жители.

В результате нашествия чужеземцев, говорит легенда, рудники были разрушены, а мастера остались и усовершенствовали свое искусство.

Материальная культура кубачинцев, которая развивалась и усовершенствовалась в теснейшей связи с природно-географическими условиями, с хозяйственными потребностями и эстетическими запросами народа, своими корнями уходит в глубокую древность. Ее тысячелетняя давность засвидетельствована средневековыми, большей частью восточными источниками. Уже в них отмечается, что Кубачи — один из древних признанных металлообрабатывающих центров.

Совет

О кубачинцах писали этнографы, антропологи, языковеды, любознательные путешественники из разных стран. И каждый из них обращал внимание на самобытный характер материальной культуры этого народа.

Многие исследователи считают Кубачи одним из интереснейших аулов Дагестана. Легенда о Зирехгеране, записанная еще в 1929 г. Е.М. Шиллингом, гласит, что этот таинственный аул расположен на недоступной скале. Он отгорожен от мира хаосом первозданных гор. Оружие кубачинцев считается лучшим не только на Кавказе, но и в Ираке, Турции.

Оно высоко ценилось на рынках Константинополя и Багдада. Старожилы-кубачинцы с гордостью рассказывают, что двурогий шлем Искандера Зулкарная (так горцы называли Александра Македонского) смастерили в этом ауле. Меч, подаренный кубачинцами русскому князю Мстиславу, щит — Александру Невскому, не имели себе равных.

Кубачинцы были авторами многих изящных обрамлений к иконам.

Уникальная материальная культура аула Кубачи поражала многих ученых своей неожиданностью. Так, антрополог П.Ф. Свидерский, побывавший в Кубачах в начале века, выражал удивление, что кубачинцы, несведущие в археологии, отлично понимают древность или ценность той или иной вещи.

Он заметил, что в некоторых плитах домов выбиты в виде горельефов выпуклые изображения льва, львицы, гиены, змеи, скачущего всадника и прочее. Фигуры воспроизведены живо, с поразительной грацией и реальностью.

Поражает воображение — каким удивительным художественным вкусом, тонким чутьем, высоким мастерством должен был обладать древний ремесленник, чтобы с таким совершенством передать грациозность одного животного, стремительный бег дру-

Общие вопросы

General problems

Юг России: экология, развитие. № 1, 2008

The South of Russia: ecology, development. № 1, 2008

гого, силу и мощь третьего. «По мастерской, чисто классической работе их можно отнести к античным вещам», — восклицает П.Ф. Свидерский.

У кубачинцев был обычай украшать свое жилище: стены и полки сплошь увешаны и заставлены различной (большей частью привозной) орнаментированной утварью.

Обратите внимание

Кубачинские мастера часто выезжали за границу для продажи своих изделий. Во время поездок охотно покупали предметы старины, «антику»: фарфор, фаянс, медную утварь и т.д.

Можно у кубачинцев увидеть люстровые изделия Х11-Х111 веков, персидский, китайский, русский фаянс и фарфор ХV-ХIХ веков.

Эта традиция, переходя из поколения в поколение, воспитала в них необычайную восприимчивость к всякого рода предметам искусства, развила в них тяготение ко всему старинному.

Женщины — кубачинки занимались производством сукна, славились вышиванием золотом и шелком, вязанием орнаментированных шерстяных носков, изготовлением войлока и обуви из него. «У нас даже кушанья бывают с гравировкой», — говорят кубачинцы.

И на самом деле, любая работа в своем роде неповторима и относится к явлениям подлинного народного творчества. Нельзя не согласиться с наблюдениями Е.М. Шиллинга, отмечающего, что вся атмосфера жизни кубачинцев, вплоть до мелких бытовых моментов, насыщена богатейшим художественным материалом.

Здесь даже пекут по-своему, со сквозным орнаментом.

«Кубачинцы вежливы, спокойны, трудолюбивы. Женщины умны и начитаны. А мужчины -известные мастера, которые выделывают оружие, пистолеты, сабли, ножи, панцири. Ни Персия, ни Анатолия не имеют таких умелых мастеров, их изделия всюду находят спрос и дорогую оценку», — пишет Я.Рейнеггс.

Основное традиционное занятие кубачинцев — ремесло. Земледелие и скотоводство носили подсобный характер. Развитыми отраслями ремесла являлись металлообработка, резьба по камню и дереву, строительное дело, обработка кости.

Ведущая и высокоразвитая отрасль традиционного ремесла — металлообработка включала: медночеканное дело (изготовление водонососных сосудов, ритуальной посуды, крышек к котлам); литье бронзовых котлов, светильников; изготовление художественно отделанного холодного и огнестрельного оружия; изготовление разнообразных женских украшений, предметов мужского костюма (пояса, газыри), деталей конского снаряжения. Изделия эти находили сбыт далеко за пределами края.

Современные кубачинцы достойно продолжают дело своих предков.

Преемником традиции старых мастеров по праву является Кубачинский художественный комбинат, который за 80 лет своего существования заработал отличную репутацию и мировую славу производства оружия, изысканно отделанного серебром, резной слоновой костью золотой насечкой.

Важно

Уникальные коллекции изделий и памятников кубачинского искусства хранятся в крупнейших музеях России и зарубежных стран — в Государственном историческом музее (Москва).

Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Государственный музей искусств народов Востока (Москва), Дагестанском государственном объединенном историческом и архитектурном музее (Махачкала), Дагестанском государственном музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой (Махачкала), Эрмитаже (Санкт-Петербург), Лувре (Париж), Музее Виктории и Альберта (Лондон), Метрополитен — музее (Нью-Йорк) и др.

Библиографический список

1. Алиханов Р. Кубачинские очерки // Искусство Кубачи. Л., 1976. С. 38-39. 2. Газимагоме-дов Г. Г. Современное декоративно-прикладное искусство Дагестана: Художественно эстетические проблемы — Махачкала: Даг. к.н. изд-во, 1992, С. 79. 3. Шиллинг Е.М. Кубачи. Пятигорск, Орджоникидзе: Краев. изд-во, 1937. 4. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура: Историко-

этнографические этюды. М.; Л., 1949.

Великие учителя русской живописи

Гордость россии: российские ученые в живописи

Шебуев В.К. «Гадание. Автопортрет с гадалкой» , 1805-1807 г.

1. Шебуев Василий Козьмич

Русский живописец, академик,  заслуженный ректор Императорской Академии художеств (1832 г.) , один из ведущих мастеров позднего классицизма и академизма. Вся жизнь его связана с преподавательской деятельностью: начал он в звании академика по классу исторической живописи, а закончил — ректором живописи и ваяния.

За свою масштабную картину «Петр Великий в сражении при Полтаве» академия произвела его в адъюнкт-профессоры исторической живописи и доверила преподавание в своих классах.

Анатомические рисунки Шебуева, а также рисунки с классических статуй легли в основу «Полного курса правил рисования и анатомии для питомцев Императорской Академии художеств», который Шебуев в основном закончил к 1822 году.

Но издан учебник был лишь в 1831 году и получил другое название: «Антропометрия или размеры тела человеческого с образцовых произведений древних и с натуры для учащихся подражательным искусствам», причем самая важная часть пособия, содержащая практическую анатомию для художников, была отброшена, и труд получил другую направленность.

В академии он имел огромное влияние на развитие многих русских художников, в том числе К. Брюллова , А. А. Иванова , Ф. А. Бруни , П. В. Басина.

Венецианов А.Г. «Автопортрет», 1811 г., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

2. Венецианов Алексей Гаврилович

Русский живописец, мастер жанровых сцен из дворянской,  мещанской, а позднее крестьянской  жизни, педагог, член Петербуржской академии художеств, основатель собственной так называемой венециановской школы.

В деревне Сафонково Тверской губернии Венецианов организовал собственную художественную школу, в которой обучалось более  70 человек.  Картины  своих учеников учитель  Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках. Среди учеников А. Г. Венецианова был  талантливый живописец Григорий Сорока.

Брюллов К.П. «Автопортрет», 1848 г.

3. Брюллов Карл Павлович

Русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель академизма.

С 1836 года по 1949 год Брюллов жил и работал в Петербурге.

Сразу по возвращении в столицу ему было присвоено звание младшего профессора Академии художеств, поручено руководство историческим классом Академии и предложено написать большую картину на тему из русской истории, утверждённую Академией и одобренной императором, для получения звания старшего профессора. Такой картиной должна была стать «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» (1839—1843, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Брюллов и сопровождавший его художник-археолог Ф. Г. Солнцев по приказу императора посетили Псков, где художник сделал множество натурных зарисовок и изучал сохранившиеся древности. Однако картина так и осталась незаконченной, несмотря на столь тщательный подход к её созданию.

Брюллов оказал огромное влияние на русских художников, среди которых у него было множество последователей и подражателей.

Перов В.Г. «Автопортрет», 1870 г.

4. Перов Василий Григорьевич

Русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Перов не только великий художник, но и не менее талантливый  педагог. Под его руководством в московском училище живописи и ваяния вырос не один десяток художников, составляющих гордость русского искусства.

С 1871 года Перов преподает в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были известные в будущем художники М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, И. И. Левитан, братья Коровины.

Перов В.Г. «Портрет Саврасова А.К.», Третьяковская галерея

5. Саврасов Алексей Кондратьевич

Русский художник — пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников.

Летом 1854 года в год окончания училища, Саврасов написал две картины, которые показал на осенней выставке Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума»  и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». За них ему было присвоено звание академика.  Через четыре года  Саврасов становится  руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния.

В соавторстве  с В.В. Пукеревым А. К. Саврасов работал над созданием учебника рисования, куда вошли его русские пейзажи.

Среди учеников Саврасова —  Лев Каменев, Константин Коровин, Михал Нестеров, Сергей Светославский,  а любимым учеником мастера  стал Исаак Левитан.

Репин И. «Портрет художника Чистякова П.П.», 1878 г.

6. Чистяков Павел Петрович

Русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи.

В 1870 году получил звание академика за написанные им за границей картины «Римский нищий», «Голова чучарки» и «Француз, собирающийся на публичный бал».

После этого, посвятив себя главным образом преподавательской деятельности, художник очень редко выставлял свои новые произведения.

В 1872 году получил в академии должность адъюнкт-профессора, а по преобразовании этого учреждения в1892 году  был назначен членом академического совета, профессором высшего художественного училища и заведующим мозаичной мастерской.

Совет

Учениками П.П. Чисяткова были В.М. Васнецов, М.А. Врубель, А.И. Кандуров, И.Е. Репин, Н.С. Самокиш, В.А. Серов, В.И. Суриков  и другие.

Репин И.Е. «Автопортрет», 1887 г.

7. Репин Илья Ефимович

Русский художник — живописец.

Академик Императорской Академии художеств.   Профессор — руководитель мастерской (1894—1907) и ректор (1898—1899) Академии художеств, преподаватель школы-мастерской Тенишевой.

Среди его учеников —Б.М. Кустодиев, И.Э. Грабарь, И.С. Куликов, Ф.А. Малявин, Н.И. Фешин.  Непосредственный наставник В. А. Серова.

Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».

Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем».

По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи» — не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России.

Помня о том, что ученичество — это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих воспитанников в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах.

Серов В.А. «Автопортрет», 1880 г.

8. Серов Валентин Александрович

Русский живописец и график, мастер портрета.

С конца 1890 года  предыдущего года давал уроки рисования Володе фон Мекк. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909).

Ученики Серова: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.

Серов В.А. «Портрет Константина Коровина»

9. Коровин Константин Алексеевич

Русский живописец, театральный художник, педагог и писатель.

С 1901 года К. А. Коровин преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Одним из его учеников был сценограф С.Ф. Николаев, будущий педагог, писатель и краевед С.П. Волков.

В воспоминаниях одного из его учеников, Н.М. Чернышева, есть несколько эпизодов, которые дают представление о мировоззрении художника. Очень характерны слова, сказанные Коровиным Чернышёву в 1903 году во время болезни:

По-прежнему лёжа в постели, Константин Алексеевич взял мой эскиз, поставил его себе на живот и начал говорить. «Прежде всего надо избегать литературности в живописи», — были его первые слова. Однако он нашёл в нём (эскизе) много сердечности, поэзии, «Сколько любви!» — восклицал он.

Обратите внимание

Я волновался, что утомляю больного, а он рассказывал о своей молодости, как трудно им жилось… Случалось, что они голодали, но упорно работали. «Деньги — г…., — не раз ввёртывал он крепкое словцо. — Никогда не думайте о деньгах.

Они сами к вам придут… Пишите больше вот, что здесь, на улице, у вас перед глазами, — говорил он, указывая на окно и обводя взглядом комнату. — Живите в своей комнате, окружённый красками, акварелью, пастелью. …Всем пишите, пробуйте себя во всём. Больше ешьте, будьте здоровым, весёлым, но всё для искусства.

Лучше жить в норе и, терпя всякие лишения, наслаждаться своим искусством… Знайте Веру, Надежду и Любовь, и во всех лишениях помните эти три.

Если одну из них забыл — погиб».

Циоглинский Я.Ф. «Автопортрет»

10. Циоглинский Ян Францевич

Польский и российский художник.

Талантливым педагог-новатор. Преподавал в Рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств с 1886 года, в натурном классе Высшего художественного училища при Академии художеств и руководил частной школой-студией на Литейном проспекте.

Как педагог Ционглинский пользовался большой любовью и уважением среди учеников академии. М.П.

Гронец вспоминает: «К рисунку он подходил со всей строгостью, требовал от учеников точности и правильности, не допуская никакого искажения формы и в то же время, умел внушить каждому, что владение рисунком — искусство, а потому к нему надо подходить с творческим горением, с трепетом в груди.

«Как бы ни была проста задача, художник обязан к ней подходить с вдохновением,— говорил Ционглинский,— рисуете ли вы натюрморт, гипсовую голову или фигуру, творческое начало должно присутствовать в работе». И далее: «Художник потому и является художником, что он творит. Без творчества нет художника».

Говоря об изобразительном искусстве, Ционглинский указывал:

«Искусство — это тайна, которая открывается не каждому. Поэтому ученик на занятиях должен быть очень внимательным, ничего не пропускать и не спать».

«Рисунок — основа основ и овладевать им надо постепенно, не упуская ни малейшей детали в методике построения каждого изображения. С чего начинается рисунок, как он развивается дальше и чем заканчивается — художник должен твердо знать как таблицу умножения».

«Художник должен поступать по темпераменту, но работать по разуму».

«Искусство надо любить безгранично, беспредельно».

«До совершенства, до бесконечности не дойдете, но идти стремиться к этому надо».

«Рисунок с натуры должен быть предельно точным, не бойтесь сухости».

«Наблюдая форму предмета, все время надо анализировать Держите глаз внутри формы, а не по контуру. Как рентгеновскими лучами пронизывайте натуру».

«Изобразительное искусство немыслимо без научных знаний.  Знания и чувства сплетаются воедино».

Давая методические указания при рисовании с натуры, Ционглинский требовал большой осторожности и осмысленности, «9/10 продумать и 1/10 тронуть»,— любил говорить Ционглинский.

Малевич К. «Автопортрет», 1933 г.

11. Малевич Казимир Северинович

Выдающийся российский и советский   художник-авангардист польского  происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени.

В мае 1917 Малевич был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (молодой фракции). В августе становится председателем Художественной секции Московского совета солдатских депутатов, занимался просветительской работой, разрабатывал проект Народной академии искусств.

Пишет «Декларацию прав художника».  В 1919 году Малевич издал теоретическую работу «О новых системах в искусстве».

Важно

В 1923 г. был назначен временно исполняющим обязанности директора Петроградского Музея художественной культуры, и начал исследовательскую и преподавательскую работу в нём, окружив себя учениками, переехавшими за ним в Петроград.

С 1928 до 1930 года Малевич преподавал в Киевском художественном институте.

 Габриеле Мюнтер «Портрет Кандинского»

12. Кандинский Василий Васильевич

Выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма.

В берлине Василий Кандинский  преподает  живопись и становится  видным теоретиком школы «Баухауз». Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (Münchner Malschule Phalanx), выезжавшей в городок Калльмюнц (Kallmünz), расположенной в живописной местности при впадении Фильса в Наб.

Несмотря на то, что известный теоретик и живописец-абстракционист В.В. Кандинский разрабатывал свои концепции в первой половине XX века, они не потеряли актуальности и на современном этапе развития культуры и искусства. Их значение для педагогики искусства еще требуется выявить и осмыслить. В таких теоретических работах В.В.

Кандинского, как «О духовном в искусстве» (1911 г.), «Ступени» (1913 г.), «Точка и линия на плоскости» (1926 г.) художник разрабатывает и формулирует законы абстрактной живописи, которые становятся опорой для реализации новых творческих импульсов.

В своих сочинениях художник акцентирует мысль о необходимости пробуждения «способности восприятия духовной сущности в абстрактных вещах».

Национальная гордость России

Гордость россии: российские ученые в живописи

Павел Николаевич ФИЛОНОВ – художник, теоретик искусства, основавший и разработавший аналитическое направление в жи­вописи, представитель русского авангарда. Некоторые исследователи указывают на то, что живопись Филонова имеет немало об­щего с литературой воронежца А. П. Платонова и русского религиозного философа Н. Ф. Фёдорова, который также некоторое вре­мя жил и работал в Воронеже. Но не только это объединяет Павла Филонова с воронежской землёй, в начале 1900-х гг. он некото­рое время жил и работал в РамониКрестьянского роду — племениПавел Филонов родился 8 ян­варя 1883 года в Москве. Родите­ли его – мещане г. Рязани. Отец Николай Иванович – крестьянин из села Реневка Ефремовского уезда Тульской губернии, до авгу­ста 1880 года – бесфамильный.Лишь после переезда в Москву за ним была закреплена фамилия Филонов. В Москве отец работал извозчиком, а мать – Любовь Ни­колаевна — обычной московской прачкой. Умерла она от чахотки за год до того, как Павел с отли­чием окончил городскую приходскую школу, в которой обучался с 1894 по 1897 год.Павел рано начал проявлять интерес к рисованию, поэто­му после переезда в 1897 году в Санкт-Петербург он поступил в живописно-малярные мастер­ские, по окончании которых стал дипломированным маляром и ра­ботал «по малярно-живописному делу».Одновременно с этим с 1898 году он находил время для по­сещения вечерних рисовальных классов Общества поощрения художеств, а с 1903-го — учился в частной мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского.

«На кистях мёрзла краска»

С этим периодом в жизни мо­лодого художника связана его работа в Рамони под руковод­ством художника Н. Н. Рубцо­ва, которая, как писал Филонов в «Автобиографии» «велась с июня по октябрь и окончилась, когда при работе на фасаде на кистях стала мёрзнуть краска».

В июле 1901 года состоялась свадьба Петра Александровича Ольденбургского и сестры Ни­колая II, Великой княжны Оль­ги Александровны.

Для них в Ра­мони была построена небольшая усадьба, декоративная роспись интерьеров и различные малярные работы в которой были по­ручены приглашённым столич­ным мастерам, в числе которых и оказался Павел Филонов.

Совет

Здесь его поразили красивей­шие южнорусские пейзажи, ра­монская природа, отличавшаяся от привычной для него северной санкт-петербургской.

Неудиви­тельно, что в свободное от рабо­ты время он написал несколько пейзажей с натуры акварелью и карандашом, а после возвраще­ния в Санкт-Петербург — карти­ну, на которой изобразил восход солнца на реке, протекающей неподалеку от Рамони.

Существует предположение, что Павел Филонов мог участво­вать в работе над эскизами обёр­ток для конфет, выпускавших­ся «паровой кондитерской фа­брикой», открытой в 1900 году принцессой Евгенией Максими­лиановной, а кроме того — ретушировать художественные от­крытки, выпускавшиеся Обще­ством сестёр милосердия Крас­ного Креста им. св. Евгении, ор­ганизованным принцессой.

В авангарде

В 1905 – 1907 гг. Павел Фи­лонов много путешествовал по Волге, Кавказу, посетил Иеру­салим. Он трижды пытался по­ступить в Санкт-Петербургскую Академию художеств, а в 1908 году наконец был принят воль­нослушателем в школу при Ака­демии художеств, из которой в 1910-м он «добровольно вышел».

В это время творчество Пав­ла Филонова становится неотде­лимым от общего вектора дви­жения российского и мирового искусства первой половины XX века.

В 1910 году он принял участие в выставке авторитетной аван­гардной группы «Союз молодё­жи», в организации которой при­няли участие такие выдающиеся представители русского авангар­да как Елена Гуро и Михаил Ва­сильевич Матюшин.

Павел Филонов принимал участие в выставках и меропри­ятиях «Союза молодёжи» вплоть до его распада в 1914-м. Таким образом, Павел Филонов стал свидетелем и непосредствен­ным участником событий, кото­рым суждено было стать судьбо­носными для всей мировой исто­рии искусства.

В 1910 году он на­писал, по выражению самого художника, «первую картину», на­званную «Головы». В ближай­шее время это направление сво­ей деятельности он продолжил работами «Мужчина и женщи­на» (1912 – 1913 гг.), «Пир коро­лей» (1913 г.), «Крестьянская се­мья» (1914 г.), а также многочисленными работами на бумаге и картоне, которые он уже назы­вал «формулами».

Обратите внимание

Русский авангард на сегодняш­ний день является одним из самых значительных событий в контек­сте всей мировой истории искус­ства, предопределившим дальней­шие пути развития искусства во всём мире.

Для того, чтобы разо­браться в хитросплетениях и осо­бенностях как всего прогрессив­ного искусства XX века, так и со­временного искусства, необходи­мо учитывать, что все последу­ющие направления в искусстве были вынуждены считаться с до­стижениями русских авангарди­стов.

Поэтому вдвойне приятно, что русский авангард – самобыт­ное, выращенное на русской по­чве направление в искусстве.

Без­условно, нельзя отрицать влия­ние на русский авангард прогрес­сивного европейского искусства, однако, как справедливо отметил один из главных идеологов рус­ского футуризма Д.Д. Бурлюк, Сезанн, Гоген, Ван Гог «открыли нам глаза – не к подражанию, а на возможность свободы».

На творчество Михаила Лари­онова, Натальи Гончаровой, Ка­зимира Малевича, Павла Фило­нова и многих других авангарди­стов оказали огромное влияние русская иконопись, лубок, народ­ный орнамент.

Неудивительно, что влиятельной группой аван­гардных художников «Ослиный хвост», в которую кроме Ларио­нова и Гончаровой вошли Кази­мир Малевич, Владимир Татлин, Марк Шагал и другие, образца­ми «настоящего» кубизма были объявлены скифские каменные бабы и русские матрешки.

Друзья и единомышленники

В 1913 году Павел Филонов принял активное участие в пер­вых постановках футуристиче­ского театра. В декабре этого года в театре «Луна-парк» были поставлены трагедия «Владимир Маяковский» (автор В.В.

Мая­ковский), автором большинства костюмов к которой стал Па­вел Филонов, и опера Алексея Крученых «Победа над Солн­цем», музыку к которой написал авангардный композитор Миха­ил Матюшин, пролог Велимир Хлебников, а декорации Кази­мир Малевич.

Важно

В 1914 году Павел Филонов принял участие ещё в одном на­шумевшем авангардном проек­те – работе над литературным сборником «Рыкающий Пар­нас», сразу же ставшим библио­графической редкостью по при­чине того, что из типографии удалось вынести всего лишь де­сять экземпляров книги.

Вот что об этом пишет в сво­ей работе «История русского фу­туризма» профессор русской ли­тературы Калифорнийского уни­верситета в Лос-Анджелесе В.Ф. Марков: «Теперь это кажется не­вероятным, но Комитет по делам печати немедленно арестовал сборник якобы из-за «непристой­ных рисунков» Филонова.

Тща­тельное изучение рисунков этого поразительного русского худож­ника свидетельствует о том, что даже при очень богатом вообра­жении в них трудно усмотреть что-либо непристойное: под яв­ным влиянием русской иконы Филонов изобразил аскетическо­го вида человеческие фигуры».

В начале 1910-х гг.

произо­шло сближение Павла Филоно­ва с другим талантливым русским авангардистом, теоретиком искусства, математиком, создав­шим теорию математических за­конов истории, позволившую ему сделать несколько поразительно точных исторических предсказа­ний, орнитологом, этнографом Велимиром Хлебниковым. В 1913 году Павел Николаевич написал портрет Хлебникова, который, видимо, не сохранился.

Всё же бесспорно то, что их союз был не просто творческим сотрудничеством единомышлен­ников, но и дружбой очень близ­ких друг другу по духу людей. В марте 1915 года Матюшин из­дал в Петрограде пьесу Филоно­ва «Пропевень о проросли миро­вой» с иллюстрациями автора.

В этой работе, которая несколько напоминает православные пес­нопения, древнерусские литера­турные произведения и вместе с тем картины самого Филонова, поскольку фразы нередко похо­дят на разбросанные по холсту краски, что немного затрудняет процесс понимания написанного, автор следует традициям кубо-футуризма. Очевидно, что пьеса была написана под сильным влиянием Хлебникова. Особенное внимание в книге Филонов уде­лил теме победы над смертью и хаосом, оставленным войной. Преодоление смерти, как дума­ет автор, достигается жизнью и любовью. Сам Хлебников счи­тал «Пропевень о проросли мировой» лучшей книгой о войне.

Чёрный период

Осенью 1916 года Филонов был мобилизован на Первую ми­ровую войну и направлен на Ру­мынский фронт рядовым 2-го полка Балтийской морской ди­визии. В Петроград он вернул­ся только в 1918 году и сразу же принял участие в «Первой сво­бодной выставке произведений художников всех направлений» в Зимнем дворце, на которой были представлены работы из цикла «Ввод в мировой расцвет».

Две работы из этого цикла («Побе­дитель города» (1914 – 1915 гг.), «Мать» (1916 г.) были подарены художником государству.Совет

Тем не менее, в дальнейшем для Филонова, как и для боль­шинства авангардистов, исклю­чение из которых может соста­вить разве что только Маяков­ский, наступил настоящий «чёр­ный период». Идеи мастера не нашли официальной поддерж­ки. Он не принимал заказов.

Бес­платно преподавал. Голодал.

Для Павла Николаевича были нередки случаи, когда у него про­сто не было необходимых мате­риалов, красок и холстов, чтобы писать картины. Единственным источником дохода для художни­ка с мировым именем была ма­ленькая пенсия «научного работ­ника 3-го разряда».

В 1922 году Филонов подарил две свои работы Русскому музею, в том числе «Формулу петроградско­го пролетариата» (1920 – 1921 гг.)

В 1922 году Павел Филонов также предпринял попытку реор­ганизовать живописный и скуль­птурный факультеты Академии художеств в Петрограде. К со­жалению, оно закончилась безу­спешно. Вокруг Филонова подня­лась, обступившая его со всех сто­рон, стена отвержения, изоляции, непонимания.

Но и в этот период жизни ему удалось прочесть ряд лекции по теории искусства, бла­годаря которым можно сделать некоторые выводы о мироощуще­нии мастера в это время.

Результа­том лекций стало появление одно­го из важнейших документов ана­литического искусства – «Декла­рации «Мирового расцвета».

Национальное достояние

Имя художника Павла Фило­нова навсегда вошло в историю ленинградской блокады, как и «Ленинградская» симфония Дми­трия Шостаковича, как и подвиг защитников города, как и имена тех его жителей, чьи жизни унес­ла эта страшная война. Умер он 3 декабря 1941 года в блокадном Ленинграде от голода, а похоро­нен великий художник на Сера­фимовском кладбище.

Павел Николаевич Филонов – один из столпов искусства рус­ского авангарда, одного из са­мых мощных и влиятельных на­правлений в рамках искусства XX века.

И нам очень хочется на­деяться, что теперь, когда со дня смерти Павла Николаевича ис­полнилось 70 лет, признанное во всём мире искусство русского авангарда, ставшее одним из са­мых удивительных явлений в рус­ской и мировой культуре и одно­временно с тем на долгие десяти­летия преданное забвению или порицанию у себя на Родине (вот уж воистину, «нет пророка в сво­ём отечестве»!), наконец-то обре­тёт признание как национальное достояние и гордость не только в кругу узких специалистов и исто­риков искусства, но и среди нас, т.е. в среде современного россий­ского общества.

Сергей РЯПОЛОВ.

Специально для газеты

«Голос Рамони» от 30 октября 2012 года

История России в картинах Ильи Глазунова

Гордость россии: российские ученые в живописи

Илья Сергеевич Глазунов — один из самых известных и талантливых русских художников современности. Без сомнения, в современном русском искусстве этот мастер является одним из самых ярких представителей живописи. Его имя уже стоит в числе величайших живописцев нашей страны.

Вклад этого человека во всю русскую культуру сложно переоценить ещё и по той причине, что он является не просто живописцем, но и талантливым педагогом, преподавателем, под чьим руководством наша страна получила немало великолепных художников.

Илья Глазунов является основателем и ректором Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова.

Илья Глазунов является академиком РАХ, народным художником СССР, народным художником РСФСР, лауреатом Государственной премии Российской Федерации, кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», обладатель золотой медали ЮНЕСКО «за выдающийся вклад в мировую культуру», «Самый выдающийся художник XX века» по опросу ВЦИОМ и обладателем других премий и наград. Илья Сергеевич Глазунов родился в Ленинграде 10 июня 1930 года. Во время блокады отец, мать и бабушка погибли. После того, как его вывезли по «дороге жизни» из осаждённого города, он некоторое время жил под Новгородом, в деревне Гребло. После блокады сумел вернуться в Ленинград. Прошёл обучение в Средней Художественной школе, в ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Первая выставка состоялась в 1957 году. Далее вы можете увидеть картины великого русского художника Ильи Сергеевича Глазунова и оценить талант автора.

Монументальные работы

Полный размер
Вечная Россия 1988 год Холст, масло, акрил. «Вечная Россия» («Сто веков») — одна из самых известных работ И. С. Глазунова. Закончена автором в Москве в 1988 году. Первоначально называлась «Сто веков», позже была переименована в «Вечную Россию». Как пишет О. Платонов в биографии художника, это полотно И. Глазунов посвятил 1000-летию Крещения Руси, хотя временные рамки событий, изображенных им, не ограничивались десятью веками, а вели в глубь тысячелетий, к корням происхождения русской цивилизации. Художник представил историю вечной России в виде нескончаемого народного шествия, крестного хода, берущего начало от Софии Константинопольской и Киевской, храма Покрова на Нерли, древних стен Московского Кремля, в начале которого ярко выделяются образы православных святых, государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников, учёных, композиторов, создававших, возвышавших и защищавших Россию.
Полный размер
Вклад народов нашей страны в мировую культуру и цивилизацию 1980 год Холст, масло. Париж. Штаб-квартира ЮНЕСКО.
Полный размер
Раскулачивание 2010 год Холст, масло
Полный размер
Мистерия ХХ века 1999 год Холст, масло
Полный размер
Разгром храма в Пасхальную ночь 1999 год Холст, масло
Полный размер
Великий эксперимент 1990 год Холст, масло
Дороги войны 1985 год Холст, масло
Полный размер
Прощание 1986 год Холст, масло
Полный размер
Рынок нашей демократии 1999 год Холст, масло
Полный размер
Моя жизнь

Образы русской истории

Триптих «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус».

Остров Рюген. Жрец. Левая часть триптиха. 1986.
Рюрик, Синеус и Трувор Центральная часть триптиха. 1986. Холст, масло. 95 х 140.
Умила Новгородская, мать Рюрика. Правая часть триптиха. 1986.
Князь Олег и Игорь 1972 год Холст, масло
Сергий Радонежский и Андрей Рублев 1992 год Из цикла «Поле Куликово» Холст, масло. 98,5×199
Канун. Перед Куликовской битвой 2004 год Из цикла «Поле Куликово» Холст, масло. 200×100
Дмитрий Донской 1977 год Из цикла «Поле Куликово» Холст, масло. 120×100
Поединок 2004 год Из цикла «Поле Куликово» Холст, масло. 98,5×198,5
Временный перевес татар 1980 год Из цикла «Поле Куликово» Холст, масло. 100×200
Райские птицы Древней Руси 2010 год Дерево, смешанная техника. 149×250
Костры октября 1986 год

Холст, масло. 100×200