Гигантское панорамное полотно «бородинская битва»

Музей-панорама Бородинская битва – живая картина знаменитого сражения

Гигантское панорамное полотно «бородинская битва»

Адрес: Москва, Кутузовский проспект, д. 38
Дата основания 1962 год
Координаты: 55°44'19.9″N 37°31'23.6″E

Содержание:

Музей, посвященный историческим событиям войны 1812 года, пользуется особенной любовью москвичей и туристов и относится к самым известным музеям Москвы. В нем можно увидеть уникальное полотно, которое рассказывает об одном из самых кровопролитных сражений между русскими войсками и армией Наполеона, а также множество редких исторических экспонатов.

Памятник Кутузову Михаилу Илларионовичу на фоне музея-панорамы Бородинская битва

Автор панорамы

Франц Рубо появился на свет в 1856 году. Его отцом был французский предприниматель, который занимался коммерцией на территории Российской империи. Мальчик окончил одесскую рисовальную школу, а позже получил художественное образование в Российской академии.

Молодой художник был очень талантлив. Рубо нравилось рисовать военные сцены, и он нашел свое призвание в батальной живописи. Первой исторической работой художника стала картина «Живой мост», которая рассказывала о событиях русско-персидской войны.

Мусульманские праздники – календарь, как отмечают главные даты ислама

В возрасте 40 лет Рубо написал первую панораму «Штурм аула Ахульго» и после этого стал профессором Академии художеств сразу двух стран – России и Германии. К 1905 году художник закончил второе эпическое полотно, посвященное обороне Севастополя.

Совет

Вид на здание музея-панорамы Бородинская битва

Когда Россия готовилась к празднованию 100-летней годовщины войны 1812 года, баталист получил заказ на масштабную панораму исторического боя под Бородино. Сроки были сжатыми, и он писал картину не один, а с помощниками. Полотно создавалось с участием брата художника – Жоржа и нескольких профессиональных баталистов и пейзажистов из России и Германии.

Обратите внимание

Несмотря на огромный объем работы, российский императорский двор получил готовую панораму за два месяца до начала торжеств. Грандиозная картина, созданная под руководством Рубо, имела длину 115 м и высоту 15 м.

Фрагмент панорамы Бородинской битвы

В течение жизни художник успел написать более двухсот живописных работ. В 1912 году он переехал на постоянное место жительства в Германию. Через два года началась Первая мировая война, и в Россию перестали приходить какие-нибудь сведения о судьба художника. Мастер-баталист умер мало кому известным в 1928 году, в возрасте 71 года.

Как создавался музей

Картина, рассказывающая об участниках грандиозной битвы под деревней Бородино, была создана в Мюнхене.

Когда работа была закончена, в городе открыли благотворительную выставку, чтобы немецкая публика могла увидеть огромное полотно и побывать на выставке исторических предметов столетней давности.

Через несколько дней выставку закрыли и картину по железной дороге отправили в Россию. В пути панораму сопровождали четверо помощников художника и трое рабочих.

Фрагмент панорамы Бородинской битвы

Для батального полотна на Чистых пудах в Москве построили просторный деревянный дом. Проект здания подготовил архитектор Павел Воронцов-Веньяминов, а ажурный купол павильона разработал инженер Израилович.

Московские власти торопились к открытию панорамы и строили здание очень быстро. Они планировали, что картина будет находиться в деревянном павильоне только в течение одного сезона. Через месяц после окончания строительства был закончен монтаж полотна и предметов для переднего плана. После этого по всему городу расклеили афиши, которые рекламировали открытие новой панорамы.

Фрагмент панорамы Бородинской битвы

В конце лета 1912 года в присутствии государя и видных московских дворян прошла пышная церемония открытия. А через два дня в павильон пустили первых зрителей.

Грандиозное по своим масштабам полотно поражало воображение всех, кто приходил на него посмотреть. Впечатление от новой панорамы было настолько сильным, что о ней написала не только российская, но и зарубежная пресса.

Газетчики разных стран горячо приветствовали картину Рубо и восхваляли патриотические чувства, которые она вызывала у публики.

Судьба панорамы

Через короткое время наскоро построенный павильон пришел в негодность. Купол здания пропускал воду, и полотно замочило дождями. Постоянная влажность стала разрушать холщовый зонт, который накрывал площадку, и частично повредила предметы на переднем плане. Картина портилась, и на ней появились грязные дождевые потеки.

Амуниция солдат французской и русской армии

В 1914 году, когда началась война с Германией, павильон закрыли. Это было сделано по нескольким причинам.

Важно

Франц Рубо впал в немилость, поскольку к тому времени постоянно жил в Германии и имел немецкое гражданство. Кроме того, Франция стала союзницей России в войне против немцев.

В этих условиях российские власти сочли неуместным публично выставлять полотно, где было изображено сражение между русскими и французами.

После революции здание и картину забрала московская электротехническая школа. Здесь проводили заседания литературного кружка и детские елки, а эпическое полотно о давно прошедшей войне никого не интересовало.

Русские солдаты на привале

Вскоре полностью обветшавший павильон снесли. Полотно длиной 115 м было свернуто на деревянный вал и убрано в запасники. К сожалению, многие годы огромную картину ни разу не разворачивали и хранили в малоприспособленных местах.

Сначала она лежала под сценой в Нескучном саду, потом — в подвальном помещении храма, который находился на Миусской площади.

Какое-то время картина пролежала в саду Аквариум и после этого оказалась на складе театрального реквизита в саду Эрмитаж.

Строительство нового музея

Когда завершилась война с фашистами, страна находилась на патриотическом подъеме. Власти города решили построить новое здание для батального полотна. Сначала для него выбрали место в Нескучном саду, на берегу реки-Москвы. Но потом строительство решили перенести в Фили. Ведь именно в Филях в начале осени 1812 года прошел знаменитый совет под руководством Кутузова.

Одна из экспозиций музея

Строительство музея заняло 11 лет и было закончено в 1982 году. Необычное здание возвели по проекту, который подготовили архитекторы Корабельников и Кучанов.

Центр музея занял объемный корпус, облицованный стеклом, а по бокам появились два крыла с фасадами, отделанными железобетоном.

На торцах музея выложили красивые мозаичные панно на военные темы, а на боковых стенах — имена героев, принимавших участие в сражениях 1812 года.

За долгие годы неаккуратного хранения большая часть исторической картины была полностью испорчена. Пока строилось музейное здание, живописная панорама проходила реставрацию в мастерской Иванова-Чуронова.

Талантливые художники из студии Грекова занимались восстановлением полотна полтора года. Им пришло заново дописывать сцены боя, отдельные фигуры, фрагменты пейзажа и полностью реставрировать передний предметный план.

Пушка XIX века

Музей сегодня

Несмотря на то, что здание возводили только для панорамы, за годы работы в музее собрали более 40 тысяч экспонатов.

Теперь здесь хранятся батальные картины, рисунки и эстампы, уникальные коллекции фарфора и нумизматики, и материалы о жизни и творчестве Рубо.

В музейных залах выставлены мемуары участников войны, старинные книги, подлинное оружие и полевая форма солдат и офицеров обеих армий.

Совет

Центральное место занимает сама панорама. Кроме нее, в музейный комплекс включена Кутузовская изба. К сожалению, оригинальная изба сгорела на пожаре. Но в 60-е годы XIX века Алексей Саврасов подготовил этюд, и по нему построили копию утраченной избы.

С середины 2000-х годов частью музейного комплекса стал музей Героев Советского Союза и России. Возле главного здания музея можно увидеть памятник Кутузову, копию Триумфальной арки, обелиск с братской могилы погибших под Бородино и храм-часовню Архангела Михаила.

Информация для посетителей

Для туристов и горожан в музее проводят обзорные и тематические экскурсии: «Изба военного совета», «На встречу с героями» и «Москва — город-герой».

Дети школьного возраста и семейные группы могут поучаствовать в музейных занятиях и мастер-классах.

Музейные работники знакомят гостей с традициями начального военного образования в России в конце XVIII – начале XIX века, а также с особенностями быта крестьян и солдат в начале XIX века.

Одна из экспозиций зелёного зала

Как добраться

Музей-панорама находится на Кутузовском проспекте, 38. До здания легко дойти пешком от станции метро «Кутузовский проспект».

Музеи Москвы

Музей-панорама Бородинская битва

Гигантское панорамное полотно «бородинская битва»

4 58151

Фото музея-панорамы Бородинская битва

Музей-панорама Бородинская битва находится недалеко от Парка Победы, на той же станции метро. Только на противоположной стороне улицы и выход из метро налево (есть указатели). Адрес: г. Москва, Кутузовский проспект, д. 38. Телефоны: (499) 148-19-67, заказ экскурсий (499) 148-19-27.

Перед входом, как и положено, стоит памятник Михаилу Илларионовичу Кутузову, а если быть точным Голенищеву-Кутузову-Смоленскому. Последнюю приставку к своей фамилии он получил как раз после войны 1812 года.

Здание музея легко узнать по круглому второму этажу, в котором и находится та самая панорама Бородинской битвы, ради которой мы сюда идем. Входной билет без экскурсионного обслуживания стоит 110 руб., льготный 20 руб., с экскурсией – 250  и 160 руб. соответственно. Фотосъемка – 150 руб. Экскурсии проводятся каждый час с 11:00 до 16:00.

Время работы: понедельник, вторник, среда, суббота и воскресенье — с 10.00 до 18.00, четверг — с 10.00 до 21.00.

В музей с экскурсиями приезжает много иностранцев. Видимо, панорама является частью какого-то экскурсионного маршрута по достопримечательностям Москвы. Музею, наверное, следует добавить к описаниям экспонатов английский перевод. Сейчас переведены в основном только названия, а описания картин, например, только на русском.

При входе всех посетителей встречают вот такие фигуры. Видимо, представители разных сословий того времени.

Пушка.

Изображение Наполеона и всей его родни.

В музее много картин с изображениями событий из войны 1812 года. Я сам не ценитель живописи, но тут с интересом останавливался возле каждой картины.  Здесь написана реальная жизнь, реальные сражения, реальные события, произошедшие в истории нашей страны. Было интересно всё это увидеть.

Дело казаков Платова под Миром 9 июля 1812 г. Когда летучие отряды казаков атамана Платова заманили полки французской армии в ловушку.

Подвиг солдат Раевского под Салтановкой.

Обратите внимание

На картине описан тот момент, когда французские войска заняли Могилев, преградив 2-й армии путь к соединению с армией Барклая де Толли.  Багратион отправил к городу 7-й пехотный корпус генерал-лейтенанта Раевского. Генерал лично возглавил одну из атак, взяв с собой своих сыновей, которым было по 10 и 16 лет, воодушевлял собственным примером солдат под сильным картечным огнем.

Сражение за Смоленск.

Светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский.

К августу 1812 г. назревает необходимость в главнокомандующем российской армией, который должен был объединить все силы и дать генеральное сражение, и кроме этого устранить  трения внутри командного состава между Багратионом и Барклаем-де-Толли. Первый выступал за активные действия армии, второй проводил линию на отступление. И по этому поводу между ними постоянно проходили столкновения.

Изображение М.И. Кутузова, вышитое человеческими волосами.

Почему именно Кутузов был удостоен чести возглавить армию, рассказывает эта витрина. Кутузов был одним из самых опытных полководцев того времени, он участвовал в войнах против Турции и при Екатерине и при Александре I. На эти войны в витрине указывают атаган – оружие турецких янычар и крест за взятие Измаила – крепости, считавшейся неприступной.

Они находятся в левой части витрины, к сожалению, не сфотографировал крупным планом. Кутузов воевал под командованием П.А. Румянцева и А.В. Суворова., был хорошо образован. Он окончил артиллерийскую дворянскую инженерную школу. На его ученые занятия указывает в этой витрине бюро и чертежный набор. Они переданы музею потомками великого полководца.

Принято считать, что Кутузов лично ими пользовался.

Так называемая Малая Галерея – группа копий с портретов военной галереи, находящейся в Эрмитаже в С.-Петербурге.

Не помню как зовут, но очень сильно напоминает нашего президента.

Дуэльный набор пистолетов.

Походный бар.

Стенд посвящен родам войск российской и французской армии того времени. Слева показаны солдаты нашей армии, а справа – французской.

Пехотинец, вооруженный ружьем. Конструкция ружья была практически такая же, как и  у французов.

Кирасир — конный солдат, одет в кирасу и каску с плюмажем, вооружен палашом. Кирасиры были ударной частью армии, сюда отбирали самых физически крепких мужчин.

Кираса и каска кирасира русский войск.

Последний солдат (слева) представляет артиллерию, вооружен саблей.

Важно

Такие же рода войск были и у французской армии, с похожим вооружением и обмундированием.

Пехотинец французской армии 1812 г. (на переднем плане).

Кирасир французской армии 1812 г.

Артиллерист французской армии 1812 г.

Оружие солдат французской армии.

Подлинные каска и кираса французских солдат.

Орден Почетного легиона – главная награда французской армии.

Наконец, переходим к панораме Бородинской битвы. Панорама представляет собой картину, длиной 115 м., высотой 15 м. Эта картина была написана к 100-летию Бородинской битвы в 1912 г. Работа заняла 11 месяцев.

Вторая часть панорамы – передний предметный план, органично соединенный с картиной. На фотографиях ниже бывает даже трудно отличить, где есть что. Освещение в зале создает эффект солнечного света.

Очень похоже на яркий день, в который произошла эта битва.

Мы находимся на Бородинском поле, на левом фланге российской армии, в деревне Семеновское. Сейчас около 10:30 утра, с начала сражения прошло примерно 4.5 часа.

Вся панорама разделена на 4 сектора, показывающих, что происходило в тот момент на Бородинском поле. Я не буду описывать и рассказывать о каждом из них, это сделает экскурсовод. Предлагаю просто посмотреть фотографии панорамы.

У каждого сектора панорамы Бородинской битвы стоит такой терминал, который рассказывает, что здесь изображено.

Терминал интерактивный. Можно нажать на объект и появится его описание.

А так выглядит описание сюжета сектора.

Итоги Бородинской битвы неоднозначны. Хотя Наполеон занял поле после битвы, а русские войска отступили к Москве, главную свою задачу он не выполнил – русская армия не была уничтожена. Пока существует армия, война продолжается.

Наполеон хотел ещё в самом начале войны уничтожить российскую армию, но у него это не получилось. На Бородинском поле он также в этом не преуспел, потери были огромные и с той и с другой стороны. Таким образом, война продолжалась.

Совет

А мы уходим из зала с панорамой Бородинской битвы и переходим в последний зал музея. Здесь на картинах в основном показаны события, произошедшие уже после сражения на Бородинском поле.

Военный совет в Филях, где было принято решение оставить Москву французам. Сюжетом картины послужило описание из романа-эпопеи «Война и мир».

Русская армия и жители оставляют Москву.

Вступление французской армии в Москву 14 сентября 1812 г. Наполеон на Поклонной горе ждал, когда ему вынесут символические ключи от города,  и был очень удивлен, когда этого не произошло. На картине хорошо видно, какой высоты была Поклонная гора в то время, и какой вид с неё открывался на Москву.

Проекция горящей Москвы со звуковым оформлением.

Перед отступлением русских войск, по указанию генерал-губернатора Москвы или мэра по-нашему, город был подожжен.

Изображение горящей Москвы.

Наполеон, находясь в Москве, 3 раза посылал письма Александру I с предложением мира, но ответа так и не дождался.

Наполеон уходит из Москвы.

Припасы заканчиваются, местное крестьянское население отказывается снабжать его армию, уничтожают продовольствие,  урожаи стоят не собранными,  и он решает двинуться к Смоленску по неразоренным войной территориям — через Калугу, чтобы пополнить запасы провианта. Но дорогу на Калугу ему преграждает российская армия. В результате сражения Наполеон вынужден отступить и двигаться той же дорогой, какой его армия наступала на Москву. Т.е. опять же без провианта.

Я не буду описывать здесь всю историю отступления войска Наполеона. Рассказ не об этом. Хочу показать только две картины из музея, описывающие знаковые моменты и на этом можно закончить.

Переправа французской армии через реку Березину. Отступая, путь войска Наполеона проходил через реку Березину. Для переправы выстроили два моста. Часть войска успела переправиться, когда появились российские солдаты. В армии Наполеона началась паника, один из мостов рухнул, второй Наполеон приказал сжечь. В этой битве французская армия уменьшилась на несколько десятков тысяч человек.

Обратите внимание

И последняя картина, которую хочу показать, называется «Возвращение Наполеона из похода на Россию». На картине видно, в каком состоянии возвращалась некогда великая армия. На снегу лежит тело человека, сундук с выпавшей из него драгоценной посудой, награбленным в Москве добром, которое уже никому не нужно. От войска остались жалкие крохи.

P.S.

Согласно опросу Фонда общественного мнения, проведённому в 2012 году, почти треть россиян не знает, с кем воевала Россия в 1812 году.

Музей-панорама «Бородинская битва»

Гигантское панорамное полотно «бородинская битва»

Я живу в Москве в районе «Дорогомилово». Если в моем районе происходят какие-нибудь значительные события, то я спешу узнать о них подробнее и, конечно, рассказать своим любимым читателям. 6 марта был открыт после реставрации Музей-панорама «Бородинская битва».

Я была там давно, еще в школьные времена, и с огромным удовольствием посетила панораму сейчас. Впечатление потрясающее, это – наша русская история, наше культурное наследие, о котором мы в суете будней и не вспоминаем даже, а ведь люди боролись и умирали за свободу своего Отечества.

Этого забывать нельзя!

Франц Алексеевич Рубо

Франц Алексеевич Рубо и его главное творение — панорама «Бородинская битва»

Создателем Бородинской панорамы является Франц Алексеевич Рубо – выдающийся русский художник-баталист. Он родился 3 июня 1856 года в Одессе, в семье небогатого коммерсанта, родом из Франции.

Сначала он учился в Одесской рисовальной школе, затем для продолжения образования уезжает в Мюнхен. В 1883 году он заканчивает королевскую Баварскую академию художеств, женится и продолжает жить в Мюнхене в своем доме.

Но живя в Германии, Рубо часто путешествует по России, пейзажи которой вдохновляют его на новые произведения. Наибольшую известность принесли ему три панорамы.

Панорама — особый вид изобразительного искусства. Это – огромное живописное полотно, расположенное по замкнутому кругу. В России первая батальная панорама появилась в конце 19-го века, это был «Штурм аула Ахульго». Создателем ее был Франц Рубо. Панорама с успехом была представлена в Мюнхене, Париже, Севастополе, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. К сожалению, она не сохранилась.

К 50-летию Крымской войны Франц Рубо написал панораму «Оборона Севастополя». Во время Великой Отечественной войны панорама пострадала так, что восстановить ее было невозможно, и она была написана заново. Сейчас она экспонируется в Севастополе.

В 1909 году в России начинается подготовка к празднованию 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года. Франц Рубо предлагает создать панораму, посвященную подвигу русского народа. Художник тщательно собирает и изучает иконографические и исторические материалы. Его военным консультантом становится генерал Б.М.Колюбакин.

Подготовкой сюжета занимается В.А.Афанасьев. Он предлагает показать на панораме события, происходившие последовательно с 10 часов утра до полудня. Это бои на Семеновских флешах, на которых сражались войска под командованием П.И.Багратиона, известная контратака Уфимского полка во главе А.П.

Ермолова, рейд кавалеристов Уварова  и казаков Платова в тыл неприятеля.

Франц Алексеевич Рубо

В апреле 1910 года Рубо и Афанасьев выезжают на Бородинское поле, изучают сохранившиеся укрепления, посещают Спасо-Бородинский монастырь, общаются с местными жителями. Рубо предлагает центром обзора сделать деревню Семеновское. План творческой работы художника полностью определился, но финансирования еще не поступало.

Рубо уезжает в Мюнхен и начинает писать эскиз панорамы на свой страх и риск. Готовый эскиз художник направляет для утверждения в Царское село Николаю Второму, который эскиз не подписывает, так как на нем изображены события происходившие в разное время, а это является нарушением исторической правды.

Рубо предлагается эскиз переделать.

Весной 1911 года с художником наконец-то был подписан контракт.

На предложенные 120 тысяч рублей (Николай Второй лично ассигновал 50 тысяч рублей) Рубо должен был построить павильон в Мюнхене, заплатить консультантам, изготовить панораму, привести ее в Москву и установить.

Важно

Художник написал панораму к маю 1912 года в невероятно короткий срок — за 11 месяцев. В июне все детали предметного плана и холсты отправили в Москву на специальных платформах.

Долго обсуждался вопрос нахождения здания с панорамой. Предлагались самые различные места – у храма Христа Спасителя, у Кремля, на Ходынском поле, на Миусской площади. В конце концов остановились на Чистопрудном бульваре, где должны были построить временное здание на один сезон, а потом заменить его каменным.

В июле 1912 года строительство было завершено, около месяца заняла работа по установке огромного полотна 115 х 15 метров. Так завершилась работа Франца Алексеевича Рубо над третьей, лучшей своей панорамой, которой он отдал много сил и здоровья. В конце 1913 года он уезжает в Мюнхен для лечения.

Из-за Первой мировой войны Рубо теряет связь с родиной. Скончался художник в 1927 году.

Рассказ об изображенных на панораме баталиях я продолжу в следующей записи.

Панорама Бородинского сражения

Гигантское панорамное полотно «бородинская битва»

?Categories:► РУБО Франц Алексеевич (1856-1928), МЯСОЕДОВ Иван Григорьевич (1881-1953) панорама «Бородинская битва». 1910-1912 гг.Холст, масло.

Музей-панорама «Бородинская битва», Москва.

Битва состоялась 26-го августа (7-го сентября) 1812 года в 125 километрах от Москвы. Это было самое крупное сражение Отечественной войны, в нём участвовало около 130 тысяч солдат с каждой стороны. Около 50-ти тысяч человек погибло на поле боя.Считается, что Российская армия одержала победу, однако на следующий день был отдан приказ к отступлению с целью уберечь войско от нового удара противника, что позволило сохранить силы для последующих сражений. К 100-летию битвы художник Франц РУБО по заказу НИКОЛАЯ II написал панораму «Бородинское сражение».

Фрагмент 1. Командный пункт генерала Д.С. Дохтурова.Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семёновской. Линия фронта в этот момент проходила по Семёновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления Багратионовых флешей.После ранения Багратиона в командование левым флангом вступил «железный» генерал Д.С. ДОХТУРОВ. Его можно видеть на первом плане, у барабана. Через полуразрушенную деревню проходят солдаты Московского и Астраханского гренадерских полков. Офицеры салютуют генералу Дохтурову. За разрушенными избами на окраине деревни войска, ранее оборонявшие Багратионовы флеши. Перед ними, на белом коне, генерал КОНОВНИЦЫН.

Фрагмент 2. Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии.

Русские войска активно обороняются. В стремительном порыве устремились в контратаку солдаты сводно-гренадерской дивизии. Они бегут по легкому дощатому мостику, по колено в воде через Семёновский ручей взбираются по крутым уступам оврага и на противоположном западном берегу вступают в жестокий рукопашный бой с французами.По дороге на рысях мчатся два полка кирасир из дивизии И.М.

ДУКИ на помощь русским гвардейским пехотным полкам. Построенные в каре на Семёновских высотах лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм. В течение шести часов под непрерывным огнём неприятельской артиллерии гвардейцы отражали атаки «железных людей» Наполеона – конницы генерала НАНСУТИ.

Каждый второй гвардеец остался на поле битвы, однако наполеоновские кавалеристы так и не смогли сломить их сопротивления. После сражения в рапорте М.И. КУТУЗОВ писал: «Полки лейб-гвардии Измайловский, Литовский в сем сражении покрыли себя славою в виду всей армии».Огонь по противнику вела русская гвардейская артиллерия, расположенная вдоль Семёновского ручья.

Фрагмент 3.

Схватка русских гренадер с дивизией Фриана.

«Генерал ДЮФУР (подкрепленный ФРИАНОМ) кинулся через овраг и подошёл даже к Семёновскому. Тут можно было подумать, что французы разрезали нашу армию; но это ненадолго! Недолго праздновали неприятели! Полки гренадерские: Киевский, Астраханский, Сибирский и Московский уже ревели ура!.. Четыре стены приближались, неся ружье наперевес!.. Сошлись и кинулись колоться!.. Генерал-лейтенант БОРОЗДИН 1-й предводительствовал ими. Гренадеры, работая штыком и прикладом, выжили французов из гнёзд, в которых они не успели ещё отсидеться», – так описал этот напряжённый момент сражения его непосредственный участник Ф.Н. ГЛИНКА.

Фрагмент 4. Семеновское (Багратионовы) флеши.

Одна за другой следуют атаки французской пехоты: огромной лавиной наступает дивизия ФРИАНА. Её наступление поддерживает артиллерия генерала СОРБЬЕ. У леса – захваченные французами Семёновские (или Багратионовы) флеши.

Лучшие силы французской армии были брошены на эти укрепления: пехотные корпуса маршалов ДАВУ, НЕЯ и ЖЮНО, конница МЮРАТА. Обороняли флеши войска 2-й Западной армии под командованием БАГРАТИОНА.

В течение шестичасового боя стремительными контратаками, яростными рукопашными схватками героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. И лишь к полудню, когда был тяжело ранен Багратион, русские оставили укрепления.

Потеряв около 30 тысяч убитыми и ранеными, французы сумели потеснить русских только на 700 метров. НАПОЛЕОН не добился своей главной цели – французы не смогли прорвать линию обороны русских.

Фрагмент 5. Командный пункт Наполеона.

Вдали – Шевардинский редут – командный пункт Наполеона. По обе стороны от него – «Старая» и «Молодая» гвардии. Вдали на белом коне во главе свиты – НАПОЛЕОН. Со всех сторон к нему спешат гонцы.

Совет

Они сообщают о безуспешных атаках, о беспримерном сопротивлении русских, просят подкрепления. Идет восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха ни на левом фланге, ни в центре.

Фрагмент 6.

Атака саксонских кирасир.

Пытаясь прорвать левое крыло русских, Наполеон севернее деревни Семёновской бросает конницу; мы видим, как атакует корпус ЛАТУР-МОБУРА. На первом плане саксонцы, за ними вестфальцы. На пути неприятельской конницы встает естественная преграда – Семёновский овраг.

Расстроились стройные ряды кавалерии, на всем скаку всадники осаживают лошадей и небольшими группами преодолевают овраг. Ослабела атака конницы. Художник здесь подчёркивает, что позиция, выбранная КУТУЗОВЫМ для генерального сражения, была неудобной для наступающей армии НАПОЛЕОНА.

У обочины дороги за движением кирасир наблюдает главнокомандующий французской резервной кавалерией маршал МЮРАТ.

Фрагмент 7. Подвиг неизвестного героя.

В центре кавалерийской схватки – русский кирасир, который в ходе боя потерял головной убор, получил многочисленные ранения. Однако, несмотря на это, он мужественно отбивается от неприятелей.

Когда у Рубо спросили, почему на полотне панорамы изображено мало отдельных героев, он ответил, что на Бородинском поле все русские воины сражались геройски, картина посвящена подвигу всей русской армии.

Фрагмент 8.

Кавалерийский бой во ржи.

Завязывается ожесточённая схватка между неприятелем и русской кавалерией. «Кавалерийский бой во ржи» – один из кульминационных, самых динамичных и напряжённых фрагментов панорамы. На всём скаку, грудь в грудь, сшиблись саксонские и русские кирасиры.

В самом центре сцены – русский кирасир, образ которого является олицетворением мужества и героизма всей русской армии, русских воинов, готовых к самопожертвованию ради спасения Родины. На втором плане драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют польских улан генерала РОЖНЕЦКОГО.

Обратите внимание

После нескольких часов кровопролитного боя неприятель был отброшен назад. Горит село Бородино. Белая церковь Рождества – единственный немой свидетель героической славы русского оружия, сохранившийся до наших дней.

Фрагмент 9.

Горки – командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.

Идут в бой Ахтырские гусары и Астраханские кирасиры. Впереди, в зелёном мундире, командир бригады генерал Бороздин-2-й. Вдали, у деревни Горки, командный пункт русского главнокомандующего. В окружении своего штаба М. И. Кутузов.

Все 15 часов шестидесятисемилетний полководец спокойно и уверенно руководил сражением. Большое значение в любом бою Кутузов придавал сохранению резервов. Он всегда подчеркивал, что «тот генерал, который сохранит еще резервы, не побежден».

Справа от командного пункта выходят из резерва 2-й и 3-й кавалерийские корпуса.

Фрагмент 10. Раненого генерала П.И. Багратиона увозят с поля битвы.

Ф. Рубо. Панорама Бородинской битвы

Гигантское панорамное полотно «бородинская битва»

Слайд 0

Ф. Рубо. Панорама Бородинской битвы

Слайд 1

В 1912 г. Россия готовилась торжественно отметить столетнюю годовщину Отечественной войны 1812 г. К юбилею выдающимся баталистом, академиком живописи Францем Алексеевичем Рубо по заказу императора Николая II была создана панорама «Бородинская битва».

На грандиозном полотне (длина 115 м, высота 15 м) художник изобразил один из самых напряженных моментов 15-часового Бородинского сражения — 12 часов 30 минут дня, после ранения князя Петра Багратиона.

Сочетание кругового полотна с примыкающей к нему трехмерной экспозицией призвано создать у зрителя ощущение присутствия в самом центре событий. Ф. А.

Рубо к тому времени являлся автором двух батальных панорам — «Штурм аула Ахульго» (1890) и «Оборона Севастополя» (1905), с 1903 года возглавлял батальную мастерскую Петербургской Академии Художеств. Торжественное открытие панорамы «Бородинская битва» состоялось 29 августа 1912 г.

в Москве в специально построенном деревянном павильоне на Чистопрудном бульваре, где она и размещалась до 1918 г., когда павильон был демонтирован, а полотно панорамы скатано в вал. В 1948 году было принято решение о восстановлении панорамы, которое проходило под руководством известных художников Э. Грабаря и П. Корина.

Слайд 2

Музей-панорама «Бородинская битва» был открыт в 1962 г., к 150-летию Отечественной войны 1812 года, в построенном новом здании на Кутузовском проспекте напротив Поклонной горы.

Расположенный в центре Москвы, на территории бывшей деревни Фили, музей-панорама «Бородинская битва» сегодня является центром историко-мемориального комплекса, посвященного Отечественной войне 1812 года. Комплекс начал складываться в конце XIX в., когда в 1883 г.

Важно

офицеры Гренадерского корпуса в память о событиях 1812 года установили верстовой столб со Смоленской дороги на месте сгоревшей избы Военного совета в Филях. Сама «Кутузовская изба» была восстановлена силами Общества хоругвеносцев Храма Христа Спасителя в 1887 году. В 1912 г.

, в год столетнего юбилея войны, рядом с избой была возведена часовня Архистратига Михаила в память генерал-фельдмаршала М. И. Голенищева-Кутузова. В 1958 г. перед Кутузовской избой был установлен бронзовый бюст М. И. Кутузова работы скульптора Н. В. Томского. В 1968 г.

на Кутузовском проспекте, между Поклонной горой и музеем-панорамой установлена Триумфальная арка (автор — О. И. Бове), изначально сооруженная на площади Тверской Заставы в 1829–1834 гг. Увенчал единый историко-мемориальный комплекс памятник Героям Отечественной войны 1812 года работы скульптора Н. В.Томского, установленный перед зданием музея в 1973 г.

Слайд 3

Триумфальная арка. Архитектор О.И.Бове Кутузовский проспект. Современное фото.

Слайд 4

Создание Бородинской панорамы — выдающийся творческий подвиг Рубо.

Патриотическая возвышенность темы и совершенство исполнения делают панораму выдающимся художественным произведением, шедевром мирового батального искусства. П. Д.

Корин Фрагменты Бородинской панорамы и комментарии к ним из книги «Бессмертен тот, Отечество кто спас…: Михаил Илларионович Кутузов» (М.: Мысль, 1995. С. 158 – 171)

Слайд 5

Перед нами — полуразрушенная деревня Семеновское, у которой в момент изображаемых событий развернулись самые ожесточенные бои. От артиллерийского обстрела вспыхнули пожары. В центре композиции этого фрагмента панорамы — Д. С.

Дохтуров, только что прибывший на левый фланг русской позиции в деревне Семеновское на смену тяжелораненому П. И. Багратиону. Дохтуров стоит на переднем плане картины у барабана рядом с горящей избой.

Взгляд его устремлен вперед, не противоположный берег Семеновского ручья, откуда приближается неприятельская пехота. Рядом с Дохтуровым его адъютант и офицер Ахтырского гусарского полка. Офицеры атакующих Московского и Харьковского гренадерских полков приветствуют командующего.

За горящими избами расположились войска, которые более шести часов сражались на Семеновских флешах. Впереди этой группы на белом коне генерал П. П. Коновницын. После ранения Багратиона он остался на левом фланге старшим в чине.

Совет

Со свойственным ему хладнокровием Коновницын успел собрать войска, отвести пушки и задержать неприятеля. Сейчас войска под его командованием готовятся снова вступить в бой. Далее за ними заняли позиции спешенные драгуны Харьковского и Черниговского полков и артиллерийский резерв.

Слайд 6

По приказу Д. С. Дохтурова через полуразрушенную горящую деревню Семеновское в атаку спешат гренадеры Московского и Астраханского полков. Успешным действиям пехоты на этом участке во многом содействовала легкая артиллерийская рота полковника Козена, которая расположилась вдоль Семеновского ручья.

Справа, на втором плане, видна французская кавалерия — кирасиры (тяжелые всадники) генерала Нансути. Кирасиры имели задание обойти Семеновское справа и выйти в тыл его защитникам. Но на их пути встали в боевом каре лейб-гвардии Измайловский и Литовский полки. Тесно прижавшись друг к другу и выставив вперед штыки, гвардейцы простояли на поле 6 часов.

Потеряв почти половину своего состава, они отбили все три неприятельские атаки.

Слайд 7

Линия фронта в момент изображаемых событий проходит по Семеновскому оврагу, часть которого хорошо видна на переднем плане картины. Через овраг идут в контратаку русские воины сводной гренадерской дивизии. По дощатому мосту и вброд они переходят Семеновский ручей и там вступают в рукопашную схватку с неприятелем.

На втором плане изображены атакующие части французского кавалерийского корпуса генерала Нансути, которых впереди ждут построенные в каре лейб-гвардии Измайловский и Литовский полки (см. предыдущий кадр). «Полки лейб-гвардии Измайловский и Литовский в сем сражении покрыли себя славою в виду всей армии.

Быв атакованы три раза неприятельскими кирасирами и конными гренадерами, стояли твердо и, отразив их стремление, множество из оных истребили». М. И. Кутузов «Неприятель, усиля свои фронты новыми подкреплениями, сделал на полки 3-й дивизии, близ их стоявшие, сильную кавалерийскую атаку, которая при всей стремительности своей осталась вовсе не удачною.

Удар выдержан был с отчаянным мужеством и стоил неприятелю страшной потери». П. П. Коновницын

Слайд 8

Французская артиллерия, расположившаяся вдоль Семеновского оврага, поддерживает огнем атаку кирасир на боевые порядки Измайловского и Литовского полков.

Обратите внимание

На переднем плане в атаку идет французская пехота под командованием генерала Фриана, их передовые отряды контратакуют переправляющиеся через ручей и овраг русские гренадеры. На втором плане, за пехотой Фриана, видны два русских укрепления — Семеновские (Багратионовские) флеши.

Здесь недавно гремели ожесточенные бои. Об этом свидетельствует множество павших воинов и лошадей. В момент изображаемых событий флеши заняты французскими войсками.

Слайд 9

На фрагменте изображены французские позиции. На переднем плане — французская артиллерия генерала Сорбье, расположившаяся вдоль Семеновского оврага, которая поддерживает огнем атаку кирасир генерала Нансути и пехотной дивизии генерала Фриана.

Конная батарея только что подошла к самому краю Семеновского оврага, артиллеристы разворачиваются, на ходу отцепляют орудия от передков, подносят снаряды, заряжают пушки, некоторые уже ведут огонь по русским позициям. На заднем плане слева видна оставленная русскими войсками правая Семеновская флешь.

Правее флеши на опушке леса стоят остатки корпусов маршалов Даву и Нея, отошедшие сюда после боя за Семеновские флеши. Эти корпуса понесли огромные потери. Не случайно Семеновские флеши называли «могилой французской пехоты».

Слайд 10

На фрагменте изображены французские позиции. На переднем плане — левый край разворачивающейся французской артиллерии генерала Сорбье. На заднем плане, правее корпусов маршалов Даву и Нея, видна Старая гвардия Наполеона.

Она стоит слева от Шевардинского редута (изображен на следующем фрагменте панорамы). Вместе с Молодой гвардией (которая располагалась справа от редута), Старая гвардия являлась последним, личным резервом французского императора.

На многочисленные просьбы маршалов и генералов ввести их в бой Наполеон отвечал, что не может жертвовать последним резервом в восьмистах льё от Парижа.

Слайд 11

Важно

На втором плане фрагмента у леса видна возвышенность. Это — Шевардинский редут. 24 августа здесь героически сражались войска, возглавляемые генералом А. И. Горчаковым. В день Бородинского сражения в районе редута располагался командный пункт Наполеона. Он изображен вдали слева на белом коне. За императором — его свита. Справа от редута вдали — Молодая гвардия.

Со всех сторон к Наполеону и от него мчатся гонцы с сообщениями о ходе сражения и приказаниями войскам. В этот момент Наполеону уже докладывают о появившихся в тылу его армии кавалеристах Уварова и казаках Платова. Через некоторое время он будет вынужден лично отправиться на левый фланг для выяснения обстановки.

На переднем плане — наступающая кавалерия Латур-Мобура (саксонские и вестфальские кирасиры). Она наносила удар справа по деревне Семеновское одновременно с наступающей слева конницей Нансути. За вводом в бой кавалерии на этом участке наблюдает неаполитанский король маршал Мюрат — командующий резервной кавалерией в армии Наполеона.

Он изображен у обочины дороги на светло-сером коне, в головном уборе с высоким плюмажем из страусовых перьев.

Слайд 12

Стройными рядами идут в атаку кирасиры корпуса Латур-Мобура. Перед Семеновским оврагом строй конницы нарушается, сбивается наступательный порыв. Расположение русской армии создавало дополнительные трудности для атак неприятеля, особенно кавалерийских частей. На опушке леса — итальянская гвардия.

За рекой Колочь — командующий 4-м корпусом наполеоновской армии вице-король Италии Е. Богарне со свитой. Его войска готовы по первому приказу двинуться в атаку на центральные русские укрепления — батарею Раевского.

«Наполеон, считая наш центр достаточно ослабленным, надеялся сокрушить его решительным ударом: огромные массы неприятельских войск, как грозные тучи, облагали нашу позицию… Но в этот момент предложенная атака неприятеля была приостановлена смятением в войсках вице-короля, оставленных у Бородина за Колочью… Причиною этой тревоги была атака генерала Уварова на левое крыло неприятельской армии». М. И. Богданович

Слайд 13

Кирасиры корпуса Латур-Мобура выбираются на берег Семеновского оврага, чтобы вступить в бой с русскими кирасирами Бороздина 2-го. На втором плане — на боевые порядки русской армии наступают уланы генерала Рожнецкого. Фрагмент представляет левую часть эпизода, известного как «Кавалерийский бой во ржи».

Слайд 14

На нескошенном ржаном поле в жестокой схватке сошлись саксонские кирасиры и русские кирасиры полка Бороздина. На втором плане за кирасирами драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют улан генерала Рожнецкого. После нескольких часов упорного боя на этом участке неприятель был вынужден отступить. На заднем плане — село Бородино.

Совет

Сюда рано утром Наполеон обрушил один из первых своих ударов. В момент изображаемых событий село находится в руках французов. Все село сгорело, осталась лишь церковь Рождества Христова, силуэт которой виден на картине. Построенная в 1701 году, эта церковь сохранилась до наших дней и является единственным материальным свидетелем битвы.

Правее села Бородина, в пороховом дыму — батарея Раевского, центральное укрепление русской армии. Французы назвали его «редутом смерти». Склоны усеяны телами. К этому времени защитники отбили уже две неприятельские атаки. В изображенный момент батарею защищает 24-я пехотная дивизия генерала Лихачева.

Неприятель готовится к третьей атаке на батарею, защитники — к контратаке.

Слайд 15

Воспользовавшись замешательством, вызванным атакой в тыл французам казаков М. И. Платова и кавалеристов Ф. П. Уварова, которое задержало третью атаку на батарею Раевского почти на два часа, Кутузов направил к Курганной высоте свежие войска.

На заднем плане слева видно, как на помощь защитникам батареи спешат Волынский и Тобольский полки. Правее батареи Раевского — группа военачальников русской армии: впереди командующий центром и правым флангом М. Б. Барклай-де-Толли, за ним командир 7-го пехотного корпуса Н. Н. Раевский, генерал-квартирмейстер К. Ф.

Толь и исполняющий обязанности начальника штаба Л. Л. Бенигсен. На переднем плане спешат в атаку кирасиры бригады Н. М. Бороздина, справа в зеленом мундире и треуголке с белым плюмажем — сам генерал-майор Н. М. Бороздин. На заднем плане справа — деревня Горки, где находился командный пункт М. И. Кутузова.

Все 15 часов битвы главнокомандующий находился на командном пункте, спокойно и уверенно руководя действиями своих войск.

Слайд 16

На переднем плане фрагмента — левый фланг атакующих кирасир бригады генерал-майора Н. М. Бороздина, за ними идут в атаку ахтырские гусары и астраханские кирасиры. На заднем плане располагаются резервы русской армии.

Слева, рядом с деревней Горки, где находился командный пункт фельдмаршала Кутузова, выстраиваются в боевой порядок 2-й и 3-й кавалерийские корпуса генерал-майора Ф. К. Корфа. Справа стоят в резерве лейб-гвардии Преображенский и Семеновский полки.

Обратите внимание

Резервы должны быть сберегаемы сколь можно долее, ибо тот генерал, который сохранит еще резервы, не побежден. М. И. Кутузов

Слайд 17

На втором плане фрагмента, слева, близ опушки леса, видна деревня Князьково, около которой в день сражения находился один из главных перевязочных пунктов русской армии. Здесь героически трудились военные лекари, оказывая первую медицинскую помощь раненым.

По проселочной дороге на перевязочный пункт направляются повозки с ранеными. На последней, запряженной тройкой лошадей, везут тяжелораненого П. И. Багратиона. Повозка проезжает мимо стоящих здесь в резерве конногвардейцев и кавалергардов.

Они застыли в четком строю, отдавая честь любимому командиру.

Слайд 18

Вновь перед нами северо-западная окраина деревни Семеновское, где русские войска под командованием только что прибывшего сюда на смену раненому П. И. Багратиону генерала Д. С. Дохтурова ведут бой с неприятелем.

Слайд 19

Характеризуя момент сражения, изображенный на панораме, консультант Ф. А. Рубо генерал-лейтенант Б. А. Колюбакин писал: «В это время развернулись наиболее яркие и характерные события: время наибольшего участия наших войск, наибольшее участие конницы, участие почти всей нашей гвардии».

Хотя на панораме показано всего несколько эпизодов, художнику удалось отразить весь драматизм сражения, героическую борьбу русских солдат. К 200-летию победы над Наполеоном на официальном сайте музея-панорамы «Бородинская битва» ведется работа над созданием виртуального музея, который будет доступен всем пользователям интернет. Адрес сайта http://www.

1812panorama.ru/ Виртуальный музей http://www.1812panorama.ru/navigator.html

Слайд 20

С 200-летием Победы в Отечественной войне 1812 года!

Музей-панорама «Бородинская битва»

Гигантское панорамное полотно «бородинская битва»

Музей-панорама «Бородинская битва» — это, пожалуй, единственное место в Москве, и даже во всей России (а возможно и в мире), где можно увидеть в таком масштабе, в полном развороте, Бородинское сражение 1812 года. В музее собраны коллекции: живописи, эстампа, рисунка, фарфора и др. — ознакомление с которыми позволяет прикоснуться к атмосфере начала 19 века.

Вы получите максимальное удовольствие, если хотя бы немного знакомы с историей России данного периода. А если вы собираетесь прийти в музей с детьми, приготовьтесь к тому, чтобы взять хорошего экскурсовода, так как в противном случае детям, особенно младше десяти лет, будет несколько скучно.

Мое посещение музея-панорамы «Бородинская битва» совпало с Днем бесплатных посещений музеев на Рождество.

В этот день мерзли и кутузовцы, и французы, и все, кто стоял в очереди и пытался взять музей штурмом.

Кутузов гордо возвышался над нами и молча наблюдал за происходящим.

Бравые офицеры охраняли покой полководца.

Грозные пушки, наводящие ужас на врага.

Важно

Чтобы не терять времени в очереди и немного согреться, я решила обойти вокруг музея и осмотреть местные достопримечательности.

Часовня Архистратига Михаила

Братская могила воинов — героев отечественной войны 1812 года.

«Кутузовская изба»

Бюст М.И.Кутузова

В этой избе состоялся Военный совет в Филях

Военный совет в Филях. А.Клименко с оригинала А.Д.Кившенко 1880 года 1889 год (картина из зала музея).

И вот, наконец-то, я в музее.

Горожане 1812 года встречают посетителей в просторном вестибюле музея.

Первый экспонат музея.

Великие полоководцы:

М.Б.Барклай де Толли

П.И.Багратион

Карта, представляющая Европу по новейшему разделению. А.Савинков, Санкт-Петербург. 1812 год

«Три головы под одним шутовским колпаком или триумвират сумашедших» (Александр I, Георг III и Франц II). Неизвестный художник с французской карикатуры начала XIX века Санкт-Петербург 1880-е годы.

Экспонаты музея

Залы музея

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский генерал-фельдмаршал, светлейший князь главнокомандующий Российскими армиями в 1812 году. Художник Р.М.Волков 1813 год. Этот портрет Кутузова является одним из последних  прижизненных изображений полководца.

Кутузов изображен в генеральском мундире со знаками Ордена Святого Георгия Победоносца 1-го класса — самой почетной награды в Российской армии.

Получив «за поражение и изгнание неприятеля из пределов России» 12 (24) декабря 1812 года орден Святого Георгия 1-го класса, Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов стал первым в российской истории полным георгиевским кавалером. О своей награде полководец писал жене : «Теперь украшать меня уже нечем…».

Бюро из семьи Кутузовых. Россия. Конец XVIII века.

Готовальня, принадлежала М.И.Кутузову.

«Малая галерея» участников Бородинского сражения была выполнена в 1960-1970-х годах специально для Музея-панорамы «Бородинская битва» группой ленинградских художников.

«Кто кого?» В.В.Мазуровский. Конец XIX начало XX века.

Солдаты и офицеры Российской армии 1812 года

Оружие

Экспонаты

Часы каминные 1800 год, каска нижних чинов карабинерских полков образца 1810 года, кираса нижних чинов карабинерских полков образца 1810 года.

Часы дорожные. Конец XVIII века.

Атака Литовцев. Эскиз. Н.С.Самокиш. Начало XX века.

Предметы быта XVIII — XIX век.

Комплект дуэльных пистолетов с принадлежностями. 1807-1810 годы.

Походная аптечка

Каска нижних чинов тяжелой кавалерии образца 1808 года и кираса нижних чинов кирасирских полков образца 1812 года.

По красивой винтовой лестнице поднимаемся выше

Перед нами открывается великолепная панорама.

«На панораме Ф.А.Рубо «Бородинская битва», изображены события, относящиеся примерно к 10.30 утра 26 августа (7 сентября) 1812 года.

Совет

Мы находимся на возвышенном месте в деревне Семеновское – ключевом пункте позиции левого крыла Российской армии, среди полков 2-й Западной армии, обороняющих восточный склон оврага.

С этой возвышенности хорошо виден Семеновский овраг – основное естественное препятствие, защищающее русскую позицию от атак неприятеля. На противоположной стороне оврага главные силы Великой армии императора Наполеона ведут атаку на деревню Семеновское.»

«Панорама «Бородинская битва» была написана профессором Императорской академии художеств Францем Алексеевичем Рубо к 100-летнему юбилею войны 1812 года. Живописное полотно больших размеров (длиной 115 метров, высотой 15 метров) подвешено по кругу.

Площадь между смотровой площадкой и полотном занята предметным планом, незаметно переходящим в живопись, что усиливает впечатление погруженности в пространство.

Особое освещение, сочетающее отраженный и рассеянный свет, дает ощущение залитого солнечным светом простора и высокого летнего неба над головой.

Открытие панорамы состоялось 29 августа 1912 года.»

«Накануне Бородинского сражения (26 августа (7 сентября) 1812 года) численность регулярных войск и казаков в соединенных 1-й и 2-й Западных армиях составляла 123500 человек при 624 орудиях.

К этому времени к армии присоединились части Московского и Смоленского ополчений (не более 10 тысяч человек). У Наполеона при Бородино было 136 700 человек при 597 орудиях.

Наполеон был уверен, что одержит убедительную победу в предстоящем сражении, которая заставит Александра I пойти на мирные переговоры. Начавшаяся в 6 часов утра битва продолжалась 15 часов. Армии Кутузова, сохранив целостность боевого порядка, отступили на 1-1,5 километра.

Потери Великой армии составили до 38 тысяч человек убитыми и ранеными, среди них 50 генералов и один маршал. Потери российской армии составили 43 тысяч человек, в том числе 27 генералов.

Надежда Наполеона на победу, которая подарит ему «почетный мир», не сбылись: Российские войска устояли в сражении и представляли собой силу, способную продолжать войну. Предвидение Кутузова, что французов «нечем будет доканчивать» оказались верным: после Бородинского сражения российские войска, ослабленные большими потерями, вынуждены были продолжить отступление.»

Блюдо с изображением Дома Пашкова. Англия, Стаффордшир. 1820-1830 годы.

«Русская армия и жители оставляют Москву 1812 год». А.Н.Семенов, А.С.Соколов. 1958 год.

«Пожар Москвы». Неизвестный художник. Начало XX века.

«Французы в Москве». Неизвестный автор. 1810-е годы

Приказ начальника Генерального штаба маршала Бертье от 17 сентября 1812 года о прекращении грабежей.

Шпага французская чиновничья. Первая Империя (1804-1814 годы).

Медали. Франция. Парижский монетный двор.

Русские солдаты на привале.

Самовар походный. Конец XVIII — начало XIX века.

Псалтирь. Киевская Лавра, 1768 год.

Фляга для воды казачья, чернолощенная, переметная. Конец XVIII — начало XIX века.

Обратите внимание

Набор ампутационных инструментов (двенадцать предметов в футляре). Шотландия, фирма «Still». 1800 годы.

«Князь Кутузов отвергает предлагаемый Наполеоном через генерала Лористона мир» И.Иванов. Санкт-Петербург 1813 год.

«Калмык Ставропольского калмыцкого полка» 1812 год. М.В.Борисов 2007 год

«Киргизы» Неизвестный автор. Конец XIX века.

«Уральский казак». А.О.Орловский. 1821 год

Денис Васильевич Давыдов. М.А.Ананьев с портрета Дж.Доу 1820-х годов. 1959 год

«Партизаны». Неизвестный художник. Первая четверть XIX века.

«Малоярославец».  12 октября 1812 года

На картине с высоты птичьего полета изображен момент Малоярославецкого сражения. Через два дня 15 (27) октября Наполеон отдал приказ об отступлении на разоренную уже в ходе первого этапа кампании Старую Смоленскую дорогу.

«Подвиг батареи полковника Никитина в сражении под Красным в 1812 году». М.О.Микешин. 1854 год

Прибор чернильный XIX век

«Наполеонова гвардия под конвоем старостихи Василисы». А.Г.Венецианов. 1813 год

«Вологодский ратник». Неизвестный художник. 1813 год

«Ретирада французских генералов». И.И.Теребенев. 1813 год

Скульптура Наполеона со съемной верхней частью (шкатулка). Конец XIX — начало  XX века.

Скульптура «Французский солдат, опирающийся на лошадь». Россия. Завод Гарднера. 1880-1890-е годы.

Плакетка с шестью миниатюрными портретами членов семьи участника Отечественной войны 1812 года. Неизвестный художник. Начало XIX века

Великая княжна Екатерина Павловна. 1815 год

Медальон «Сражение при Арсис-Сюр-Об». Ф.П.Толстой. Конец XIX века.

Медальон «Родомысл». Ф.П.Толстой. Конец XIX века.

Бокалы с вплавленными медальонами с изображениями русских военачальников Отечественной войны 1812 года.

Прибор чернильный. Россия. 1830-е годы.

Скульптура «Русский гренадер» Конец XIX — начало XX века.

Сабля рядового и офицерская шпага.

Бородинское поле в наши дни.

Время работы
Музей работает: понедельник, вторник, среда, суббота и воскресенье — с 10.00 до 18.00, четверг — с 10.00 до 21.00.

Вход в музей прекращается за 45 минут до его закрытия.

Санитарный день — последний четверг каждого месяца.

Первый понедельник каждого месяца вход в музей для многодетных семей и лиц, не достигших 18 лет, бесплатный.

Третье воскресенье каждого месяца вход в музей для всех категорий посетителей бесплатный

Стоимость билетов:

Входной билет взрослый 250 руб, детский 100 руб., льготный 100 руб.

Экскурсионный билет
(по субботам и воскресеньям с 12:00 до 16:00 посещение музея только с экскурсионным обслуживанием по сеансам): взрослый 400 руб., детский 250 руб., льготный 350 руб.

Билет «Комплексный»

(экскурсия по Музею-панораме, музею «Кутузовская изба» и территории историко-мемориального комплекса на Кутузовском проспекте)

взрослый 550 руб., детский 250 руб., льготный 350 руб.

Билет «Семейный» Два взрослых и один ребенок в возрасте до 17 лет включительно приобретают один билет. Входной билет — 500 рублей

Экскурсионный билет —900 рублей

Билет «Повторный»
При предъявлении билета, подтверждающего прошлое посещение музея, предоставляется скидка 20% скидка от стоимости входного билета.

«Билет 3-го воскресенья»
Билет предоставляет право получить экскурсионное обслуживание в Музее-панораме и музее «Кутузовская изба» в дни бесплатного посещения (третье воскресенье каждого месяца). 225 рублей

Входной билет на выставку 100 руб., льготный 50 руб.

Важно

Билеты для льготных категорий граждан подробнее смотрите на официальном сайте музея-панорамы «Бородинская битва».

Адрес музея-панорамы:

Москва, Кутузовский проспект, дом 38

Как добраться до Музея-панорамы «Бородинская битва»:

Проезд до станции метро «Кутузовская», далее пешком в сторону Триумфальной арки или автобусами 91, 116, 157, троллейбусами 2, 7, 39, 44;
или до станции метро «Парк Победы», далее пешком в сторону Триумфальной арки.

Официальный сайт музея-панорамы www.1812panorama.ru